Как называется авторитет должности профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Успешное выполнение врачом своих обязанностей невозможно без авторитета среди руководителей хозяйств и их подразделений, своих сотрудников, работников животноводства, односельчан; он приобретается высоким профессионализмом, самоотверженным трудом и умением общаться с людьми.

Профессиональный авторитет – это моральный эквивалент врача, так называемый моральный капитал, который накапливает каждый в меру преданности делу и личного творческого взноса в общее дело – ветеринарную медицину. И вместе с тем это – часть морального капитала ветеринарной медицины в целом. Какими бы весомыми ни были посылки врача на неблагоприятные условия труда, на недостаточную материально-техническую базу ветеринарной медицины – все это не дает морального права на оправдание: задача должна быть выполнена обязательно. В этом и состоит врачебный долг. Именно при таком отношении к работе врач приобретает авторитет. Здесь важны также и чисто человеческие качества: общительность, готовность и способность помочь другому.

Одна из положительных черт врача – это выполнение работ, которые не относятся к его профессиональным обязанностям; в условиях хозяйства ему часто приходится подменять зооинженера, бригадира и др.

Врач ветеринарной медицины завоевывает авторитет своей принципиальностью, борьбой с недостатками, справедливостью, умением сочетать авторитет должностной и личный, успехами в работе. Авторитет и личный пример в повседневной работе врача имеют важное значение в выполнении производственных планов. Это – сумма многих составляющих, основа которых – идейная уверенность, целенаправленность в работе и жизни, готовность полностью отдать себя служению общему делу.

Росту авторитета в значительной степени содействует терпимость к человеческим слабостям, которые не мешают им в работе, и нетерпимость ко всему, что мешает делу. Например, человек, выполняя какую-то работу, любит говорить. Но ведь обязанности свои он выполняет добросовестно. Поэтому лучше набраться терпения и выслушать его, чем грубо перебивать. Следует развивать в себе привычку сдерживаться, ведь еще Гораций говорил, что гнев – это кратковременное безумие. Грубость в отношении к подчиненным наносит авторитету врача значительный вред.

Такт – это ощущение меры, которое не унижает ни человеческого достоинства, ни собственного достоинства специалистов ветеринарной медицины. Это умение правильно вести себя при любых обстоятельствах, соблюдать общепринятые этические требования. Тактичный человек никогда не проявляет неприязни или излишней симпатии к отдельным сотрудникам, чтобы не поставить их в трудное положение в коллективе. Психологический такт – это умение человека находить наиболее подходящие тон и форму общения с окружающими людьми. Это понимание ситуации, простота и естественность в общении, умение всегда оставаться самим собой, быть объективным при оценке поведения и результатов деятельности сотрудников. Тактичный человек, по выражению Н.А. Добролюбова, желает во всем действовать так, чтобы принести больше добра и радости другим людям, в крайнем случае, никому из них не нанести незаслуженной неприятности. В отношениях с другими людьми тактичный врач ветеринарной медицины чуткий, внимательный, пытается ни лишним неуместным словом, ни легкомысленным поступком никого не оскорбить, никому не испортить настроение.

А вспомните, сколько оскорблений на совещаниях или просто в разговоре с дояркой наносит ей бестактный врач по поводу, скажем, появления диспепсии у новорожденного теленка. Он обвиняет её и в несвоевременном кормлении новорожденного, и в неправильном выпаивании молозива, и других недостатках. И хотя он знает, что основные причины возникновения диспепсии доярка не в состоянии устранить, все же ищет виновных среди подчиненных. Конечно, среди доярок встречаются недобросовестные. Но основная масса людей болеет за общее дело. И в случае заболевания теленка, не осуждайте человека, а помогите ему. Он должен увидеть у вас сотрудника, товарища, а не только руководителя.




Считается бестактным портить своим плохим настроением настроение другим людям. Конечно, в жизни врача, как и у каждого человека, бывают неприятности. Однако если вы не владеете собой, лучше не выходите в таких случаях в рабочий коллектив, перенесите свое плохое настроение самостоятельно. Хотя в доброжелательно настроенном коллективе неприятности, и даже горе, переносятся легче. Своим сочувствием коллеги положительно влияют на настроение товарища. А разделенное горе – это его половина.

Не лучшим образом на авторитет врача ветеринарной медицины влияет заносчивость. В коллективе такие люди создают ненужные конфликты, лишнюю напряженность, нервозность, нездоровую обстановку. Но, они не пользуются уважением ни среди коллег, ни среди работников животноводства.

Общность задач, государственный характер ветеринарной деятельности порождают содружество и взаимопомощь в коллективе работников ветеринарной медицины. Взаимоуважение между коллегами предусматривает заботу об авторитете у животноводов каждого из них. К сожалению, встречаются еще врачи, которые зарабатывают себе авторитет за счет своего коллеги. О. М. Горький призывал учиться уважения среди людей; быть человеком, выкорчевывать лицемерие, избавляться от потребительского отношения к людям, зависти, быть благожелательным, бороться с хамством.

Эти слова касаются всех, но в первую очередь интеллигенции, особенно врачей, в том числе и врачей ветеринарной медицины. Врач, кроме профессиональных знаний, должен иметь общечеловеческие качества. Показные вежливость, знание этикета здесь не помогут.

В отношениях с людьми врач должен быть в одинаковой мере и приветливым, и, при необходимости, строгим. Панибратство – это признак безволия, бесхарактерности. Невнимательность, черствость в одном случае, как и подхалимство в другом – это отступления от врачебного долга, унижающие врача.

Важной составляющей авторитета врача ветеринарной медицины является его отношение к успехам или неудачам коллектива. Ведь известно: если руководитель при выполнении задач различными способами обходит острые углы, то такое отношение к делу будет и в других работников.

В практике встречается еще много случаев, когда пассивность некоторых работников ветеринарной медицины, их стремление плыть по течению обходится хозяйству значительными экономическими убытками. Так, в одном из хозяйств летом из-за дождливой погоды молодняк крупного рогатого скота был переведен временно из летних лагерей в зимние помещения. Пользуясь случаем, врач решил сделать прививку животным против сибирской язвы и эмкара. Но неблагоприятные условия содержания, а также поствакцинальное напряжение организма привели к обострению хронических легочных болезней и массовой гибели животных. Если бы врач мог предвидеть последствия вакцинаций в таких условиях он бы обязательно отказался от прививки, а сделал ее позже, в лагерях.

Моральные убытки, которые не подвергаются количественному подсчету, можно оценить, если вообразить, как безразличие и безынициативность одного руководителя службы ветеринарной медицины тиражируются в сознании многих людей. Следствием этого является безразличное отношение к делу многих исполнителей. Разве мало случаев, когда врач, диагностируя по клиническим признакам какое-то опасное заболевание у животного, вместо того, чтобы срочно принять меры предотвращения его распространения, спокойно ожидает выводов лаборатории или указаний непосредственного руководителя, которого он поставил в известность?

Поведение врача в значительной степени зависит от того, как он понимает общественное значение своей деятельности и насколько ощущает за нее ответственность. Не следует забывать, что профессия врача ветеринарной медицины служит целям общественного прогресса. Но понимание важности своего труда не должно перерастать в профессиональный эгоизм. Поэтому начинающему врачу следует помнить, что авторитет и уважение завоёвываются только честным трудом, а не должностью. Авторитет – это не приложение к диплому.

Но этика и авторитет – не одно и то же. Можно вести себя этично и оставаться плохим врачом. Но настоящего авторитета у человека, который не соблюдает этические нормы, не бывает.

Хочется указать и на неправильное поведение отдельных специалистов ветеринарной медицины, особенно молодых, которые, не имея достаточных знаний, бояться в этом сознаться. В таких случаях знания подменяются апломбом, излишним администрированием, самовосхвалением. Если им своевременно не указать на эти недостатки, в дальнейшем развивается культ личности.

Значительным недостатком некоторых врачей является преувеличенное представление о своих профессиональных знаниях. Ветеринарная медицина охватывает много отраслей знаний, которые усвоить в полном объеме просто невозможно. Поэтому у врача нет оснований стесняться, если он чего-то не знает. Еще академик И. П. Павлов говорил, что нельзя думать, будь-то вы все знаете. И как бы высоко ни ценили вас, найдите мужество сказать: я – неуч.

Без авторитета, работать врачу ветеринарной медицины очень тяжело. У неавторитетного специалиста возникает много недоразумений с животноводами, руководителями производственного звена или хозяйства в целом. Авторитетный же врач сравнительно легко реализует поставленные перед ним задачи.

Составляющими авторитета врача являются объективные (должность) и субъективные (добытый им самим престиж) факторы. Должностной авторитет определяется существующей системой субординации в коллективе. Предоставление должностному лицу полномочий по реализации управленческих функций относительно сотрудников лишь предполагает наличие авторитета. Приказом его утвердить невозможно, он завоёвывается работником ветеринарной медицины принципиальностью, требовательностью и справедливостью. Быстро приобретает авторитет тот, кто имеет высокую профессиональную подготовку и умеет найти правильный стиль общения с коллегами и подчиненными.

В этом разделе приведены наиболее весомые, на наш взгляд, морально-этические требования к врачу ветеринарной медицины. Они играют важную роль в выполнении им своего служебного долга. Ведь работникам ветеринарной медицины приходится общаться с людьми. И по-видимому, культура поведения врача, умение налаживать и поддерживать отношения в коллективе, предотвращать или разрешать конфликты не менее важны, чем профессиональные знания. Именно эти качества, а также любовь к профессии утверждают и поддерживают профессиональный авторитет врача.

Эти материалы помогут студентам лучше понять суть профессии врача ветеринарной медицины и быстрее освоиться на рабочем месте после окончания высшего учебного заведения.

Авторитет

Авторитет. Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.

Авторитет с точки зрения психологии

Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.

В основе формирования авторитета – личные качества индивида

В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.

Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.

Авторитет как инструмент власти

Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.

Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.

Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.

Авторитет лидера

Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:

  • уверенность в себе, убежденность в своей правоте и своей силе;
  • высокий уровень энергии, стремление к деятельности, направленной на достижение значимых целей;
  • обладание харизмой – яркой индивидуальностью, связанной с одаренностью, особыми способностями, в первую очередь, в интеллектуальной и социальной сферах;
  • хорошие организаторские и коммуникативные способности, развитая риторика и умение убеждать;
  • принятие своего высокого статуса, потребность в социальном признании и даже в восхищении окружающих.

Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.

Авторитет руководителя

Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.

Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.

Даже термины «лидер» и «руководитель» отражают саму суть различия видов влияния. Руководитель – это манипулятор, он управляет людьми, сам оставаясь в стороне от непосредственного процесса деятельности. Он находится как бы за сценой, отдавая приказы, перекладывая всю тяжесть выполнения принятых решений на плечи подчиненных. А лидер возглавляет группу, он идет впереди, принимая на себя и первый удар, и наибольшую ответственность, и всю тяжесть совместной деятельности.

Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.

Виды авторитета

Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.

Подлинный и ложный (мнимый) авторитет

Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.

Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.

Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.

Такое признание неустойчиво, не подкрепленный уважением и конструктивными делами авторитет может рассыпаться, как карточный домик, от одного неверного поступка, очередной лжи или неосторожного слова. Ложный авторитет может привести человека к статусу «серого кардинала», но настоящим лидером он никогда не станет.

Рациональный и иррациональный авторитет

Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.

Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.

Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.

Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.

Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.

Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.

Авторитет (от лат. auctoritas -— власть, влияние) в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Социология управления.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дисциплина: «Социология управления»

Тема: «Понятие авторитета. Авторитет должности и моральный авторитет. Авторитет и лидерство»

Студентка гр. 9ДВУ Преподаватель

Морозова К.В. Пакина Т.А.

  1. Понятие авторитета…………………………………………………… . 3
  2. Авторитет должности и моральный авторитет………………………..3
  3. Авторитет и лидерство………………………………………………….. 8
  4. Литература…………………………………………………… …………10
  1. Понятие авторитета.

Авторитет (от лат. auctoritas -— власть, влияние) в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

Это крайне неустойчивая, недолговременная и переменчивая форма влияния. Такое влияние возможно при этом условии, что вы не угрожаете ни жизни, ни социальному положению другого человека, но оказываете ему какую-либо выгодную услугу.

  1. Авторитет должности и моральный авторитет.

Если вы пользуетесь у товарищей авторитетом как большая умница, честный и принципиальный человек либо как активный защитник их интересов, скажем, перед администрацией школы, то сумеете сохранить свое превосходство только в том случае, если не утеряете качеств, за которые вас уважают. Уважение — вот основа авторитета. Как только вы показали себя некомпетентным, бесчестным или беззащитным, вы теряете превосходство и пополняете ряды ведомых — тех, кто идет вслед за авторитетным лидером и надеется на его помощь.

При такой форме влияния, по существу, происходит взаимовыгодный обмен услугами: лидер получает нужную ему популярность и уважение, а ведомые — не менее нужные им знания, образцы нравственного поведения, защиту интересов.

Как правило, авторитетные отношения не оформляются каким-либо служебным уставом или официальным приказом, постановлением, законом. Именно поэтому их называют неформальными. Волю авторитетного лица другие исполняют как личную просьбу, а не как приказ.

В научной литературе не достигнуто согласия по поводу точного определения понятия авторитета. Одни авторы, в частности К. Маркс, М. Вебер, Дж. Остин, Б. Рассел, Д. Истон, Р. Берштедт, рассматривают авторитет как тип, разновидность или форму проявления власти. Они полагают, что власть и авторитет соотносятся между собой, как общее и особенное, и что авторитет невозможен без власти. Другие (X. Арендт, М. Крозье, К. Фридрих, Р. Фридман, П. Уинч) считают власть и авторитет самостоятельными явлениями.

Ч. Барнард, рассматривая проблему авторитета в организации, вводит понятие принятого авторитета. Считая приказы важнейшим проявлением авторитета в формальной организации, он подчеркивает, что атрибут его вносится в приказы не лицами, отдающими их, а, напротив, теми, кому они адресованы. Иными словами, окончательным критерием оценки авторитета является принятие или непринятие индивидами адресованных им приказов. Для того чтобы приказы были приняты как авторитетные, они должны быть: а) понятными; б) соответствовать цели организации; в) сопоставимыми в целом с личными интересами тех, кому они адресованы; г) осуществимыми.

Барнард полагает, что проблема принятия авторитета в организации должна рассматриваться в связи с так называемой зоной индифферентности, означающей, что каждый индивидуум охотно принимает приказы лишь в определенных границах, которые, разумеется, подвержены изменениям. Администраторы, если они хотят, чтобы подчиненные повиновались отдаваемым им приказам, должны уметь определять эту зону. Повиновение приказам в пределах зоны индифферентности поддерживается также мнением организации и взглядами группы.

Акцентируя внимание на концепции принятого авторитета, Барнард указывает на то, что непринятый авторитет, в сущности, представляет собой фикцию высшего авторитета, в основе которого лежит право вето, находящееся в руках тех, кто получает приказы. Это право может применяться тем чаще, чем больше лица, занимающие руководящие посты, проявляют неспособность, незнание условий или неумение правильно выразить то, что должно быть исполнено. В то же время люди в организации готовы признать гораздо больший авторитет руководителя, выходящий далеко за пределы обычной зоны индифферентности, если такой администратор сочетает в себе формальный авторитет своего поста со способностями, знаниями и пониманием, так что в итоге создается авторитет лидерства.

В общем и целом, в интерпретации авторитета выделяются две традиции. Согласно первой авторитет - это право командовать, т. е. атрибут закона, статуса, учреждения (авторитет де-юре). Люди обладают авторитетом, постольку поскольку занимают какое-то место или пост в определенной системе. Сущность подобного подхода выразил много лет назад английский философ Т. Гоббс: под авторитетом всегда понимается право совершения какого-то действия. Во второй традиции авторитет — субъективное качество человека, обусловленное знаниями, умениями и т. п. (авторитет де-факто).

Оба типа авторитета предполагают идею обоснованности притязаний, критериями которой могут выступать возраст, пол, статус, профессия, персональные характеристики, благосостояние, официальные документы и т. д., исключая содержание авторитетного распоряжения. Оба типа авторитета зависят от ценностей и убеждений участников авторитетного отношения.

В самом общем виде авторитет определяется как средоточие (locus) власти. На этот счет известна афористичная формула Цицерона: Власть в народе, авторитет в сенате (Potestas in populo, auctoritas in senatu est). От сенаторов и вообще от вождей требовалось выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие моменты общего согласия, а от народа — санкционировать и поддерживать подобную концентрацию. Чтобы стать правящим авторитетом, римский сенат обязан был быть фокусом политического общения, ядром (институциональной рамкой) народного согласия.

По мнению М.В. Ильина и А.Ю. Мельвиля, формула Цицерона отражает диалектику соотношения власти и авторитета. С одной стороны, авторитет — лишь средство достижения власти, но одновременно и его предпосылка. С другой — он может стать самим собой только в том случае, если позволит структурировать власть (придать ей контуры государственности) и получит поддержку, явное или неявное согласие на создаваемую конфигурацию власти. Он— заложник этого согласия, но одновременно и его творец.

В политической практике правительственные решения, как и в большинстве других видов авторитетных отношений, обычно подкреплены открытой или скрытой угрозой применения силы. В таком случае наружу проступает сходство между авторитетом и силой (принуждением).

В зависимости от источника подчинения авторитет бывает персональным, традиционным или легальным. Персональный авторитет основывается на личных характеристиках человека. Подобный тип авторитета представляет собой неинституционализированные отношения между субъектом и объектом. Таковы отношения между людьми как личностями. Любовь, восхищение, дружба или симпатия — основа персонального авторитета.

Однако наиболее распространенная характеристика персонального авторитета — компетентность. Это настолько важное качество, что ученые предлагают выделить подвид персонального авторитета— компетентный авторитет, источником которого выступает вера одного человека в то, что другой превосходит его в знаниях и лучше понимает, как реализовать его интересы.

Традиционным, по М. Веберу, называется авторитет, легитимность которого обусловлена верой в святость власти и древних законов. Примером являются отношения между родителями и детьми, младшими и старшими, мужчинами и женщинами, патрициями и плебеями и т. д. К историческим формам традиционного авторитета Вебер относил геронтократию и патриархат.

Легальный авторитет строится на рациональных основаниях— вере в законность применяемых правили право тех, кого они наделяют авторитетом, отдавать команды. Источник авторитета в данном случае — легальные нормы, законы, статусные права. Когда осуществляется легальный авторитет, подчинение команде объясняется тем, что индивид чувствует себя обязанным повиноваться.

Авторитет можно считать специфическим способом проявления власти. В зарубежной социологии слова authority (авторитет) и power (власть) нередко употребляются как синонимы. Авторитет также выступает формой подчинения действий людей общественным нормам, средством поддержания общественной, в том числе и производственной, дисциплины.

Авторитет — индивидуальная, а не институциональная, как власть, характеристика. В Средневековье особым авторитетом пользовались отцы церкви, в эпоху предпринимательства — бизнесмены, которых считали лидерами нации. Т. Гоббс называл авторитетом того, чьи указания или приказы выполняются лишь по причине высокого доверия к его мудрости, знаниям, опыту либо нравственным принципам. Авторитет основан на уважении и признании другими индивидуальных достоинств. Он подразумевает добровольное подчинение многих людей одному лишь потому, что тот является личностью, а не назначенным лицом.

Авторитет и власть считаются двумя сторонами одного целого. Так ли это? Да. Но что представляет собой целое, их объединяющее? Это получение привилегий, отсутствующих у других. Авторитет и власть дают именно это. Таков их результат. А путь к авторитету и власти разный. При власти человека назначают, наделяют формальными атрибутами. Власть — это возможность навязывать свою волю вопреки желанию других. Наоборот, авторитет — не навязывание воли, а действие с согласия других.

Составные элементы авторитета и власти разные. У первого — это слава, публичное признание, уважение, добровольность. Таковы формы выражения авторитета. Составные элементы власти — контроль, господство, доминирование, давление, принуждение. Это формы выражения власти.

Авторитет и власть имеют нечто общее — фундамент в лице значимых других, когда:

1) они добровольно признают нечто стоящим выше

их — это авторитет,

2) их принуждают признать нечто стоящим выше их — это власть.

3. Авторитет и лидерство.

Между авторитетом и властью существует асимметрия. Люди, наделенные формальным превосходством, т.е. властью, стремятся заручиться еще и неформальным превосходством, т.е. авторитетом. Однако авторитет не стремится К формальному закреплению, напротив, подобное ему противопоказано. Если человек, пользовавшийся народной любовью, получает официальное признание, он нередко теряет авторитет

в глазах подданных, особенно если народ не любит правительство. Если любимец народа, например депутат, получает еще и правительственный пост, что нравится народу, то это значит, что правительственный пост (формальная власть) пользовался у народа также неформальной любовью, т. е. авторитетом.

Когда народный избранник разочаровывает народ, к нему охладевают; когда формальное руководство не оправдывает надежд подчиненных, власть отчуждается. Итак, существуют два разных способа отторжения лидера от значимых других: при авторитете— охлаждение, при власти — отчуждение. При авторитете не может быть отчуждения, это нелепо. Когда власть стремится еще и к авторитету, она знает об отчуждении и старается низвести его до уровня охлаждения как более слабого варианта отчуждения. Отчуждение — социальный процесс, охлаждение — психологический.

"Он пользуется авторитетом". "Ты в авторитете". "Ты - мой авторитет". Какие знакомые фразы. Прибегая к ним, мы и не задумываемся, что значит это слово. А давайте сегодня и поговорим о признаках авторитетности более подробно. Рассмотрим данное понятие и выясним, как же достигается авторитет.

Понятие

Авторитет имеет несколько смыслов. В широком понимании слова это значимость и основанная на нем власть. В более узком - побуждающее действие к признанию главенства, благодаря каким-либо выдающимся заслугам.

Кто такой авторитет?

Авторитетный человек - это тот, за кем признаны какие-либо умственные заслуги, его моральные качества, выдающиеся достижения в той или иной области. Важным критерием является ненасильственное влияние авторитета на общество.

Авторитетный руководитель

Виды авторитета

К основным видам авторитета относятся следующие:

Должностной. Определяется служебным положением человека, занимаемой им должностью.

Моральный. Зависит от личностных качеств.

Профессиональный. Его основой служит компетентность специалиста в своей отрасли деятельности.

Коллективный. Его скорее можно отнести к армейской и военной службе.

Индивидуальный. Зависит от отдельной личности, которая и является его носителем.

Истинный. Основан на высоких моральных качествах того, кто завоевывает данный вид авторитета. Действия в соответствии с нормами морали - основной критерий такой личности.

Кто такой лидер?

Ложный авторитет

Если есть истинный авторитет, значит, должен быть и мнимый. Или ложный. Авторитетный человек - это тот, который стремится завоевать истинный авторитет. Потому что ложный выглядит смешно и убого. У носителя нет чувства удовлетворения от данного статуса.

Каковы основные виды ложного авторитета?

Авторитет подавления. Заключается в попытке руководителя "задавить" своих подчиненных психологически.

Авторитет расстояния. Выражается в необходимости всегда и все знать и контролировать, не давая никому расслабиться даже на расстоянии. При этом человек предпочитает держаться отстранено от всех, являясь для людей чем-то недоступным и загадочным.

Авторитет чванства. Человеку с данным подвидом ложного авторитета обычно наплевать на других. Он не вникает в чужие нужды и просьбы, всем своим видом показывая, как окружающие ничтожны. И только он - значимая фигура.

Авторитет педантизма. Множество каких-то непонятных условностей, за несоблюдение которых следует наказание. Насаждение мелочных традиций.

Авторитет доброты. Этот вид авторитета можно отнести к псевдодемократическому. Человек, владеющий им - эдакий "рубаха-парень". Основывается данный псевдоавторитет на попустительстве и снижении требований.

Кричать на подчиненного - глупо

Как сформировать навык?

Мы часто думаем, что авторитетный человек - это тот, которому дан сей навык свыше. Он ничего не делал для этого, просто родился таковым. Отнюдь. Авторитетными не рождаются, ими становятся.

Формирование данного навыка требует постоянной работы над собой и пересмотра своей прежней жизненной позиции. Приходится избавляться от старых привычек, выходить из зоны собственного комфорта и прощаться с людьми, тянущими вас "вниз".

В общем, как в любой другой работе, в труде над собой нельзя лениться и сидеть на месте, откладывая начало новой жизни на завтра.

Итак, с чего начинается формирование навыка? Первый этап - постановка цели. Нужно твердо решить, какова ваша конечная цель, чего вы хотите.

Простой пример. Человек решил похудеть и перейти на правильное питание. Но в семье его не понимают, подшучивают по этому поводу и постоянно предлагают съесть бутерброд с маслом и сыром, а не страдать ерундой. Человеку тяжело психологически, отказ от привычного - всегда стресс. И понятно, что на первой стадии обязательна поддержка. А здесь ее нет, скорее наоборот.

Что делать в этой ситуации? Отойти от своего привычного окружения и найти единомышленников. Например, зарегистрироваться на форуме здорового питания или выбранной диеты. Можно пойти в спортивный зал и завести друзей.

Родительский авторитет

Вторая ступень

Со временем достижение поставленной цели входит в привычку. Человек спокойно встает по утрам на пробежку, может отказаться от бутерброда без зазрения совести. Ему не важно, что о нем думают. Человек идет к своей цели. Вполне возможно, что близкие, глядя, с каким упорством человек идет к своей цели, начнут тянуться за ним. Так зарождается авторитет.

Вместо посиделок за вечерним ужином вся семья отправляется на прогулку. Выходные проводят не перед телевизором, а на лыжах/коньках/велосипедах, в зависимости от времени года. Друзья замечают изменения и начинают присоединяться к этой семье. Формируется коллектив единомышленников.

Третья стадия

Закрепление авторитета. Человек увлечен здоровым образом жизни. Он начинает тщательно изучать эту тему. Более углубленно разбираться в ней. Например, подбирает упражнения, которые можно выполнять с различными травмами, способен самостоятельно составить диету.

Что значит авторитетный человек? Молва о нем расходится от друзей к друзьям. Люди начинают консультироваться по вопросам здорового питания. Это и есть закрепление авторитета в той или иной отрасли.

Авторитет руководителя

Что значит быть авторитетным человеком в обществе? И в каком обществе? Хотя бы в собственном коллективе. Не секрет, что руководителей обычно не любят. Но почему? Потому что те сами дают повод, чаще всего это именно так.

Как заслужить и удержать авторитет руководителя в рабочих отношениях?

Быть вежливым со своими подчиненными, но соблюдать дистанцию в отношениях. Для людей не станет авторитетом вечно недовольный начальник, позволяющий себе повысить голос из-за любой мелочи. Подчиненные промолчат, но внутренний "саботаж" не заставит себя долго ждать.

Не позволять садиться себе на шею. Другими словами, сохранять расстояние в отношениях "начальник - подчиненный".

Авторитетный человек - это тот, который разбирается в своей деятельности. Начальник должен знать работу от и до. Потому что подчиненный сможет со спокойной душой подойти к нему в случае возникновения проблемы, зная, что помогут, подскажут и не накричат. К такому руководителю приятно идти, его приятно слушаться и выполнять данные поручения.

Существуют правила для всех. И никто их не нарушает. То есть, если в организации запрещено выходить курить и за это штрафуют, руководитель не стоит на крыльце с сигаретой. Правила есть правила.

Исключить эффект маятника. Сегодня начальник хочет, чтобы работа выполнялась по одному алгоритму, а через два дня он в корне меняет систему. Вряд ли подчиненные будут уважать человека, у которого семь пятниц на неделе.

У руководителя существуют обязательства перед подчиненными. И их нужно выполнять. Не стоит брать на себя невыполнимую миссию.

Рабочие моменты

Авторитетные качества

Как говорилось выше, авторитет - это оценка человека окружением или обществом. Каковы аргументы авторитетного человека? Чем он должен обладать?

  1. Знания. Людей уважают за их знания и умение понимать ту или иную отрасль "от волос до кончиков ногтей".
  2. Мудрость. Мудрец сумеет дать важный совет и рассмотреть ситуацию под правильным углом.
  3. Отзывчивость. Умение прийти на помощь в сочетании с двумя пунктами, изложенными выше, оказаться рядом в нужный момент - ключ к тому, чтобы люди уважали и тянулись.
  4. Доброта. Можно быть и умным, и мудрым, но использовать эти навыки так, будто окружающие люди - ничтожные червяки. Будут ли уважать такого мудреца и умника?
  5. Волевые качества. Мы пришли к тому, с чего начали. Работа над собой и достижение поставленных целей - пример для окружающих.

Руководителем быть сложно

Мировые авторитеты

По данным 2017 года, самый богатый и самый авторитетный человек в мире - Джефф Безос. Он является основателем онлайн-ретейлера Amazon.

Второе место в этом "хит-параде" занимает известный всему миру Билл Гейтс.

Билл Гейтс

Третья строчка отдана инвестору Уоррену Баффету.

Четвертое место в списке самых авторитетных людей мира занимает Амансио Ортега - основатель бренда Zara.

И закрывает великолепную пятерку Марк Цукерберг - создатель самой популярной социальной сети Facebook.

Заключение

Авторитет - это отработанный навык. Не нужно думать, что его невозможно добиться. Возможно - в том случае, если постоянно работать над собой. Люди тянутся к сильным и незаурядным личностям, умеющим разбираться в проблемах досконально.

Тест по психологии труда, 66 вопросов с ответами

1. Термин «психотехника» был предложен:
а) Г. Мюнстербергом;
б) В.Штерном;
в) Тейлором;
г) Вундтом.

2. Основоположники отечественной психологии труда:
а) Б.Ф. Ломов;
б) Е.А. Климов;
в) А.К. Гастев;
г) Б.М.Теплов.

3. Главная задача психологии труда:
а) исследование способности и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований;
б) изучение фактов и закономерностей психической регуляции деятельности человека;
в) исследование художественного творчества;
г) анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности.

4. Стресс это:
а) давление;
б) напряжение;
в) негативное состояние;
г) повреждение.

5. Что является психическим регулятором труда:
а) антицепация;
б) образ объекта труда;
в) владение внутренними средствами труда;
г) оринетировочная деятельность.

6. Составляющими трудового поста является:
а) производство полезных действий;
б) цель;
в) организация рабочего места;
г) управление средствами труда.

7. Учитель химии в средней школе это:
а) профессия;
б) специальность;
в) трудовой пост;
г) должность.

8. Стадия оптации:
а) 6-8 лет;
б) 11-12 лет;
в) 12-18 лет;
г) 18-25 лет.

9. Стадия адепта:
а) 6-8 лет;
б) 11-12 лет;
в) 12-18 лет;
г) 18-23 лет.

10. Какой метод чаще всего используется в психологии труда:
а) метод экспертной оценки;
б) метод анамнеза;
в) метод беседы;
г) метод наблюдения.

11.Что не относится к функциональному состоянию:
а) результат деятельности;
б) фон деятельности;
в) «карта деятельности»;
г) условия деятельности.

12. Стадия авторитета это:
а) оптант;
б) адепт;
в) интернал;
г) мастер;

13. К каким областям труда относится профессия продавец:
а) природа;
б) социальная система;
в) техника;
г) знаковая система.

14. Эрготическая функция это:
а) трудовая функция;
б) вещественная функция;
в) социальная функция;
г) функция средств труда.

15. Состояние не приводящее к потере работоспособности:
а) утомление;
б) напряженность;
в) монотония;
г) психическое пресыщение.

16. При утомлении наблюдается следующее изменение:
а) возрастает объем внимания;
б) улучшается память;
в) деструкция мотивационной сферы;
г) повышение мыслительной активности.

17. Стадия динамики работоспособности:
а) уровень непродуктивной деятельности;
б) уровень максимальных возможностей;
в) уровень чувствительной напряженности;
г) уровень аффекта.

18.Эзотерический способ регуляции состояния это:
а) плавание;
б) йога;
в) бег;
г) гимнастика.

19. Выделите профессию с абсолютной пригодностью:
а) врач;
б) космонавт;
в) библиотекарь;
г) продавец.

20. Оптимальный режим деятельности:
а) связан с решением простых задач;
б) отличается относительно большой нагрузкой;
в) связан с непредвиденными обстоятельствами;
г) связан со снижением возможностей человека.

21. Что не относится к профессионально-важным качествам (ПВК):
а) способности;
б) поведение;
в) мотивы;
г) направленность личности.

23. Мотивационная сфера профессионализма это не:
а) профессиональные ценности;
б) работоспособность;
в) профессиональные притязании;
г) профессиональные цели.

24. Операциональная сфера профессионализма это не:
а) профессиональные действия;
б) эффективность труда;
в) профессиональные мотивы;
г) индивидуальность их деятельности.

25. Факторы профессионального среза, связанные с трудовой деятельностью это не:
а) перегрузки (много работы);
б) плохие условия физического труда;
в) дефицит времени;
г) ролевой конфликт.

26. Предмет психологии труда это:
а) трудовая деятельность;
б) трудовой пост;
в) субъект труда;
г) объект труда.

27. Основные характеристики труда это не:
а) целенаправленная деятельность;
б) преднамеренный характер;
в) структурный характер;
г) орудийный характер.

28. Основные характеристики профессий это не:
а) вид трудовой деятельности;
б) общественно-полезной деятельности;
в) деятельность, где не обязательно вознаграждение;
г) деятельность предполагающая специальную подготовку.

29. Уровни самостоятельности человека в труде:
а) самостоятельная активность без помощи специалиста;
б) самостоятельная активность в условиях оптимального научного обслуживания;
в) человек рассматривается как некомпетентный и пассивный;
г) ненормативная самостоятельность.

30. Что не относится к специальностям:
а) окулист;
б) ортодонт;
в) врач;
г) педиатр.

31. К типу профессий с абсолютной профпригодностью относят следующие:
а) летчик;
б) преподаватель;
в) инженер;
г) продавец.

32. Наиболее устойчивыми профессионально значимыми свойствами являются:
а) мыслительные;
б) аттенционные;
в) индивидуально-типологические;
г) мнемические.

33. Индивидуальны й стиль в работе нужен для:
в) роста карьеры;
а) предотвращения утомления;
б) освоения профессии;
г) компенсации слабых сторон и использования природных преимуществ.

34. К сенсорным и прецептивным свойствам относятся:
а) мыслительные свойства;
б) все виды чувствительности;
в) переключаемость внимания;
г) способности запоминания и воспроизведения.

35. Отрицательное влияние старого навыка на выработку нового, автоматизированного действия называется:
а) торможением;
б) интерференцией;
в) искажением;
г) блокированием.

36. Работы Гуго Мюнстерберга известны в области:
а) профессиональной адаптации;
б) профессионального отбора;
в) психологии управления;
г) физиологии труда.

37. Зарождение отечественной психологии труда связано с именем:
а) И.П.Павлова;
б) Шпильрейна;
в) В.М.Бехтерева;
г) И.М. Сеченова.

38. Под понятием “субъект труда” в современной психологии труда понимается:
а) работник;
б) совокупность свойств индивида и личности;
в) личность;
г) поведенческие реакции.

39. Личностные методы направлены на изучение:
а) субъекта труда;
б) объекта труда;
в) профессиональной среды;
г) квалификации работника.

42. Более высокие требования к руководителям в отношении заботы о подчиненных предъявляют:
а) коллектив опытных работников;
б) женский коллектив;
в) мужской коллектив;
г) молодежный коллектив.

43. Из перечисленных пунктов исключите те, которые не влияют на подверженность утомлению:
а) возраст;
б) интерес и мотивация;
в) волевые черты характера;
г) физическое развитие;
д) уровень интеллекта.

44. Период жизни человека, связанный с проблемой выбора или вынужденной перемены профессии и осуществления этого выбора называется:
а) фазой оптанта;
б) фазой адепта;
в) фазой адаптанта;
г) фазой интернала;

46. Профессиональное самоопределение является основным новообразованием:
а) дошкольного возраста;
б) зрелого возраста;
в) периода ранней юности;
г) подростничества.

47. Оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет и наставник – фазы профессионального развития по:
а) Д. Сьюперу;
б) Е.А. Климову;
в) С. Фукуяма;
г) Н.С. Пряжникову.

48. Сознательный акт выявления собственной позиции в проблемных ситуациях называется:
а) реориентацией личности;
б) психобиографией;
в) самоопределением;
г) таксономией.

49. Профессиональные деформации связаны с изменением (убрать лишнее):
а) конфигурации тела;
б) продуктивности деятельности;
в) конфигурации личностного профиля;
г) мотивации деятельности.

51. Характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств и противопоказаний по состоянию здоровья называется:
а) профессиограмма;
б) психограмма;
в) праксиметрия;
г) таксономия;

52. Основные направления профориентационной работы (исключить лишнее):
а) профконсультация;
б) профанация;
в) профинформация;
г) профотбор.

53. Приведите в соответствие с возрастами задачу профессионального развития по периодизации Д. Сьюпера «Рост: развитие интересов способностей»:
а) 0-14 лет;
б) 14-25 лет;
в) 25-44 года;
г) 45-64 года;
д) 65 лет и более.

54. Приведите в соответствие с возрастами задачу профессионального развития по периодизации Д. Сьюпера «Исследовательский период: апробация сил»:
а) 0-14 лет;
б) 14-25 лет;
в) 25-44 года;
г) 45-64 года;
д) 65 лет и более.

55. Приведите в соответствие с возрастами задачу профессионального развития по периодизации Д. Сьюпера «Утверждение: упрочение позиций в профессии, в обществе»:
а) 0-14 лет;
б) 14-25 лет;
в) 25-44 года;
г) 45-64 года;
д) 65 лет и более.

56. Приведите в соответствие с возрастами задачу профессионального развития по периодизации Д. Сьюпера «Поддерживание: достижение устойчивости проф. положения»:
а) 0-14 лет;
б) 14-25 лет;
в) 25-44 года;
г) 45-64 года;
д) 65 лет и более.
57. Приведите в соответствие с возрастами задачу профессионального развития по периодизации Д. Сьюпера «Спад: уменьшение профессиональной активности»:
а) 0-14 лет;
б) 14-25 лет;
в) 25-44 года;
г) 45-64 года;
д) 65 лет и более.

58. К профессиям типа Человек-Человек не относятся:
а) бухгалтер;
б) учитель;
в) аудитор;
г) страховой агент;
д) менеджер.

59. Первое по порядку понятие, при котором каждое предыдущее было бы родовым (более общим) по отношению к последующим:
а) самоопределение на конкретном трудовом посту;
б) жизненное самоопределение;
в) профессиональное самоопределение;
г) ценностно-нравственное самоопределение.

60. Уровень профессионального развития личности (по А.К. Марковой), который характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах:
а) псевдопрофессионализм;
б) допрофессионализм;
в) суперпрофессионализм;
г) профессионализм.

61. Смена профессионального учебного заведения или профессии в связи с острой неудовлетворенностью выбором профессиональной деятельности или обнаружившейся профессиональной непригодностью называется:
а) профессиологией;
б) реориентацией;
в) псевдопрофессионализацией;
г) каузометрией.

62. Из перечисленных умений к интеллектуальным не относятся:
а) мнемические;
б) аттенционные;
в) мыслительные;
г) имажинитивные.

63. Что можно отнести к профессиям:
а) окулист;
б) ортодонт;
в) врач;
г) педиатр.

64. Укажите содержание поведенческого кризиса профессионального развития:
а) Потеря интереса к учебе, работе, утрата перспектив профессионального роста, дезинтеграция профессиональных ориентации, установок, позиций;
б) Неудовлетворенность содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
в) Противоречия в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.д.

65. Укажите содержание когнитивно-деятельностного кризиса профессионального развития:
а) Потеря интереса к учебе, работе, утрата перспектив профессионального роста, дезинтеграция профессиональных ориентации, установок, позиций;
б) Неудовлетворенность содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
в) Противоречия в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.д.
66. Укажите содержание мотивационного кризиса профессионального развития:
а) Потеря интереса к учебе, работе, утрата перспектив профессионального роста, дезинтеграция профессиональных ориентации, установок, позиций;
б) Неудовлетворенность содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
в) Противоречия в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.д.

Читайте также: