Как называется человек выбирающий профессию в психологии

Опубликовано: 02.10.2024


DC Comics
Кадр из фильма «Хранители» DC Comics

Детям хотя бы однажды задают вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» — чтобы потом услышать умилительные ответы вроде «космонавтом» или «балериной» и иметь возможность посетовать на то, куда катится мир, если этим ответом будет — «блогером». От подростка уже лет в 14-16 требуют точного ответа, кем же он решил стать и в какой вуз пойдет согласно этой цели. В помощь часто выдают профориентационные тесты, которые призваны помочь выявить склонность к какой-то одной сфере деятельности. Повзрослев, мы сталкиваемся с тем, что нас часто определяют через нашу профессию, например, представляя как фотографа, бизнесмена, дизайнера, программиста или музыканта. При этом, как правило, представляющий опирается на что-то одно, с какой стороны он знает вас профессионально, не спрашивая, кем вы видите себя сами и в чем еще хороши.

Одновременно с этим в медиа постоянно мелькают истории людей, нашедших свое призвание, а также статьи о том, как успешно подняться по карьерной лестнице. Героями зрительских фильмов становятся персонажи-кумиры своей профессии, которые поставили себе карьерную цель и двигались к ней через все возможные препятствия, но без тени сомнений в выбранном направлении. Находясь в этой парадигме, легко прийти к убеждению, что нужно найти одно- единственное призвание и всю жизнь целенаправленно двигаться только в этом направлении. Наверное, поэтому так называемые слэш-люди, которых сейчас становится все больше, выглядят белыми воронами с рассеянным фокусом.

«Слэш-люди» — это те, у кого в описании их профилей в социальных сетях указано что-то вроде «модель/диджей», «фотограф/дизайнер/журналист» или «композитор/архитектор/телеведущая», то есть люди, совмещающие несколько разных, но необязательно близких профессий. На это часто смотрят скептически: во-первых, нас с детства учили, что, если хочешь преуспеть в чем-то, нужно сосредоточиться на этом и не тратить время на лишнее, и, во-вторых, «слэш-люди» кажутся просто позерами, пытающимися набить себе цену (и, конечно, есть среди них и такие).

Если углубиться в историю, то окажется, что слэш-люди — не концепт XXI века. В Италии эпохи Возрождения, в XVI-XVII веках, было в ходу слово «полимат», обозначающее человека широкого круга знаний, на основе которых он решает какие-то проблемы и делает значительный вклад хотя бы в одну из сфер, которыми интересуется. К полиматам относят, например, Леонардо да Винчи — художника, инженера, писателя, изобретателя и музыканта. В современных Оксфордском и Кембриджском словарях определение полимата и вовсе урезано только до обладания глубокими знаниями в разных областях, то есть эрудита. В психологии и образовании есть близкий «полимату» термин «мультипотенциал». Впервые определение человеку-мультипотенциалу дали университетские профессора в сфере педагогики Рональд Фредриксон и Джон Ротни в своей книге 1972 года «Как выявить мультипотенциалов среди молодежи и помочь им реализоваться»: «мультипотенциал — человек, который в условиях благоприятной среды может по своему выбору развить до высокого уровня столько компетенций, сколько захочет». Проще говоря, это кто-то, кто в силу интереса, возможностей и способностей значительно развивается в более, чем одной сфере, и потенциально может сделать из этого несколько разных успешных карьер. Или не сделать — что тоже нормально.

Портрет мультипотенциала

Со стороны мультипотенционал выглядит как человек, который не может разобраться со своими целями и понять, что ему нужно от жизни, потому что сначала он с головой погружается в одно, а потом вдруг без видимой причины переключается на другое с той же увлеченностью и преданностью делу. Например, вчера он был редактором известного бизнес-издания, а сегодня вдруг стал художником. Или вчера был успешным бизнесменом, а сегодня представляет свой режиссерский кинодебют. При этом мультипотенциала нельзя обвинить в том, что у него что-то не получается: он погружается на все сто процентов в то, что ему интересно, и прикладывает максимум усилий, чтобы преуспеть в новом деле. Интересы мультипотенциала необязательно сменяют друг друга, они могут возникать и развиваться одновременно, так что он может развивать две и более карьер единовременно.

Мультипотенциал, впрочем, не всегда выглядит успешным или даже способным к чему-то: в той же книге Фредриксона и Ротни выражается замечание, позже подхваченное другими исследователями: мультипотенциалы часто чувствуют себя растерянными, потому что им хочется заниматься несколькими разными вещами, но все вокруг твердят, что нужно выбрать одну карьерную стезю и развиваться только в ее русле, и из-за затруднения с выбором и страхом прогадать с направлением мультипотенциалы могут прокрастинировать и вообще ничего не делать. Зачастую главная проблема мультипотенциала — он не может сам себе дать разрешение пробовать себя в разных видах деятельности, даже если это совсем небольшие шаги. Например, необязательно сразу радикально менять карьеру и рассчитывать на быстрый успех на новом поприще, для начала можно просто пойти на курсы по новому профилю и смотреть на него исключительно как на хобби, не заботясь о том, получится из этого что-то или нет, а если не понравится, попробовать что-то еще.

Сильные стороны мультипотенциалов:

  • Они быстро учатся
  • Они легко и быстро адаптируются к новому
  • Они находят новаторские и небанальные решения очень разных задач благодаря умению синтезировать свой разнообразный опыт и широкий круг навыков
  • Они видят картину в целом и могут быть хорошими консультантами или руководителями команд из сотрудников разных профессий, потому что имеют понимание очень разных, но существующих вместе процессов

Слабые стороны мультипотенциалов:

  • Они могут быть нерешительными из-за непонимания, какой род деятельности выбрать
  • Они далеко не всегда доходят до уровня узкого, глубоко знающего тему специалиста
  • Им может быстро наскучить проект или должностные обязанности. Потенциально это мешает доводить начатое до логического завершения или ведет к саботированию собственной ответственности
  • Они могут выгореть, если работа загонит их в рамки какой-то одной деятельности, не оставив место для каких-то еще важных для них занятий


Карьерные стратегии мультипотенциала

Карьерный коуч и автор книги «Мультипотенциалы. Руководство для тех, кто уже вырос, но так и не решил, кем хочет стать» Эмили Вапник, поднявшая интерес к мультипотенциалам в 2015 году своим выступлением на эту тему на конференции TEDxBend, в 2017 году написала для Quartz колонку, в которой выделила несколько карьерных стратегий, которые могут помочь мультипотенциалу самореализоваться:

  • Найти или создать для себя работу, которая позволит мультипотенциалу использовать все его навыки из разных сфер. Это может быть собственный небольшой бизнес, мультидисциплинарный проект или должность, позволяющая применить навыки из одной сферы интереса к другой.
  • Параллельно развивать две и более карьеры. Например, совмещать две работы с частичной занятостью. Или, например, днем работать в офисе, а вечером или в выходные писать детективные романы.
  • Работать в одной сфере, пока возникнет чувство, что эта карьера себя исчерпала, и переключиться на совершенно новую.

Важно помнить, что не каждый мультипотенциал должен полностью карьерно реализоваться во всех сферах своих интересов. Нет ничего страшного в том, чтобы выбрать специализацию, а остальное оставить как хобби, главное — не лишать себя этого хобби, иначе не будет ощущения полноценности жизни.

Примеры успешных мультипотенциалов

Иногда, чтобы обрести веру в себя, человеку нужны ролевые модели. История знает много мультипотенциалов кроме Леонардо да Винчи. Например, актриса Хеди Ламарр, звезда кино 1930-х и 1940-х, также занималась наукой и была изобретательницей. Вместе с другим мультипотенциалом композитором и изобретателем Джорджем Антейлом в 1942 году она запатентовала систему дистанционного управления торпедами. Режиссер Дэвид Линч начинал как художник, потом стал снимать кино и писать музыку. Дизайнер одежды Том Форд не так давно начал снимать кино и получил немало похвал от кинокритиков. Венчурный инвестор Дмитрий Фалькович это весной представил свой режиссерский дебют — драму о бизнесмене «Иванов», к которой также написал сценарий и сыграл в ней главную роль. Как и в случае с Томом Фодром, критики положительно отозвались о киноопыте Фальковича. Основательница коммуникационного агентства Belong Agency Ксения Дукалис совмещает бизнес с работой диджеем и должностью соведущей секс-просвет-шоу «Подруги» на ютьюб-канале «Нежный редактор». Фотограф Антон Бунденко, бывший горнорабочий, уже несколько лет параллельно съемкам для журналов и брендов делает проект «Futureisnown» — смесь дизайна одежды, технологий и современного искусства — и выставляется с ним в галереях. Линор Горалик успешно совмещает карьеру в маркетинге, литературную деятельность, работу над медиа личных историй PostPost и ипостась художницы. Список можно продолжать еще долго, но наверняка у каждого в окружении найдется хотя бы несколько мультипотенциалов.

Возможность получать материальное вознаграждение за дело, к которому лежит душа, является одним из главных жизненных приоритетов человека. Поэтому многие люди задаются вопросом на тему, как выбрать профессию, которая поможет сделать жизнь счастливой. Ни для кого не секрет, что ненавистная работа способна лечь на плечи тяжким грузом и стать причиной многих бед. Ведь этому аспекту уделяется значительная часть жизни и так не хочется руководствоваться исключительно чувством долга и тяжкой повинностью. Определение счастья в классическом варианте звучит так: «Счастье – это когда человек с удовольствием идет на работу, а после нее с удовольствием возвращается домой». И с этим сложно не согласиться.

Как выбрать будущую профессию

Как с удовольствием построить карьеру

Каждый человек на заре своей юности мечтает построить блестящую карьеру. Даже тот, у кого нет особых амбиций по этому поводу, иногда в своих фантазиях представляет себя в кресле босса, который руководит дружным коллективом. При этом все понимают, что для получения отличных результатов труда необходимым условием является искренняя любовь к своему делу. Логичным является вопрос о том, как выбрать профессию по душе, можно ли с первого раза найти правильный вектор своего профессионального движения и преуспеть на этом поприще. По мнению психологов, выбор любимой профессии является основополагающим фактором для построения будущей карьеры. Те, кто искренне любят свое дело и стремятся к самосовершенствованию, обязательно добьются желаемых результатов.

Разочарования при выборе профессии

Люди, которые выбирают себе профессию исходя из материальной заинтересованности, совершают огромную ошибку. На начальных этапах такой труд будет приносить удовлетворение, поскольку человек, наконец, сможет себе позволить то, о чем мечтал. Но очень быстро эта эйфория закончится, и начнутся суровые и тягостные будни. Понедельник станет самый ненавистным днем недели, а пятница и выходные станут единственной отрадой в жизни. Деньги уже не будут радовать, поскольку за них нужно будет расплачиваться своим душевным комфортом и даже здоровьем. У таких людей чаще наблюдаются болезни нервной системы и сердца, они становятся уязвимыми в плане депрессий, вспыльчивыми, агрессивными. Личная жизнь редко складывается удачно, поскольку основные силы и энергию забирает работа. Поэтому вопрос, как правильно выбрать профессию, должен стать приоритетным для любого человека. Главное, чтобы это было по душе, а не исключительно из-за материальной заинтересованности.

Как выбрать профессию

Любовь к профессии

Любовь к выбранной профессии является основным движущим фактором для исполнения своих мечтаний. Любящий свое дело человек постоянно находится в позитивном настроении, он словно окрылен своими идеями и планами на будущее. Такое отношение к работе гарантирует наличие многих положительных аспектов в профессиональной и личной жизни. У человека легко получается:

  • продвинуться по службе, сделать карьеру;
  • быстрее справляться с поставленными задачами;
  • стать коммуникабельным, адаптироваться в социуме;
  • получать солидную зарплату;
  • сберечь свою нервную систему;
  • устроить свое личное счастье;
  • иметь возможность для самореализации и самоутверждения;
  • заниматься благотворительностью.

Теперь становится понятно, почему вопрос о том, как выбрать профессию по душе, является одним из важнейших в жизни каждого человека.

Профориентационный тест

Перед выбором своего направления в профессиональной сфере необходимо определиться с некоторыми очень важными пунктами. Стоит отметить, что стандартные универсальные вопросы в интернете не подходят, поскольку они рассчитаны на людей с разными темпераментами. Речь идет о нескольких пунктах, на которые следует ответить откровенно лично для себя.

  • Чем человек хочет заниматься в жизни?
  • Как выбрать профессию, которая соответствует интересам человека?
  • Подходит ли человеку его нынешняя профессия?

Советы как выбрать профессию

Трудности в выборе профессии

Некоторые люди испытывают трудности при выборе своего профессионального направления. Взрослые люди уже имеют некоторый опыт в той или иной сфере, поэтому им намного проще определиться с выбором. Основной группой риска становятся подростки. Даже в выпускном классе можно услышать фразу отчаяния: «Не могу выбрать профессию!» Иногда это звучит как крик о помощи, когда молодой человек оказывается беспомощным перед взрослой жизнью. Такое поведение свидетельствует о недостатке информации, которую не успел получить подросток. Будущий профессионал в стадии становления испытывает следующие трудности, которые приводят к препятствиям в выборе:

  • социальная незрелость молодых людей;
  • отсутствие знаний о факторах, влияющих на выбор профессии (состояние здоровья, специальные навыки);
  • неадекватный уровень самооценки (завышенный или заниженный);
  • высокая эмоциональность подростка;
  • недостаточное представление о специфике будущей профессии;
  • низкая ориентация в сфере образования (не понимание разницы между высшими или средними специальными заведениями, сроком обучения, количеством экзаменов).

Изучение своих интересов

К тому, как выбирать профессию, стоит подойти максимально ответственно. Можно воспользоваться изречением, которое освещает основную суть выбора. Оно гласит: «Какой род деятельности на всю жизнь выбрал бы человек, если бы за это не платили». Таким нехитрым методом можно понять, что будущему профессионалу по душе, а в чем он просто материально заинтересован. Необходимо подумать о своих мечтах и не тратить время на скучное изучение тех дисциплин, которые никак не связаны с любимым делом. В зависимости от призвания можно понять, как выбрать будущую профессию:

  • музыкальное направление – вокалист, автор, звукооператор, аранжировщик, концертный менеджер;
  • география – стюард (на круизном лайнере или самолете), туристический агент, гид, археолог, палеонтолог, работник нефтяной и газовой промышленности;
  • компьютерное направление – программист, создатель видеоигр, графический дизайнер;
  • химия – ученый, лаборант, фармацевт;
  • биология – врач, фармацевт, биолог;
  • черчение – архитектор, инженер, проектировщик;
  • точные науки – изобретатель, рационализатор, экономист, бухгалтер, банковский работник;
  • гуманитарные науки – писатель, поэт, учитель, воспитатель, автор;
  • спорт – спортсмен, военный, моряк, сотрудник правоохранительных органов, МЧС.

На вопрос, что делать, если не можешь выбрать профессию, есть один ответ: прислушаться к своему сердцу. Оно обязательно подскажет и не даст ошибиться.

Не могу выбрать профессию

Оценка своих возможностей

Важным этапом в выборе своего направления является объективная оценка своих возможностей. К вопросу, как выбрать профессию, следует подойти максимально ответственно, поскольку здесь важно переоценить или недооценить свои силы. Будущему профессионалу нужно определить, что у него получается лучше всего:

  • любовь к кулинарии – повар, кондитер;
  • мода – работник в сфере фешен-индустрии;
  • литература – журналист;
  • любовь к искусству – творческие профессии;
  • умение делать что-то своими руками – строитель, плотник, автослесарь, работник швейной промышленности.

Очень часто лучший совет, как выбрать профессию, подскажет хобби человека. Это является одним из самых удачных выборов, поскольку любимое увлечение становится источником материальных доходов.

Преимущества переквалификации

Случаются моменты, когда человек осознает свою ошибку в выборе профессии. Ему казалось, что именно это направление станет любимым делом его жизни. Но все изменилось, и работа перестала приносить удовлетворение. Не стоит отчаиваться и стараться себя переубедить в обратном, поскольку есть множество вариантов для смены профессионального направления. Можно получить второе образование, избрав при этом самый удобный метод обучения (стационарный, заочный, дистанционный). В пользу переквалификации приводятся следующие аргументы:

  • возможность получения опыта в новой перспективной профессии;
  • повышение духовного и интеллектуального уровня;
  • увеличение круга своих профессиональных навыков и возможностей;
  • обретение круга новых знакомств;
  • возможность выбора новых дополнительных вакансий, улучшение резюме.

Как правильно выбрать профессию

Недостатки переквалификации

Есть множество вариантов, позволяющих помочь выбрать профессию человеку, которого не устраивает его нынешняя работа. Переквалификация является очень важным и нужным шагом для решения данного вопроса. Но есть и незначительные минусы, которые мешают достичь поставленной цели в поисках нового направления. К ним относятся:

  • недостаточное количество времени;
  • материальные затраты;
  • возраст.

Все эти проблемы являются относительными, при большом желании их можно легко решить. Недостаток времени можно компенсировать, выбрав удобную форму обучения. Рекомендуется обратить внимание на заочное или дистанционное обучение, его можно будет совмещать с постоянной работой. Рассмотрев вариант профессиональных курсов, можно уже через несколько месяцев приступить к новому виду деятельности.

Если не хватает средств для обучения, можно выбрать один из самых бюджетных вариантов (всевозможные курсы сейчас представлены в большом количестве). Если есть способность к созданию изделий своими руками, можно ознакомиться с технологией изготовления тех или иных вариантов в интернете. Мастер-классы по выполнению работ сейчас представлены на многих сайтах (шитье, вязание, парикмахерское искусство, ремонт и т. д.). В этом заключается секрет, как выбрать профессию абсолютно бесплатно.

Иногда сменить сферу деятельности мечтают люди преклонного возраста. Но поскольку существуют проблемы естественного старения (ухудшение зрения, памяти, слуха), люди отказываются от своей мечты. И делают это абсолютно напрасно. В любом возрасте есть возможность освоить новое направление, если присутствует желание. Стоит просто обратить внимание на ту сферу деятельности, которая будет наиболее приемлемой.

Советы родителям

В определенный период времени родители задумываются над вопросом, как помочь ребенку выбрать профессию. Когда подросток стоит на пороге новой жизни, очень важно, чтобы советы были конструктивные и доступные для его понимания. В Российской Федерации есть закон о бесплатном высшем образовании, которое может быть предоставлено всего один раз. Данные Росстата являются неутешительными, поскольку только 40% населения работает по специальности. Это говорит о том, что предоставленная возможность бесплатного обучения, старания студентов и бесконечное количество драгоценного времени были потрачены впустую. Молодые люди занимали чужое место и по окончании вуза отправились постигать абсолютно новые знания или осваивать новую профессию.

Как выбрать профессию школьнику

Поэтому советы, помогающие выбрать школьнику профессию и произнесенные из родительских уст, будут особо ценными. Для родителей необходимо сделать следующие шаги.

Советы молодым людям, стоящим перед выбором профессии

Очень полезной будет общая информация о том, как выбирать профессию молодым людям. На что следует обратить внимание, подскажут опытные специалисты.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Очень хорошо, если есть родители, которые помогут в поиске профессии. Но в жизни бывает разное, и некоторые молодые люди вынуждены подходить к подбору самостоятельно. И в первом, и во втором варианте рекомендуется послушать свое сердце, собрать полную информацию и обязательно посоветоваться с опытными (и желательно, квалифицированными людьми). Профессия может быть делом всей жизни, но не является обязательным условием для счастья. В данном случае все зависит только от человека и его желания.

Слово «карьера» (франц. сатеге ) означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессию. В широком понимании карьера — профессиональное продвижение, рост как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних его уровней к другим. Результат карьеры — высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. В более узком понимании карьера — это должностное продвижение. То есть это не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов в профессиональной деятельности. Основа такой карьеры — общественно признанные шкалы профессий, статусов, рода занятий, за которыми стоят образы профессиональных и социальных достижений (следует отметить, что эти ранговые шкалы престижности профессий достаточно динамичны и связаны с политической и социально-экономической ситуацией). Результатом карьеры будет профессиональный статус, должность. Таким образом, карьера — успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности; род занятий, профессия.

У одного и того же человека перечисленные стороны карьеры могут не совпадать. Подлинный профессионал может не сделать служебной карьеры, а человек на высоких должностях — не достичь высокого уровня профессионализма. Карьера первого типа требует профессиональной компетентности, карьера второго типа — социальной компетентности.

Оба типа карьеры должны быть представлены в профессиональной деятельности активного человека, иначе диспропорция может вызвать деформации личности: мотив личной карьеры может развиваться в ущерб мотиву творческого вклада Таким образом, разные типы карьеры требуют от человека разных психологических качеств, различных видов компенсации.

Может ли человек построить свою жизнь согласно плану, замыслу? Может ли он сам ее строить или жизнь все делает за него? Каково влияние «старта» жизни на «финиш»? Каковы критерии удавшейся жизни? Какие внутренние факторы (интеллект, мотивы, уровень притязаний и самоконтроль, активность, смелость, здоровье, зрелость и др.) связаны с успешной карьерой? Это вопросы, в которых смыкаются личные и общественные интересы . А критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная внешняя сторона карьеры — это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона — это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «карьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

Таким образом, карьера — это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы.

К параметрам, которые во многом могут быть названы определяющими карьеру, относят внешние и внутренние факторы.

Внешние — это социальная, профессиональная, организационная среда и ситуация, возможности иерархической структуры организации, влияние событий, случаев и др. Например, быстрое продвижение по служебной лестнице может препятствовать профессиональному росту, а высокопрофессиональное окружение может ограничивать должностной рост за счет формирования специфических групповых норм.

Внутренние факторы обусловлены прежде всего интеллектом и мотивацион-нои структурой личности, самооценкой, приобретенными знаниями, а также особенностями индивидуального личностного жизненного пути.

У каждого человека имеется жизненная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере в частности и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его диспозиций (здесь, на наш взгляд, очень продуктивна диспозиционная теория В. А. Ядова), ценностных ориентации, социальных

установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориентации, или «якорей» карьеры. Это есть некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуальные сочетание и последовательность аттитюдов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Понятие карьерных ориентации мы относим к диспозициям высшего уровня (по В. А. Ядову), которые являются устойчивым образованием и определяют профессиональный жизненный путь человека.

Статья посвящена вопросам профориентации. Сравниваются психологический и соционический подходы к выбору профессии. Приводятся списки современных профессий, рекомендуемых для определенных типов личности.
Ключевые слова: соционика, психология, профессия, самоопределение, творчество.

Психология в выборе профессии

Соционика в выборе профессии

Мы определили типы профессий. Это уже существенно облегчает задачу самоопределения в профессии, сужает круг поисков. Давайте теперь сделаем второй шаг – обратимся к человеку, точнее, к особенностям его личности. Памятуя слова А. Аугустинавичюте о поисках гармонии, хочется сказать вот о чём. У каждого из нас наверняка были моменты, когда мы с увлечением занимались каким-нибудь делом, и в результате получали не только удовлетворение, но и одобрительные слова (а может даже и завистливые взгляды) окружающих. Врожденная предрасположенность нашей психики функционировать определенным образом хоть разок, но указывала нам на верную дорогу к самим себе. Но не так уж много людей продолжают прислушиваться к этому внутреннему голосу. Сильные функции у типа личности зачастую не работают «на полную мощность».
А теперь вспомним, каким же образом человек при помощи соционики может восстановить естественный баланс психической энергии и реализовать свой потенциал»[2]. Сильные функции психики определяют психологический тип личности, они показывают «что мы несем миру, в чем лучше всего разбираемся, где искать области наших талантов»[8]. Главным инструментом для определения своей профессиональной сферы является малая группа «соционические клубы». Не вдаваясь в подробный анализ составляющих группу дихотомий, приведём краткие характеристики «клубов» [7].
Клуб «Исследователи» – типы личности с сильными функциями интуиции и логики. Интуиция позволяет осуществлять поиск новых идей и возможностей, делать реалистичные прогнозы. Сильная логика обеспечивает легкость всевозможных расчетов и анализа массивов данных. Они способны предугадать развитие ситуаций, изменить направление деятельности, проанализировать сложные научные теории.
Клуб «Гуманитарии» – типы личности с сильными функциями интуиции и этики. Сильная интуиция здесь также обеспечивает поиск и создание различных вариантов развития ситуации. В сочетании с сильной этикой таким людям проще найти самые разнообразные подходы к широким массам. Неслучайно второе название этого клуба – «коммуникаторы».
Клуб «Социалы» – типы личности с сильными функциями сенсорики и этики. Сильная этика позволяет этим людям легко контактировать с любым человеком. При этом сильная сенсорика даёт им «опору» в окружающем мире. Их внимание сосредоточено на конкретных людях и конкретных материальных вещах. Из-за врожденной способности к эмоциям они способны тонко чувствовать все живое.
Клуб «Управленцы» – типы личности с сильными функциями сенсорики и логики. Логика в сочетании с сенсорикой дают этим людям такие качества как беспристрастность, точность, скрупулезность. Любые технические или организационные вопросы – их конек.
Как мы уже упоминали, в соционике тема подходов к профориентации в сопоставлении с работами Е.А. Климова была поднята в работах В.В. Гуленко и Е.М. Кривошеева [6]. Желающих ознакомиться с с подробным сопоставлением мы отсылаем к соответствующей работе. Приведём здесь только таблицу результатов сопоставлений.

profi5

profi3-3

Рис. 1

На рис. 1 видно, что 4 класса профессий, как уже было отмечено, пересекаются между собой. Такое совпадение профессий из соседних классов ещё раз поясним на конкретном примере.
Пример. Представитель клуба «управленцев», по образованию психолог, казалось бы, работает не в своей области. Психология у нас часто ассоциируется исключительно с клубом «гуманитариев», и мы определяем эту профессию в класс «человек-человек». Однако, вышеназванный «логик-сенсорик» успешно работает по своей специальности, взяв на вооружение психологические техники и методики по развитию конкретных навыков. «Глубинные вопросы человеческой души», к которым тяготеет психолог-гуманитарий, на этих тренингах не затрагиваются. Фокус направлен на повышение производительности и выработку стрессоустойчивости.
Таким образом, почти в каждой профессии можно найти для себя такую нишу, специализацию, в которой он сможет реализовать сильные качества своей личности.
А теперь приведем списки профессий, соответствующих соционическим клубам.

Профессии для клуба «Исследователи»

В этот клуб в основном входят профессии из класса «Человек – знак» и «Человек – техника». Их дополняют профессии из областей «Человек – человек» и «Человек – образ».

profi1-1

Профессии для клуба «Гуманитарии»

В этот клуб в основном входят профессии из класса «Человек – человек» и «Человек – образ». Их дополняют профессии из областей «Человек – знак» и «Человек – природа».

profi1-2

Профессии для клуба «Социалы»

В этот клуб в основном входят профессии из класса «Человек – человек» и «Человек – природа». Их дополняют профессии из областей «Человек – техника» и «Человек – образ».

profi2-1

Профессии для клуба «Управленцы»

В этот клуб в основном входят профессии из класса «Человек – техника» и «Человек – знак». Их дополняют профессии из областей «Человек – природа»

profi2-2

И еще нам представляется очень важным обговорить следующий момент. На консультациях по определению типа личности человек узнаёт свои врождённые способности. Ему, возможно, в замысловатых терминах и моделях рассказывают о его способе отражения мира, о модели его психики. В довершение консультации предлагается список профессий, в которых он с большой вероятностью может быть успешным. И вот здесь консультанту важно научить человека «расшифровать» эти профессии через его сильные функции. Это необходимо, чтобы человек увидел за семантикой аспектов их практическую применимость. Например: «Почему «гуманитарию» Гексли (ИЭЭ) будет интересно и легко заниматься рекламой? – Потому что его интуиция позволит ему придумать интересные варианты реализации рекламных кампаний, а сильная этика поможет «достучаться» до целевой аудитории, «зацепив по дороге» еще несколько неравнодушных!» Такие доступные разъяснения еще более укрепят человека в желании найти себя!
Заключение
Итак, мы обнаружили тесную взаимосвязь подходов к выбору профессии в отечественной психологии и соционике. Надеемся, что эта статья послужит кому-то пособием по выбору конкретной специализации. И помните: «Тип личности чаще всего действительно определяет лучший для Вас способ поведения, но в какой-то момент вы можете оказаться в ситуации, когда действия, соответствующие Вашему типу, будут неверными. Вы должны обладать гибкостью, чтобы изменить ракурс и попробовать подходы других типов»[4]. Развивайтесь!

Автор: Владимиров О.М. Закончил МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «психология». Несколько лет работал в сфере рекламы, проводил исследования и разрабатывал креативные проекты. В соционике с 2010 года. Открыл для себя практическое применение типологии Юнга, на идеи которого всегда опирался в психологическом консультировании.

Статья опубликована в международном научно-практическом журнале «Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология», №2 (110), февраль 2012, г. Киев

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, чётко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.
  • ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам,

склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому.
В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях,
на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами,
посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Планируя свою профессиональную карьеру,

Полезно ответить на следующие вопросы:

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее.
  • Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

  1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
  2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
  3. Соответствие. Нет противопоказаний есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
  4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведении

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?

Формула выбора профессии

(«Как важно в жизни, помня о желаниях, возможностей своих не забывать!» Э. Асадов.)

(«Берись за то, к чему ты годен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец» И.Крылов)

(«Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит». Поговорка)

Если вы сможете совместить Ваши ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

Что влияет на выбор профессии?

Существует 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

  1. Позиция старших членов семьи.

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

  1. Позиция товарищей, друзей.

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

  1. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

  1. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

  1. Способности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

  1. Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

  1. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

  1. Склонности.

Семь шагов к взвешенному решению

  1. Составить список подходящих профессий

которые Вам нравятся, интересны; по которым Вы хотели бы работать и которые Вам подходят.

  1. Составить перечень требований к выбираемой профессии
  1. Определить значимость каждого требования.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

  1. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

  1. Подсчитать и проанализировать результаты.Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
  2. Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

  1. Определить основные практические шаги к успеху.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Ошибки при выборе профессии

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному явлению.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9 или 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу.

  1. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: дворник).

  1. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
  1. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

  1. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
  1. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
  1. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
  1. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии.

  1. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
  1. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Значение правильного выбора профессии.

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, или под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».

Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач — подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3–4 раз; выявлены также значительные — порядка 1120 — вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

Мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов.

Читайте также: