Как называется право выдвигать свою кандидатуру на должности в любые органы власти

Опубликовано: 26.09.2024

1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ в пункт 2 статьи 32 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2012 г.

2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. N 42-ФЗ в пункт 3 статьи 32 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

3.1. Если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.

4. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ статья 32 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1, вступающим в силу с 1 июня 2012 г.

5.1. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и отрешенный от этой должности Президентом Российской Федерации, в течение двух лет, исчисляемых со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации об отрешении его от должности и до дня назначения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ статья 32 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.2, вступающим в силу с 1 июня 2012 г.

5.2. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ статья 32 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.3, вступающим в силу с 1 июня 2012 г.

5.3. Гражданин Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия Президента Российской Федерации может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), если эти выборы назначены в связи с досрочным прекращением указанных полномочий на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

6. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 8-ФЗ статья 32 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Положения пункта 6.1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 февраля 2015 г. N 8-ФЗ) применяются к правоотношениям, связанным с проведением выборов в представительные органы муниципальных образований, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 3 февраля 2015 г. N 8-ФЗ в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

6.1. Лица, являвшиеся депутатами представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (за исключением лиц, в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд), не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

7. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

8. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

9. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

10. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

К числу принципов – основополагающих, стержневых и самых главных в данной сфере права относятся:

принцип всеобщности избирательного права; принцип свободного участия в выборах; принцип равного избирательного права; принцип тайного голосования.

При соблюдении этих условий выборы считаются демократическими. Поэтому, практически все современные зарубежные конституции закрепляют эти принципы проведения выборов.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все избирательные права (прежде всего, активное избирательное право – право избирать, и пассивное избирательное право – право быть избранным) признаются за всеми взрослыми, психически здоровыми гражданами, не отбывающими наказания в местах лишения свободы. Круг лиц, обладающих избирательным правом, достаточно широк. Принцип всеобщности избирательного права, которое сейчас кажется очевидным, когда–то отсутствовал, и избирательное право не было всеобщим, потому что существовали многочисленные цензы, ограничивающие участие очень многих категорий людей в выборах. Например, в большинстве стран Западной Европы женщины получили право избирать и быть избранными только после Первой мировой войны. Существовало множество иных цензов, например, до 20-х годов нынешнего века существовали имущественные цензы, цензы образовательные и т.д. Идея всеобщего избирательного права далеко не сразу проникла во все сферы общества и во все умы, особенно в умы людей, принимающих решения и определяющих судьбы стран и народов.

В некоторых случаях и в настоящее время определенные категории граждан не могут участвовать в выборах в качестве кандидатов. Например, ряд стран ограничивает пассивное избирательное право для военнослужащих, для священнослужителей. В некоторых случаях не допускаются к выборам в качестве кандидатов должностные лица, занимающие государственные должности: судьи общих судов или члены конституционных судов. Во Франции не могут избираться в любом избирательном округе префекты, которые выполняли свои функции на данной территории. В некоторых странах вообще государственные служащие не могут выдвигать свои кандидатуры на избираемые должности: принцип государственной службы предполагает непартийность, поэтому участие в выборах исключается. Исключается в некоторых странах возможность баллотироваться сразу в несколько органов: например, депутат нижней палаты не может претендовать на членство в верхнюю палату. Такие запреты для некоторых категорий граждан называются несовместимостью. Несовместимость не означает ограничения прав человека, потому что, если есть желание быть избранным, то можно отказаться, например, от государственной службы или выйти в отставку со службы военной и т.д. То есть имеется возможность изменить свой правовой статус, после чего заняться политикой и выдвигать свою кандидатуру на ту или иную должность.

В некоторых странах есть особые требования для избирателя или кандидата. Например, в Мексике исключаются из списков избирателей наркоманы, в Голландии – лица, лишенные родительских прав. В Англии не участвуют в выборах банкроты. Такое же правило есть в Индии. В некоторых странах есть специальное ограничение для натурализованных граждан, т.е. для граждан, получивших гражданство не по праву рождения, а в результате приема гражданства. Например, в Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя 3 года после получения гражданства, в Тунисе – через 5 лет, в некоторых странах натурализованные граждане вообще не получают права голоса. В некоторых странах ограничений избирательного права для активного права нет, но для пассивного права бывает.

Равное избирательное право означает, что все граждане, которые имеют право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Этот принцип равного избирательного права означает, что избиратель имеет один голос, и голос каждого из избирателей равен голосу других, т.е. нет и не может быть каких–то преимуществ одного избирателя перед другим. Это равенство граждан в политической жизни.

Равное избирательное право включает также требование в равенстве избирательных округов, т.е. чтобы округа были примерно равны по численности населения. В XIX веке существовало понятие «плюральный вотум» (в некоторых странах он существовал до середины нынешнего века), означавший, что один избиратель мог иметь несколько голосов. Например, в Великобритании до 1948 года было такое правило, что британский гражданин мог голосовать и по месту жительства, и по месту его недвижимости (земельной собственности). Можно было утром проголосовать в Лондоне, а затем переехать на свой земельный участок где-нибудь в Эссексе и там проголосовать второй раз. Такая система сейчас является анахронизмом и нигде не применяется.

Очевидно, что равное избирательное право – демократический принцип. Однако некоторые страны допускают отклонения от этого принципа и как раз из самых благих побуждений. Например, в Бангладеш из 330 мест в парламенте 30 зарезервировано для женщин. Эти места заполняются после выборов членами парламента для представительства женщин в парламенте, иначе они туда, скорее всего, не попали бы. В государстве Бутан из 150 мест в парламенте 10 отданы представителям духовенства – буддистским монастырям. В Индии несколько постоянных мест закреплены за представителями англо-индийской общины – лицами, происходящими от смешанных браков между англичанами и индийцами. Кстати говоря, в Индии Верхняя палата имеет обязательные квоты: 1/12 Верхней палаты избирается от лиц с университетским образованием, и 1/12 – от учителей. Это делается умышленно для того, чтобы увеличить процент образованных людей в законодательном органе.

В Индонезии в парламенте 100 мест принадлежит вооруженным силам, которые назначаются президентом. Во французском Сенате есть 12 сенаторов, которые представляют французскую диаспору – французских граждан, живущих за границей, и они избираются особым путем: Советом французов, проживающих за границей.

Иногда принцип равного избирательного права формулируют как «один человек – один голос». Это совсем не обязательно. Например, на парламентских выборах в Федеративной Республике Германии каждый избиратель имеет два голоса, потому что там смешанная система выборов, и голосование проходит как по мажоритарной системе, то есть, каждый человек избирает конкретного кандидата, и по пропорциональной системе – когда человек избирает партию. Но поскольку все избиратели имеют два голоса, это также означает равенство.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ему в выборах или нет, если участвовать, то на каком этапе, в какой форме. Принцип свободных выборов существует не во всех странах, если считать, что ряд стран закрепляет обязательность голосования, обязательные выборы. По традиции, в англосаксонской правовой системе принцип свободного участия считается незыблемым принципом, и там существует правило, хотя и звучащее несколько абсурдно: если хотя бы один избиратель участвует в выборах, то выборы считаются состоявшимися.

Принцип тайного голосования представляется очень ясным. Суть его в том, чтобы никто не мешал избирателю выразить его волю, чтобы никто не видел, кого он выбирает, чтобы исключить постороннее влияние на свободное волеизъявление. Тайное голосование известно практически всем странам, но, как указывают разные источники, введено оно было только в последней трети XIX века, во всяком случае, в странах Западной Европы. Тайное голосование обеспечивается тем, что процедура голосования проводится в специальной закрытой кабине. Кабины делаются из легких подручных материалов, но в данном случае важна не «бронебойность» этой кабины, а то, чтобы никто не видел, какой знак и против какой фамилии ставит избиратель, заполняя бюллетень.

В США очень распространены машины для голосования. Они упрощают процесс голосования. Эти машины также устанавливаются в закрытых кабинах. При помощи такой машины голосование проводится быстро, человек, нажимая рычажки, выбирает кандидата в президенты и одновременно с этим выбирает сенатора, члена Палаты Представителей, мэра города, советника в муниципальный совет, участвует в местном референдуме и т.д.

В некоторых странах бюллетень выдается в специальном плотном конверте, и человек, зайдя в кабину, вынимает его из конверта, заполняет, прячет обратно в конверт и опускает в урну. Это подчеркивает особую тайну этого голосования.

В некоторых странах, борясь с избирательным мошенничеством, с нарушением законодательства о выборах, фактически нарушают тайну голосования. Например, в некоторых штатах США (Колорадо) на бюллетене для голосования ставится цифра, число, совпадающее с порядковым номером избирателя по списку. В штате Южная Каролина избиратель получает бюллетень после того, как называет, за кого он собирается голосовать. В некоторых штатах еще во время регистрации избиратель отвечает на вопрос, за кого он будет голосовать.

Достаточно интересна процедура голосования в Великобритании. Там граждане получают бюллетени, которые сброшюрованы в специальную книгу. Бюллетени имеют номер, корешок имеет тот же номер. При желании, используя оставшиеся на корешке цифры, можно узнать, как проголосовал человек, получивший бюллетень с определенным номером.

В ряде стран допускается голосование по почте (Швейцария, Великобритания, Дания). Естественно, когда человек посылает бюллетень в конверте, который имеет адрес, тайна отсутствует. Существует голосование по доверенности (в Бельгии, Голландии). Конечно, доверенность должна быть заверена либо местными органами власти, либо нотариусом Образовательный ценз можно назвать естественным цензом, потому что, как справедливо. При таком голосовании также не будет тайны голосования.

В любом случае, отметим, что меньше всего жалоб на нарушения, связанные именно с тайной голосования. Как правило, в демократических государствах люди не боятся признаться в том, за кого они голосовали. В этом нет ничего опасного или стыдного. Тайна голосования в демократическом государстве сейчас представляется лишь давнишним правовым обычаем, ныне закрепленным в законе. Тайна голосования весьма важна лишь при тоталитарном режиме. Но при тоталитарном режиме не бывает свободных выборов – там не имеет значения, тайное голосование или открытое, потому что если выборы в тоталитарных режимах и проводятся, то итоги их всегда бывают такими, чтобы устроить этот тоталитарный режим и его руководителей.

Участники Викторины выполняют задания по вопросам избирательного права:

1 задание - тест из 16 вопросов; (16 баллов)

2 задание - привести в соответствие термин и его понятие; (9 баллов)

3 задание – правовая схема; (10 баллов)

4 задание – кроссворд; (18 баллов)

5 задание – творческий конкурс. (2 балла)

Участник может выполнить на выбор одно или несколько заданий. Возможно коллективное выполнение заданий (не более трех участников вместе).

К решениям викторины прикладывается анкета (форма анкеты прилагается).

При оценке работ учитывается:

2. Соответствие решений викторины ее заданиям;

3. Оформление решений викторины

4. Решение заданий Викторины в установленный срок

Победители Викторины определяются в возрастных категориях:

I категория – младше 14 лет

II категория – с 14 до 18 лет

III категория – старше 18 лет

Минимальный и максимальный возраст участников не ограничен.

Срок представления решений Викторины – до 16 ноября 2018 года в территориальную избирательную комиссию Соликамского городского округа по адрес: г. Соликамск, ул.20-летия Победы, 106а, каб. 24.

Победители определяются на заседании конкурсной комиссии, формируемой при территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа до 1 декабря 2018 года. Победители Викторины награждаются дипломами и памятными подарками в торжественной обстановке.

Задание 1.

1. Выборы в России – это:

а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.

б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности

в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.

2. Сколько сроков подряд можно быть Президентом РФ?

3. Сколько времени длится голосование?

а) 8 часов б) 10 часов в) 12 часов

4. По закону в России выбирают:

б) депутатов Государственной Думы

в) Президента РФ

г) Генерального прокурора РФ

д) Патриарха Московского и всея Руси

е) членов Конституционного суда РФ

ж) губернаторов областей и краев

з) депутатов законодательных органов субъектов РФ

и) депутатов городской Думы

5. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

а) с 18 лет б) с 21 года в) с 30 лет

6. В какой день проводятся выборы?

а) суббота б) воскресенье в) праздничный

7. Всенародный опрос по важному государственному вопросу:

а) консилиум б) всероссийский совет в) референдум

8. Совокупность голосующих граждан называется:

а) конгломерат б) электорат в) корпорация

9. Как называется право выдвигать свою кандидатуры на должности, в любые органы власти?

а) активное избирательное право

б) пассивное избирательное право

в) общее избирательное право.

10. Какое количество депутатов избирается в Государственную Думу?

а) 200 б) 300 в) 450

11. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе:

а) 25 лет; б) 30 лет; в) 35 лет.

12. Кандидат на должность Президента должен постоянно про­живать в России, т. е. быть ее гражданином, не менее:

а) 5 лет; б) 8 лет; в) 10 лет.

13. Почему по закону во время выборов на избирательных участках могут находиться различные наблюдатели: от объеди­нений и блоков, от средств массовой информации, международ­ных организаций и т. д.?

а) чтобы создать видимость заполнения избирательных участ­ков;

б) чтобы помогать членам избирательной комиссии выдавать избирателям бюллетени для голосования;

в) чтобы контролировать правильность процедуры выборов, фиксировать нарушения законодательства о выборах.

14. Почему в зале для голосования предусмотрены две двери: вход и выход?

а) для проветривания помещения;

б) для того, чтобы при входе и выходе в одну и ту же дверь не было возможных влияний одних избирателей на других;

в) в целях противопожарной безопасности.

15. По достижении какого возраста гражданин Российской Фе­дерации приобретает активное избирательное право?

а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год.

16. В статье 32 Конституции РФ указывается на два условия, при кото­рых гражданин, достигший необходимого возраста, не имеет права голосовать.

Найдите эти два условия среди приводимых ниже:

2.признание по суду недееспособным;

3.долгое пребывание за границей;

4.служба в вооруженных силах;

5.наличие супруга, не имеющего российского гражданства;

6.нахождение в местах лишения свободы по решению суда;

Задание 2.

Приведите в соответствие названия и определения.

А. Установленное Конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права.

2. Избирательные комиссии

Б. Полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти.

3. Избирательный ценз

В. Общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов.

Г. Право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы.

5. Избирательное объединение

Д. Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом.

6. Избирательное право

Ж. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов.

7. Избирательная квота

З. Комиссии, организующие проведение выборов на федеральном уровне, уровне Субъектов Федерации и местного самоуправления.

8. Избирательный участок

И. Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.

К. Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Задание 3.

Разнести в таблице понятия, которые отражают суть выборов.

демократические выборы

недемократические выборы

тайное голосование, отсутствие наблюдателей, один кандидат, закрытый подсчет голосов избирателей, несколько кандидатов, отсутствие прессы, присутствие прессы, избиратели-граждане, равное избирательное право, сокрытие протокола об итогах голосования, свободное волеизъявление, открытое голосование, состав избирательной комиссии из представителей различных партий, не равное избирательное право, голосование «с условием», оказание влияния на свободу голосования, открытый подсчет голосов избирателей, присутствие наблюдателей, открытый протокол об итогах голосования, состав избирательной комиссии из представителей одной партии

Задание 4.

Решите кроссворд. Дайте определение понятие, получившегося в выделенной вертикальной строке.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1. Распространение идей для воздействия на сознание, настроение и активность граждан с помощью устных выступлений, средств массовой информации.

3. Система государственного или общественного устройства.

4. Один из демократических принципов выборов.

5. Речь председателя партии или членов данной партии, содержащая большое количество свойственных только этой партии слов и выражений

6.Голосование граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного значения

7. Возможность делать что-либо, действовать каким-либо образом.

8. Предложение граждан по вопросам работы выборного органа или отдельного депутата.

9. Коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов

10. Документ для голосования с фамилиями кандидатов.

11. Избиратель приходит на избирательный участок, чтобы отдать свой голос – процедура…?

12. Лицо возглавляющие избирательную комиссию.

13.Лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе;(палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве - …….

14. Условие допущения лица к пользованию теми или иными политическими правами, установленные в конституциях и избирательных законах государств

15. Документ, удостоверяющий личность гражданина, на основании которого выдается избирательный бюллетень

16.Официальный документ, в который вносятся все граждане данного избирательного участка, имеющие право участвовать в выборах.

17. Лицо, избранное членом представительного органа власти.

18. Ожидаемое поведение человека в соответствии с его положением в обществе

  1. Гражданственность – качество личности, проникнутой идеей общественного блага, служения обществу, другим людям.

Задание 5.

Творческий конкурс.

Напишите лозунг-обращение к молодым избирателям, направленный на их привлечение к активному участию в выборах.

1. ФИО участника Викторины ____________________________________________________

2. Место учебы (работы) участника Викторины _____________________________________

3. ФИО педагога (руководителя) – если есть ________________________________________

4. Возраст участника Викторины (число полных лет) ________________________________

5. Контактные данные участника Викторины (номер телефона, адрес эл. почты и др.) _____________________________________________________________________________

6. Для участников старше 18 лет – возможное отношение к выборам (член избирательной комиссии, кандидат, наблюдатель и т.д.) ___________________________________________

© 2010-2014 Избирательная комиссия Пермского края

614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51, офис 918
Телефон: (342) 235-13-23, телефон/факс: (342) 235-14-05

Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства предусматривает множество форм реализации, перечень которых не является и не может являться закрытым. Некоторые из этих форм представляют собой самостоятельные конституционные права, другие- права, прямо не указанные в Конституции РФ, но закрепленные в федеральном законодательстве. Ряд форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства не закреплен на федеральном уровне, - например, народная правотворческая инициатива, отзыв депутата, публичные слушания, а некоторые вообще не регламентированы действующим законодательством (гражданские форумы, инициативы и др.).

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:

право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

право участвовать в референдуме;

право на равный доступ к государственной службе;

право участвовать в отправлении правосудия.

Важнейшей формой участия граждан в управлении делами государства, а также высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является свободным и добровольным. Активное избирательное право (право избирать) у граждан России возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по достижении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.

Статус депутата, выборного должностного лица налагает на гражданина, в силу федеральных законов, определенные ограничения, например, в течение срока своих полномочий депутат регионального парламента не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы. Также депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

На выборах применяются два вида избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голосов. При пропорциональной - голосование осуществляется за партийные списки, а избранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества поданных за них голосов.

Однако участие граждан в управлении делами государства выборами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат любого уровня, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с избирателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

Действенной гарантией надлежащего представительства интересов граждан является возможность отзыва депутатов, выборных должностных лиц избирателями.

Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.

Для организации и проведения общероссийского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Граждане должны образовать инициативную группу по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

На референдум не могут выноситься ряд вопросв,затрагивающих по сути конституционные устои государства, в частности, вопросы об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов и др.

Государство гарантирует гражданам доступ на государственную (также и на муниципальную) службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государственной (муниципальной) должности либо должности государственной (муниципальной) службы в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой. На гражданскую службу, например, вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалификационные требования включают в себя требования к уровню профессионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных - среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечивается применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям. За время прохождения государственной службы служащие периодически сдают квалификационные экзамены, проходят аттестационные процедуры.

Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосудия осуществляется путем участия в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя, арбитражного заседателя.

Введение института присяжных заседателей в судебное разбирательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном разбирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы факта, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон. Выбор арбитражных заседателей осуществляется путем случайной выборки.


Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Кто такой депутат?

Как стать депутатом - это сборников советов, законодательных нюансов, рекомендаций «бывалых» на этом тернистом пути. Убеждена: многие думают, что это очень сложно и практически не реально, но если ознакомиться с этапами, как стать депутатом самовыдвиженцем или через партию в городской думе, то можно обозначить определенную стратегию и двигаться этап за этапом.

Разумеется, стоит учитывать и уровень демократии в стране, прозрачность избирательного процесса и финансовые силы на агитацию. Мне всегда нравятся сравнительные фотографии, где депутат гордумы Москвы или Питера со своим авто проставляется лицу на аналогичной должности, но в Будапеште, Брюсселе или Амстердаме, которые более скромные и ездят на работу на велосипеде. Хотя они оба депутата и менеджеры, которых мы нанимаем за свои налоги. Кто же такой депутат?

Оглавление:

Кто такой депутат?

Депутат - это выбранная должность на определенный срок и в орган, которая, как правило, сопровождается приобретением иммунитета. Различаются они в зависимости от статуса органа, куда избираются. Это представители народа, и, что интересно, в переводе с латыни слово означает «посланный». Отмечу, в России депутаты избираются в Нижнюю палату - Государственную думу, региональные парламенты.

В чем заключается работа депутата, права и обязанности

Узнав, как стать депутатом государственной думы, далее знакомимся с прямыми обязанностями. Поскольку это законодательный орган, то депутат должен:

  • выступать с законодательными инициативами;
  • участвовать в работе комитетов, принимать участие в голосовании;
  • следовать парламентской дисциплине.

Хочется добавить, что депутат должен помогать людям: не только тем, кто его выбрал, но и многим другим. Периодически должен проводить встречи и отчитываться о результатах работы.

Владимир Жириновский

Особенности депутатства

Изучая как стать депутатом, думы, района, стоит понимать определенные требования, которые выдвигаются к этому лицу. Они прописаны в законодательных актах, а кроме этого, даже во мнении людей есть определенный список этих качеств и компетенций. Занять такой пост - это одно из проявления смарт-целей, которые не обязательны к выполнению прямо сегодня, а строятся на перспективу. Кстати, за все высказывания в рамках публичных выступлений депутат не может быть осужден - это принцип депутатского индемнитета.

Со скольки лет можно баллотироваться

Чтобы понять, как стать депутатом РФ, необходимо понять, со скольки лет можно выдвигать свою кандидатуру. В нашей стране этот порог стартует от 21 года. Такой же возрастной порог и в Украине. Обязательное условие - отсутствие судимостей и наличие гражданства той страны, где баллотируешься. Кроме этого, депутат не может быть одновременно депутатом Думы или Совета Федерации, занимать другие посты, ведь это считается основной занятостью.

Молодые депутаты

Высшее образование

Интересный момент, но наличие высшего образование законом не прописано, да и лицо в 21 год не всегда может его иметь. Для российского электората эта позиция крайне важна, равным счетом, как поведение, семейное положение. Стратегически правильно, когда имя кандидата на слуху, работает сталеваров или знает, как делать деньги из воздуха и рассказывает это на своих курсах.

Личные качества будущего депутата

В некоторых интервью политиков, о том, как становятся депутатами, такие люди, которые сейчас при исполнении или срок их каденции уже закончился, отмечают - важны не только законодательные нормы, но и личные качества. Среди них:

  1. харизматичность, яркость имиджа;
  2. умение говорить с электоратом, задавать вопросы;
  3. решительность;
  4. последовательность;
  5. ответственность;
  6. честность;
  7. открытость.

Я бы добавила еще умение договариваться (в том числе, с разными людьми) и мыслить стратегически и наперед.

Как стать депутатом: пошаговая инструкция

Изучая, как стать депутатом, можно перед этим вступить в лдпр, другую партию или стать самовыдвиженцем. Детально узнать о том, как вступить в партию «Единая Россия» или другой силы можно на их сайтах. Далее получив партийный билет, стоит выбрать округ, где будете баллотироваться или будете выдвигаться по спискам. Оплата залога, предоставление подписей, написание заявления и автобиографии - обязательные условия, как и другие бюрократические моменты.

Округ для баллотирования

В этом случае стоит помнить о системе выборов:

  • партийная (по спискам - чем больше голосов набирает партия, тем больше ее членов проходят);
  • мажоритарная - по округу - большинство голосов в определенном участке.

Для выборов в муниципалитет, ГосДуму используется смешанная система, где количество депутатских кресел распределится равными долями по типам систем.

Подготовка и подача документов на включение в список

Технология, как стать депутатом от кпрф или другой политической силы, предусматривает написание автобиографии, подачу заявления в местные представительства ЦИК или главное отделение. Также подается и декларация про доходы за последний календарный год. Прилагается программа кандидата.

Открытие избирательного счета

Он должен быть создан обязательно. На него поступают пожертвования, которые могут быть направлены на агитацию, продвижение. В ЦИК предоставляется полная выписка по всем счетам с указанием даты и кем они были пополнены. Счет целевой и открывается непосредственно перед выборами или праймериз.

Агитация и сбор подписей

На специальном бланке, выданном ЦВК, вы должны собрать подписи жителей о том, что они хотят вас видеть кандидатом в депутаты. Этот документ подается вместе со всеми в момент регистрации. Как правило, подписи собирает помощник депутата, и за полтора года до выборов такие вакансии появляются достаточно часто. Как только вы стали кандидатом и открылась избирательная компания, можно агитировать в удобной форме: встречи, концерты, газеты, тв-материалы, реклама на радио.

Агитация

Внесение залога

Если вы не собрали нужное количество подписей, то можно внести залог. Как правило, такой способ выбирают самовыдвиженцы. Кстати, если вам интересно, как стать депутатом небольшого сельского поселения, то технология аналогична, только в избирательном округе могут быть сразу несколько сел и поселков. Тем, кто интересуется, как стать президентом, скажу, что залог вносят все кандидаты, а возвращается он только победителю или 2-м кандидатам, которые вышли во второй тур.

Ценные советы для будущих депутатов

Советы, как стать депутатом местных или всероссийских органов власти помогут работать в заданном направлении. Думаю, что с первой попытки мало кто (без финансовой поддержки и протектора) может пройти на такую должность, поэтому, главный совет - начинать работу минимум за год до даты выборов, а как выборы закончились не с положительным в вашу сторону результатом, продолжать двигаться. Если вы глубоко изучаете технологию, как стать депутатом госдумы в округе в Москве, то из-за большого количества избирателей делайте ставку на сотрудничество с топовыми партиями. Важно понимать, на какой период вы избираетесь, потому что, наперед изучив и спланировав, как стать депутатом в парламент, выдвигаемым в своем городе, стоит предлагать соответствующую стратегию развития избирателям.

Срок полномочий депутатов в разных странах мира

Страна Срок каденции депутата в общенациональном органе
Королевство Тайланд Сенат - на 6 лет
Нижняя палата - 4 года
Республика Франция Сенат - 6 лет
Национальная ассамблея - 5 лет
Республика Украина Верховный Совет - 5 лет
Российская Федерация Государственная дума и Совет Федераций - 5 лет

Вступите в любую партию

Читая советы, как стать депутатом местных органов власти или вовсе покорит ГосДуму, стоит понимать, что самовыдвиженцем проходить этот путь намного сложнее. Дело в том, что ментальные традиции и психология нашего народа нацелена на коллективное сознание, а значит тем, кто в партии, пройти проще. Выбирая подходящую партию, изучите такие аспекты:

  • уровень популярности по округу;
  • кто ее представляет сейчас;
  • законодательные инициативы;
  • устав;
  • особенности политики.

Окружите себя новыми связями

Несмотря на орган, куда хотите баллотироваться, нужно расширять базу знакомых в своем городе и по стране. Новые люди - это не только новые знания, это новые возможности, которые помогут вам в достижении успеха. Благодаря таким связям, можно найти и сформировать свою команду, привлечь спонсорскую помощь, разработать эффективную информационную стратегию. Чем больше людей - тем больше идей. Не забывайте, что нужно искать и специалистов в определенных отраслях.

Связи

Сделайте хорошую предвыборную кампанию

Найдите несколько доверенных лиц

Изучив, как стать депутатом думы или местного самоуправления, не стоит пытаться все сделать самостоятельно. С помощью помощников - доверенных лиц можно:

  • охватить в общении большее количество людей, понять их цели и желания;
  • освободить себя от решения некоторых вопросов, например, бюрократических;
  • распределить выполнение заданий для получения финального положительного результата.

Для небольшого города такие люди крайне важны, особенно в разработке эффективной коммуникационной стратегии.

Работайте с наблюдателями и членами ЦИК

Мало теоретически понимать, как стать политиком, важно изучить все подводные камни и нюансы. Одни из них - общение с членами ЦИК и наблюдателями. Эти люди знают избирательный процесс изнутри, могут рассказать законодательные нюансы. Важно, что члены ЦИК следят и за правильностью проведения агитации: в разрешенное время, на местах, где это имеет место быть. Резюмируя, хочется сказать: информации не так много, как стать депутатом в РФ или Украине.

ЦИК

Это либо цитаты из законодательной базы, либо же опыт тех людей, которые баллотировались или уже исполняли обязанности один или несколько сроков. Важно, что депутатом может стать как ИП, так и лицо, работающее в коммерческой организации, а как как стать самозанятым лицом уже на онлайн-страницах блога. Помните, что политика - вещь не очень чистая, Павел Грудинин, который баллотировался по пост президента РФ, как и другие, могли ощутить на себе прелести информационной атаки конкурентов. Желаю каждому, кто видит в себе силы ощущает стремление и желание все же покорить депутатский Олимп, вступить в партию, выиграть выборы и выполнять все ранее данные обязательства.

Читайте также: