Как называется профессия 911

Опубликовано: 02.10.2024

Профессия специалиста по приему и обработке экстренных вызовов и ответственна и нелегка. Многим может показаться, что принимать вызовы – это несложно. Действительно, кому-то это дается легко: материал усваивается быстро и даже непростые вызовы щелкаются, как орешки. Кому-то же приходится прикладывать немалые усилия, чтобы втянуться в рабочий процесс. Именно поэтому для определения способностей и возможностей будущего специалиста по приему и обработке экстренных вызовов в ГКУ «Система 112» проводится многоэтапная процедура профессионального отбора.

Начинается все, конечно же, с собеседования. В ГКУ «Система 112» их два. Первое – телефонное – со специалистом отдела кадров по основным вопросам трудоустройства. Здесь соискателю подробно объясняют будущие обязанности, расспрашивают о способностях и навыках, образовании, опыте работы. После собеседования соискателей приглашают на групповое ознакомительное занятие.

Соискатели на вакансию "Специалист по приему и обработке экстренных вызовов" на ознакомительном занятии

Ознакомительное занятие – это своего рода экскурсия и введение в профессию. Кандидатам на должность рассказывают общие сведения об учреждении, принципы и алгоритмы приема и обработки экстренных вызовов по номеру «112», знакомят с рабочим местом оператора и его комплектацией, знакомят с особенностями жизни коллектива дежурных смен и служебной этикой.

Для работы оператора-112 крайне важно максимально быстро и без искажений, прямо во время разговора с абонентом заносить услышанную информацию в карточку происшествия электронного журнала системы-112. Поэтому каждому соискателю предлагается проверить и подтвердить свои способности на деле. Так, для проверки грамотности, возможностей краткосрочной памяти и способности человека воспринимать информацию пишутся два небольших диктанта. Первый – сложные названия улиц и другие слова, которые чаще всего используются для описания происшествий. Второй – отрывок из произведений русских классиков. Отдельно проверяется скорость печати (min 150 знаков в минуту). По окончании занятия каждому выдается домашнее задание на изучение транспортной инфраструктуры Москвы.

Второе собеседование проходит с руководством отдела приема и обработки экстренных вызовов. Здесь проверяется правильность выполнения домашнего задания и то, насколько усвоена информация о работе учреждения и оператора-112.

«Мы оцениваем не только знания человека, – говорит Ирина Даньшина, начальник отдела приема и обработки экстренных вызовов, – Но и находчивость. Бывает, из-за волнения, человек в чем-то путается, но при этом все равно находит свои, не заученные, варианты, может объяснить какие-то вещи своими словами, находит оригинальные решения, которые имеют место быть. Это показывает живость ума, а, значит, человек в любой неординарной ситуации сможет сориентироваться и найти выход, не теряя драгоценного времени».

Специалисты отдела также обсуждают с соискателями результаты их диктанта, обсуждают их возможности и навыки, опыт работы, а еще оценивают поведение человека: манеру речи, дикцию, словарный запас, эмоциональность. alt="Айдынгуль Жамаллиденова, заместитель начальника отдела приема и обработки экстренных вызовов, проводит ознакомительное занятие" width="355" height="267" />

«Чистая русская речь, отсутствие дефектов и эффекта «ленивой речи» – все это очень важно для работы оператором-112, – рассказывает заместитель начальника отдела приема и обработки экстренных вызовов, ответственная за подготовку специалистов, Айдынгуль Жамалидденова, – Это важно, потому что в момент разговора, абонент может находиться в сильном стрессе или опасности, он может кричать на фоне посторонних звуков. Поэтому оператор должен говорить четко и ясно, чтобы абонент его слышал и правильно понимал.

Еще, если человек слишком сильно нервничает, да так, что у него руки трясутся или он заикается – работа оператором экстренной службы точно не для него. У таких людей более высокая вероятность допустить критическую ошибку в стрессовой ситуации, да и сами они могут не выдержать стресса. А оператор-112 всегда работает со стрессовыми ситуациями».

Все этапы профессионального отбора помогают не только работодателю определить подходящего кандидата, но и самим соискателям лучше понять, будет ли работа им по силам.

Положительный итог – официальное трудоустройство и начало профессиональной переподготовки. Подготовка проходит по программе, разработанной ГКУ «Система 112» совместно с Учебно-методическим центром по ГО и ЧС г. Москвы. Она включает в себя теоретический курс и стажировку в составе дежурной смены. По завершении подготовки новоиспеченным операторам-112 выдается диплом «Специалиста по приему и обработке экстренных вызовов».


Номера экстренных служб — телефонные номера для получения срочной помощи.

Содержание

Номер 112 — это единый номер телефона большинства стран мира, по которому надо звонить в экстренных случаях. Данный номер появился на свет по инициативе Швеции и благодаря решению Совета Европы от 29 июля 1991 года. 26 февраля 1998 года решение было закреплено директивой 98/10/EC, принятой Европейским парламентом и Советом Европы. Главная функция службы 112 заключается в своевременном оказании помощи тем, с кем случилась беда и кому требуется помощь.

Во многих странах ЕС номер 112 существует наряду с номерами экстренной помощи, которые действовали в стране ещё до её вступления в альянс. В Польше помимо номера 112 существуют номера вызова всех спасательных служб: полиции (997), пожарной (998) и скорой помощи (999). Во Франции кроме номера 112 действуют номера 15 (скорая помощь), 17 (полиция) и 18 (пожарная служба). Но есть и такие страны, где работает только одна линия экстренной помощи — 112. Это Швеция, Исландия, Дания и некоторые другие. (В 1970-е годы единым номером вызова экстренных служб в Дании был 000.)

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Портал «Телефонная связь»

В России с 2008 года законодательно было утверждено внедрение единой для всей России системы-112, аналога европейского номера 112 для вызова экстренных служб [1] .

11 февраля 2013 года президентом РФ подписан Федеральный закон РФ № 9-ФЗ, устанавливающий номер «112» единым номером вызова экстренных оперативных служб для приёма сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в России в телефонных сетях местной телефонной связи [2] .

Начиная с 2014 года были введены новые номера телефонов вызова экстренных служб (к номерам уже имеющимся добавили цифру 1 (например вызов полиции осуществлялся по номеру «02», сейчас «102» и т.д). Старый порядок вызова экстренных служб наравне с новым порядком в России сохранялся до 2017 года [3] .

Номер, объединяющий службу спасения, скорую помощь, полицию и тому подобные структуры на территории США и Канады — 911 [4] .

Страна SOS (единый) Пожарная служба Полиция (в некоторых странах — милиция) Скорая помощь Служба газа Прочие
Австрия 112 122 133 144 128

140 — Горноспасательная служба

123 — ARBÖ техпомощь на дороге

120 — ÖAMTC техпомощь на дороге и услуги эвакуатора

125 — Аварийная морская служба

126 — Дорожная полиция

165 — Техническая помощь на дороге

Австралия 000 и 112 на GSM телефонах Азербайджан 112 [5] (МЧС) 101 102 103 104 152 [6] (Управление по борьбе с торговлей людьми),

199 [7] (Аварийная служба потребительской электросети),

186 [8] (Аварийная служба высоковольтной электросети)

106 — Служба психологической помощи

Болгария 112 160 166 150 165 (дорожная полиция) Босния и Герцеговина 112/911/08 123 122 124 Бразилия 112 и 911 193 190 192 100 (служба по правам человека), 153 (муниципальная полиция), 191 (полиция на автомагистралях), 197 (гражданская полиция) Венгрия 112 105 107 104 Венесуэла 911 и 112 Германия 112 112 110 112 Грузия 112 [9] 111 121 113 114 Евросоюз 112 Израиль 112 на GSM телефонах 102 100 101 106 (муниципальная инспекция) Иран 110 125 110 115 Казахстан 112 101 102 103 104 109 (единая дежурно-диспетчерская служба), 118 (справочная служба), 150 (национальный телефон доверия для детей и молодежи) Канада, США 911 и 112 на GSM телефонах. Киргизия 112 101 (МЧС) 102 103 104 КНР 112 119 110 120 122 (ДТП), 114 (справочная), 121 (погода), 999 (частная скорая помощь в Пекине) КНДР 819 и 112 на GSM телефонах Корея 112 и 801 119 112 119 111 (горячая линия национальной безопасности), 113 (сообщить о шпионах), 182 (горячая линия о пропавших без вести). 114 соединяет с оператором Латвия 112 (также и сообщение смс) [10] 01 — со стационарного телефона

114 [14] (круглосуточно), 155 [15] (дневное время) 115 (Служба спасения на море)

116111 (Государственная Инспекция По Защите Прав Детей) (Телефон доверия) (по рабочим дням c 08:00 до 23:00, по субботам с 08:00 до 22:00, по воскресеньям c 10:00 до 22:00) [16]

+371 67043700; +37180001234 (перевод: Национальная служба здоровья) (оригинал: Nacionālais veselības dienests) [18]

Постановление № 894 Правительство России от 31 декабря 2004 г. «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб».

Постановление № 894 Правительство России от 31 декабря 2004 г. «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб».

Перечень экстренных оперативных служб:

См. также

  • Бюро регистрации несчастных случаев
  • Телефонный план нумерации

Ссылки

Примечания

  1. ↑РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 25.08.2008 N 1240-р
  2. ↑Кабмин внес закон о едином номере для экстренных служб в Госдуму
  3. ↑112.ge. Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.Проверено 28 июля 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Номера телефонов экстренных служб" в других словарях:

Номера экстренных служб — номера телефонов для получения срочной помощи. Наиболее известными телефонами являются 112 (стандарт системы США). Пожарная служба Полиция Скорая помощь Прочие Россия 01 01 02 03 04 (Служба газа) Украина 112 101 102 103 104 (Служб … Википедия

Скорая медицинская помощь — У этого термина существуют и другие значения, см. Скорая помощь … Википедия

Короткий номер — Содержание 1 Стационарные сети 2 Сотовые сети … Википедия

Телефонный план нумерации Белоруссии — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Пожарная охрана — Пожарные борются с пожаром … Википедия

Телефонный план нумерации СССР — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Список телефонных кодов стран — Визуализация телефонных кодов стран Содержание … Википедия

Милиция — У этого термина существуют и другие значения, см. Милиция (значения). Милиция (от лат. militia − «войско») название органов правопорядка (эквивалент полиции) в России (в т. ч., в Советской России, СССР, а потом и в Российской… … Википедия

02 — может означать: Телефонный номер экстренного вызова полиции в России (см. Номера телефонов экстренных служб). 2002 год, а также 1902, 1802, 1702, и т. п. Месяц февраль. Код субъекта Российской Федерации и Код ГИБДД ГАИ Башкортостана. См. также 2… … Википедия

Число 911 используется для чрезвычайных ситуаций в Северной Америке, но почему этот конкретный номер используется и как все происходит?

ИДЕЯ всеобщего телефонного номера для экстренных ситуаций не нова. Такие службы были созданы и оперировали в европейских странах задолго до того, как подобные шаги предприняли США. В 1937 году Великобритания стала первой страной, которая создала и использовала универсальный номер для аварийных ситуаций. Эта единая телефонная система номера 999 использовалась полицией, пожарными и медиками. Впервые номер 999 был использован в Лондоне в 4 часа утра женщиной, которая сообщила о том, что преступник взломал дверь в ее квартиру. Грабитель был арестован несколько минут спустя.

Другие страны также создали однотипные службы. В Бельгии номер был 900, в Дании и Австралии — 000, Швеции — 80000, Японии — 119, Новой Зеландии — 111, России — 112. В 1959 году Канада также осознала пользу одного универсального номера для безотлагательной помощи и начала пользоваться британским вариантом (999).

В США идея создать универсальный номер помощи появилась в 1957 году. Национальная Ассоциация пожарных предложила создать и использовать единый номер на территории всей Америки. В 1968 году Федеральная комиссия по коммуникациям передала компании AT&T заказ на создание универсального телефонного номера, который бы объединял пожарные, полицейские и медицинские службы и был бы доступен всем жителям США. AT&T избрала номер 911, потому что легко запоминался и его можно было набрать довольно быстро. Подобная комбинация цифр никогда прежде не использовалась в качестве телефонного кода или номера каких-либо служб. Технологическая адаптация номера также представлялась достаточно простой.


В США существует более 6 тыс. диспетчерских центров, принимающих звонки на номер 911. Большая часть из них оснащена специальной аппаратурой: когда звонок поступает в отделение, то телефонный номер и адрес звонящего сразу отображаются на дисплее оператора, что делает развертывание спасательной операции более оперативным. Это бывает особенно важно, когда звонящий страдает дефектом речи или просто не в состоянии говорить. Чтобы приехали полиция, пожарные и «скорая помощь», достаточно набрать номер и положить телефонную трубку рядом с аппаратом.

Когда звонок поступает в диспетчерский центр, в течение нескольких секунд на него отвечает оператор, называющий свой персональный номер. Звонящим рекомендуется запомнить этот номер, в случае если обслуживание оператора вызовет какие-либо проблемы или недовольство и будет необходимо позже установить его личность. Оператор начинает задавать разнообразные вопросы, ответы на которые помогают ему классифицировать звонок в зависимости от обстоятельств происшествия. Эта классификация внедряется в специальную компьютерную систему, которая устанавливает ближайшую полицейскую машину, которая сможет безотлагательно выехать на место происшествия. Кроме того, на место происшествия выезжают также пожарные и медицинские службы.

Каждый звонок также кодифицируется по уровню срочности. На первом месте по срочности — помощь, которую запрашивает полицейский, находящийся при исполнении служебных обязанностей. Далее следуют: информация о совершающемся преступлении и серьезные проблемы со здоровьем. На последних местах по степени срочности вызова находятся сообщения об актах вандализма и плохом обращении с животными.

Операторы «Службы 911» проходят специальную подготовку. Диспетчерские службы оснащены специальной техникой для глухонемых. Более того, в отделениях существуют специальные языковые линии, которые позволяют переводить с более чем 60 языков. Многие штаты и графства обязывают работать операторами «Cлужбы 911» раненых или больных сотрудников полиции, которые временно не могут исполнять свои основные обязанности. Эта стратегия помогает экономить время и деньги, а также обеспечивать качественный сервис.

К системе «911» также подключены сотовые телефоны. Около 65% пользователей снабжены системой, при которой если даже сотовый телефон по какой-то причине падает, то телефонная компания-провайдер может помочь служащим «911» определить местонахождение ближайшей вышки, на которой установлена антенна сотовой связи, которая передала звонок. В 2005 году в США будет возможно определить местонахождение человека, звонящего по сотовому телефону, с точностью 50-100 метров. «Службы 911» также распространяют брошюры и организуют семинары, в которых объясняют важнейшие шаги при звонке в «Службы 911» населению. Одна из самых важных просьб к населению — это чтобы звонящие не преувеличивали и не приукрашивали факты — очень многие американцы именно так и поступают, считая, что в этом случае помощь прибудет быстрее. Ложные звонки в «Службу 911» караются очень жестоко. Если человек набрал этот номер без особой нужды или просто хотел подшутить, то ему грозит крупный штраф и даже тюремное заключение.

Фото: Интерпресс/Photoxpress

Создать реестр невостребованных профессий — с такой инициативой в адрес правительства РФ выступил на этой неделе ректор МИРАЭ — Российского технологического университета Станислав Кудж. По его оценке, уже к 2022 году из-за развития технологий и инноваций работу потеряют многие люди, в том числе имеющие высшее профессиональное образование по тем специальностям, которым вузы учат до сих пор. Кудж считает необходимым провести анализ, составить прогноз и определить потребность в специалистах на 5, 10 и 20 лет вперед. Итогом должен стать документ — реестр профессий, требующих вузовского образования, и находящихся под угрозой исчезновения в ближайшие 20 лет.

РБК Петербург спросил экспертов о том, поддержат ли в регионе эту инициативу, и как быстро на самом деле исчезают профессии на рынке труда в городе.

Дмитрий Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга:


«Реестры, которые должны фиксировать будущее — это утопично. Два года назад во многих таких списках профессии курьеров и водителей назывались исчезающими. Вдруг наступила пандемия, и занятость по позициям курьеров и водителей показала самый высокий рост. Более того, спрос на эти позиции не снижается и, судя по всему, в ближайшие лет 10 сохранится.

Одной профессии на всю жизнь не хватит

Что значит реестр? Будет некое нормативное решение Министерства труда, обязательное к исполнению? А вдруг туда закрадется ошибка? Вопрос точного прогнозирования профессиональных компетенций на 20 лет — это нерешаемая задача сегодня. Нужны другие системные решения. Надо заниматься кадровым проектированием, корректными прогнозами на 5-10 лет, чтобы мы успевали, корректируя программы, выпустить людей на рынок труда, которые имеют правильные базовые навыки и готовы дальше развиваться. Но самое важное — выстраивать диалог между образованием и бизнесом. Сегодня новые знания и навыки рождаются в бизнес-процессе, а не в лаборатории, не на кафедре в университете и не на классическом заводе.

«Два года назад профессии курьеров и водителей назывались исчезающими»

Одним из прорывных примеров такого диалога можно назвать соглашение между крупной фармацевтической компанией, одним из ведущих физико-математических лицеев города и университетом. Они создали факультет под совершенно новые компетенции для фармацевтической промышленности. Детей, прошедших профориентацию, обучают не только физике и математике, но и химии, биологии на высоком уровне, у них много практики. Детей учат под конкретные позиции на этом предприятии. Учась в школе, они уже знают, где будут работать. И это не фармацевты или провизоры, а люди с обширными знаниями в разных областях. Они могут моделировать поведение молекулы, знают физиологию человека.

Крупные компании, если у них есть финансовая возможность, создают свою систему подготовки и переподготовки прямо на производстве, либо открывают базовые кафедры в разных университетах. О чем это говорит? О том, что сами по себе образовательные учреждения не успевают реагировать на изменения спроса. Образование в целом должно очень сильно поменяться. Диалог должен быть общим не только для крупных компаний, но и для малого, среднего бизнеса и даже для самозанятых. Сегодня эти категории почти не имеют инструментов влияния на систему профессионального образования.

«Детей учат под конкретные позиции на этом предприятии. Учась в школе, они уже знают, где будут работать»

Как не стать «хромой лошадью»

ВШЭ недавно провели исследование и выяснили, что в первую очередь в стране хромает производительность труда, потому что люди, получив первичное образование, не попадают дальше в очень развитую систему дополнительного профессионального образования — life long learning, то есть обучение на протяжении всей жизни. И получается, что они застывают в своих старых компетенциях. Это тоже очень опасная штука. Первое высшее образование не даст профессию на всю жизнь.

Происходит постепенный процесс выхода человека как непосредственного исполнителя из процесса производства. Поэтому все меньше будет требоваться людей, которые могут работать только руками. Но что бы мы ни говорили про автоматизацию, все равно она требует сопровождения — нужны сотрудники, способные обеспечивать работу этой самой автоматической техники, управлять производственными цепочками, налаживать, переналаживать, монтировать, контролировать.

Новых позиций, которые будут все более востребованными, очень много: операторы обрабатывающего центра или системы прототипирования, роботизированной системы — это позиции, которых раньше просто не существовало. Не случайно в последние примерно 10 лет мы наблюдаем совершенно четкий тренд — дети чаще выбирают среднее профессиональное образование. Они понимают, что приобретение конкретной профессии, практически полезных компетенций позволит зарабатывать нормальные деньги.

«Поверьте, у нас недостаточно хороших экономистов, юристов и финансистов. Здесь, как в спорте высоких достижений, для того, чтобы вырастить олимпийского чемпиона, надо иметь определенную пирамиду»

Что касается высшего образования, то сейчас часто озвучиваются мнения об избытке юристов и экономистов. Но я с этим не могу согласиться. У нас недостаточно хороших экономистов, юристов и финансистов. Здесь, как в спорте высоких достижений, для того, чтобы вырастить олимпийского чемпиона, надо иметь определенную пирамиду. Другое дело, что зачастую человек считает себя получившим высшее экономическое образование, а на самом деле он ничего не знает».

Александр Ружинский, директор по развитию Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Санкт-Петербурга:


«Большинство знаний, которые тебе дают в вузе, устаревают к тому моменту, когда ты получаешь диплом. Неважно, красный он или нет. Поэтому необходима осознанная государственная политика в отношении этих процессов. Здесь не та ситуация, когда невидимая рука рынка может все расставить по местам. К примеру, если говорить о Центре опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга, то это часть федерального проекта. Такие ЦОППы открыты по всей России. Их задача — быстро и на опережение готовить людей, необходимых рынку.

«Большинство знаний, которые тебе дают в вузе, устаревают к тому моменту, когда ты получаешь диплом»

Сейчас есть огромная пропасть между образованием и рынком — особенно в системе среднего профессионального образования (СПО). Все эти колледжи, у которых появилась отличная материально-техническая база, к сожалению, пока не научились чувствовать, каких людей нужно готовить для рынка.

Скоропортящиеся знания

На этой неделе в ЦОППе завершили программу обучения команд агентов изменений в системе СПО. Каждая команда создала новую компетенцию, ранее не существовавшую, и защитила ее на большом городском публичном мероприятии. Одна из них — цифровой логист. В этой отрасли гигантский кадровый голод, потому что она очень быстро развивается. Мы отвезли эту команду на распределительный центр Х5 Retail Group и показали руководителям логистических центров. Чтобы вы понимали, это огромное пространство с роботами, люди там ходят в экзоскелетах — в общем, там будущее уже наступило. Ребята пообщались с действующими рыночными специалистами и те заявили, что готовы брать людей с такой компетенцией сразу с учебной скамьи.

При этом в обычной программе СПО цифровые логисты еще не упоминаются, а есть, например, специальность «кладовщик».

Вопиющая трата времени

Без всякого сомнения общая система образования должна быть перестроена. Сегодня дети по большей части бездарно проводят 10 лет в школе и не понимают, к какой профессии им готовиться. Тенденция по переводу детей на частное или домашнее образование, которая особенно актуализировалась во время пандемии, — очень яркий симптом. В генетике школьного образования сегодня, к сожалению, лежит понимание, что школа — место пребывания, способ избавиться от ребенка и поехать на работу. По большому счету, 5 лет высшего образования — это тоже вопиющая трата бесценного времени. Гораздо более разумно искать возможности учиться и работать одновременно, желательно сразу в том профессиональном направлении, к которому ты себя готовишь.

Сейчас есть отличные государственные инициативы, помогающие школьникам определиться со своей профессией уже в старших классах. Например, «Профстарт». Ведь важно не только, чтобы школьник выбрал занятие по душе, но и не сделал неправильный карьерный выбор, не обладая актуальной информацией о профессии.

«Тенденция по переводу детей на частное или домашнее образование — очень яркий симптом»

Если говорить о взрослых состоявшихся людях, у нас очень показательным был конец прошлого года, когда ЦОПП проводил программу переобучения лиц, пострадавших от пандемии. Мы в достаточно сжатые сроки, в коротких программах на бюджетном финансировании переобучили около 3 тысяч человек. И среди них — огромный объем интересных кейсов. Например, учительница младших классов пришла к нам и переобучилась на сварщика. Оказывается, ей всю жизнь было интересно работать с металлом. Она нашла себе работу, которой довольна, в мастерской. И таких примеров много».

СПРАВКА:

Наименее и наиболее востребованные специальности в Петербурге

По данным Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, наименее востребованными специальностями в системе среднего профессионального образования последние 5 лет являются:

«Порошковая металлургия, композиционные материалы», «Технология парикмахерского искусства», «Литейное производство черных и цветных металлов», «Автомобиле- и тракторостроение».

Наиболее востребованы специальности:

«Строительство и эксплуатация городских путей сообщения» (13,76 человек на место); «Информационные системы и программирование» (10,72 человек на место); «Туризм» (6,44 человек на место); »Сетевое и системное администрирование» (6,81 человек на место).

В вузах высокий конкурс по всем специальностям. Особенно популярны педиатрия (до 425 человек на место), дизайн (до 231 человека на место), международные отношения (до 220 человек на место).

В 2021 году Комитет по науке и высшей школе прогнозирует высокий конкурс на технические специальности и всплеск интереса к медицинскому профилю. Существенно увеличены контрольные цифры приема на очное бюджетное обучение по следующим направлениям:

Профессия иллюстратор

Иллюстрации сопровождают нас повсюду: они глядят на нас с обложек детских книжек, из социальных сетей или других веб-платформ, с рекламных баннеров и учебников. Иллюстрация – это зависимое изображение. Она может идти в паре с брендом или текстом. И задача человека, создающего иллюстрацию, как можно сильнее связать картинку и сопровождающий ее продукт, наполнить их дуэт смыслом, эмоциональной атмосферой и чувством законченности.

Называется эта профессия – иллюстратор. Раскрою вам секрет: каждый из нас работал на этой должности. В школе на уроках информатики с помощью примитивных редакторов или на геометрии с помощью карандаша и линейки.

Статья покажет в подробностях все об этом деле: чем занимается специалист, плюсы и минусы профессии, как и где работает, какие есть способы обучения.


Кто такой иллюстратор

Иллюстратор – это специалист, создающий рисованные изображения с помощью различных художественных приемов, материалов и техник.

Простыми словами это художник, который рисует обложки и внутреннее наполнение книг, рекламные картинки для веб-ресурсов или рекламы, раскадровку для мультфильмов.

В основном иллюстратор за основу берет текст и передает его путем рисования. Он визуализирует прочитанное – так люди быстрее понимают написанное и проще его запоминают. Это по-настоящему творческая и креативная профессия, в которой можно дать полную свободу своей фантазии.

Существуют различные техники создания иллюстрации:

  1. Графическая иллюстрация – рисование штрихов и пятен простым карандашом одного цвета.
  2. Ботаническая иллюстрация – визуализация описания объекта.
  3. Техническая иллюстрация – создание чертежей, конструкций предмета, схем, инструкций по сборке. Цель художника – подробно, наглядно и понятно донести информацию.
  4. Художественная иллюстрация – тот вид рисунка, который мы чаще всего представляем. Он яркий, запоминающийся, метафоричный. Самый типичный пример – обложка детской книги. Иллюстратор может не опираться на объективность и точность. Его задача – заставить задуматься и вызвать эмоции. В этой технике максимально видно фантазию автора.
  5. Растровая иллюстрация представляет собой сетку пикселей. Эти маленькие цветные прямоугольники формируют изображение. Недостаток таких иллюстраций – потеря качества при увеличении. Преимущество – легкость в работе с деталями.
  6. Векторная иллюстрация образуется из фигур, образованных кривыми, контуров и заливки, есть возможность добавлять эффекты.
  7. Статичная иллюстрация – классическое и самое обычное изображение.
  8. Анимированная иллюстрация – последовательность движущихся картинок. Минус – много весят и долго загружаются.

Иллюстратор может работать в стиле:

  • реализма,
  • минимализма,
  • декоративном стиле,
  • гротеск,
  • наив.

Можно освоить разные направления и жанры:

  1. Концепт-арт. Предназначен для передачи идеи фильма, игры, комикса на начальном этапе разработки, когда неизвестны детали.
  2. Иллюстрации для художественной литературы. Отличаются оригинальностью, запоминаются, помогают понять суть и атмосферу книги.
  3. Fashion-иллюстрации – изображения, связанные с модой: аксессуары, одежда, косметика, парфюм.
  4. Рекламная полиграфия. Дизайн листовок, брошюр, журналов, визиток.
  5. Веб-дизайн – изображения для веб-платформ, соцсетей.
  6. Брендинг – отличительный стиль компании, запоминающиеся изображения, которые вызывают эмоции потребителей.
  7. Комиксы – развлекательные иллюстрации. Художник рассказывает историю не текстом, а графикой.
  8. Геймдизайн – иллюстрирование компьютерных игр. Иллюстраторы этого направления часто работают в паре с геймдизайнером.

В задачи иллюстратора входит владение всеми приемами и техниками, знание и понимание стилей. Он должен рисовать как классическими инструментами художника (кисти, карандаши, краски), так и современными (гаджеты и программы). Ведь заказчик может предъявить любые требования к иллюстрации.

В работах иллюстратора есть смысловая составляющая, внутренний подтекст и авторский стиль. У художников должен быть свой узнаваемый почерк.

Чем занимается

Художник создает изображения, раскрывающие суть статьи, книги, рекламы. Но, кроме рисования, в обязанности иллюстратора могут входить:

  • цветокоррекция;
  • ретушь;
  • коллажирование;
  • разработка шрифтов;
  • создание брендированного стиля;
  • прорисовка персонажей;
  • работа над кадрами мультфильмов.

Иллюстратор создает эскизы карандашами или акварелью, а после переносит работу на компьютер, графический планшет или другие гаджеты. Специалист может использовать программы:

  1. Adobe Photoshop.
  2. PaintTool Sai.
  3. Adobe Illustrator.
  4. CorelDRAW.
  5. Adobe FreeHand.
  6. Krita.
  7. Paint.NET.
  8. GIMPshop.
  9. Inkscape Project.
  10. Gravit Designer.
  11. Vectr.
  12. Vecteezy Editor.

И полезные плагины:

Классификация иллюстраторов

Есть много разновидностей иллюстраторов. Самые популярные из них:

  1. Детский иллюстратор. В большинстве случаев рисует стилем наив, который лучше всего воспринимается детьми. Он характеризуется детскостью, словно иллюстрация создана ребенком. Часто встречается в детских книгах и мультфильмах.
  2. Fashion-иллюстратор. Художник создает свои работы в стиле fashion – все, что касается моды. Например, зарисовки одежды или модных показов, формы аксессуаров или оболочки для парфюма.
  3. Архитектурный иллюстратор. Показывает детали проекта, добавляет изображение ландшафта, и то, как будет выглядеть строение в реальной жизни, а не на чертеже.
  4. Коммерческий иллюстратор. Можно сказать, что все иллюстраторы, берущие деньги за свой труд, являются коммерческими. Но все же эта ниша больше отдается художникам, занимающимся рисовкой рекламной продукции: брошюр, баннеров, веб-платформ.
  5. Концепт-художник. Иллюстраторы, которые создают элементы фэнтези-мира: предметы, персонажей, местность. Работа предназначена для передачи идеи фильма, игры, комикса или книги.

Иллюстратора часто сравнивают или путают с графическим дизайнером. Но если первый может проявить творчество и интерпретировать заказ на свой вкус, то второй полностью зависит от целевой аудитории и работает только для нее.

Что должен знать и уметь

Профессиональный иллюстратор умеет работать как с графическими редакторами, так и с кистью, карандашами и другими традиционными инструментами.

Специалист этой профессии должен подходить по следующим параметрам:

  • работать в нескольких жанрах;
  • иметь развитую фантазию, творчески и креативно мыслить;
  • понимать, что хочет клиент, уметь выражать свои мысли при помощи иллюстраций;
  • создавать изображения, дополняющие и поясняющие текст, и сразу несколько на одну тему, чтобы клиент мог выбрать;
  • быть в курсе актуальной информации мира иллюстраций и дизайна;
  • знать, что такое композиция, светотень, цветовая палитра, перспективы, узоры, визуальные структуры, уметь на практике их использовать и сочетать;
  • уметь вставлять надписи в иллюстрации, т. е. знать, что такое типографика;
  • знать основы печатной и веб-верстки, понимать, где будет размещаться его работа и как она будет выглядеть;
  • при работе со статьями и книгами важно уметь быстро читать, обрабатывать информацию и вычленять из нее суть;
  • знать о продукте и области деятельности заказчика;
  • иметь художественный вкус.

Но из-за высокой востребованности профессии и использования навыков иллюстратора во многих областях деятельности, требования к специалистам могут немного отличаться.

Важны и личные качества художника-иллюстратора:

  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • усидчивость, упорство и сила воли;
  • любознательность и постоянное изучение нового;
  • креативность и творческие способности;
  • способность работать в коллективе.

Плюсы и минусы

Достоинства:

  1. Удаленная работа – есть возможность получить заказ от иностранного клиента.
  2. Разнообразие – работа не приестся и не станет скучной.
  3. Постоянное развитие – с опытом иллюстратор приобретает навыки, осваивает техники, работает с разными стилями и жанрами.
  4. Возможность проявить креативность и творчество в полной мере.
  5. Заработная плата выше среднего уровня.

Недостатки:

  1. Постоянное общение с заказчиком: надо учитывать его мнение, требования, критику, что может не совпадать с художественным вкусом иллюстратора.
  2. Высокая конкуренция.
  3. Большая ответственность.
  4. Молодые специалисты не всегда могут найти работу с приличной заработной платой.

Сколько можно заработать

Новички обычно начинают с малой суммы – 5 000–10 000 руб., но трудолюбивые и креативные люди быстро выходят на другой уровень. При большом желании можно выйти на зарплату в 100 000 руб.

Вакансии для иллюстраторов на hh.ru

Если же говорить о средних зарплатах, то вырисовываются следующие данные:

  1. По России в целом: 40 000–80 000 руб.
  2. Москва: 50 000–120 000 руб.
  3. Санкт-Петербург: 40 000–100 000 руб.
  4. Новосибирск: 30 000–90 000 руб.
  5. Краснодар: 30 000–100 000 руб.
  6. Ярославль: 30 000–70 000 руб.

Как стать иллюстратором

Если у вас есть желание стать иллюстратором самостоятельно, то советую начать со специализированных книг. Они могут пригодиться не только новичкам, но и тем художникам, которые уже работают и имеют небольшой опыт.

Натали Ротаковски предлагает свои работы:

Автор Майкл Джанда писал про изобразительное искусство в работах:

О профессии иллюстратор рассказывал и Феликс Шайнбергер:

Если вам мало этого перечня, прочитайте о других книгах для иллюстраторов на сайте.

Где учиться

Для начала не помешает получить высшее образование по направлению “Графика” или “Дизайн”. В образовательных учреждениях вас научат основам, расскажут, что такое композиция, живопись и академический рисунок, вы узнаете, как работать с Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.

Можно и без высшего образования, но с помощью таланта и трудолюбия, добиться больших высот. Главное – обзавестись портфолио, ведь оно – это ваше “лицо” для заказчиков. Там должны быть собраны самые удачные работы в разных жанрах, техниках и стилях.

Показать свои работы можно на специальных сервисах по созданию портфолио: Behance, Portfolios. А наполнить портфолио помогут онлайн-курсы.

Преимущества обучающих онлайн-программ:

  1. Показывают, из чего состоит эта область деятельности изнутри.
  2. Дают понять, куда и как двигаться дальше.
  3. Рассказывают о секретах от опытных иллюстраторов.
  4. Предоставляют концентрированное и быстрое обучение.
  5. Нет привязки к месту, времени и срокам. Учитесь когда и где угодно.
  6. Курсы стоят дешевле, чем обучение в университете.

Предлагаю вам ознакомиться со следующими онлайн-курсами:

С полным перечнем курсов для иллюстраторов можете ознакомиться на блоге.

Где работать: востребованность и перспективы

Художники-иллюстраторы востребованы во многих сферах, от литературы до моды. И даже в условиях высокой конкуренции, каждый может предложить что-то особенное. Не зря же это творческая профессия.

Области деятельности иллюстраторов:

  • реклама – баннеры, плакаты, постеры, наружная реклама, полиграфия;
  • fashion-индустрия – эскизы одежды, аксессуаров, косметики;
  • мультипликационные студии – раскадровка, изображения героев, строений, местности;
  • веб-платформы – иллюстрации для новостей, главная картинка для статьи, интерфейс информационного блога, интернет-магазина или официального сайта компании;
  • печатные издательства, редакции – все, связанное с литературой и прессой: журналы, газеты, книги, открытки;
  • студии геймдизайна – иллюстрации для компьютерных игр.

Найти вакансию можно на форумах, дизайнерских и специализированных веб-сервисах вроде:

  • Behance,
  • GoDesigner,
  • 99designs,
  • DesignCrowd,
  • Illustrators.

Заказчики размещают свои предложения и на обычных биржах фриланса:

  • FL,
  • Freelance,
  • Weblancer.

Либо на зарубежных биржах, если есть знания иностранного языка: Upwork, PeoplePerHour, Fiverr.

Для опытных и смелых есть возможность начать собственное дело. Например, создать агентство, школу или курс. Если самому организовать не получится, то есть шанс стать преподавателем искусства иллюстрации в школе или на курсах.

Заключение

Из статьи вы узнали об иллюстраторе: кто это, что делает, где на него учиться и сколько можно заработать.

Эта должность подойдет по-настоящему креативным, творческим людям с необычной и беспредельной фантазией. Если вас не пугает большая ответственность и высокая конкуренция, то проходите курсы, пробуйте свои силы и начинайте творить.

Feat.SkillLabor

Вашему вниманию предлагается полный список профессий, который разделен по отраслям.

Экономические профессии

Медицинские профессии

Профессии науки

Профессии информатики и связи

  • Администратор базы данных
  • Веб-интегратор
  • Веб-мастер
  • Монтажник связи
  • Оператор ПК
  • Программист
  • Кодер
  • Веб-программист
  • Радист
  • Робототехник
  • Системный администратор
  • Телеграфист
  • Телефонист
  • Тестировщик

Медиа

  • Блоггер
  • Диктор
  • Контент-менеджер
  • Копирайтер
  • Машинистка
  • Переводчик
  • Тележурналист

Технические профессии

  • Автослесарь
  • Автоэлектрик
  • Аккумуляторщик
  • Бондарь
  • Бульдозерист
  • Горняк
  • Грейдерист
  • Дизайнер-конструктор
  • Драпировщик
  • Заточник
  • Землекоп
  • Инженер
  • Инженер-акустик
  • Инженер-взрывотехник
  • Инженер-гальваник
  • Инженер-гидравлик
  • Инженер КИПиА
  • Инженер-конструктор
  • Инженер-механик
  • Инженер по Технике Безопасности
  • Инженер-системотехник
  • Инженер-строитель
  • Инженер-технолог
  • Инженер-физик
  • Инженер-электрик
  • Инженер-энергетик
  • Кабельщик
  • Каменотёс
  • Крановщик
  • Кровельщик
  • Кромкозакатчик
  • Кузнец
  • Лекальщик
  • Литейщик
  • Маляр
  • Маркшейдер
  • Машинист
  • Медник
  • Металлург
  • Механик
  • Монтажник
  • Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
  • Моторист
  • Печник
  • Плиточник
  • Плотник
  • Промышленный альпинист
  • Проходчик
  • Радиомеханик
  • Распиловщик
  • Расточник
  • Рихтовщик
  • Сантехник
  • Сборщик
  • Сварщик
  • Слесарь
  • Скорняк
  • Сталевар
  • Столяр
  • Столяр-краснодеревщик
  • Строитель
  • Техник
  • Технолог
  • Токарь
  • Токарь-карусельщик
  • Формовщик
  • Фрезеровщик
  • Холодильщик
  • Шахтёр
  • Швея
  • Шлифовщик
  • Шорник
  • Штукатур
  • Электрик

Профессии в химической промышленности

  • Инженер-лаборант
  • Инженер-химик
  • Химик-аналитик
  • Химик-технолог
  • Химик-контролер

Профессии издательского дела

  • Верстальщик
  • Выпускающий редактор
  • Издатель
  • Корректор
  • Метранпаж (устар)
  • Переплётчик
  • Печатник (профессия)
  • Редактор (профессия)
  • Типограф (профессия)
  • Фальцовщик

Транспортные профессии

  • Водитель
  • Диспетчер
  • Кондуктор
  • Машинист локомотива
  • Моторист
  • Проводник (железнодорожный служащий)
  • Слесарь-механик
  • Стрелочник (профессия)
  • Таксист
  • Экспедитор на дальних поездках

Авиационные и морские профессии

  • Авиадиспетчер
  • Авиатехник
  • Бортмеханик
  • Бортинженер
  • Воздухоплаватель
  • Донкерман
  • Капитан судна
  • Кок
  • Космонавт
  • Лётчик
  • Бортпроводник/стюард
  • Лоцман
  • Тальман
  • Шкипер

Творческие профессии

  • Актёр
  • Артист цирка
  • Архитектор
  • Балетмейстер
  • Балерина
  • Брейдер
  • Вокалист
  • Визажист
  • Геймдизайнер
  • Гитарист
  • Гример
  • Диджей
  • Дизайнер
  • Дирижёр
  • Декоратор
  • Журналист
  • Звукорежиссёр
  • Златокузнец
  • Изобретатель
  • Иллюстратор
  • Имиджмейкер
  • Инженер
  • Композитор
  • Кондитер
  • Мастер маникюра
  • Мастер педикюра
  • Манекенщица
  • Модель
  • Модельер
  • Музыкант
  • Парикмахер
  • Парфюмер
  • Писатель
  • Поэт
  • Повар
  • Программист
  • Режиссёр
  • Реставратор
  • Скульптор
  • Стилист
  • Танцор
  • Татуировщик
  • Флорист
  • Фотограф
  • Фотомодель
  • Хореограф
  • Художник
  • Ювелир
  • Художник по свету

Профессии кинематографа

  • Дизайнер рекламы
  • Каскадёр
  • Кинодраматург
  • Киномеханик
  • Кинооператор
  • Кинорежиссер
  • Оператор кино и телевидения
  • Постановщик трюков
  • Продюсер
  • Сценарист
  • Критик

Экономическое творчество

  • Предприниматель (прикладывает рабочую потенцию работника)
  • Задумщик

Профессии сервиса (обслуживания)

  • Бармен
  • Библиотекарь
  • Витолье
  • Горничная
  • Грузчик
  • Доула (профессия)
  • Кладовщик
  • Кнопочник (заклёпочник, мастер-специалист по замене и установке швейной и кожгалантерейной металлофурнитуры)
  • Крупье
  • Лифтёр
  • Мастер маникюра
  • Менеджер
  • Мерчандайзер
  • Метрдотель
  • Няня
  • Оператор коллцентра
  • Официант
  • Парикмахер
  • Портной
  • Портье
  • Почтальон
  • Продавец
  • Сиделка
  • Сапожник
  • Сомелье
  • Телемастер
  • Торседор
  • Упаковщик
  • Флорист (дизайнер)
  • Швейцар

Уборочные профессии

  • Дворник
  • Клинер
  • Мусоропроводчик
  • Мусорщик (профессия)
  • Садовник
  • Уборщик

Педагогические профессии

  • Воспитатель
  • Декан
  • Дефектолог
  • Логопед
  • Педагог
  • Преподаватель
  • Проректор
  • Психолог
  • Ректор
  • Сурдопедагог
  • Тифлопедагог
  • Учитель

Продовольственные профессии

  • Булочник
  • Квасник
  • Кондитер
  • Мельник
  • Месильщик
  • Пекарь
  • Повар
  • Сыровар
  • Хлебопёк

Работники сельского хозяйства

  • Агроном
  • Бахчевод
  • Агроном-почвовед
  • Агроном по защите растений
  • Ветеринар
  • Виноградарь
  • Доярка
  • Животновод
  • Жиловщик/Обвальщик
  • Зоотехник
  • Коневод
  • Комбайнер
  • Инженер-лесотехник
  • Инженер по механизации
  • Механизатор
  • Мелиоратор
  • Мясник
  • Оператор машинного доения
  • Овчар
  • Пастух
  • Растениевод
  • Садовод
  • Свинопас
  • Скотник
  • Специалист по стрижке овец
  • Табаковод
  • Табунщик
  • Тракторист
  • Пчеловод
  • Фермер
  • Хлебороб
  • Хлопокороб

Юридические, правоохранительные (МЧС, МВД)

  • Адвокат
  • Военнослужащий
  • Государственный исполнитель
  • Детектив (профессия)
  • Дипломат
  • Дознаватель
  • Кинолог
  • Конвоир
  • Министр
  • Нотариус
  • Оперативный работник
  • Полицейский
  • Пожарный
  • Правовед
  • Прокурор
  • Работник органов ЗАГСа
  • Следователь
  • Судебный пристав
  • Судья
  • Телохранитель
  • Тюремный надзиратель
  • Эксперт-криминалист
  • Юрисконсульт
  • Юрист
  • Таможенник

Военные профессии и специальности

Примечание: Приведены как общие понятия так и Военно-учётные специальности (ВУС)

  • Артиллерист
  • Авиационный техник
  • Баталер
  • Борт-инженер
  • Борт-механик
  • Борт-радист
  • Борт-стрелок
  • Военный дознаватель
  • Военный переводчик
  • Военный консультант
  • Военно-полевой хирург
  • Военный полицейский
  • Военный прокурор
  • Военный судья
  • Военный юрист
  • Водолаз
  • Воспитатель
  • Гренадер
  • Горнострелок
  • Гранатомётчик
  • Десантник
  • Диверсант
  • Заряжающий
  • Интендант
  • Зенитчик
  • Кавалерист
  • Канонир
  • Каптенармус
  • Командир
  • Комендант
  • Корректировщик
  • Лётчик
  • Механик-Водитель
  • Маркитант
  • Мотострелок
  • Морской пехотинец
  • Наводчик орудия
  • Начальник военного оркестра
  • Начальник гаупвахты
  • Начальник службы
  • Начальник склада
  • Начальник штаба
  • Огнемётчик
  • Особист
  • Оператор вооружения
  • Оператор РЛС
  • Пограничник
  • Подводник
  • Пулемётчик
  • Разведчик
  • Радист
  • Радиотелефонист
  • Ракетчик
  • Сапёр
  • Связист
  • Секретчик
  • Старшина
  • Стрелок
  • Снайпер
  • Танкист
  • Техник
  • Топограф
  • Тыловик
  • Фельдшер
  • Финансист
  • Фортификатор
  • Фуражир
  • Химик
  • Шифровальщик
  • Штурман

Профессии священно- и церковнослужителей

  • Епископ
  • Священник
  • Диакон
  • Иподиакон
  • Певец (певчий церковного хора)
  • Пономарь (алтарник)
  • Регент
  • Иконописец
  • Сестра милосердия
  • Звонарь
  • Диаконисса

Классификации криминальной среды

Примечание: Приведены как общие понятия, так и жаргонизмы по узким специализациям.

Читайте также: