Какие признаки отличают вышестоящую должность

Опубликовано: 02.10.2024

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, какая должность будет считаться равнозначной при перемещении военнослужащего в связи с ОШМ? Одинаковый тарифный разряд и воинское звание, или возможны варианты - тарифный разряд тот же, а воинское звание ниже (или выше) и, наоборот, воинское звание тоже, а тарифный разряд другой?

Оксана, 39лет, г. Белогорск

Оксана, здравствуйте. В соответствии с пунктами 11-17 статьи 11 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 "Вопросы прохождения военной службы", военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность.

Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:

по служебной необходимости;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;

по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

в связи с организационно-штатными мероприятиями - при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

1. Должность правоохранительной службы считается вышестоящей, если для нее предусмотрены более высокие предельное специальное звание, классный чин или квалификационный класс, чем специальное звание, классный чин или квалификационный класс по прежней должности правоохранительной службы, а при равенстве специальных званий, классных чинов или квалификационных классов – более высокий оклад по должности правоохранительной службы.

2. Должность правоохранительной службы считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание, классный чин или квалификационный класс и оклад по должности правоохранительной службы, равные специальному званию, классному чину или квалификационному классу и окладу по прежней должности правоохранительной службы.

3. Должность правоохранительной службы считается нижестоящей, если для нее предусмотрены более низкие предельное специальное звание, классный чин или квалификационный класс, чем специальное звание, классный чин или квалификационный класс по прежней должности правоохранительной службы, а при равенстве специальных званий, классных чинов или квалификационных классов – более низкий оклад по должности правоохранительной службы.

Сноска. Статья 32 в редакции Закона РК от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 33. Продвижение по службе

1. Продвижение по службе сотрудников производится из числа сотрудников, состоящих в кадровом резерве, с учетом их профессиональных, деловых и личных качеств, состояния здоровья.

2. Работа по совершенствованию профессиональной подготовки лиц начальствующего состава, зачисленных в кадровый резерв, осуществляется в порядке, определяемом руководителем правоохранительного органа.

Статья 33-1. Президентский резерв руководства правоохранительных органов

1. Президентский резерв руководства правоохранительных органов формируется в целях качественного отбора сотрудников для занятия вакантных вышестоящих руководящих должностей правоохранительных органов.

Порядок формирования и перечень должностей Президентского резерва руководства правоохранительных органов определяются Президентом Республики Казахстан.

2. Сотрудники, состоящие в Президентском резерве руководства правоохранительных органов, проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации в организации образования прокуратуры.

Сноска. Глава 5 дополнена статьей 33-1 в соответствии с Законом РК от 21.05.2013 № 93-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); в редакции Закона РК от 29.10.2015 № 374-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 34. Кадровый резерв

1. В целях формирования кадрового состава правоохранительного органа, обеспечения комплектования должностей службы в правоохранительном органе создается кадровый резерв.

2. Кадровый резерв правоохранительного органа формируется на плановой основе для последующего замещения вакантных руководящих должностей.

3. Кадровый резерв формируется из сотрудников, которые по результатам аттестации рекомендуются к выдвижению на руководящие должности или на работу с большим объемом, а также из лиц, проявивших организаторские способности при исполнении служебных обязанностей либо при выполнении специальных заданий.

4. Вакантная руководящая должность замещается по решению руководителя правоохранительного органа или уполномоченного руководителя лицом, состоящим в кадровом резерве правоохранительного органа. При отказе сотрудников, состоящих в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается другим сотрудником по результатам аттестации или по отбору кадров.

5. Ответственность за формирование кадрового резерва и организацию работы с ним возлагается на руководителя правоохранительного органа или уполномоченного руководителя и кадровую службу. Кадровый резерв формируется в правоохранительных органах с учетом качественного состава кадров и потребности в замещении соответствующих должностей.

6. Зачисление в кадровый резерв осуществляется руководителем правоохранительного органа или уполномоченным руководителем с учетом показателя конкурентоспособности сотрудника.

7. В случаях привлечения сотрудника к ответственности за совершение коррупционного правонарушения он исключается из кадрового резерва. При несогласии сотрудника с решением об исключении его из кадрового резерва он вправе обжаловать это решение вышестоящим должностным лицам и (или) в суд.

8. Срок пребывания сотрудника в кадровом резерве не должен превышать три года. Лица, зачисленные в кадровый резерв, но не назначенные в период пребывания в кадровом резерве на планируемые для них должности, могут вновь зачисляться в кадровый резерв на общих основаниях.

9. Кадровые службы правоохранительного органа ведут списки и ведомственный банк данных сотрудников, зачисленных в кадровый резерв.

10. Порядок формирования кадрового резерва, требования к квалификации сотрудников, зачисляемых в кадровый резерв, и работы с ведомственным банком данных сотрудников, зачисленных в кадровый резерв, определяются руководителем правоохранительного органа.

Сноска. Статья 34 с изменениями, внесенными законами РК от 21.05.2013 № 93-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.10.2015 № 374-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.11.2015 № 411-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Избрание на должность подразумевает выбор подходящего кандидата.

Существует много должностей, для замещения которых предусматривается избрание одного претендента из нескольких. И чаще всего такие должности являются руководящими, то есть в обязанность работника входит управление большим количеством людей. А значит, предполагают большую ответственность. И трудовые отношения, возникающие между сотрудником и работодателем, имеют свою специфику.

Что такое «выборные должности»

Избрание на должность подразумевает выбор подходящего кандидата из числа претендентов. При этом претендент может быть только один. В результате этого происходит замещение должностей в государственных или частных организациях. Трудовые отношения таких работников регулируются не только трудовым законодательством или учредительными документами организаций, но и трудовым договором.

Должность, которая предоставляется в результате выборов, часто требует от кандидата профессионализма и других личностных качеств, с помощью которых он способен справится со своими обязанностями.

Дело в том, что «выборные должности» – это обычно руководящие должности, в том числе и в государственных структурах. Тем не менее, трудовое законодательство не делает особой разницы между правами и обязанностями работников, которые получили свою должность в результате выборов или в общем порядке. Но некоторые нюансы все же существуют.

Избрание на должность и трудовой договор

Согласно законодательству трудовые отношения на основании избрания сотрудника на определенную должность возникают при условии, что он будет выполнять необходимые трудовые функции. В первую очередь этот порядок предусмотрен для работников, которые являются руководителями или замещают руководителей юридических лиц всех форм хозяйствования. К примеру, существуют должности, при которых руководитель выступает как единоличный исполнительный орган.

Таким образом замещаются руководители акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, народных предприятий, производственных кооперативов и т. д. Избрание на должность происходит с помощью голосования. В результате этого издается приказ о назначении выбранного лица на должность.

В приказе указывается дата, с которой работник может получать заработную плату.

Вступление в должность руководителя происходит автоматически, когда сотрудник издает приказ. В нем обязательно должна быть указана ссылка на протокол собрания, на котором были проведены выборы. В приказе руководителя государственного учреждения должны быть указаны реквизиты исполнительного органа власти.

В акционерных обществах руководитель организации избирается на общем собрании. Иногда эта процедура может находиться в компетенции совета директоров.

Порядок избрания на выборную должность в обществе с ограниченной ответственностью практически ничем не отличается.

Трудовой кодекс содержит нормы, в соответствии с которыми избрание претендента на должность на определенный срок невозможно без заключения срочного трудового договора. Естественно, что данный трудовой договор имеет срок действия, который предусматривает устав организации или соглашение между сторонами.

Оформление трудового договора

Трудовой договор – это соглашение между сторонами, одна из которых гарантирует предоставление работы и достойные условия для ее осуществления, а вторая соглашается выполнять определенные трудовые обязанности.

Этот документ имеет установленную законом форму, в которую работодателям нельзя вносить серьезные изменения. Тем не менее, содержание трудового договора в первую очередь зависит от учредительных документов, правил трудового распорядка и специфики работы. При составлении этого документа работодатель обязан учитывать все права работника, предусмотренные законом.

Сотрудник, который был избран на конкретную должность, обязан предоставить:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • трудовую книжку;
  • документы, подтверждающие получение соответствующего образования;
  • свидетельство о страховании;
  • справку о наличии или отсутствии судимости.

Этот перечень не является полным, поэтому работодатель имеет право потребовать дополнительные документы, связанные со спецификой работы. Если работник, избранный на должность в результате голосования, не имеет трудовой книжки, работодатель обязан оформить новую.

Трудовой договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде. Кроме этого, документ составляется в нескольких экземплярах, которые подписываются обеими сторонами. Один экземпляр трудового договора остается у работодателя, а второй передается работнику. Договор необходимо заключать также с избранными руководителями, кроме тех случаев, когда они являются единственными учредителями организации.

Этот документ обязательно содержит права и обязанности сторон, условия расторжения договора и т. д. Также трудовой договор, заключаемый с сотрудником, претендующим на руководящую должность, может иметь некоторые отличия.

К примеру, срок действия документа не может превышать 5 лет. Если срок закончился, а соглашение не продлено и новый сотрудник не выбран, то должностное лицо обязано выполнять свои обязанности до принятия решения. Договор в этом случае становится бессрочным. В него могут быть внесены и дополнительные условия об испытательном сроке и основания расторжения договора.

В акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью трудовой договор с сотрудником, избранным на должность в результате выборов, подписывает председатель собрания или совет. Если договор заключается в государственном учреждении, то право подписи имеет руководитель исполнительного органа организации. Также вносится запись в трудовую книжку. Обычно пишут, что владелец документа был избран на должность руководителя или его заместителя.

Расторжение трудового договора

Замещение должности в результате выборов подразумевает и особый порядок расторжения договора. Обычно его действие прекращается из-за инициативы работодателя, сотрудника или по причинам, которые от сторон не зависят. Таким же образом может быть расторгнут и трудовой договор с сотрудником, избранным на должность.

Выборный сотрудник не имеет права самостоятельно отказаться от своих обязанностей и расторгнуть договор, так как порядок его избрания подразумевает, что он будет осуществлять свои обязанности в течение определенного времени. Тем не менее, трудовое законодательство разрешает таким работникам увольняться по собственному желанию. Для этого необходимо обосновать свое решение органу, который избрал его на эту должность.

Если он примет причину как уважительную, то трудовой договор будет расторгнут.

Также договор может быть расторгнут при досрочном освобождении от полномочий. И основания для этого могут быть самыми разнообразными. К примеру, если выборный сотрудник не справляется со своими обязанностями или использует свое положение для действий, запрещенных законодательством. В этом случае расторжение договора, то есть увольнение работника, происходит с помощью голосования. В трудовой книжке при этом причина увольнения не указывается. Могут написать только, что полномочия лица были отозваны.

Трудовые функции

Работник может быть избран на должность, если способен выполнять соответствующие трудовые функции. Но что законодатель подразумевает под понятием «трудовые функции»?

В первую очередь это выполнение работы в соответствии с занимаемой должностью, профессией, правилами внутреннего распорядка организации и т. д. Кроме этого, трудовой функцией называют выполнение конкретного вида работы, которую поручают сотруднику. Такая работа может иметь свою специфику и выходить за рамки обычных обязанностей сотрудника, находящегося на определенной должности.

Трудовые отношения подразумевают, что работа носит достаточно личный характер.

В отличие от гражданско-правовых отношений, где сотрудник имеет право на совмещение определенных полномочий от лица другого сотрудника. Кроме того, трудовой договор регулирует не только выполнение прямых профессиональных обязанностей, но и их связь с правилами внутреннего распорядка.

Порядок назначения на должность сотрудников органов внутренних дел

  • служба в органах внутренних дел
  • органы внутренних дел
  • сотрудник органов внутренних дел
  • сотрудник ОВД
  • ОВД
  • 342-ФЗ
  • закон о службе в органах внутренних дел
  • назначение на должность в органах внутренних дел
  • должности в органах внутренних дел

Перевод сотрудника ОВД на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел допускается только:
Должности сотрудников органов внутренних дел (ОВД)

Должности сотрудников ОВД учреждаются:

в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий МВД России, его территориальных органов и подразделений;

перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом РФ;

на основании Перечня типовых должностей в органах внутренних дел Министром внутренних дел РФ с учетом особенностей функционирования могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями – нетиповые должности.

Статья 6 «Должности в органах внутренних дел» Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 01.01.2020) "О службе в органах внутренних дел РФ»

Перечень должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утвержден:

  • Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 253 (ред. от 24.10.2018).

Перечень должностей старшего, среднего и младшего начальствующего состава утвержден:

  • Приказом МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 (ре. от 11.08.2017) «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

Классификация должностей сотрудников ОВД

Должности сотрудников в органах внутренних дел подразделяются на:

должности сотрудников ОВД рядового состава,

должности сотрудников ОВД младшего начальствующего состава,

должности сотрудников ОВД среднего начальствующего состава,

должности сотрудников ОВД старшего начальствующего состава и

должности сотрудников ОВД высшего начальствующего состава.

Статья 7 «Классификация должностей в органах внутренних дел» Федерального закона от № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ»

Квалификационные требования к должностям сотрудников ОВД

Квалификационные требования к должностям сотрудников органов внутренних дел установлены:

  • статьей 9 «Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел» Федерального закона от № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ».

В соответствии с этой статьей в число квалификационных требований к должностям сотрудников ОВД входят:

требования к уровню образования,

требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности,

требования к профессиональным знаниям и навыкам,

требования к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности.

Требования к уровню образования сотрудника ОВД для занятия соответствующей должности:

Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника ОВД, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются:

  • Приложением № 1 «Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел РФ или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам для сотрудников органов внутренних дел РФ, замещающих должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел РФ» к Приказу МВД РФ от 18 мая 2012 г. № 521 (ред. от 1 июля 2017 г.).

Требования к стажу службы сотрудника ОВД для занятия соответствующей должности:

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников ОВД в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются:

  • Приложением № 2 «Квалификационные требования к уровню физической подготовки в отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел РФ» к Приказу МВД РФ от 18 мая 2012 г. № 521 (ред. от 1 июля 2017 г.).

Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, и сотрудниками ОВД военно-врачебной экспертизы и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определяются:

Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (ред. от 16.03.2019) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" и

Постановлением Правительства РФ от 06.12.2012 № 1259 (ред. от 06.03.2015) "Об утверждении правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел РФ".

По результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу в ОВД, и сотрудников ОВД военно-врачебной комиссией дается заключение о годности таких граждан и сотрудников к службе в органах внутренних дел по следующим категориям:

  • А - годен к службе в ОВД;
  • Б - годен к службе в ОВД с незначительными ограничениями;
  • В - ограниченно годен к службе в ОВД;
  • Г - временно не годен к службе в ОВД;
  • Д - не годен к службе в ОВД.

Присвоение квалификационного звания сотрудникам ОВД

С учетом уровня образования, стажа службы в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков сотрудникам ОВД присваиваются следующие квалификационные звания:

  • специалист третьего класса,
  • специалист второго класса,
  • специалист первого класса,
  • мастер (высшее квалификационное звание).

Порядок присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников ОВД, имеющих квалификационные звания, определяется МВД России.

Порядок назначения на должность сотрудников ОВД

Полномочия руководителей территориальных органов МВД России по назначения на должности сотрудников ОВД:

на уровне субъекта РФ определены Типовым положением о территориальном органе МВД России по субъекту РФ, утв. Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 25 декабря 2019 г.);

на районном уровне определены приказом МВД России от 5 июня 2017 г. № 355.

Сотрудник органов внутренних дел назначается на должность рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава приказом уполномоченного руководителя (начальника) МВД России.

Основаниями для издания приказа о назначении на должность являются:

в отношении гражданина – контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, заключенный в порядке, установленном статьей 21 «Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел» Федерального закона от № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ»;

в отношении сотрудника ОВД – согласие сотрудника ОВД с назначением на должность, выраженное в виде рапорта на имя уполномоченного руководителя (начальника), имеющего право назначения на указанную должность.

Порядок назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава ОВД регламентирован:

  • приказом МВД России от 30 ноября 2012 г. № 1065 (ред. от 30.09.2016) «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел РФ».

Перевод сотрудника ОВД на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел допускается только с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме.

Перевод сотрудника ОВД на вышестоящую должность

Должность в ОВД считается вышестоящей, если:

для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности,

а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад.

Перевод сотрудника ОВД на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава:

  • осуществляется по результатам аттестации и/или конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность осуществляется из кадрового резерва.

Перевод сотрудника ОВД на равнозначную должность

Должность в ОВД считается равнозначной, если:

  • для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности.

Перевод сотрудника ОВД на равнозначную должность в органах внутренних дел осуществляется:

в связи с необходимостью замещения другой должности в интересах службы либо в порядке ротации сотрудников ОВД;

по состоянию здоровья сотрудника ОВД в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

по личным или семейным обстоятельствам;

в связи с сокращением должности, которую замещает сотрудник;

в связи с восстановлением сотрудника ОВД в должности, которую он замещал ранее в случае, если эту должность замещает другой сотрудник;

в связи с прекращением срочного контракта с сотрудником;

в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством РФ.

Перевод сотрудника ОВД на нижестоящую должность

Должность в ОВД считается нижестоящей, если:

для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности,

а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад.

Перевод сотрудника ОВД на нижестоящую должность осуществляется:

по состоянию здоровья сотрудника в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

по личным или семейным обстоятельствам;

в связи с сокращением должности сотрудника, которую он замещает;

в порядке наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания;

в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность;

в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

в связи с отказом от перевода на равнозначную должность в порядке ротации сотрудников ОВД;

в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности (с учетом рекомендации аттестационной комиссии);

в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством РФ.

Не является переводом и не требует согласия сотрудника ОВД:

выполнение им равнозначных функций по иной должности в органах внутренних дел в том же подразделении и в той же местности,

не влекущее за собой изменения условий контракта.

Должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников ОВД

Профессиональная служебная деятельность сотрудника ОВД осуществляется:

  • в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым Министром внутренних дел РФ или уполномоченным руководителем.

Порядок разработки и утверждения должностных регламентов, их примерная форма определены:

  • приказом МВД России от 25 сентября 2012 г. № 886 (ред. от 14 ноября 2016 г.) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы".

Должностные регламенты разрабатываются:

индивидуально для каждого сотрудника, замещающего должность в ОВД,

непосредственными руководителями (начальниками) сотрудников;

должностной регламент содержит перечень прав и обязанностей сотрудника, определяет сферу его ответственности.

Сотрудник ОВД обязан:

знать и исполнять должностной регламент;

при этом запрещается требовать от сотрудника выполнения обязанностей, не установленных контрактом и должностным регламентом.

В соответствии с замещаемой должностью сотруднику ОВД присваивается специальное звание. Порядок присвоения сотрудникам ОВД специального звания рассматривается в следующем материале.

Между губернаторами, занимавшими свою должность в пору выборов, и теми, кого на эту должность назначали, отличий совсем немного — таков один из выводов проводимого по Программе фундаментальных исследований ВШЭ проекта «Институты и экономическое развитие: роль бюрократии и эксперименты как метод анализа и оценки реформ».

Для исследований политических систем общим местом стало положение о том, что разного рода руководителям необходимы стимулы, которые побуждали бы их избегать оппортунистического поведения и работать на общественное благо. Однако при равных стимулах (а в российских условиях эти стимулы примерно равны независимо от системы подбора главы региона) значение приобретают личные качества руководителей.

В России это дополняется расхожими представлениями о том, что выборы позволяли иметь более молодых и рыночно ориентированных губернаторов, а назначенцы являются продолжателями авторитарного стиля президента Путина, создавшего систему назначений. Руководитель проекта, Тимоти Фрай, и его соавторы Ора Рейтер и Ной Бакли (Timothy Frye, Ora John Reuter, Noah Buckley) в своей статье «The political economy of Russian gubernatorial election and appointment» задались вопросом, который «направлен в самую сердцевину дебатов об относительных преимуществах демократии, о децентрализации, развитии»: какая из систем — выборы или назначения — позволяет подобрать более качественного руководителя регионального уровня.

Для теоретического осмысления проблемы важны ответы на два базовых вопроса: 1) влияют ли личные качества руководителей на политику и ее результаты; 2) влияет ли способ отбора руководителей на их личные качества.

Ответ на первый вопрос сложен, говорится в статье, так как не существует никакой базы данных по личным качествам политиков. Кроме того, многое зависит от того, какие ограничения существуют в политической системе для свободы действий высоких чиновников. Если в системе мало ограничений для высокопоставленных функционеров, то их личные качества заметно повлияют на проводимую политику. Если же система имеет серьезные ограничения для свободы действий чиновников, то их личные свойства будут проявляться в ней слабо. Все это затрудняет исследование первого вопроса.

Что же касается второго вопроса, то по нему существует немало работ. Так, анализ панели мировых лидеров, начиная с 1848 года, показал, что те, кто попадали на свой пост через выборы, имели более высокий уровень образования. Работа по анализу итальянских политиков местного уровня также показала, что выборные должности занимают люди в среднем более образованные и с большим опытом в реальной экономике. Те же результаты дало и сравнение назначаемых глав китайских городских администраций с выборными главами сельских советов. Последнее исследование важно тем, что рассматривает ситуацию в авторитарной системе.

В то же время, как отмечают авторы работы, оппоненты выборности указывают, что избранные руководители могут оказаться непрофессионалами в управлении, подвержены популистскому давлению, их горизонт планирования ограничен выборными сроками, в то время как назначенцы могут позволить себе смотреть на более далекую перспективу, менее озабочены своим имиджем, и, следовательно, более сосредоточены на общественном благе и, наконец, наверняка являются профессиональными управленцами.

Анализ собранной базы данных личных характеристик российских губернаторов позволил сделать вывод, что сравниваемые категории — выборные главы регионов до 2004 года и главы, назначенные Кремлем после 2004-го — «удивительно похожи по многим аспектам». Они статистически неразличимы по среднему возрасту, по предыдущему опыту работы в местных или региональных администрациях, в частном или государственном секторе экономики. Аналогичен их бэкграунд по карьере, возрасту, образованию, национальности. Есть, впрочем, и отличия: избранные губернаторы заметно чаще имели опыт работы на выборной должности. Назначенцы же чаще служили федеральными чиновниками, имели ученую степень и экономическое образование. Последнее позволяет предположить, что назначенцы — большие технократы, но, оговариваются авторы, требуются дополнительные исследования, чтобы понять, насколько данный результат устойчив.

Наиболее распространенным путем к занятию губернаторской должности для обеих категорий является работа в региональной администрации. Одинаково часто замы губернаторов становились главами регионов как через выборы, так и через назначения. Избранные и назначенные губернаторы имеют одинаковую долю тех, кто прошел через Госдуму и Совет Федерации. В то же время среди назначенцев гораздо выше доля тех, кто поработал в федеральном Правительстве. Прямо из бизнеса пришли на свои должности 9% выборных и 11% назначенных губернаторов. Высшее образование есть у всех, но только 6 избранных и 5 назначенных губернаторов учились в «элитных» российских университетах.

Второе обстоятельство, которое выделяют авторы: им не удалось найти подтверждений расхожему представлению о том, что среди назначенных губернаторов непропорционально велика доля выходцев из спецслужб. Среди избранных глав регионов 8% имели опыт работы в силовых структурах, среди назначенных — 9%.

Третий вывод: то, что выборные и назначенные губернаторы имеют большое сходство по бэкграунду и опыту работы, не означает, что метод отбора является несущественным для проводимой ими политики и достигаемых результатов. Это лишь означает, подчеркивается в статье, что различия в политике и результатах не зависят напрямую от способа селекции. В то же время, через систему стимулов к сохранению должности тип селекции может сохранять свое влияние (поскольку сами стимулы при выборности и при назначаемости могут быть различны).

Констатируя поразительное сходство личных характеристик назначенных и избранных губернаторов, авторы определяют два широких поля для дальнейшего изучения.

Первое: то, в какой степени выборы генерируют различия в качествах выборных лиц, скорее всего, зависит от качества самих выборов. Неконкурентные выборы не дают избирателям контроля над результатами и могут полностью нивелировать селективные качества избирательной процедуры. Вполне возможно, что выборы с более конкурентными процедурами приведут к выбору различных типов кандидатов. Авторы заявляют, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить это предположение, и что ими уже собраны данные о конкурентоспособности региональных выборов, которые предоставляют определенные возможности для ответа на этот вопрос.

Второе направление для дальнейшего исследования: представление о том, будто централизованное планирование назначений полностью освобождено от народного давления, кажется авторам необоснованным для большинства политических условий. Авторитарные режимы, диктаторы вынуждены так или иначе реагировать на народные настроения и политическое давление. В России Кремль в решениях о губернаторских назначениях явно учитывает общественное мнение и необходимость победить на выборах. В результате общественное мнение может уменьшить различия в воздействии выборов и назначений для характеристик государственных служащих. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, в какой степени эти императивы влияют на качества губернатора, но они указывают на то, что общественное мнение может служить ограничителем для действий государственных должностных лиц даже в авторитарном государстве.

Читайте также: