Как называется профессия человека который устанавливает права и правила доступа к информации

Опубликовано: 02.10.2024

Существуют различные признаки, по которым классифицируется информация. С точки зрения защиты информации наиболее интересной является классификация по категории доступа.

В соответствии с Федеральным заком РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В зависимости от порядка предоставления или распространения информация так же подразделяется на:

  1. информацию, свободно распространяемую;
  2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Общедоступная информация

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. То есть, если журнал публикуется в Интернете и находится в открытом доступе по решению его создателей, они вправе требовать ссылки на источник в случае использования информации из него где-либо еще.

К общедоступной также относится информация, доступ к которой нельзя ограничить. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в ст.10 Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ :

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах

Информация ограниченного доступа

Информация ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне , и сведения конфиденциального характера.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Отнесение информации к г осударственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О г осударственной тайне ". Перечень сведений, отнесенных к г осударственной тайне определяется ст. 5 указанного Закона. Существует три степени секретности такой информации:

  • Особой важности
  • Совершенно Секретно
  • Секретно

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". К видам такой информации относятся:

Права на доступ к информации и возможные ограничения доступа к ней определены в статьях 8 и 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно указанным статьям граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

- нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

- информации о состоянии окружающей среды;

- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

- информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);

- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация:

- о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

- затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

- иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети "Интернет" обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети "Интернет".

При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Запрещается распространение сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и определенного в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", и (или) учрежденного им российского юридического лица без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены такими лицами. Форма, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Урок посвящен знакомству с правовыми нормами информационной деятельности человека. В ходе урока школьники познакомятся с особенностями информационной деятельности человека и проблемами, возникающими при взаимодействии общества и человека при рассмотрении информационного продукта как объекта собственности. Узнают о правовых нормах информационной деятельности человека. Познакомятся с составляющими информационной безопасности.

Лицензионное соглашение, информационная безопасность, защита информации.

В современном обществе большинство людей занято деятельностью в информационной сфере, то есть сфере деятельности, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации. В основе производства, распространения, преобразования и потребления информации лежат информационные процессы сбора, создания, обработки, накопления, хранения, поиска информации в обществе, а также процессы создания и применения информационных систем и технологий.

При выполнении рассмотренных информационных процессов возникают социальные (общественные) отношения, которые подлежат правовому регулированию. Соответственно объектом правовых взаимоотношений выступает информация.

Закон РФ № 3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» дает юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор (или авторы) имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

Закон РФ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу и производство информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. В частности, в статье 8 «Право на доступ к информации» утверждается право гражданина на получение из официальных источников информации о деятельности государственных органов, об использовании бюджетных средств, о состоянии окружающей среды, и пр., а также любой информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Ограничение доступа к информации устанавливается только федеральными законами, направленными на обеспечение государственной безопасности.

В статье 12 «Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий», в частности, отмечается, что обязанностью государства является создание условий для эффективного использования в Российский Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета.

Особое внимание обратим на статью 3, в которой среди принципов правового регулирования в информационной сфере провозглашается принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимость сбора, хранения использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

В 2006 году вступил в силу закон №152-0ФЗ «О персональных данных», целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных (с использованием средств автоматизации или без использования таких), в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В 1996 году в Уголовный кодекс был впервые внесён раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений:

  • неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации;

— создание, распространение или использование вредоносных компьютерных программ;

— нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно- телекоммуникационных сетей и оборудования, а также правил доступа к информа-ционно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации.

В современном информационном обществе информация является товаром. Производство программ и информационных ресурсов ведется в индустриальных масштабах, над ними работают коллективы профессиональных программистов. Основой правовых отношений между пользователем и собственником программного обеспечения является лицензия — это документ, определяющий порядок использования и распространения программного обеспечения, защищённого авторским правом. Производимые программные продукты по условиям распространения можно разделить на четыре группы: лицензируемые; условно бесплатные (shareware, trial, демо); распространяемые бесплатно (freeware) и распространяемые свободно в виде исходных кодов (free software). Форма, в которой распространяется программный продукт, называется его дистрибутивом. Дистрибутивы лицензируемых программ распространяются фирмой-продавцом на основании договора с покупателем на платной основе.

Некоторые фирмы-разработчики предлагают условно бесплатные программные продукты (shareware) в целях рекламы. Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия (trial-программа перестает работать по истечении определенного срока или количества запусков, если за нее не произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (демоверсия).

Фирмы-разработчики программного обеспечения могут быть также заинтересованы в широком распространении бесплатных программ (freeware). К таким программным продуктам относятся: новые, ещё недоработанные версии программ, требующие широкого тестирования; программы, представляющие принципиально новые технологии (что позволяет разработчику провести маркетинговые исследования); дополнения к ранее выпущенным программным продуктам, расширяющие их возможности или исправляющие найденные ошибки; устаревшие версии программ; драйверы к новым устройствам.

Программы с открытым кодом (free software, свободное программное обеспечение) распространяются с разрешением использовать, копировать и распространять их (в том числе с модификациями безвозмездно или за плату). Это также означает общедоступность исходных текстов программ, в которые любой желающий может вносить изменения. Программа считается свободно распространяемой, если пользователи располагают следующими четырьмя свободами: свободой запуска программы в любых целях; свободой изучения работы программы и ее адаптации к своим нуждам; свободой копирования и распространения; свободой улучшать программу и публиковать эти улучшения для пользования всеми желающими, причем как для исходной, так и для улучшенной программы должны быть опубликованы исходные коды. Однако при всем этом остается единственное ограничение: никто не может присвоить себе права на эту программу, поскольку не является единственным ее автором, и никто не может запретить другим лицам пользоваться ею.

По мере продвижения к информационному обществу всё более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность определённых видов информации. Другими словами, всё более острой становится проблема информационной безопасности: защищённости информации и поддерживающей инфраструктуры информационной системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб субъектам информационных отношений (владельцам и пользователям информации) в рамках данной информационной системы.

Это универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная, или например, физическая). Основная задача информационной безопасности — сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных. Доступность информации — это состояние информации, при котором субъекты, имеющие права доступа, могут реализовывать их беспрепятственно и в течение приемлемого времени. К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов.

Целостность информации — это свойство информации сохранять свою структуру и/или содержание в процессе передачи и хранения. Целостность информации обеспечивается в том случае, если данные в системе не отличаются в смысловом отношении от данных в исходных документах, т. е. если не произошло их случайного или намеренного искажения, или разрушения.

Конфиденциальность информации — это статус, предоставленный информации или данным и определяющий требуемую степень их защиты. К конфиденциальным данным можно отнести, например, личную информацию пользователей, учётные записи (имена и пароли), данные о кредитных картах, данные о разработках и различные внутренние документы, бухгалтерские сведения. Конфиденциальная информация должна быть известна только допущенным и прошедшим проверку (авторизованным) субъектам системы (пользователям, процессам, программам). Для остальных субъектов системы это информация должна быть недоступна.

Это достигается, в основном, посредством многоэтапного процесса управления рисками, который позволяет идентифицировать основные средства и нематериальные активы, источники угроз, уязвимости, потенциальную степень воздействия и возможности управления рисками. Этот процесс сопровождается оценкой эффективности плана по управлению рисками.

Для того чтобы стандартизовать эту деятельность, научное и профессиональное сообщества находятся в постоянном сотрудничестве, направленном на выработку базовой методологии, политик и индустриальных стандартов в области технических мер защиты информации, юридической ответственности, а также стандартов обучения пользователей и администраторов. Эта стандартизация в значительной мере развивается под влиянием широкого спектра законодательных и нормативных актов, которые регулируют способы доступа, обработки, хранения и передачи данных.

Проблемы информационной безопасности в России регламентируются Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, согласно которой под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В доктрине выделены четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею; обеспечение духовного обновления России; сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны; информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, её официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам; развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи; обеспечение потребностей внутреннего рынка её продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа; обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развёрнутых, так и создаваемых на территории России.

В доктрине описаны правовые, организационно-технические и экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, приведены основные положения государственной политики и представлены организационные основы обеспечения информационной безопасности нашей страны.

Защита информации — деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Различают несанкционированное и непреднамеренное воздействие на информацию.

Несанкционированным является воздействие на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил доступа, приводящее к утечке, искажению, подделке, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации. Такого рода воздействие на информацию или ресурсы информационной системы может осуществляться с помощью вредоносных программ (вирусов).

Компьютерный вирус — это специальная программа, способная самопроизвольно присоединяться к другим программам и при запуске последних выполнять различные нежелательные действия: порчу файлов и каталогов; искажение результатов вычислений; засорение или стирание памяти; создание помех в работе компьютера. Наличие вирусов проявляется в разных ситуациях. Некоторые программы перестают работать или начинают работать некорректно. На экран выводятся посторонние сообщения, сигналы и другие эффекты. Работа компьютера существенно замедляется. Структура некоторых файлов оказывается испорченной.

Имеются несколько признаков классификации существующих вирусов. Например, по способу заражения различают троянские программы, утилиты скрытого администрирования, Intended-вирусы и т. д. Троянские программы получили свое название по аналогии с троянским конем. Назначение этих программ — имитация каких-либо полезных программ, новых версий популярных утилит или дополнений к ним. При их записи пользователем на свой компьютер троянские программы активизируются и выполняют нежелательные действия. Разновидностью троянских программ являются утилиты скрытого администрирования. По своей функциональности и интерфейсу они во многом напоминают системы администрирования компьютеров в сети, разрабатываемые и распространяемые различными фирмами — производителями программных продуктов. При инсталляции эти утилиты самостоятельно устанавливают на компьютере систему скрытого удаленного управления. В результате возникает возможность скрытого управления этим компьютером. Реализуя заложенные алгоритмы, утилиты без ведома пользователя принимают, запускают или отсылают файлы, уничтожают информацию, перезагружают компьютер и так далее. Возможно использование этих утилит для обнаружения и передачи паролей и иной конфиденциальной информации, запуска вирусов, уничтожения данных. К Intended-вирусам относятся программы, которые не способны размножаться из-за существующих в них ошибок. К этому классу также можно отнести вирусы, которые размножаются только один раз. Заразив какой-либо файл, они теряют способность к дальнейшему размножению через него.

По деструктивным возможностям вирусы разделяются на:

  1. Неопасные, влияние которых ограничивается уменьшением свободной памяти на диске, замедлением работы компьютера, графическим и звуковыми эффектами.
  2. Опасные, которые потенциально могут привести к нарушениям в структуре файлов и сбоям в работе компьютера.
  3. Очень опасные, в алгоритм которых специально заложены процедуры уничтожения данных и возможность обеспечивать быстрый износ движущихся частей механизмов.

Для борьбы с вирусами существуют программы, которые можно разбить на основные группы: мониторы, детекторы, доктора, ревизоры и вакцины.

Программы мониторы (программы-фильтры) располагаются резидентно в оперативной памяти компьютера, перехватывают и сообщают пользователю об обращениях операционной системы, которые используются вирусами для размножения и нанесения ущерба. Пользователь имеет возможность разрешить или запретить выполнение этих обращений. К преимуществу таких программ относится возможность обнаружения неизвестных вирусов. Использование программ-фильтров позволяет обнаруживать вирусы на ранней стадии заражения компьютера. Недостатками программ являются невозможность отслеживания вирусов, обращающихся непосредственно к BIOS, а также загрузочных вирусов, активизирующихся до запуска антивируса при загрузке DOS, и частая выдача запросов на выполнение операций.

Программы-детекторы проверяют, имеется ли в файлах и на дисках специфическая для данного вируса комбинация байтов. При ее обнаружении выводится соответствующее сообщение. Недостаток — возможность защиты только от известных вирусов.

Программы-доктора восстанавливают зараженные программы путем удаления из них тела вируса. Обычно эти программы рассчитаны на конкретные типы вирусов и основаны на сравнении последовательности кодов, содержащихся в теле вируса, с кодами проверяемых программ. Программы-доктора необходимо периодически обновлять с целью получения новых версий, обнаруживающих новые виды вирусов.

Программы-ревизоры анализируют изменения состояния файлов и системных областей диска. Проверяют состояние загрузочного сектора и таблицы FAT; длину, атрибуты и время создания файлов; контрольную сумму кодов. Пользователю сообщается о выявлении несоответствия.

Программы-вакцины модифицируют программы и риски так, что это не отражается на работе программ, но вирус, от которого производится вакцинация, считает программы или диски уже зараженными. Существующие антивирусные программы в основном относятся к классу гибридных (детекторы-доктора, доктора-ревизоры и пр.).

Так же информация может быть утеряна, искажена или блокирована непреднамеренно, например, из-за ошибочного действия пользователя или сбоя оборудования. Для предотвращения этого создаются резервные копии программ и документов. А большинство современных средств информационных технологий предусматривают автоматическое сохранение информационного продукта в ходе его разработки.

Защита от случайной потери или изменения информации осуществляется в основном следующими материалами:

— обязательным запросом на подтверждение команды, приводящей к изменению содержания какого-либо файла или группы файлов;

— установкой атрибутов, ограничивающий возможность изменения файла (например, с помощью атрибута «только для чтения»);

— возможностью отменить последнее действие;

— разграничением доступа пользователей к ресурсам, в частности с помощью системы паролей.

Один из важнейших ресурсов любого предприятия – информация. Ее роль возрастает по мере развития бизнеса и усиления конкуренции. Владение информацией необходимого качества – полной и точной – в нужное время и в нужном месте является залогом успеха в любом виде хозяйственной деятельности. Монопольное обладание определенной информацией оказывается зачастую решающим преимуществом в конкурентной борьбе и предопределяет тем самым высокую цену «информационного фактора».

Собственнику предоставляется право самостоятельно в пределах своей компетенции устанавливать режим защиты такого рода информационных ресурсов и правила доступа к ним.

Доступ – это получение разрешения руководителя на выдачу тому или иному сотруднику конкретных сведений с учетом его служебных обязанностей.

Регламентация доступа – установление правил, определяющих порядок доступа.

Контроль доступа – процесс обеспечения достижения оптимального уровня доступа.

В целях обеспечения правомерного доступа сотрудников фирмы к конфиденциальным сведениям, содержащимся в грифованных документах, необходимо внедрить соответствующую систему доступа:

  • Составляется перечень сведений, содержащих конфиденциальную информацию, определяется ценность того или иного документа и присваивается соответствующий гриф. Перечень доводится до сведения всех сотрудников, имеющих доступ к подобной информации, под расписку об ознакомлении.
  • Затем составляется список сотрудников, допущенных к тем или иным документам.
  • Конфиденциальная информация разбивается на блоки, каждому блоку присваивается свой код, а для каждого сотрудника разрабатывается и выдается ему на руки карта-предписание с перечнем тех кодов, по которым он может получить информацию, необходимую и достаточную для нормального выполнения его должностных обязанностей.

Система доступа должна отвечать следующим требованиям:

  • распространяться на все виды классифицированных документов;
  • определять порядок доступа всех категорий сотрудников, получивших право на ознакомление и использование документов, содержащих конфиденциальную информацию;
  • определять порядок доступа к коммерческой информации представителей различных государственных служб;
  • устанавливать надлежащий порядок оформления разрешений на доступ к конфиденциальным документам;
  • регламентировать права определенных должностных лиц на оформление доступа сотрудников;
  • исключать возможность бесконтрольной и несанкционированной выдачи грифованных документов.

Лица, допущенные к сведениям конфиденциального характера, несут ответственность за соблюдение установленного в организации режима конфиденциальности.

Для получения доступа к конфиденциальным сведениям им необходимо:

  • изучить требования инструкции и других документов по защите сведений конфиденциального характера, в части их касающейся, под подпись на самом документе;
  • заключить в управлении режима договор о допуске к конфиденциальным сведениям;
  • ознакомиться под подпись с перечнями конфиденциальных сведений, и пройти у лица, ответственного за секретное или конфиденциальное делопроизводство, индивидуальный инструктаж о правилах работы с документами, имеющими гриф «Коммерческая тайна», и пройти инструктаж о правилах работы с документами, имеющими гриф «Для служебного пользования».

Инструктаж с сотрудниками, получившими доступ, преследует конкретные цели:

  • четкое знание сотрудником объемов охраняемой информации, за безопасность которой они несут личную ответственность;
  • понимание работником характера и ценности данных, с которыми он работает, возможных способов и методов проникновения к этим данным, которыми может воспользоваться потенциальный нарушитель;
  • обучение установленным правилам и процедурам хранения и защиты коммерческих сведений.

Лица, допущенные к сведениям конфиденциального характера, обязаны:

  • строго хранить в тайне конфиденциальную информацию, ставшую им известной по службе или иным путем;
  • выполнять только те работы и знакомиться только с теми документами, к которым получили доступ в силу своих служебных обязанностей, строго соблюдать правила пользования документами, знать порядок их учета и хранения;
  • лично получать и своевременно сдавать носители конфиденциальных сведений в управление режима или лицу, ответственному за конфиденциальное делопроизводство;
  • хранить носители конфиденциальной информации только в рабочей папке, а при выходе в рабочее время из помещения рабочую папку с носителями конфиденциальных сведений запирать в сейф.

Лицам, допущенным к работам с конфиденциальными сведениями, запрещается:

  • осуществлять записи, содержащие конфиденциальную информацию, на неучтенных носителях;
  • передавать конфиденциальные сведения, а также носители этих сведений лицам, не допущенным к этим сведениям и не имеющим прямого отношения к работе с ними;
  • использовать известную конфиденциальную информацию в своих целях, а также в целях нанесения ущерба предприятию;
  • оставлять на рабочих столах носители конфиденциальных сведений, в том числе их проекты, черновики, при выходе из помещения;

Соответствующая организация процесса внутрифирменной коммуникации, позволяет избежать утечек информации и ненадлежащего ее использования.

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. «Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения» – что это такое и как они между собой связаны? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 13 января. URL: https://zakon.ru/blog/2021/1/13/obschedostupnaya_informaciya_otkrytye_dannye_i_personalnye_dannye_razreshennye_subektom_dlya_raspros

Довольно часто в публикациях и выступлениях употребляется выражение «открытый доступ» применительно к информации. Насколько это верно?

В международном контексте термин «открытый доступ» (англ. open access) впервые был употреблен в 2002 году на конференции Будапештской инициативы открытого доступа[1] (англ. The Budapest Open Access Initiative, BOAI) – общественной инициативы, устанавливающей принципы открытого доступа к научно-исследовательским работам (в форме книг, статей, диссертаций и проч.). В рамках этой инициативы «открытый доступ» определен так: «…открытые для всех публикации в Интернете, которые можно читать, разгружать, копировать, распространять, распечатывать, находить или присоединять к полным текстам соответствующих статей, использовать для составления указателей, вводить их как данные в программное обеспечение или использовать для других законных целей при отсутствии финансовых, правовых и технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к собственно Интернету. Единственным ограничением на воспроизводство и распространение публикаций и единственным условием копирайта в этой области должно быть право автора контролировать целостность своей работы и обязательные ссылки на его имя при использовании работы и ее цитировании»[2]. Кратко говоря, открытый доступ толкуется как свободный, ничем не ограничиваемый доступ в сети Интернет к научно-исследовательским публикациям, подразумевающий возможность любого их использования, но исключающий внесение изменений в эти работы и предусматривающий обязательное указание автора при цитировании и ином использовании.

Сегодня выражение «открытый доступ» широко применятся в отношении данных. Но нельзя забывать и о существовании легальных терминов.

В ч. 1 ст. 7 Закона об информации упоминается «общедоступная информация», под которой понимаются «общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен». Разумеется, этим понятием охватывается и информация, размещенная в открытом доступе в сети Интернет. Комментируя эту норму, А.И. Савельев подчеркивает: «По сути, Закон вводит тем самым презумпцию открытости информации: общедоступной является любая информация, кроме той, к которой ограничен доступ. Отнесение информации к категории общедоступной в самом общем виде означает, что любое лицо без указания причин и целей может получать такую информацию и использовать по своему усмотрению, с соблюдением установленных федеральным законом ограничений на ее распространение»[3]. Иными словами, п. 2 ст. 7 Закона об информации для всех видов общедоступной информации – закон не предусматривает изъятий – установлен общий правовой режим: в отношении такой информации разрешен любой способ использования, ограничивается только ее распространение – оно должно осуществляться в соответствии с требованиями соответствующего федерального законодательства.

Частным случаем изложенного правила является закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 152.2 ГК РФ положение, согласно которому в ситуации, когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле, не будет признаваться нарушением сбор, хранение, распространение и иное использование такой информации без согласия этого гражданина. То есть здесь федеральное законодательство закрепляет правило о допустимости распространения обозначенной общедоступной информации без согласия субъекта данных.

Сказанное позволяет утверждать, что размещение информации в открытом доступе в сети Интернет автоматически переводит ее в разряд общедоступной. И как следствие: такая информация подпадает под соответствующие положения Закона об информации, а в части ее распространения – под специальное законодательство.

Таким образом, применительно к персональным данным в контексте п. 2 ст. 7 Закона об информации можно говорить о том, что, как и любая иная информация, ставшие общедоступными персональные данные допускают их свободное использование, за исключением распространения – в отношении распространения продолжает действовать правило ст. 9 Закона о персональных данных об обязательности получения согласия субъекта персональных данных. Важно заметить, что такой вывод применим для ситуаций наличия легального свободного доступа к персональным данным, а не в случаях, например, утечек персональных данных в результате хакерских атак.

В развитие сказанного представляется уместным прокомментировать ст. 8 Закона о персональных данных, которую нередко трактуют в том ключе, что общедоступные персональные данные – это только те данные, которые включены в прямо указанные в данной статье источники (справочники, адресные книги). Отсюда делается вывод, что персональные данные, размещенные в открытом доступе в сети Интернет, общедоступными не являются, так как они взяты из источника, не поименованного в ст. 8 Закона о персональных данных. Это находит прямое подтверждение и в судебной практике: «…персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных могут содержаться только в общедоступных источниках персональных данных… информация о субъекте (в том числе персональные данные), содержащиеся в социальных сетях (в сети Интернет), не может быть отнесена к персональным данным, сделанным субъектом общедоступными, поскольку социальные сети не являются источником общедоступных персональных данных применительно к положению ст. 8 Закона»[4].

Возражая против такого толкования ст. 8 Закона о персональных данных, следует заметить, что в этой статье говорится о возможности создания общедоступных источников персональных данных (в целях информационного обеспечения). При этом формулировка статьи вовсе не исключает иных общедоступных источников персональных данных кроме прямо названных, а в условиях цифровой трансформации точно не позволяет ограничивать эти источники только справочниками и адресными книгами.

Хорошей иллюстрацией последнему утверждению являются положения, введенные в 2013 году в ст. 7 Закона об информации и касающиеся «общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных».

Вообще идея открытых данных (англ. open data) состоит в том, что некоторые данные должны быть предоставлены (доступны) каждому для любого использования без платы и без каких-либо механизмов контроля, в том числе со стороны правообладателей авторских произведений и патентов[5]. И одной из наиболее значимых разновидностей открытых данных признаются открытые правительственные данные (англ. open government data, OGD) – открытые данные, создаваемые правительственными учреждениями (для России это, например, открытые данные Минфина России[6], МВД России[7], Росстата[8] и др.). Но правительственные сайты – это лишь один из источников этих данных[9]. Открытые данные могут публиковаться на различных информационных ресурсах сети Интернет: в частности, открытые научные данные (англ. open science data) или открытые исследовательские данные (англ. open research data) размещаются на сайтах университетов и исследовательских организаций или специально создаваемых сайтах[10].

Изложенное позволяет заключить, что «общедоступная информация, размещаемая в форме открытых данных» является разновидностью общедоступных данных, которую из прочих общедоступных данных выделяет то, что она размещена в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования (ч. 4 ст. 7 Закона об информации). Важно заметить, что на эти данные распространяется общий режим общедоступной информации (с некоторыми уточнениями, предусмотренными в ч. 5 и 6 ст. 7 Закона об информации)[11].

Может ли информация, относимая к числу персональных данных, попасть в состав открытых данных? Учитывая широту «охвата» легальной дефиниции понятия «персональные данные» и с учетом концепции персональных данных[12] можно предположить, что это вовсе не исключено. Вследствие сказанного закономерным будет вывод о том, что персональные данные могут становиться общедоступными посредством сети Интернет. Поэтому утверждение, согласно которому к числу источников общедоступных персональных данных относятся только справочники и адресные книги, является явно архаичным.

Неточным надо признать и вывод о том, что в условиях, когда персональные данные размещены в открытом доступе в сети Интернет самим субъектом этих данных, необходимо еще и его согласие на обработку / использование этих данных третьими лицами. Правда, в судебной практике это заключение основывается и на совершенно неверной посылке: «По смыслу Закона о персональных данных, размещение персональных данных в указанных открытых источниках, не делает их автоматически общедоступными. Следовательно, не допускается обработка таких данных без согласия субъекта»[13].

Обосновывая несогласие с таким заключением, надо обратить внимание на п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных, согласно которому оператор осуществляет без уведомления уполномоченного органа обработку «персональных данных, сделанных субъектом персональных данных общедоступными», то есть закон прямо выводит такие данные из-под общего правила. Это дает основание говорить о том, что, если субъект персональных данных сам разместил эти данные в открытом доступе, они автоматически становятся общедоступными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эту позицию подтверждает Роскомнадзор, который на вопрос «В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?» отвечает, что такое согласие не требуется, если «осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных)» (п. 10[14]). Другое дело, что исходя из смысла в совокупности п. 2 ст. 7 Закона об информации и ст. 9 Закона о персональных данных в отношении распространения общедоступных персональных данных требуется получение согласия субъекта этих данных, о чем говорилось выше.

Важно заметить, что рассматриваемый случай размещения самим субъектом данных своих персональных данных в открытом доступе в сети Интернет удостоился специального внимания и в новейшем законодательстве.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 519-ФЗ (далее – Закон № 519-ФЗ) в Закон о персональных данных введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения», а также новая статья, посвященная особенностям обработки таких персональных данных (ст. 10.1)[15]. Примечательно, что к числу «персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» по смыслу п. 1.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 10.1 Закона о персональных данных) отнесены такие персональные данные, в отношении которых субъект этих данных дал самостоятельное согласие именно на распространение данных – новый закон требует оформлять его отдельно от иных согласий.

Ситуация, когда сам субъект данных делает свои персональные данные общедоступными (например, при размещении им своих персональных данных на собственной домашней странице в сети Интернет), не относится к числу «разрешенных субъектом персональных данных для распространения». То есть здесь продолжает действовать вышеназванное требование об обязательности получения третьими лицами согласия на распространение общедоступных персональных данных.

Это находит прямое подтверждение в Законе № 519-ФЗ. Во-первых, персональные данные, раскрытые неопределенному кругу лиц самим субъектом данных, не упоминаются в определении понятия «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения». Во-вторых, ч. 2 ст. 10.1 Закона о персональных данных прямо регламентирует ситуацию «раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия», устанавливая, что в этом случае обязанность предоставить доказательства законности распространения или иной обработки таких персональных данных возлагается на лиц, которые осуществляют их распространение или иную обработку.

Изложенное позволяет говорить о преждевременности громкого утверждения, что «понятия общедоступных персональных данных больше не будет»[16].

Читайте также: