Как называется профессия граффити

Опубликовано: 03.07.2024

Он никогда не учился в художественной школе. Его университетом стала улица, мольбертом — стены, а кистями — баллоны с автомобильной краской и краскопульт. Теперь заказчики стоят к нему в очереди, парень работает без выходных и праздников. В Краснодаре его знают и любят многие — за профессионализм, хороший вкус и чувство юмора. Саша Сингур, более известный под псевдонимом Maslo, рассказал Юга.ру о своем ремесле, которому его научила жизнь.

Когда ты решил, что хочешь заниматься граффити?

— Рисовать граффити начал «с нуля» в конце 2000 года, хотя этой культурой увлекался еще с 1994 года. Много рисовал на улицах, тренировался, копировал, изобретал. В общем, нарабатывал свой стиль, который до сих пор формируется — потому как конечной точки в развитии нет. Уличное рисование постепенно трансформировалось в коммерческую роспись. На начальной стадии заказов было не так уж и много, затем их появилось больше. Они разделились на интересные и не очень. Сейчас я могу себе позволить самостоятельно выбрать интересный мне заказ, потому что их стало достаточно для того, чтобы я мог так себя вести.

Кто крут в Краснодаре из уличных и коммерческих райтеров (художников граффити), как появилось это движение, кто был твоими учителями и как происходил процесс обучения?

В Москве это был Basket, Чуб, СЕ, Камар и Червяк из Rus Crew, а также ряд других художников. Там это происходило наиболее активно, бум хип-хоп-культуры ощущался гораздо быстрее, выше, сильнее, чем в любом другом городе.

В Краснодаре — Пиппен, Рашид, Митяй и Заяц. Учителем было время. и интернет!

Скоро ситуация изменится, сейчас властям стало интересно поработать с другими исполнителями. По этому поводу уже не раз собирались и обсуждали тему краснодарского мурализма.

Его работы хороши для масс, очень яркие и контрастные, он использует классическую подачу, работая на объемность. Цветастость и объемность изображения цепляет обычного человека, ему нравится. Но техника, смысл, манера, многие другие аспекты, которые понятны людям, работающим на более глубинном уровне в сфере творчества. На уровне Краснодара это норм, но выносить за пределы административного центра Кубани это творчество не стоит.

Он берет госзаказы, делает роспись на социальные темы, занимается волонтерской работой. Рисует в своей манере, которая мне не близка.

Куринов выбрал стиль, позволяющий максимально быстро понравиться публике. Своего рода поп-арт в граффити в своем стиле. К сожалению, это дорога не туда (для современного искусства, граффити, мурализма, стрит-арта — как хотите). Этот путь неплох для заработка, чтобы понравиться максимально большему количеству людей, по большей части не особо разбирающихся в данной сфере. Рисование фэнтези, особенно в его стиле, очень хорошо в это вписывается. Добавь много цвета, поиграй контрастами, сделай ставку на объемность. Что ни нарисуй в этом стиле — все зайдет массам на ура! Особенно в Краснодаре, где для нас это в диковинку.

Скорость и масштаб — главное, чем он гордится. Слышал, что он, мол, за три дня залил какое-то невообразимое количество квадратов. С такими темпами и на такой скорости можно не успеть заметить много чего интересного. Когда такие скорости имеют место, происходит прямая потеря качества, что явно наблюдается в его работах. Благодаря ему скоро стрит-арт станет олимпийским видом спорта. Райтеры будут соревноваться на время и на скорость заливать стенки урбана и пересекать финишную колючую проволоку.

Случались ли эксцессы во время акций по стрит-арту, сталкивался ли ты с непониманием или противодействием твоему стрит-арту?

— Столкновения и непонимание со стороны правоохранительных органов были, но всегда все расходились миром. Ключевой момент здесь — непонимание, дезинформация прежде всего. Если ты не вовлечен в процесс или культуру, ты будешь неверно ее воспринимать.

Человек должен испытывать удовольствие от того, чем занимается. Это прежде всего!

художник Саша Maslo

Чем отличается твой подход к коммерческой росписи от подхода к некоммерческой, к стрит-арту? Если бы за стрит-арт, за полностью свободное искусство, тебе платили так же, как за коммерцию, — ты бы хотел заниматься только им?

— Стрит-арт — это просто вышел и сделал, а коммерция — вышел, договорился, сделал. Так вот, в этом «договорился» сокрыто очень многое! Договорился и про деньги, и про время, и про условия, и про нюансы, и даже про идею и желания другого человека — заказчика. Ты делаешь не для себя, а кому-то за что-то. Для себя, возможно, ты бы этого не стал делать, но хотел бы сделать деньги. В этом фишка!

Кстати, работа за компьютером на уровне эскиза занимает 10, даже 5% времени от всего выполнения заказа. Все остальное — это hard work! Сам я не очень люблю эту эскизную часть, но без нее коммерцию сделать практически невозможно, приходится хоть что-то накидать для обсуждения. Некоторые заказчики требуют не только подробный эскиз, но и перенос его на стенку чуть ли не один в один. Главное в набросковой части — чтобы не получился эскиз ради эскиза. Есть нюансы, которые подгоняются непосредственно на стенке, отступления от эскиза тоже должны восприниматься заказчиками нормально, адекватно.

Помимо росписи на стенах я еще делаю графику, работаю маркерами по канвас-панели, это холст на картоне.

Если бы мне за мой стрит-арт платили больше, чем за коммерцию, то эти два понятия слились бы в одно. А по сути, это больше похоже на продажу холстов в рамках Краснодара: платить за мой стиль в чистом виде и полном объеме пока, к сожалению, мне не собираются.

Начало нулевых годов стало продолжением 90-х, очень своеобразные заказы попадались мне в это время. Платили бильярдными столами, обоями, декором, инструментом и прочей утварью — очень популярен был расчет за работу в формате баш на баш. Сейчас работа куда интереснее, зачастую между выполнением заказов практически нет перерывов.

В чем сложность работы с краснодарскими заказчиками, какие заказы тебе интересны, а какие — нет? Что обычно заказывают, часто ли встречаются заказчики, которые сами не знают, чего хотят? Кто вообще эти люди — те, кто решил, что им нужна роспись по стенам?

— Краснодарские заказчики бывают очень разные, но их объединяет одно — желание поторговаться, сделать дорого за дешево, и у них порой нехватка информации или неверные представления по различным вопросам искусства.

Не знают, чего хотят? Такое тоже встречается, но все реже. Это также вопрос информационного характера. Такая ситуация может быть в двух случаях: люди вообще не знают, каким способом и техническими средствами осуществляется творческий процесс, или же они разбираются в целом, но не понимают, «как лучше» сделать. Но это больше идет эскизная история. Такие люди, в свою очередь, делятся на тех, кто вообще не понимает, что хочет увидеть, и тех, которые достаточно ясно дают понять, что им нужно, на примерах — у них есть картинки, наброски, любая другая информация.

Кто эти люди? Наверное, те, для которых не чужда сфера творчества, эстетики и моды в конце концов. Те, кому небезразлично, будет ли он смотреть на обои или на эксклюзивную ручную работу.

Моя задача — давать свое видение. Некоторые приходят, дают готовое задание. Таких очень мало. В основном предлагаю я. Заказчик может предложить направление, а я — идеи по его реализации и развитию.

Если тебе будут подробно говорить, что делать, а ты будешь просто делать — это тупиковый путь. Даже в самых провальных в этом смысле заказах (потому что есть и такие, где лучше уже тогда сразу не браться) надо продвинуть что-то свое. Иначе по итогу выйдет плохо.

Кто твои конкуренты?

— Я не собираюсь соревноваться, поэтому соперник отсутствует. Я занимаю свою нишу — не совсем граффити и не совсем аэрография в том виде, как ее больше привыкли воспринимать, скорее это нечто между.

Классическая аэрография напрямую связана с росписью автомобилей. У людей очень четкая ассоциация с этой техникой росписи — это, мол, про машины история. Также аэрография применяется для росписи ноутбуков, небольших работ формата А4. А я делаю очень масштабные работы, большие объемы, это нетипично для аэрографии. Что важно, я работаю не аэрографом, а мини-краскопультом HVLP-системы. Использую в работе дисперсионные или водоэмульсионные краски. Это самая обычная краска для ремонтов, Caparol или Tikkurilla. Она меньше воняет, чем автоэмали и нитрокраска. Но и результат разный. Водоэмульсионка дает пастельные тона, мягкие переходы. Эмаль и нитрокраска позволяют делать контрастные, насыщенные, яркие работы.

Что в современных трендах росписи стен тебе кажется наиболее интересным и прогрессивным?

— Граффити, как и все остальное, развивается, приобретая новые формы и создавая тенденции. Это так называемый ньюскул. Современные тенденции — мурализм, бомбинг, тагинг, вандализм (нелегальное граффити). Могу отметить aryz, Tristan Eaton, cryptk, osgemeos, smitheone, nychos, lugosis и retna.

Сейчас модно рисовать небрежно, не чураясь потеков краски. Контурить и заливать ван лайн, то есть в одну линию.

А есть стайломаны — райтеры, рисующие исключительно свой стиль. Только авторский, не отклоняясь никуда! Аккуратисты, дотошно вылизывающие линии на своих шрифтах, ровняя и подрезая углы как под скотч. Педантами от граффити всегда были немцы — к примеру, TASSO и Mirko Reisser.

Роспись стен сродни ремеслу татуировщика. Тенденции в сюжетах становятся схожими, еще 3–4 года назад этого не было. Многие уличные райтеры, граффитчики делают сейчас эскизы для татуировок. Часто райтеры сами становятся тату-мастерами, привносят в это дело свой стиль, свою манеру.

Роспись на подземной парковке, ЧМР © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Роспись на подземной парковке, ЧМР © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Роспись на подземной парковке, ЧМР © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Подпись художника © Фото Елены Синеок, Юга.ру

На Западе легче подходят к росписи, к сюжетам, заказчики там так же и относятся к процессу. Подход такой: заказчик дает полную свободу творчества художнику, доверяет ему. Кроме того, там всегда идет плотная работа с брендами-спонсорами, это обычно производители одежды и краски.

Что ты думаешь по поводу взаимодействия с властями города в роли заказчика для стрит-арт-проектов?

— Изучение вопроса граффити и стрит-арта в целом, анализ отдельных его элементов, правильно поданная и усвоенная информация, свобода творчества, создание благодатной почвы, содействие и доверие художникам со стороны муниципалитета в роли заказчика — это ключ к успеху на пути к современному облику нашего города!

Финансирование необходимо для возникновения действительно привлекательного имиджа города. По-прежнему все делается на волонтерской основе — как и тогда, когда я еще начинал свой путь. Все за бесплатные баллончики и возможность легально порисовать — ну так не должно быть! Не говоря даже про страны Европы, но и в России проводятся мурал-акции по схеме: вознаграждение райтеров, то есть оплата их услуг, плюс еще какие-либо бонусы от управы — расходные материалы (банки, краски, валики, кисти) и плюс хорошие места, поверхности от муниципалитета. И что самое главное — не требовать и не ставить рамки в процессе создания эскиза, не давить на исполнителя, а дать ему полную свободу творчества. Конечно «чисто свой стиль» никто не даст сделать, да и утвердить эскиз все-таки придется, но выйти «на нейтралочку» всегда можно!

У райтера должно быть свое видение, отсюда, наверное, фраза: "Художник так видит". В это видение, наверное, входит все осмысление человеком того, что и как он делает, понимание субкультуры, в которой он находится, смысла (ради чего он это делает), стиля и манеры (как он общается со своим зрителем). Это все нас, райтеров, отличает друг от друга. Одни — попсовые, другие — андеграунд. Куринов — попсовый райтер однозначно, испортивший много фасадов в городе, как по мне. Но вот некоторые мои друзья и знакомые придерживаются другого мнения. Им нравится. Сколько людей, столько и мнений.

Я стайломан и больше склонен к андеграунду, я не позволяю себе делать вещи, которые делает он. Качество и стилистика существенно отличаются от его подхода, я уделяю больше внимания деталям, композиции. Для меня очень важно, чтобы в моем творчестве присутствовал источник, откуда это все пришло, — улица, немножко вальяжности, немножко этого нелегального антуража, соответствующей музычки. Люблю натуральность, трушность, люблю проработки, фишечки, линейность, аккуратность в детализации, но тут же — и небрежность, и потеки на фонах. Работы должны быть живыми, одушевленными! Такие рисунки получаются только у вдохновленного этой культурой человека.

Я знаю в городе людей, работы которых я бы с радостью увидел на стенах нашего города

художник Саша Maslo

Хорошо, что все такие разные, у каждого свой путь. На самом деле, смотреть надо за собой прежде всего, развиваться дальше. Хорошо, что есть спрэй-движуха в Краснодаре. И кто в ней присутствует сейчас, тот, стало быть, находится на своем месте. Образуется здоровая конкуренция, в Москве вон — райтер на райтере сидит, татуировщиком погоняет. Это позитивно сказывается на общем уровне. И общество постепенно привыкает к осознанию того, что граффити, стрит-арт — это неотъемлемая часть городского пейзажа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа о настоящих художниках-граффитистах, которые с помощью граффити выражают сложные идеи, свои мысли о мире, жизни, людях; художниках, для которых рисование граффити – это образ жизни.

Просмотр содержимого документа
«Художник-граффитист – профессия, увлечение или хулиганство»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Школа № 12 имени Героя Советского Союза Ф.М. Сафонова»

городского округа Самара

Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А

Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru

IV городские Поволжские чтения

«Профессиональное самоопределение: познание, творчество, наука»

«Художник-граффитист –профессия,

увлечение или хулиганство?»

«Мир профессий от А до Я»

Бородина Полина Владимировна,

ученица 4 «Б» класса

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Коняева Ирина Юрьевна

Граффити: между вандализмом и искусством

Глава 1. Художник-граффитист: от увлечения к профессии

Почему настоящее граффити называется «стрит-арт», или

Что должен уметь художник-граффитист

Чем рисует граффитист

Что рисует граффитист

«Кодекс чести» граффити-художников

Глава 2. Темы и стили самарского граффити

Глава 3. Арт-проект «Виртуальное детство»

Список использованной литературы и источников

Граффити: между вандализмом и искусством

Я решила выполнить исследовательскую работу о художниках-граффитистах. Я понимаю, что это не совсем профессия, потому что на граффитистов не учат ни в одном институте. Это скорее призвание.

По сей день рисование граффити не считается настоящим искусством, а художники-граффитисты рисуют незаконно. И само слово граффити многими людьми воспринимается как синоним хулиганства, вандализма (это когда кто-то портит или оскверняет культурные ценности, памятники, чужое имущество – например, пачкает аэрозольной краской из баллончика забор или стену дома). И действительно, надписи или рисунки краской на стене может сделать любой подросток, даже не умеющий толком рисовать. И это настоящее хулиганство, даже преступление

Но всегда ли граффити – это плохо? Я видела много примеров, когда граффити не портят улицы города, а украшают их. Поэтому я хочу рассказать о настоящих художниках-граффитистах, которые с помощью граффити выражают сложные идеи, свои мысли о мире, жизни, людях; художниках, для которых рисование граффити – это образ жизни.

И я надеюсь, что моя работа поможет мне разобраться в том, где же проходит грань между искусством и хулиганством. И я смогу ответить на вопрос: можно ли говорить о такой профессии – художник-граффитист. Это является целью моего исследования. Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:

выяснить, существуют ли профессиональные требования для художников-граффитистов;

определить качества, которые ценятся в культуре стрит-арта и свидетельствуют об уровне профессионализма художника-граффитиста;

обозначить критерии, по которым можно отделить хулиганов от настоящих художников;

проанализировать примеры стрит-арта, позволяющие считать граффити искусством, а художников-граффитистов – профессиональными художниками.

Актуальность моего исследования обуславливает то обстоятельство, что простое уличное граффити теряет свое полулегальное положение и все чаще оформляется как арт-проект по благоустройству городского ландшафта.

Новизна моего исследования заключается в том, что в работе впервые представлена попытка рассмотреть самарское граффити с точки зрения их тематической направленности.

Но прежде, чем перейти к рассмотрению заявленной проблемы, давайте посмотрим, что же обозначает само слово «граффити».

Граффити: от древности до наших дней

Слово «граффити» буквально означает «царапать». Произошло это слово от итальянского «граффито», и называют им изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах или поверхностях сосудов. Граффити – это древнейший вид рисунка. Ученые-археологи находили настенные рисунки и надписи в древнегреческом городе Эфесе, в Древнем Риме и Помпеях, в странах Древнего Востока. Эти рисунки-граффити делались в святилищах, храмах. Граффити находили и в Древней Руси, например, на стенах Софийского собора в Новгороде.

В древние времена граффити наносились на стены с помощью острого предмета, иногда для этого использовали мел или уголь. Очень часто граффити использовали гончары – мастера глиняной посуды, которые после окончания работы вырезали на изделиях свою подпись.

Сейчас к граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен: от просто написанных слов до изысканных рисунков. Это очень популярный вид уличного искусства, а художники-граффитисты живут в разных странах по всему миру. Рисунки, создаваемые граффити-художниками, — часть культуры современного города и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах города настоящие шедевры.

Глава 1. Художник-граффитист: от увлечения к профессии

Почему настоящее граффити называется «стрит-арт», или

Что должен уметь художник-граффитист

Граффити часто называют стрит-артом (что означает «искусство улицы»). Появился стрит-арт в Америке в начале 20 века. Тогда первые граффитисты расписывали рисунками не стены, а вагоны товарных поездов. Потом основным местом творчества граффитистов стало метро и подземные переходы. А после этого холстом для рисования стали заборы и стены домов.

Я думаю, что настоящее граффити не случайно называют искусством. Ведь многие граффити выставляют в картинных галереях и музеях, а люди приобретают копии этих рисунков для частных коллекций за большие деньги.

Профессиональные граффити-художники говорят, что, если грамотно поставить личный знак (т.е. не просто испачкать стену, написав краской свое имя, а нарисовать хороший грамотный рисунок) в правильном месте, он будет там всегда, его не закрасят другие граффитисты.

Так что же должен уметь хороший граффитист?

Я думаю, что просто хорошо рисовать недостаточно.

Во-первых, у него должно быть художественное образование. И он должен быть знаком с классическим рисунком. Ведь настоящий художник только тот, кто создал что-то свое, оригинальное. Например, для граффитиста важно придумать свой стиль, по которому его будут все узнавать. А придумать что-то новое в искусстве можно только тогда, когда хорошо знаешь то, что было создано до тебя.

Кроме того, он должен хорошо знать историю художественного искусства, разбираться во многих стилях и направлениях. Настоящие известные граффитисты не рисуют простых рисунков. Они используют разные художественные техники, приемы многих художественных стилей.

И еще он должен знать, какие художественные материалы сейчас существуют, как ими работать, как их можно использовать и сочетать друг с другом.

Во-вторых, граффитист должен быть образованным, начитанным человеком, разбираться во многих сложных вопросах. У него должен быть широкий кругозор, он должен быть думающим. Иначе он не сможет заложить в свои рисунки сложную идею и заставить людей задуматься.

В-третьих, нужно серьезно изучать историю развития граффити, его традиции и перспективы.

Так что прежде, чем выйти на улицу с баллончиком краски, художнику-граффитисту необходимо тщательно тренироваться, многому научиться и многое узнать.

Чем рисует граффитист

Сегодня граффити-художник использует очень много материалов для создания успешного рисунка. Аэрозольная краска в баллонах — самый главный и необходимый инструмент в граффити. Используя этот материал, граффитист может создать огромное количество разнообразных стилей и техник. Аэрозольная краска продается в граффити-магазинах, хозяйственных магазинах или магазинах художественных товаров, причем в настоящее время можно найти краску практически любого оттенка, у нее очень богатая палитра.

Кроме краски некоторые граффитисты используют и другие материалы, например, ткань и даже пряжу для вязания, и украшают уличное пространство с помощью разноцветных вязаных или трикотажных тканей или предметов.

Что рисует граффитист

Тем для рисунков у граффитистов очень много. Но самым распространенным и простым является написание на стене имени художника (или группы художников), его личная подпись. Но нельзя просто выйти и написать краской на стене свое имя. Граффитист должен сначала придумать эту подпись, выбрать цвет или несколько цветов, форму букв, или какой-то символ. И еще он должен придумать себе специальное имя, прозвище или ник (как в интернете), под которым его будут знать в профессиональной среде. У художников-граффитистов такое имя называется – тег (от анл. «tag») Иногда теги могут содержать тонкие намеки или таинственные сообщения.

Кстати, слово тег чаще используют программисты, когда присваивают текстам в интернете ключевые слова. Так вот к программистам это слово пришло от уличных художников.

Еще одна форма граффити – «троу-ап». Когда граффитист рисует очень быстро, двумя-тремя цветами, за несколько минут создавая рисунок, то это - «троу-ап». Художнику важно нарисовать не красиво, а быстро.

Многие из нас не раз видели на заборах сложные красивые граффити-надписи. Такие надписи называются «кусок». Эти надписи являются именем художника, но в этих надписях художник использует много цветов, сложные стилизованные буквы. Создание «куска» требует большего времени и увеличивает вероятность того, что художника поймают.

Очень часто мы можем встретить и такие надписи, которые сложно даже прочитать, в них много острых углов, колючки, шипы, они нарисованы мрачными или очень контрастными цветами. Такие надписи выглядят очень агрессивно. И стиль, в котором они нарисованы, называется «дикий стиль» или «wildstyle». Художник рисует сплетения букв, острые углы. Название стилю дал характер рисунка — дикий, взрывной, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено такое множество посторонних элементов, что прочитать надпись иногда невозможно.

Но, несмотря на разнообразие возможностей, у настоящих граффитистов есть свои профессиональные правила. Они нигде не записаны, но их должен соблюдать каждый граффити-художник.

«Кодекс чести» граффити-художников

1.Нельзя рисовать на памятниках и свежеокрашенных фасадах, стенах домов. Для настоящего художника-граффитиста – город, как холст, поэтому художник должен серьезно подходить к выбору места для рисунка, ведь от этого зависит, как работа получится и как она потом будет «жить».

2. Если художник рискнул нарисовать что-то свое поверх чужого рисунка, то этот рисунок должен быть значительно лучше.

3.Прежде чем «расписаться» на улице, надо тщательно готовиться, тренироваться, а новичкам – набираться опыта.

4.Нужно серьезно изучать историю граффити, его перспективы. Ведь можно нарисовать, а можно напачкать и уйти.

1.5. Знаменитые граффитисты

Миру известны имена многих выдающихся граффити-художников, как зарубежных, так и российских. Но я хочу рассказать об одном граффитисте, чьи работы я считаю очень интересными. Он – очень известный во всем мире граффити- художник, его зовут Бэнкси, и он британец. Бэнкси - человек-загадка, о нем ничего не известно – ни настоящего имени, ни точной даты рождения, ни точного домашнего адреса, никто даже не знает, как он выглядит. Его личность окружена слухами и легендами. Но его картины и фрески продаются на аукционах за огромные суммы денег, их печатают на одежде, а по Лондону экскурсоводы водят туристов и показывают им граффити Бэнкси как лондонскую достопримечательность. Бэнкси уже давно не обычный граффитчик, потому что его работы — это не только настенная живопись, но и арт-объекты, произведения искусства. Бэнкси через свои работы приглашает зрителя задуматься над вечными вопросами добра и зла, показывает ужасы любой войны, призывает к милосердию.

Свои картины Бэнкси рисует не только в Лондоне, но по всему миру, например, Нью-Йорке, Ираке, Израиле. Его граффити- картины помогли в художественном оформлении фильма «Дитя человеческое», он принял участие в Берлинском международном кинофестивале «Берлинале» со своим фильмом «Выход через сувенирную лавку» («Exit Through the Gift Shop»), пройдя инкогнито (неизвестным человеком, которого никто не узнал) на церемонию вручения премий по красной дорожке фестиваля, а в 2011 году этот фильм был номинирован на премию «Оскар».

Глава 2. Темы и стили самарского граффити

Проблема стрит-арта в Самаре является чрезвычайно актуальной. С одной стороны, в нашем городе много случаев хулиганства, когда люди, которые считают себя художниками-граффитистами, наносят ущерб не только стенам простых зданий, но портят памятники архитектуры. Печально известен случай, произошедший 25 декабря 2012 года, когда на фасаде недавно отреставрированного особняка Курлиной появилось граффити. Вандалы процитировали на фасаде памятника архитектуры федерального значения работу Бэнкси, допустив при этом ошибки в написании английских слов. Этот рисунок сделал скандально известный в Самаре граффити-художник Уби. Подобные случаи формируют негативное отношение жителей города к стрит-арту и наносят ущерб репутации настоящих художников-граффитистов.

С другой стороны, стрит-арт становится полноценной частью современного искусства. Свидетельством этому стала выставка, прошедшая в декабре 2015 года в Самаре, в галерее «Виктория» - «Street art: консервация». Уже само название выставки указывает на стремление ее организаторов выявить в граффити некий канон, образец, представить динамичное уличное искусство в несвойственном ему пространстве музея.

На первый план выходит идея о том, что стрит-арт специализируется не на порче имущества, а на переосмыслении городского пространства. Стены домов превращаются в пространство для творчества.
В последние годы в Самаре создано много проектов, которые предполагают использование самых разных форм стрит-арта: это и традиционные граффити, выполненные вручную, трафаретные отпечатки, перформансы, инсталляции, а также сочетания всех этих направлений. И действительно, если пройтись по улицам нашего города, то можно увидеть интересные работы самарских граффити-художников.

На первый взгляд, граффити пестры и не поддаются какой-либо систематизации. Граффити Самары очень разнообразны – от простых тэгов до больших красивых картин. Однако можно найти целые арт-площадки, где представленные рисунки объединены одной темой.

Самарское граффити представлено преимущественно тегами, разнообразными надписями, выполненными в стилях «кусок», троу-ап, wild style. Встречается и так называемое живописное граффити (картины). Особым явлением самарсткого стрит-арта являются рисунки, которые должны показать все несовершенства жизни, заострить внимание людей на невидимых, но важных проблемах. Такие работы можно определить как интеллектуальный стрит-арт. Это могут быть разнообразные по стилю и технике исполнения работы, но их задача сводится к тому, чтобы показать трещины, ссадины, разрушения, «больные места» городского ландшафта, а глубже – жизни общества. Чем-то эти рисунки напоминают граффити Бэнкси. Так, на углу улиц Галактионовской и Красноармейской, месте, где идет снос старых зданий и строительство новых, появился новый необычный стрит-арт с изображением многоэтажек. Стрит-арт расположен на стене одного из немногих уцелевших здесь зданий рубежа XIX-XX веков и представляет собой фотографии самарских окон, расположенных на выщербленной, разбитой кирпичной стене. Другим примером может служить «выложенный» книгами фасад публичной библиотеки по ул. Куйбышева. Граффити – «памятник сломанной урне» - появилось на ул. Молодогвардейской на фасаде магазина «Сюрприз». Автором многих из этих работ является самарский художник-граффитист Андрей Сяйлев.

Наряду с рисунками самостоятельных уличных художников в Самаре стали появляться граффити, выполненные в рамках арт-проектов. Их задача - преобразить облик города в лучшую сторону, украсить городское пространство. Как правило, это фестивали и проекты, проводимые с разрешения городских властей.
Таким проектом является, например, фестиваль «STREET ART», регулярно проводимый в Самаре.

В рамках проекта граффити-рисунки выполняются как отдельными художниками, так и целыми студиями и посвящены одной теме. Тематикой первого фестиваля стала тема спорта. Художники расписали картинами этой тематики стену забора по ул. Ново-Садовая от ТЦ «Захар» до пересечения с ул. Николая Панова. В 2015 году к 70-летию Победы в рамках фестиваля «STREET ART» граффити-художники расписали ту же самую стену картинами военной тематики. Другой площадкой, где граффити-рисунки были выполнены в тематике военных лет, стал забор на пересечении улиц Московское шоссе и проспект Кирова. Другой интересный проект «Маленький Париж» реализовала в Самаре "Самара Граффити Студия" (СГС) - на стенах домов старой Самары (по адресу ул. Некрасовская, 63 / ул. Галактионовская, 46) они нарисовали парижскую улицу. Двое граффити-художников 4 дня трудились над видами Парижа в Самаре. Еще одно тематическое направление граффити-рисунков в рамках арт-проектов – это граффити для детей. Так, длинный забор, которым обнесен детский дом на ул. Осипенко, самарские художники-граффитисты расписали героями отечественных сказок и мультфильмов. Результаты проведенного мной исследования можно наглядно представить в виде схемы.

Если кто-то написал на заборе слово – ещё не значит, что он стал художником. Всю историю существования граффити человечество пыталось лишить его права называться искусством. Да и сегодня одним рисунок на стене покажется шедевром, другие скажут: «Обгадили дом».

Здесь был Вася

Как провести грань между хулиганством и творчеством? Теггинги (надпись оригинальным, чаще выпуклым шрифтом) и бомбинги (рисунки на скорую руку) встречаются на улицах Белгорода в немалом количестве, а вот действительно достойных полноцветных картин (муралов ) – единицы. В остальном же здания областного центра пестрят символами религиозной и футбольной тематики, предложениями о замужестве и нелитературными изречениями.

«Ничего общего с граффити эти изображения не имеют», – уверяют местные искусствоведы.

За годы своего существования граффити накопило в себе больше ста различных видов и течений. Разобраться в причудливых сплетениях линий и букв порой могут только сами графферы (райтеры ). Но и они постоянно спорят о том, что из современных настенных изображений достойно внимания, а что нет.

Долгое время граффити ассоциировалось исключительно с незаконным нанесением сомнительных рисунков на все доступные урбанистические поверхности. Но в последнее десятилетие его всё чаще называют модным искусством. И всё чаще городские администрации добровольно выделяют площадки на растерзание молодым талантам.


Анонимно и массово

Граффити сегодня – одна из самых свободных форм художественного самовыражения. В отличие от галерейных, эти рисунки доступны тысячам белгородцев на открытом пространстве городских улиц. Молодые люди, рисующие в этом стиле, стремятся к тому, чтобы их работы заметили как можно больше народу. Отсюда и система авторских знаков – тегов (англ. tag ), которые сопровождают почти все граффити.

Творить уличные художники предпочитают в тёмное время суток: полиции – меньше, романтики – больше. В правоохранительные органы можно попасть по ст. 213 «Хулиганство» или 214 «Вандализм» УК РФ за «осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах».

Да и сам хозяин разукрашенного имущества вряд ли оценит полёт мысли создателя. Ситуация обострилась после появления в городе надписей с номерами телефонов, по которым предлагают купить наркотики. Ведь это уже не обычное хулиганство.

Компетентное мнение

Наталья Гончаренко , кандидат искусствоведения, директор выставочного зала «Родина», член Общественной палаты Белгородской области:


Фото Вадима Заблоцкого

«Хорошие граффити способны изменить окружающую городскую среду в лучшую сторону. И один этот факт свидетельствует в пользу того, что даже несанкционированные граффити – искусство. Но одно дело – визуально эффектные изображения в спальных, индустриальных, унылых городских районах. И совсем другое – дурацкие тэги на памятнике архитектуры.

Фестивали граффити несколько лет проводил Белгородский государственный художественный музей. Да и наш выставочный зал «Родина» с удовольствием приглашает художников стрит-арта участвовать в общегородских арт-мероприятиях, которые мы проводим на открытых площадках города».

Pasha Kes , участник фестиваля «Белгородский Арбат», райтер:


Фото из личного архива Pasha Kes

«Граффити сегодня – неотъемлемая часть любого развитого города. Разрушение это или созидание? У каждого свой взгляд. Я уверен, что искусство. Даже если это просто буквы. Пейзажист рисует пейзажи так, как он их видит, а райтер – буквы. Для меня хулиганство – это испортить частную собственность. Например, окна первых этажей жилых домов, магазины, автобусы».

Анатолий Зеленский , уличный художник:


Фото из личного архива Анатолия Зеленского

«Граффити – это современное концептуальное искусство, но доступное лишь немногим. Все пытаются оценивать: плохо это или хорошо, искусство или вандализм, – не понимая самого принципа: граффити создаётся для самой граффити-тусовки, которой не нужно, чтобы к ним лез кто‑то со своим мнением. И не всё, что рисуют на улице, граффити. Незнающие люди чаще всего не понимают, что перед ними, и делают неправильные выводы».

Андрей Колегаев , архитектор:


Фото их личного архива Андрея Колегаева

«Если граффити сделано профессионально, то мне нравится. Например, рисунок паровоза возле железнодорожного вокзала. Такие рисунки оживляют сухие фасады. Заборы, промышленные зоны, украшенные рисунками в крупных городах, смотрятся живее, чем у нас. В Белгороде все они похожи друг на друга. Может, потому, что в Москве и Питере художников больше».

Пётр Лесовой , председатель Белгородского регионального отделения Творческого союза художников России:


Фото из архива «БелПрессы»

«Это вид изобразительного искусства для молодёжи. Но надо отводить специальные места, где бы они могли творить, а самовольно и где попало – это некрасиво. Если ребята хотят себя выразить, то, пожалуйста, в отведённом месте».

Дмитрий Кисиленко , заместитель руководителя управления молодёжной политики Белгорода:

«Я однозначно не могу назвать это явление вандализмом, потому что сам организовывал конкурс по оформлению фасадов зданий, сооружений и тоннелей в стиле граффити «Стрит-арт». И видел действительно талантливые образцы, несущие в себе серьёзную смысловую нагрузку. У наших молодых людей много разных идей по благоустройству городского пространства. Один из крупных проектов – оформление граффити в переходе между Центральной ярмаркой и парком имени Ленина. Мы готовы поддерживать уличных художников».

Анна Морозова, Александр Куликов

За свою многовековую историю живопись подразделялась на множество жанров, по которым и принято называть художников. Так, если художник рисует преимущественно портреты, он портретист, пейзажи - пейзажист и т. д. В данной статье мы рассмотрим самые известные жанры живописи и расскажем, как называть художников, в соответствии с ними.

Названия художников по жанрам

  • Итак, портрет - жанр в изобразительном искусстве, который не теряет своей популярности на протяжении столетий. Портретисты изображают человека, передавая при этом его внутренний мир. Известными портретистами являются Д. Веласкес, П. Рубенс, В. Серов, Эль Греко.
  • Натюрморт - изображение предметов, в число которых входят чаще всего цветы, фрукты и овощи, посуда и т. д. Знаменитыми натюрмористами выступают П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Сезанн, В. Ван Гог.
  • Пейзаж - очень распространенный жанр, изображающий природу. Морской пейзаж принято выделять в отдельный жанр - марина. Маринисты изображают море. Пожалуй, одним из самых известных художников данного жанра является И. Айвазовский. Среди пейзажистов следует отметить И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова, К. Лоррена, А. Куинджи.
  • Анималистическая живопись - изображение животных. Художников жанра называют анималистами. Известными среди них являются Ф. Марк, П. Поттер, Дж. Стаббс.
  • Батальная живопись - жанр, который посвящен военной тематике со сценами сражений. Приверженцев жанра именуют художниками-баталистами. Знаменитыми живописцами в данном жанре можно назвать Н. Белова, В. Симпсона, Ю. Брандта.
  • Историческая живопись призвана изображать события прошлого, однако часто в ее основу ложатся не только реальные сюжеты, но и мифологические и евангельские. Живописцев называют художниками исторического жанра. Среди них К. Флавицкий, Д. Беккафуми, Ф. Прадилья, А. Васнецов, К. Брюллов, В. Суриков.
  • Религиозная живопись посвящена изображению сюжетов религиозного характера. Приверженцы данного направления - художники религиозного жанра. Известными именами в их числе выступают Дж. Алибранди, А. Сабатини, Р. Ванни, И. Селезнев.

Вам будут интересны также наши статьи

Граффити
Вопросы и ответы о граффити

Кто такой "toy"?

Toy, согласно "Subway Art", неопытный райтер. Обычно это определение используется по отношению к тому человеку, у которого есть какие-либо другие интересы в граффити, кроме творчества. Объяснить фразу "интерес творчества" не совсем легко, но тот, кто по-настоящему в граффити, найдет время, чтобы и учить этику граффити, и совершенствовать свои умения. Граффити - это искусство и, как любое искусство, предполагает огромную постоянную практику и старание. В большинстве случаев это начинающий райтер. Это не плохо, т. к. все изначально были toy, но благодаря упорству и постоянной работе toy превращается в burner`a.

Что такое "burner"?

Изначально словом burner обозначали хорошие работы на поездах. Сегодня это слово также относится к профессиональным работам, цвет и формы которых вызывают бурный восторг, но нужно помнить, что эта реакция может быть вызвана даже самой простой двухцветной бомбой, главное - все мастерски делать. Также это слово всегда употребимо для райтеров, которые делают подобные работы. Звание, которого добиваются годами.

Что такое "crew"?

В своем буквальном смысле это группа людей, которые любят вместе рисовать. Хотя райтер может рисовать и со многими другими crew. Crew, как правило, состоят из людей, которые уважают и доверяют друг другу, как себе, и работают над общей целью. Преимущества crew налицо: защита, идеи, ресурсы. Crew бывают национальными и интернациональными и, как результат, могут стать символом статуса райтера. FX, SUK, UA и так далее очень известны в мире граффити, и райтеры, работавшие с этими crew, получают всеобщее признание и уважение.

Почему людей, которые занимаются граффити, называют райтерами (writer (англ.) - писатель)

Не все граффити делалось краской. В прежние времена граффити рисовали толстыми фломастерами, самодельными или покупными маркерами и т. п. Если смотреть корни, современное граффити - это все еще надписи или написание каких-либо слов. Поэтому граффитчиков называют "писателями" - райтерами. Не все райтеры - художники, поэтому мы и называем себя райтерами. "Райтер" - самое очевидное и логичное слово, правильно описывающее деятельность граффитчика. Кстати, не стоит называть райтеров граффитистами, графферами. Все это даже немного оскорбительно.

Кто занимается граффити?

Самые разные люди. Всегда так было. Нет расы, которая делала бы это лучше другой, нет возрастной группы, которую можно было бы без вопросов связать с граффити, нет социально-экономических групп. Граффити - это одно из немногих движений, которое включает в себя людей всевозможных слоев, с одной мыслью в душе - РИСОВАТЬ.

Девушки рисуют граффити?

Да, но они встречаются заметно реже. Пока не известна точная, настоящая причина, почему девчонки не играют большой роли в граффити, наиболее вероятна причина опасности: граффити часто предполагает походы в охраняемые части города в 3-4 часа ночи. Также многие девчонки, которые могли бы рисовать, боятся мысли, что большинство граффити делается нелегально и все может закончиться не очень хорошо. Ну, в общем-то, и другие причины, которые заставляют их думать о граффити как о чем-то очень опасном. (Ха!) Но в то же время есть очень много женщин-райтеров, которые добились в граффити серьезных успехов - Lady Pink, Omega, Reminice, BEE CREW (Москва).

Знают ли родители молодых райтеров о том, чем они занимаются?

Все зависит от самих родителей. Сомневаюсь, что многие из них не знают о том, чем занимается их чадо, но я не думаю, что они хотят об этом говорить. В "Style Wars" (фильм) показывают примеры тех райтеров, которые говорят своим родителям все, и примеры тех, которые не говорят.

Действительно ли граффити нелегально?

В общем-то, да. В Соединенных Штатах, Европе граффити нелегально, но все равно есть легальные стены - места, где райтеры могут рисовать, не боясь быть арестованными. Ограниченное количество легальных стен заставляет райтеров постоянно рисовать поверх других рисунков. Из-за этого хорошие райтеры не рисуют легалы, так как они не хотят, чтобы их рисунок был замалеван непонятно чем и просуществовал всего лишь несколько дней. В разных городах разные законы. В большинстве своем граффити нелегально практически везде, хотя в Австралии на него смотрят как на спорт, и там проходят соревнования, спонсируемые крупными спортивными компаниями. Естественно, без разрешения владельца стены граффити нелегально и в Австралии. Но, в общем, оно нелегально в большинстве городов - большие штрафы, тюрьма и т. д. Особенно в больших городах, где городская администрация считает, что существует проблема граффити.

Почему власти закрашивают граффити-рисунки, делая стены чистыми и подходящими для нового рисунка? Не пустая ли это трата денег?

Это когда как. Если рисунки закрашиваются постоянно, сразу же после их появления, то это может отвадить райтеров (кому приятно нарисовать рисунок и на следующий же день его не увидеть?). Райтеры хотят найти подходящее место для хорошей отдачи от рисунка - чтоб впечатление от него окупило риск, деньги и время, потраченные на рисование. С другой стороны, если закрашивают плохо или нескоро, то райтеров так не остановишь.

Я люблю граффити, но почему райтеры обрисовывают весь город своими тэгами? Почему просто не прекратить это дело? Ведь милиция и власти ненавидят именно такое рисование.

У многих людей есть привычка писать свои имена везде, где они побывали, чисто "на память". Почему-то люди не против надписей типа "Здесь был Вася" или "Вася + Дуся = любовь" - это люди считают нормальным. А когда райтеры оставляют свои тэги, пытаются развиваться, совершенствоваться, объединяться с людьми независимо от расы, религии, национальности - вот это почему-то общество считает злом. Власти считают необходимым закрашивать граффити сплошным цветом. Они не понимают, что лучше всего мы самовыражаемся, рисуя свое имя или название своей команды, чтоб о нас знали. У общества нет стремления к самосовершенствованию и творчеству - вот почему нас не понимают. К сожалению, часто свои тэги ставят где попало начинающие райтеры. Это потому, что они только научились рисовать баллоном, но не научились это делать качественно.


Граффитчики (или райтеры) — именно так называют уличных художников, любые городские поверхности для которых становятся полотнами для выражения себя и своих позиций. Уличное искусство как в мире, так и в России постепенно перестало ассоциироваться исключительно с вандализмом и выросло в мощное комьюнити, влияющее на тренды массовой культуры и даже бизнес.

Философия и жанры

После того как в 80-х граффити-художники начали выставляться в галереях, а в 2009 году более сотни уличных художников представили свои произведения в парижском Гран-Пале, граффити уже не могли не признать полноценным видом искусства с иерархией жанров и стилей. Два самых крупных и актуальных — теггинг (быстрое нанесение подписи автора на какую-либо поверхность) и авторские граффити.

Жан-Мишель Баския начинал реализовывать себя именно с теггинга: оставлял на улицах Нью-Йорка слово SAMO, добавляя саркастичные или поэтичные подписи. Оказавшись под покровительством Энди Уорхола, он продолжал развивать свой художественный почерк, но не забывал про элементы граффити. Уже тогда своим примером Баския показал обществу, что граффитчик может стать полноценной и уважаемой частью элиты арт-общества, оказывать влияние на современное искусство и массовую культуру. И при этом зарабатывать деньги.

Один из главных и массово известных представителей авторских граффити сегодня — легендарный Бэнкси. Он работает в трафаретной технике (для большей скорости), и все его произведения представляют собой сообщения политического и социального характера. Также большинство райтеров творит не только на поверхностях городских пространств, но и на холстах, которые попадают в галереи и частные коллекции.

Фото: banksy.co.uk

Фото: banksy.co.uk

Фото: banksy.co.uk

Фото: banksy.co.uk

Фото: banksy.co.uk

Фото: banksy.co.uk

Фото: banksy.co.uk

«За всем этим стоят эго и свобода. Человек занимается творчеством, когда чувствует себя свободным. Неважно, в процессе теггинга или рисования "куска" (большого полотна граффити. — Прим. ред.)», — объясняет граффитчик Cozek причины, почему люди с разным социальным статусом занимаются граффити. Cozek — один из участников московской команды ADED, которая состоит из пяти локальных художников. Кроме него туда входят граффитчики, работающие под псевдонимами Spacer, Namer, Juice и Сарtек.

Коллекция сумок Stephen Sprouse для Louis Vuitton

Бутик Louis Vuitton, украшенный граффити

Джиджи Хадид в платье Moschino с принтом в виде граффити

С развитием интернета и соцсетей граффити стали активно выходить из андеграунда и становиться элементом массовой культуры. В какой-то момент художников уже не могли игнорировать крупные компании, в том числе и люксовый сегмент, включая Louis Vuitton, Moschino, TAG Heuer.

Стрит-арт Алека Монополи для TAG Heuer

Главные игроки в России

В России тоже есть граффитчики, сотрудничающие с локальными и международными брендами. Один из них — Покрас Лампас. Он начинал свой путь именно с граффити, но, разработав собственный стиль, ушел в современное искусство. Покрас Лампас называет свое творчество «каллиграффити» (симбиоз каллиграфии и граффити). В его портфеле — сотрудничество с маркой Fendi, уникальные принты для футболок аdidas в рамках ЧМ-2018, коллаборации с ТЦ «Атриум», «Альфа-Банком», IKEA, Lamborghini и множеством других брендов. Благодаря выпуску «Новая Россия» о молодых талантах на канале «вДудь» (более 4 млн просмотров), грамотной коммуникации с аудиторией в социальных сетях и использованию PR-возможностей крупных заказчиков ему удалось за последний год значительно нарастить свой медиавес.

Проект Покраса Лампаса и Fendi

Проект Покраса Лампаса и Fendi

Проект Покраса Лампаса и Fendi

Проект Покраса Лампаса и Fendi

Проект Покраса Лампаса и Fendi

Проект Покраса Лампаса и Fendi

Проект Покраса Лампаса и Fendi

Проект Покраса Лампаса и Fendi

Не менее яркие игроки, интересные для брендов различного масштаба, но с диаметрально противоположной философией, — участники объединения ADED. Наклейками с надписью их псевдонимов — Spacer, Namer, Juice, Cozek, Captek —заклеены улицы не только главных городов России, но также Парижа, Берлина, Токио. Принципиальность и преданность «улице» — главное их отличие.

ADED отвечали за брендинг крупнейшей российской выставки уличной культуры Faces&Laces и пространства Nike в рамках ЧМ-2018, сотрудничают с Музеем современного искусства «Гараж», для которого делали большие постеры в рамках выставки Рашида Джонсона, Виктора Пивоварова и Тарин Саймон.

ADED

В ближайшее время ADED представят уникальный для локального и глобального рынка граффити-проект — коллаборацию с одним из самых популярных сегодня модных брендов Off-White. «В "КМ20" (московский концепт-стор. — Прим. ред.) открывался корнер бренда в виде "храма" — ему решили придать индивидуальности с помощью локальных художников. Нас пригласили принять участие, но особого интереса мы не проявили. Работать с Off-White хотелось напрямую. В итоге согласились на проект на условиях того, что нам дадут прямой контакт Вирджила, — рассказывает Cozek историю сотрудничества ADED с креативным директором мужской линии Louis Vuitton и основателем Off-White Вирджилом Абло. — Контакт нам предоставили, мы тут же отправили презентацию о себе и уже через короткое время общались с Вирджилом в чате. Он сообщил, что хочет делать с нами не только корнер в Москве, но и отдельную линию».

Коллаборация ADED с концепт-стором ​«КМ20»

Коллаборация ADED с концепт-стором ​«КМ20»

Коллаборация ADED с концепт-стором ​«КМ20»

Знаковое место в истории российских граффити занимает и команда «Зачем», которая начала рисовать еще в 90-х годах. Участники этой граффити-банды на протяжении долгого времени занимались популяризацией жанра: выпустили несколько фильмов, один из которых — «Девиантное поведение» — имеет такое же значение для локальной индустрии, как «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси для глобальной.

Кирилл Кто. Проект «Стена»

Фото: winzavod.ru

Фото: winzavod.ru

Фото: winzavod.ru

Фото: winzavod.ru

«Я бы обнял тебя, но я просто текст», «Эй ты, люби меня» — эти граффити стали по-настоящему вирусными во многих городах-миллионниках. Их автор — художник из Екатеринбурга Тимофей Радя. Его стиль характеризуют как остросоциальный и злободневный, творчество художника — идеальное совпадение контекстов, то есть городских поверхностей с настроением и смыслом граффити.

Фото: instagram.com/tima_radya

Фото: instagram.com/tima_radya

Фото: instagram.com/tima_radya

Фото: instagram.com/tima_radya

Фото: instagram.com/tima_radya

Павел Пухов, известный под псевдонимом Паша 183 (P183), — знаковый художник для отечественной граффити-индустрии на этапах ее зарождения. Он отвечал за оформление декораций в уличном стиле для рок-оперы TODD панк-группы «Король и шут». Всемирная известность к Пухову пришла после статьи в издании The Guardian, в которой его назвали «русским Бэнкси». Кстати, в 2013 году всемирно известный британский художник сделал работу в память о Паше 183. Изображение баллончика с краской, над которым горит пламя свечи, появилось на официальном сайте Бэнкси через несколько дней после смерти российского райтера.

Заказы и доходы

Заказы у современных граффитчиков делятся на три основных типа. Первый — оформление. С точки зрения имиджа, такие заказы в индустрии не считаются значимыми для художника. «Клиент делает заказ — и вам нужно что-то расписать, нарисовать какое-то изображение в определенной стилистике. Тут правила всегда диктует заказчик. О сильном портфолио речь не идет, — объясняет Покрас Лампас. — Лично мне никогда не хотелось этим заниматься».

Более престижным считается сотрудничество с галереями (создание холстов и арт-объектов) — это взаимодействие с арт-миром и высокие гонорары. «Речь идет про долгосрочную инвестицию и долгосрочное планирование. Холсты — более серьезный подход, их не должно быть слишком много, потому что покупатели хотят, чтобы картины, которые они покупают, только дорожали, — отмечает Покрас Лампас, у которого большой контракт с группой галерей по всему миру. — В России, к сожалению, культура арт-менеджмента развита слабо. Когда я начинал, все незнакомые нюансы я уточнял у своего галериста, наблюдал за ним и за тем, как работают галереи по всему миру. Сейчас я не занимаюсь продажей своих работ, это регулирует мой арт-менеджер».

Работа Покраса Лампаса для «Атриума»

Покупка работ раскрученных художников, грамотно выстраивающих стратегию, считается в арт-индустрии эффективным вложением. В июле этого года прошла закрытая выставка работ Бэнкси в лондонской галерее Lazinc. Три полотна стоимостью от 500 тыс. до 1,5 млн фунтов были проданы в первые же сутки в рамках VIP-доступа до начала открытого старта продаж. По подсчетам The Art Newspaper, стоимость произведений Бэнкси выросла на 120% за последние пару лет.

Выставка работ Бэнкси

Российский же рынок граффити пока пребывает в стадии формирования. «Есть очень хорошая поддержка. Есть музей "Гараж", Роман Абрамович, семья Церетели и другие, кто покупает определенные работы и инвестирует. Есть серьезные фонды и галереи (RuArts, "Триумф"), ярмарки (Cosmoscow), есть частные коллекции. В России много коллекционеров, которые не афишируют покупки. Думаю, что в этом плане рынок у нас довольно тихий», — отмечает Покрас Лампас.

Третий вид заработков — коммерческое сотрудничество с глобальными и локальными брендами. Здесь стоимость работы и степень вовлеченности художника зависит от личных предпочтений и договоренностей с заказчиком, а также от правовых аспектов.

«Сумма всегда зависит от многих факторов. Например, от того, имиджевая ли это работа или та, что нужна для продажи нового товара. Имиджевый проект может стоить до полумиллиона рублей, а "продуктовый", большого объема и тиража, — от 1-1,5 млн и выше, — говорит Покрас Лампас. — Учитываются и правовые аспекты. У меня есть свой юрист, с которым мы вместе составляем контракт и смотрим, где и на каких условиях мы передаем права. Все это в том числе влияет на стоимость проекта. Это помогает регулировать рынок».

Работа Покраса Лампаса для IKEA

Команда ADED подходит к выбору коммерческого сотрудничества крайне избирательно, поэтому стоимость их работы зависит в первую очередь от масштаба заказа и портрета клиента. Участники ADED признаются, что, отказывая одним, они создавали себе базу для того, чтобы работать с более близкими по духу заказчиками. «Нам приходилось отказывать 90% потенциальных клиентов, поскольку работаем мы исключительно с теми, кто готов создавать продукт в нашей стилистике. Мы ни под кого не подстраиваемся и этим сильно отличаемся от других, — отмечает Cozek. — Нам прекрасно известно, какие бюджеты осваивают те или иные компании. При обсуждении стоимости проекта отталкиваемся от того, во сколько оцениваем себя и свое время в рамках конкретной задачи».

Где смотреть уличное искусство в России

Для того чтобы отслеживать тренды и перспективных художников, важно следить и за социальными сетями признанных райтеров, и за ключевыми мероприятиями и арт-площадками. Помимо уже упомянутого проекта «Стена» на «Винзаводе» в России существует еще несколько организованных пространств для знакомства со стрит-артом.

Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге. Здесь есть постоянная экспозиция с работами признанных отечественных граффитчиков, среди них — Паша 183, Тимофей Радя, Кирилл Кто, Андрей Оленев, Никита Nomerz. В музее также проводятся временные тематические выставки.

Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Пройдет с 31 августа по 14 октября в московском Центре современного искусства «Винзавод». Свои работы представят 40 ведущих российских и зарубежных художников стрит-арта.

Стоит следить за проектами музеев «Гараж» (Москва) и «Манеж» (Санкт-Петербург). Эти площадки активно интересуются стрит-артом, работают с главными локальными представителями и в целом поддерживают граффити-индустрию.

Мрачное пасмурное утро, сонные горожане спешат на работу и учебу, петляя между серых домов. Но вот иной прохожий поднимает взгляд на одну из стен, и на его лице появляется улыбка.

Еще вчера это была непримечательная и угрюмая поверхность, а сейчас на ней — яркое граффити, которое поднимает настроение и вносит в пейзаж чуточку разнообразия.

Кто же эти люди, которые украшают стены наших городов замысловатыми рисунками и надписями? Чтобы выяснить это, мы расспросили художников граффити — райтеров.

Райтер (от англ. writer) — человек, который рисует граффити.

Скажем честно, что героя искали долго. Среди особенностей этой субкультуры — анонимность, скрытность и попытки избежать проблем с законом за свое творчество, поэтому художники отказывались рассказывать про себя и показывать лицо.

Но в итоге мы познакомились с Романом Добревым — райтером из города София (Болгария) и создателем онлайн-журнала про граффити HALA VANDALA. Он согласился показать нам эту культуру изнутри.

Начало увлечения граффити

Я увлекся граффити, когда мне было около 12 лет. Проходил мимо и увидел Джем (граффити-мероприятие), который проходил в моем родном городе. Там рисовал один из известнейших художников — Seen. Мне захотелось также виртуозно владеть банкой. Тогда я получил от него в подарок полупустую банку краски, и с тех пор все понеслось само собой.

Как к этому отнеслась семья? Когда я еще учился в школе, мама считала это простой забавой. Увлечением, которое пройдет само. Мне это не мешало учиться и делать домашние дела. Поэтому особых претензий у семьи не было.

Граффити для многих изначально было простым хобби и способом занять себя. И для меня тоже, пока мы не углубились в это.


Граффити — это не просто стиль искусства. Это полноценная культура, живой механизм, который развивается и дышит.

Культура граффити раньше имела общее направление с хип-хопом — они обе зарождались на улицах. Очень часто выходило так, что человек, который танцует или читает хип-хоп, в тот же момент мог быть очень известным райтером.

Сообщество райтеров: команды и фестивали

Почти все граффити-исполнители, которые “льют куски” продолжительное время, собрали свои команды или вступили в существующие. Поэтому основные тусовки среди них. Но у меня самого нет команды. Я всегда предпочитал быть один.

Команда для лидера — это большая ответственность, и вы прекрасно понимаете, что нужно отвечать за каждого ее члена. Лидер должен помогать ребятам и быть душой команды. Даже когда вы просто рядовой участник, ответственность за общее дело по-прежнему остается. Поэтому мне кажется, что проще быть одному и дружить со всеми.

“Лить куски” — рисовать граффити.

Однако есть и дополнительные мероприятия, где можно встретиться. Основное общение происходит на массовых “покрасах”. Это тот самый момент, когда ты можешь покрасить с людьми, а также набраться опыта и хорошо провести время. В целом это не сильно отличается от обычного пикника на природе с друзьями. Дополнением является общая идея и цель — сделать стены наших городов и районов более красочными и живописными.


Иван Fans (райтер из Новосибирска): Райтеры активно общаются и делают совместные проекты, если их идеи пересекаются. Встречаемся в основном на граффити и стрит-арт-фестивалях, которые проходят по всему миру.

У российского граффити-движения есть свои отличительные черты. Это некая самобытность, есть даже стили граффити, которые зародились в России. Например, есть несколько человек, которые развивают Стиль русской вязи. Еще есть ребята, которые переосмысляют супрематизм, делая геометрические композиции из своих шрифтов.

Об отношении государства и проблемах с полицией

Еще лет 5 назад вопрос проблем с законом у райтеров стоял особенно остро. Штрафы и условные сроки на тот момент получили многие. Но это скорее относится к такому направлению, как “Бомбинг”.

Бомбинг — нелегальное нанесение граффити на стенах города, товарных поездах, электричках и т. д.

Пока то или иное искусство не принято до конца аудиторией, оно остается за чертой закона. И часто выходило так, что под одну гребенку уходили все. Для многих не имеет значения, рисуешь ты легально или нет. Если у тебя в рюкзаке банки, а руки в краске, ты уже потенциальный нарушитель, которого следует проверить.

Сложнее всего с граффити в Германии. Поскольку с нелегальным нанесением там борются очень серьезно. Насколько мне известно, даже были запущены квадрокоптеры, которые следят за основными точками, где могут рисовать нелегально граффитчики.


Что грозит райтеру за несогласованное нанесение граффити в РФ? В зависимости от ситуации за это предусмотрена разная ответственность.

● Статья 214 УК “Вандализм”. Наказание: на усмотрение судьи штраф 40 тыс. руб., исправительные работы или арест до трех месяцев

● Административная ответственность по статье 7.17 КоАП РФ — повреждение чужого имущества. Наказание: штраф от 300 до 500 рублей

● Административная ответственность по статье 20.1 КоАП РФ — мелкое хулиганство. Наказание: штраф 500—1000 рублей или арест сроком до 15 суток

Сейчас в основном я живу в Москве и могу сказать, что за последнее время граффити здесь вышло на новый уровень. Отношение государства к художникам изменилось. Появляется огромное количество качественных и невероятно крутых работ. Это вдохновляет и радует. Возможно, со временем все дворы будут украшены огромными муралами, и люди буду более жизнерадостны в окружении позитивных тонов и необычных арт-объектов.

Мурал (от англ. mural) — очень большое граффити, часто во всю стену дома.

Что чувствует райтер, когда рисует граффити

Представьте: перед вами чистый холст или лист бумаги, где вы можете написать свою историю. Изложить свои мысли и показать их другим людям. Из тысячи человек, которые пройдут мимо вашей работы, найдется один, который остановится и задумается. Оценит. Пусть даже он не будет понимать, что там написано, но задумается.

Граффити — это возможность показать людям ту или иную проблему или просто заставить их улыбнуться.

Граффити — это язык, как язык тела или жестов. С его помощью райтеры общаются друг с другом, иногда соревнуются, но в основном делают серые бетонные стены более яркими и позитивными.

кирпичная стена

Забавные и странные случаи, которые случались с Романом из-за увлечения граффити

Помню один забавный момент, который произошел со мной в 2014 году. Была компания художников у одного граффити-магазина, который существовал на тот момент. И я в этой компании начал активно рассказывать, что мне нравятся работы одного парня и что он делает очень круто. Юмор заключался в том, что я рассказывал это как раз тому самому парню. Было довольно неловко 🙂

Самый странный момент, который был и который жутко меня смутил, это когда ко мне подошел на улице возмущенный дед и сказал, что я поклоняюсь сатане и рисую дьявольские знаки.

Но больше всего бесил момент хайпа вокруг граффити, когда каждый считал своим долгом подойти и сказать “о, ты рисуешь граффити, а нарисуй мне мое имя”.

Про деньги: сколько зарабатывают райтеры и сколько тратят на граффити

За граффити не платят. Платят за оформление. Редко заказывают именно нанесение шрифтовых работ. В основном это оформление или трафаретные заказы.

Заработок здесь может составлять от 0 до бесконечности. Все напрямую зависит от вашего желания и возможностей. Если вы из тех, кто этим дышит, и можете рисовать днями и ночами напролет, то и заработок ваш будет гораздо крупнее. В любом случае это упирается в талант самого исполнителя и его известность.

Константин (представитель сети магазинов товаров для граффити Graffitimarket): Рисуя настоящее граффити, получать деньги нельзя. Граффити — это уличное искусство, зачастую вандализм. А вот коммерческое граффити (а именно — художественное оформление) может приносить хороший заработок, если правильно выстроить бизнес. При этом сам райтер может потратить от 1500 до 5000 рублей на один цветной рисунок.


Сколько стоит примерный набор инвентаря райтера:

  1. Скетчбук Fat&Skinny Sunches A5 на пружине — 100 рублей
  2. Набор маркеров Fat&Skinny, основные цвета 12 штук — 1510 рублей
  3. Аэрозольная краска Arton 400 мл — 3 цвета по 269 рублей = 807 рублей
  4. Набор кэпов Edding 6 штук — 204 рубля
  5. Респиратор-полумаска 3M 6000 — 1340 рублей
  6. Перчатки резиновые черные — 29 рублей Итого: 3990 рублей

P. S. Цены рассчитывались в магазине граффити-товаров Graffitimarket.

К чему привело Романа увлечение граффити

Граффити зарождалось на улицах и всегда там останется. Но иногда оно перерастает в арт и обретает другую среду пребывания. Потому для многих оно стало работой или бизнесом и, возможно, изменило жизнь целиком.

Я не могу сказать, что сейчас я активно занимаюсь граффити. Сегодня я веду свое сообщество HALA VANDALA (онлайн-журнал про культуру граффити) и пытаюсь создать условия для подрастающих художников. Я создатель проекта и его руководитель. Мы уже 7 лет пытаемся показать людям, что граффити — это не только вандализм, но и искусство.

Из-за рабочих моментов все реже получается рисовать самому. Но не было и дня, чтобы я не листал инстаграм в поисках новых имен или художников, которые делают что-то новое и интересное.


Что Роман посоветовал бы начинающим райтерам

Не стоит брать у мамы деньги, сразу тратить их на банки с краской и идти портить стены ужасными работами. Сперва этому нужно обучиться. В России почти нет школ, где действительно бы научили, как делать граффити. В основном это онлайн-занятия или советы от тех, кто делает лучше, чем вы.

Поэтому нужно просто делать. Придумать себе псевдоним, который характеризовал бы вас или был бы важен вам, и рисовать его на бумаге до тех пор, пока чувство стыда не пропадет и не появится желание продемонстрировать свое умение всем.

Читайте также: