Как называется профессия плести венки

Опубликовано: 03.07.2024

Венок является традиционным украшением у славян, однако мало кто знает, откуда пошла традиция плести венки и что символизирует собой такой необычный головной убор.

Само слово "Венок" произошло от старославянского вѣно «дар». Веночница — женщина, плетущая венки. Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения. Венок является традиционным украшением не только для славянских, но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю. Венки существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей, в Риме, в Китае, в Индии.

Венки вешали над дверьми и у входа, чтобы отвратить нечистую силу или уничтожить недобрые помыслы злого человека или человека с "нехорошим глазом". Венки клали под первый сноп нового урожая от грызунов. Подкладывали под подушку роженице для отвращения сглаза и помощи в будущих родах. Также окуривали подожженным венком, созданным из специальных трав, больных. По тем травам, которые были вплетены в венок, судили о расположении, настроении, состоянии, положении девушки. Например, венок из мяты в Польше означал девственность, а венок из гороховых побегов с полными стручками означал нежелание девушки выходить за нелюбимого замуж.

Изготовление венка — это целый ритуал. В различных племенах, а также на различные праздники плетение венков сопровождалось многочисленными традиционными элементами. Занимались этим обычно девушки. Ритуал подразумевал определённое время плетения, число венков, размеры, формы, различные виды плетения и состав. Всё это являлось сакрально-символическим кодом, который соответствовал тому или иному событию. Особое внимание уделяли составу венков. Если сегодня венки заплетают ради забавы или в дань древней традиции из любых трав, которые попадутся под руку, то в древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в праздник Купалу, в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.

Изначально венок был ритуальным предметом, который плёлся на праздники — сезонные, священные, свадьбы, похороны и другие. Венок — это настоящий оберег. Издавна предметы и вещи, которые имеют отверстие, считались заряженными особой силой, способными отпугнуть противные человеку сущности или негатив. Связано это с женским началом, символом женской природы и магии, символом рождения жизни. Подобными традиционными магическими предметами являлись кольца, обручи, калачи, камни с естественным отверстием (Куриный бог). По причине того, что венки были ещё и оберегами, ими украшали домашних животных и различные части своего дома как снаружи, так и изнутри. Венками украшали не только людей и домашнюю скотину, но также дома и постройки, колодцы, столбы, кладбища, забрасывали на плодовые деревья в огородах и крыши домов. В некоторых регионах плелись специальные венки для коров, коз, овец, а в сёлах Поморья даже сохранился обычай плести венки для гусей, индюков, кур и другой домашней птицы.

Что касается празднично-обрядового предназначения венка, то здесь существует масса различных традиций, связанных с использованием этого нехитрого предмета. Сквозь купальский венок доили домашнюю скотину или процеживали молоко. Через большой венок пролезали сами, как бы символизируя этим новое рождение, которое оставляло в прошлом болезни, негатив и неприятности. Также через венок протаскивали различные вещи, которым хотели подарить новую жизнь или новые силы. Через венок смотрели в ходе определённых ритуальных игрищ, сквозь него пили и умывались. Предназначений купальского венка более чем предостаточно и в каждом регионе древней Руси существовали свои особенности и методы его использования.

По окончании праздника или события, венки использовали либо для дальнейших обережных действий, например, украшали дом, помещали в огородах от вредителей, червей и градобития, подкладывали под наседку, использовали для гадания, либо сжигали в костре. Гаданий при помощи венков существовало немало. Например, известно гадание на славянский праздник летнего солнцестояния Купалу, когда сплетенные венки бросаются в реку и по их поведению определяется дальнейшая судьба её владелицы. Толкований у этого гадания множество: тонущий венок — смерть, плывущий — долгая жизнь или тонущий — год без замужества, по плывущему или приставшему к берегу венку определяли в какой стороне дом суженого. Помимо гаданий при помощи венков, бросаемых в реку, венки забрасывали на дерево, чтобы узнать кому сулит скорое замужество (чей венок зацепиться за ветку), оставляли во дворе и следили чей венок быстрее завянет (грозит несчастье), подкладывали под подушку, чтобы увидеть вещие сны и так далее.

По причине того, что венок (круг с отверстием) считается символом рождения и новой жизни, он являлся непременным атрибутом свадеб. Наряду с венком, традиционными атрибутами свадеб также являлись кольца, калачи, караваи с отверстием посередине. Всё это символы новой жизни, любви, счастья. В обычай славян также вошла традиция дарить венок девушке в знак предложения сватовства. Венок невесты символизирует новое рождение в качестве жены. Обновление человека, сбрасывание старой жизни и вход в новую жизнь. Это, своего рода, символ умирания старой, девичьей жизни, обновление души и тела и рождения новой жизни в качестве замужней женщины. Брачные венки, в отличие от праздничных, обычно сохранялись на долгое время или даже на всю жизнь. Брачные венки сохраняли в сундуках, их ставили в красный кут, где они, благополучно высыхая, стояли долгие годы, зашивали в подушку молодожёнам, клали под колыбель новорождённого. Возможно, что именно древнейшая традиция украшения венками на свадьбах, обмен венками между невестой и женихом, послужила тем самым прообразом колец, которые затем стали изготавливать в кузницах специально для свадеб, а сегодня в ювелирных мастерских.

Существовал обычай плести венок при последней жатве. По окончании жатвы оставляли последний сноп, который также известен как "Велесу на бородку". Это сноп оставляли на поле или приносили в дом, где хранили его до следующего года, как оберег, который привлечёт хороший урожай и в следующем году. Кроме последнего снопа, плёлся и венок из последних скошенных колосьев. Такой венок надевали на голову самой красивой девушке, которая была символом удачи, хорошего плодородия, символом богини плодородия, которая подарила людям хороший урожай. В этом венке девушка приходила в поселение, где устраивался праздник и где она, конечно же, была главным персонажем торжества, которого восхваляли и благодарили за обильный урожай.

Венки издавна являются непременным атрибутом погребальных церемоний. Венки возлагаются на могилы или оставляются в месте гибели, пускаются по воде в случае кораблекрушения. В современных погребальных церемониях, венки — это дань памяти усопшему. Венок в качестве ритуального предмета на похоронах символизирует всё то же рождение и вечную жизнь. Круг с отверстием посередине символизирует переход душ умершего в иной мир и его рождение в новом теле, в новом качестве, обновление души, очищение, которое принесла душе смерть физического тела. Также венок можно понимать и как конец жизненного пути, начало нового пути, в физическом ли мире или в мире Нави. В связи с тем, что венки были непременным атрибутом свадеб, существует предположение, что в древности венки в погребальных обрядах участвовали только при похоронах детей, подростков или молодых людей, которые не успели выйти замуж или жениться. Таким образом, устраивалась символическая свадьба. Вместе с погребально-свадебным венком также существовал обычай хоронить незамужних девушек в традиционном свадебном платье (наряде), который известен и в наши дни. Есть также предположение, что венки — это древнейшие понятия о душах-птичках, которые вьют гнёзда (венки) возле своих могил и ждут своего нового воплощения, но это лишь теория.

Впоследствии венки из листьев, веток и цветов стали заменять на искусственные материалы, которые могли сохраняться дольше. Считается, что после того, как венки стали делать из металла, появились царские короны, которые стали отличительным элементом одежды правителя.

Ритуальные профессии и образование

Спрос на ритуальные услуги не зависит от общих изменений экономики. Да, звучит цинично, но упразднить похороны невозможно. Устойчивость рынка и актуальность услуг позволяет компаниям, специализирующимся на ритуальных процессиях, активно совершенствовать качество и повышать цены на услуги. Более того, ритуальные конторы редко сталкиваются с недовольными клиентами. Ведь, согласитесь, картина, когда человек оспаривает качество проведенных похорон и требует каких-либо компенсаций, очень маловероятна. Все эти полезные условности позволяют ритуальным компаниям развивать свой бизнес.

Исходя из законодательства Украины, близкие или родственники умершего могут самостоятельно выбирать компанию для проведения похорон. Однако важно учитывать, что местное самоуправление или коммунальная ритуальная служба обязаны составить договор с выбранной компанией.

Таким образом, у коммунальных ритуальных служб есть полномочия не только самостоятельно проводить похороны, но и запрещать деятельность неугодных конкурентов. Чтобы хоть как-то сгладить углы, многие частные ритуальные компании заводят полезные связи в силовых и медицинских структурах. Предприниматель, если верить словам прямых участников рынка, банально платит за сообщение об умершем. Благодаря столь отлаженной системе многие ритуальные услуги наращивают клиентские базы и получают действительно большие деньги.

Востребованные профессии в сфере ритуальных услуг

Всего можно выделить несколько самых популярных направлений подобной деятельности:

  • Агент, ответственный за непосредственную организацию похорон;
  • Член похоронной службы;
  • Церемониймейстер;
  • Танатопрактик или, говоря простым языком, бальзамировщик;
  • Рабочий, отвечающий за зеленое хозяйство;
  • Рабочий, ответственный за захоронение;
  • Траурныйфлорист;

Давайте подробно рассмотрим каждую из представленных профессий.

Распорядитель похорон

Ритуальный агент занимается всеми моментами, связанными с организацией похорон и траурными мероприятиями. Как правило, распорядитель действует, исходя из поручений близких умершего.

Ни одни хорошие похороны не обходятся без опытного распорядителя. Такое личное, тонкое мероприятие нужно избавить от временных задержек, лишней нервозности и, конечно, неоправданных трат. Всё это и гарантирует хороший ритуальный агент, к которому зачастую обращаются семьи, столкнувшиеся с утратой родственника. Доверие к человеку этой профессии вполне оправдано: опыт позволит сделать лучше, дешевле и быстрее.

Ритуальный агент нужен всегда, вне зависимости от индивидуальных причин смерти. Даже если усопший давно болел или если горе пришло внезапно, большинство старается сразу вызвать распорядителя похорон. После звонка в ритуальное бюро, к семье покойного выдвигается ритуальный агент. Он объясняет алгоритм дальнейших действий. Сообща, семья и агент решают, какие именно услуги требуются, в каком порядке. Также специалист предлагает выбрать конкретные принадлежности из привезенного каталога и составить договор на проведение похорон.

На плечах распорядителя лежит вся процессуальная волокита, он занимается оформлением документов, подготовкой усопшего к погребению и его транспортировку на кладбище. Агент также ответственен за организацию кортежа прощания, необходимых церемоний и поминальных обрядов. Одним словом, распорядитель занимается «логистикой похорон». Безусловно, такая личная травма, как смерть близкого для клиента человека, обязывает распорядителя быть корректным и всячески поддерживать горюющих.

Мы не слукавим, сравнив профессию распорядителя похорон с педагогом или врачом, во всяком случае, в отношении важности. Хороший агент всегда знает и может объяснить, как работает ритуальный сервис. Неплохим дополнением к работе распорядителя станет свой личный автомобиль. Зачастую обращения в ритуальное агентство поступают глубокой ночью, важно сразу отреагировать на заявку и выдвинуться на указанный адрес.

В условиях рыночной экономики даже похоронный бизнес – всё равно бизнес. Грамотный распорядитель сможет убедить семью усопшего в том, что он лучше конкурентов. Но борьбу за потребителя нужно проводить в самой деликатной и корректной форме.

Необходимые личные черты и познания

В первую очередь, агенту необходимы такие качества как:

  • Вежливость;
  • Тактичность;
  • Ответственность;
  • Быстрое принятие правильных решений;
  • Умение запоминать и обрабатывать информацию;

Из практических знаний распорядителю помогут:

  • Понимание принципов маркетинга;
  • Понимание управления кладбищем;
  • Знание нюансов, связанных с ритуальным сервисом;

Чему нужно учиться

Мы не сомневаемся, что вы уже обладаете всеми необходимыми качествами. Тем не менее, их нужно возвести в абсолют, пройдя ряд специальных тренингов:

  • Психологические курсы для тех, кто принимает заказы на похоронную процессию;
  • Занятия для управляющих бизнесом. Там вас научат выходить победителем из конкурентного противостояния;
  • Тренинги от муниципалитета, ориентированные на организацию ритуальных мероприятий;
  • Получение иностранного опыта. Всегда полезно знать, как работают ваши коллеги за рубежом. Именно поэтому многие распорядители выезжают для повышения квалификации за границу;
  • Навыки для составления учебных пособий, программ и книг для участников отрасли;

Несколько минусов работы распорядителя похорон

Ненормированный рабочий день

Это, пожалуй, самое большое неудобство, с которым столкнется каждый похоронный агент. Вы сами понимаете, что смерть человека – вещь непредсказуемая, именно поэтому в один день у вас может и не быть звонков, а в другой наоборот, огромный поток обращений.

Специфика бизнеса

Похоронное предприятие, даже при учете его деятельности, всё равно должно получать деньги. Именно поэтому за каждого усопшего начинается буквальная война, пренебрегающая всякими рыночными правилами. Многие агенты, по крайней мере в нашей стране, готовы забыть обо всех этических нормах, лишь бы первым обслужить несчастную семью.

На западе всё несколько иначе. Там система организации похорон работает по четко-выверенному принципу, который не допускает ругани с конкурентами. Всем заведует похоронный директор, который сопровождает близких умершего с момента оформления свидетельства смерти и до составления некролога. Из американского искусства мы знаем, что похоронный директор статен, всегда одет опрятно, в соответствии с событием.

В США, например, для работы в сфере ритуальных услуг, нужно учиться, проходя менеджмент, финансовое и бухгалтерское дело. Также специалист обязан сдать тест на умение общаться с клиентом. Предусмотрена годичная стажировка, по прошествии которой похоронный директор может начинать работу.

Для бальзамирования тела тоже необходимы соответствующие документы, которые являются гарантом наличия знаний о физиологии, анатомии, техники бальзамирования, реставрации лица и т.д. Продлевать лицензию нужно своевременно, иначе американский специалист потеряет право работать с трупами.

Торговли информацией как такой вообще нет. Государственным структурам запрещено распространять сведение о смерти человека частным лицам, в противном случае, нарушители получат тюремный срок до 3 лет или штраф до 100 000 евро.

Резюмируя, можно сказать, что отечественному ритуальному бизнесу точно есть куда расти.

Церемониймейстер похорон

Данная профессия заключается в организации и контроле траурной церемонии. Церемониймейстер помогает составить корректный сценарий похоронной процессии, важно учитывать личные пожелания клиента, а не давить опытом и знаниями. Именно поэтому хороший церемониймейстер всегда умеет вслушиваться в слова заказчика, может оградить семью от дополнительных трат и других неудобств. Профессионал знает всю кухню изнутри и мастерски разбирается в подоплеке траурных ритуалов.

Если распорядитель больше отвечает за правовые аспекты и логистику, то на плечах церемониймейстера лежит более личные вопросы, вплоть до выбора венков.

Выделим главные обязанности церемониймейстера:

  • Проведение консультаций для освещения похоронных традиций и обрядов;
  • Честное распределение обязанностей;
  • Налаживание работы всех необходимых инстанций (мест проведения служб, больниц и моргов);
  • Организация похоронного шествия;
  • Составление прощальной речи и выбор репертуара похоронного оркестра;
  • Проверка документов;

Бальзамировщик

В профессиональных кругах танатопрактиков называют посмертными визажистами. Удивительно точное название описывает всю суть работу. Это очень ответственная, и потому высокооплачиваемая должность в ритуальном бизнесе.

Бальзамировщик, как минимум, должен поддерживать физическую форму, чтобы без помощи коллег справляться с усопшим.

Должность, на самом деле, связана с реальным риском заражения болезнями от трупа. Есть случаи, когда бальзамировщик сталкивался с гангреной, грибковыми заболеваниями или туберкулезом. Только соблюдение санитарных норм может избавить специалиста от болезней. Начинающий обязательно столкнется с непринятием трупного запаха и «аромата» бальзамирующих растворов.

Работа, мягко говоря, непростая. Помимо непосредственных манипуляций с трупом, бальзамировщик часто общается с семьей, переживающей утрату. Он также должен учитывать пожелания и всячески поддерживать клиентов.

Хороший бальзамировщик – это, в каком-то отдаленном смысле, настоящий художник. Специалист обязан сделать из безжизненного тела максимальное подобие живого человека, часто на это уходит много сил и времени. Разумеется, долговечный результат неважен, но как минимум на похоронах усопший должен выглядеть идеально. Бальзамировщику нужно понимать тонкости посмертного макияжа и даже скульптуры, чтобы восстанавливать утраченные черты лица.

Чтобы устроиться посмертным визажистом, нужно долго и упорно учиться, но все старания окупятся в финансовом смысле. Получив специальный аттестат бальзамировщика, вы резко повышаете собственную конкурентоспособность в этой сложной сфере.

Специалист по зеленому хозяйству

Рабочий зеленого хозяйства отвечает за выполнение работ при оформлении скверов и газонов вблизи могил. Уровень загруженности, равно как и доход, зависит от разряда специалиста. Но в любом случае специалист такого типа должен уметь:

  • Выполнять простые работы для обустройства и поддержания зеленых насаждений на кладбище;
  • Выполнять работы средней сложности для обустройства и поддержания зеленых насаждений на кладбище;
  • Выполнять работы высокой сложности для обустройства и поддержания зеленых насаждений на кладбище;
  • Выполнять работы повышенной сложности для обустройства и поддержания зеленых насаждений на кладбище;

Ритуальный флорист

Каждый человек, столкнувшийся с тяжестью утраты, ищет утешение в красоте. За последнюю и отвечает ритуальный флорист, который занимается траурным декорированием. В его полномочия входит оформление всей похоронной процессии правильной флорой, цвета обязаны присутствовать как в зале, так и непосредственно на могиле.

Ошибочно полагать, что в составлении подобных композиций нет ничего сложного. На самом деле, это тяжелый труд, к которому предрасположен не каждый флорист. Ритуальной флористике нужно учиться, чтобы понимать тонкости составления правильной цветовой и видовой гаммы. Зачастую используются как искусственные, так и живые растения.

Заключение

Ритуальный бизнес – это прибыльная, но очень тонкая сфера. Если вы готовы ко всем трудностям и соответствуете каждому приведенному критерию, мы не сомневаемся, что вас ждет успех.


Лозоплетельщик. Именно так называют того, кто плетёт различные изделия из лозы.

Причём, в этой профессии, лозой принято называть любой природный материал растительного происхождения, способный гнуться и сохранять форму (ивовый прут, ротанг, бамбук, корни деревьев).


Мне очень нравятся поделки из лозы, но я никогда не задумывалась о том как называется профессия человека плетущего с лозы, по этому мне этот вопрос "Как называется тот, кто плетет из лозы" очень очень интересным. А ответ на него оказался очень простым и его название происходит от самого процесса плетения, профессия называется: "Лозоплетельщик"­ .

Многие думают что лозоплетение скучное и трудное, мало людей занимаются и на этом деле много не заработаешь. Но эти люди правы только в одном: это сложный труд, который не всем под силу.

Один из известных "Белорусский Мастер из Смолевичей- Александр Самойленко" этим бизнесом получает не плохой заработок, и уже более 20 лет занимается древним ремеслом.


Родителям всегда хочется, чтобы их ребенок имел хорошую работу. К хорошему относится и теплое помещение, и полученное образование, и выполняемая работа.

Работа продавца связана с обслуживанием людей. При этом, сами знаете, могут тебя и оскорбить, а ты должен молчать, потому что клиент всегда прав. Продавцам приходится и тяжести поднимать, и товар переносить. А также, весь день на ногах - это тоже не просто. На работу продавцом можно устроится не имея специального образования, да и учат на продавца всего несколько месяцев. Работа продавца - обслуживающий персонал, как и парикмахер.

А работа бухгалтера и преподавателя, уже на порядок выше. Хотя, и там своих заморочек хватает.

Для начала выделим корень в слове "профессия" - "професси- (суффикс -Й-, окончание -А-).

Однокоренными словами будут такие:

существительные - профессионал, профессионалка, профессиональность, профессионализм (качество профессионала), профессионализмы (профессиональная лексика), профессионализация, профессиология, профессиография, профессиограмма, профессиографировани­ е, профессиографированн­ ость, профессиограф, профзаболевание;

прилагательные - профессиональный, профессионализирован­ ный, профессиографический­ ; сложные слова с первой частью "профессио"- медицинский, -технический, -педагогический;

глаголы - профессионализироват­ ь, профессионализироват­ ься;

причастия - профессиографированн­ ый, профессиографировавш­ ий, профессиоанализируем­ ый, профессионализирующи­ й (-ся) + краткие формы;

наречие - профессионально.

Если это статьи общественно-политического толка , то это конечно же - публицист, а если статьи о садоводстве, природе, животном мире, то тут наверное было бы уместным назвать такого человека - натуралист,человек, который пишет статьи о домоводстве, кулинарии , марках вина и о различных культурных явлениях - наверное это культуролог, а если делается ударение на этнические мотивы, то наверное этнолог, автор пишущий статьи - военные обзоры и исторические диспуты на темы войны - военный обозреватель,дипломатические обзоры и аналитика международной политики - политолог.Человек освещающий научные проблемы -научный консультант.А , вот тот кто пишет о всех этих явлениях сразу - журналист, хотя если о всем этом он пишет талантливо и ново, с оригинальным и новым взглядом на различные аспекты затрагиваемых тем , то он наверное - энциклопедист!Конечно же он должен все это знать и знать на достаточно высоком профессиональном уровне, а не передергивать чужие материалы и не компилировать их, под угоду старой писклявой , капризной дамы , по имени - Мода.Тот , кто просто тащит чужие материалы и чуть их маскирует под свои - плагиатор, хотя в иных случаях он может именоваться и как - компилятор.Однако для всех и для каждого из них есть еще одно общее наименование : - АВТОР!

Мастер по изготовлению венков: «Сначала родные отнеслись к работе насторожено, а потом привыкли»
фото progorod43.ru

Татьяна Бакина уже почти два года работает на должности мастера по изготовлению венков. О специфике профессии, отношении родных и боли от утраты девушка поговорила с нашим порталом.

Попросила сама. Работу Татьяна в ритуальном агентстве нашла по объявлению в интернете. Пришла на собеседование и только на нем узнала, чем ей предстоит заниматься.

Моя начальница сразу меня предупредила, что это будет за работа, и спросила, как я к ней отношусь. Затем она попросила нарядить венок, сфотографировала мою работу и обещала перезвонить. Шло время, но мне никто не звонил, я переживала, потому что работа мне очень понравилась. Муж сказал, что нужно проявить инициативу, и на работу я попросилась сама, - рассказывает Татьяна.


Творчество. Девушка рассказывает, что первое время у нее ничего не получалось. Ей помогали коллеги, советовали, как лучше сделать. Сейчас Татьяне по силам нарядить венок любой сложности.

Я здесь отдыхаю душой. Никогда бы не подумала что я творческий человек. Специального образования у меня для этой работы нет, на курсах я тоже не училась. Сейчас я заканчиваю пятый курс по специальности зооинженер. Я училась на ветфаке, потом у меня появилась аллергия на животных. Мне пришлось перейти на заочное отделение на другую специальность и пойти работать. Муж говорит, что не буду же я работать так всю жизнь, мне нужен карьерный рост, а я втайне надеюсь посвятить этой работе все время.

Атмосфера. Сейчас рабочая обстановка Татьяны спокойная. Трудятся вместе с напарницей, на фоне включен телевизор, иногда можно послушать радио, но вначале девушке было тяжеловато воспринимать то, что происходит вокруг.

В соседней от нас комнате находился зал прощаний. Ты слышишь плач, истерики, и горе передается тебе. Со временем я научилась справляться с этим. Мне говорили, что надо думать, для кого делаешь венок, чтоб сориентироваться по цвету, но я только первое время думала для кого, а потом не стала, так легче работать. Иначе просто "сгоришь", - говорит Татьяна.


Отношение. Больше всего о своей работе Таня боялась рассказать дедушке с бабушкой. Пожилые люди могут негативно отнестись.

Я показывала им фото венков, которые я делаю, они одобрили мой выбор. С друзьями наоборот, подружки разделились во мнениях. Мама тоже сперва настороженно отнеслась к моей работе, но быстро привыкла, - поделилась девушка.

Родные. Татьяне не приходилось делать венки для своих близких людей. Девушка не знает, как бы она отреагировала на такую просьбу.

Я делала венок одной знакомой семье. Я не задумывалась над тем, если бы мне нужно было сделать работу близкому человеку.С одной стороны, для меня это было бы очень тяжело или, наоборот, никому бы не доверила эту работу, кроме себя, - объясняет кировчанка.


Вдохновение. Татьяна говорит, что однн из первый мест, куда она бы отправилась в другом городе или стране, — это кладбище.

Когда я работаю, начинаю представлять в голове, какой цвет с каким красиво смотрится, так и рождаются мои венки. Работаю благодаря фантазии, никогда не копирую чужое. Бывает, мы ездим к родственникам на кладбище, все уже собираются домой возвращаться, а я в одиночестве хожу между надгробьями, смотрю на работы коллег и подмечаю для себя какие-то идеи.


«СТ» представляет работу Матвея Лежнякова, ученика четвертого класса средней школы № 32, победителя первых городских детских краеведческих чтений. Матвей интересуется историей своей семьи и семейными реликвиями. Об одной из них – свадебном восковом венце – его подробный рассказ. Матвей даже изготовил подобный венец своими руками.

Семейная реликвия
Во многих семьях есть старинные семейные реликвии – вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Они интересны нам не только с исторической точки зрения – как предметы старины, культуры, быта, но и дороги как память о наших предках. Память о прошлом воспитывает душу. Народные промыслы воспитывают любовь к Родине. Без прошлого нет настоящего, ведь все успешные инновации современности опираются на историко-культурные и семейные традиции народа! Поэтому по-прежнему важно изучать свои корни.
В нашей школе был реализован проект «Семейные реликвии». Эта тема меня очень заинтересовала. Я спросил у мамы, есть ли у нас какая-нибудь старинная вещь. Мама рассказала мне, что у нас в семье – это свадебный восковой венец, которому 63 года. Поскольку судьба моих предков меня всегда интересовала, я решил более подробно узнать о нашей семейной реликвии и, прежде всего, выяснить в словаре, что такое семейная реликвия, а именно – свадебный венец. Оказывается, что реликвия – это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Семейные реликвии: документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.
Свадебный венец – это украшение, являющееся частью свадебного одеяния. Мой интерес к восковым цветам зародился давно. Дело в том, что в моей семье хранится свадебная фотография, на которой моя прабабушка в восковом венце. Мама рассказала мне историю о том, как этот венок появился в нашей семье. В годы войны родителей моих прабабушки и прадедушки – Карла Карловича и Екатерины Ивановны выслали с Поволжья, а после войны их отправили в трудовую армию, в Воркуту. Там встретились мои прадедушка и прабабушка и в 1954 году сыграли свадьбу.
В 1962 году прабабушка умерла в возрасте 26 лет. Моему прадедушке сейчас 89 лет, и он до сих пор бережно хранит вещи с вышивками, сделанными ее руками. Один из самых важных предметов – это свадебный венок прабабушки, сделанный мастером в Воркуте из воска, проволоки и папиросной бумаги. Его прадедушка передал нам. Мы обещали отреставрировать его, и сделали это. Вот уже в четвертом поколении храним мы его как великую ценность.

Чудесный цветок апельсина
Я стал собирать информацию о том, как изготавливаются такие венки. Оказалось, что искусство изготовления свадебных восковых цветов пришло в Россию в дореволюционное время из Европы. Украшение было дорогостоящим, поэтому доступным лишь людям состоятельным. Назывались такие венцы и букетики «флердоранж», в переводе с французского – «цветок апельсина» – белоснежные цветки померанцевого дерева. Они традиционно были частью свадебного убора невесты, например, в виде венка или же свадебного букета. Считается, что модой на обязательное присутствие флердоранжа в свадебном наряде европейцы обязаны Вальтеру Скотту. В его рыцарском романе «Айвенго» упомянуто, что невесты прежних времен обязательно были украшены цветом померанца.
Украшения из флердоранжа существовали на протяжении достаточно длительного времени практически повсеместно. В XV и XVI веках венки из виноградной лозы использовались для свадебного декора в церквях и домах, где принимали гостей, приглашенных на торжество. В древности китайские невесты надевали венки, сплетенные из цветков апельсина, символизировавших чистоту. Этот обычай позднее был привнесен в Европу и набрал популярность в викторианскую эпоху, когда апельсиновые соцветия приобрели еще одно значение, став символом плодородия. Обычай столь плотно вошел в жизнь, что выражение «собирать цветы апельсина» обозначало «искать жену».

На Руси плетение венка всегда считалось особым искусством. Любая девушка была обязана уметь плести венки. Кроме того, плетение венков отвлекало от забот в короткие перерывы на отдых во время жатвы и уборки урожая. Закономерно, что сам венок стал символом богатого урожая.

Несмотря на то, что венок может быть отнесен ко временам греческой мифологии и древнеримским Олимпийским играм, его по-прежнему можно встретить в качестве аксессуара на современной свадьбе. Зачастую венки используются для украшения зала для торжеств во время свадебной церемонии. Восковой венец встречается и в советском кино. Так, в фильмах «Человек в футляре» (1939), «Свадьба» (1944), «Женитьба Бальзаминова» (1964) головной убор невест состоит из фаты и флердоранжа.

В память о прабабушке
Изготавливали флердоранж из мелких, как жемчуг, шишечек, из пчелиного воска, а позднее из парафина. Из таких шишечек собирали пучки, веточки и даже листья. А потом из всего этого свивали венок, собирали по букетику жениху и невесте. Жених закреплял букет в петлице пиджака, в кармашке. В Западной Сибири изготавливали венок из проволочной основы с восковыми цветами, очень мелкими и разноцветными. Готовили «жуток», то есть обруч из металла толщиной 1,5–2 см, который обвивали разноцветными лентами. Венки долгое время были неотъемлемой частью свадебных обрядов и церемоний. Венки флердоранжа так же делались из искусственных материалов, тщательно имитируя настоящие бутончики и цветки, они украшали прически невест из волос или вместе с фатой из блондов, расшитой кружевными узорами тюлевой сетки. Постепенно флердоранж стал обозначать только венок на голове невесты, и сегодня мы можем видеть в его составе крохотные белые розочки, лилии и цветы мирта. Во флердоранжевый гарнитур входили венок, брошь для пояса (или для выреза декольте) и веточки для украшения рукавов платья. Их после свадьбы укладывали за образами и хранили всю жизнь как оберег. Занимались изготовлением цветов дома или организовывали небольшие артели.
Мне стало интересно, смогу ли я сделать такой венок своими руками. Оказалось, что это не так легко, но свой венок я изготовил.
Сегодня невесты могут позволить себе выбирать любые материалы для изготовления венка. Допускается использование как натуральных, так и искусственных цветов. Круглая форма, символизирующая вечную жизнь, является традиционной, но не исключается и использование иных форм, таких как, например, форма сердца. Венки также могут быть использованы в качестве аксессуаров подружек невесты и других свидетелей торжества. Свадебный венок – это недорогой аксессуар, который с легкостью может стать альтернативой свадебному букету.
Мода на восковые свадебные украшения испытывала чередующиеся периоды подъема и спада, а к середине XX века исчезла практически повсеместно. Вот так одна реликвия помогла мне узнать историю семьи и историю свадебного украшения. Мое исследование – это дань памяти моей прабабушке.

Читайте также: