Кто такой бутафор профессия

Опубликовано: 02.10.2024

— Бутафоры создают декорации и реквизит. Наша задача — сначала подобрать технологию изготовления (нередко приходится изобретать свою с нуля), а потом непосредственно создать объект. Иногда работу упрощают автоматические станки, но, как правило, это полностью ручная работа. Бутафорские изделия, декорации используют в кино и театре, на разных мероприятиях, в квеструмах, на модных показах, шоу и фотосъемках. Это могут быть элементы костюма или интерьера, даже части инсталляции художников.

Мои коллеги, например, создавали бутафорию для квеста «Теория полураспада» по культовой игре Half-Life. Как раз тогда они узнали, что вся бутафория, с которой взаимодействует публика, должна быть очень прочной и безопасной, как игрушки для маленьких детей, потому что со способностью к разрушениям человека, который пытается себя развлечь, мало что сравнится.

2. Как можно стать бутафором? Нужно ли образование? А базовые какие-то знания а-ля физика/математика?

— Вопрос в том, насколько сложную вещь ты хочешь сделать и сколько ошибок готов встретить в процессе. Имея руки (которые растут откуда надо) и смекалистый ум, можно многого достичь, но в такой комплексной работе главную роль играет практический опыт. Часто бутафорят люди с художественным образованием, но иногда они могут быть вовсе без образования или с инженерным, например.

Если есть желание стать бутафором, проще всего прицепиться к мастеру и обучаться: как подмастерье у кузнеца или ювелира в старину.

Художественный глазомер — хорошая штука. Внезапно может пригодиться, например, сопромат. Физика и математика с геометрией могут прокачаться в процессе: когда, например, надо посчитать, сколько килограммов силикона потребуется для отливки женского торса в форму.

3. Я слышала, что бутафор — это мужская профессия, пришлось ли тебе столкнуться с такими стереотипами и предрассудками?

— Существует стереотип, что женщины боятся электроинструментов или не могут работать в тяжелых условиях, быстро устают, жалуются и так далее. На протяжении нескольких лет мы успешно разрушаем эти стереотипы: работаем с электропилами, таскаем 20-килограммовые мешки со шпатлевкой, сверлим, пилим, забиваем гвозди и делаем это по 10, иногда больше 20 часов подряд. Обычно мужчин быстро отпускают предрассудки, и мы становимся дружелюбными коллегами и помогаем друг другу в работе.

4. Были ли случаи, что объект разбивался во время концерта ну или мероприятия?

— Не припомню такого. Если бутафория стоит на улице или в ТЦ, где ходят люди, нужны очень хорошие антивандальные покрытия: все будут трогать/ломать. Обычно заказ делается с расчетом на определенные условия и с запасом прочности, поэтому ничего не может просто так разбиться. К тому же бутафорию довольно сложно разбить, она же почти вся из пеноматериала или пластиков.

Разве что один раз на мероприятии под открытым небом поднялся сильный ветер, и сорвало крепления: одна стена декораций упала. Но людей еще не запустили, так что мы просто подняли все и прикрутили покрепче.

5. Куда потом все это девается? Может, аукционы устраивают?

— А это уже как кто решит, честно иногда и для меня это загадка. Аукционов мне не встречалось.

6. Делала ли ты международные проекты? Благодаря своей работе в каких интересных необычных местах ты побывала?

— Мы пока не выезжали работать за границу, хотя и хотелось бы, зато некоторые из наших работ прямо сейчас собираются переехать, кажется, в Германию.
По России в интересных местах оказываешься часто: на застройке Alfa Future People летом, когда площадка пустая и ночью на огромной сцене только отстраивается свет и звук; зимой в элитном конном клубе за городом, где под потолком красишь серебром железные балки на шатающихся лесах, а потом идешь смотреть на красивых лошадок; на Красной площади в Музее войны на приеме пьешь шампанское и ешь шоколадный десерт в карамельной клетке. Иногда кажется, что живешь как будто в другом мире — и это одна из причин, по которой я люблю свою работу.

7. Какими проектами вашей мастерской ты особенно гордишься?

— Конечно, круто было работать на проекте по созданию сцены для фестиваля Alfa Future People, аж 2 года подряд! Так же очень здорово было работать с художником Олегом Доу.

Наш знакомый художник работал его ассистентом. Мы сделали реквизит для фотосессии и выставки «Одинокий Нарцисс», Олег Доу 2016. Сейчас мы продолжаем сотрудничество и делаем элементы для следующей выставки.

8. А с кем бы ты хотела еще поработать?

— Мои заказчики мечты Тим Уолкер и Ридли Скотт. В таких случаях задачи самые интересные, и часто изделия уже не просто бутафория, а произведения искусства. А еще хочется поработать в кино/сериалах в жанре фантастика, фильмах по комиксам, где много интересных задач по декорациям и реквизиту. Готова с радостью намазать силикон на любого актера из вселенной Marvel или Star Trek.

9. А для себя что-то делаешь? Может, сережки на выход? Костюмы на Хэллоуин?

— Все навыки пригождаются, я постоянно делаю что-то творческое для себя. На Хэллоуин у нас каждый год квартирник с костюмами и декорациями, часто бывают тематические вечеринки в честь дней рождений. Последний вот был про Постапокалипсис. А еще три мои коллеги недавно построили туалет на даче из
остатков тематического стенда.

darya-vaschenko
Художник-бутафор театра «Комедианты» Дарья Ващенко:

В обязанности бутафора входит создание и починка реквизита. Реквизит — это мелкие и не очень детальки и штучки — зонтики, чернильницы, бутылочные этикетки, деньги, карты, фотографии, газеты и даже еда — всего не перечислишь. «Запчасти» для будущего реквизита иногда покупаются в магазинах. То, что нельзя купить — создается непосредственно в «мастерской» театра.

В спектакле «Если поженились, значит, жить придется!» в первом фарсе жена бьет незадачливого мужа большой чугунной сковородкой по голове. Конечно, эта большая сковородка не куплена в магазине — каркасом послужил экран от брызг для сковородки, к нему были «нарощены» стенки из туристической пенки и все это было обклеено тканью.

Есть свои хитрости, при создании вещей из века девятнадцатого, ведь на сцене, как правило, не используются вещи музейные или антикварные. Поэтому их «состаривают». Например, недавно нужна была чернильница для восстановленного спектакля «Волки и овцы». Я купила небольшую вазочку в магазине «все по 37», и просто позолотила ее краской из баллончика. А со сцены — «красота».

Бывали истории, когда нужны были очень неожиданные вещи, например, зеленый салат — его сделали из полиэтиленового пакета с подпаленными краями, покрашенного в зеленый цвет. А для детского спектакля зеленый горошек был сделан из полимерной глины.

Чтобы устроиться на работу бутафором в театр, нужно любить и уметь делать вещи руками. Очень помогает умение работать в графических программах — «состаривать» фотографии, газеты, создавать необходимые этикетки и т. д.

Реквизит (от лат. requisitum требуемое, необходимое). К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене, или с которыми выходят на сцену и действуют актеры.

В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет (если только эти предметы не переделываются или не перекрашиваются для спектакля). Когда изготовлен реквизит, он заносится в специальную книгу, которая лежит в «реквизиторской» — там, где хранятся вещи и работает реквизитор.

tatiana-minina
Реквизитор театра «Комедианты» Татьяна Минина:

В реквизиторском цехе я работаю не одна — еще Елена Логинова. Каждый реквизитор работает с несколькими спектаклями. Если ты заболел, то найти замену трудно. Человек должен знать твой спектакль, иначе он не сможет его провести. На работу мы приходим задолго до начала спектакля и готовим реквизит. Иногда нужно сбегать в магазин — купить фрукты, сушки и прочие продукты, которые могут использоваться в спектакле. Ведь даже если на столе стоит ваза с фруктами, то для придания ей более естественного вида искусственные фрукты дополняются настоящими. Графинчик с вином на сцене, конечно же, наполнен каким-нибудь соком, часто — виноградным. Перед спектаклем «заряжается» реквизит — необходимые артистам вещи раскладываются в определенном порядке и в определенных местах как на сцене, так и за кулисами. Раскладка реквизита за кулисами особенно важна, так как во время спектакля за кулисами темно, а артист должен безошибочно все найти в нужный момент. От этого тоже зависит успех спектакля.

Случай из «жизни» бутафории:

Как-то народная артистка России Мария Густавовна Викс пела Розалинду в «Летучей мыши» Штрауса. «Адель!» — позвала она служанку, выходя на сцену. Адель в это время должна была примерять платье хозяйки и, испугавшись, забраться в коробку. Так она и сделала. Меж тем разгневанная Викс-Розалинда каблуком туфли зацепила за тюль, укрепленный на одной их колонн. Бутафорские колонны опасно пошатнулись и приготовились падать. В зале послышался смех. Но Викс не растерялась, и с возмущением отчитала своевременно вывалившуюся из коробки Адель: — «Ну, где ты ходишь? Видишь? Без тебя весь дом почему-то разваливается».

Кстати, актриса нашего театра, Юлия Бурцева, в спектакле «Дурочка» повела себя с колонной, которая начала падать на нее, несколько иначе, но не менее находчиво. У ее героини как раз была сцена гнева, и она сама еще «поддала» падающей колонне, а потом в ярости разбросала по сцене все остальные. Актеры, участвующие в спектакле попадали… со смеху. А зрители и не догадались, что такой сцены в спектакле не предполагалось.

Профессия бутафор Работа, Бутафория, Профессия, Творчество, Искусство, Театр, Длиннопост

Когда я говорю, кем работаю, меня часто спрашивают – что за профессия такая – бутафор? Сегодня, спустя полсотни постов, я расскажу вам о своей работе: кто такие бутафоры, чем они занимаются и какую роль играют в постановке театрального спектакля.

Бутафор изготавливает предметы реквизита (в том числе оружие, искусственную еду, различные предметы), части костюмов (доспехи, диадемы, маски, шлемы и тд), жесткие декорации, в нашем случае и уже полюбившиеся публике куклы персонажей наших спектаклей для ёлок (Про куклы и Про куклы 2).

Спектр умений весьма разнообразен: работа на станках, работа с электроинструментами, рисование и живопись, скульптура, знание пластической анатомии. Навыки создания выкроек, шитья на машинке и шитья кожи тоже часто пригождаются.

Профессия бутафор Работа, Бутафория, Профессия, Творчество, Искусство, Театр, Длиннопост

Самое подходящее образование для этой профессии – художественное, остальные умения приобретаются в процессе работы. Рабочие задачи каждый раз разные, что не позволит заскучать на рабочем месте. К примеру, сегодня нужно работать над шпагой (сварка, художественная обработка металла, токарные работы), а завтра необходимо создавать головные уборы для балерин (цветочки, бусинки, стразы).

Помимо задач, связанных с непосредственным изготовлением реквизита, театральные бутафоры участвуют в создании так называемых жестких декораций – это декорации на металлокаркасе, из дерева или других материалов (пенопласт, ткани, папье-маше, пластики и др). Мягкие же декорации, как правило, это задники, кулисы и половики, изготовляют и расписывают художники и швеи живописно-декорационного цеха.

На фото ниже (оно с оф. сайта НОВАТа) эпизод оперы "Паяцы" - мы делали автобус, дома, маски, красили барабан.

Профессия бутафор Работа, Бутафория, Профессия, Творчество, Искусство, Театр, Длиннопост

Ознакомиться с примерами изготовления различного реквизита и частей костюмов можно в других моих постах (почти во всех). Речь идет об оружии, искусственной еде, масках, скульптурах, куклах и многом другом интересном.

На фото ниже (тоже с оф. сайта НОВАТа) опера "Бал-маскарад" - делали маски.

Профессия бутафор Работа, Бутафория, Профессия, Творчество, Искусство, Театр, Длиннопост

Все изготовляемые бутафорным цехом изделия должны быть легкими, прочными, легко ремонтироваться и не быть травмоопасными.

Также в обязанности бутафора входит не только изготовление новых компонентов премьеры, но и ремонт текущих спектаклей.

В заключение хочу добавить, что работа в бутафорном цехе в целом очень увлекательная, весьма разнообразная и требует большого количество умений. Создание предметов и решение множества задач, связанных с применением той или иной технологии, подогревает интерес к деятельности.

Если вы желаете присоединиться к нашей команде бутафоров, у нас в данный момент времени как раз открыта вакансия - уже почти полгода. Так долго потому что, во-первых, никто о ней толком не знает, во-вторых, в основных обязанностях там указано, например, "выклейка папье-маше по гипсовой форме" (хотя мы так уже много лет не делаем), да и вообще профессия описана максимально уныло, хотя это вовсе не так.

Я верю в силу и мощь Пикабу! Может быть, кого-нибудь заинтересует :)

Спасибо за внимание! :)

Если интересны и другие подробности художественной работы, а также по всем вопросам заглядывайте в гости в Инстаграм: https://www.instagram.com/sally290458

Найдены возможные дубликаты

Может, вам попробовать хотя бы на полставки? Насколько знаю, медсёстры по сменам работают, значит, свободное время можно найти. Однажды прочитала вот такую историю

> но меня всегда завораживало то, что люди делают своими руками.

Я бы согласился, но… Бутафоры же делают своими руками одну бутафорию. Издалека выглядит как настоящее, а в руки возьмёшь — фигня из говна и палок. Сплошное надувательство.

Так это со всякой сказкой бывает) бутафор - это скорее про чудо, чтобы мы отвлеклись от реальности и поверили в фантазию на сцене, и вернулись обратно в будни уже немного другие :)

Имхо, про самое главное — зарплату — ни слова не сказано. Может, поэтому и вакансия открыта полгода?

Город Новосибирск, зарплата маленькая.

Полагаю, от 18 до 30.

Ну это же пиздец. У меня на руки больше выходит, белая зарплата. хотя город 50тыс жителей

на хх вакансия есть, но зп не указана.

У артистов - не у рабочих.

А ещё есть декоратор, рабочий сцены

Жаль) а вообще, реально без специального образования и опыта устроиться в эту сферу?

В профиле сказано, что работает в НГАТОиБ. Что бы это ни значило. Дальше дело техники.

Вот жеж! как раз захотелось попробовать себя в сварке) а так, интересно и, вроде, подхожу - образование "художественное" (не художник, а, типо, массовик затейник), макияжа курс и причесок. балуюсь гримом, знакома евой и ворблой, люблю лепить, паять и, к прочему, швей работаю. Правда токарь никакой) да и ещё, по ходу, с местом проживания не вышла)

Но ведь это скучно

Ага, почти так же скучно как и твоя попытка пошутить

Ответ на пост «"Поступай на электрика, сынок"»

Ответ на пост «"Поступай на электрика, сынок"» Электрик, Профессия, Работа, Ответ на пост

Любимая обогатительная фабрика

"Поступай на электрика, сынок"

говорила свекровь моему мужу. "Будешь по цеху в беленький рубашечке ходить, с ключиком в кармане", - говорила она. То, что говорит он сам, когда приходит домой, я, пожалуй, писать не буду))

"Поступай на электрика, сынок" Электрик, Профессия, Работа


Творческие коллеги

Творческие коллеги


Часть 3. Упадок. Акварель 42х60

Часть 3. Упадок. Акварель 42х60


Попытка пошутить о работе v.3

Попытка пошутить о работе v.3 Арт, Планшет, SAI, Учусь рисовать, Рисунок, Цифровой рисунок, Рисунок на планшете, Рисование, Химия, Лаборатория, Лабораторная работа, Работа, Творчество, Химики

*Бромф.синий - порошок-индикатор, при соприкосновении с влагой (зачастую просто с рукой даже) даёт синь, которая очень нелегко смывается.
https://vk.com/club57440076 - моя группа в ВК. Но химии там мало.


Тушим барак! Съёмка с двух экшен-камер! [Пожарные г. Ижевска]

День пожарной охраны, который отмечается 30 апреля, в этот раз встретили ранним утром при тушении горящего барака, к счастью людей в доме не оказалось. Телефон пожарной охраны 01, 101. Берегите себя.

Истории фотографа. Часть 317. Сын маминой подруги

На выходных съездил к маме и услышал рассказ про её знакомую. Скажу сразу, что женщина эта раздражала всегда, но в силу наличия общих подруг, маме приходилось с ней встречаться на различных тусовках. Я еще был ребёнком, когда происходили эти посиделки. Чем могут хвастаться дамы в конце 90-х? Там, куда меня приводила мама, хвастались работой, новой техникой в квартире, ну, и детьми. Конечно же у каждой женщины был самый лучший и успешный ребёнок, который явно превосходил остальных.

Шли годы, мы закончили школу, стали студентами. Тогда я поступил на юридический, чем очень гордилась мама, но на первой же встрече подруг, та самая женщина произнесла фразу "Это не мужская профессия". В её понимании мужчина должен был пахать. А все гуманитарные профессии только для женщин. Тогда я сказал маме, что не нужно воспринимать мнение посторонних людей близко к сердцу. Вскоре сын это женщины выучился на "мужскую профессию", хотя не особо этого хотел, но мама настояла. Когда я стал работать журналистом, а потом и фотографом, то дама этим подкалывала мою маму на каждой встрече. Вот, мол, посмотри на моего сына, он мужчина, а твой чем занимается.

Устав от назойливой дамы, мама перестала ходить на встречи подруг. Много лет она предпочитала собирать близких её людей у себя, фильтруя людей. За это время я успел стать мужем, отцом, вырасти до должности главного редактора, даже на Пикабу есть некий успех. В жизни всем обеспечен. Это радует маму. Поэтому она спокойно пошла на прощальную тусовку одной из своих подруг (это не поминки, а переезд в более теплые края), где была та самая дама, определяющая мужские профессии. За разговорами она начала осуждать всех, что никто из их детей не помогает её сыну. Ведь ему не повезло с профессией, остальные могли бы трудоустроить его к себе. Накинулась и на мою маму, что я не возьму его к себе в редакцию, ведь он в школьные годы так хорошо писал сочинения. Горжусь, что мама ответила очень просто: "Зато у твоего сына настоящая мужская профессия".

Мой канал продолжает радовать бесплатными и полезными уроками по фотосъемке. Тыкаем тут и прокачиваем свои знания. Все с любовью и специально для пикабушников.

Слово пришло в наш язык из итальянского. Бутафория – что это? Подделка, предметы для театрального представления, муляжи, которые используются на сцене взамен настоящих.

Использование

Бутафория имеет широкий спектр использования. В театре есть несколько видов муляжных работ.

  1. Декорация.
  2. Мебель.
  3. Реквизит.
  4. Костюмы.
  5. Украшения.

Декорация - это искусственный мир для осуществления действа: стены, колонны, лестницы на сцене. Все это декорируется и стилизуется под определенную эпоху и место. Например, стены и потолок под дворцовые залы или каменные замки Средневековья, перила "под золото" или фигурные "кованые" узоры.

Мебель: исготавливаются столы, стулья, кресла, диваны под временной отрезок и необходимость пьесы. Например, трон короля или венецианские стулья. Костюмы имеют муляжную основу в головных уборах, отделке (необычные пуговицы, пряжки), обуви. Например, рога у Серебрянного Копытца, корона короля, расписные сапоги Дедушки Мороза.

Самое широкое применения в театре имеет реквизитная бутафория. Что это – все мелкие предметы быта, которые используются во время представления. Посуда, еда (торты, фрукты, жареные кабаны), оружие. Все украшения на актерах - это подделка.

бутафория что это

Материалы и изготовление

Все материалы для бутафории перечислить невозможно. В работу идет практически все, на что способно воображение художника. Но основными можно считать бумагу, ткань, пенопласт и гипс. С помощью клея и красок создается любой муляж. Такие предметы легче по весу, быстро ремонтируются, естественно, дешевле, чем настоящие, но в то же время имеют выразительные узнаваемые формы. Мелкие детали, незаметные зрителю и не работающие во время представления, не воспроизводятся.

Основным методом изготовления реквизита считается из папье-маше бутафория. Что это? Муляж из нескольких слоев бумаги, пропитанной клеем или клейстером. Для того, чтобы сделать подобный реквизит, обычно берут для основы настоящий предмет. Например, вазу заклеивают первым десятком слоев бумаги, сушат, разрезают на две половины, вынимают основную вещь, склеивают или сшивают копию, доклеивают бумагой или тканью и раскрашивают.

Создать бутафорский предмет можно из одного материала или комплекса сочетающихся. Изделия из пенопласта обклеиваются тканью; гипс и пластмасса - идеальное сочетания для статуй и колонн. Деревянные или фанерные перила обычно украшают лепниной из размягченного картона.

театральная бутафория

История

Бутафория возникла еще во времена первых театральных представлений в Древней Греции. Актеры изображали богов и героев с муляжными мечами, щитами и луками. В итальянских комедийных постановках приобрела широкое распространение, там же и получила свое название, которое дошло до нас.

На сегодняшний день применение подделок велико. Их используют в рекламе и оформлении праздников. Существует бутафория для фотосессии и в быту. Муляжи видеокамер нередко ставят в местах, где может произойти правонарушение или кража. Этот прием отпугивает преступников и экономит средства организации. Во время Второй мировой войны создавали бутафорские склады с оружием и технику, чтобы ввести противника в заблуждение.

бутафория для фотосессии

Профессия - бутафор

В советские времена в театральных вузах она преподавалась отдельной дисциплиной и была профессией. В наше время театральная бутафория - это часть курса обучения художников. В крупных театрах все муляжи изготавливает отдельный цех, в провинциальных он совмещен с художественно-постановочной частью или столярной мастерской.

Самые удачные экземпляры сценического поддельного искусства выставлены в музеях, что позволяет зрителю вблизи увидеть часть «великого обмана» и закулисья. Бутафория: что это? Полноценный партнер актеров и постановщиков. Не все на сцене бутафория, настоящие предметы тоже присутствуют на сцене. Но и их принято обрабатывать для полноты художественного образа, подкрашивать для яркости и приближенности к теме постановки.

Театральная бутафория – важная часть оформления спектакля. Это предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуры, детали архитектуры и мебели, книги, военные доспехи, оружие, деревья, кусты и многие другие предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времён и народов, определённый художественный стиль и атмосферу спектакля.

Бумажные «подделки»

Чаще всего театральную бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих бронзу, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолику, хрусталь, стекло.

Бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте (комедия масок) – отсюда и происхождение названия. В переводе с итальянского, buttafuoria означает «подделка». Предметы бутафории отличаются дешевизной, лёгкостью, прочностью. При их создании обычно отказываются от воспроизведения деталей, невидимых зрителю, потому зачастую они даже более выразительны в спектакле, чем предметы, какие изображают.

– Главное в нашей работе – иметь художественное чутьё и навыки. По большому счёту, бутафор – это бумажный художник. Фактически всё мы делаем из бумаги. И всё, что на сцене объёмное, – это наших рук дело, – рассказывает бутафор шестого разряда Елена Алексеенко.

Настоящий мастер бутафории должен обладать многими навыками, не только иметь образование и опыт, однако также богатую фантазию и золотые руки.

– Главное моё орудие в работе – смекалка! Главный художник при подготовке нового спектакля приносит нам свои пожелания, мысли, эскизы и чертежи, на основании которых мы строим свою работу. Мы заказываем и закупаем необходимые материалы и приступаем непосредственно к созданию предметов, – делится с нами бутафор шестого разряда Светлана Юрченко.

Также сотрудники цеха подготавливают все поверхности декораций к покраске для передачи их художникам. В итоге должна получиться вещь, которую не отличишь от настоящей. Поэтому самой лучшей благодарностью режиссёра они считают вопрос: «Вы что, это всё купили?»

– Я ещё 40 лет назад пришла в театр. Закончила наше художественное училище. Вообще, бутафор – это профессия, выпускников которой почти нет. Всего по России несколько училищ сейчас обучают художников-бутафоров. Конечно же, этого недостаточно, – подчёркивает художник-бутафор 1-й категории Любовь Курганова.

По её словам, особенно увлекательна эта профессия тем, что бутафоры до конца никогда не знают, что в итоге у них удастся. Ещё один несомненный плюс профессии – работа никогда не повторяется.

– В конце 80-х в нашем театре была реконструкция, мастерские находились на улице Набережной, около музучилища имени Чайковского. После учёбы в художественном училище я два года работала художником-декоратором. Потом ушла из театра и вернулась почти через 10 лет на должность бутафора, – говорит Елена Алексеенко.

По её словам, бутафором может стать любой творческий человек. Навыки, приобретённые в работе, можно использовать не только в хобби – после такой «школы» человек с лёгкостью может стать декоратором, оформителем или реквизитором, который сумеет с нуля создать любую необходимую вещицу.

– Я закончила художественное училище в Севастополе по курсу «Художник-оформитель». В столице Крыма работы не оказалось, художников было много. Однако как-то раз проходила с подружкой мимо театра и решила зайти спросить, не нужна ли я здесь. И уже на следующий день вышла на работу – так стала бутафором Светлана Юрченко.

Подготовка реквизита к новому спектаклю занимает от месяца до двух, в зависимости от количества и сложности элементов, кроме того, от размера сцены. Тяжелее всего работать с клеем, признаются в цеху. Применяют как обычный ПВА, клейстер, так и более специфический клей – наирит. В остальном обстановка у наших мастеров более чем приятная, что даже с других цехов приходят в гости.

Помимо создания реквизита, бутафор должен следить за тем, чтобы все предметы были в надлежащем состоянии. Ведь на репетициях или даже во время спектакля могут что-то из реквизита или мебели сломать или порвать. Таким образом, в спектакле «Убить Герострата» актёр кидает за сцену большой кувшин, который бутафоры называют «любимым», потому как чинить его приходится регулярно.

Быть или не быть

В то, что моноспектакли без декораций и реквизита на 100% заменят классический театр, бутафоры не верят. По их словам, такая игра, вероятнее всего, не будет восприниматься зрителем как полноценная. Только актёры самого высокого полёта могут затмить собой все декорации и удерживать внимание зрителя весь спектакль.

– Декорации необходимы для общего восприятия спектакля. Всё это помогает погрузиться в атмосферу, – подчёркивает Елена Алексеенко.

Вместе с тем во многих театрах в этот день такой профессии, как бутафор или декоратор, уже нет. Декорации делаются на заказ. И только в самых сильных российских театрах остаются стабильные цеха.

Читайте также: