Как называется высшая государственная должность в швейцарии

Опубликовано: 15.05.2024

В Швейцарии действует особое государственное устройство, и правительство также имеет свои особенности выбора и управления государством. Президент Швейцарии выбирается из правительства, состоящего из 7-ми почетных равноправных членов. Можно сказать, члены правления имеют такие же полномочия, как и президент, но в обязанности первого лица государства входит посещение официальных мероприятий и открытие церемоний, также его голос является решающим при спорных ситуациях. Глава Швейцарии избирается сроком на один год. Сегодня я расскажу вам об особенностях выбора главы в Швейцарии.

Государственное устройство Швейцарии

Швейцария является федеративной республикой. Последняя редакция швейцарской конституции была принята Парламентом страны в 1999 году. Швейцария как государство сформировалась к концу XVII века на базе трех кантонов, так называют в Швейцарии автономные области-участников конфедерации.

swiss

Согласно конституции страны, федеральные власти ведают лишь глобальными вопросами, к которым относится армия, денежные вопросы, в том числе и денежная эмиссия, война и мир, финансы, транспортное сообщение, а также формирование федерального бюджета.

Высший исполнительный орган Швейцарии — Федеральный совет, в состав которого входят министры, возглавляющие каждый свой департамент. Главой государства является Президент, избираемый на ротационной основе из числа депутатов Федерального совета.

Высший орган государственной власти Швейцарии — Союзное собрание. В свою очередь, Союзное собрание делится на две палаты: Национальный совет и Совет кантонов. Полномочия этих двух палат равны, а принимаемые законы поочередно проходят одобрения обеих палат. Таким образом, риск принятия законов, не отвечающих интересам большинства граждан, сводится к минимуму.

Национальный совет насчитывает 200 депутатов, которые выбираются один раз в 4 года на всеобщих выборах. Сегодня в состав Швейцарской федерации входят 26 субъектов: 20 кантонов и 6 полукантонов. Каждый субъект конфедерации имеет собственную конституцию и собственный свод законов, однако федеральные законы имеют преимущество над местными.

Совет кантонов состоит из 45 депутатов, которые выбираются на основе всеобщих выборов в каждом кантоне. Причем, от кантона в Совет кантонов избирается два депутата, а от полукантона — лишь один народный избранник. Крупнейшие города Швейцарии: Цюрих, Берн (столица, но не самый крупный город), Женева, Базель, Берн, Лозанна.

Правительство Швейцарии

Правительство Швейцарии (Швейцарской Конфедерации), называемое иногда «Федеральным советом» — буквальный перевод немецкого названия «Bundesrat» — состоит из 7 членов. Функцию главы государства выполняет весь Федеральный совет Швейцарии. По принципу ротации каждый год выбирается новый президент Швейцарии. Головным офисом правительства, расположенного в Берне, является Федеральная канцелярия. Глава канцелярии — канцлер — иногда именуется 8-ым членом правительства. Он — или она — принимает участие в еженедельных заседаниях правительства и обладает правом совещательного голоса. Члены Федерального совета не прячутся от общественности в длинных кортежах с мигалками и телохранителями. Их запросто можно встретить в поезде или в трамвае.

Правительство Швейцарии является коллегиальным органом власти, что значительно отличает его от правительств большинства демократических стран. Все 7 членов правительства обладают равными правами. Члены Федерального совета выбираются на совместном заседании обеих палат швейцарского парламента — Федерального собрания — абсолютным большинством.

Избираются они сроком на 4 года. В Швейцарии неоднократно предпринимались попытки ввести прямые выборы Федерального совета народом, но до сих пор в отношении способа данных выборов ничего не изменилось.

Правительство Швейцарии

Получается, что в Швейцарии нет одного человека, который исполнял бы функции главы государства. Говорят, что именно этот факт является причиной того, что президент Путин — в отличии от Медведева — до сих пор так и не был в Швейцарии с официальным визитом. Ведь Владимиру Владимировичу неясно, кто конкретно его принимает — неужели все семеро одновременно?

Каждый член Федерального совета возглавляет свой департамент. Департамент — это то же министерство, но члены правительства Швейцарии именуются не министрами, а главами департаментов. Однако в средствах массовой информации они нередко обозначаются как «министр энергетики», «министр спорта» и т. д. Всего в Федеральном совете — что вполне логично — семь департаментов:

  • департамент юстиции и полиции, его возглавляет Симонетта Соммаруга;
  • департамент экономики, образования и научных исследований — Йохан Шнайдер-Амманн;
  • департамент экологии, транспорта и энергетики — Дорис Лейтхард;
  • департамент финансов — Эвелин Видмер-Шлумпф;
  • департамент обороны, защиты населения и спорта — Ули Маурер;
  • департамент иностранных дел — Дидье Буркхальтер;
  • департамент внутренних дел — Ален Берсе.

И, наконец, Федеральную канцелярию возглавляет Корина Казанова. Распределением департаментов занимаются сами члены правительства, парламент не имеет права вмешиваться в этот процесс. Члена правительства с самим большим стажем работы первым выбирает свой департамент, за ним следует член правительства с вторым по длительности стажем работы и так далее. Самые «молодые» члены Федерального совета получают оставшиеся департаменты. Если при этом возникают спорные моменты, то они решаются голосованием, опять же без участия парламента.

Существует интересное правило, которое зачастую вызывает головную боль у членов правительства: глава департамента обязан защищать и отстаивать решение, принятое большинством Федерального совета, перед парламентом, народом и СМИ, даже если данное решение идет вразрез с его собственным мнением. На практике члены правительства все-таки критикуют те решения, которые им не нравятся, что по праву вызывает ответную критику со стороны народа и парламента.

Федеральное собрание выбирает из семи членов правительства каждый года президента Швейцарской конфедерации. В соответствии с традицией право занять данный пост получают все члены Федерального совета по очереди. За 4 года все семь членов не успевают побыть президентом, поэтому данное право передается переизбранным членам правительства опять же по очереди.

Президента Швейцарии

Президента Швейцарии нельзя назвать главой государства или главой правительства, в отношении его действует принцип «primus inter pares» — то есть «первый среди равных» — и какими-либо особыми правами он не обладает. Президент выполняет представительские функции, принимая официальные делегации других держав или представляя свою страну на международной арене. На данный момент президентом является Симонетта Соммаруга.

Каждый член Федерального собрания получает солидную — даже по швейцарским меркам — зарплату, которая составляет около 445 000 франков в год. К этому добавляется 30 000 франков на представительские расходы, которые не облагаются налогом. В общем, выгодное дело!

Кроме этого, каждый член правительства имеет право на два служебных автомобиля с шофером. Если возникает необходимость какого-либо срочного визита, члены Федерального собрания могут воспользоваться вертолетом или самолетом швейцарских ВВС. Пенсия члена швейцарского правительства составляет 220 000 франков в год.

Президент Швейцарии — всего лишь первый среди равных

Политическая система Швейцарии существенно отличается от того, что принято в других странах. Данный тезис верен и в отношении «президента Швейцарии», который, в отличии, например, от Франции, Германии или России, не является главой государства. Данные функции выполняются коллективно всем Федеральным советом (правительством) в качестве коллегии.

Президенты Швейцарии

Президенты Швейцарии
Фуррер (1848,1849) • Друэ (1850) • Мунцингер (1851) • Фуррер (1852) • Нефф (1853) • Фрей-Эрозе (1854) • Фуррер (1855) • Я. Штемпфли (1856) • Форнеро (1857) • Фуррер (1858) • Я. Штемпфли (1859) • Фрей-Эрозе (1860) • Кнюзель (1861) • Я. Штемпфли (1862) • Форнеро (1863) • Дубс (1864) • Шенк (1865) • Кнюзель (1866) • Форнеро (1867) • Дубс (1868) • Вельти (1869) • Дубс (1870) • Шенк (1871) • Вельти (1872) • Серезоль (1873) • Шенк (1874) • Шерер (1875) • Вельти (1876) • Хеер (1877) • Шенк (1878) • Хаммер (1879) • Вельти (1880) • Дро (1881) • Бавье (1882) • Рюшонне (1883) • Вельти (1884) • Шенк (1885) • Дойхер (1886) • Дро (1887) • Хертенштейн (1888) • Хаммер (1888,1889) • Рюшонне (1890) • Вельти (1891) • Хаузер (1892) • Шенк (1893) • Фрей (1894) • Цемп (1895) • Лашеналь (1896) • Дойхер (1897) • Руффи (1898) • Мюллер (1899) • Хаузер (1900) • Бреннер (1901) • Цемп (1902) • Дойхер (1903) • Контеc (1904) • Руше (1905) • Форрер (1906) • Мюллер (1907) • Бреннер (1908) • Дойхер (1909) • Контеc (1910) • Руше (1911) • Форрер (1912) • Мюллер (1913) • Хоффман (1914) • Мотта (1915) • Декоппе (1916) • Шультес (1917) • Калондер (1918) • Адор (1919) • Мотта (1920) • Шультес (1921) • Хааб (1922) • Шёрер (1923) • Шуар (1924) • Мюзи (1925) • Хеберлин (1926) • Мотта (1927) • Шультес (1928) • Хааб (1929) • Мюзи (1930) • Хеберлин (1931) • Мотта (1932) • Шультес (1933) • Пиле-Гола (1934) • Мингер (1935) • Мейер (1936) • Мотта (1937) • Бауман (1938) • Эттер (1939) • Пиле-Гола (1940) • Веттер (1941) • Эттер (1942) • Э. Челио (1943) • В. Штампфли (1944) • фон Штейгер (1945) • Кобельт (1946) • Эттер (1947) • Э. Челио (1948) • Нобс (1949) • Птипьер (1950) • фон Штейгер (1951) • Кобельт (1952) • Эттер (1953) • Рюбаттель (1954) • Птипьер (1955) • Фельдман (1956) • Штройли (1957) • Холенштейн (1958) • Шоде (1959) • Птипьер (1960) • Вален (1961) • Шоде (1962) • Шпюлер (1963) • фон Моос (1964) • Чуди (1965) • Шафнер (1966) • Бонвен (1967) • Шпюлер (1968) • фон Моос (1969) • Чуди (1970) • Гнеги (1971) • Н. Челио (1972) • Бонвен (1973) • Бруггер (1974) • Грабер (1975) • Гнеги (1976) • Фурглер (1977) • Ричард (1978) • Хюрлиман (1979) • Шевалла (1980) • Фурглер (1981) • Хонеггер (1982) • Обер (1983) • Шлумпф (1984) • Фурглер (1985) • Эгли (1986) • Обер (1987) • Штих (1988) • Деламюра (1989) • Коллер (1990) • Котти (1991) • Фельбер (1992) • Оги (1993) • Штих (1994) • Филлигер (1995) • Деламюра (1996) • Коллер (1997) • Котти (1998) • Дрейфус (1999) • Оги (2000) • Лойенбергер (2001) • Филлигер (2002) • Кушпен (2003) • Дейс (2004) • Шмид (2005) • Лойенбергер (2006) • Кальми-Ре (2007) • Кушпен (2008) • Мерц (2009) • Лойтхард (2010) • Кальми-Ре (2011) • Видмер-Шлумпф (2012) • Маурер (2013) • Буркхальтер (2014) • Соммаруга (2015)

Юридический статус и полномочия

Правительство Швейцарии (нем. Bundesrat, фр. Conseil fédéral – «Федеральный совет») является «высшим руководящим и исполнительным органом Федерации». Так гласит статья 174 Конституции Швейцарии. Далее в ст. 175 она же определяет, что правительство состоит из равноправных 7 членов, являющихся швейцарскими гражданами и избираемых на 4 года Швейцарским парламентом. Иными словами, Президент Швейцарии является всего лишь «первым среди равных» (primus inter pares).

Однако, совсем формальными полномочия Федерального президента назвать нельзя: в случае разделения голосов в Федеральном совете поровну, голос президента считается решающим.

Пожалуй, главная характеристика должности президента Федерального совета состоит в том, что он избирается всего на 1 год без права на переизбрание на ту же должность или даже на должность вице-президента. Статья 176(3) Конституции Швейцарии напрямую запрещает данные сценарии, что является одной из форм проявления швейцарской демократии, препятствующей концентрации власти в руках одного и того же лица.

Государственные функции

В Швейцарии немыслимо, чтобы президент отказался от встреч со своими конкурентами со ссылкой на якобы “загруженность государственными делами”. Данная отговорка моментально была бы воспринята как политическая трусость.

Как избирается Президент Швейцарии

Выборы

Президент избирается на зимней сессии в начале декабря каждого года Федеральным собранием из членов Федерального совета сроком на один год.

В XIX веке избрание в качестве федерального президента было наградой особо уважаемым членам Федерального совета. Менее влиятельные члены правительства игнорировались. Одним из таких примеров является Вильгельм Матиас Нефф, который входил в правительство двадцать семь лет, но федеральным президентом стал лишь однажды в 1853 году.

Некоторую напряжённость даёт только то, сколько голосов получает человек, который должен быть избран президентом. Это рассматривается как испытание популярности. В 1970 и 1980 годах 200 голосов (из 246 возможных) рассматривались как отличный результат, но в нынешнюю эпоху растущих партийно-политических конфликтов результат в 180 голосов является хорошим.

До 1920 года для Федерального президента было обычным также возглавлять министерство иностранных дел. Поэтому каждый год происходило передвижение по должности, когда предыдущий президент возвращался в свой бывший департамент, а новый президент переезжал в министерство иностранных дел. Кроме того, было традиционным для федерального президента, как и министра иностранных дел, не покидать Швейцарию в течение года его пребывания в должности.

Парламент определяет членов правительства и его главу

выборах президента Швейцарии

В декабре каждого года члены Объединённого Федерального собрания (обе палаты Парламента – Национальный совет и Совет кантонов – в рамках одной сессии) — всего 246 депутатов — выбирают из числа действующих членов Федерального совета (Правительства) президента, который вступает в свою должность 1 января и должен её освободить 31 декабря этого же календарного года.

При выборах президента Швейцарии действует одно негласное правило, по которому подлежит избранию тот (или та), кто дольше всех не занимал должность «первого среди равных». Соответственно, следуя данному правилу, раз в 7 подряд идущих лет каждый член Федерального совета принимает на себя мантию президента Швейцарии.

Успешное функционирование названного негласного правила возможно только в рамках политического ландшафта Швейцарии, в которой нет явно выраженной постоянной оппозиции. Дело в том, что всё значимые политические силы участвуют в управлении государством. И в зависимости от вопроса, в каждом конкретном случае оппозицией оказываются то левые, то правые, реже — центристы. В качестве окончательного арбитра всегда выступает швейцарский народ, который решает судьбу какого-либо вопроса на референдуме.

При выборах президента Швейцарии депутаты обычно голосуют не в силу партийной принадлежности кандидатов, а (как это провозглашается) на основе мнения о способности занимать должность председательствующего в Правительстве Швейцарии. Если кандидат набирает более 180 голосов (из 246), считается, что был достигнут «респектабельный результат».

Как избирается вице-президент Швейцарии?

Также на каждый год избирается вице-президент Швейцарии, являющийся заместителем «первого среди равных». Опять же, по негласному правилу, он (она) обычно избирается на следующий год на должность президента.

Наиме­нова­ние: Швейцарская Конфедерация
Столица: Берн.
Регион: Европа (Центральная Европа).
Терри­тория: 41,284 км²
Населе­ние: 7,761,800 человек.
Дата осно­вания: 1 августа 1291 года
Офи­циаль­ный язык: Немецкий, Французский, Итальянский.
Админи­стра­тивное деле­ние: 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов).
Госу­дарст­венное управ­ление: Парламентская республика.
Глава государ­ства: Президент, избирается парламентом на год из числа членов правительства.
Высший законо­датель­ный орган: Двухпалатный парламент — Федеральное Собрание (Национальный Совет и Совет Кантонов), срок полномочий которого 4 года.
Высший испол­нитель­ный орган: Правительство.
Денеж­ная еди­ница: Швейцарский Франк (CHF).
Код ISO: CHE
Интер­нет-домен: .CH
Теле­фон­ный код: +41

В 2018 году Ален Берсе впервые будет исполнять обязанности президента

Новым президентом Швейцарии на 2018 год избран министр внутренних дел Ален Берсе (курирует культуру, социальные дела, здравоохранение). Президента в Швейцарии избирают на совместном заседании обеих палат парламента, образующих в своей совокупности Федеральное собрание. Происходит это, как правило, в рамках очередной зимней парламентской сессии.

Ален Берсе

Президент избирается из числа семи членов правительства на основе принципа ротации на один год. Как правило, прежде, чем стать президентом, федеральный советник (член правительства Швейцарии) должен побыть год вице-президентом. В 2018 году эту должность займет Ули Маурер. Он уже был им в 2012 году и был избран, соответственно, президентом на 2013 год. Это значит, что еще раз президентом Швейцарии У. Маурер станет в 2019 году.

Правительство Швейцарии, или Федеральный совет, является органом исполнительной власти. Оно состоит из семи членов, которые по очереди назначаются на пост президента сроком на один год. Президент Швейцарии является всего лишь председателем Федерального совета как коллегиального органа и одновременно с этим постом продолжает руководить находящимся в его ведении министерством (в Швейцарии они называются «Департаментами»). Административный аппарат правительства (Федеральная канцелярия) дает возможность Федеральному совету осуществлять через соответствующий аппарат выполнение задач и претворение в жизнь своей политики.

Генерального секретаря аппарата правительства (федерального канцлера) зачастую называют «восьмым советником», т.к. он (или она) принимает непосредственное участие в еженедельных заседаниях Федерального совета, но не имеет права голоса. Федеральные советники не изолированы от народа. Их можно увидеть без телохранителей в общественном месте или транспорте. Любой желающий может к ним подойти и задать свои вопросы.

Swiss Days

Факты о президенте Швейцарии

* Официально должность президента Швейцарии называется – Президент Швейцарской Конфедерации, должность президента введена в 1848 году.

* Действующим в настоящее время 169-м по счету президентом Швейцарии (2016 год) является Йоханн-Шнайдер Амман, являющийся представителем Свободной демократической партии. Срок его полномочий истекает по сложившейся традиции 31 декабря года, когда он вступил в должность.

* Президентом Швейцарской Конфедерации является председательствующий член Федерального совета, по сути Правительства Швейцарии.

* Президент Швейцарии в большинстве своем осуществляет лишь представительские функции. Он не руководит Федеральным советом, лишь при равенстве голосов, отданных по отдельным вопросам членами совета, его голос является решающим.

* Президент Швейцарии избирается Федеральным собранием Швейцарии из числа членов Федерального совета сроком на один год.

* Став Президентом, член Федерального совета продолжает руководство своим департаментом (министерством). Действующий Президент Швейцарии является министром экономики Швейцарии.

* Не являясь главой государства, Президент Швейцарии, выезжая за рубеж, совершает не государственные визиты, а визиты в качестве главы департамента (министерства).

* В случае визита в Швейцарию главы иностранного государства его принимают все семь членов Федерального совета.

* Президент Швейцарии не выступает от лица Конфедерации при подписании межгосударственных договоров и при принятии верительных грамот от послов. Все это делается от имени всего Федерального совета.

* Как правило при назначении на должность президента выбор падает на прошлогоднего вице-президента. Таким образом происходит ротация между членами Федерального совета.

* Президент Швейцарии проводит традиционные поздравления граждан Швейцарии с Новым годом и Швейцарским национальным праздником (День Конфедерации).

* До XX века избрание Президентом Швейцарии являлось своего рода наградой самым уважаемым членам Федерального совета.

* Как правило выборы нового президента Швейцарии Федеральным собранием проходят без особых дискуссий, поскольку существует еще одно неписанное правило, согласно которому член Федерального совета, который дольше всех не был президентом, становится им. Поэтому существует большая вероятность того, что член Федерального совета становится президентом максимум через семь лет.

* До 1920 года для президента Швейцарии было обычным также возглавлять министерство иностранных дел. Именно поэтому каждый год происходило передвижение по должности, когда предыдущий президент возвращался в свой бывший департамент, а новый президент переезжал в министерство иностранных дел.

* До 1920 года было не принято покидать президенту Швейцарии, возглавляющим министерство иностранных дел, границы Конфедерации до окончания срока своих полномочий.

* Первым президентом Швейцарии стал Йонас Фуррер. Он заступил на учрежденную должность президента 21 ноября 1848 года и оставался в ней до 31 декабря 1849 года.

* Ему же принадлежит рекорд по самому длинному единовременному сроку замещения должности президента Йонаса Фуррер занимал должность первого Президента в течение 406 дней.

* Единственный президент Швейцарии который умер во время президентского правления – Вильгельм Хертенштейн. Он скончался 27 ноября 1988 года после ампутации ноги, чуть более чем за месяц до окончания срока своего президентства.

* До 1985 года Президентами Швейцарии становились только представители Радикально-демократическая партия Швейцарии. Первым президентом, не принадлежащим к РДП стал Йозеф Цемп – представитель Христианско-демократическая народная партия Швейцарии.

* Президентами Швейцарии были только представители семи партий: Радикально-демократическая партия Швейцарии, Христианско-демократическая народная партия Швейцарии, Либеральная Партия Швейцарии, Швейцарская народная партия, Социал-демократическая партия Швейцарии., консервативная народная партия Швейцарии., свободная демократическая партия Либералы.

Список всех президентов Швейцарии:
1. Йонас Фуррер
Годы президентства: 1848-1849.
2. Анри Друэ
Год президентства: 1850
3. Мартин Мунцингер
Год президентства: 1851
4. Йонас Фуррер
Год президентства: 1852
5. Вильгельм Матиас Нефф
Год президентства: 1853
6. Фридрих Фрей-Эрозе
Год президентства: 1854
7. Йонас Фуррер
Год президентства: 1855
8. Якоб Штемпфли
Год президентства: 1856
9. Констан Форнеро
Год президентства: 1857
10. Йонас Фуррер
Год президентства: 1858
11. Якоб Штемпфли
Год президентства: 1859
12. Фридрих Фрей-Эрозе
Год президентства: 1860
13. Йозеф Мартин Кнюзель
Год президентства: 1861
14. Якоб Штемпфли
Год президентства: 1862
15. Констан Форнеро
Год президентства: 1863
16. Якоб Дубс
Год президентства: 1864
17. Карл Шенк
Год президентства: 1865
18. Йозеф Мартин Кнюзель
Год президентства: 1866
19. Констан Форнеро
Год президентства: 1867
20. Якоб Дубс
Год президентства: 1868
21. Эмиль Вельти
Год президентства: 1869
22. Якоб Дубс
Год президентства: 1870
23. Карл Шенк
Год президентства: 1871
24. Эмиль Вельти
Год президентства: 1872
25. Поль Серезоль
Год президентства: 1873
26. Карл Шенк
Год президентства: 1874
27. Иоганн Якоб Шерер
Год президентства: 1875
28. Эмиль Вельти
Год президентства: 1876
29. Йоахим Хеер
Год президентства: 1877
30. Карл Шенк
Год президентства: 1878
31.Бернхард Хаммер
Год президентства: 1879
32. Эмиль Вельти
Год президентства: 1880
33. Нюма Дро
Год президентства: 1881
34. Симон Бавье
Год президентства: 1882
35. Антуан Луи Жан Рюшонне
Год президентства: 1883
36. Эмиль Вельти
Год президентства: 1884
37. Карл Шенк
Год президентства: 1885
38. Адольф Дойхер
Год президентства: 1886
39. Нюма Дро
Год президентства: 1887
40. Вильгельм Хертенштейн
Год президентства: до 27 ноября 1888
41. Бернхард Хаммер
Год президентства: с 27 ноября 1888
42. Бернхард Хаммер
Год президентства: 1889
43. Антуан Луи Жан Рюшонне
Год президентства: 1890
44. Эмиль Вельти
Год президентства: 1890
45. Вальтер Хаузер
Год президентства: 1892
46. Карл Шенк
Год президентства: 1893
47. Эмиль Фрей
Год президентства: 1894
48. Йозеф Цемп
Год президентства: 1895
49. Адриен Лашеналь
Год президентства: 1896
50. Адольф Дойхер
Год президентства: 1897
51. Эжен Руффи
Год президентства: 1898
52. Эдуард Мюллер
Год президентства: 1899
53. Вальтер Хаузер
Год президентства: 1900
54. Эрнст Бреннер
Год президентства: 1901
55. Йозеф Цемп
Год президентства: 1902
56. Адольф Дойхер
Год президентства: 1903
57. Робер Контес
Год президентства: 1904
58. Марк-Эмиль Руше
Год президентства: 1905
59. Людвиг Форрер
Год президентства: 1906
60. Эдуард Мюллер
Год президентства: 1907
61. Эрнст Бреннер
Год президентства: 1908
62. Адольф Дойхер
Год президентства: 1909
63. Робер Контес
Год президентства: 1910
64. Марк-Эмиль Руше
Год президентства: 1911
65. Людвиг Форрер
Год президентства: 1912
66. Эдуард Мюллер
Год президентства: 1913
67. Артур Хоффман
Год президентства: 1914
68. Джузеппе Мотта
Год президентства: 1915
69. Камиль Декоппе
Год президентства: 1916
70. Эдмунд Шультес
Год президентства: 1917
71. Феликс-Луи Калондер
Год президентства: 1918
72. Гюстав Адор
Год президентства: 1919
73. Джузеппе Мотта
Год президентства: 1920
74. Эдмунд Шультес
Год президентства: 1921
75. Роберт Хааб
Год президентства: 1922
76. Карл Шёрер
Год президентства: 1923
77. Эрнест Шуар
Год президентства: 1924
78. Жан-Мари Мюзи
Год президентства: 1925
79. Генрих Хеберлин
Год президентства: 1926
80. Джузеппе Мотта
Год президентства: 1927
81. Эдмунд Шультес
Год президентства: 1928
82. Роберт Хааб
Год президентства: 1929
83. Жан-Мари Мюзи
Год президентства: 1930
84. Генрих Хеберлин
Год президентства: 1931
85. Джузеппе Мотта
Год президентства: 1932
86. Эдмунд Шультес
Год президентства: 1933
87. Марсель Пиле-Гола
Год президентства: 1934
88. Рудольф Мингер
Год президентства: 1935
89. Альберт Мейер
Год президентства: 1936
90. Джузеппе Мотта
Год президентства: 1937
91. Йоханнес Бауман
Год президентства: 1938
92. Филипп Эттер
Год президентства: 1939
93. Марсель Пиле-Гола
Год президентства: 1940
94. Эрнст Веттер
Год президентства: 1941
95. Филипп Эттер
Год президентства: 1942
96. Энрико Челио
Год президентства: 1943
97. Вальтер Штампфли
Год президентства: 1944
98. Эдуард фон Штейгер
Год президентства: 1945
99. Карл Кобельт
Год президентства: 1946
100. Филипп Эттер
Год президентства: 1947
101. Энрико Челио
Год президентства: 1948
102. Эрнст Нобс
Год президентства: 1949
103. Макс Птипьер
Год президентства: 1950
104. Эдуард фон Штейгер
Год президентства: 1951
105. Карл Кобельт
Год президентства: 1952
106. Филипп Эттер
Год президентства: 1953
107. Рудольф Рюбаттель
Год президентства: 1954
108. Макс Птипьер
Год президентства: 1955
109. Маркус Фельдман
Год президентства: 1956
110. Ханс Штройли
Год президентства: 1957
111. Томас Холенштейн
Год президентства: 1958
112. Поль Шоде
Год президентства: 1959
113. Макс Птипьер
Год президентства: 1960
114. Фридрих Трауготт Вален
Год президентства: 1961
115. Поль Шоде
Год президентства: 1962
116. Вилли Шпюлер
Год президентства: 1963
117. Людвиг фон Моос
Год президентства: 1964
118. Ханс-Петер Чуди
Год президентства: 1965
119. Ханс Шафнер
Год президентства: 1966
120. Роже Бонвен
Год президентства: 1967
121. Вилли Шпюлер
Год президентства: 1968
122. Людвиг фон Моос
Год президентства: 1969
123. Ханс-Петер Чуди
Год президентства: 1970
124. Рудольф Гнеги
Год президентства: 1971
125. Нелло Челио
Год президентства: 1972
126. Роже Бонвен
Год президентства: 1973
127. Эрнст Бруггер
Год президентства: 1974
128. Пьер Грабер
Год президентства: 1975
129. Рудольф Гнеги
Год президентства: 1976
130. Курт Фурглер
Год президентства: 1977
131. Вилли Ричард
Год президентства: 1978
132. Ханс Хюрлиман
Год президентства: 1979
133. Жорж-Андре Шевалла
Год президентства: 1980
134. Курт Фурглер
Год президентства: 1981
135. Фриц Хонеггер
Год президентства: 1982
136. Пьер Обер
Год президентства: 1983
137. Леон Шлумпф
Год президентства: 1984
138. Курт Фурглер
Год президентства: 1985
139. Альфонс Эгли
Год президентства: 1986
140. Пьер Обер
Год президентства: 1987
141. Отто Штих
Год президентства: 1988
142. Жан-Паскаль Деламюра
Год президентства: 1989
143. Арнольд Коллер
Год президентства: 1990
144. Флавио Котти
Год президентства: 1991
145. Рене Фельбер
Год президентства: 1992
146. Адольф Оги
Год президентства: 1993
147. Отто Штих
Год президентства: 1994
148. Каспар Филлигер
Год президентства: 1995
149. Жан-Паскаль Деламюра
Год президентства: 1996
150. Арнольд Коллер
Год президентства: 1997
151. Флавио Котти
Год президентства: 1998
152. Рут Дрейфус
Год президентства: 1999
153. Адольф Оги
Год президентства: 2000
154. Мориц Лойенбергер
Год президентства: 2001
155. Каспар Филлигер
Год президентства: 2002
156. Паскаль Кушпен
Год президентства: 2003
157. Жозеф Дейс
Год президентства: 2004
158. Самуэль Шмид
Год президентства: 2005
159. Мориц Лойенбергер
Год президентства: 2006
160.Мишлин Кальми-Ре
Год президентства: 2007
161. Паскаль Кушпен
Год президентства: 2008
162. Ханс-Рудольф Мерц
Год президентства: 2009
163. Дорис Лойтхард
Год президентства: 2010
164. Мишлин Кальми-Ре
Год президентства: 2011
165. Эвелине Видмер-Шлумпф
Год президентства: 2012
166. Ули Маурер
Год президентства: 2013
167. Дидье Буркхальтер
Год президентства: 2014
168. Симонетта Соммаруга
Год президентства: 2015
169. Йоханн Шнайдер-Амманн
Год президентства: 2016

Федеральное правительство 2020

Официальное фото правительства Швейцарии на 2020 год. Фото: Bundeskanzlei

Кто такой «Президент Швейцарии» и на сколько он или она избирается? Такой вопрос может появиться в тесте на гражданство Конфедерации. Интересно, но факт: Швейцарии не известна должность президента в обычном понимании этого слова.

«Президент Швейцарии» или «Федеральный президент»?

Хотя Конституция Швейцарии и использует термин «Bundespräsidentin/Bundespräsident», который на русский язык можно перевести как «федеральный президент» (формы женского и мужского рода), говорить о том, что, например, «Президент Швейцарии совершил официальный визит» или «Президент Швейцарии подписал международный договор», можно лишь с большой натяжкой. Обо всех подробностях и наименее известных фактах читайте в данном энциклопедическом материале Портала «Швейцария Деловая»

Политическая система Швейцарии существенно отличается от того, что принято в других странах. Данный тезис верен и в отношении «президента Швейцарии», который, в отличии, например, от Франции, Германии или России, не является главой государства. Данные функции выполняются коллективно всем Федеральным советом (правительством) в качестве коллегии.

Юридический статус и полномочия

Правительство Швейцарии (нем. Bundesrat, фр. Conseil fédéral – «Федеральный совет») является «высшим руководящим и исполнительным органом Федерации». Так гласит статья 174 Конституции Швейцарии. Далее в ст. 175 она же определяет, что правительство состоит из равноправных 7 членов, являющихся швейцарскими гражданами и избираемых на 4 года Швейцарским парламентом. Иными словами, Президент Швейцарии является всего лишь «первым среди равных» (primus inter pares).

Президент Швейцарии

Федеральный совет в 2014 году (слева направо): Йоханн Шнайдер-Амман (Johann N. Schneider-Ammann), Эвелине Видмер-Шлюмпф (Eveline Widmer-Schlumpf), Симонетта Соммаруга (Simonetta Sommaruga), Дидье Буркхальтер (Didier Burkhalter), Дорис Лойтхард (Doris Leuthard), Ули Маурер (Ueli Maurer), Ален Берсе (Alain Berset). Федеральный канцлер Корина Казанова (Corina Casanova). Графика: Swiss Federal Council

официальное фото 2016

Официальное фото Федерального совета на 2016 год. Слева направо: Ален Берсе (Alain Berset), Дидье Буркхальтер (Didier Burkhalter), Дорис Лойтхард (Doris Leuthard), президент Йоханн Шнайдер-Амман (Johann N. Schneider-Ammann), Ули Маурер (Ueli Maurer), Симонетта Соммаруга (Simonetta Sommaruga), Ги Пармела (Guy Parmelin), федеральный канцлер Вальтер Турнхерр (Walter Thurnherr). Графика: аdmin.сh

Пожалуй, главная характеристика должности президента Федерального совета состоит в том, что он избирается всего на 1 год без права на переизбрание на ту же должность или даже на должность вице-президента. Статья 176(3) Конституции Швейцарии напрямую запрещает данные сценарии, что является одной из форм проявления швейцарской демократии, препятствующей концентрации власти в руках одного и того же лица.

Государственные функции

Политические функции

Характерной особенностью поста «первого среди равных» является обязанность (и одновременно привилегия) выступать перед народом на 1 августа (Национальный праздник Швейцарии) и в Новый год.

Перечень выступлений по случаю 1 августа

Список новогодних речей

Как избирается Президент Швейцарии?

Парламент определяет членов правительства и его главу

При выборах президента Швейцарии действует одно негласное правило, по которому подлежит избранию тот (или та), кто дольше всех не занимал должность «первого среди равных». Соответственно, следуя данному правилу, раз в 7 подряд идущих лет каждый член Федерального совета принимает на себя мантию президента Швейцарии.

Успешное функционирование названного негласного правила возможно только в рамках политического ландшафта Швейцарии, в которой нет явно выраженной постоянной оппозиции. Дело в том, что всё значимые политические силы участвуют в управлении государством. И в зависимости от вопроса, в каждом конкретном случае оппозицией оказываются то левые, то правые, реже – центристы. В качестве окончательного арбитра всегда выступает швейцарский народ, который решает судьбу какого-либо вопроса на референдуме.

Исторически (в XIX веке) правилу об поочерёдном избрании предшествовала практика, по которой президентом становился наиболее влиятельный член Федерального совета.

При выборах президента Швейцарии депутаты обычно голосуют не в силу партийной принадлежности кандидатов, а (как это провозглашается) на основе мнения о способности занимать должность председательствующего в Правительстве Швейцарии. Если кандидат набирает более 180 голосов (из 246), считается, что был достигнут «респектабельный результат».

Как избирается вице-президент Швейцарии?

Также на каждый год избирается вице-президент Швейцарии, являющийся заместителем «первого среди равных». Опять же, по негласному правилу, он (она) обычно избирается на следующий год на должность президента.

Список по годам

Ги Пармелин

Ги Пармелин. Графика: Bundeskanzlei

Симмонетта Соммаруга

Симмонетта Соммаруга. Графика: Bundeskanzlei

В Швейцарии утвердили состав правительства Внешняя ссылка . Кто есть кто в новом кабинете? Напомним, что состав швейцарского федерального кабинета министров не определяется, как в других странах, президентом, канцлером, главой партии, победившей на выборах, и не формируется по итогам коалиционных переговоров.

В Швейцарии члены Федерального совета Внешняя ссылка избираются, а точнее, как правило, переизбираются парламентом на четыре года все сразу в один день, начиная с самого «старослужащего» министра и продолжая в порядке убывания в соответствии со временем работы данного министра в правительстве.

Если какой-либо федеральный советник (министр) в период деятельности Федерального совета выбывает из кабинета (как правило – в результате добровольной отставки), то его преемник избирается на оставшийся срок, а потом он обязан принять участие в очередных регулярных выборах состава правительства, которые обычно проходят через примерно пять недель после очередных парламентских выборов.

Переизбрание на второй, а то и третий срок допускается и является обычным делом. Практически не бывает, чтобы какой-либо федеральный советник не переизбирался, если он не выставил свою кандидатуру на следующий срок. Непереизбрание Кристофа Блохера в 2007 году является исключением, подтверждающим правило. Так как же выглядит кабинет, с которым Швейцария вступит в новый 2019 год?

1. EFD | Минфин

Глава: Ули Маурер (Ueli Maurer Внешняя ссылка , Швейцарская народная партия SVP / UDC, в правительстве с 2009 года).

Количество служащих: 9 500 чел.

Бюджетные расходы в 2015 году: 16,2 млрд франков.

Ули Маурер, SVP. Keystone

Не очень «яркое», но весьма влиятельное министерство: Ули Маурер остаётся властелином «государственной казны», будучи в состоянии оказывать серьёзное влияние и на политику остальных Департаментов. В 2019 году он будет, кроме того, исполнять функции Федерального президента страны.

2. UVEK | Министерство экологии, транспорта, энергетики, коммуникаций

Глава: Симонетта Соммаруга (Simonetta Sommaruga Внешняя ссылка , SP / Партия социал-демократов, в правительстве с 2010 года).

Количество служащих: 2 500 чел.

Бюджетные расходы в 2015 году: 10 млрд франков.

Симонетта Соммаруга, SP. Keystone

Досье, которые придётся курировать Симмонетте Соммаруге на своей новой должности весьма обширны и разнообразны, от климатических целей до развития туристических регионов, от транспортной инфраструктуры до атомной энергетики и средств массовой информации. Напомним, что в Швейцарии нет государственных СМИ, есть только общественные (электронные) и частные (печатные). В ближайшие годы новому министру предстоит завершить разработку и проведение через парламент нового Федерального закона о СМИ, который сменит старый Закон о радио и телевидении и определит рамочные условия развития масс-медиа страны.

3. EDI | Министерство внутренних дел

Глава: Ален Берсе (Alain Berset Внешняя ссылка , партия социал-демократов / SP, в правительстве с 2012 года).

Число служащих: 2 700.

Бюджетные расходы в 2015 году: 16,9 млрд франков.

Ален Берсе, SP. Keystone

Судя по последним опросам общественного мнения, вопросы пенсионного обеспечения и проблема постоянного роста расходов на медицинское страхование являются темами, беспокоящими швейцарцев в наибольшей степени. Тем самым в Швейцарии Министерство внутренних дел становится одним из ключевых ведомств. Кроме того, А. Берсе курирует еще и культуру, которая будет хотя бы немного скрашивать своей гламурной стороной работу «на галерах» социалки и здравоохранения.

4. WBF | Министерство экономики, науки и образования

Глава: Ги Пармелен (Guy Parmelin Внешняя ссылка , Швейцарская народная партия — SVP / UDC, в правительстве с 2016 года).

Число служащих: 2 500 чел.

Бюджетные расходы в 2015 году: 12,2 млрд франков.

Ги Пармелен, SVP. Keystone

В Швейцарии исходят из того, что наука и образование играют центральную роль для будущего процветания и благосостояния страны. Поэтому данное министерство также следует признать ключевым. Одновременно традиционно министр экономики в Швейцарии является посредником между влиятельными объединениями «капитанов бизнеса» и разнонаправленными интересами различных отраслей промышленности.

5. EDA | Министерство иностранных дел

Глава: Иньяцио Кассис (Ignazio Cassis Внешняя ссылка , партия Либералов / FDP, в правительстве с 2017 года).

Количество сотрудников: 5 800 чел.

Бюджетные расходы в 2015 году: 3,2 млрд франков.

Иньяцио Кассис, FDP. Keystone

Если не считать отношений с ЕС, внешнеполитические досье внутри страны играют скорее второстепенную роль. Поэтому на фоне остальных своих коллег по кабинету И. Кассис обладает сравнительно небольшим «административным ресурсом». Недавно в эксклюзивном интервью нашему порталу он отметил, что в будущем Швейцария намерена еще активнее работать на международной арене в плане защиты прав человека.

6. VBS | Министерство обороны, защиты населения и спорта

Глава: Виола Амхерд (Viola Amherd Внешняя ссылка , партия демохристиан / CVP, в правительстве с 2019 года).

Количество сотрудников: 12 300 чел.

Бюджетные расходы в 2015 году: 4,8 млрд франков.

Виола Амхерд, CVP. Keystone

Положа руку на сердце: сейчас в Швейцарии это самое «нелюбимое» министерство. Все последние годы его бюджет первым «шёл под нож» каждый раз, когда заходила речь о необходимости сокращения расходов государственной (федеральной) казны. Техническое перевооружение и переоснащение Военно-воздушных сил и сил противовоздушной обороны, шпионский скандал (здесь наше досье Внешняя ссылка ), укрепление киберобороны страны — вопросы, которые придется решать новому министру, сложны и разнообразны.

7. EJPD | Министерство юстиции и полиции

Глава: Карин Келлер-Суттер (Karin Keller-Sutter Внешняя ссылка , партия Либералов / FDP, в правительстве с 2019 года).

Количество сотрудников: 2 900 чел.

Бюджетные расходы в 2015 году: 2,3 млрд франков.

Карин Келлер-Суттер, FDP. Keystone

Внутренняя безопасность, которой придется заниматься новичку в правительстве, давно является одним из самых «чувствительных» вопросов на политической повестке дня Швейцарии. Миграция, убежище, миграционный пакт ООН, террористическая угроза — все эти и другие вопросы, входящие в круг вопросов этого ведомства, носят исключительно «острый» политический характер. Новому министру потребуются стальные нервы, потому что любое принятое ею решение будет подвергаться гарантированной и жёсткой критике, и ей придется каждый раз прилагать значительные усилия, чтобы «оправдать» и обосновать эти решения.

Показать больше

Швейцарское правительство и его «магическая формула»

Показать больше

Глобальный стресс-тест для свободы слова

Несущая пора любой демократии, свобода слова, пошатнулась! Кто защитит свободу слова? Наш обзор.

Статья в этом материале

  • Швейцарское правительство и его «магическая формула»
  • Глобальный стресс-тест для свободы слова

Показать больше

Попугай Глоби и тайны швейцарской демократии

Показать больше

Что такое «политическое лидерство» по-швейцарски?

Показать больше

Почему в Швейцарии нет политической оппозиции?

Показать больше

Вилли Ричард: швейцарский политик «от сохи»

Швейцарская Конфедерация – это федеративная республика, законодательная власть в которой представлена Национальным советом и Советом кантонов. Пост президента Швейцарии занимает глава Федерального совета. Так как страна отличается высоким уровнем демократии, глава исполнительной власти избирается из числа министров только на 1 год. Избрание на два срока подряд не допускается. За счёт этой особенности в стране обеспечивается участие в управлении представителей разных регионов и языковых групп, что позволяет избегать конфликтов на этой почве.

Возникновение швейцарского государства в древние времена

Боевая колесница

Во II-I веках до нашей эры на территориях современной Швейцарии появились кельтские племена гельветов, которые пришли с южных областей древней Германии. Там же проживали племена ретов, происхождение которых точно не известно. Античные историки ассоциировали ретов с этрусками. Именно от названия племени гельветов страну называли Гельветия. В I веке нашей эры кельтские племена, проживающие на территориях современной Швейцарии, были вынуждены мигрировать на земли Галии, но вскоре вернулись обратно. Этому способствовало несколько причин:

  • Гельветов начали теснить другие германские племена;
  • Земли Галии были намного богаче;
  • В 58 году до нашей эры римские войска разбили гельветов.

Вернувшись на свои земли, кельтские племена вскоре были подчинены и романизированы Древним Римом. В III веке окультуренные Римом варвары подверглись нападениям германских племён, чьей главной задачей был грабёж и захват пленников.

Серьёзно ослабевшая Римская империя не могла больше защищать все свои пограничные провинции, поэтому территории современной Швейцарии постепенно превратились в безлюдную местность. В V веке германские варвары взяли эти земли под свой контроль.

В VI веке территории Гельвеции были завоёваны франками, а позже стали частью империи Карла Великого. В IX веке территории Швейцарии были разделены на две части. Восточные земли региона вошли в состав Священной Римской империи. Западная часть отошла к Бургундии. В XI-XII веках особый статус приобрели следующие крупные города региона:

  • Женева;
  • Цюрих;
  • Берн и прочие средневековые города.

Ближе к XIII веку эти города стали получать независимость в соответствии с указами Священной Римской империи, которая к этому времени ослабла. Горные отдалённые земли вообще стали практически автономными. Свободные земли получили уникальную для средневековья возможность свободно торговать и развиваться, не платя налогов королю.

Всё это продолжалось до тех пор, пока к власти не пришла династия Габсбургов, в годы правления которых начался процесс централизации власти. Всё это вызвало недовольство жителей Гельвеции, и они пытались сопротивляться Габсбургам. Но по отдельности кантоны были не в состоянии сопротивляться королевской армии. В конце XII века несколько кантонов решили объединиться в единый союз, чтобы отстаивать свои интересы. Это были:

  • Кантон Швиц;
  • Ури;
  • Унтервальден.

В 1315 году армия Габсбургов попыталась подчинить земли нового союза своей власти. Произошла битва при Моргартене, в которой австрийские рыцари потерпели сокрушительное поражение. Это произошло из-за того, что швейцарцы использовали особенности горного и лесного рельефа, где конница не могла разогнаться и развернуться. После победы союза, другие кантоны тоже присоединились к нему, чтобы дать отпор монархии. Противостояние длилось до 1388 года, в котором Габсбурги заключили мир со Швейцарским союзом. На тот момент в нём состояло уже 8 кантонов:

  • Ури;
  • Швиц (он и дал название всему союзу);
  • Люцерн;
  • Унтервальден;
  • Цут;
  • Цюрих;
  • Берн;
  • Гларус.

Другие европейские города также пытались отстаивать свою независимость, но династия Габсбургов жёстко расправлялась с непокорными, накладывая после победы на города огромные контрибуции.

Реформы в Швейцарии в XV-XVIII веках

Швейцарские наёмники

В 1515 году швейцарские войска столкнулись с объединённой армией французов и венецианцев, после чего решили, что земель им вполне достаточно. Нужно при этом отметить, что, несмотря на успехи на полях сражения, как централизованное государство Конфедерация швейцарцев была слаба и нестабильна:

  • В стране отсутствовал единый орган власти;
  • Для решения вопросов внешней и внутренней политики периодически созывались сеймы;
  • Швейцария не была единым союзным государством, это был просто союз нескольких независимых кантонов.

Единое государство было сформировано только в 1848 году, после того как Швейцарию захватила французская армия.

В XVI веке в стране началась борьба между католиками и протестантами. В Цюрихе Реформацию возглавил Цвингли, а в Женеве – Кальвин. Большая часть жителей Швейцарии стала протестантами: эта религия более подходила для городского среднего класса, способствуя его развитию. Вместе с тем примерно 30% жителей Швейцарии остались верны католической религии, что стало причиной многочисленных вооружённых столкновений в конце XVI и на протяжении всего XVII веков. В конечном итоге католики признали право протестантов на свободу вероисповедания и перестали провоцировать конфликты. Швейцарский союз кантонов удалось сохранить в целости.

В 1648 году Вестфальский мир официально признал Швейцарию независимым от Священной Римской империи государством. В XVIII веке население страны выросло на 400 000 жителей. Так как большинство граждан были приверженцами Реформации, это не замедлило дать свои результаты:

  • Начался бурный экономический рост;
  • Развивались новые мануфактурные производства;
  • Появлялись новые деловые практики;
  • Торговля совершенствовалась.

Всё это сделало жизнь граждан Швейцарии значительно богаче, чем в других частях Европы.

Особенности развития швейцарского государства в XIX веке

Армия Наполеона

Важнейшую роль в образовании швейцарского государства в XIX веке сыграли Наполеоновские войны. Так как страна располагалась стратегически выгодно, Наполеон Бонапарт включил её в свою сферу интересов. В 1798 году территории Конфедерации были оккупированы французскими войсками. Именно благодаря Франции в Швейцарии появилась Конституция, в которой были закреплены основы создания единого государства – Гельветической республики. После принятия Закона, в стране произошли следующие изменения:

  • Была создана крепкая центральная власть;
  • Ликвидировались все формы личной зависимости.

В 1803 году Наполеон принял решение восстановить прежнее кантональное устройство в Швейцарии. После того, как империя Наполеона пала, был созван Венский конгресс. Это произошло в 1814-1815 годах. На нём швейцарцы приняли решение, что будет создана независимая страна, главным отличием которой будет состояние «вечного нейтралитета». Нужно отметить, что Швейцария до сих пор строит свою внешнюю политику, основываясь на данном принципе.

В Союзном договоре 1814 года прописывалось, что швейцарское государство представляет собой добровольное объединение 22 кантонов, при этом никакой серьёзной центральной власти в нём по-прежнему не было. На протяжении последующих 30 лет в стране образовались два течения, каждое из которых настаивало на своей версии дальнейшего развития государства. Наиболее прогрессивные области, в которые входили 7 самых экономически развитых кантонов, настаивали на либерализации страны. Другая часть кантонов была настроена консервативно и выступала против любых демократических преобразований. В 1847 году в стране разразилась гражданская война, в которой консерваторы потерпели поражение.

После гражданской войны в стране была принята конституция 1848 года, имеющая следующие особенности:

  • Кантоны объединились в одно государство;
  • Был создан единый Федеральный совет;
  • Было создано двухпалатное законодательное собрание, состоящее из Национального совета и Совета кантонов.

В 1874 году в стране была проведена конституционная реформа, которая серьёзно расширила полномочия центральной власти. Это сказалось на благополучии экономического развития страны. Было принято решение отказаться от экспорта зерновых культур и прочего сырья и перейти на экспорт готовых продуктов питания, что принесло стране огромную выгоду.

Швейцария в первой половине XX века, борьба за сохранение целостности

Армия Швейцарии

Когда началась Первая мировая война, Швейцария оказалась под угрозой революции. Дело в том, что часть жителей говорили на французском языке и поддерживали Францию, а немецкоязычные жители были за Германию. Революцию удалось подавить в зародыше, так как войны никто не хотел, понимая, что в любом случае благополучной жизни тогда придёт конец. Несмотря на тяжёлое экономическое положение в Европе, Швейцария оказалась только в выигрыше, так как торговала со всеми. А вот уровень жизни простых рабочих упал, что привело к следующим событиям:

  • В 1918 году в стране произошла всеобщая забастовка;
  • Правительство было вынуждено ввести 48-часовую рабочую неделю;
  • Кроме того, пришлось создать систему социальных гарантий для граждан Швейцарии.

После войны положение Швейцарии на фоне всеобщей разрухи в Европе выглядело впечатляюще. До начала Второй мировой войны экономика страны демонстрировала устойчивый и стабильный рост. С началом Второй мировой войны нейтралитет Швейцарии не был нарушен, хотя местоположение государства в окружении Германией, Италией и оккупированной немцами Франции внушали постоянные опасения.

Положение Швейцарии во второй половине XX века

Бункер

После окончания Второй мировой войны Швейцария столкнулась с неожиданной проблемой – статус «вечного нейтралитета» мешал государству вступить в ООН, несмотря на то, что ранее Швейцария являлась членом Лиги Наций. Правительство страны решило взять курс на частичную интеграцию с Европой, что подразумевало собой тесное экономическое сотрудничество.

В конце 1960-х начале 1970 годов в стране опять назрела напряжённая обстановка: в кантоне Берн франкоязычные жители требовали создания нового кантона. Это сильно усложнялось тем, что немецкоязычное население этой области было настроено категорически против таких преобразований. Ситуацию удалось решить благодаря проведению референдума. В 1979 году был создан новый кантон Юра, который сразу же стал частью Швейцарии.

Долго местные жители сопротивлялись и членству в ООН. Впервые этот вопрос был поднят в 1986 году на общем национальном референдуме. Тогда более 75% жителей Швейцарии высказались против членства в этой организации. Следующий референдум по этому вопросу прошёл только в 2002 году, и в этот раз за вступление в Организацию Объединённых Наций высказалось 55 % местных жителей.

В 2000 году в Швейцарии появилась новая Конституция. Она заменили старую, которая была принята в XIX веке. Начиная с 2000 года в стране стало расти влияние различных «правых» партий. Например, Народная партия Швейцарии из года в год увеличивает количество своих избирателей, а на выборах, которые прошли в 2007 году, смогла одержать победу.

Статус и обязанности президента Швейцарии

Правительство Швейцарии

Кроме того, что глава Федерального совета обязан руководить своим департаментом, на него возлагаются следующие обязанности:

  • Президент проводит теле- и радиовыступления на Новый год и национальные швейцарские праздники;
  • Выезжает с зарубежными визитами.

При этом главы других государств принимаются членами Федерального совета совместно, а распоряжения президента не имеют законодательной силы. Инаугурация главы совета происходит каждый год, так как с 1848 года президенты выбираются только на год.

Список глав Федерального совета с 2010 по 2020 годы выглядит следующим образом:

  1. 2010 год – Дорис Лойтхард. До этого дважды занимала пост вице-президента;
  2. 2011 год – Мишлин Кальми-Ре. Была президентом в 2007 году. В 2008 договорилась о поставках газа в Швейцарию из Ирана;
  3. 2012 год – Эвелин Видмер-Шлумпф. Дочь бывшего президента Леона Шлумпфа;
  4. 2013 год – Или Мауэр. Считался националистическим политиком, поэтому его избрание на должность сопровождалось многочисленными скандалами;
  5. 2014 год – Дидье Буркхальтер. Был главой Департамента внутренних дел в 2009-2011 годах;
  6. 2015 год – Симонетта Соммаруга. Раньше возглавляла Департамент юстиции и полиции;
  7. 2016 год – Йоханн Шнайдер-Амманн. Был главой Федерального департамента экономики;
  8. 2017 год – на пост президента была опять избрана Дорис Лойтхард;
  9. 2018 год – Ален Берсе. В 2020 году был вице-президентом.

Последний президент Швейцарии является доктором экономики.

Особенности конституции Швейцарии и формы правления в стране

Парламент Швейцарии

Конституция Швейцарии, которая действует в настоящее время, является основательно доработанной версией основного документа, принятого в 1848 году. Она определяет особенности федеративного устройства страны и закрепляет все элементы политической системы, которые существуют по настоящее время. Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1999 году. Она упорядочила некоторые пункты варианта 1848 года и развила некоторые положения в соответствии с духом времени. Новый вариант претерпел 6 поправок, последняя из которых была внесена в 2004 году.

В новой Конституции имеются следующие особенности:

  • Имеется возможность частичного или полного пересмотра документа;
  • Для этого требуется собрать подписи не менее 100 000 граждан Швейцарии;
  • После этого должен быть объявлен всенародный референдум;
  • Если предложение получает большинство голосов граждан и поддержку кантонов, то оно принимается.

Некоторые из швейцарских кантонов имеют только по 1/2 голоса. Высшая судебная власть в стране осуществляется Федеральным Верховным судом.

Резиденция президента Швейцарии и её особенности

Фасад Федерального дворца

Резиденцией главы Федерального совета Швейцарии является дворец в центре города Берн. Именно там находится приёмная президента. Называется данное здание Федеральный дворец, и кроме главы Швейцарии там находятся Федеральный совет и Федеральное собрание. Строительство дворца было начато в 1894 году и закончилось в 1902 году. Для создания этого здания был использован проект архитектора Ганса Ауэра, который имел швейцарско-австрийские корни.

До этого парламент находился в здании Федеральной ратуши, которое было построено в 1857 году по проекту архитектора Якоба Фридриха Штудера. Уже через несколько лет стало ясно, что небольшая ратуша не может вместить весь швейцарский парламент. Правительство приняло решение о строительстве специального здания для своих нужд. По самым грубым подсчётам, строительство Федерального дворца обошлось в 7 200 000 швейцарских франков, и это в соответствии с расценками того времени. К особенностям резиденции президента Швейцарии относятся следующие нюансы:

  • Высота Федерального дворца – 64 метра;
  • Внутри имеется купол, высота потолка которого изнутри достигает 33 метров;
  • В самом центре купола расположена мозаика, на которой изображён герб Швейцарии в окружении гербов всех 22 кантонов, которые входили в состав страны по состоянию на 1902 год;
  • Отдельно расположен герб кантона Юра, который был создан только в 1979 году;
  • В центре дворца расположена статуя основателей Швейцарии, которую сделал известный скульптор Джеймс Виберт.

Интересной особенностью являются специальные галереи, которые позволяют туристам наблюдать за заседаниями парламента страны. Только зафиксировать это невозможно, так как в здании запрещена фото- и видеосъёмка. Официально фотографировать в Федеральном дворце можно только два раза в год – 31 июля и 1 августа. Последняя серьёзная реставрация резиденции президента Швейцарии проводилась с 2006 по 2008 годы.

Читайте также: