Как объяснить ребенку что такое профессия

Опубликовано: 02.07.2024

Перечисляем необычные способы профориентации для хоумскулеров. Узнайте, как мастер-классы, дни открытых дверей, экскурсии на предприятия и другие активности могут помочь детям определиться со специальностью.

Почему профориентация — это важно

Детей с раннего возраста интересуют профессии. Играя, они примеряют на себя разные роли — пожарных, врачей, полицейских.

Для ребёнка, который учится на дому, главным ориентиром являются родители. Дочка может хотеть стать инженером, как папа, а сын — преподавателем итальянского, как мама, и наоборот. Но от игры сложно перейти к серьёзным намерениям.

Как правильно рассказать детям про профессии? Чтобы это было весело и познавательно, предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Пусть ребёнок узнает особенности разных профессий и попробует себя в них.

Роль родителя при этом — советовать и мягко направлять. Важно не навязывать свою точку зрения, даже если ваши представления о карьере не совпадают.

Способы профориентации хоумскулеров

Тестирование

Тесты — один из самых удобных методов диагностики в профориентации.

Они направлены на выявление различных психологических характеристик школьника: темперамента, особенностей мышления, коммуникативных способностей, склонностей и профессиональных интересов.

Тесты не назовут конкретную профессию, но смогут определить тип личности и подсказать сферу развития.

Диагностика домашней школы «Фоксфорда»

Профориентация в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» откроет вам мир самых востребованных и высокооплачиваемых профессий будущего.

Профориентационная программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» включает в себя два этапа.

Этап 1. Прохождение теста, разработанного платформой Skillfolio. Результаты теста покажут сильные и слабые стороны ребёнка, его компетенции и склонности.

Этап 2 (по желанию). Устная консультация с тьютором. Специалист поможет интерпретировать тест и сделать выбор в пользу конкретного индивидуального образовательного маршрута. В онлайн-школе «Фоксфорда» их шесть: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, естественно-научный и социально-гуманитарный.

Мастер-классы

Встречи с представителями профессий позволяют ребёнку вживую пообщаться с человеком, достигшим определённых высот, и понять, подходит ли ему выбранная сфера.

Можно задать волнующие вопросы и узнать об опыте профессионала из первых уст.

Поход на предприятие

Экскурсии на предприятия всегда интересны детям. Это возможность своими глазами увидеть, какие задачи решают люди, как идёт рабочий процесс.

Подростки смогут увидеть, как строится современный бизнес, как создаются и работают современные технологии, какие сотрудники и как участвуют в создании результата, что ценится в профессионалах будущего.

В конце концов, это просто весело! Можно поехать на завод мороженого или посетить предприятие по производству шоколадных конфет и попробовать только что приготовленные сладости.

Город профессий

В некоторых городах есть интерактивные проекты создания модели «профессионального» мира-сообщества. Участники погружаются в условия, которые воссоздают жизнедеятельность представителей различных профессий. Ребёнок сможет провести целый день в роли пожарного, повара или кого-нибудь ещё.

Погружение в город профессий позволяет попробовать себя в разных ролях, повзаимодействовать с другими участниками, определить для себя направления, которые нравятся. Для каждого это становится увлекательным событием, которое может стать началом движения в сторону развития по конкретной специальности.

Например, в Москве это «Кидбург» (для ребят от 1,5 до 14 лет) или «Мастерславль» (от 5 до 14 лет). Узнайте, есть ли подобные развивающие проекты в вашем городе.

Дни открытых дверей в вузах

Вузы регулярно устраивают возможность познакомиться с учреждением изнутри. Этот способ профориентации позволяет «прочувствовать» атмосферу учебного заведения, пообщаться со студентами, ощутить причастность к образовательной среде.

Можно узнать больше о специальности, задать интересующие вопросы, понять, нравится ли находиться в учебном заведении и рассмотреть инфраструктуру.

Такое личное знакомство с вузом для многих является определяющим при выборе дальнейшего профессионального пути, специализации и предметов на ЕГЭ. Общение с преподавателями, администрацией и студентами даёт полную картину будущих лет учёбы.

Резюме

Профориентация помогает определиться с профессией мечты. Используйте любые возможности для того, чтобы больше узнать о той или иной специальности. Поддерживайте ребёнка в начинаниях и рассказывайте ему о разных профессиях. Организуйте детям экскурсию на фабрику, город профессий или посетите мастер-класс профессионала. А чтобы определиться с индивидуальным образовательным маршрутом, приходите на диагностику домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

Как правило, интерес к профессиям возникает у дошколенка в 4-летнем возрасте. Обычно это происходит после того, как воспитатель дает детям задание: "Узнать, кем работают их мамы и папы, что они делают на работе". Для выполнения этого задания родители могут просто сказать ребенку название своей профессии и дать ее краткое и доступное для него описание. На первый раз этого хватит. Но по мере взросления малыш должен узнавать и о других профессиях: к первому классу основные из них ему уже известны, и он сможет рассказать, например, в чем заключается работа врача, учителя, продавца, пилота и т. д.

Также нельзя забывать, что пройдет время и ваш семнадцатилетний сын (или дочь) встанет перед выбором: "Кем быть?" Поэтому, мы взрослые, должны подготовить его к этому. А начинать подготовку необходимо уже с дошкольного возраста. Предлагаю вам несколько вариантов из серии "Как рассказывать дошкольнику о профессиях":

Познавательные беседы

После того, как вы рассказали малышу о своей профессии, надо еще упомянуть о том, что в мире существует множество других. Каждый человек выбирает себе ту, которая ему больше всего нравится. Во время совместных прогулок обратите внимание дошкольника на представителей различных профессий, которых увидите на улице (водитель, дворник, строитель, полицейские ). Если вы зашли в магазин, то в двух словах можно рассказать о профессии продавца, грузчика, кассира. После такой познавательной прогулки можно побеседовать с ребенком об увиденном, спросить, на что он обратил внимание, когда вы рассказывали ему, например, о работе полицейского.

В дошкольном возрасте дети часто проявляют интерес к различным предметам, которые их окружают. Особый интерес вызывает то, из чего они сделаны. Рассказывая о том, как и из чего сделан предмет, можно упомянуть профессию человека, который его производит.

Профессиональный фотовернисаж

Можно провести дома фотовыставку профессий: попросите своих родственников и знакомых сфотографироваться на своих рабочих местах.
Фотографии можно распечатать или просмотреть на компьютере. Как вариант: можно просто скачать из интернета изображения людей различных профессий.

Чтение стихов и рассказов о профессиях

Существует множество произведений по данной теме как у классиков, так и у современных авторов: В.Маяковский "Кем быть?", Д.Родари "Чем пахнут ремесла?", Э.Успенский "25 профессий Маши Филипенко", И.Мальцева "Я читаю и узнаю про профессии". Но самый интересный способ для знакомства с профессией - рассказать ребенку сказку собственного сочинения. Из нее малыш может узнать для чего нужна конкретная профессия, что может произойти, если она исчезнет.
А если в вашей истории есть волшебство или победа добра над злом - однозначно она будет иметь успех у маленького слушателя.

Также пополнить свои знания ребенок может, посмотрев познавательные мультфильмы , передачи. Тем более, что их сейчас огромное количество.

Познавательные игры

С их помощью малыш закрепляет свои знания о профессиях, о которых вы ему рассказывали. Игры могут быть как сюжетными: "Доктор", "Парикмахер" или "Повар", так и настольными: лото "Профессии", "Кому что нужно?" (необходимо подобрать нужные принадлежности, инструменты, одежду для различных профессий).

Также можно использовать тематические раскраски. Их применение помогает дошкольнику не только закрепить нужные знания, но и тренирует мелкую моторику.

Внимание! если вы знакомите ребенка с какой-либо профессией, то расскажите ему только самое интересное и полезное. Беседа не должна быть слишком длинной, чтобы маленький слушатель не потерял интерес.

🎁Бонус!🎁 Я подобрала для вас вариант настольной игры о профессиях "Кому что нужно?" и тематическую раскраску, которые вы можете распечатать. И то, и другое можно использовать как при ознакомлении с профессиями, так и для закрепления полученных знаний. Если вы решили поиграть с целью закрепления, то вам будет необходимо разрезать карты с профессиями по линиям. Правила игры такие:

Не забудьте после скачивания поставить в ВК лайк 👍 😉

А как вы знакомите своего ребенка с разными профессиями? Знает ли он, в чем состоит работа мамы и папы, других родственников ? Бывал ли малыш в вашем офисе, на фабрике, ферме и т. д., чтобы увидеть как вы трудитесь? Поделитесь этим в комментариях.

Пожалуйста, поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". Спасибо!🙂 Заглядывайте еще: каждый день новая публикация.

Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой

Задачи : познакомить со значением слова профессия, воспитывать уважительное отношение к людям любой профессии; расширять кругозор учеников по теме.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, — кто ты будешь такой?»

Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, малыш, все не так просто. Ну, вот, подумай на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастешь? Царем? Королем? — Хотелось бы, наверное, но — увы. А что если сапожником стать? Или портным?

Как много приходится трудиться разным людям, чтобы каждому был стол и дом, книги и одежда и еще много разных полезных вещей. Некоторые полезные вещи люди просто добывают в природе. Но природными вещами в наши дни люди пользуются не очень часто. Почти все полезные вещи в наши дни они делают сами из разных материалов. Чтобы полезную вещь сделать, нужно и материал подходящий подобрать и инструмент. А еще нужно умение и время. В общем, самое время поговорить о профессиях.

Давным-давно люди жили только в теплых странах. От непогоды и врагов они укрывались в пещерах. Одевались эти древние люди в пальмовые листья или шкуры животных, добывали пищу в лесу или в воде. Готовили пищу на костре. В те давние-давние времена люди еще не умели мастерить из природных материалов полезные вещи, инструменты и машины. Не было тогда ни мастеров, ни мастерских. Не было в те стародавние времена никаких профессий.

В наши дни профессий стало очень много. Так много, что все не перечислить. Но мы этого и не будем делать. Мы расскажем только о самых важных и нужных.

История профессий

На Руси 600 лет назад появился первый царь. Звали его Иван III. С тех давних времен сохранились письма и книги. Вот какие профессии в них называют: стрелок, повар, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник.

Чем занимались стрелок, повар, садовник, рыболов, мельник, огородник, плотник, серебряный мастер, купец, каменщик — понятно. А вот что делали трубник, дьяк, утятник, сокольник, бронник, хлебник, страдник, пищальник и ямчужный мастер? Про эти профессии, наверное, даже мама с папой не знают! Упоминают в старинных письмах и такие профессии, как врач, аптекарь и инженер с помощником. Пишут, что этих мастеров царь Иван Грозный пригласил из Англии.

В старину люди гордились мастерством. На другой конец города на работу в старину не ездили, а жили там же, где работали. По занятиям мастеров давали имена улицам. В древних городах были Оружейные улицы, Мясницкие, Кузнецкие. В Москве до сих пор сохранились эти древние названия. Иногда целые города называли по профессии жителей. Например, подмосковный город Бронницы!

Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Обучают теперь многим профессиям в специальных институтах. (Но сначала нужно еще школу закончить!)

Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться. В каждом таком деле есть свои правила. Например, столяр должен знать, как рубанок держать и как стружку снимать. У скрипача — другие правила. Скрипачу нужно уметь держать в руках смычок, а не рубанок. Конечно, скрипка из дерева сделана, но с нее не стружку нужно снимать. Скрипач двигает смычком по струнам и музыкальные звуки получает.

В каждой профессии есть свои инструменты (как у столяра — рубанок, а у музыканта — смычок). Для некоторых профессий нужны очень сложные машины. Летчику — самолет, капитану — корабль, ученому — компьютер.

Как выбрать себе профессию?

Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.

Скажем, любит человек природу. Тогда ему по душе будет работа геолога, агронома, садовода, овощевода, ветеринара, чабана, доярки, фермера, рыбовода, лесовода, охотоведа или ученого-биолога. Почти все, кто выбрал потом такие профессии, в детстве любили все живое. Были юннатами. Собирали коллекции. Выращивали дома или в саду и на грядках культурные растения. Ухаживали за домашними животными.

Другому человеку интересно все, что связано с людьми. Такому человеку по душе быть экскурсоводом, учителем, нянечкой, тренером, воспитателем, официантом, продавцом, кассиром, следователем, судьей, библиотекарем. В наши дни появилась новая профессия — менеджер.

А техника? Разве это не интересно? Сколько есть важных и полезных дел для тех, кто любит машины и механизмы! Техника — дело очень сложное и ответственное. Технику нужно очень хорошо знать. В умелых руках любая машина и механизм — чудесные помощники. В неумелых руках — это страшное зло. В технике много разных профессий.

Одно дело — обрабатывать материалы. Для этого нужно все знать о свойствах этого материала. Нужно уметь использовать подходящие инструменты. Металлы обрабатывают токари, сверловщики, фрезеровщики. Столяры и плотники обрабатывают дерево. Выделывают кожу — кожевенники. Прядильщики делают нитки из хлопка, шерсти и шелка. Ткачи делают из этих ниток ткани. И все эти профессии связаны с техникой!

А сколько есть профессий, где приходится собирать что-то полезное из готовых деталей! Это занятие по душе многим малышам. Совсем крохи собирают пирамидки из цветных колечек. Дети постарше играют в конструкторы. Любят дети собирать картинки из цветных кусочков. Взрослые монтажники собирают из огромных деталей дома и мосты. Помогают им огромные башенные краны и другие машины. Сборщик часов сидит в уютном кресле и собирает из крохотных деталей очень точный механизм — часы. Слесари-сборщики собирают автомобили, тракторы и станки.

А работа на транспорте? Здесь столько профессий, что все не перечесть. Шоферы, трактористы, вагоновожатые, летчики, капитаны перевозят людей с места на место по дорогам, по воздуху и по воде. А есть еще такие подвижные машины, как экскаваторы, бульдозеры и комбайны! Каждую такую машину нужно хорошо знать, чтобы она приносила пользу и не приносила вреда.

А если, какая-то из этих машин из строя выйдет? Кто ее будет лечить? Врач? Ветеринар? Ну конечно, нет! Для этого есть ремонтники и наладчики.

А современная электронная техника, разве это не интересно? Кто из ребят не мечтает управлять компьютером или даже космическим кораблем? Телевизор или радиоприемник уже, наверное, все пробовали включать? А кто эту технику после вас чинил? Не знаете?

Еще есть очень сложная и интересная техника для научной работы. Микроскоп, например. В него можно увидеть даже одну молекулу. Или телескоп. В него можно разглядеть самую далекую звезду.

Но оставим пока технику. Все дети любят мечтать, слушать сказки, рисовать все на свете. Есть много взрослых профессий, где сразу непонятно, чем человек занят. Сидит себе за столом. Рядом лист бумаги и карандаш. Ни животных, ни растений, ни станков, ни других людей. А человек занят. Трудится, как говорится, в поте лица. Что же он делает? Что это за профессия такая — сидеть за столом? Может быть, это — писатель, а может быть — бухгалтер или шифровальщик. Так просто по виду и не угадаешь!

Таких профессий очень много. Чтобы дело спорилось, нужен очень точный план. И очень точный расчет. В наши дни составлять планы и проводить расчеты помогают людям специальные машины — компьютеры. Их даже называют «искусственным мозгом». Помогают управляться с этими машинами программисты.

Профессий очень много — тысячи! Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особенно ценят и уважают. Один день в году считается для таких профессий праздником!

Власенко Светлана Михайловна

С точки зрения детей, работа – это то, ради чего родители каждый день уходят из дома, чтобы оставить его наедине с прозой жизни. С бабушкой, с няней, или в группе детского сада. С работы мама либо папа звонят редко, разговаривают сдержанно, отрывисто (не то, что дома!) и внезапно закругляются. ("У меня работы много!", "Совещание началось!"). На работе самые родные люди порой засиживаются допоздна, из-за нее не удается побыть на даче или на море столько, сколько хочется. Вместе с тем этот загадочный мир, как и другие атрибуты взрослой жизни, не может не притягивать. Наверняка малыш задает вопросы о том, что вы делаете на работе. Как же лучше объяснить ему, чем вы занимаетесь?
Представления ребенка о круге профессий ограничиваются теми областями, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Многие мальчики и девочки мечтают стать детскими врачами, воспитателями, продавцами, парикмахерами – ведь за их работой ребята не раз наблюдали. И хорошо ориентируются в тех функциях, которые они выполняют. Часто детям бывает обидно, что их мама "какой-то там экономист, а не воспитательница детского сада". Ведь как бы было здорово, если бы именно к ней они ходили в группу или хотя бы она навещала их в течение дня, как это делает Машкина мама. Поэтому, если ваша профессия относится к тем, с которыми малыш уже сталкивался, вам будет проще объяснить, что вы делаете на работе, и какую пользу приносите людям. Ведь ребенок может просто не понять вас, и не простить того, почему вы оставляете его одного. Дети – это маленькие взрослые, у них на все есть свои ответы, и представления. Ваша задача как родителей, помочь ребенку правильно воспринимать свои ежедневные рабочие обязанности. И спокойно к ним относиться.
Довольно легко рассказать ребенку о своей профессии и тем родителям, деятельность которых воплощается в конкретный продукт – как писал В. Маяковский, в "пароходы, строчки и другие добрые дела". Тогда он быстро поймет, и будет гордиться тем, какую важную миссию выполняют его мама с папой. А вот как "на пальцах" рассказать детям о своей работе микробиологу, биржевому маклеру, юристу, физику, социологу, IT-специалисту или модератору сайта?
Тут важно вспомнить одну простую истину, провозглашенную ученым Ф. Хониккером: тот, кто не может объяснить ребенку суть своих занятий, - шарлатан. Эти слова должны пробудить здоровый азарт у мам и пап – представителей самых интеллектуальных профессий. В конце концов, поставьте перед собой цель – простыми словами рассказать малышу о том, чем вы занимаетесь. А если не конкретно вы, то хотя бы ваша организация. По мере взросления ребенка, можно дополнять сложившееся представление о вашей работе новыми деталями.
Все дети обожают бывать на работе у родителей. И если на вашем предприятии нет пропускного режима и определенных порядков, хотя бы раз приведите малыша к себе на службу. Пусть кто-нибудь из родственников привезет его к вам на полчаса – час, когда обстановка наименее напряженная. Проведите маленькую экскурсию по своему офису. Неважно, есть ли в нем зеркальные лифты и зимний сад, или это скромная контора со старыми шкафами и китайской розой в кадке – ребенок в любом случае придет в восторг от того, что ему дали возможность побывать в святая святых маминой или папиной работе. Покажите малышу все то, что может вызвать у него интерес: бланки, канцелярские принадлежности, незнакомые ему аппараты…Поверьте, он еще долго будет вспоминать об этой удивительной экскурсии и взахлеб расписывать ее родственникам и знакомым.
Рассказывая о своей работе, не упускайте из виду один важный момент. А именно – это не хобби. Это та деятельность, за которую вам платят деньги, на них вы потом покупаете еду, одежду и игрушки. Расскажите, какую именно пользу вы приносите обществу, почему оно готово оплачивать ваш труд. И что делают остальные люди, откуда и у них берутся деньги? То есть на примере разных профессий объясните, кто, чем зарабатывает на жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся.


Конспект занятие для подготовительной группы по теме: Составление описательного рассказа по плану «Все профессии хороши»

Данный конспект паможет разширить знание детей о профессиях.


Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы".

Ежегодно в сентябре месяце отмечается «День города Кропоткина, День семьи». Узнаем немного из истории города… С конца XVIII века на месте.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:"Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы".

Консультация для родителей_Как рассказать ребенку о своей профессии.


КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы»

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определе.

В старших классах школы ребенок начинает задумываться о выборе своей будущей профессии. Чтобы выбор был легче, нужно еще в дошкольном возрасте знакомить его с разнообразными специальностями. Изучение любой профессии для детей должно проходить весело и увлекательно. Это позволяет дошкольнику, к тому же, значительно расширить кругозор и словарный запас, облегчает социализацию.

Рисунок - люди разных профессий

Помните об этом

В процессе изучения разных видов деятельности человека ребенок обязательно должен получить от взрослых важные сопутствующие знания, которые помогут крохе понять, что такое профессия и зачем она нужна.

Необходимо объяснять малышу:

  • зачем люди получают специальность и работают;
  • почему в мире столько разных профессий (каждая из них возникает, когда появляется потребность в ней, поэтому новые профессии появляются постоянно, а устаревающие исчезают);
  • зачем вообще человеку нужен труд, что он нам дает;
  • как люди выбирают себе будущую работу, что при этом учитывают (ведь на рабочем месте мы проводим большую часть своего времени).

Малышам нужно на конкретных примерах объяснять, что результат труда каждого человека зависит от его отношения к выполняемой работе. Поэтому чтобы делать любое дело хорошо, называться мастером своего дела, нужно его любить, то есть выбирать себе профессию по душе. И выбор этот очень ответственный, ведь от него зависит будущее человека.

Рассказывать нужно только самое интересное и полезное, чтобы не занимать такими беседами долгое время. Родителям самим полезно узнать о каждом занятии подробнее, чтобы донести до дошкольника суть.

И самое важное правило: ни в коем случае нельзя давать негативную оценку тому или иному виду труда, вызывая у ребенка неприятие. Чем больше ребенок будет знать о каждой специальности, тем объективнее сможет сам оценить ее плюсы и минусы.

Дети готовят выпечку на кухне

Ненавязчивое обучение

Самый простой способ рассказать малышу о той или иной профессии – сделать это как бы невзначай:

  • заводить разговоры о том, кем работает папа или мама, чем они занимаются на работе, какие предметы используют, какую пользу приносит их работа людям;
  • обращать внимание ребенка на представителей разных профессий во время прогулки на улице (продавец, водитель, дворник, строитель, военный, художник, аниматор);
  • когда малыш интересуется каким-либо конкретным предметом (вазой, столом, ковром, сумкой), спрашивает, из чего и как они сделаны, можно соотнести рассказ с профессией, представители которой занимаются производством этих предметов.

Если дошкольник проявляет интерес к работе родителей, устройте дома выставку профессий, на которой будут представлены фотографии всех ваших родственников на их рабочем месте. Подготовьте рассказ о том, кто из них кем работает.

Существуют разные способы интересно рассказать детям дошкольного возраста о профессиях:

  • Почитать сказки или рассказы о разных профессиях – их существует немало как у классиков, так и у современных детских авторов. Если конкретной сказки не найдется, можно сочинить ее самостоятельно. В ней герои – современные дети – могут узнавать, например, для чего нужна каждая профессия, что будет, если она исчезнет, как важно сделать правильный выбор и т. д. Если в сказках есть волшебство и победа добра над злом – успех им обеспечен. Можно сделать фигурки персонажей и инсценировать сказку – так информация усвоится еще лучше.
  • Посмотреть познавательное видео на тему. Это могут быть как мультики, так и обучающие ролики, интервью с разными специалистами, репортажи с их места работы.
  • Познакомить ребенка с представителем той или иной профессии (если у взрослых есть такие друзья).

Мальчики в костюмах врачей

Игра – дело познавательное

После того как ребенок получит представление о нескольких профессиях, можно закрепить полученные знания в различных играх. Кроме прочего, такие игры способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

  • Тематические раскраски, закрепляя нужные знания, тренируют мелкую моторику. К тому же, они часто содержат всевозможные задания (ребусы, лабиринты, загадки).
  • Сюжетно-ролевые тематические игры (больничка, парикмахерская, магазин, пожарная часть, пекарня) дают наглядное представление о докторе, парикмахере, продавце, пожарном, пекаре и т. д.
  • Игры с картинками. Задания могут быть разными: объяснить словами или пантомимой изображенную профессию, найти среди картинок ту, которая тематически не относится к заданной профессии (лишние принадлежности, инструменты, одежда), найти нужную картинку по устному описанию взрослого, найти несколько отличий на картинках, определить профессию по силуэту, соотнести тень на одной картинке с изображением профессии на другой и т. д.
  • Творческие игры: детям дошкольного возраста интересно бывает выразить свое понимание темы в виде рисунка, аппликации или пластилиновой фигурки. В процессе работы можно обсуждать, что и почему изображено именно так, отвечать на возникающие у малыша вопросы.
  • Речевые игры помогают расширить словарный запас, отрабатывать правильное употребление слов. Например: какие из перечисленных слов относятся к данной профессии; чем отличаются профессии – повар, кондитер, пекарь; какое слово, обозначающее признак или действие, не относится к изучаемой профессии.

Сделайте для ребенка книгу (из фотоальбома или папки с файлами), посвященную конкретной профессии или нескольким разным. Такая книга может включать как теоретическую, так и игровую часть: описание, «профессиональный словарик», фотографии или картинки, стихи, загадки, пословицы, скороговорки по теме. По мере изучения темы книгу можно дорабатывать вместе с ребенком. Для детей такая совместная работа всегда полезна.

Дети знакомятся с работой МЧС

Тема к теме

Познание – процесс взаимопроникающий: изучая одно, можно попутно втягивать ребенка в изучение другой темы. Таким образом ребенок получает разносторонние знания. Подобный подход – благодатная почва при изучении профессий.

Например, профессии можно рассматривать во время изучения других тем:

  • тема «хлеб» – агроном, селекционер, тракторист, комбайнер, водитель, пекарь, кондитер, повар, кулинар;
  • «мебель»: конструктор мебели, закройщик, швея, столяр, сборщик мебели;
  • «одежда»: ткач, раскройщик, модельер, швея, портной;
  • «больница»: врач, фельдшер, медсестра, санитар, лаборант.

И наоборот, при изучении любой профессии можно затрагивать множество смежных тем. Например, рассматривая профессию пожарного, можно параллельно изучать:

  • что такое огонь;
  • источники огня;
  • предприятия, на которых используют огонь;
  • огонь в народных сказках;
  • полезные приборы, способные вызвать пожар или обжечь;
  • правила безопасности при обращении с огнем дома и на природе;
  • как человек заставил огонь служить себе;
  • виды пожарного транспорта.

Чем больше знаний ребенок получает о разных профессиях и о том, как выбрать ту, что будет по душе, тем меньше проблем с профессиональным выбором возникает, когда он будет старшим школьником. А значит, тем выше шансы заложить фундамент будущей профессиональной успешности ребенка. Поэтому тема эта должна быть одной из важнейших при работе с детьми дома, в детских садах, начальных классах школы.

Читайте также: