Как ориентироваться в мире профессий

Опубликовано: 02.10.2024

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

Классификация профессий - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творче­ского).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации , тре­бующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);

б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);

в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);

г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

Если представить себе, что весь огромный мир профессий — это как бы географическая карта, то территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Так же как и на настоящей географической карте, положение про­фессии на психологической карте можно описать двумя коорди­натами. Только на психологической карте профессий роль широ­ты играет тип профессии, а роль долготы - класс профессии.

Что же означают эти координаты на карте профессий, что та­кое тип профессий и класс профессий?

Тип профессий — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то " есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов про­фессий.

1 Тип «человек — человек».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, про­давец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип_ «человек -техника»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «человек — знаковая система».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «человек – художественный образ

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «человек —природа».

К нему можно отнести профессии , связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профе ссий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, прост­ранственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий

типа «челов ек — зна ковая система», н еобходимо уметь мысленно погру­жаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии

типа «чело век — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа»

должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий , то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда , свидетельствует класс профессий.

Класс профессий — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий .

Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

В каком возрасте стоит задумываться о будущей профессии и как понять, что интересы ребенка не наскучат ему после пары месяцев упорной практики? Определиться с выбором, попробовать себя в деле и начать выстраивать будущую карьерную траекторию специалисты по профориентации советуют еще в школе. Поможет в этом участие в реальных проектах, которые, в свою очередь, могут стать хорошим стартом для дальнейшего поступления и обучения в вузе. Сконструировать собственного робота и повезти его на международные соревнования в Японию, написать научную работу и принять участие в конференции, освоить азы программирования и подготовиться к профильным олимпиадам — все это и не только доступно школьникам в лабораториях, школах и центрах Университета ИТМО. О возможностях довузовской подготовки, а также о том, как еще до поступления в университет определиться с будущей профессией, рассказали на фестивале ITMO.START.


Здесь и далее фотографии с фестиваля ITMO.START. Фото: Маргарита Ерукова

ITMO.START — это большой фестиваль для школьников 5-10 классов и их родителей о жизни до вуза. Здесь можно познакомиться со всеми мегафакультетами и подразделениями Университета ИТМО и даже стать участником настоящего Science Slam по химии. Увлекательно о науке рассказывают сотрудники и сами студенты вуза. А школьники, которые уже занимаются в университете, готовы продемонстрировать результаты своей работы. Например, на прошедшем в это воскресенье фестивале посетителей развлекал дружелюбный робот Seldon, который играет на укулеле, поет песни Адель и машет толпе фанатов. Робота сконструировали ребята из школьной сборной Университета ИТМО. Ранее он уже успел выступить в Японии и покорить жюри в номинации для юношеских сборных международных соревнований RoboCup-2017.

Школьники, которые занимаются в вузе, не только конструируют роботов. Получить дополнительное образование можно как по математике или программированию, так и по широкому спектру дисциплин и естественных наук.

Что могут изучать школьники в лабораториях, центрах и академиях Университета ИТМО?

Школы и центры Университета ИТМО рассчитаны как на старшеклассников, которые готовятся сдавать ОГЭ и ЕГЭ, участвуют в предметных олимпиадах, собираются поступать в вуз и определяются с выбором будущей профессии, так и для самых маленьких. Например, в Детско-юношеском компьютерном центре Университета ИТМО обучают ребят от девяти лет, а в Базовой профориентационной школе мегафакультета компьютерных технологий и управления постигать азы робототехники и собирать первых роботов можно уже с шестого класса. А с девятого — начать готовиться к ЕГЭ по информатике, а также профильным олимпиадам.


Успешное обучение и окончание помогает старшеклассникам получить углубленные знания по математике, физике и информатике, подготовиться к ЕГЭ и предметным олимпиадам без репетиторов, а также, еще учась в школе, более обдуманно подойти к выбору будущей профессии. В течение занятий ученики могут познакомиться с преподавателями, магистрантами и аспирантами Университета ИТМО, а также побывать в лабораториях вуза.

Заниматься в Исследовательской физико-математической школе можно с седьмого класса (набор осуществляется по группам — с седьмого по десятый классы). Здесь можно успешно подготовиться к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ по физике и математике, а также к поступлению в вуз. Так, ежегодно более 90% выпускников школы поступают в Университет ИТМО на бюджетную основу. Кроме того, в школе можно начать выполнять собственные исследовательские работы, а также заниматься в музеях и лабораториях Университета. Начало занятий: конец сентября — начало октября.

Подготовиться к ЕГЭ и олимпиадам по информатике, а также начать постигать основы программирования, алгоритмы и структуры данных позволяет и обучение в Академии информатики и программирования. Курс длится восемь месяцев, а начинаются занятия в сентябре-октябре.


А если вы не понаслышке знаете о чемпионате ACM ICPC и хотите в будущем заниматься олимпиадным программированием, первый шаг можно сделать в Кружке олимпиадного программирования, где также преподают основы программирования, алгоритмы и структуры данных, а также ведут практическую подготовку по решению олимпиадных задач. Занятия в кружке начинаются с сентября и проходят один-два раза в неделю в вечернее время.

Подготовить свой первый научный проект, а также попрактиковаться в лаборатории можно в Школе лазерных технологий. Обучение здесь начинается с девятого класса. А занятия проходят по сезонам — с октября по апрель, а также в рамках летней школы (в конце июня). Участники школы получают возможность участвовать во всероссийских и международных конференциях и конкурсах, дипломы которых учитываются как индивидуальные достижения при поступлении в Университет ИТМО.

С целым комплексом наук школьников познакомят занятия в Центре дополнительного образования «Life Science School» на базе мегафакультета «Биотехнологии и низкотемпературные системы». Центр объединяет профориентационные кружки «Занимательная физика» и «Занимательная химия», Школу юного биотехнолога, где также действует курс лекций «Съедобная наука», а также Школы юного эколога и инженера. Дополнительное образование на базе мегафакультета позволяет школьникам участвовать в научных проектах и конкурсах, посещать лаборатории и предприятия, а также в случае успеха на конкурсах и конференциях получать дополнительные баллы к ЕГЭ за индивидуальные достижения при поступлении в вуз.


Обучение в Творческой лаборатории робототехники заточено на подготовку собственного проекта. Здесь можно сконструировать собственного поющего робота, робота-лесника или уборщика арктического мусора и повезти свою разработку на городские, всероссийские и международные соревнования. Именно здесь «родился» дружелюбный Seldon, уже выступивший в Японии. А в прошлом году ученики лаборатории взяли «серебро» на заключительном международном этапе Всемирной олимпиады по робототехнике в Нью-Дели.

Те, у кого не получилось попасть на презентацию возможностей университета в воскресенье, смогут получить всю информацию и узнать больше, посмотрев трансляцию мероприятия, которая доступна в официальной группе Университета ИТМО «ВКонтакте».

А если я пока не знаю точно, чем хочу заниматься в будущем?

Возможность определиться с выбором будущей профессии дает проект ITMO.STEP. Это студенческий проект Университета ИТМО для учащихся 8-11 классов, который предлагает бесплатную образовательную программу по развитию различных навыков. В рамках этого проекта можно, например, пообщаться с выпускниками вуза, побывать в лабораториях университета и на профильных предприятиях, а также посетить обучающие курсы по всем пяти меганаправлениям университета и тренинговые занятия, которые помогут развить коммуникативные навыки. Подробную информацию о проекте можно узнать на сайте, а следить за новостями — в группе проекта «ВКонтакте».


Еще один проект, помогающий определиться в будущей профессией, — ITMO.KIDS, который также можно назвать своего рода детским технопарком. Это площадка, где дети в игровой и развлекательной форме могут познакомиться с профессиями будущего и просто с пользой провести время. ITMO.KIDS — это объединением резидентов, факультетов и лабораторий Университета ИТМО, которое осуществляет профориентационную и просветительскую деятельности среди школьников в сфере современных технологий, перспективных направлений исследования науки, а также деятельности Университета ИТМО. В рамках детского технопарка можно посетить ФабЛаб, лабораторию-мастерскую Университета ИТМО, предназначенную для реализации личных проектов и ведения учебной деятельности. Подробнее о ФабЛабе можно узнать на сайте или в группе ВКонтакте.

Выбрать траекторию развития, добавлять активности, зарабатывать коды и получать вознаграждение позволит новый проект ITMO.START. Он объединяет все, что Университет ИТМО предлагает школьникам, которые хотят выйти за пределы стандартной программы. Здесь можно узнать о кружках, курсах, хакатонах, соревнованиях, экскурсиях в лаборатории и на предприятия, фестивалях, днях открытых дверей, профтестах, рекомендациях, онлайн-курсах, а также собрать активности в персональный план действий, учитывающий возраст, интересы и профессиональные планы ученика.

И наконец, помочь школьнику разобраться в своих увлечениях и интересах, а родителям — вовремя прислушаться к собственному ребенку и дать ему возможность развиваться по выбранному направлению может профориентационная консультация со специалистом. С какого возраста лучше задумываться о своей будущей профессии, могут ли помочь определиться с выбором специальные профориентационные тесты и самое главное: как понять, что ребенок не забросит увлечение после пары недель упорной практики? Об этом мы поговорили с психологом отдела по профессиональной ориентации и работе с талантами Ириной Кривошеиной.

Ирина Кривошеина
Ирина Кривошеина

В каком возрасте уже стоит начать задумываться о будущей профессии?

Профориентацию в очень широком смысле (здесь я имею в виду не профессиональные тесты, а в целом профнаправленные беседы) можно проводить достаточно рано — с пятого класса или даже раньше. Главное здесь — начать обращать внимание ребенка на существование мира профессий как такового. Простой пример: вы просто идете по улице и по ходу дела обсуждаете тему, начиная с самого простого. Элементарно можно спросить у ребенка: «Вот продавцы или рабочие, как ты думаешь, какие качества и навыки важны для того, чтобы они хорошо выполняли свою работу?».

Таким образом, просто обращая его внимание на профессии вокруг, вы уже побуждаете ребенка начать предметно разбираться в различных отраслях, а также профессиональных навыках, особенностях, которые присущи тем или иным специалистам. Безусловно, важно подробно рассказать и о своей профессии, сводить на свое место работы. И чем раньше начнется такое постепенное погружение в мир профессий, тем лучше. Это повысит вероятность того, что ребенок начнет более предметно укладывать эти знания в своей картине мира и задумываться о собственных интересах.

Большой интерес к этой теме может наблюдаться и у самого ребенка еще в довольно раннем возрасте. В этом случае важно поддерживать беседы, помогать ему понять какие-то сложные моменты, составить представление об интересуемом предмете, приводить примеры, не отмахиваться от вопросов. В противном случае мы рискуем получить старшеклассника, который совершенно не представляет с чем ему придется столкнуться.


Помимо просто фиксирования тех или иных склонностей, одним из способов определиться с будущей профессией являются специальные профориентационные тесты. Как они проводятся и какие результаты могут показать?

Обычно проводится комплекс тестов. Во-первых, участникам дается тест на профессиональные интересы и склонности. Он предлагает человеку выбирать из большого количества видов деятельности, профессий те, которые ему наиболее близки. Обычно эти виды деятельности объединяются в кластеры, которые составляют разные группы схожих профессий. Кроме того, проводятся тесты, включающие личностную методику: это тест на личные особенности, черты характера, а также — на способности, где дается ряд заданий на работу с числами и определение речевых навыков.

С помощью теста на личностные характеристики будет понятно, какую профессию можно предложить из всего кластера. Он в то же время вносит определенную долю реалистичности: скажем, если в этой сфере деятельности необходимо больше общаться с людьми, лучше сразу дать понять человеку, что ему придется задействовать по максимуму свои коммуникативные навыки. Тест на способности также с определенной стороны показывает, сможет ли человек работать и комфортно чувствовать себя в той или иной профессиональной сфере.

На мой взгляд, профессиональный интерес и желание развиваться в какой-то сфере первично, а уже дальше человек, исходя из своих личностных характеристик и способностей, может найти в этой сфере свою нишу. Ведь, например, даже если он не является контактным, он сможет найти определенный интерес в рамках общего направления.


Когда стоит проходить профориентационное тестирование?

Обычно в возрасте 13-14 лет интересы подростка постоянно меняются, поэтому профессиональное тестирование как одно из профориентационных мероприятий в этом возрасте может быть бесполезно. В этом возрасте скорее стоит сделать упор на другие профориентационные меры (информирование о разных профессиях, обсуждение, проба различных занятий и т.д.). Соответственно, вы можете в этом возрасте сводить его к себе на работу или, скажем, дать попробовать позаниматься еще чем-то. Подросток может загореться этой идеей, но нужно понимать, что через пару месяцев ему может это наскучить, а в тестировании на тот момент он отметит, что это именно то, чем он хотел бы заниматься всю оставшуюся жизнь. То есть, в этот период накопление знаний и опыта о том, что нравится/не нравится и получается/не получается, важно объединить с последующим обсуждением с родителями или другим взрослыми, которым подросток доверяет, но устойчивость профессиональных интересов у большинства подростков формируется позже. Хотя, безусловно, это действует не во всех случаях, бывают примеры подростков, которые уже точно знают, чем им хотелось бы заниматься в жизни.

В среднем более предметно определяться с профессиональными склонностями и желаниями подростка можно ближе к девятому классу. На мой взгляд, в этом возрасте такие мероприятия будут уже более эффективны.

За рубежом популярна практика профориентации детей, начиная со школы. При этом ребятам дают возможность на практике попробовать тот или иной вид деятельности и понять, сможет ли человек им в дальнейшем заниматься? Есть ли у российских ребят возможность не только пройти тестирование и в теории сформировать кластер своих склонностей и интересов?


Есть такое понятие job shadowing, которое как раз обозначает такой способ профориентации — возможность для школьника непосредственно посмотреть, как проходит рабочий процесс, свойственный разным профессиям, в реальности, то есть на самом рабочем месте. Но в российских школах в массе такая практика взаимодействия с работодателем практически отсутствует. В качестве альтернативы можно выделить некоторые виды деятельности, которые можно попробовать уже в школе. Если человека привлекает коммуникация, журналистика — попробовать что-то подобное с помощью кружков, дополнительного образования. Если это техническая сфера, то это, безусловно, развитие в кружках по техническому творчеству, робототехнике и так далее. Если это наука — посещение лабораторий и участие в исследовательской деятельности. Такая работа вне школы, в том числе довузовские активности, которые, например, предлагает Университет ИТМО, позволит понять, насколько ребенку интересна каждая конкретная сфера, а также позволит уже сформировать конкретные практические навыки, которые ему пригодятся в будущем.

Стоит ли родителям вносить коррективы в процесс выбора профессии, который делает ребенок?

Прежде всего миссия родителей — вносить долю реалистичности в интересы и запросы своего ребенка, подмечая его сильные и слабые стороны. И, исходя из этого, аккуратно направлять по той или иной траектории. Например, когда у ребенка уже есть навыки, опыт в разных областях, очень важно его очень подробно и своевременно анализировать и проговаривать: Что? Как? Почему? Почему тебе это нравится? Здесь нет каких-то строгих правил, необходимо честно и открыто выстроить коммуникацию, побеседовать вместе, проанализировать все активности, определить, опять же, склонности — что выходит, а что совсем не получается в той или иной сфере. Участие родителей в этом процессе, обсуждение таких тем поможет выстроить в голове у подростка более реалистичную картину, сформировать приоритеты, систематизировать поток интересов и активностей.

Говорят, что выбор профессии - это второе рождение человека. От того, насколько правильно выберете свой жизненный пусть, зависит, какое место Вы займете в обществе. Свое будущее Вы решаете задолго до последнего школьного звонка. Советуйтесь с родителями, учителями, знакомыми, друзьями. Изучайте учебники, старайтесь всё подсчитать, узнать как можно больше о будущей профессии. Тогда откуда берутся молодые люди, для которых выбранная профессия становится временной? Хочу предложить классификацию профессий, которая поможет Вам сориентироваться в мире профессий и сделай свой выбор.

Описание видов профессий.

Предметы труда - живая природа, растительные, животные и микроорганизмы

Способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, изменение целей от условий

Агроном, ветеринар, геолог, химик, биолог, астроном, эколог, садовник, вирусолог, лесничий, лаборант и др.

Предметы труда- технические объекты, материалы энергии

Изготовление монтаж, сборка, ремонт, производство, конструирование и т.д.

Человек - художественный образ

Ведущий предмет труда- художественный образ, способы его построения

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое воображение

Актер, архитектор, музыкант, хореограф, дизайнер, корреспондент, закройщик, мозаичник, парикмахер, повар, портной и др.

Человек - знаковая система

Предметы труда- языки, цифры, коды, условные знак, чертежи

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами

Бухгалтер, переводчик, топограф, аудитор, товаровед, экономист, секретарь, стенографист и др.

Главный предмет труда - люди.

Установление и поддержка деловых контактов, понимание состояние людей, влияние на других, проявление выдержки, спокойствия

Воспитатель, врач, менеджер, психолог, тренер, учитель, социолог, агент, политолог, консультант, массажист, няня, официант и др.

Вам предстоит сделать выбор из десятков тысяч профессий и специальностей, выделить одну- свою, которая:

Может приносить удовольствие и радость.

Доступна и посильна.

Нужна людям, обществу.

Профессия – вид трудовой деятельности человека, который требует определённого уровня специальных умений и может служить источником доходов.

Ознакомьтесь с миром профессий и определите сферу деятельности, которая Вас интересует.

Изучите самого себя, свои интересы, склонности и способности.

Выясните, нет ли у Вас медицинских противопоказаний к выбранной профессии.

Найдите возможность встретиться с представителями выбранной Вами профессии и узнайте, в каком учебном заведении можно приобрести понравившуюся профессию.

Уточните, пользуется ли выбранная Вами профессия спросом на рынке труда.

Постарайтесь совместить профессию с увлечением. Найдите интерес в своей профессии. Включайте своё увлечение в профессию.

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, Вам надо сориентироваться всего в трех вещах:

hello_html_m674e2d06.jpg

Во-первых , определить , каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко назову их словом «Хочу».

Во-вторых , оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную годность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос, какое у Вас «Могу».

В-третьих , узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателя на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «Надо».

Если Вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным.

Факторы, влияющие на выбор профессии:

Позиция старших членов семьи , которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь.

Позиция товарищей: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

Личные профессиональнее планы: твои представления об этапах освоения профессии.

Способности: о своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

Уровень претензий на общественное признание: планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

Информированность : Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

Склонности : Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это интересы, подкрепленные определенными способностями.

Для некоторых профессий высшее образование просто необходимо .

Не стыдно не знать, стыдно не учиться!

Учеба является не менее сложной работой, чем профессиональная деятельность.

Учеба требует от тебя:

умения планировать, организовывать и контролировать свою умственную деятельность;

преодолевать длительные интеллектуальные нагрузки;

концентрировать свое внимание;

запоминать большое количество новой информации;

производить логичные рассуждения, количественные вычисления;

оперировать текстом, таблицами, графиками, чертежами и схемами;

работать с книгами, каталогами, делать конспекты, рефераты;

выполнять упражнения, решать задачи;

готовиться и сдавать экзамены и зачеты.

Приобрести такие навыки и умения можно только в результате длительного и систематического обучения.

О чем нужно знать, когда выбираешь учебное заведение?

К какому типу относится учебное заведение: профессиональное училище, лицей, техникум, колледж, институт, университет, академия?

Является ли учебное заведение государственным или негосударственным?

Какой уровень профессионального образования оно позволяет получить: начальное, среднее, высшее?

По каким специальностям осуществляется профессиональная подготовка?

Каковы предоставляемые формы обучения: дневная, вечерняя, заочная, экстернат?

Какие требование предъявляются к поступающим? Есть ли ограничения по полу, возрасту, образованию, состоянию здоровья, специальным способностям?

Каков порядок приема в учебное заведение? Когда нужно подавать заявление? Какие документы предоставлять? Какие вступительные экзамены необходимо сдавать?

Каково место расположения и транспортная доступность учебного заведения?

Какие имеются в учебном заведении клубы, кружки, секции?

Какова продолжительность обучения?

Размер оплаты за обучение?

Содержание лицензии на право профессиональной образовательной деятельности?

Имеет ли учебное заведение государственную аккредитацию?

Какие условия предоставляет учебное заведение для обучения? Какие имеются помещение, оборудование, учебные материалы, база для прохождения практики?

Содержание учебных программ?

Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

Соберите необходимую информацию и выберите профессиональное учебное заведение.

Обучение позволяет получить профессию, но еще не делает профессионалом! Точно определив, что Вас особенно привлекает в той или иной профессии, Вы сможете более полно реализовать свое «Я».

Больше инициативы, зрелости в определении своего будущего.

Список литературы:

Мир профессий: Человек-природа./ Сост. С.Левиева.-М.: Мол. гвардия,

Мир профессий: Человек - техника./ Сост. Р.Д Каверина. – М.: Мол. гвардия, 1988.-335 [1] с., ил.

Мир профессий: Человек- художественный образ/ Сост. А. Смирнов: Предисл. В. Рябова, А. Смирнова.- М.: Мол. гвардия, 1987.-383[1] с., ил.

Мир профессий: Человек- знаковая система/ Сост. С.Н. Левиева.- М.: Мол. гвардия, 1988-351 [1]с., ил

Мир профессий: Человек- человек/ Сост. Р. Каверина,- Предисл. Л. Зюбина, Р. Кавериной.- М.: Мол. гвардия, 1986-300 [4] с., ил.

A LANDMARK IN THE WORLD OF PROFESSIONS

L.A.Kislyakova, the mathematics teather

of the hignest category “Rybnitsa theoretical –lyceum

complex“ of Rybnitsa, Transnistria.

In this article classification of professions, which will help students navigate in the world of professions and to make your choice.

Keywords : profession, reference-point, classification, labour-market.

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Путешествие в мир профессий

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. С проблемой выбора профессии, как правило, сталкивается большинство людей. Выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Выбор должен быть не только свободным, но и в полной мере осознанным, должен соответствовать как интересам личности, так и интересам общества.

Автор: Рябцева Татьяна Васильевна

Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Путешествие в мир профессий»
для обучающихся 9-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Материал для учителя [PDF] [DOCX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с профессиями по предметам труда в игровой форме;
  • прививать интерес к различным видам деятельности;
  • активизировать личное участие в формировании своего будущего;
  • пробудить у подрастающего поколения интерес к знакомству с различными видами деятельности;
  • развивать ассоциативное мышление, сообразительность.

Методический материал (сценарий) носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Слайд1
Задание № 1 (рабочий лист).

Придумайте профессии или род деятельности, начинающиеся с первых букв имен членов классного коллектива.

Работа в группах. Сообщение групп об итогах работы. Предложенные списки профессий вывешиваются на доске.

Учитель:

Какие на свете профессии есть?
Их много, их – море, их – просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, адвокат,
Политик, чиновник и бюрократ,
Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,
Юрист, парикмахер, разносчик газет…
Их много, их – море, их – просто не счесть!
Все важные в мире профессии есть!

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему классного часа

Слайд2
Задание № 2 (рабочий лист)

Работа в группах.

  • Отгадайте загадки.
  • К каждой профессии, которая является отгадкой, учащиеся подбирают интересную информацию, которая позволит подросткам расширить свой кругозор.

Вопрос: А знаете ли вы, сколько в мире профессий?

Учитель:

В мире существует более 50 тысяч профессий. И найти ту единственную, которая была бы по душе, очень нелегко. На вопрос «Кем ты хочешь стать после школы?» старшеклассники не всегда могут ответить. Между тем выбор профессии – проблема очень серьёзная. В документе «Международный стандарт классификации профессий» описаны 9333 профессии, а в российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включены 7000 профессий и специальностей.

Слайд4
Предположите, какие профессии сегодня являются востребованными на рынке труда, а какие нет. Почему?

Учитель:

Профессии, которые уже сегодня стали наиболее востребованными (приложение для учителя). Одной из перспективных является профессия «Системный администратор» или «Администратор вычислительной сети».

Также существуют исчезающие профессии (приложение для учителя).

Слайд3
Задание № 3 (рабочий лист).

Работа учащихся в группах.

На карточках написаны названия современных профессий, на других карточках – чем занимается представитель названной профессии. Ребятам предлагается подумать и совместить карточки. После чего озвучивается ответ.

Учитель:

Сегодня мы перечислили много профессий. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на свои желания, склонности, семейные традиции и т. д. Но не нужно также забывать и об обществе, в котором мы живем, о стране, т. е. об окружающих условиях.

Слайд5
Учитель:

Существуют профессии будущего, которые уже становятся реальностью (приложение для учителя). По мнению специалистов, в число которых вошли ведущие учёные, аналитики и технологи, одними из самых популярных сфер среди выпускников будущего станут космос и виртуальная реальность. Исследователи уверены, что, вопреки распространенному мнению, роботы не заменят людей, а наоборот, в эру цифровых технологий появится больше возможностей для карьерного и личностного роста (Из доклада «10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже». В Microsoft и The Future Laboratory решили узнать, каким будет рынок труда через 10 лет. Исследование компании с комментариями экспертов вышло в британском издании The Independent. «Учёба.ру» опубликовала перевод этой статьи).

Задание № 4.

Работа в группах.

Предположите, с чем связано возникновение этих профессий.

Какие компетенции необходимо развивать, чтобы освоить данные профессии?

Учитель:

Райан Асдоуриан, руководитель подразделений Microsoft, занимающихся разработкой Windows и Surface, считает, что «хотя эти работы кажутся чем-то из области фантастики, они указывают на изменения, которые происходят уже сейчас. Рынок труда меняется быстрее, чем раньше, частично из-за широкого распространения искусственного интеллекта».

Слайд6
Итог

Учитель:

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, какие профессии востребованы на современном рынке труда, какие вскоре станут актуальными. Из огромного количества профессий для вашего будущего необходимо выбрать ту, что радовала бы, приносила бы удовольствие. Важно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетёсь и сделаете правильный выбор.

Рефлексия

Вопросы:

Что интересного вы узнали сегодня?
Что осталось в памяти?
О чём можно задуматься?

Профориентация: как выбрать профессию и заложить основы карьеры

Статья подготовлена при участии Татьяны Соя, операционного директора проекта «Антирабство», эксперта в области карьерного консультирования, сертифицированного бизнес-тренера, коуча.

Как выбрать профессию

Первый шаг к успеху в будущей работе – правильно выбрать, каким делом вы хотите заниматься профессионально. С одной стороны, нужно ориентироваться на свои интересы и склонности, а с другой – на востребованность профессии и уровень заработка. Сложности часто возникают и с определением своих склонностей, и с пониманием, для какой работы они подходят. Есть несколько распространённых проблем, которые возникают при выборе профессии.

«Я ничего не хочу»

Вам ничего не нравится и неинтересно, вы не знаете, чем хотите заниматься профессионально. В этом случае лучше действовать сразу в нескольких направлениях.

  • Изучите существующие профессии. Мы не можем сделать выбор, если не пробовали и не знаем, что выбирать. Общайтесь с профессионалами, смотрите Youtube-каналы о профессиях, ходите на мастер-классы, посетите специальные площадки для знакомства с профессиями.
  • Обратитесь к карьерному консультанту или коучу. Не бывает такого, чтобы человек ничем не интересовался, но иногда в подростковом возрасте сложно определить свои склонности и понять, каким профессиям они соответствуют.

«Я знаю, чего хочу»

У вас есть явно выраженные интересы и склонности и понимание, что нравится делать. В этом случае необходимо понять, каким профессиям соответствуют ваши увлечения, составить список из нескольких специальностей и ориентироваться на уровень зарплаты.

Татьяна Соя: «К нам на консультацию пришла мама с сыном 14 лет, который всё время проводил “в компьютере”, и маму это очень беспокоило. Оценки по математике и физике у него были хорошие, и она просила совета, куда ему лучше поступать, чтобы получить нормальную профессию. Оказалось, что мальчик не просто играет в компьютерные игры, а давно и серьёзно увлечён гейм-индустрией, тестирует игры для разработчиков и самостоятельно изучил программирование на начальном уровне, чтобы исправлять ошибки в коде. По итогам консультации мальчик связался с компанией-разработчиком и теперь получает деньги за тестирование игр, а поступать собирается на IT-направление».

«Мне нравится то, на чём сложно заработать»

Вам нравится занятие, которое сложно превратить в хорошо оплачиваемую профессию, но хочется попробовать. Если очень хочется, обязательно пробуйте, но параллельно ищите смежную специальность.

Татьяна Соя: «Другой наш клиент в 14 лет мечтал стать актёром. После консультации он стал сниматься в сериалах в массовке, начал этим зарабатывать на карманные расходы, но при этом понял, что достичь успеха и в актёрской профессии не так-то просто. В итоге он решил учиться на юриста, чтобы специализироваться в сфере искусства и культуры, но продолжать пробовать себя в актёрской профессии. Это позволит ему с гарантией заработать денег и реализоваться, а если вдруг повезёт и он станет известным актёром, знание юриспруденции всё равно лишним не будет».

«Я хочу всё и сразу»

Если интересно много направлений и одинаково хорошо даются гуманитарные и точные науки, выбирайте то, что больше нравится. При этом стоит ориентироваться на свои карьерные и зарплатные ожидания.

Татьяна Соя: «Составьте список из трёх-четырёх конкретных специальностей и попробуйте себя в каждой из них. Можно найти подработку на лето или бесплатную стажировку. Обычно хватает одного месяца, чтобы понять, насколько работа интересна, хочется ли ей заниматься. Пока вам меньше 25 лет – можно и нужно пробовать разные варианты, искать себя».

«Мою будущую профессию ещё не придумали»

Если вы хорошо понимаете, чем хотите заниматься, и уверены, что это будет востребовано, у вас есть шанс открыть новую профессию, стать в ней первопроходцем и занять лидирующие позиции на рынке. Генри Форд собирал автомобили, когда ещё никто не подозревал, что все будут ими пользоваться. А пять лет назад мало кто слышал о карьерных консультантах.

Навыки, которые нужно развивать уже сейчас

  • Учите физику и химию

Даже если вам кажется, что эти предметы вам точно вам не пригодятся, не забрасывайте их. Точные науки учат думать, анализировать, выявлять закономерности, развивают системное мышление.

  • Изучайте английский язык

В школе полезно выучить два или три языка– это расширит ваши карьерные перспективы. Сейчас хорошо развиты международные связи, на российском рынке работают иностранные компании, куда берут только с достаточным знанием языка.

  • Развивайте креативность и воображение

Нестандартное мышление – это навык, который можно прокачать так же, как и любой другой, если постоянно тренироваться.

Татьяна Соя: «Каждый день перед началом занятий делайте разминку для мозга – возьмите любой предмет и придумайте сто способов его применения. Например, канцелярская скрепка, как можно её использовать? Как скрепку, как вешалку, как острый предмет. Первые 10 идей приходят легко, а потом возникает ощущение, что больше придумать уже невозможно. Не останавливайтесь и ищите новые варианты, как раз в этот момент и начинает развиваться воображение».

  • Учитесь красиво говорить

Если вы хотите сделать карьеру и занимать руководящую должность, вам обязательно понадобятся навыки общения с людьми и умение говорить публично.

Татьяна Соя: «Для развития коммуникативных навыков очень полезно начинать работать уже в 14-16 лет. Даже если вы будете раздавать рекламу или подрабатывать курьером, вам в любом случае придётся общаться с работодателями и клиентами самому или наблюдать за тем, как это делают взрослые и компетентные сотрудники. Такой опыт обязательно будет полезен».

  • Начинайте работать как можно раньше

Подработки в школьном возрасте не только развивают коммуникативные навыки, но и дают возможность получить представление о разных профессиях. Даже если вы просто раздаёте рекламу, вы бываете в офисе компании и получаете возможность наблюдать за реальной трудовой деятельностью. Вас может заинтересовать какая-то конкретная специальность. Или наоборот, вы поймёте, что это не ваше.

Татьяна Соя: «Делайте упор на компетенции, на практику, на опыт работы, пробуйте себя в разных сферах, где можно получить коммуникативные навыки, от этого зависит профессиональная реализация и заработок. Те, кто начал работать ещё школьником или студентом, после окончания вуза уже могут претендовать на позицию руководителя отдела. Это даёт огромное преимущество по сравнению с ровесниками, которые выходят из вуза вообще без опыта работы».

Подготовка к поступлению в вуз: советы эксперта

Татьяна Соя: «Уже в 8-9 классе начните задавать себе вопрос: “Как я вижу свою жизнь через 5 лет после окончания вуза?” Отвечая на него, представьте, кто вы, кем и где работаете, сколько зарабатываете. Не просто фантазируйте, а соотнесите свои фантазии с реальностью – например, посмотрите в интернете, сколько зарабатывает человек в этой профессии или на этой должности».

  1. Начинайте выбирать колледж в конце 8 класса, а вуз – в 9 классе, тогда у вас будет два года на подготовку к поступлению.
  2. Выбирайте вуз исходя из ваших реальных возможностей. Не бойтесь поступать в региональные или менее престижные московские вузы. Помните о том, что даже лучший вуз не даст вам практических знаний, их вы будете получать самостоятельно. Профессиональный успех зависит от вашего желания, активности, практических навыков и опыта, а не от престижности вуза.
  3. Если вы хотите сделать карьеру, высшее образование понадобится обязательно. Но это не значит, что его нужно непременно получать сразу после школы. Можно окончить колледж, получить специальность и начать работать, а уже потом принять решение, какое именно высшее образование вам хочется получить и нужно ли оно вам вообще.

Топ-7 профессий, которые будут востребованы в ближайшем будущем (во версии эксперта «Антирабства»):

  1. Инженеры, в том числе робототехники, проектировщики строений и инженерных коммуникаций.
  2. Биотехнологи, генные инженеры.
  3. Разработчики программного обеспечения.
  4. Веб-дизайнеры.
  5. Психотерапевты и психологи.
  6. Аналитики.
  7. Маркетологи, специалисты по пиару и продажам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: