Как помочь ребенку выбрать профессию

Опубликовано: 01.07.2024

Чтобы помочь ребенку определиться с профессией, нужно долго с ним разговаривать (и лучше без токсичных фраз ), вместе пытаться искать путь к успеху (и обсуждать, что вообще такое — успех), изучать перспективные профессии, спрашивать совета у специалистов, пробовать, ошибаться и считаться с мнением подростка, даже если оно отличается от вашего. Вспоминаем все, что мы уже писали на эту тему, и отвечаем на главные вопросы родителей.

Когда нужно начинать профориентацию?

Чаще всего серьезно вопросом профориентации начинают задаваться, когда ребенку исполняется 14–15 лет. И это логично, потому что в данном возрасте у человека уже формируются некоторые представления о современном мире и профессиях в нём, а также о собственных интересах. Плюс подростковый возраст — время первых серьезных решений: уходить из школы после 9-го класса или же учиться до 11-го и начинать подготовку к вузу. Принятие этого решения может стать серьёзным стрессом для всей семьи.

Чтобы снизить тревогу, разумно будет начать процесс выбора пути заранее. Конечно, не нужно, чтобы ребёнок, идя в пятый класс, точно знал, кем он станет, когда вырастет: за годы и мир, и представления о нём могут сильно измениться. Но важно, чтобы он видел доступные ему сферы, мог получить доступ к инструментам для развития в них и подходил к окончанию девятого класса с набором вариантов.

С чего тогда начать? С профориентационного теста?

Конечно, тестов на профориентацию много, и вы можете найти их в интернете. Да, они не скажут ничего конкретного, но могут стать хорошим стартом. Лучше всего, если тест получится пройти вместе с психологом — подойдет и школьный, и частный специалист. Психолог поможет проанализировать результат, а это сделает выбор более точным.

Важно понимать, что профориентация, особенно в современном мире, — это не столько выбор конкретной профессии (профессии сегодня очень быстро трансформируются, исчезают и возникают), сколько набор оптимальных факторов: с людьми человек будет работать или с техникой, в корпоративной среде или индивидуально, насколько важны для него социальная защищенность и творческое самовыражение и так далее. Для всего этого очень важно понимание особенностей личности, и консультация психолога может стать здесь хорошим подспорьем.


Чем я ещё могу помочь ребёнку? Хочу подойти к принятию решения серьезно

Первое, что вы можете сделать уже в раннем возрасте, — разговаривать и наблюдать: что ребёнку нравится? Увлечения и даже манера поведения так или иначе говорят о личности, и из этого можно сделать выводы о том, что подойдет человеку в будущем.

Желание все время играть в больницу может и не означать, что ребёнку подходит профессия врача, но, возможно, говорит о том, что ему важно проявлять заботу и брать на себя ответственность во взаимодействии с людьми. Если ребёнок хорошо улаживает конфликты в компании или лидирует в коллективе, это может быть сигналом того, что ему неплохо будет развивать управленческие навыки. А увлечение компьютерными играми может значить, что ребенку интересна эта сфера, — тогда почему бы не узнать про возможности карьерного развития в ней?

Будьте чуткими и прислушивайтесь. Предложите ребенку узнать о профессиях, связанных с тем, что ему интересно, где его увлечения и склонности могут быть применимы. Если вы не знаете многого об этой сфере, предложите сделать исследование вместе. Вы можете узнать о перспективах, о которых и не догадывались.


Пора решать, куда идти учиться, а ребёнок ничего не знает и не хочет

В таком случае принцип сохраняется тот же, что и в предыдущих пунктах, но с условием сжатых сроков. Если решите обратиться к психологу, дайте знать сразу, что времени у вас мало. Постарайтесь акцентировать внимание на вашей цели и получать как можно больше информации о сферах, связанных с конкретными увлечениями. Даже если это увлечение — гулять с друзьями во дворе (в этом случае, возможно, стоит обратить внимание на сферу коммуникаций). Также если есть возможность дать ребенку чуть больше времени и остаться в школе до 11-го класса, разумнее будет принять это решение.

Главное — не давите на ребенка и не принимайте решения за него. Не знать, кем ты хочешь стать, — нормально

Так же нормально понять в процессе или после обучения по специальности, что нужно заниматься чем-то другим. Если у ребенка нет никаких предпочтений, можно остановить выбор на наборе специальностей широкого профиля с упором на коммуникативные навыки и soft skills, которые пригодятся в любой профессии.

Ребёнку нравится профессия, которая мне кажется бесперспективной и нестабильной. Что делать?

К сожалению, когда вы не помогаете ребёнку сделать собственный выбор, а делаете выбор за него — особенно когда он уже определился с областью своих интересов, — вы создаете и себе, и ему много потенциальных проблем. В дальнейшем они будут связаны с чувством упущенных возможностей, неудовлетворенностью собой и профессией, обидой на вас.

Переживать за финансовое и социальное будущее ребенка нормально — но учитывайте, что вы не обладаете всей информацией о доступных ему путях развития.

Например, вам кажется несерьезным его увлечение кино и театром, но в этой области достаточно специальностей, которые могут приносить стабильный доход, от кино- и театрального менеджмента до актерской работы в цифровых проектах.

Ребенок выберет путь практического применения своих навыков сам, когда понятия, которыми оперируете вы — стабильность, прибыльность, — станут ему доступны

Ваша задача сейчас — быть поддержкой и помочь определиться с направлением, которое поможет раскрыть потенциал личности и приобрести уверенность в себе.


Есть ли эксперты по профориентации подростков, к которым можно было бы обратиться?

Такие эксперты есть, и работа с ними сильно упрощает путь выбора будущей профессии. Например, «Билет в будущее» от Worldskills — это проект ранней профориентации для учеников 6–11-х классов. После онлайн-тестирования, которое помогает определить сферу профессиональных интересов, участники больше узнают о самих профессиях под руководством опытных наставников. По итогам подросток получает рекомендации, в каком направлении и как ему развиваться.

Если вопрос профориентации для вас актуален прямо сейчас — Worldskills как раз запускает третий цикл проекта «Билет в будущее» в 70 регионах России. Пройти тестирование можно на сайте.

Предложите подростку рассмотреть те профессии, которые его заинтересуют, а не те, которые, по вашему мнению, сейчас на пике популярности. Каждый вид деятельности имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией к человеку. Если они совпадают с личными качествами, индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, тогда говорят о профессиональной пригодности. Для того, чтобы помочь школьнику разобраться в том, чем ему заниматься в будущем, обратите внимание на его интересы, склонности и способности. Попробуем разобраться в этом.

  • Интересы. Интересы побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Как правило, интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь, чтобы ваш ребенок попробовал себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.
  • Склонности. Когда подростка привлекает не только результат, но и сам процесс работы, можно говорить о склонности к такому виду деятельности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело — интересоваться книгами о животных, но совсем другое — находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за ними.
  • Способности. А вот способности — это индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Поэтому при выборе профессии ориентируйтесь не только на знания своего ребенка, но и на так называемые универсальные компетенции softskills, то есть личные качества и способности. От этого зависит, каков потенциал школьника и какого уровня он сможет достигнуть в будущем.

Соберите как много больше информации о профессиях

Не забывайте про информационный ресурс. Все знают об IT-специалистах. Остальные «успешные» направления малоизвестны большинству школьников и их родителям. Поэтому необходимо ориентироваться на современном рынке труда для того, чтобы предоставить подростку максимум информации о разных профессиях.

Смотрите ролики, документальные фильмы, читайте блогеров

Посещайте профильные мероприятия

Обратите внимание на проект «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников, участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией, узнать больше о специальностях, познакомиться с будущей сферой деятельности, а также посмотреть на конкретный вуз и его преподавателей изнутри.

Личное общение со специалистами

Не забывайте, что один из действенных способов знакомства с профессией — это примерить ее на себя. Например, можно найти через знакомых или в социальных сетях представителя профессии, которой интересуется ребенок, и организовать с ним встречу. Идеально вместе с подростком подготовиться к разговору: составить список вопросов о профессии, о том, как проходит рабочий день специалиста, чем конкретно он занимается на работе, какие преимущества и недостатки характерны для этого вида деятельности. Эти вопросы подросток сможет задать в процессе общения.

Актуальность профессии

Расскажите ребенку, какие профессии сейчас действительно нужны. Ведь как в любой сфере, на рынке труда есть своя мода. Руководствуясь ей, пару лет назад абитуриенты массово штурмовали экономические и юридические факультеты, в результате чего сейчас мы получили перепроизводство специалистов с дипломами экономистов и юристов. Параллельно в других сферах (например, промышленность и производство) образовалась кадровая яма. До сих пор большинство школьников считают экономику привлекательной сферой для своего развития. При этом статистика рынка труда показывает, что только медицина испытывает реальный дефицит кадров — где на 1 вакансию приходится всего 2,2 резюме. В остальных сферах найти работу значительно сложнее — например, на позицию экономиста претендует порядка 10 соискателей.

Удивите своего ребенка! Покажите неочевидные решения: около трети востребованных вакансий относится к сферам, вообще не упомянутым школьниками. Пока большинство мечтает быть переводчиками, юристами, программистами, рынок реально нуждается в строителях, специалистах сферы сервиса и инженерах.

Переходите от теории к практике

  • Практика. Ищите возможности для практики. Например, экскурсии в компании. Здесь подросток не просто знакомится с работой организации, но и видит практическую деятельность представителей разных профессий и может напрямую задать интересующие вопросы.
  • Волонтерство. Подберите такие волонтерские проекты, которые либо напрямую связаны с интересующей профессией, либо позволяют получить опыт и навыки, необходимые для успеха в ней. Например, проекты помощи детским домам, когда ребята устраивают праздники малышам, подойдут заинтересованным в работе с детьми, в профессиях, требующих организаторских и творческих способностей. Проекты по озеленению позволяют ближе узнать специальности ландшафтного дизайнера, паркового архитектора, флориста.
  • Стажировки. Если выбранная профессия предполагает такую возможность, устройте ребенка на стажировку во время каникул или выходные дни. Именно возможность поработать в профессии открывает новые возможности и дает другой импульс профессиональному выбору. Если у вас лично нет возможности обеспечить подростку стажировку по выбранной специальности, обратитесь к интернет-сообществу. Как правило, всегда найдется взаимовыгодное предложение: подросток получает опыт и знания, а работодатель — стажера.
  • Наставники. Можно найти подростку ментора или наставника, который готов помогать советами и собственным мнением на пути профессионального выбора. Обращайтесь к специалистам, психологам, используйте тесты.

Вся правда о профориентационных тестах

Профориентация как система мер, направленных на помощь в выборе профессии, предлагает подойти к проблеме с научной точки зрения. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного-единственного теста невозможно: современные методики включают тесты или специальные задания, которые курируют психологи. Но, нужно понимать, что тесты хоть и полезный инструмент, но перекладывать на них полностью ответственность за выбор профессии не стоит. Суть тестов не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит или не подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Тесты помогают понять, какие способности и желания есть у подростка сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени.

Методика профориентации, которая используется на Учебе.ру, включает 17 субтестов. Чтобы учесть все самое важное для выбора профессии, авторы методики создали инструмент, отвечающий самым строгим критериям научного сообщества, вложив в него более чем двадцатилетний опыт работы. При построении карьерной траектории школьника анализируется 72 показателя. Около 10 тысяч подростков от Калининграда до Владивостока уже прошли тестирование. В результате профоиентации школьник сможет понять, где применить свои таланты и в какой отрасли искать специальность в соответствии с интересами.

Типичные ошибки при выборе профессии

Старайтесь избегать типичных ошибок при выборе профессии:

  • Не разделяйте профессии на «престижные» и «непрестижные»;
  • Не отождествляйте учебный предмет с профессией;
  • Не переносите отношение к конкретному человеку на его профессию;
  • Не выбирайте профессию под чьим-то влиянием;
  • Нз заставляйте подростка учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную для себя специальность.

Главное правило при выборе профессии

Всем, для кого актуален вопрос профессионального самоопределения, помните о «золотом правиле выбора профессии». Необходимо учитывать три основных параметра — «Хочу», «Могу», «Надо».

  • «Хочу» — «Хочешь ли ты заниматься этим делом?»
  • «Могу» — «Есть ли у тебя необходимые для этого дела качества?»
  • «Надо» — «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»

Если на все три вопроса ответ «Да», значит выбор сделан правильно! Главное правило — помнить — ребенок должен выбрать профессию самостоятельно. Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Дело жизни: как помочь детям выбрать профессию

В 2016 году прошла Всероссийская профдиагностика — эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией. Треть опрошенных — 34,6% — не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией. У половины опрошенных нет любимого предмета, и большинство из них — те, кто пока не решил, кем им быть.

Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное — сделает этот выбор сам.

Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.

Профориентация — что это и зачем

Обязательного предмета «профессиональная ориентация» в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае — разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.

«Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека, — рассказывает Тимур Жаббаров, сооснователь «Smart Course. Системы развития подростков». — В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты — полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг. Первый шаг — дать ребенку «компас», разобраться вместе, чего он хочет».

«Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, — уверен Кирилл Кузнецов, специалист научно-методического отдела ООО «Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии"». — Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени».

Дима Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: «Мы можем разложить термин «профориентация» — это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сам».

Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать

Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.

«В начальной школе кружки можно менять легко, — считает Кирилл Кузнецов. — Давить на то, что раз поступил в музыкалку — заканчивай все 7 классов, я бы не стал. Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить».

«Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям — это стресс для ребенка. Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, — уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования. — Так, на первый взгляд безобидное «мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами — должен продолжать» может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии».

В этом возрасте дополнительные занятия — еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им — можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.

Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.

Возраст и навыки: на что обратить внимание

У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.

У дошкольников это два параллельных процесса. Первый — знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс — это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике — это важный опыт копирования жизни взрослых.

В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.

Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов. Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы. «Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться. Лучше готовиться к экзамену с таким настроем», — говорит Кирилл Кузнецов.

К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор.

Но выбор вуза — это не последний шаг на пути к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.

Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка».

Когда профориентация не помогает?

Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.

Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.

«Сам термин «профориентация» — это обман. Надо стараться не попадать в это поле, — советует Дима Зицер. — Понятно, почему любой родитель оказывается в этом — это многовекторное давление. Соседка сказала: «Ой, а мы уже знаем, куда он будет поступать» — в 14 лет. Учительница сказала: «Вам пора бы определяться с профессией». По телевизору сказали: «Вот, пора записываться на курсы перед университетом». Все — у меня как у родителя начинается припадок. В этот момент мой искренний совет — заниматься собой. Это очень спасает родителей. Когда мы занимаемся собой, а не ребенком, никто не сможет нам что-то навязать».

Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.

Кратко о профориентации:

  • Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.
  • Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются — младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого — помочь сохранить это умение.
  • Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку — это мотивирует детей.
  • Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает.
  • Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.
  • Совет психолога или консультация тренера — это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.

По статистике, только половина выпускников вузов работает по профессии. Но даже среди счастливчиков, трудящихся по специальности, много тех, кто считает, что занимается не своим делом. И такая тенденция прослеживается уже продолжительное время! Картина наглядно демонстрирует, что к выбору профессии подростки часто не подготовлены. Так как эта сфера жизни чрезвычайно важна, то родителям стоит помочь выпускнику с выбором профессии. Однако не следует путать помощь с собственным решением.

Основные причины, по которым подростки ошибаются с выбором профессии после школы

Прежде всего, это:

  • неуверенность в себе и боязнь сделать выбор;
  • отсутствие вариантов (куда возьмут), возможность поступить с низким проходным баллом;
  • отсутствие понимания, чем хотелось бы заниматься в жизни.

Следует как можно раньше прорабатывать с ребенком его планы на будущее, чтобы не подойти к выпускному классу с неопределенностью и растерянностью по поводу перспектив взрослой жизни. Нередко родители впадают в крайности: либо сами выбирают ребенку профессиональный путь, либо дают ему абсолютную свободу в этом вопросе, полностью отстраняются. Подростка необходимо подвести к сознательному выбору: предоставить ему максимум информации о целях, перспективах и основных задачах профессиональной деятельности в целом. Он должен понимать, что подразумевает та или иная работа, и обладает ли он необходимыми способностями и личностными характеристиками.

Что оказывает наибольшее влияние на самостоятельный выбор подростком профессии?

  • Выбор друзей. Поступление в вуз «за компанию» – очень распространенное явление. Подросток сам не имеет особых предпочтений и поступает туда же, куда и друг.
  • «Модные профессии». За последние пару десятилетий количество «юристов», «экономистов» и «менеджеров» с дипломами, которые в итоге работают в совершенно иных сферах, увеличилось в разы. Причина – отсутствие у выпускников представления о собственных предпочтениях и о реальном спросе на специалистов в этой сфере.
  • Продолжение семейных династий. Часто в семьях, где несколько поколений трудятся в одной сфере, в штыки воспринимается желание ребенка выбрать другую профессию. Подросток стоит перед выбором – или пойти по проторенной дорожке и поступить в «нужный» ВУЗ, чтобы потом всю жизнь заниматься нелюбимым делом, или пойти против семьи и, возможно, вступить в затяжной конфликт.

Задача родителей – избежать крайностей, помочь ребенку к выпускному классу сформировать общее представление о том, чем бы он хотел заниматься в жизни, и предоставить возможность выбора.

Как это сделать?

7 советов родителям, как подростку выбрать профессию

1. Воспитывайте в ребенке самостоятельность

Способность анализировать информацию и самостоятельно принимать решения – навыки, которым следует обучать ребенка с раннего детства. И это актуально не только для выбора профессии, но и для полноценной адаптации к жизни в социуме. Воспитать самостоятельность за один-два года до окончания школы невозможно.

2. Учитывайте предпочтения и способности ребенка

Чтобы помочь ребенку определиться с будущей профессией, следует помочь ему разобраться в себе, в своих предпочтениях и способностях. И работать над этим следует не в подростковом возрасте, а гораздо раньше: пробовать различные занятия, кружки и секции. Это поможет выявить и развить склонности и интересы, определить, что получается лучше всего, а что вызывает сложности и затруднения. В дальнейшем, когда вы с подростком будете рассматривать разные профессии, то сможете их оценивать с точки зрения необходимых навыков и компетенций.

3. Расскажите ребенку, что работа – это не всегда хобби

Однако выбирать профессию, руководствуясь только предпочтениями и вкусами, тоже нельзя. Задача родителей – донести, что профессиональная деятельность должна стать базой, которая даст возможность содержать себя и свою будущую семью. Например, тот факт, что ребенок с детства занимается спортом и даже имеет определенные успехи, не означает, что он и профессиональную деятельность должен связать со спортом. Спорт – это важный элемент и физического, и личностного развития, но в будущем он может быть просто хобби и увлечением, а для самореализации и формирования своего благосостояния может быть выбрано другое направление.

4. Узнайте, какие профессии востребованы на рынке труда

Изучите реальный спрос на рынке труда. Бухгалтеры, экономисты, адвокаты и менеджеры на сегодня являются востребованными только после достижения определенного уровня профессионализма. А это значит, что с трудоустройством по окончании обучения могут возникнуть серьезные проблемы. Рекомендуется обратиться к статистике центров занятости и далее рассматривать профессии сразу с трех позиций: востребованность, перспективность развития в ближайшие годы и уровень оплаты.

5. Познакомьтесь вместе с профессиями изнутри

Когда определен круг интересующих профессий, постарайтесь изыскать возможность для ознакомления с этой работой изнутри – различные экскурсии на предприятия, общение с работающими в этой области специалистами и т. д. Ребенок должен получить представление, в чем реально заключается работа по выбранной специальности, и как проходит рабочий день.

6. Рассмотрите оригинальные и неочевидные решения

Расширьте кругозор и выйдете за рамки привычных и «модных» профессий. Направлений профессиональной деятельности существует огромное количество, и не стоит зацикливаться на ВУЗах своего региона. Изучите вместе с ребенком, какие вообще существуют специальности, чему учат в вузах за пределами вашего города или даже страны. Возможно, его заинтересует профессия, которая не характерна для вашего региона, но востребована и перспективна в другом (туризм, виноделие, животноводство и т.д.).

7. Дайте ребенку право выбрать учебное заведение и право прервать обучение

После всех совместных рассмотрений, обсуждений и представленных аргументов хорошо бы дать время ребенку все осмыслить и сделать самостоятельный выбор. Не факт, что он понравится родителям и окажется верным. Но это будет его выбор. И следующий важный момент – если после 1-2 лет обучения по выбранной специальности ребенок поймет, что это «не его», он теперь знает, чем действительно хочет заниматься, нельзя заставлять его доучиваться ради диплома. Необходимо поддержать и дать возможность найти свой путь реализации.

Выбор профессии для ребенка — очень чувствительная тема для большинства родителей. Естественно, все желают своим детям успешной карьеры, финансовых результатов, признания.

И вопрос тут не столько профессиональный, сколько психологический. Одни родители хотели бы, чтобы их дети не совершали их ошибок, а другие наоборот, желали бы, чтобы дети повторили их карьерный путь.

Но как распланировать этот путь, если через пять лет, по данным Международной организации труда, каждая третья профессия исчезнет, а каждая вторая претерпит большие изменения?

Фото:РБК Тренды

Очевидно, что полностью брать на себя ответственность за успешную карьеру ребенка не имеет смысла. Стоит работать над тем, чтобы создать ту самую благоприятную среду, в которой ребенок сможет развиваться, искать свой путь и строить свою карьеру мечты. О том, на что стоит обратить внимание, расскажут эксперты международного кадрового агентства Kelly Services.

1. Будьте открыты к новым профессиям

В августе 2019 года исследование Kelly «Кем вы хотите видеть своего ребенка» показало, что 11% родителей боятся, что их ребенок станет блогером. Понять обеспокоенных взрослых можно, ведь на кону стоит будущая репутация ребенка. Однажды выложенный в сеть видео-обзор останется там навсегда. С другой стороны, мы видим десятки примеров того, как молодые люди, иногда даже несовершеннолетние, зарабатывают состояния на личных блогах.

Навсегда ли ушли те времена, когда престижно было поступать на врачей, юристов, инженеров? В традиционном смысле, да. Но вот врач, обладающий продвинутыми навыками в области ИТ и способный разобраться в сложном медицинском оборудовании, может быть востребован (а соответственно и оплачиваться) в разы, если не в десятки раз больше, чем врач с обычным набором навыков. Сегодня всем нужны специалисты, которые совмещают в себе несколько профилей.

Фото:CoWomen / Pexels

Поэтому не стоит ограничивать детей при поступлении в университет самыми базовыми универсальными факультетами, если им это не интересно.

«Недавно была на родительском собрании в школе у своего сына-подростка. На собрание пригласили представителей ведущих вузов, в основном, гуманитарных, которые активно «продавали» себя и описывали профессии, на которые они готовят. Как человек из рекрутмента, поймала себя на мысли, что все эти профессии и навыки, уже сейчас никому не нужны, а через пять лет точно будут не востребованы на рынке труда. Стоит ли платить миллионы рублей за такое образование? Что я бы рекомендовала изучать своему ребенку? Ответ: ИТ, математика, физика, химия, биология и английский. Это более-менее востребовано сегодня и, скорее всего, с определенными модификациями будет востребовано в будущем. Осваивать смежные профессии, инженер и биолог, инженер и архитектор со знанием 3D, химик и фармацевт, хирург и робототехник… Вот такие профессии на стыке разных наук придут к нам на рынок труда. Чтобы быть на нем успешными, нужно стимулировать у наших детей интерес к разным направлениям науки и техники, воспитывать этаких Леонардо. Но если у вас нет возможности возить детей по кружкам и секциям, тогда минимальный набор: английский и ИТ, углубленные знания обязательны!», — отмечает Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services.

2. Будьте открыты к новым формам трудоустройства/занятости

По результатам нашего исследования, почти 50% опрошенных хотят, чтобы их дети работали 5/2 в офисе стабильной компании. Это отлично, но не стоит ограничивать карьерные горизонты ребенка лишь этим вариантом. Сейчас активно развиваются другие формы занятости — временная и проектная работа, фриланс, удаленка. В странах Европы (Нидерланды, Италия, Швейцария), по результатам нашего исследования, около половины сотрудников фармацевтической сферы работают на проектной основе.

Фото:Юрий Чичков для РБК

Важно также отметить, что для того, чтобы попасть в интересную компанию, молодому сотруднику без опыта скорее всего придется соглашаться на бесплатную практику, а потом на временный контракт. Возможно, придется повторить такой опыт несколько раз в нескольких компаниях, чтобы набраться опыта и получить предложение о постоянной работе.

3. Наблюдайте за трендами и направляйте

Пока ребенок растет, у родителей есть возможность, с помощью множества кружков и образовательных ресурсов, развивать навыки и компетенции, которые пригодятся в будущем. По результатам исследования Kelly, современные родители отдают больше всего предпочтения ИТ-грамотности, естественным наукам и физическим навыкам. Самыми полезными качествами выбрали лидерство, нацеленность на результат и креативность.

Фото:Thomas Peter / Reuters

В институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провели форсайт-исследование с топ-менеджерами российских компаний, чтобы понять, какие навыки и компетенции будут наиболее востребованы для будущих руководителей. Самыми важными оказались:

  • умение видеть возможности в сложной, неопределенной ситуации;
  • эмоциональный интеллект;
  • способность к критическому мышлению;
  • креативность и адаптивное решение;
  • высокие способности к обучению.

Необходимые компетенции и навыки будут изменяться вместе с развитием новых технологий, экономикой, глобализацией. И именно в руках родителей отслеживание эти трендов.

«Стоит отметить, что при найме выпускника университета, работодатель изначально понимает, что молодой специалист не имеет профильного опыта, только теоретическую подготовку, поэтому упор делает на личные персоналии кандидата, такие как умение обучаться, целеустремленность, работа на результат, работа в команде, отсутствие страха совершить ошибку, желание разобраться в процессе. В зависимости от отрасли и профиля должности работодатель делает упор на разные личные качества», — отмечает Екатерина Токарева, региональный директор Kelly Services.

4. Самообразование

На рынке труда сейчас наблюдается огромный тренд на самообразование. В конце XX века появился такой термин как «lifelong learning», суть которого в том, что из-за прогресса науки и информационных технологий, провоцирующих стремительные изменения, людям необходимо учиться на протяжении всей жизни. Поэтому худшее, что можно сделать — затаскать ребенка по ненужным ему секциям и привить ему нелюбовь к самому процессу обучения. Мы не знаем, где ваш ребенок будет работать, но где бы он не работал, мы уверены, что учиться ему придется всю жизнь!

Фото:Юлия Спиридонова для РБК

«Для меня вопрос о будущем счастье ребенка является ключевым в воспитании десятилетнего сына, а одним из важных компонентов счастья будет его выбор той профессии, в которой он в полной мере сможет себя реализовать. Как отмечал классик: «Find a job you enjoy doing, and you will never have to work a day inyour life» («Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни дня в жизни», высказывание приписывается философу Конфуцию, — РБК Тренды).

Сейчас мой ребенок, попадая под влияние родительского образа жизни, хочет стать рекрутером, как его папа и мама. Вместе с тем, если бы он сейчас подошел ко мне и спросил, куда бы я рекомендовал ему пойти учиться, то как эксперт в области рекрутинга, я бы посоветовал, конечно, выбрать профессию в области технологий, например, в «artificial intelligence», но как папа, я бы ему сказал: «То, что тебя сделает по-настоящему счастливым!», — говорит Вильям Бекмуратов, руководитель центра по поиску кандидатов Kelly Services.

Читайте также: