Теология что это за профессия кем работать

Опубликовано: 04.07.2024

Что же такое теология? Чем она отличается от богословия и какая от нее польза обществу? Требуют ли от студентов-теологов согласия с тем, чему их учат? И куда можно устроиться с дипломом теолога? Ответы на эти вопросы «Фома» попытался найти у людей, занимающихся ими профессионально.

Теология – прикладная наука?

Теологию у нас сейчас преподают уже в 36 светских вузах, из которых 21 – государственный. Еще в пяти готовятся создать теологические кафедры или факультеты. Недавно XI Всемирный Русский Народный Собор рекомендовал правительству внести теологию в перечень научных специальностей. А на совместном заседании Совета по теологии и Общественного совета Центрального федерального округа, прошедшем в Туле, решено было разработать программу развития системы теологического образования в стране и дальнейшего использования новоиспеченных теологов. Иными словами, речь идет о создании теологических факультетов и кафедр в светских вузах, их финансировании из госбюджета и введении степеней кандидатов и докторов теологии.

Особенно подробно эту тему обсуждали на заседании в Туле. Причем, из того, что говорилось с трибуны, следовало, что теология в вузах нужна, главным образом, ради нравственного воспитания молодежи и в интересах… госбезопасности. Призывали даже “выстроить вертикаль теологического образования”. Поминали и деструктивные секты, намекнули на недоброй памяти ваххабитов – вот, мол, к чему приводит обучение мусульманских теологов за границей. Говорили о цветущем состоянии системы теологического образования за рубежом, припомнили и “Болонский процесс”, вынуждающий Россию равняться на Европу.

И только завкафедрой теологии Тульского государственного университета и директор Тульской православной классической гимназии протоиерей Лев Махно решился отойти от проблем “строительства вертикали”, не стал оглядываться на Запад, а заговорил о религиозных основах российской гуманитарной культуры. Эту тему продолжил доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН Владимир Катасонов: “Корнем культуры является религиозный опыт народа. И все наши знаменитые достижения в искусстве, в гуманитарной науке, и даже в естествознании так или иначе связаны с религией, а именно – с Православием. Одной из таких вершин является, в частности, философия культуры отца Павла Флоренского – первая российская система философии культуры”.

Ученым-гуманитариям сегодня уже практически невозможно обойтись без религиозного контекста своего предмета. К примеру, изучая бытовую культуру средневекового города, необходимо понимать, во что верили его жители, изучая фламандскую живопись – знать религиозную подоплеку изображенных художниками сюжетов, а, анализируя ирландский фольклор, неплохо представлять, к каким христианским корням он восходит.

Если вынести за скобки атеизм

Разница между теологией и религиоведением в том, что теология рассматривает любую религию как бы изнутри. Теологи глубоко и подробно исследуют избранную ими для изучения религию, ее священные тексты, вероучение и его внутреннюю логику, священную историю, культ, религиозное законодательство, причем с точки зрения самой этой религии.

С другими традициями и верованиями их, конечно, тоже знакомят, но не так глубоко и только с точки зрения выбранной специализации. И если, скажем, появится какой-нибудь обзорный курс лекций по истории верований племени кубу для православных теологов, он обязательно будет составлен с позиции Православия. Конечно, религиоведы могут знать верования кубу (а также ислам, буддизм, даосизм и так далее) гораздо лучше, чем православные теологи, но ведь и о Православии они успеют узнать столько же, сколько о других религиях и верованиях – не больше.

– Система подготовки теологов – двухуровневая, – пояснил ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ) протоиерей Владимир Воробьев. – Сначала общегуманитарный блок дисциплин: история религий, история России, философия. И только пройдя этот базовый уровень, студенты переходят к специальным дисциплинам, для каждой конфессии своим: само вероучение, сакральные тексты, вероучительная литература, древние языки, история конфессии, конфессиональное право, культ.

Правда в постсоветской России стандарт обучения теологов и религиоведов поначалу совпадал почти полностью – ни о каких религиозных спецпредметах во временном стандарте по специальности “теология” от 1992 года за подписью тогдашнего главы Госкомвуза В. Д. Шадрикова и речи не шло. А религиоведческий стандарт до сих пор остается безрелигиозным: на изучение “материализма, атеизма, религиозного индифферентизма, богоборчества, антиклерикализма и нигилизма” (цитирую описание курса “История свободомыслия”) в нем отводится в полтора раза больше часов, чем на изучение христианства.

Между тем, ни в Европе, ни вообще в мире атеизм вовсе не считается обязательной платформой религиоведения. “Там как раз, – уверяла завсектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ Мария Тюменева, – наблюдается философский плюрализм. У нас же по понятным причинам атеизм претендует на объективную позицию. Отсюда и попытки противопоставить теологию и религиоведение, хотя они взаимно дополняют друг друга”.

Если вынести за скобки атеизм, то религиоведы изучают не столько само содержание религий, сколько их общественные функции и отражение в общественном сознании.

“Теология” же в переводе с греческого означает “богословие”, и разница в подготовке православных теологов и православных богословов только в том, что первые не обязательно становятся священниками (например, женщины-теологи), тогда как вторых готовят преимущественно к пастырскому служению. Но у нас теологию стараются ни в коем случае не называть богословием, чтобы этот “исключительно светский” предмет не путали с церковным.

– Теология – особая наука, – объяснил мне Владимир Катасонов. – Она не пытается полностью рационализировать веру. А вот культурология и другие религиоведческие дисциплины, такие, как философия религии, постоянно стремятся объяснить религию, и при этом постоянно ее искажают и упрощают. И после такой редукции специалисты – философы и культурологи – сами же остаются недовольны получившейся картиной.

Тула теологическая

Сегодня кафедра теологии гуманитарного факультета Тульского государственного университета считается одной из лучших. По словам протоиерея Льва Махно, идея ее создания принадлежит тогдашнему ректору ТулГУ Эдуарду Соколову, и родилась она задолго до 2001 года, когда была создана кафедра. С тех пор университет готовит бакалавров теологии (срок обучения четыре года) и преподавателей теологии (срок обучения пять лет). На каждый курс принимают пятнадцать “бюджетников” и пять платных студентов, так что в общей сложности здесь обучается около сотни человек.

И хотя специализацией кафедры официально считается христианское искусство, здесь изучают и спецпредметы: догматическое богословие, библеистику, историю христианской письменности и патристику, литургическое богословие, историю Русской Церкви, каноническое право, богословие иконы, историю и теорию православного певческого искусства, Православие в русской литературе XVIII-XX веков.

Лекции читают и священники, и светские преподаватели ПСТГУ и МГУ им. Ломоносова. Среди них – такие известные православные ученые, как Александр Дворкин. Но и здесь, как и на других теологических отделениях преподавателей не хватает: выпускники духовных семинарий и академий не имеют права работать в светских вузах (государство пока не признает их дипломы), а светских специалистов нужного профиля единицы.

Поэтому спецпредметы изучают только будущие теологи – на прочих “добровольцев” у преподавателей не хватит ни сил, ни времени, да и задача “охватить весь вуз” изначально не ставилась. Но студентам теологического отделения все условия для полноценного обучения созданы.

Сначала отцу Льву отдали один этаж в корпусе университетского общежития, потом он попросил второй… Сейчас оба этажа кафедры теологии – это оазис с европейскими интерьерами в обшарпанной общаге. “Третий этаж этого корпуса быстренько начали ремонтировать, – улыбается отец Лев, – чтобы я и его не забрал”.

При Университете построили храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Каждую среду служится Литургия. На нее могут приходить все желающие, но студенты кафедры теологии присутствуют на ней обязательно. А как иначе, если литургическое богословие – у них обязательный предмет?! В каждом классе есть иконы, и перед богословскими предметами преподаватель читает молитвы. Келейное правило* – тоже важная часть процесса обучения, но на нем обязательно только присутствие, а не сама молитва. “Я вовсе не считаю, что мой студент обязательно должен быть верующим, – говорит отец Лев. – Верить или не верить – это его личный выбор. Например, на нашей кафедре уже два года учится некрещеный молодой человек. В конце концов, с человеком можно стать просто хорошими друзьями, и для этого совершенно необязательно чтобы он был православным”.

Абитуриентов кафедры теологии ТулГУ не спрашивают о вероисповедании и не требуют у них благословения духовного отца. Наличие или отсутствие каких-либо знаний о Православии также не учитывается при поступлении. А вот знание общеобразовательных предметов проверяют: абитуриенты сдают экзамены по русскому языку (изложение), обществознанию (тестирование), истории России (тестирование). Впрочем, это все экзамены общефакультетские – только в заявлении абитуриент должен указать, что хочет учиться именно на кафедре теологии. Но оценивать знания приходится жестко: в 2006 году конкурс на теологическое отделение был 18 человек на место, и он постоянно растет.

Почему столько ребят хотят изучать теологию? “Кого-то привлекают условия, кого-то список предметов, – говорит отец Лев. – Есть и такие, кто приходят с установкой “хочу знать больше о своей культуре”. Это и есть наша главная задача – возвращение к истокам своей культуры, удовлетворение возникшей потребности людей узнать свои корни, узнать Православие. Ведь религия – это не просто часть общечеловеческой культуры, это, по сути, главная ее часть”. Впрочем, отец Лев озабочен приливом случайных людей, приходящих на кафедру только из-за сложившейся там “семейной, домашней обстановки” (студенты говорят, что батюшка даже бесплатно кормит иногородних ребят) и думает ввести предварительное собеседование. Есть еще идея разделить обучение на бакалавриат и магистратуру и не брать на 5-й курс тех, кто на 4-м не справился с письменной выпускной работой бакалавра.

Иди, теолог, ищи, теолог.

По словам отца Льва, проблем с трудоустройством у его выпускников пока не было: “Теологи – люди с прекрасным гуманитарным образованием, а такие нужны всем и всегда. Выпускник нашей кафедры знает шесть языков – два современных, древнегреческий, древнееврейский, латынь и древнеславянский. Помимо общеобразовательных предметов у нас преподают тридцать специальных дисциплин: например, историю Русской и Западной Церквей. Лучшего гуманитария и быть не может. И после обучения перед ним открыты все дороги: в школы, в университеты, в редакции СМИ”.

Вдобавок, хотя кафедра и не выпускает священников, но эта дорога, по словам отца Льва, не закрыта для студентов мужского пола: “Несколько человек с нашей кафедры действительно хотели бы посвятить себя служению Церкви. И мы сейчас ведем переговоры с Духовной Академией о том, чтобы выпускник нашей кафедры мог поступить туда сразу, минуя семинарию. Наш учебный план построен так, что ему даже не придется ничего досдавать”.

В 2006 году был первый выпуск, и большинство новоиспеченных теологов пошли работать в издательства и на радио. Трое поступили в аспирантуру: один в Москве, двое в Туле. Многие хотели бы защититься и остаться преподавать в альма-матер. но защитить диссертацию на кафедре пока невозможно. А если защищаться на других кафедрах и факультетах, придется потратить уйму времени на науки, которые к его специальности прямого отношения не имеют. Да и диссертацию придется писать не по своему профилю. Ведь до сих пор Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования и науки России не утвердила степени кандидатов и докторов теологии…

Сам отец Лев считает, что теологи больше нужны как посредники между Церковью и остальным миром – структурами власти, бизнесом, СМИ, сферой образования: “Виды профессиональной деятельности наших выпускников – научно-исследовательская, учебно-воспитательная; экспертно-консультативная; организационно-управленческая; представительско-посредническая; социально-практическая. ” По мнению председателя Общественного совета ЦФО известного предпринимателя Евгения Юрьева, основная сфера приложения сил дипломированных теологов – учреждения образования, в том числе и средние школы. Впрочем, протоиерей Владимир Воробьев пояснил, что с трудоустройством выпускников пока не все так просто – потому что “мало кто знает, что это за теология такая. Надо объяснять”.

Объяснять придется в основном госчиновникам, для чего, как сообщил Евгений Юрьев, создается экспертная группа, которая подготовит свои предложения по развитию системы теологического образования в России и направит их в Минобрнауки. Объяснять придется и законодателям – в правовой системе нашей страны до сих пор нет четких определений “светского” и “религиозного”, поэтому оба эти слова толкуются сторонниками и противниками изучения теологии совершенно по-разному, а юристы из лагеря сторонников вынуждены апеллировать только к зарубежному опыту… Но это уже – политические вопросы, которые выходят за рамки нашего исследования.

Минобрнауки РФ выступает за увеличение числа теологов в стране. Министр образования Ольга Васильева обещала выделить на это направление в следующем учебном году 632 места. Этот показатель вдвое превышает нынешний: в 2016/17учебном году на теологию выделили 279 мест в бакалавриате, 180 в магистратуре, 16 в аспирантуре.

Это отнюдь не новое для России явление. Первая кафедра теологии в светском вузе появилась ещё в 1994 году — в Омском государственном университете. С 1992 года эту специальность активно продвигает Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Всего в России на данный момент действует 45 кафедр теологии.

Екатерина Кузнецова
студентка 1 курса кафедры теологии Российского государственного социального университета (РГСУ)

— Лично у меня сомнений насчёт места поступления не было, ведь из остальных вариантов, этот, на мой взгляд — самый необычный и оригинальный. Родители к моему выбору отнеслись положительно, они не до конца понимали, в чем смысл данной профессии. Хотя родственники, напротив, настроились негативно. Они считают эту профессию неперспективной.

У меня сомнений насчёт перспективности профессии теолога нет. Я считаю, всё как раз наоборот. Русская православная церковь отделена от государства, но её влияние всегда было велико. Я полагаю, она самый денежный и влиятельный социальный институт.


Фото: Bobreparhiya.by

Конкретно в моём вузе особо не напрягают в плане учёбы. А вот, например, в духовных семинариях спрашивают строже, да и предметов там больше.

Идеальный вариант после вручения диплома — это получить работу в Русской православной церкви. Если не получится, то преподавать в воскресных школах, школах с религиозным уклоном или просто в школе, где есть такой предмет.

Взятки на кафедре теологии не берут и не предлагают. Да это и ни к чему. Сдать предметы не составляет большого труда даже для тех, кто не разбирается.

Студенты других факультетов, как мне кажется, нас даже немного побаиваются. А смеётся только тот, кто не видит и не признаёт другие профессии, кроме своей.

Артём Малышев
окончил богословский факультет ПСТГУ в 2017 году

— В материальном плане быть теологом сейчас вряд ли перспективно. Возможно, это было перспективно предыдущие времена. Я даже слышал такую фразу: «Хотите заниматься теологией, про деньги забудьте».


Фото: Pstbi.ru

После того, как я побывал на дне открытых дверей, я решил поступать именно на богословский факультет. Его тогда, в 2010 году, репрезентировал предполагаемым абитуриентам протоиерей Николай Емельянов. Родители отнеслись к моему решению поступать в ПСТГУ очень благосклонно. Сомнений при поступлении у меня не было, также не было сомнений во время учёбы.

С каждым годом «вертоград духовной учености» — наш богословский факультет — раскрывался и открывался для меня в ещё более насыщенных красках. Учиться у нас тяжело так же, как и в любом приличном вузе, где учиться необходимо. Знания пригодились пока для собственного саморазвития, в дальнейшем надеюсь послужить Богу и Церкви занятиями научным богословием.

Маргарита Никифорова
выпускница направления «теология» Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ) 2014 года

— На выбор моего места учёбы, в принципе, ничто не повлияло, потому что я изначально хотела поступать в ПГЛУ. И когда в брошюрке, которую давали всем поступающим, я увидела теологию, то решила, что подам документы именно на это направление. Почему-то я внутренне почувствовала, что пройду туда. Как следствие — меня взяли на бюджет.

Мои родители были не очень рады тому, что я поступила в ПГЛУ. Вся моя семья — атеисты, поэтому они не понимали, для чего вообще нужна эта специальность. Со временем все привыкли и некоторые члены семьи даже пришли к Богу. Честно говоря, всё дело не в моей специальности. Конечно, мы вели беседы с папой и мамой, они очень образованные люди и у них своя точка зрения на этот счёт.


Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Фото: Ortho-socio.ru

Когда я поступала на кафедру православной теологии, то не знала о религии, о Боге, абсолютно ничего. Я помню, во время первого занятия Сергей Иванович Дараев — очень умный человек — начал задавать нам вопросы на тему религии. И я тогда ему сказала: «Сергей Иванович, простите меня, мне так стыдно перед вами и моими одногруппниками, но я ничего об этом не знаю». В процессе учёбы какие-то вещи я стала для себя открывать. Я начала очень много читать на тему религии, стала ходить в церковь, причащаться. Я пришла к Богу, и очень благодарна всем своим преподавателям за то, что они открыли для меня новый мир, изменили мое мировоззрение.

В моей учёбе был такой момент, когда я пропустила несколько пар по богословию у отца Дмитрия Моничева (нашего преподавателя). С середины семестра я перестала ходить на них. В конце семестра он говорит: «У тебя так много пропусков, что мне делать с тобой?» Я отвечаю, что не знаю. Отец Дмитрий неожиданно добавляет: «Ладно, я поставлю тебе «пять». — «За что? Я же лентяйка! Поставьте мне хотя бы «четыре», чтобы стипендия была», — умоляю я. А он говорит: «Нет, я поставлю «пять», чтобы тебе было стыдно». Мне очень стало стыдно перед ним, потому что он священнослужитель и преподавал очень серьёзный предмет. Меня так мучила совесть, что я больше ни одной пары у него не пропустила, да и вообще старалась не пропускать занятия. Он мне преподал урок, который я буду помнить всю жизнь.

Взятки, по крайней мере, у нас, никто не требовал и не давал. Все шли друг другу навстречу. Любой вопрос можно решить — главное, учи и приходи сдавать. За четыре года учебы я ни одной взятки не дала, честное слово! Вообще, в случае теологии, как мне кажется, это что-то неприменимое.

Учиться в какие-то моменты было весело, а в какие-то тяжело. Где-то были слёзы, где-то радость, все как у всех студентов. Мы вели насыщенную студенческую жизнь. Например, ездили в Москву на молитвенные стояния, ходили на различные экскурсии, ездили на природу. Отделение теологии очень дружное, несмотря на то, что там есть направления «исламская теология» и «православная теология». Все студенты между собой очень дружны. Студенты других факультетов по-разному к нам относились, но нас их мнение не особо интересовало. Кто-то называл нас «набожниками», кому-то, наоборот, было интересно, кто-то приходил к нам на Пасху — мы её каждый год отмечали на факультете, как и Курбан-Байрам.


Фото: Taday.ru

После университета я, к сожалению, не смогла связать себя со своей специальностью и ушла работать в сферу туризма. Сейчас у меня свое туристическое агентство. Но я по-прежнему люблю вести беседы на религиозные темы, общаюсь со студентами и выпускниками кафедры. Мы друг друга поддерживаем, называясь «духовными братьями и сестрами».

Тот опыт, те знания, которые я получила здесь, как мне кажется, пригодятся во всём и всегда. С этими знаниями мне очень легко живётся, я могу давать людям советы, когда они просят. Я могу строить семью, основываясь на православных канонах. Я считаю, что специальность очень многопрофильная — она охватывает не только богословие. Мы очень много изучали историю, иврит, древнегреческий и старославянский языки. Это всё очень интересно, и все сильно запомнилось. Если вернуть время назад, то я бы, несомненно, ещё раз выбрала теологию.

Священник Иоанн Игнатов
окончил кафедру теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в 2009 году

— Выбрал это направление, потому что оно изучает богословие и даёт возможность закончить престижный государственный вуз. Учиться было интересно. Но вряд ли трудно, так как уже со школьной скамьи желал посвятить своё служение Богу.

Я шёл поступать, заранее надеясь, что Господь призовёт меня совершать своё служение у Престола. Сейчас я настоятель двух храмов, руководитель епархиального отдела и комиссии и директор школы. Так что, светско-богословское образование мне очень пригодилось.

Что касается отношения остальной преподавательско-студенческой корпорации — было полное взаимопонимание и уважение. Если мы встречали скепсис со стороны опытных преподавателей или студентов, то после общения с нами он уходил. К слову, нашу группу выбрали лучшим выпуском вуза того года. Так что я думаю, это вопрос социализации, а не направления.

Майнд-тренер, ИТ-медик и сайнс-художник – такими необычными словосочетаниями наполнен проект «Атлас новых профессий». Согласно ряду прогнозов, уже к 2030 году с рынков исчезнут 57 профессий и появится до 85% новых. В футурологических прогнозах нет места выпускникам молодой российской специальности – теологии. Исчезнет ли светское богословие в будущем или встанет в один ряд с самыми востребованными профессиями?

Тео… что?

Многие считают, что теология в русском языке тождественна по значению богословию. Это не совсем так.

Богословие подразумевает опыт богообщения, от которого рождается знание. Теология же – попытка познать Бога ограниченным разумом, рационалистически обосновать Его существование и найти веру. Однако оба эти понятия служат цели достижения единства Богом.

В 2015 году Высшая аттестационная комиссия в России (ВАК РФ) признала теологию наукой, а спустя 2 года состоялась защита первой диссертации по дисциплине, наделав шуму в научном сообществе. Противники нововведения апеллировали к отсутствию широкого обсуждения среди ученых и несоответствию требованиям ВАК к кандидатским и докторским работам. Однако на Западе, на который привыкли ориентироваться в отечественной науке, университеты возникали именно как теологические школы. В России до революции образовательные учреждения религиозной направленности были выделены в отдельный корпус приходских школ, духовных училищ и семинарий.

Западный мир не был потрясен революциями устоев, как Россия, и теологические факультеты по сей день существуют в самых крупных и уважаемых университетах мира, таких как Гарвардский, Йельский или Принстонский.

Появление «светского» богословия в российских университетах в некотором роде есть курс на мировые тенденции. И сопротивление нововведению – не что иное, как советская инерция живущих вчерашним днем ученых-коммунистов и их пасынков.


Фото: кафедра теологии МИФИ

Почему боятся?

Протоиерей Николай Емельянов, проректор Богословского института Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета считает, что неприятие теологии рядом ученых связана с памятью о тоталитарной советской идеологии. Священник сравнил суть фобии к теологии с «научным атеизмом навыворот». Ученые опасаются, что богословская дисциплина нарушит принцип светскости в обществе.


Протоиерей Николай Емельянов

Теология будущего

В мире происходят, с одной стороны, мощные тенденции по унификации и глобализации, что неизбежно приводит к мощному взаимопроникновению культур. С другой, медленно наступающая эпоха метамодерна толкает людей на поиск своих корней и путь «духовного аристократизма». В этих условиях и государству, и Церкви нужны специалисты, способные на понятном языке говорить о Боге. Как ни парадоксально, растет и интерес к церковной культуре древности, истории, письменным источникам и их пониманию. И здесь теологи вновь могут прийти на помощь. Исчезающие носители древних церковных традиций, такие старообрядцы или амиши, представляют высокую ценность в сфере этнорелигиозных исследований.


Фото: Кафедра теологии ТУЛГУ

Типичный homo economicus вряд ли сразу сообразит, где в современном мире может работать теолог. И тем более – найдет ли он для себя место в мире будущего?

Уже сейчас для теолога предлагается широкий спектр специальностей: преподаватель, проповедник, сотрудник СМИ, эксперт, катехизатор и миссионер. А что может ждать теологов в будущем?

Не исключено, что в крупных корпорациях, в том числе и в России, может появиться советник по нравственности. Да, человек, который на христианских принципах помогает формировать миссию компании, ее ценности, выступать в коллективе проповедником высших человеческих идеалов.

В сфере медиа теолог может найти себя в образовательных интернет-проектах, создавая интересные спецкурсы по широкому спектру тем православного христианства. Области научных исследований древних текстов или современных религиозных тенденций только приобретают свою актуальность. Христианские эксперты будут востребованы как в СМИ, так и в госучреждениях.

Теологи будут этакими начетчиками XXI века: высокообразованными мирянами, на которых, возможно, выпадет ответственность по укреплению приходских общин и созданию новых.

Поскольку метамодерн ознаменовывается эпохой поиска Бога, теологи будут востребованы в сфере искусства. Можно сказать, что роман Евгения Водолазкина «Лавр» в некотором роде – новый шаг богословия в художественной литературе.

Тотальная автоматизация и секуляризация мира неизбежно вызовет (уже вызывает) внутренний надрыв в человечестве, разочарование, стремление к социальной перезагрузке и дауншифтингу. Наряду с урбанизацией и роботизацией будут активно формироваться экофутуристические общины будущего, с большой долей вероятности – религиозного характера. Теолог станет связующей нитью светской, но ищущей части общества с Богом. Главное, чтобы выпускники профильных специальностей соответствовали учению Христа и несли свет миру, научая все народы правде Божьей.


Теолог – эксперт по религиозному наследию. Он исследует историю и философию религии, анализирует исторические источники, дает оценку различным религиозным объединениям.

Для работы по профессии необходимо знать основы практической и систематической теологии, разбираться в истории религий, догматическом и сравнительном богословии, а также каноническом праве. Получить соответствующие навыки можно на курсах профессиональной переподготовки. Обучение проводится дистанционно на базе уже имеющегося высшего или среднего профессионального образования.

Должностные обязанности

Теолог занимается изучением религиозного мировоззрения. Его деятельность связана с изложением и передачей принципов христианской философии. Он изучает фундаментальное систематическое богословие, апологетику, теорию и практику богослужения, а также церковное право.

Обязанности специалистов различаются в зависимости от места работы. Теолог может вести научно-исследовательскую деятельность или преподавать в различных образовательных учреждениях богословие, историю религий, основы православной культуры или теологию.

Эксперты, обладающие обширными знаниями и аналитическими способностями, могут работать в качестве специалистов по безопасности и выявлять деструктивные культы и секты.

Специалисты в области богословия также выступают в качестве авторов научных работ, пишут статьи для средств массовой информации и занимаются переводом религиозных источников с церковно-славянского языка на русский.

Карьера и зарплата

Теологи работают в общественных и религиозных организациях, музеях, архивах и профильных издательствах.

Работу по профессии можно найти внутри православной епархии. Сотрудник РПЦ может выполнять обязанности пресс-секретаря или сопровождать паломников в храмах и монастырях.

Средняя заработная плата составляет 20 000 рублей в месяц и зависит от места работы. Меньше всего зарабатывают сотрудники приходов и храмов. Доход преподавателей воскресных школ и университетов зависит от количества часов, ставки и опыта работы.

Где учиться?

В Международной Академии Экспертизы и Оценки вы можете получить профессию теолога за 3 месяца на базе высшего или среднего профессионального образования:

  • Одна из самых доступных цен в России
  • Обучение в полностью дистанционном формате, не выходя из дома
  • Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца
  • Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
  • Действующая лицензия на образовательную деятельность
  • Более 10 000 выпускников из 85 субъектов Российской Федерации.

Узнать подробности и оставить заявку на обучение вы можете здесь: https://теология.маэо.рф

Студенты и выпускники-теологи рассказали о перспективах после учёбы


Минобрнауки РФ выступает за увеличение числа теологов в стране. Министр образования Ольга Васильева обещала выделить на это направление в следующем учебном году 632 места. Этот показатель вдвое превышает нынешний: в 2016/17учебном году на теологию выделили 279 мест в бакалавриате, 180 в магистратуре, 16 в аспирантуре.
Это отнюдь не новое для России явление. Первая кафедра теологии в светском вузе появилась ещё в 1994 году — в Омском государственном университете. С 1992 года эту специальность активно продвигает Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Всего в России на данный момент действует 45 кафедр теологии.

Екатерина Кузнецова студентка 1 курса кафедры теологии Российского государственного социального университета (РГСУ)

— Лично у меня сомнений насчёт места поступления не было, ведь из остальных вариантов, этот, на мой взгляд — самый необычный и оригинальный. Родители к моему выбору отнеслись положительно, они не до конца понимали, в чем смысл данной профессии. Хотя родственники, напротив, настроились негативно. Они считают эту профессию неперспективной.

У меня сомнений насчёт перспективности профессии теолога нет. Я считаю, всё как раз наоборот. Русская православная церковь отделена от государства, но её влияние всегда было велико. Я полагаю, она самый денежный и влиятельный социальный институт.


Конкретно в моём вузе особо не напрягают в плане учёбы. А вот, например, в духовных семинариях спрашивают строже, да и предметов там больше.

Идеальный вариант после вручения диплома — это получить работу в Русской православной церкви. Если не получится, то преподавать в воскресных школах, школах с религиозным уклоном или просто в школе, где есть такой предмет.

Взятки на кафедре теологии не берут и не предлагают. Да это и ни к чему. Сдать предметы не составляет большого труда даже для тех, кто не разбирается.

Студенты других факультетов, как мне кажется, нас даже немного побаиваются. А смеётся только тот, кто не видит и не признаёт другие профессии, кроме своей.

Артём Малышев окончил богословский факультет ПСТГУ в 2021 году

— В материальном плане быть теологом сейчас вряд ли перспективно. Возможно, это было перспективно предыдущие времена. Я даже слышал такую фразу: «Хотите заниматься теологией, про деньги забудьте».


После того, как я побывал на дне открытых дверей, я решил поступать именно на богословский факультет. Его тогда, в 2010 году, репрезентировал предполагаемым абитуриентам протоиерей Николай Емельянов. Родители отнеслись к моему решению поступать в ПСТГУ очень благосклонно. Сомнений при поступлении у меня не было, также не было сомнений во время учёбы.

С каждым годом «вертоград духовной учености» — наш богословский факультет — раскрывался и открывался для меня в ещё более насыщенных красках. Учиться у нас тяжело так же, как и в любом приличном вузе, где учиться необходимо. Знания пригодились пока для собственного саморазвития, в дальнейшем надеюсь послужить Богу и Церкви занятиями научным богословием.

Маргарита Никифорова выпускница направления «теология» Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ) 2014 года

— На выбор моего места учёбы, в принципе, ничто не повлияло, потому что я изначально хотела поступать в ПГЛУ. И когда в брошюрке, которую давали всем поступающим, я увидела теологию, то решила, что подам документы именно на это направление. Почему-то я внутренне почувствовала, что пройду туда. Как следствие — меня взяли на бюджет.

Мои родители были не очень рады тому, что я поступила в ПГЛУ. Вся моя семья — атеисты, поэтому они не понимали, для чего вообще нужна эта специальность. Со временем все привыкли и некоторые члены семьи даже пришли к Богу. Честно говоря, всё дело не в моей специальности. Конечно, мы вели беседы с папой и мамой, они очень образованные люди и у них своя точка зрения на этот счёт.


Когда я поступала на кафедру православной теологии, то не знала о религии, о Боге, абсолютно ничего. Я помню, во время первого занятия Сергей Иванович Дараев — очень умный человек — начал задавать нам вопросы на тему религии. И я тогда ему сказала: «Сергей Иванович, простите меня, мне так стыдно перед вами и моими одногруппниками, но я ничего об этом не знаю». В процессе учёбы какие-то вещи я стала для себя открывать. Я начала очень много читать на тему религии, стала ходить в церковь, причащаться. Я пришла к Богу, и очень благодарна всем своим преподавателям за то, что они открыли для меня новый мир, изменили мое мировоззрение.

В моей учёбе был такой момент, когда я пропустила несколько пар по богословию у отца Дмитрия Моничева (нашего преподавателя). С середины семестра я перестала ходить на них. В конце семестра он говорит: «У тебя так много пропусков, что мне делать с тобой?» Я отвечаю, что не знаю. Отец Дмитрий неожиданно добавляет: «Ладно, я поставлю тебе «пять». — «За что? Я же лентяйка! Поставьте мне хотя бы «четыре», чтобы стипендия была», — умоляю я. А он говорит: «Нет, я поставлю «пять», чтобы тебе было стыдно». Мне очень стало стыдно перед ним, потому что он священнослужитель и преподавал очень серьёзный предмет. Меня так мучила совесть, что я больше ни одной пары у него не пропустила, да и вообще старалась не пропускать занятия. Он мне преподал урок, который я буду помнить всю жизнь.

Взятки, по крайней мере, у нас, никто не требовал и не давал. Все шли друг другу навстречу. Любой вопрос можно решить — главное, учи и приходи сдавать. За четыре года учебы я ни одной взятки не дала, честное слово! Вообще, в случае теологии, как мне кажется, это что-то неприменимое.

Учиться в какие-то моменты было весело, а в какие-то тяжело. Где-то были слёзы, где-то радость, все как у всех студентов. Мы вели насыщенную студенческую жизнь. Например, ездили в Москву на молитвенные стояния, ходили на различные экскурсии, ездили на природу. Отделение теологии очень дружное, несмотря на то, что там есть направления «исламская теология» и «православная теология». Все студенты между собой очень дружны. Студенты других факультетов по-разному к нам относились, но нас их мнение не особо интересовало. Кто-то называл нас «набожниками», кому-то, наоборот, было интересно, кто-то приходил к нам на Пасху — мы её каждый год отмечали на факультете, как и Курбан-Байрам.


После университета я, к сожалению, не смогла связать себя со своей специальностью и ушла работать в сферу туризма. Сейчас у меня свое туристическое агентство. Но я по-прежнему люблю вести беседы на религиозные темы, общаюсь со студентами и выпускниками кафедры. Мы друг друга поддерживаем, называясь «духовными братьями и сестрами».

Тот опыт, те знания, которые я получила здесь, как мне кажется, пригодятся во всём и всегда. С этими знаниями мне очень легко живётся, я могу давать людям советы, когда они просят. Я могу строить семью, основываясь на православных канонах. Я считаю, что специальность очень многопрофильная — она охватывает не только богословие. Мы очень много изучали историю, иврит, древнегреческий и старославянский языки. Это всё очень интересно, и все сильно запомнилось. Если вернуть время назад, то я бы, несомненно, ещё раз выбрала теологию.

Священник Иоанн Игнатов окончил кафедру теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в 2009 году

— Выбрал это направление, потому что оно изучает богословие и даёт возможность закончить престижный государственный вуз. Учиться было интересно. Но вряд ли трудно, так как уже со школьной скамьи желал посвятить своё служение Богу.

Я шёл поступать, заранее надеясь, что Господь призовёт меня совершать своё служение у Престола. Сейчас я настоятель двух храмов, руководитель епархиального отдела и комиссии и директор школы. Так что, светско-богословское образование мне очень пригодилось.

Что касается отношения остальной преподавательско-студенческой корпорации — было полное взаимопонимание и уважение. Если мы встречали скепсис со стороны опытных преподавателей или студентов, то после общения с нами он уходил. К слову, нашу группу выбрали лучшим выпуском вуза того года. Так что я думаю, это вопрос социализации, а не направления.


Профессия теолога становится всё востребованнее в российском обществе. Многие классические вузы ведут подготовку специалистов в этой области. Однако остаётся ряд нерешённых вопросов, связанных со столь интересной и для кого-то неизведанной профессией. Так кто же такой теолог? Подробно на эту тему делится своими мыслями ректор Московского исламского университета Дамир Хайретдинов.

Специальность теолога утверждена приказом Министерства образования Российской федерации от 02.03.2000 № 686. Что это: вызов времени или повторение истории, ведь теологи – это не есть новое в развитии человечества?

В соответствии со стандартом образования теология является светской дисциплиной. Для российской уммы включение в образовательный стандарт дисциплины «теология» является новым этапом развития исламского образования. Это попытка интегрировать религиозное образование в светскую сферу и, вместе с тем, применить методику обучения светской школы в религиозных учебных заведениях. Выпускники исламских вузов имеют возможность по окончанию свободно поступать в магистратуру или аспирантуру. В идеале это должны быть специалисты, которые освоили логику развития как традиционного богословия, так и светской науки.

Несколько лет назад в мусульманском сообществе серьёзно обсуждался вопрос о том, как сделать религиозные учебные заведения привлекательными для абитуриентов. Не секрет, что во многих регионах из-за отсутствия социальных гарантий молодые люди избегают работы имама, особенно, если речь идет о селе. Тогда высказывались предложения вместе с религиозной подготовкой давать студентам ту или иную светскую профессию, от бухгалтера до пчеловода, как своего рода гарантию. Специальность теология в данном контексте видится мне наиболее цивилизованным и перспективным решением данной задачи.

Уважаемый Дамир Зинюрович, столько мнений, порой совершенно разных, существует о данной профессии. Ещё раз поясните: кто же такой теолог и чем он отличается, скажем, от философов, культурологов, религиоведов?

На мой взгляд, в отличие от философов, культурологов или религиоведов, теологи отличаются следующими особенностями: они являются практикующими верующими; изучают ислам изнутри, в то время как культурологи изучают ислам со стороны (например, они изучают религиозные источники не как памятники культуры, а как сакральные тексты); глубже изучают религиозные дисциплины.

Теолог – специалист в области ислама, имам-хатыб, но в то же время имеющий светское образование. Сфера применения специальности, компетенции четко прописаны в стандарте по теологии.

Московский исламский университет прошёл лицензирование и аккредитацию по направлению «Теология». Скажите, пожалуйста, с какими трудностями пришлось столкнуться и какие перспективы открываются для ваших студентов и выпускников?

Лицензирование и аккредитация предполагают более строгие требования по осуществлению учебного процесса: образовательный уровень профессорско-преподавательского состава, правила зачисления, строгое следование программам, требования к дипломным проектам и т.д. Для нашего вуза прохождение государственной аккредитации стало своеобразным аттестатом на зрелость.

Что касается перспектив, то само понятие «диплом государственного образца» говорит о многом. Он признается государственными учреждениями, т.е. наш выпускник может трудоустраиваться в государственных и муниципальных учреждениях – школах, органах власти, муниципальных органах и т.д. Как я уже сказал, наши выпускники могут поступать в магистратуру и аспирантуру, то есть на основе базовых знаний, полученных в религиозном вузе далее заниматься научной и преподавательской деятельностью.

Свои преимуществами обладают и наши студенты – льготный проезд в городском транспорте, отсрочка от армии.

А насколько востребованы на рынке труда специалисты с дипломом теолога?

В своем основном профильном качестве теологи востребованы как в религиозных организациях – местных, централизованных и образовательных, так и в средней школе, в связи с введением предмета «Основы религиозных культур и светской этики» из шести разных модулей.

Кроме того, есть родственные специальности и профессии, в которых сегодня ощущается недостаток профессионалов. Это религиоведы, специалисты в области государственно-конфессиональных отношений. Я уверен, что если молодой специалист по окончании вуза останется верен своему выбору, не уйдет в коммерцию или иную сферу, а достойно проявит себя по избранному профилю, его талант обязательно будет замечен. Профессиональные специалисты в области теологии востребованы в многочисленных учреждениях, среди которых даже парламент, Министерство иностранных дел, не говоря уже о СМИ, сфере образования и многочисленных экспертных советов. Тем более, что работая под началом Духовного управления мусульман Европейской части России и взаимодействуя с широким спектром государственных учреждений, мы можем дать выпускнику необходимые рекомендации для успешного трудоустройства.

12 сентября 2013 года был подписан приказ министра образования и науки РФ №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». 14 октября 2013 года приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, а через несколько дней опубликован на сайте Министерства образования и науки. В соответствии с приказом, направление подготовки «Теология» выделяется в отдельную укрупненную группу, и по этому направлению могут готовиться специалисты в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Какие изменения в образовательном процессе это повлечёт?

Нет сомнений, что данное решение открывает новые перспективы для развития системы исламского образования в нашей стране, для повышения его конкурентоспособности. Были случаи, когда перспективные и талантливые выпускники зарубежных учебных заведений возвращались на Родину и стремились к росту на научной стезе в наших академических институтах, однако их дипломы не признавались для поступления в аспирантуру. Сегодня наши соотечественники получают возможность получить базовое образование в своей же стране, развиваться в научном плане под эгидой центров исламоведения и арабистики с мировой славой и авторитетом.

Поэтому, я считаю, это новые возможности, которые требуют от руководителей религиозных вузов слаженной работы: необходимо создавать новые образовательные программы, учебные пособия, искать преподавательские ресурсы, соответствующие уровню аспирантуры. Целесообразно проводить эту работу в рамках Совета по исламскому образованию.

Читайте также: