Как понять на какую профессию идти учиться

Опубликовано: 03.10.2024

Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию. Вероятно, Вы – человек мечтательный, лиричный, добрый. Любите животных, растения, вообще живую природу. Умеете чувствовать “настроение” пейзажа, времени года. Для Вас природа – живое, одухотворенное существо. Вы предпочитаете уединяться в каком-нибудь живописном уголке. Скорее всего, у Вас дома есть домашние животные. Неудивительно, если Вы немного пишете стихи и всегда с удовольствием перечитываете в книгах описание пейзажей.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

Профессия данного типа подходит Вам, если Вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если Вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если Вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки. У Вас технический склад мышления. Любимые предметы – математика и физика, в свободное время возитесь с различными механизмами. Знаете практически все модели автомобилей. По характеру такой человек немногословен, предпочитает сразу же приступить к делу, любит ручной и физический труд. Вы сдержанны, основательны в своих поступках и решениях.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

технические объекты (машины, механизмы);

материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

хорошая координация движений;

точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

развитое техническое и творческое мышление и воображение;

умение переключать и концентрировать внимание;

Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если Вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации. Можно предположить, что Вы склонны к уединению. Предпочитаете кропотливый труд – проведение сложных расчетов, занятие кодированием. Любите рассуждать на абстрактные темы.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

хорошая оперативная и механическая память;

способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

хорошее распределение и переключение внимания;

точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите создавать. Это все творческие специальности. Вы – человек эмоциональный, увлекающийся, часто действуете по настроению, импульсивно. Мечтательны, любите фантазировать. Может, владеете музыкальным инструментом, рисуете, пишете стихи, увлекаетесь моделированием одежды, дизайном. Такие люди любят модно одеваться, стараются придать своей внешности блеск, артистичность, оригинальность. В жизни не любят однообразия и уныния, всегда стремятся наполнить ее особым смыслом.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек художественный образ» является:

художественный образ, способы его построения, его роли, элементы и особенности.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

художественные способности; развитое зрительное восприятие;

наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Профессии данного типа подходят Вам, если Вы – человек общительный, активный, живой и подвижный. У Вас много друзей, Вам нравится бывать в компаниях. Вы наблюдательны, умеете понимать характеры людей, их настроения, знаете, как вести себя в той или иной ситуации, как разрядить напряженную атмосферу, уладить ссору между друзьями. Вам интересно размышлять о том, какие внутренние причины лежат в основе того или иного поступка знакомого человека, какие цели он перед собой ставил, чего добивался. Вы умеете установить психологический контакт с собеседником, поддержать интересную беседу.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

умение сдерживать эмоции;

способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

Первые тесты по профориентации принято проходить в средней школе, это примерно 16 лет. Но даже если вам уже 20, 30 или 40, а вы все еще не знаете, чему хотите посвятить себя и свою жизнь – никогда не поздно пройти парочку тестов, которые подскажут направление. Мы собрали для вас 4 теста на профориентацию и расскажем об их плюсах и минусах.

Тест Холланда. Определение профессионального типа личности

Этот тест представляет собой 42 пары специальностей, из которых вы выбираете ту, рабочий процесс которой вам ближе. Таким образом определяется ваш профессиональный тип личности.

  • Реалистический — ориентирован на создание и обслуживание технических процессов и чего-то материального. Это инженерия, механика и так далее.
  • Предпринимательский — профессии, требующие быстрых и креативных решений, хороших коммуникативных данных. Как следует из названия, это бизнесмены, дельцы, а также журналисты.
  • Социальный — это общение и взаимодействие с людьми. Тут психологи, консультанты.
  • Конвенциальный или офисный тип — работа с числами, формулами и документами. Систематизация данных. Например, секретари и бухгалтера.
  • Интеллектуальный — предполагает умственный труд, рациональность, анализаторские способности. Это всевозможные аналитики, big data.
  • Артистический тип — нестандартные люди с уникальным взглядом на мир и чувственностью. Это артисты всех мастей, дизайнеры, sound designer, художники.

Плюсы:

  1. Вопросы достаточно простые, с большой долей вероятности результаты теста будут достоверны.
  2. Вы узнаете конкретные подходящие вам специальности в рамках своего типа, а также рекомендации к ним. Это значительно сузит поиск.

Минусы:

  1. Для прохождения теста надо хотя бы на теоретическом уровне знать процессы той или иной работы.
  2. Есть вероятность принять желаемое за действительное. Если вам нравятся красивые дизайны, это еще не значит, что вам подойдёт эта сфера.

Для кого:

Если вы хорошо представляете особенности профессий из теста – вам он может показать весьма достоверные результаты.

Мой результат:

Тест Климова. Д ифференциально-диагностический опросник

Это вариация предыдущего теста, но с доработкой. Тут вы выбираете между занятиями, а не профессиями. Результатом будет выявленная предрасположенность к одному из пяти профессиональных направлений.

  • Человек — природа. Сферы, связанные с живыми организмами и системами. Врачи, биологи.
  • Человек — техника. Это направления, предполагающие работу с неживыми системами. Тут всевозможные механики и инженеры.
  • Человек — человек. Взаимодействие с индивидами и коллективами. Преподаватели, психологи, консультанты.
  • Человек — знаковая система. Работа с данными: шифрами, цифрами, таблицами, текстом. Редакторы, аналитики, big data.
  • Человек — художественный образ. Это люди искусства, артисты, дизайнеры.

Плюсы:

  1. Вопросы легко воспринимаются любым человеком, ответы не требуют самокопаний.
  2. Результат данного теста содержит вполне конкретные рекомендации.

Минусы:

  1. Как и в предыдущем тесте, легко спутать предрасположенность и интерес к профессии.
  2. Не все профессии однозначно относятся к одному типу, это может запутать.

Для кого:

Вам подойдёт тест, если вы хорошо отделяете свой праздный и профессиональный интерес.

Мой результат:
Этот тест показал, что в какой -то мере я отношусь к математическому и аналитическому складу ума. Оно и верно, на работе UX дизайнера мне часто пригождается подобные навыки.

Тест Потемкиной. Л ичностные социально-психологические установки

Этот диагностический тест состоит из 80 вопросов и, в отличие от предыдущего, касается как раз ваших психологических особенностей и мотивации. Отвечая да или нет, вы узнаете, на что вы больше ориентированы:

  • Процесс,
  • Результат,
  • Человеколюбие,
  • Эгоизм,
  • Труд,
  • Финансы,
  • Свободу,
  • Власть.

Профессор Потемкина создавала тест, основываясь на трудах последователя К. Юнга и Э. Фромма, что делает его еще интереснее.

Плюсы:

  1. Тест состоит из простых для восприятия вопросов, на которые вы даете однозначный ответ.
  2. При выборе своей будущей профессии важно учитывать в том числе психологические наклонности наряду с предрасположенностью к какой-то сфере деятельности.

Минусы:

  1. Тест не поможет выбрать конкретную специальность.
  2. Если у вас еще не было полноценного опыта какой-либо работы, вам может быть несколько тяжело ответить однозначно на некоторые вопросы.

Для кого:

Подходит людям, которые уже имеют багаж профессионального опыта.

Мой результат:

Не пойму, почему ориентация на деньги не сработала. Когда я проходил свой первый курс по Веб дизайну - это одной из моих основных мотиваций.

Тест Голомшток. Карта Интересов

Он состоит из 174 несложных вопросов, в ответ вы будете озвучивать свое отношение от «совсем не нравится» через «сомневаюсь» до «очень нравится». Автор объединяет 23 профессиональных направления в большие группы, например, медицина, математика, искусство и другие. Результатом прохождения станет группа специальностей, к которой вы наиболее предрасположены.

Плюсы:

  • 174 вопроса – достаточно много, а значит, результаты будут предельно точны.
  • Тест довольно прямолинеен, поэтому если вы любите животных и физиологию, он предложит вам стать ветеринаром.

Минусы:

  • Тест не учитывает психологические особенности и характер.
  • Если вы регулярно выбираете средний вариант “сомневаюсь”, результаты не будут точны.

Для кого:

Тест подходит тем, кто хорошо понимает свои желания и предрасположенности, и может подтвердить ваши догадки касательно выбора профессии.

Выводы

Тесты – это интересно. Они могут дать вам ключ к лучшему пониманию себя. Но могут и конкретно запутать. Поэтому обязательно проверяйте на практике результат, который показал тот или иной тест. Записывайтесь на интенсивы, стажировки, обучения, презентации профессий. Читайте теорию, практикуйте, поваритесь в выбранном направлении, прежде чем нырнуть в него с головой.

Понравилась статья и возникло резкое желание постоянно получать полезный материал по образовательной тематике - подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен , ставьте лайки новым статьям и будьте востребованным специалистом. Дерзайте 👍

Начинайте готовиться к выбору заранее. Чтобы видеть все возможности, пробуйте разные направления, пока учитесь в средней школе, советует руководитель центра «Арт-Личность» Айдар Фаррахов.

«До 4-го класса вы учитесь учиться — делать уроки, быть самостоятельным. С 4-го по 8-й класс знания стабилизируются, в это время нужно пробовать новые сферы, расширять свой опыт. А с 14 лет уже стоит выбирать те занятия, которые помогут определиться с будущей профессией. Здесь правильнее говорить не только о возможностях для работы, но и о выборе будущего в глобальном смысле, — говорит Айдар. — Надо накапливать багаж умений, участвовать в стажировках, обучающих лагерях, использовать возможности поработать летом. Чтобы чемоданчик набрался, а потом ты его открыл и посмотрел, что умеешь, что тебе приносит удовольствие, чем хочешь заниматься».

Главные ошибки при выборе:

  • Идти в профессию, чтобы продолжить династию.
    Например, оба родителя — юристы. Они могут настаивать на обучении по юридическому профилю, даже если ваши интересы не укладываются в это направление.
  • Поступать в вуз за компанию, вслед за друзьями.
    Чтобы не разлучаться со школьными друзьями, есть соблазн подать документы туда же, куда они планируют поступать.
  • Следовать за модой на профессию.
    Кадровый голод в отдельной отрасли сегодня не гарантирует трудоустройства через пять лет, когда вы получите диплом по нужной профессии.

Те, кому не удалось сделать уверенный выбор перед поступлением в вуз, снова сталкиваются с этим вопросом после первых курсов или защиты диплома, говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»: «Мало кто имеет четко выстроенную профессиональную траекторию. Этот тренд существует давно, и поэтому мы видим, что многие выпускники не работают по специальности после вуза. Полноценное профессиональное самоопределение часто происходит уже после получения диплома».

После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.

Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.

Определиться с профессией могут помочь разные техники и специальные тесты. Например, тест «Профориентация».

Выбор вуза: три важных принципа

1. Оцените шансы на успех

Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.

Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно здесь.

«Важно соизмерять свои желания с возможностями рынка труда. Конечно, есть сферы с зарплатами выше рынка. Например, если ты увлеченный айтишник, восходящая звезда, горишь своим делом и уже имеешь хороший опыт — подход к тебе будет другой и предложения по зарплате — тоже. Но большинство выпускников не могут претендовать на такие условия, им потребуется несколько лет, чтобы повысить свою зарплату», — говорит Айдар Фаррахов.

Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).

Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.

«Выбор вуза должен делать сам школьник, а не родители за него. Стоит вступить в студенческие сообщества в соцсетях, походить на открытые мероприятия, посмотреть на студентов — как они общаются, чем интересуются. Живой разговор за чашкой кофе со студентом или выпускником тоже даст много полезной информации», — говорит Айдар Фаррахов.

2. Выбирайте подходящий формат обучения

Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.

«Я бы подумал над тем, каким образом будет сформирована та компетенция, которая заявлена в программе. Полезно обучаться в разных условиях, не только в системе «преподаватель — студент». Совместные проекты, например, помогают учиться у своих одногруппников. Это развивает навыки коммуникации, способность к объединению. Если есть возможность выступать со своим проектом, ты приобретаешь опыт презентации, учишься рассказывать о своей работе», — говорит Дмитрий Сизарев.

Следить за собственным развитием легче вместе с куратором. Выясните, есть ли такая практика в интересных вам вузах: «В образовании важно не просто дойти до конечной точки, а отслеживать свой прогресс. Движешься ли ты вперед, как ты развиваешься — важно наблюдать за этим. Хорошо, если в вузе есть такая практика, когда студент работает с куратором», — отмечает Дмитрий Сизарев.

Интенсивная учеба в разных форматах поможет собрать интересное портфолио. Опыт презентации своих идей, самостоятельной разработки проекта, навыки работы в группе создадут хорошее впечатление о вас, когда придет время поиска первой работы. «Работодателям не интересен сам по себе диплом, — говорит Айдар Фаррахов. — Важнее то, насколько вы увлечены своей специальностью, есть ли у вас новые идеи и хотя бы небольшой опыт».

3. Прислушайтесь к себе

Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.

«Если выбор связан с двумя компонентами, например между двумя вузами или факультетами, я рекомендую инструмент «декартовы координаты», — говорит Дмитрий Сизарев. — Он помогает выбрать то, что человеку ближе на данный момент. Происходит оценка ситуации по четырем критериям. Первый: если это произойдет, то что я приобрету? Что будет положительного, если я сделаю такой выбор? Второй критерий: что я потеряю, с чем придется расстаться. Третий: если это не произойдет, что я приобрету, что сохранится в моей жизни? И четвертый: что я потеряю, что не произойдет в моей жизни, если я не сделаю такой выбор? Затем берешь маркер, выделяешь самые важные слова из того, что записал. И делаешь выбор — А или Б».

Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.

«Такие методы помогут, если стоит выбор оставаться в родном городе или уехать поступать в вуз другого города», — объясняет Дмитрий.

Что говорят исследования

Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.

«В прошлом году мы провели большое исследование среди школьников выпускных классов. Мы увидели, что даже в 11-м классе мало тех, кто четко видит свою дальнейшую траекторию. Мы задавали прямой вопрос: определились ли вы с профессией и учебным заведением? В 11-м классе 40% опрошенных ответили, что не определились ни с тем, ни с другим. Опрос прошел в ноябре, а через полгода у этих школьников уже выпускные экзамены», — говорит Кирилл Кузнецов.

Важная составляющая осознанного выбора — адекватная самооценка. Если вы хорошо знаете свои сильные стороны, можете определить, что вам интересно, а что нет, — решение о будущей профессии приходит легко. Современные методы профориентации тоже могут помочь в выборе, считает Кирилл Кузнецов: «У нас есть проект «Билет в профессию», в рамках которого мы разработали тест о готовности к выбору. Результаты показывают, насколько школьник готов выбирать. И если показатели невысокие, то тест помогает разобраться, на что обратить внимание.

Например, в тесте есть блок про самооценку: насколько хорошо ты себя знаешь, на что опираешься при выборе профессии, к кому прислушиваешься. Дальше мы спрашиваем про конкретные профессии — чем занимаются те или иные специалисты».

Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.

Важные вопросы при выборе профессии:

Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:

  • Что мне нравится делать?
  • Как я хочу работать? Сколько хочу зарабатывать, какой график и условия я вижу для работы своей мечты?
  • Какие профессии подходят под мои критерии?

Чек-лист по выбору вуза

Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.

7 лучших онлайн-тестов на профориентацию

Какие тесты на профориентацию есть и как они работают

Существует две основных методики определения профориентации: тест Климова и тест Голланда. Обе позволяют на основе личностных особенностей подобрать профессию, в которой человек сможет в полной мере раскрыть все свои таланты.

Система Климова направлена на поиск наиболее подходящей профессиональной сферы. Их пять, и они делятся по типам объектов, с которыми придётся иметь дело во время работы:

  • Человек — человек (учитель, продавец, врач, юрист).
  • Человек — природа (ветеринар, биолог, физик, геолог).
  • Человек — техника (инженер, электрик, механик, конструктор).
  • Человек — знаковая система (программист, лингвист, корректор, топограф).
  • Человек — художественный образ (писатель, актёр, музыкант, художник).

Методика Голланда помогает определить тип личности и вид деятельности, к которой человек предрасположен. Всего шесть типов:

  • Реалистический — практический труд с применением физической силы и ловкости, дающий быстрый результат (плотник, агроном, кондитер).
  • Интеллектуальный — научно-исследовательская деятельность и решение абстрактных задач, для которых нужны творческие способности и нестандартное мышление (астроном, философ, математик).
  • Социальный — работа, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, анализ их действий и обучение (менеджер, журналист, воспитатель).
  • Артистический — актёрско-сценическая и художественная деятельность, где важны высокая эмоциональная чувствительность, воображение и восприятие (артист, дизайнер, скульптор).
  • Предприимчивый — организаторская работа, где необходимы лидерство и способность к принятию решений в сложной обстановке (предприниматель, продюсер, директор).
  • Конвенциональный — канцелярская деятельность и конкретные задачи, связанные с расчётами и ведением документации (клерк, банкир, секретарь).

Когда и как проходить тест на профориентацию

Определять будущую профессию можно с восьмого класса. Желательно проходить тесты каждый год, чтобы учесть изменение интересов или, наоборот, подтвердить свой выбор.

Проводите тестирование в спокойной, нейтральной обстановке. Для максимально точных результатов избегайте ситуаций, когда вы находитесь под впечатлением от фильмов, экскурсий на предприятия или общения с представителями профессий.

Во всех тестах нужно выбирать один из нескольких вариантов. Внимательно читайте и отмечайте то, что больше нравится, либо насколько справедливо для вас предложенное утверждение.

Где пройти онлайн-тест на профориентацию

1. Фоксфорд

Тест на профориентацию: «Фоксфорд»

Расширенный тест с наглядным оформлением, состоящий из трёх частей. Вам нужно отсеять наименее интересные сферы деятельности, затем выбрать предпочтительную работу из нескольких пар, а потом оценить свои способности. В результатах будет ваш тип личности, подходящие профессии будущего, психологические характеристики и сильные стороны.

2. Адукар

Тест на профориентацию: «Адукар»

Тест из 42 вопросов, основанный на методике Голланда. Выберите одну из двух пар профессий и в конце узнаете, какой из шести типов личности преобладает в вашем характере, а также ознакомитесь с подробным описанием каждого из них.

3. Учёба.ру

Тест на профориентацию: Учёба.ру

Анкета для определения сферы интересов из 60 вопросов. Поможет узнать о врождённых способностях к тем или иным профессиям и вещах, которые мотивируют вас больше всего.

4. Testometrika

Тест на профориентацию: Testometrika

Большой опросник с примерами конкретных задач различных профессий. Отметьте, насколько нравится или не нравится каждый из вариантов, и сервис подскажет, к каким направлениям у вас есть склонности.

5. ПрофГид

Тест на профориентацию: «ПрофГид»

Определение профориентации по методу Климова. Укажите, какая из двух предложенных работ по душе, и сервис выдаст наиболее подходящие для вас сферы деятельности с подробной расшифровкой и примерами профессий.

6. Поступи онлайн

Тест на профориентацию: «Поступи онлайн»

Наглядный тест для определения подходящего типа профессии, основанный на методике Климова. Выбирайте, какие занятия больше нравятся, и узнайте предпочтительную для вас сферу работы. Сервис предложит три профессии и вузы, в которых можно получить соответствующее образование.

7. hh.ru

Тест на профориентацию: hh.ru

Платный тест от известного портала вакансий, который поможет найти свое истинное призвание. Прохождение занимает около часа, а по итогам сервис предоставляет подробный отчёт. Помимо личностных и интеллектуальных характеристик, в нём есть список рекомендуемых профессий и подсказки по саморазвитию.

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Читайте также: