Как повысить престиж профессии учителя

Опубликовано: 04.07.2024

«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»

«Учитель живёт до тех пор,

пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский

Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Престиж - мног o стороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;
-это функциональная важность профессии;
- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;
- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.
Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов

В среде обучающихся – свои критерии престижности профессии учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей , определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности обучающихся.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе- это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах.

Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Качество образования — это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:

Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии — это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.

Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:

высокий уровень основного педагогического образования;

мотивация учителей к продолжению образования;

обмен информацией и опытом среди учителей;

Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.

Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.

Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.

Учитель должен быть талантливым

Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Учитель должен иметь духовное здоровье

Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.

Учитель должен быть всегда молодым

Что же это такое молодость для учителя?

Человек считается молодым не тот у, которого паспортная молодость , а тот, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза.

Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.

Учитель должен быть мудрым и сильным

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.

Надо жить с верой в лучшее

Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.

Трудись творчески, а иначе зачем?

В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.

Имей активную жизненную позицию

Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.

Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.

Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас учителей поднимать уровень профессиональной компетентности.

Квалификация - это образование как подготовленность к деятельности и сама деятельность. В связке - образование-квалификация - образование выступает постоянной величиной, организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: выше образование - выше квалификация и наоборот.

В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.

В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.

Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.

Результатом работы нашего педагогического коллектива является то, что учащиеся школы проявляют активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности. В 2013-2014 учебном году принимали активное участие в различных конкурсах обучающиеся и педагоги нашего филиала. В региональном конкурсе «Моя Земля» в номинации «Творчество» и в номинации «Природа и творчество» обучающиеся 4 класса заняли 1 место; в общероссийском конкурсе «Умница» -3 место (Руководитель Кадильникова Н.И.), в международном дистанционном конкурсе по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» - 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Учительство – самая массовая и в тоже время самая уникальная по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. Но при всех катаклизмах , в безжалостном водовороте социально- экономических реформ и постоянного реформирования образования, российский педагог остается верным себе- чуждым иссушающему человеческие отношения прагматизму.
Каждый день учитель приходит на работу, чтобы оснастить учеников способами человеческого жизнеустройства, обогатить их ум и душу.
И снова общество с надеждой смотрит на педагога: в его руках – судьба поколения, которое сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать по какому «сценарию» станет развиваться Россия.

Поздравляю Вас с праздником 1 СЕНТЯБРЯ.

Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!

Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево

Кардаш Елена Васильевна

В современном мире педагогические профессии становятся не престижными, что подтверждает статистика. Бытует мнение, что престиж равноценен моде, а низкие зарплаты, огромная ответственность, минимальное владение правами перед социумом и незащищенность педагога, это не модно и не престижно. Формирование позитивного имиджа педагогического работника в профессиональной среде и обществе, несомненно, очень актуальный вопрос. Очень важно сейчас искать пути решения этого вопроса. Формирование и повышение педагогического престижа в профессиональной среде и обществе возможно, по нашему мнению, с дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
model_povysheniya_prestizha_mkdou_zvezdochka_s_kalinka.docx 46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Модель повышения престижа педагогической профессии на уровне образовательной организации.

1.Актуальность и новизна Модели повышения престижа

В современном мире педагогические профессии становятся не престижными, что подтверждает статистика. Бытует мнение, что престиж равноценен моде, а низкие зарплаты, огромная ответственность, минимальное владение правами перед социумом и незащищенность педагога, это не модно и не престижно. Формирование позитивного имиджа педагогического работника в профессиональной среде и обществе, несомненно, очень актуальный вопрос. Очень важно сейчас искать пути решения этого вопроса. Формирование и повышение педагогического престижа в профессиональной среде и обществе возможно, по нашему мнению, с дошкольного возраста. Стоит попробовать показать и доказать маленькому поколению, что важнее и интереснее профессии нет. Успешные «модные» люди, в жизни вряд ли чего-то добились, если не умели бы читать, писать, творчески или логически мыслить, а этому может научить исключительно, только настоящий учитель.

Основным направлением Модели повышения престижа педагогической профессии является «Ранняя профориентация дошкольников». Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Осознанный выбор профессии ребенок может сделать, начиная с подросткового возраста. В этом возрасте у детей формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, также на выбор профессии влияет престижность, внешняя привлекательность и уровень заработной платы, в отличии от детей дошкольного возраста. Но познакомить и показать важность, привлекательность педагогической работы возможно и в дошкольном возрасте. Рассказать о педагогических профессиях можно интересно, креативно и не навязчиво, учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, тем самым поднять престиж учителя, воспитателя не только в глазах дошкольника, но и в глазах родителей, а значит общества. Такое направление Модели актуально, является инновационным и направлено на популяризацию педагогического труда.

Вторым направлением Модели повышения престижа педагогических профессий на уровне образовательной организации, является «Повышение профессиональной компетентности педагога» , это направление является сопутствующим первому и третьему направлению всей Модели.

Педагогу, сегодня надо постоянно расти, так как время не стоит на месте, быть разносторонне образованным человеком, как и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, так и в области науки, культуры, иначе он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности. Мастерство, необходимо постоянно оттачивать, и для самосовершенствования существует многообразие форм (см. в таб. № 1)

Третье направление Модели повышения престижа педагогической профессии – «Вовлечение родителей в процесс повышения престижа педагогической профессии». Работа с родителями является неотъемлемой частью первого направления – «Профориентация дошкольников».

В этом направлении существенным является усовершенствование традиционных форм работы с родителями. Разработка и апробация разнообразных, полезных и интересных акций для родителей и детей, электронной газеты на базе дошкольного учреждения, других новых форм работы с родителями. Инновационные и смелые формы работы с родителями, оправдывают ожидаемые результаты. При помощи интересных форм работы с родителями возможно их вовлечение в образовательный процесс тем самым поднятие престижа педагогической профессии в глазах родителей, а значит и общества в котором мы живем в течении коротких сроков.

2. Полнота описания механизма

Модели повышения престижа педагогической работы

2.1.Структурные компоненты Модели повышения престижа педагогической профессии их связей и функциональной нагрузки, наглядно представлены в таблице №1.

Прошедший по стране День знаний традиционно обратил взоры общества к нашим учителям. Несколькими днями ранее министр образования сообщил, что дефицита кадров в этой сфере практически нет, все школы полностью укомплектованы педагогами. В условиях нестабильности на рынке труда подобное дорогого стоит. Однако остается открытой вторая сторона вопроса — возрождение прежнего авторитета и престижа учителей. Своими мыслями по этому поводу делятся наши эксперты.



Научить учиться

Татьяна Квятинская, учитель русского языка и литературы ГУО “Гимназия № 10 г. Минска”

Я работаю в гимназии, где учатся высокомотивированные дети. Но, к огромному сожалению, профессию педагога они выбирают редко. А среди них есть те, кто способен не только впитывать знания, но и передавать их остальным. И в этом огромная разница — учиться и учить! Именно эти способности определяют профессию учителя. Кроме того, это и личностные качества: умение сопереживать, понимать детей и их родителей, воспринимать чужие проблемы как свои и помогать решать их.

Как поднять престиж учителя, привлечь в школы молодежь и превратить ремесло в творческую профессию? В последнее время этот вопрос поднимается очень часто, и это меня радует. Так как главное в решении проблемы — осознать, что она есть. Я уверена, что совместными усилиями мы способны изменить ситуацию. Сейчас многое стали делать для того, чтобы наша профессия снова стала уважаемой и привлекательной. Проведение конкурсов педагогического мастерства показывает, что среди педагогов много талантливых и интересных людей. Я сама являлась участницей такого конкурса, который позволил мне не только продемонстрировать свой опыт, но и многое почерпнуть из опыта моих коллег. Немаловажно в формировании положительного образа педагога и внимание СМИ.

Если ребенку комфортно в школе, если он ходит туда с удовольствием и имеет возможность реализовать себя, в семье также царят мир и радость.

А счастливая семья — это залог успешного государства. Если же коснуться удовлетворения материальных потребностей, то здесь не все хорошо, чем и объясняется незначительное количество мужчин в педагогической профессии. Это недостаточные возможности для карьерного роста и невысокая зарплата, не позволяющая содержать семью. А если учесть, что и в семье мужчины часто отстраняются от воспитания своих детей, предоставляя эту обязанность жене, так и получается, что наши дети получают “женское воспитание”.

Не скажу, что это плохо, но твердое мужское слово нашим детям не помешало бы. Поэтому в данном направлении есть над чем работать.

В последнее время часто слышу определение “современный учитель”. Какой он? Да, учитель должен идти в ногу со временем. В школах и гимназиях появилось современное оборудование, сам процесс обучения стал приобретать иные формы. Поэтому и учитель, который окончил университет 20 и более лет назад, должен иметь возможность овладеть современными технологиями. Хорошо, когда, как у нас в гимназии, у каждого есть персональный компьютер, на каждой кафедре интерактивные доски. Педагоги информатики проводят обучающие семинары и мастер-классы. Но я знаю, что не каждая школа может похвастаться этим. В результате дети владеют современными технологиями лучше учителей, авторитет педагога падает. Современный учитель — тот, кто всегда впереди.

Когда я, будучи студенткой, пришла на практику, директор долго со мной общалась, говорила о том, каким должен быть урок, какие методы использовать. А в заключение добавила: “Помните еще о том, что учитель должен выглядеть безупречно. И даже если вы заболели и вам пришлось на уроке достать носовой платок, это должен быть такой носовой платок, чтобы дети ахнули”. Тогда я рассмеялась, думая, что это шутка. Но очень скоро поняла, как она была права. Безупречность во всем: в мыслях, словах, поступках и во внешнем облике. Сложно? Очень. Вот и боятся выпускники такой ответственности. А если кто-то и готов, то родители отговорят.

Но я рада, что все-таки есть дети, которые не боятся трудностей и выбирают профессию педагога. Вспоминаю свою выпускницу, которая была как раз из тех, кто способен учиться и учить. Творческая, талантливая, безупречная. Мечтала стать учителем. Но ее мама решила, что дочь получила золотую медаль не для того, чтобы выбирать педобразование. И девочка отучилась в престижном (по мнению мамы и общества) вузе. Отработала два года, а затем пришла ко мне и с горящими от счастья глазами сказала, что теперь она независима и может получить педагогическое образование. Именно такие учителя нужны нам, на таких держится школа. Рада за нее, потому что сама когда-то выбрала этот путь. И никогда не пожалела. А чье-то мнение о престижности профессии меня мало интересует, если каждый день я иду на работу с радостью. Потому что знаю: меня ждут любопытные глазки моих учеников и творческий коллектив педагогов. И для меня профессия педагога самая престижная.

Престиж на десять баллов

Жанна Мишур, член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам

Что такое авторитет? Это общепризнанное влияние и значение определенного лица для какой-либо группы. Причем основанное на его знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, достижениях и жизненном опыте. С авторитетом учителя напрямую связан и его престиж. Ведь быть учителем — это призвание, случайный человек настоящим учителем стать попросту не может.

Для того, чтобы поднять престиж учителя, необходимо как минимум повысить планку поступления в педагогические вузы. Проходной балл сюда должен быть весьма высоким. Чтобы раз и навсегда искоренить бытующий сегодня среди абитуриентов принцип: если не удастся поступить туда, куда собираюсь, пойду в педагоги. Это совершенно недопустимо. Педагог должен быть человеком развитым, причем всесторонне. Особенно в нынешний век высоких технологий.

Он не должен просто “идти на урок” — он должен идти делиться знаниями.

На практике же мы зачастую имеем совершенно другое. Мне как педагогу с 25-летним стажем крайне неприятно и обидно, когда приходит в школу молодой учитель сразу после вуза, и первый же его вопрос: “Сколько я буду получать?” А потом начинается торг: классного руководства мне не надо, еще чего-то не надо, а вот другое надо, дайте мне это! Скажем, немало претензий сегодня звучит по поводу жилья. То его нет, то оно далеко, то не того качества, как ожидалось. Но позвольте, у нас существует съемное жилье, есть арендное. Почему мы привыкли все получать бесплатно? Подобный менталитет стоит пересмотреть. Человек сам себе должен создавать условия — и для комфортной жизни, и для эффективной работы. Тем более что государство ни от кого не отворачивается, оно помогает всем. Но оно дает не желаемую “рыбу”, а “удочку”. Дает в руки инструменты, посредством которых каждый может обеспечить свое благосостояние.

И даже когда говорят о низкой зарплате педагогов, эти разговоры зачастую не выдерживают никакой критики. Сегодня можно заработать и в школе! Другое дело что многие хотят прийти и тут же получить все и сразу. Практически на блюдечке с золотой каемочкой. А такого быть не может. Заработную плату надо заработать!

Еще важная деталь. Разве это нормально, что молодой учитель, бывает, становится классным руководителем, но при этом за целый учебный год не находит времени и желания побывать в семьях своих учеников? Если учитель не знает, чем дышат его ученики, какой же авторитет будет иметь такой педагог в их семьях? Не надо бояться и опускаться на уровень детей: учителю не стоит забывать, что он и сам когда-то был учеником. И нынешние знания не возникли сами собой — их дали другие педагоги, дала страна. А у нас иной преподаватель жалеет поставить ребенку десятку (“Да я сам на десятку не знаю!”). Так где же стимул для ученика? Настоящие педагоги как раз стремятся воспитать своих учеников умнее себя. И очень гордятся, если это получается.

Чтобы не быть голословной, поделюсь личным опытом. 15 лет я возглавляла СШ № 30 в Бобруйске. И все эти годы в моей школе отсутствовала текучка кадров, был стабильный педагогический коллектив. Если приходили молодые специалисты, они оставались на постоянную работу.

И это при том, что жильем мы их не обеспечивали. Но была система стимулирования: “подъемные”, материальная помощь, даже маленькие сувенирчики от профкома. В результате появлялось самое главное, чего я добивалась — заинтересованность молодых кадров. Их хорошо принимали, им нравился наш коллектив, и они с удовольствием пополняли его ряды.

И еще один существенный нюанс. Могу с гордостью сказать, что дочь пошла по моим стопам — она тоже преподаватель. Причем выбор ее был не просто осознанным. Она закончила школу с золотой медалью и поступала в педагогический вуз еще тогда, когда медаль не давала права поступить без экзаменов. Так вот, я убеждена: не должен становиться педагогом человек, учившийся в школе на четыре-пять-шесть. Учителем может быть тот, у кого в аттестате не ниже 8 баллов. Как законодатель я предложила бы и такой момент. В педагогические вузы должны идти люди с хорошей внешностью и дикцией. Потому что если у филолога не поставлено произношение всех звуков, это никуда не годится. Словом, предложений много. Но все они не отменяют главного: работать на свой имидж и престиж педагог должен и может лишь сам.

В преддверии Дня учителя эксперты, опрошенные порталом „Будущее России . Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, обозначили пути решения этой проблемы и рассказали, как можно привлечь в отрасль молодых специалистов

Вячеслав Прокофьев /ТАСС

Роль школьного учителя в жизни человека сложно переоценить. Однако сопровождающие эту профессию высокая ответственность, эмоциональная нагрузка и не слишком привлекательные зарплаты становятся причиной того, что педагогов постоянно не хватает, хотя они все время нужны. В преддверии Дня учителя эксперты, опрошенные порталом „Будущее России . Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, обозначили пути решения этой проблемы и рассказали, как можно привлечь в отрасль молодых специалистов.

Стратегическая задача

Повышение социального статуса российских учителей, крайне важное для привлечения молодых и амбициозных специалистов, — одна из главных задач национального проекта „Образование”. Качество образования напрямую зависит от высокой квалификации педагогов.

Со школьной скамьи

Опыт стран с самыми успешными сегодня системами образования ( Сингапур , Китай и другие) показывает, что престиж профессии педагога формируется еще в школе, рассказала заместитель директора центра социализации и персонализации детей Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) при президенте РФ Ирина Пастухова . По ее словам, в первую очередь нужна эффективная система профессиональной ориентации школьников, предоставление им возможности попробовать силы в качестве вожатого или помощника учителя.

„Конечно, в младших классах общеобразовательной школы возможно только ситуационное понимание ребенком своих внутренних ресурсов. Но уже тогда можно выявить и поддержать тех, кто проявляет склонность к педагогической деятельности”, — говорит Пастухова . Она считает, что уже в средней и старшей школе можно создавать ориентирующие специальные педагогические классы, организовывать волонтерские отряды, проводить конкурсы.

Валерий Матыцин /ТАСС

Руководитель образовательной программы „Педагогическое образование” института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров согласен с тем, что в школах должно появиться раннее профориентирование, но в возрождении педагогических классов, существовавших в 1980–1990-е годы, он необходимости не видит.

Харизматичные лидеры и цифровое образование

По оценке Ирины Пастуховой , сейчас будущих работников сферы образования готовят 339 вузов. При этом, согласно данным министра просвещения РФ Ольги Васильевой за май 2019 года, России не хватает примерно 10–11% педагогов.

Эксперты считают, что для решения проблемы нехватки учителей необходимо не только администрирование, но и мотивация молодежи с учетом современных тенденций в образовании.

В частности, директор института психологии и образования Казанского федерального университета (КФУ) Айдар Калимуллин считает, что нужно усилить предметную подготовку учителей в вузе.

Кроме того, по его словам, в условиях растущей нехватки учителей необходимо увеличивать бюджетный прием на заочные места.

Калимуллин также указал на важность подготовки учителей широкого профиля для сельских школ. „В реальности это уже и происходит, когда учителя преподают по три-четыре предмета, но часто они к этому бывают не готовы. Это надо принять и помочь им в этом”, — отмечает эксперт, напоминая о том, что уже с 2020 года в российских регионах стартует реализация программы „Земский учитель”, предусматривающая 1 млн рублей компенсации поступившему на работу в сельскую школу учителю.

Владимир Смирнов /ТАСС

Раис Загидуллин считает, что педагогическим вузам в целом необходима дополнительная финансовая и ресурсная поддержка, и предлагает систему „опорных” высших учебных заведений этого профиля. По идее эксперта, такие вузы могли бы модернизировать свою учебную базу и создать новые качественные образовательные программы, в том числе цифровые, которые бы позволили учителям улучшить качество работы и повысили бы престиж педагогов.

По словам Ирины Пастуховой , также крайне важно, чтобы поступивший в педвуз студент не разочаровался в сделанном выборе.

„Только харизматичные преподаватели и непрерывная педагогическая практика в различных формах, в том числе и за рамками образовательного процесса, позволят студенту обрести индивидуальный стиль обучения и овладеть столь широким кругом необходимых современному учителю компетенций”, — заявила она.

Учатся на педагога, но становятся ли им?

В августе глава Минпросвещения рассказывала, что лишь 70% поступивших на педагогические специальности получают дипломы и только половина выпускников „доходит до школы”.

Опрос экспертов показал, что ситуация с привлечением молодых кадров в школы зависит от региона. Некоторые представители вузов видят рост востребованности профессии учителя и возросшую осознанность ее выбора у абитуриентов, другие, наоборот, отмечают падение ее престижа и популярности.

Так, Айдар Калимуллин рассказал, что в последние годы бюджетный набор в педагогические вузы растет. На сегодняшний день в рамках педагогического направления в КФУ обучаются 9 тыс. студентов, а ежегодно из стен вуза выпускаются 2 тыс. человек. При этом в последние годы примерно половина абитуриентов поступает на платную форму обучения.

Средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет. В вузе отмечается достаточно высокий конкурс, причем на программы как бакалавриата, так и магистратуры.

Сергей Бобылев /ТАСС

Проректор Тюменского государственного университета ( ТюмГУ ) Иван Романчук сообщил, что его вуз за последние пять лет принял на обучение по направлению „Образование и педагогические науки” более 3,5 тыс. студентов. При этом средний балл поступающих на педагогическое направление составил от 62 до 74. „Это достаточно высокий балл, и он говорит о целенаправленном, осознанном выборе абитуриентами своей будущей профессии”, — считает он.

С другой стороны, заместитель директора Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Александр Пряников рассказал, что по итогам прошедшей приемной кампании на внебюджетные места по многим направлениям поступили всего два-три человека, в лучшем случае — пять. „Большинство наших выпускников идут работать по специальности, но окончательно остается в школах очень малое количество людей. Примерно через год они перестают там работать, иногда самые приверженные профессии специалисты уезжают на работу в Москву ”, — посетовал он.

Денежный вопрос

По данным ВЦИОМ , 55% россиян называют маленькую зарплату основной причиной, по которой молодые люди не становятся учителями. Действительно, те представители вузов, которые заявили порталу о повышении востребованности профессии учителя, сообщали также о достижении „достойного уровня” зарплат педагогов в их регионе, и наоборот.

„Мы проводим исследования среди своих студентов по вопросу, насколько привлекательна для них карьера в педагогике, и видим достаточно ожидаемую картину. Они, конечно, понимают, что учитель — это не та профессия, которая помогает человеку обогатиться, но вместе с тем им хочется иметь элементарные гарантии того, что зарплата будет позволять жить достойно”, — рассказала Оксана Мартыненко . По ее словам, на сегодняшний день в Приморском крае этот вопрос решен, стартовые зарплаты молодых учителей помогают им успешно начать карьеру.

„Хотелось бы, чтобы учитель получал достойную зарплату”, — подчеркнул Олег Федоров . При этом он отметил, что сейчас предпринимаются большие усилия для решения этого социально-экономического вопроса. „Так, базовая зарплата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата по экономике региона. Кроме того, наличие стимулирующей части зарплаты позволяет руководителям экономически мотивировать преподавательский корпус”, — пояснил представитель института образования НИУ ВШЭ .

Виктор Драчев /ТАСС

Эксперты подчеркнули, что необходимо решать и другие вопросы материального характера, которые бы позволили повысить социальный статус учителей. Это касается таких социальных гарантий, как предоставление жилья, компенсация отдыха, улучшение условий труда, что, в частности, включает в себя снижение „бумажной нагрузки”.

„Когда 30% времени учителя уходит на непрофильную деятельность — заполнение отчетов и бесконечные проверки, — то, конечно, люди, которые по призванию шли учить детей и общаться с людьми, начинают разочаровываться в выбранной профессии, и происходит процесс психологического выгорания”, — заявил Федоров .

Повышение квалификации и карьерный рост

По мнению экспертов, росту престижа профессии педагога может содействовать развитие сети постдипломного образования и создание в России четкой системы продвижения учителей по карьерной лестнице.

Так, в пресс-службе Московского педагогического университета (МПГУ) привели пример Сингапура , где разработана модель профессионального роста учителей (TGM). Она стимулирует преподавателей постоянно учиться, брать на себя ответственность за профессиональный рост и личное благополучие. Пять желаемых результатов TGM таковы: специалист по этическому воспитанию (ethical educator), компетентный профессионал (competent professional), способный учиться вместе с учениками преподаватель (collaborative learner), локомотив развития ученика (transformation leader) и связующее звено коллектива (community builder).

По его словам, таким образом возникает необходимость выстраивания другой модели профессионального роста.

По мнению Федорова , российская система постдипломного педагогического образования на протяжении последних лет переживает очень серьезный кризис. „На нее выделяется огромное количество денег, но вопрос, насколько эффективно они расходуются, остается открытым”, — заявил он и пояснил, что повышение квалификации, как правило, не является адресным, а носит нормативный характер, то есть сводится к толкованию новых образовательных стандартов, нормативных документов и предметных концепций. По его словам, система не работает с профессиональными запросами конкретного учителя, у которого зачастую нет возможности выбрать учреждение для обучения. „Как правило, это одно-единственное региональное учреждение повышения квалификации, и, к сожалению, не факт, что профессионализм его специалистов каждые три года повышается”, — добавил Федоров .

Владимир Смирнов /ТАСС

Федеральный проект „Учитель будущего” нацпроекта „Образование” предполагает организацию системной работы по непрерывному развитию профессионального мастерства учителей и существенному обновлению содержания программ повышения квалификации. Этому, в частности, будет способствовать развертывание федеральной сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. „Возможность в удобной форме получать непрерывное профессиональное образование — это один из важных факторов карьерного роста”, — считает Александр Пряников .

Оксана Мартыненко в свою очередь отмечает важность для молодых учителей вопроса оснащенности и качества школьного пространства.

По словам Мартыненко , это дает молодым специалистам возможность самореализации и позволяет получать удовольствие от работы, так как они понимают, что делают ее качественно. „Нацпроект «Образование» во многом как раз об этом — о развертывании цифровой среды для школ, строительстве образовательных учреждений нового поколения, и эти аспекты тоже влияют на повышение престижа профессии учителя”, — считает она.

Создание положительного образа

Александр Пряников сетует, что в СМИ и социальных сетях часто выводят на передний план негативную информацию об учителях, в то время как о положительных примерах почти никто не говорит.

Олег Федоров отмечает, что в обществе сложился стереотип об учителе как работнике сферы услуг и сформировалось потребительское отношение к его деятельности, что необходимо менять. Этому может, по мнению эксперта, поспособствовать появление хороших фильмов о работе педагогов.

Республика Крым. Симферополь. Во время занятия в физико-техническом институте Крымского федерального университета имени Вернадского. Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Коронавирус обостряет многие хронические проблемы. Вот он и обострил «болезни», которые мучили российскую медицину, в том числе - нехватку кадров и невысокие зарплаты. Многие проблемы власть принялась успешно решать: медики получили «ковидные» выплаты, право на досрочную пенсию за работу с пациентами, больными коронавирусом.

Но все это временные меры, к тому же они не касаются каждого медработника. В пандемию все остальные болезни никто не отменял (хотя иногда возникает такое ощущение) и с ними тоже кому-то надо бороться - за обычную зарплату российского врача и медсестры. Поэтому разговоры о том, что без увеличения этих самых зарплат престиж профессии не поднять, слышны все громче. Причем все чаще эту тему обсуждают не только сами бюджетники, но и законодатели. На днях в Госдуму внесли два законопроекта, в которых депутаты предлагают:

- Установить зарплату врачей не ниже 200% от средней по региону.

- Доплачивать кандидатам медицинских наук по 5 тысяч ежемесячно, докторам наук – по 10 тысяч.

- Давать медикам «подъемные» в 25% от зарплаты в первые три года работы.

- Установить для медицинских работников 39-часовую рабочую неделю.

- Компенсировать медикам 75% стоимости путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты и турбазы раз в три года.

- Через каждые 10 лет давать им оплачиваемый отпуск продолжительностью до года.

- При выходе на пенсию выплачивать каждому медработнику два средних оклада.

Не забыли и про учителей. Депутат Госдумы Елена Строкова направила в правительство письмо, в котором предлагает установить для всех молодых учителей в России оклад в полтора-два минимальных размера оплаты труда по стране. Напомним, МРОТ сейчас равен 12 792 рубля. В пересчете на цифры Строкова предлагает платить педагогам в возрасте до 35 лет от 19 до 25,5 тысяч рублей в месяц.

- Два минимальных размера оплаты труда - это, конечно, мало. Зарплаты учителей и врачей должны быть достойными, - говорит проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

По словам Александра Сафонова, для повышения престижа профессии медика и учителя власти нужно обратить внимание на четыре вещи.

1. Невысокие оклады

- У врачей зарплаты должны быть не ниже 45 тысяч рублей, у педагогов - не ниже 30 тысяч, - говорит Александр Сафонов. - Оклады учителей и врачей должны зависеть от квалификации и быть едиными для всей страны, но можно использовать коэффициенты с учетом местных цен.

По словам Сафонова, привязывать оклад учителей и врачей к средней зарплате по региону неправильно, иначе многие талантливые специалисты будут стремиться в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные богатые города. А кто останется в сельских школах и больницах с их маленькими зарплатами?

- Для того, чтобы у врачей по всей стране были достойные зарплаты, нужно изменить механизм финансирования медицины, - говорит Сафонов. - Страховая медицина показала свою неэффективность. Поликлиникам, районным больницам и т. д. нужно прямое бюджетное финансирование, как у госслужащих. Так делают в Европе и эта система успешно работает.

2. Дефицит кадров

- Какой бы высокой ни была зарплата врачей, для нормальной работы им необходима помощь медсестер, санитарок и т. д. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала должно быть 1 к 4. У нас же сильно не хватает людей в этой сфере, - констатирует Александр Сафонов. - Из-за оптимизации дефицит кадров возник и в здравоохранении, и в образовании. По майским указам президента от 2012 года средний и младший медперсонал должен получать не меньше 100% средней зарплаты по региону. Чтобы не повышать оклады, многие больницы и поликлиники переводили медсестер в обслуживающий персонал и им приходилось увольняться. Поэтому просто повысить зарплаты недостаточно. Нужно еще и увеличивать число ставок.

Свердловская область. Врачи скорой помощи на вызове в поселке Белоярский.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

3. Социальный пакет

- В Советском Союзе понимали, что престиж профессии зависит не только от высокой зарплаты. Поэтому там широко применялась такая мера поддержки, как социальный пакет. Например, педагоги и медицинские работники имели право на досрочную пенсию, и это привлекало людей в эти профессии, - напоминает проректор Финансового университета. - Кроме того, государство заботилось о повышении квалификации - к сожалению, сейчас медики и педагоги зачастую проходят ее за свои деньги, а не за счет бюджета. В соцпакет могут входить и другие виды поддержки - например, предоставление муниципального жилья.

4. Условия труда

- Чтобы люди шли работать в медицину и образование, они должны быть уверены, что у них будет нормальный режим труда, - говорит Александр Сафонов. - Сейчас многие медики и учителя вынуждены перерабатывать. Чтобы получить зарплату, которая обеспечит им нормальное существование, порой приходится работать в полторы-две смены. В СССР это было невозможно. Учителя приходили с работы домой относительно рано, и это тоже привлекало людей в профессию. Особенно женщин, которые могли быть уверены, что смогут совмещать работу и домашние дела.

Читайте также: