Кто такой монолог профессия

Опубликовано: 05.07.2024

Уж если говорить о врачах, то традиционно принято считать героями реаниматологов и хирургов. У них вроде как нимб над головой, а у всех остальных так, скучная работенка. Нисколько не умаляя заслуг реаниматологов и хирургов, в очередном выпуске цикла «Тихие герои» мы решили поговорить с человеком, который день за днем и ночь за ночью дежурит в приемном отделении Борисовской больницы №2. Да, работенка действительно в чем-то скучная и монотонная: провинциальный город, одни и те же люди, инфаркты и пневмонии. На ногах двенадцать часов подряд, а в итоге — 20 рублей за смену. А 29-летняя Татьяна Сушко продолжает скромно спасать жизни — и не жалуется. Сегодняшняя история — о том, как остаться в профессии, когда розовые студенческие иллюзии давно исчезли и нужно самому придумать себе мотивацию.

«Студенты поступают в медицинский, потому что у них мечты: „Хочу спасать мир“»

Татьяна родилась в Борисове и, блестяще зная химию, после школы выбирала, куда пойти: в педагогический, медицинский или «техноложку». Врачей в ее семье нет, так что это будет история не про династию авторитетных медиков.

— Педагогический я сразу отвергла, потому что у меня перед глазами был пример того, что труд учителя очень тяжелый. А знакомых медиков у меня не было, поэтому сравнить было не с чем. Так я и пошла в медицинский. Выбирала между Витебском и Гомелем. Минск для меня слишком большой, шумный, суетливый. В итоге поехала учиться в Гомель, потому что там теплее (смеется. — Прим. Onliner).

Студенческие годы — самые счастливые! Ну это я сейчас так думаю (улыбается. — Прим. Onliner). Скажи мне кто такое на втором или третьем курсе, я бы точно не поверила. Помню, за летнюю сессию третьего курса потеряла четыре килограмма. Мы, студенты меда, ходили такие бледные, измученные, а вокруг — счастливые загоревшие люди…

Сейчас я думаю, что шесть лет учебы (общая программа и субординатура) — это мало. Нужно хотя бы семь, чтобы получить больше практических навыков. Обычно студенты поступают в медицинский, потому что у них идеалистические, наивные мечты: «Хочу спасать мир» или «Вот буду вся такая красивая ходить на каблуках и в белом халате». А потом ты приходишь и понимаешь, что это очень, очень, очень тяжелый труд.


За шесть лет в профессии Татьяна успела поработать и в городской поликлинике, и в деревенской амбулатории, и в приемном отделении больницы. Есть с чем сравнивать. И сейчас она расскажет об этом. Но — внимание, спойлер! — нас не покидает вопрос: врачи, черт возьми, что вы за сверхлюди такие, если имеете силы и желание выходить на ночные дежурства даже во время декрета?

— Первое мое место работы — участковый терапевт (а потом и. о. заведующего) в 3-й городской поликлинике Борисова. Ну что я могу сказать об этом опыте… Врачи из стационаров обычно думают: «Ой, в поликлинике делать нечего!» А в поликлинике такие: «Да чем они там могут быть заняты, в стационаре-то?» (смеется. — Прим. Onliner) Поскольку я побывала и с той стороны, и с другой, могу со стопроцентной уверенностью сказать: работы через край всюду. В поликлинике я уходила к 8:00 и возвращалась иногда после 20:00. Часто приходилось таскать домой все эти карточки, МРЭК, записи. Домашние визиты по соседним деревням, где без машины не проедешь… К сожалению, у нас жуткая нехватка специалистов. Помочь некому. Очень грустно, что домой приходится нести все эти эмоции. А я знаю людей, у которых семьи распадались из-за этого. Слава богу, мне повезло с мужем.

Людям тяжело. Люди болеют. Приходят к тебе на прием и откровенно говорят: «На жизнь порой не хватает! Где же мы возьмем деньги на лекарства?» Поэтому много жалоб. Не потому, что врачи плохие или пациенты плохие. Сейчас везде так, не только в медицине, но и в торговле, в школах — очень много жалоб. Просто у людей нет денег, они озлобленные и несчастные. А нам, врачам, иногда хочется нормального человеческого отношения.


О следующем своем месте работы — Большеухолодской врачебной амбулатории — Татьяна вспоминает с теплом. На наши упорные просьбы описать колорит деревенской жизни отмахивается: «Нет никакой деревенской экзотики. Люди как люди».

— Что такое амбулатория в деревне? Ну, считайте, это та же поликлиника. Только разница в том, что в деревне к тебе на прием приходят все! Могут позвать на домашний визит абсолютно в любое время, и ты вскакиваешь, бежишь, оставляя людей в коридоре…

Большеухолодская амбулатория, которой я заведовала, наверное, показательная. В свое время итальянцы оказали ей спонсорскую помощь, в том числе купили автомобиль, а ведь далеко не во всех деревнях есть деньги на машины скорой помощи.

Деревня совсем близко к Борисову. Поэтому туда переехало много городских. По сравнению с Оздятичами, где мне тоже довелось поработать, у людей больше возможностей. А в Оздятичах все в основном работают на ферме, уровень жизни ниже. В деревне, пожалуй, на тебе бо́льшая ответственность: ты же там в одном лице и начальство, и медработник. Но если сложный случай, я не стеснялась позвонить и спросить совета у коллег. Излишняя гордость в нашей профессии до добра не доводит.


«Мне не нравится, когда кто-то агрессивно относится к пациентам»

Сейчас Татьяна — дежурный врач приемного отделения Борисовской больницы №2, а еще мама почти что трехлетней Иры. Будничным голосом она рассказывает, как спасает людей при стенокардиях, а порой и инфарктах, объясняет, что такое быть рядом с человеком, когда дикий болевой синдром не снимается обычными обезболивающими, — и суметь помочь.

— Будучи в декрете, я брала ночные дежурства с 20:00 до 8:00, чтобы не терять квалификацию. Почему? Мне не хочется сидеть дома, быть домработницей. Да и, как бы пафосно это ни звучало, хотелось коллективу помочь. Так что я постоянно брала около пяти ночных дежурств в месяц — это примерно полставки. Рублей 20 у меня выходило за каждое дежурство, то есть около 100 в месяц. Но сразу скажу, эти суммы не нужно переводить на всю больницу. Оплата зависит от категории, стажа работы и может сильно отличаться от моей.

Что такое ночное дежурство? Это когда ты отвечаешь, по сути, за всех. Скорые привозят новых больных, в отделениях нужно следить за теми, кого госпитализировали в предыдущие дни… Все хотят помощи. Привозят мужчин с гипертоническими кризами, инфарктами, инсультами, пневмониями, тромбоэмболией легочной артерии. Все случается, и даже мгновенная смерть… На самом деле не всех можно спасти.

Пережить смерть человека, которому ты пытался помочь, очень сложно. Я стараюсь говорить себе: «Жизнь идет дальше. Есть другие люди, которые продолжают жить и нуждаются в твоей помощи».


С каждым годом, на мой взгляд, дежурства становятся все тяжелее: привозят все больше людей, мест в больнице нет. Вопрос: куда их положить? Бывает и по 13 человек за ночь. Это много. На мне ведь висят еще и отделения. Ты просто разрываешься. А еще надо заполнить все истории болезней, журналы, справки… Бывает, заполняешь уже под утро, после 8:00, когда официально рабочий день закончен. Ну вот как-то сражаемся!

С болями в сердце стараемся всегда класть, особенно мужчин. Они ведь в зоне риска. Тем более что инфаркт сейчас молодеет. А еще есть безболевые случаи. Да-да. Вроде бы с человеком все в порядке, никаких жалоб нет, приходит он делать кардиограмму, смотрим: а там инфаркт! Подобное бывает не так уж редко. При классическом течении болезни инфаркт — это состояние с жутчайшим болевым синдромом, который иногда даже обезболивающими не купируется.

— Что вы думаете об агрессии среди медицинского персонала?

— Мне не очень нравится, когда кто-то агрессивно относится к пациентам. Но я понимаю, что лежит в глубине этого явления. Думаю, что все эти склоки — из-за усталости. Представьте, что медсестра, например, работает сутки через сутки, по 24 часа, практически не бывает дома. Какова степень ее усталости? Запредельная. Естественно, в таком состоянии она может огрызнуться пациенту. И это опять история про то, что нагрузка слишком большая. Хотя, повторюсь, мне не нравится агрессия по отношению к пациенту, какой бы причиной она ни объяснялась.


— Судя по вашим описаниям, жизнь врачей приемного отделения — это своего рода день сурка?

— Да, день сурка. Одни и те же скорые, одни и те же люди. Иногда в буквальном смысле. Есть такие люди, которые очень любят госпитализироваться (улыбается. — Прим. Onliner). Хотя как-то раз приехала бабушка — 20 лет ни к одному врачу не обращалась: «А чего я вас буду беспокоить, девочки?» А есть пациенты, которые прямо-таки любят бесплатно лечиться. Бывало, идешь на визиты с температурой 39,5 (не работать не можешь, потому что некому), заходишь в квартиру, а там у парня 37,2. И он вызвал врача!

Я думаю, выход в том, чтобы сделать медицину хотя бы минимально платной. Пусть бы вызов скорой или прием у врача стоил хотя бы самую маленькую копеечку — люди иначе бы к этому относились. Невозможно ценить то, что ты получаешь бесплатно.

В этой бесконечной гонке, словно в колесе, сложно не выгореть и сохранить человечность. Татьяна говорит, что профессиональная болезнь врачей — это цинизм (хотя странно слушать рассуждения о цинизме, глядя в эти улыбающиеся глаза). По ее словам, невозможно сохранять эмоциональную чувствительность, когда человек умирает на твоих глазах. Врачу приходится действовать, имея ясный холодный ум.

Татьяна нашла свой способ убежать от стресса — практически в прямом смысле. Мастер спорта по велотуризму, она выигрывает 200-километровые велосипедные марафоны и приключенческие гонки.


— Многие услышат «мастер спорта по велотуризму» и стебутся: «Ха-ха-ха, по туризму? Ездишь за границу и попиваешь пивко?» На самом деле приключенческие гонки, в которых я участвовала еще в университетские годы, а сейчас организовываю сама, — это сутки нон-стопа: плывешь, едешь, гребешь, ползешь, не спишь. После рождения дочери многие велосипедные марафоны я проезжала вместе с ней. Ребенка за спину — и вперед. Судьи даже подшучивают: «Таня, что, в этот раз без дочки? Куда ребенка дела?» (смеется. — Прим. Onliner)

Пока мы ведем светские разговоры о велосипедах, спускаемся в приемное отделение. А там картина маслом. Все то, о чем только что говорила Татьяна:

— Иван Иванович, нужно ведь было взять с собой вещи, чтобы лечь в больницу. Почему вы не взяли? Почему не хотите ложиться. Ну что же делать, напишите тогда отказ от госпитализации.

— Я напишу! Жалобу на вас напишу! — грозит кулаком брюзгливый дедок.

К приемному отделению подъезжают одна за одной машины скорой. Жизнь идет своим чередом. Дедуля «Я-Всегда-Прав!» мечтает об отмщении и фантазирует о размашистой жалобе. А врач думает о том, что целых 12 часов работы сейчас покатятся в тартарары…


— Татьяна, у меня один вопрос: почему вы остаетесь в этой профессии?

— Я не вижу себя ни в чем другом. И потом, может быть, это прозвучит старомодно, но у меня есть любовь к медицине. Человеческий организм — это такое чудо! Создать его, чтобы он так работал. Ну это же космос! А медик помогает организму работать — и это здорово.

Еще, знаете, бывает, идешь по городу, встречаешься с пациентами: «О, как радостно вас видеть! А как бабушка, как мама?» И улыбнулись друг другу, и хорошо стало на душе. В такие моменты чувствую, что я на своем месте, что вся моя работа не зря.


Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

монолог м. 1) Форма речи, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе. 2) Речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей, не предполагающая непосредственного отклика (в литературном произведении).<br><br><br>. смотреть

МОНОЛОГ

монолог м.monologue, soliloquy произносить монолог — soliloquize

МОНОЛОГ

монолог речуга Словарь русских синонимов. монолог сущ., кол-во синонимов: 8 • монолог-исповедь (1) • монолог-признание (1) • монолог-проповедь (1) • радиомонолог (1) • речуга (3) • самобеседованье (1) • солилоквиум (1) • спич (4) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: радиомонолог, речуга, солилоквиум, спич. смотреть

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ, монологическая речь (от моно. и греч. logos - слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогич. речи; см. Диа. смотреть

МОНОЛОГ

Монолог — речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М. подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического или лирического характера, побуждающих зрителя к некоторому размышлению, к остановке на данном моменте деиствия. М. не есть неизбежная часть драмы; развитие его представляется неравномерным, отчасти случайным. Древнеклассическая драма не способствовала развитию М. Аристотель в своей "Поэтике", говоря о главных элементах драмы, отводит М. последнее место. Он является у древних или в виде монодрамы (см.), или в виде лирических отступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизни в "Эдипе в Колоне" Софокла), или в виде рассказов так наз. вестников (как в "Антигоне" Софокла). Иногда, впрочем, М. в современном значении слова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется на то, что более ранние поэты зачастую влагали в уста своих лиц М. политического характера, а современные философу драматурги — М. риторические, адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. мог получить лишь при смене античной "драмы положения" новейшей "драмой характеров" (см. Драма), когда главным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе человека. Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М., явно противоречащий основам ложноклассической трагедии. Вполне свободно и сознательно пользуется М. Шекспир; в особенности богат монологами "Гамлет". М. "Быть иль не быть" до того часто выделяли из трагедии, что, по замечанию Льюиса, даже актеры перестали обращать внимание на его значение в действии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение о жизни и смерти, излюбленное публикой. Верный взгляд на М. выказали в своих драмах Шекспир и Гёте, старавшиеся примирить "драму положения" с "драмой характеров"; М. в этих драмах, как и у Шекспира, никогда не выходит из границ характеристики действующего лица. Напр. лирический монолог Иоанны в "Орлеанской деве" Шиллера ("Молчит гроза военной непогоды") есть одно из самых драматических мест трагедии, так как на глазах зрителя из столкновения внутренних чувств долга и страсти возникает как бы ропот против небесных сил, постепенно растущий и достигающий все б<i>о</i>льшего напряжения. При дальнейшем развитии лирического элемента в европейской драме М. получил еще более важное значение, особенно в драмах романтиков начала и первой половины XIX в. Так, байроновский "Манфред" состоит почти целиком из одних М.; в "Вильяме Ратклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго М. играет первенствующую роль. Из романтической трагедии М. перешел и в мелодраму. Русская драматургия XVIII и XIX в. отчасти отражала в себе направления европейской драмы, и сообразно этому менялись взгляды авторов на роль М. В общем русская драма не злоупотребляет М.: так, в "Борисе Годунове" Пушкина М. не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. в комедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" М. скупца в последнем акте) М. есть в то же время монодрама. В новейшей европейской драме, под влиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметно возвращающейся к типу античной драмы (на этот раз роль "рока" играют бессознательные инстинкты, "природа"), М. перестает играть существенную роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга; то же замечается и у нас ("Доктор Мошков" Боборыкина). Это явление знаменует лишь реакцию против злоупотреблений лирическим элементом драмы, а отнюдь не полное упразднение М., являющегося как с точки зрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтических требований одной из законных условностей драматического искусства. Монологам тенденциозного характера с намеками на современность особенно благоприятствует комедия. В греческой комедии (Аристофан) хор в известном месте обращался к зрителям с так наз. "парабасой", т. е. беседой, не имевшей прямого отношения к действию комедии: о текущих делах республики, об общественных нравах и т. п. Роль таких "парабас" в новой комедии играют М. личностей вроде мольеровского Альцеста, или грибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в "Ревизоре" ("Чего смеетесь. над собою смеетесь!"). В особенности процветает этого рода М. в новейшей парижской комедии на "злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т. п. Они влагаются в уста так наз. "резонера" комедии, заменившего древний комический хор. <i> Вс. Ч. </i><br><br><br>. смотреть

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ (от греческого monos — единственный, единый и logos — слово) — «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии — речь, одного д. смотреть

МОНОЛОГ

(от греч. mуnos – один и lо́gos – слово, речь) представляет собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), не рассчитанную, в . смотреть

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ (от греческого monos - единственный, единый и logos - слово) - «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии - речь, одного действую. смотреть

МОНОЛОГ

[от греческого monos — единственный, единый и logos — слово]— «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа М. — так наз. обращенного М. (Du-monolog), как напр. речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам М. являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана, а также громадная область Ich-Poesie в ее разнообразных лирических подчеркнуто-индивидуальных, интимно-психологических жанрах. По существу каждый литературный стиль естественно определяет присущий ему особый характер М. как в смысле значения его в развитии действия, так и в смысле его качества. Так. обр. изучение М. должно строиться конкретно-исторически, в плане понимания его места и значения во всей целостности данного произведения данного стиля. В самых общих и условных чертах приходится наметить следующие моменты развития монолога. Исходная и первоначальная задача М. — информация публики о тех обстоятельствах действия, к-рые не получают своего сценического изображения, о привходящих моментах, влияющих на развитие сценических событий, и наконец о переживаниях действующих лиц, концентрирующих действие в личном плане. В историческом развитии М. последняя функция его получает особо важное значение как носительница диалектических элементов развития действия. Это можно наблюдать уже в драматургии Еврипида, ближайшим образом связанной с диалектикой софистов, позднее — у Кальдерона, использовавшего здесь приемы богословской схоластики и иезуитской софистики. Рационалистическая драматургия классицизма, исходя из учения о liaison des scenes (логической увязке сцен), впервые, пожалуй, разработала на практике и в теории целую систему использования М., подчеркнув его коммуникативно-логические и эмоционально-мобилизующие функции. Буржуазная драма XVIII в. использовала гл. обр. коммуникативные функции М. Он выполнял здесь задачи идеологически организующего элемента драматургии, суммировал философскую или социально-политическую установку произведения и неоднократно выдвигался в качестве самоценного актуального идеологического высказывания (монолог Фигаро о цензуре и т. д.), где буржуазная драма XVIII века продолжает традицию раннебуржуазного драматического М., используемого как прямое орудие пропаганды и нападения. Романтический театр XIX века приносит с собой эпоху нового расцвета М. Пропагандистский М. революционной буржуазии XVIII в. сменяется здесь М. эмоциональным, отражающим раздвоенность и рефлективность мелкобуржуазного «романтического» сознания. Натуралистическая драматургия в теории (Золя) и на практике выступает против М. как условной и психологически неоправданной формы драматургического текста; в эту эпоху монолог живет преимущественно в драматургии «малых» жанров (шкволь, скэтч и т. д.). Развивавшееся в нач. XX в. учение о монодраме (см.) Евреинова исходило из своего рода драматургического соллипсизма, превращая М. в некую универсальную форму драматургии и являясь выражением крайнего упадка и предельной индивидуализации буржуазной психики (см. монодраматические моменты у Л. Пиранделло и Ю. О’Нейля). В советской драматургии до недавнего времени скрещивались разные традиции драматургического использования М. В настоящее время в ряде пьес пролетарской драматургии намечается качественно новое использование М. (преимущественно обращенного) как диалектического момента в разрешении идеологической проблемы пьесы. Библиография: Варнеке Б. В., Техника Островского, II. Монологи, «Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР», т. III, кн. I, Л., 1930; Grimm J., Uber den Personenwechsel in der Rede, «Kleine Schriften», 1855, III; Dusel F., Der dramatische Monolog in der Poetik des 17 und 18 Jhs und in den Dramen Lessings, 1897; Lignis A., Der Monolog bei Kleist, 1902; Kilian E., Der Shakespearische Monolog und seine Spielweise, «Snakespearisches Jahrbuch», 1903, XXXIX; Flatau L., Dahlberg, Der Wert des Monologs im realistisch-naturalistischen Drama der Gegenwart, 1907; Leo F., Der Monolog im Drama, 1908; Franz R., Der Monolog und der Ibsen, 1908; Lott B., Der Monolog im englischen Drama vor Shakespeare, 1909; Keiditch O., Der Monolog bei Kalderon, 1911; Busse A., Der Monolog in Schillers Trauerspielen, 1912; Sprink W., Der Monolog in den Dramen Hebbels, 1914; Bamberg W., Die Verwendung des Monologs in Goethes Dramen, 1914; Grussendorf H., Der Monolog im Drama des Sturms und Drangs, 1914; Knuppelholz P., Der Monolog in den Dramen des Andreas Gryphius, 1914; Fernan H., Der Monolog bei Hans Sachs, 1923; Schadewaldt W., Monolog und Selbstgesprach, 1926. К. Д. и Л. Т. смотреть

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ(греч., от monos - один, и lego - говорю). Сцена в театре, где лицо говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства в мысли, в пр. смотреть

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ

(от греч.один и слово, речь, мысль) относительно обособленный *отрезок* мысли или речи, тип мышления и разговора, образуемый в результате активной мыслительной и речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда М. определяется как внутриличностный мыслительный или речевой процесс. Для М. типичны относительно целостные отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность. М., как тип коммуникации, в онтологическом смысле связан с присущим европейской классической философии разделением мира на субъект и объект. Традиционно субъект считается активным познающим, воспринимающим, оценивающим объект; объект, в свою очередь, воспринимаемым, постигаемым, зависящим от активности субъекта. В этом смысле М. противостоит диалогу как взаимному и равноправному общению двух или более сознаний, *межсубъектной* коммуникации. С т. зр., разделявшейся многими мыслителями нашего столетия, такими как М. Бубер, Г. Марсель, ?. ?. Бахтин, европейская классическая философия была именно *философией монолога*. Но они полагали, что *монологическое* мышление в философии не было исконным и видели в нем, скорее, искажение и деформацию, нежели воплощение традиции традиции философии, которая сама вырастает из диалога и многим обязана ему и своим методом *диалектики*, и своей проблематикой, и, возможно, самим пониманием бытия. Но человеческое сознание не может быть полностью самотождественным и самозамкнутым, и в этом смысле любой М. в той или иной степени диалогизирован. *Обращенный* М. содержит риторические вопросы, которые стремятся повысить духовную активность адресата, в М. включаются диалогизмы и т. п. приемы. М. осуществляет реальное общение; носитель речи в этом случае направленно воздействует на сознание тех, к кому адресуется, хотя двусторонний контакт говорящего и слушающих слабо выражен, их *роли* строго разграничены и остаются неизменными. Что же касается *уединенного*, *внутреннего* М., то он осуществляет, как выражается Ю. М. Лотман, автокоммуникацию по типу *Я Я* в противоположность диалогической коммуникации по типу *Я Ты*. Тем самым, Лотман актуализирует древнюю культурно-философскую традицию, приписывающую особое значение *разговору со своей душой*. Для последовательного описания этого случая очень важно учитывать представление о *полифонии* сознания, разработанное М. М. Бахтиным, полагавшим, что не может быть *смысла в себе* он существует только для другого смысла. Понятие *внутреннего монолога* во многом совпадает с понятием *поток сознания* (*наше Я, которое длится*). Это последнее понятие исследовалось представлениями разных философских школ (прагматизм, философия жизни, феноменология, экзистенциализм и др.) и описывалось в многочисленных литературных произведениях (М. Пруст, Дж. Джойс, В. Вулф, В. В. Набоков и т. д.). (См. *Диалог*, *Другой*.) Т. П. Лифинцева. смотреть

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ. Монологом называется речь — ряд предложений — одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прер. смотреть

МОНОЛОГ (от греческого monos — единственный, единый и logos — слово) — «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа монолога — обращенного монолога (Du-monolog), как, например, речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам монолога являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана – где автор ведёт повествование от первого лица.

Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление, появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с которым хор обращался к зрителю (комедии Аристофана) или в виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было представить на сцене. Аристотель в своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы, но отводил ему последнее место среди её элементов.

Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа — «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI — начало XVII в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов. В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала особую атмосферу действия, — зритель делался непосредственным адресатом произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия монологи вводили в свои романтические трагедии Кристофер Марло, Томас Кид. Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так сомнения главного героя, стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»
Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме.

• по драматургической функции:

o технический монолог - рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;
o лирический монолог - повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживания;
o монолог-размышление, или монолог-принятие решения -монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».

• по литературной форме:

o апарт - несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;
o стансы - поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);
o диалектика рассуждения - монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;
o поток сознания (внутренний монолог, не путать с одноименным термином Системы Станиславского) - повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;
o авторское слово - непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо из персонажей;
o диалог в одиночестве - диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.
o Солилоквий – речь, адресованная к самому себе. Широко используется в драматургии, как средство передачи персонажем своих мыслей и внутренних переживаний зрителю. В отличие от монолога он не адресован другим персонажам. По негласному театральному соглашению те его не слышат.
Исходная и первоначальная задача монолога — информация публики о тех обстоятельствах действия, которые не получают своего сценического изображения, о привходящих моментах, влияющих на развитие сценических событий, и наконец о переживаниях действующих лиц, концентрирующих действие в личном плане. В историческом развитии монолога последняя функция его получает особо важное значение как носительница диалектических элементов развития действия. Это можно наблюдать уже в драматургии Еврипида, ближайшим образом связанной с диалектикой софистов, позднее — у Кальдерона, использовавшего здесь приемы богословской схоластики и иезуитской софистики.

Как писать монолог – советы

Перед тем как начать писать монолог, продумайте его, решите, где он начнется и закончится, даже дойдя до того, что вы напишите первое и последнее предложение; продумайте, как много бы вы хотели написать, а затем заполните серединное пространство.
.
Большинство произведений – это сложная последовательность монологов, диалогов, действий и описаний. Знание, когда допускается появление монолога в сюжете, требует практики или интуиции.

1.От первого лица?

Многие начинают писать от первого лица. Возникает проблема с переключением на других героев. Есть несколько неочевидных моментов:

* Можно писать от первого лица, затем неожиданно переключиться и писать от третьего лица. Читатель это поймет и примет.

* Можно писать от третьего лица и переключиться на первое лицо.

* Можно всегда писать от третьего лица, что приводит к частичной потере выразительности.

* Можно писать от первого лица сразу от лица всех главных героев. Но надо иметь громадный опыт, чтобы делать это умело.

2.Монологи можно использовать для знакомства с персонажем или событиями, связанными с сюжетом. А некоторые писатели используют монолог, чтобы показать молчаливый персонаж с другой стороны, позволив ему выговориться и, тем самым, изменить отношение аудитории к нему.

Внутренний монолог – это уже совсем другая категория экспозиции, больше, чем монолог. Для монолога необходимо присутствие других персонажей, которые слышат выступление, что обеспечивает важное взаимодействие, которое может оказаться топливом или целью монолога.


3.Всегда используйте монологи, чтобы показать перемены в персонаже. Хорошая возможность для введения монолога - это любые существенные изменения в чувствах или мышлении, которые переживает герой. Что позволяет ему раскрыться и проявить внутреннее напряжение - это выгодно для читателя и сюжета.

Даже если персонаж не перенёс никаких существенных изменений, возможно, его решение высказаться это и есть изменения сами по себе. Почему он(а) высказался (лась) сейчас? Как это изменит наше мнение о нем(ей)?

4.Рассмотрим разрешение героям меняться, пока они говорят во время монолога. Если в начале монолога герой в бешенстве, то может быть более интересным закончить его истерикой или смехом. Или наоборот – успокоением/ новым решением. Если монологи начинаются смехом можно закончить их задумчивостью героя. Используйте монолог, как возможность показать перемены.

5.У монолога должны быть начало, середина и конец. Если вы собираетесь выделить время, чтобы поставить остаток истории на паузу, и позволить герою длинный монолог, можно точно сказать, что текст должен иметь структуру. Если это история, она должна иметь сюжетную линию. Если это напыщенная тирада, то она должна перейти во что-нибудь еще. Если это мольба, то необходимо повышать накал страстей в течение развития действия.

Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. Как и в любом хорошем диалоге, не стоит бессвязно бормотать "Привет" и "Как ваши дела", занимая впустую это место. Ближе к делу.

В середине монолога должна быть кульминация. Накалите ситуацию до предела, а затем верните ее обратно вниз, снизив напряжение и позволив персонажам поговорить между собой, чтобы продолжить или окончательно закончить обращение. Это то место в монологе, где происходят конкретные детали, драма и соприкосновение.

Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемому произведению. После остановки на своих неудачах и усталости Рэнди заканчивает свою душераздирающую речь к своей дочери в фильме «Рестлер» фразой, «Я просто не хочу, чтобы ты меня ненавидела, хорошо?» Напряжение монолога спадает и на этой финальной ноте сцена завершается.

6.Речь монолога должна убедить читателя – быть правдивой (без вымышленных переживаний и чувств). Автор обязан пережить ситуацию с героем, верить ему, вместе с ним искать выхода, развязки. Подумайте о заполнении анкеты или профиля для вашего персонажа. Задумайтесь над героем, относительно вещей, которые не являются необходимыми в данном произведении (например, какой дизайн комнаты предпочитает персонаж, список любимой музыки или утренние процедуры, и т.д.).

В качестве упражнения можно переделать произведение или его фрагмент из трагического в комедийный или наоборот. Продумать, как бы собирался поступить герой, будь его характер иным.

7. Монолог начинающийся в одном месте и заканчивается где-то совсем в другом, сделает напряжение более драматичным, персонажи – более убедительными, а ваше произведение – гораздо лучше.

Хороший монолог должен чередовать смешные, вызывающие тревогу и трогательные моменты, показывая при этом, что ни одна эмоция и ни одно состояние не возникает само по себе.

8.Используйте историю, чтобы выстроить характер. Монологи могут стать отличной возможностью для приостановки основного сюжета этой истории, и позволит главному герою раскрыть что-то в своем прошлом, рассказать анекдот или добавить немного «фона» о себе. Если все сделано хорошо и в подходящий момент, разъясняющая или удивляющая история добавляет цвет и фактуру основной истории, давая нам другую возможность близко рассмотреть сюжет.

9. Никто не захочет читать книгу, в которой все кричат друг на друга на протяжении всего времени. Учитесь работать над эмоциональным шагом в драматических моментах, это реальный трюк создать напряжённость и избежать пронзительных воплей неопытных писателей, описывающих драки.

Используйте сдержанность, и напряжение будет еще более ощутимым, если мы подозреваем, что кто-то может взорваться, но не делает этого.

10. При создании произведения иногда очень заманчиво добавить слишком много персонажей, слишком много событий и слишком много слов. Учитесь оглядываться назад и позволяйте лишь самым необходимым компонентам речи вступить в игру, особенно в монологе. Что остается непроизнесённым?

11. Хороший монолог необязательно весь должен быть смешным или серьёзным. Аналогично если вам хочется изменить уровень гнева в сцене с дракой, добавив долю юмора в противоположную трагическую ситуацию, обогатите произведение и тем самым поможете аудитории почувствовать, что происходит что-то сложное.

Однако следует соблюдать грань между смешным и глупым. Построение текста с иронией, в некотором отношении – сарказмом и сложным юмором сделают рассказ более глубоким и интересным для аудитории.

12. Всегда проверяйте ваше произведение. Читайте вслух фрагменты, а затем – всё произведение, чтобы получить представление о речи героев. Убедитесь, что всё звучит естественно.

Расстановка знаков препинания в монологе обычная, не требующая дополнительных правил.

Возможно взять весь монолог в кавычки или поставить тире перед ним, но это необязательно.

Если монолог вставлен в рамки диалога или беседы с другими действующими лицами, он подчиняется правилам пунктуации диалога.

Вызов скорой помощи

Да, пациенты часто учат нас и жить, и лечить — особенно пожилые. Отрезвляет вопрос: зачем вы тогда вызвали скорую, если сами все знаете?

«Да что эта скорая, ну приехали – сделали укол и говорят – вам к врачу надо! А они – кто?», — претензий к скорой у людей даже больше, чем к врачам поликлиники. В чем причины взаимного недовольства врачей скорой и пациентов, — обсуждаем с фельдшером, еще не успевшим выгореть, но уже способным анализировать себя, людей и противоречивые ситуации.

Валентина профессию выбирала «по желанию» — хотела помогать людям. Требовательная к себе, внимательная к человеку и к окружающей обстановке, — это качество формирует работа в экстренных ситуациях. О своей работе говорит без сантиментов, но и без черного медицинского юмора.

Между теорией и практикой

— Поначалу реальность шокирует: в колледже ведь никто не объяснял, как вести себя с пьяными, с сумасшедшими стариками, с родителями-перестраховщиками… Между теорией и практикой — пропасть.

Фельдшер после колледжа – «чистый лист». Что успел увидеть за жалкий месяц практики на бригадах, с тем и пришел работать самостоятельно. Четырехлетняя учеба дает общие теоретические знания. А нужно уметь реанимировать человека с использованием наркозно-дыхательной аппаратуры, а не только уколы ставить. Но этому нужно учиться на людях, а не на манекенах. И вот такого во время учебы почти нет.

Умений требуется очень много и чисто медицинских, и психологических, человеческих. А бывалые врачи и фельдшеры закатывают глаза, когда к ним приставляют новичка: приходится его буквально водить за руку, начинать все с самого начала, время и силы на него тратить.

Врачу на скорой нужна мобильная психика, способность концентрироваться и в считанные минуты принимать решения. Важна исключительная внимательность: работа требует фиксации на огромном количестве мелких деталей. Необходимы достаточно обширные познания в медицине, их постоянное обновление, желателен широкий кругозор в целом.

Что обязаны и не обязаны сотрудники 103

Обычно смена проходит так: пришел утром, поздоровался с полусотней человек, переоделся в форму, принял смену, проверил-посчитал оснащение на бригаде, получил вызов, сел в машину, сообщил адрес водителю.

На вызове: опрос, осмотр, обследования, постановка диагноза. Если необходимо – госпитализация в стационар или рекомендация о дальнейшем лечении.

Время на вызове ограничено, если бригада неукомплектована (один фельдшер и водитель) нужно в одиночку успеть выполнить работу за двоих – и по лечению, и по написанию документации, и по общению с больным.

Оснащение и оборудование, с которым бригада идет на вызов, весит немало, одному человеку, особенно женщине, тяжело поднимать как минимум 12 кг (укладка и кардиограф). Шлагбаумы, установленные в московских дворах, сильно мешают: часто у пациентов нет ключа, и ночью, бывает, приходится идти пешком до подъезда, тащить все на себе.

Бригада обязана организовать транспортировку больного, но нести его сами сотрудники 103 не обязаны – у каждого и так сорвана спина. Напомню, что это врачи, а санитаров в бригадах практически нет. Водитель вообще не имеет права покидать машину. А родственники почему-то убеждены, что все скорая должна.

Работая, видишь, что вызывают скорую часто вовсе не те, кому действительно нужна помощь. Служба занимается не тем, для чего была создана.

Скорая должна не лечить, а спасать: при действительно острых состояниях и травмах стабилизировать состояние, чтобы довезти до стационара человека живым.

Но в реальности же экстренных вызовов не более 10%, остальное время сотрудники 103 ездят по непрофильным вызовам и ведут разъяснительную работу, «лечат словом».

Пример непрофильного вызова: бабушке не спится, она в 3 часа ночи решила померить давление и намерила 180/100 при нормальном 130/80. Выпила таблетку и вызвала скорую. К моменту приезда скорой давление 140/90. Смысл вызова? Что делать — известно, таблетка имеется и эффективна.

Или вызов, на котором приходится слышать: «нам показалось, что наш тонометр неправильно показывает».

Подобных вызовов огромное количество. Усталость накапливается, потому что смысла мало.

В чем главный стресс

Эмоциональное выгорание врачей скорой происходит примерно через два года.

Появляется потеря интереса к работе, нежелание идти на смену, копится раздражение, негатив. Цинизм и «толстокожесть» возникают как защитная реакция. Душу можно отвести только в разговорах с коллегами: ведь из-за специфики работы мало кто может в полной мере понять сотрудника скорой. Никакой другой психологической помощи для наших сотрудников нет.

Коллеги, конечно же, сочувствуют, выслушивают, поддерживают. А так — спасает только отпуск или длительный перерыв в работе. Обязательно нужно иметь хобби или иные интересы, чтобы переключаться.

Многие работники «скорой» дополнительно учатся, получают одно-два высших образования.

Главный стресс в том, что никогда не знаешь, что тебя ждет. Находишься 24 часа в постоянной готовности к чему угодно.

Работа днями и ночами без сна, но с правом отдыха в свободное от вызовов время. Зимой этого времени нет вообще: нагрузка на скорую больше из-за повышения уровня общей заболеваемости, обострения хронических болезней. Например, когда объявляют эпидемию гриппа, люди пугаются и чаще вызывают 103.

Врач, фельдшер скорой помощи постоянно находится в тисках, под давлением с трех сторон:

Это приказы начальства — кабинетных чиновников, не работавших «на линии» и просто строящих карьеру в медицине.

Это бессмысленные вызовы пациентов и порой негативное отношение к врачам.

А еще противостояние между скорой, поликлиникой и стационаром.

Врачи приемных отделений нередко относятся к врачам скорой высокомерно, пренебрежительно.

Мы ведь привозим им работу, да еще нередко с «неправильными» диагнозами. Конечно, возможности диагностики в стационаре и на этапе скорой помощи не равны. Кроме того, скорая привозит пациентов уже по профилю, к узким специалистам, которые имеют больший опыт в своей области и возмущаются, увидев спорный диагноз.

Однако мы имеем право на гипердиагностику — поставить предварительный диагноз «серьезнее», если это в интересах пациента. А больных, которым стало плохо на улице или которые живут в плохих условиях, просто нельзя оставить на месте, так как их состояние может ухудшиться от обстановки, в которой они находятся.

Врачи из больниц, относящиеся к скорой с некоторым презрением, не учитывают, что нам приходится работать не в условиях оснащенной больницы или поликлиники, а на территории пациента, используя в основном свои две руки и тонометр, часто в одиночку. Работники стационаров и поликлиник иногда просто не представляют себе того, с чем сталкивается скорая помощь.

Российский пациент XXI века

В медицине сейчас происходит смешение «советского» и «капиталистического», причем в худшем проявлении того и этого. Общество потребления рвется и в медицину: часто, приезжая на вызов, с порога либо прямо слышу «вы должны», «вы обязаны», либо ощущаю это по манере общения. Но медицина еще не стала в полной мере сферой услуг, куда ее стремительно вытесняют.

По крайней мере, работающие сейчас сотрудники скорой изначально хотели спасать людей, а не обслуживать. А многие пациенты хотят именно обслуживания: консультацию, просто поговорить… В итоге возникает конфликт интересов пациента и скорой.

Если человек требует особой вежливости, улыбку в два часа ночи и тому подобное – это явный признак, что экстренная помощь ему не нужна.

Часто люди хотят «помочь» чужими руками, не пачкая свои, например, вызывая нас в теплую погоду к бомжам, спящим пьяными, к которым не подходят сами, сразу набирают 103, — «пусть приедут, разберутся». Служба бесплатная, вызвать можно практически по любому поводу — так почему бы не набрать 103?

Требовательность без желания взять на себя хотя бы часть ответственности, хотя бы за свое собственное здоровье, — очень утомляет и раздражает врачей.

В современном мире сократился список лиц, к которым можно безнаказанно предъявить подобные претензии. Служба же скорой помощи — безотказная, поэтому перед лицом сотрудников 103 постоянно происходят семейные скандалы, им в лицо высказывают недовольство всей медициной, изливают обиды на жизнь. Думаю, это и вопрос воспитания людей, и отношения к медработникам как вечно всем обязанным существам. В условиях кризиса такое отношение обостряется.

Конечно, понятно, что люди в плохом самочувствии часто более тревожны и склонны беспокоиться – от этого и относятся к скорой так эмоционально.

Но вот что интересно: критические пациенты, которым реально нужна скорая, ждут до последнего, оттягивая вызов.

Их потом приходится везти в больницу уже с риском для жизни, который был бы меньше, позвони они в 103 на несколько часов раньше. А те, которые просто «боятся», хотят поговорить, — вызывают скорую чаще и их вызовы оказываются, по сути, ненужными, им просто нужно сходить в поликлинику к врачу.

Отдельная категория пациентов – пьяные, наркоманы, агрессивные, психически больные. Психически больные – совсем отдельная. Принудительная госпитализация психически больных существует только в случае угрозы для жизни их самих или окружающих. Однако из-за уменьшения количества коек – пресловутой оптимизации — многие пациенты, жившие годами в стационарах, отправлены домой, под присмотр психдиспансеров. Что из этого получится, пока никто не знает.

Люди полюбили жаловаться

В результате реформы и «оптимизации», сокращения количества больниц, койко-мест, расходов на лечение медицина логично становится менее доступной для многих. Людям придется к этому привыкать, но государство стремится сохранить лицо и заявляет о том, что все остается как есть, — и зря. Между заявлениями из телевизора и реальностью огромная пропасть.

Люди полюбили жаловаться, и им услужливо открывают одну за другой «жалобные книги»: сайты в интернете, горячие линии. Пациенты возмущаются чем угодно, начиная с «не так посмотрели», «не помыли руки» (кстати, мыть руки мы не обязаны, протираем их антисептиком или в перчатках работаем) до «приехала одна фельдшер и отказалась тащить на себе моего мужа, отправила искать мужчин».

В медицине для жалоб, конечно, раздолье, во многом из-за завышенных ожиданий. Человек часто не знает, что лучше: вызвать врача из поликлиники или скорую? Думаю, помогла бы разъяснительная работа с населением — когда можно вызывать скорую помощь, а когда нужно самому добраться до врача, и реальные штрафы за необоснованные вызовы.

Что касается госпитализации, то существуют определенные показания, которые могут отличаться от желаний больных, особенно в созданных государством условиях, когда койко-место с недавних пор оценивается в тысячах рублей в сутки; сокращены и сроки пребывания в стационаре. Но никто этого не объясняет людям.

Что может врач скорой, если его послали матом?

Думаю, закон о приравнивании медработников при исполнении к сотрудникам полиции мог бы улучшить ситуацию. И соблюдение приказа 388 н, где в числе прочего прописан состав бригад – не менее 2-х человек, в то время как часто фельдшеры в Москве и других регионах работают по одному! Это делается для того, чтобы общее число бригад находилось в соответствии со штатным расписанием, а укомплектованность их людьми — на втором месте.

Получается, в бригаде только один медработник и водитель, который не имеет права покидать машину. На вызов идет один фельдшер – при этом в экстренных случаях (клинической смерти, или если пациент в коме) одному бывает невозможно оказать полноценную помощь пациенту: просто не хватает рук!

А в ситуации, когда бригада (в составе одного человека) приезжает к пьяным, наркоманам, – врач скорой, увы, беззащитен. Подавать заявление в полицию за оскорбление – долгий, не всегда перспективный путь.

Понимаете, в стране, где люди привычно разговаривают матом, оскорбление — не преступление.

Прецеденты бывают, конечно, но дело не открывают за отсутствием состава преступления.

Мне несколько раз приходилось убегать от агрессивного пациента, прятаться в машине или вызывать полицию для сопровождения. Коллеги получали травмы — например, их били по лицу.

Более серьезные случаи чаще всего не выходят за пределы подстанций, замалчиваются руководством. Что же до чиновников от медицины, то они мало интересуются реальным положением дел (а если и интересуются, то ничего хорошего это не приносит). В качестве примера могу привести одну из последних инициатив – оснащение всех машин «скорой помощи» QR-кодами, которые будут направлять обратившихся на сайт станции с возможностью оставить сообщение главврачу о качестве обслуживания. Бабушки с давлением будут скорой ставить «лайки»?

Про чувства

У меня около 1000 вызовов в год и они сливаются в одного сплошного пациента. Конкретные скандалы, так же, как и рутина, плохо помнятся, зато самые трудные с профессиональной и человеческой точки зрения – помнятся хорошо: сбитый мотоциклист с тяжелыми переломами бедра и плеча, 90-летняя бабушка с непереносимыми болями из-за остро возникшей ишемии кишечника.

От каждого вызова остается фоновое впечатление — удовлетворение, спокойствие, бывает тревога (предлагали в больницу, отказался), усталость, опустошенность (иногда старики буквально высасывают энергию), отвращение (пьяный нечеловеческого облика, например).

Никого из нас не оставляют равнодушными вызовы к детям на что-то действительно серьезное (травмы, ожоги, отравления, нарушения дыхания).

Да, пациенты часто учат нас и жить, и лечить — особенно пожилые. Отрезвляет вопрос: «Зачем вы тогда вызвали скорую, если сами все знаете».

Иногда обижаются, что не получают желаемый укол, который им на самом-то деле не нужен или даже вреден. Бывает, и молодые начинают спорить «а вот я прочитал в интернете».

Что радует? Радует забота родственников о пациентах, особенно если те требуют ухода и, несмотря на это, ощущается любовь в семье.

Приятно удивляют адекватные пациенты, которые все же встречаются. А иногда все же наступает чувство удовлетворения, когда среди череды бессмысленных вызовов удалось помочь тому, кто действительно нуждался в помощи. В такие дни уходишь после смены с особым ощущением.

Пожалела ли я, что пришла работать на скорую? Нет.

Скорая помощь – школа жизни, очень реалистичная. Эта работа выковывает характеры, учит принимать решения в любых ситуациях, снимает множество иллюзий о людях, все розовые очки. Но часто и вообще лишает веры в человека, в прямом смысле убивает – физически и морально.

А вот о качествах сотрудников скорой могу с уверенностью сказать — это самое адекватное сообщество, в котором мне доводилось работать.

Они бывают циничны, порой внешне грубы, юмор у них специфический – однако, подлинной черствости нет ни у кого.

На свете огромное количество интересных профессий, каждая из которых по-своему востребована. В детстве ребята часто хотят стать актёрами, лётчиками, космонавтами, певцами, зачастую играя во взрослую жизнь и полагая, что перед ними нет невыполнимых задач.

И это действительно так: в детстве и юности перед человеком открыты все дороги. Но становясь взрослее и принимая рациональные решения с более весомым обоснованием, важно продолжать следовать за своей мечтой, которая поможет выбрать своё призвание. Не нужно полагаться на родителей и окружающих: этот выбор зависит только от самого человека, хотя он и может прислушиваться к советам ближних.

Сейчас современная молодёжь стремится выбрать какую-либо элитную профессию, которая будет приносить большие деньги. Но, помимо этого, деятельность должна быть:

  • интересной;
  • приятной для самого человека;
  • востребованной;
  • полезной для общества.

Есть интересное выражение: «Выбери профессию по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в жизни». Именно так и происходит: любимая работа приносит человеку только удовольствие и приятный бонус в виде прибыли. Если же, наоборот, каждое утро он будет идти на работу с огромным нежеланием, думая только о том, чтобы поскорее наступили выходные или отпуск. Неудивительно, что и свои обязанности он будет выполнять через силу, «спустя рукава».

Кроме того, выбрав интересное для себя дело, человек сможет принести пользу людям и завоевать почёт, уважение и доверие со стороны окружающих.

Специальность учителя

Окончание школы не за горами, и уже сейчас нам приходится предаваться размышлениям о том, какому делу мы посвятим свою жизнь. Я решила, что моя будущая специальность — учитель. Это очень важная и, безусловно, необходимая профессия. Жизненный путь каждого из нас начинается со школы, где мы получаем знания и полезные базовые навыки. И даже став взрослыми, многие люди прекрасно помнят свою первую любимую учительницу, о которой отзываются с трепетом и даже называют «второй мамой».

Именно учитель начальных классов:

  • учит читать тексты и писать диктанты;
  • знакомит с буквами и цифрами;
  • помогает решать первые примеры, задачки и уравнения;
  • рассказывает о животных, природе и окружающем мире;
  • прививает нам любовь к русскому языку, литературе, математике и другим наукам.

Кроме того, он впервые берёт первоклассника за руку и отводит его в класс после линейки. Именно такой учительницей я и хочу стать, чтобы помогать малышам вставать на дорогу навстречу знаниям. Мне очень хочется вместе с ними радоваться их первым успехам и победам, поддерживать их в борьбе с трудностями, видеть их любопытные глаза и делиться с ними своими знаниями.

Учитель должен быть умным и начитанным человеком, много знать и уметь ответить даже на самый каверзный вопрос любознательного ребёнка. Но и этого недостаточно: чтобы стать настоящим другом, наставником и соратником детей, необходимо хорошо разбираться в детской психологии, отдавать своим подопечным немало физических и душевных сил, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Ведь все дети разные: послушные и шаловливые, внимательные и не очень, с лёгким характером и наоборот. Помимо этого, нужно находить общий язык и с их родителями, каждый из которых вполне обоснованно считает, что их ребёнок лучший.

Мне кажется, не каждый может стать учителем. Для этого нужно любить детей, иметь терпение, быть искренним и добрым. Человек, который, к примеру, ставит своей целью исключительно желание заработать, вряд ли сможет стать хорошим преподавателем. Учитель — это прежде всего призвание. Его работа не заканчивается со звонком с последнего урока, даже после этого он ощущает на своих плечах большую ответственность за каждого своего ученика.

В педагогических институтах будущие учителя начальных классов внимательно изучают педагогику и психологию. Готовясь к поступлению, я постоянно работаю над собой, занимаюсь саморазвитием, интересуюсь психологической стороной в работе педагога. Поэтому я считаю, что из меня получится хороший учитель, который всегда будет в курсе всех новых научных методик, но главное — будет любить детей и сможет стать таким же хорошим преподавателем, каким была моя первая учительница.

Профессия журналиста

Ещё в детстве я очень хорошо писал различные рассказы, любил читать, был любознательным, интересовался окружающим миром и всем, что в нём происходит. Думаю, эти качества идеальны для профессии журналиста. Именно поэтому в будущем я и собираюсь пойти по этому пути. Журналистика привлекает меня по многим причинам: любой журналист всегда в курсе всех происходящих событий, он может написать о них и поделиться важной информацией с окружающими.

Также в этой профессии мне нравится большой выбор возможностей. Обучившись на факультете журналистики, впоследствии можно работать и в газете или глянцевом модном журнале, и на телевидении, и на радио. Даже в интернете — это относительно молодое направление. Меня больше привлекает работа в газете, где я смогу развивать свои писательские навыки, создавать интересные повествования, которые будут читать люди. Впрочем, для телепроектов также необходимы авторы, создающие сценарии для телепрограмм. Кроме того, существуют различные сферы журналистики:

  • военная;
  • политическая;
  • деловая;
  • новостная;
  • развлекательная;
  • спортивная;
  • научная и т. д.

Таким образом, можно писать о культуре, о моде, о кино… Выбор очень велик.

Журналист — профессия для активных, деятельных, сильных, трудолюбивых, умных и пытливых людей. Ещё одним плюсом этой профессии я считаю возможность путешествовать, часто отправляться в командировки в погоне за интересным репортажем и какой-либо сенсацией. Порой от поездок устаёшь, но всё же это большое количество новых эмоций и ярких впечатлений.

Правда, есть в работе журналистов и элемент опасности. Они нередко отправляются в горячие точки, оказываются в центре опасных ситуаций, рискуют собой, чтобы пролить свет на тот или иной инцидент. Иногда, особенно в мире политики, на них даже могут совершаться покушения, если журналист не боится открыто писать правду и говорить о том, о чём обычно умалчивают.

Помимо этого, на журналиста возлагается большая ответственность: он не должен лгать и дезинформировать публику, должен всегда перепроверять информацию, иметь честь и достоинство, ведь к тому, о чём он пишет или что говорит, прислушиваются массы, которые формируют своё мнение. К примеру, люди, которые работают в так называемой «жёлтой» прессе, вряд ли имеют право считаться достойными журналистами, поскольку они распространяют ложь.

Если я стану журналистом, я всегда буду придерживаться высоких моральных принципов, чтобы мои статьи были увлекательными, правдивыми и полезными. Я буду искать захватывающие сюжеты, брать интервью у интересных людей и постоянно работать над собой, невзирая на трудности.

Модельер: требования и особенности

Интересное, полезное и востребованное дело, которое позволяет в полной мере проявить своё творческое воображение и талант — таково моё представление о будущей профессии. Я хочу стать модельером. С самого детства я всегда шила своим куклам новые наряды. С тех пор как мама научила меня пользоваться иголкой и нитками, я считаю шитьё своим хобби. В ход идут различные ненужные материалы, ткани и пуговицы, старые мамины платья, отжившие свой век. Но я вдыхаю в них новую жизнь, создавая из них что-то совершенно необычное и креативное.

Разумеется, в будущем я буду шить одежду уже не для кукол, а для людей. Вдохновляясь модными показами, я хочу создавать яркие непосредственные образы для женщин, в том числе и с нестандартной фигурой, и уже рисую эскизы необычных фасонов. Мои монологи на тему этой интересной профессии слушают мои друзья и моя мама, которые поддерживают меня в моём стремлении. Также я узнаю много нового об истории профессии модельера: например, о том, что первыми её представителями считаются Чарльз Ворт и Поль Пуаре, которые создавали наряды для императриц, жён послов, светских ценительниц моды.

Надеюсь, что моя карьера пойдёт в гору, и, возможно, созданные мною наряды тоже будут носить многие известные люди. Может показаться, что каждый человек сам в состоянии подобрать себе одежду. Но далеко не каждый обладает нужными знаниями и секретами, а также не все в состоянии трезво оценивать собственную внешность. Экспериментировать со стилем лучше, полагаясь на советы опытного модельера.

Я считаю, что чувство вкуса и стиля, креативность, умение разбираться в последних тенденциях современной моды — очень важные профессиональные качества любого модельера. Помимо этого, он должен обладать практическими навыками — уметь шить, раскраивать ткань, делать эскизы. Конечно, некоторую часть рутинной работы он может возложить на свою команду, чтобы самому полностью посвятить себя изобретательству, но всё же без знания азов творить невозможно.

Модельеры меняют этот мир к лучшему, привносят в него красоту, эстетику и гармонию. Одежда и стиль очень важны для каждого человека, ведь, как говорится, «встречают по одёжке». Поэтому я надеюсь, что когда-нибудь тоже смогу создать нечто красивое, чем будут восхищаться люди…

Архитектор как работа мечты

Каждому из нас скоро предстоит выбирать будущую профессию, чтобы стать настоящими специалистами в своей сфере. Конечно, сразу после окончания школы мы ещё довольно молоды, чтобы сделать выбор один раз и на всю жизнь, поэтому сейчас мы можем только предполагать и строить планы. Но мне очень нравится профессия архитектора. Один из её плюсов заключается в огромной полезности для общества.

Именно благодаря этой профессии, можно сделать свой город, район, двор, улицы такими, какими хочется, непосредственно влияя на их внешний вид. Современные здания уже сейчас выглядят очень красивыми, но ещё через несколько десятков лет они будут ещё более удивительными — именно архитекторы будут создавать невероятные города будущего, какие сейчас мы можем видеть только в фантастических фильмах. Работа архитектора — это смелые решения, свежие идеи, грамотные проекты. Я хочу стать в будущем таким человеком, который сможет хотя бы немного изменить окружающий мир к лучшему, применяя свои знания и талант.

Разрабатывая проекты новых зданий, необходимо сначала создавать маленькие макеты построек, а затем переносить задумку в реальность. Но для того чтобы стать настоящим профессионалом, нужно очень много учиться, постигать все тонкости профессии, изучать новые методы строительства и постоянно развиваться, чтобы и сами здания наших городов «росли» и изменялись только в лучшую сторону — были удобными и практичными.

Не всегда всё получается с первого раза, и после учёбы в институте любому архитектору наверняка предстоит испортить немало бумаги для чертежей и картона для макетов и учиться на своих ошибках. Но главное — не сдаваться и не опускать руки, продолжая идти к своей цели, не боясь проблем и препятствий. Тогда работа будет приносить радость от творчества, самоутверждение и хороший доход.

Читайте также: