Как повысить престиж профессии воспитатель

Опубликовано: 02.10.2024

«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»

«Учитель живёт до тех пор,

пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский

Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Престиж - мног o стороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;
-это функциональная важность профессии;
- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;
- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.
Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов

В среде обучающихся – свои критерии престижности профессии учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей , определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности обучающихся.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе- это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах.

Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Качество образования — это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:

Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии — это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.

Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:

высокий уровень основного педагогического образования;

мотивация учителей к продолжению образования;

обмен информацией и опытом среди учителей;

Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.

Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.

Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.

Учитель должен быть талантливым

Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Учитель должен иметь духовное здоровье

Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.

Учитель должен быть всегда молодым

Что же это такое молодость для учителя?

Человек считается молодым не тот у, которого паспортная молодость , а тот, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза.

Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.

Учитель должен быть мудрым и сильным

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.

Надо жить с верой в лучшее

Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.

Трудись творчески, а иначе зачем?

В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.

Имей активную жизненную позицию

Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.

Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.

Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас учителей поднимать уровень профессиональной компетентности.

Квалификация - это образование как подготовленность к деятельности и сама деятельность. В связке - образование-квалификация - образование выступает постоянной величиной, организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: выше образование - выше квалификация и наоборот.

В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.

В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.

Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.

Результатом работы нашего педагогического коллектива является то, что учащиеся школы проявляют активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности. В 2013-2014 учебном году принимали активное участие в различных конкурсах обучающиеся и педагоги нашего филиала. В региональном конкурсе «Моя Земля» в номинации «Творчество» и в номинации «Природа и творчество» обучающиеся 4 класса заняли 1 место; в общероссийском конкурсе «Умница» -3 место (Руководитель Кадильникова Н.И.), в международном дистанционном конкурсе по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» - 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Учительство – самая массовая и в тоже время самая уникальная по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. Но при всех катаклизмах , в безжалостном водовороте социально- экономических реформ и постоянного реформирования образования, российский педагог остается верным себе- чуждым иссушающему человеческие отношения прагматизму.
Каждый день учитель приходит на работу, чтобы оснастить учеников способами человеческого жизнеустройства, обогатить их ум и душу.
И снова общество с надеждой смотрит на педагога: в его руках – судьба поколения, которое сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать по какому «сценарию» станет развиваться Россия.

Поздравляю Вас с праздником 1 СЕНТЯБРЯ.

Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!

Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево

Цель: поднятие профессионального престижа педагогов дошкольного образования в глазах родителей воспитанников ДОУ.

- ознакомление родителей с понятием «имидж», «престиж» и психологическими аспектами восприятия другого человека в контексте его деятельности;

- снятие эмоционального напряжения посредством открытого обсуждения негативного имиджа воспитателя, сложившегося в средствах массовой информации, и негативного опыта, пережитого самими родителями в период дошкольного детства;

- обсуждение особенностей восприятия родителями негативных и позитивных высказываний детей о своих воспитателях;

- информирование родителей о роли отрицательных эмоций в обеспечении выживания человека как биологического вида;

- обсуждение позитивного опыта, пережитого самими родителями в период дошкольного детства;

- ознакомление родителей с положительными образами воспитателя, появляющимися в средствах массовой информации.

Имидж (от англ. image [md] — «образ», «изображение», «отражение», «идол») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.

Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Предлагаю провести маленький эксперимент, чтобы убедиться в силе того влияния, которое оказывает на нас существующий в нашем сознании образ некоторых профессий.

Игра «Ситуации»

Всем участникам предлагается рассчитаться на 1-2-3 и разделиться на три группы: в первую группу войдут все, кто оказался под номером «1», во вторую группу – все под номером «2», в третью – все под номером «3».

Каждой группе дается для обсуждения одна из трех ситуаций:

1. врач в грязном халате рассказывает о необходимости соблюдения личной гигиены;

2. парикмахер с сальными волосами рассказывает, как ухаживать за волосами, чтобы они выглядели здоровыми и красивыми;

3. тренер, во время спортивного занятия с детьми одетый в классический костюм, жалуется вам на вашего ребенка, которому не удается выполнить какое-то упражнение.

Участники каждой группы должны составить общее представление о чувствах, возникающих при общении с представителем доставшейся им профессии, в контексте описанной ситуации. Когда группы будут готовы к презентации своего мнения, представители от каждой группы зачитывают,доставшуюся им ситуацию и отвечают на вопросы:

Вызывают ли доверие слова, сказанные таким профессионалом?

Что хочется ответить или посоветовать ему?

Как должны были бы выглядеть эти профессионалы, чтобы у нас возникло желание следовать их советам?

Если у членов других групп есть дополнения и предложения по обсуждаемым ситуациям, им дается возможность высказаться.

После обсуждения всем предлагается занять свои места.

Предлагаю сыграть еще в одну игру.

Игра «Ассоциации»

Нужно быстро назвать профессию,которая ассоциируется с определенными понятиями:

Результат этого простого упражнения доказывает, что центральная фигура в детском саду – воспитатель: именно он, находясь в постоянном взаимодействии с детьми, отвечает за их благополучие и безопасность, формирует эмоциональный фон группы, стимулирует познавательное и социальное развитие детей.

Насколько важными представляются вам эти функции воспитателя?

Нужно ли вашим детям все вышеперечисленное? (Обсуждение.)

Мы подошли с вами к обсуждению понятия «престиж».

Престиж [лат. praestigium — иллюзия, обман чувств] —мера признания обществом заслуг индивида: результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. (А. В. Петровский)

Упражнение «Два образа»

Насколько престижным вам кажется соответствовать одному из этих образов? (Обсуждение.)

Имидж и престиж воспитателя ДОУ


А теперь представим такую ситуацию: вы приводите своего ребенка в детский сад, ребенок не хочет расставаться с вами, выходит воспитатель и, желая помочь вам,говорит ребенку: «Пойдем, мой хороший, сейчас будем играть в веселую игру! Скорее переодевайся!» Только выглядит ваш воспитатель как на рисунке 1.

Что вы почувствуете?

Поверите ли вы, что эта женщина в стильном платье, на высоких каблуках, сейчас действительно будет весело играть с вашим малышом, бегать, прыгать, ползать на четвереньках? (Обсуждение.)

А сейчас те же слова произносит человек, выглядящий вот как на рисунке 2.

Что вы чувствуете?

Поверите ли вы, что она сейчас действительно будет весело играть с вашим малышом? (Обсуждение.)

Вот мы и столкнулись с противоречием между престижем и имиджем профессии воспитатель!

С одной стороны, в контексте своей профессиональной деятельности, чтобы вызывать доверие родителей к своим словам, воспитателю необходимо одевать и обувать удобную для активного движения одежду и обувь, другими словами, выглядеть так, как выглядим мы с вами во время генеральной уборки своего дома, т. е. совсем-совсем непрестижно.

С другой, по сложившейся в нашем обществе шкале ценностей, где дети занимают одно из первых мест, профессия воспитателя, по своим социально значимым характеристикам, должна бы являться одной из самых престижных и уважаемых. Но это далеко не так.

Имиджмейкерами воспитателя являются дети, так как именно на основании их оценок и высказываний, в основном эмоционального характера, формируется в психике их родителей образ человека, который работает в детском саду. Хотя, на этот образ, конечно же, оказывают влияние и личные воспоминания родителей о годах, проведенных в детском саду, и образ воспитателя, существующий в средствах массовой коммуникации.

Просмотр м/ф «Случай в детском саду» и отрывка из м/ф «Конфликты и контакты».

Поднимите руки те, у кого с детства остался негативный осадок от посещения детского сада. Можете ли вы поделиться с нами и рассказать свою историю?

Поднимите руки те, чьи дети не хотят ходить в детский сад. Какие жалобы чаще всего вы слышите от своих детей?

Можно ли детям, собранным в большую группу, предоставить полную свободу действий? К чему это может привести? (Обсуждение.)

Образ любого человека, довлеющего над другим,всегда будет вызывать смешанные чувства: с одной стороны раздражение («Ну сколько можно?», с другой – обреченность («Иначе нельзя.», с третьей – признательность («Он делает то, что должен делать я!»).

Заметьте, что признательность наступает значительно позже, чем предыдущие отрицательные чувства.

Так сложилось исторически, что отрицательные эмоции сыграли большую роль в биологическом выживании человека, чем положительные. Человек, находящийся в состоянии радости, благодушия, расслабленности, всегда представлял собой более легкую добычу, чем настороженный, недоверчивый, готовый к агрессивным действиям человек, находящийся под воздействием отрицательных эмоций страха и гнева.

Готовность психики на отрицательные эмоции при восприятии образа воспитателя гораздо выше, чем на положительные. Этим можно объяснить высокий уровень доверия родителей к негативным словам своих детей о пребывании в детском саду, даже когда родитель сам замечает, что ребенок часто преувеличивает, и даже имеет склонность привирать.

Но если мы обратимся к своей памяти, то вспомним, что и мы и наши собственные дети, пережили в детском саду много позитивного опыта.

Поднимите руки те, кто может вспомнить что-то веселое, доброе, интересное из своего опыта посещения детского сада. Можете ли вы поделиться с нами и рассказать свою историю?

Мне было очень приятно сделать замечательное открытие, что в средствах массовой информации существует образ воспитателя, который несет в себе положительный эмоциональный заряд.

Просмотр м/ф «Как Петя Пяточкин слоников считал».

Хочу пожелать вам успешного преодоления всех негативных установок по отношению к профессии воспитателя, установления доверительного контакта с воспитателями ваших детей. Помните, дети очень чувствительны к вашему эмоциональному состоянию и отношению, даже если вы молчите. Престиж профессии воспитателя, уважение к той значимой работе, которая возложена на его плечи, формируете вы – родители.

Помните, что вы во многом можете способствовать тому, что в памяти вашего ребенка останется светлый образ их воспитателя, например такой, как в этом стихотворении.

Карьерный рост воспитателя: варианты. Как повысить свой заработок

Карьерный рост воспитателя может быть вертикальным и горизонтальным. Первый подразумевает повышение в должности. Педагог становится старшим воспитателем или методистом, а потом руководителем ДОО. Второй — рост в рамках одной должности. Воспитатель меняет место работы: устраивается в престижное учреждение, осваивает новые методики, ведет дополнительные занятия с детьми. В обоих случаях зарплата педагога растет.

Мы расскажем, как добиться карьерного роста, и дадим отдельные рекомендации по увеличению заработка. Думайте о своих перспективах и не ограничивайтесь теорией — действуйте!

Вертикальный рост карьеры воспитателя : смена должности

Важно учесть один аспект. Если в список целей педагога-воспитателя входит подъем по карьерной лестнице до руководящей должности, обязательно нужно получить высшее образование. Если вы окончили колледж или техникум, можно поступить на заочное отделение и сочетать учебу в вузе с работой.

Первой ступенью может стать работа в должности младшего воспитателя или помощника воспитателя. Для этого не обязательно среднее профессиональное образование — достаточно общего среднего (9 классов). Чтобы получить право работать в этой должности, пройдите профессиональное обучение по любой из программ:

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Младший воспитатель

Подходит для старта в профессии

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Помощник воспитателя

Подходит для старта в профессии

Если у вас есть среднее профессиональное образование, рекомендуем выбрать программу с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста» . Обучение длится в среднем 5-8 месяцев, зато после него вы сможете начать карьеру с более высокой ступени.

Работая в этой должности, вы будете каждые 5 лет подтверждать свою квалификацию: у комиссии есть ряд требований к личностным качествам воспитателя , его компетенциям, профессиональным достижениям. Также вы вправе пройти аттестацию для повышения квалификационной категории. Этих категорий три: вторая, первая и высшая. Повышение категории открывает возможности для роста в карьерном и финансовом плане.

Если у вас есть высшее образование , проработав как минимум два года в детском саду, вы сможете окончить программу для старших воспитателей или для организаторов-методистов и претендовать на повышение в должности:

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Старший воспитатель

Подходит для действующих специалистов

400 часов (3 мес.)

Квалификация: Специалист по управлению персоналом

Чтобы этого добиться, важно завоевать доверие коллег и администрации: если у вас нет авторитета в ДОО, вряд ли стоит ждать повышения. Впрочем, если найти взаимопонимание с коллегами и администрацией не удалось, вы сможете занять новую должность уже в другом детском саду.

Следующая ступень — руководитель дошкольной организации:

340 часов (3 мес.)

Подходит для действующих специалистов

Эту должность может занять специалист с высшим образованием и опытом работы в сфере педагогики или управления не менее 5 лет. О главных качествах воспитателей мы рассказывали. К руководителям предъявляют более высокие требования: они должны уметь управлять взрослым коллективом, планировать бюджет, своевременно вносить изменения в работу ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО и нормативными актами, правильно подбирать персонал. В список желательных личных качеств воспитателя, планирующего стать руководителем детского сада , входят целеустремленность, решительность, умение организовывать свою и чужую работу, отличная выдержка, уверенность в себе, стремление к лидерству, последовательность в поступках, способность видеть перспективы и объединять людей.

Обучение в АНО «НИИДПО» полностью дистанционное*: если у вас нет возможности приехать в институт, вам не придется это делать. После успешного прохождения итоговой аттестации вы получите диплом установленного образца — с ним можно устраиваться на работу в дошкольные учреждения, включая государственные. Читайте подробности о процессе поступления и обучения .

Горизонтальный рост карьеры воспитателя : лучшее место работы

Не у всех есть желание уходить на руководящую должность. Но это и не обязательно делать. Можно расти в профессиональном плане, оставаясь воспитателем — изучать новые методики, оттачивать педагогическое мастерство, добавлять больше творчества в работу с детьми.

Горизонтальный карьерный рост может включать в себя:

  • Освоение технологий: ТРИЗ, Монтессори-педагогика, робототехника и пр.
  • Переход на работу в престижное заведение, где условия деятельности воспитателя лучше (меньше детей в группе, выше качество оснащения ДОО), а зарплата выше.
  • Освоение новых компетенций: преподавание английского языка, подготовка детей к школе и пр.
  • Прохождение дополнительней подготовки в области дефектологии с правом работать в специализированных ДОО.

Проходя программы повышения квалификации, посещая конференции, изучая новые методики и обмениваясь опытом с коллегами, вы растете как профессионал.

Как воспитателю повысить свой заработок?

Есть несколько способов.

Трудиться больше

  • Работа по внешнему совместительству. Вы можете устроиться в два учреждения — посменная работа это позволяет.
  • Дополнительная работа с детьми. Примеры: присмотр за детьми в семьях воспитанников, организация утренников, праздников и пр.
  • Расширение основной сферы деятельности воспитателя. Вы можете взять на себя дополнительные задачи: обучать детей английскому языку или чтению, помогать ребятам готовиться в школе и пр.

Увеличить объем обязанностей в ДОО

Можно добавить к деятельности воспитателя дополнительную работу в должности педагога-психолога, педагога-организатора, методиста, педагога дополнительного образования и пр. Специалистов часто не хватает, поэтому администрации ДОО готовы принимать сотрудников на две ставки.

Плюс этого варианта — вы можете попробовать себя в новой должности. Во-первых, это позволит вам сменить вид работы, если потребуется. Во-вторых, это увеличит ваши шансы на трудоустройство в будущем, ведь вы сможете претендовать сразу на две должности.

Но есть и минус. Чтобы получить право работать педагогом-организатором, методистом и пр., нужно пройти программу профпереподготовки. Если вас интересует этот вариант повышения заработка, ознакомьтесь с программами АНО «НИИДПО»:

Расти в профессиональном плане

Мы снова возвращаемся в карьерному росту.

Необходимые знания и умения воспитателя — это только база. Если вы не хотите оставаться на одном и том же уровне годами, нужно уделять больше внимания своим профессиональным компетенциям: знакомиться с новыми методиками и приемами работы. Повышайте квалификационную категорию, переходите в более престижные учебные заведения, растите в должности, и сможете зарабатывать больше!

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Кардаш Елена Васильевна

В современном мире педагогические профессии становятся не престижными, что подтверждает статистика. Бытует мнение, что престиж равноценен моде, а низкие зарплаты, огромная ответственность, минимальное владение правами перед социумом и незащищенность педагога, это не модно и не престижно. Формирование позитивного имиджа педагогического работника в профессиональной среде и обществе, несомненно, очень актуальный вопрос. Очень важно сейчас искать пути решения этого вопроса. Формирование и повышение педагогического престижа в профессиональной среде и обществе возможно, по нашему мнению, с дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
model_povysheniya_prestizha_mkdou_zvezdochka_s_kalinka.docx 46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Модель повышения престижа педагогической профессии на уровне образовательной организации.

1.Актуальность и новизна Модели повышения престижа

В современном мире педагогические профессии становятся не престижными, что подтверждает статистика. Бытует мнение, что престиж равноценен моде, а низкие зарплаты, огромная ответственность, минимальное владение правами перед социумом и незащищенность педагога, это не модно и не престижно. Формирование позитивного имиджа педагогического работника в профессиональной среде и обществе, несомненно, очень актуальный вопрос. Очень важно сейчас искать пути решения этого вопроса. Формирование и повышение педагогического престижа в профессиональной среде и обществе возможно, по нашему мнению, с дошкольного возраста. Стоит попробовать показать и доказать маленькому поколению, что важнее и интереснее профессии нет. Успешные «модные» люди, в жизни вряд ли чего-то добились, если не умели бы читать, писать, творчески или логически мыслить, а этому может научить исключительно, только настоящий учитель.

Основным направлением Модели повышения престижа педагогической профессии является «Ранняя профориентация дошкольников». Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Осознанный выбор профессии ребенок может сделать, начиная с подросткового возраста. В этом возрасте у детей формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, также на выбор профессии влияет престижность, внешняя привлекательность и уровень заработной платы, в отличии от детей дошкольного возраста. Но познакомить и показать важность, привлекательность педагогической работы возможно и в дошкольном возрасте. Рассказать о педагогических профессиях можно интересно, креативно и не навязчиво, учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, тем самым поднять престиж учителя, воспитателя не только в глазах дошкольника, но и в глазах родителей, а значит общества. Такое направление Модели актуально, является инновационным и направлено на популяризацию педагогического труда.

Вторым направлением Модели повышения престижа педагогических профессий на уровне образовательной организации, является «Повышение профессиональной компетентности педагога» , это направление является сопутствующим первому и третьему направлению всей Модели.

Педагогу, сегодня надо постоянно расти, так как время не стоит на месте, быть разносторонне образованным человеком, как и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, так и в области науки, культуры, иначе он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности. Мастерство, необходимо постоянно оттачивать, и для самосовершенствования существует многообразие форм (см. в таб. № 1)

Третье направление Модели повышения престижа педагогической профессии – «Вовлечение родителей в процесс повышения престижа педагогической профессии». Работа с родителями является неотъемлемой частью первого направления – «Профориентация дошкольников».

В этом направлении существенным является усовершенствование традиционных форм работы с родителями. Разработка и апробация разнообразных, полезных и интересных акций для родителей и детей, электронной газеты на базе дошкольного учреждения, других новых форм работы с родителями. Инновационные и смелые формы работы с родителями, оправдывают ожидаемые результаты. При помощи интересных форм работы с родителями возможно их вовлечение в образовательный процесс тем самым поднятие престижа педагогической профессии в глазах родителей, а значит и общества в котором мы живем в течении коротких сроков.

2. Полнота описания механизма

Модели повышения престижа педагогической работы

2.1.Структурные компоненты Модели повышения престижа педагогической профессии их связей и функциональной нагрузки, наглядно представлены в таблице №1.

В преддверии Дня учителя эксперты, опрошенные порталом „Будущее России . Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, обозначили пути решения этой проблемы и рассказали, как можно привлечь в отрасль молодых специалистов

Вячеслав Прокофьев /ТАСС

Роль школьного учителя в жизни человека сложно переоценить. Однако сопровождающие эту профессию высокая ответственность, эмоциональная нагрузка и не слишком привлекательные зарплаты становятся причиной того, что педагогов постоянно не хватает, хотя они все время нужны. В преддверии Дня учителя эксперты, опрошенные порталом „Будущее России . Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, обозначили пути решения этой проблемы и рассказали, как можно привлечь в отрасль молодых специалистов.

Стратегическая задача

Повышение социального статуса российских учителей, крайне важное для привлечения молодых и амбициозных специалистов, — одна из главных задач национального проекта „Образование”. Качество образования напрямую зависит от высокой квалификации педагогов.

Со школьной скамьи

Опыт стран с самыми успешными сегодня системами образования ( Сингапур , Китай и другие) показывает, что престиж профессии педагога формируется еще в школе, рассказала заместитель директора центра социализации и персонализации детей Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) при президенте РФ Ирина Пастухова . По ее словам, в первую очередь нужна эффективная система профессиональной ориентации школьников, предоставление им возможности попробовать силы в качестве вожатого или помощника учителя.

„Конечно, в младших классах общеобразовательной школы возможно только ситуационное понимание ребенком своих внутренних ресурсов. Но уже тогда можно выявить и поддержать тех, кто проявляет склонность к педагогической деятельности”, — говорит Пастухова . Она считает, что уже в средней и старшей школе можно создавать ориентирующие специальные педагогические классы, организовывать волонтерские отряды, проводить конкурсы.

Валерий Матыцин /ТАСС

Руководитель образовательной программы „Педагогическое образование” института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров согласен с тем, что в школах должно появиться раннее профориентирование, но в возрождении педагогических классов, существовавших в 1980–1990-е годы, он необходимости не видит.

Харизматичные лидеры и цифровое образование

По оценке Ирины Пастуховой , сейчас будущих работников сферы образования готовят 339 вузов. При этом, согласно данным министра просвещения РФ Ольги Васильевой за май 2019 года, России не хватает примерно 10–11% педагогов.

Эксперты считают, что для решения проблемы нехватки учителей необходимо не только администрирование, но и мотивация молодежи с учетом современных тенденций в образовании.

В частности, директор института психологии и образования Казанского федерального университета (КФУ) Айдар Калимуллин считает, что нужно усилить предметную подготовку учителей в вузе.

Кроме того, по его словам, в условиях растущей нехватки учителей необходимо увеличивать бюджетный прием на заочные места.

Калимуллин также указал на важность подготовки учителей широкого профиля для сельских школ. „В реальности это уже и происходит, когда учителя преподают по три-четыре предмета, но часто они к этому бывают не готовы. Это надо принять и помочь им в этом”, — отмечает эксперт, напоминая о том, что уже с 2020 года в российских регионах стартует реализация программы „Земский учитель”, предусматривающая 1 млн рублей компенсации поступившему на работу в сельскую школу учителю.

Владимир Смирнов /ТАСС

Раис Загидуллин считает, что педагогическим вузам в целом необходима дополнительная финансовая и ресурсная поддержка, и предлагает систему „опорных” высших учебных заведений этого профиля. По идее эксперта, такие вузы могли бы модернизировать свою учебную базу и создать новые качественные образовательные программы, в том числе цифровые, которые бы позволили учителям улучшить качество работы и повысили бы престиж педагогов.

По словам Ирины Пастуховой , также крайне важно, чтобы поступивший в педвуз студент не разочаровался в сделанном выборе.

„Только харизматичные преподаватели и непрерывная педагогическая практика в различных формах, в том числе и за рамками образовательного процесса, позволят студенту обрести индивидуальный стиль обучения и овладеть столь широким кругом необходимых современному учителю компетенций”, — заявила она.

Учатся на педагога, но становятся ли им?

В августе глава Минпросвещения рассказывала, что лишь 70% поступивших на педагогические специальности получают дипломы и только половина выпускников „доходит до школы”.

Опрос экспертов показал, что ситуация с привлечением молодых кадров в школы зависит от региона. Некоторые представители вузов видят рост востребованности профессии учителя и возросшую осознанность ее выбора у абитуриентов, другие, наоборот, отмечают падение ее престижа и популярности.

Так, Айдар Калимуллин рассказал, что в последние годы бюджетный набор в педагогические вузы растет. На сегодняшний день в рамках педагогического направления в КФУ обучаются 9 тыс. студентов, а ежегодно из стен вуза выпускаются 2 тыс. человек. При этом в последние годы примерно половина абитуриентов поступает на платную форму обучения.

Средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет. В вузе отмечается достаточно высокий конкурс, причем на программы как бакалавриата, так и магистратуры.

Сергей Бобылев /ТАСС

Проректор Тюменского государственного университета ( ТюмГУ ) Иван Романчук сообщил, что его вуз за последние пять лет принял на обучение по направлению „Образование и педагогические науки” более 3,5 тыс. студентов. При этом средний балл поступающих на педагогическое направление составил от 62 до 74. „Это достаточно высокий балл, и он говорит о целенаправленном, осознанном выборе абитуриентами своей будущей профессии”, — считает он.

С другой стороны, заместитель директора Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Александр Пряников рассказал, что по итогам прошедшей приемной кампании на внебюджетные места по многим направлениям поступили всего два-три человека, в лучшем случае — пять. „Большинство наших выпускников идут работать по специальности, но окончательно остается в школах очень малое количество людей. Примерно через год они перестают там работать, иногда самые приверженные профессии специалисты уезжают на работу в Москву ”, — посетовал он.

Денежный вопрос

По данным ВЦИОМ , 55% россиян называют маленькую зарплату основной причиной, по которой молодые люди не становятся учителями. Действительно, те представители вузов, которые заявили порталу о повышении востребованности профессии учителя, сообщали также о достижении „достойного уровня” зарплат педагогов в их регионе, и наоборот.

„Мы проводим исследования среди своих студентов по вопросу, насколько привлекательна для них карьера в педагогике, и видим достаточно ожидаемую картину. Они, конечно, понимают, что учитель — это не та профессия, которая помогает человеку обогатиться, но вместе с тем им хочется иметь элементарные гарантии того, что зарплата будет позволять жить достойно”, — рассказала Оксана Мартыненко . По ее словам, на сегодняшний день в Приморском крае этот вопрос решен, стартовые зарплаты молодых учителей помогают им успешно начать карьеру.

„Хотелось бы, чтобы учитель получал достойную зарплату”, — подчеркнул Олег Федоров . При этом он отметил, что сейчас предпринимаются большие усилия для решения этого социально-экономического вопроса. „Так, базовая зарплата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата по экономике региона. Кроме того, наличие стимулирующей части зарплаты позволяет руководителям экономически мотивировать преподавательский корпус”, — пояснил представитель института образования НИУ ВШЭ .

Виктор Драчев /ТАСС

Эксперты подчеркнули, что необходимо решать и другие вопросы материального характера, которые бы позволили повысить социальный статус учителей. Это касается таких социальных гарантий, как предоставление жилья, компенсация отдыха, улучшение условий труда, что, в частности, включает в себя снижение „бумажной нагрузки”.

„Когда 30% времени учителя уходит на непрофильную деятельность — заполнение отчетов и бесконечные проверки, — то, конечно, люди, которые по призванию шли учить детей и общаться с людьми, начинают разочаровываться в выбранной профессии, и происходит процесс психологического выгорания”, — заявил Федоров .

Повышение квалификации и карьерный рост

По мнению экспертов, росту престижа профессии педагога может содействовать развитие сети постдипломного образования и создание в России четкой системы продвижения учителей по карьерной лестнице.

Так, в пресс-службе Московского педагогического университета (МПГУ) привели пример Сингапура , где разработана модель профессионального роста учителей (TGM). Она стимулирует преподавателей постоянно учиться, брать на себя ответственность за профессиональный рост и личное благополучие. Пять желаемых результатов TGM таковы: специалист по этическому воспитанию (ethical educator), компетентный профессионал (competent professional), способный учиться вместе с учениками преподаватель (collaborative learner), локомотив развития ученика (transformation leader) и связующее звено коллектива (community builder).

По его словам, таким образом возникает необходимость выстраивания другой модели профессионального роста.

По мнению Федорова , российская система постдипломного педагогического образования на протяжении последних лет переживает очень серьезный кризис. „На нее выделяется огромное количество денег, но вопрос, насколько эффективно они расходуются, остается открытым”, — заявил он и пояснил, что повышение квалификации, как правило, не является адресным, а носит нормативный характер, то есть сводится к толкованию новых образовательных стандартов, нормативных документов и предметных концепций. По его словам, система не работает с профессиональными запросами конкретного учителя, у которого зачастую нет возможности выбрать учреждение для обучения. „Как правило, это одно-единственное региональное учреждение повышения квалификации, и, к сожалению, не факт, что профессионализм его специалистов каждые три года повышается”, — добавил Федоров .

Владимир Смирнов /ТАСС

Федеральный проект „Учитель будущего” нацпроекта „Образование” предполагает организацию системной работы по непрерывному развитию профессионального мастерства учителей и существенному обновлению содержания программ повышения квалификации. Этому, в частности, будет способствовать развертывание федеральной сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. „Возможность в удобной форме получать непрерывное профессиональное образование — это один из важных факторов карьерного роста”, — считает Александр Пряников .

Оксана Мартыненко в свою очередь отмечает важность для молодых учителей вопроса оснащенности и качества школьного пространства.

По словам Мартыненко , это дает молодым специалистам возможность самореализации и позволяет получать удовольствие от работы, так как они понимают, что делают ее качественно. „Нацпроект «Образование» во многом как раз об этом — о развертывании цифровой среды для школ, строительстве образовательных учреждений нового поколения, и эти аспекты тоже влияют на повышение престижа профессии учителя”, — считает она.

Создание положительного образа

Александр Пряников сетует, что в СМИ и социальных сетях часто выводят на передний план негативную информацию об учителях, в то время как о положительных примерах почти никто не говорит.

Олег Федоров отмечает, что в обществе сложился стереотип об учителе как работнике сферы услуг и сформировалось потребительское отношение к его деятельности, что необходимо менять. Этому может, по мнению эксперта, поспособствовать появление хороших фильмов о работе педагогов.

Читайте также: