Как появилась профессия стюардесса

Опубликовано: 17.05.2024


Основная задача бортпроводников ‑ сделать все возможное, чтобы пассажирам на борту авиалайнера было комфортно, и при этом - проследить за выполнением пассажирами правил техники безопасности.

Стюардесса или стюард (бортпроводница, бортпроводник) ‑ специалист рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров. В сентябре 1998 года на ассамблее Международной организации гражданской авиации ИКАО (International Civil Aviation Organization ‑ ICAO) представители всех государств согласились считать, что существующее официальное название профессии стюардесс и стюардов ‑ Flight Attendant (букв. перевод - "летный помощник") необходимо заменить на Cabin Crew (букв. перевод - "экипаж салона лайнера") для того, чтобы повысить роль и статус этих специалистов в обеспечении безопасности на борту воздушного судна.

Основная задача бортпроводников ‑ сделать все возможное, чтобы пассажирам на борту авиалайнера было комфортно, и при этом - проследить за выполнением пассажирами правил техники безопасности. Бортпроводники ответственны за безопасность пассажиров во время полета, а в случае ЧП обязаны оказывать пассажирам помощь.

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолетов стали включать третьего члена ‑ стюарда. В 1930 году в США возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить рекламе пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а любой лишний килограмм имел значение.

На вопрос, когда появилась новая женская профессия "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек ‑ от 160 до 175 сантиметров.

Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.

Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания "Аэрофлот", например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.

На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.

В "школе стюардесс" молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).

Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.

Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже "хорошо" стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.

Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Стюардесса или стюард (бортпроводница, бортпроводник) ‑ специалист рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров. В сентябре 1998 года на ассамблее Международной организации гражданской авиации ИКАО (International Civil Aviation Organization ‑ ICAO) представители всех государств согласились считать, что существующее официальное название профессии стюардесс и стюардов ‑ Flight Attendant (букв. перевод - "летный помощник") необходимо заменить на Cabin Crew (букв. перевод - "экипаж салона лайнера") для того, чтобы повысить роль и статус этих специалистов в обеспечении безопасности на борту воздушного судна.

Основная задача бортпроводников ‑ сделать все возможное, чтобы пассажирам на борту авиалайнера было комфортно, и при этом - проследить за выполнением пассажирами правил техники безопасности. Бортпроводники ответственны за безопасность пассажиров во время полета, а в случае ЧП обязаны оказывать пассажирам помощь.

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолетов стали включать третьего члена ‑ стюарда. В 1930 году в США возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить рекламе пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а любой лишний килограмм имел значение.

На вопрос, когда появилась новая женская профессия "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек ‑ от 160 до 175 сантиметров.

Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.

Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания "Аэрофлот", например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.

На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.

В "школе стюардесс" молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).

Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.

Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже "хорошо" стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.

Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Сейчас, когда мы поднимаемся на борт авиалайнера, нас встречают улыбающиеся стюардессы, помогают нам найти место, проводят инструктаж по безопасности и приносят нам кофе. А как было 100 лет назад? Пассажирские самолеты были очень маленькими и вмещали всего 12 пассажиров и 2 пилотов. Во время полета второй пилот покидал кабину, чтобы раздать пассажирам коробки с обедом, успокоить тех, кто боится летать, и помочь страдающим воздушной болезнью. А таковых было много, ведь самолеты летали низко, и воздушное судно болтало из стороны в сторону.

И, возможно, мы никогда бы не увидели улыбчивых красавиц в форме на борту авиалайнера, если бы не 25-летняя Эллен Черч, которая очень хотела в небо. Мы в AdMe.ru прониклись историей первой в мире стюардессы и решили рассказать вам о том, как вообще появилась профессия бортпроводника.

Самая первая стюардесса

Эллен Черч родилась в городе Креско (штат Айова) в семье фермеров в 1904 году — через год после успешного полета братьев Райт. Совсем маленькой девочкой она наблюдала за самолетами, выступавшими на местной ярмарке: иногда один из них приземлялся на соседнем поле рядом с фермой Креско. И тогда малышка решила, что, когда вырастет, обязательно научится летать.

После окончания средней школы Эллен пошла учиться на медсестру, а параллельно с этим она в частном порядке брала уроки управления самолетом. Вскоре мисс Черч получила лицензию пилота. В 1929 году 25-летняя Эллен предложила свои услуги авиакомпании Boeing Air Transport (ныне United Airlines). Однако в то время и помыслить было нельзя о том, чтобы девушка оказалась за штурвалом самолета, и ей ожидаемо отказали.

Первый в мире стюард Генрих Кубис (последний ряд, 4-й справа). Он летал в том числе и на знаменитом дирижабле «Гинденбург» и спасся во время авиакатастрофы. На фото он позирует рядом с другими счастливчиками, избежавшими гибели.

Впрочем, менеджер компании Стив Стимпсон сделал мисс Черч встречное предложение. Он знал, что годом ранее немецкие авиаперевозчики решили учредить должность третьего члена экипажа — стюарда, чьей обязанностью стала забота о пассажирах, которыми ранее занимался второй пилот. Руководство Boeing Air Transport тоже решило добавить третьего члена экипажа на пассажирские рейсы. Вот только, по их замыслу, им должна была быть девушка.

Улыбающиеся красавицы, демонстрирующие отсутствие страха на большой высоте, должны были успокаивающе действовать как на пассажиров, так и на их родственников, дожидающихся их на земле. А если стюардессы, как и Эллен, будут иметь медицинское образование, то они еще и смогут оказать первую помощь пассажирам, которым станет плохо из-за воздушной болезни.

Требования к первым бортпроводницам

Эллен наняли старшей стюардессой и велели найти еще 7 медсестер для работы в самолетах. Несмотря на то, что девушкам предлагали весьма солидную по тем временам зарплату в размере $ 125 в месяц, найти желающих было не так легко. Во-первых, многие родители просто не пускали своих дочерей на эту опасную, по их мнению, работу. Во-вторых, к претенденткам предъявлялись жесткие требования.

Первые самолеты не могли нести большой вес, поэтому стюардесса не могла весить больше 115 фунтов (около 52 кг). Кроме того, в салоне были узкие проходы и низкие потолки, поэтому женщины не могли быть выше 5 футов 4 дюймов (1,63 см). Кроме того, было и возрастное ограничение — 25 лет.

Одной из самых важных обязанностей девушек было наблюдение за аварийным выходом, который находился рядом с туалетом. Стюардессы следили за тем, чтобы пассажиры не промахнулись дверью и не вышли случайно на улицу на высоте 5 000 футов. Кроме того, бортпроводницы должны были иметь при себе расписание поездов — на случай, если самолет упадет.

Эллен проработала всего полтора года: она попала в автокатастрофу и получила травму, которая помешала ее дальнейшей карьере в авиации. Впрочем, спустя 10 лет она вернулась в небо, присоединившись к армейскому корпусу медсестер: Черч помогала эвакуировать самолетами раненых солдат из Африки и Италии. Сейчас именем первой в мире стюардессы назван аэропорт в ее родном городе Креско.

Первая в мире стюардесса, или Как в гражданской авиации появилась новая профессия Гражданская авиация, Стюардесса, Профессия, Эллен Черч, Длиннопост

Профессия стюардессы – сравнительно молодая, ей всего 85 лет. Сегодня сотни молодых красивых девушек работают стюардессами, в начале ХХ в. они не могли об этом даже мечтать! Мало кто знает, что первой в мире стюардессой стала американка Эллен Черч (Ellen Church), а требования к представительницам этой профессии существенно отличались от современных.

Первая в мире стюардесса, или Как в гражданской авиации появилась новая профессия Гражданская авиация, Стюардесса, Профессия, Эллен Черч, Длиннопост

Эллен Черч - медсестра, которая стала стюардессой

Эллен Черч работала медсестрой в штате Айова, но мечтала быть пилотом. Она поступила на летные курсы в надежде осуществить мечту. Но в авиакомпании Boeing Air Transport ей предложили другую идею – набрать группу из семи медсестер не старше 25 лет, весом до 52 кг, незамужних, привлекательных, готовых стать стюардессами.

Первая в мире стюардесса, или Как в гражданской авиации появилась новая профессия Гражданская авиация, Стюардесса, Профессия, Эллен Черч, Длиннопост

Эллен Черч и первая команда стюардесс

Новая профессия в гражданской авиации появилась не случайно. Пассажиры тогда смертельно боялись летать: первые самолеты летали низко над землей, их сильно трясло и пассажирам часто становилось плохо. Для того, чтобы обеспечить их безопасность на борту, было решено привлечь к работе медсестер. Рассчитывали на то, что в результате таких нововведений пассажиры будут меньше бояться и станут чаще обращаться к услугам авиакомпаний. Расчет оказался верным.

Первая в мире стюардесса, или Как в гражданской авиации появилась новая профессия Гражданская авиация, Стюардесса, Профессия, Эллен Черч, Длиннопост

Подготовка заняла несколько месяцев, и 15 мая 1930 г. первая стюардесса Эллен Черч полетела в рейс Сан-Франциско–Шайенн. В дальнейшем все авиакомпании обзавелись стюардессами. Помимо медицинской помощи и общения с пассажирами, первые стюардессы должны были помогать им носить багаж, чинить неисправности в салоне (поломанные кресла), заправлять самолет и помогать пилотам закатывать его в ангар! За это они получали приличную по тем временам зарплату 125 долларов в месяц.

Первая в мире стюардесса, или Как в гражданской авиации появилась новая профессия Гражданская авиация, Стюардесса, Профессия, Эллен Черч, Длиннопост

Первые стюардессы

Эллен Черч проработала стюардессой всего 18 месяцев, до Второй мировой войны, во время которой она снова вернулась к предыдущей профессии – служила медсестрой на медицинском самолете, а затем в санитарном поезде во Франции. За это она была награждена рядом медалей. А аэродром в ее родном городе Креско был назван в ее честь.

Первая в мире стюардесса, или Как в гражданской авиации появилась новая профессия Гражданская авиация, Стюардесса, Профессия, Эллен Черч, Длиннопост

Дубликаты не найдены

Стюардесса на пенсии: недоглядела

История короткая, но не из приятных. Поэтому слабонервным, наверное, лучше не читать.

Был самый обычный рейс. Ничего не предвещало беды. Пассажиры в основной своей массе дремали. Еще некоторое количество человек мирно дежурило у туалетной комнаты, дожидаясь очереди. Среди них мать и её дочь лет шести.

В какой-то момент (по рассказу очевидцев) ребенок приблизился к двери туалета и начал ощупывать прилегающие к ней панели. А родительница то ли отвлеклась, то ли не взяла в расчет возможные последствия. Однако спустя некоторое время дверь закономерно распахнулась и палец девочки накрепко защемило в проеме.

Кровь, крики. Мы бежим на помощь. Кое-как высвобождаем пострадавшую конечность. И понимаем, что палец ребенка буквально располовинило, т.к. одна из его частей в прямом смысле свободно болталась на лоскутке кожи.

Перевязать толком — не перевяжешь. Обложили руку льдом. Сообщили КВС, который в свою очередь решил экстренно садиться в ближайшем аэропорту. Далее подготовка. Всем пристегнуть ремни.

А еще минут через 25 мы уже катились по взлетно-посадочной ближайшего аэропорта, где наш борт уже дожидалась карета скорой помощи, и хочется думать, что палец удалось сохранить.

Для тех, кому удобнее читать в тг — https://t.me/exstuardessa

Стюардесса на пенсии: Интерфон - телефон

Простите за перерыв. Не до пикабу немного было. Но теперь, думаю, удастся снова вернуться к прежнему режиму.

Был как-то случай, когда пожилому мужчине срочно требовалось с кем-то связаться. И, честно говоря, этим желаниям и бесконечными предложениями всего, чего только можно задолбал всю бригаду в край. Объяснения не действовали. Призывы к порядку тоже. Мужчина преследовал всех и сразу, мешал работать, стоял чуть не на коленях. Но при этом был предельно вежлив. И совсем грубо поступать с ним не хотелось.

Что поделать. Пришлось несколько раз разыграть сценку у интерфона. Он продиктовал номер. А уж мы набирали, набирали. Соединяли, соединяли. Но, увы. Видите, говорим, нет связи. А на нет и суда нет. Приуныл он, конечно, но успокоился и до конца рейса позвонить не просил.

Стюардесса на пенсии: Новогоднее чудо

Я всегда завидовала людям, которые могли спокойно провести Новый год со своей семьей.

Потому что мне такая возможность выпадала очень редко. И даже если заранее ни одного рейса на заветные даты назначено не было, это вовсе не значило, что в конечном итоге лететь никуда не придется. Ведь есть резерв, которого в новогодние праздники избежать почти невозможно.

Суть резерва проста: в него попадают свободные от рейсов бортпроводники, которые при необходимости заменят неявившегося на рейс коллегу из основной бригады.

В любой момент мог раздаться звонок – “Рейс такой-то, через 3 часа вылет”.

Такое случалось часто. И хорошо, если до аэропорта рукой подать. Но на тот момент я уже переехала в подмосковье, так что это было не про меня. В общем, если информация о резерве поступала, то мне необходимо было сразу же быстро одеться, схватить подготовленные заранее вещи и сразу же отправляться в путь. Удовольствие, прямо скажем, сомнительное. И состояние нервное.

Но однажды мне крупно повезло – несколькими днями ранее я возвращалась из командировки пассажиром. И недобросовестные работники немецкой авиакомпании пролюбили мой чемодан с формой.

Нет чемодана – нет формы, нет формы – нет рейсов. Ура! Новый год дома – что может быть лучше?

Кстати, оказывается каждый год в мире теряется более 46 миллионов единиц багажа. Мой, благо, исчез не бесследно. Его искали больше недели, но привезли в целости и сохранности и прямо к двери.

Стюардесса на пенсии: Невозмутимая пассажирка

А это были 90-е. И в то время еду в самолете подавали на многоразовой посуде. То есть горячее и гарнир изначально находились в отдельных больших контейнерах. Все это мы сами подогревали и раскладывали на тарелки. Тарелки же ставили в несколько рядов поверх тележки и вот с такой вот халабудой выезжали в салон.

И вот идем мы по салону, толкаем многострадальную телегу по бугристому ковролину, самолет трясет. Небольшая воздушная ямка иии… И фейерверк риса устремляется прямиком в волосяные дебри той самой пассажирки.

Как она отреагировала на это? – А никак! Вместо того, чтобы возмутиться, наехать на нас нехороших, она просто прикрыла глаза и позволила мне и моим трясущимся рукам судорожно выковырять хоть сколько-нибудь проклятых рисинок из её шевелюры. Фух, пронесло…

Спустя 20 минут мы выезжаем с другой телегой. И ситуация повторяется 1 в 1. Снова толчок, проклятый ковролин, снова рис и снова в волосах несчастной. Думаю, ну всё, теперь точно попали. Но нет. Также, как и в первый раз, дама невозмутимо опустила веки. А я по отработанной схеме извлекла рис. Но, конечно, не весь. И мы обе это понимали.

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Что происходит в салоне самолёта, когда в нём нет пассажиров Самолет, Стюардесса, Бортпроводник, Авиация, Гражданская авиация, Девушки, Длиннопост, Фотография

Стюардесса на пенсии: Странные люди ч.4

Этот забавный эпизод пришелся на старт розничных продаж спутниковых телефонов (конец 90-х).

Вот по типу таких.

Стюардесса на пенсии: Странные люди ч.4 Стюардесса, 90-е, Спутниковая связь, Гражданская авиация

Ночь. В салоне самолета темно, почти все спят. Я сижу на станции бортпроводника, возле аварийного выхода — слежу за ситуацией в салоне. Сижу, соответственно, лицом к пассажирам. А прямо напротив меня мужчина, деловито копошащийся в своем телефоне. Хотя что там можно было накопошить? Разве что змейку. В общем, летим. Обстановка спокойная. Тишина. Только двигатели гудят.

Стюардесса на пенсии: Странные люди ч.3

Как правило, родители стараются сделать полет для своих чад комфортным и сытным. Про себя забудут, а ребенку сумочку соберут.

Также важно отметить, что стандартные правила многих отечественных авиакомпаний на еду

для детей до 2-х лет не распространяются. Т.е. в ручную кладь можно взять столько питания для малыша, сколько ему необходимо на время дороги, и при том не опасаться, что молоко или разведенную смесь придется разливать по 100 мл — объем неограничен.

Есть, конечно, перевозчики, которые поблажек малышам не делают. Поэтому перед полетом всегда лучше уточнять этот вопрос. И тем более важно осведомиться и подготовиться, когда путешествие займет далеко не пару часов. Особенно с младенцем.

Для подрощенного ребенка какая-никакая еда найдется, а вот для совсем маленьких пассажиров особого рациона не предусмотрено. Так что забота о питании грудничков ложится на плечи их родителей или сопровождающих.

Другое дело, что не всякой маме и не всякому папе, как оказалось, под силу думать наперед. Благо, это все-таки редкое исключение, нежели правило. При мне же прямо-таки патовых ситуаций было не больше пяти. И вот о самой запомнившейся из них.

Рейс Москва — Магадан. Лететь 8 часов. В числе прочих в сторону Колымы держала путь молодая пара с грудничком. Грудничок кричал. Казалось бы, ничего удивительного. Ну, подумаешь очередной плачущий ребенок на борту. Однако этот малыш, во-первых, плакал без остановки, а во-вторых, делал это особенно надрывно, чем вызвал беспокойство той части нашей бригады, что о счастье материнства знали не понаслышке.

Ну, не нужно, так не нужно. Возможно, ребенок приболел, крутит живот или режутся зубы. Но на четвертом часу полета и крика соответственно, сердца не выдержали и мы ринулись предлагать помощь с удвоенной силой. Попутно каждая из нас старалась выведать, в чем именно причина неважного самочувствия маленького пассажира. И путем аккуратных, но точечных вопросов таки выяснили!

Оказалось, что малыш голодный. И не просто голодный. А настолько, что последний раз он ел еще перед выездом в аэропорт, что даже при самом благоприятном раскладе уже выливалось более чем в шесть часов.

С собой же еды для ребенка у горе-родителей не было совсем. Впрочем, кажется, их это особо и не волновало, т.к. прежде, невзирая на голодные крики чада, они с аппетитом умяли по порции самолетной еды. А после без зазрения совести продолжили догоняться приобретенным на земле, даже не помышляя о том, чтобы хоть как-нибудь облегчить долю родной кровиночки.

И чудо случилось!

Этим же рейсом летела пожилая женщина, которая везла дефицитную, по магаданским меркам, сухую смесь для своей внучки. Она то и стала нашей палочкой-выручалочкой. Спасительная пища была быстро разведена и отдана на употребление нуждающемуся. После чего тот перестал плакать и довольно скоро крепко уснул.

Стюардесса на пенсии: Ограбление в Доминикане

Прочитала новость про ограбление борт проводников в Коста-Рике: https://t.me/aviationmode/5125

Событием особо не удивлена. Тем более, что на моей памяти был хоть и не такой страшный, но тем не менее случай.

Ограбление в Доминикане

Первые инструкции, которые я получила от представителя, когда впервые прилетела в Доминикану были такими: если захотите выйти за пределы отеля, то часы, сережки и прочие украшения снимите сразу и оставьте в сейфе. Телефоны и другие гаджеты тоже храните только там. Многие местные при встрече с туристами не церемонятся — просто подходят, и либо вам придется добровольно отдать все, либо заберут силой.

В то раннее утро я отправилась на завтрак, полагая, что уже там встречусь со своими. Тогда мне повезло жить одной в номере, но в отдельном от других корпусе. Иду, значит, настроение прекрасное — отдых только начался, впереди целая неделя, и вдруг слышу — кричат. Наши кричат — зовут на помощь. Конечно, я тут же устремляюсь в их сторону. На месте обнаруживаю двух растерянных девчонок - коллег. Обе трясутся, глаза на мокром месте. Узнаю, в чем дело.

Выяснилось, что их ограбили. И не за пределами резорта, а прямо в номере. По сбивчивому описанию ситуации стало понятно, что все произошло, когда они только проснулись и, еще не покинув свои постели, болтали о чем-то своем. Как вдруг входная дверь резко распахнулась и в номер забежал огромный мужчина в форме работника отеля. Его не смутило присутствие людей. Более того, он и видом, и жестами дал понять, что сопротивление лучше не оказывать. Никто, впрочем, и не собирался. Жизнь дороже. Далее грабитель быстро сгреб все ценное, что было на виду, и был таков.

Потом крики о помощи, мое появление. И вот мы стоим на ресепшн — требуем вызвать полицию. Вместе с нами еще один пострадавший — американец, у которого аналогичным методом украли планшет. Причем местонахождение планшета прекрасно отслеживались американцем по трекеру. И было видно, что техника находится на территории отеля. Однако администраторы упорно отказывались что-либо предпринимать. До последнего прикидывались валенками, а когда с большим трудом вызванная все же приехала, то стало понятно, что преступникам все сойдет с рук. Ведь представители правопорядка тоже отказались что-либо предпринимать.


7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации .

Это профессиональный праздник летного состава: пилотов, штурманов, бортмехаников, стюардесс.

Гражданскую авиацию используют для транспортировки людей, багажа, животных, грузов и почтовых отправлений (писем, бандеролей, посылок и пр.); в сельском хозяйстве, геологоразведке; при выполнении высотных монтажных работ; в обеспечении научных экспедиций; при контроле лесных массивов от вырубки; для медицинской помощи (доставка врачей и лекарств, транспортировка больных); для проведения научных экспериментов; в учебных, просветительских и спортивных целях.

7 декабря 1944 года в Чикаго (штат Иллинойс, США) было подписано соглашение 52-х стран об учреждении международной организации цивильной авиации (ИКАО, англ. ICAO), известное под названием «Чикагская конвенция».
Соглашение устанавливало общие правила полетов на территориях стран-участниц, ввело международные стандарты по присвоению мировым аэропортам индивидуальных четырехбуквенных кодов.

В 1992 году ИКАО объявила об учреждении Международного дня гражданской авиации, но отмечать его начали только через два года.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № A/RES/51/33, в которой провозгласила 7 декабря Международным днем гражданской авиации.

Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии СТЮАРДЕССА/СТЮАРД.

История профессии СТЮАРДЕССА/СТЮАРД

Воздушный транспорт возник в Европе и в Америке после Первой мировой войны.
После успешного полета американских механиков братьев Райт в 1903 году, в Европе начали строить самолеты.

В России первые авиационные заводы были построены в 1910-1912 годах.

Считается, что профессия бортпроводника возникла в Германии в 1928 году, когда на борт самолета стали брать специального человека, в чьи обязанности входило обеспечение сервиса во время полета, — стюарда.
На заре гражданской авиации, пилоты самолётов сами выполняли все обязанности по обслуживанию пассажиров, давали им необходимые справки, инструкции и разъяснения.
Этими обязанностями занимался второй пилот самолета, что было рискованно с точки зрения безопасности полета.

Сначала функции бортпроводников выполняли мужчины — чаще всего ими были бывшие официанты дорогих ресторанов.
И только спустя годы в экипажах воздушных судов появилась штатная единица бортпроводника, который отвечал бы за сервис в салоне самолёта.

В 1930 году в Соединенных Штатах возникла идея привлечь к работе привлекательных девушек — это должно было стать дополнительной рекламой пассажирских авиаперевозок.
Существовал и еще один довод в пользу представительниц прекрасного пола: они меньше весили, что имело большое значение для самолетов того времени.


Эллен Черч

Первой стюардессой в истории авиации называют Эллен Черч (1904-1965) из штата Айова.
В свой первый полет в этом качестве она отправилась 15 мая 1930 года, самолет следовал по рейсу Сан-Франциско — Шайенн.
Также Эллен Черч было поручено набрать первую группу для подготовки будущих стюардесс.
Ими стали семь медсестер в возрасте до 25 лет и весом не более 52 килограммов.

Более широкое распространение профессия получила в начале 1950-х годов, когда в гражданской авиации началось использование реактивных самолетов.

В наши дни вес бортпроводника не столь важен. К стюардессам и стюардам предъявляются требования иметь общее представление об устройстве самолета, знать иностранные языки и многие другие.

При подборе персонала часто используется принцип «трех О»:
• образ внешний (речь, мимика, макияж, внешняя привлекательность);
• образ внутренний (наличие необходимых черт характера);
• образ профессиональный (профессиональные знания и навыки).

Главная обязанность современного бортпроводника — обеспечивать безопасность пассажиров во время полета.
Кроме того, стюарды и стюардессы делают все, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно.

На сегодняшний день эта профессия очень сложна и опасна.

Профессию стюардессы (стюарда) можно получить на специальных курсах, а также на курсах авиаперевозчиков.

Уже больше 20 лет осуществляет образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации бортпроводников воздушных судов отечественного и иностранного производства.


Это учебное заведение осуществляет подготовку стюардесс бизнес-авиации.

Попасть на бесплатные курсы от авиаперевозчика можно лишь в том случае, если вы успешно прошли собеседование и вас пригласили на работу.

Книги о бортпроводниках (стюардессах). Сценарии


Ремизов, А. А. Профессии XXI века : путеводитель школьника : [для ст. шк. возраста] / А. А. Ремизов, А. Б. Таранин. - М. : Октопус, 2009. – 444, [3] с.

На С. 253-257 содержится описание профессии «бортпроводник» и требования, которые предъявляет эта профессия к желающим получить её.


Романова, Е. С. 99 популярных профессий : психол. анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003. – С. 354-357.

На С. 354-357 содержится профессиограмма профессии «стюардесса/стюард».

Спрашивайте эти книги в библиотеках города Пскова!


Авиация : [для чтения взрослыми детям] / [пер. с англ. И. В. Кудишина]. - М. : РОСМЭН, 2011. - 64 с. - (Удивительный мир).

На С. 49-50 рассказывается о том, каков состав экипажа самолета, кто такие стюарды и стюардессы и почему при посадке закладывает уши.


Кем быть? : [для сред. шк. возраста : 0+] / [авт. текста А. Бомон ; пер. с фр. И. Шадриной ; худож.: К. Юс-Давид]. - М. : Махаон, 2017. - 127 с. - (Твоя первая энциклопедия).

На С. 34 имеется информация о том, чем занимаются члены экипажа самолета во время полета, и какие обязанности у стюардессы (бортпроводницы).


Профессии : [энциклопедия для детей] / [Д. Бур ; пер. с фр. И. Перегудовой]. - М. : Эгмонт Россия Лтд., 2002. - 89 с. - (Моя первая энциклопедия).

На С. 20-21 рассказывается о профессиях, которые работают в самолетах во время полета и об обязанностях стюардов и стюардесс.


101 профессия : [для мл. и сред. шк. возраста] / [ред-сост. Вероника Франгу ; худож. Мария Козлова]. - Минск : Сибиллина, 2013. - 32, [1] с. : цв. ил.

На С. 11 содержится краткое описание профессии «стюардесса».


Энциклопедия для детей. Доп. т. : Выбор профессии / гл. ред. Е. Ананьева. - М. : Аванта+, 2003. - 429 с.

На С. 296-297 описана профессия «бортпроводника».


Энциклопедия транспорта : все о транспорте : [12+] / [пер. с англ. А. Альникина]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2013. - 123 с.

На С. 28 описана профессия «бортпроводника» (стюардессы).

Спрашивайте эти книги в библиотеках города Пскова!


Ласкарева, Е. Н. Стюардесса : роман / Е. Н. Ласкарева. - М. : АСТ : Олимп, 2001. - 363 с. - (Русский романс). -ISBN 5-17-006513-2; 5-8195-0172-1 (в пер.)

Она — авантюристка, которая не терпит постоянства и летит, опережая время.
Она — стюардесса, которой удалось с внутренних рейсов прорваться в `высшую касту` — на международные авиалинии.
Она никогда не хотела спокойной жизни, но не могла предвидеть, что во время первого же рейса за границу окажется втянутой в махинации контрабандистов.
И в смертельной игре, где надо рассчитывать только на себя, где нельзя полагаться даже на того, ради кого идешь на риск, сама ее мятежная непредсказуемость должна либо погубить ее, либо стать козырем, приносящим победу.

Спрашивайте эти книги в библиотеках города Пскова!

1. Маресьева, А. "Для всех, кто связан с небом, фамилия Маресьева много значит" / А. Маресьева // Огонек. - 2016. - № 21 (30 мая). - С. 24-25.
Двоюродная правнучка Алексея Маресьева Алиса Маресьева (портр.) стала бортпроводником в "Аэрофлоте".

2. Дорошенко, К. Мне бы в небо! или Хочу стать стюардессой / К. Дорошенко // Волшебный. - 2016. - 20 сент. (№ 18). - С. 18-19.
О том, какие девушки подходят профессии стюардессы (бортпроводницы), из каких этапов состоит трудовой день, а также о том, какие плюсы и минусы есть у этой профессии.

3. Антропова, Д. Мне бы в небо! / Д. Антропова // ГЕОленок. - 2015. - № 5. - С. 20-25.
О профессии «стюардесса» рассказала старший бортпроводник компании S7 Airlines Ольга Михаэилс.

4. Морошкин, А. Небо как профессия / А. Морошкин // Огонек. - 2015. - № 45 (16 нояб.). - С. 20-21.
О том, что должен знать и уметь бортпроводник.

5. Меркулова, В. Бортпроводник / В. Меркулова // Классный журнал. - 2015. - № 27. - С. 18-19.
О секретах самой воздушной профессии бортпроводника или, проще говоря, стюарда и стюардессы.

Спрашивайте эти издания в библиотеках города Пскова!

Памятник стюардессе Надежде Курченко


Памятник отважной стюардессе Надежде Владимировне Курченко установлен в г. Сухуми (Абхазия), в старинном парке между Дагестанской и Черкесской улицами, на месте первоначального захоронения Н. Курченко.


Надежда Курченко - девятнадцатилетняя бортпроводница Сухумского авиационного отряда была убита 15 октября 1970 года террористом П. Бразинскасом при попытке предотвратить угон самолёта Ан-24, который совершал перелет из г. Батуми в г. Сухуми.
На борту находилось 46 пассажиров и 5 членов экипажа.
Надежда ценой своей жизни помешала террористам пройти в кабину пилотов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу Надежда Курченко награждена боевым орденом Красного Знамени.

Именем Надежды Курченко названы в Сухуми парк, улица, малая планета № 2349, открытая учеными Крымской обсерватории, а также один из пиков Гиссарского хребта, танкер российского флота и астероид.
В честь Надежды Курченко названы улицы в ряде населённых пунктов на территории бывшего СССР.

В селе Новополтава в Алтайском крае рядом со школой, которой присвоили имя Надежды Курченко, установлен памятник в её честь.
С 1982 года в Глазове ежегодно, в октябре, проводится мемориальный пробег памяти Надежды Курченко.
В школе юных лётчиков Ижевска создан музей Надежды Курченко.
В городе Ижевске есть улица Н. Курченко.
В горах, на границе Абхазии и Краснодарского края установлен обелиск Надежде Курченко.
В память о ней снят художественный фильм «Абитуриентка» (Киностудия имени А. Довженко, режиссёр Алексей Мишурин).

Во время военных действий 1992-1993 гг. памятник был обстрелян и сильно пострадал.
К концу 2017 года после реставрационных работ памятник должен вернуться на своё место.
20 сентября 1990 года прах Надеждs Курченко по настоянию ее матери был перенесен в Удмуртию на кладбище города Глазова, где прошли детские годы Надежды.

Стихотворения о стюардессах

Стюардесса, стюардесса,
Голубых высот принцесса!
А когда стальная птица
Возле моря приземлится,
Скажет каждому из вас:
-До свидания, в добрый час!

Я сегодня стюардесса,
А Серёжка наш – пилот.
Ставим стульчики рядами –
Это будет самолёт.

Полетим мы к жарким странам,
Всех прошу занять места.
Я с улыбкой предлагаю
Пристегнуться не спеша.

Наш пилот гудит всё громче,
Набирая высоту.
Все в окошко посмотрите
И представьте красоту:

Облака вокруг летают –
Это слон, жираф, квадрат…
А внизу, смотрите, точка –
Наш любимый детский сад.

Я сегодня стюардесса,
А Серёжка наш – пилот.
Мы готовимся к посадке.
Жаль, к концу идёт полёт.

Повещенко О.


Загадка о стюардессе

Как воздушная принцесса,
В форме лётной .

Ответ смотрите в конце страницы

Телеканал "Подмосковье" снял репортаж для телепередачи "Dok.Кино" про профессию бортпроводника. В фильме также затрагивается тема обучения в Авиашколе Аэрофлота.

Как стать бортпроводником

Интервью Ксении Альбрант у "Директора Неба" Дарьи Толоконниковой

Ответ на загадку: Стюардесса.

Контакты

Муниципальное автономное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система»
города Пскова

Читайте также: