Как правильно называется должность крановщика

Опубликовано: 02.10.2024

noTitle

Основная задача крановщика заключается в управлении краном для поднятия и перемещения грузов и обеспечения монтажных, сборочных, погрузочных и других (большей частью – строительных) работ.

История профессии крановщик:

Подъемные механизмы были известны человеку давно. Еще древние цивилизации египтян, китайцев, ацтеков, мидийцев и многих других народов возводили свои величественные города, используя прототипы подъемных кранов. Пифагор (VI век до н. э.) первым придумал такое устройство, как «рычаг» для переброски грузов. Но самих машинистов тогда не было, поскольку в действие такие механизмы приводились вручную или силой рабочих животных, что подразумевало под собой работу целой группы людей. Еще не так давно кирпичи на стройке переносили и поднимали на леса специальные рабочие – козоносы (коза – специальный ящик для переноски кирпичей). Впервые кран с двигателем был построен в 1827 году. С того времени началась эпоха развития различных модификаций этого полезного изобретения. Со временем кран поставили на передвижную платформу. Этими новыми «помощниками» на производстве и на стройке управляли специально обученные люди – машинисты кранов.

В зависимости от специализации, машинист крана может управлять:

• башенным краном (применяется при строительстве многоэтажных зданий);

• краном-балкой (используется для монтажных и транспортных операций внутри сборочных цехов крупных производств);

• автомобильным краном (самый распространенный вид кранов, применяется повсеместно для погрузки-разгрузки, некрупного строительства как вспомогательный для разного типа производств);

• мостовым краном (эксплуатируется при погрузке железнодорожной и автомобильной техники);

• портовым краном (разгрузка и погрузка контейнеров на сухогрузы в портах);

• консольно-шлюзовым краном (используется при строительстве мостов и эстакад для установки блоков универсальных железобетонных пролетных строений длиной до 33 м).

Основными производственными операциями, выполняемыми машинистом крана, являются:

• поворот его вокруг своей оси;

• подъем и опускание груза.

Все эти операции машинист осуществляет посредством рукояток управления, находящихся в кабине крана.

Основные обязанности машиниста крана:

• установка крана, учитывая силу и направление ветра, наклон рельефа;

• контроль за креплением груза;

• выполнение технического осмотра;

• контроль исправности механизмов;

• следование показаниям приборов и сигнальным жестам стропальщика;

• участие в профилактическом ремонте.

Требования к индивидуальным особенностям желающего получить профессию машиниста крана:

• физическая и психическая выносливость (машинисту приходится совершать ежедневные подъемы и спуски, работать на большой высоте и на ограниченной площади);

• быстрая двигательная реакция;

• хорошая координация движений всего тела;

• гибкое распределение внимания;

Работа машиниста крана противопоказана людям, страдающим заболеваниями:

• почек и мочевых путей;

• органов зрения и слуха.

Ежегодно машинист крана проходит медицинскую комиссию.

Машинист крана должен знать:

• основные положения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

• устройство, принцип работы и технические характеристики обслуживаемых кранов и грузозахватных устройств;

• технологический процесс внутрискладской переработки грузов;

• правила транспортировки грузов;

• способы определения массы груза по внешнему виду;

• порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и спецификацией;

• основы слесарного дела.

Машинист крана должен уметь:

• управлять краном при перемещении машины и погрузке грузов различного веса и объема;

• производить ремонтные работы, включая слесарные операции.

Плюсы профессии машиниста крана:

• высокий престиж среди рабочих профессий;

• низкая текучка, связанная с редкостью профессии;

Минусы профессии машиниста крана:

• отсутствие карьерных перспектив;

• большая ответственность – от профессионализма крановщика зависит не только целостность перемещаемого груза, но и безопасность окружающих людей;

• неблагоприятные условия труда – сидячая работа способствует развитию целого букета заболеваний, а нервное напряжение часто отражается на психологическом состоянии специалиста;

• ограниченность выбора места работы – как уже было сказано, универсальных крановщиков не бывает, поэтому если специалист хочет сменить сферу деятельности (например, «пересесть» с башенного крана, работающего на стройке, на мостовой, перемещающий груз по цеху), то ему необходимо пройти дополнительное обучение.

Должностные обязанности машиниста крана 3-го разряда (после окончания колледжа):

• управление мостовыми кранами грузоподъемностью до 15 т, башенными передвижными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов;

• управление мостовыми кранами грузоподъемностью до 10 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов;

• установка деталей, изделий и узлов на станок, перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов;

• управление электроталями, переносными кранами при выполнении различных видов работ;

• управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по укладке грузов на стеллажи, снятию их со стеллажей, транспортировке на погрузочную площадку и укладке в контейнеры, пакеты и на поддоны;

• проверка правильности крепления тросов, регулирования тормозов и действия предохранительных устройств;

• ведение журнала приема и сдачи смены;

• участие в ремонте обслуживаемых кранов.

Интересно:

• Для работ по проекту Sea Launch (запуск космических ракет с морской платформы) для операции по перегрузке ракеты в Лос-Анджелес приглашают специальную команду крановщиков из России. Они прилетают, выполняют работы за несколько дней и возвращаются домой.

• Самыми мощными в мире являются два крана, установленные на полупогруженном корабле «Микопери-7000» (190 м в длину, 89 м в ширину). Краны принадлежат компании «Оффичине мекканиче реджане» (Италия), спроектированы американской фирмой «Херст энд Деррик», построены итальянской компанией «Монфалконе» и введены в строй 15 декабря 1986 г. Каждый имеет грузоподъемность 6895 т. Вместе они могут поднять 14 тыс. т груза. В первые 6 месяцев работы один из них поднял рекордный груз в 5700 т.

• Самый мощный в мире гусеничный подъемный кран тоннажем 4000 тонн создан китайской компанией Sinopec Engineering совместно с китайским объединением по производству строительного оборудования XCMG. Сдан в эксплуатацию в июле 2013 г. в промышленном парке города Яньтай провинции Шаньдун (Восточный Китай).

• Первый в мире кран для строительства ветрогенераторов, способный карабкаться по поверхности их башен, создан в 2017 г. в Нидерландах компанией Lagerwey.

Крановщик – одна из самых востребованных и хорошо оплачиваемых рабочих профессий в любой точке нашей страны.

Крановщик – машинист грузоподъёмного крана, управляющий механизмами для перемещения груза и выполняющий с их помощью погрузочно-разгрузочные и транспортировочные работы. Что представляет собой эта профессия, где пройти обучение и как стать крановщиком?

История профессии

Механические устройства для подъёма грузов появились на строительных площадках древнейших архитектурных сооружений. В XI-XII веках в средневековой Европе простейшие грузоподъёмные машины на ручном приводе делались из дерева, но конструктивно они уже напоминали современные подъёмные краны. До нашего времени дошёл механизм 1330 года, приводящийся в движение топчаковыми колёсами. Однако эти краны, как правило, требовали участия в рабочем процессе множества людей.

Первые краны с механическим приводом стали появляться в 1830-х годах. В это же время были созданы механизмы на паровом двигателе, а чуть позже – к середине века – на гидравлическом. Мостовые краны на электрическом двигателе (1880-ые) и двигателе внутреннего сгорания (после 1895-го) уже создали все предпосылки для появления специалиста, который бы профессионально мог управлять сложной машиной. А после создания в 1913 году прототипа башенного крана в его современном варианте, профессия крановщик окончательно стала восприниматься как самостоятельный род трудовой деятельности.

В России прообраз поворотного крана со стрелой был изготовлен в 1793 году, но заводское производство было налажено лишь к 1840-ым годам, причём краны создавались только на одном заводе и по единичным заказам. Осваивать процедуру управления механизмом рабочим приходилось на месте.

Для обеспечения управления тогда, как и сейчас, необходимо было наладить коммуникацию между оператором крана и стропальщиком, осуществляющим закрепление и открепление грузов. Поэтому до изобретения и применения в работе рации в команду, задействованную в рабочем цикле, входил ещё один или несколько сигнальщиков.

Описание и характеристика профессии

Машинист различных грузоподъёмных механизмов занимается управлением специализированным оборудованием с целью погрузки и разгрузки, ремонтно-восстановительных работ, перемещения грузов, осуществляя контроль работоспособности техники.

Специализация крановщика определяется тем, с каким именно типом техники он работает, а уровень квалификации машиниста – ещё и грузоподъёмностью эксплуатируемой техники. Машинист может управлять следующими типами кранов:

  • стеллажными штабелерами, отличающимися отсутствием кабины оператора,
  • мостовыми,
  • башенными,
  • козловыми,
  • шлюзовыми,
  • кранами-балками.

Учебные заведения не выпускают универсальных специалистов, способных работать на любом типе машины. Например, крановщик башенного крана для получения доступа к эксплуатации мостового крана должен пройти специализированное переобучение.

В своей деятельности независимо от типа управляемого механизма крановщик:

  • управляет передвижением крана и его работой,
  • контролирует крепление перемещаемых грузов,
  • взаимодействует со стропальщиками,
  • выполняет техосмотр, смазывает детали и посильно участвует в профилактических или аварийных ремонтных работах.

Крановщики считаются «элитой» среди строителей, но и в этой профессии есть свои «минусы». Так, например, крановщик башенного крана, закрытый в своей кабине на высоте, работает преимущественно в сидячем положении, что способствует возникновению ряда профессиональных заболеваний. Кроме того, эта работа довольно нервная в связи с возможностью стрессовых ситуаций и высокой ответственностью за целостность груза и жизни людей на строительной площадке.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Для получения профессии необходимо пройти обучение по специальности «Машинист крана (крановщик)» (код: 2.23.01.07) в техникуме или колледже.

В число наиболее известных столичных ссузов, предлагающих обучение будущих машинистов крана, входят Колледж современных технологий им. М. Панова, Московский технологический колледж. В Санкт-Петербурге на крановщика учат в Автодорожном колледже, в Петродворцовом колледже. В регионах пройти обучение можно в Хабаровском дорожно-строительном техникуме, Омском колледже профессиональных технологий, Самарском металлургическом колледже, Челябинском дорожно-строительном техникуме, Красноярском техникуме транспорта и сервиса и в других учебных заведениях.

Помимо государственных ссузов, выучиться на крановщика можно в одном из частных учебных центров дополнительного образования. Например, в Московской области действует центр «Специалист», в котором имеются курсы подготовки крановщиков башенного крана и автокрановщиков, в Москве – учебные центры «Оливин», «Амулет», «ПроЭксперт», «Столица» и др. Однако поскольку в большинстве случаев работодатель в своих требованиях указывает необходимость наличия диплома о среднем специальном образовании, то учиться на крановщика лучше в техникуме или колледже, а для переподготовки или повышения квалификации можно выбрать учёбу на курсах.

Профессиональные обязанности

Крановщик должен знать принцип функционирования рабочего оборудования, его устройство и эксплуатационные характеристики:

  • грузоподъёмность,
  • правила крепления цепей и тросов и максимальную нагрузку на них,
  • особенности работы контроллеров, двигателей (высококвалифицированные специалисты должны разбираться в кинематических и электрических схемах),
  • условия перемещения различного типа грузов (штучных предметов, сыпучих материалов, брёвен и др.) и людей,
  • порядок загрузки-разгрузки стеллажей и перемещения груза в складских помещениях.

В границах своей специализации крановщик обязан знать систему звуковой и знаковой сигнализации, название и назначение всех устройств и приспособлений, признаки неисправности механизмов и их узлов. В ходе работы крановщик ведёт учёт результатов деятельности согласно установленной форме. Также машинист крана должен контролировать границы зоны безопасности, знать порядок действий при возникновении экстремальной ситуации и уметь оказать первую медпомощь пострадавшим в случае аварии на месте проведения работ.

Кому подходит

Профессия машинист крана требует от соискателя хорошего физического здоровья, что должно быть подтверждено ежегодной медицинской комиссией. При болезнях сердца, почек, расстройствах нервной системы кандидата не допустят к работе.

Крановщик башенного крана поднимается на высоту в несколько десятков метров, поэтому люди, страдающие акрофобией (страхом высоты) не смогут хорошо справляться со своими обязанностями. Важны для оператора крана способность к концентрации и усидчивость. Поскольку в тесном взаимодействии с крановщиком всегда работает ещё как минимум один стропальщик, от специалиста требуется умение находить общий язык с бригадой в командной работе.

Заработная плата

Профессии автокрановщик, оператор шлюзового, мостового, портально-стрелового кранов, крановщик башенного крана и аналогичные относятся к востребованным. Например, только на одном ресурсе со сведённой статистикой бывает открыто порядка тысячи вакансий со средним уровнем зарплат по стране в размере 35 000 рублей: 42% предложений с зарплатами в диапазоне 18-36 тыс. руб., 33% объявлений с диапазоном в 36-54 тыс. руб., 12% вакансий с зарплатами от 54 до 72 тыс. руб.

Остальные предложения либо ниже, либо выше отметок. Согласно этой статистике, самые высокие зарплаты в размере 90-100 тыс. руб. получают специалисты в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

При этом, если суммировать статистику нескольких сайтов работы, то число открывающихся вакансий за месяц достигает нескольких тысяч, причём нередко размер заплаты начинается от 94 тысяч, что поднимает среднюю заработную плату крановщика по России до 59 тысяч рублей.

Как построить карьеру

Карьера машиниста крана связана с повышением квалификации и разряда, а также со сменой типа профессиональной деятельности при переходе на другой вид крана. Поскольку изначально операторов-универсалов, управляющихся с любым типом оборудования, не бывает, для смены работы на более выгодную специалисту нужно пройти дополнительное обучение. Повышение профессионального уровня позволит крановщику самостоятельно и произвольно определять карьерные изменения: выбирать место работы с более высоким окладом и лучшими условиями из числа тех, что предлагаются на рынке труда.

Перспективы профессии

Специальности, связанные с управлением различными механизмами, в последние годы постепенно передаются из рук человека в руки роботов. Функция профессионала, который непосредственно управляет кранами, по предсказаниям футуристов, станет сменяться функцией контролёра, который со стороны будет следить за бесперебойной работой запрограммированных смарт-машин.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия крановщик подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>


Крановщик, он же машинист крана – сложная и интересная рабочая профессия. Этот специалист непосредственно управляет краном при перемещениях и транспортировке грузов в строительстве и на промышленных предприятиях.

История профессии

Механические устройства для перемещения грузов требовались людям всегда. Но при возведении древних сооружений использовались краны с ручным приводом и как таковых крановщиков до создания первых двигателей не было. Сами краны конструировали из дерева, а управляли ими множество рабочих.

Первый кран с механическим приводом двигателя был построен в 1827 году. Соответственно тогда возникла потребность в первых крановщиках. Позже появились механизмы на гидравлическом и электрическом приводе. А в 1913 году был впервые создан башенный кран, и профессия машиниста крана перешла в разряд отдельных видов трудовой деятельности.

Чем занимается крановщик

Машинист крана располагается в специальной кабине и управляет оборудованием для выполнения подъемно-транспортных работ. Делать работу ему чаще всего приходится, находясь на значительной высоте (от 20 до 200 метров). Это не касается автокрановщиков, кабина которых расположена на поворотной платформе.

Крановщик всегда работает в команде со стропальщиками. Находясь в своей кабине, он должен точно понимать сигналы рабочих. От правильных или неправильных действий машиниста крана во многом зависит скорость выполнения поставленных задач, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому его работа весьма напряженная и требующая отлаженного взаимодействия с коллективом.

Где можно работать

Профессия крановщика относится к весьма востребованным, так как в век индустриализации грузоподъемные механизмы используются во многих отраслях промышленности. Машинисты крана работают на металлургических заводах, в строительных, логистических, торговых и топливно-энергетических компаниях, портах. А также на предприятиях машиностроения, судостроения, станкостроения, добычи полезных ископаемых, сборочных и обрабатывающих производствах.

Обязанности крановщика

В обязанности машиниста крана входит:

  • выполнение технического осмотра кранового оборудования на предмет исправности перед началом работы и ведение специального журнала;
  • подъем, опускание и перемещение различных грузов при строительных, погрузочно-разгрузочных, монтажных и демонтажных работах;
  • прекращение грузоподъемных работ при изменении погоды, которое может повлечь возникновение внештатных и опасных ситуаций;
  • понимание сигналов стропальщиков и следование им, они могут выполняться жестами или по рации;
  • визуальный контроль правильности закрепление грузов стропами;
  • обеспечение необходимых проходов для рабочих на производственной площадке при складировании и перемещении грузов;
  • соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, в частности, проведение грузоподъемных работ только в присутствии лица ответственного за безопасность;
  • участие в текущих и капитальных ремонтах крана.

В обязанности автокрановщика (водителя автокрана) дополнительно входит правильная установка автокрана с учетом твердости, устойчивости поверхности и направлении ветра. А также они самостоятельно прибывают на объект, правильно рассчитывают высоту и длину стрелы, угол поворота.

Требования к профессии

С учетом ответственности и важности профессии крановщика, к нему предъявляются следующие требования:

  • профильное образование, опыт работы или хорошие отзывы с мест прохождения практики приветствуются;
  • водительское удостоверение (для автокрановщиков);
  • отменное здоровье (недопустимы проблемы со зрением, слухом, сердечно-сосудистой и нервной системой, органами дыхания, почками, опорно-двигательным аппаратом, а также страх высоты);
  • хорошая координация движений;
  • точный линейный, угловой и динамический глазомер;
  • хорошая зрительно-моторная координация;
  • повышенная внимательность к деталям;
  • физическая выносливость (длительное время придется находиться в кабине, при этом туалета там нет);
  • способность к длительному выполнению однотипных действий;
  • умение распределять внимание по всей производственной площадке;
  • стрессоустойчивость и хладнокровие в любых рабочих ситуациях.

Сами краны сейчас снабжаются различными приборами: определение веса груза, направление и скорость ветра, достаточность освещения. Следовательно, машинист крана должен уметь в них разбираться.

Кстати, на мостовых кранах в цехах промышленных предприятий работают в основном женщины. Это связано с их бОльшей выдержкой и терпением. А вот автокрановщиков больше мужчин. Сильный пол привлекает в этой профессии возможность «совмещать»: быть водителем и крана, и автомобиля.

Образование

Обучают профессии крановщика в средне специальных учебных заведениях: колледжи, техникумы, лицеи, училища. К наиболее известным относятся:

  • автомобильный и транспортно-технологический техникум в г. Уральске и г. Калуге;
  • дорожно-строительный техникум в г. Челябинске;
  • промышленно-экономический колледж и автодорожный колледж в г. Екатеринбурге;
  • автодорожный и Петродворцовый колледж в г. Санкт-Петербурге;
  • колледж современных технологий им. М.Ф. Панова и технологический колледж в г. Москве;
  • колледж профессиональных технологий и техникум строительства и лесного хозяйства в г. Омске;
  • металлургический колледж в г. Самаре;
  • индустриальный колледж в г. Воронеже;
  • техникум транспорта и сервиса и индустриально-металлургический техникум в г. Красноярске;
  • дорожно-строительный техникум в г. Хабаровске;
  • колледж водного транспорта в г. Тюмени;
  • архитектурно-строительный колледж и транспортный техникум в г. Барнауле;
  • колледж транспорта и дорожного хозяйства в г. Липецке;
  • техникум транспорта и строительных технологий в г. Чебоксары;
  • технологический колледж в г. Туле.

Будущие выпускники получают теоретические знания в работе кранового оборудования: устройство и принцип работы крана, электрические схемы, технические характеристики, составляющие отдельных механизмов, правила эксплуатации и техники безопасности, порядок организации монтажных и погрузочных работ, правила крепления текстильных, канатных и цепных стропов, основы слесарного дела.

Не менее важны и практические навыки управления краном: умение слаженно работать всеми рычагами для выполнения подъема, опускания и перемещения груза, обслуживать крановое оборудование, визуально определять центр тяжести поднимаемого груза, пользоваться измерительными приборами, умение доставить груз в труднодоступное место.

При принятии экзамена обязательно присутствует специалист из Ростехнадзора. И в случае успешной сдачи выпускнику выдают удостоверение машиниста крана.

Дополнительное образование

Стоит отметить, что на универсальных крановщиков, способных управлять любым видом крана, не обучают. У каждого машиниста крана после окончания ССУЗа своя квалификация по разновидностям кранов: башенные, мостовые, кран-балка, автомобильный, портовый, козловой. Если возникает необходимость временно или постоянно «пересесть» на другой вид крана, то машинисту требуется пройти обучение и аттестацию именно на этот вид крана.

При наличии у претендента технической специальности некоторые предприятия обучают машинистов кранов на специальных курсах., которые есть во многих мегаполисах: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. Кроме того, есть частные учебные центры дополнительного образования.

Однако если будущий крановщик желает устроиться к конкретному работодателю, а у него в требованиях наличие диплома ССУЗа, то обучиться профессии лучше в колледже или техникуме. А курсы использовать в будущем для переподготовки или повышения квалификации.

Плюсы и минусы профессии

Большое количество предложений от работодателей в связи с востребованностью крановщиков, социальная значимость для общества, «элита» среди рабочих, высокая зарплата – все это относится к плюсам этой профессии.

Но есть и минусы: трудности с карьерным ростом, длительное нахождение в сидячем положении и, как следствие, возможные проблемы со здоровьем, большая ответственность, сменных график и ночные смены на некоторых предприятиях, необходимость переобучаться в случае смены места работы.

В старых кранах в кабине летом зачастую жарко, а зимой холодно. Современное же оборудование выпускается преимущественно с кондиционерами.

Зарплата и карьерный рост

Уровень зарплаты крановщика определяется разрядом, условиями труда и опытом. Крупные предприятия в мегаполисах предлагают крановщикам 70–100 тыс. руб. В регионах зарплаты в среднем 30–60 тыс. руб. Больше всего ценятся машинисты крана 6–8 разряда, но и требований к ним больше, чем к рабочим более низких разрядов.

Наибольшие зарплаты (90–120 тыс. руб.) у крановщиков, работающих вахтовым методом в северных регионах, на Чукотке, Камчатке и в Якутии.

Карьерный рост для крановщика – это повышение разряда, а также обучение на другой вид крана, что позволяет рассчитывать на бОльшую зарплату и лучшие условия труда. То есть развитие карьеры будет по горизонтальному типу. А вот на вертикальный карьерный рост крановщику, к сожалению, не стоит рассчитывать.

Работа крановщика, безусловно, нужная и интересная. Но с учетом требований и условий труда подойдет не каждому. По прогнозам специалистов востребованность профессии в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе останется на прежнем высоком уровне.

крановщик кто это

Среди профессий, связанных со строительством отдельно стоит выделить такую как крановщик кто это, какие требования предъявляются к нему – читайте далее.

Особенности профессии

Крановщиком называют специалиста, задача которого заключается в управлении различными видами кранов. Чаще всего эти специалисты востребованы там, где работают грузоподъемные механизмы различной мощности.

А именно:

  • строительные площадки;
  • порты;
  • крупные промышленные предприятия, связанные с различными видами производств;
  • везде, где требуется переместить грузы до 25 тонн.

Данный вид деятельности является очень напряженным и требующим особого внимания. Это связано с тем, что приходится быть постоянно сосредоточенным на выполнении погрузки-разгрузки или перемещении грузов. Кроме того, крановщик должен контролировать груз, отслеживать размещение транспортных средств и людей

  • Работая на высотных кранах, специалист вынужден постоянно выполнять однообразные действия по подъему на высоту и спуску вниз. Кабина может быть благоустроена, но для туалета там нет места, а потому приходится терпеть, особенно при длительных погрузочно-разгрузочных циклах.

Все это потребует от кандидата в крановщики не только знаний, но отличное физическое здоровье, выносливость и умение сосредоточиться на поставленной задаче.

В чем заключается работа?

Рабочий день начинается с того, что необходимо проверить готовность и техническое состояние крана, его механизмов. Только после этого можно будет приступить к выполнению поставленной задачи.

Она может включать:

  • подъем различных видов грузов;
  • перемещение на некоторое расстояние;
  • погрузочные и разгрузочные работы;
  • транспортировку отдельных деталей;

Одновременно с этим должен будет контролировать работу стропальщиков.

Личностные качества крановщика

Для того чтобы стать профессионалом нужно не только иметь соответствующую квалификацию и опыт работы. Но и обладать определенными личностными качествами.

Прежде всего, так как основные работы будут вестись на большой высоте, то необходимо ее не бояться. Ко всему остальному можно со временем привыкнуть.

Кроме того, необходимо иметь следующие качества характера:

  • высокая степень ответственности;
  • разумное бесстрашие;
  • сильная выдержка и терпение;
  • внимательность;
  • отличный глазомер;
  • сохранять хладнокровие в любой ситуации;
  • быть максимально точным;
  • иметь хорошую координацию движений.

Только в этом случае получится точно и качественно выполнять все поставленные задачи.

Что должен знать и уметь специалист?

Что должен знать и уметь специалист

Большая часть всех качеств исходят из необходимости иметь определенный набор знаний и умений. Особенно если все работы будут осуществляться на большой высоте. Здесь нужно не только не бояться, но сохранять ясность ума, быть невозмутимым и внимательным.

Стоит сказать, что именно от того, каким профессионалом будет крановщик, зависит то, как будет происходить на площадке.

Профессиональный крановщик должен будет знать:

  • Правила техники безопасности на площадке;
  • Как правильно нужно размещать и крепить различные виды грузов;
  • Все сигналы, которые используют стропальщики.

Теперь вы знаете, что это за профессия крановщик кто это, какие требования к нему предъявляются.

Машинист крана (утратил силу с 29 апреля 2017 года)

40.027

Машинист крана (утратил силу с 29 апреля 2017 года)

Профессиональный стандарт
Машинист крана
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 июня 2014 г. N 360н)

Внимание! Данный профстандарт отменен с 29 апреля 2017 года на основании приказа Минтруда России от 27 марта 2017 года N 307н

I. Общие сведения

Погрузка, разгрузка, перемещение, складирование различных грузов и участие в строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Управление машинами и механизмами при погрузке, разгрузке, перемещении, складировании различных грузов и участие в строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах

Машинисты кранов, подъемников и другого погрузочно-разгрузочного оборудования

Отнесение к видам экономической деятельности:

Транспортная обработка грузов

Производство общестроительных работ

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида трудовой деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью 3-15 т, башенными самоходными самоподъемными кранами грузоподъемностью до 5 т и стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т

Управление монорельсовыми тележками, консольными кранами и кран-балками при выполнении простых работ

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью от 3 до 15т при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных грузов и других аналогичных работ; установка деталей и изделий на станок, перемещение монтажных приспособлений и механизмов

Управление самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т при выполнении простых работ по погрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов

Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении работ по укладке грузов на стеллажи, снятию со стеллажей, доставке на погрузочную площадку и укладке их в контейнеры, пакеты и на поддоны

Управление гусеничными и пневмоколесными кранами; башенными стационарными, козловыми, мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью от 10 до 25 т, портально-стреловыми, башенными самоходными самоподъемными кранами, кабельными кранами и кранами с радиоуправлением

Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ

Управление башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке и транспортировке лесных грузов длиной свыше 6 м

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью от 10 до 25 т, оснащенными грузозахватными приспособлениями, при выполнении работ средней сложности при погрузке, разгрузке и транспортировке лесных (длиной 3-6 м) и других аналогичных грузов, установке изделий и деталей на станок, кантовании секций судов и других монтажных приспособлений и механизмов

Управление стеллажными и мостовыми кранами-штабелерами грузоподъемностью свыше 1 т, кранами-штабелерами с автоматическим управлением, радиоуправляемыми кранами, оснащенными грузозахватными приспособлениями, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, укладке грузов на стеллажи, погрузчики и другие транспортные средства

Управление кабельными кранами и кранами с радиоуправлением грузоподъемностью до 3 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 100 т, башенными самоходными

самоподъемными и портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, кабельными и плавучими кранами грузоподъемностью свыше 10 т, гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 10 т, самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью свыше 15 т

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 100 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных грузов длиной свыше 6 м и других аналогичных грузов, требующих повышенной осторожности, а также при монтаже технологического оборудования

Управление башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных грузов длиной свыше 3 м и других аналогичных грузов, требующих повышенной осторожности, а также при стапельной и секционной сборке и разборке изделий и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ

Управление кабельными и плавучими кранами грузоподъемностью свыше 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ

Управление самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью свыше 15 т, гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 15 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, грузоподъемностью 3-15 т, башенными самоходными самоподъемными кранами грузоподъемностью до 5 т и стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Возможные наименования должностей

Машинист крана 2-3 разрядов

Требования к образованию и обучению

Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих

Требования к опыту практической работы

Опыт практической работы в качестве помощника машиниста крана сроком не менее трех месяцев

Особые условия допуска к работе

Возраст не менее 18 лет

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке Квалификационная группа по электробезопасности не ниже второй

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Машинисты кранов, подъемников и другого подъемно-транспортного оборудования

Машинист крана (крановщик)

Машинист подъемно-транспортных и строительных машин

Машинист крана (крановщик) 2 разряда

Машинист крана (крановщик) 3 разряда

3.1.1. Трудовая функция

Управление монорельсовыми тележками, консольными кранами и кран-балками при выполнении простых работ

Читайте также: