Как представить профессию швея

Опубликовано: 03.07.2024

Швея – профессия скромная, но любая женщина знает, насколько важная. От точности движений швеи зависит, будет ли платье украшать его владелицу: один неверный стежок – и силуэт неуловимо изменится.

Швея – это работник в ателье или на швейной фабрике, который создает изделия из тканей и других материалов вручную или при помощи полуавтоматических и автоматических машин.

История профессии

Профессия швеи является одной из древнейших в мире. Фактически она появилась вместе с развитием человека. Для защиты от холода первобытные люди своими руками соединяли вместе куски шкур и кожи убитых животных. Со временем в племенах эту работу стали выполнять женщины, ожидая мужчин с охоты.

В течение многих веков шитье производилось вручную, сначала при помощи заостренной кости и жил животных, затем металлической иглой и нитью. И только в XIX веке изобрели швейную машинку, что позволило значительно улучшить качество шитья и ускорить выполнение работ.

Описание и характеристика профессии

Профессия швея предполагает работу на фабриках легкой промышленности, в ателье и салонах, ремонтных мастерских, отделах тканей в магазинах и других заведениях, где шьются различные изделия (одежда, белье, головные уборы, шторы, сумки, чехлы и т.д.). В зависимости от специфики производства швеи могут работать с тканями и трикотажем, кожей, мехом, войлоком и другими материалами.

В отличие от портных, швеи выполняют только операцию пошива, то есть соединения между собой частей изготавливаемой одежды. И если более универсальный работник в ремонтной мастерской может шить (ушивать, перешивать) весь костюм, то швея-мотористка на фабрике отвечает только за одну операцию, например, пришивает рукав рубашки. Такой подход обеспечивает высокую производительность труда.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать швеей, нет необходимости в высшем образовании. Чаще всего на эту профессию учат в средних специальных учебных заведениях или училищах по специальностям "оператор швейного оборудования" или "оператор вязально-швейного оборудования".

Они имеются в каждом регионе, но наиболее известными являются следующие:

  1. Высшее профессиональное училище швейного дизайна №307 (г. Москва). Здесь учат конструированию и моделированию одежды с последующей специализацией по направлениям.
  2. Профессионально-техническое училище №99 (г. Москва) предлагает обучение по специальностям "швея по изготовлению одежды" и "оператор швейного оборудования".
  3. Профессионально-техническое училище №119 (г. Москва). Занимаясь в этом училище, можно стать не только швеей (проучившись 2 года), но также портным или портным-закройщиком.
  4. Технологический колледж швейного профиля (г.Москва). Здесь можно учиться на швею, модельера, дизайнера, закройщика. Лучшие студенты могут пройти практику за рубежом. Выпускники обеспечиваются работой и имеют льготы при поступлении в специализированные вузы.
  5. Охтинский колледж (г. Санкт-Петербург). В этом заведении за 10 месяцев можно получить специальность "оператор швейного оборудования" даже на базе неполного общего образования (после 8 класса).

Если же хочется стать мастером более высокого уровня с расчетом на продвижение по карьерной лестнице, то можно поступить в вуз на направление "Конструирование изделий швейной промышленности". Там можно научиться не только соединять детали одежды, но и придумывать, а также моделировать их. Среди лидеров высшего образования в данном направлении можно назвать Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, ранее называвшийся Академией легкой промышленности.

Профессиональные обязанности

Объем обязанностей напрямую зависит от разряда специалиста:

  • 1 и 2 разряды имеют ученики колледжей и училищ;
  • 3 разряд дает право выполнять базовые обязанности на рабочем месте (штопка, сшивание ровных и немного изогнутых краев, пришивание кантов, подрубка карманов и манжет). Также работник может укорачивать или удлинять простые изделия, изготовлять наволочки, пришивать с помощью машинки пуговицы. В основном работницы такого уровня занимаются внутренними швами, которые не видны, и работают с хлопчатобумажной тканью.
  • 4 разряд. Этот уровень квалификации позволяет соединять элементы, имеющие сложную и неправильную форму, им поручают обрабатывать внешние швы. Работницы 4 разряда шьют мелкие элементы (карманы, петли на плечах), отстрачивают изогнутые края, исполняют петли на брюках и рубашках, точные контуры, в том числе двойной иглой. Они могут чинить одежду, меняя в ней детали или делая вставки. Кроме хлопковой ткани, работают с более сложными в пошиве шерстью, нейлоном, вискозой.
  • 5 разряд. Это классные мастера, которые могут самостоятельно сшить изделие со всеми его деталями, они хорошо работают при соединении изогнутых частей. В частности, им поручают пришивать рукава, если необходимо совпадение рисунка на изделии, перешивать карманы, менять манжеты. Мастерицы умеют перешить готовую одежду, изменив параметры без нарушия общего рисунка.
  • 6 разряд. Получить его может только специалист с большим опытом, который способен работать с тяжелыми многослойными конструкциями (пальто и куртки на подкладке). Он умеет очень точно пришивать рукава и подкладки к дорогим костюмам и пальто, отделывать сложные края. Такие швеи выполняют самую ответственную работу, где ценой ошибки может стать испорченный внешний вид изделия.

Работники всех разрядов этой профессии должны уметь заправлять в швейную машину нить и регулировать ее натяжение и длину стежка, смазывать и чистить машинку, регулировать скорость шитья. Специалисты 3-6 разрядов способны работать с тяжелыми изделиями, вес которых может достигать 15-20 килограммов.

Кому подходит

О профессии швеи можно точно сказать – это стопроцентно женская работа. Только женщины обладают достаточным терпением для того, чтобы часами выполнять кропотливую работу, а при неудаче распарывать и делать ее снова.

К плюсам профессии можно отнести:

  • быстрое обучение и раннее начало трудовой деятельности,
  • возможность обшить себя и свою семью,
  • востребованность профессии.

Минусов тоже немало:

  • однообразная монотонная работа (особенно на фабриках);
  • возможные проблемы со здоровьем из-за неудобного положения во время работы, а также напряжения зрения;
  • высокий уровень шума в цеху предприятия;
  • в основном ручной труд.

Многое зависит от места работы. Минусы чаще всего проявляются на крупных швейных фабриках, где работницам просто некогда поднять голову. В ателье работа более разнообразна, рабочий ритм свободнее, общение непринужденнее.

Заработная плата

В среднем по стране зарплата швеи колеблется от 25 до 38 тысяч рублей. Больше всего работодатели готовы платить в Республике Ингушетия, Ленинградской и Московской областях, Камчатском крае.

Швеее-мотористке могут платить 30-35 тысяч рублей, в Москве – 40 тысяч рублей. Швея-закройщик в среднем получает около 30 тысяч рублей, хотя в некоторых регионах высококлассному мастеру могут заплатить от 45 до 70 тысяч рублей. Сколько получает швея на дому, посчитать трудно, по приблизительным оценкам 15-20 тысяч рублей.

Как построить карьеру

Учитывая ручной характер труда, больших карьерных перспектив у швеи на производстве нет. Если же работник учился дополнительно в вузе, то он может возглавить один из цехов производства.

Карьера может развиваться иным путем: хорошая швея может перейти с фабрики в модное ателье или, если к этому есть задатки, начать обшивать клиентов на дому. Многие известные мастера становились модельерами, начав с нитки и иголки. Так, знаменитый модельер Коко Шанель сначала научилась шить в сиротском приюте, а затем торговала в магазине белья.

Перспективы профессии

Легкая промышленность постоянно требует большого количества швей, кроме того, у домов моды и ателье обширная клиентура. Поэтому человек, умеющий шить, с голоду не пропадет. А если он умеет шить качественно и красиво, то может весьма неплохо зарабатывать.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия швея подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Цель: ознакомить с материалами, инструментами, приспособлениями, оборудованием швейной мастерской.

- Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. С профессией швеи;

- Развивать представления детей об инструментах, предметах, материалах и тканях.

- воспитывать уважение у детей к труду взрослых.

Ход экскурсии:

I. Организационный момент.

Маленького роста я,

Тонкая и острая

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Смотрите, мы раскрыли пасть –

В неё бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

Влез на стол он

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул,

Складки с галстука слизнул.

- Предлагаю ответить на вопрос: чем занимается швея

- Где может работать швея? ателье (небольшая бригада у каждого свои

обязанности); фабрика (швея член большого коллектива, раскроенную ткань

одни смётывают, другие сшивают, третьи утюжат).

Работать на современных швейных машинах сложно, есть машины, которые

позволяют выполнить сразу несколько швейных операций. (виды)

Швея должна знать: виды тканей, их пошивочные свойства, способы их

обработки, технологию швейного производства.

- Перечислите профессионально важные качества швеи: усидчивость,

аккуратность, терпение, ловкость и быстрота рук, хорошие зрение.

- Какие инструменты у швеи - швейная машинка, ножницы, сантиметровая

- Молодцы ребята, а давайте сейчас посмотрим видеоряд и узнаем чуть больше о швеях и портных.

- Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть, но все профессии нужны, все профессии важны.

- Швея одевает нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и блузки, пальто и куртки.

- В давние времена, когда первобытные люди носили одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил . А первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую, заостренную пластинку из камня.

- Много позже появились стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главным инструментом швеи. С их помощью мастера сшивали куски кожи, меха, ткани.

- В XVIII—XIX веках появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин все новые и новые усовершенствования. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы.

- Кто-то из портных выполняет ручные работы с помощью иглы, ножниц, кусочка мела, кто-то работает на швейных машинках — соединяет детали одежды при помощи швов и строчек, кто-то занят утюжкой платья, пальто или блузки. Важно, чтобы готовая вещь порадовала заказчика! Если швея работает на швейной фабрике, то здесь она входит в состав большого коллектива. Одежду на фабриках шьют крупными партиями, а модели разрабатывают модельеры. Раскроенную ткань передают в бригаду: одни из них сметывают ее, другие сшивают, третьи утюжат.

Учиться на швею можно в специальных профильных колледжах. В получении специальности масса положительных моментов. Она позволит всегда найти работу при необходимости. Навыки швеи пригодятся в обычной жизни.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

На слайде разные инструменты, но не все они нужны швее и портному.

Выберите только те, которые необходимы портному и швее

Таким образом, швее необходимо умение легко и свободно общаться с заказчиком, умение его выслушать и понять, каким ему хочется увидеть свое новое пальто или платье. А еще ей нужен вкус, умение работать аккуратно, кропотливо, добиваясь совершенства, чтобы люди сказали: "У этой швеи — золотые руки!"

- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?

- С какой мы познакомились профессией? (Портной, швея)

- А где же работает портной? (Ателье, фабрика)

- Ребята, вы молодцы, мне было приятно с вами проводит урок, спасибо за внимание, до новых встреч!

Сусметова Татьяна Васильевна

Профориентационная работа. Представление профессии швеи.

ВложениеРазмер
grani_professii.rar 1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Грани профессии»

Прекрасных профессий на свете не счесть.

И каждой профессии слава и честь.

Сегодня я школьник, а завтра рабочий,

Художник, ученый, моряк или зодчий.

Для каждого нужное дело найдётся,

Кто с детства всерьёз за работу берётся.

Несмотря на то, что все профессии нам кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия важна не только для себя, но и для окружающих, так как влияет на жизнь и настроение любого человека.

Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьёт нам наряды,

Чтоб было приятно?

Благодарна ты швее

И идешь ты в ателье!

Чтоб одежду заказать,

Стилем всех, чтоб поражать!

6 чтец: Кому не хочется выглядеть красиво, модно и элегантно? Эту задачу может решить профессиональная швея. Именно им, «повелительницам иголок», мы обязаны своими любимыми брюками, роскошными платьями, строгими блузами и… список этот может быть бесконечным. Разноцветный и богатый мир, в котором живёт и правит швея — это всевозможные ткани, кожа, нитки, пуговицы, лекала, воланы и рюшки. Собрав воедино все эти элементы, швея предоставит нам удобный или, напротив, экстравагантный наряд. Стоит ей сесть за швейную машинку, и на свет появляются красивые и практичные вещи, без которых невозможно представить нашу жизнь.

История профессии: Швея – специалист по шитью одежды. Профессия швеи – одна из старейших и необходимейших в мире. Необходимость в швейных услугах появилась ещё тогда, когда человеку впервые пришла идея защитить своё тело какой-либо одеждой — в каменном веке. Первой швеей по праву может считаться первобытный человек, додумавшийся с помощью костяной иглы и жил соединить между собой несколько звериных шкур. Много позже появились стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главным инструментом швеи. С их помощью мастера сшивали куски кожи, меха, ткани. Тогда каждый был сам себе швеёй, но со временем появляются новые ткани, новые технологии, и, естественно, к одежде, её пошиву предъявляются уже более серьёзные требования, которые способен удовлетворить только опытный мастер. Первая швейная фабрика появляется в 19 столетии — именно тогда профессия швеи становится востребованной.…

В XVIII - XIX веках появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин все новые и новые усовершенствования. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы.

Костюмы, платья, пальто, белье – все это результат деятельности швеи. Кроме изготовления новой одежды, они ремонтируют старую, выполняя различные виды швейных работ.

Виды деятельности швеи:

  • Занимается изготовлением швейных изделий (верхней одежды, легкого платья, белья, трикотажных изделий) индивидуальным методом. Рабочие операции, производимые в процессе изготовления одежды, подразделяются на ручные, машинные и влажно-тепловые.
  • Ручные работы производятся иглой, ножницами, булавками. Машинные работы производятся на стачивающих и специальных машинах (соединение деталей изделия между собой при помощи швов или строчек, обработка швов). Внешний вид изделия во многом зависит от качественной влажно-тепловой обработки, куда входят разутюживание и заутюживание швов, приутюживание краев обработанных деталей.
  • Швея, также разбирается в устройстве машин и приспособлений, которыми он пользуется, знает правила их эксплуатации, регулировки и наладки, а также правила техники безопасности.

Труд швеи тяжел, не легок,

Будет верной пусть дорога!

Надо вытачки сравнить,

И замок отлично вшить.

И клиентам угодить,

Вдеть в иголку нужно в нить,

Застрочить, сто раз отмерить,

А потом еще примерить!

  • Цветовая чувствительность. Цветовые память и наблюдательность.
  • Развитая координация, тактильная чувствительность. Глазомер.
  • Художественный вкус. Воображение.
  • Конструкторские и прогностические способности.
  • Аккуратность.
  • Терпеливость.
  • Усидчивость. Коммуникативные навыки.
  • Общительность (умение легко и свободно общаться с заказчиком, умение его выслушать и понять, каким ему хочется увидеть свое новое пальто или платье).
  • Умение работать кропотливо, добиваясь совершенства, чтобы люди сказали: "У этой швеи – золотые руки!"
  • Главное для швеи – доброе сердце. Тогда одежда, которую она сошьет, принесет человеку счастье и все лучшее в нем вырастет, а все плохое уменьшится.

Редкий мужчина совмещает в себе эти качества, а в каждой женщине они всегда присутствуют. Любая женщина по определению прирождённая швея.

  • Высокий уровень спроса на рынке труда.
  • Оплата труда – средняя, высокая.

Уровень оплаты работы швеи напрямую зависит от таких факторов, как тип создаваемых изделий, качество и скорость выполнения работы, уровень профессионализма, тип и репутация предприятия, где работает специалист. Самые высокие доходы предполагает работа в известных ателье или организация частного бизнеса.

Каждой девушке хочется быть единственной и неповторимой, и не малую роль в этом играет одежда. Как порой бывает обидно, когда, купив новое платье, юбку или свитер, в которых ты неотразима, обнаруживаешь, что ровно половина девчонок из твоего класса приобрели точно такие же вещи, и вот ты опять среди толпы. Что делать?

Стоит только захотеть,

Можно к звездам залететь!

Можно взять, да и купить,

Ну, а лучше всего - сшить!

Швея одевает нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и блузки, пальто и куртки.

Ну, а теперь самое интересное:

Час высокой моды

Проводим мы для вас –

Коллекции новой пройдет показ.

Платья, юбки, сарафаны,

Рюшки, бусинки, карманы -

Все фасоны без изъяна,

Красотой ты засияла!

Красота и грация –

Не платье, а сенсация.

Какая разноцветная, какая не обычная

Модель не стандартная и очень симпатичная.

Как модель прекрасна!

Кто бы спорить стал.

Милый зритель, посмотри:

Модели лучше не найти.

Только профи здесь швея,

Доверяю ей, друзья,

Швеи всегда выделяется среди толпы, потому, что они одеваются стильно и ярко! Немаловажным является и возможность шить одежду для себя и своих близких. С одной стороны, это позволяет экономить значительные суммы на покупке одежды (ведь ткань стоит намного меньше, чем готовое изделие в магазине).

С другой же стороны, швея может создавать оригинальные эксклюзивные вещи и всегда выглядеть красиво, элегантно и быть непохожей на других, что в современном мире ценится достаточно высоко.

Люди профессии этой

Достойны высоких наград,

Сегодня я – школьница, но завтра в начале пути.
Подумала, решенье приняла – я буду швеей.

Как здорово быть швеей, одевать себя, своих близких, даря вместе с одеждой частичку своей души и тепло своих рук.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока в 2-ом классе.

данные материалы по профессии автомеханик.


Методический материал «Задачи по математике для профессий строительного профиля»

Предлагаются задачи для профессий строительного профиля. Содержание этих задач можно редактировать в зависимости от уровня изучения профессиональных модулей. Рассматриваются задачи, содержание к.


Дидактический материал на тему "Профессии"

Данный материал можно использовать на уроке в качестве проверочной работы по теме "Профессии" 1. Someone who makes beautiful paintings is called an _________. a) artist b) editor c) intern 2. A.


лексический материал по теме "Профессии"

Данный материал предназначен для учащихся 4-5 классов,включает в себя карточки с названиями профессий и тренировочные упражнения.

Дополнительный материал "Типы профессиий" для учебника по немецкому языку 9 класс И. Л. Бим, Л. В. Садомова к разделу " Как обстоит дело с выбором професии?" .


Материал по теме "Профессии"

Серёдкина Елена Викторовна , Воспитатель
г. Сланцы, Ленинградская обл.

Тип проекта: познавательно-речевой

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Интеграция областей:речевое,социально-коммуникативное,художественно-эстетическое,познавательное развитие, физическое

Умение одевать людей – древнее ремесло. Во все времена были уважаемыми профессии швеи и портнихи.

Профессия швеи сейчас очень востребована, для них найдется работа на фабриках ,в ателье и при индивидуальном пошиве. Работники этой специальности могут шить не только одежду, но также кожаные изделия, украшения, автомобильные чехлы и многие другие вещи. Платья, пальто, брюки, сумки, шубы и дубленки – это все труд швей.

Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель: расширение знаний детей о профессии швея, портниха через все виды детской деятельности

1.Формировать у детей элементарные представления о профессии швея

2.Развивать познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику.

3.Формировать навыки исследовательской деятельности.

4.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

- Сформированная база знаний у детей о профессии швея.

-Развитие умения рассуждать, наблюдать.

-Развитие речи у детей, активного словаря.

-Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (организациоонный) этап:

•Определение темы проекта;

•Формулировка цели и определение задач;

•Обсуждение целей и задач с педагогами, детьми, родителями.

•Подбор материалов по теме проекта

Подбор наглядных материалов: фото и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о профессии швея, игрушек;

Кастинг на роль героев сказки: заяц, мышки, кошка, собака, ёж, белки, лиса;

Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок, по теме проекта ,заучивание слов сказки»Заяц портной»;

Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта;

Материалы для изготовления творческих работ по теме проекта(картинки, трафареты, краски, пластилин и т. п.

Составление плана основного этапа проекта

Планируемая деятельность по образовательным областям:

- Беседы, рассказы воспитателя: «Профессия швеи, портнихи», «Профессии наших родителей», «Кем ты хочешь быть?»;

- НОД «Знакомство с профессией швея»;

- Просмотр видеофильма «В мире профессий»,»Профессия швея»;

- Экскурсия в кастелянную детского сада, в мастерские индустриального техникума;

- Рассматривание иллюстраций , предметов и инструментов, предметных картинок по теме «Одежда»,журналов мод, различных тканей, гербариев «Растения»;

-Дидактические игры:»Профессии»,»Кому что нужно для работы»,»Кем быть»,лото»Все профессии важны», »Что лишнее», »Что сначала, что потом».

- Дидактические игры: »Подскажи словечко»,»Чего не хватает»,»Назови профессию»,»Что делают этим предметом»,»Профессии от А до Я»,»Угадай по описанию»,»Узнай и назови одежду»,»Собери чемодан»

- Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен

- Чтение художественной литературы:Маяковский «Кем быть?», М.Ю.Картушинасказка «Заяц портной», М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,«Какого цвета ремесла»,Ф.Макдональд»Одежда и украшение»,»Перчатки»

-Сюжетно-ролевые игры: «Ателье»,»Показ мод»

- Настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты», «Кем быть».

»Сказочное платье для Золушки»,

«Перчатки »,»Пелеринка для кошки»

«Примерим одежду на манекене»

«Швея за работой»

- Пальчиковая игра»Эти пальчики гуляют»;

-Физкультминутка:»Мастера пустили в дело»;

-Гимнастика для глаз;

-Релаксация – игра «Удивительное»

Ритмические упражнения «Лиса-хитрая плутовка»,»Заяц»,»Собака»,»Белка»,Еж»,»Кошка»;вокальноеисполнение,беседа о театре

Работа с родителями

Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.

Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе(изготовление костюмов и атрибутов к показу сказки «Заяц портной»);

Подготовка детей к показу сказки (разучивание стихов, песен)

3.Заключительный этап(результаты проектной деятельности)

Продукт проектной деятельности:

-Изготовление «Журнала мод»

-Показ сказки «Заяц портной»

По завершению проекта у детей расширились знания по теме» Швея»,благодаря разнообразным видам деятельности были решены задачи по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию диалогической речи. У детей появился интерес к процессу обучения. Дети увидели результаты своей работы.

О.В.Дыбина »Ознакомление с предметным и социальным окружением(для детей 5-6 лет). Издательство. Мозаика-Синтез 2015;

Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса »Проектная деятельность дошкольников 5-7 лет». Издательство. Мозаика-Синтез 2015;

О.С.Ушакова» Развитие речи детей 5-6 лет».М.Просвещение 2009;

Волчкова В. Н., Степанова Н. В.» Конспекты занятий в старшей группе детского сада».2006

Т.С. Комарова « Изобразительная деятельность в детском саду (для детей 5-6 лет)».

И.А.Лыкова»Изобразительная деятельность в д/саду»г.Москва 2007

по познавательно-речевому развитию детей старшей группы.

Тема: «Знакомство с профессией швея»

1.Закрепить знания о процессе изготовления одежды.

2. Продолжать обучать детей отвечать на вопросы распространенно, полным предложением.

3. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессия швея».

4.Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности, сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

5.Создавать условия для положительного эмоционального отклика у детей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы ,рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, экскурсия в кастелянную-«Как ткани ткут и нити прядут». Н.А.Константиновский, Н.А.Смирнова издательство «Малыш» М.;1981г.

д/с, разучивание пальчиковой гимнастики»Наперсток».

Материалы и оборудование: атрибуты сюжетно-ролевой игры «Ателье»:детская швейная машинка, нитки, метр, ножницы, напёрсток, ткани разных видов: карточки из серии «Что с начало-что потом» по теме; « Этапы изготовления одежды». «Этапы получения ткани».

Ребята ,мне кажется, что в наша группа сегодня какая то необычная. Вы внимательные и заметили что появились новые предметы и принадлежности. Кому они нужны для работы?(ответы детей)

Восп. - Сегодня мы с вами будем говорить о профессии швея(портниха). Скажите, где работает швея?

Д. – Швея работает в ателье, доме мод, на швейной фабрике.

Восп. – Правильно. Наша группа превратилась в ателье. Расскажите, что делают швеи?

Д. – Они шьют одежду.

Восп. – Швее для работы нужны некоторые предметы и инструменты.(предметы стоят на столе). Посмотрите и выберите.(дети выбирают)

1реб.-Я выбрал швейную машинку, она нужна для того чтобы шить одежду.

2реб.-Я выбрал нитки , они нужны для того чтобы соединять детали одежды между собой.

3реб.-Я выбрал ножницы , они нужны для того чтобы кроить ткань и отрезать нитки.

4реб.-Я выбрал портновский метр, он нужен для того чтобы снимать метр.

5реб.-Я выбрал напёрсток, он нужен для того чтобы не уколоть иголкой палец.

6реб.-Я выбрал мел, он нужен для того чтобы рисовать на ткани детали одежды.

В ателье есть примерочная, где вы сможете посмотреть журналы мод, примерить готовые изделия.

Дети расходятся по центрам.

д/и» Как сшить платье» (дети выставлять картинки по порядку и составляют рассказ по ним)

Восп.- Ребята в нашем ателье есть разные виды тканей. Если мы закажем

платье из ситца. Оно будет какое?(ситцевое)

Из шерсти сошьём юбку ,она будет какая ?(шерстяная).

Платье из атласа ,какое?(атласное)

А как появились ткани?

д/и»Что сначала, что потом» (дети выкладывают схемы: Лён-нитки-ткань-платье.Овца-шерсть- пряжа-кофта.)

Рассматривание журналов мод, названия одежды, обсуждение.

Д/и «Собери чемодан»

Звучит песня «Буратино» Появляется Буратино с сумкой, здоровается с детьми.

Буратино: хвастается: у меня самая красивая рубашка ,ни у кого такой нет. Мне её папа Карло вырезал из бумаги и склеил. Вам нравится?(высказывания, мнения детей)

Восп.- А в сумочке у тебя что?

Буратино-Это мне Мальвина положила ,но мне это не надо.

Восп.- А почему? Может ты нам покажешь, что там лежит?(Буратино показывает, а дети называют-трусы, майка, шорты, рубашка)А одним словом, что это?(одежда)

Восп.- Почему ты, Буратино ,не надел эту одежду?

Буратино- Она мне не нравится, моя лучше.

Восп.- Мы сейчас посмотрим и докажем, чья одежда лучше.(элементарная деятельность). Дети мнут бумагу и ткань, пытаются порвать, опускают в воду, выжимают.

Делаем вывод:- Бумага рвётся, а ткань нет. Бумага в воде размокла, а ткань намокла.

Восп.- Давайте теперь посушим ткань.(дети развешивают одежду на веревку, закрепляют прищепками (моторика рук) и подуем - дыхательное упражнение-дети дуют на мокрую ткань)

Буратино-Я убедился, что одежда из ткани лучше.

Восп.- Конечно, одежда из ткани очень практична. А сейчас поиграем: пальчиковая гимнастика»Наперсток»

«Вышивает, шьёт иголка.

Пальцу больно, пальцу колко.

А напёрсток в тот же миг.

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке: шей!

А колоться ты не смей!»

Восп.- А сейчас мы попробуем с вами отгадать загадки. А отгадки у меня в коробочке.

1. На серебряной шляпе сто ям?(напёрсток)

2. Маленький, кругленький , а за хвост не поднять .Что это?(клубок)

3. Маленького роста я, тонкая и острая, носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.(иголка)

4-Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.(Ножницы)

Отгадки-предметы выкладываются на стол, проводится игра «Чего не стало»(дети закрывают глаза, а воспитатель меняет предметы местами или убирают. Когда открывают дети глаза смотрят и называют, чего не стало)

Восп.- Молодцы ребята! У вас очень хорошая память, а самое главное вы правильно объяснили мне, чего не стало.

Давайте вспомним о чём мы сегодня говорили?(ответы детей)

Восп.- Профессия швея очень важная. Благодаря этой профессии у нас у всех есть красивая и удобная одежда. Я думаю и Буратино тоже будет носить одежду только из ткани.

Сюжетно - ролевая игра «Ателье».

Окончание игры: Раздается звуковой сигнал:»Уважаемые посетители и работники ателье через несколько минут ателье закрывается.

Театрализованное представление в стихах по мотивам стихотворения С.Михалкова и сказки М.Ю. Карпушиной «Заяц портной»

Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

- совершенствование артистических и певческих навыков детей;

- работа над речью, интонациями;

- коллективные действия, взаимодействия;

- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать и сопереживать происходящему.

Рассказчик: На полянке, под сосной,

Жил- был заинька косой,

Но не просто белый заяц,

А известный всем портной (Выходит Заяц, исполняет песню)

Заяц: Да! Я Заяц не простой,

Самый лучший я портной!

Что, друзья, мне сшить для вас?

Я приму любой заказ?

Рассказчик: О том, что есть в лесу портной,

Узнал лохматый пес,

И он примчался к мастерской

И свой заказ принес!(Выходит собака Дружок, исполняет "песню Дружка")

Дружок: Днем и ночью дом большой я стерегу,

Службу верно и усердно я несу! Гав!

Заяц: Ну зачем же так кричать?

Что желаешь заказать?

Дружок: Ты мне, Заинька, скорей,

Шапку новую пошей.

Ночью холодно. Боюсь,

Очень скоро простужусь!

Заяц: Завтра встретимся мы снова,

Будет шапочка готова!

Дружок: Буду очень, очень рад!

Позову к тебе зверят,

Кого встречу на дороге,

Чтоб заказов было много!(Дружок убегает, на полянку под музыку выходят мышки, исполняют песню.)

Рассказчик: Мышки- модницы спешат,

Платья пестрые шуршат.

Мышки: Здравствуй, заинька- косой,

Мы слыхали - ты портной.

Сшей перчатки нам скорей,

Ждем мы к ужину гостей.(выходит кошка)

Кошка: Не меня ли в гости ждете?

Гость такой как я в почете!

Мыши: Кошка, кошка, ой беда!

Разбегайтесь, кто куда!( под музыку кошка догоняет мышей, которые убегают)

Кошка: Заяц, мой тебе привет!

Узнаешь меня иль нет?

Заяц: Не угодно ли присесть?

Кошка: Небольшое дело есть!

Для моей пушистой спинки

Сшей мне, зайка, пелеринку!

Заяц: За обновой будьте в среду,

Буду ждать я вас к обеду.

Кошка: Что ж, надеюсь я на Вас,

Заяц: В добрый час!( Заяц берет у кошки материал. Кошка уходит, заяц начинает и шить под музыку)

Заяц: Пелеринку дошиваю,

Мех покрепче прикрепляю.

Самую осталось малость.

Ой, иголочка сломалась!

Не сходить ли мне к ежу,

Может даст коль попрошу!( подходит к домику ежа)

Заяц: Здравствуй, ежик!

Ежик: Здравствуй, зайка!

Посмотри сюда на милость-

Мои валенки прохудились!

Зайка, зайка, эй, скорей

Мои валенки подшей!(Под "Песню ежа" заяц шьет валенки)

Заяц: Вот, готово!

Ежик: Ну и ну! (смотрит на валенки) Как тебя отблагодарю?

Заяц: Ежик, я сегодня сразу много получил заказов,

А иголок не осталось и последняя сломалась!

Ежик: Я за эти валенки дам иголок маленьких

(дает коробочку с иголками)

Заяц: Побегу скорей домой! (убегает в домик)

Рассказчик: Хорошо в лесу зимой

Рыжим белкам под сосной

Они танцуют и поют

Очень весело живут(Исполняется "Песня белочек")

Заяц: Эй вы, белки- озорницы,

Хватит прыгать вам без толку

По осинам и по елкам

Белки: Здравствуй, зайка,

Шубки белкам залатай-ка.

В шубках снежною порой

Будет нам тепло зимой!

Заяц: Ваши теплые обновы

Завтра будут все готовы!

Рассказчик: Спрятались белки, а Заинька побежал к себе домой.

Рассказчик: Ночь в лесу… Не спит только хитрая лиса.( Выходит Лиса)

Лиса: О шляпках и нарядах

Но кто же будет шить их?

Конечно заяц, да, да, да!

К нему скорее побегу,

Его я быстро украду!( Бежит под музыку, останавливается у дома Зайца. Стучится. Заяц открывает дверь.)

Расширять и закреплять представления детей о профессии швеи.

Развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии. Воспитывать у детей уважение к труду людей.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: иллюстрации «Все профессии нужны», мини-музей «История вещей», коллекция «Виды тканей», выставка «Одежда».

Материал для практической работы: Дидактические игры «Оденем куклу», «Угадай, что лишнее».

ТСО: ноутбук, слайдовая презентация «Профессия - швея».

1. Создание коллекции «Виды тканей».

2. Беседы, чтение художественной литературы о труде людей.

3. Дидактическая игра «Профессии и предметы-помощники».

4. Экскурсия в кабинет швеи.

Словарная работа: закройщица, портной, выкройка, наперсток, наживляет.

Ход НОД.

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга солнечной улыбкой. Ребята, а вы любите играть? Тогда я предлагаю вам поиграть в интересные игры прямо сейчас, согласны?

Посмотрите, пожалуйста, на выставку «Эти разные профессии». Люди каких профессий изображены на данных картинках? (Дети перечисляют: продавец, моряк, строитель, дрессировщик, водитель, медсестра, артист, воспитатель, повар, акробат, прачка, парикмахер, швея, почтальон).

Молодцы, ребята, все профессии назвали верно, а теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Загадки-отгадки».

Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Поможет вам в этом выставка «История вещей».

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет. (Ножницы)

Всех на свете обшивает,

Что сошьет - не надевает. (Игла)

На пальце одном,

Ведерко - вверх дном. (Наперсток)

На поляне шерстяной пляшет тонконожка,

Из - под туфельки стальной - выползает стежка. (Швейная машинка)

Пройдусь слегка горячим я

И гладкой станет простыня.

И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Вопросы для беседы:

- Кому из людей этих профессий могут принадлежать эти инструменты?

- А у нас в детском саду есть швея?

- Что делает швея? (Шьет) Что она шьет?

Ребята, мужчину, который шьет одежду, называют портным.

А теперь обратите, пожалуйста, внимание на экран, сейчас мы рассмотрим какова же последовательность работы швеи или портного.

Сначала измеряют сантиметровой лентой размеры, т. е снимают мерки, рисуют выкройку на бумаге, затем обводят выкройку на ткани, вырезают детали из ткани. И только потом швея или портной наживляет (сшивают) вручную, иголкой и ниткой, примеряют все ли подходит по размерам, далее сшивают готовое платье, в заключении утюжат готовое изделие. Вот посмотрите из разнообразных тканей, люди этих профессий шьют разные изделия.

(Дети рассматривают презентацию).

Ребята, а как вы думаете нужная ли профессия у швеи и портного? Почему вы так считаете?

Швея, портной должны уметь шить на швейной машинке, разбираться в устройстве швейной машинки, потому что в случае поломки машинку необходимо будет отремонтировать. Швея и портной должны правильно подобрать ткань, уметь аккуратно работать с ней, необходимо быть усидчивым, долго сидеть и шить, чтобы довести дело до конца. Видите, какая это ответственная и трудная работа.

А теперь, ребята, физминутка!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сядь.

Ребята, обратите внимание на то,что ткани бывают разные: шелк, лен, ситец, шифон, драп, бязь, ажур, атлас, батист, вельвет, вискоза и так далее. Вы можете подойти и пощупать эти ткани. Как можно отличать ткани? (Ответы детей: одни прозрачные, а другие плотные, через них ничего не видно; отличаются на ощупь - одни мягкие, легкие, а другие грубые и т. д.)

А теперь, ребята, посмотрите, какие изделия можно сделать из данных тканей. (Дети рассматривают представленные изделия и пытаются определить из каких тканей изготовлены определенные вещи).

Вам понравилась экскурсия, ребята? А теперь мы вспомним, что же нужно для работы в ателье?

Игра «Что нужно для работы в ателье».

Посмотрите, здесь на столе разные инструменты, как вы думаете, есть ли среди них лишние?

(На столе разные инструменты: ножницы, булавки, нитки, наперсток, ткань, линейка, бумага для выкроек, сантиметровая лента, лопата, шприц, мел, журнал мод, карандаш, книга, игрушка машинка, набор открыток, половник). Выберите только те, которые необходимы портному и швее, и объясните, что ими делают.

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием.

Представим, что каждый из вас на 5 минут превратился в швею или портного. В какую одежду вы оденете кукол? (Дети выставляют кукол на магнитную доску).

Итог занятия:

Кто работает в ателье? Нужная ли профессия портного и швеи?

Как необходимо относится к труду людей разных профессий?

Вам понравились игры, в которые мы сегодня играли?

А какая игра вам особенно понравилась?

Мне было приятно сегодня играть с вами ребята, спасибо!

«Мы память храним о тебе». Конспект занятия по ознакомлению с профессией шахтера «Мы память храним о тебе» Программное содержание: продолжать знакомить детей с трудностями шахтерского труда. Рассказать, как чтут память.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим «В мире насекомых» (старшая группа) Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим «В мире насекомых» (старшая группа Цель занятия: обобщение представлений о многообразии.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Елочка-красавица» (старшая и подготовительная к школе группа) Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ёлочка-красавица» Программные задачи: Показать особенности строения хвойных.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с ОВЗ «Знакомство с профессией водителя»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с ОВЗ «Знакомство с профессией водителя» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с ОВЗ. Тема: «Знакомство с профессией водителя». (Занятие с.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Пернатые друзья» (старшая группа) Конспект Р. О. Д. (П. Р.) Ознакомление с природой «Пернатые друзья» Старшая группа Задачи: 1. Формировать представления детей о зимующих.

Конспект родительского собрания «Музыкальный час в стране Музыки» (старшая и подготовительная группы) МДОУ «Детский сад №4 «Теремок» Конспект родительского собрания «Музыкальный час в стране Музыки» (старшая и подготовительная группа).

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к звездам» (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к звездам» (подготовительная группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром (интегрированное) «Путешествие к звездам» (подготовительная.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением на тему «Посуда» (подготовительная группа) Тема: «Посуда» Цель: Закрепить познания детей о посуде. Задачи: - уточнить, расширить и систематизировать знания детей о посуде; - формировать.

Стенгазета «Знакомим детей с профессией медсестры» (подготовительная группа)
Стенгазета «Знакомим детей с профессией медсестры» (подготовительная группа) Участники и изготовители : Чайкина Ольга Николаевна воспитатель,дети подготовительной группы, медсестра. Цель: -Заинтересовать детей и родителей.

Новогодние Святки (старшая и подготовительная группы) НОВОГОДНИЕ СВЯТКИ Старшая и подготовительная группы Дети входят в зал по русскую народную музыку. Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие.

Читайте также: