Как пришла к профессии учителя

Опубликовано: 02.10.2024

Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас. Как найти своё, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остаётся загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по–разному…

Для начала, воспитатель – это, прежде всего, просто человек. И ничто человеческое ему не чуждо. Он радуется и огорчается, устает и отчаивается временами. Но что же помогает ему преодолеть все эти человеческие слабости? Я думаю, что это - любовь к детям. Искренняя и неподдельная. Ведь ребенок, как камертон чутко улавливает малейшую фальшивую ноту. В воспитателе заложена вера в каждого ребенка. Жизнь его тесно связана с детством. Это его путь. И настоящий воспитатель останется верен ему до конца.

Если бы мне в юности сказали, что я буду работать воспитателем в детском саду, я бы ни за что не поверила! Мой путь к профессии оказался очень долгим. Возможно, я просто не осознавала, что это именно то, что мне необходимо. Однажды, я поняла, что выбор профессии «по обстоятельствам» тоже может быть счастливым, если есть интерес к ней и желание учиться. Чем больше я раскрывала для себя ее секреты, тем больше убеждалась в правильности выбора. Профессия воспитателя для меня стала не просто «должностью», это – образ жизни, хобби, увлечение, состояние души. Она заставляет меня всё время двигаться вперёд, развивать свои творческие способности, учиться самой и дарить радость познания своим воспитанникам.

Говорят, опыт приходит с годами. Полностью согласна с этим мнением. Я работаю в детском саду сравнительно недавно, но уже поняла,что для маленького ребенка все важно: и уют в группе, и красота игрушек, и взгляд, и слово воспитателя, даже солнце, которое светит в окно ярче обычного. Прав оказался В. П.Шереметьевский в своем высказывании: «Все дело обучения маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно закладывается фундамент, без которого все здание образования и шатко, и валко, и на сторону». Поэтому каждая мелочь, которая каким-либо образом касается ребенка, имеет определенный смысл. Ведь вместе с детьми мы растем, развиваемся, проживаем самые счастливые годы – детство. Многое в жизни человека зависит от того, как прошло его детство, как его воспитали, какое представление о мире заложили в раннем возрасте, какие качества помогли развить.

Воспитанники нашего детского сада живут в военном закрытом городе за Полярным кругом. Профессия моряка – подводника – это пример мужества, доблести, патриотизма для подрастающего поколения. Воспитывать любовь и уважение к родному городу, родной улице, прививать чувства гордости за мужество и подвиг отцов – есть моя педагогическая позиция. Важно, чтобы дети выросли настоящими людьми, гражданами своей страны, любящими свою малую родину

И это невозможно без тесного сотрудничества с родителями. В нашей работе очень важно иметь их поддержку и понимание. Ведь любовь к ребёнку объединяет, даёт толчок к самосовершенствованию родителей и воспитателя. Растут дети, и вместе с ними должны расти и взрослые. Как донести эту мысль до отцов и матерей? Как найти к ним дорожку?

Один папа считает, что главное, чтобы ребёнок умел читать, другой уверен, что хорошо строить, мама считает, что должен хорошо есть, быть смелым. Нет смысла спорить. Будем говорить родителям о маленьких успехах каждого ребёнка: запомнил сегодня стихотворение, сумел картинку сложить, другу помочь. За понимание и сотрудничество хочется сказать родителям отдельное «спасибо». Каждая такая фраза ляжет добротным кирпичиком в фундамент прочного сотрудничества и поможет нам вместе нивелировать агрессивное влияние из внешнего мира.

У ребенка нет фильтра, который мог бы пропустить все полезное и отсеять все негативное. Моя задача, как воспитателя, как раз заключается в том, чтобы, пропустив все это через призму любви и добра, не оторвав ребенка от действительности, вырастить Человека. Любое познание начинается с удивления. Удивление – это эмоции, это интерес к предстоящему делу, это мотив к действию. В моих силах превратить любое детское занятие в удовольствие, нечто удивительное и увлекательное.Недаром говорят: «Творчество - вот лучший учитель!». Рассказать, показать, объяснить – этого недостаточно. Важно суметь увлечь и за собой, вести каждого ребенка, работать с ним в содружестве и сотворчестве, быть ему во всем примером. Не обучать его, а жить с ним, вселять в его душу любовь и веру. Важно научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не бояться ошибок, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим.

Завоевать доверие и любовь детей - непростая задача. Они очень хорошо чувствуют искренность наших отношений. Важно быть не просто наставником, а именно другом для детей, уметь озарить эту дружбу благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному. Нужно жить их детской жизнью, фантазировать вместе с ними, мечтать, играть, творить. И тогда в детском саду поселится Счастье. Обыкновенное детское счастье.Антон Макаренко писал: «Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым.

Игра – эта та питательная среда, которая наполняет мир ребенка, радостью. Пройдя в игре первую школу жизни, мои малыши, становясь взрослыми,унесут с собой замечательные качества: доброту и верность, бескорыстие и товарищество, юмор и добродушие, правду и честь. Уверена, что игра, как вечный спутник детства, создает предпосылки для формирования умственных способностей ребенка и воспитывает уверенность в себе, что обязательно поможет маленькому человеку в будущем чувствовать себя в жизни успешным.

Воспитатель – это не просто педагог, а трудяга. Его мастерство – не счастливые находки, а результат кропотливого труда. Я нахожусь в постоянном поиске и не даю себе останавливаться на достигнутом. Чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот. Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.

Современному детскому саду нужен современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.

Глядя в детские глаза, понимаешь, что в них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, даря тепло своего сердца.

Думаю, буду права, если скажу, что среди множества людей, встреченных на своем жизненном пути, став взрослыми, мы он часто вспоминаем своего первого учителя или воспитателя. Того, который учил правильно держать ложку в руках, здороваться, делиться игрушками…

Да, в нашей профессии много трудностей, но только здесь можно получить удовлетворение от проделанной работы, реализовать свой творческий потенциал, получить заряд энергии для движения вперед. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить. Хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая толику своей души и своего сердца в каждого ребёнка, я делаю этот мир добрее и лучше.

А всем тем скептикам,которые скажут: «Да что за профессия – «воспитатель». Вечно вытирать носы и никакой благодарности!», - я хочу ответить стихами Т.Позднеевой:

Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих воспитанников. Я не работаю воспитателем, я воспитатель. Мне нравится быть воспитателем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. В детстве мечтала стоять у доски и открывать детям новые горизонты, новые перспективы. Часто я проигрывала эти ситуации со своими подружками. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить специальность и вернуться в свою родную школу. И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «занятия»…

Как я пришла в педагогическую профессию?

Я не представляю свою педагогическую деятельность без моих воспитанников и моих коллег. В детстве я мечтала быть юристом, но судьба распорядилась совсем по – другому : я стала педагогом. Быть может, сыграл тот факт, что моя первая воспитательница была очень хорошим педагогом. Она отдавала нам свою любовь, свое сердце. Она была очень грамотной, начитанной, всегда готова была отвечать на наши вопросы.

И каждый раз я усердно учила буквы и слоги. Дома я не только училась самостоятельно, но учила еще кукол, дедушку с бабушкой читать и писать.

Я с удовольствием отправилась в удивительное плавание по морю знаний.

Все было на этом пути: и радости, и огорчения, и печали… Школа звала меня не останавливаться, продолжать искать, учиться и плыть дальше в неизведанный океан знаний. И мудрые учителя всегда были со мною. Мне так хотелось быть похожей на них. По вечерам, подражая своим воспитателям, сидела перед зеркалом и объясняла себе темы занятий. Так хотелось пронести через всю свою жизнь чистоту юношеских лет, задор и неугасимую жажду знаний Учителем хорошо быть, но я мечтала стать воспитателем для самых маленьких воспитанников.

Воспитатель, в моем понимании, - человек «долга» и «чести», «милосердия» и «человеческого достоинства». Эти понятия для меня были не простым звуком. Я чувствовала то, о чем говорили мне взрослые: чувство ответственности, честность, порядочность, доброта.

Пролетели незаметно школьные годы…

За все это время я готовила себя к профессии воспитателя.

Поступила в НПУ им 50-летия ВЛКСМ на дошкольное отделение. С удовольствием училась в училище.

Настал долгожданный день 1 сентября 1985 года. С каким-то неизвестным трепетом переступила я порог Камлюковского детского сада. Меня ждали двадцать озорных девочек и мальчиков. Свое первое занятие осталось в моей памяти на всю жизнь: познакомились друг с другом, говорили о Родине, о дружбе, читала ребятам стихи, пели песни..

Тридцать два года прошло с тех пор. С таким же трепетом в душе иду на занятие.

Я стараюсь быть другом по отношению к детям, их помощником, наставником, советчиком и союзником.

Стараюсь жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения. Между нами никогда не бывает фальши. Для меня очень важно понять, оценить ребенка, создать уютную обстановку в группе, доверять своим воспитанникам.

Моя самая главная задача- помочь ребенку найти себя, открыть свои способности. Я зажигаю в душах своих детей искру любви, добра, терпимости и веры в себя. Воспитатель для ребенка – это тот, кто поможет ему найти свой путь к счастью. Воспитатель должен быть совестью детей.

Мне очень нравится быть воспитателем, нравится находить в этом радость и удовлетворение, нравится нести за них ответственность, любить.

Воспитатель – это призвание.

Попав в детский садик, я поняла, что не получала такого удовлетворения от жизни, как здесь.

Это- самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок – это строитель будущего, а значит, все жители этой страны в ответе за будущее. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их воспитателями. Да, для меня «Воспитатель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть воспитателем – это и значит жить.

И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадной до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу быть искренним, искренним с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивым, чтобы не пройти рядом с чужой болью. В той жизни, которую я выбрала сегодня, нужно много терпения, мужества и стойкости.

Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закаляют» меня и многому учат. Учат принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

Вот уже 30 лет я работаю в садике с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим воспитателем, одного желания и старания мало . Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей.

В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов ,важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

Я очень хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них. Через систему сложившейся у меня педагогической деятельности отрабатываю у каждого ученика важнейшую жизненную установку: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и модифицировать, создавая при этом высококачественные объекты в ответ на существующие потребности.

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий воспитатель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом , которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Приходя на занятие, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип .

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.

Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – третий принцип комфортности обучения и воспитания.

Если после занятий дети со мной, а не убегают «сломя голову» куда-то , если после занятий они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось.

Умение увлечь учеников своими занятиями, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.

Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию.

На своих занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в училище, и о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные занятиях.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…

Своё педагогическое кредо попробую изложить при помощи круга постулатов, тезисов и афоризмов, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро), а воспитатель перестаёт быть воспитателем, если не постигает ничего нового.

«Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао-Цзы)- стараюсь учиться всегда и везде, люблю совершенствовать свое знание.

«Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну» (Фр. Бекон) - ценю свое и чужое время; люблю, когда заданное сделано своевременно, ибо только тогда оно и имеет смысл.

«Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы» (древневосточная мудрость)- стараюсь оценивать человека по его реальным поступкам и знаниям, не люблю «ярлыков» и «штампов».

«Благородный человек помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного» (Конфуций) - пытаюсь в этом плане быть благородной.

Стараюсь, чтобы дети, с которыми мы вместе работаем над приобретением знаний, верили в то, что «лучше знания, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (притчи Соломона), даже в нашей излишне «материальной» жизни.

А ещё нужно просто любить свою работу. “ Работа – лучший способ наслаждаться жизнью ” , - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого воспитателя – владеть сердцами своих воспитанников.

… И снова утро. И снова занятие, и завтра, и послезавтра занятие, и будут они разные, но самые лучшие те, когда дети спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что занятие понравилось, а для того, чтобы занятие понравилось, в нем должны быть изюминки. И задача воспитателя – найти эти изюминки.

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Но как бы ни было, дети всегда остаются детьми, воспитатели – воспитателями. Меняются времена, но не меняются задачи воспитателя:

дать воспитанникам прочные и глубокие знания по предметам;

содействовать творческому развитию каждого воспитанника, как на занятии, так и вне занятия;

вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;

стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство воспитателя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание твое – нести любовь и радость».

Что будет завтра? Завтра будет новый день. Завтра в группе на меня опять будут смотреть маленькие глазки. Глаза моих воспитанников. Я, как воспитатель, – буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к своим воспитанникам. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в садике, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.

Профессия учитель – описание, история, плюсы и минусы, особенности, необходимые навыки

Эта профессия является уникальной. Потребность в педагогах существовала со времен появления человечества. Актуальна она и в настоящий момент. Люди рождаются с навыками и знаниями, которые спрятаны очень глубоко. Профессия учитель предназначена для того, чтобы развить скрытые способности человека и научить его основным навыкам, необходимым в жизни.

Описание профессии учитель

Основная цель специалиста – передавать знания другим людям и делиться какими-либо навыками. Учитель – не просто профессия, это призвание. Педагоги должны иметь высокие моральные качества, интеллект и широкий кругозор. Им необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы дать ученикам самые актуальные знания, которые потребуются от них на рынке труда.

Специальность остается актуальной и по сей день, хотя престижность ее немного утрачена. Педагоги влияют на то, какие люди будут управлять страной в будущем. Они несут социальную и моральную ответственность за подрастающие поколения. Профессия учитель востребована в крупных и средних городах, населенных пунктах, деревенских поселениях. Ее не могут заменить обучающие дистанционные курсы или тренинги, потому что учитель в отличие от компьютерной программы, может найти индивидуальный подход к каждому.

История появления профессии учитель

Впервые слово «педагог» стали использовать в Древней Греции. Этим термином именовали раба, который воспитывал и занимался людьми, передавал им свои практические и теоретические знания. Когда не было разделения труда, учителями считались старейшины общины или определенной группы людей. От них новички набирались опыта и удовлетворяли интерес любознательности.

Возникновение и становление профессии учитель произошло после появления орудий труда. С этого момента все люди поделились на группы, в зависимости от сферы занятости: одни обрабатывали землю, другие готовили, третьи охотились. Человек накапливал все больше жизненного опыта, и возникла необходимость передать навыки потомкам, так появились первые педагоги. Их ключевой целью было повышение морального и нравственного уровня последующих поколений.

история профессии учитель

Зачем нужна профессия учитель?

В сферу деятельности входит множество задач. Учитель – это древняя профессия, поэтому его обязанности и права были утверждены давно. Рассмотрим подробнее, зачем нужен педагог и что входит в сферу его деятельности (ответственности):

  • обучение детей по установленной программе с учетом общепринятых стандартов;
  • оценка эффективности обучения по определенному предмету;
  • внесение корректив и предложений в образовательный процесс;
  • обеспечение сохранности жизни и здоровья обучающихся;
  • привитие ученикам эстетических и моральных норм поведения;
  • проведение родительских собраний.

Плюсы и минусы профессии учитель

Как и у любой другой специальности, у педагогической деятельности имеется ряд преимуществ и недостатков. Она считается одной из самых сложных и подходит не всем. Плюсы профессии учителя:

  1. Постоянное общение. Это будет преимуществом в деятельности для коммуникативных людей.
  2. Длительный отпуск. Во время летних месяцев учитель может расслабиться и отдохнуть.
  3. Социальные гарантии.
  4. Общественное уважение.
  5. Стабильность.
  6. Возможность самосовершенствования и постоянное расширения знаний.

Следует обозначить и минусы профессии учитель:

  1. Постоянные стрессы. Среди школьников встречаются «трудные дети», к которым нужно найти подход.
  2. Необходимость поиска индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
  3. Высокий уровень ответственности. Если с ребенком что-то произойдет в школе, то виноват в этом будет учитель.
  4. Недостаточная оплата труда.
  5. Необходимость подготовки к урокам и проверка тетрадей (во внеурочное время).

Особенности профессии учитель

Сложилось так, что учитель не может выработать четкого рабочего графика. Тем, кто решил посвятить себя этому непростому делу, приходится вкладывать все силы и душу в учеников. В противном случае долго продержаться на этом рабочем месте не получится. Характеристика профессии учитель должна включать в себя любовь к детям. Важно, чтобы педагог умел найти контакт с обучаемыми и войти к ним в доверие.

Особенности профессии учитель связаны со спецификой работы. Например, для учеников младших классов преподаватель становится вторым родителем. Классные руководители уделяют больше времени и внимания взаимоотношениям в коллективе, решают конфликтные ситуации. Преподаватель физкультуры должен прививать детям стремление к активному образу жизни и толерантному отношению к окружающим.

особенности профессии учителя

Востребованность профессии учитель

Рассматриваемая специальность является одной из самых актуальных. Престижность профессии учителя доказывается тем, что школы и другие учебные заведения с удовольствие предоставляют рабочее место молодым сотрудникам. Особенно это относится к бюджетным организациям. Однако молодые кадры не задерживаются в обычных школах из-за низкого уровня оплаты труда.

Карьерная лестница у педагогов короткая. Преподаватель с хорошими организаторскими способностями может дослужиться до завуча, максимум до директора. В последнем случае учителю придется заниматься не только образовательной, но и административной работой. При выборе профессии стоит ориентироваться не только на ее престиж и востребованность. Важно, чтобы человеку нравилось заниматься преподавательской деятельностью и она подходила ему по особенностям характера.

Профессия учитель - зарплата

Оплата труда педагога зависит от того, в какой организации он числится. Работать учителем можно в начальных классах, средней и старшей школе, в высших учебных заведениях. При этом ставка будет меняться в зависимости от условий. В бюджетных структурах заработок на порядок ниже, чем в частных. Для того чтобы увеличить оклад, учитель может брать в нагрузку дополнительные часы или заниматься с учениками индивидуально. Средняя зарплата по регионам страны:

  • Москва – $250-400;
  • Санкт-Петербург – $230-370;
  • Екатеринбург – $140-280;
  • Нижний Новгород – $150-230.

Навыки учителя

При подаче резюме начинающие специалисты могут увидеть в вакансиях ряд требований, характерных для их профессии. Специальность учителя включает в себя следующие знания и навыки:

  • отличное знание общих и профильных предметов;
  • умение пользоваться компьютером и оргтехникой;
  • элементарные знания детской психологии;
  • навыки охраны здоровья учеников;
  • опыт участия в детских организационных мероприятиях;
  • умение работать с документами (ведение журналов и отчетности).

Личные качества учителя

Профессия подходит не всем. Учитель – сложная деятельность, поэтому соискателям необходимо знать о ключевых чертах характера, которые пригодятся для работы в школе:

  1. Терпение. Не всегда дети могут освоить тему с первого раза, поэтому учителю иногда приходится объяснять одну и ту же информацию несколько раз. Делать этого необходимо с максимальным уровнем спокойствия.
  2. Лояльность. Мудрый преподаватель не должен скупиться на похвалу, если ученик заслужил этого своим трудом. Он не должен высмеивать недостатки других детей или акцентировать на этом внимание класса.
  3. Большой объем памяти. Учителям нужно запоминать не только фамилию и имя ребенка, но и данные, касающиеся его здоровья или родителей. В силу профессии учителям приходится запоминать большой объем информации, чтобы донести ее до учеников, не заглядывая в учебник.
  4. Беспристрастность и справедливость. Эти качества необходимы педагогу, чтобы грамотно реагировать на нестандартное поведение детей.

Что самое трудное в профессии учителя?

Работа педагога всегда сопряжена с нервными напряжениями. Это связано с тем, что учителям нередко приходится работать с трудными детьми или выслушивать недовольство родителей. Кроме того, из-за выполнения прямых обязанностей, заполнения документации и проверок тетрадей, у представителей профессии практически не остается времени на личную жизнь. Стрессы и постоянное напряжение приводит к проблемам со здоровьем.

Самое сложное в профессии учителя – низкая отдача от учеников. Лишь единицы из современных детей искренне желают получить хорошие знания. Для того чтобы конкретный ребенок понял необходимость и пользу обучения, учителям приходится тратить годы. К другим трудностям профессии можно отнести частое повторение одного и того же материала и не оплачиваемые общественные работы: походы с классом в театр, подомовой обход учеников и так далее.

Кому подходит профессия учителя?

Работа в школе подходит тем, кто умеет сдерживать себя и проявлять лояльность по отношению к ученикам. Если педагог будет добр к детям и не поскупится на похвалу за успешно выполненное задание, то они отблагодарят его своим стремлением к знаниям и хорошим поведением. Учитель начальных классов школы должен обладать внимательностью, потому что от него зависит безопасность детей. Рассматриваемый вид работы также подходит тем, кто свободно и легко излагает свои мысли, не боится учиться новому и обладает четкой и грамотной речью.

кому подходит профессия учителя

Как получить профессию учитель?

Юноши девушки, выбирающие для себя данную специальность, подают документы в профильные учебные учреждения: педагогические институты и колледжи. Высшее образование позволяет работать учителем в старших классах и ВУЗах. В 2010 году был введен закон о том, что преподавать в бюджетных организациях могут лица без профильного образования, поэтому получить благородную профессию – учитель стало проще.

Однако согласно закону, у педагога должно быть высшее или среднее образование в смежных профессиях. Например, экономист, прошедший курсы профессиональной переподготовки, может работать учителем математики в школе, но преподавать гуманитарные науки у него не получится. То же самое касается и людей с филологическим образованием. При необходимости они могут пройти курсы и стать учителями русского, литературы.

Смежные с учителем профессии

Не у всех есть желание длительное время работать в школе. Это обусловлено высокой моральной и психологической нагрузкой, отсутствием карьерного роста. Учитель старших классов, который хорошо знает психологию подростков, может работать в организациях правопорядка (в приемниках или колониях для детей). Другие профессии, где может проявить себя педагог:

  • воспитатель в детском саду;
  • преподаватель в техникуме, колледже или ВУЗе;
  • сотрудник социальных учреждений: детских интернатов, спортивных школ и так далее;
  • специалист учебно-методического центра;
  • репетитор.

Почему учителя бросают профессию?

Случаи, когда специалисты оставляют работу , в школе нередки. Особенно это касается случаев, когда человек случайно попал в профессию. Работа учителя имеет множество минусов, из-за которых педагоги уходят из образовательных учреждений. Рассмотрим основные причины, почему специалисты бросают профессию:

  • низкая зарплата;
  • невозможность адаптации к современному уровню жизни;
  • отсутствие саморазвития;
  • разочарованность в социальном статусе;
  • снижение работоспособности из-за эмоциональных кризисов;
  • изменения в личной жизни.

Интересные факты о профессии учителя

Педагог для ребенка – это не только наставник, это пример для подражания и ориентир. Реалии внешнего мира меняются, но суть профессии учитель остается прежней. Интересные факты о педагогической деятельности:

описание профессии учитель

Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко. К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей.

История и эволюция учительства

Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.

Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.

С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.

Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели, выполняющие те же функции, которые сейчас берут на себя воспитатели детского сада.

Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.

В обиходе у древних греков появилось слово “схоле”, от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали — человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.

В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.

Описание и специфика профессии

Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.

Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.

В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу. Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения. От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.

Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.

Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.

Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.

Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.

Каким должен быть учитель

Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.

Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:

  • любить детей;
  • владеть навыками педагогического воспитания;
  • иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
  • уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
  • быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
  • знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
  • быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
  • интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
  • быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
  • иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
  • обладать самоконтролем и уравновешенностью;
  • быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
  • иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
  • быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
  • принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
  • быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.

Должностные обязанности педагога

Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:

  • Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
  • Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
  • Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
  • Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
  • Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
  • Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
  • Осуществляет связь с родителями или опекунами.
  • На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
  • И другие.

Какой предмет выбрать для преподавания

Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.

В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:

  • педагогика и психология;
  • дошкольная педагогика и психология;
  • филология;
  • иностранные языки;
  • биология и химия;
  • физика, технология и информационные системы;
  • математика;
  • география;
  • история и политика;
  • физическая культура, спорт и здоровье;
  • изобразительное искусство.
  • социально-гуманитарное образование;
  • дефектология;
  • журналистика и коммуникации;
  • международное образование;
  • и т.д.

Где получить профессию учителя

В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.

Топ-10 лучших педагогических вузов России:

  1. Московский педагогический государственный университет
  2. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  3. Воронежский государственный педагогический университет
  4. Армавирская государственная педагогическая академия
  5. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  6. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
  7. Российский государственный профессионально-педагогический университет
  8. Уральский государственный педагогический университет
  9. Алтайский государственный педагогический университет
  10. Московский государственный психолого-педагогический университет

Плюсы и минусы профессии учителя

Делиться знаниями с другими людьми — благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.

Плюсы профессии:

  • Возможности для творческой реализации.
  • Непрерывный процесс совершенствования.
  • Отсутствие в работе рутины.
  • Наличие социальных гарантий для учителей.
  • Реальные результаты вложенного труда.

Минусы профессии:

  • Колоссальная ответственность.
  • Большое количество обязанностей.
  • Круглосуточная занятость.
  • Средняя и невысокая зарплата.
  • Неоднородный контингент учеников.

Резюме

Профессия учитель — трудная и ответственная, но творческая и нескучная. Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом. Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые Нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или инженеры, учителя и врачи.

У меня с детства была большая любовь к чтению, я обожаю запах книг. Я жила в небольшом селе недалеко от Целинограда и перечитала все книги в местной библиотеке. При этом я мечтала быть военным, даже получила возможность учиться в любом военном училище СССР.

Родители не позволили мне получать военное образование, и я поступила в педагогический. Мне очень нравилось учиться в университете, я была лучшей студенткой, но долгое время не понимала, что это мое, что значит быть учителем.

Впервые учителем я себя почувствовала на третьем курсе во время практики в 31-й школе. Мне дали 10 класс — ученики были младше меня всего на четыре года. Я рассказывала им о произведении Максима Горького «Старуха Изергиль», которое я обожаю. Видимо, моя любовь передалась и им — в какой-то момент я поняла, что эти 30 взрослых интеллигентных детей меня слушают и слышат. После этого я проснулась среди ночи и написала первое стихотворение. Это ощущение не передать словами — когда ты что-то даешь и получаешь в ответ интерес и отдачу.

Это ощущение не передать словами — когда ты что-то даешь и получаешь в ответ интерес и отдачу

После окончания университета меня направили работать в сельскую школу. Я сразу окунулась в работу. У меня был замечательный директор Виктор Иванович. Он стал моим наставником, помогал, учил. Через три месяца назначил меня завучем по воспитательной работе. Тогда мы многое успевали — работали до вечера, потом организовывали квартирники, капустники, шли в кино, ночью проверяли тетради — спали по два-три часа.

После я проработала семь лет завучем в своем родном селе. А после того как вышла замуж, переехала в Астану и уже 19 лет работаю в 22-й школе-гимназии.

О профессии учителя

Когда я сообщила папе, что буду учителем, он сказал: «Учитель — это такая профессия, когда ты, даже если тебя разбудят ночью, должна оставаться учителем». Я так и живу — я учитель дома, в кругу родственников, среди незнакомых людей. Потому что для меня учитель прежде всего — наглядный пример.

Учитель — это состояние души. Важно любить свое дело, быть преподавателем, а не урокодателем.

Когда я говорю, что скоро учителя вообще будут не нужны и всему можно будет обучиться в интернете, ученики со мной спорят. Одна ученица сказала, что учитель нужен, чтобы иметь возможность посмотреть ему в глаза. Учитель нужен для души, чтобы общаться с детьми, прививать им важные ценности.

Современный учитель должен быть совсем другим, для него важна жизненная мудрость. Дети сейчас очень умные, многое знают, ко многому стремятся, но у них меньше душевности, наивности. Жаль, что так происходит.

Современный учитель должен быть совсем другим, для него важна жизненная мудрость

Когда родители учеников, которые гораздо старше меня, начали относиться ко мне с уважением, я начала осознавать, что профессия учителя значит для людей.

Как повлияла профессия

Я стала по-другому смотреть на многие вещи, на общество, на своих детей.

Раньше мне казалось, что я прихожу в школу, отрабатываю уроки и ухожу. Но когда школу окончил мой первый класс, я увидела результат своего труда. После них ко мне пришли малыши — пятиклассники. И я поняла, что мне нужно довести их то таких же выпускников.

Мне приятно, когда мои ученики становятся сильными, достойными личностями.

Работа дает новые ощущения каждый год. В мае ты всегда ждешь лета, а после отдыха, в августе, мне уже начинает сниться школа, класс, доска, запах мела.

Принципы в профессии

Для меня и моих учеников важны честность по отношению к детям и уважение к ним. Надо дать понять, что ты тоже человек — у меня есть семья, я вожу машину, плаваю в бассейне. Дети это ценят.

При этом важно сохранить свой статус. Дети могут не любить меня как учителя, но они должны уважать меня как человека.

Еще в профессии важно чувство юмора. Прямолинейным людям бывает сложно в нашей работе. Я считаю, что подтолкнуть человека к обучению можно разными способами.

То, что меня привлекало в военном деле, я нашла в профессии учителя — это дисциплина, любовь и преданность делу. Без этих качеств школьную жизнь представить сложно.

Что подарила профессия

Учитель — это определенный статус, который откладывает отпечаток на отношения с людьми.

Учитель — это определенный статус, который откладывает отпечаток на отношения с людьми

Профессия дала мне уверенность в своих взглядах и жизненных ценностях. Я знаю, что так надо делать, я так поступаю и могу доказать свою точку зрения другим.

Работа дает мне уверенность в том, что ты кому-то нужен, что ты можешь влиять на подрастающее поколение. Я получаю моральное удовлетворение, когда вижу искреннюю благодарность от учеников и их родителей.

Читайте также: