Как произошла профессия воспитатель

Опубликовано: 03.10.2024

Воспитатель детского сада – это одновременно заботливый наставник и мудрый первый педагог, который готовит детей к обучению в школе. Его задача – не только присмотреть за ребенком, пока родители на работе, но и в игровой форме научить малышей воспринимать серьезные знания.

Воспитатель детского сада – это педагог, который занимается обучением и воспитанием детей в дошкольных учреждениях.

История профессии

В России профессия воспитатель детсада появилась в 50-60-х годах XIX века вместе с первыми дошкольными учреждениями педагогического характера, которые стали открываться в Гельсингфорсе, Петербурге и Москве, а затем и в других городах. Заведения были платными, поэтому заниматься в них могли только дети из богатых семей.

В СССР дошкольное образование стало полностью бесплатным (родители вносили незначительные суммы за питание). В 1959 году появились первые ясли, куда можно было устраивать детей с 2-месячного возраста. Сейчас большинство малышей с трех лет начинают свое образование в дошкольных учреждениях, которых в России свыше 45 тысяч.

Описание профессии

Воспитатель детского сада не просто присматривает за детьми, когда их родители на работе, а в соответствии с программой проводит с малышами занятия по математике, музыке, развитию речи, рисованию и лепке, физической культуре. Педагогу нужно уметь найти контакт со всеми детьми, их родителями, бабушками и дедушками. Он обязан дать ребенку знания об окружающем мире, системе взаимоотношений между людьми, способствовать его социализации, помочь разобраться, как отличить добро от зла.

Воспитанниками детсадов становятся дети в возрасте от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст специалисты делят на 3 этапа:

  • 3–4 года – младший;
  • 4–5 лет – средний;
  • 5–7 лет – старший.

Профессия воспитателя предполагает знание особенностей этих возрастных периодов и использование во время учебы подходящих обучающих и воспитательных методов. Основной прием – это дидактическая игра, в процессе которой ученик, сам того не замечая, получает новые знания и навыки.

На каких специальностях лучше учиться

Чтобы стать воспитателем детского сада, можно окончить как среднее, так и высшее профессиональное учебное заведение. В колледжах и техникумах предлагается две специальности:

  • дошкольное образование;
  • специальное дошкольное образование (подготовка направлена на дальнейшую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии).

Основное направление подготовки воспитателей детских садов в вузах – «Дошкольное образование», в рамках которого можно получить одну из профильных специальностей:

  • дошкольное образование и логопедия;
  • психология и педагогика дошкольного образования;
  • дошкольное образование и музыка;
  • дошкольное образование и иностранный язык;
  • педагогическая деятельность в дошкольном образовании.

Какие предметы нужно сдавать на воспитателя

В колледжах от выпускников школ не требуется сдавать экзамены, достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование. Выучиться после 9 классов можно за 3 года 10 месяцев, а после 11 классов – за 2 года 10 месяцев.

Абитуриентам вузов необходимо обязательно представить результаты ЕГЭ по обществознанию и русскому языку. Кроме того, в зависимости от университета и выбранного профиля, могут потребоваться экзамены по биологии, математике, иностранному языку, а также результаты творческого или профессионального испытания (музыка, хореография, физическое воспитание). Учиться 4–5 лет.

Учебные заведения

В каждом регионе, и не только столичном, есть немало ссузов, в которых можно получить профессию воспитатель детского сада, например:

  • Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж (г. Ижевск). Здесь учат очно после 9 класса школы и заочно после 11 класса, также есть дистанционные программы.
  • Педагогический колледж № 10 (г. Москва) готовит специалистов по работе с дошкольниками.
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета дает образование воспитателя в детском саду для дальнейшей работы с обычными малышами и с детьми с особыми потребностями.
  • Челябинский педагогический колледж № 2 предлагает очные и дистанционные программы подготовки воспитателей детских дошкольных учреждений.
  • Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко готовит воспитателей детских садов для работы с разными категориями детей.
  • Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова;
  • Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург).

Полный список педагогических вузов России, в которых можно получить (в том числе и дистанционно) специальность «Дошкольное образование» с различными профилями.

Обязанности на работе

К должностным обязанностям работника детсада относится:

  • проведение мероприятий, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья подопечных;
  • обучение детей основным дошкольным общеобразовательным предметам в соответствии с утвержденной программой;
  • соблюдение режима дня (прием пищи, сон, учеба, прогулки);
  • контроль состояния здоровья детей, информирование в случае необходимости медсестры;
  • организация и проведение различных праздников, соревнований и других видов активного досуга;
  • организация работы с учетом индивидуальных особенностей, характера, способностей и наклонностей каждого ребенка;
  • сотрудничество с родителями и другими педагогами с целью наилучшего развития ребенка;
  • ведение документации;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости.

Эта официальная характеристика профессии воспитателя детского сада не раскрывает всего ее разнообразия и сложности. Ведь педагог должен утром принять каждого ребенка у родителей, выслушать и учесть все их просьбы и советы, во время обеда помогать детям в приеме пищи, а при подготовке к прогулке – с одеванием. Также воспитатель вовремя укладывает детей днем спать, а затем их будит, проводит учебные занятия и организует подвижные игры, успокаивает плачущих малышей и делает еще множество разных дел.

Кому подходит

Воспитателем в детском саду может работать человек с педагогическим образованием. От специалиста требуется знание:

  • методик преподавания различных предметов;
  • методов воспитательной работы;
  • основ возрастной психологии ребенка;
  • возрастной физиологии и гигиены мальчиков и девочек;
  • порядка оказания первой медицинской помощи.

Хорошим воспитателем станет специалист, обладающий такими личными качествами:

  • ответственность и активность;
  • терпение и выдержка;
  • наличие хорошего логического и творческого мышления;
  • хорошая память;
  • любовь к детям и доброта;
  • справедливость и искренность;
  • общительность и умение найти подход к каждому ребенку.

Теперь про плюсы и минусы профессии воспитателя. К положительным сторонам можно отнести:

  • общение с детьми;
  • востребованность на рынке труда;
  • длительный отпуск, стабильная зарплата;
  • постоянное повышение своей квалификации;
  • посменная работа (с утра до обеда или с обеда до вечера), что дает возможность лучше распоряжаться своим временем.

Недостатки – относительно невысокая заработная плата, большая ответственность за воспитанников и нервное напряжение, необходимость постоянного самоконтроля. Также зачастую непросто складываются отношения с родителями детей.

Сколько получают

Средняя зарплата воспитателя по стране составляет 15 тысяч рублей, конкретные суммы различаются в зависимости от региона. Так, в Москве в 2018 году квалифицированный работник детсада зарабатывал 35–40 тысяч рублей, в отдаленных регионах (Сахалин, Камчатка, Чукотка, Республика Саха) платят около 30 тысяч рублей. На уровень дохода воспитателя также влияет статус дошкольного учреждения (коммунальный, ведомственный или частный) и стаж работы сотрудника.

Как построить карьеру

Профессия воспитателя не имеет сколь-нибудь перспективной схемы карьерного роста. В принципе можно дорасти до заведующего детсадом, но для этого обязательно нужно иметь диплом вуза. Если дополнительно учиться, то будет доступным вариант карьеры чиновника в сфере образования.

Можно заниматься с детьми на дому в частном порядке в свободное время или вести небольшие группы по тому или иному направлению раннего развития ребенка (например, по методике Марии Монтессори). Самый перспективный, но сложный вариант – это открытие собственного частного детского сада.

Перспективы профессии

В ближайшие десятилетия революции в укладе общественной жизни не предвидится, поэтому с уверенностью можно сказать, что профессия педагога дошкольного учреждения по-прежнему останется востребованной. Но перед тем как стать воспитателем, нужно четко определиться, подходит ли вам эта работа, поскольку в реальности она гораздо сложнее и ответственнее, чем кажется на первый взгляд.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия воспитатель детского сада подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Профессия воспитателя – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Однако определить точные сроки её появления не представляется возможным. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать"не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

Особенно важна и ответственна должность воспитателя детского сада. Ведь это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться.

Именно воспитателем прочерчивается первая граница между "хочу" и "нельзя", между "не хочу" и "надо".

И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем разе не покалечить подвижную психику ребёнка.

Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам.

Первый детский сад открылся в 1840 году в г. Бланкенбурге. Новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение, а именно, обучить матерей с помощью практического руководства и показа приёмов правильному воспитанию детей. Во второй половине 19 века стали открываться детские сады в России и в Санкт-Петербурге.

После гражданской войны сеть дошкольных учреждений постепенно расширялась, их открывали городские и сельские власти, предприятия, кооперативы. Началась подготовка педагогических кадров.

В конце 60-х годов появилось новое учреждение - ясли-сад, такие знакомые нам всем.

Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.

В настоящее время педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью.

Педагог – профессия особенная. Это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся воспитанники, коллеги, родители.

Внешний вид педагога один из факторов успешности педагогической деятельности. Часто первое впечатление о человеке создается по его одежде, которая выражает предпочтение, представление о красоте, уровень культуры человека.

Каждый из нас создает определенный образ - имидж - представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д.

Что же такое – имидж современного педагога, воспитателя? Каковы его составляющие?

В переводе с английского имидж в буквальном смысле означает «образ». Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного воспитателя», говорят о том образе, который возник у других людей. Причем под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т. д.

«ИМИДЖ– это мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (Ожегов С. И.)

«ИМИДЖ - Представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе, сложившемся у руководителя» (Толковый словарь Ожегова)

«ИМИДЖ - Образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т. п., способствующие воздействию на окружающих»

(Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012г.)

Кто же создает имидж?

Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политики, государственные деятели, артисты и т. п.

В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

В-четвертых, его создают друзья, родные, сотрудники.

А. Г. Оводова считает, что составными частями имиджа педагога являются:

1. Визуальная привлекательность - цветовая гамма костюма, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка и т. д.

2. Красноречие - искусство речи, то есть ее гибкость, выразительность, оригинальность.

3. Невербальный имидж - приятные манеры, жесты, мимика, поза.

4. Пространство жизнедеятельности - оформление рабочего места, марка машины, ручка, кейс и т. д.

5. Образ жизни - отношения с окружающими, родственниками, моральные принципы, достоинства, поведение, характер, качества личности.

6. Привлекательность в глазах окружающих. «Совсем не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им нравиться».

В подходе, предложенном А. А. Калюжным, выдвигаются определенные требования к каждому из компонентов имиджа педагога:

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом.

Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе воспитанников и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Внешний вид педагога, воспитателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятиях, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Настоящий педагог не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям.

Внешний вид, в первую очередь, должен быть опрятным. Особое внимание необходимо уделять прическе, макияжу и маникюру. Волосы должны быть всегда чистыми, а прическа аккуратной - не лохматой, без выбивающихся прядей. Макияж должен быть в естественной цветовой гамме, следует избегать ярких цветов. Руки должны быть ухоженными, ногти не обломанными, ни в коем случае не допускается облупленный лак, особенно ярких оттенков.

В одежде необходимо разумно сочетать тенденции моды со своим внешним видом, соблюдая такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю.

Классика - это основа стиля педагога. Она символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку:

1. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в воспитанниках.

2. Одежда педагога может отвлекать внимание во время занятия, подрывая процесс обучения.

3. Сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах детей сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый педагог может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если есть необходимость в серьгах, то они должны быть небольшими, не висячими. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям головы, что будет отвлекать детей от содержания занятия. То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает воспитанников, да и самого педагога.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

Лицо педагога должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ребенка выражение лица педагога должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому педагогу интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа - что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности.

Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуальное, поэтому предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Перед каждым уроком педагогу следует продумывать свою речь, чтобы она звучала более гладко и понятно, но, тем не менее, нельзя исключать и импровизационный момент, благодаря которому урок становится для учащихся более интересным и захватывающим. Педагог должен также владеть стилем неформального общения с воспитанниками, чтобы вызвать их доверие.

Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но нередко выступает средством снижения этой значимости. Типичные ошибки начинающих воспитателей - слишком тихий или слишком громкий голос. Однотонный голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, ее мелодику. Голос должен содействовать успешности педагога. Работа над техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

Не следует забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение - это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной).

Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия педагога с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения оказываются в некоторых случаях более действенными, чем слова. Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов.

Как отмечает Е. А. Петрова, жестикуляция педагога является для педагога одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог должен всегда помнить. Большую роль жесты играют в обеспечении внимания детей, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Жесты могут иллюстрировать рассказ педагога, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Внутренний образ - это культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.

Таким образом, не смотря на существенные различия в классификациях компонентов имиджа педагога разных авторов, можно выявить некоторые общие компоненты: внешний вид, ораторское искусство, невербальный стиль, внутренний мир педагога, а также профессионально-значимые качества личности педагога.

Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш» Деловая игра с элементами тренинга Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности.

Анкета изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования Анкета Изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования самодиагностика педагога ДОУ Ф. И. О. педагога.

Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога Использование технологии «лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога Наталья Владимировна Пучкова, Ольга Валерьевна Тихонова,.

Консультация для педагогов «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности» Консультация для педагогов по теме «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности» Гордина А. М. Единственный.

Мастерство современного педагога МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО ОЗЁРНЫЙ Консультация для педагогов На тему: «Мастерство.

Эссе современного педагога Суть моего подхода к работе с детьми я могу кратко выразить так: «Старайся увидеть в душе ребенка то зернышко, ухаживая за которым можно.

Эссе «Личность молодого педагога: становление в наши дни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Рябиновский детский сад» Эссе «Личность молодого педагога: становление.

«Призвание — музыкальный руководитель». Эссе «Портрет современного педагога» «Портрет современного педагога» Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №55» г. Воронеж Попкова Светлана Викторовна.

Эссе современного педагога «Моя философия дошкольного образования» «И что Вы с ними такое делаете, что они не хотят уходить из садика!» - этот вопрос от родительницы застал меня врасплох. Я немного растерялась.

Эссе воспитателя первой младшей группы «Взгляд современного педагога» Подала заявку на участие во Всероссийском конкурсе «Взгляд современного педагога» Свою работу-эссе хочу начать с фразы: «Нет случайных.

Презентация профессии
Профессия воспитателя – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Однако определить точные сроки её появления не представляется возможным. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.
Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречная образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошо разбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым с основными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания.
Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность, терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.
Преимущества профессии: профессия воспитателя прекрасно подходит женщинам; является очень востребованной на рынке труда
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности и психоэмоциональные нагрузки.

Тип и класс профессии
Профессия воспитателя относится к типу «Человек – Человек», которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми (в данном случае с детьми).
Профессия воспитатель относится к классу эвристических, т.к. она связана с воспитанием и обучением детей.

Содержание деятельности
Воспитатель организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами. Развивает у детей сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Способствует укреплению здоровья воспитанников путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно- гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.). Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья. Воспитатель несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей.

  • нормативные правовые акты и другие программно-методические документы по вопросам дошкольного образования, правам ребенка;
  • педагогику и методику дошкольного воспитания;
  • детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
  • основы дефектологии;
  • детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
  • различные методики обучения и развития детей;
  • правила охраны жизни и здоровья детей;
  • основы доврачебной помощи
  • понимать проблемы детей, находить общий язык с любым ребенком;
  • поддерживать дисциплину в группе, избегая грубых методов;
  • применять на практике различные методики развития, образования и воспитания;
  • выявить интересы и склонности каждого ребенка и дать совет родителям по их дальнейшему развитию;
  • общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям.
  • интерес и желание к работе с детьми;
  • тактичность, доброжелательность, отзывчивость;
  • креативность, творческое мышление;
  • хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и переключение);
  • хорошая память;
  • постоянный самоконтроль;
  • организованность;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • заболевания органов дыхательной системы;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • психические недуги и расстройства нервной системы, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.д.;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • люди, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).

Пути получения профессии
Получить профессию воспитателя в городе Красноярске можно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 2», КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж им. А.С. Пушкина» (г. Минусинск), КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж» (г. Ачинск), КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» (г. Енисейск).

Историческая справка о возникновении профессии «воспитатель».

Выступление воспитателя: Садрисламовой Ю.С.

Свое выступление я хочу начать с одной японской мудрости:

Если человек загадывает на год

Если человек загадывает на десятилетие

Он сажает деревья.

Если человек загадывает на века

Он воспитывает детей.(Слайд№1)

А кто же раньше воспитывал детей и как появились первые воспитатели? Я вам сейчас об этом расскажу.

А что же было дальше?

А дальше есть такие сведения, что в древней Руси, во времена Петра 1 ( в 1737г) в богатых семьях появляются первые гувернеры и гувернантки.

А кто же это такие?

Оказывается, в переводе с французского гувернер - означает воспитатель детей, приглашенный в буржуазные семьи.

А в толковом словаре русского языка слово «гувернантка» означает – воспитательница детей, приглашаемая в семьи, чаще иностранка. Они жили вместе с детьми с их рождения до совершеннолетия и обучали детей языкам, этикету, живописи, хорошим манерам, растили из них аристократов.

Так как в то время было неравноправие среди мужчин и женщин, то иностранных гувернеров мужчин было значительно больше. Все гувернеры были знатного происхождения, с хорошим образованием, со знанием нескольких иностранных языков и имели аттестат Академии. Но кроме всего этого все гувернеры должны были быть пожилыми и женатыми.

Вскоре, во всех институтах благородных девиц появляется педагогическая социализация, и многие семьи могли нанять уже русских воспитательниц с дипломом о знании языков и различных наук. К гувернанткам также кроме хорошего образования предъявлялись такие требования: чтобы была либо немолодая, либо некрасивая.(Слайд №4,5,6,7)

Так, долгое время воспитанием детей занимались гувернеры и гувернантки,

пока в 1837 году в городе Блакенбурге в голову одного 60-летнего немецкого педагога не пришла мысль о создании сада для маленьких детей. А звали его - Фридрих Фребель. Он считал, что дети - это Божие растения и уход за ними должен быть тщательным как за растениями в саду, отсюда и пошло название – детский сад.

Кроме того, Фридрих Фребель организовывал подготовку воспитательниц, создал методику работы с детьми, предложил особый дидактический материал. Именно он первым заявил, что лучший учитель для ребенка – это игра. А воспитательниц в садах Фребеля называли «садовницами» и брали только тех, кто очень любил малышей, с добрым сердцем и чистой душой, с девизом – «Труд, терпение, любовь».Слайд№8,9,10,11)

По примеру Фребеля и у нас в России в 1866 году открывается первый детский сад. Это происходит в Петербурге под руководством Аделаиды Семеновны Симонович. В своем первом детском саду она сама придумывала детские подвижные игры, занималась с детьми конструированием и обязательным курсом она считала курс «Родиноведение». Так же Аделаида Семеновна начинает издавать журнал «Детский сад» о формах и методиках обучения детей дошкольного возраста.(Слайд№12,13,14)

Воспитателями-садовницами первых детских садов тогда были сами русские ученые. А уже в 1871 году открываются курсы по подготовке женщин – воспитательниц.(Слайд№15,16)

Позднее, в 1918 году по инициативе профессора Корнеева открывают второй Московский государственный университет с педагогическим факультетом, с дошкольным отделением, куда также старались принимать благородных девиц с добрым сердцем и любящих детей.(Слайд№17,18)

В России первые детские сады не приживались, они то открывались, то закрывались.

Но только благодаря русским ученым и их стремлениям к 1932 году детских садов насчитывалось уже 15 тысяч, а к началу 70-х годов в СССР – уже 50 тысяч и Советский союз становится самой садоводческой страной мира.(Слайд№19,20,21)

А закончить своё выступление я хочу словами Фридриха Фребеля, который безусловно был прав: что детский сад для детей – это бесценный жизненный опыт, который невозможно заменить ничем. А воспитатель – это патриот своей Родины, ведь страна доверяет ему самое дорогое – свое будущее.»

Воспитатель детского сада — педагог и работник дошкольного образовательного учреждения, в чьи обязанности входит всестороннее развитие детей, обучение и воспитание. Посещение ДОУ — первая ступень обязательного общего образования в России.

Профессиональные интересы воспитателя детского сада должны включать:

  • изучение тематической литературы, исследований по вопросам педагогики и психологии;
  • потребность в постоянном саморазвитии и самообразовании;
  • заинтересованность в будущем страны, развитии общества;
  • обзор инновационных методик воспитания.

ДОУ — второй социальный институт, с которым сталкивается ребенок. База личности формируется до 5 лет. Педагоги детского сада формируют будущее поколение, влияют на развитие страны, вносят свою лепту в ценности и убеждения общества.

Плюсы и минусы

Воспитатель — творческая профессия. Педагогу не грозит заскучать от однообразия будней или дефицита общения. Но это также делает специалиста уязвимым к эмоциональному выгоранию. Работа проходит в условиях повышенной ответственности. Иногда случаются стрессовые и конфликтные ситуации.

Педагог несет моральную и материальную ответственность, но наглядные результаты работы, слова благодарности от родителей и вид счастливых детей воодушевляют. Главное преимущество профессии — социальная значимость и востребованность.

Кому подходит

Безусловная любовь к детям — обязательное и главное условие для успешной работы. Хороший современный педагог также должен обладать следующими качествами:

  • терпеливость;
  • ответственность;
  • сдержанность;
  • доброта;
  • рассудительность;
  • психическая стойкость и уравновешенность;
  • стрессоустойчивость;
  • активность;
  • оптимизм;
  • коммуникабельность;
  • мобильность;
  • грамотная и внятная речь;
  • эрудированность;
  • внимательность;
  • организаторские способности;
  • способность принимать быстрые и сложные решения.

Педагогу предстоит общаться не только с детьми, но и их родителями. В этой системе отношений чаще возникают противоречия. Потому надо уметь решать конфликты и находить подход к разным людям. Это невозможно без базовых знаний психологии. Азы возрастной, социальной и педагогической психологии включены в программу подготовки воспитателей. Но не меньшее значение имеет доброжелательность личности. Важно, чтобы педагог не был конфликтным и злопамятным человеком.

Что касается пола, то профессия не имеет гендерного приоритета. Но из практики видно, что в детских садиках больше воспитательниц, чем воспитателей. Вероятно, это обусловлено психологическими и биологическими различиями мужчин и женщин. Хотя и среди мужчин есть немало выдающихся педагогов: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Я. Корчак, М. П. Щетинин, В. Ф. Шаталов и другие.

Должностные обязанности

Список должностных обязанностей воспитателя обширен. В него входит и соблюдение санитарно-гигиенических норм, и организация образовательного пространства, и заполнение отчетной документации, и взаимодействие с социальными службами, органами опеки (при необходимости).

В отношении детей педагог наделен следующими обязанностями:

  • организация и проведение развивающих занятий и развлекающих игр;
  • сохранение здоровья и безопасности воспитанников;
  • сотрудничество с семьей в интересах ребенка;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей;
  • раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;
  • приобщение детей к жизни в обществе, помощь в усвоении норм и ценностей;
  • всестороннее гармоничное развитие воспитанников;
  • организация прогулок;
  • предотвращение травмоопасных ситуаций и при необходимости оказание первой медицинской помощи;
  • прием детей в садик и передача родителям в конце дня;
  • организация мероприятий, выставок, экскурсий;
  • консультация родителей.

Главный вид деятельности дошкольников — игра. У младших групп она включает в себе манипуляции с предметами, а у старших — сюжетно-ролевые представления. Педагог обязан учитывать не только возрастные особенности, но индивидуально-психологические. К каждому ребенку нужен персональный подход.

В своей деятельности педагоги руководствуются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Это не единственный нормативный документ, который педагог должен знать, но во ФГОСе прописаны принципы, направления и цели работы, обязанности педагога, требования к содержанию образовательной программы, результаты обучения дошкольников. В нем же представлен портрет выпускника ДОУ.

Зарплата

В среднем педагоги в России получают 22 тысячи рублей. Уровень дохода зависит от региона и места работы, образования, стажа и категории воспитателя. Можно заработать до 100 тысяч рублей.

Средняя заработная плата по Москве составляет 40 тысяч рублей. Все зависит от учреждения и квалификации работника, профессиональной активности педагога. Поощряется включенность в социальную и научную жизнь, участие в семинарах и конференциях.

Где работать

Воспитатель дошкольников может работать в государственных и частных учреждениях, домашних детских садах, приютах и реабилитационных центрах. С педагогическим образованием можно работать не только по специальности в образовательных учреждениях, но и устроиться няней, гувернанткой.

Педагогическое образование

Для работы воспитателем в ДОУ достаточно иметь среднее профессиональное образование, но большинство организаций приветствуют наличие высшего педагогического образования. Это также влияет на уровень заработной платы и список должностей, на которые может претендовать работник.

Получить среднее образование можно бесплатно в педагогическом колледже. Следующие предметы нужно сдавать для поступления:

  • русский язык;
  • обществознание;
  • математика;
  • биология.

Эти же экзамены сдаются при поступлении в ВУЗ. Набор предметов может меняться в зависимости от учреждения. Если поступление осуществляется после училища, то нужно предъявить диплом и пройти тесты по русскому языку и математике.

Повышение квалификации в дальнейшем невозможно без обучения в ВУЗе или без прохождения курсов подготовки и переподготовки. В наше время освоить профессию педагога можно не выходя из дома. Помогут в этом дистанционные и заочные курсы.

Курсы подготовки и переподготовки

Получить профессию воспитателя детского сада можно заочно в системе дистанционного обучения Педкампус. Организация предлагает разные направления переподготовки:

  • младший воспитатель;
  • воспитатель логопедической группы;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста;
  • воспитатель детей дошкольного возраста;
  • воспитатель дошкольной образовательной организации;
  • педагог-воспитатель группы продленного дня.

Кроме курсов переподготовки на воспитателя дошкольного учреждения, доступны курсы повышения квалификации. Можно выбрать направление подготовки: работа в условиях ФГОС, инновации в образовании, воспитание детей с особыми потребностями, интерактивная педагогика.

Не менее популярен и обширен в плане дистанционной переподготовки специалистов центр Антарес. Освоить профессию воспитателя детских садов и получить диплом здесь можно за 2—6 месяцев. Также можно отдельно выучиться на старшего или младшего воспитателя или пройти переквалификацию на педагога-психолога.

Записаться на курсы можно при наличии начального, среднего или высшего профессионального образования. В программу обучения входят четыре модуля, в каждый из которых включен ряд дисциплин:

  • Дошкольная педагогика: теоретические основы детской педагогики, дошкольное образование как система, педагогический процесс в ДОО.
  • Основы методик воспитания и обучения дошкольников: физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста, социально-личностное развитие и воспитание дошкольников, познавательно-речевое развитие дошкольников, художественно-эстетическое развитие и воспитание дошкольников, проектирование педагогического процесса ДОО.
  • Общая и специальная психология: педагогическая психология, психология раннего и дошкольного детства.
  • Основы физиологии и здорового образа жизни: возрастная физиология, гигиена и здоровый образ жизни дошкольника.

Стоимость курсов переподготовки варьируется от 5,5 до 24 тысяч рублей. Курсы повышения квалификации в среднем стоят 2 тысчи рублей.

Курс сопровождается промежуточным и итоговым контролем. Обучение и выполнение заданий происходит в личном кабинете на официальном сайте. Сервис доступен круглосуточно. Прохождение курсов экономит время, силы и деньги. Обучение не отрывает от работы и быта и делает образование доступным для всех, в том числе педагогов из глубинки.

Это не единственные системы дистанционного обучения на воспитателя детского сада, но наиболее популярные и доступные. Благодаря курсам освоить профессию могут не только российские педагоги, но и воспитательницы-иностранки. Система не предполагает дополнительных тестов и вступительных экзаменов: нужно лишь подтвердить первичное образование, выбрать подходящий курс, записаться и оплатить его.

Читайте также: