Как расшифровывается должность замполит

Опубликовано: 01.07.2024

После развала системы политических органов в Советской Армии в войсках начались необратимые последствия. Надо сказать, что первые шаги были сделаны еще в июле 1990 года, когда у власти была КПСС. При этом партия сама срубила тот стержень, который, как говорили прежде, поддерживал монолитность и обеспечивал непобедимость армии Советского Союза. Именно тогда было принято решение о реформировании политических структур в армии и замене их новой системой военно-политических органов с существенно измененным функционалом и урезанными полномочиями. В те дни, как рассказывали ветераны, последний начальник ГлавПУРа, член ЦК КПСС генерал армии Лизичев А.Д. заявил, что не будет разрушать существующую систему армейских политорганов, которая создавалась еще при Ленине. После этого он был переведен в группу генеральных инспекторов МО СССР, а в мае 1992 года вышел в отставку.

Замполиты-политруки, но уж точно не комиссары. Часть 1

Как разрушали систему политорганов в армии

Все перемены и реорганизации осуществлялись под руководством генерал-полковника Шляги Н.И., который возглавлял реформированное Главное военно-политическое управление ВС СССР до 29 августа 1991 года. После того как М.С. Горбачев 24 августа 1991 года сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС, было объявлено о деполитизации армии. Спустя 5 дней верховный главнокомандующий и одновременно президент СССР М.С. Горбачев подписал указ «Об упразднении военно-политических органов в ВС СССР, погранвойсках КГБ, внутренних войсках МВД и железнодорожных войсках». К ноябрю того же года они были полностью расформированы. Приказом министра обороны СССР вместо упраздненной структуры для выполнения ее прежних задач и функций были созданы Комитет Минобороны СССР по работе с личным составом и подчинявшиеся ему органы в войсках.

В сентябре были полностью упразднены партийные организации в ВС СССР. Генерал Шляга 6 ноября 1991 года подал рапорт об отставке. Так бесславно закончила свое существование некогда мощная военно-политическая структура и ушла в прошлое плеяда замполитов-политруков, а по-прежнему — комиссаров. Ни одному внешнему врагу не удалось победить Советскую Армию или как-то повлиять на существовавшую в ней политическую систему. Но «внутренние реформаторы» на удивление легко и в рекордно короткие сроки разрушили то, что создавалось десятилетиями, проверялось в горнилах войн и скреплялось пролитой кровью комиссаров и политруков. До сих пор идут споры и дискуссии о том, почему более 18 млн. коммунистов проявили невиданную политическую пассивность и допустили разгром партийно-политической системы в стране и в армии.

После распада Советского Союза директивой Генштаба ВС от 3 сентября 1992 года комитет был реорганизован в главное управление по работе с личным составом минобороны, реальные возможности и полномочия которого были значительно урезаны. В 1994 году состоялось новое переименование в управление по работе с личным составом МО РФ и дальнейшее сокращение функционала. Кстати, мудрые и дальновидные армейские начальники, понимавшие важность и необходимость этих структур, пусть даже и с ограниченными возможностями, пытались как-то сохранить наиболее подготовленных бывших офицеров-политработников. Так, с этой целью в некоторых штабных структурах боевой подготовки были созданы штатные направления морально-психологической подготовки, на которые назначались бывшие замполиты. К 1997 году управление было преобразовано в главное управление по работе с личным составом МО РФ. Потом эта структура стала называться главным управлением воспитательной работы ВС РФ. В 2009 году в рамках «формирования нового облика армии» бывший министр обороны А. Сердюков посчитал воспитательную вертикаль вообще излишней в армии. В рамках проводимой им «военной реформы» было сокращено до 70 процентов должностей офицеров-воспитателей. В 2010 году был в очередной раз понижен статус главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны РФ. В итоге ГУВР утратил самостоятельность и был преобразован в управление при главном управлении кадров минобороны. При этом примерно 40 процентов офицерских должностей во всей воспитательной вертикали в ВС РФ были переведены в гражданские категории. Много офицеров были вынуждены уволиться из армии, ощутив пренебрежение со стороны руководства и свою ненужность в «обновленной» армии по версии Сердюкова. «Лишними» в армии оказались не только офицеры-воспитатели, но и многие другие из тех почти 200 тыс. офицеров, попавших под сокращение.

В 2010 году воспитательная структура получила новое название — Главное управление по работе с личным составом ВС РФ. За все время существования в ГУРЛС сменилось 3 начальника. В 2011 году первым этот пост занял генерал-лейтенант Чварков С.В. и пробыл он в должности 2 года. Его сменил генерал-майор Смыслов М.В., который руководил воспитательной работой в армии до 2017 года. Надо отметить, что он был из бывших политработников и начинал с ротного замполита в мотострелковой части после окончания военно-политического училища в Свердловске. Генерал понимал значение, смысл, саму суть и важность постоянной работы с личным составом. Его сменил бывший командир 154-го отдельного комендантского Преображенского полка и бывший начальник Центрального спортивного клуба армии (ЦСКА) полковник М.Н. Барышев, возглавлявший ГУРЛС с 2017 года по ноябрь (?) 2018 года.

Потребовалось четверть века, чтобы осознать порочность шагов по развалу прежней стройной системы работы с личным составом вооруженных сил в мирное и военной время. Непродуманность принимавшихся мер по «оптимизации» и разрушение военно-политических структур в войсках сразу же проявились при боевых действиях в годы 1-й и 2-й чеченских войн. Однако выводы из этого были сделаны совершенно в другой плоскости. Развал системы работы с военнослужащими продолжился и достиг своего апогея в период, когда реорганизацией в армии занялась команда А. Сердюкова, бывшего в то время министром обороны РФ. Обстановка в армейских кругах накалилась до предела. Дело дошло до скандальной отставки министра обороны и уголовного расследования вскрытых грубейших нарушений, а также противоправных действий его подчиненных — высокопоставленных руководителей оборонного ведомства.

Лишь назначение 6 ноября 2012 года главой оборонного министерства С.К. Шойгу предотвратило полных развал российской армии. Кризисное обострение военно-политической обстановки вблизи границ РФ и понимание необходимости повышения обороноспособности России и боеспособности армейских частей и соединений потребовало принятия кардинальных мер. Постепенно были восстановлены органы военного управления, организационные структуры частей и соединений. Принятыми мерами удалось повысить боевую готовность, восстановить боеспособность, а также ускорить программу модернизации и замены устаревшего вооружения и военной техники.

О своевременности принятых в то время неотложных мер свидетельствует тот факт, что впоследствии российская армия проявила себя в ходе масштабных учений, а также в реальных боевых действиях в Сирии. Ограниченный контингент российских войск, находящийся в САР по приглашению сирийских властей, в локальном и достаточно специфическом военном конфликте показал свою боевую выучку и умение воевать. Однако в условиях, когда армия готовится воевать и уже локально участвует в боевых операциях в Сирии, вновь достаточно остро проявилась потребность в усилении политико-воспитательной и морально- психологической подготовки всех категорий военнослужащих. На наш взгляд, это также стало одной из причин, которые в совокупности обозначили потребность восстановления системы военно-политических органов в российской армии и возвращение в войска замполитов-политруков.

В данном случае название должностей вторично, поскольку принято решение на основе реальной потребности в подобной структуре в современной российской армии. Теперь уточняется, какие перед ней стоят цели и задачи. Исходя из этого будет определен объем возлагаемых функций и предоставляемых полномочий. Все это, вместе взятое, позволит точно определить роль и место военно-политической структуры в строго регламентированной системе армейской организации и структурированной распорядительной (командной) вертикали, а также в системе уровней принятия решений.

Замполиты: долгая дорога обратно

30 июля 2018 года указом президента была создана в штате минобороны новая военно-политическая структура. В тот же день другим президентским указом на должность начальника этого главка был назначен генерал-полковник А.В. Картаполов. Событие, прямо скажем, не ординарное, но давно ожидаемое. Разговоры о возрождении политруков шли уже давно, поскольку сильно урезанный функционал воспитательной вертикали в армии с новыми задачами в условиях постоянно возрастающих угроз и углубляющейся военной конфронтации перестал справляться. Было принято решение возродить на новых принципах и подходах военно-политические органы в российской армии, одновременно кардинально пересмотрев их функционал и вертикаль подчиненности в системе управления войсками. Для повышения значения новой военно-политической структуры на должность руководителя главка был назначен высокопоставленный генерал, занимавший должность командующего Западным военным округом и имеющий боевой опыт командования российским контингентом в Сирии. До этого генерал никогда не занимался политической или воспитательной работой, хотя после окончания в 1985 году Московского высшего общевойскового командного училища застал еще прежнюю систему политических органов в ВС СССР. Можно сказать, что на его глазах политорганы были деполитизированы и реформированы в военно-политические органы. Партийные структуры КПСС в войсках и штабах были распущены, а партийные функционеры в своем большинстве были уволены из армии.

Последним начальником военно-политического главка, как уже отмечалось, в Советской Армии был генерал-полковник Шляга Н.И., который в ноябре 1992 года подал в отставку после упразднения всей подчиненной ему системы военно-политической работы. Правопреемником этой структуры стала в сильно урезанном функциональном виде и штатном составе временная система по работе с личным составом. Судя по последовавшим шагам, она носила переходный характер. Вместо прежних должностей заместителей командиров по политчасти первоначально бывшие политработники были назначены бесправными помощниками по работе с личным составом. И прошло немало времени, пока должностные позиции «воспитателей» не были вновь преобразованы в заместителей командиров, но все с теми же урезанными функционалом и правами. С определенными изменениями эта ситуация в целом сохранялась вплоть до создания военно-политического главка во главе с генералом А.В. Картаполовым.

Одновременно он стал 11-м замом министра обороны РФ. Кстати, начальником Главного управления по работе с личным составом ВС РФ (ГУРЛС) по состоянию на 21 ноября на официальном сайте минобороны был указан полковник Барышев М.Н., хотя по открытым публикациям это была штатная должность генерал-лейтенанта. В настоящий момент вся информация о ГУРЛС с сайта удалена, поскольку на базе прежнего главка создано Главное военно-политическое управление (ГлаВПУ) в составе 7 управлений, военно-геральдической службы и направления воинской дисциплины и профилактики правонарушений. В состав нового главка также вошел департамент культуры минобороны, управление по работе с обращениями граждан и Военный университет МО РФ.

Формирование системы военно-политических органов, по информации генерала Картаполова, осуществляется в 3 этапа. Первые 2 этапа уже пройдены. Создан центральный аппарат ГлаВПУ на базе ГУРЛС и к 1 декабря планировалось выстроить военно-политическую вертикаль вплоть до полка и отдельной части. Кстати, в сентябре в интернете появилась информация со ссылкой на «Известия», согласно которой к этой же дате должна была завершиться первая очередь назначений замов командиров рот по военно-политической работе. Правда, указывалось, что первоначально на эти новые должности планировалось назначить замполитов в мотострелковых ротах с численностью личного состава 100 и более человек. При этом в опубликованном источнике утверждалось, что «первые должности ротных замполитов созданы в мотострелковых частях и соединениях российской армии». Поскольку в открытых источниках циркулирует большое количество официально не подтвержденной информации, реальную картину формирования военно-политических структур в войсках представить достаточно сложно.

В том же источнике весьма схематично излагались основные задачи ротного замполита, которые сводились, в нашем пересказе, к следующему:

— формирование у личного состава "глубокого понимания" государственной политики в области обеспечения обороны;
— воспитание в военнослужащих чувства патриотизма, верность воинскому долгу и присяге;
— составление социально-психологической характеристики [здесь, видимо, в тексте пропущено слово — военнослужащих] роты, на основе которой будут формироваться расчеты, экипажи, отделения и смены;
— организация досуга и подготовка информации для ведомственных средств массовой информации;
— контроль за моральным обликом личного состава и не допущение того, чтобы военнослужащие принимали наркотики и злоупотребляли спиртным.

При этом в то же время на сайте «Общей газеты» и опять же со ссылкой на «Известия» было размещено сообщение о подготовленном проекте изменений в общевоинские уставы ВС РФ. И касались они, как следует из текста, только заместителей командиров частей по военно-политической работе. Однако по состоянию на 28 декабря 2018 года в общевоинских уставах ВС РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.2007 года №1495 (ред. от 24.10.2018) и размещенных на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» таких изменений нет. Информация по данной ситуации представляется, на наш взгляд, не полной и нуждающейся в уточнении.

Сейчас, судя по выступлениям начальника нового военно-политического главка, сообщениям СМИ и открытым материалам Минобороны РФ, можно предположить, что все эти назначения, в силу разных причин в центре и на местах, еще не завершены. Хотя решение начать с введения должностей замов командиров рот по военно-политической работ, на наш взгляд, выглядело бы вполне логично, поскольку именно в этом низовом армейском звене сосредоточена основная работа по боевой подготовке и воспитанию военнослужащих. Ранее в той или иной мере эти задачи решали офицеры-воспитатели с урезанными функционалом и властными полномочиями. На смену им должна прийти обновленная и четко функционирующая полноценная вертикаль военно-политических работников. Однако на этом пути немало объективных препятствий, бюрократических нагромождений, ограничений в кадровых, финансовых и иных ресурсах. Но давайте обо всем по порядку.

У этой страницы нет проверенных версий, вероятно, её качество не оценивалось на соответствие стандартам.

а в комнатах наших сидят комиссары и девочек наших ведут в кабинет.

Вы знаете, Кацман, — сказал однажды полковник. — Я никогда не понимал, зачем в армии нужны комиссары. У меня никогда не было комиссара, но вас бы я, пожалуй, на такую должность взял…

Ты знаешь Саня,в чем разница между политруком и замполитом? Политруки получали в бою пулю, Саня, пулю! А замполиты у нас получают квартиры!


Политрук (синонимы: замполит, комиссар) — первоначально — заместитель командира военного подразделения по политическому руководству.

По сути аналог капелланов и полковых священников. В его обязанности, кроме обычных военных, в которых он, как правило, разбирался чуть более, чем нихуя, входило разъяснение политики «партии и правительства» и отслеживание её выполнения, а также ебля мозга всем, от солдата до командира части, в виде политинформаций. Но — и это «но» очень большое — политрук во время Великой Отечественной войны резко отличался от его аналогов. Способен ли был армейский священник воевать наравне с солдатами? Авотхуй, ему и в блиндаже неплохо живется. Хотя во времена Первой Мировой известны случаи, когда эти самые полковые священники шли в атаку наравне с солдатами (пруфлинк: Щербаковский, Стефан Васильевич). А в РККА политруки личным примером показывали, как надо воевать, да и нередко сами атаки возглавляли.

В политических делах имел вес, значительно превышающий вес своего номинального руководителя, чем ломал систему субординации в армии и вызывал недовольство. В результате отношение к политруку крайне неоднозначное. Правда, только в 1918-1924 и 1938-1942 годах. А в 1924-1938 годах при партийном командире (при беспартийном все оставалось по-прежнему, но сколько их было-то беспартейных?) ничего не ломал, никуда не лез, а занимался только воспитательно-разъяснительной работой. Поговаривали даже, что Жуков одно время пытался их искоренить как класс.

Изначально комиссар появился в 18 веке у макаронников в наемных войсках и контролировал их лояльность. Потом и свежеиспеченные США подтянулись, во время войны за независимость, тоже введя должность для присмотра за лояльностью отцов-командиров и войск. Почетную эстафету перехватила Советская Россия, ибо царские офицеры между белыми и красными поделились примерно поровну и не считали зазорным время от времени перейти на другую сторону. Также присмотра требовали командиры-выходцы из народа с их незатейливыми понятиями о революционном правосознании, реквизициях и т. п. Соответственно, большевикам требовались люди, способные отстрелить яйца потенциальным предателям и запинать батек-атаманов с их шайками в сторону боя с белыми. Разумеется, награждались комиссары своими любящими подчиненными зачастую как в православной сорокатысячной Вахе.

Справедливости ради стоит отметить, что помимо взаимодействия с непосредственным начальством и продвижения идей мировой революции в массы в обязанности политрука входило поддержание морального облика и боевого духа бойцов. Поэтому, когда совка не стало, а должность политрука оказалась упраздненной (вместо нее ввели должность замкомандира по воспитательной работе, и заняли эти должности те самые упраздненные политруки), то уровень дедовщины… ну, ты понел. Сейчас эту проблему пытаются решить полковыми попами, но получается как всегда.

Политрук и комиссар — не одно и то же. Комиссар (от Гражданской до 1942г) по полномочиям был равен командиру своего подразделения. И еще неизвестно, кто главнее: схема Фурманов + Чапаев = кукловод + военспец. В распиздяйской Гражданской это работало (а что еще было делать, если идейные комми не знали матчасть, а те, кто матчасть знал, зачастую были недостаточно идейны), но в новой, профессиональной, войне двоевластие сразу привело к фейлам. В ходе реформы 1942г (перед Сталинградом) среди прочего (погоны, новая форма, переименование РККА в Советскую армию, уже как бы всенародно-российскую, а не только рабоче-крестьянскую (UPD: вообще-то, армия продолжала называться РККА аж до 1946 года, так что не надо тут лишних фантазий), пресловутый «Приказ 227» и др.) было введено единоначалие, а комиссары — упразднены. Пришедший им на смену политрук в чисто военные дела командира части соваться уже не мог. До реформы политруки тоже существовали (аж с 1919 года), но как подчиненные комиссара в низовых подразделениях: от роты и ниже - политрук, выше - комиссар, а после реформы - замполит (ибо некошерно: какой-нибудь весь из себя типа Жуков в миниатюре, а при нем чего-то там ". рук" - ты кем это, сука, руководить собрался? Ах, замещать. ну давай, замещай.).

Также надо отметить, что в данной статье комиссара/политрука местами путают с особистом. Политрук лжет, пиздит и провоцирует, ну и доносы пишет, разумеется, однако пускать пули в затылки на основании этих доносов — это все-таки работа органов контрразведки и военного трибунала. Представители коих, однако, могли носить звание "комиссар" или "политрук" (как "лейтенант" или "майор" или "штандартенфюрер" у их немецких коллег), но должность у них все-таки не та, о которой статья.

Чтоб было понятнее: в 1918-1935 годах звания в Красной Армии были должностными. Военспецы щеголяли званиями типа "комот" (командир отделения), "начштакор" (начальник штаба корпуса), "комполка" и подобными. Соответственно и политработники носили должностные звания вроде "политрук роты" или "батальонный комиссар". В 1935 году воинские звания стали персональными и у военспецов сменились названия на привычных лейтенантов, майоров и полковников (генералы появились позже). А у политработников названия остались старые, но теперь они уже не выражали занимаемую должность, а просто показывали место в иерархии военно-политического состава РККА. Потому теперь "старший политрук" мог быть и политруком, и комиссаром, и следователем, и особистом и много кем еще.

Офицерская должность политического наставника во всех формированиях РККА начиная с роты (батареи, сотни, эскадрильи, пограничной заставы). В ВС СССР имело воинское звание как «политический руководитель» («политрук») или заместитель командира по политико-просветительской и воспитательной работе («замполит»), а в армиях и выше, как «Член Военного Совета».

Содержание

История

Европа

Россия


В России должность комиссара не всегда имела вышеуказанное значение; например:

Революция и Гражданская война

Приказом РВСР от 5 декабря 1918 года устанавливалось, что руководство всей политической работой фронта и тыла, равно как и распределение всех партийных сил, мобилизованных для работы в Красной Армии, принадлежит Всероссийскому бюро военных комиссаров, действующему в самом тесном контакте и по директивам ЦК РКП(б).

18 апреля 1919 года приказом Л. Троцкого был учреждён Политотдел РВСР, к которому перешли все функции расформированного Всероссийского бюро военных комиссаров.

В 1919 году Н. Бухарин и Е. Преображенский в «Азбуке коммунизма» теоретически обосновывали необходимость и полномочия политических комиссаров:

Комиссары осуществляли надзор за деятельностью командования воинских частей и руководили пропагандистской работой. Помимо базовых, политических функций, комиссары участвовали в административном и хозяйственном управлении. К началу 1920 года в Красной Армии было более трёх тысяч комиссаров. По выражению Троцкого:

Комиссары в Красной Армии обладали огромными правами и привилегиями: комиссар подразделения мог и обязан был участвовать в разработке, обсуждении и принятии планов боевых действий, а его права в отношении личного состава подразделения не уступали правам командира. С одной стороны, столь обширные полномочия комиссаров были необходимы новому большевистскому руководству страны и армии, поскольку большинство командных должностей в Красной Армии занимали офицеры русской императорской армии (царской армии), поступившие на службу в РККА (так называемые военспецы). Руководству государства требовались гарантии того, что эти командиры не смогут повернуть оружие против Советской власти. С другой стороны, во многих случаях это фактическое двоевластие приводило к негативным последствиям, поскольку комиссары, обычно не имевшие специального военного образования, попросту мешали командирам нормально управлять подразделениями.

Межвоенный период

В 1935 году, при восстановлении системы воинских званий, были введены специальные звания для политработников: «младший политрук», «политрук» и «старший политрук», соответствовавшие общим воинским званиям «лейтенант», «старший лейтенант» и «капитан». Старшие политработники имели специальные звания со словом «комиссар»: «батальонный комиссар» (майор), «полковой комиссар» (полковник), «дивизионный комиссар» (комдив) и так далее (в скобках указаны соответствующие общие воинские звания). Эти политработники, несмотря на наличие слова «комиссар» в звании, чаще всего занимали должности помполитов, то есть комиссарами, как таковыми, не являлись.



Великая Отечественная война



По свидетельству Главного маршала авиации Голованова слова Конева произвели впечатление на Сталина, и он стал выяснять мнения по этому вопросу. Большинство военачальников поддержало Конева, и решением Политбюро институт комиссаров в армии упразднили.

Замполиты не имели комиссарских полномочий, их функции ограничивались политической работой среди личного состава. Организационно замполит не занимал особого положения, считаясь одним из заместителей командира и в полной мере ему подчиняясь. В большинстве своём после замены должностей комиссары частей и соединений автоматически стали замполитами. Тем из них, кто имел воинские звания политсостава, были присвоены общевойсковые воинские звания (как правило, по занимаемой на момент переаттестации должности, обычно на ступень ниже штатного звания соответствующего командира). Некоторое время замполитов продолжали неофициально называть «комиссарами», но со временем это обыкновение отмерло.


29 марта 1943 года вышел приказ НКО «Об установлении обязательного минимума военных знаний для политических работников Красной Армии». Всего за время войны на командную работу было «передано» около 150 тысяч политработников.

Оценка деятельности

Роль политработников во время Великой Отечественной войны оценивается по-разному. В одних публикациях их показывают как исключительно деструктивную силу, упирая на их политически-надзорные функции и утверждая, что они лишь мешали командирам руководить подразделениями. В начале войны Указом Президиума Верховного Совета СССР управления (отделы) политической пропаганды во фронтах и армиях преобразовывались в политические управления (отделы). Без подписи комиссара ни один приказ не имел законной силы. Это подрывало единоначалие в армии и возрождало губительное для военного времени двоевластие. В источниках других говорится о большой роли комиссаров в сплочении военнослужащих и организации подразделений. Военные комиссары руководили политорганами, а также партийными и комсомольскими организациями войсковых частей. Они «твёрдой рукой насаждали революционный порядок и воинскую дисциплину в войсках…». В самом начале войны выбираемые ранее секретари партийных организаций были заменены парторгами, назначаемыми политорганами. Военные комиссары были подотчётны лишь вышестоящим военным комиссарам и Главному Политическому Управлению РККА. В свою очередь, с 17 июля 1941 года согласно постановлению ГКО уполномоченные особых отделов в полку и дивизии одновременно подчинялись Наркомату Внутренних дел и комиссару полка и дивизии соответственно. Члены Военных советов армий и фронтов, кроме того, контролировали работу военной прокуратуры и трибунала. Комиссары также направляли и курировали деятельность заградительных отрядов.


Немецкая пропаганда


Немецкая пропаганда использовала предубеждённое отношение к политработникам Красной армии в своих целях. Так, листовки с призывом к сдаче в плен опирались на ключевые слова «жиды» и «комиссары» (на илл.):

Предъявитель сего, не желая бессмысленного кровопролития за интересы жидов и комиссаров, оставляет побеждённую Красную Армию и переходит на сторону Германских Вооружённых Сил.

Послевоенный период

  • по разработке новых организационно-штатных структур (Воробьев Э. А, Ковалевский В. Ф., Стефановский Г. А.);
  • по перепрофилированию вузов, переаттестованию профессорско-преподавательского состава (Чалдымов Н. А., Артамонов Н. В.);
  • по аттестации военно-политических работников и их кадровому устройству (Комаров О. А., Юшенков С. Н., Солод Ю. В.);
  • по работе с письмами, заявлениями и предложениями (Алексеев А. А.);
  • по связям с общественностью и средствами массовой информации; реорганизация средств массовой информации (Ненашев М. П.).


Российская Федерация

В 2008 году была начата масштабная реформа ВС России, предусматривающая, в числе прочего, сокращение офицеров-воспитателей (подробнее здесь). В соответствии с программой реформирования уже в 2010 году численность военнослужащих органов воспитательной работы должна была составить 4916 человек, количество гражданского персонала воспитательных структур — 5147 человек.

Звания и знаки различия в СССР

Специальные воинские звания в 1935—1942 годах

В скобках указано соответствие званию командного состава Красной армии/ВМФ СССР на момент введения генеральских и адмиральских званий 7 мая 1940 года:


Знаки различия в 1937—1942 годах

В дополнение к соответствующим званию общевойсковым знакам различия (без эмблемы рода войск) политработники носили, до 1941 года, на рукавах алые звезды с серпом и молотом.

Мнение о том, что политработники во время Великой Отечественной войны не должны были носить эмблемы рода войск, несостоятельно:

Судя по публикациям и различным комментариям, реакция в российском обществе на создание военно-политического главка претерпевает транформационный период. От первых возбужденных ожиданий реставрации в армии политработников и политотделов советского образца, через обсуждение особенностей реформирования всей системы работы с военнослужащими в современных условиях и до нынешней, во многом косметической, реорганизации на основе прежней системы воспитательной работы в вооруженных силах. Никаких революционных перемен не произошло и, судя по всему, не предвидится. Все планируется и осуществляется в рамках оптимизации и бюджетирования, с минимальными затратами и без коренных преобразований.

Замполиты-политруки, но уж точно не комиссары. Часть 3

Чем займется замполит?

Что касается основных направлений военно-политической работы, то на основе данных из открытой печати можно выделить следующие из них:
— военно-политическая подготовка;
— агитационно-информационная работа;
— морально-психологическая подготовка;
— духовно-патриотическая работа;
— военно-правовая работа по укреплению воинской дисциплины и правопорядка;
— военно-социальная работа со всеми категориями личного состава и членами их семей;
— индивидуально-воспитательная работа со всеми категориями военнослужащих;
— культурно-просветительная работа в местах постоянной дислокации и в полевых условиях.

Помимо этих базовых направлений, предполагается поддержание связей с родителями и близкими военнослужащих, взаимодействие с религиозными представителями традиционных конфессий, участие в военно-патриотическом воспитании гражданской молодежи, изучение и распространение передового опыта лучших военных специалистов, отличившихся в учебно-боевой подготовки и в ходе учений или тренировок. Возможны и другие дополнительные направления военно-политической работы в зависимости от обстановки или конкретной ситуации.

А вот в отношении некоторых прежних обязанностей офицера-воспитателя, которые могут быть включены и в новые обязанности замполита, надо подумать, стоит ли их оставлять в уставных положениях в том виде, как они сейчас существуют. Несколько примеров на эту тему. В обязанностях зама командира роты по воспитательной работе в статье 148 УВС ВС РФ записано, что он в мирное и военное время отвечает за «действенность работы по обеспечению безопасности военной службы». Согласно статье 149 УВС он обязан «воспитывать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы, обобщать и распространять положительный опыт работы в роте по обеспечению выполнения этих требований». Вроде бы, на первый взгляд, все правильно. Однако, лишь для мирного времени. А в военное время о какой безопасности военной службы может идти речь? Ведь еще Ленин в 1921 году говорил, ссылаясь на немецкого военного классика Карла фон Клаузевица, что «стихия войны есть опасность». В годы гражданской войны вождь пролетариата проштудировал и законспектировал труды германского военного теоретика. Хотя Ленин немного неточно изложил его цитату из труда «О войне». В первоисточнике она звучит так: «Война есть крайне опасное дело…» Но как бы эта фраза ни звучала, ее смысл исключает любую возможность соблюдения правил безопасности военной службы в боевой обстановке. Так что этот пункт УВС в военное время заранее невыполним, поэтому нуждается в коррективах.

Три кита военно-политической работы

На наш взгляд, весьма удачно выбрана и неоднократно озвучена базовая триада ключевых направлений работы военно-политических органов и замполитов. «Патриотизм, государственность и духовность, — подчеркнул генерал Картаполов, — формируют моральный облик армии». Начальник военно-политического главка во многих своих выступлениях и интервью в СМИ неоднократно употреблял понятие «идеология», применительно к формированию целей, задач и направлений военно-политической работы в ВС РФ. Постепенно в общественном сознании появляется некое общее представление о том, чем же будет заниматься новая структура минобороны. Однако многие высказывают сомнение относительно результативности военно-политической работы, поскольку в стране и, соответственно, в армии, по их мнению, отсутствует общенациональная идея, консолидирующая все российское общество. Сейчас ситуация видится еще более сложной, если не сказать — тупиковой. До сих пор такая идея четко не сформулирована в том виде, в котором она будет воспринята и внутренне одобрена большинством россиян. Казалось бы, после этого военно-политическая и патриотическая работа в войсках сразу бы пошла на подъем.

Однако на этом пути существует серьезное препятствие в виде статьи 13 Конституции РФ, которая гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Иными словами, основной российский закон прямо запрещает проведение идеологической работы в ВС РФ, даже если для этого будет предложена некая общепринятая национальная идея. Поэтому вместо понятия «идеология» в публикациях часто используются термины «мировоззрение», «убеждения», «взгляды» и т.д. Однако, согласно словарям синонимов русского языка, все они являются синонимами понятия «идеология». Так что с формулировками надо работать более корректно и профессионально, предварительно уясняя их толкование и степень соответствия логике и смыслу использования в тексте. Правда, председатель Госдумы В.В. Володин перед Новым годом обозначил необходимость пересмотра некоторых положений Конституции РФ. Однако, на наш взгляд, вряд ли он имел ввиду устранение правовых коллизий в связи с применением понятия «идеология» в конституционных нормах.

Где учить политруков?

Вопрос подготовки военно-политических работников и их переподготовки из числа офицеров-воспитателей далеко не праздный. Начальник ГВПУ эту задачу назвал 3-м этапом в плане реорганизации и становления военно-политических органов. И завершиться он должен, в основном, к 1 марта 2019 года. Хотя собственно набор слушателей и курсантов предполагает начало планового обучения с 1 сентября этого года.

Планируется, что первоначально обучение по новым учебным программам начнется в Военном университете и в некоторых других военных вузах. Их перечень еще не был озвучен, но, как мы полагаем, в целях экономии бюджетных средств такая подготовка будет организована в форме отдельных учебных групп в уже существующих училищах и военных институтах. Специализированное военно-политическое училище открывать не планируется. Об этом говорил и генерал А.В. Картаполов, отметив, что возможно где-то будут созданы и самостоятельные факультеты. Для сравнения: в СССР в конце 1980-х годов существовали Военно-политическая академия им. Ленина и 14 высших военно-политических училищ (ВВПУ), включая политфак Ростовского ВВКУ, а также профильные ВВПУ для погранвойск и внутренних войск.

Политработники готовились по видам и родам войск. Обязательным условием обучения был уровень подготовки, позволяющий замполиту в пределах установленных нормативов выполнять учебные и боевые задачи по предназначению своей части. Поэтому в авиации замполит-выпускник Курганского ВВПУ должен был летать, выпускник Киевского ВВПУ должен был ходить в дальние походы и нести службу на корабле, а выпускник Свердловского ВВПУ обязан был умело и профессионально водить бронетанковую технику и стрелять из всех видов артсистем, стоящих на вооружении. Такие же требования предъявлялись и к другим выпускникам-замполитам. Так что замполит на боевом дежурстве в РВСН в составе дежурных смен и расчетов — это тоже было правилом, а не исключением. Конечно, подготовка замполитов сегодня потребует заново пересмотреть существующие и создать новые учебные программы, написать учебники или хотя бы на первое время методические пособия.

В начале октября 2018 года начальник Военного университета доложил о том, что ученый совет уже подготовил предложения по ряду специализаций будущего профстандарта для подготовки замполитов ротного звена. Генерал И.В. Мишуткин предложил это направление назвать военно-политической специальностью. Судя по публикациям СМИ, речь может идти о получении Военным университетом образовательной лицензии на подготовку специалистов и, возможно, магистров по 4-м новым специализациям: информационно-пропагандистская, культурно-досуговая, военно-социальная и военно-педагогическая работа в войсках. По состоянию на начало января 2019 года на сайте Военного университета размещен текущий перечень 7 специальностей, по которым ведется подготовка с 5-летним сроком обучения. Из них только две с известными оговорками могут быть отнесены к даже еще прежней воспитательной структуре. Речь идет о специальностях «Психология служебной деятельности» и «Педагогика и психология девиантного поведения». Соответственно, выпускники получали квалификации «Психолог» и «Социальный педагог». Здесь специализация воспитателя по девиантному поведению наводит на определенные размышления. Девиантное означает отклоняющееся поведение. Чаще всего в таких случаях речь идет о негативной девиации — алкоголь, наркотики, психические отклонения, склонность к суициду, преступные наклонности и т.п. Подготовка для армии специалистов по такой специальности может создавать впечатление, что воспитатель работал только с этим контингентом военнослужащих, которых якобы достаточно много в армейских рядах. Иначе зачем 5 лет готовить за казенный счет такого специалиста для Вооруженных сил? Кстати, начальник Военного университета предложил сохранить эту специальность и для подготовки будущих ротных замполитов, но с небольшой коррективой в названии — «психологическая профилактика девиантного поведения среди военнослужащих».

Как бы вновь не получилась ситуация как с педагогическим методом А. Макаренко. Его опыт работы с малолетними и подростковыми правонарушителями в трудовой колонии, как многие знают, стали пропагандировать и тиражировать для массового применения в отношении обычных учеников во всех школах страны. Вряд ли это следует повторять в армейских условиях.

Кстати, в Военном университете организована подготовка офицеров для батальонного звена и выше. При этом в качестве магистратуры для них открыты две специальности: «Тактика» со специализацией по виду (роду) войск и «Организация морально-психологического обеспечения». Задача морально-психологического обеспечения перед военно-политическими органами остается, поэтому и специальность, видимо, сохранится. Критерии для отбора кандидатов на учебу: высшее образование, выслуга не менее 7 лет, воинское звание не ниже капитана, должность майорская и обязательный профотбор перед зачислением на учебу. Правда, в советские времена поступить в ВПА имени Ленина было сложнее, но и образование тогда получали академическое — высшее военное. Многие выпускники сразу по окончании назначались замполитами полков.

Кадры решают. Все

Создание отдельной кадровой службы для военно-политических работников не планируется. В ГлавПУРе советских времен у политсостава была своя кадровая вертикаль. Подобная структура, по словам замглавы военного ведомства, на сегодняшний день не нужна. "Наша кадровая система, — отметил генерал А.В. Картаполов, — справляется со всеми задачами".

В качестве важной кадровой задачи были определены приоритеты по возвращению офицерских категорий и штатных должностей психологам, которые сейчас относятся к гражданскому персоналу. Возможно, на срочность этого решения повлияло привлечение их на недавние учения с размещением на передовых рубежах войск в полевых условиях. Можно предположить, что в этом случае возникли непредвиденные сложности. Ведь они не военнослужащие — им не прикажешь.

Касательно кадрового состава замполитов настораживают некоторые высказывания руководства нового главка. На сайте еженедельника «Звезда» в начале сентября прошлого года было размещено интервью с генералом А.В. Картаполовым. В частности, приводится следующее его высказывание: «Кстати, мы считаем, что эта должность — заместитель командира по военно-политической работе — в процессе личного служебного роста должна стать если не обязательной, то желательной ступенькой при формировании будущего большого военачальника. Любому офицеру такая работа даст по-настоящему бесценный опыт». После прочтения сразу возникают разные ассоциации и предположения. Если должность замполита станет одной из ступенек военной карьеры офицеров, не имеющих соответствующего уровня специальной подготовки и опыта военно-политической работы, то можно лишь представить грустные последствия такого отношения к личному составу и к состоянию военно-политической работы в целом. Кстати, непонятно, с какой должностной позиции категорию замполита предполагается сделать «проходной» для офицеров других специальностей. В том же интервью еженедельнику «Звезда» прозвучала и другая мысль о том, что, возможно, будут введены «должности политруков на уровне взводов, ими могут стать контрактники…» Также сложно для понимания и высказывание генерала в другом интервью «Военно-промышленному курьеру» о том, что «подошло время назначать помощником командира роты (батареи) по военно-политической работе сержантов из числа военнослужащих по контракту».

Надеемся, что здесь вкрались какие-то неточности в изложении сказанного главным руководителем военно-политической работы в ВС РФ или опубликовано то, что еще проходит стадии обсуждения. Либо ситуация с кадрами замполитов ротного звена настолько плачевная, что приходится рассматривать кандидатуры контрактников на эти офицерские должности. К тому же должности помощника командира роты по военно-политической работе и политрука во взводе должны быть предусмотрены уставом. А рассматривать эти позиции как общественное поручение вряд ли целесообразно и продуктивно. В любом случае, здесь какие-то неточности в изложении или какой-то системный сбой в построении военно-политической структуры.

Многие вопросы практического становления системы военно-политических органов были рассмотрены на сборе руководящего состава ГВПУ и вновь назначенных политработников в начале декабря 2018 года. Знаменательно, что этот сбор стал первым за последние почти 30 лет. Помимо теоретических вопросов и лекций, замполиты-руководители всех уровней приняли участие полевых тренировках на базе войсковых частей, где отрабатывались задачи по формированию морально-политической и психологической готовности личного состава к выполнению боевых и специальных задач. С военно-политическими работниками были проведены методические и другие занятия по различным направлениям их работы. В любом случае у них теперь есть понимание общих задач на 2019 год, своей роли и месте в военно-политической системе. Все это должно способствовать результативной работе возрожденных замполитов и военно-политических органов.

Все перемены и реорганизации осуществлялись под руководством генерал-полковника Шляги Н.И., который возглавлял реформированное Главное военно-политическое управление ВС СССР до 29 августа 1991 года. После того как М.С. Горбачев 24 августа 1991 года сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС, было объявлено о деполитизации армии. Спустя 5 дней верховный главнокомандующий и одновременно президент СССР М.С. Горбачев подписал указ «Об упразднении военно-политических органов в ВС СССР, погранвойсках КГБ, внутренних войсках МВД и железнодорожных войсках». К ноябрю того же года они были полностью расформированы. Приказом министра обороны СССР вместо упраздненной структуры для выполнения ее прежних задач и функций были созданы Комитет Минобороны СССР по работе с личным составом и подчинявшиеся ему органы в войсках.

В сентябре были полностью упразднены партийные организации в ВС СССР. Генерал Шляга 6 ноября 1991 года подал рапорт об отставке. Так бесславно закончила свое существование некогда мощная военно-политическая структура и ушла в прошлое плеяда замполитов-политруков, а по-прежнему — комиссаров. Ни одному внешнему врагу не удалось победить Советскую Армию или как-то повлиять на существовавшую в ней политическую систему. Но «внутренние реформаторы» на удивление легко и в рекордно короткие сроки разрушили то, что создавалось десятилетиями, проверялось в горнилах войн и скреплялось пролитой кровью комиссаров и политруков. До сих пор идут споры и дискуссии о том, почему более 18 млн. коммунистов проявили невиданную политическую пассивность и допустили разгром партийно-политической системы в стране и в армии.

После распада Советского Союза директивой Генштаба ВС от 3 сентября 1992 года комитет был реорганизован в главное управление по работе с личным составом минобороны, реальные возможности и полномочия которого были значительно урезаны. В 1994 году состоялось новое переименование в управление по работе с личным составом МО РФ и дальнейшее сокращение функционала. Кстати, мудрые и дальновидные армейские начальники, понимавшие важность и необходимость этих структур, пусть даже и с ограниченными возможностями, пытались как-то сохранить наиболее подготовленных бывших офицеров-политработников. Так, с этой целью в некоторых штабных структурах боевой подготовки были созданы штатные направления морально-психологической подготовки, на которые назначались бывшие замполиты. К 1997 году управление было преобразовано в главное управление по работе с личным составом МО РФ. Потом эта структура стала называться главным управлением воспитательной работы ВС РФ. В 2009 году в рамках «формирования нового облика армии» бывший министр обороны А. Сердюков посчитал воспитательную вертикаль вообще излишней в армии. В рамках проводимой им «военной реформы» было сокращено до 70 процентов должностей офицеров-воспитателей. В 2010 году был в очередной раз понижен статус главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны РФ. В итоге ГУВР утратил самостоятельность и был преобразован в управление при главном управлении кадров минобороны. При этом примерно 40 процентов офицерских должностей во всей воспитательной вертикали в ВС РФ были переведены в гражданские категории. Много офицеров были вынуждены уволиться из армии, ощутив пренебрежение со стороны руководства и свою ненужность в «обновленной» армии по версии Сердюкова. «Лишними» в армии оказались не только офицеры-воспитатели, но и многие другие из тех почти 200 тыс. офицеров, попавших под сокращение.

В 2010 году воспитательная структура получила новое название — Главное управление по работе с личным составом ВС РФ. За все время существования в ГУРЛС сменилось 3 начальника. В 2011 году первым этот пост занял генерал-лейтенант Чварков С.В. и пробыл он в должности 2 года. Его сменил генерал-майор Смыслов М.В., который руководил воспитательной работой в армии до 2017 года. Надо отметить, что он был из бывших политработников и начинал с ротного замполита в мотострелковой части после окончания военно-политического училища в Свердловске. Генерал понимал значение, смысл, саму суть и важность постоянной работы с личным составом. Его сменил бывший командир 154-го отдельного комендантского Преображенского полка и бывший начальник Центрального спортивного клуба армии (ЦСКА) полковник М.Н. Барышев, возглавлявший ГУРЛС с 2017 года по ноябрь (?) 2018 года.

Потребовалось четверть века, чтобы осознать порочность шагов по развалу прежней стройной системы работы с личным составом вооруженных сил в мирное и военной время. Непродуманность принимавшихся мер по «оптимизации» и разрушение военно-политических структур в войсках сразу же проявились при боевых действиях в годы 1-й и 2-й чеченских войн. Однако выводы из этого были сделаны совершенно в другой плоскости. Развал системы работы с военнослужащими продолжился и достиг своего апогея в период, когда реорганизацией в армии занялась команда А. Сердюкова, бывшего в то время министром обороны РФ. Обстановка в армейских кругах накалилась до предела. Дело дошло до скандальной отставки министра обороны и уголовного расследования вскрытых грубейших нарушений, а также противоправных действий его подчиненных — высокопоставленных руководителей оборонного ведомства.

Лишь назначение 6 ноября 2012 года главой оборонного министерства С.К. Шойгу предотвратило полных развал российской армии. Кризисное обострение военно-политической обстановки вблизи границ РФ и понимание необходимости повышения обороноспособности России и боеспособности армейских частей и соединений потребовало принятия кардинальных мер. Постепенно были восстановлены органы военного управления, организационные структуры частей и соединений. Принятыми мерами удалось повысить боевую готовность, восстановить боеспособность, а также ускорить программу модернизации и замены устаревшего вооружения и военной техники.

О своевременности принятых в то время неотложных мер свидетельствует тот факт, что впоследствии российская армия проявила себя в ходе масштабных учений, а также в реальных боевых действиях в Сирии. Ограниченный контингент российских войск, находящийся в САР по приглашению сирийских властей, в локальном и достаточно специфическом военном конфликте показал свою боевую выучку и умение воевать. Однако в условиях, когда армия готовится воевать и уже локально участвует в боевых операциях в Сирии, вновь достаточно остро проявилась потребность в усилении политико-воспитательной и морально- психологической подготовки всех категорий военнослужащих. На наш взгляд, это также стало одной из причин, которые в совокупности обозначили потребность восстановления системы военно-политических органов в российской армии и возвращение в войска замполитов-политруков.

В данном случае название должностей вторично, поскольку принято решение на основе реальной потребности в подобной структуре в современной российской армии. Теперь уточняется, какие перед ней стоят цели и задачи. Исходя из этого будет определен объем возлагаемых функций и предоставляемых полномочий. Все это, вместе взятое, позволит точно определить роль и место военно-политической структуры в строго регламентированной системе армейской организации и структурированной распорядительной (командной) вертикали, а также в системе уровней принятия решений.

Замполиты: долгая дорога обратно

30 июля 2018 года указом президента была создана в штате минобороны новая военно-политическая структура. В тот же день другим президентским указом на должность начальника этого главка был назначен генерал-полковник А.В. Картаполов. Событие, прямо скажем, не ординарное, но давно ожидаемое. Разговоры о возрождении политруков шли уже давно, поскольку сильно урезанный функционал воспитательной вертикали в армии с новыми задачами в условиях постоянно возрастающих угроз и углубляющейся военной конфронтации перестал справляться. Было принято решение возродить на новых принципах и подходах военно-политические органы в российской армии, одновременно кардинально пересмотрев их функционал и вертикаль подчиненности в системе управления войсками. Для повышения значения новой военно-политической структуры на должность руководителя главка был назначен высокопоставленный генерал, занимавший должность командующего Западным военным округом и имеющий боевой опыт командования российским контингентом в Сирии. До этого генерал никогда не занимался политической или воспитательной работой, хотя после окончания в 1985 году Московского высшего общевойскового командного училища застал еще прежнюю систему политических органов в ВС СССР. Можно сказать, что на его глазах политорганы были деполитизированы и реформированы в военно-политические органы. Партийные структуры КПСС в войсках и штабах были распущены, а партийные функционеры в своем большинстве были уволены из армии.

Последним начальником военно-политического главка, как уже отмечалось, в Советской Армии был генерал-полковник Шляга Н.И., который в ноябре 1992 года подал в отставку после упразднения всей подчиненной ему системы военно-политической работы. Правопреемником этой структуры стала в сильно урезанном функциональном виде и штатном составе временная система по работе с личным составом. Судя по последовавшим шагам, она носила переходный характер. Вместо прежних должностей заместителей командиров по политчасти первоначально бывшие политработники были назначены бесправными помощниками по работе с личным составом. И прошло немало времени, пока должностные позиции «воспитателей» не были вновь преобразованы в заместителей командиров, но все с теми же урезанными функционалом и правами. С определенными изменениями эта ситуация в целом сохранялась вплоть до создания военно-политического главка во главе с генералом А.В. Картаполовым.

Одновременно он стал 11-м замом министра обороны РФ. Кстати, начальником Главного управления по работе с личным составом ВС РФ (ГУРЛС) по состоянию на 21 ноября на официальном сайте минобороны был указан полковник Барышев М.Н., хотя по открытым публикациям это была штатная должность генерал-лейтенанта. В настоящий момент вся информация о ГУРЛС с сайта удалена, поскольку на базе прежнего главка создано Главное военно-политическое управление (ГлаВПУ) в составе 7 управлений, военно-геральдической службы и направления воинской дисциплины и профилактики правонарушений. В состав нового главка также вошел департамент культуры минобороны, управление по работе с обращениями граждан и Военный университет МО РФ.

Формирование системы военно-политических органов, по информации генерала Картаполова, осуществляется в 3 этапа. Первые 2 этапа уже пройдены. Создан центральный аппарат ГлаВПУ на базе ГУРЛС и к 1 декабря планировалось выстроить военно-политическую вертикаль вплоть до полка и отдельной части. Кстати, в сентябре в интернете появилась информация со ссылкой на «Известия», согласно которой к этой же дате должна была завершиться первая очередь назначений замов командиров рот по военно-политической работе. Правда, указывалось, что первоначально на эти новые должности планировалось назначить замполитов в мотострелковых ротах с численностью личного состава 100 и более человек. При этом в опубликованном источнике утверждалось, что «первые должности ротных замполитов созданы в мотострелковых частях и соединениях российской армии». Поскольку в открытых источниках циркулирует большое количество официально не подтвержденной информации, реальную картину формирования военно-политических структур в войсках представить достаточно сложно.

В том же источнике весьма схематично излагались основные задачи ротного замполита, которые сводились, в нашем пересказе, к следующему:

— формирование у личного состава "глубокого понимания" государственной политики в области обеспечения обороны;
— воспитание в военнослужащих чувства патриотизма, верность воинскому долгу и присяге;
— составление социально-психологической характеристики [здесь, видимо, в тексте пропущено слово — военнослужащих] роты, на основе которой будут формироваться расчеты, экипажи, отделения и смены;
— организация досуга и подготовка информации для ведомственных средств массовой информации;
— контроль за моральным обликом личного состава и не допущение того, чтобы военнослужащие принимали наркотики и злоупотребляли спиртным.

При этом в то же время на сайте «Общей газеты» и опять же со ссылкой на «Известия» было размещено сообщение о подготовленном проекте изменений в общевоинские уставы ВС РФ. И касались они, как следует из текста, только заместителей командиров частей по военно-политической работе. Однако по состоянию на 28 декабря 2018 года в общевоинских уставах ВС РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.2007 года №1495 (ред. от 24.10.2018) и размещенных на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» таких изменений нет. Информация по данной ситуации представляется, на наш взгляд, не полной и нуждающейся в уточнении.

Сейчас, судя по выступлениям начальника нового военно-политического главка, сообщениям СМИ и открытым материалам Минобороны РФ, можно предположить, что все эти назначения, в силу разных причин в центре и на местах, еще не завершены. Хотя решение начать с введения должностей замов командиров рот по военно-политической работ, на наш взгляд, выглядело бы вполне логично, поскольку именно в этом низовом армейском звене сосредоточена основная работа по боевой подготовке и воспитанию военнослужащих. Ранее в той или иной мере эти задачи решали офицеры-воспитатели с урезанными функционалом и властными полномочиями. На смену им должна прийти обновленная и четко функционирующая полноценная вертикаль военно-политических работников. Однако на этом пути немало объективных препятствий, бюрократических нагромождений, ограничений в кадровых, финансовых и иных ресурсах. Но давайте обо всем по порядку.

Читайте также: