Люди этой профессии первыми получили звание героев советского союза что за профессия

Опубликовано: 03.07.2024

Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Первые Герои Советского Союза — семь человек — были, что закономерно, летчиками. В молодой Советской России, изо всех сил стремящейся войти в число лидеров индустриального мира, отношение к авиации было особым. Она стала для довоенного СССР тем же, чем космонавтика — для послевоенного: романтической мечтой об освоении нового жизненного пространства. Ведь и сама страна была во многом попыткой воплотить в реальность мечту о новой, прежде неизвестной жизни. Так где еще бредить небом, как не в таком мире?!

Такой же романтической мечтой, лишь немного уступающей мечте о небе, была идея освоения морских пространств, а кульминацией, одновременным воплощением обеих этих идей являлась работа по освоению русского Севера. И в том, что первыми Героями Советского Союза стали летчики именно полярной авиации, спасавшие участников самой дерзкой полярной экспедиции первой половины 1930-х, нет совершенно ничего странного. Напротив, было бы удивительно, если бы получилось иначе, если бы первыми стали не пилоты, вывозившие на Большую землю экипаж и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин».

Семеро героев челюскинской эпопеи

Величайшего героизма, ради которого была учреждена высшая награда СССР, не было бы без величайшей катастрофы. Ею стал первый и последний рейс парохода «Челюскин». 11 марта 1933 года он был спущен на воду под именем «Лена», 19 июня переименован в «Челюскин» в честь легендарного русского исследователя Севера Семена Челюскина, а 16 июля отправился в поход по Северному морскому пути.

«Челюскину» предстояло за одну навигацию пройти от Мурманска до Владивостока — будущего порта приписки — и тем самым доказать, что подобные походы возможны. Пусть не в одиночку, а с поддержкой ледоколов, но возможны. Для набирающей промышленные обороты страны это было важно: Северный морской путь экономил существенные силы и средства на доставке грузов на Дальний Восток. Увы, экспедиция фактически доказала обратное: без серьезной ледокольной поддержки и без специально построенных для Арктики судов рассчитывать на успех в течение одной навигации невозможно.

23 сентября 1933 года, через два месяца плавания, «Челюскин» окончательно затерло льдами, а 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он в течение двух часов затонул. Но жертвой катастрофы стал один-единственный человек. Завхоз экспедиции Борис Могилевич, сходивший с судна в числе последних (вместе с капитаном Владимиром Ворониным и начальником экспедиции Отто Шмидтом), был раздавлен сорвавшимся с креплений палубным грузом. Еще 104 человека успели благополучно высадиться на лед со всем необходимым для зимовки оборудованием и стали ждать помощи с Большой земли.

Было совершенно ясно, что единственный способ быстрой эвакуации челюскинцев — это снять их самолетами. Отправлять на помощь другой пароход было бессмысленно: долго и нет гарантии, что он успеет дойти раньше, чем под зимовщиками начнет ломаться лед. Чтобы гарантировать успех спасательной операции, к полетам привлекли семерых самых опытных пилотов только-только возникшей полярной авиации: Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, Николая Каманина, Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и Маврикия Слепнева — будущих первых Героев Советского Союза.

Первые 12 человек были эвакуированы 5 марта на самолете АНТ-4 Анатолием Ляпидевским. Второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля, и в течение шести дней 24 рейсами все зимовщики были вывезены на Большую землю, в чукотский поселок Ванкарем. Эвакуация закончилась 13 апреля. Через три дня Верховный совет учредил новую высшую награду СССР — звание Героя Советского Союза, а еще через четыре дня, 20 апреля, она была вручена семерым летчикам-полярникам. Каждый из них заслуживает пусть короткого, но отдельного рассказа — в том порядке, в каком всем семерым вручалась грамота о присвоении высшей степени отличия.

Самый первый: Анатолий Ляпидевский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 1)

Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести — быть первым среди первых Героев Советского Союза, был одним из самых молодых (моложе него, и то всего на год, только Каманин) участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков.


В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути — полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров!

Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал изо льдов всех десятерых женщин и двоих детей — всех, так сказать, «слабых» зимовщиков, — станет для него и последним в эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Спасли экипаж чукчи, увидевшие садящийся самолет. Его удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. Так что о том, что он стал первым в истории Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация.

Самый молодой: Николай Каманин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 2)

Второй Герой Советского Союза был самым младшим из «великолепной семерки». Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Ему поверили, и мечта владимирского мальчишки о небе начала сбываться. Год спустя Каманин окончил школу в Ленинграде и поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, а с 1929 года начал службу в легкобомбардировочной авиации на Дальнем Востоке. И за пять лет заработал себе такую отличную репутацию, что, когда из Москвы поступил приказ командировать с Дальнего Востока отряд военных летчиков для участия в спасении челюскинцев, других кандидатур, кроме Каманина, и не было.



Отряд летчиков, куда вошел и Василий Молоков, на легких бомбардировщиках Р-5 добирался до Ванкарема полтора месяца! Сопротивлялось все: и погода, и не подготовленная к эксплуатации в полярных условиях техника… Только люди не подводили. В итоге, потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев. В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека — это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов.

Самый результативный: Василий Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3)

Армейскую службу Василий Молоков начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, — на Балтику.



Спустя 10 лет он ушел в запас, работал пилотом на пассажирских линиях в Сибири, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. В 1933-м Молоков уже командует авиаотрядом в составе Управления воздушной службы Главного управления Севморпути, а в марте 1934 года, когда гибнет «Челюскин», получает предписание войти в состав отряда Николая Каманина. Участие Молокова, как вспоминал сам Каманин, серьезно помогло отряду: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев! Например, 11 апреля Молоков четырьмя рейсами вывез 20 человек — по пять за раз. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину летчика-наблюдателя, но и в подкрылевые парашютные ящики — полутораметровые фанерные «сигары», где можно было только лежать, согнув колени.

Самый романтический: Сигизмунд Леваневский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 4)

Биография Сигизмунда Леваневского романтична даже для столь романтичного времени, как первые годы Советской России. Уроженец Санкт-Петербурга, поляк по крови, он в октябре 1917-го стал красногвардейцем и принял самое активное участие в революционных событиях. Потом была Гражданская война, борьба с бандитами в Дагестане и работа завхозом в воздухоплавательном отряде в Петрограде. Оттуда-то в 1923 году Леваневского и направили на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал! Ему пришлось почти год проработать на привычной должности завхоза в той же школе, чтобы все-таки поступить на следующий год. Впрочем, школа об этом не пожалела: Леваневский быстро стал одним из лучших курсантов, а потом, после службы в линейных частях вернулся туда уже летчиком-инструктором.



Квалификация помогла Леваневскому в числе первых войти в состав пилотов Управления воздушной службы Главного управления Севморпути: он работал там с весны 1933 года. И совершенно логично, что его как опытного пилота привлекли к спасению челюскинцев. Но и тут романтическая биография Леваневского дала о себе знать. Он стал единственным из числа первых Героев Советского Союза, кто за время спасательной операции… не эвакуировал ни одного человека! В феврале 1934 года его вместе с летчиком Маврикием Слепневым и уполномоченным правительственной комиссии Георгием Ушаковым направили в США закупать недостающие многоместные самолеты Consolidated Fleetster. 29 марта 1934 года, в разгар спасоперации Слепнев на одном самолете и Леваневский с Ушаковым на другом вылетели из американского Нома в Ванкарем. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком.

Из всех семерых первых Героев Советского Союза именно Леваневский не дожил даже до начала Великой Отечественной войны. Впрочем, и финал его биографии был более чем романтичным. 12 августа 1937 года он на самолете ДБ-А с экипажем из пяти человек отправился в трансарктический перелет Москва — Фербенкс. На следующий день самолет с бортовым номером Н-209 пропал, и тайна его исчезновения не разгадана по сей день…

Самый профессиональный: Маврикий Слепнев (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 5)

Профессию военного летчика Маврикий Слепнев начал осваивать раньше всех других членов «великолепной семерки» — в годы Первой мировой войны. Он был призван на службу еще в 1914 году, год спустя выпустился из школы прапорщиков, а в 1917 году окончил Гатчинскую летную школу и служил командиром авиаотряда в звании штабс-капитана. Впрочем, революцию Слепнев принял сразу и безоговорочно, участвуя в ней в качестве командира Красной гвардии Лужского района Петрограда.


Потом были командные должности в только-только зарождавшемся Красном военно-воздушном флоте, а с 1925 года — работа в гражданском флоте с пребыванием в военном резерве (при регулярном выполнении чисто военных задач). С 1931 года Слепнев начал летать в Арктике: пилотом Управления воздушной службы Главного управления Севморпути он стал одновременно с Леваневским. Вместе их и отправили в США за девятиместными самолетами Consolidated Fleetster. Благополучно долетев из Нома в Ванкарем (попав в пургу, из-за которой начал обледеневать самолет, Слепнев, в отличие от Леваневского, не стал прорываться дальше, а вернулся и вылетел на следующий день), он в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев. А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери (первый был механиком на самолете Леваневского, второй — Слепнева, но оба летели на слепневской машине, поскольку на машине Леваневского летел начальник операции Ушаков).

Самый упорный: Михаил Водопьянов (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 6)

Михаил Водопьянов пришел в авиацию позднее всех остальных из «великолепной семерки». Впрочем, это как посчитать. Формально он только в 1928 году окончил летную школу «Добролета» (который позднее стал «Аэрофлотом»). Но еще в 1918 году Водопьянов, добровольцем пошедший в Красную армию, служил подвозчиком топлива в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» в Липецке! А десять лет ушло на то, чтобы после демобилизации вернуться-таки к самолетам, так поразившим девятнадцатилетнего юношу из Липецка.


После этого летная карьера Водопьянова уверенно шла в гору. Сначала — летчик «Добролета», участвовавший в борьбе с саранчой в Средней Азии, затем — первопроходец пассажирской трассы на Сахалин. С 1931 года — пилот летного отряда «Правда», доставлявшего матрицу главной газеты СССР в крупнейшие города, прежде всего за Урал. А потом был испытательный перелет Москва — Петропавловск-Камчатский, авария на Байкале и тяжелейшие травмы, после которых только на голове у пилота осталось 36 (!) швов. С такими ранениями не то что в спасатели, челюскинцев в гражданскую авиацию могли не взять! Но Михаил Водопьянов добился своего: его включили в состав участников спасоперации и поручили участвовать в перегоне тройки самолетов — двух ПС-3 и одного Р-5 — из Хабаровска в Ванкарем. Вместе с Водопьяновым летели пилоты Иван Доронин и Виктор Галышев, который командовал перелетом. Преодолев 6000 километров, тройка летчиков добралась до Анадыря, где у самолета Галышева отказал мотор. В Ванкарем прилетели только Водопьянов и следом за ним Доронин. За три полета к челюскинцам Водопьянов вывез 10 человек, доказав, что не зря настаивал на своем включении в состав отряда спасателей. Он же, кстати, был и участником последнего полета на льдину 13 апреля — вместе с Николаем Каманиным и Василием Молоковым.

Самый опытный: Иван Доронин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 7)

Как признавался своим товарищам по челюскинской эпопее сам Доронин, до 16 лет он, уроженец Саратовской губернии, «ни на поезде, ни на пароходе не ездил». Зато после шестнадцатилетия набрал свое с лихвой. По комсомольской путевке Иван отправился восстанавливать военный флот и оказался в Ленинграде — сначала на курсах морских техников, а потом и в военно-морском училище. Но вскоре променял один океан на другой: в 1924 году Доронин добился, чтобы его откомандировали в Егорьевскую авиационно-техническую школу, из которой его перевели в Севастопольскую военную школу морских летчиков.



Через пять лет Иван Доронин ушел из армии и начал работать гражданским пилотом, осваивая сибирские и дальневосточные трассы. Вернее, даже не столько осваивая, сколько прокладывая. В его послужном списке к 1934 году значились первый пролет по трассе Иркутск — Усть-Среднекан, а также участие в полярной экспедиции в Карском море. А в летной книжке было записано, что за девять лет работы Доронин налетал 300 000 километров без единой аварии!

Тем обиднее было ему, опытнейшему летчику, прорвавшемуся вместе с Михаилом Водопьяновым в Ванкарем из Хабаровска за 6000 километров, потерпеть аварию в первом же вылете к челюскинцам! И не по своей вине: при посадке лыжа самолета ПС-3, на котором летел Доронин, наткнулась на намерзший за ночь ледяной заструг, вильнула в сторону, ударилась о другой заструг и сломалась. Самолет бессильно замер прямо на ледяном аэродроме… Машину довольно быстро привели в порядок, но за время челюскинской эпопеи Доронин успел совершить всего один полет и вывезти двух человек. Это, впрочем, никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза — в числе других семерых героев.

Пять лет в ожидании «Золотой Звезды»

Указ о введении звания Героя Советского Союза не предусматривал никаких дополнительных знаков отличия, кроме грамоты ЦИК СССР о присвоении звания. Правда, первым Героям вместе с грамотой вручили и высшую на тот момент награду — орден Ленина. Через два года эта практика была утверждена указом только что избранного Верховного совета СССР, а еще через три года, в 1939-м, появился и собственный знак отличия звания Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Поскольку к тому времени высшего отличия удостоились уже 122 человека, медали вручали, так сказать, задним числом, но строго придерживаясь очередности присвоения званий. Соответственно, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена обладателю грамоты №1 — Анатолию Ляпидевскому, и далее по списку. Из участников «великолепной семерки» лично не смог получить награду только Сигизмунд Леваневский: к тому времени он уже два года числился пропавшим без вести.

Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза.

Появление высшей степени отличия СССР напрямую связано со спасением пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин».

Пароход «Челюскин» в тяжёлых льдах, 1934 год.

Учитывая, что для эвакуации людей, находившихся на погибшем судне, советские лётчики провели операцию, не имевшую аналогов в мировой истории, советское правительство задумалось и о необходимости особо отметить этот подвиг.

16 апреля 1934 года ЦИК СССР особым постановлением учредил «высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза».

Нужно особо отметить, что никакого знака отличия для Героев Советского Союза первоначально не предполагалось. Присвоение звания отмечалось исключительно вручением специальной грамоты ЦИК СССР.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза состоялось 20 апреля 1934 года, когда им были отмечены лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин.

Лётчики в СССР в годах были в особом почёте. Немудрено, что первые 11 Героев Советского Союза представляли именно авиацию.

Изначально Герои Советского Союза получали только грамоту

Орден и медаль

Традиция вместе с присвоением звания Героя Советского Союза вручать орден Ленина сложилась фактически сама собой. Дело в том, что 11 первых Героев вместе со званием получали и орден, который был высшей наградой СССР.

Современная копия ордена Победы, выполненная из драгоценных металлов.

В июле 1936 года эта практика была узаконена решением ЦИК СССР — отныне Герой Советского Союза вместе с грамотой автоматически получал и орден Ленина.

Количество Героев росло — вместе со «сталинскими соколами» были отмечены военные, сражавшиеся в Испании, а также участники боёв на озере Хасан.

Чем больше становилось Героев, тем больше росла необходимость в появлении некоего отличительного знака, по которому выдающегося человека сможет узнать любой.

Так появилась медаль «Золотая звезда», автором эскиза которой стал архитектор Мирон Мержанов. Медаль «Золотая звезда» как знак отличия Героев Советского Союза была утверждена 1 августа 1939 года, и первыми Героями, получившими и «Золотую звезду», и орден Ленина, стали участники боёв у реки .

Медаль Золотая звезда

Жуков, Брежнев и Савицкая

Всего с 1934 по 1991 год звания Героя Советского Союза получили 12 776 человек, причём абсолютное большинство наград было присвоено тем, кто отличился в сражениях Великой Отечественной войны: таковых более 91 процента от числа всех награждённых.

Абсолютными рекордсменами по «героизму» являются Георгий Жуков и Леонид Брежнев. И выдающийся полководец, и генсек являются четырежды Героями Советского Союза. При этом Брежнев имеет ещё и звание Героя Социалистического Труда. Впрочем, к наградам Брежнева во все времена относились с изрядной долей юмора. Достаточно сказать, что три звания Героя Советского Союза Брежневу были присвоены в период с 1976 по 1981 годы, когда лидер страны стремительно терял работоспособность и умение критически относиться к окружающей действительности.

Как ни странно, но, несмотря на героизм советских женщин, лишь одна из них была удостоена звания Героя Советского Союза дважды. Впрочем, речь идёт о более чем достойном человеке — Светлане Савицкой, первой женщине, вышедшей в открытый космос.

Лётчик-космонавт Светлана Савицкая

Просто «спасибо»

Самым последним Героем Советского Союза стал чрезвычайно необычный человек — водолазный специалист, капитан ранга Леонид Солодков. Указ о присвоении звания за участие в водолазном эксперименте, имитирующем длительную работу на глубине 500 метров под водой, был подписан 24 декабря 1991 года.


Получать награду новоявленного Героя пригласили в Кремль 16 января 1992 года. Ситуация сложилась крайне странная — государства, Героем котором стал Леонид Солодков, к этому моменту не существовало уже более трёх недель. Но самое интересное, что, согласно воинскому Уставу, Солодков как офицер должен был произнести «Служу Советскому Союзу!».

Быстро поменять Устав невозможно, и Солодков решил действовать сам. После того как маршал Шапошников вручил Герою награду, тот ответил просто: «Спасибо!». На этом «Спасибо» и завершилась история звания Героя Советского Союза, трёх лет не дожившего до своего .

Многие в тот момент полагали, что Героев в нашей стране больше не будет. Мол, нигде, кроме СССР и стран социалистического блока, не практиковалась подобная система отличия, несмотря на то, что национальные герои есть практически во всех странах мира.

Традиция сильнее идеологии

Однако традиция оказалась сильнее идеологических изменений в обществе. Уже 20 марта 1992 года Верховный Совет России утвердил учреждение звания Героя Российской Федерации.

Принципиальным отличием звания Героя России от советского предшественника является то, что оно присваивается только один раз.

При этом преемственность двух высших степеней отличия подтверждается тем, что сразу четыре Героя Советского Союза стали и Героями Российской Федерации — это космонавты Сергей Крикалёв и Валерий Поляков, Артур Чилингаров и военный лётчик Николай Майданов.

В числе Героев Советского Союза были представители многих национальностей большой страны — русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, азербайджанцы, чеченцы, якуты и многие другие.

Немудрено, что во многих республиках бывшего СССР, ставших независимыми государствами, было учреждено аналогичное звание. Включая Россию, оно существует в 11 из 15 государств на просторах бывшего СССР.

Николаю Каманину было всего 25 лет, когда его назначили командиром смешанной группы самолетов, которой предстояло спасти 104 человека с затонувшего ледокола. "Короткие сборы ночью, - писал Каманин в мемуарах. - Жена спокойно помогает собраться. Ни слез, ни жалоб. Впрочем, она ведь знает, что в любую минуту могу получить приказ идти и не в такую экспедицию…"

Перед летчиками поставили задачу: пробиться в ледовый лагерь челюскинцев и вывезти их на континент. Путь по воздуху к лагерю Шмидта по маршруту Олюторка - Майна - Пыльгин - бухта Провидения (через Анадырский залив)-мыс Уэлен составлял более 2000 км.

Николай Каманин / из книги "Героическая эпопея". Москва 1935 год.

Не так уж и много. Но в 30-е годы прошлого века Арктика была еще не изучена. Поэтому лететь приходилось на удачу: без информации о метеоусловиях, без радиосвязи, без топографических карт (на имевшихся у летчиков морских картах были просто нанесены очертания горных хребтов, над которыми предстояло лететь, без точного указания их высот).

К тому же, погода постоянно преподносила сюрпризы: то на пути летчиков появлялась сплошная облачность, то налетал ураганный ветер. И все же молодой летчик Каманин по несколько раз в день летал в лагерь Шмидта. Для перевозки челюскинцев использовались даже парашютные ящики, привязанные к плоскости крыла.


Самой тяжелой была последняя ночь - с 12 на 13 апреля 1934 года. На льдине осталось всего шесть человек. Пилоты беспокоились - не пойдет ли за ночь льдина-аэродром ко дну. Спасти оставшуюся шестерку, которая считала своим долгом уйти последней, было делом чести. И Каманин с товарищами блестяще выполнили эту операцию.

Лично Николай Каманин за 9 рейсов спас 34 человека.

Михаил Водопьянов / из книги "Героическая эпопея". Москва 1935 год.

Михаил Водопьянов (1899-1980)

Гражданский летчик, первым открывший в 1929 году воздушный путь на Сахалин, Михаил Водопьянов попал в спасательную операцию Каманина благодаря только своей настойчивости.

В 1933 году, участвуя в исследовательском перелете по маршруту Москва - Петропавловск Камчатский, самолет Водопьянова попал в пургу, обледенел и упал в озеро Байкал. Авиамеханик погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга и множество переломов. Пять месяцев после этого он лечился. Когда Водопьянов обратился с просьбой участвовать в спасении челюскинцев, ему из-за перенесенной травмы отказали. Но упорство и настойчивость сыграли свое дело. Три с половиной недели он летел из Хабаровска к терпящим бедствие исследователям на деревянном, обтянутом перкалью самолете Р-5 без навигатора, без радаров. Путь Водопьянова был во много раз опаснее, чем у остальных летчиков, участвовавших в операции. Если бы в воздухе отказал мотор, среди скал и ущелий садиться было негде. Водопьянов трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек.


После удачного завершения операции, Водопьянов вовсе не захотел почивать на лаврах. Он поставил себе цель - осуществить посадку на Северном полюсе. Противники этой идеи пытались доказать, что дрейфующие льды не выдержат массы самолета. Точку в спорах поставил Сталин, разрешив подготовку к полету на Северный полюс.

Летом 1936 года Михаил Водопьянов приземлился на Р-5 на острове Рудольфа - на расстоянии всего 900 км от Северного полюса. А 21 мая 1937 года под командой Водопьянова авиационный отряд из 4-х самолетов АНТ-6 впервые в мире доставил научную станцию в Арктику, приземлившись на плавучую льдину на Северном полюсе. Самолет Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию "Северный полюс" (СП-1). За это был награжден орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время еще не существовало).

Иван Доронин. / из книги "Героическая эпопея". Москва 1935 год.

Иван Доронин (1903-1951)

Первой серьезной заслугой морского летчика Ивана Доронина было установление сообщения между Якутском и Колымой. Это была сложная трасса - летчикам не хватало бензина.

В июне 1933 года Доронин и бортмеханик Дараган продолжили трассу до ее конечного пункта - Среднекана. Доронин писал об этом перелете: "Предстояло лететь через Верхоянский хребет. Общая высота его достигает трех тысяч метров, а отдельные горы выше. Через горы надо лететь час… Представляете себе наше положение: летим в незнакомой местности, кругом горы, карты неточны. Нет ни одного места для посадки, а бензина в обрез. Озеро Алысардах расположено на высоте 1150 метров над уровнем моря; за ним идут горы свыше 3000. Я заправился бензином, но, когда захотел вылететь на Колыму, не смог оторваться от воды: большая высота снижала мощность мотора, а для дальнейшего перелета нужно было поднять бензина минимум на 6 часов. Все-таки оторвался и пошел через горы.

На обратном пути из Среднекана, в дополнение ко всему, пришлось лететь с несоответствующим сортом горючего, от детонации которого мог сгореть мотор".

Фото: из личного архива Валентины Дрокиной

За безупречное выполнение этого перелета Якутское правительство наградило экипаж грамотами, а Доронину подарили еще и охотничье ружье. На нем было выгравировано: "За первый исторический перелет".

Для спасения челюскинцев в сложнейших метеоусловиях на самолете ПС-3 Доронин совершил перелет по маршруту Хабаровск - Ванкарем протяженностью 5860 км. Летел он в марте, и , как впоследствии вспоминал, попал в такую "болтанку", когда почти мгновенно терялась высота на несколько сот метров. Полет усложнялся сильным встречным ветром. Казалось, самолет завис в воздухе. В бухте Нагаево летчикам пришлось ждать хорошей погоды шесть суток. Николай Каманин писал в мемуарах: "Вернувшись из очередного рейса, я увидел на аэродроме в Ванкареме еще одну новую машину, а через пять минут знакомился с летчиком Иваном Дорониным. Он рассказал, каких трудов ему стоило добраться до Ванкарема, сколько дней пробыл в плену у "злой мачехи" - пурги, и тут же высказал пожелание завтра чуть свет лететь со мной в лагерь…

Вечером мы долго беседовали с Иваном Васильевичем Дорониным. Летчик он опытный и хорошо знает, что с Арктикой шутить нельзя. Окончательно договорились, что завтра в лагерь летим вместе, моя машина будет ведущей.

Утром 12 апреля вылетели. На льдину я сел первым. Вслед за мной вполне благополучно сел и Доронин. Приняли на борт пассажиров, начали взлет. И тут с машиной Доронина случилось то, чего я каждый раз так опасался: самолет наскочил на торосы и, поломав шасси, неуклюже остановился посредине аэродрома, разделив пополам и без того узкую взлетную полосу.
Для взлета остался узенький коридор, шириной не более 30 метров. Ни разу в жизни я еще не взлетал при таких условиях. Машину Доронина с поломанными шасси оттащить в сторону не по силам, а ждать, когда будут отремонтированы шасси, означало наверняка потерять весь день. Решил взлетать.

Была ли в этой аварии вина Доронина? Конечно, нет. На ледяной полосе образовалась заструга, вернее, намерзший ночью бугор. На пробеге лыжа попала прямо на него, и самолет по инерции круто развернуло, после чего лыжи врезались в другое препятствие. В итоге - поломка.

Иван Васильевич остро переживал случившееся. Не раз и не два он мне рассказывал, как все произошло. Ему, опытному летчику, эта поломка казалась особенно обидной".

Тогда выручила смекалка - трубчатая стойка шасси была соединена с помощью куска обычного лома. Облегчив самолет и взяв только двух пассажиров, пилот взлетел. Но стойка снова не выдержала, и лыжа повисла в воздухе. В Ванкареме Доронин мастерски посадил самолет с креном на одну лыжу.

Летчик Сигизмунд Леваневский, уполномоченный правительственной комиссии Георгий Ушаков и летчик полярной авиации Маврикий Слепнев перед полетом в лагерь Шмидта. / из книги "Героическая эпопея". Москва 1935 год.

Сигизмунд Леваневский (1902-1937)

Морской летчик польского происхождения Сигизмунд Леваневский впервые прославился тем, что в 1933 году спас американского летчика Джеймса Маттерна, который задумал выполнить полет вокруг земного шара, но на заключительном этапе кругосветного перелета Маттерн, выгрузив радиостанцию и взяв как можно больше горючего, вылетел из Хабаровска в направлении Анадыря и исчез. В ходе поисков выяснилось, что он совершил посадку на берегу реки Анадырь - в 80 километрах от окружного центра и его самолет получил повреждения. Леваневскому и штурману Левченко было дано задание взять Маттерна на борт самолета в Анадыре и доставить на Аляску. В июле 1933 года Леваневский вылетел на Чукотку на гидросамолете "СССР Н-8", впервые пройдя над тундрой от бухты Нагаева в Анадырь и, таким образом, проложив новый маршрут на Чукотку. 20 июля американец был доставлен в г. Ном на Аляске. За мужество и героизм и летчик, и штурман были награждены орденами Красной Звезды.

Газеты того времени писали: "Перелет экипажа Леваневского из Хабаровска в Анадырь на помощь потерпевшему аварию американскому летчику Маттерну войдет в историю северной авиации как героический рейс, совершенный в небывало трудных условиях".


О своем участии в спасении челюскинцев он вспоминал: "13 февраля я узнал по радио, что "Челюскин" раздавлен льдами. Телеграфирую в Москву, что готов лететь на помощь челюскинцам. Жена, узнав об этом, плачет, и ребята (у меня девочка и мальчик) тоже подняли рев. Но ничего. Я их успокоил. А на следующий день получаю телеграмму-"молнию": "Немедленно выезжайте в Москву". Через два часа - вторую телеграмму: "Немедленно выезжайте в Москву". Одна телеграмма была от Главного управления Северного морского пути, другая - от Ушакова. Приезжаю в Москву, а мне говорят, что завтра надо выезжать за границу. Меня это поразило. Я полагал лететь на самолете Р-5 из Москвы прямо на Север. Но правительство решило: Ушакова, Слепнева и меня послать в Америку, чтобы со стороны Аляски скорее попасть на Север".

Правда, приходится сомневаться, что заграничный путь летчиков оказался короче. Ушаков, Леваневский и Слепнев сначала отправились в Берлин, затем вылетели в Лондон, чтобы пересечь Атлантику на пароходе. Прибыв в Нью-Йорк, они сели в экспресс, пересекли Штаты с запада на восток, и из Сиэтла вдоль побережья Канады на пароходе отправились на Аляску.

29 марта 1934 года, несмотря на тяжелые метеоусловия, Леваневский вылетел из Нома в Ванкарем вместе с Ушаковым и борт-механиком Армистедом Клайдом. Однако стихия оказалась сильнее. Из-за сильного обледенения он совершил вынужденную посадку в районе Колючинской губы. "Люди остались живы только благодаря исключительному самообладанию пилота Леваневского", - сообщал Ушаков в своей телеграмме Москву.

Самолет все же оказался разбит. Леваневский не смог принять участие в полетах к лагерю челюскинцев. Однако ему все же удалось доставить в Ванкарем руководителя спасательной операции Ушакова.

Леванеский очень хотел совершить перелет из СССР в США. Но на отечественных самолетах у него ничего не получалось. Поэтому летом 1936 года Леваневский отправился в Штаты для закупки самолета американского производства для нового перелета. Не найдя там ничего лучшего, он приобрел гидросамолет "Валти".

5 августа 1936 года "Валти" вылетел из Лос Анджелеса. Полет вдоль американского побережья проходил с посадками в Сан-Франциско, Сиэтле и Номе. Первая часть маршрута прошла в благоприятных условиях. Трудности поджидали над океаном. Однако пилот сумел провести свою машину почти в сплошной облачности и удачно приводнился в Уэлене. До бухты Тикси самолет летел над Арктическим побережьем с посадкой в бухте Амбарчик. В Красноярске закончилась "водная" часть маршрута, и гидросамолет был поставлен на колесное шасси. 13 сентября 1936 года Леваневский приземлился в Москве.

В тот же день Сталин направил экипажу приветственную телеграмму: "Герою Советского Союза летчику Леваневскому, штурману Левченко. Братский привет отважным сынам нашей родины! Поздравляю вас с успешным выполнением плана исторического перелета. Крепко жму ваши руки. И. Сталин".

За этот перелет Леваневский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а Виктор Левченко - орденом Ленина.

Василий Молоков. / из книги "Героическая эпопея". Москва 1935 год.

Василий Молоков (1895 -1982)

Воздушная биография Василия Молокова - уникальна. С начала 1930-х он прокладывал вдоль Енисея первые воздушные трассы в Заполярье. Летом 1932 года Василий Молоков выполнил перелет из Красноярска в Игарку. В послужном списке летчика - первый зимний рейс на Диксон, открытие трассы Красноярск - Якутск - Колыма - Чукотка длиной свыше 30 тысяч километров, перелет на Северный полюс. Один из коллег Молокова летчик Евгений Федоров написал в своем дневнике после высадки на Северном полюсе: "Необычайно скромен Василий Сергеевич Молоков. Везет груза больше всех, садится и взлетает лучше всех и всегда держится в тени".


Во время спасения челюскинцев с льдины больше всех - 39 человек - вывез именно Молоков - дядя Вася, как любовно называли его потерпевшие крушение люди. На своем двухместном самолете Р-5 он умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив, как и Каманин, для пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящики.

Маврикий Слепнев. / из книги "Героическая эпопея". Москва 1935 год.

Маврикий Слепнев (1896-1965)

Бывший летчик-инструктор Маврикий Слепнев в феврале 1934 года вместе с Ушаковым и Леваневским был направлен в США для того, чтобы оттуда прийти на помощь челюскинцам.

Первым на Чукотку вылетел Леваневский с американским бортмехаником Армистедом Клайдом и Ушаковым. Несмотря на очень сложные метеоусловия, он продолжил полет. Но, почти у самой цели, в нескольких километрах от Ванкарема, из-за сильного снегопада потерпел аварию.

Более опытный полярник, Слепнев вылетал несколько раз, но, попав в непогоду, возвращался. В конце концов, ему вместе с американским бортмехаником Уильямом Левари удалось благополучно добраться до Ванкарема.

Фото: Евгений Кириченко/Родина

Вылетая из Ванкарема, Слепнев сообщил по радио: "Буду в лагере через 36 минут". Через 37 минут на горизонте показался самолет Слепнева. С большой скоростью он приближался к лагерю, сделал крутой вираж и потом почему-то долго кружился над импровизированным аэродромом. В лагере недоумевали.

Вскоре выяснилось, что самолет при посадке потерпел аварию. Но Слепнев не пострадал. С собой он привез ящик американского пива, шоколад, сигареты. Починив самолет, Слепнев за один рейс вывез с льдины 5 человек. Позже он вывез больного Шмидта в Ном, на Аляску. В Номе Маврикию Слепневу вручили правительственную радиограмму из Москвы, в которой говорилось: "Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев".

Герой Советского Союза – почётное звание, высшая степень отличия в СССР за заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига. Учреждено Постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР от 16 апреля 1934 г., присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР (с марта 1990 г. – Президентом СССР).

Первоначальное награждение Героя Советского Союза отмечалось вручением высшей награды СССР – ордена Ленина и особой грамоты ЦИК СССР (с 1937 г. – грамоты Президиума Верховного Совета СССР).


Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Герой Советского Союза

Для особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 г. была учреждена золотая медаль «Герой Советского Союза», имеющая форму пятиконечной звезды с надписью на реверсе: «Герой СССР». Устанавливалось, что медаль вручается вместе с орденом Ленина. При присвоении этого высокого звания во второй и третий раз награждение предусматривалось только медалью, орден Ленина при этом не вручался.

В ознаменование подвигов дважды Героя Советского Союза, а также Героя Советского Союза, которому присвоено звание Героя Социалистического Труда, на родине награждённого устанавливался его бронзовый бюст.


Золотая Звезда Героя Советского Союза и орден Ленина, вручаемые вместе с присвоением звания

В Постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1988 г. «О совершенствовании порядка награждения государственными наградами СССР» указывалось, что повторное награждение Героя Советского Союза медалью «Золотая Звезда» не осуществляется, а бронзовые бюсты при жизни героев не устанавливаются.

Первыми Героями Советского Союза стали семь полярных лётчиков: А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнёв, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин. Они были удостоены этого почётного звания за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин» 20 апреля 1934 г. В этом же году за установление мирового рекорда в дальности полёта Героем Советского Союза стал лётчик-испытатель М.М. Громов, а спустя два года – лётчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков. В 1938 г. высшей степени отличия были удостоены первые женщины-лётчицы – В.С. Гризодубова, П.Д. Осипенко и М.М. Раскова.


Первые Герои Советского Союза (слева направо): С.А. Леваневский, В.С. Молоков, М.Т. Слепнев, Н.П. Каманин, М.В. Водопьянов, А.В. Ляпидевский, И.В. Доронин. 1934 г.

Среди награждённых в 1930-е годы было немало исследователей Арктики. Наибольшую известность из них получила четвёрка полярников: начальник научно-исследовательской станции «Северный полюс» (СП-1) И.Д. Папанин, радист Э.Т. Кренкель, океанограф П.П. Ширшов и астроном-магнитолог Е.К. Фёдоров.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза за воинские подвиги состоялось 31 декабря 1936 г. Этой награды были удостоены 11 командиров Красной Армии — участников гражданской войны в Испании. Среди воинов-интернационалистов того времени прославились лейтенант С.И. Грицевец и майор Г.П. Кравченко, получившие затем в боях на Халхин-Голе (август 1939 г.) вторую Золотую Звезду. Они стали первыми дважды Героями Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 г. за боевые заслуги и воинскую доблесть в боях у озера Хасан 22 командира и 4 красноармейца были удостоены звания Героя Советского Союза.

В целом, с апреля 1934-го по апрель 1941 г. высшей степени отличия удостоились 626 человек. В том числе, за боевые подвиги при оказании интернациональной помощи в Китае – 14 человек, Испании – 59 человек, за героизм, проявленный при защите государственной границы у озера Хасан, – 26, на р. Халхин-Гол – 70, в ходе Советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг. – 412 человек, а также 45 лётчиков и авиационных штурманов, учёных и исследователей Арктики и Дальнего Востока, участников высокоширотных экспедиций. За этот период пять человек были удостоены звания Героя Советского Союза дважды.

В годы Великой Отечественной войны первыми – 8 июля 1941 г. звания Героя Советского Союза были удостоены лётчики 158-го истребительно-авиационного полка 7-го истребительного корпуса противовоздушной обороны М.П. Жуков, С.И. Здоровцев, П.Т. Харитонов, совершившие тараны фашистских самолётов на подступах к Ленинграду. Только за первый период войны высокое звание Героя Советского Союза заслужили свыше 600 человек.

Сокрушительные удары Красной Армии по гитлеровским войскам под Сталинградом, в Курской битве, при форсировании Днепра сопровождались примерами массового героизма и самоотверженности советского народа. В феврале 1943 г. на весь мир прозвучало имя гвардии рядового А.М. Матросова. Все крупнейшие военные операции второго периода сопровождались примерами мужества и отваги. В это время более 3650 советских воинов и 30 партизан и подпольщиков были удостоены звания Героя Советского Союза.

Свыше 7 тыс. новых Героев Советского Союза пришли к своей славе и бессмертию в течение третьего периода Великой Отечественной войны, а более 2800 из них удостоены высокого звания за подвиги, совершённые при окончательном освобождении советской земли.

Высокой оценки заслужило мужество советских воинов, отличившихся при выполнении великой интернациональной миссии по освобождению народов Европы от немецко-фашистского рабства.

Не менее яркими примерами в героическую летопись вписаны события апофеоза войны – Берлинской операции. Взятие Зееловских высот, форсирование Одера и Шпре, ожесточённые сражения на улицах Берлина и штурм рейхстага стали новыми ступенями восхождения к массовому героизму советских воинов. Самоотверженность советских людей выливалась в подвиги не только отдельных лиц, но и целых отделений, экипажей и подразделений (взвод гвардии лейтенанта П.Н. Широнина, подвиг 68 участников Николаевского десанта под командованием К.Ф. Ольшанского и многие другие). Геройскими становились и семьи: брат и сестра Космодемьянские, братья Игнатовы, Курзенковы, Лизюковы, Луканины, Паничкины, Глинки, дядя и племянник Городовиковы…

Несколько раз высокого звания Героя Советского Союза удостоены прославленные полководцы и видные военачальники. Четырежды был награждён Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Дважды – Маршалы Советского Союза И.Х Баграмян, А.В. Василевский, А.А. Гречко, И.С. Конев, П.К. Кошевой, Р.Я. Малиновский, К.С. Москаленко, К.К. Рокоссовский, В.И. Чуйков, И.И. Якубовский, Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков, главные маршалы авиации – А.А. Новиков, П.С. Кутахов, А.И. Колдунов, генералы армий – П.И. Батов, А.П. Белобородов, Д.Д. Лелюшенко, И.Д. Черняховский и др.

Всего за героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 600 человек, 115 из них – дважды, а двое – впоследствии маршалы авиации А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб – трижды. Трех Золотых Звёзд был удостоен и легендарный командарм 1-й Конной армии времен Гражданской войны, георгиевский кавалер и Маршал Советского Союза С.М. Буденный. Маршал Победы – Маршал Советского Союза Г.К. Жуков звания Героя Советского Союза впервые был удостоен в 1939 г. за руководство операцией по окружению и уничтожению группировки японских войск в районе реки Халхин-Гол, а четвертой Золотой Звездой награжден в декабре 1956 г.


Трижды Герои Советского Союза Маршал Советского Союза Г.К. Жуков (в центре), генерал-майоры авиации А.И. Покрышкин (слева) и И.Н. Кожедуб (справа) на территории Кремля в дни работы сессии Верховного Совета СССР. Москва, ноябрь 1957 г.

Среди Героев Советского Союза представители более 60 национальностей и народностей СССР. В их числе 88 женщин. Звание Героя Советского Союза было присвоено и ряду иностранных граждан, отличившихся в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Герои Советского Союза - представители более 60 национальностей

Русские 8182 Литовцы 15 Дунгане 4 Балкарец 1
Украинцы 2072 Таджики 14 Лезгины 4 Вепс 1
Белорусы 311 Латыши 13 Немцы 4 Даргинец 1
Татары 161 Киргизы 12 Французы 4 Испанец 1
Евреи 108 Коми 10 Чеченцы 3 Кореец 1
Казахи 96 Удмурты 10 Якуты 3 Куман 1
Грузины 91 Карелы 9 Алтайцы 2 Курд 1
Армяне 90 Поляки 9 Болгары 2 Молдаванин 1
Узбеки 69 Эстонцы 9 Греки 2 Нанаец 1
Мордвины 61 Калмыки 8 Карачаевцы 2 Ногаец 1
Чуваши 44 Кабардинцы 7 Кумыки 2 Сван 1
Азербайджанцы 43 Адыгейцы 6 Лакцы 2 Тувинец 1
Башкиры 39 Чехи 6 Хакасы 2 Цыган 1
Осетины 32 Абхазы 5 Черкесы 2 Эвенк 1
Марийцы 18 Аварцы 5 Финны 2
Туркмены 18 Буряты 5 Ассириец 1

В послевоенные годы подвиги советского народа были связаны с освоением новейшей боевой техники, мирным проникновением в космос, защитой государственных интересов и границ, выполнением интернационального долга. Среди лётчиков-испытателей, стоявших у истоков развития советской реактивной авиации, были Герои Советского Союза Г.Я. Бахчиванджи, М.И. Иванов, М.Л. Галлай, И.Е. Фёдоров, И.Т. Иващенко, Г.А. Седов, Г.К. Молосов и многие другие. Из биографии одного из них, П.М. Стефановского известно, что за свою 30-летнюю службу в авиации он освоил 317 типов самолётов и совершил 13,5 тыс. полётов.

Первым Героем Советского Союза атомного подводного флота стал командир подводной лодки «Ленинский комсомол» капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко. За покорение этой же субмариной Северного полюса в начале 1960-х годов контр-адмирал А.И. Петелин, капитан 2 ранга Л.М. Жильцов, инженер-капитан 2 ранга Р.А. Тимофеев тоже были удостоены звания Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. за успешное выполнение группового трансокеанского перехода в подводном положении из губы Западная Лица (Мурманская обл.) в бухту Крашенинникова (Камчатка) через мыс Горн (Южная Америка) группа советских подводников: контр-адмирал А.И. Сорокин, капитаны 2-го ранга В.Т. Виноградов, Л.Н. Столяров, Н.В. Усенко, была удостоена звания Героя Советского Союза.

12 апреля 1961 г. весь мир узнал имя советского гражданина офицера Ю.А. Гагарина, совершившего орбитальный полёт вокруг Земли. За последующие четверть века в космосе побывали 60 советских космонавтов. Все они – Герои Советского Союза, а более половины из них этого звания удостоились дважды.


Встреча первых Героев Советского Союза с космонавтами. Сидят: М.В. Водопьянов, М.Т. Слепнев, Н.П. Каманин, А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков. Стоят: В.Ф. Быковский, Г.С. Титов, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.Г. Николаев, П.Р. Попович

Беззаветная преданность Родине и в мирное время выдвигала из числа военнослужащих новых Героев Советского Союза. Среди них проявившие мужество и отвагу при защите государственной границы СССР в районе острова Даманский офицеры Д.В. Леонов, И.И. Стрельников и В.Д. Бубенин, младший сержант Ю.В. Бабанский. Навечно вписали себя в героическую летопись страны и воины, выполнявшие интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. В их числе полковники В.Л. Неверов и В.Е. Павлов, подполковник Е.В. Высоцкий, майор А.Я. Опарин, капитан Н.М. Акрамов, старший лейтенант А.И. Демаков, гвардии рядовой Н.Я. Анфиногенов и многие другие. Всего за годы войны в Афганистане высокого звания Героя Советского Союза были удостоены 86 военнослужащих.

Многие военачальники в мирное время за большой вклад в строительство и укрепление Вооружённых Сил СССР, повышение уровня их боевой готовности были удостоены высшей степени отличия. Звания Героя Советского Союза получили: Маршалы Советского Союза С.Ф. Ахромеев, П.Ф. Батицкий, В.Г. Куликов, С.К. Куркоткин, Н.В. Огарков, В.И. Петров, С.Л. Соколов, Д.Ф. Устинов; генералы армии А.Л. Гетман, А.А. Епишев, М.М. Зайцев, Е.Ф. Ивановский, П.И. Ивашутин, П.Г. Лушев, Ю.П. Максимов, И.Г. Павловский, И.Н. Шкадов; адмиралы флота Г.М. Егоров, В.А. Касатонов, В.Н. Чернавин; генерал-полковник А.С. Желтов и другие.

После распада СССР звание «Герой Советского Союза» было упразднено. Вместо него 20 марта 1992 г. в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», также присваиваемое за выдающиеся подвиги. В настоящее время Герои Советского Союза имеют те же права, что и Герои Российской Федерации.

Летчики-космонавты Крикалев С.К., Поляков В.В., ученый-гидролог Чилингаров А.Н., военный летчик Майданов Н.С., удостоенные звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации


Майор Алексей Нефедьев,
заместитель начальника отдела Научно-исследовательского
института военной истории Военной акдемии
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,
кандидат политических наук

Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза.

Появление высшей степени отличия СССР напрямую связано со спасением пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин».

Пароход «Челюскин» в тяжёлых льдах, 1934 год.

Учитывая, что для эвакуации людей, находившихся на погибшем судне, советские лётчики провели операцию, не имевшую аналогов в мировой истории, советское правительство задумалось и о необходимости особо отметить этот подвиг.

16 апреля 1934 года ЦИК СССР особым постановлением учредил «высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза».

Нужно особо отметить, что никакого знака отличия для Героев Советского Союза первоначально не предполагалось. Присвоение звания отмечалось исключительно вручением специальной грамоты ЦИК СССР.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза состоялось 20 апреля 1934 года, когда им были отмечены лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин.

Лётчики в СССР в годах были в особом почёте. Немудрено, что первые 11 Героев Советского Союза представляли именно авиацию.

Изначально Герои Советского Союза получали только грамоту

Орден и медаль

Традиция вместе с присвоением звания Героя Советского Союза вручать орден Ленина сложилась фактически сама собой. Дело в том, что 11 первых Героев вместе со званием получали и орден, который был высшей наградой СССР.

Современная копия ордена Победы, выполненная из драгоценных металлов.

В июле 1936 года эта практика была узаконена решением ЦИК СССР — отныне Герой Советского Союза вместе с грамотой автоматически получал и орден Ленина.

Количество Героев росло — вместе со «сталинскими соколами» были отмечены военные, сражавшиеся в Испании, а также участники боёв на озере Хасан.

Чем больше становилось Героев, тем больше росла необходимость в появлении некоего отличительного знака, по которому выдающегося человека сможет узнать любой.

Так появилась медаль «Золотая звезда», автором эскиза которой стал архитектор Мирон Мержанов. Медаль «Золотая звезда» как знак отличия Героев Советского Союза была утверждена 1 августа 1939 года, и первыми Героями, получившими и «Золотую звезду», и орден Ленина, стали участники боёв у реки .

Медаль Золотая звезда

Жуков, Брежнев и Савицкая

Всего с 1934 по 1991 год звания Героя Советского Союза получили 12 776 человек, причём абсолютное большинство наград было присвоено тем, кто отличился в сражениях Великой Отечественной войны: таковых более 91 процента от числа всех награждённых.

Абсолютными рекордсменами по «героизму» являются Георгий Жуков и Леонид Брежнев. И выдающийся полководец, и генсек являются четырежды Героями Советского Союза. При этом Брежнев имеет ещё и звание Героя Социалистического Труда. Впрочем, к наградам Брежнева во все времена относились с изрядной долей юмора. Достаточно сказать, что три звания Героя Советского Союза Брежневу были присвоены в период с 1976 по 1981 годы, когда лидер страны стремительно терял работоспособность и умение критически относиться к окружающей действительности.

Как ни странно, но, несмотря на героизм советских женщин, лишь одна из них была удостоена звания Героя Советского Союза дважды. Впрочем, речь идёт о более чем достойном человеке — Светлане Савицкой, первой женщине, вышедшей в открытый космос.

Лётчик-космонавт Светлана Савицкая

Просто «спасибо»

Самым последним Героем Советского Союза стал чрезвычайно необычный человек — водолазный специалист, капитан ранга Леонид Солодков. Указ о присвоении звания за участие в водолазном эксперименте, имитирующем длительную работу на глубине 500 метров под водой, был подписан 24 декабря 1991 года.


Получать награду новоявленного Героя пригласили в Кремль 16 января 1992 года. Ситуация сложилась крайне странная — государства, Героем котором стал Леонид Солодков, к этому моменту не существовало уже более трёх недель. Но самое интересное, что, согласно воинскому Уставу, Солодков как офицер должен был произнести «Служу Советскому Союзу!».

Быстро поменять Устав невозможно, и Солодков решил действовать сам. После того как маршал Шапошников вручил Герою награду, тот ответил просто: «Спасибо!». На этом «Спасибо» и завершилась история звания Героя Советского Союза, трёх лет не дожившего до своего .

Многие в тот момент полагали, что Героев в нашей стране больше не будет. Мол, нигде, кроме СССР и стран социалистического блока, не практиковалась подобная система отличия, несмотря на то, что национальные герои есть практически во всех странах мира.

Традиция сильнее идеологии

Однако традиция оказалась сильнее идеологических изменений в обществе. Уже 20 марта 1992 года Верховный Совет России утвердил учреждение звания Героя Российской Федерации.

Принципиальным отличием звания Героя России от советского предшественника является то, что оно присваивается только один раз.

При этом преемственность двух высших степеней отличия подтверждается тем, что сразу четыре Героя Советского Союза стали и Героями Российской Федерации — это космонавты Сергей Крикалёв и Валерий Поляков, Артур Чилингаров и военный лётчик Николай Майданов.

В числе Героев Советского Союза были представители многих национальностей большой страны — русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, азербайджанцы, чеченцы, якуты и многие другие.

Немудрено, что во многих республиках бывшего СССР, ставших независимыми государствами, было учреждено аналогичное звание. Включая Россию, оно существует в 11 из 15 государств на просторах бывшего СССР.

Читайте также: