Кто работает в выставочном зале профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Большинство компаний участвуют в выставках и презентациях, которые позволяют показать производство с выгодной стороны, привлечь интерес целевой аудитории к изготавливаемой продукции, оборудованию или услугам, выделить достоинства и особенности фирмы на фоне конкурирующих организаций.

Проведение выставочных мероприятий сопряжено с определенной подготовительной работой. Это рассылка приглашений, раздача каталогов и листовок, опрос гостей, подготовка стендов, обучение персонала. На этом процедура подготовки не заканчивается. Работа проводится достаточно большая, ведь нужно продумать все до мелочей, учесть каждый нюанс, только тогда можно ожидать максимальную отдачу от выставки.

Роль персонала в рекламе экспозиции на выставке

Чтобы показ прошел на высоте, следует пригласить специально подготовленный персонал на выставку. От их профессионализма во многом зависит успех мероприятия. Правильно проведенная промо-акция привлечет именно к вашему стенду наибольшее количество посетителей и выделит вашу компанию среди конкурентов. Привлечение к работе промо-моделей, стендистов, хостес, является доминантным фактором безоговорочного успеха мероприятия.

Простейшие промо-акции на выставках – это раздача приглашений, листовок и других рекламных материалов о компании. Посетителям стенда будет приятно, если их будут раздавать коммуникабельные харизматичные девушки или молодые люди, которые смогут в случае необходимости не только привлечь внимание к своей персоне, но и донести до посетителей полезную информацию о компании или предлагаемом товаре.Модели привлекаются на выставку с целью управления потребительским спросом. Путем непосредственного взаимодействия с потенциальными покупателями они доносят сведения о преимуществах и особенностях товара. Модели могут общаться с большой аудиторией, тем самым увеличивая свое влияние на покупательский спрос.

Требования к персоналу для выставок

Крупная выставка – это достаточно серьезное мероприятие, на котором участвует большое количество экспонентов. На них, как правило, проходят встречи с потенциальными покупателями и партнерами. Посетители не всегда успевают обойти всю выставку, в таком случае промо-модели вручают прайс-листы или приглашения на посещение стенда. Персонал на выставку демонстрирует приветливость, обаяние, желание помочь, что неизменно вызывает положительную оценку посетителей. Модели должны быть не только заметными, убедительными и коммуникабельными, важную роль играет их одежда. Оригинальные эксцентричные костюмы обязательно вызовут интерес и будут работать на имидж фирмы.

Требования к персоналу для выставок:

  • Привлечение внимания гостей к выставочному стенду;
  • Предоставление первоначальных данных о продукции, оборудовании или услугах, демонстрируемых на стенде;
  • Поощрение покупателей к приобретению товара;
  • Создание особого имиджа продвигаемого бренда;
  • Общительность и доброжелательное отношение к посетителям.

Ведущий на выставку

Для ведения диалогового общения с публикой приглашается ведущий на выставку. В его обязанности входит прямое контактирование с гостями, проведение различных конкурсов и викторин на специальную тематику, развлечение посетителей. Такая деятельность создаст интерес к вашему экспонату, посетители обязательно захотят подойти, чтобы посмотреть на интересную программу, обратят внимание на демонстрируемые товары и захотят их купить.

Ведущий на выставке выполняет следующие задачи:

  • Интерактивное общение с гостями мероприятия;
  • Вызов заинтересованности посетителей к проводимой акции;
  • Донесение информации о преимуществах бренда;
  • Проведение на площадке различных розыгрышей с помощью механизма сбора визиток;
  • Выполнение презентации совместно с экспертом фирмы.

Переводчик на выставку

На крупных выставочных мероприятиях, которые проводятся в международном масштабе, присутствуют иностранные гости. Чтобы обеспечить комфортное общение с ними и не упустить важного клиента по причине языкового барьера, приглашаются переводчики на выставку. При выборе специалиста такого рода следует учитывать многие факторы. Выставки бывают различной тематики, рассчитанные на широкий круг публики и специализированные. Потому переводчик должен основательно изучить профиль деятельности компании, какие товары и услуги она продвигает в рамках участия в мероприятии.

Работа переводчика на выставке происходит не всегда в благоприятных условиях (шум, большое скопление людей), потому приглашенный переводчик на выставку должен обладать помимо профессиональной подготовки еще и стрессоустойчивостью и определенной выносливостью. Работа таких специалистов обычно оплачивается в зависимости от проведенного на площадке времени и стоит недешево, потому следует все материалы для подготовки передавать ему заранее за несколько дней до проведения мероприятия.

Стендистка – лицо компании на выставочном мероприятии

Основные обязанности стендисток – это встреча посетителей стенда, раздача рекламного материала, разъяснения вопросов, связанных с деятельностью компании и представленным товаром. Они создают первое впечатление о стенде, потому к выбору стендистки на выставку следует подойти очень серьезно. Данный специалист должен обладать привлекательной внешностью, уметь общаться с людьми и вызывать их интерес. Обычно стендистки одеты в специальную одежду, которая привлекает внимание посетителей и часто дает представление о предлагаемом товаре. Девушки в ярких костюмах отлично запоминаются гостям площадки. Они часто фотографируются с красивыми стендистками. Такие фотографии с рекламой вашей компании способствуют продвижению продукции.

Рынок услуг стендистов очень большой, заказчик имеет возможность выбирать выставочный персонал, как по внешним параметрам, так и по определенному уровню знаний, например владение иностранными языками. Стоимость услуг команды профессиональных стендистов за несколько дней выставки будет достаточно высокой. Но даже большие затраты компенсируются гарантией выполнения поставленных задач . Профессиональные стендисты, как правило являются хорошими психологами, они могут привлекать и удерживать внимание потенциальных покупателей, отсекать неперспективные контакты. Обладая профессиональными навыками, они не требуют длительной подготовки, достаточно изучить ассортимент продукции, сферы ее употребления, технические характеристики, а также историю компании-производителя.

Если фирма не имеет возможности или не желает нанимать профессиональных специалистов, альтернативой может быть подготовка работников компании. Такой вариант обойдется намного дешевле, но нужно будет провести большую работу по подготовке. Работникам необходимо изучить как свойства предлагаемой продукции, так и приобрести базовые навыки работы на стенде, и общения с посетителями. Подготовка займет много времени, на нее также нужно потратить определенные средства, но это окупается тем, что один раз подготовленную команду можно в дальнейшем использовать на всех выставках.

Организация выставок на высочайшем уровне

ЦВК «Экспоцентр» в Москве организовывает и проводит престижные выставочные мероприятия как общенационального, так и международного масштаба. За более чем полувековой период деятельности комплекса на Красной Пресне проведено несколько тысяч экспозиционных показов. В ЦВК демонстрируются продукция и услуги отечественного производства, науки и культуры, также мероприятия посещают участники из многих стран мира, чтобы представить на обозрение гостей собственные экспонаты. «Экспоцентр» проводит экспозиции в 9 павильонах, современная инфраструктура которых позволяет демонстрировать сложную технику и оборудование в работе. Вы можете найти в перечне услуг «Экспоцентра» предоставление персонала на мероприятия, который поможет продемонстрировать все лучшие качества вашей компании.

Мероприятия проводятся под патронатом ТПП, а также при поддержке других организаций и ассоциаций. Ключевой задачей структуры является осуществление государственных программ и проектов в различных сферах.

  • Агропромышленный комплекс
  • Гостиничное и ресторанное дело
  • Информационные технологии
  • Искусство
  • Легкая промышленность
  • Недвижимость
  • Образование
  • Отдых и туризм
  • Пищевая индустрия
  • Православные выставки
  • Промышленность
  • Сельское хозяйство
  • Строительство
  • Ювелирное дело, антиквариат
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Исследования, проведенные в Англии и США, свидетельствуют, что результаты участия в выставке как минимум на 80% зависят от работы персонала. Данные опросов Incomm Research показывают, что 55% посетителей запоминают экспонента благодаря общению с сотрудником компании, при этом 32% посетителей выставок остаются разочарованными по вине персонала стенда!

Не смотря на это, многие недооценивают роль выставочного персонала, ошибочно считая, что работать на стенде может любой сотрудник безо всякой подготовки. Нередко на выставку вообще попадают совсем не те, кто нужен.

Вот пример. На одном из семинаров участник обращается ко мне за советом:

– Николай, подскажите, что нам делать, я – директор по маркетингу, наш генеральный заставляет меня и коллег из моего отдела работать на стенде.

– Ясно, а какие задачи вы ставите перед участием в выставке?

– Задачи как у всех – привлекать новых клиентов, продавать.

– Хорошо, а в обычное время вы и ваши коллеги из отдела маркетинга занимаетесь продажами?

– Тогда спросите у вашего генерального, на что он рассчитывает? Что попав на стенд, маркетологи превратятся в продавцов? Если ваши задачи привлекать клиентов и продавать, этим должны заниматься продавцы, верно? Почему же на выставку отправляют вас?

– Ну, он говорит, вы за выставки отвечаете, вы и работайте на стенде.

Что тут скажешь, логика железная:) Думаю, вы сами понимаете, что при таком подходе на высокие результаты рассчитывать не приходится.

Не стоит ожидать высокой отдачи и от новичков (пускай и продавцов), проработавших в компании пару недель, которых на выставку отправляют принять «крещение боем».

Для качественной работы на выставке нужно обладать целым спектром компетенций; помимо навыков активных продаж необходимо глубокое знание продуктов, целевой аудитории, конкурентной среды, положения дел в отрасли.

И даже опытных и компетентных продавцов, часто подводит пренебрежительное отношение к выставкам, как к возможности «отдохнуть от офиса», и неумение работать в выставочных условиях. Многие не понимают, что попадая на выставочный стенд, они должны превратиться из «офисных клерков» в «продавцов-консультантов торгового зала» и работать в совершенно другом режиме.

Современный выставочный проект предъявляет к участникам исключительно высокие требования. Навыками работы на стенде должны обладать все сотрудники компании без исключения — от секретаря до генерального директора. Потому что на стенде все превращаются в стендистов!

Примечание. Под определение «стендист» попадает каждый постоянный или временный сотрудник компании вне зависимости от должности и функциональных обязанностей, с которым посетители могут вербально или визуально контактировать на стенде.

Состав выставочной команды определяется в зависимости от задач участия в выставке, особенностей товаров и услуг, которые вы представляете, посетительской аудитории, профессиональных и личных качеств сотрудников.

Желательно, чтобы на стенде клиенты имели возможность пообщаться не только с сотрудниками отдела продаж, но и с первыми лицами компании, руководителями направлений, техническими специалистами, сотрудниками сервисных подразделений.

В обычной жизни этих людей клиенты могут никогда не видеть, а личный контакт, возможность напрямую задать вопросы и получить информацию из первых рук повышает доверие и ускоряет принятие решений.

Если у руководителей или профильных специалистов нет возможности находиться на выставке всё время, определите дни и часы, когда клиенты смогут встретиться с ними на стенде.

Примечание. Присутствие руководства на стенде полезно ещё и потому, что постоянно держит сотрудников «в тонусе» :) Работать «спустя рукава», на глазах у директора как-то неловко, правда?

Гендерный фактор всегда играет в общении определённую роль, особенно, когда речь идёт о незнакомых людях. Желательно, чтобы выставочная команда состояла из сотрудников обоих полов. Тогда посетители смогут выбрать того, с кем им комфортнее общаться с психологической точки зрения.

Работа на выставке крайне утомительна и сильно отличается от работы в офисе. При выборе сотрудников учитывайте их возраст и физическое состояние.

Однако, самое главное — позитивный настрой, желание работать и ориентированность на результат.

Формально всех, кто попадает на выставку, можно разделить на тех, кто работает с посетителями и тех, кто обеспечивает работу стенда и проведение мероприятий.

В работе на выставке могут принимать участие, как штатные сотрудники компании, так и временный персонал.

Определите, кто из штатных сотрудников и какой временный персонал вам потребуется на выставке. Составьте список всего выставочного персонала.

Утвердите план работы на выставке. Распределите обязанности, назначьте ответственных за выполнение каждого пункта плана. Все сотрудники должны знать, кто за что отвечает.

Для решения ваших задач на выставке может потребоваться временный персонал — переводчики, ресепшн-менеджеры, хостесс, официантки, бармены, интервьюеры, технический персонал, промоутеры, модели, шоу-персонал.

Найти и подобрать временный персонал можно самостоятельно или, обратившись в профессиональное агентство. Сотрудничество с агентством обойдётся дороже, зато вы получите широкий выбор персонала с опытом работы на выставках, а также возможность при необходимости оперативно заменить или привлечь дополнительных сотрудников.

При выборе временного персонала помимо внешних данных постарайтесь оценить важные для работы с посетителями качества — воспитанность, коммуникабельность, грамотность речи, дружелюбие, стрессоустойчивость.

Переводчики. Если вы планируете привлекать внештатных переводчиков, заранее предоставьте им подробную информацию о вашей компании и продуктах, которые будут представляться на выставке. Особенно если это сложные с технической точки зрения товары или услуги. Точность перевода может влиять на результат переговоров.

Переводчики должны успеть подготовиться — понять, чем занимается компания, в чём ценность ваших продуктов, с кем им придётся общаться на выставке, убедиться в знании специальных терминов и понятий.

Ресепшн-менеджеры, как правило, располагаются на передней линии стенда за информационной стойкой. В их обязанности может входить установление первичного контакта с посетителями, предоставление общей информации о компании, выдача информационных материалов, получение контактных данных, передача посетителей штатному сотруднику компании.

Хостесс предлагает клиентам напитки и угощения, следит за чистотой стенда и внешним видом экспонатов, выкладывает информационные материалы на проспектодержатели, выполняет поручения штатных сотрудников.

Официантки и бармены обслуживают посетителей стенда в переговорной, банкетной, фуршетной зоне или за барной стойкой.

Интервьюеры могут потребоваться для проведения опросов, маркетинговых исследований, сбора информации на выставке.

Технический персонал нужен для проведения мероприятий с использованием технических средств.

Промоутеры используются для проведения промо-акций, распространения информационных и рекламных материалов на территории выставки и привлечения посетителей на стенд.

Примечание. Подготовьте для промоутеров специальную одежду фирменных цветов с названием и логотипом компании, чтобы параллельно с прямыми обязанностями они выполняли функцию «рекламных носителей».

Модели выполняют в основном имиджевые задачи. Их привлекают для встреч VIP-гостей, участия в рекламных акциях, демонстрациях, розыгрышах, фотосессиях.

Девушек модельной внешности размещают рядом с экспонатами, чтобы привлекать к ним внимание и обеспечивать более позитивное восприятие. Классический пример — автомобильные выставки.

Шоу-персонал (ведущие, шоумены, артисты, танцоры, музыканты) участвует в проведении развлекательных программ с целью привлечения внимания к стенду.

Проведите инструктаж временного персонала. Объясните временным сотрудникам, зачем вы участвуете в выставке, и какова их роль в решении поставленных задач. Необходимо чтобы они понимали, почему нужно делать то, что вы им поручаете, и насколько это важно для достижения результата.

Чётко проинструктируйте временный персонал относительно функциональных обязанностей, задач, правил поведения и внешнего вида. На время выставки — они лицо вашей компании. Клиенты не станут разбираться, кто из ваших стендистов постоянный сотрудник, а кто временный.

Каждый, кто работает на вашем стенде (да и за его пределами, если на нём корпоративный атрибут — бейдж участника, элемент фирменной символики, форменная одежда) будет ассоциироваться с вашей компанией.

И даже в таких обстоятельствах я бы не рекомендовал возлагать на временный персонал обязанности менеджеров по продажам или технических специалистов — представление продуктов, ведение переговоров, ответы на предметные вопросы. Вряд ли стоит рассчитывать, что они справятся с такими ответственными задачами на должном уровне. А их ошибки могут стоить дорого.

Максимум, что им можно поручить — это предоставлять общую информацию о деятельности компании и товарных группах, заполнять регистрационные анкеты, собирать контактные данные посетителей. Если штатный сотрудник освободился, передавать посетителя ему, либо брать визитку и обещать, что представитель компании свяжется с ним в ближайшее время. В общем, не более того, что входит в обязанности ресепшн-менеджеров.

Выставка – это тест на профессионализм, ответственное «публичное выступление» длиной в несколько дней. Не относитесь к выбору выставочного персонала по принципу «стендист – это тот, кто сейчас не нужен в офисе». Отправляйте на выставку лучших сотрудников.

Главная картинка статьи Экскурсоводы, смотрители, научные сотрудники. Кто работает в музее?

Кто работает в музее? На этот вопрос любой человек, который хоть раз посещал это культурное заведение, скажет: «экскурсовод». А еще? «Ну, там, тетеньки на стульчиках сидят». А между тем в каждом таком учреждении трудится целый штат сотрудников, и это отнюдь не «тетеньки на стульчиках», а высококвалифицированные специалисты разного профиля. Кто же они?

кто работает в музее

Экскурсоводы

Сотрудник, который непосредственно общается с посетителями и рассказывает о представленной коллекции – это экскурсовод.

Без преувеличения этого работника можно назвать специалистом широкого профиля: ведь он должен не только хорошо владеть материалом, но и уметь его донести до посетителей так, чтобы им было интересно. Причем с учетом аудитории его выступления должны существенно различаться: для маленьких детей играется целый спектакль (иначе их внимание не удержать); взрослым интересны одни детали, специалистам – другие.

Сейчас во многих музеях используется аудиогид – электронное устройство, которое раздают посетителям для того, чтобы они могли слышать экскурсии на понятном им языке и в том формате, который им удобен. Однако большинство гостей по-прежнему предпочитают живое общение с экскурсоводом, который может и пошутить, и на вопросы ответить, и вообще имеет собственный взгляд на предмет разговора.

Профильную специальность «экскурсовод» можно получить после обучения в Институтах культуры, однако по факту на должностях экскурсоводов часто работают историки, краеведы, искусствоведы и журналисты, обладающие необходимыми знаниями и личностными качествами: широким кругозором, организаторскими способностями, способностью к публичным выступлениям.

Смотрители

Те самые «тетеньки на стульчиках» сидят не просто так – это смотрители, которые следят за тем, чтобы посетители музея не нарушали правил поведения: не сорили, не шумели, не заходили за ограничительные ленты, не портили имущество.

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

Научные сотрудники

Этих специалистов гости музея в основном не видят – их деятельность проходит не в выставочных залах, а в тех помещениях, куда посетителей не допускают.

Чаще всего научные сотрудники занимаются «движением экспонатов» – проверяют их наличие и состояние, регистрируют поступление новых экспонатов, занимаются организацией выставок и экспозиций в плане соблюдения правил хранения ценностей и их перевозки. А еще следят за соблюдением правил консервации и хранения предметов, требующих особых режимов содержания. Должность человека, который этим занимается, называется «хранитель музейных ценностей».

Но нужно понимать, что музеи ведут и серьезную научную и аналитическую работу: изучают и каталогизируют экспонаты, занимаются поиском новых артефактов, разрабатывают концепцию развития учреждения и его экспозиций.

В обязанности научных сотрудников входят и популяризация деятельности музея, и участие в научных исследованиях, а также конференциях, семинарах, экспедициях. Они же отвечают на вопросы посетителей и экскурсоводов, зачастую – разрабатывают для них цикл лекций и выступлений, а иногда и сами ведут лекционную деятельность.

В зависимости от профиля музея в нём могут работать научные сотрудники разных профессий: реставраторы, краеведы, археологи и даже инженеры, если культурное учреждение имеет техническую направленность.

Но самое главное, научный сотрудник – это обязательно специалист с высшим профильным образованием (как правило, искусствовед или историк). На многие должности принимаются только обладатель ученой степени и стажа работы по специальности.

Другие специальности

Среди сотрудников музеев есть электрики, бухгалтеры, механики и другие сотрудники

Как и в любой другой сфере, в музее работают люди многих профессий. Далеко не все из них занимаются наукой и искусством, среди них есть электрики, бухгалтеры, механики, маркетологи, служба безопасности и административные служащие. Здесь они занимаются тем же, чем занимались бы в любом другом месте.

Доходы и престижность работы

Доходы сотрудников музеев

Тех, кто работает в музее, часто называют бессребрениками, т.к. зарплаты у них небольшие. Конечно, здесь нужно учитывать статус учреждения культуры и его расположение.

Например, работники Третьяковской галереи получают больше тех, кто трудится в краеведческом музее небольшого городка, – но и нагрузку сотрудников и ответственность нельзя сравнивать: музейный фонд огромный, ценность экспонатов запредельная.

В разных регионах экскурсовод может получать за экскурсию суммы, различающиеся не просто в разы – в десятки раз. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может общаться с иностранцами.

Среди научных сотрудников крупных учреждений часто можно встретить ученых с мировым именем. Такие люди сотрудничают с музеем не из материальных, а из чисто профессиональных интересов, – однако их зарплаты также разительно отличаются от доходов недавних выпускников вузов.

Самые невысокие доходы имеют смотрители – впрочем, на этих должностях обычно трудятся пенсионерки, для которых даже небольшая сумма вполне привлекательна.

При этом работа в музее считается и интересной, и перспективной, и престижной. На этой работе можно проявить практически все свои лучшие качества – от аналитичности до артистичности.

Интересно, что Кодекс музейной этики, принятый во всем мире, предписывает работнику вести себя подобающим образом всегда и везде.

Музейные структуры порой так сложно устроены, что случайный посетитель едва ли представляет, кто стоит за теми или иными процессами. Между тем в музее работают специалисты, которые меняют облик современного музея, но остаются вне зоны внимания посетителя — в силу их «закулисной» деятельности или потому, что ему сложно представить их в номенклатуре музея. Дизайнер, диджитал-специалист, технический директор, сотрудники служб фандрайзинга или специалисты по работе с аудиторией — вот неполный список тех, кто порой трудится в тени. Часто именно в этих областях формируются новые профессиональные стандарты, которые в первую очередь учитывают опыт зрителя и его комфорт. «Артгид» рассказывает о таких профессиях, а сами специалисты, спикеры и преподаватели майнора и совместной магистерской программы Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве» — о тех качествах, без которых не обойтись в их сфере.


Марсель Бротарс. Museum. Детям вход воспрещен (белая версия). 1968–1969. Пластик, краска, вакуумная формовка. Courtesy MoMA

Дизайнер

На протяжении почти всего XX века дизайном занимались в основном кураторы и художники. Можно вспомнить типографские опыты тридцатых годов Виллема Сандберга, куратора Музея Стеделейк: он одним из первых установил стандарты зарождавшейся профессии. Его афиши и каталоги отличались авангардным исполнением — разные виды бумаги, яркие цвета, свободное размещение текста, — что было, впрочем, продиктовано ограниченностью ресурсов. С помощью минимальных средств Сандберг придумал визуальный язык музея, который распространялся не только на печатную продукцию, но и на выставочный процесс. На заре основания MoMA архитектор и куратор Филип Джонсон переосмыслил выставочную архитектуру, обратившись к простым, лаконичным решениям. Помимо всего прочего он одним из первых взглянул на дизайн с кураторских позиций: выставка Machine Art положила начало выставкам, в которых экспонатами выступают не произведения искусства, но предметы дизайна. Часто к оформлению выставочных пространств прикладывали руку сами художники: например, галерея Пегги Гуггенхайм Art of This Century («Искусство этого века») была оформлена Фредериком Джоном Кислером. Одним словом, до появления в музеях должности «дизайнер» этой работой занимались кураторы или художники.

Container image
Container image
Container image
Container image

Сегодня у любой культурной институции есть свой визуальный код, который не ограничивается лишь печатной продукцией, оформлением выставок или мерчем: дизайн распространяется буквально на все элементы музея. Посетитель сталкивается с визуальными приметами институции, только готовясь пойти в музей — ему достаточно зайти на сайт либо в соцсети, чтобы уточнить время работы или купить билет. В музее он не обращает внимания на униформу сотрудников, номерок в гардеробной, верстку меню в музейном кафе. Кажется, что непосредственно с «дизайном» он встречается только в тот момент, когда попадает на выставку или заходит в книжный магазин, чтобы захватить домой каталог. Но в музее, в котором чутко относятся к своей аудитории, каждый шаг посетителя окружен результатом работы дизайнеров, чья цель — сделать посещение музея максимально комфортным.

Из этого следует очень простое требование к дизайнеру — он должен уметь если не все, то почти все. Сверстать книгу или сайт, придумать коллекцию свитшотов к выставке или нестандартное оформление для этикеток — лишь часть обязанностей всемогущих дизайнеров. Конечно, в одиночку никто не справился бы с таким количеством задач, поэтому обычно в музеях работает целый дизайнерский отдел.

Кит Хелл, руководитель отдела дизайна Музея современного искусства «Гараж»: Работа дизайнера в музее сильно отличается от работы дизайнера где-нибудь еще. Здесь приходится иметь дело не с заказчиком, а с искусством. И работая с искусством, ты сталкиваешься с определенными ограничениями, поскольку дизайн не может доминировать над проектом и над искусством. В магистратуре мы учим будущих кураторов и координаторов выставочных проектов, что дизайнер — такой теневой персонаж, который оформляет проект, но не перетягивает внимание на себя.

Каждый проект отличается от предыдущего. У меня за плечами около трехсот выставочных проектов. И все же даже самые удачные дизайнерские находки не следует повторять. Иногда кажется, что все уже придумано и осталось собрать проект из уже использованных приемов. Однако каждый раз появляются новые вызовы — а вместе с ними и новые придумки.

У нас нет очень четкого разделения по ролям в команде отдела дизайна. Работа над любым проектом всегда оказывается коллективной. В то же время мы активно сотрудничаем с другими департаментами: пиаром, веб-отделом, с кураторами и художниками. Последние порой полностью доверяются нам, порой же мы должны четко следовать их пожеланиям (иногда достаточно жестким). Помимо музейной команды, мы прибегаем к помощи фрилансеров или работаем с архитектурными бюро, когда они занимаются сценографией выставки.

Сейчас в музее появляется все больше и больше диджитал-проектов. Мы пытаемся следить за всеми новинками в этой области, но и физические носители никуда не уходят. Дизайнеры борются сами с собой: многое хочется переместить в цифровую среду, однако существует огромное количество форматов — от бумажных носителей до гидов, набранных шрифтом Брайля, — которые не торопятся уходить.


Диджитал-специалист

Музей — это не просто здание, где проходят выставки или хранятся экспонаты. Это настоящая экосистема, внутри которой есть место не только офлайн-программе. За сайтом музея и его онлайн-проектами стоит целая команда разработчиков, вместе с другими отделами расширяющая присутствие музея.

Онлайн-составляющая музея продолжает его сервисную структуру. Хороший музейный сайт — тот, на котором можно купить билет на выставку, заказать книгу, зарегистрироваться на мероприятие или запланировать поход в архив. Но сайт не существует в гордом одиночестве — обычно вокруг него сосредоточены сайты спецпроектов, выставок, полевых исследований, фандрайзинговых программ и так далее. В этом смысле полномочия веб- и дизайн-отдела в чем-то похожи. Они связывают между собой различные структуры музея, делая их доступными для посетителя.

В то же время сайт и спецпроекты музея — один из действенных инструментов аналитики и привлечения новой аудитории. Любой онлайн-проект решает определенную задачу: привлечение определенной аудитории, внимания к выставке или другим, уже офлайновым проектам.

Тамара Великоднева, менеджер цифровых проектов Музея Москвы: Благодаря интернету и цифровым проектам музеи получили возможность выполнять свои миссии на новом качественном уровне. И именно digital-отделы во многих музеях стали локомотивом, помогающим актуализировать культурное наследие для тех людей, которые не имеют привычки или не могут позволить себе посещать музей. Кажется, это одна из самых интересных профессий на стыке культуры и диджитала. Каждый качественный проект в нашей сфере вызывает интерес всего рынка и медиа.

Диджитал-специалисту нужно иметь хотя бы базовый технический бэкграунд или быть готовым разбираться в новом, чтобы понимать, как устроены проекты, которые ты делаешь, сколько на эту работу уйдет ресурсов и как эффективнее управлять работой команды. Важно обладать насмотренностью. Музейному диджитал-специалисту нужно не только следить за трендами в музейной среде, но и иметь любознательность и желание использовать в своей работе лучшие практики из других сфер: медиа, технологий, дизайна, музыки и так далее.

Не стоит бояться ошибок. Важнее запустить больше цифровых проектов, собранных на коленке, и дорабатывать их в случае успеха, чем работать над долгостроями, которые, возможно, не взлетят. И, конечно, следует быть готовым к общению с людьми, интересы, цели и задачи которых могут отличаться от ваших.


Технический директор

Профессия технического директора в музее со временем трансформировалась. Теперь это не просто человек, который отвечает за эксплуатацию здания, но полноценный участник выставочного процесса. Связано это в первую очередь с тем, что устройство современных музеев отличается от музеев прошлого, а выставочные проекты становятся все сложнее в реализации.

Здание современного музея — большой организм, где переплетено огромное количество коммуникационных систем, от электрики до вентиляции. Зачастую техническому директору приходится иметь дело с хрупкими, сложными в инсталляции (и, что немаловажно, дорогими) предметами искусства, требующими особого подхода. Монтаж выставки — творческий процесс, в котором задача технического директора состоит в том, чтобы примирить желания кураторов, координаторов и художников с реальностью. Как установить скульптуру весом 600 килограммов, если допустимая нагрузка на перекрытие — 400 килограммов? Каким белым цветом по таблице цветов RAL красить стену для видеопроекции? Какой экран выбрать для показа архивного видео — TFT, IPS или LED? В музее на эти вопросы может ответить лишь один человек — технический директор.

В музеи технические директоры приходят из смежных сфер. И здесь им вновь приходится учиться. На этот раз — особой чуткости по отношению ко всем участникам выставочного процесса: от кураторов и координаторов до инсталляторов и художников. Помимо технической подкованности необходимо быть психологом, уметь тонко чувствовать людей и следить, чтобы монтаж проходил без происшествий.

Дмитрий Накоряков, технический директор Музея современного искусства «Гараж»: Профессионал в нашей сфере старается не пропускать ни российские выставки, ни международные. Важно ориентироваться в том, что происходит в музейном мире, и развивать кругозор не только в искусстве, но и в техническом плане.

Он должен иметь техническое образование и желательно знать несколько иностранных языков (или как минимум — английский). Без этого, к сожалению, не стать техническим директором в музее современного искусства. Остальное приходит со временем: начинаешь понимать, каких технических условий требует та или иная работа, насколько пыльным может быть монтаж, узнаешь специфику каждого проекта. Работа в сложном здании тоже накладывает свой отпечаток — учишься понимать не только произведения, но и само здание. Кураторам и координаторам тоже не помешает знание пространства и технического устройства современного музея: об этом я рассказываю в рамках спецкурса совместной магистратуры «Гаража» и Вышки «Практики кураторства в современном искусстве». Современные художники работают с различными материалами, начиная от дерева и заканчивая, например, водой, поэтому нужно иметь какие-то базовые представления о материалах с технической точки зрения.

Технический директор должен быть стрессоустойчивым. Под последним мы понимаем месяц непрерывного монтажа без выходных. Он должен быть на связи 24 часа в сутки и отвечать на звонки утром, днем и вечером, не срываясь на крик. В общем, технический директор должен быть всегда на месте (даже ночью), чтобы оперативно придумать решение проблемы. Важно уметь импровизировать. Приходится искать неочевидные решения: как повесить, смонтировать работу или даже починить ее, если она каким-то образом была повреждена при перевозке.


Специалист службы фандрайзинга

Музеи существуют в режиме постоянного поиска денег. И этим поиском должен кто-то заниматься. Фандрайзинг сегодня — неотъемлемая часть любого проекта, от выставочного до просветительского. Даже государственным или муниципальным музеям, которые финансово поддерживает государство, приходится искать деньги «на стороне», если они планируют делать больше, чем позволяют их финансовые возможности.

Что должен уметь хороший фандрайзер? В первую очередь он аналитик, который может понять, как рассказать о проекте потенциальному партнеру. В то же время он — мастер переговоров. Партнерство не может быть выгодно лишь одной стороне, поэтому в музее придумывают возможные варианты интеграции в проект. Одним словом, фандрайзер выступает неким связующим звеном между проектом и его возможным партнером, совмещая роли аналитика и тонкого дипломата, который знает, как подружить культурную индустрию и капитал. И если в конце описания выставки вы видите имена нескольких крупных спонсоров, значит, кто-то над этим серьезно поработал.

Юлия Чернова, соосновательница v confession agency: Сейчас популярно выражение out of the box thinking . Это очень важный навык для людей, которые занимаются фандрайзингом. В процессе переговоров с потенциальным партнером есть неисчислимое количество сценариев. И здесь очень важно не принимать шаблонные решения. Думая какими-то стандартными спонсорскими пакетами, предложениями или форматами, мы упускаем целый набор возможностей, которые могут открыться в результате взаимодействия двух сторон.

Хороший фандрайзер очень много общается. И делает это постоянно, где бы он ни находился. Ведь не знаешь, когда получится завести полезное знакомство.

Сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Такие долгие и крепкие отношения — цель любого фандрайзера. Фандрайзинг часто воспринимается как цепочка финансовых удач: где-то повезло, кто-то дал деньги. На самом же деле это результат долгой стратегической работы. Без целеустремленности и упорства сложно достичь желаемого результата. Наша работа связана не только с победами, но и с поражениями, особенно на начальном этапе. В рамках совместной магистратуры «Гаража» и Высшей школы экономики мы готовим специальный четырехдневный курс, в котором рассказываем студентам о тонкостях фандрайзинга.


Специалист по работе с аудиторией

В отделе по работе с аудиторией знают о своем посетителе почти все: как он перемещается по выставке, читает ли экспликации, сколько раз в месяц покупает книги в музейном магазине и сколько раз завтракает. Во всех музеях мира пытаются понять, кто же все-таки к ним ходит. Иногда специалисты честно признаются, что не знают. Но чаще — предпринимают попытки очертить примерный облик своего посетителя. В любом случае сотрудники отдела по работе с аудиторией знают о вас куда больше, чем вы думаете.

Они не ограничиваются одной лишь аналитикой, но применяют собранные данные на практике: планируют маршруты так, чтобы посетитель не стоял в очередях (или хотя бы стоял не слишком долго), определяют идеальные экскурсионные программы, придумывают новые поводы заглянуть в музей в будни и, кроме всего остального, задают стандарты для других музейных профессий — медиаторов и смотрителей. Это мастера коммуникации в широком смысле слова. Правда, свою коммуникацию они выстраивают почти незаметно, создавая комфортную среду в современном музее.

В период самоизоляции таким специалистам пришлось выработать новую модель посещения музея. Распределение сеансов посещения по времени, напольная разметка, измененная навигация — все это не появилось просто так. За каждым взаимодействием посетителя с инфраструктурой музея — от покупки билетов до вопросов смотрителей — стоит невидимый труд специалиста по работе с аудиторией.

Егор Санин, руководитель департамента по работе с аудиторией Музея современного искусства «Гараж»: Опыт посещения музея — такая мозаичная, многогранная структура, которая складывается из огромного количества факторов и зависит в том числе от уровня сервиса. Работа с аудиторией — одно из мультидисциплинарных направлений в музейной практике. Хорошо, если в эту сферу попадают люди из смежных, но не связанных с музеем профессий. Среди них могут быть те, кто занимался гостиничным делом или, например, организацией спортивных мероприятий.

Одна из самых значимых функций государства — сохранение исторического и культурного наследия. И лучшей формой его сохранения являются, конечно же, музеи. В каждом городе обязательно есть три-четыре музея: краеведческий, изобразительных искусств, тематический. А что уж говорить о столицах — там их не намного меньше, чем магазинов или парикмахерских. Сегодняшняя героиня журнала Reconomica , Ирина, живет в Челябинске и уже несколько лет работает в Челябинском краеведческом музее. Она прошла путь от хранителя музея до специалиста по музейно-образовательной деятельности, поэтому как никто другой знает все нюансы и особенности профессии музейного работника. Итак, слово Ирине.

Как я стала работать в музее

Меня зовут Ирина, мне 34 года.

Я работаю в музее уже несколько нет и в ближайшее время уходить не собираюсь, хотя не могу сказать, что мне всё нравится.

Работать в музее вполне можно, особенно если ты занимаешься при этом какой-либо научной работой или продолжаешь учиться заочно.

Но все, конечно, зависит от того, в каком музее ты работаешь, к какому уровню и тематической направленности он принадлежит, и, наконец, кто является его владельцем: частное лицо (бизнесмен, юридическое лицо) или государство (федеральный или муниципальный уровень).

Немного о музеях Челябинска

У нас в Челябинске, вроде бы миллионном городе, относительно немного музеев:

  • два городских — изобразительного искусства и краеведческий;
  • несколько частных, которые, скорее всего, играют роль помощника бизнеса (Аркаим, народного промысла);
  • множество небольших, которые принадлежат крупным предприятиям (ЧТЗ, ЧМК, ГУФСИН, ЧТПЗ и др.), но считать их полноценными музеями даже не совсем прилично.

Челябинский краеведческий музей

Челябинский краеведческий музей.

Большинство музеев, принадлежащих государству и курируемых Министерством культуры, по-прежнему сталкиваются с проблемами недостаточного финансирования со стороны государства, кражами музейных экспонатов, потребностями в ремонте хранилищ, недостатком кадров и, конечно же, везде низкие зарплаты. Почти половина музейных помещений в нашем городе (за исключением краеведческого, для которого относительно недавно было построено отдельное современное здание) расположены в старинных зданиях, которые не представляется возможным оснастить необходимым оборудованием для хранения и реставрации экспонатов. Они зачастую подвергаются хищениям, возгораниям, требуют проведения капитального ремонта.

Однако, невзирая на данные сложности, можно отметить, что устроиться на работу в музей достаточно сложно.

Например, мне удалось это сделать благодаря связям моей мамы, работающей в Челябинском Министерстве культуры. Я устроилась в Челябинский краеведческий музей.

Чем занимаются музейные работники

Средняя зарплата работников музея минимальна и составляет примерно 20-25 тысяч рублей, но здесь все зависит от научных регалий, специальности и должности.

Хранитель музея

Экспонаты нашего музея — отдельная тема для разговора. Есть экспонаты, связанные с Великой Отечественной войной, с историей Челябинска и всего нашего региона. Есть уголок, посвященный строительству железной дороги. Можно сказать, что наш музей даёт людям возможность почувствовать историю Южного Урала в её чистом виде. Помимо постоянных экспонатов, мы регулярно проводим выставки с местными художниками.

музей

Наш музей даёт людям возможность почувствовать историю Южного Урала в её чистом виде.

В первое время я работала хранителем музея. Это именно те работники, которые незаметны для посетителей. Их труд очень важен для функционирования музея, и в то же время тяжел и, главное, скучен.

Я должна была заниматься и отвечать за прием, маркировку, систематизацию экспонатов, а также контролировать условия их хранения. На мне лежала ответственность за транспортировку экспонатов, их упаковку, оформление экспертного заключения. И не стоит забывать, что аллергикам в эту профессию вход закрыт, ибо пыль, отрава от крыс, а различные вредители тут присутствуют в огромном количестве.

Научный сотрудник

Одновременно со мной работала женщина, ей было 37 лет, и она была научным сотрудником. Для этой должности, кроме высшего образования, нужна научная степень.

Научные сотрудники занимаются научным направлением деятельности музея:

  • проводят исторические исследования,
  • организуют и посещают конференции,
  • читают лекции для посетителей,
  • ездят в археологические и этнографические экспедиции,
  • готовят публикации для СМИ.

Методист

Кроме того, на ней же лежала обязанность и функции работы методистом. Эта творческая профессия совмещает в себе две функции: научно-просветительскую и музейно-образовательную.

Специалист по научно-просветительской деятельности работает над методиками проведения экскурсий, готовит экскурсоводов, следит за качеством их работы. Организация научных конференций, семинаров, издательство научных трудов также под ответственностью такого сотрудника.

музей

На этой должности, в первую очередь, предполагалась работа с детьми и студентами. С моей помощью на базе музея проходили открытые уроки, тематические вечера, конкурсы и другие мероприятия.

Эта профессия относится к разряду творческих, так как подразумевает под собой работу с людьми, необходимость идти в ногу со временем, экспериментировать с формой подачи образовательных материалов.

Экспозиционер

И еще в одной должности я проработала почти 1,5 года — это экспозиционер. В мои обязанности входило:

  • разработка планов выставочной деятельности,
  • аннотации к экспонатам,
  • оформление выставки,
  • расположение предметов в выставочном зале.

Нужно учитывать, что посетители видят далеко не все, что находится в фондах музея. Именно мне и приходилось решать и обосновывать перед руководством и научным советом нашего музея, что попадет на выставку, что требует реставрации, а что будет интересно только научным сотрудникам.

Экскурсовод

По выходным я немного подрабатывала экскурсоводом. Мне доплачивали по 700 рублей за 1 день.

Причем, в мои обязанности входили не только организация и проведение самих экскурсий, но и запись экскурсионных групп, синхронизация времени посещения.

в музее

Экскурсовод — профессия интересная, ответственная и даже творческая.

Данная работа требует большой сосредоточенности, хорошей памяти и внимания.

Организатор экскурсий совмещает в себе обязанности менеджера. Принятие заявок, составление договоров с организациями, консультирование по вопросам работы музея — все эти функции требуют умения общаться с людьми. Ну и, конечно же, экскурсовод — профессия интересная, ответственная и даже творческая. Экскурсовод должен уметь увлекательно преподать информацию, удержать внимание посетителей, особенно школьников. За соблюдением правил в выставочных залах, конечно же, необходимо следить.

Поэтому в музее работают, как правило, либо временно, либо, на мой взгляд, просто от безысходности.

Читайте также: