Повивальная профессия что такое

Опубликовано: 02.10.2024


Джордж Морланд, жанровая картинка: акушерка передаёт новорожденного родителю (1788 г). Изображение с сайта keywordhut.com

Сегодня весь мир отмечает Международный день акушерки. Этот праздник сравнительно новый – он возник в 1987 году в Голландии, на Международной конфедерации акушерок. А в 1992 году был официально признан.

Само слово «акушерка» пришло к нам из французского языка. Его значение – «помогать при родах». В России же подобных вспомогательниц называли иначе – «повивальная бабка» или же просто «повитуха».

В этот мир – под бабкины напевы

Повивальная бабка выводила рулады:

В городе Вифлееме,
На реке на Ердане,
На камени на Латоре
Спала Пресвятая Богородица.
Спала и почивала,
Свово Спаса-дитю –
Предвечна Бога –
В ясной ночи из утробы дожидала,
Привиделся ей сон страшен и грозен,
Егда являлся Спас многомилостивый:
«Будто я Исуса носила,
Понося его, без болести крестила,
С Иваном Крестителем Крестила,
С бабушкой Саламанидой одевала,
В пелены белые пеленала,
В шелковые поясья повивала,
На горе на Серафиме
Вырастало тут дерево велеко,
Дерево кипарисно прекрасное,
На том дереве явился крест –
Чуден-пречуден и злачён-предлачён.
На этом дереве, на этом кресте
Христа Исуса распинали,
Его кровь в чашу сточали,
Эта кровь – вода святая:
Слепым на зрение,
Хромым на похождение,
Убогим на здравие,
Рождающем женам – вспоможение.

Это была первая песня, слышанная ребенком, новым человеком. Именно в этот момент, вот под эти слова он появлялся на свет. Так пели во Владимирской губернии, однако же в других российских уголках тоже существовали похожие песни.

Повивальная бабка была человеком особенным. Именно она сидела рядом с роженицей и ребенком до того, как он примет крещение – отгоняла нечистую силу. Она же обязательно присутствовала на свадьбе своего восприемника. Если, конечно, доживала – бабка, пусть и повивальная, тоже имела свой срок.

В воспитательных домах – там, где существовали приюты для «сирых и неимущих родительниц» – одна лишь повивальная бабка могла заходить в палату к такой роженице. Следовало соблюдать анонимность – ведь «сирая» изначально решила отказаться от своего отпрыска. Но повивальная бабка имела высший допуск секретности.

Неудивительно, что к тем, кто решил посвятить себя «бабьичему делу», предъявлялись строжайшие требования.

«Всякая повивальная Бабка должна быть… благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва… должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно».

Повивальная бабка могла быть либо незамужней девушкой, либо вдовой – никаких телесных наслаждений она не должна была испытывать. Разве что рюмочку сладкой наливки пропустить – многие повитухи, невзирая на запрет, на этот счет грешили. Но, естественно, не напивались вусмерть, все в пределах допустимого.

А в 1886 году вышло учебное пособие «Полное руководство к изучению Повивального Искусства». В нем было сказано: «Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чем всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства».

Повитуха, приемница и пупорезка

«Искусство повивания или Наука о бабичьем деле» Н.М.Амбодик-Максимовича (титульный лист, 1784 год).Изображение с сайта medline.ru

Формально и теоретически существовала разница между повивальной бабкой и повитухой. Повитуха была рангом ниже, и образование ее было поверхностнее. Но народ довольно плохо в этом разбирался. Постоянно путал эти два понятия. Что повивальная бабка, что повитуха, она же приемница, она же пупорезка – все едино. Не удивительно – врача от фельдшера толком никто не различал, а здесь такие тонкости.

К подготовке повивальных бабок относились с предельной серьезностью. Для их подготовки повсеместно открывались высшие и средние учебные заведения – повивальные институты и повивальные школы соответственно.

Первые же заведения этого рода стали появляться в нашем государстве еще в середине XVIII века. Там преподавали иностранцы, большей частью, немцы. Точнее, немки – для мужчины эта отрасль медицины считалась заповедной, доктор сильного пола не имел права даже прикасаться к чужой беременной жене. Впрочем, встречались исключения. В частности, в начале XIX века в России пользовался популярностью врач Нестор Максимович Амбодик-Максимович, которого многие считают отцом-основателем отечественного акушерства.

Его перу принадлежит фундаментальный труд «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле». Кроме того, доктор Амбодик кардинально переоборудровал родильное отделение Санкт-Петербургской Калинкинской больницы.

Другой доктор, некто Ф.Залесский восхищался: «Замечательно здесь устройство родильной кровати. Эта железная кровать имеет, вместе с лежащею на ней постелью, вышину с лишком полтора аршина, так что акушер не имеет нужды нагибаться к родильнице. Верхний, обитый юфью, тюфяк составлен из нескольких кусков, могущих укладываться различно; в среднем куске сделана овальная выемка и в нее вставляется продолговатый довольно глубокий медный таз, края которого однакож стоят ниже уровня тюфяка… Новорожденному можно здесь немедленно сделать теплое купание… и тут же может ему удобно быть подана всякая помощь, в случае мнимой смерти…

Удобно расположенное помещение этого отделения в нескольких комнатах, из которых каждая имеет свое специальное назначение, размещение кроватей, проветривание комнат, ватерклозеты, резервуары горячей и холодной воды, снаряд для припарок, настоев, сушильня для детского белья, – все это устроено не только с отличною основательностью и знанием дела, но и весьма красиво».

По тем временам – роскошь удивительная, особенно, если учесть, что контингент Калинкинской больницы традиционно состоял из представителей так называемого городского дна.

Столетие назад в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове действовал Императорский клинический повивальный институт. В нем не только обучали, но и принимали роды. Правда, его чаще называли «институтом Отта» – в честь его директора Дмитрия Оскаровича Отта.

Этот незауряный человек был не только талантливым врачом, но и вполне приличным менеджером – именно при нем и именно его стараниями возникло новое здание института. Его выстроили за 4 года, при этом на строительстве работали 400 тысяч рабочих.

Автор проекта, архитектор Леонтий Бенуа писал: «С Д.О.Оттом мы работали очень дружно и согласно, он проводил свои идеи твердо и неуклонно, ставил свое детище на ноги, а я ему в этом помогал».

Условия были роскошными. Специальная система кондиционирования нагоняла в палаты свежий воздух, да не откуда-нибудь, а из сада, разбитого при институте. После чего воздух проходил через тканевые фильтры, увлажнялся над специальным бассейном с фонтанами, затем согревался и уже после этого поступал в помещения. У каждой кровати висел телефон. А специальный концертный зал был оборудован органом фирмы Валькер.

Отт руководствовался вполне определенной задачей – дать возможность «забыться страждущему, рассеять его мрачные мысли и облегчить душевное настроение».

Многие известные люди родились в этом учреждении. В частности, философ Лев Гумилев, сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

В Москве же, на Мясницкой действовало Долгоруковское училище повивальных бабок. Оно появилось в 1882 году при больнице для чернорабочих. А в 1889 году на средства известной московской благотворительницы Агриппины Абрикосовой был открыт бесплатный родильный приют на 59 коек. Еще один открылся после ее смерти, в соответствии с духовным завещанием.

А еще в каждом городе существовала забавная по названию, но весьма ответственная и серьезная по сути должность – городовая повивальная бабка. Она находилась при полиции и принимала роды в экстренных случаях, каковых, ясное дело, было множество.

Кстати, в 1902 году в стране насчитывалось 9000 зарегистрированных повивальных бабок, из которых 6000 жили в городах, а 3000 – на селе.

«Фабрика ангелов» и прочие злодейства


Средневековая книжная миниатюра. Изображение с сайта menysnoweballes.wordpress.com

Роль повитухи была двойственной. Сакральность профессии предполагала, с одной стороны, уважение, доверие и нижайшее почтение общества, а с другой – бабку постоянно подозревали в колдовстве и прочих нехороших шалостях. А если вдруг бабки и впрямь попадались на чем-нибудь этаком, общество и газеты вовсю смаковали событие.

«В ночь на вчерашнее число арестован за химическую обструкцию студент Университета Лобанович, у которого обнаружены воззвания коалиционного комитета и колбы с химическими составами. Одновременно арестована повивальная бабка Хая Виленская, у которой обнаружено несколько флаконов для химической обструкции и партийная переписка».

«Приведенная на допрос в жандармское управление политическая арестантка (акушерка – повивальная бабка) еврейка Фрумкина бросилась на допрашиваемого ее начальника губернского жандармского управления генерал-майора Новицкого и нанесла ему удар в правую сторону шеи десертным ножом. Рана не внушает опасений».

Эта газетная заметка относится к 1903 году. Мы видим, что в то время слово «акушерка» уже существовало наряду с «повивальной бабкой», но, правда, только лишь входило в обиход.

А Николай Лейкин в одном из своих фельетонов упоминал петербургскую вывеску, написанную на трех языках: «Повивальная бабка, Sage femme, Hebamme». Но это уже вопрос брендинга.

Случай в Одессе


Изображение с сайта kara-ls.blogspot.ru

Бабушка схватила чемоданчик и рысью побежала в квартиру номер семь. Она привыкла к тому, что ее беспокоили ночью, так как почему-то все одесситки предпочитали рожать именно ночью, а не днем. Так было принято в Одессе. Ночью в квартире номер семь на свет появились двое детей-близнецов. Одному из близнецов предстояло впоследствии стать Леонидом Утесовым, прославленным артистом нашей эстрады».

Конечно же, нечто подобное могло произойти только в Одессе.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

А и правда, повитуха – это человек или животное? А может быть, так называют особую болезнь?

Жаба-повитуха – это земноводное

На самом деле существует на нашей планете такая жаба. Встретить её можно и в городах, и в лесах, и в горах, и вблизи чистых озёр. Широк ареал распространения, где обитает жаба-повитуха. Это:

  • Великобритания.
  • Швейцария.
  • Бельгия.
  • Испания.
  • Португалия.
  • Франция.
  • Нидерланды.
  • Люксембург.
  • Германия.

Некрупное, покрытое бородавками земноводное достигает в размере всего 5 сантиметров. Относят её к семейству круглоязычных.

повитуха это

Своё название эта жаба получила, вероятнее всего, из-за того, что икринки, из которых впоследствии вылупятся головастики, как бы упакованы в длинные ленты. Самец обвивает эти ленты вокруг своих бёдер – таким образом, будущее потомство находится постоянно под надзором заботливого папаши.

Пупорезница-пуповязница

А вот ещё и профессия с таким названием в древности была. Так кто такая повитуха? Чем она занималась?

Если перевести название на современный язык, то повитуха – это акушерка. То есть в древности была этакая женщина, знающая способы борьбы с некоторыми гинекологическими заболеваниями, умеющая принять роды, перевязать пуповину у младенца. Оттого и называли часто её не только приемницей, из-за того, что принимала она младенца из чрева матери, а ещё и бабкой-пупорезницей да бабой-пуповязницей, поскольку процедуру перерезания пуповины и её обработки также возлагали на знахарку.

 кто такая повитуха

Слова, близкие по значению

Определив значение слова «повитуха», можно продолжить синонимический ряд. Оказывается, как утверждают словари, сюда же относятся такие лексические единицы, как сповивальница, сповивалка, повивальница, повивальщица, повивалка. Часто к определениям с перечисленными корнями добавлялось существительное «бабка» или «баба». Например, говорили: «Пришла повивальная бабка!» Иногда это слово употреблялось с приложением из перечисленного. Например, можно было сказать «бабка-сповивальница» или «баба-повитуха».

Да и в случае, когда приложение опускалось, ни у кого не было сомнения в том, о ком же идет речь.

«Тоська-то пузата! Скоро уж бабку звать придётся!» - шептались кумушки у колодца. И не стоило уточнять: речь идёт о беременной соседке, у которой, вероятно, в скором времени ожидалось появление младенца. «Бабку звать» - обозначало обратиться за помощью к акушерке. Повитуха - та, которая помогала женщине стать матерью.

значение слова повитуха и его определение

И сегодня иногда нерадивому гинекологу приходится выслушивать: "Да вы не врач, а бабка-повитуха!" Говорящий, видимо, подразумевает, что доктор не обладает современными знаниями.

Таким образом, и "акушерка", "акушер", "гинеколог" - тоже в некотором роде слова данного синонимического ряда.

Требования к повитухе

Это нынче акушерке для того, чтобы начать работать в данной сфере, достаточно иметь в кармане диплом. Даже опыта работы не нужно. А раньше дело обстояло совсем не так.

Молодая нерожавшая девица не должна была единолично принимать роды. Недаром же в самом названии профессии было указание на возраст – «баба-повитуха». Кого так называли? Пожилую женщину, имеющую детей. Причём все они должны быть живыми. Сама же «баба» во многих селениях только тогда имела право выполнять роль повитухи, если не жила половой жизнью и уже «отмылась», то есть месячные у неё уже прекратились.

баба повитуха кого так называли

Зачастую повитуха использовала не только своё умение принимать роды, но и заговоры, молитвы. Она как бы совмещала роли акушерки и знахарки.

Дипломированная повитуха – нонсенс или правило?

Конечно, в древние времена зачастую принимали роды бабки-повивальницы, получившие навыки у своих родительниц.

Но наряду с этим уже в середине 18-го века в России появились учебные заведения, готовящие медицинский персонал в этой области. «Повивальные институты» давали высшее образование, «повивальные школы» – среднее. Причём специалистка с высшим медобразованием гордо именовалась «повивальной бабкой». А вот после повивальной школы выходили всего-то «сельские повивальные бабки».

Регламентировать в этой связи можно также значение слова «повитуха». И его определение в некоторой степени удивит языковедов. Ведь, оказывается, повитуха имела самый низкий ранг, поскольку получала заочное образование.

Вот как, оказывается, словари лгут, ставя «повитуху» в один синонимический ряд с «повивальной бабкой»! Это всё равно, что врача назвать медсестрой или фельдшером.

После революции 1917 года эти учебные заведения были переформированы. И медработников в области родовспоможения перестали звать повитухами и повивальными бабками, поскольку полового различия среди медработников уже не делали, как и на возраст тоже никто не смотрел.

До первой половины XIX века на территории нашей родины доминировало народное акушерство. То есть в дома — как сельских, так и городских рожениц — приглашали в основном повитух без образования. Что было с собой у тех несертифицированных повивальных бабок? Свежее коровье масло, вино, сахар и чистая водица. Маслом смазывались пальцы акушерки перед осмотром беременной женщины. Считалось, что вино и сахар могут укрепить роженицу, если она сильно «утрудилась». Главная задача повитухи состояла в том, чтобы «дружески уговаривать» женщину тужиться и довериться естественному ходу вещей.

Интересно, что в то время еще не знали о существовании гормона беременных ХГЧ и не умели определять беременность научным способом. К признакам беременности при этом относили: «наклонность к душевным возмущениям», «озноб и корчи в животе», «перемену грудей». И фактически самым главным признаком беременности считалось возникновение схваток.

Если беременная женщина хотела получить во время родов какие-то дополнительные обезболивающие процедуры, — например, «припускание пиявок» или загадочное «вправление живота», за эти манипуляции выставлялся отдельный счет. В основные же обязанности повитухи входила подготовка специальной кровати для роженицы, с разными подушками, чтобы женщине было удобнее тужиться. Но в некоторых семьях для родов уже был приготовлен специальный семейный родовой стул — в нем вынималось сиденье, а под стул ставили таз для нечистот. К стулу были приставлены специальные ступеньки, чтобы роженице было удобно упираться ногами во время схваток. Интересно, что роженицам не навязывалось никакой определенной позы. Различались стоячее, сидячее, пониклое (на коленях и локтях) и лежачее положение на спине.

Помимо самого принятия родов, в спектр услуг повитухи входили такие вещи: после рождения ребенка она должна была обрезать пуповину и проследить, чтобы осуществилось рождение плаценты, которую традиционно называли последом. Послед по обычаю помещали в чашу с водкой — дабы испарения смогли благотворно повлиять на здоровье матери и ребенка. (Мы чувствуем, что вы сейчас порадовались, что живете в XXI веке).

Профессионализация акушерства

Постепенно люди стали понимать, что нужно делать систему акушерства в стране более профессиональной. В 1754 году старшим врачом медицинской канцелярии Павлом Кондоиди было инициировано принятие закона об открытии повивальных школ и о «снабжении столиц и городов испытанными в сем искусстве повивальными бабками». Можно было бы предположить, что сразу после этого в России действительно открылись школы и всех практикующих повитух обязали пройти профобучение.

Но у России уже тогда был свой путь, и в итоге еще до открытия этих учебных заведений просто провели аттестатацию всех практикующих повитух, с них взяли присягу — то есть фактически их профессиональный статус был подтвержден без получения каких-либо новых знаний.

В это же время помимо повивальных бабок на арене акушерства в России появляются и мужские профессии: «профессора бабичьего дела» и «лекари-акушеры». Как правило, они напрямую не участвовали в родовспоможении, роды оставались женским пространством, а мужчины лишь координировали действия повитух или же преподавали акушерскую науку.

В итоге первые повивальные школы открылись в России в 1757 году. Образовательный контекст тоже был довольно специфическим. С одной стороны, преподавание вели немецкие специалисты — например, Иоганн-Фридрих Эразмус в Москве и Андрей Линдеманн в Санкт-Петербурге. Но они при этом обладали только теоретическими знаниями и ни разу не принимали роды (!). С другой стороны, студентки повитухи должны были сначала освоить немецкий язык, чтобы разобраться в новой информации о том, как нужно помогать роженицам. Два этих профессиональных мира — женский и мужской — соприкасались с друг другом только на этих теоретических занятиях.

Стало понятно, что так дело дальше тоже не будет двигаться. И тогда решили основать родильные госпитали. Рожать в них должны были незамужние малообеспеченные женщины, не имевшие возможности платить частным акушеркам. И фактически на этих женщинах практиковались ученицы первых повивальных школ.

Открытие подобных родильных госпиталей было важной вехой и для мужчин в профессии, потому что их в то время точно не допустили бы свидетелями родов в домашней обстановке, а в таких институциях они могли хотя бы некоторым образом приобщиться к родовспоможению, хотя делать это они всегда должны были в присутствии акушерки. В 1829 году широкую известность получил случай доктора Баженова, который осмотрел беременную без акушерки и был отдан за это под суд.

Важной вехой в истории отечественного акушерства стал выход переведенной на русский язык книги Луи Сосерота, одно название которой сейчас читаешь с содроганием: «Краткое испытание многих закоснелых мнений и предразсуждений. Касательно беременных жен, родильниц и новорожденных детей: со врачебным изследованием многих злоупотреблений, бывающих причиною уродов, человеческое племя обезображивающих: и с кратким объяснением средств, к отвращению сего служить могущих. Для пользы российских лекарей и повивальных бабок» (1786) Сосерот писал, что беременные женщины не должны носить узкие юбки и шнуровки, потому что такая одежда может привести к выкидышу, а также ругал повитух за то, что они дают роженицам вино, и советовал женщинам обращаться исключительно к обученным акушеркам.

Патриах российского родовспоможения Нестор Максимович-Амбодик написал первую книгу об акушерстве на русском языке под более исчерпывающим названием «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» (1784). Можно сказать, что он буквально объявил войну сельским повитухам без образования — отчаянно критиковал их за суеверность и сумасбродство. Максимович-Амбодик вовсю пропагандировал использование щипцов во время родов, потому что считал, что щипцами можно достать ребенка из женщины аккуратнее, чем руками.

В 1789 году был принят новый закон: теперь приступить к акушерской деятельности бабка-повитуха могла только, пройдя специальный экзамен и доказав свои теоретические знания (естественно, на практике это правило почти не соблюдалось, потому что образованных акушерок было ничтожно мало, а доверия к ним в среде населения не было). Это вообще довольно интересный исторический документ — первый устав в России, регламентирующий женский труд. Теперь за повитухами закреплялись следующие обязанности: они должны были помогать в родах, иметь при себе учениц и вести рапорты о своей деятельности, а также доносить на случаи инфантицида. Этот устав впервые разграничивал действия акушерок и врачей: первым запрещалось осуществлять какие-либо хирургические вмешательства и запрещалось лечить рожениц от каких-либо болезней. При трудных родах акушерка должна была обязательно приглашать врача, профессора. Впервые в уставе также оговаривалась возможное проведения «кесарского сечения» — только его в то время осуществляли, как правило, в самом ужасном случае: если мать умерла во время родов и был шанс с помощью кесарева сохранить жизнь ребенка. Помимо всего этого на повитухи не имели права делать аборты и должны были сообщать в вышестоящие органы, если им будут известны подобные случаи «плодоизгнания». Также повитух могли теперь привлекать в судебных инстанциях для осмотра пострадавших женщин, ставших жертвами сексуального насилия.

Повивальное дело в России: от повитухи к роддому. Этапы большого пути.

Традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся почти каждый год, воспринимались всеми, как самое что ни на есть естественное событие. Наши предки благодарили Бога за благосклонность в случае благополучного появления на свет ребенка, но и со смирением принимали его потерю.

Кто такая повитуха

Кто такая повитуха

В конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, так называемый Аптекарский приказ. Традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали повитухи.

Повивальные бабки славились своим умением, основанном на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века.

При Петре I в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Так начался формироваться медицинский научно-обоснованный "мужской" подход к процессу родоразрешения, вытесняя естественно-интуитивное "женское" ведение беременности и родов. Хотя до начала XIX века "врачам не только не разрешалось изучать акушерство на человеческом теле, но если врач исследовал роженицу без повивальной бабки, то его отдавали под суд" (В. П. Лебедева, 1934).

В 1754 году Павел Захарович Кондоиди, лейб-медик при императрице Елизавете Петровне, подал в собрание Правительствующего Сената "Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества". Все "бабки российские и иностранные" должны были, согласно этому "Представлению", пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, "кои по аттестатам явятся достойны", приводились к присяге — отчего и звались такие бабки присяжными. Список присяжных бабок, имеющих разрешение на самостоятельную практику, предполагалось подавать в полицию "для народного известия".

Принимая присягу на Библии, каждая повивальная бабка обещала, среди прочего, что:

"днем и ночью, немедленно ходить к роженицам богатым и убогим, какого б чина и достоинства ни были"; "ежели родины продолжительныя будут, к муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду с терпеливостью ожидать настоящаго времени, при том же бранливых слов, клятв, пьянств, непристойных шутокъ, неучтивых речей и прочаго совершенно удерживаться"; "к выкидыванию младенца дачею проносных и изгонительных лекарств или каким либо другим образом ни с кем и никогда соглашаться не буду, и к тому себя употреблять ни за что не дам" и др.

Первые родовспомогательные учреждения

29 апреля 1754 года Правительствующий Сенат утвердил Представление Медицинской Канцелярии, со всеми его приложениями, издав Указ "О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества".

Первым профессором и преподавателем "бабичьего дела" в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус, вызванный Кондоиди из города Пернова (нынешний Пярну). В 1757 году в Москве и Петербурге основываются первые школы для подготовки квалифицированных повитух. Обучение вели акушерки (иностранные, в основном немки), а не врачи. Мужчинам-врачам пока еще было запрещено прикасаться к беременной женщине.

С началом развития капитализма вчерашние крестьяне, попадавшие в город, обитали в несравнимо более скверных условиях, чем в деревне. С укрупнением городов начинают понемногу меняться нравственные устои, происходит размывание статуса семьи. Именно в городах растет число внебрачных беременностей. Государство было вынуждено организовывать родильные приюты для самых бедных городских жительниц.

Родовспомогательные заведения изначально предназначались исключительно для женщин из беднейших слоев населения, а также для незамужних рожениц в качестве тайного убежища. Рожать в больнице было как бы зазорно, поэтому многие из тех, кто желал воспользоваться медицинской помощью, приглашали повивальных бабок на дом.

Повивальная бабка, повитуха, роды в России

В 1764 году по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом и при нем Родовспомогательное отделение для незамужних рожениц, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение — "Родильный госпиталь" — для бедных родильниц.

В царской России было принято жертвовать изрядные суммы на благотворительность. Родильные приюты создавались подобно ночлежкам и богадельням из человеколюбивых побуждений, а не из-за медицинской необходимости.

Становление акушерства

Научное становление акушерства и улучшение преподавания "бабичьего дела" в Петербурге произошло благодаря Н.М.Максимовичу-Амбодику которого справедливо называют "отцом русского акушерства". В 1782 году он первым из русских врачей получил звание профессора повивального искусства. Н.М.Максимович-Амбодик ввел занятия на фантоме и у кровати рожениц, использовал акушерский инструментарий. Он написал первое русское руководство по акушерству "Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле", по которому обучались многие поколения русских акушеров.

Н.М.Максимович-Амбодик, широко образованный врач, талантливый ученый и педагог, горячо любивший свое дело, первый ввел преподавание акушерства на русском языке, боролся против иностранного засилья в русских медицинских учреждениях. Он был горячим патриотом, проявляющим заботу о росте населения России: эпиграфом к своему "Искусству повивания" он поставил выведенные жирным шрифтом слова: "Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, полезным содержанием новорожденных детей, чем населением необработанной земли немецкими чужеземными пришельцами".

С другой стороны, именно с этого времени к беременной женщине и на роды стали допускаться мужчины-врачи — всего 200 лет тому назад дали им "дотронуться" до беременной. Эти 200 лет характеризуются непрерывной борьбой врачей за усиление своего влияния на рожающую женщину. Сначала они передавали повивальным бабкам лишь азы научных знаний, позже активно начался процесс вытеснения повитухи с ее законного поприща, где она исправно трудилась тысячелетиями.

При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан "Устав повивальным бабкам", по которому к "бабьичему занятию" допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость, "дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять". Важно отметить, что присяжные бабки "недостаточным родильницам" должны были "услуживать безденежно". В столицах присяжная повивальная бабка числилась в штате каждой полицейской части наряду с пожарными, фонарщиками и т. д.

В 1797 году в Петербурге по инициативе императрицы Марии Федоровны был открыт третий родильный госпиталь на 20 коек. Это было первое в России родовспомогательное и вместе с тем образовательное учреждение — Повивальный институт (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Отта). "Родильня" принимала беременных женщин в любое время суток. Родовспоможение и пребывание в стационаре осуществлялось обычно безвозмездно, и предназначалось в основном для замужних бедных рожениц. Повивальное искусство в институте читал Н.М.Максимович-Амбодик.

После смерти Марии Федоровны Николай I указом от 6 декабря 1828 года объявил Повивальный институт государственным учреждением и согласно желанию усопшей матери назначил его покровительницей великую княгиню Елену Павловну. Учреждение получило название "Императорский Институт повивального искусства с родильным госпиталем". При нем в 1845 году начала работу первая в России школа сельских повивальных бабок.

После отмены крепостного права в 1861 году повивальная бабка работала как в системе вновь образованной земской медицины, так и в государственной системе здравоохранения. За свою работу повивальным бабкам назначалось жалование и повышенная пенсия, а также "за долговременное рачительное исполнение обязанностей" они отмечались знаками отличия и правительственными наградами.

Подготовка повивальных кадров, их обязанности

В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "сельская повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование).

Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание повивальная бабка выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия "Присяги повивальных бабок о должности их".

На повивальную бабку возлагалось "подавание пособий" и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний.

Повивальные бабки ежемесячно предоставляли во врачебные управы отчеты о проделанной работе, сельские повивальные бабки — раз в квартал.

Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет.

Сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти.

Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства.

Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень.

Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.

Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения, быть честной и уважаемой в обществе. Она получала благословение у священника, регулярно исповедовалась и причащалась.

Как уже отмечалось, согласно "Уставу повивальным бабкам", "всякая повивальная бабка должна быть <. > благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, <. > должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно".

С развитием общества росло и число подготовленных повивальных бабок, а не просто случайных помощниц — родственниц и соседок. В 1757 году по регистрации в Москве работало 4 повивальных бабки. В 1817 их было в Москве уже 40, а в 1840 году — уже 161 повивальная бабка. А в учебном году одна только Военно-медицинская академия в Петербурге готовила около 500 повивальных бабок. В 1902 было уже 9000 повивальных бабок, из которых 6000 жили и работали в городах, а 3000 — в сельских местностях.

Первые родильные дома

В XVIII веке начинают открываться родильные дома. Родовспомогательные заведения, родильные дома и приюты устраивались для помещения на время родов и послеродового периода беременных из "недостаточных классов населения" или для предоставления возможности за плату провести роды в обстановке, соответствующей научным требованиям антисептики и асептики. Но вскоре после их организации врачи встретились с тяжелым, часто смертельным осложнением — "родильной горячкой", т. е. послеродовым сепсисом. Массовые эпидемии этой "горячки" были бичом родильных домов и в первой половине девятнадцатого века. Летальность от послеродового сепсиса колебалась в отдельные периоды XVIII — первой половины XIX веков от 10 до

Домашние роды

В XIX веке два крупных научных открытия — введение эфира и хлороформа в целях обезболивания, а также изучение путей распространения инфекции во время и после родов и первых средств борьбы с ней — сильнейшим образом отразились на судьбе родовспоможения. Развитие акушерства пошло по пути все большего внедрения в практику лекарственных и хирургических принципов и научных методов. Среди прочих можно назвать операцию кесарева сечения, разрушительного действия которой на развитие физиологии и психики ребенка еще не было известно. Опасность сепсиса снизилась, вследствие чего эта операция нашла широкое распространение в акушерской практике.

И все-таки большинство населения России скептически относилось к практике родильных домов. До начала XX века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома — по бедности или потому что ребенок был незаконнорожденный. Так, в 1897 году на праздновании Императорского клинического повивального института великой княгини Елены Павловны его директор лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт с печалью отмечал: "98 процентов рожениц в России по-прежнему остаются без всякой акушерской помощи!", или, другими словами, предпочитали рожать дома.

В 1913 году на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% [БМЭ, том 28, 1962]. Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок, или приглашали к себе повивальную бабку, повитуху, а в сложных случаях — врача-акушера.

Родовспоможение после 1917 года

После революции 1917 года происходит разрушение сложившейся системы родовспоможения.

Государственная система подготовки повивальных бабок, сложившаяся при царизме, по инерции продолжает работать до 1920 года. Большевикам поначалу было просто не до них. В 1920 году грянула реорганизация здравоохранения. Повивальные институты и школы были перепрофилированы, там перестали готовить специалистов по нормальной физиологии. Был взят курс на всемерный охват рожающих женщин врачебными услугами.

На IV всероссийском съезде здравотделов в декабре 1922 года был поднят вопрос о введении уголовной ответственности за незаконное врачевание. С этого времени начался отход от практики домашних родов, и был взят курс вначале на колхозные родильные дома, а затем на полное стационарное медицинское родовспоможение. Повивальные бабки, продолжавшие практику ведения нормальных родов, подвергались судебному преследованию и последующей ссылке.

Вместо родильных приютов для неимущих и безмужних рожениц в стране развернулось грандиозное строительство родильных домов для всех женщин без исключения. Так к 1960 году по Советскому Союзу родильных коек насчитывалось уже более 200000. По сравнению с царской Россией произошло увеличение количества коек при одновременном падении рождаемости.

К постели рожающей женщины вместо повивальной бабки встал врач — специалист по патологии. Началось внедрение "стандартизации" медицинских услуг. В годах было введено массовое обезболивание родов. Разрабатываются и из года в год совершенствуются методики медикаментозного ведения родов — с научной точки зрения "на благо женщины и плода".

Ничем не сдерживаемое научное "мужское" акушерство развернуло в родильных домах полномасштабную агрессию в отношении женской самостоятельности и интуитивного проживания процесса родов, и все это при поддержке государственных структур различного уровня и средств массовой информации.

Параллельно происходило разрушения института семьи — полное раскрепощение женщины, активное привлечение ее к производственному труду, общественной деятельности, коммунистическому строительству. Деторождение объявлялось социальной функцией женщины.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

8 января на Руси принято было чествовать бабок-повитух — тех, кто принимал у молодых девушек роды и помогал им потом восстановиться. Считалось, что женщина, которая повивает, должна быть уже рожавшей (лучше — в менопаузе) и уже не имеющей никаких интимных связей. За здоровых детей бабкам несли еду, одежду, помогали по дому, однако с развитием медицины повитухи стали не нужны. Тем не менее и в современной России есть женщины, которые обращаются к традициям и повивают. Лайф — о том, чем занимаются такие женщины сегодня и как можно научиться древнему искусству.

<p>Фото: &copy;&nbsp;wikipedia.org</p>

Из истории самых важных женщин

Давным-давно, когда ещё не было профессиональных акушерок, единственным помощником и проводником в материнство молодых женщин были повитухи. Дородные и умудрённые "бабки", как их обычно называли, присутствовали на каждых родах — они чётко знали, что делать, когда роженице плохо, как ослабить схватки, если это возможно. Молитвами, специальными отварами, особыми нашёптываниями могли сопровождаться роды. Считалось, что от повитухи будет зависеть здоровье и удача ребёнка. Поэтому было важно, чтобы "бабка" (если не вдова) была верной мужу, но ещё немаловажным было и то, чтобы она к моменту начала своего ремесла уже прекратила какие-либо сексуальные отношения. То бишь, по старинке, была "чистой".

Народные акушерки отказаться не могли, если кто-то звал их помочь с роженицей. И было совсем не важно, могут отблагодарить "бабку" или нет. Хотя обычно повитух благодарили не монетами, а какой-то помощью (вспахивали землю у её дома, помогали в уборке), дарами (продуктами, пирогами, зерном). Повитухи имели огромный вес в обществе — к ним обращались за советом, и 8 января уже подросших детей родители вели к "бабкам" на благословение.

При этом стоит отметить, что уже в XVIII веке повивать всем не разрешалось (если не брать в расчёт деревни) — "бабки" должны были проходить аттестацию, которая бы доказывала, что они могут вести самостоятельную практику. 29 апреля 1774 года Правительствующий сенат при Екатерине II утвердил представление Медицинской канцелярии. Желающие проводить роды и помогать молодым матерям восстановиться должны были кроме всего прочего принести присягу. Согласно ей, первые официальные повитухи должны были поклясться в любое время дня и ночи прийти на помощь (не отказывая никому), а также никому не помогать с абортами.

Тайны из бани. Пеленать надо не только детей

Со временем повитухи в традиционном понятии исчезли. Сегодня об искусстве повивания могут рассказать мастера, которых можно в России пересчитать по пальцам. Можно научиться мастерству, будучи "подмастерьем" женщины, которая умеет повивать, также некоторые повитухи предлагают обучающие семинары (они длятся несколько дней), и это уже, естественно, не бесплатно.

Нужно понимать, что современное повитушество — это прежде всего не роды, а именно работа с молодыми мамами. Как рассказали Лайфу действующие повитухи, такое действо называется повиванием, потому что родившую женщину, её живот и таз, cвивают (пеленают) длинными кусками ткани. То есть мастера делают нечто вроде старинного бандажа, который призван облегчить болевые ощущения, а также помочь со скорейшим заживлением ран (если такие есть). Кроме того, повитухи водят девушек в тёплую (не горячую) баню, где делают им специальные массажи, а также перед этим могут дать специальные отвары, травяные чаи по старым рецептам.

При этом сами роды принимают единицы из тех, кто заявляет о том, что занимается повиванием. Без медицинского образования за такое важное дело браться повитухи уже не хотят.

Да и рассказывать о своём искусстве хотят далеко не все мастерицы — четыре женщины, занимающиеся старинной практикой, отказались говорить на тему повивания. По их словам, в этой теме нельзя не допустить ошибок и знания эти "не для всех" (массово об этом рассказывать не стоит).

Об этом также говорят и повитухи, которые обучают на семинарах женщин. Так, например, согласно информации в сообществе "Повивальная школа в Чебоксарах" в социальной сети "ВКонтакте", на семинарах по повивальному искусству, которые проводит Юлия Шелепина, нельзя проводить никаких съёмок и аудиозаписей. Занятия проходят в два дня, при этом есть практическая и лекционная части.

В первый семинарский день мастер учит тому, как правильно подготовить девушку к родам, массажным техникам для беременных (это в начале дня, с 11 утра до 5 вечера), затем, после часового перерыва, желающие стать повитухами идут в баню, где их обучают (ещё три часа) послеродовым практикам, тому, как делать травяной массаж, а также организовать купель с травами.

На следующий день будущие повитухи с 10 утра до 7 вечера учатся уже послеродовому восстановительному массажу. Также ученицам Шелепина рассказывает о целебных свойствах трав, о том, как правильно питаться после родов. Отдельно в этот день происходит обучение непосредственно свиванию, после чего слушательницам рассказывают о традициях древнеславянских повитух.

Как рассказывается на странице этой повивальной школы, свивальники (те, которыми пеленают родившую женщину) делаются из 5–8-метровой тонкой льняной ткани (всё зависит от объёмов девушки, с которой нужно будет работать).

Стоимость двухдневных практик колеблется от 7 тыс. до 10 тыс. рублей — всё зависит от того, когда вы на занятия записались (заранее или в день семинара). Отметим, что цена, по сравнению с ценниками репетиторов, действительно невысокая, ведь выходит, что час "повивального знания" обходится от 388 до 556 рублей.

Из уст в уста. Либо случилось, либо нет

Традиционная повитуха Татьяна Ахрамеева из Новосибирска рассказала, что "бабкой" не может стать любая. Особым искусством принятия родов и помощи молодым мамам могут заниматься лишь те, у кого есть к этому врождённые способности, сравни экстрасенсорным.

— Это нельзя приобрести через интеллект и книжки. Случайные люди такими вещами не могут заниматься. Здесь присутствует и экстрасенсорика — предвидение событий. Повитуха очень многое видит, например, какой ребёночек придёт. Есть испытание для женщин, которые хотели бы стать повитухами: в холщовом мешке разбивается горшок молотком, а та, кто выполняет задание, должна на ощупь собрать его обратно, — рассказывает Ахрамеева.

При этом, по её словам, традиционная повитуха заботится не только о родах и молодых мамах, но и в целом о женском здоровье тех, кто к ней обращается.

— Сейчас, когда женщина вступает в репродуктивный возраст, очень часто оказывается, что её здоровье потеряно. Чтобы этого не было, нужно проводить разные обряды. Например, перед первыми месячными, чтобы не было потом болей, ещё до первой менструации (вычисляется примерно, когда она должна быть) девочку приводят к старшей по роду повитухе. И та проводит энергетический обряд, чтобы сила пошла так, правильно, — без заклиниваний, без боли и без спазмов.

Также повитуха должна определять, насколько совместимы физиологически те, кто собирается венчаться, смогут ли они иметь детей. Это можно понять и с помощью древних практик.

Повитуха должна долгое время затем готовить к беременности девушку. Чтобы зачать крепкого великого воина, подготовка начинается за год, минимум за три месяца. Затем повитуха роды принимает (я практикующая акушерка тоже), а после в течение 40 дней обеспечивает матери защиту.

После родов у женщины раскрывается не только физическое тело, но и её аура. Она находится в разбитом состоянии, и в обязанности повитухи входит собрать это биополе. Раньше считалось, что если повитуха этого не сделает, то грех будет лежать на всей её семье. За двенадцать лет моей практики, даже уже больше, ни разу не было послеродовых воспалений.

Массажист, занимающаяся повиванием женщин (она попросила себя называть именно так), Наталья Степкина из Приволжья, в свою очередь, повитухой себя не назвала, но сказала, что самому повивальному искусству (помощи в восстановлении) всё-таки научиться можно.

— В организме родившей женщины происходят огромные перемены: увеличивается матка, в животе происходят изменения. Потом из-за того, что утеряна культура правильного выхода из состояния беременности, выявляется большое количество заболеваний. Моя задача — вернуть женщине организм в нормальное состояние, чтобы были силы и здоровье растить детей и рожать снова. Нужны правильный массаж живота и тела, банные процедуры. Причём баня должна быть не сумасшедшая, по 100 градусов, а нормальная женская баня — максимум 40, где женщина очень мягко согревается. Нами используются травы и другие вещи, которые помогают вывести из организма родовые гормоны, а также молочную кислоту. Потому что роды — это огромный физический труд. И чем больше будет оказано помощи, тем лучше.

Кроме болезней у женщин также из-за неправильного выхода из беременности возникают депрессии. Во многом это потому, что ей не дают отдохнуть: она родила, пришла домой — и давай на стол накрывать. А ей бы полежать, наладить контакт с ребёнком.

Я делаю травяные чаи, отвары, в вениках использую специальные растения. Помогают те, что растут у нас в России (например, манжетка — женская трава). Я живу в Поволжье и использую ту траву, что растёт здесь. Часть трав я собираю сама, а часть покупаю у травницы. Она их собирает согласно всем правилам.

Моя основная работа — массажист, но я училась у специалиста по повиванию, а также посещала занятия, связанные с банным искусством. Где есть какая-то возможность чему-то поучиться, туда мы и идём. И из всего складывается общая картина. Повивальному искусству не учатся отдельно как-то. Просто со временем, изучая разное, ты начинаешь сама понимать, что можешь помогать разными способами, — рассказывает Степкина.

По её словам, после родов можно работать с повитухой, специалистом по восстановлению, неограниченное время. Всё зависит от желания и состояния женщины.

— Желательно около двух месяцев родившей ходить в баню. Важен ещё и сам факт, что женщина несколько часов посвящает себе — для неё это оказывается огромным ресурсом, — говорит Степкина. — Расценки индивидуальные. Кто-то дарит подарки, кто-то деньги платит. Есть случаи, когда повиванием занимаются бесплатно, а иногда и пироги пекут. Раньше повитухи были самыми состоятельными женщинами. Деньги они не получали, но им огород вспахивали, дом ремонтировали и еду носили.

Спасение "в снегах", или смертельная практика для горожан

Международный эксперт по репродуктивному здоровью в РФ, акушер-гинеколог Борис Лордкипанидзе, в свою очередь, уверен, что повивальное искусство (чего бы оно ни касалось — родов или массажей) сопряжено с большими рисками для женщин. По мнению эксперта, единственное обстоятельство, при котором присутствие повитухи может быть оправданно, — удалённость роженицы от медицинского пункта.

— У государственной медицины всегда было отнюдь не положительное отношение к домашним родам, вне зависимости от того, есть у акушерки соответствующее образование или нет. В цивилизованном обществе есть стандарты того, как медицинская помощь должна оказываться, а потому о древних практиках стоит говорить только в рамках исторического экскурса, — говорит акушер. — Иногда здоровье матери и ребёнка зависит от того, насколько быстро возможно кого-то из них перевести в операционную, вовремя перелить кровь, ввести препарат. Как это может сделать одна повитуха дома? Нужно, как минимум, чтобы скорая дежурила тогда у подъезда роженицы. Не стоит забывать и об анестезии.

Никто ещё не доказал, что народная медицина, практики повитух в родовспоможении лучше, чем помощь, оказываемая государственными медицинскими работниками. Более того, даже те, у кого есть образование акушера, далеко не всегда могут роды принять, сохранить здоровье и матери, и малыша. Например, была история, когда отец (он по образованию гинеколог, но практики не было) решил сам принимать роды у жены — в итоге супруга выжила, а ребёнок умер. Нужна постоянная практика, доказанная. Одних теоретических знаний недостаточно.

Если же повитуха не принимает роды, а занимается восстановлением женщин, то надо понимать, что и это может быть не всегда безопасно. Нельзя просто так водить недавно родившую женщину в баню, делать ей какой-то массаж, перевязывать как-то живот. Во-первых, нужно знать, какое у молодой мамы здоровье, какие противопоказания — есть множество нюансов, во-вторых — у нас государственная медицина позволяет нормально женщине восстановиться в стационаре, а затем и дома: всегда можно обратиться за помощью в женскую консультацию.

Тем более нельзя научиться "повивальному искусству" за два дня на семинаре. Как это возможно? Это секта для тех женщин, которые недолюбливают врачей, не ходят к ним и готовы верить тем, кто говорит о своих необычайных знаниях. Основная публика тех, кто рожает дома, обращается к знахаркам и повитухам, — как раз женщины, которые к врачам не ходят. Также могут к народным целителям обращаться те, у кого нет возможности оплатить ту или иную медицинскую помощь.

Единственный случай, когда появление повитухи — необходимость, — это, например, если беременная женщина, роженица находится где-то далеко в деревне, в каком-то селе, в Сибири или в Якутии, далеко от медицинского пункта. В таких случаях, конечно, логично появление уважаемой повитухи или шамана (кто где как называет тех, кто может с родами помочь). Тогда к повитухам обращаются, но скорее от безысходности.

Сейчас спрос на домашние роды стал меньше, однако те, кто хочет рожать дома, всё ещё есть, в их числе и некоторые известные люди. Запретов на роды дома нет, но надо понимать риски. Если женщина во время всей беременности наблюдалась у гинеколога, сдавала все анализы, то рисков, конечно, во время домашних родов будет меньше.

Читайте также: