Как сделать проект на тему профессии 4 класс

Опубликовано: 17.05.2024

Ведущей идеей проекта являются тезисы Д.А. Медведева, опубликованные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Новая школа - это школа для всех…»

ВложениеРазмер
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ для младших школьников «Разнообразный мир профессий» 1.64 МБ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ для младших школьников «Разнообразный мир профессий» 784.08 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект « Профориентационная работа в начальной школе» Выполнила: Дубровкина Е.В.

Основная идея: Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.

Цель проекта : формирование опыта различных видов деятельности, интереса и положительного отношения к труду, изучение задатков, расширение знаний о мире профессий.

Задачи : - расширение первоначальных представлений о различных профессиях; - предоставление возможности учащимся погрузиться в различные профессии через игровые ситуации; - развитие интереса к различным профессиям; - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к чужому и своему труду; - выявление сферы интересов детей и обогащение этой сферы; - развитие способностей младших школьников на основе различных впечатлений о мире профессий; - изучение отношения к учению и к учебным предметам.

Ранняя профориентационная работа должна проводиться уже в начальной школе, т.к. именно на этой ступени образования у учащихся закладываются основы выбора будущей профессии. Знакомство младших школьников с многообразием профессий позволит сделать им правильный и осознанный выбор в будущем. Одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией ФГОС НОО является подготовка к обоснованному выбору профессии.

Профессиональная ориентация – это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, что бы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Профориентация – это система мероприятий, направленная на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у обучающихся для оказания помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям. Содержание проекта:

Возрастные особенности Повышенная чувствительность к внешним воздействиям; Ведущая деятельность – учебная; В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Возрастные особенности 4. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер; 5. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых; 6. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

– это система педагогического воздействия на учащихся как на уроках, так и во внеурочное время для подготовки их сознательному выбору профессии. Основными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: - помощь младшему школьнику в выборе направления деятельности, в которой хотел бы он себя реализовать; - расширение круга современных профессий и их важность в жизни. Профессиональная ориентация в школе

Целью профориентации в 1 классе является формирование первых умений и навыков общего труда на пользу человеку, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности общества, о технике, воспитание уважения к людям, которые трудятся, понимание значения труда в жизни человека . Во 2 классе младшие школьники также продолжают знакомство с трудом окружающих, имеют более глубокие представления о некоторых профессиях. Учащиеся второго класса пытаются устанавливать отношения в трудовых группах . занимаются освоением различных умений и навыков трудовой деятельности.

продолжают углублять общетрудовые знания, умения и навыки. В этом возрасте происходит знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, начинается отработка первых навыков организации своей работы и работы одноклассников. Третьеклассники проявляют активность и инициативу в поисках и воплощении полезных дел. В этот пениод происходит воспитание чувства ответственности за качество выполненной работы. Учащиеся третьего класса

У учащихся 4 класса обобщаются и расширяются представления о труде, полученные в предыдущих классах. В этом возрасте продолжается воспитание любви к труду, уважения к людям труда. У них углубляются представления о многообразии профессий. Профориентационная работа дает возможность младшему школьнику попробовать себя в различных видах деятельности. Применение своего опыта, увлечений позволяет учащимся лучше понять, что больше ему нравится, к чему предрасположенность.

В начальной школе выделяют различные формы профориентационной работы: 1) организация профориентационной работы на уроках; 2) организация профориентационной работы во внеурочное время: - экскурсии; - тематические классные часы; - беседы с детьми; - проекты; - конкурсы; - игры; - внеклассные занятия.

Основной формой профориентационной работы младших школьников является игра . На внеурочных мероприятиях необходимо использовать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия. Профориентационные игры желательно включат в структуру уроков начальной школы, которые позволят разнообразить уроки и сделать их эмоционально-насыщенными.

Существует множество профориентационных игр, которые предлагаются младшим школьникам на уроках и во внеурочной деятельности. Условно эти игры можно разделить на 4 типа : I . Игры заигрывания проводятся с целью тренировки памяти, внимания и смекалки . «Назови профессию». Один из учеников называет любую профессию (например учитель). Затем следующий ученик называет профессию, название которой начинается на последнюю букву, т.е. логопед.

II . Игры, моделирующие аспекты профессиональной деятельности, проводятся с целью ознакомления учащихся с особенностями и требованиями профессий. «Мои представления». Перед учащимися лежит таблица с двумя колонками. В первую ученики должны записать представления о профессии в начале урока, во вторую – представления о профессии в конце урока. После того, как все заполнят таблицу, каждый зачитывает свои ответы. Далее идет обсуждение, уточнения и дополнения .

III . Игры, моделирующие построение личного профессионального плана . Цель таких игр – познакомить учащихся с процедурой правильного построения личностных профессиональных планов, а также научить младших школьников оказывать профориентационную помощь своим одноклассникам. «Консультант». Учитель предлагает распределиться по парам. Один из учеников назначается консультантом, а другой будет сам собой. У ученика на парте лежит листок с вопросами: - Какую профессию вы мне посоветуете? Почему? - Назовите ее плюсы и минусы и т. д. Консультант должен ответить на вопросы и убедить ученика в выборе этой профессии.

IV . Игры – «жизнедеятельности». Цель – познакомить учащихся с содержанием, историей различных профессий. Такие игры проводятся в специальных условиях: поход на производство, в учреждение и т. д. Таким образом, работа по профориентации в начальной школе посредством игр направлена на то, чтобы школьники научились ориентироваться в большом количестве профессий и определиться в своих интересах.

С учащимися 4 классов целесообразно использовать такую форму профориентационной работы, как психологическая диагностика, целью которой является изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся. Результаты этой психодиагностики могут быть использованы при комплектовании профильных 5 классов. В настоящее время профориентационный диагностический инструментарий для младшего школьного возраста практически отсутствует.

Методика «Кем быть» (Н.С. Пряжников ) Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Результаты методики «Кем быть» (Н.С. Пряжников)

Мы предлагаем в профориентационной работе с учащимися 4 классов использовать следующие психодиагностические методики: 1. Групповой интеллектуальный тест ГИТ . ( Позволит оценить уровень развития логических, математических, языковых способностей ) 2. Дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. Предназначен для диагностики профессиональных интересов детей. .

3. Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам». Разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения. 4. Методика «Сферы интересов учащихся» (модификация методики О.И. Моткова ) С помощью качественного анализа определяются, какие виды интересов предпочтительнее для учащегося. Выделяются ведущие интересы, наличие интереса к активным видам деятельности, отношение пассивных и активных интересов.

Внеурочная профориентационная работа Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день . Например:

Внеурочная профориентационная работа Знакомство с профессией библиотекаря в районной библиотеке

Внеурочная профориентационная работа Знакомство с кабинетом информатики и работой учителя информатики

Внеурочная профориентационная работа Знакомство с кабинетом домоводства и работой учителя технологии 4й класс

Заключение Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство младших школьников с миром профессий

Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с трудом взрослых учитель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. Все ценности, .


Социальный проект на тему "Вопрос жизни. Выбор профессии. Личностные ресурсы и мотивы"

Данный проект проводился в колледже среди студентов 1 и 4 крсовПроект + вопросы для апробации + резюме и технологическая карта проекта.


Проект учащихся 4 класса "Моя будущая профессия" .

Работа относится к прикладным исследованиям. .


ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Профессия Строитель»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТНА ТЕМУ:«Профессия Строитель.

Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить наиболее интересные знания о профессиях, что способствует развитию.


Памятка для родителей по профориентационной работе с младшим школьником

Профериентационная работа важна не только для страших классов, но и для младшего звена. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. У отдель.


Организация профориентационной работы с младшими школьниками


Ученический социальный проект на тему "Моя будущая профессия" направлен на изучение проблемы выбора будущей профессии и выяснение мнения специалистов о том, как правильно выбрать профессию выпускникам школы. В работе рассматриваются методики профориентации.

Подробнее о проекте:

Индивидуальный детский проект "Моя будущая профессия" является образцом для выполнения социальных проектов по аналогичной теме, которые могут подготовить учащиеся 9, 10 и 11 класса школы в рамках своего социального проекта.

В процессе работы над проектом о выборе будущей профессии автор изучил существующие методики профориентации и провел соцопрос среди учеников выпускных классов школы (9 и 11 класс). По результатам тестирования можно приблизительно понять, в какой сфере ученику будет комфортно работать в будущем в соответствии с его интересами и способностями.

Оглавление

Введение
1. Исследование профессий.
1.1. Выбор профессии.
1.2. Методики профориентации.
2. План выбора профессии.
2.1. Анкета-опрос.
2.1. Мой план выбора профессии.
2.2. Моя профессия по "Схеме выбора профессии".
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Наряду с хорошо разработанной информационной ориентацией чрезвычайно важно умение разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии, интересах, склонностях, предпочтениях. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизованный и надежный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования, особенно при диагностике способностей и потенциальных возможностей.

Методики профориентации и были созданы преимущественно для работы с молодежью, в том числе школьниками, находящимися на этапе профессионального самоопределения. Лишь затем ряд из этих методик показал свою пригодность и для работы со взрослыми людьми.

Различные методики профориентации основаны на разных теоретических подходах, поэтому результаты, полученные с их помощью, не всегда могут совпадать между собой. Скорее данные методики дополняют друг друга.

Методики ДДО и ОПГ базируются на психологической классификации профессий по предмету труда, являющейся наиболее популярной, практически общепринятой в России, разработанной Е.А. Климовым. Согласно этой классификации все профессии делятся на пять типов, в зависимости от того, с чем имеет депо работник в процессе своего труда. Это типы профессий "человек - человек", "человек - техника", "человек-знаковая система" "человек - художественный образ" и "человек - природа". При этом методика ДДО является более короткой по сравнению с методикой ОПГ и основана на выборе одного из двух суждений (всего из 20 пар суждений).

Простота использования этой методики для клиента и консультанта позволяет характеризовать методику ДДО как методику наиболее широкого спектра действия, пригодную для тестирования различных категорий взрослого населения и лиц юношеского и даже подросткового возраста. Эта методика позволяет достаточно успешно определять профессиональную направленность даже у людей, страдающих определенными расстройствами интеллектуальной деятельности.

Методика ОПГ, в отличие от ДДО, включает 50 суждений, каждое из которых необходимо оценить трижды по трехбалльной шкале с точки зрения степени выраженности профессиональных умений, эмоционального состояния и желания заниматься соответствующими видами деятельности. Методика является довольно объемной и трудоемкой и требует от клиента хорошего внимания и сообразительности, что ограничивает возможность ее использования у подростков, лиц с низким уровнем образования и умственного развития.

Однако, по сравнению с ДДО, методика обладает более высокой разрешающей способностью и позволяет анализировать отношение к различным типам профессий не только с точки зрения склонностей и интересов, но и с точки зрения умений.

Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность.

Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека).

Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями.

Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями. Л.А. Иовайша выделяет следующие типы ценностей: общение (тип социальной коммуникативности), интеллектуальную активность, практико-технический тип, художественную активность, соматический тип, материально-экономический тип.

Методика Холланда интересна тем, что основана на отличной от климовской классификации профессий и поэтому может эффективно дополнять другие профориентационные методики. Методика Холланда позволяет выявить у клиента один из шести типов профессиональной направленности личности, которые получили название: "реалистичный", "интеллектуальный", "социальный", "конвенциальный", и "артистичный".

Методика обладает более широкими возможностями, чем просто определение профессиональных интересов и склонностей. Тип личности, диагностируемый с помощью данной методики, включает в себя еще и характер способностей, стиль мышления и деятельности, ведущие потребности и ориентацию на те или иные человеческие ценности. При работе с методикой в каждой из 42 приведенных пар профессий или должностей клиенту необходимо отдать предпочтение одной из них. Методика проста в проведении и обработке и может быть использована не только в целях профориентации клиента, но и в более широком контексте психологического консультирования.

Следует отметить, что типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Холланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий Климова. Так, "реалистичный" тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа "человек - техника" и "человек - природа" и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. "Интеллектуальный" тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа "человек-человек" и "человек-природа".

"Социальный" тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа "человек-человек". "Конвенциальный" тип характеризует склонность к информационным профессиям типа "человек - знаковая система".

"Предприимчивый" тип однозначно не связан с каким-либо одним климовским типом профессии и может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесно привязывает представителей этого типа к профессиям «человек – человек». Наконец, "артистический" тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек - художественный образ”

При создании методики «Направленность личности» Б. Басе исходил из своей гипотезы, согласно которой способ реагирования людей на требования трудовой деятельности, на условия труда и на сотрудников зависит от ожидаемого удовлетворения и вознаграждения, а также возможного неудовлетворения.

В этой связи автор методики имеет в виду три сферы удовлетворенности, которые могут не согласовываться между собой:

  • выполнение работы;
  • хорошие межличностные отношения с сотрудниками;
  • получение удовлетворения.

Методика создана для определения трех основных типов направленности в трудовой деятельности:

  • направленность на себя;
  • направленность на общение;
  • направленность на дело.

Методика может рассматриваться как психодиагностическое средство оценки личности.

Все рассматриваемые выше методики изучения личности в целях выявления потребностей, интересов, способностей могут помочь определить в конечном итоге дальнейшую профессиональную ориентацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Самое страшное, что может однажды случиться с человеком,- это проснуться седым и дряхлым на закате своей бессмысленной жизни, обнаружив, что за все эти годы он использовал только часть себя» (У. Берроу).

«Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П. Чехов).

Эти мудрые мысли, сказанные разными людьми в разное время, дают возможность задуматься о нашей жизни и месте, которое мы в ней занимаем. Окружающий нас мир меняется очень быстро и предъявляет все более высокие требования к личности каждого. Чтобы стать успешным в современной жизни, человек должен быть активным и ответственным, гибким и мобильным, толерантным, владеть знаниями, которые он может применить в быстро меняющихся обстоятельствах.

Во многом успех зависит от правильно выбранной профессии. А многие современные выпускники совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Задача данного проекта – расширить кругозор первоклассников, развивать интерес к какой-либо профессии, воспитывать уважение к людям труда.

Паспорт проектной работы:

Тип проекта:

По количеству участников – групповой, индивидуальный

Вид проекта:

Информационный, частично-поисковый, творческий.

Развитие интереса к профессиям

Воспитание уважения к людям труда

Найти информацию о профессиях

Найти пословицы, поговорки, загадки о профессиях

Провести классный час на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»

Выполнить творческие работы: рисунки «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей»

Вопросы проекта:

Какие бывают профессии

Профессии моих родителей

Предполагаемый продукт:

Творческие работы: рисунки на тему «Кем я хочу быть?», «Профессии моих родителей»

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Содержание деятельности

Кол-во часов

Погружение в проект

Определение темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта.

Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

Выполнение запланированных действий по реализации проекта.

Подготовка и проведение презентации.

Анализ результатов. Оценка качества проекта.

Этапы работы над проектом

Этапы работы

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погру-жение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности

определение проблемы, темы и целей, создание групп учащихся для работы над проектом.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать: проблему проекта; цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Обсуждают тему проекта с учителем. Определяют свои потребности.

Принимают решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор.

Помогают в формулировке проблемы, цели и задач проекта

2. Планирование деятельности

Цель:разработка проекта

определение источников информации, способов сбора информации, презентации результатов проекта, сроков презентации

При необходимости помогает

организует процесс контроля разработанного плана деятельности

поиск, сбор информации

Консультируют в процессе поиска информации.

3. Работа над проектом

Цель – разработка проекта.

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным задачам проекта.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно.

При необходимости консультируются с учителем.

Оказывают помощь в сборе информации,

4. Оформление результатов

Цель – извлечение выводов из полученной информации Задачи:

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект, изготавливают продукт

Помогают в обеспечении проекта.

5. Презентация результатов

Цель: представление результатов.

Взаимодействие с родителями, оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей, задают вопросы и высказывают своё мнение (при презентации других учащихся)

Оказывают помощь в подготовке к защите проекта

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта

Оценивает усилия учащихся, качество отчета, мотивирует учащихся.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения

Консультируют в оформлении отчета

Описание деятельности учащихся

На уроке литературного чтения, работая над стихотворением Э.Мошковской «Можно всему – всему научиться», отвечали на вопрос: «Для чего нужно учиться?». После интересной дискуссии пришли к выводу, что учиться нужно для того, чтобы быть успешным в жизни, чтобы стать хорошим специалистом в какой-то области. Разговаривая о профессиях, выяснили, что существует много профессий, о которых мы не знаем. Решили больше узнать о профессиях, о значении каждой профессии в жизни людей.

Формы и способы деятельности:

в урочной деятельности:

- рассказы детей и учителя

во внеурочной деятельности:

Мы разделились на группы. У каждой группы свои задания: найти пословицы, поговорки о труде ; опрос среди учащихся начальной школы , загадки и стихи о профессиях.

При помощи детской загадки про профессии в интересной и простой форме дети познают о том, чем отличается повар от врача, учитель от продавца. Узнают о том, что такое орудие труда и чем оно отличается у людей разных профессий. Процесс разгадывания загадок вовлекает в участие все психические функции ребенка. Включая воображение, ребенок старается представить, себе о какой профессии идет речь, логическое и образное мышление рисует образ отгадки, а память старается запомнить загадку про профессию, чтобы потом можно было загадать её кому-нибудь еще. Ребенок с малых лет будет знать, чем отличается одна профессия от другой, что поможет самому ему в будущем выбрать правильную специальность.

Кроме работы в группах каждый индивидуально проводил мини-исследование. Чтобы больше узнать о профессиях, решили создать словарь профессий. Написали названия профессий. Каждому досталась профессия на какую-то букву: аптекарь, библиотекарь, врач, дворник, машинист, почтальон и другие. Каждый ребёнок с родителями, которые помогали найти информацию и выделить главное, давал описание своей профессии, рисовали рисунок. По мере готовности дети рассказывали одноклассникам, что они узнали о своей профессии, какое значение данная профессия имеет для людей. Некоторые ребята нашли стихи о профессии.

Также учащиеся рисовали рисунки на тему «Кем я хочу быть?» и рассказывали одноклассникам, почему им нравится эта профессия. Для расширения знаний детей о профессиях родителей, решили узнать, в чём заключается работа мамы и папы. Кто-то рисовал рисунки, кто-то принёс фотографии, отражающие профессии родителей, кто-то писал мини-сочинение.

Также были проведены классные часы на темы: «Редкие профессии», «Все профессии важны, все профессии нужны» игра «Угадай профессию». На классный час «Все профессии важны, все профессии нужны» были приглашены родители. Они рассказали, как важны такие профессии, как пекарь и технолог для выпекания хлеба, врач, парикмахер. Итоговый классный час показал, что работа над проектом ребятам очень понравилась, они много узнали нового о профессиях.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект позволяет развить следующие умения и навыки: умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; уверенно держать себя во время выступления, артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на незапланированные вопросы; навыки устного опроса, навыки монологической речи.

В результате работы над проектом «В мире профессий» ученики не только нашли, но и запомнили пословицы и поговорки, загадки и частушки; рисовали рисунки «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей», узнали, какие бывают профессии, создали альбом «Словарь профессий» (Приложение), рассуждали, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным, учились представлять свой проект.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

• расширить представления учащихся о профессиях;

• учить ориентироваться в мире профессий.

• содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

• развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.

• способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

• формировать ответственность, гражданскую активность, стремление к самореализации, познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

формируем умение делать выводы;

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

1) формируем умение высказывать свое предположение;

2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

1) формируем умение выказывать свое отношение, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание трудолюбия, способности к познанию, чувства толерантности;

2) воспитание здорового образа жизни.

После завершения проекта обучающиеся приобретут следующие умения:

*устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

* проявлять интерес к способам решения новой задачи;

*объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.

Метапредметные:
- регулятивные:

*определять и формулировать цель деятельности;

*формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;

*оценивать свою работу по заданным критериям;

- познавательные:
*добывать новые знания;
*задавать вопросы и находить на них ответы, используя информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт;
*перерабатывать полученную информацию и преобразовывать из одной формы в другую;
- коммуникативные:
*оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
*слушать и понимать речь других;
*выполнять различные роли в группе.

Предметные:
* различать профессии людей.

Оборудование : ИКТ, рисунки, мини-сочинения, выставка книг по профессиям, презентации обучающихся, детский музыкальный клип « Кем стать?»

Выставка рисунков

hello_html_m1115603c.jpg

Мини-сочинения « Кем я хочу стать»

hello_html_m2596346b.jpg

Книжная выставка: «Калейдоскоп профессий».

hello_html_m43976dd7.jpg

Организационный момент

Ну, тогда начнем занятие

- Здравствуйте, врачи и учителя, пожарные и полицейские, судьи и банкиры, строители и водители! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы станете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечете самый вкусный в мире торт или откроете новые звезды. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться.

2. Сообщение темы:

- Кто же мне скажет, о чём мы будем сегодня с вами говорить? (Ответы детей).

- Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о профессиях.

- Вспоминайте, что же такое профессия? (Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность.)

- Как вы думаете, какая всё-таки профессия самая главная?

Наверное, ответить на этот вопрос не так просто. Сегодня мы с вами подведём итог нашего проекта, и может быть, ответим на этот вопрос.

Какие на свете профессии есть?

Их много, их море, их просто не счесть:

Учитель, водитель, врач, адвокат,

Политик, чиновник и бюрократ,

Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,

Юрист, парикмахер, разносчик газет…

Их много, их море, их просто не счесть!

Все важные в мире профессии есть!

Давайте себе представим жизнь без работы: и дома и в школе никто ничего не делает, все отдыхают на фермах, в магазинах, в больницах, на полях, на заводах и фабриках.

1.«Жизнь – это труд».
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
«Шить платье мне не хочется,
Устрою выходной!»
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой .

2.Подумай, что б было бы,
Когда б сказал шофёр:
«Возить людей не хочется», –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком .

3.Подумай, что было бы,
Когда сказал бы врач:
«Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!»
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой .

4.Сказал учитель в школе бы:
«Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не пойду !»
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучеными,
До старости росли!

5.Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда!
И люди не откажутся
От нужного труда.

6.Учитель обязательно
Придёт наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для нас.
Любое дело выполнят,
Что им не поручи,
Портные и сапожники.
Шофёры и врачи.

А сейчас немного отдохнём, отгадайте профессии ( обучающиеся отвечают хором) :

В школе учит нас …(учитель),

А дворец возвёл …(строитель),

Вам лекарство даст … (аптекарь),

Булку испечёт вам … (пекарь),

Привезёт домой … (шофёр),

В школе у дверей … (вахтёр),

Вам укол назначит… (врач),

Снимок сделает … (фотограф),

И оставит вам автограф,

В космос мчится …(космонавт)

Трактор водит… (тракторист),

Стены выкрасил … (маляр),

Доску выстругал… (столяр),

В шахте трудится … (шахтёр),

В жаркой кузнице – … (кузнец),

Кто всё знает – молодец!

- Мы с вами знаем довольно много профессий, но как же среди такого большого количества вариантов выбрать только одну, которая будет приносить и пользу, и удовольствие? И хотя выбирать придется еще не скоро, уже сейчас вы можете готовиться к этому выбору. Как? Месяц назад мы с вами на классном часе «Все профессии нужны – все профессии важны», разделились на три группы. Каждая из групп готовила презентацию на определённую тему:

- «Журналисты» - о профессиях нашего города;

- «Корреспонденты» - о профессиях своих родителей;

- «Специалисты» - о редких профессиях.

- Друг друга ближе мы узнаем.

В таком знакомстве дружбы суть

Итак, защиту начинаем

Как говорится, в добрый путь.

1 группа: «Журналисты»

- Время быстро летит,

Никому эту скорость не сбавить,

То зима, то весна,

То с листвы осыпается медь.

Нужно нам поспешить

Что-то яркое в жизни оставить

И профессию выбрать такую,

Чтоб честно народу служить.

2 группа: «Корреспонденты»,

- Дел немало вокруг,

Вам повсюду найдётся работа.

И не нужно искать никакого покоя и впредь,

Нужно так жизнь прожить,

Чтобы сделать счастливым кого-то,

Чтоб своею работой людям радость дарить.

3 группа: «Специалисты».

3 . Итог:

– Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Постарайтесь правильно избрать свой путь.

А в завершение нашего занятия мне бы хотелось, чтобы наши гости услышали стихотворение Л . Олифировой "Кем хотите стать вы, дети?" (Учитель задаёт вопрос, заранее подготовленные дети выходят к доске).

- Кем хотите стать вы, дети?

Поскорее нам ответьте!

Обучающиеся:

— Я хочу шофёром быть.

Грузы разные возить.

— Я мечтаю о балете.

Лучше нет его на свете.

— Я хочу врачом стать классным.

Буду всех лечить лекарством.

Очень вкусным, как конфета.

Съел его - болезней нету!

— В красках я души не чаю.

Стать художником мечтаю.

Закажите мне портрет.

Справлюсь я, сомнений нет!

— Вы со мной, друзья, не спорьте,

Я хочу стать первым в спорте.

Шайбу мне забить - пустяк,

Я играю за "Спартак"!

— Я хочу стать пианисткой.

Музыка со мною с детства,

Я люблю её всем сердцем.

— Я мечтаю стать скорей

С ними петь, гулять, играть.

Дни рожденья отмечать.

- Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

Подводя итог, мне бы хотелось узнать у вас, как вы считаете, какая же профессия самая главная? (Правильно, все работы хороши).

Цель: расширить представления детей о ценности и важности выбора профессии в современном мире.
Задачи:
- формировать единую картину о мире труда;
- познакомить с типами профессий;
-дать понятие о значении труда в жизни человека и раскрыть важность и необходимость труда для общества;
- воспитывать уважение к людям разных профессий
Оборудование: презентация к уроку, задания для практической работы, книги, наклейки –смайлики, ватманы, маркеры.
Педагог: Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор на занятии.
Человек, что мне построил дом,
Был чужим,
Он не был мне знаком.
Но, присев устало на крыльце,
Думал он о будущем жильце.
Был не друг и вовсе не родня,
Тот, кто шил рубашку для меня.
Но и он, орудуя иглой,
Обо мне подумывал порой.
Никогда, нигде я не встречал
И того, кто туфли мне тачал.
А ведь он с собой наедине
Размышлял частенько обо мне.
Сколько их, друзей в моей стране,
Что все время помнят обо мне.
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем! (слайд 1)

Педагог: Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в основном законе – Конституции РФ. Здесь есть статья 37, она гласит: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Педагог: А что обозначает слово-профессия? (слайд 2)
В современном мире более 40 тысяч профессий. Одни профессии исчезают, другие приходят им на смену, третьи существуют веками.

Все профессии можно условно разделить на 5 типов:

«ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА» (самая распространенная группа) – сюда входят профессии, связанные с техникой, обработкой промышленных товаров, переработкой продуктов с/хозяйства и др.
Какая группа профессий на доске подходит к типу Человек-Техника? (слайд 3)
Такое название получает 1 команда.

«ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК» - в этих видах деятельности люди взаимодействуют между собой.
Найдите этот тип.
(слайд 4)
Такое название получает 2 команда.

«ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» - деятельность человека связана с живой природой.
Найдите этот тип.
(слайд 5)
Такое название получает 3 команда.

«ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» - труд людей связан с изобразительным искусством, музыкой, литературой и др. деятельностью.
Найдите этот тип. (слайд6)
Такое название получает 4 команда.

«ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» - люди работают со знаками: буквами, цифрами, нотами, картами, схемами и т.п.
Это оставшиеся профессии. Так будет называться команда гостей. (слайд7)

Педагог: Профессий много разных. Давайте попробуем составить алфавитный список профессий, определить их тип.

Работа в группах на листочках. На букву написать 1-2 профессии и указать тип. Ответы детей
Педагог: Все группы справились замечательно. А какими качествами должен обладать человек определенного типа профессии?
Задание группам: группа пишет на ватмане крупно главные качества, необходимые людям этих професси

Вывешиваются ватманы. Оглашают списки по очереди.
Человек-Техника
Аккуратность
Точность действий

Дисциплинированность
Техническая фантазия
изобретательность
Человек-человек
Коммуникабельность
Терпение
Хор настроение
Умение находить общий язык
Человек-природа
Любовь к природе
Доброта
Творчество
Готовность к непредвиденным событиям
Человек- художественный образ
Трудолюбие
Целеустремленность
Воображение, фантазия
Человек- знаковая система
Сосредоточенность
Усидчивость
Внимательность

Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»
Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…
Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь стать ты землекопом, делай так…
Хочешь стать ты лесорубом, делай так…
Если хочешь стать спортсменом, делай так..
Если хочешь быть шофёром, делай так…
Если хочешь быть жонглёром, делай так…
Если хочешь быть артистом, делай так…
Если хочешь стать певцом, то делай так…
Если хочешь стать моделью, делай так…
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.

Педагог: Выбор профессии – очень важный шаг в жизни человека.
Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия: (Надо – могу – хочу)
Профессия должна быть нужна обществу (Надо), т.е. востребована на рынке труда;
У человека должны быть способности и знания (Могу);
Профессия должна приносить радость и доход (Хочу).

Конкурс «Пословица»
Командам предлагается составить пословицу из данных слов
(солнце, труд, красит, а, человека, землю)
Землю красит солнце, а человека труд.

Педагог: Мы достаточно много говорили о профессиях разных, но обратите внимание, что в названии темы есть слово «нужные». А есть ли ненужные профессии?
Получается, что все профессии одинаково важны: будь это санитарка, гардеробщица, грузчик или бизнесмен, юрист, артист. Согласны?

Педагог: Тогда что вы скажете о такой ситуации?
Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой – главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, проходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: «Мешаются тут всякие»
- Заслуживает ли профессия ДВОРНИК неуважения со стороны «престижных» профессий?

Конкурс “Бюро находок”.
В коробке лежат предметы (поварёшка, ножницы, бинт, мел, кисточка нитки и т.д.)
Представители команд по очереди должны сказать, кто потерял.

Педагог:
Да, профессий век не счесть,
Присмотреться время есть,
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
А кем хотите стать вы? Почему?
Если вы не определились с выбором или сомневаетесь, вам могут помочь книги, представленные на выставке.
Педагог: Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.
В заключение послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно:
(стихи читают дети, выданные им заранее)
Ученик 1.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
– Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе,
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые,
По улице зимой.
Ученик 2.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
Ученик 3.
Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи,
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился,
С подвязанной щекой.
Ученик 4.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
– Возить людей не хочется! –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы,
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Ученик 5.
Сказал учитель в школе бы:
– Мне в нынешнем году,
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники,
Валялись бы в пыли,
А вы бы не учеными.
До старости росли.
Ученик 6.
Подумайте, какая бы,
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся,
От нужного труда:
Учитель обязательно,
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Ученик 7.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною,
В одной стране живем,
И каждый честно трудится,
На месте, на своем. (Л. Куклин)
Педагог: Вы узнали, что все профессии можно разделить на 5 типов: (называют дети).
К какому типу профессии вы бы отнесли себя в будущем?
Возьмите наклейки-смайлики и прикрепите их к ватману с выбранной вами профессией.
Педагог: Подходит к концу наш классный час. Мы много говорили о профессиях нужных и разных. Спасибо группам за работу. Вы молодцы.
Помните:
«Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!» (слайд 8)

Читайте также: