Учитель больше чем профессия учитель это призвание

Опубликовано: 02.10.2024

Краснослободцева Ирина Викторовна

Учитель - это "профессия дальнего следования, самая главная на Земле".

ВложениеРазмер
esse_uchitel_professiya_ili_prizvanie.docx 15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Учитель – профессия или призвание»

«Призвание – это маленький росточек таланта,

превратившийся в крепкое, могучее дерево.

Но без трудолюбия, без самовоспитания

этот маленький ростов может засохнуть на корню»

Что мы делаем, когда перед нами встаёт трудный, но интересный вопрос? Конечно, мы берём в руки книгу! С детских лет мы слышим: «Все знания в книгах!» Так давайте откроем Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

По оценке академика В.В. Виноградова, «как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но всякого образованного человека, интересующегося русским языком».

В Словаре Даля слово профессия разъясняется как промысел, как всякое сословное занятие, а слово призвание - наклонность, дарованье, назначенье, предопределенье и дается замечательный пример с этим словом: «Счастлив человек, могущий следовать своему призванью».

Стоит задуматься, учитель – профессия или призвание?

Учитель – прежде всего это «профессия дальнего следования, самая главная на Земле», как метко сказал Роберт Рождественский. В современном мире много творческих профессий, которые требуют терпения и таланта. Но есть и такие, которые трудно назвать только профессиями. К ним я отношу профессию учителя. Учитель – почётное и ответственное призвание. Разъединить эти понятия, это как нарушить связь атомов в живой клетке.

Практика показывает, что большинство выпускников школы стоит перед выбором: где учиться, какую профессию выбрать. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Психологи утверждают, что самые настоящие наши мечты, это мечты родом из детства. Моей мечтой была профессия учителя начальных классов. С детства любила играть «в школу», где в роли учителя, конечно, была я. Моя мечта стала явью. Но для того, чтобы мечта сбылась надо прилагать усилия для её осуществления. А профессия учителя требует ежедневного совершенствования. Самое важное в профессии учителя – любовь к тому, что преподаёшь, умение сделать свои занятия интересными, запоминающимися, и любовь к тем, кому преподаёшь. Мудрый учитель должен одинаково уважительно относиться ко всем ученикам: способным и не очень, уравновешенным и озорникам, опрятным и неряшливым. Надо верить в каждого ребёнка, в его творческие силы, в его успех. Ложь, равнодушие, неискренность недопустимы в учительской профессии. Дети чувствуют неправду, их не обманешь. Если педагог не может понять душу маленького создания, не обладает нужным запасом терпения, значит, это не его призвание. Не стоит тратить время и силы на то, что тебе не по душе, надо искать себя в другой профессии.

Многие прославленные мыслители, философы, писатели имели отношение к учительскому делу. Древний мыслитель и философ Китая – Конфуций, прославился, как первый профессиональный учитель Поднебесной. В одной из легенд приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей не достаёт, учитель? – обращается к нему ученик. «Обогати её», - отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же её обогатить?» - спрашивает ученик. «Обучи её!»

Быть настоящим учителем, это значит обогащать своих учеников. А для этого учитель сегодняшнего дня должен быть восприимчивым ко всему новому, надо уметь владеть современной техникой, быть способным к творческому поиску. Я учу своих малышей, а они учат меня! Ведь современные дети порой лучше нас разбираются с техникой, часто приходится спрашивать у них совета, консультироваться!

Я считаю себя счастливым человеком, потому что я нашла себя в профессии, занимаюсь делом, которое мне нравится, которое мне по душе. Моя профессия для меня и работа, и призвание, образ жизни и мыслей. Даже дома, вернувшись с работы, я остаюсь учителем! Эта профессия предполагает работу 24 часа в сутки, и если нет призвания к этой профессии – вы не справитесь с эти темпом, вы сломаетесь. Этой профессией надо просто жить! Призвание в этой профессии – это дар. Не зря же говорят: «Профессия учителя – это профессия от Бога!»

И так, напрашиваются следующие выводы: прежде чем решить стать учителем, подумай, а есть ли у тебя призвание? Любишь ли ты детей, умеешь ли ты с ними общаться, сможешь ли ты прощать им все их шалости, отдашь ли ты всё своё время им, детям? Учитель – это и профессия, и призвание. Во все времена эта профессия остаётся одной из самых важных и нужных. Ольга Нестеренкова очень верно замечает:

Что такое профессия? Профессия – это система знаний, умений и навыков, присущая определённому человеку.

Что такое призвание? Человеческий род выживает за счет труда, и потому практическое применение сил и способностей, дело, есть почти то же самое для человека, что жизнь - «жизнедеятельность». Вполне можно сказать, что призвание – это любимое дело. Дело, в котором человек живет своей собственной жизнью. Призвание – это твой персональный смысл жизни, преобразованный в практическую цель. Призвание - это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-либо профессии.

Я думаю, педагог – это и призвание, и профессия. Педагог - это человек, который готов отдать всего себя детям. Это когда ты идёшь на работу и понимаешь, что ты хочешь туда идти.

Учитель – это профессия и призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их - это как попытаться определить, какая из сторон медали важнее.

С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных.

Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Здесь работают большие энтузиасты своего дела. Ведь школа - это живой целостный организм, который обладает уникальной особенностью – возможностью вытеснять лишних, оставляя тех, кто умеет искренне любить и душевно сопереживать, преданно дружить и по-настоящему чувствовать другого человека.

Что такое профессия для меня? Профессия - это деятельность, через которую можно реализовать себя, испытать чувство удовлетворения от того, чем занимаешься, почувствовать себя нужной и приносящей пользу обществу.

Что такое для меня профессия учителя? Это дело моей души. Необходимость и потребность, как пища и воздух. Нет ни капли сомнений в том, что это дело моей жизни. Возможно, выбери другую профессию, она тоже стала бы для меня любимым делом. В настоящем же это трудно представить.

Кем только не мечтают люди стать: знаменитыми космонавтами, как Ю. Гагарин, отважными пожарниками, врачами, чтобы спасать сотни жизней, певцами, чтобы блистать на сцене, учителями, чтобы давать знания… Профессий существует много, главное – не ошибиться в своем выборе и посвятить этой профессии всю свою жизнь. Не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем. Во все времена учитель – это одна из самых нужных и самых сложных профессий. Выбрав её, человек связывает всю свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, не только передает свои знания, но и помогает ребенку найти себя в этом сложном мире, влияет на его взгляды, формирует характер и личность. Без учителя нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным.

В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала осознавать еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. На другом месте себя и не представляла. Это дело моей семьи. Жизненный девиз: «Буду, как мама».

Всё в нашей жизни начинается с детства. Учитель в моей жизни появился с первых дней. В этом нет ничего удивительного, ведь учитель – моя мама, проработавшая в школе 38лет. Однажды я спросила у неё: «Мама, тебе нравится твоя работа?» И услышала: «Я учительница и горжусь этим. Именно эта работа даёт мне радость, ощущение полноты жизни, чувство молодости. Нет работы на свете более важной и более мучительной, более радостной и более нужной людям. Она самая благородная и увлекательная»
Вот так ответила мне мама. Ведь я видела, как мама «горит» на работе. Существует выражение «сердце отдаю детям» - это о моей маме и о многих учителях. Вот и я с детства «загорелась» стать педагогом. Я пошла в первый класс. Учиться мне нравилось. На уроках следила за учителем, его жестами. Не успела оглянуться, как быстро промчались школьные годы. Передо мной не стоял выбор: куда пойти учиться? Многие мне говорили, что быть педагогом в наше время не престижно, лучше быть бухгалтером или экономистом. Я все равно стала учиться на педагога. Получив высшее педагогическое образование, сразу пришла в школу: мне не терпелось поскорее приступить к работе.

Пару строк я вам напишу

О себе всем друзьям расскажу!

Зовут Натальей, родилась в июне

Свою работу и детей люблю я!

В 1999 году учёбу в Ставропольском

Университете закончила свою

И педагогом стала в третьей школе нашей,

Которой в целом мире нет милей и краше!

С тех пор прошло немало времени, многое изменилось в моей жизни, за плечами уже 17 лет профессиональной деятельности. Я сама стою перед учениками и учу их жизни, учу тому, чему меня в свое время учили мои учителя. И теперь я – учитель! И не просто учитель, а первый учитель, который входит в жизнь маленького ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Каждого родителя волнует, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем и сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ученика. Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь! Это образ жизни, образ мысли, состояние души. Это сочетание профессионализма и таланта общения.

В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но и постоянно учиться самому. В школах используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Со временем надо идти в ногу, поэтому изучаю новые программы, методики, использую информационные технологии на уроках.

Школьная жизнь вовлекает в водоворот событий, открытий, эмоций, выжимает тебя как лимон, отнимая силы, и дает второе дыхание, вдохновляя на новые свершения. И каждый раз, когда, казалось бы, уже не остается сил, наступает перерыв – долгожданное лето… Первое время ощущаешь чувство блаженства, знакомое каждому педагогу. Школа без школьников… Тишина и покой… Можно заняться своими разработками, планами, сдать все отчеты и документацию. Но странная вещь…. Вскоре начинаешь скучать по гвалту и несущимся вихрем по школьным коридорам детям. В голову начинают приходить мысли, что же интересненького придумать для класса, куда поехать с детьми в следующем учебном году, или идеи, как же обуздать хулигана. И чем ближе 1 сентября, тем чаще появляются подобные мысли, зачастую они приходят даже во сне…
Учитель… Это слово входит в сознание каждого человека в раннем возрасте и остается там на всю жизнь. Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения, работает на завтрашний день, воспитывая Гражданина своей страны.

Я – Учитель! И пусть в наше время

Педагогом быть вовсе не модно,

Я – Учитель! И это не бремя,

Пусть иное твердят, сколь угодно.

И профессию буквой заглавной

Выделяю я не из тщеславья,

Я считаю её самой славной.

Почему я учитель? Просто люблю свою работу. Люблю своих учеников: любознательных, пытливых, сомневающихся, задающих вопросы. У каждого есть свои интересы, свои любимые занятия, у кого-то есть талант, а кто-то способен быстро и легко всему научиться. В одном я твердо убеждена, что учитель – человек, способный на невозможное ради ребенка. Доброта должна быть положена в основу педагогической деятельности. И я точно могу сказать, что если бы мне предложили начать все сначала, я бы выбрала ту жизнь, которой живу уже 17 лет, потому что жить без школы, без этих бесконечных хлопот, без моих учеников я бы не смогла.

Почему я учитель? Сейчас я уже уверенно могу сказать, что это именно то, что мне нужно. Я уверена, что каждый человек найдет свое призвание и будет любить свою работу, посвятит ей всю свою жизнь, важно лишь сделать правильный выбор, выбор своей профессии!

Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Даже не профессия — призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, который хочет стать учителем: твердость характера, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам. Всё должно начинаться с любви. Невозможно хорошо делать то, что ты не любишь. Невозможно увлечь тем, чего ты не любишь. А ведь только увлечение, по словам А. Эйнштейна, движет человека к познанию. И кто, как не любознательный, активный, мыслящий, увлечённый ученик, мечта каждого учителя?

Поэтому для меня любовь в профессии первична, она – залог высоких учебных и душевных достижений моих учеников.

Профессия - это деятельность, через которую можно реализовать себя, испытать чувство удовлетворения от того, чем занимаешься, почувствовать себя нужной и приносящей пользу обществу, своей стране.

Как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Так, древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик — это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель. Есть такая легенда. Когда родился учитель, то к колыбели его слетелись три феи. «Ты будешь самым мудрым, - сказала первая фея,- потому что всю свою жизнь ты будешь учить людей». «Ты будешь самым красивым, сказала вторая фея, - потому что всю свою жизнь ты будешь окружён молодостью и красотой». «Ты будешь самым счастливым, - сказала третья фея, - потому что это великое чудо и радость делать счастливыми и мудрыми других».

Учитель! Как трудно пронести достойно это звание через всю жизнь. Каким должен быть учитель? Во-первых, учитель обязан быть хорошим психологом, умеющим заглянуть в души своих учеников. Очень важно стать для детей тем человеком, перед которым они смогут раскрыться. Во-вторых, учитель должен быть профессионалом, всегда отлично подготовленным к уроку, быть эрудированным, знать все (и не только по своему предмету), быть готовым ответить на любой детский вопрос. Но в том-то и дело, что очень часто нам задают вопросы, не совсем, а иногда и совсем не связанные с предметом. И в этом тоже своеобразие нашей профессии. Ведь не спрашивают, например, у врача о том, когда ставится запятая перед «И». А учитель часто занимается разнообразными вопросами.

Учитель! Он всегда в дороге –

В заботах, поисках, тревоге –

И никогда покоя нет.

И сто вопросов на пороге,

И нужно верный дать ответ.

Он сам себя всех строже судит,

Он весь земной, но рвётся ввысь.

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись.

Часто говорят, что все дети по-своему талантливы, и, я думаю, это на самом деле так. И учитель, как выдающийся режиссер, должен раскрыть этот иногда очень глубоко спрятанный талант. А еще учитель должен быть образцом для подражания не только внутренне, но и внешне, поэтому мы всегда должны выглядеть на «отлично»: все должно быть безупречно и прекрасно – «…и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Особенно душа.

Качество, без которого нельзя работать в школе – это добрый нрав учителя. Последний может быть строгим или не очень, с громким голосом или с мягким тембром, но, прежде всего, он должен быть добрым и великодушным человеком, не имеющим дурных мыслей и предубеждений против детей. Ёщё одно важное качество – это вежливость и тактичность в отношении к детям.

Да, учителям в нашей стране живется нелегко. Им, в общем-то, никогда не было легко. Но может быть, именно в таких непростых условиях и проверяется то, насколько человек предан своему призванию?

Тем, кто в будущем хочет стать учителем, придется пройти большую школу жизни. И выбирать эту профессию стоит только тем, кто чувствует в себе призвание — быть педагогом, наставником, другом, советчиком и примером во всем. Учитывая важность профессии учителя, каждый, кто готовится к ней, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто же нас призывает и к чему? На призвание учителя следует смотреть как на дар. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно - радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности.

Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только свое личное время, но и все силы, всю энергию, свои способности, все мысли, всего себя он посвящает школе. И только тот, кто отдаёт себя без остатка, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью и гордостью за свой труд . Учитель - это профессия души. Она дает возможность жить в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и так хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Именно поэтому «учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это вся моя жизнь.

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

  1. Допрофессиональный: этот период относится к началу развития человечества. Детей обучали земледелию, ремеслам, а также пользоваться лунным календарем.
  2. Условно-профессиональный: эпоха развития письменности и совершенствования методов изложения информации. Стали появляться наемные педагоги, цеховые школы и первые университеты.
  3. Профессиональный: стремительное развитие общества помогло выделить многие науки в отдельные дисциплины. Эта пора получила название «Эпоха Просвещения» – обучение и воспитание стали приоритетными задачами человечества.
  4. Современный: на данный момент учителя осуществляют свою деятельность в дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях и при этом сами постоянно обучаются и повышают свою квалификацию.

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

По данным сайта russia.trud.com, на данный момент в России актуально около 670 вакансий для учителей разных направлений.

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

  • Высшая школа экономики (НИУ «ВШЭ»).
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
  • Казанский федеральный университет.

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.

Если вы занимаетесь своим любимым делом, значит вы «счастливый человек». С детства играли в куклы, я непроизвольно сажала их на скамеечку в один ряд и занималась ими, пытаясь научить их азам науки.

А повзрослев я поняла, что мне нравится заниматься творчеством и доносить до глубины души детей. Мне свыше дарована судьбой талантами рисования. Этим делом я люблю заниматься, а еще больше мне хочется донести до сознания детей умение рисовать. Да, умение рисовать дано не каждому, но каждого можно научить, видеть вокруг себя много прекрасного, яркого и красочного. Наш мир прекрасен, а прекрасен тем, что он окрашен всеми цветами радуги. И если донести до сознания детей, то можно разглядеть вокруг себя огромный и безграничный мир. Мир в котором мы живем, живут наши родные, близкие и друзья. Мир, которым нужно дорожить и любить. Довести до сознания детей умение подчеркнуть своих в своих работах, красоту окружающего мира, и нести это умение через всю свою жизнь.

Вот почему, я выбрала профессию педагога! Педагог - воспитатель, для меня это не просто профессия или работа.

- Это призвание, состояние души, образ жизни. Я выбрала свое место, нашла мир в котором я растворяюсь вместе с детьми. Дети - это самое лучшее, то есть в нашей жизни, а как интересно работать с малышами и радоваться их успехам. Наблюдая за занятием детей, замечая их продвижение вперёд, у меня словно крылья вырастают. Ведь это я, - воспитатель, вложила свою душу в них. Ведь это мне в первую очередь они расскажут о своих трудностях, о своих неудачах и тогда мы вместе, совместными усилиями преодолеем все трудности. Работая в детском саду, я окунулась в мир творчества, которого мне так не хватает во взрослой жизни. Только в нашей профессии возможны чудеса: ежедневно путешествуем по сказкам, превращаемся в Волшебников, проводим разные исследования, опыты, летаем в космос… А разве в другой профессии бывают чудеса, а разве в другой профессии вырастают крылья.

Только здесь работая в кругу детей, живя вместе с ними, вкладывая в каждого частичку своей души, начинаю понимать, что я занимаюсь своим любимым делом. А значит я «счастливый человек». И счастливым сделала меня - моя профессия «Воспитатель», которую я считаю своим призванием. Самое главное в профессии педагога - это любовь к детям, а это значит, помочь проявить все лучшие его качества, научить радоваться каждому дню, каждой травинке, каждой капле дождя. Какое это огромное счастье, быть нужной каждому ребёнку, научиться понимать его и стать для него второй мамой.

Мамой с которой он играет, дружит, которая всегда поможет, научит.

Научит не только мыть руки с мылом и пользоваться вилкой за столом. Но и воспитает достойных граждан своей Родины. Родина - наш общий дом, дом в котором живут взрослые и дети. Дом в котором мы должны жить счастливо, любить друг друга и конечно всего этого можно достичь только правильным вопитанием. Педагог - это призвание, который должен засеять в душу каждого ребёнка чувство патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к окружающему миру. Я уверена, что человек, который занимается с детьми, должен сам быть воспитанным. Я считаю себя счастливым человеком, потому что я педагог и мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим – нашими детьми. Думать о детях, заботиться о них, любить их – и это самое прекрасное чувство.

У меня прекрасная миссия - дарить свою любовь к детям.

За это я получаю высшую награду - это счастливые улыбки малышей, их доверие, признание и любовь.

Лев Николаевич Толстой писал: «Любить - это значит жить жизнью того, кого любишь». Именно в этих словах я вижу смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям. Да, современный воспитатель должен применять современные педагогические технологии, но не в ущерб лучшим человеческим качествам. Педагог на все века остаётся «наставником души». Поэтому по призванию воспитатель должен быть терпеливым и доброжелательным, должен быть всесторонне развитым работать не только с детьми, но с родителями. Воспитатель - для родителей как всесторонне развитая личность, которая умеет посоветовать, предложить. Педагог это – призвание, призвание быть счастливым. Ведь не счастливый педагог никогда не воспитает счастливого человека.

Воспитатель - это педагог с большой буквы.

Это призвание данные нам свыше, с прекрасной миссией - дарить свою любовь детям!

Эссе «Профессия — призвание» Относись к своей выбранной профессии со всей душой и скоро поймёшь, что это твоё призвание! Я — Воспитатель! Почему я выбрала профессию.

Педагогическое эссе «Воспитатель — профессия или призвание?» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Солнышко» города Алушты Педагогическое эссе «Воспитатель – профессия.

Эссе «Мое призвание — воспитатель» Эссе «Мое призвание – воспитатель» Пупышева Т. И. Воспитатель I категории МБДОУ № 271 Мир детства сладостен и тонок, как флейты плавающей.

Эссе «Мое призвание-воспитатель» В Детский сад «Ласточка» я пришла работать в 2010 году, опыта у меня было мало. Заведующая направила меня к опытному воспитателю в коррекционную.

Эссе воспитателя «Моя профессия — мое призвание!» Эссе "Моя профессия - мое призвание!"О работе педагога я знаю с детства, т. к. выросла в семье учителей. Я видела и плюсы, и минусы этой.

Эссе «Моя профессия — моё призвание» Эссе «МОЯ ПРОФЕССИЯ – МОЁ ПРИЗВАНИЕ» 2 сл. Я – Кравченко Евгения Витальевна, воспитатель нашего замечательного детского сада №2. В 2004.

Эссе «Моё призвание — педагог» «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность». В. Г. Белинский Наша профессия начинается с любви и держится.

Эссе «Психолог — это профессия или призвание?»
Эссе «Психолог — это профессия или призвание?» Эссе на тему: «Психолог – это профессия или призвание?» Мой путь в психологию был долгий, но очень интересный. Мое первое профессиональное.

Эссе «Моя профессия — социальный педагог» Эссе социального педагога Рыбак Регины Николаевны Моя профессия – социальный педагог Социальный педагог- это уникальная профессия. Это желание.

Эссе «Учитель — это призвание» Эссе «Учитель – это призвание» Будучи пятилетним ребенком, я сажала родителей перед импровизированной доской и вела урок. Они не сопротивлялись.

--> FISHKINET

При выборе профессии, особенно этой, не могло не сказаться влияние обучения в школе. Вспоминая о мудрых наставниках, явно или опосредованно повлиявших на выбор профессии, каждый из нас вспомнит одного или нескольких школьных учителей – специалистов, вызывавших стремление стать на них похожими и добрую белую зависть. Поэтому одним из первых факторов, влияющих на выбор этой одной из самых гуманных профессий – полезный опыт и влияние профессиональных педагогов.

Путь вперед

Работа с детьми в определенной степени заставляет оставаться молодой. Не только в плане физическом, но и с позиции меняющихся в соответствии с временем интересов детей и подростков. Путь педагога – это непрерывное совершенствование, духовное и творческое развитие. Помимо этого в себе постоянно приходится культивировать такие качества как усердие, целеустремленность, смелость, упорство. Эта работа – постоянный поиск. Ведь находясь на одном месте, увлечь детей очень тяжело, практически невозможно.

Память о себе

Память о себе

Вольно или невольно, но большинство людей стремится оставить о себе добрую память: делами, поступками, творческими объектами. А чаще всего детьми. У педагога же есть удивительная возможность остаться не в одном-двух-трех собственных детях, а сохранить свои знания, опыт и моральные качества в десятках и сотнях детей. Которые, став взрослыми, будут делиться ими уже с собственными сыновьями и дочерьми. Это ли не прекрасно и удивительно? Об этом очень точно и емко сказал писатель и публицист Иван Александрович Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас».

Любимые учителя были у каждого. И отчасти они влияли на восприятие мира и окружающей действительности, помогая сделать выбор в пользу той или иной профессии. И это логично, поскольку соприкасаясь со столь тонкой и сложной материей как человек, тем более маленький или юный, невольно приходится играть роль духовного наставника. Где брать для этого силы и вдохновение? В десятках детских глаз, с увлечением и интересом ежедневно смотрящих на тебя.

День учителя

День учителя

Каждый рабочий день учителя не похож на предыдущий. Он наполнен разными событиями, встречами, беседами, педагогическими советами и общением с родителями. И, конечно, уроками, каждый из которых помогает в раскрытии потенциала класса и каждого отдельно взятого ребенка.

По мере работы в школе у каждого педагога складывается свой фирменный стиль, своя философия, которыми он старается делиться с учениками. И для состоявшегося учителя ее обязательными элементами должны быть раскрытие у учеников их талантов, желания развиваться и совершенствоваться через учебный процесс и получение новых знаний. При этом категорически нельзя подавлять в детях творческое начало и инициативу, поскольку не исключено, что в будущем эти качества помогут состояться талантливому человеку.

Но работа учителя – это не только радость и позитив. Нужно уметь проявлять и делать это правильно строгость, требовательность, умение критиковать и принимать критику. А еще помимо использования академической системы обучения подавать материал ученикам так, чтобы он воспринимался в полном объеме и с интересом.

Способность научить

Способность научить

Значимой составляющей педагогической деятельности является дифференцированный подход к каждому учащемуся. Учебный процесс должен строиться с позиции индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его знаний, умений, возможностей и способностей, позволяющих ему усваивать материал в комфортном для него темпе. Чтобы сделать работу более продуктивной, творческий человек использует все возможные средства. Тем более что сейчас, в техническую эпоху, их огромное количество. Это разные способы работы и взаимодействия, дидактические и вспомогательные материалы. И, что важно, принцип взаимопомощи и взаимной поддержки, при следовании которому более сильный ученик помогает более слабому.

Особая работа

Учитель – это не просто профессия. Для ребенка – это своего рода ориентир, помогающий в раскрытии всех граней этого удивительного, разного и не всегда дружелюбного мира. Он помогает школьникам раскрывать свой потенциал, жить в гармонии с миром, разумно и с достоинством выходить из различных сложных ситуаций. И педагог не только учит, но и сам каждодневно учится, получая отклик в виде горящих восторгом детских глаз. И лучшей наградой для него является этот отклик и желание детей с удовольствием идти на его уроки. Это ли не важная составляющая счастья – ждать завтра, чтобы с удовольствием пойти на работу?

Читайте также: