Говорят что в этой профессии самое сложное ожидание

Опубликовано: 02.10.2024


Художественный руководитель Губернского театра Сергей Безруков говорит, что идеальной творческой формулой для артиста психологического театра всегда являлось так называемое «расширение амплуа», то есть развитие творческого диапазона. Опираясь на этот принцип, он в своем премьерном спектакле «Дядя Ваня» и назначил на роль Астрова актера Антона Хабарова. Поэтому наш первый вопрос…

– Антон, что вы для себя почерпнули в работе над «Дядей Ваней»?
– Я работал, как и всегда, методом проб и ошибок: читал письма Чехова, искал литературные аналоги Астрова. Посмотрел едва ли не все театральные постановки и фильмы по «Дяде Ване», которые есть на планете Земля, нашел даже с Энтони Хопкинсом. Он великолепный артист, но, к сожалению, это клюква с режиссерской точки зрения, стереотипы про Россию. Больше всех в роли доктора Астрова мне понравился Олег Борисов. Я нашел отрывки записи с ним и много общался с людьми, которые видели его на сцене МХАТа. Сцену безумно пьяного Астрова отметила критика. Для меня очень ценно, что в ней есть что-то новое в прочтении. Да и в целом я убежден в том, что чем дальше от артиста роль, тем она ему лучше удается, поскольку приходится тянуться к тому характеру и образу, которым не соответствуешь.

Мне любая роль дается тяжело, не могу сказать, что я вышел и сыграл. У меня никогда так не получается. Мне кажется, у меня такой тотальный страх провала, поэтому я сильно углубляюсь в роль и копаю. К примеру, долгое время я общался со своим другом хирургом Тагиром Якубовым. Есть такой стереотип, будто врачи не особо мучаются, когда теряют пациентов: настолько они привыкли смотреть в лицо смерти. Это неправда. В вашем журнале можно рассуждать о профессии, это очень ценно для меня. Так вот, самая сложная для исполнения и решения сцена у Астрова – это пьяная сцена. Все артисты, которых я видел в роли врача Астрова, играли кураж, легкую весёлость, русские люди так не пьют. Тем более, Астров сам говорит: «Я напиваюсь ТАК раз в месяц!» Очевидно, что это запой, в котором топится вся боль и отчаяние. Я сейчас читаю книгу Федора Шаляпина «Маска и душа». Кстати, Станиславский решил повторить тот же биографический эффект и написал книгу «Моя жизнь в искусстве», эти книги очень похожи, но Шаляпин издан раньше. Он пишет, что 20-го числа, в день зарплаты, юристы, художники, врачи, которые жили с ним в одном квартале, напивались и превращались просто в свиней – такой был разительный контраст. Вот и мы старались выстоять на контрастах: сначала зритель видит Астрова благородным человеком в белом костюме. И вдруг он предстает таким пьяным, что думаешь: «Да это же какой-то другой спектакль!» Этим нашим открытием я дорожу.

– Вы говорите, что публика эмоционально реагирует на «пьяную сцену». Но о каких эмоциях может идти речь, когда в зале 50% зрителей?
– Да, но и этого достаточно, чтобы почувствовать ту отдачу, которая не всегда бывает при полном зрительном зале. У Някрошюса как-то спросили, зачем он ставит восьмичасовые спектакли, кто на них будет ходить? Он ответил, что только те, кому это действительно необходимо. И сейчас именно так.

– Премьеру «Дяди Вани» можно было увидеть онлайн. Как вы относитесь к театру в онлайн-режиме? Каково актеру не чувствовать зрителя?
– Это как свидание по скайпу – ни о чем, просто какое-то впечатление, это двадцатая копия спектакля. Ты же ничего не чувствуешь, не происходит обмена энергией, просто играешь в пустоту. А театр – живое искусство. Спектакль играется здесь и сейчас. Это, если хотите, магия!

– В связи с пандемией пробы в кино проводят онлайн либо же просят записывать самопробы. Некоторые актеры негодуют по этому поводу. Как вы относитесь к таким кинопробам?
– Я негодую не как артист, я могу записать самопробы. Но если бы я был режиссером, то повесился бы, потому что самопробы похожи на гениальное пение в ду?ше. Там тебе кажется, что ты поешь, как Карузо. Но что такое работа на площадке? Это работа в условиях стресса, часто с большими выработками, в конце концов, с партнером, коллеги поймут. Дома, в комфорте, как и на самопробах, ты гениальный артист. Чаще всего, когда этот артист приходит на площадку и ему вдруг кто-то портит настроение, – все, он уже ничего не может сыграть. Психика ведь у всех разная. Самопробы я воспринимаю как «ожившую» фотографию в «Гарри Поттере», не более того.

– Своим любимым советским актером вы называете Олега Борисова. Почему именно он?
– Я у него научился подходу к профессии, фундаментальному разбору роли. Как артист, технически он был удивительно оснащен. Он и педагог великолепный, потому что те книги, которые я читал, просто кладезь. У него разные роли, например, его фильм «Крах инженера Гарина» – работа уровня Де Ниро, это голливудское кино. Кстати, Де Ниро разыскивал Олега Ивановича на Каннском фестивале, где фильм Борисова «Единственный свидетель» получил награду. Так вот, я вам скажу, это не самый лучший фильм Борисова. Если б Де Ниро увидел другие его фильмы – «За двумя зайцами», «Остановился поезд», он бы вообще, мне кажется, сошел с ума и ушел бы из профессии. Я шучу, конечно! Де Ниро – один из моих любимых артистов.

– Вы много снимаетесь в кино. Какие у вас впечатления от российского кинематографа?
– Советское кино, которое было великим, ушло безвозвратно. Российский кинематограф сейчас переживает не самый лучший период, но потихоньку возрождается. Невозможно читать сценарии, которые предлагают. Я после первой страницы уже понимаю, буду работать в проекте или нет. Из последнего, что я вычитал в сценарии: «Закуска на столе встревожена», «Андрей делает Маше смазь по лицу». Шедевр, правда? Подобных ремарок у меня накопилось уже очень много! Я очень люблю смотреть комедийное ток-шоу Грэма Нортона, где на одном диване зачастую сидят гости со всего мира. Америка и Голливуд – многонациональные, там огромный рынок артистов, большая конкуренция! В нашей стране в актерской среде нет конкуренции в принципе, у нас очень закрытое сообщество, никого не пускают. Если бы в Голливуде не было конкуренции, наши артисты там давно снимались бы. Пока снимается только Юра Колокольников, который без акцента говорит по-английски. А мы говорим, как Шварценеггер в «Красной жаре».

– Видела, как вы в инстаграм изображали Фредди Меркьюри. Может, готовитесь исполнить роль фронтмена «Queen»?
– Нет, конечно, это просто шутка. У Рами Малека был год, чтобы подготовиться к роли Фредди Меркьюри. Если такой проект запустится у нас, то главного героя найдут за неделю до съемок. Да и примет ли наша публика такой фильм, сложно сказать однозначно.


– Вы себя называете пропагандистом театра, говорите, что театр – лучшее, что есть. Помните, на каком спектакле вы впервые побывали и какие у вас были впечатления?
– Моя мама, когда была мной беременная, все время ходила в театр. Я часто ездил с бабушкой на кукольные спектакли в Театр Образцова. А так, первые сильные впечатления были у меня от «Таганки», куда я много ездил, в том числе и со школой. По правде говоря, школьникам неинтересно в театре, они приходят туда часто не по своей воле. Чтобы взять их внимание, нужно очень много сил! На моей памяти это получалось только у Алексея Верткова. Как-то мы пришли на спектакль в ГИТИС, в зале сидели школьники и дурачились. И только когда на сцену выходил Вертков, они обращали внимание на происходящее на сцене.

– Константин Райкин как-то сказал, что больше всего не любит кашель в зрительном зале. По его мнению, это признак того, что зрителю скучно. По каким признакам вы определяете зрительскую скуку?
– Так же, по кашлю, и еще по светящимся телефонам – зритель смотрит, сколько времени осталось до конца спектакля. Когда у меня случились первые аплодисменты на большой сцене в «Современнике» на спектакле «Дама с камелиями», у меня было ощущение, что меня облили ледяной водой. Я даже не понял, что произошло, кому аплодируют. Но так как на сцене я был один, понял, что это мне аплодируют в середине спектакля. Энергия зала очень чувствуется.

– Ваш педагог Александр Коршунов говорил: если ты посмотрел плохой спектакль, и режиссер спрашивает, как тебе постановка, отвечай: «Не ожидал!» Часто ли вам приходилось видеть неудачные постановки?
– Я не люблю дипломатию в нашей профессии, это самое сложное. Я видел много плохих спектаклей. Конечно, мне приходится иногда лавировать, не обижать людей, это отвратительное чувство. Это понимает каждый артист, который видел плохой спектакль своего коллеги и не знает, что сказать. Я сразу понимаю, что спектакль плохой: он меня не заражает, я не сопереживаю.

– Вы увлекаетесь научной литературой. В связи с этим вопрос: верите ли вы в театральные приметы?
– Еще в самом начале актерской профессии я мог бы сесть на сценарий. Я видел артистов, которые сидели на тексте, а потом играли премьеру, и я думал: «Может, ты не так сел, это тебе вообще не помогло»! Это какая-то клиника. Актерская профессия – это профессия здоровых людей, потому что невозможно скакать в своей психике, если ты будешь нездоровым, у тебя не получится. Это стереотип, что художник должен быть голодным, нищим, без уха и так далее, совсем не обязательно. Об этом очень хорошо говорят Нолан, Тициан.

– Вы сказали, после 40 лет актера ждут самые хорошие роли в театре…
– Да, самые лучшие мужские роли написаны именно на этот возраст, а на сегодняшний день роль Астрова – моя любимая роль. Она лучше, чем влюбленный юноша Арман Дюваль в «Даме с камелиями».


ПОДДЕРЖАТЬ «ТЕАТРАЛ» -->

Этот вопрос очень часто задается в ходе интервью, потому от Вас потребуется подготовить лаконичную, но при этом информативную самопрезентацию. По сути, это рассказ о том, почему именно Вы подходите на данную должность, описание Ваших преимуществ. Именно он отвечает за первое впечатление, которое о Вас сложится у рекрутера.

Что может включать в себя такой рассказ:

  • с какой целью Вы ищете работу:
  • что Вы умеете;
  • где Вы обучались и работали;
  • почему Вас заинтересовала данная вакансия;
  • почему Вы считаете, что подходите для работы в компании.

Пример рассказа о себе на собеседовании

«Меня зовут Дмитрий Никитенко, мне 27 лет. Я женат, ребёнку 2 года. Окончил
Московский политехнический университет по специальности «Программное обеспечение
информационных систем». Затем 7 лет проработал в данной сфере, и теперь хочу
попробовать свои силы в компании международного уровня. Я с детства очень увлекался
компьютерами, и программирование всегда было чем-то невероятно интересным для
меня. Именно поэтому я выбрал эту специальность. Ваша вакансия меня очень
заинтересовала, потому что работа у Вас будет для меня бесценным опытом работы в
данном ИТ-направлении. Я также считаю эту вакансию очень перспективной и хорошо
оцениваю возможности своего профессионального роста. Насчет личных качеств скажу,
что я легко адаптируюсь к новым и сложным задачам, а также очень общителен и легко
воспринимаю критику. Всегда люблю учиться и узнавать о новых технологиях и
возможностях. Увлекаюсь компьютерными играми, читаю специализированную
литературу. На этом, наверное, все. Буду рад ответить на ваши вопросы».

Вся эта информация должна продемонстрировать, что Вы — идеальный кандидат.

Рекомендуется не только продумать, но и прорепетировать рассказ о себе, чтобы Ваш рассказ в итоге был без запинок и слов-паразитов, чтобы слушать Вас было интересно.

2. Почему мы должны взять именно Вас?

В данном случае Ваш ответ во многом будет схож с рассказом о себе. Цель такая же — дать понять рекрутеру, что Вы лучше других подходите для закрытия вакансии, что Ваши компетенции релевантны требованиям работодателя и принесут пользу компании.

Обратите внимание: при ответе на данный вопрос категорически нельзя говорить что-то негативное о компании или принижать других кандидатов: «Вы неправильно продвигаете проект, я смогу сделать все как надо», «Лучше меня Вы никого не найдете», «Я гораздо умнее, чем все мои коллеги».

Что же можно и нужно говорить:

Конечно, чтобы сформировать удачный ответ, нужно ознакомиться с информацией о компании, узнать, что именно работодателю нужно от кандидата на должность, с какими задачами Вы сможете помочь.

3. Почему Вы уволились с предыдущего места работы?

Это один из «неудобных» вопросов, которые, скорее всего, Вам зададут на собеседовании. В зависимости от Вашей ситуации нужно обдумать ответ, который устроит рекрутера и не выставит Вас в негативном свете. Будьте готовы и к тому, что Вас могут попросить объяснить причины увольнения со всех компаний, перечисленных в опыте работы за последнюю пару лет.

Конечно, стоит избегать отрицательных причин ухода с прошлых мест работы. Потому такие фразы, как «Я плохо справлялся со своими обязанностями» или «Не получилось совмещать работу и учебу», точно не подойдут. Вам нужно продумать такой ответ, который и устроит рекрутера и не будет при этом откровенно неправдивым.

Какие причины наиболее «безопасны»:

  • Вы попали под сокращение. Причем желательно отметить, что сократили не только Вас, или привести вескую причину, почему это коснулось именно Вас (например, Вы самый новый сотрудник или Ваша должность в компании была введена недавно), иначе возникнут сомнения в Вашей «полезности» как специалиста;
  • компания обанкротилась;
  • офис компании переехал;
  • Вы сами переехали на новое место жительства;
  • Вы решили сменить сферу деятельности;
  • у компании изменились стратегические планы развития, сменилось руководство;
  • Ваш трудовой контракт был заключен на определенный срок;
  • Вы ушли по семейным обстоятельствам: кто-то из близких заболел, или Вам нужно было на некоторое время покинуть город по важным причинам;
  • Вы были заняты проектной работой, и проект завершился;
  • Вы хотите попробовать свои силы на более высокой должности, а в прошлой компании возможности перейти вверх по карьерной лестнице не было.

Обратите внимание: не говорите плохо о своем бывшем коллективе и начальнике.

Это может создать впечатление о Вас как о конфликтном человеке. Хорошим тоном будет в своем ответе не только рассказать о причине увольнения, но и хорошо отозваться о старом месте работы и выразить свое искреннее желание работать в новой компании. Такой комплексный ответ удовлетворит рекрутера.

Если Вы хотите скрыть истинную причину ухода из компании, тогда тем более необходимо тщательно подготовить ответ на этот вопрос, чтобы говорить четко и уверенно, чтобы не возникло дополнительных вопросов или подозрений.

4. Каковы Ваши сильные и слабые стороны?

Если с сильными сторонами еще более-менее все понятно, то как быть со слабыми? Ведь любая из них может испортить о Вас мнение, а клише вроде «Я слишком сильно люблю работать» опытного рекрутера не впечатлит.

Тут важно отметить, что нельзя говорить, что у Вас нет слабых сторон. У каждого специалиста есть свои недостатки, и отличительная черта хорошего специалиста в том, что он свои слабые стороны понимает, анализирует и прорабатывает. Потому, отвечая на этот вопрос, важно еще и рассказать, как Вы работаете над исправлением недостатков. Например:

  • «У меня непрофильное образование, но я прошел специальные курсы и уже работал в этой сфере, потому с выполнением требуемых от меня обязанностей проблем никаких не возникнет»;
  • «Мне сложно давать негативную обратную связь подчиненным по проделанной работе, так как не хочу никого обижать. Но ввиду своего опыта руководителя, а также ряда пройденных тренингов сейчас мне это дается гораздо легче, и я знаю, как давать обратную связь наиболее объективно»;
  • «Мне трудно решаться на авантюры, совершать рискованные поступки. Долго анализирую ситуацию, прежде чем принять решение, что занимает много времени. Помогает составление планов действий в зависимости от исхода ситуации»;
  • «Часто не могу переключиться с рабочих проблем на быт, продолжаю обдумывать задачи дома. Это мешает расслабиться. Стараюсь использовать определенные методики, чтобы избавиться от такой привычки и научиться отдыхать»;
  • «Мне очень сложно отказывать другим людям. Стараюсь побороть это в себе и научиться отстаивать свои права»;
  • «Боюсь публичных выступлений, особенно перед большой толпой людей. Благо, моя позиция не предполагает таких испытаний, но на всякий случай я прорабатываю эту проблему с психологом».

О чем не стоит говорить: о своей низкой самооценке, конфликтности, невнимательности — такие черты даже при условии Вашей работы над собой создадут негативное впечатление.

Также среди недостатков нельзя называть отсутствие какой-либо из компетенций, которые важны для желаемой должности (например, для позиции важно знание английского языка, а Вы говорите, что знаете его плохо).

Что касается сильных сторон, то постарайтесь, опять же, избегать клише вроде «коммуникабельности» и «стрессоустойчивости»: расскажите о своих навыках, опыте, качествах чуть более оригинально, подкрепляя их примерами из профессионального опыта (или из периода обучения, если Вы — начинающий специалист).

Также в этом вопросе важно обратиться к тексту вакансии, понять, каких именно компетенций от Вас ждут, и исходя из этого выстраивать свой ответ. Лучше не перечисляйте те сильные стороны, которые к желаемой должности отношения не имеют.

5. Почему Вы хотите работать у нас?

Для подготовки к этому вопросу необходимо будет, опять же, заранее изучить информацию о компании. При этом «У Вас устраивающая меня зарплата» или «Ваш офис находится близко к моему дому» не подойдут. Нужно убедить рекрутера, что Вы искренне заинтересованы в работе в компании, что у Вас есть определенная мотивация.

Какой же может быть причина:

  • возможности профессионального роста;
  • репутация компании, отзывы о ней;
  • ее ценности;
  • ее стремительный рост на рынке;
  • ее долгая и стабильная история;
  • интересные для Вас проекты;
  • возможности обучиться чему-то новому.

Будет хорошо, если свой ответ Вы подкрепите словами и о том, чем Вас заинтересовала вакансия и почему Вы удачно подходите под ее требования. Ведь это тоже одна из причин, почему Вы хотите работать именно в этом месте.

6. Кем Вы видите себя через 5 лет?

Традиционный вопрос для собеседования. Вместо 5 лет могут быть и 3 года, и 10, но суть тут одна — узнать о Ваших планах, о наличии или отсутствии карьерной стратегии. Тут при ответе нужно быть как можно более конкретным (без расплывчатых формулировок вроде «Возможно, я сменю сферу деятельности» или «Все зависит от обстоятельств»), но при этом не быть непоколебимым («Я обязан в течение 2 лет получить повышение»). И, конечно, точно нельзя говорить, что Вы в долгосрочной перспективе ничего не планируете.

Что можно рассказывать о своих планах на ближайшие годы:

  • какие обязанности Вы хотели бы выполнять;
  • какие навыки освоить/улучшить;
  • до какой позиции Вы планируете дорасти;
  • какие курсы хотите пройти;
  • какую пользу можете за это время принести компании.

Кроме того, не забывайте, что ответ должен быть реалистичным.

Не стоит говорить, что Вы хотите добиться каких-то запредельных высот, чтобы не показать себя слишком самоуверенным. Стоит также изучить информацию о компании, чтобы понять, с какой скоростью там можно продвигаться в карьере и какие возможности для сотрудников вообще имеются.

7. Какую зарплату Вы хотите получать?

Это один из вопросов, к которым нужно подходить аккуратно и с умом. Нужно не просто назвать размер желаемой зарплаты, но и обосновать его. А для этого необходимо изучить рынок труда, оценить свои способности, узнать, сколько платят людям Вашей специальности у Вас в регионе.

Если завысите цифру — это может стоить Вам предложения о работе, если занизите — в итоге не будете получать достойную плату или создадите впечатление не очень ценного сотрудника, готового работать за копейки.

Некоторые рекрутеры сами называют ту сумму, которую готовы Вам платить, но так происходит далеко не всегда. Чаще всего все же спрашивают, чтобы знать, могут ли себе «позволить» такого сотрудника.

Ваша задача — продумать заранее справедливый размер желаемой оплаты своего труда.

8. Каковы Ваши профессиональные достижения?

Свои достижения Вы наверняка уже описывали в резюме, но нужно быть готовым к тому, чтобы уметь перессказать информацию оттуда, при этом менее сухо и с примерами. Вас могут спросить не обо всех достижениях, а лишь об одном — самом главном. Также вопрос может звучать как «Чем Вы гордитесь больше всего?» или «Какой вклад Вы внесли на прошлом месте работы?» — это все о профессиональных достижениях.

Заранее подумайте о том, каких результатов Вы добились на профессиональном поприще. Выпишите их и выберите наиболее значимые и релевантные. Помните, что они должны иметь прямое отношение к должности, на которую Вы претендуете. При ответе оперируйте фактами и цифрами, вносите побольше конкретики, чтобы было ясно видно, что Вы — специалист, нацеленный на результат.

Например, Вы повысили продажи в своей старой компании на n-ное количество процентов или сформировали с нуля команду из определенного количества человек, организовали столько-то успешных конференций, добились подписания ряда важных контрактов.

Важно: не рассказывайте о достижениях из личной жизни, они вряд ли дадут рекрутеру полезную информацию о Вас как о специалисте.

9. Как Вы справляетесь с конфликтными ситуациями?

Такой вопрос часто встречается в поведенческом интервью. Задается он с целью разузнать больше о Ваших навыках общения и умении справляться со стрессовыми ситуациями. Ведь компании нужны те, кто умеет работать в команде и сглаживать острые углы.

Вас могут попросить гипотетически представить, что у Вас произошел конфликт с коллегой/работодателем/клиентом, или же привести реальный пример, когда такая трудная ситуация возникала у Вас на рабочем месте. Хотя в любом случае такой пример понадобится, чтобы продемонстрировать, что Вы с таким уже сталкивались.

Как отвечать на вопрос про конфликты:

  1. Без лишних деталей описываем причину конфликта.
  2. Описываем действия, которые Вы предприняли, чтобы спокойно и профессионально выйти из ситуации.

Нельзя рассказывать о том, как Вы просто проигнорировали проблемную ситуацию и ничего не предприняли, либо же о том, что Вы не смогли остаться спокойным и накричали на кого-то.

Наоборот, необходимо показать, как какие-то Ваши действия помогли решить проблему.

Постарайтесь также не давать общий ответ вроде «Я всегда спокоен в ходе конфликтов», «Я привык работать в стрессе» или «Никогда особо ни с кем не конфликтовал». Для этого и нужна подготовка к собеседованию — чтобы вспомнить подходящий, показательный пример.

10. Как Вы развиваете себя как специалиста?

Считается, что хороший специалист никогда не перестает обучаться. Подумайте над тем, какими способами Вы поддерживаете свои навыки на должном уровне. Это могут быть:

  • курсы, частные уроки;
  • профессиональная литература;
  • специализированные статьи;
  • тренинги, конференции;
  • отраслевые новости.

Возможно, Вы в карьере предпочитаете браться за нестандартные задачи и осваивать новые подходы — это тоже можно указать, желательно с примерами.

Например, как на собеседовании ответить на вопрос: "Какие были сложности в работе и как вы справлялись?".

И как ответить - если ты не чувствовал этих сложностей, обычная рутина как у всех, авралы, сроки, подрядчики подводят, но так ведь у всех и все справляются, что тут необычного? Обычный российский бизнес полный бардака и непредсказуемости. Мы так живём и мы так привыкли.

Понять разницу можно только, если вы работали в западной компании - да ещё и со здоровой корпоративной культурой.

А чаще мы создаем сложности и преодолеваем.

Но как ответить на этот вопрос на собеседовании?

Если вы ответите специалисту по подбору персонала, что сложностей в работе у вас не было и вы совсем справлялись, то вам не поверят.

Подумают, что на работе вы ничего не делали и обязанности у вас были очень простые, зона ответственности очень маленькая и узкая и как вывод, что первые же сложности вас приведут в замешательство и ступор.

Вся российская и советская литература - про сложности, моральные кризисы, прозрения и трансформацию. Вечный Достоевский.

И бизнес по Достоевскому - тот, по крайней мере, что был начат в лихие 90-е или у тех, кто практикует подобный управленческий стиль до сих пор. Вы сами понимаете о чем я, о бандитских подходах к управлению.

Поэтому ожидаемо, что у любого простого гражданина были сложности.

Если вы отвечаете, что их нет и не было - вы хвастаетесь своей непогрешимостью. Простите за иронию и сарказм.

На самом деле ответ на этот вопрос может раскрыть владение профессиональными компетенциями и расскажет HR-менеджеру о том, какая вы личность, как вы справляетесь как человек с ситуациями стресса, цейтнота, недостатка знаний по тому или иному вопросу, что для вас представляют сложности сами по себе.

Каков для вас масштаб сложностей - скрепки закончились или вы вытянули годовой план продаж, благодаря предпринятым беспрецедентным мерам - наняли дополнительный персонал, разработали промоакцию, сами вышли обучать промоутеров, объездили все магазины с проверкой их работы и "толкнули" продажи, они "пошли вверх", а потом ещё неделю всех держали в тонусе своими звонками, что потом план ваше подразделение перевыполняло три месяца без вашего дальнейшего вмешательства.

Как в театре - если сложностей не было, то их стоило бы придумать.

Серьезно! Если вы не знаете как ответить на этот вопрос, то скорее всего до этого момента у вас не было особых карьерных амбиций и вы не думали, как вы себя будете позиционировать на возможных собеседованиях или на внутренних мероприятиях по оценке.

И скорее всего - вы не знаете, и как ответить на вопрос о ваших достижениях.

Если вы только задумываетесь о смене работы, о лучшем месте под солнцем, то пора включить осознанность и подумать о себе и о том, как вас воспринимает работодатель.

Подумать о своей работе, увидеть в этой рутине - с чем вы сталкиваетесь, в чём может быть сложность для других людей на вашем месте, может вы обладаете выносливостью, хорошей концентрацией внимания, весь день бодры и там, где на других идут жалобы, вы справляетесь без нареканий.

То есть можно переосмыслить свой функционал и увидеть, что будет сложностью для других, но вы с этим справляетесь лучше этих других.

Можно обдумать и доработать ответ, чтобы он звучал хорошо;

"Было так, была такая сложность, но я предприняла такие-то меры и научилась справляться с этим, сейчас я справляюсь с этим отлично".

"Я думала, что совершая холодные звонки, я не всегда добивалась нужного мне результата, я почила бизнес-литературу, поняла, что это нормально, когда не все звонки заканчиваются завершением сделки, потом я пошла на тренинг, убедила своего работодателя, что мне это нужно и он тренинг оплатил.

На тренинге я научилась новым техникам общения, а самое главное, поняв, что не 100% переговоров заканчиваются сделками - я обрела внутреннюю уверенность - знаете, если раньше я закрывала 30 % сделок, сейчас почти 50%, это лучший результат в нашем департаменте.

Обычно, когда я сталкиваюсь со сложностями или сомнениями я ищу дополнительную информацию, советуюсь с профессионалами, чтобы понять, как поступать наилучшим образом или иду учиться".

То есть мы показываем, что у нас есть стратегия одна или несколько, что мы не постесняемся коммуницировать в случае сложностей, сразу начнем искать решение, а не замалчивать проблему.

Специалист по подбору хочет услышать, как вы умеете решать проблемы, насколько у вас широкий репертуар решения сложных проблем.

Возможно, ваша потенциальная работа предполагает, что вы постоянно будете сталкиваться с новыми вызовами и ищут кандидата с подобным опытом.

Чтобы принять решение какой ответ "правильный" на подобный вопрос - нужно использовать собственный здравый смысл и понимать на какую вакансию вы претендуете.

Конечно, описание сложностей и их преодоление должно подать вас в выгодном свете.

Например, вашу коллегу из другого региона положили в больницу и вас попросили выполнять дистанционно большую часть ее обязанностей, конечно, чтобы всё успевать вам пришлось расставить приоритеты и пересмотреть свои планы на ближайший месяц, Но в целом с почти двойной нагрузкой в течение месяца вы справились.

В случае такого ответа будьте готовы пояснить детали.

То есть готовьте сани летом, собирайте ситуации из своей корпоративной жизни, чтобы было что рассказать на собеседовании и о сложностях и о достижениях.

Просите сами у руководства интересные задачи, чтобы получить разнообразный опыт и было чем блеснуть на собеседовании.

Ответственный кандидат, например, на должность категорийного менеджера скажет, что у него начала падать прибыльность категории и он не мог понять в чем причины, чтобы их определить - он произвел расчеты, поднял учебники, начал искать дополнительную бизнес-литературу с бизнес-кейсами, чтобы найти подсказку, сформировал три гипотезы, посоветовался с опытными коллегами соответствующей квалификации, выбрал приоритетную гипотезу и начал её тестировать - вводить изменения, гипотеза подтвердилась, прибыль начала расти.

Во время ответа: это может быть сказано и более простыми словами.

ВОТ КАКОЙ ВОПРОС О СЛОЖНОСТЯХ МНЕ ПОСТУПИЛ БУКВАЛЬНО (ВЫДЕРЖКА ИЗ ПИСЬМА):

«На вопрос что было самым сложным, я честно считаю, что ничего сверх сложного не было, всё решаемо… Это будет правильный ответ? А прибыль я не анализировала. Вопросы про ошибки, да, конечно, ошибки были, но можно ли говорить о них? Про достижения - это тоже сложный вопрос…». 🏆🏆🏆

ЕЩЁ ОДИН МОЙ КОММЕНТАРИЙ - КАК ОТВЕТ НА ВОПРОС В ПИСЬМЕ:

Чтобы подготовиться к собеседованию - надо вставать на две позиции - себя и специалиста по подбору. Попробуйте сначала честно написать ответы на вопросы, а потом встать на позицию рекрутера и прочитать ответы с его позиции, как будто вы читаете ответы не свои, а какого-то чужого человека. Что бы вы подумали об этом человеке?

Специалисты по подбору персонала не любят, когда им говорят - у меня нет ошибок, считается, что человек, который так отвечает - себя адекватно не оценивает, игнорирует опыт совершения ошибок, поэтому нужно подобрать какой-то ответ, который вас правильно спозиционирует.

Ваш ответ можно повернуть таким образом ( как третий пример ):

"На моей первой работе я переживала о последствиях, как решится вопрос, если будет задержка зарплаты или массовый брак. На моем опыте были такие ситуации и я решала их таким-то образом (приведите примеры), на моём последнем месте работы сложностей уже не было, потому что опыт уже наработался, у меня появились алгоритмы как действовать в том или ином случае, например, . (ещё примеры). Сейчас такие ситуации для меня просто часть работы и стресса не вызывают".

Примеры могут быть простые - но они покажут, что вы осмысливаете свой опыт, анализируете его, учитесь на своих ошибках, понимаете закономерности и формируете лучшие алгоритмы действий.

КАК МЕТАФОРА:

Это про то, что нужно, например, выключить свет перед тем, как менять лампочку. Это простой алгоритм действий и вы демонстрируете, что Вы его знаете. Если вас спросили, как менять лампочку – расскажите как конкретно.

ХОРОШИЙ СОВЕТ:

Найдите в интернете книги Светланы Ивановой, почитайте бегло, выбирая то, что вас привлекает и вы поймете как подготовиться к интервью.

Если это продажи, руководящая должность, все ищут ориентированных на результат - нельзя говорить - я цифры не считала, можно ответить у меня был план и я отслеживала его выполнение каждый день, пересчитывала какой объём продаж нужно сделать за оставшийся период, смотрела отклонение от плана, считала прогноз продаж и насколько нужно увеличить выполнение плана в день, чтобы выполнить план в оставшийся от месяца период.

Например, у клиента была проблема в конце рабочего дня, я задержалась и всё решила…

Скорректируйте свои ответы в соответствии с вакансией, проговорите их три раза вслух, а также напишите список вопросов к работодателю.

Текущая установка: собеседование - это переговоры и нужно спрашивать важные вещи относительно своих задач, например, какой бюджет на рекламу или на обучение, что-то про нужные цифры в работе.

На собеседовании можно немного лукавить, чтобы продать себя работодателю (как в нашем примере со сложностями).

Есть такое понятие как социальноожидаемые ответы, пусть они лучше будут такими, чем совсем непродуманными и позиционируют вас как неподходящего кандидата ( глупого ).

Вопрос о достижениях задается, чтобы понять насколько вы ориентированы на результат, что для вас важно - какие ценности, целеустремленный ли вы человек. Думаете ли вы о себе мерками успеха, достижений, мыслите конкретными цифрами или просто плывёте по течению…

Комментарий специалиста:

🏆🏆🏆 Все верно. Все свои достижения необходимо оцифровывать. И продавать их именно так. Заменить в своей презентации процессные глаголы "я делал/в мои обязанности входило ", на "я сделал/я решил", подтвердить реальными просчитанными цифрами - БИНГО!

Первый большой шаг сделан!

Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтес ь на мой канал!

Делитесь с друзьями, пишите ваши комментарии, ваша обратная связь очень важна для меня и вдохновляет на новые статьи!

Обнимаю, всех, кто меня читает!

🎯 " 5 НЕОЧЕВИДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ В РОЗНИЧНОЙ СЕТИ С НУЛЯ";

🎯 " 5 ПРОСТЫХ ПРАКТИК ПО УПРАВЛЕНИЮ ВРЕМЕНЕМ ДЛЯ ТЕХ, КТО СТРОИТ КАРЬЕРУ МЕЧТЫ".

Заслуженный артист России, солист Мариинского театра, лауреат премии Grammy Ильдар Абдразаков в интервью ТАСС поделился своим видением того, как восстанавливается музыкальный мир, рассказал о своем Международном музыкальном фестивале, который уже в четвертый раз пройдет с 27 мая по 7 июля, и признался, что не боится конкуренции новичков — напротив, готов им всячески помочь. Певец вышел на связь с корреспондентом ТАСС из короткого отпуска между выступлениями.

— Недавно вы исполнили (уже в третий раз) титульную партию в опере Мусоргского "Борис Годунов" на премьере Оперы Монте-Карло. Посмотрела по афишам, у вас в планах также выступления в Германии и Польше, Зальцбургский фестиваль. Зарубежные ангажементы потихоньку оживают?

— Я бы не сказал, что прямо оживают. В прошлом году я потерял очень много контрактов, которые были запланированы по всему миру: и в Америке, и в Европе. Это театры, которые отказались от спектаклей, некоторые из них до сих пор не открылись. Какие-то открываются, репетируют месяц, а потом делают один спектакль без зрителей — под запись. Я отказался и от этих спектаклей, потому что не считаю правильным репетировать месяц вне дома и все это показывать потом без зрителей. Когда я раньше ездил на гастроли, брал с собой семью. Но сейчас, допустим, когда я куда-то еду, семью я с собой взять не могу. Театр в Монте-Карло — единственный, куда я поехал без семьи, потому что там был короткий период репетиций и несколько спектаклей с публикой. И хотя была всего половина зала, все равно чувствовалась энергетика, было здорово.

— Поведение публики после карантина в России и за рубежом отличается? Они все же дольше сидели.

— В Европе я выступал только в Монте-Карло за последний год. До этого были концерты, но все они были в интернете. Конечно, в Монте-Карло очень ждали нас, очень тепло принимали и сказали, что это лучший спектакль за последние несколько лет. Это было приятно слышать.

— Тоже на тему закрытых залов. На открытии вашего фестиваля в Уфе выступит целая плеяда звезд: Елена Стихина, Василий Ладюк, Владислав Сулимский, Аскар Абдразаков и другие. На фоне европейских и американских карантинов стало проще собрать артистов в Башкирии?

— Ну, я бы не сказал, что проще. Все равно у них есть свои гастроли и контракты. Какие-то контракты отменяются, а какие-то нет. Но вот именно 27 мая совпало, что эти ребята (я очень надеюсь, что все будет хорошо) выступят. Будут петь и ученики нашего с Аскаром педагога Миляуши Галеевны Муртазиной, ко дню рождения которой я приурочил открытие фестиваля. Ей в этом году исполняется 95 лет, и мы будем ее чествовать. Я не просто так пригласил певцов не из числа ее учеников: Лену, Васю и Славу. Это те, о ком она очень много говорила, видела их по телевизору и слышала в театре, когда они приезжали на спектакли. Миляуша Галеевна очень тепло о них отзывалась, поэтому я решил сделать такой подарок — пригласить их выступить на ее юбилее.

— В афише фестиваля — семь городов (в Москве вы были в феврале). Планируете еще расширяться?

— Мы начинаем в Уфе, потом отправляемся в Новосибирск, Томск, Тюмень, Тобольск и заканчиваем в Астрахани. Это те города, которые откликнулись на наш фестиваль. Были и другие, но они прислали свои приглашения поздно, и мы их перенесли на следующий год. В этом году так получилось, что мы больше будем в Сибири, в той части нашей необъятной Родины. Я никогда не был ни в Новосибирске, ни в Томске, ни в Тюмени, ни в Тобольске. В Астрахани был, но никогда не пел. Получается, у меня подряд пять дебютов.

— Любопытно, что фестиваль пригласили города, в которых лично вы не были.

— Так получилось, что в основном мы ездим по контрактам, а контракты чаще в Европе и в Америке. На своей родине мы, к сожалению, ничего не видим. Благодаря фестивалю мы собираемся нашей командой, с моими друзьями, нашими учениками, и едем не только порадовать публику, но и сами посмотреть, где мы живем, в какой стране, что у нас в глубинке, какие театры есть, какие концертные залы. Какие-то залы построены до войны, какие-то после, везде разная акустика, разная публика. Мне кажется, каждому человеку надо знать свою страну.

— А где ваш любимый зал? Понятно, что Башкирский театр оперы и балета вам родной…

— Мне на самом деле трудно ответить на этот вопрос. Вы не первая его задаете: где лучшая публика, где хорошо принимают? Я не могу сказать, где моя любимая сцена. В "Ла Скала" я спел более 150 спектаклей, в Метрополитен-опере — более 160, в Мариинском театре — около 400. Это три сцены, на которых я больше всего работал. Они мне дороги. Может быть, я не так много пел в Уфе, но я начинал в этом театре и первые шаги сделал на этой сцене еще школьником, когда устроился туда в 14 лет в миманс: стоял с мечом в "Князе Игоре", с плащом тореадора в "Кармен" — разные у меня были роли. Естественно, я тогда не пел, я привыкал к сцене.

С 14 лет я на сцене, а сейчас мне 44. 30 лет в этом.

— Внушительный срок. Как-то мне попалась на глаза информация, будто в свое время вы покинули музыкальную школу из-за того, что, по мнению учителей, у вас не было слуха. Это правда?

— Это правда. Видимо, педагоги меня не видели как пианиста. Я учился в специальной школе для одаренных детей, меня туда привел папа. Но что-то не пошло. То ли я ленился, то ли в меня не заложили любви к музыке, может, отбили желание педагоги, и мне не хотелось туда ходить. Когда тебе семь-восемь лет и твои друзья играют футбол, а тебе нужно часами учить огромные, нескончаемые произведения, конечно, сердце разрывается. Моя правая рука играла то, что написано в нотах, а левая в это время уже надевала спортивную обувь и открывала дверь на улицу. Я разрывался, но в итоге получилось, что я и не туда, и не сюда. Когда папа пошел забирать мои документы, он спросил: "Вроде, у меня одаренный сын, играет, вы же с ним пять лет занимались. В чем дело?" Видимо, нашелся человек, который ответил ему: "Извините, у вашего сына нет слуха".

— Пересекались ли позже с этими педагогами? Было бы интересно узнать их реакцию на ваши сольные концерты в "Ла Скала" и регулярные выступления на других великих музыкальных сценах.

— Знаете, когда я рассказываю это своим коллегам, они не удивляются, потому что многие из них не закончили консерватории, были отчислены как профнепригодные. Теперь они солисты. Я такой не один. Моя история случилась гораздо раньше, я был совсем маленьким учеником музыкальной школы. А эти ребята занимались вокалом, были уже достаточно зрелыми людьми, понимали, чем будут заниматься, и им говорили, что они не подходят, чтобы они искали себе другую работу. Но они потом стали звездами и поют по всему миру. То есть это нормально. Когда я слушаю какого-то ученика, я тоже могу иногда подумать: "Нет, боюсь за него браться, потому что не чувствую какой-то отдачи". А потом проходит время, и ученик делает огромную карьеру. И слава богу. Знаете, музыка — это живой организм.

— Сейчас ваш фестиваль большое внимание уделяет образовательной части. Три года — не столь большой срок, но все же, может, уже есть имена, открытием которых вы гордитесь?

— Мы только начали, наши ребята только подписали контракты с лондонским театром "Ковент-Гарден", с театрами в Германии, и вот случилась эта пандемия. Представляете? Никто не смог себя показать. Я очень надеюсь, что все откроется, и ребята, которых пригласили, все-таки возобновят свои выступления и продолжат с новыми силами, с новой энергией работать по профессии.

— Когда новичков выводят на сцену возрастные мэтры — это понятно. Вы под это определение не попадаете. Не боитесь ли, что новые голоса будут теснить и вас?

Да ну что вы! Я буду счастлив, если кто-то сможет выступить за меня или кому-то достанется контракт. Ради бога.

— Это не лукавство?

— Нет, театров на всех хватает, ролей на всех хватает. Контракты и договоры у меня расписаны на пять лет вперед.

Вот сейчас в "Борисе Годунове" в Монте-Карло участвовали двое певцов, которые были на моем фестивале. Марина Ярская спела партию Федора — сына Бориса Годунова. Она вообще в первый раз вышла на театральную сцену! После премьеры к ней подошли дирижер, режиссер и директор театра, и все восхищались ее голосом и талантом. Она молодец, здорово себя показала. Также участвовал Кирилл Белов, замечательно показал себя. Я очень надеюсь, что этих ребят заметят и пригласят дальше на какие-то другие проекты.

— Вы уже дебютировали как режиссер, поставив оперу "Аттила" в Башкирском государственном театре оперы и балета. Есть ли планы двигаться в этом направлении?

— Может быть, когда-нибудь что-нибудь еще сделаю.

— Какая-то задумка есть? Что хотели бы поставить?

— Задумка есть, но пока не буду о ней говорить.

— Нынешний год для вас юбилейный. Что-то специальное публичное планируете?

Все мои друзья, коллеги, с которыми я работаю, менеджеры говорят: "Давай сделаем какой-то интересный концерт, что-то грандиозное".

Но я не думаю, что 45 — это та дата, на которую надо что-то делать. Когда будет 50, тогда, наверное, организуем что-то интересное. К тому же сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь у меня уже расписаны, причем каждый день.

— Это же прекрасно! Особенно в сравнении с прошлым карантинным годом.

— Это прекрасно. Но, с другой стороны, побыть дома — тоже было прекрасно. Вспоминаю слова Дмитрия Хворостовского. В одну из последних наших встреч, он мне сказал: "Ильдар, уделяй больше времени семье, потому что профессия — это здорово, но это машина, которая никогда не останавливается: контракты, переезды. А дети растут, время идет вперед. Надо чаще быть с семьей и с детьми". В пандемию я понял, о чем говорил Дима, и действительно, нужно больше времени уделять семье. Да и друзьям, родственникам, быть почаще с ними. Понятно, что профессия профессией, а жизнь идет вперед. Нужен какой-то баланс.

— Один подарок к юбилейной дате уже подоспел — звание "Заслуженный артист России". Вам вообще важны награды?

— Конечно, важны. Это поощрение работы. Мне кажется, всем важно получать оценку зрителей или жюри. Знаете, когда человек работает, работает и понимает, что никому это не нужно, руки опускаются. Все-таки вдохновляют эмоции зрителей, призы, премии, особенно те, которых не ждешь. Например, я никак не ожидал, что получу Grammy. Знал, что документы ушли — и все, даже забыл про это. Помню, утром звонок: "Вы знаете, что вы получили Grammy?" Я говорю: "Нет, не знаю. Спасибо!" Такие вещи очень радуют и стимулируют.

Звание заслуженного артиста России — это очень здорово, большое спасибо нашему правительству за него. Больше всего переживала моя мама, которая уже несколько лет говорила: "Этому дали, и этому. Почему же тебе не дают? Уже везде спел все что можно?" Я говорил, что придет время и меня услышат. Вот оно и пришло. Мама гордится.


Наём людей без опыта работы вообще или без опыта работы по соответствующей специальности может быть как вынужденной необходимостью (ФОТ хватает только на зарплату ниже средней), так и осознанной стратегией (проще научить с нуля, чем переучивать). Особенно часто с такими кандидатами сталкиваются те, кто набирает менеджеров по продажам – в эту сферу идут бывшие учителя и врачи, логисты и экономисты, историки и пищевые технологи.

В обоих случаях становится бессмысленным большинство вопросов, которые мы обычно задаём на собеседовании, от «Почему вы ушли с прошлого места работы?» до «Расскажите о своём самом удачном рабочем проекте». Не требуется подтверждать профессиональный опыт претендента и тем более проводить тесты на владение соответствующими знаниями и навыками. Чем же их заменить и как определить, что кандидат без опыта способен стать перспективным сотрудником?

Сергей Пак, генеральный директор JobHelp : «На относительно простые вакансии мы готовы рассматривать соискателей без опыта работы. Для меня лично не менее важны обычные человеческие качества (чтобы человек был хорошим), способность и желание обучаться новому. Например, месяц назад мы распрощались с 39-летней сотрудницей и взяли ей на замену 20-летнюю девушку без опыта. Так она намного эффективнее: стремительно все схватывает, работает быстрее и лучше».

Когда нет опыта работы, рекрутёрам нужно оценить потенциал и личные качества соискателя, те самые soft skills: ответственность, дисциплинированность, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, способность к развитию, наличие системного мышления, умение добиваться результата. Также важны мотивы и ценности кандидата.

Кандидаты без опыта работы (выпускники вузов и прочих учебных заведений)

В целом с ними всё понятно: получили образование и хотят начать работать по специальности. Иногда у них за плечами есть опыт «непрофильной» работы (официантами, курьерами, продавцами и т.п.) или неоплачиваемая практика/стажировки. Но это совсем не то же самое, что «опыт работы в нужной сфере – не менее 3-х лет», запрашиваемый в большинстве вакансий.

Что можно простить соискателям-новичкам

Отсутствие делового стиля . Обычно студенты одеваются в стиле casual или подбирают одежду, выражающую их внутренний мир (как это представляется подросткам). Делового костюма в их гардеробе может не быть совсем – на него ещё предстоит заработать. Поэтому достаточно разумного и опрятного внешнего вида. Также желательно убедиться, что в дальнейшем молодой кандидат готов придерживаться корпоративных стандартов в одежде.

Неуверенная самопрезентация, стеснение и смущение . Всё сложно делать в первый раз, в том числе проходить собеседование. Особенно если в учебном заведении, которое окончил соискатель, не было традиции публичных выступлений по разным поводам, от защиты курсовой до презентации личных проектов.

В чём нельзя доверять резюме

Опыт работы . Соискатель может не указать, что у него есть опыт работы в том же «Макдоналдсе». Либо считает, что это не имеет значения, ведь никак не пересекается с вакансией, на которую он претендует, либо стыдится, что мыл туалеты и кричал «свободная касса». Но с точки зрения работодателя это важный опыт: человек уже работал «на дядю» и знает, что это совсем другой уровень обязательств по сравнению с посещением лекций и семинаров.

Молодые люди, впервые устроившиеся на любую работу, обычно пребывают в шоке от того, что теперь они обязаны заниматься этим 8 часов 5 дней в неделю без каких-либо исключений, кроме отпуска и больничного. Такое непривычное ограничение личной свободы вызывает что-то вроде ломки. Те, кто уже прошёл этот этап, получают преимущество. Поэтому обязательно стоит поинтересоваться, есть ли у молодого кандидата какой-либо стаж, пусть даже неофициальный.

Владение указанными навыками, программами и пр . В этом отношении вчерашние студенты любят прихвастнуть, исповедуя принцип «если понадобится, быстро разберусь». Поэтому всё, что указано в данном разделе резюме, нужно проверять, задавая уточняющие вопросы.

Что говорит в пользу кандидата

В первую очередь тщательно выполненное «домашнее задание»:

  • продуманный, краткий и хорошо структурированный рассказ о себе;
  • умение выделить в своей биографии именно те моменты, который имеют значение для работодателя (рассказ о теме дипломной работы, только если она имеет какое-то отношение к вакансии или вашему бизнесу);
  • заготовленные и отрепетированные ответы на стандартные вопросы рекрутёров;
  • знакомство с информацией о компании – потенциальном работодателе.

Если от опытных соискателей мы хотим услышать честные ответы на наши вопросы, а не домашние заготовки, то для соискателей без опыта работы всё наоборот – без этого каркаса они будут плавать, пока не потонут. Пусть их ответы отдают рекрутёрской мудростью с просторов интернета, зато они покажут себя как добросовестного и ответственного кандидата.

Во вторую очередь рассказ о всевозможных активностях помимо учёбы. Если это активности «по теме» специальности – стажировки, дополнительные курсы, посещение семинаров и т.д. – то они подтверждают интерес к выбранной профессии (а не просто «родители засунули» в вуз). Если это активности на совершенно посторонние темы – волонтёрство, игра в студенческом театре, ведение каких-нибудь групп в соцсетях – то они свидетельствуют об энергичности, активной жизненной позиции, лидерских качествах и организационных способностях.

Отличные оценки и красные дипломы – вам решать, насколько они принципиальны. Для гуманитарных специальностей их значение обычно ниже, а для технических и инженерных – выше.

Некоторые рекрутёры просят прислать дипломную работу. Они смотрят, сам ли студент написал её или скачал из интернета, насколько хорошо он анализирует информацию и организует материал, серьезно ли подходит к учебе.

Вопросы, которые можно задать кандидату без опыта работы в дополнение к стандартным

Почему вы выбрали именно этот вуз/факультет/специальность? Как вы оцениваете качество полученного образования?

Какой у вас карьерный план? Чего вы хотите добиться за ближайший год? А за 5 лет? Как вы планируете достичь своих целей?

Почему вы не остались работать в той компании, в которой проходили практику?

Что вам больше всего понравилось/не понравилось, когда вы проходили практику? Чему вы там научились?

Чем вы гордитесь?

Есть ли у вас опыт командной работы в каком-либо виде? Какую роль вы взяли на себя?

Какие ваши качества и сильные стороны помогут вам в работе по этой специальности?

Какие ваши качества и слабые стороны могут помешать вам выполнить задачи?

Как вы думаете, что будет самым сложным для вас на этой работе?

Какие у вас ожидания от этой работы?

Какую работу вы бы не хотели выполнять?

Опишите идеального работодателя

Какие ошибки в жизни вы совершали и какие выводы из них сделали?

Какие тренинги личностного роста и профессиональные тренинги вы хотели бы посетить при условии неограниченного бюджета и времени? (Считается, что таким образом кандидат выдаст свои слабые стороны. Но мы с этим не согласны – скорее это будут те стороны, где он видит потенциал для развития).

Кто для вас авторитет и почему? (и можете посчитать, сколько раз вам упомянут Стива Джобса)

Кем вы мечтали стать в детстве?

В чем определяется успешность человека и как ее обрести?

Как бы вы справились с ситуацией, когда нужно выполнить несколько задач за ограниченный период времени (на все задачи времени точно не хватит)?

Доводилось ли вам быть руководителем проекта/группы/команды? Что из этого получилось?

Что может вывести вас из равновесия? Приведите пример стрессовой ситуации на работе/в учебе.

Вы столкнулись с несправедливыми упреками в ваш адрес. Как отреагируете?

Если бы у вас было бы достаточно денег, чем бы вы занимались?

Кандидаты без опыта работы по профилю вакансии

Этот тип соискателей обычно вызывает у рекрутёров обоснованную настороженность. Но если мотивы кандидата ясны, а запросы адекватны, то на новом поприще он сможет применить все полезные навыки из прошлого и быстро приобрести новые.

Почему люди хотят поменять профессию

  • Первоначальная профессия не позволяет зарабатывать на желаемом уровне. Никто не удивится, если библиотекарь захочет переквалифицироваться в менеджеры по продажам (хотя в некоторых библиотеках зарплаты нынче вполне достойные).
  • Первоначальная профессия «не зашла». Человек отучился несколько лет, ещё пару лет поработал по выбранной специальности и понял – не его. Чаще всего так бывает, когда за ребёнка профессию выбрали родители. Но бывает, что по каким-то причинам сформировавшийся образ профессии оказался далёк от действительности. Например, в институте рассказывали, что PR – это про творчество, написание зажигательных текстов, придумывание гениальных слоганов и общение с людьми. А по факту оказалось, что пиарщик в первую очередь организатор.
  • Кризис среднего возраста: человек добился определённых карьерных и финансовых успехов, но не удовлетворён, так как считает, что не реализовал своё призвание. Отсюда берутся юристы, получающие второе высшее образование по специальности «детский психолог».
  • Человек достиг потолка в своём профессиональном развитии и хочет новых вызовов.
  • Человек понимает, что постепенно его профессия перестаёт быть востребованной в современном мире, и пора бы переквалифицироваться, пока не поздно.
  • Человеку просто нравится развиваться вширь, а не вглубь (есть такие типы личности), поэтому раз в 5-10 лет он кардинально меняет профессию.

Конечно, это не исчерпывающий список причин, но, пожалуй, мы перечислили все основные.

Марина, директор по маркетингу, рекламе и продажам : «Однажды я приняла на работу на должность маркетолога девушку, которая до этого занималась продажами. Она променяла доход больше 100 тыс. руб. (а это было в 2010 г.) на зарплату в 4 раза ниже, так как ей хотелось развиваться интеллектуально и профессионально. Её мотивация была так сильна, что она легко пережила этот финансовый дауншифтинг, благо семьи и детей на тот момент ещё не было».

Что должно насторожить рекрутёра

  • Если финансовые запросы кандидата не соответствуют его статусу новичка в профессии. Да, он привык к определённому материальному уровню, который обеспечивала его предыдущая работа, но должен быть готов поступиться им, раз становится на одну ступень со вчерашними студентами.
  • Если кандидат недооценивает риски, связанные с переходом на новую специальность, излишне самоуверен: «Если я много достиг в одной сфере, то легко достигну и в другой», «Тут и учиться нечему, я за несколько дней разберусь». Это может свидетельствовать как раз о неготовности учиться и правильно воспринимать негативную обратную связь.
  • Если кандидат, наоборот, сваливает всю ответственность на работодателя: «Ну вы же понимаете, я в этом пока совершенно не разбираюсь и ничего не могу гарантировать».
  • Если это уже не первый случай смены деятельности в трудовой биографии кандидата – он явно «ищет себя», но без особого успеха.

Что говорит в пользу кандидата

  • Если он уже предпринял какие-то попытки обучиться новой специальности: получил второе высшее, занимался на курсах, слушал онлайн-семинары, читал профильную литературу и пр. А не ждёт от работодателя, чтобы его всему научили на новом месте.
  • Если смена профессии происходит не кардинально, а скорее это шаг в сторону (был маркетологом, решил стать бренд-менеджером).
  • Кандидат точно знает, чего хочет, а чего нет и почему.

Вопросы, которые можно задать кандидату без опыта работы по профилю вакансии в дополнение к стандартным

Что вас не устраивает в вашей нынешней специальности?

Что вам нравится, а что не нравится в текущей профессии?

Чем вас привлекает новая специальность? Как и на основе чего вы сделали этот выбор?

Чего вы ждете от новой профессии? Какие плюсы и минусы в ней видите для себя?

У вас вполне успешная карьера. Не боитесь ли вы начинать все с чистого листа? Почему?

Как мы можем быть уверены, что вы не станете пытаться найти работу в другом месте (не вернётесь к старой специальности), если вам не удастся добиться успеха на новом месте так быстро, как вы рассчитывали?

Были ли на предыдущих местах работы изменения, к которым было необходимо привыкать и обучаться?

Какие ваши знания и навыки из предыдущей профессии могут быть применимы в новой области?

Сергей Пак, генеральный директор JobHelp : «У меня нет специальных приемов для кандидатов без опыта. После собеседования я их всегда пробую, если вижу в этом смысл. Сначала на тестовый день. Потом на тестовую неделю. Потом на тестовый месяц. То есть постепенно. Подход простой – пока не попробуешь, не поймёшь. Но и собеседование тоже позволяет отсеять откровенно неподходящих».

Читайте также: