Профессия кто делает памятники

Опубликовано: 02.10.2024

Скульптор кто это

Творческая профессия, позволяющая создавать монументальные произведения искусства получила название скульптор кто это – давайте рассмотрим более подробно.

Кто такой скульптор

Скульптором называют особого художника, основная деятельность которого заключается в создании скульптур. А они являются особыми видами произведений, выполненных в трехмерной и осязаемой форме.

Свое название скульптор получил от латинского , обозначающего основное занятие – вырезать или высекать. Все произведения являются объемно-пространственными.

Особенности профессии

Зародившись как самостоятельный вид изобразительного искусства, скульпторы стали обладателями одной из самых интересных специальностей. Причем самые первые специалисты появились еще в глубокой древности, когда у человека возникла потребность создавать различные монументальные памятники.

Для выполнения поставленных перед ним задач могут использоваться различные виды материалов:

  1. глина;
  2. камень;
  3. металл;
  4. дерево;
  5. воск;
  6. кость.

Эти и многие другие материалы могут быть как твердыми, так и пластичными, легкими или очень тяжелыми.

Скульптуры в своих работах воплощают:

  • людей, , ,
  • иные образы из повседневной жизни,
  • сказаний
  • и многое другое.

Что нужно знать о профессии?

Выбирая специальность скульптора, стоит быть готовым к длительному и кропотливому труду, так как на создание одной скульптуры может уйти много времени.

Работа начинается с разработки непосредственного проекта. Для этого может потребоваться более детальное изучение исторической личности, животного или растения, события, которое будет изображено в скульптуре. Если в этом есть необходимость, то далее следует согласование с заказчиком или участие в конкурсе.

Что нужно знать о профессии

После получения разрешения, скульптор получает возможность выполнять подготовительные работы, задача которых заключается в определении материала, из которого будет изготавливаться скульптура. Не лишним будет и выбрать наиболее подходящую технику произведения работы.

Если скульптор относится к так называемым «свободным художникам», то он может творить в свое удовольствие, после чего продавать свои произведения. В этом случае единственным сдерживающим фактором может стать финансирование, так как специальные материалы и инструменты могут стоить очень дорого.

Наиболее востребованы скульпторы, специализирующиеся на оказании ритуальных услуг или работающих непосредственно под заказ от состоятельных клиентов.

В этом случае они создают разнообразные скульптуры:

  1. для садов и парков,
  2. приусадебных участков,
  3. надгробные памятники или плиты.

И только единицам удается создать достаточную материально-финансовую базу, для того чтобы работать на себя.

Личностные качества специалиста

Чтобы стать хорошим скульптором требуются следующие личностные качества:

  • хорошая физическая сила и выносливость;
  • следует быть внимательным;
  • являться терпеливым;
  • отличаться аккуратностью;
  • обладать хорошую память;
  • являться целеустремленной личностью;
  • иметь отличный глазомер, в том числе такой как линейный, угловой или объемный;
  • обладать различными типами мышления, в том числе и абстрактным;
  • должна быть хорошо развита интуиция и творческое мышление;
  • требуется отличная координация движений, причем обеих рук;
  • нужно уметь импровизировать;
  • обладать отличной зрительной памятью;
  • уметь видеть конечный результат.

Вывод

Различные творческие профессии призваны создавать то, что прославит их на долгое время. И одним из таких специалистов является скульптор кто это, что должен уметь – об этом мы рассмотрели в этой статье.

британский скульптор за работой

Скульптура – это древний вид искусства, ориентированный на создание сложных объемных произведений: статуй, бюстов, барельефов и т.д.

Стоит отметить, что скульптур – это достаточно древняя профессия и в старые времена скульпторы были ещё, как правило, художниками-живописцами. Самые известные произведения в данной области относятся ко временам Древней Греции, что уже достаточно ясно говорит о том, какое влияние и эффект данная область творчества имела на историю общества. Тогда же были заложены и ключевые принципы скульптуры.

Суть работы современных скульпторов

В наши дни скульпторы в чистом виде практически не востребованы, хотя скульптура как вид искусства, разумеется, никуда не делась. Впрочем, многие из таких произведений носят скорее дизайнерский характер и приобретаются как стильное дополнение к различным интерьерам.

Современный скульптор, как бы это ни было парадоксально, не имеет возможности создавать исключительно уникальные произведения, а осваивать массовое производство. Тиражирование скульптур в настоящее время – это довольно распространенная тенденция. Большая часть скульпторов, увы, вынуждена заниматься ремесленной работой.

При этом материалы, используемые художниками, почти не изменились. К ним относятся:

Кроме этого, скульптор знает большое количество различных техник создания фигур. Конечно, большая часть из них отдает предпочтение какой-то одной технике или материалу.

В самой скульптуре бывают свои разновидности:

Художник может работать как с несколькими видами, так и сосредоточить свое внимание лишь на одной категории произведений. При этом каких-либо жанровых ограничений не существует на сегодняшний день. Иными словами, скульптор может работать в следующих жанрах:

исторические или бытовые сюжеты;

изображения животного мира;

Работа скульптора

Источник фото: freepik

Обязанности скульптора

Работа скульптора – это сложный и продолжительный процесс, который требует не только таланта и мастерства, но и терпения, умения грамотно распределять свое время. Как правило, скульптор работает по эскизам и с определенным материалом. В его обязанности входит:

общение с заказчиком;

создание эскиза, потом конечного варианта скульптуры.

Требования к скульптору

Для того, чтобы работать скульптором, нужны:

понимание основ изобразительного искусства, знание различных техник;

развитое образное мышление;

Где могут работать скульпторы

На сегодняшний день лишь единицы скульпторов могут позволить себе иметь собственные мастерские и клиентскую базу. Чтобы выделиться и получить известность, одного таланта мало. Нужно также найти свою нишу, клиентов, научиться продавать свои произведения. Поэтому чаще всего скульптор – это ремесленник и наемный работник. Как правило, он работает в:

агентствах ритуальных услуг;

творческих мастерских и артелях.

При работе у скульпторов чаще всего нет нормированного рабочего дня, но есть сроки выполнения заказов, в которые они должны уложиться. Поэтому, если на то есть необходимость, скульптор может работать ночами или в выходные дни.

Где работает скульптор

Источник фото: Yan/pexels

Где выучиться профессии скульптор?

Первостепенным для скульптора, конечно же, является талант, но и знания в области искусства необходимы, поскольку именно они создают нужный фундамент для поиска собственного стиля, концепции в мире искусства.

Сейчас необходимое образование предлагают художественные училища и университеты, где в среднем продолжительность обучения составляет четыре года. А при поступлении есть не только обязательные школьные предметы, но и творческие испытания, на которые делает упор приемная комиссия.

Личностные качества профессии скульптор

Такие деятели искусства, как скульптор, обладают определенным набором качеств. Среди них:

высокая координация движений и мелкая моторика;

Сколько может зарабатывать скульптор?

В целом, величина оклада скульптора невысокая. Как правило, она напрямую зависит клиентской базы, потребности в индивидуальных дизайнерских решениях. Устойчивый спрос и нужное количество клиентов есть только в крупных городах. Так, специалист, который работает с муниципальными предприятиями и специализируется на монументально-декоративной скульптуре или восстановлению произведений монументального искусства, в среднем зарабатывает около 25 000 рублей в месяц.

Скульптор в компаниях с профилем ритуальные услуги имеет немногим более высокий оклад – около 30 000 рублей.

При этом крайне малое число скульпторов зарабатывают 50 000 рублей в месяц и более крупные суммы. Чаще всего они либо работают в крупных мастерских или студиях, либо сотрудничают с известными строительными компаниями, которые специализируются на элитном жилье.

Плюсы и минусы профессии скульптор

К числу положительных моментов профессии стоит отнести:

современные скульпторы могут работать в различных компаниях как постоянные сотрудники;


Скульптор — это художник, который создаёт свои объёмные и осязаемые творения из различных твёрдых или пластичных материалов — камень, глина, бетон, гипс, дерево, используя при этом лепку, резьбу, литьё и другие техники.

Первые произведения искусства ваятелей появились ещё в доисторическую эпоху. Считается, что сама профессия возникла в Древнем Египте, а стала уважаемой и достигла своего расцвета в Древних Греции и Риме. Античный период оставил в наследие потомкам великие скульптуры Венеры Милосской, Давида, Дискобола, Афины Паллады. Эти памятники культуры сохранились спустя много веков и выставляются в музеях и галереях.



Сегодня скульптурное искусство претерпело значительные изменения. Художники используют новые материалы, совершенствуют техники и открывают другие направления. У них появилось больше возможностей развивать свой талант и зарабатывать творчеством.

Профессиональные навыки скульптора

  • рисовать и экспериментировать с разными техниками;
  • работать с материалами и знать особенности каждого из них;
  • владеть различными инструментами;
  • ориентироваться в истории искусства, отличать работы известных авторов;
  • повторять техники лучших мастеров;
  • знать основы геометрии, анатомии, биологии.

Личные качества, необходимые ваятелю

  • внимательность;
  • хорошая память и пространственное мышление;
  • умение планировать, ставить цель и достигать её, фокусироваться на задаче;
  • терпение и трудолюбие;
  • чувство симметрии, координация;
  • развитое воображение, умение представлять предмет по устному и письменному описанию;
  • способность выражать идеи и образы понятным языком;
  • аккуратность и точность;
  • физическая и психологическая выносливость.

Обязанности скульптора

  • участвует в конкурсах на создание памятников;
  • самостоятельно ищет заказчиков и покупателей;
  • разрабатывает идею и концепцию произведения;
  • подбирает материалы и инструменты, используемые для создания скульптуры;
  • составляет смету проекта, делает пробные эскизы;
  • делает необходимые закупки;
  • создаёт работу;
  • контролирует транспортировку и установку готовой скульптуры.

Виды и жанры скульптуры

Обычно каждый скульптор может стать специалистом в определённом жанре. Одни ваяют только крупные памятники, другие работают реставраторами, воссоздавая декор старинных зданий, а третьи выполняют заказы на создание садовых фигур.

  1. Рельефные. Работы видны только с одной стороны, так как объёмный рисунок выполнен на плоской поверхности: барельефы на стенах, портреты на монетах.
  2. Круглые. Произведения можно рассмотреть со всех сторон: памятники, бюсты, статуэтки.
  • монументальная — имеет крупные размеры и украшает площади и архитектурные ансамбли: обелиски, мемориалы, стелы, статуи;
  • монументально-декоративная — связана с архитектурой и ландшафтным дизайном, создаётся для украшения зданий или парков: колонны, консоли и другие скульптурные изображения людей и животных на фасадах, фонтанах;
  • станковая — используется при оформлении интерьера, для показа в музеях и на выставках: бюсты, торсы, скульптурные группы;
  • малых форм: небольшие статуэтки, фигурки.
  1. Фигуратив (изображения человека): портреты, мифологические, исторические и религиозные мотивы, символические и аллегорические изображения, ню.
  2. Анимализм: изображения животных и вымышленных существ.

Как стать скульптором

Обычно люди творческих профессий рано проявляют талант в своей области. О том, как начать писать прозу и поэзию, в наших статьях «Как стать писателем с нуля» и «Как стать поэтом».
Чтобы стать скульптором, нужно с детства развивать художественные способности. У будущих ваятелей с ранних лет появляются хорошие задатки в рисовании и лепке. Обучение в художественных школах даёт им первоначальные навыки. Но если человек твёрдо решил стать профессионалом и освоить необходимые знания и умения, то нужно поступать в университет.

Обучение профессии: специальности и требования

Профессию скульптора получают в вузах. Различные учреждения предлагают поступающим обучение по таким специальностям, как «скульптура», «монументально-декоративное искусство», «декоративно-прикладное искусство», «художественная обработка камня».
Вступительные требования для абитуриентов едины. В университет принимают по результатам единых государственных экзаменов по русскому языку и литературе. Кроме того, поступающие должны предоставить своё портфолио с лучшими работами в рисовании и лепке, а затем пройти собеседование с членами комиссии.



Какие учебные заведения обучают скульптуре в Москве и регионах

  1. Московская государственная художественно-промышленная академия (МГХПА) имени С. Г. Строганова.
  2. Московский государственный академический художественный институт (МГАХИ) имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств.
  3. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В Перми действует филиал этого заведения.
  1. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица.
  2. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств.

Особенности обучения скульпторов

Обучение в университете продолжается 6 лет. Студенты осваивают классический рисунок, копируют работы великих мастеров, строят композиции, изучают анатомию и пластику человеческого тела, пробуют различные материалы. Каждый год будущие скульпторы проходят практику в музеях и храмах. Лучшие из них уже на раннем этапе обучения могут стать участниками профессиональных выставок.

В конце обучения скульпторы выполняют дипломную работу. Они представляют комиссии собственное законченное произведение, используя все полученные знания и умения.

Где ещё можно получить необходимые навыки

  1. Художественные школы и студии. В этих учреждениях занятия ведутся даже с начинающими скульпторами без опыта в лепке или рисунке. Они также готовят школьников, поступающих в художественные вузы. Обучение в подобных заведениях даёт опытным ваятелям возможность повысить своё мастерство или попробовать себя в другом жанре. Школы и студии предлагают отдельные курсы по портрету, фигурам животных и сказочным персонажам. Обучающиеся оплачивают абонемент или одно занятие — в среднем 3–4-часовой урок стоит около 2000 рублей. Стоимость целого курса в одном жанре скульптуры составляет от 13–15 тысяч рублей.
  2. Онлайн-курсы. Обучение в интернете предлагают арт-студии или отдельные преподаватели. Освоить скульптуру можно бесплатно, просматривая видеоуроки и повторяя за мастером. Для начинающих ваятелей есть также платные видео-курсы. Этот способ обучения больше подходит любителям, занимающимся скульптурой для души, или ваятелям, решившим познакомиться с новым жанром или материалом.

Перспективы профессии

Профессия скульптора позволяет реализовать художественный талант и добиться успеха у публики и ценителей искусства. Упорный труд и удача помогут стать известным мастером и много зарабатывать. Однако, как и у любого творческого человека, велик риск остаться невостребованным. Одним сложно искать заказы, другие не справляются с творческими кризисами и физическими нагрузками, а третьи уходят из профессии из-за нестабильного дохода.

Востребованность скульптора

Стать мастером высокого уровня и творить шедевры дано не каждому скульптору. Часто свои самые серьёзные работы художники создают после 50 лет. Лишь единицы добиваются большого успеха в профессии и принимают крупные заказы, в том числе в государственных проектах.



  1. Работать в собственной мастерской, получая заказы или продавая готовые скульптуры. Может пройти несколько лет до того, как художник начнёт много зарабатывать на своих произведениях. Для этого ему нужно продвигать своё творчество, сотрудничать с галереями, развивать страницы в социальных сетях и рассказывать о своей работе на разных площадках в интернете. Например, платформа Меценат позволяет скульпторам бесплатно размещать портфолио, искать заказчиков и получать добровольные пожертвования от ценителей искусства. О том, как зарабатывать на продаже своих работ, в нашей статье «Как продать скульптуру».
  2. Устроиться в ювелирную мастерскую. Чтобы иметь стабильный доход, начинающие скульпторы работают на постоянной основе, делая каменные или керамические украшения и статуэтки для украшения интерьера.
  3. Реставрировать произведения искусства. Музеи и галереи нанимают квалифицированных художников, которые восстанавливают первоначальный вид скульптур.
  4. Работать декоратором, бутафором в театре или опере. Услуги скульптора могут потребоваться при изготовлении масок и декораций. Бутафор-скульптор создаёт поддельные предметы интерьера, украшения, которые используются в постановках вместо настоящих.
  5. Сотрудничать с компаниями, занимающимися ландшафтным дизайном. Работа скульптора в этой сфере очень востребована. Мастера изготавливают садовые фигурки в виде животных и вымышленных персонажей, элементы декора скамеек, оград, фонтанов.
  6. Преподавать скульптуру или рисунок. Ваятель может вести либо индивидуальные уроки, мастер-классы или целые курсы (офлайн или онлайн), либо устроиться в художественную школу или арт-студию.
  7. Стать искусствоведом. Услуги этих специалистов требуются в музеях и галереях. Они ведут лекции, экскурсии, оценивают произведения искусства и помогают в их реставрации.
  8. Работать в гранитной мастерской. Ваятели устраиваются в ритуальные агентства, создают памятники, бюсты и надгробные барельефы.
  9. Стать скульптором в кондитерской мастерской. При производстве тортов часто требуются мастера, создающие фигурки и украшения из шоколада и мастики.

Заработок скульпторов в России и за рубежом

Доход скульптора зависит не только от его таланта. Даже самые одарённые авторы могут годами перебиваться случайными заработками, а посредственные ваятели легко стать известными и получать выгодные предложения. На размеры гонорара влияют имя мастера, опыт, регион проживания, умение находить заказы.



Средняя заработная плата скульпторов (речь идёт о постоянной официальной работе) в России составляет примерно 50 тысяч рублей в месяц. В Москве мастера зарабатывают 30–100 тысяч, в регионах — 20–80 тысяч рублей.
В Италии средний ежемесячный заработок ваятелей составляет около 5 тысяч евро. В престижных заведениях художники получают 8–16 тысяч евро, в зависимости от количества заказов.
В США профессия скульптора относится к низкооплачиваемым. Средний годовой доход ваятеля составляет около $35 тысяч или $2,9–3,0 тысячи в месяц. Поэтому мастера вынуждены устраивать выставки и искать заказчиков-коллекционеров.
Стать скульптором — значит, пройти долгий путь обучения мастерству, поиска жанра и собственного стиля. Для людей, связавших жизнь со скульптурой, ваяние — это не просто хобби, которое успокаивает и помогает выразить себя. Работать в этой сфере могут только преданные своему делу и призванию художники.

Скульптура – один из самых выразительных и древних видов искусства. Работы ваятелей мы можем видеть не только в музеях, на выставках и площадях, они без преувеличения окружают нас со всех сторон. Но стать скульптором непросто, это под силу только талантливым людям.

Скульптор – это художник, создающий объемные произведения искусства из самых разных пластических и твердых материалов (дерева, мрамора, бетона, гипса, камня). В работе он использует техники лепки, литья, резьбы и другие методики.

История

Название профессии произошло от латинского sculpere, что означает высекать, вырезать. Использовать подручные материалы для изображения всевозможных объектов люди начали с доисторической эпохи. Первыми работами были грубые истуканы со слабыми намеками на человеческие черты, найденные на островах Тихого океана, в частности на Гавайях.

По мнению специалистов, ваяние как искусство зародилось в 3 тысячелетии до нашей эры в культуре Древнего Египта. Ученые полагают, что профессия скульптора сформировалась тоже в этой африканской стране. Мастера изображали животных, богов, фараонов, научившись очень качественно обрабатывать такие твердые материалы, как гранит и базальт. Высоким мастерством отличались скульптуры, созданные в Месопотамии, Древней Индии, Персии и Китае.

Расцвета искусство ваяния достигло в античный период. Созданные в те времена работы во многом помогли археологам и историкам глубоко изучить уклад жизни Древней Греции и Рима. До наших дней дошли творения, поражающие своим мастерством (Ника Самофракийская, Афина Паллада, Аполлон Бельведерский, Венера Милосская). Нам известны имена великих скульпторов Праксителя, Лисиппа, Скопаса. Следующий всплеск связан с эпохой Возрождения и талантом Микеланджело Буонарроти. В дальнейшем скульптура постоянно развивалась, следуя за жизнью. Появлялись новые направления, такие как модернизм и минимализм.

Описание профессии

Скульптор за работой

Разберемся подробнее в вопросе, кто такой скульптор и в чем состоит его деятельность. Для создания своих работ он может использовать как традиционные (камень, мрамор, дерево, гипс), так и новые материалы (полимерная глина, архитектурный пластилин). При этом применяются различные техники, такие как литье, резьба, лепка.

По исполнению все скульптуры условно делятся на две большие группы:

  • круглая – это привычные для нас работы, которые можно обойти вокруг и рассмотреть с разных сторон;
  • рельефная – она отличается тем, что ее видно лишь с одной стороны, поскольку это объемный рисунок на плоской поверхности. Примерами могут служить горельеф или барельеф на стене, отчеканенный на монете портрет.

По общему назначению и жанрам выделяют такие виды скульптуры:

  • монументальная классическая (обелиски, памятники);
  • станковая, предназначенная для оформления интерьеров и показа на выставках и в музеях;
  • садово-парковая (элементы для беседок, фонтанов, изображения сказочных персонажей, животных);
  • архитектурная, применяющаяся для украшения зданий (художественные колонны, лепнина);
  • бюсты и скульптурные портреты;
  • мелкая пластика (статуэтки, фигурки, медали, солдатики и др.);
  • композиции, часто миниатюрные, изображающие разные исторические, библейские и другие сюжеты.

В последние десятилетия стали популярными новые нестандартные материалы (детали старой отработавшей свое техники, шоколад, лед) или способы изготовления (3D-принтеры).

Скульпторы, как правило, специализируются на каком-либо одном жанре. Одни изготовляют портреты и барельефы, другие концентрируются на крупных работах, третьи активно участвуют в улучшении облика города, реставрируя элементы исторических зданий или принимая заказы на создание скульптур, вписывающихся в ландшафт.

На каких специальностях учиться

Теперь о том, как стать скульптором. Для этого желательно с детства развивать свои таланты в художественной школе, после чего подавать документы в высшее учебное заведение на одну из специальностей:

  • скульптура;
  • монументально-декоративное искусство;
  • декоративно-прикладное искусство и дизайн;
  • художественная обработка камня.

При поступлении потребуется представить документы о сдаче ЕГЭ по русскому языку, базовой математике, истории или литературе. Но самое важное – это пройти собеседование, а также профессиональное и творческое испытание непосредственно в вузе (академический рисунок, композиция, этюд).

Лучшие вузы для обучения

Стать профессиональным скульптором можно, только закончив высшее учебное заведение по соответствующей специализации. Наиболее известные вузы:

  • Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств был основан еще в 1757 году. В этом заведении учились такие знаменитые ваятели, как Марк Антокольский, Петр Клодт, Иван Мартос. Сегодня здесь получают знания около 1 000 студентов на очном и 500 на заочном отделении. Факультет скульптуры выпускает ваятелей и реставраторов, есть также специализация «медальерное искусство».
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова обучает творческих людей с 1987 года, позже был открыт филиал вуза в Перми. На факультете скульптуры глубоко изучают античные традиции и работы эпохи Возрождения. Студенты воспитываются на наследии российских и зарубежных мастеров прошлого, особое внимание уделяется рисунку, на основе которого создаются скульптурные формы.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица открылась в 1876 году. Здесь функционирует кафедра монументально-декоративной скульптуры, преподаватели которой дают студентам знания, необходимые для создания объемных произведений в различных жанрах и стилях. Также в академии можно освоить навыки художественной обработки металла, керамики и стекла на одноименных кафедрах.

МГХИ им.В.И.Сурикова

  • Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств – один из ведущих творческих вузов России, действующий с 1832 года. На факультет скульптуры принимают очень мало абитуриентов (здесь всего 8 бюджетных мест), большинство из них уже со специальной подготовкой. Мастерскими руководят выдающиеся ваятели Александр Рукавишников и Михаил Переяславец. Во время ежегодной летней практики студенты ищут свой стиль и новые композиционные решения, работая с разными материалами (камень, дерево) в Доме творчества в Переславле-Залесском.
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова открыта в 1825 году. Здесь обучают скульпторов монументального, декоративного и других направлений. Теоретические знания применяются для создания произведений из различных материалов. Выпускники оформляют религиозные и общественные здания, парковые ансамбли, создают памятники, реставрируют объекты архитектуры. Они полностью подготовлены к условиям работы в современном городском пространстве.

Получить образование скульптора можно и в региональных вузах. В частности, есть соответствующие специальности в институтах, академиях и университетах Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Иркутска, Красноярска и других городов.

Обязанности на работе

В двух словах ответить на вопрос, что делает скульптор в процессе своей работы, не выйдет. Ему приходится заниматься как творческими, так и организационными моментами. В обязанности может входить:

  • участие в конкурсах на создание скульптуры или самостоятельный поиск клиентов;
  • получение заказа;
  • разработка концепции работы и поиск необходимых для ее реализации материалов;
  • создание первоначального эскиза, составление сметы и согласование их с клиентом;
  • закупка требуемых материалов и инструментов;
  • выполнение заказа (создание скульптуры);
  • участие в транспортировке статуи и ее правильной установке.

Многие мастера реализуют свои замыслы самостоятельно, а затем ищут покупателя на готовую работу.

Кому подходит

Чтобы стать скульптором, необходимы:

  • высшее образование по соответствующей специализации;
  • знание основ рисования и главных техник создания объемной фигуры;
  • владение особенностями используемых скульптурных материалов;
  • познания в области истории российской и зарубежной культуры;
  • способность к созданию различных образов по своему видению или описанию заказчика;
  • мастерское владение необходимыми инструментами;
  • умение работать с разными материалами;
  • знание геометрии, анатомии и биологии.

К важным личным качествам творца можно отнести:

  • развитый глазомер (линейный, объемный, угловой);
  • чувство симметрии и гармонии;
  • пространственное воображение;
  • развитый художественный и эстетический вкус;
  • хорошую зрительную память;
  • способность видеть конечный результат перед началом работы;
  • аккуратность и терпеливость;
  • внимательность;
  • целеустремленность;
  • физическую выносливость;
  • отличную координацию движений рук;
  • склонность к импровизации.

К положительным сторонам профессии можно отнести возможность реализовать талант и оставить память о себе в виде своих работ, добиться признания в обществе и хорошо зарабатывать в случае достижения успеха. Минусы – риск остаться невостребованным, физические нагрузки и переутомление, необходимость постоянно искать заказы, нестабильность дохода.

Сколько получать

Заработок скульптора зависит не только от его таланта и востребованности, но и от региона проживания, вида занятий, жанра, в котором он работает. Разброс уровня доходов весьма значителен: в Москве и Подмосковье от 30 до 100 тысяч рублей в месяц (без учета гонораров за работы), в региональных центрах 20–80 тысяч, в глубинке – 15–20 тысяч рублей.

Конечно, есть мастера, которые добились выдающегося успеха, их работы покупаются за большие деньги, а заказчики с толстыми кошельками выстраиваются в очередь. Зураб Церетели получает заказы на создание масштабных государственных проектов, а Аниш Капур, Дональд Джадд и Луиза Буржуа украшали города. Правда, нередко работы ваятелей приобретают истинную ценность лишь после их смерти.

Как построить карьеру

Карьерный успех для скульптора может проявляться как в признании его работ талантливыми, так и в востребованности среди клиентов. Мест, где мастер может реализовать себя, достаточно много:

  • работа в своей мастерской под заказ для различных организаций и частных лиц и создание высокохудожественных изделий для участия в конкурсах и выставках;
  • трудоустройство в ювелирной мастерской для изготовления статуэток или элементов украшений из керамики, камня и ценных пород дерева;
  • выполнение реставрационных работ в музеях, выставочных залах, художественных галереях;
  • изготовление объемных масок, декораций, архитектурных конструкций в театрах, филармониях и опере.

Кроме того, можно заниматься преподавательской деятельностью в художественных училищах (школах) и изостудиях, а также работать культуроведом или искусствоведом. Есть вариант устроиться в гранитную мастерскую или ритуальное бюро и изготавливать бюсты и барельефы усопших. Может, это и не высокое искусство, но неплохой способ заработать.

Перспективы профессии

Скульптор – это не просто профессия, это призвание. Длительное обучение, начинающееся с детства, поиск своего уникального стиля, постепенный рост авторитета в артистическом сообществе и привлечение клиентов – вот обычный путь ваятеля. Можно сказать, что в этой сфере работают фанатики, увлеченные своим делом. На протяжении всей жизни, до глубокой старости, они творят прекрасное. Оригинальный взгляд на окружающую действительность, новое прочтение привычных объектов, способность точно выполнить заказ, вложив в него свое авторское видение – это составляющие успеха. Скульпторы сейчас нужны, главное – быть профессионалом и мастером своего дела.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия скульптор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Руководитель гранитной мастерской Эдуард уже пятнадцать лет делает гравировку на могильных плитах и пять лет владеет собственной мастерской по изготовлению памятников. CityDog.by он рассказал о необычных клиентах, работе с людьми в трауре и о том, какие фотографии точно не стоит выбирать для надгробия.

«Самое ужасное – делать памятники для детей, но кто-то же должен этим заниматься»

– Когда я говорю, чем занимаюсь, все думают, что это жутко и страшно, представляют, что у меня на столе лежат гробы и покойники, но всего этого нет, – рассказывает Эдуард. – Я общаюсь с живыми людьми, работаю с камнем, делаю на нем гравировку, и мне все это нравится, хотя в профессию попал совершенно случайно.

Меня, студента-художника, и моего одногруппника наш общий знакомый пригласил посмотреть на свою работу с памятниками. Сказал, что рисует портреты.


Я начинал с гравировки, десять лет работал художником, но потом решил открыть свою мастерскую и теперь полностью изготавливаю памятники, начиная с их проектирования. А гравировкой занимаюсь только в свое удовольствие.

– И никогда не было мыслей о смене работы?

– Если честно, мысли такие возникают постоянно, но это просто мысли, как и у всех. Всегда интересно, что еще можно делать, стоит ли попробовать новое, заняться другим.

Но эта работа сезонная, она не успевает надоедать: зимой, когда памятники не ставят из-за промерзшей земли, я занимаюсь 3D и графическим дизайном.

– Неужели в этой работе для вас нет никаких минусов?

– Есть, конечно. Все-таки здесь определенная специфика – я работаю с людьми, у которых случилось горе, и, когда приходят те, у кого оно произошло недавно, приходится их выслушивать. Есть те, кто, работая в этой сфере, все воспринимают близко к сердцу, и им очень тяжело.

Смерть близкого – это горе, которое у всех происходит слишком рано; нет людей, готовых к такому. Но нет ничего страшнее, чем потерять собственного ребенка, и с такими людьми, как бы ты ни старался, абстрагироваться полностью не получается. Самое ужасное – делать памятники для детей, но кто-то же должен этим заниматься.

– Как вы общаетесь с людьми в трауре?

– Самое главное – выслушать человека, ему часто нужно выговориться, иногда и как-то успокоить. После этого я просто продолжаю работать без выяснения причин смерти, как, что и почему случилось. Все прекрасно понимают, что это не то место, где такие разговоры уместны.

Вообще, памятники обычно ставят через год, некоторые ждут и дольше, и к этому времени многие успокаиваются и смиряются. Рабочий процесс не движется, когда человеку очень плохо, потому что в этот момент невозможно здраво мыслить, а если и получается, то не факт, что потом человек будет доволен результатом.

Многие, кстати, пользуются этим, лишь бы втюхать что-то: когда человек очень горюет, он не до конца понимает, что делает, из него можно веревки вить.

«Памятники, как правило, делают не для умерших, а для живых»

– А нет ли однообразия в этой работе?

– Есть, если ты настроен просто купить товар и перепродать. Когда придумываешь все сам, каждый проект абсолютно индивидуален и нов.

Памятники же, как правило, делают не для умерших, а для живых: они приходят на кладбище, смотрят и оценивают. А некоторые делают для себя. Я работаю с предпочтениями, вкусами и стереотипами заказчиков, иногда и с прошлым покойного: если человек при жизни был талантливым и особо успешным, родственники хотят акцентировать на этом внимание.

Приходилось выполнять очень необычные заказы, и чаще всего это касается гравировки. Однажды на обратной стороне памятника мне нужно было нарисовать пейзаж с уезжающим по дороге трактором, под колесами которого лежит человек.


Я, конечно, спросил, зачем это. Клиенты сказали, что человек погиб таким образом, а тот, кто был за рулем, не признался. Виновного так и не нашли, хотя все понимают, что это кто-то из округи. Поэтому памятник делают с расчетом, что однажды человек придет на кладбище, увидит – и ему станет стыдно. Такие вещи вроде и смешные с одной стороны, а с другой – жуткие.

Порой просят на памятнике выгравировать необычный портрет покойного или покойной: вместо фото в костюме или с пейзажем – вид загорающего на пляже человека. Курьезом это называть не хочется, но, согласитесь, на могильной плите это видеть странно.

Бывают очень смешные надписи на памятниках. Например, когда вся семья собирает деньги на него и только один условный дядя Петя, который много пьет и плюет на всех вокруг, не желает скидываться. Тогда просят написать: «Память от семьи таких, таких, а вот дядя Петя денег на памятник не дал». Надеются, что через несколько лет он увидит и осознает свою ошибку.

«Одна бабушка пошла в студию, нарядилась и сфотографировалась на памятник»

– А какие фото чаще приносят для памятников?

– Как правило, это фотки с документов, на которых люди выглядят неестественно, всегда хмурые, очень серьезные, не такие, какими мы их знали при жизни. Я стараюсь с такими снимками не работать.

Главное – чтобы на портрете четко были видны черты лица, а все остальное (фон, одежда, прическа) можно либо заменить, либо отретушировать.

– Вы упомянули, что есть люди, которые делают памятник для себя.

– Как правило, это двойные памятники, которые заказывает вдова или вдовец: они очень любят своих супругов и хотят быть похороненными рядом, при этом у них есть возможность увидеть, как будет выглядеть их собственный портрет, указывают полностью все данные, кроме даты смерти.

Была одна бабушка, у которой не было ни одной нормальной фотографии, кроме снимков из молодости. Она пошла в студию, нарядилась, сфотографировалась, а потом, когда мы посмотрели, как этот портрет выглядит на камне, сделала еще один снимок с небольшими поправками ракурса, одежды. Получилось очень красиво, она была довольна.

Были случаи, когда заказывали себе не парный памятник. Как правило, это делают люди, которые остались совсем одни: они прекрасно понимают, что после смерти об этом позаботиться некому. Поэтому из практических побуждений они делают памятник, ставят в гараже и в завещании упоминают об этом. Не факт, что его поставят, но они спокойны. Таких случаев мало, но они есть.


«Люди почему-то делают то же, что и их соседи»

– Есть ли какая-то мода на памятники?

– Нет каких-то заметных течений, но есть общая тенденция: люди почему-то делают то же, что и их соседи. Один сделал портрет с веточкой, второй повторил, третий поддержал – и пошла долгая волна однообразия и памятников «для галочки», когда просто нужно хоть что-то поставить.

Это стандартные варианты памятников, которые зафиксированы в определенной ценовой категории. Они обычно довольно бюджетные и пользуются наибольшим спросом. В индивидуальных проектах нет никаких стандартов.

– А они отличаются в зависимости от возраста заказчиков?

– Молодежь более креативна, у них фантазия бурлит, хотя и среди них есть консерваторы, которые делают памятники не такие, как были 10 лет назад, а такие, как были три века назад: здоровенная глыбина с буквами по сантиметру глубиной, которая простоит еще тысячу лет. А старшее поколение всегда думает о том, что же скажет общественность.

– Каким был самый масштабный заказ?

– У нас есть определенные стандарты, которые прописаны в законе, мы не можем их нарушать. Самым популярным на сегодняшний день является двойное захоронение, его размеры 2*2,3м, общая высота надгробия не должна превышать 1,8 м. Такие большие памятники дорого стоят, но есть люди, которые их заказывают. Одни таким способом хотят выразить испытываемые чувства любви, уважения и благодарности, но есть и те, кто хочет просто похвастаться.

В большинстве случаев что-то небольшое, скромное, но гармонично подобранное выглядит гораздо лучше огромных монументов, хотя и куб, вырезанный по максимальным размерам участка, был бы довольно симпатичным (улыбается).

– Есть ли что-то, что вы отказываетесь делать?

– Вообще, один из поводов открыть свою мастерскую – то, что практически все в городе отказываются делать многие вещи. Например, клиента, который говорит «я не знаю, что хочу», все считают странным и недолюбливают, потому что многим хочется получить простой заказ, чтобы человек просто отдал деньги и ничего не спрашивал, а тем более не лез с расспросами и советами.

А мне как раз нравится работать с такими людьми, выяснять, что им надо, и в итоге находить идеальное решение, которое устраивает их по внешнему виду и стоимости.

Поскольку я сам придумываю проект, то имею возможность объяснить клиенту, чем плоха его идея, как сделать ее лучше, чем заменить. И, слава богу, люди прислушиваются, хотя теоретически можно сделать все что угодно.


– Почему вокруг так много черных памятников?

– Черный гранит стал таким популярным, наверное, в последние лет 20–25. Пошла мода на гравировку, а ее можно делать только на темном камне: на светлом изображения просто не будет видно. Плюс они недорогие, что тоже важно.

«Моя галерея – кладбище»

– Сами часто бываете на кладбище?

– Конечно, в сезон бываю там по 3–4 раза в неделю. Частые поездки – это специфика работы. Второе действие после начала работы с клиентом – осмотр участка захоронения. На то, как будет выглядеть конечный результат, влияет все: рельеф местности, почва, соседние могилы.

Когда езжу с клиентом посмотреть процесс установки, всегда останавливаюсь и рассматриваю интересные памятники, но ведь так делают мастера в любой сфере.

Очень интересно гулять по кладбищам за границей, они там совершенно другие. Многие художники ездят в художественные галереи смотреть чужие работы и выставлять свои, а моя галерея – кладбище.

– А вы думали, какой памятник хотели бы себе?

– Нет, пока не думал, но мне больше всего нравятся простые формы. Вот обычный куб был бы хорош (смеется).

Читайте также: