При какой численности организации вводится должность специалиста по охране труда

Опубликовано: 04.07.2024

В Трудовом кодексе РФ речь идет о том, что организации, имеющие в своем штате менее 50 человек, имеют право привлекать специалистов по договору оказания услуг. Если численность работников составляет свыше 50 человек, можно ли привлечь специалиста по договору оказания услуг? Имеет ли право индивидуальный предприниматель оказывать услуги в качестве инженера по охране труда? Можно ли, не имея в штате инженера по охране труда, заключить договор аутсорсинга с ИП?

В ст. 217 Трудового кодекса РФ предусматривается следующее.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2).

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 3).

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 4).

Обратите внимание: нормы, установленные ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются на работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

Таким образом, требования ч. 1 ст. 217 ТК РФ обязывают работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (см. письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673).

Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации, с которыми работодателю необходимо ознакомиться.

Кроме этого, гострудинспекции штрафуют работодателей за невыполнение требований Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. При этом штрафы в отношении должностных лиц (гендиректоров) и юридических лиц (организаций и предприятий) достигают до полумиллиона рублей, что для «малышей» (мини-предприятия и предприятия малого бизнеса) является, по сути, разорительным.

При формулировании вины гострудинспекции используют совокупность нарушений целого комплекса статей ТК РФ (ст. 76, 212, 225). Причем вина должностных лиц (гендиректоров) и юридических лиц (организаций и предприятий) вменяется по отношению к каждому работнику, который должен был пройти обучение.

Согласно п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят в том числе руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся – в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Индикатором для определения рисков служит перечень обязанностей, указанных в должностных инструкциях. Если они подпадают под Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, то должны быть все документы, подтверждающие обучение каждого работника. Если нет – на нет и суда нет.

Зачастую предприниматели заказывают за плату подготовку пакета документов с помощью аутсорсинга или самих сотрудников гострудинспекций.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 217 ТК РФ

1. Основное звено в системе управления охраной труда - служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).

Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.

Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел - при штатной численности работников от шести единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.

В соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации на службу охраны труда предлагается возложить следующие функции:

- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами;

- оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

- оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;

- организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

- оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;

- организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

- составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда и др.

5. Руководитель организации, численность работников которой не превышает 50 человек, может ввести должность специалиста по охране труда, на которую назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы три-пять лет. Все указанные лица должны пройти специальное обучение по охране труда.

6. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации (ч. 3 ст. 217).

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н. Данные Правила устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания ими услуг по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Для организаций, оказывающих такую услугу в области охраны труда, как проведение специальной оценки условий труда, порядок аккредитации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, определены ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда. Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 19).

Организации, аккредитованные в соответствии с Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона о специальной оценке условий труда аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно. Указанные организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда, до 31.12.2014 включительно (ч. ч. 1, 2 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда).

7. В организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с небольшой численностью работников и в структурных подразделениях организаций - уголка охраны труда. В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда. Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда принимается руководителем организации (его представителем).

Для оказания помощи работодателям при формировании кабинета охраны труда и уголка охраны труда Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 N 7 утверждены Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда. В указанном акте определены цели, основные направления работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, общие требования к процессу организации их работы.

8. С 01.07.2009 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.07.2007 N 169-ст введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования". Названный стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда. Рекомендации, содержащиеся в стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда.

Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", согласно которому организация работ по охране труда предусматривает наряду с другими организационными мероприятиями организацию службы охраны труда (п. 7.1.1). Данным стандартом установлено, что служба охраны труда в организации предназначена: для организации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами; организации работы по обеспечению охраны труда и улучшению условий и охраны труда; организации работ по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; контроля соблюдения работниками требований охраны труда, содержащихся в законах, и иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов; информирования и консультирования работников организации, в т.ч. ее руководителей, по вопросам охраны труда; изучения и распространения передового опыта по охране труда, пропаганде перспективных направлений обеспечения охраны труда (п. 7.3.3.1). Структуру и численность работников службы охраны труда в соответствии с требованиями законодательства и рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает работодатель (п. 7.3.3.3).

Приказом Ростехрегулирования от 10.08.2009 N 283-ст утвержден ГОСТ Р 12.0.009-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению", в п. 4.3.1 которого указано, что система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников менее 50 человек накладывает на работодателя большой круг ответственности по выполнению обязанностей отсутствующих специалистов по охране труда. Замена специалистов может быть выполнена по договорам обслуживания, совместительства (в т.ч. по основному месту работы), услуги. Система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников более 50 человек обязывает работодателя создавать службу по охране труда (п. 4.3.1.2).

С учетом требований ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" и ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" в организациях разрабатываются собственные стандарты системы управления охраной труда. Так, например, распоряжением ОАО "РЖД" от 28.12.2012 N 2744-р утвержден Стандарт ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Общие положения" (СТО РЖД 15.002-2012), который введен в действие с 01.03.2013.

Герасименко Н. С.

Если в организации нет специалиста по охране труда, то можно попасть на штраф 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Найдите другой способ, как обеспечить безопасные условия и охрану труда сотрудников.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации меньше 50 сотрудников

Если в штате организации меньше 50 сотрудников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации (ч. 2, 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять:

  • руководитель организации лично;
  • уполномоченный работник, например кадровик или бухгалтер;
  • организация или специалист, которые оказывают услуги в области охраны труда.

В таком случае их привлекают к работе по гражданско-правовому договору.

1. Как поручить функции по охране труда ответственному сотруднику

  • Если в штатном расписании организации нет должности специалиста по охране труда, поручить работу по охране труда сотруднику можно только в порядкесовмещения должностей. Несмотря на то что такая форма дополнительной работы подразумевает наличие вакантной должности, этот случай является исключением (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять любой сотрудник организации, в том числе и кадровик, если у него есть соответствующая подготовка или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ).

Уровень подготовки такого сотрудника должен соответствовать требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н:

  • высшее образование по направлению «Техносферная безопасность», то есть профильное по охране труда. Подойдет любое непрофильное высшее — гуманитарное или техническое, без разницы, и профпереподготовка по охране труда;
  • любое среднее профессиональное образование, профпереподготовка по охране труда и стаж работы три года.

Пройти дополнительно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности сотруднику, ответственному за охрану труда, придется в одном случае — если в организации есть опасные производственные объекты.

Если у кадровика или иного сотрудника, которого назначают ответственным за охрану труда, нет необходимого профессионального образования, ему нужно пройти:

    в этой области; в аккредитованном Минтрудом России учебном центре, имеющем лицензию на образовательную деятельность. Это требование п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением от 13.01.2003 Минтруда № 1, Минобразования № 29.

Если решите не принимать штатного специалиста по охране труда, его функции можете поручить кадровику или иному сотруднику, который соответствует необходимым требованиям, в порядке совмещения или совместительства.

Рассмотрим два способа:

  • Способ 1. Оформляйте совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда наряду со своей основной работой (ст. 60.2 ТК РФ). Если понимаете, что один сотрудник не справится, работу по охране труда можете распределить между несколькими сотрудниками, у которых есть необходимый уровень подготовки.

Если сотрудник согласен на дополнительную работу, заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Укажите в нем объем поручаемой работы, срок, в течение которого он будет ее выполнять, и размер доплаты. Ни минимальный, ни максимальный размер доплаты закон не определяет. Поэтому устанавливайте его по соглашению с сотрудником и с учетом содержания, характера и объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору издайте приказ о совмещении должностей. Ознакомьте с ним сотрудника под подпись. В табеле отдельный учет дополнительной работы не ведите.

Сотрудник может в любой момент досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а организация — досрочно отменить поручение о ее выполнении. Срок предупреждения в письменной форме — три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

В конце статьи скачайте приказ о совмещении должностей. В методических пособиях к курсу «Управление персоналом. Кадровое делопроизводство и охрана труда» вы получите дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей, трудовой договор о работе по совместительству, приказ о приеме на работу по совместительству и другие образцы документов.

  • Способ 2. Оформляйте совместительство, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда в свободное от основной работы время.

Если сотрудник согласится, заключите с ним трудовой договор о работе по внутреннему совместительству. По соглашению с сотрудником можете установить срок трудового договора (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Однако в этом случае потеряете возможность расторгнуть договор по ст. 288 Трудового кодекса, если позже решите принять на это место основного сотрудника.

Пропишите в трудовом договоре должностные обязанности либо сделайте отсылку на должностную инструкцию специалиста по охране труда. Укажите зарплату совместителя. Обычно ее размер не превышает 50% оклада без учета стимулирующих и компенсационных выплат, так как работать в таком режиме можно не более четырех часов в день (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

На основании трудового договора издайте приказ о приеме на работу по совместительству и ознакомьте с ним сотрудника. Заведите личную карточку Т-2 и внесите запись в трудовую книжку, если попросит сотрудник (п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

В табеле ведите учет отдельно по основной работе и по совместительству.

2. Как привлечь стороннего специалиста или организацию, которые оказывают услуги в области охраны труда

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, можете привлечь по гражданско-правовому договору стороннего специалиста или организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда.

Такая организация должна быть аккредитована на оказание соответствующих услуг согласно Правилам аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н. Это служит гарантией надлежащего ведения охраны труда в организации.

Сведения об организациях, оказывающих услуги по охране труда, содержатся в реестре аккредитованных организаций. Реестр размещен на официальном сайте Минтруда России.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации больше 50 сотрудников

  • Если в штате больше 50 сотрудников и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Эти требования распространяются на все организации независимо от сферы деятельности и того, производит ли организация материальные блага или оказывает услуги
    (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 209 ТК РФ и Письмо Минтруда от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Под производственной деятельностью понимают совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственная деятельность — деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.

Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14. Этот документ не является нормативно-правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России. Он носит рекомендательный характер.

Службу охраны труда организуют в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Такой приказ составляют в свободной форме.

Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет работодатель. Структура, а также численность службы охраны труда будут зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.

Чтобы рассчитать численность работников службы охраны труда, необходимо учесть:

  • численность работников организации;
  • численность работников, которые заняты во вредных или опасных условиях труда;
  • количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения);
  • среднемесячную численность вновь принимаемых работников;
  • количество несчастных случаев за год;
  • процент планируемых невыходов работников службы охраны труда в год (по болезни или другим причинам);
  • расстояние между производственными подразделениями.

Когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние
от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

Как рассчитать численность работников службы охраны труда в организации

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Шобохонова

«Чтобы рассчитать численность работников организации, воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Определите нормативную численность работников службы охраны труда (Чн).

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам (приведенным в Рекомендациях) в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Шаг 2. Определите списочную численность работников (Чсп).

Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Чсп = Чн x Кн, где:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:


% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример расчета

  • среднесписочная численность работников организации — 1002 человека;
  • численность работников, занятых во вредных условиях труда, — 145 человек;
  • количество самостоятельных структурных подразделений — 38 человек;
  • среднемесячная численность вновь принимаемых работников — 20 человек;
  • количество несчастных случаев за год — не более 5 человек.

Нормативная численность (Чн) = 3,27 чел. (при расчете использованы таблицы, приведенные в Рекомендациях).

Чсп = 3,27 x 1,1 = 3,597

= 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).

Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Специалист или служба?

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.

К сведению

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.

Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?

Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.

Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт специалиста по охране труда. Согласно его требованиям работник, выполняющий функции охраны труда в компании, должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности. Если профильного высшего образования нет, работник должен пройти профессиональную переподготовку в данной области.

При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.

Варианты поручения функций специалиста по охране труда

Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании.

Численность работников более 50 человек

Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.

1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.

В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.

По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.

2. Совмещение. По правилам ст. 60.2ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения. Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если чувствуете, что один работник не справится, можете распределить функции специалиста по охране труда между несколькими работниками. В таком случае заключать соглашение о поручении дополнительной работы придется с каждым. Приведем пример соглашения на стр. .

На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении (см. стр. 65).

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.

Численность работников менее 50 человек

В таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.

И приказ о совмещении должностей.

А если должность отсутствует? Вот тут возникают сложности. Многие специалисты считают, что и в данном случае возможно заключение соглашения о совмещении. При этом они говорят: хотя совмещение подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда – исключение.

Кроме того, вопрос о возможности оформления совмещения работнику компании по должности специалиста по охране труда при отсутствии ее в штатном расписании рассматривался специалистами Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф. В частности, специалисты указывали, что заключение дополнительного соглашения о совмещении с должностью, не предусмотренной штатным расписанием, невозможно. Однако они не пояснили, как оформить дополнительную работу в таком случае в соответствии с трудовым законодательством.

Полагаем, что при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании, ее необходимо ввести в него и только после этого оформлять совмещение. Еще вариант – заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере охраны труда.

Вопрос

Как уполномочить сотрудника организации на выполнение функций по охране труда при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании?

С согласия работника его можно назначить ответственным за охрану труда в организации, издав соответствующий приказ. Затем следует внести изменения в должностную инструкцию работника, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Без согласия работника поручить ему дополнительную работу нельзя. Об этом говорится в ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Поскольку функций у работника прибавится, должна повыситься его зарплата.

Резюмируем: если в компании нет специалиста по охране труда, но такая должность присутствует в штатном расписании, обязанности по охране труда можно поручить любому из сотрудников, имеющему необходимую подготовку, в порядке совмещения должностей или совместительства. В первом случае оформляется соглашение и издается приказ о совмещении, во втором – заключается трудовой договор о внутреннем совместительстве.

Если же должности в штатном расписании нет, можно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору либо поручить выполнение работы по охране труда работнику, имеющему специальную подготовку. Тогда необходимо внести изменения в должностную инструкцию и издать приказ о возложении обязанностей по охране труда.

Обязанности специалиста по охране труда

Любой труд должен быть безопасным, независимо от того, где и кем вы работаете и, естественно, эта обязанность работодателя должна контролироваться. И выполняет функцию контроля специалист по охране труда (СОТ), либо лицо, выполняющее данные обязанности.

Но не все знают, какие квалификационные требования должны предъявляться к специалисту по охране труда, какие обязанности должен выполнять и чем дополнительно часто нагружают СОТов.

А еще затронем у многих больную тему, расчета количества СОТов в организации, как может обосновать увеличение штата и многое другое. А если вам будет что добавить, пишите комментарии, обсудим.

Специалист по охране труда и его обязанности

Кто такой специалист по охране труда объяснять, наверное, никому не требуется, даже тем, кто никогда не сталкивался с ним по работе, название должности говорит само за себя.

Это серьезная специальность, непростая, на мой взгляд, требующая технического склада ума, потому что во многих отраслях необходимо разобраться с мануалами используемого оборудования для правильного оформления инструкций по охране труда, контролем за безопасным производством работ и так далее.

Но в то же время, специалист по охране труда в процессе своей работы постоянно контактирует с персоналом, специалистами и руководителями и ко всем нужно найти подход.

Все зависит от того, как вы себя изначально позиционируете и “поставите” в организации, как говорится, как корабль назовешь, так он и поплывет. Так и с должностью специалиста по охране труда.

С рабочим персоналом нужно стремиться, чтобы они прислушивались, следовали вашим требованиям и уважали, последнее гораздо важнее, нежели если они будут бояться. Для этого необходим постоянный контакт, где-то нелишним будет спросить, как дела, а где-то и объяснительную потребовать.

К ИТРовцам, необходимо найти свой подход, чтобы ответственные за безопасное производство работ приходили за советом, уважая за компетенцию, а не прятались при первом вашем появлении в их подразделении.

Но это лишь вершина айсберга, специалист по охране труда должен хорошо ориентироваться в законодательстве, постоянно отслеживания вносимые изменения в НПА, потому как это работа с огромным количеством документов, которые необходимо разработать и постоянно обновлять.

Не раз слышала такую фразу от начинающих СОТов: “Я решила этим заняться, потому что думала, что нужно разработать несколько инструкций и пару – тройку журналов вести, а все остальное время просто контролируешь, а оказалось, что это совсем не так”.

Конечно, не так, потому как если ты специалист по охране труда в небольшой организации, то занимаешься всем, пусть не в таких масштабах, как, работая в крупной фирме, но зато вся работа на тебе. Прокачиваются сразу все направления охраны труда, профессионализм растет быстрее :)

Но это лирика, а теперь по существу.

При какой численности вводится должность специалиста по охране труда

В каждой организации с численностью более 50 человек необходимо создавать службу по охране труда или вводить должность специалиста по ОТ (ст. 217 ТК РФ), который должен подчиняться напрямую работодателю (п. 3.1.1. Постановление Минтруда № 10).

Если штат менее 50 сотрудников, то обязанности по обеспечению безопасных условий труда, должны выполняться в любом случае и приказом по предприятию ложатся на одного из специалистов, который прошел обучение в учебном центре по охране труда.

Но как быть на предприятиях, где численность, предположим, 250 человек, как один специалист по охране труда может “тянуть лямку”?

Расчет проводится в зависимости от штатных единиц персонала, количества подразделений, удаленности объектов и прочих факторов.

Сколько в организации должно быть специалистов по охране труда

Расчет количества специалистов по охране труда

Оставлю вам ссылку на данный расчет для скачивания. Он составлен таким образом, чтобы упростить вашу работу и рассчитать не составило большого труда!

Просто подставляйте свои значения из указанных таблиц Постановления Минтруда России от 22.01.2001 N 10 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".

Требования к специалисту по охране труда

В некоторых организациях до сих пор бытует мнение, что должностные обязанности специалиста по охране труда может легко выполнять делопроизводитель и по факту часто так и происходит.

Пока не произойдет несчастный случай или по итогам проверки не обяжут выполнить уйму мероприятий, которые направлены на устранение нарушений.

Именно для повышения престижа и авторитета профессии специалиста по охране труда Минтруд своим приказом № 524н от 04.08.14г. ввел профстандарт "Специалист по охране труда".

Эти требования к специалисту по охране труда введены для снижения травматизма на предприятиях, ведь если у вашего специалиста недостаточно квалификации, то и требования законодательства выполняться должным образом не будут.

Он в нужный момент не заметит опасности и это приведет к несчастному случаю. А ведь ему потом еще и расследовать. Тут-то и вскроются все больные места, которыми неквалифицированный сотрудник просто не занимался, по причине незнания.

От низкой подготовки специалиста по охране труда, могут страдать не только работники, но и работодатель. Поэтому в приказе указаны требования, которые должны предъявляться к специалисту по охране труда, принимаемому на данную должность:

    Высшее образование по специальности "Техносферная безопасность" либо аналогичное, направленное на безопасность производственных процессов.

Либо высшее или среднее профобразование, не по профилю техносферы, плюс повышение квалификации специалистов по охране труда (проф. переподготовка) в объеме 256 часов.

Это требования к специалисту по охране труда, к ведущим специалистам и начальникам отделов более жесткие, они также указаны в приказе № 524н. И при составлении должностных инструкций, нужно основываться на данные условия.

Не приписывайте себе лишних обязанностей, например, обеспечение безопасных условий труда работников, помните, за специалистом по охране труда только контроль!

Ответственность работодателя

То что законом предусмотрено, должно выполняться, в противном случае административная ответственность за отсутствие специалиста по охране труда “ляжет на плечи” работодателя (ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) от 50000 до 80000 рублей.

И даже если инспектор в ходе проверки выявит несоответствие квалификационным требованиям вашего СОТа, грозит штраф в таком же размере.

На практике не сталкивалась, чтобы инспектор настолько углублялся во время проверки, но, как говорится, “чем черт не шутит”, потому как запросить информацию, подтверждающую квалификацию могут и другие структуры:

  1. Если ваша компания нацелена работать на крупный холдинг, то квалификация специалиста по охране труда обязательно заинтересует заказчика.
  2. В ежеквартальных отчетах, предоставляемых кураторам по охране труда от Администрации МО, также должны указывать соответствие СОТа требованиям НПА.

Должностные обязанности специалиста по охране труда

Должностные обязанности специалиста по охране труда очень обширны, ошибается тот, кто думает, что можно будет сидеть и ничего не делать.

Поэтому приведу некоторый из них:

  1. Методическая помощь, разработка, внедрение документов в соответствии с требованиями НПА.
  2. А как всем известно их огромное количество, начинаю от инструкций и заканчивая расчетов профессионального риска, куда ни посмотри, везде должно быть положение, приказ, программа ил инструкция. Документов просто тьма.
  3. Контроль за качественной работой с персоналом.
  4. Сюда входит надзор за своевременным инструктированием, выявление дополнительной работы с персоналом после длительных больничных, перед началом разовых или опасных работ.
  5. Контроль за созданием безопасных условий труда персонала.
  6. Этот пункт очень обширен, сюда можно отнести и надзор за обеспечением в полном объеме спецодеждой и СИЗ, смывающими и обеззараживающими средств, обучением персонала, контроль за своевременным техническим обслуживанием оборудования и использованием только исправного инструмента.
  7. Наблюдение за полным медицинским обследованием работников и предупреждением развития профессиональных заболеваний.
  8. Организация проведения специальной оценки условий труда, с последующим возмещением работникам, положенных им гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
  9. Участие в расследовании несчастного случая на производстве.
  10. Участие – это еще слабо сказано, потому как вся основная работа, если у вас произошел несчастный случай, ложиться на плечи специалиста по охране труда.
  11. Контроль за соблюдением санитарного состояния рабочих мест сотрудников и мест отдыха.

Так перечислять можно еще достаточно долго, потому как обязанностей у специалиста по охране труда много, все зависит в первую очередь от специфики работы предприятия.

Но без дела не посидишь и постоянно приходится урегулировать, какие-то дополнительные вопросы. То работники жалуются на руководителей и требуют дополнительных средств и мер защиты и более безопасных условий, то работодатель хочет применить жесткие меры к недобросовестным сотрудникам.

Либо только расслабишься и решишь, что все документы в порядке, все работает слаженно, выйдут изменения в НПА, или произойдет несчастный случай или новая “вводная” от руководства поступит.

Круг обязанностей специалиста по охране труда очень обширен, так как пренебрежение им может привести к авариям, травмам и убыткам работодателям.

Ответственность специалиста по охране труда

Если коснуться вопроса ответственности, то она, как и у любого другого работника дисциплинарная. Работодатель имеет право наказывать за обоснованные косяки.

А вот самое интересное дальше, административная и уголовная ответственность, потому как она может возникнуть даже из-за неправильно оформленной должностной инструкции.

В первую очередь в ней должно быть указано, необеспечение безопасных условий труда, это обязанность руководителей подразделений, а контроль. Ведь нужно не забывать, что СОТ на предприятии выполняет функцию контролирующую и предупреждающую развитие аварийных ситуаций.

И опять же, нести ответственность за действия работников, специалист по охране труда не может так как они не находятся у него в подчинении.

А вот если не было достаточного контроля, к примеру, сотрудники не обеспечиваются спецодеждой и СИЗ, СОТ в курсе, но никаких действий не предпринимает, то тут уже возникает ответственность по причине отсутствия должного контроля.

При наступлении несчастного случая может возникнуть ответственность специалист по охране труда, если выяснится, что нет обучения, инструктажей и стажировки и работников, это говорит о том, что не было контроля.

Примеров можно приводить много, главное знать, что если вы выявили нарушение законодательства, например, не обеспечение работников СИЗ, напишите служебную записку на имя руководителя организации, проинформируйте его об этом, о тех последствиях, которые могут возникнуть в случае проверки трудовой инспекцией или при наступлении несчастного случая.

Как любит говорить один мой знакомый инспектор, когда выявляет косяк: “А вы писали служебку?”. Потому что в охране труда, не прикрыв себя и работодателя соответствующим документом, вы автоматически становитесь обезоружены перед административной и уголовной ответственностью.

Для этого нужно в первую очередь изучать НПА, грамотно разрабатывать необходимые документы, тщательно контролировать безопасное производство работ персоналом, требуя устранение нарушений своевременным составлением акта–предписания.

И всегда нужно помнить, что специалист по охране труда такой же работник работодателя, как и остальной персонал и должен выполнять свои должностные обязанности добросовестно и качественно (ст. 21 ТК РФ).

Предлагаю посмотреть видео, в котором кратко рассказываю о плюсах и минусах работы в должности специалиста по охране труда, а также оставлю ссылку на свой YouTube канал, где можно узнать много полезного по охране труда.

Цели специалиста по охране труда

Специалист по охране труда – это лицо дистанцированное от производства, находящееся между работниками и работодателем, а зачастую между молотом и наковальней.

Потому как нужно контролировать создание безопасных условий труда работников, напоминая работодателю о его ответственности по законодательству и требуя от него финансовых вложений, и в то же время защищать своего руководителя от небезопасных действий работников или жалоб.

Для этого нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень, следить за изменениями НПА, общаться с другими специалистами по охране труда, участвовать в различных конкурсах по охране труда, и главное предлагать руководителю выводить охрану труда на новый уровень, применяя какие-то ноу-хау.

Главное не сидеть на месте, сложа ручки, нужно качественно работать, потому что активный и хороший специалист по охране труда, постоянно подтверждающий свою компетенцию, всегда будет на особом счету у руководства, нужно только к этому стремиться.

Выводы

Если вы специалист по охране труда или решили им стать, то нужно знать, что за вами будет ответственность правильного ведения документов хоть и в основные обязанности входит контроль и организация, но документарной работы очень много.

И при возникновении ситуации, когда не знаешь, как поступить, работодатель давит, работники давят на жалость, поступай в соответствии с требованиями Трудового законодательства и НПА. Любое действие, должно быть аргументировано ссылкой на пункт статьи закона, где-то отстояв права работников, либо доказав, что справедливость на стороне работодателя.

Для этого нужно эти самые законы тщательно изучать и уметь аргументировать, что можно делать, а что запрещено, не отступая от своего доказывая обоснованную правоту. Причем не криком и с пеной у рта, а приводя примеры и доказательства из судебной практики, живые примеры всегда отлично работают.

Да это иногда однообразная работа, но важная и нужная, потому как эта рутина может спасать людям жизни.

Желаю вам безопасной и эффективной работы.

Если вы начинающий специалист по охране труда и путаетесь в требованиях законодательства, сложно выстроить свою работу с нуля, обращайтесь за помощью.

Читайте также: