На какие классы подразделяются воинские специальности и должности комплектуемые солдатами матросами

Опубликовано: 04.07.2024

Рассмотрим общие виды и основные элементы воинской деятельности.

Важно отметить, что в воинской деятельности есть целый ряд особенностей в зависимости от вида или рода войск, в которых придётся проходить военную службу.

Для того чтобы лучше, если такая возможность представится, определить вид или род войск для прохождения военной службы, где более полно пригодятся приобретённый жизненный опыт, определённые склонности и предпочтения к виду деятельности, необходимо иметь чёткие представления о структуре современной армии.

Подробно о родах и видах войск вы уже знаете из курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса. Ещё раз кратко напомним, какие имеются виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации.

Повторим основные моменты.

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из трёх видов: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота - и трёх родов войск: Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск, Войск воздушно-космической обороны.

В Вооружённых Силах в соответствии с психологической классификацией, установленной «Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах Российской Федерации», воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учётом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технологические и прочие воинские должности.

Для более полного представления об особенностях воинской деятельности кратко ознакомимся с основными должностями, комплектуемыми солдатами, матросами, сержантами и старшинами в видах Вооружённых Сил по классам сходных воинских должностей (табл. 3).

Таблица 3

  1. Воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учётом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей.
  2. Каждый должен определиться ещё при подготовке по основам военной службы, в каком виде или роде Вооружённых Сил ему хотелось бы служить и какая воинская должность ему более других подходит по психологическим и физическим качествам.
  1. Зависит ли воинская деятельность военнослужащего от вида и рода войск?
  2. Зависит ли воинская деятельность военнослужащего от воинской должности?
  3. Какие существуют классы сходных воинских должностей в Вооружённых Силах Российской Федерации, замещаемых солдатами и матросами, сержантами и старшинами?
  4. Какие существуют водительские должности в Сухопутных войсках?

Сравните сходные воинские должности по трём видам Вооружённых Сил. Определите, какой из них вы бы отдали предпочтение при подготовке по военно-учётной специальности.

Дополнительные материалы к § 50

Генерал русской армии А. Баиов о русской артиллерии

Участию в бою артиллерии у нас всегда придавали большое значение, а во времена императриц Анны, Елизаветы и Екатерины II, отчасти императора Александра I артиллерия имела у нас решающее значение. При этом нельзя не отметить, что в царствование императрицы Елизаветы в техническом отношении наша артиллерия, благодаря русским изобретениям, во многом стояла выше, чем в других государствах.

Таковы в главных общих чертах национальные особенности нашего военного искусства.

История показывает, что эти особенности при других, благоприятных обстоятельствах, как то: соответствующей подготовке, хорошем руководительстве, необходимом техническом оборудовании, давали нашей армии и, конечно, будут давать и впредь возможность достигать боевых результатов, необыкновенных, поразительных, для других армий положительно невозможных. При обстоятельствах же неблагоприятных эти наши особенности являлись тем средством, благодаря которому наша армия никогда не доходила до полного разгрома и разложения и благодаря которому из самых тяжёлых испытаний она выходила с честью и с достоинством.

С другой стороны, отмеченные национальные черты нашего военного искусства показывают, что русский народ таит в себе громадный запас творчества в области военного искусства, что наша армия обладает богатством и силой мысли и духа и что она вовсе не нуждается в этом отношении в опеке, откуда бы она ни исходила.

На нашей национальной почве возросли такие военные гении, как Пётр Великий, Румянцев и Суворов, такие выдающиеся полководцы, как Кутузов и Скобелев, такие талантливые генералы, как А. Д. Меншиков, Вейсман, Репнин, Багратион, Гурко, Радецкий, Кондратенко и многие другие, и такие военные мыслители, как Леер и Драгомиров.

Эта блестящая плеяда русских деятелей оставила нам громадное богатство в области военного искусства, и их деяния представляют неисчерпаемый источник для уразумения истины и приобретения знаний в военном искусстве. Не нужно только этот чистый и могучий источник засорять чуждыми нам насаждениями, способными лишь, вопреки природе русского человека, водворить у нас господство формы и шаблона.

Классификацию воинских должностей можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от состава военнослужащих существуют такие воинские должности:

  • высших офицеров;
  • старших офицеров;
  • младших офицеров;
  • прапорщиков и мичманов;
  • солдат, матросов, сержантов и старшин.

В зависимости от способа комплектования воинские должности можно подразделить следующим образом.

1. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по призыву. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Военнослужащие, призванные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военноучетными специальностями. Военнослужащие, прибывшие в воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы по призыву, назначаются на воинские должности не позднее пяти суток после прибытия.

2. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются: добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу; срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (к которым в частности относятся: обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, назначаются на воинские должности в соответствии с заключенными контрактами.

В зависимости от вида должностных лиц, назначающих военнослужащих на воинские должности, существуют:

1. воинские должности, назначение на которые осуществляет Президент РФ (воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров);

2. воинские должности, назначение на которые осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (указанное должностное лицо осуществляет назначение, в частности, на следующие воинские должности:

    , другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады;
  • заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений;
  • военный комиссар;
  • начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно-исследовательской организации;
  • начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
  • начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования и др.).

В зависимости от наличия властных полномочий по отношению к иным военнослужащим существуют:




1. воинские должности начальников (по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

  • маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1-го ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2-го ранга, майора, капитана 3-го ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
  • сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части);
  • начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения, а подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника;
  • начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником;

2. воинские должности подчиненных.

Классификацию должностей правоохранительной службы

В упомянутых нормативных правовых актах о видах правоохранительной службы понятие "должность" применительно к ним не определяется и употребляется (как общеизвестное, не нуждающееся в пояснениях) в единичных случаях: при установлении, кто является сотрудником органов данного вида правоохранительной службы, их состава и персональных званий.

В этих актах нет понятия "служащие", они оперируют термином "сотрудники" соответствующих органов внутренних дел, таможенных органов, органов наркоконтроля. Как тождественное понятию "сотрудники" ФЗо службе в таможенных органах РФ ввел понятие "должностные лица".

Сотрудниками правоохранительных органов признаются граждане, проходящие службу в этих органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или (в таможенных органах) квалификационные разряды. В правоохранительных органах учреждаются также должности, замещаемые работниками этих органов, выполняющими функции технического обеспечения деятельности. Трудовые отношения работников регулируются законодательством РФ о труде.

В случаях, установленных нормативными правовыми актами, в правоохранительных органах учреждаются также должности гражданских служащих.

Должности, занимаемые сотрудниками правоохранительных органов, подразделяются на группы: рядовой состав, младший состав, средний начальствующий состав, старший начальствующий состав, высший начальствующий состав.

Сотрудникам органов внутренних дел присваиваются звания:

1) рядовой состав:

  • рядовой полиции,
  • рядовой внутренней службы,
  • рядовой юстиции;

2) младший начальствующий состав:

  • младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
  • сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
  • старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
  • старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
  • прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
  • старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;

3) средний начальствующий состав:

  • младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
  • лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
  • старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
  • капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

4) старший начальствующий состав:

  • майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
  • подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
  • полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;

5) высший начальствующий состав:

  • генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
  • генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
  • генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;
  • генерал полиции Российской Федерации.

Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;

2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы; капитан таможенной службы;

3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;

4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы; действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются следующие специальные звания:

1) младшего начальствующего состава: прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;

2) среднего начальствующего состава: младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции; капитан полиции;

3) старшего начальствующего состава: майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции;

4) высшего начальствующего состава: генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции; генерал полиции Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждаются директором ФСКН России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Компетенция Президента РФ, а также основы разграничения компетенции в правоохранительных органах в области утверждения перечней должностей, персональных званий и порядка их присвоения определены в нормативных актах, посвященных органам наркоконтроля, ФЗо службе в таможенных органах и т.д.

Сотрудники правоохранительных органов имеют форменную одежду. Им выдаются служебные удостоверения, а также могут выдаваться служебные знаки.

Прохождение правоохранительной службы предполагает аттестацию сотрудников, замещающих должности, указанные в нормативных правовых актах; возможность их перевода, прикомандирования к государственным органам и организациям; привлечения к выполнению специальных заданий. К ним могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены актами об их службе и дисциплине.

Статус сотрудников правоохранительных органов включает также систему правовых норм, регламентирующих социально-бытовые условия прохождения ими службы. Имеются в виду вопросы труда и отдыха, денежного и вещевого обеспечения, а также пенсионного, жилищного, медицинского и санаторно-курортного обеспечения, гарантий и компенсаций им и их семьям.

Должность правоохранительной службы учреждается для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации в указанных органах.

Перечни типовых должностей правоохранительной службы и соответствующих им специальных званий и классных чинов утверждаются Президентом РФ. На их основе уполномоченными руководителями государственных органов утверждаются перечни должностей правоохранительной службы.

В зависимости от функционального назначения должности правоохранительной службы подразделяются на категории "руководители", "помощники (советники)" и "специалисты". В отличие от гражданской службы, здесь не выделяются должности категории "обеспечивающие специалисты".

К категории "руководители" относятся должности правоохранительной службы руководителя (кроме государственных должностей Российской Федерации), заместителей руководителя государственного органа, его структурных подразделений; территориальных органов и их структурных подразделений; иных органов и организаций, подчиненных государственному органу, в котором предусмотрена правоохранительная служба.

К категории "помощники (советники)" относятся должности, учреждаемые для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

К категории "специалисты" - должности, учреждаемые для профессиональной реализации функций правоохранительной службы

а) на постоянной основе;

б) на непостоянной основе и обеспечения выполнения указанных функций.

Должности правоохранительной службы подразделяются на должности, по которым присваиваются:

Специальные звания. Они делятся на пять групп: V - младший состав; IV - младший начальствующий состав; III - средний начальствующий состав; II - старший начальствующий состав; I - высший начальствующий состав правоохранительной службы.

Классные чины. Должности, по которым присваиваются классные чины, подразделяются на группы, соответствующие группам должностей, по которым присваиваются специальные звания: V группа - младшие, IV - старшие, III - ведущие, II - главные, I - высшие должности правоохранительной службы.

Должности категории "руководители" и "помощники (советники)" относятся соответственно к I, II и III группам должностей, категории "специалисты" - ко всем, кроме I, группам должностей.

Законом предусмотрены квалификационные требования, дифференцированные по категориям и группам должностей правоохранительной службы. Они относятся к уровню профессионального образования, стажу правоохранительной службы, опыту работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям, состоянию здоровья и физической подготовки служащего, необходимым при исполнении служебных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу правоохранительной службы или стажу и опыту работы по специальности, а также к профессиональным знаниям и умениям служащего правоохранительной службы устанавливаются по должностям I группы - Президентом РФ, II - V групп - руководителем государственного органа, а к состоянию здоровья служащего применительно к группам и категориям должностей - Правительством РФ. Им же устанавливается порядок медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора служащих.

Подготовка гражданина к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обяза­тельную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

• получение необходимых знаний в области обороны;

• медицинские обследования и освидетельство­вания, а при необходимости и с согласия гражда­нина — лечебно-оздоровительные мероприятия.

Подготовка учащихся к военной службе осу­ществляется также в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в ко­тором предусмотрено получение обучающимися необходимых знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобре­тение навыков по гражданской обороне. Обяза­тельная подготовка граждан к военной службе может также осуществляться в ходе военных сборов.

Медицинские обследования и освидетельст­вования, проведение лечебно-оздоровитель­ных мероприятий.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освиде­тельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, отоларин­гологом, стоматологом и, при необходимости, пси­хиатром, врачами других специальностей.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» и постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

• получение начальных знаний в области обороны;

• подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

• подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

• медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

• проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период – подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до момента отправки их к месту прохождения военной службы.

В первый период эта подготовка в основном направлена на достижение необходимого общеобразовательного уровня, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям:

совершенствование физической подготовки,

выработка психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах,

определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

Во второй период подготовка граждан к военной службе носит более целенаправленный характер.

В это время призывнику следует более детально ознакомиться с основами военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. Уяснив требования к своей военной специальности, призывник должен спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по предназначенной воинской специальности.

Воинские специальности и должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы:

связи и наблюдения,

специального назначения и технологические.

Добровольная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

• занятия военно-прикладными видами спорта;

• овладение военно-учетными специальностями;

• военную подготовку в образовательных учре­ждениях среднего (полного) общего образования и в учреждениях начального и среднего профес­сионального образования;

• обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образова­тельной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;

• обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при вузах.

Обучение в общеобразовательных учреждени­ях среднего (полного) общего образования с до­полнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовер­шеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.

Несовершеннолетний гражданин мужского по­ла — сирота или оставшийся без попёчения ро­дителей, зачисляется в кадетские корпуса без эк­заменов — по результатам обследования и меди­цинского освидетельствования. Гражданин, ус­пешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в воен­ное училище без экзаменов.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Те из них, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.

К военно-прикладным видам спорта относятся:

• авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет и др.) и управлению ими в испытаниях на скорость, продолжительность полета и качество исполнения фигур высшего пилотажа;

• автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.);

• водно-моторный спорт, скоростные соревнования и туризм на моторных судах;

• воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;

• греблю на ялах (вид гребного спорта);

• дельтапланерный спорт (разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов);

• мотоциклетный спорт, соревнования в езде на дорожных и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог;

• мотобол (игра в мяч на мотоцикле);

• подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения (акваланг, маска, ласты);

Овладение военно-учетными специальностями.

Гражданин, овладевший медицинской или сложной технической военно-учетной специаль­ностью, при призыве на военную службу вправе выбрать род войск (службу) в соответствии с по­лученной специальностью.

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан

Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются нахимовское военно-морское, военно-музыкальное и суворовские военные училища, а также кадетские корпуса.

Обучение в этих образовательных учреждениях проводится с целью формирования у обучаемых чувства верности конституционному и воинскому долгу, любви к военной службе, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера; воспитания у учащихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Во всех суворовских, нахимовском училищах и кадетских корпусах (кроме Кронштадтского морского, Военно-космического и Горского кадетских корпусов) срок обучения – 3 года. В них принимают мальчиков после окончания 8 класса. В Кронштадтском морском, Военно-космическом и Горском кадетских корпусах срок обучения – 7 лет. Сюда принимают мальчиков, окончивших 4 класса. В военных оркестрах осуществляется обучение по военной подготовке юношей допризывного возраста, зачисленных в них в качестве музыкантских воспитанников.

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса ВС РФ.

Студенты – граждане РФ, обучающиеся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие установленным требованиям, – вправе заключить с МО РФ контракт. Контракт предусматривает обучение по программе офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно включает в себя теоретический и практический курсы обучения в вузе, а также учебные сборы, проводимые в воинских частях (на кораблях), военно-учебных заведениях, учебных центрах и на полигонах. На военное обучение в вузе отводится 450 часов обязательных аудиторных занятий под руководством преподавателей. Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях, учебных центрах или вузе и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас.

Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.

Срок военной службы для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, составляет 24 месяца. Началом военной службы для них считается день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, а для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании образовательного учреждения. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу

В соответствии с ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей.

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу, разработаны медицинскими специалистами Министерства обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ, что обеспечивает объективный подход к оценке состояния здоровья призывников. Эти требования к состоянию здоровья граждан являются оптимальными и обеспечивают возможность выполнения военнослужащими задач как в мирной, так и в боевой обстановке.

Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела. (Соотношение роста и массы тела у лиц в возрасте 18–25 лет приведено в табл. 1.)

При проведении медицинского освидетельствования врачи-специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии одной из категорий годности к военной службе:

«А» – годен к военной службе;

«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

«В» – ограниченно годен к военной службе;

«Г» – временно не годен к военной службе;

«Д» – не годен к военной службе.

Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), подлежат призыву на военную службу установленным порядком. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в воздушно-десантные войска, морскую пехоту и Военно-Морской Флот (плавающий состав). Гражданам, признанным временно негодными к военной службе (категория «Г»), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория «В»), зачисляются в запас ВС РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27-летнего возраста, а признанные негодными к военной службе (категория «Д») исключаются с воинского учета.

Соотношение роста и массы тела у лиц в возрасте 18–25 лет

Примечание: гипотрофия – одна из форм хронического расстройства питания, при которой снижается масса тела и постепенно развивается истощение.

Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, учитываются военным комиссариатом и направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается гражданину при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно-учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме их медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям. Профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально-психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно-учебных заведениях или подготовке по военно-учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь – первая категория; отнесенные к этой категории граждане по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей;

б) рекомендуется – вторая категория; отнесенные к этой категории граждане в основном соответствуют требованиям воинских должностей;

в) рекомендуется условно – третья категория; отнесенные к этой категории граждане минимально соответствуют требованиям воинских должностей;

г) не рекомендуется – четвертая категория; отнесенные к этой категории граждане не соответствуют требованиям воинских должностей.

Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно-учетным специальностям и на обучение в военно-учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.

В соответствии с психологической классификацией воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учетом однородности требований к индиви­дуально-психологическим качествам специалистов на классы основных сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологи­ческие, и прочие воинские должности, не требующие особых профессионально важных психологичес­ких качеств.

Командные воинские должности

Среди воинских должностей особо выделяются должности командиров отделений, экипажей, стан­ций, боевых расчетов, постов и т.п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Каждая командная воинская должность содержит обязанности организатора, воспитателя и специалиста.

По обязанностям, правам, ответственности и требованиям к начальникам, организаторам и воспитателям подчиненных все командные воинские должности схожи между собой. Вместе с тем по обязанностям специалистов они существенно отличаются друг от друга. Командные воинские должности есть у операторов и связистов, у водителей и технологов, в подразделениях специального назначения и прочих. Так, должность командира мотострелкового отделения отличается от должности командира отделения гидроакустикой подводной лодки.

Все командные воинские должности схожи по общим обязанностям и ответственности командира отделения.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил указывается, что командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он является непосредственным начальником личного состава отделения.

Успешность выполнения обязанностей на командных должностях определяется наличием у сержантов и старшин совокупности глубоких и устойчивых знаний, умений и навыков, индивидуально-психологических качеств, необходимых начальнику и воспитателю подчиненных, высококлассному специалисту.

Они должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: развитыми организаторскими и познавательными (интеллектуальными) способностями, умением ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, инициативностью, самообладанием, ответственностью, требовательностью, принципиальностью, самостоятельностью, ясной и разборчивой речью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): администратор, воспитатель, воспитатель профессионально-технического учебного заведения, дежурный по вокзалу, диспетчер, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта, инспектор военизированной охраны, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, мастер производственного обучения, менеджер, методист внешкольного учреждения, распределитель работ, руководитель кружка, тренер и т. п.

Прочие воинские должности

К прочим воинским должностям относятся такие, которые не требуют от военнослужащих особых профессионально важных психологических качеств, например, заряжающий, кладовщик, писарь, повар (кок), помощник гранатометчика, стрелок, чертежник, и т. п.

1. Какие есть классы воинских должностей?

2. Что собой представляют воинские должности специального назначения и какие вы знаете родственные этому классу воинской должности примеры гражданских профессий?

Какие существуют воинские должности?

Классы сходных воинских должностей

В соответствии с психологической классификацией воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учетом однородности требований к индиви­дуально-психологическим качествам специалистов на классы основных сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологи­ческие, и прочие воинские должности, не требующие особых профессионально важных психологичес­ких качеств.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Анатолий Тихонович Смирнов, Виктор Алексеевич Васнев

Основы военной службы: Учебное пособие

Пособие разработано в полном соответствии с действующими учебными программами по основам военной службы общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также учебных пунктов организаций.

В пособии последовательно и в логической взаимосвязи изложен учебный материал по следующим темам:

• оборона государства как система мер по защите его целостности и неприкосновенности;

• Вооруженные Силы Российской Федерации как государственная структура, составляющая основу обороны страны;

• воинская обязанность – установленный законом почетный долг гражданина проходить службу в рядах Вооруженных Сил;

• военная служба – особый вид федеральной государственной службы;

• прохождение военной службы по призыву и по контракту;

• требования, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих;

• гражданская оборона – важная часть системы обороноспособности государства.

Приложение содержит основные нормативные правовые акты по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, прохождению альтернативной гражданской службы, перечень военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ и другие справочные материалы.

При разработке пособия учтены требования современных педагогических концепций, использованы материалы военно-дидактических и военно-психологических исследований. Применение его в учебном процессе позволяет реализовать три основные функции обучения:

• образовательную (вооружение учащихся определенной системой знаний);

• воспитательную (формирование у учащихся качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга);

• развивающую (развитие интеллектуальных способностей учащихся).

Диапазон применения пособия в процессе обучения исключительно широк. Его могут успешно использовать при изучении «Основ военной службы» не только школьники старших классов и учащиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, но и студенты педагогических вузов, обучающиеся по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности».

Авторы с благодарностью примут все предложения и замечания, направленные на совершенствование книги.

Раздел I. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА

Глава 1. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности

1.1. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства

Оборона государства – это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом РФ «Об обороне», законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными Силами.

В статье 59 Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

В ней определены полномочия высших органов государства в области обороны.

Согласно Конституции РФ глава нашего государства – Президент Российской Федерации – принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной неприкосновенности.

Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии, направленной против Российской Федерации, он вводит на территории России военное положение, формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания.

Определенные полномочия в области обороны закреплены за Советом Федерации и Государственной Думой.

Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные бюджетом, и федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения на территории страны; решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону и принимает законы в области обороны.

Таким образом, Конституция РФ достаточно ясно и четко регламентирует организацию обороны Российской Федерации. На основе Конституции принимаются законодательные акты, обеспечивающие детальное и подробное регулирование отношений в области организации обороны нашего государства.

1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы практически все важнейшие направления государственной политики России.

Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, т. е. защищенность народа от различных угроз.

Первый раздел Концепции посвящен положению России в мировом сообществе. После окончания эры биполярной конфронтации США и СССР возобладали две тенденции формирования международных связей. Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира. Вторая тенденция основана на доминировании западных стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.

Россия одна из крупнейших стран мира с богатыми историческими и культурными традициями. Несмотря на кризисы, она в силу своего экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального положения на Евразийском континенте продолжает играть важную роль в мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем, обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление России. Попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем способны подорвать международную безопасность и стабильность.

Второй раздел Концепции подробно раскрывает национальные интересы России. Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики России.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.

Интересы общества выражаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Читайте также: