Как развивается дизайн в настоящее время каково его будущее почему профессия

Опубликовано: 05.07.2024

По вопросам поступления
Бакалавриат и магистратура

+7 925 567-74-70

По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00

+7 916 640-39-04

По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00

Ул. М. Пионерская, 12

design@hse.ru

dop-design@hse.ru

«Дизайн — профессия будущего»

«Дизайн — профессия будущего»

Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков — о свободе, деньгах и будущем.

— Почему абитуриенты должны выбрать Школу дизайна?

Потому что дизайн — это замечательная профессия, одна из самых востребованных профессий настоящего, безусловно, одна из самых перспективных профессий будущего, и конечно, одна из самых прекрасных профессий прошлого.

— Почему прошлого?

Дизайн — одна из древних, чтобы не сказать древнейших профессий! Она была всегда, просто называлась по-другому. Микеланджело, расписывающий Сикстинскую капеллу на заказ, — дизайнер. Великие художники, создававшие предметы роскоши для королей, или промышленные образцы — для корпораций, — тоже дизайнеры.

— В чем тогда отличие художника от дизайнера?

Задача дизайнера — работать, исходя из поставленных задач и желаний клиента, а задача художника — создать свой уникальный язык, выстроить свою творческую личность и продавать только то, что сделано по его собственному разумению. Но часто эта грань размывается: есть дизайнеры, которые настаивают на своем исключительном стиле, а есть художники, работающие только за деньги. Важно отметить, что технологии у современного искусства и дизайна часто совпадают, поэтому мы и открываем в этом году новый профиль «Дизайн и современное искусство».

— Почему дизайн — это профессия настоящего?

Дизайн дает практически мгновенную отдачу: вы сами можете контролировать свою занятость и свой заработок. Большинство студентов-дизайнеров начинает зарабатывать еще в университете. Важно, что вы не зависите от конкретного работодателя и можете оставаться свободными. Все возможности в ваших руках и зависят только от ваших навыков и желаний сегодня, а не спустя долгие годы сидения клерком в каком-нибудь учреждении. Вы не обязаны нудно строить карьеру среди пыльных стопок бумаг — вы можете стать крутыми сразу — здесь и сейчас — и зависит это только от вас.

— Что будет с дизайном в будущем?

На мой взгляд, профессия станет еще более востребованной. Многих заменят роботы или автоматизированные процессы, но творчество всегда останется работой человека. Технологическая революция напрямую связана с дизайном: изменится инструментарий и задачи дизайнера, но потребность в создании нового или красивого будет всегда. Мы уже видим роль дизайна в эпоху наступившей информационной революции: в интерфейсах, приложениях, компьютерных играх и самих концепциях различных продуктов.

Следующие революции — кастомизированное производство через технологии 3D-печати, где роль дизайнера становится ключевой. Далее последует скачок скоростей в передаче данных, что создаст колоссальные рынки 3D, 4D и далее-D миров и нейроинтерфейсов (возможно, напрямую связанных с мозгом). Не говоря уже о генной инженерии — фактически дизайне живой природы и человека. Сейчас это звучит страшно и кажется далеким будущим, но и в нем дизайнеры не пропадут.

— То есть вы гарантируете своим выпускникам успех?

Успех гарантировать нельзя. Мы преподаем современные дизайн-навыки и не обладаем даром предвидения, но уже сегодня мы можем научить вас главному секрету успеха — не действовать по шаблону, а думать, строить концепции, уметь самостоятельно учиться и принимать решения, ориентироваться на новейшие тренды и технологии.

Объем знаний в мире стал таким, что его невозможно выучить ни за 4, ни за 6, ни за 15 лет, поэтому концепция образования кардинально изменилась, и от тупого заучивания конкретных фактов, имен и умений мы переходим к обучению компетенциям, с помощью которых вы сможете быть успешным в любых обстоятельствах, комфортно себя чувствовать в постоянно меняющихся условиях и достойно отвечать на вызовы сегодняшнего, завтрашнего и послезавтрашнего дня.

Мы заставим вас изучить опыт предыдущих поколений и расскажем, как не бояться нового. Вы начнете мыслить как дизайнер — современный человек, для которого творчество — главное в жизни, чей основной инструмент — голова, и он умеет ей пользоваться.

UX, 3D, моушн, веб-дизайн, кинетическая типографика. Рассказываем о направлениях, которые популярны сегодня и, по мнению преподавателей Bang Bang Education — ведущих дизайн-студий и дизайн-лидов российских и зарубежных компаний, — будут востребованы в ближайшем будущем.

Диджитал — наша вторая среда обитания. Она должна быть удобной, этичной, красивой, эффективной. В этой сфере работает множество разных специалистов — исследователи, проектировщики, дизайн-менеджеры, дизайнеры. У всех крупных компаний есть онлайн-сервисы и цифровые продукты той или иной сложности. Здесь дизайн часто касается бизнеса — он влияет на модели и механики взаимодействия с потребителем. Продуктовый дизайнер формирует концепцию продукта, определяет, как с помощью дизайна решать проблемы бизнеса и достигать поставленных целей, и вместе с менеджером ведет команду к воплощению стратегии.

Кроме того, диджитал — универсальный мировой язык. Хороший интерфейс должен быть понятен пользователям на интуитивном уровне. Поэтому важно исследовать человека, его привычки и поведение, лучшие мировые практики. Разрабатывать информационную инфраструктуру и проектировать комфортный опыт пользователя — очень важная задача, за которую отвечает UX-дизайнер.

«Сегодня UX-дизайн — это необходимые и достаточные навыки для успешного профессионального существования. Объясняется это тем, что это не столько работа с инструментами, вещами или объектами, сколько со взаимодействием, без которого любая функция будет пассивной и невостребованной. Эти знания являются базой, на основе которой дизайнер сможет найти себе применение сегодня и в будущем с появлением новых технологий и цифровых форматов», — Сергей Гуров, арт-директор школы и один из преподавателей годовой программы, посвященной этой профессии.

3D — мощный инструмент коммуникации и визуализации. Это направление позволяет реализовывать самые невероятные идеи и создавать то, чего нет в реальности. Не только фантастические объекты, но и миры. А также идеальные копии объектов реального мира.

3D-художники часто работают независимо, при этом сотрудничают с мировыми брендами и участвуют в интересных коллаборациях. Отличный пример — наш кумир и преподаватель курса по Cinema 4D — Саша Кац. Она создавала коллаборации с Burberry и Converse, а также стала одним из восьми иллюстраторов со всего мира, выбранных Vogue для их проекта Talents.

Начать освоение профессии можно с изучения инструментов и приемов. Но не менее важно сформировать свой узнаваемый стиль, определиться с кругом тем и сюжетов. Многие 3D-художники работают в сфере кино и видеоигр, — создают анимированную иллюстрацию и визуальные эффекты — поэтому очень важны навыки сторителлинга.

Основа основ, поэтому направление предлагает очень большой спектр возможностей. Графический дизайнер решает самые разные задачи, связанные с визуальной частью продукта, и создает концепции, которые их обслуживают. Отвечает за эстетику, визуальную коммуникацию, донесение смыслов, определенных концепцией. Освоение профессии стоит начать с выбора ниши, развития вкуса и насмотренности.

Можно посвятить карьеру оформлению книг — создавать лаконичный удобный для чтения дизайн или провокационный, как, например, у Стефана Загмайстера.

Можно разрабатывать фирменные стили и айдентику для брендов, продуктов, культурных центров, мероприятий — это целые экосистемы со множеством форматов и носителей. У графических дизайнеров есть возможность уезжать и работать в культовых мировых студиях.

У дизайнеров, которые владеют инструментами анимации, большие возможности для выбора. Бродкасты, параллакс-эффект, композитинг, анимация форм — моушн востребован на телевидении и в кино, в дизайн-студиях и рекламе. «Классный моушн, умение работать в 3D на высоком уровне — все еще редкий и сильный скилл, благодаря которому ты будешь включен в большое кол-во проектов», — говорит Свят Вишняков.

Как правило, моушн-дизайнеры работают в связке с командой, помогая реализовывать и — буквально — оживлять концепции.

Другая модная сейчас специальность, связанная с анимацией, — кинетическая типографика. По сути, комбинация двух направлений, поэтому понадобится не только владение софтом и приемами анимации, но также понимание шрифтов и принципов типографики. «Кинетическая типографика расширяет инструментарий современного дизайнера, дает возможность легче доносить смыслы и выполнять свои задачи по-новому», — говорит наш креативный директор и преподаватель направления Дима Родионов.

Владислав Тютюников, директор по визуальным коммуникациям Rambler Group, прогнозирует развитие дизайна на десятилетия вперёд. С прогнозами соглашаются и спорят эксперты из Сбербанка, Яндекс.Еды, Red Collar и других компаний.

О дизайне будущего

18 лет назад, в 2000 году, в пионерском лагере «Артек» вскрыли так называемую капсулу будущего. В капсуле хранилось письмо от пионеров 1960-х нынешнему поколению. В нём строились предположения о светлом будущем, в котором люди живут в мире и согласии, регулярно летают на Луну и обратно, а в самом «Артеке» есть свой собственный космодром.

Не сбылось ни фига. Но зато потешно и забавно. Поэтому я и решил попробовать дать прогноз на будущее в дизайне. Кому-то это окажется полезным. Иных я развлеку.

Однако я постараюсь избегать краткосрочных прогнозов, ибо именно из-за профессиональной близорукости и приземлённости в двенадцатимесячные тренды, современный дизайн всё больше начинает смахивать на «хромую утку».

Дизайн — это интерпретация человека

Инженерия делает жизнь человека проще, порождая устройства, освобождающие его для чего-то более великого. Искусство позволяет использовать освобождённое инженерией время для получения человеком эстетического удовольствия. Дизайн — это то, что соединяет функциональность и эмоциональную эстетику. Дизайн делает взаимодействие с этими устройствами удобнее и кайфовее, подстраивая их под пользовательский опыт или наделяя человека новым, более удобным опытом. Ничто так не делает прогресс более человечным, нежели дизайн.

Разбираемся в нюансах интернет-эквайринга и онлайн-платежей для бизнеса:

  • Как выбрать надежного платежного провайдера;
  • Почему кастомизация эквайринга — это важно;
  • Что предлагают лидеры рынка;
  • Как подключить онлайн-платежи для сайта;
  • Как достичь максимальной конверсии платежей.

В своих размышлениях я остановлюсь на digital design прежде всего потому, что именно он находится на «передовой» взаимодействия с пользователем. Не важно, продаёте ли вы ему информацию, услугу или продукт, первое, что делает пользователь, — нажимает кнопку на своём компьютере или смартфоне.

Что происходит не так после первого клика и как с этим бороться?

Де-линейный дизайн

Де-линейный дизайн

Пользователи не караван верблюдов, и поэтому с 2016 года мы стали замечать проблемы в предлагаемых повсеместно линейных решениях. Естественная потребность в персонификации выливается в тягу пользователей к де-линейности и многовариантности решений, в зависимости от его локальных и промежуточных запросов. Проблема кроется в пользовательских сценариях (CJM — Customer Journey Mapping). Они должны стать более гибкими и динамически изменяемыми даже в краткосрочном временном диапазоне. С одной стороны, может произойти переход от наиболее распространённых линейных сценариев к многомерным сценариям.

С другой стороны, есть вероятность и вовсе отказа от CJM и переход к программированию персонализированных сценариев на основе Big Data.

Прогноз реализации: 2020 год.

Дизайн индивидуальный

Дизайн индивидуальный

Редко кто замечает, что социально-демографический срез целевой аудитории является динамически изменчивым. То тут, то там возникают обсуждения теории поколений Хау и Штраусса в связи с грядущим приходом очередного молодого племени (миллениалов, центениалов и прочих) к алтарю «покупательской способности». Но все всё знают о стандартном соцдем-таргентинге.

Наложение обоих поведенческих моделей приводит к изменениям в поведенческих мотивах групп ЦА в реальном времени.

С другой стороны, в дизайне, в особенности в диджитале, зашкаливает уровень повторяемости. Например, сайты становятся похожими друг на друга в связи с распространением UI-шаблонов. Данный рост обусловлен усилением роли SaaS-систем для разработки дизайна digital-каналов коммуникации. Во-первых, таких сервисов, как Tilda, Wix, Squarespace становится больше. Во-вторых, растёт их популярность среди простых пользователей. А это в свою очередь влечёт склонность дизайнеров уподоблять свои работы привычным приемам DSaaS-темплейтов.

На сегодняшний день дизайн идёт следом за изменением целевой аудитории, отставая от его запросов.

«Священная корова» под названием «минимализм» уменьшила колебания между плохим и хорошим дизайном, зафиксировав его на среднем уровне.

Тем самым снизив идентификацию дизайна и уменьшив общую долю высококачественных работ. Теперь наступает пора, когда дизайн вернёт себе позиции трендсеттинга и поведёт за собой человека.

Прогноз реализации: 2019 год.

Консерватизм современного дизайна

Незаметно для всех, кто работает в дизайне, диджитал-дизайн стал субстанцией сугубо консервативной и подверженной сильному уклону в функционализм. Половина проблема заключается не в фокусе внимания на функциональности дизайна, а в уменьшение «почтения» к эмоциональной и эстетической стороне визуального решения.

Другая половина беды кроется в восприятии платформенных дизайн систем (Metro, Material и других) как панацеи любых задач. Этому способствует и политика их владельцев (Microsoft, Google и других), не поощряющих развитие ни в рамках этих систем, ни за их пределом. Это приводит к тому, что наиболее перспективные разработки (Lightning DS, Ant Design) искусственно ограничивают себя как в эмоционально-эстетическом разнообразии, так и в гибкости функциональных элементов.

Поиск новой эстетики

Поиск новой эстетики в дизайне

Но всякая история развивается по спирали. Ещё вчера мы прошли высшую точку упрощения дизайна. Началось движение в сторону реалистичности объектов дизайна. Сперва градиенты и тени, а затем и 3D, WebGL, VR позволят выйти за рамки супрематистской простоты. И это не будет похоже на симулякры нулевых годов XXI века.

Это будет визуальная модель, построенная на осознании, что интерфейсы взаимодействия с интернетом вещей безграничны.

Прогноз реализации: 2020 год.

Драматизация дизайна

Драматизация дизайна

Основным драйвером эмоционального развития визуальных систем должна стать драматизация дизайна. Широко используемая в кинематографе и рекламе так называемая «креативная драма» способна обеспечить более глубокое погружение пользователей в разработанную систему и, что самое главное, удержать пользователя в рамках этой системы для принятия решения о покупке.

Всё должно развиваться по весьма понятному сценарию. Завязка (адаптация пользователя) → развитие сюжета (пользовательский опыт) → кульминация (покупка) → финал (то, что заставит помнить о продукте).

И перефразируя французского кинорежиссёра Жан-Люка Годара, скажу: «Драма должна иметь начало, середину и конец, но не обязательно в этом порядке. Как и в жизни».

Прогноз реализации: 2019 год.

Эпоха NULL-дизайна

Эпоха NULL-дизайна

Проект Яндекса «Поиск новых форм» наглядно продемонстрировал нам, насколько узкий горизонт перспективного мышления у очень сильных и умных отечественных дизайнеров. В то время когда окружающий нас мир «умнеет» и освобождает руки людей, пополняясь всевозможными помощниками с нестандартными способами взаимодействия, дизайнер остаётся верен фактически пошаговым тактильным интерфейсам.

Но будущее дизайна значительно многообразнее. Оно разбросано между дизайнами, использующими все виды человеческих чувств.

Два направления — бесконтактные (Kinect, Move, Xtion) и аудио- (Siri, Alexa, Cortana) интерфейсы — уже применяются в быту. Эпоха «эфирного» или NULL-дизайна захватит мир значительно быстрее, чем можно представить.

И чем чёрт не шутит, может быть, лет через 15 дизайнер будет с трудом решать не проблему динамической композиции для мультиэкранных целей, а проблемы физиологического шума и семантического барьера для биохимических интерфейсов.

Прогноз реализации: 2020–2022 года.

Интерфейсы вещей

Интерфейсы вещей

Быстрому многомерному прогрессу способов взаимодействия помогает развитие «интернета вещей».

Человек всегда стремился сократить время взаимодействия с малозначимыми механическими процессами, используя самые короткие методы этого взаимодействия.

Классическое тактильное взаимодействие (рука–экран) — одно из самых привычных, но и самое «дорогостоящее» по времени воплощения задуманного. В процессе «умнения» всех окружающих устройств это время продолжит увеличиваться. Переход на нетактильные интерфейсы станет основной задачей, в том числе и для дизайнеров. На авансцену выйдет проблема адаптивности разночувственных интерфейсов и единства стандартов взаимодействия с ними.

Прогноз реализации: 2025–2030 года.

Дизайн искусственного интеллекта

Дизайн искусственного интеллекта

Очевидно, что человек, даже в единой системе коммуникации с «помощниками», будет стремиться к минимизации взаимодействия с ними, сохраняя при этом высокий уровень удовлетворённости. В этом может помочь искусственный интеллект (ИИ), прекрасно прогнозирующий желания «хозяина».

Наша цивилизация быстро продвигается в совершенствовании алгоритмов глубокого обучения. Сегодня мы знаем, что нейронная сеть может научиться играть в шахматы на уровне гроссмейстера всего за четыре часа и что она никогда не будет побеждена человеком. Фактически создаётся искусственный человек, и ему нужен дизайн интерфейса общения с настоящим человеком. Так же, как дизайн сделал технологии удобными человеку, дизайн ИИ будет играть решающую роль в продвижении и принятии искусственного интеллекта. Дизайнер будет подобен кинорежиссёру, играющему самую серьёзную роль в своём фильме.

Прогноз реализации: 2025–2030 года.

Будущее дизайнера

Так кем же станет дизайнер? Дизайнер останется дизайнером, но ему придётся очень сильно расширить свои знания в смежных областях, связанные прежде всего с психологией, физиологией, драматургией, программированием.

Технические функции дизайна возьмёт на себя искусственный интеллект, а дизайнер будет сосредоточен на креативных решениях. Надо с облегчением признать, что человек никогда не создаст объект, превосходящий его по уровню креативности.

Дизайнер станет уделять больше времени стратегии дизайна, тем самым сочетая в себе функции арт-директора. Формально дизайнер мутирует в арт-директора.

Важность очеловечивания функций окружающих устройств и, как следствие, увеличение фокуса на UI/UX-продукта, будет требовать от бизнеса выдачи дополнительных прав дизайнеру. Советы директоров компаний будущего без дизайнера не будут эффективны.

Благодаря близости к управлению компаниями у дизайнеров будет расти предпринимательская инициатива. Количество дизайнеров-бизнесменов вырастет в несколько раз.

Прогноз реализации: 2018 год — .

Мнения экспертов и их прогнозы

Креативный директор Red Collar

Интересная статья и хорошие рассуждения, которые суммируют огромную часть того, что обсуждается дизайнерами последнее время. Мне близки эти тезисы и доводы в их пользу. Местами возникала мысль, что это как раз то, о чём я думал, но боялся сформулировать.

Согласен, что в ближайшее время дизайн вернёт себе позиции трендсеттинга. Уже сейчас многие понимают, что унификация дизайна и дизайн-системы — это не панацея, и что пользователям нужен индивидуальный дизайн и эстетика.

Персонализированный дизайн — это то, с чем уже сейчас играются некоторые компании. И уверен, что в будущем всё больше и больше сайтов будут адаптироваться под пользователя.

Про мутацию дизайнеров в арт-директоров тоже очень интересно. Меняются инструменты, скоро не придётся рисовать обводки у кнопочек, нужно будет мыслить более крупными блоками. Но креатив останется главной чертой дизайнера.

Партнёр в DEFA / Plenum / Dr.Jung

Сам я умные прогнозы делать не умею, разве что на футбол иногда, поэтому не готов оценивать прогнозы Владислава с точки зрения конкретных временных сроков.

Про поиск новой эстетики и нынешний консерватизм: новый виток будет, наверное, но потом всё опять упростится и придёт к очередным «метро» и «матириалам».

Дизайнеры и так уже давно мутировали в арт-директоров, инженеров, аналитиков, проектировщиков и ещё бог знает кого. Да и слово какое-то. нафталиновое. Не нравится мне эта приставка «арт». Нет там никакого «арта».

Креативный директор Deasign

Рассуждения о том, что будет с сегодняшними профессиями с развитием нейросетей и искусственного интеллекта появляются чуть ли не каждый день, но разговор идёт обычно о профессиях, которые можно подчинить какому-то алгоритму — о юристах, о бухгалтерах и так далее.

Чтобы выжить, придётся эволюционировать и становиться лучше — делать то, что не могут нейросети. А они пока не могут придумывать необычные сценарии, прописывать сторителлинг, думать об эмоциях, которые вызовет сайт. Дизайнер всё больше будет становиться креативщиком и приобретать новые и новые навыки. Работа станет более вдумчивой, бутиковой и будет цениться дороже, ведь пока нейросеть не умеет всего, что умеет человек, — он ценен. В этом будущее.

Руководитель группы бренда и коммуникационного дизайна Яндекс.Еды

По поводу того, с чем я согласен или нет.

1. Про драматургию. Кажется, что этого никогда не произойдёт. Ведь «креативная драма», как ты её назвал, существует не первый десяток лет. Я думаю, что только избранные сервисы смогут продумать драматургию. Всё остальное будет довольно примитивно. Хотя я большой фанат этой мысли и хотел бы видеть такой дизайн.

2. Противоречивое заявление про Tilda и другие конструкторы сайтов. Они, конечно, созданы не для дизайнеров, а для владельцев бизнеса, как мне кажется. Но эти сервисы тоже будут развиваться, будут увеличивать вариантивность визуальных решений. Все они будут типовые, это факт. Но мне кажется, что в каком-то будущем можно будет подобрать себе свой личный дизайн так, как будто я тест прошёл и мне выдали уникальный проект.

Руководитель проектов, ведущий продуктовый дизайнер дивизиона «Цифровой Корпоративный Банк» ПАО Сбербанк

В части прогнозов я бы подискутировал с автором по некоторым из них. Например, про индивидуальный дизайн.

С одной стороны, цикличность истории, безусловно, всех нас настигнет. А минимализм, на мой взгляд, имеет потолок ниже скевоморфизма. Однако с другой стороны в приводимом прогнозе трудно разглядеть причины, по которым начнётся массовая индивидуализация digital-продуктов. Более того: повторяемость, о которой идёт речь, обусловлена в целом набором фреймворков разработки, которые, в свою очередь, позволяют не изобретать велосипед и ощутимо снизить затраты на производство. Однако даже если переполнение однотипными шаблонными продуктами и случится, то едва ли это произойдёт к 2019 году.

Для полного понимания абзаца про драматизацию не хватило хотя бы примерных набросков возможной реализации. Создаётся ощущение, что подобный приём каждый раз использует Apple, так что вряд ли это будущее. Это настоящее, которое мало кто умеет использовать на том же уровне.

Что же касается NULL-дизайна: имея опыт работы с голосовыми интерфейсами, я был бы осторожен с прогнозом захвата мира данными интерфейсами. Умная колонка действительно вскоре может появиться в каждом доме (и это несмотря на то, что не в каждом есть даже нагреватели воды), однако в метро ей едва ли удастся воспользоваться. А в переполненном автобусе далеко не у всех хватит уверенности в себе вести полноценную беседу с голосовым помощником.

Совершенно не согласен с мнением, что дизайнер превратится в арт-директора. Понятие «арт-директор» останется в рекламе и развлекательной индустрии. А в digital-разработке и работе над цифровыми продуктами он, скорее, станет инженером.

Тем не менее, нельзя не отметить смелую попытку автора прогнозировать будущее в такой динамичной среде. Ведь очень непросто рассуждать о будущем терминами настоящего, особенно когда находишься в ожидании ежегодного отключения горячей воды.

Креативный директор рекламного агентства «ОМИ»

Дизайн и технологии. Нельзя сказать, что одно опережает другое. Скорее, что идут они ноздря в ноздрю, не смея друг друга обгонять. Но если предсказать технологию вполне реально, то искать и предсказывать новые формы — дело неблагодарное. Нельзя мыслить так, чтобы предсказать на 50 лет вперёд в плане визуальной составляющей. Интернет предсказали почти сто лет назад, большинство из существующих устройств так же были предсказаны ещё в конце 19-го, начале 20-го веков, но что касается «картинок» — тут полный провал. Дизайнеры не могут предсказать даже на 10–20 лет вперёд, что будет в тренде. Какая технология «выстрелит», и что за собой потащит. Посмотрите на то, как видели будущее дизайнеры несколько лет назад. Не космические корабли, а более приземлённые вещи обихода, моду. Всё выглядит сильно устаревшим даже не выйдя в реальный мир. Милым, но устаревшим. Требующим вмешательства современности.

Когда появляется новый инструмент — он встаёт на службу дизайнеру. Как только появилась простая и доступная анимация — появились анимационные логотипы в динамике, устройства, воспроизводящие звук, — звуковая айдентика. И если в ближайшем будущем появятся новые технологии, которые будут внедрены в повседневность, — придётся максимально быстро адаптироваться под новое веяние. Совсем недавно начали эксплуатировать нейронные сети и искусственный интеллект. ИИ уже пишет сценарии, что можно считать полноценным творчеством. С музыкой в этом направлении также нет особых проблем. Тенденция уже чётко вырисовывается, вопрос времени.

В обозримом будущем профессия дизайнера не пропадёт. Базовые принципы композиции остаются неизменными, будь то графика, музыка или видеоряд. У всего в основе лежит ритм и композиция. Каким бы смелым или безумным произведение не казалось, если оно радует глаз, слух или другие органы чувств — это хороший дизайн, и в его основе лежат те же принципы, что и у всего остального. Конечно, необходимо максимально быстро адаптироваться к постоянно изменяющейся среде, и с каждым годом скорость адаптации всё возрастает, но ведь никто не обещал, что будет просто, верно?

Чтобы делать прогнозы на будущее, нужно хорошо понимать законы настоящего. Мы поговорили с четырьмя людьми из индустрии дизайна о том, каким они видят будущее дизайна – ближайшее и то, которое наступит еще не скоро. Тема широкая, поэтому каждый определил для себя тот фокус, который ему самому особенно близок, кроме того, наши спикеры – люди разных поколений возрастом от 70 до 27 лет.

Татьяна Рогова, директор школы дизайна Детали
Татьяна Рогова директор школы дизайна «Детали», 70 лет

На мой взгляд, одно из важнейших изменений, которые происходят прямо сейчас, – изменение вкусовых предпочтений наших заказчиков. Вряд ли кому-то сегодня придет в голову заказывать интерьер в стиле «прованс» (не перестаю заявлять, что такого стиля никогда и не было!) или «цыганского барокко». Вкусы и потребности заказчика действительно меняются, а следовательно, меняются, пусть не быстро, и дизайн-проекты, предлагаемые вниманию широкой публики.

Уходит в прошлое словосочетание «современная классика». Классика-то будет жить вечно, а то, что современно, должно пройти испытание временем. Да, конечно, каждый профессионально работающий дизайнер должен уметь использовать классическое наследие, уметь вдохновляться этим наследием, но делать при этом новое, не заимствованное, не скопированное! Какие стили утвердятся в будущем в дизайне интерьера, мы можем только прогнозировать. Взять к примеру творчество великого голландца Акселя Вервурда. Изначально антиквар, даже мэтр антиквариат, к какой мудрой простоте он пришел в последнее десятилетие, как научился освобождаться от лишнего, суетного, тщеславного! Стремление к простоте, освобождению от бремени красивых или кажущихся нам красивыми вещей, от «вещизма», наконец – таким я вижу дизайн будущего. Накопительство – это признак бедности. В конце концов хорошую живопись можно смотреть в музее!

Столы с основанием из переработанного материала, Yield

Столы с основанием из переработанного материала, Yield

Очевидно, что жизнь на пленере становится все более востребованной. Следовательно, и дизайнерам-авторам проектов необходимо приобретать необходимые знания, чтобы стать мастером IN/EX либо создавать творческие тандемы с пейзажистами, мастерами ландшафтной архитектуры.

Материалы, даруемые нам природой, – дерево, камень, лен, шелк, шерсть – будут приобретать все большую ценность, поскольку их резервы не безграничны. Тема экологии, бережного отношения к натуральным материалам с неизбежностью приобретает все большую актуальность. Результат – освоение новой, man made, отделочной продукции становится императивом. Особенно для общественных проектов.

Меняется предназначение отдельных помещений квартиры и особенно загородного дома. Если мы все меньше готовим дома, зачем нам «навороченные кухни» со сложной бытовой техникой? Хотим мы того или не очень, кухня становится местом общения, причем и взрослых, и детей. Ванная зачастую теперь объединяется со спальней. Не каждый заказчик готов на такое решение, но спальня, соединенная с ванной, приобретает новые смыслы. Библиотека-кабинет в силу новых возможностей удаленной работы с электронными носителями тоже теряет актуальность. Новое лицо появляется и у детских комнат.

Кристиан Зигер, генеральный директор и директор по маркетингу немецкой компании sieger design GmbH & Co. KG
Кристиан Зигер генеральный директор и директор по маркетингу немецкой компании sieger design GmbH & Co. KG, 52 года

Я думаю, в ближайшем будущем дизайнеры все так же будут сосредоточены на актуальных проблемах настоящего. Например, продолжат заниматься устойчивым дизайном и другими вопросами, с которыми мы имеем дело уже несколько лет.

Концепция Small Size Premium Spa, sieger design GmbH & Co. KG

Концепция Small Size Premium Spa, sieger design GmbH & Co. KG

Хороший дизайн предполагает ответственность: перед окружающей средой, обществом, заказчиками и конечными пользователями. Поэтому дизайн будущего следует понимать, как целостную концепцию. Запросы человека и потребности окружающей среды должны быть интегрированы в сам процесс проектирования. Важно работать над концепциями таких продуктов, производство которых будет требовать меньше материалов и энергетических ресурсов. Кроме того, важна долговечность продукта: мы должны хорошо понимать, есть ли смысл выпускать новую серию. Можно ли, например, обновить продукт, добавив новые функции и финиши? Можно ли расширить жизненный цикл продукта вместо того, чтобы добавлять новые линейки? Самый экологически чистый и ресурсосберегающий продукт – это не то, что мы производим в первую очередь. Поэтому самое главное – вдохновлять людей на то, чтобы захотели инвестировать в лучший дизайн, долговечность и высокое качество продукта.

Игорь Беляев, дизайнер интерьеров
Игорь Беляев дизайнер интерьеров, 37 лет

Мы все будем жить в дополненной реальности. Например, у стен больше не будет цвета, вместо этого каждый сможет проецировать на них изображения, рисунки и цвета под настроение – достаточно будет сказать пресеты для своей квартиры, набор настроек с декоративными элементами. Каждый сможет видеть тот дизайн, который захочет, и менять его в режиме реального времени. Задача дизайнера в этом контексте будет заключаться в том, чтобы прорабатывать всевозможные варианты сочетаний и создавать готовые сценария, решения под разные задачи. Дизайнер интерьеров станет дизайнеров дополненной реальности. Чтобы «оживить» такой интерьер, огромное значение будут уделять текстурам и запахам – будет такой симбиоз дополненной реальности и реальных ощущений. Вместо смартфонов будет микрофон в зуб, линза в глаз и тактильный сканер – этими инструментами мы сможем управлять своим пространством, а кроме этого специальный чип будет фиксировать все, что с нами происходит, и все эти события можно будет пересматривать заново.

Приложение для подбора мебели в дополненной реальности Place от IKEA

Приложение для подбора мебели в дополненной реальности Place от IKEA

Они будут создавать предметы для тех людей, которые ценят уникальность предмета и ручной труд и хотят отдохнуть от технологий. Мануфактуры будут производить предметы дешево и в огромных количествах, и это будет уже не интересно, вместо многотиражных предметов крафт-панки будут выбирать уникальные в своем несовершенстве продукты ручного труда.

Что касается предметного дизайна в целом, он меняется постоянно – выхватывает из прошлого и переосмысливаются старые тренды. Я думаю, скоро мы вернемся к готике – предметы будут вытягиваться вверх, становиться более помпезными. Этот процесс уже начался, и скоро развернется в полную силу. Разумеется, многое зависит от локации: большие города и деревни меняются неравномерно, но и деревни застанут перемены. Скорее всего, у нас появятся какие-то агломерации, на манер европейских, со своей инфраструктурой, современные и актуальные. Там можно будет пожить на лоне природы, насладиться натуральными продуктами. Конечно, для этого нужна хорошая экономическая база, но я думаю, нас ждет перерождение частного сектора в деревнях.

Тарас Желтышев, предметный дизайнер
Тарас Желтышев предметный дизайнер, 27 лет

На данный момент я заметил видимое территориальное разделение стилей в дизайне, начиная от предметного и заканчивая интерьерным. Сам я вырос в Сибири, где самый узнаваемый дизайн – это деревянное зодчество, а востребованный – это классические интерьеры, созданные под влиянием местного рынка. Та же картина сохраняется и сейчас, правда, ко всему перечисленному добавился лофт с не облагороженным металлом, открытой древесинной, декоративными штукатурками под бетон, камень, и тот же металл. Появилось множество минималистичных шпонированных элементов, фасадов кухонь и отдельных панно, которые отлично вписались как в лофтовые интерьеры, так и теплый скандинавский стиль. В России, на мой взгляд слишком много фанерных и пеньковых работ – этих материалов у нас в достатке, и работать с ними будут всегда.

Концепт светильника Senzo, Тарас Желтышев

Концепт светильника Senzo, Тарас Желтышев

Но в отдельных случаях, например, в экспериментальном дизайне, появляются интересные композитные материалы, которые позволяют создавать сложные формы и цвета без лишних технологических затратах. Декоративные укрывные материалы, литейные пластики с разнообразными свойствами, смеси металлов. Конечно, новое часто – это забытое старое, но преобразованное и переосмысленное.

Что касается функционального дизайна, увеличится спрос на «умные дома» – он будет расти так же быстро, как будут падать цены на эту технологию. Людей, способных реализовать эту концепцию, станет больше – в точности, как было со всей техникой. Дизайн движется со скоростью движения науки, поэтому следить нужно за теми открытиями, которые происходят в технологии, медицине, архитектуре и астрофизике. Дизайн не должен быть холодным и базироваться только на том, как устроен рынок, он должен включать в себя элемент искусства, быть источником знаний, быть образным и примечательным. На данный момент, моду диктуют европейцы. Их эксперименты с материалами и образами скоро станут такой же естественной частью дизайна, как и мрамор, металл, дерево, пластик, стекло и текстиль.

И 7 профессий, которые сохранятся, согласно дизайн лидерам из Frog, Ideo, Artefact, Teague, и др.

Дизайнеры органов, главные дизайнеры по опыту с дронами, глава отдела кибернетики. Это некоторые из новых причудливых ролей, которые могут быть созданы глобальной дизайнерской индустрией в следующие несколько лет.

Но что же станет с теми профессиями, которые есть сейчас? Что станет с ними за следующие 15 лет? Будет ли к 2030 году в каждой компании присутствовать главный дизайнер, или все они исчезнут? Должно ли наше поколение творческих людей продолжать вкладывать свои силы в промышленный дизайн?

Мы поговорили с десятками дизайн лидеров и мыслителей из таких компаний, как Frog, Artefact, и Ideo, чтобы понять, какие дизайнерские профессии могут исчезнуть, а какие будут процветать на протяжении следующих 15 лет. Эта подборка не подкреплена никакими эмпирическими доказательствами, так что ее не стоит воспринимать слишком серьезно. Но все-таки она представляет собой мнение людей, которым платят за то, чтобы они думали о будущем.

3063318-inline-i-1-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Дизайнерские профессии, которые исчезнут

UX дизайнеры

Дизайнеры пользовательского опыта на данный момент являются самыми востребованными дизайнерами. Так с какой же стати эта профессия исчезнет? Согласно дизайнерам из Teague, UX дизайн стал слишком широким и запутанным понятием. «дизайнерское сообщество слишком двусмысленно применяло термин “UX дизайнер”, пишут они в своем письме. «От работы к работе, из года в год, этот термин скачет между разрозненными обязанностями, инструментами и дисциплинами. В настоящее время он вроде как остановился на представлении навыков демократизированного дизайна, при помощи которых создаются дружественные GUI». Они предсказывают, что в будущем UX дизайн углубится в более специализированные области. «Расширяющаяся область пользовательского опыта, и мириады ее дисциплин, подтолкнет термин «UX дизайнер» к краю, разделяя их обязанности на обязанности узконаправленных специалистов.

Визуальные дизайнеры

Визуальные дизайнеры – это те люди, которые ответственны за то, как выглядит приложение. Между тем, UX дизайнеры сконцентрированы на том, как приложение чувствуется. Часто, дизайнеры занимаются и тем, и тем, но со временем, профессии, которые требуют только навыков визуального дизайна, вымрут. Это согласно исполнительному творческому директору компании Elephant, Чарльзу Фалфорду. «Прошло то время, когда UX дизайнеры, сбрасывали на визуальных дизайнеров тонны ваерфрэймов», «дни, когда визуальные дизайнеры не смыслили в юзабилити.» Нам нужны дизайнеры, которые не только смогут обрисовать свою идею, но и воплотить ее в жизнь, дизайнеры, владеющие навыками программирования, и прототипирования.

Роб Гёрлинг, соучредитель дизайнерского консалтингового агентства Artefact, соглашается. «в следующие 10 лет, все профессии, связанные с визуальным дизайном, станут дополняться алгоритмическими визуальными подходами». В конце концов, чтобы создавать невозможные ранее алгоритмические дизайны, дизайнерские компании всё чаще обращаются к искусственному интеллекту. «Инструмент, управляемый AI, может автоматически предоставить дизайнеру 100 вариантов разметки, основанных на каком-нибудь высокоуровневом шаблоне, или на определении стиля… Мы уже видим ранние версии алгоритмических, процедурно сгенерированных инструментов на вооружении у игровых дизайнеров.» Например, вселенная, с 17 миллиардами планет, из недавно вышедшей игры No Man’s Sky, была сгенерирована алгоритмически.

Вкратце? Если вы визуальный дизайнер, то вам пора диверсифицироваться.

Исследователи дизайна

«Когда этнографическое исследование было новинкой в дизайне, были дизайнеры, которые специализировались в области исследований», объясняет Гарри Уэст, главный исполнительный директор Frog. «Сейчас, роль исследователя дизайна превращается в фундаментальный навык, необходимый во всех областях дизайна. Сегодня, во всех дизайнерских проектах, сначала вы должны определить, чего клиент хочет; каждый дизайнер должен знать, как организовать исследование. «Следовательно, уже никому не нужны конкретно сами исследователи. Эта роль настолько фундаментальна, что каждый дизайнер должен знать, как проводить исследование.»

Джон Руссо, исполнительный директор в Artefact, указывает на это: «новые технологии, такие, как машинное обучение, и виртуальная реальность, убивают дизайнерское исследование.» «Дизайнерское исследование, каким мы его знаем, может прекратить свое существование, по крайней мере, что касается видов этнографической полевой работы, которой мы сегодня занимаемся». «Исследование и исследователи, скорее всего будут маргинализированы новыми формами генерирования автоматических данных, скомпилированных посредством удаленного управления, и представленными через такие технологии, как виртуальная реальность.»

3063318-inline-i-3-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Традиционные промышленные дизайнеры

Большинство опрошенных нами дизайнеров, предсказуемо, рисовали именно своей области цветущие перспективы. Но не Markus Wierzoch, директор отдела промышленного дизайна в Artefact. Он говорит, что классически обученные промышленные дизайнеры, которые слишком привязаны к «промышленной» части своей профессии – другими словами, слишком сфокусированные на скульптурном виде своих продуктов – станут, как он выразился, «дизайнозаврами».

«Еще больше, чем раньше, промышленный дизайн не может существовать в вакууме», говорит он. Проблема в том, что форма, уже не следует за функцией – это касается и программного обеспечения. Это значит, что в будущем, промышленные дизайнеры должны будут думать о непрерывном пользовательском опыте. Wierzoch называет таких дизайнеров «пост-промышленными дизайнерами».

Дорин Лорензо, глава отдела интегрированного дизайна в UT Austin, также считает, что классически обученные промышленные дизайнеры скоро исчезнут. «В будущем все дизайнеры станут гибридами», говорит она.

3063318-inline-i-5-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Главные дизайнеры

«Наличие высокоуровневого дизайнера – это тренд из недавних», говорит Шерил Кабаба, заместитель директора по дизайну в Artifact. И эта роль может, и должна исчезнуть. «Хороший дизайн – это комплексная наука, а это значит, что в ориентированной на дизайн компании, все руководители будут практиковать дизайн, а, следовательно, должность главного дизайнера исчезнет так же быстро, как и появилась».

Главный исполнительный директор Тим Браун повторяет идею о том, что дизайн будет закреплен на уровне руководителей, но он не думает, что исчезнут сами руководители. «Бизнес идет от длительного периода, где аналитические навыки очень ценились, поскольку несли с собой эффективность, к периоду, в котором при работе со сложностями, переменами, и требованием постоянных инноваций очень важны творческие и дизайнерские навыки… Руководящему звену придется стать дизайнерами, чтобы быть успешными.»

Профессии дизайна, которые будут процветать

3063318-inline-i-6-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Дизайнеры виртуальных взаимодействий

К 2020 году, виртуальная и улучшенная реальность станет $150 миллиардной индустрией, которая покроет всё, от здравоохранения, до архитектуры. Дорин Лорензо думает, что всё больше UI дизайнеров начнут связывать себя с Oculus Rift, и становиться VI дизайнерами. «Поскольку всё больше и больше продуктов становится полностью виртуальными – от чат ботов, до 3D проекций – мы увидим новое поколение дизайнеров виртуальных взаимодействий, которые будут создавать опыт, ведомый диалогом, жестом и светом», говорит она.

Специалисты по материальному дизайну

Ивонн Лин, из 4B Collective, верит, что в ближайшем будущем появится растущая потребность в дизайнерах, умеющих работать с разными типами материалов. Например, она считает, что будет расти бамбуковая архитектура, поскольку западный мир осознает «перспективы прочного материала, который может за 24 часа вырасти на 3 фута, будет очень гибким, его можно будет ламинировать, соединять, и разрезать».

Она также говорит, что дизайнеры, умеющие шить, скоро будут очень востребованы для создания структурных мягких товаров. Что такое мягкие структурные товары? Что-то вродедизайнов Нери Оксмана из MIT, смесь печатных плат и ткани, вроде Google’s Project Jacquard.

Специалисты по алгоритмическому/AI дизайну

На протяжении 15 лет, некоторые дизайнеры, из тех, с которыми мы общались, боялись того, что их место займут машины. И хотя «прикладное творчество фундаментально сложно запрограммировать», как говорит Роб Гёрлинг ил Artifact, искусственный интеллект создаст новые возможности в дизайне, создаст так много этих возможностей, что Гёрлинг, и другие дизайнеры, с которыми мы разговаривали, считают, что AI, и алгоритмы представляют собой растущую область.

«Дизайн, концентрирующийся на людях, расширился из дизайна объектов (промышленного дизайна), к дизайну опыта (добавление интерактивного дизайна, визуального дизайна, и дизайна пространств), а следующим шагом будет дизайн системного поведения: проектирование алгоритмов, которые определяют поведение автоматических систем.»

3063318-inline-i-4-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Пост-промышленные дизайнеры

«Поскольку все объекты начинают соединяться – от вашего дивана, связанного с фитнес-браслетом, до больничной комнаты, связанной с вашим кошельком – мы должны начать думать о опыте соединения, говорит Markus Wierzoch из Artifact. Такой опыт предлагает более широкое предложение ценности, что значит, что нам нужно менять процессы дизайна, которые определяли объекты вне их текущей формы и функции».

Пост-промышленные дизайнеры должны будут продумывать весь пользовательский опыт продукта, чтобы создавать осязаемый опыт, который соединяет физический и цифровой миры»

Например, дизайнер будущего, которому нужно будет спроектировать электрическую зубную щетку, должен будет убедиться, что она может подключаться к приложению, выдавать настройки чистки, и подключаться к будущим умным домам. Уже недостаточно просто спроектировать что-то что чистит зубы. «Кто-то должен быть ответственным за соединение сложных опытов», говорит Марк Ролстон, из Agrodesign.

3063318-inline-i-2-5-design-jobs-that-wont-exist-in-the-future

Стратеги дизайна

Возможно, у исследователей и поубавится работы в следующие 15 лет, но Джон Руссо, из Artifact, думает, что стратеги дизайна будут незаменимыми. «Важность стратегии дизайна будет расти», говорит он. «Будущим стратегам дизайна понадобится навык понимать и моделировать всё более сложные системы» — например, социальные сети, или цепочки поставок – «они будут создавать новые продукты и услуги в непостоянной среде, характеризующейся высоким уровнем неопределенности».

Организационные дизайнеры

Организационные диаграммы будущего будут отличаться от тех, что есть сейчас. Вот почему Браян Уокер, партнер Ideo, считает, что организационные дизайнеры пригодятся, когда надо будет делать компании более «адаптивными, креативными, и прибыльными». Эти дизайнеры, как он говорит, «помогут переосмыслить все аспекты организации, начиная с ее основной структуры, стимулов, процессов, и заканчивая рабочими местами, инструментами цифрового сотрудничества, и общением».

Фриланс дизайнеры

Привыкайте работать в пижамах. Согласно дизайнерам из Teague, будущее дизайна – это фриланс. Креативный AI, и глобальные творческие рынки предоставят частным дизайнерам непосредственный доступ к навыкам, которые ранее были доступны только большим командам. Результатом будет быстрый рост специализации, эффективности, и независимости дизайнеров. Они считают, что фрилансеры не станут маяться одиночеством, а создадут сеть направленных микро-консультаций, которые составят конкуренцию более традиционным компаниям.

Читайте также: