Кто лепит из глины профессия

Опубликовано: 03.07.2024


«Я творческий человек, окончила Московский архитектурный институт, создавать что-то красивое мне хотелось всегда. Около четырех лет назад я наткнулась на фотографию Люси Ри — лондонского керамиста. Меня очаровал ее образ и работы, которые она делала. Когда я поняла, что у глины и глазурей есть большой спектр возможностей, это меня буквально захватило. Выставка в Пушкинском музее, посвященная японской керамике раку, поразила меня своей эстетикой, откликнулась во мне.

Вначале цели не было, мне просто нравилось касаться глины, наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой глазури. Сейчас я работаю в технике раку, но конкретное направление я за собой не закрепила, мне нравится много техник, нравится их совмещать между собой — люблю эксперименты.

Курс по керамике в Строгановке у художника Анны Капыриной научил меня свободе в отношениях с глиной и глазурями. Также я обучалась в художественной школе в Италии, брала отдельные курсы в Строгановке и, конечно же, занималась сама.

Керамическое образование — дорогое, материалы тоже. Особенно когда ты еще не определился со своим направлением, хочется все попробовать: разные виды глины, разные глазури. Две недели в итальянской школе стоили тысячу долларов, обучение в Строгановке два месяца — 40 тысяч рублей. Один урок в частных мастерских раньше стоил от 800 до 2700 рублей за три часа; килограмм глины в среднем от 40 до 1000 рублей; цены за глазури могут быть очень разными. Один гончарный круг обошелся мне в 75 тысяч рублей, другой — в 35 тысяч. Печь для обжига построил мастер за 120 тысяч рублей. Сейчас можно арендовать рабочее место и печь в мастерской, это очень удобно для тех, кто знает, что хочет, имеет представление о материале и не боится самостоятельного поиска.

У меня были сложности с организацией своей мастерской. Для меня было очень важным найти приятное пространство, и много времени ушло на поиск помещения и его обустройство, чтобы мне нравилось в нем находиться и было приятно и удобно работать. Всю мебель мой напарник делал самостоятельно: полки нужного размера, профессиональные столы. На это ушло много средств и времени.

Самое увлекательное в керамике — это волшебство процесса. Мне нравится, что конечный результат невозможно предугадать, как и любое взаимодействие стихии с человеком. К глине нужен особый подход, ее не получится приструнить, она очень своевольная, с ней необходимо договариваться. Работа с материалами учит смирению, терпению, дает возможность узнать себя лучше. Она также учит быть не привязанной к результату: бывает, вкладываешь в изделие всю душу и много времени, а после обжига или оно выходит из печи битым, или получается совсем не то, что предполагалось, или просто выпадает из рук еще не завершенным и разбивается вдребезги. Хотя в каких-то случаях трещины на моих изделиях оказываются очень уместными, придают живости объекту, дают определенный шарм, иногда я не против них.

Тем, кто заинтересовался керамикой, я бы посоветовала быть свободными, не бояться сделать что-то технологически неправильно, экспериментировать. Если сначала не получается, придумайте что-то свое, вдохновляйтесь другими мастерами, сейчас их легко можно найти в "Инстаграме". Если есть возможность, поезжайте за границу, там могут дать качественный опыт. Каждая страна заряжает своим колоритом, предлагает различные техники. Создайте себе условия, чтобы быть вдохновленными этим процессом, и тогда все будет получаться и в радость».

Оля Быстрова, 31 год, Петербург

«Я работаю удаленно и много путешествую. В керамике — новичок. Полгода назад в Берлине пошла на короткий курс керамики, где меня научили основным техникам ручной лепки и работе с глазурью. В детстве, как и многие, я лепила, и я помню очень теплые и хорошие ощущения от этого.

Моей целью вначале было попробовать заняться керамикой во взрослом возрасте. Я отлично мастерю вещи, но до студии и занятий все никак не доходила. И вот решила, что пора, надо делать.

Занятия в brsg стоили около 200 евро. Получились первые керамические предметы, сделанные мною от начала и до конца, это было суперприятным переживанием. После этого мне довелось два месяца пожить на Бали. Там я ходила в студию Gaya. Занятие по гончарному кругу в группе стоило 400 тысяч рупий (около 1800 рублей). Я взяла абонемент на 10 посещений за 1 500 000 рупий (6800 рублей), в который входила безлимитная глина и инструменты студии. Обжиг изделий надо было оплачивать отдельно. Пока это самая просторная студия, в которой я когда-либо была, там удивительный свет, и мне было там очень хорошо.

Я сейчас в процессе исследования техник, для меня все это — ментальная практика, в ходе которой я вижу много своих внутренних блоков, учусь управлять эмоциями, отпускать мозг и логику и действовать интуитивно, выходя из привычных границ. Произошло много находок, которые я начала применять в разных аспектах своей жизни, — в общем, для меня это оказалось какое-то важное тактильное занятие, через которое я понимаю некоторые абстрактные концепции типа концентрации, стабильности, отпускания контроля и тому подобного.

Сложностью на текущий момент уже стало не следовать стандартным очевидным техникам и пробовать делать что-то неожиданное и незапланированное. Также для меня сложно делать простые вещи, сразу хочется начать делать что-то "особенное". А на самом деле оказалось кайфом некоторое время остаться в формате очень простой чашки и попробовать сделать разные вариации, обжечь их, глазуровать и потом попить из них кофе. Так я смогла прочувствовать, как работает мелкая, еле заметная тактильность вроде характера фаски на кромке чашки. Это один из примеров.

Дальше мне интересно поэкспериментировать с обжигом. Как сказал мне опытный керамист, работы которого мне нравятся, you have to know how to cook clay to make it delicious ("ты должна знать, как приготовить глину, чтобы сделать ее вкусной").

Желающим попробовать я бы посоветовала выбрать время и попробовать, это важный шаг. Возьмите пару уроков — ручная лепка, гончарный круг, потом купите абонемент и попытайтесь позаниматься без учителя, это интересный самостоятельный опыт. Главное — не бойтесь, это доступно для всех».

Маша Егорова, 26 лет, Москва

«Я занимаюсь керамикой около трех лет, но впервые об этом задумалась еще подростком, когда решила сделать себе сервиз. Вскоре эту мысль я отбросила как что-то невоплотимое. А когда мне было 22 года, я просто решила посмотреть курсы по керамике — и так попала на занятие в Терлецкий лесопарк к своей первой преподавательнице.

Это совпало с учебой в Институте проблем современного искусства. Поэтому исключительно как ремесло меня керамика уже не интересовала. Интуитивно хотелось, чтобы это так или иначе соединялось с современным искусством.

Я пришла заниматься на кругу, но после второго занятия поняла, что хочу работать больше, так я перешла на ручную лепку, раскатывала пласты из глины, склеивала большие куски.

Училась я мало, сразу начала делать дома что-то сама. Позже я ходила обжигать свои предметы в мастерскую в центре Москвы, где познакомилась хорошим мастером, которая дала мне пару уроков по глазурям и их химическим соединениям. Теперь мне уже часто пишут, что хотели бы прийти ко мне полепить/покрасить, поэтому у меня возникают мысли об открытии своей студии, но это отдельный разговор. У меня есть идея, которую нужно проработать, чтобы не стать еще одной классической мастерской, которых сейчас в Москве (спасибо!) очень много.

В прошлом году я купила электрическую печь для обжига небольшого размера. Она стоила около 100 тысяч рублей, это был мой вклад с возврата налога за покупку квартиры. Сколько я трачу на материалы, я пока не пытаюсь сосчитать, просто стараюсь деньги, которые получаю за продажу своих ваз, тратить только в дело. Покупка печи были необходима из-за сложности транспортировки необожженных изделий. Дело в том, что в основное время я работаю дизайнером, поэтому проводить время в отдельной мастерской, к сожалению, не могу. Работаю всегда дома на обустроенной лоджии. Без печи под рукой были бесконечные коробки, газеты, отломанные кусочки, стрессы и разочарования.

Мне было очень приятно, когда я начала получать отклики на свою работу. Я почти сразу сделала сайт, и мне стали писать или в компании говорить: "О, я тебя знаю, ты же делаешь керамические скульптуры!" В общем, когда есть обратная реакция — это вдохновляет на новое.

Керамика и современное искусство у меня всегда так или иначе перекликаются. Сейчас мои скульптуры часто взаимодействуют с fashion-фотографией. В первый раз у меня взяли скульптуры для съемки бижутерии в журнал "Афиша", потом в Blueprint, недавно была история с Sicky. Мне, наверное, нравится такое неочевидное решение для взаимодействия керамики и других визуальных культур. Хотелось бы это развивать.

Я всегда делала не особо утилитарные предметы, поэтому в классических школах-мастерских сложно было найти понимание. Сейчас я хочу развиваться в сторону более концептуального подхода к керамике, идти не только интуитивным путем, но и продумывать историю своей скульптуры до начала работы над ней. Хочу попробовать работать с другими медиумами (музыкой, поэзией, фантастикой, модой) — пока не знаю, в каком виде: как часть самого керамического объекта или просто как вдохновение через другие сферы.

Сейчас керамика — это модное такое ремесло. У меня много знакомых, которые недавно начали заниматься керамикой, но, полепив полгода, бросили. Уже существует столько всего, интернет переполнен красивыми керамическими изделиями. Я не очень осведомлена о керамике как посуде, но мне кажется, главное тут — насмотренность и осмысленность в вопросе, зачем ты это делаешь. Последнее — это то, над чем я сама работаю сейчас. Без насмотренности два пути — отсутствие вкуса и вторичность. Я воспринимаю современный дизайн и искусство как науки, которые изучают контекст, аудиторию, подразумевают определенное исследование. В том числе поэтому определенная художественная чуткость кажется мне самым важным».

Анна Руссова, 43 года, Москва

«Я современный художник, делаю скульптуры и объекты. Керамикой занялась около 10 лет назад. Я долго была в поиске такого материала, с которым, с одной стороны, было бы просто работать, с другой — он был бы достаточно прочным и выдерживал, например, пребывание на улице.

До керамики работала с упаковочными материалами, деревом, бумагой, пенопластом, делала мозаику, отливала скульптуру из эпоксидной смолы — в общем, со всем, с чем только можно работать в домашних условиях, без мастерской.

Однажды родственники отдали мне печь для керамики, очень допотопную и с такой заковыристой инструкцией по использованию, что никто из близких разобраться в ней не смог. Я покрутилась около этой печи и поехала за советом на Верхнюю Масловку, в магазин для керамистов. Раньше там работал такой многим известный суровый дядечка, я его спросила, не продает ли он какой-нибудь книжки, как глину правильно обжигать. Он так посмотрел на меня сквозь очки и говорит: "А не пошли бы вы, девушка, керамике учиться?" Ну, я и пошла. По-настоящему я керамистом себя почувствовала тогда, когда купила собственную печь, а с той я так и не справилась.

Керамика настолько многогранная вещь, такое разнообразие техник, что быть специалистом во всем просто нереально. Я сразу сделала акцент в обучении на ручную лепку, все эти гипсовые формы, литье совсем не мое. И как только я поняла, как делать скульптуру из керамики, я перешла на этот материал.

Леплю я свои объекты из обычной белой глины, раскрашиваю ангобами, покрываю прозрачной глазурью — все совсем просто. Еще я учу керамике детей, и это отдельное удовольствие.

Если совсем углубляться в прошлое, то с керамикой я столкнулась сразу после школы, пока готовилась к художественному вузу. Я искала, где бы подработать, и устроилась в контору, где делали керамику под Гжель. Там меня научили росписи кобальтом и заодно познакомили с полным циклом керамического производства. Потом уже был центр ремесел на Верхней Масловке, затем еще курс у Александра Поверина, известного российского гончара. Сейчас я работаю в мастерской глины "КОМ", где продолжаю учиться у своих более опытных коллег.

С одной стороны, керамика — вещь довольно бюджетная, особенно если сравнивать с теми же живописцами: глина везде есть, краски можно самим сделать или вообще без них обойтись (такая же история с глазурями), обжигать все это дело можно и в костре. С другой стороны, если вы хотите работать с особыми глазурями, высокотемпературными глиняными массами, тогда вам нужна хорошая дорогая печь. Я на свою печь два года копила деньги. Гончарный круг и другое оборудование для керамических мастерских тоже не самое дешевое. Правда, для того чтобы начать, вам вообще ничего не нужно: когда вы идете учиться, то все материалы вам предоставят, обжиг работ, как правило, тоже входит в обучение. Сегодня в Москве учеба стоит в среднем около 20 тысяч рублей.

Всем-всем керамическим премудростям научиться невозможно: кроме колоссальных исторических традиций, огромного количества разных школ и направлений есть еще и современные технологии. Это такое море информации, в котором легко утонуть. Для меня как раз самое сложное — принять: я столько училась, но все равно так мало знаю и умею. И есть еще вот эта непредсказуемость результата. Ты можешь делать каждый день однотипные работы, одна и та же глина, один и тот декор — и все равно не знаешь стопроцентно, что получится после обжига. Все, что ты сделал до того, как положить работу в печь, — это твое мастерство, а то, что происходит в печи, — магия. Недаром японские и китайские керамисты считают печь священным местом и читают молитвы во время обжига.

Зато каким бы тяжелым ни был твой день, стоит взять глину в руки — и все, ты расслабляешься. Может, и правда Бог создал человека из глины: такой родной материал по ощущениям. И податливость глины в работе меня невероятно покоряет. Иногда кажется, что я не просто леплю вещь, а создаю что-то живое. Оказывается, так приятно "быть Богом": перед тобой бесконечные возможности, практически нет того, что нельзя слепить из глины!

Сейчас у меня стоит задача делать такие объекты, которые будут сочетать в себе керамику и, например, дерево или ткань. И еще новое увлечение и большая любовь — стрит-арт. Не знаю, как в других местах, но в Москве договориться о выставках художнику трудно, а тут ни с кем не надо договариваться, весь город твой, да что там город — весь мир! Для меня это очень перспективное направление, думаю потом плавно перекочевать в ленд-арт. Ну и еще мини-задача — все-таки освоить гончарный круг.

Тем, кто интересуется керамикой, я бы не советовала брать мастер-классы в духе "как сделать тарелку за два часа". Возьмите основательный курс при серьезном учебном заведении — это станет вашей базой».

Виктория Афанасьева, 31 год, Индонезия, остров Бали, Букит

«В 2013 году, после окончания академии имени Строганова, я переехала на остров Бали. По специальности я проектировщик интерьеров, поэтому могла работать удаленно. В свободное время я искала материал, с которым будет приятно работать руками. Пробовала дерево и камни. Но с ними мне не хватало геометрии, которую я очень люблю: дерево, например, живое, в нем нет прямых линий.

Меня очень затянула тема лепки из глины и гончарное мастерство. Я начала погружаться в изучение данной тематики: что делают из керамики, каков процесс обжига и обработка. Так родился мой собственный проект Сeramic bу Ava по созданию украшений из керамики.

Я экспериментировала со специальной глиной Stoneware. Этот материал поразил меня своей универсальностью, с ним можно было делать все что угодно. Но он был недостаточно прочным. А потом я провела около полугода в Мадриде, где случайно набрела на маленький магазин с фарфором. Я купила три больших брикета по 10 кг, привезла на Бали, попробовала и поняла, что фарфор — это именно то, что я так долго искала.

Я начала на практике применять все знания, которые я приобрела в академии. Самостоятельно занималась дизайном ювелирных изделий, моделированием, производством, полиграфией, созданием сайта, упаковкой. С самого начала хотелось сделать все качественно и красиво.

Вначале я делала украшения с крупными элементами из фарфора. Меня очень впечатляли массивные кольца. Но проблема в том, что такие кольца, во-первых, не на каждый день, а во-вторых, их сложно с чем-либо сочетать. В итоге я полностью пересмотрела концепцию своих украшений. Выбрала простые и лаконичные модели, которые захочется надевать в любой ситуации. Так и получились коллекции из украшений геометрических форм с небольшими инкрустациями из фарфора, которые сочетаются с разными стилями одежды.

Три года после переезда обучение мастерству шло гармонично в свободное от работы время и много денег не требовало. После 2016-го, когда я полностью переключилась на свой проект, это потребовало некоторых вложений. Самая затратная часть — собственное производство украшений: 3D-модели, мастер-модели, резинки для изготовления образцов, работа мастера по серебру, который заканчивает каждое изделие. На производство первой партии понадобилось порядка 600 тысяч рублей.

Главные инструменты, которые я использую, — деревянная доска и острые ножи, ими я нарезаю фарфоровые вставки для украшений. Говорят, у каждого шеф-повара есть свой нож, который идеально заточен и ложится именно в его руку. Процесс изготовления моделей для заготовки происходит посредством использования 3D-принтера, дальше по получившимся моделям я отливаю гипсовую форму. Она получается как форма для плитки шоколада, только вместо квадратов на ней геометрические узоры. После этого я заливаю в форму фарфор. А дальше я отдаю получившиеся вставки вместе с эскизами мастерам по серебру, которые завершают работу над украшениями.

гончар кто это

На сегодняшний день умение работать с глиной входит в список прикладного искусства, начало которого уходит в далекое прошлое. Именно по этой причине, мастеров, которые овладели им, называют гончар кто это, сейчас и узнаем.

Что нужно знать о профессии?

Гончаром называют мастера, умеющий изготавливать красивую глиняную или керамическую посуду. Стоит сказать, что для обоих вариантов используется специальная глина. А обозначают они одну и ту же посуду.

Гончар кто это. Мастера из далекого прошлого!

Причем, под керамикой понимается разнообразная по своему составу и режиму обжига посуда. Современные мастера ничуть не уступают своим древним предкам, изготавливая действительно красивые и ценные вещи.

Стоит сказать, что за время, которое прошло с момента своего появления, данное ремесло практически не изменилось. Современные мастера все так же месят глину и используют гончарный круг.

Изменяется лишь способ обжига, да круг вращается при помощи автоматики, позволяющей регулировать скорость и направление вращения.

Требование к специальности

Это только непосвященному в таинства мастерства кажется, что не составляет большого труда изготовить поделку из глины. Однако практика показывает, что только у настоящих мастеров, которые освоили технику изготовления высококачественных изделий из глины, получаются поделки высшего качества.

Профессиональный гончар должен уметь:

  1. выбрать глину;
  2. правильно ее приготовить;
  3. знать техники изготовления различных поделок из глины.

И только настоящие мастера могут сотворить настоящее чудо в виде вазы, горшочка, различных поделок и сувениров. Причем все работы проводятся голыми руками, смоченными в воде.

Для того чтобы работа удалась, необходимо будет знать:

  1. какой состав, и какие особенности должна иметь правильная глина;
  2. чем различаются различные виды глиняной массы, используемые для производства керамических изделий;
  3. следует знать, все пункты технологического процесса;
  4. все приемы и способы, используемые для изготовления глиняных изделий при помощи специальных гончарных станков;
  5. какие бывают гончарные печи и как правильно нужно в них загружать изделия;
  6. следует знать основы и правила составления композиции. Это заставляет мастеров изучать исторические особенности той или иной техники и вида.

Особенности профессии

Само по себе производство гончарных изделий будет включать в себя:

  • умение приготовления глиняных строительных кирпичей различного назначения;
  • изготовление различных изделий промышленного назначения. Сюда входят не только огнеупорные кирпичи, но и реторты, кафеля и трубы;
  • изготовление разных видов глиняной или каменной посуды;
  • мастерское украшение;
  • знание и умение изготовления фаянсовых или фарфоровых изделий;
  • как проводится глазурование различных изделий из глины. Данная техника позволяет защитить изделие от пропитывания его влагой.

Следует знать, как пользоваться специальными гончарными печами для обжига готовых гончарных изделий.

Так, они бывают:

  • · стоячие. В них проходит обжиг каменная посуда, а так же фаянс и фарфор;
  • · лежачие, их еще называют закальными. В них проходят обжиг изделия, для которых не обязательна высокая прочность;
  • · горны. В них обжигают горшки.

Теперь вы знаете, что это за профессия гончар кто это и что нужно знать и уметь, чтобы считаться профессионалом.

Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством.


Гончарство в мире

Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали её. Поначалу пытались вылепить из неё самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные и непритязательные. Со временем, после того как был изобретён гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.

Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства. В Китае оно было известно ещё за 2000 лет до н. э. и развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, который ценится во всём мире.

Из Древней Греции до наших дней дошли знаменитые амфоры, вазы, кувшины, которые имеют изящные и причудливые формы. На вазах древние греки рисовали целые истории из мифов, сценки повседневной жизни. Использовались различные техники работы с глиной. Так, на краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.

В странах Африки изделия из глины изготавливались вручную, затем сушились на солнце и обжигались с помощью горящей соломы. Сегодня простые формы и фактура, естественные цвета, анималистические, растительные и абстрактные геометрические рисунки африканской керамики пользуются большим спросом у ценителей прекрасного.

Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).

Новые функции гончарного искусства

Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.

Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны.

Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.

Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.

О пользе работы с глиной

_
Для малышей 4-5 лет польза лепки состоит в основном в том, что она помогает развить мелкую моторику, причём занятия проходят в увлекательной форме: играючи, дети знакомятся со свойствами глины. В отличие от работы с пластилином, лепка из глины требует особой подготовки материала, что развивает у детей ответственность, логическое мышление.

Для детишек 6-7 лет глина даёт возможность активно развивать фантазию. Практические навыки взаимодействия с природным материалом быстро схватываются, в этом возрасте ребёнок может уже сам разрабатывать дизайн своей поделки, сюжет создаваемой композиции.

Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. Это очень сильно расслабляет, успокаивает. Увлечение запросто перерастает в серьёзное хобби. Кстати, существуют методики глинотерапии, направленные на снижение агрессивности, устранения фобий, негативных эмоций у взрослых людей. Если для малышей работа с глиной является способом открытия чего-то нового в мире, то для взрослого человека это способ обрести личностную гармонию.

Работая с живым материалом, извлечённым из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая от неё заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря. То, что контакт с природой спасает от усталости, эмоциональной истощённости, не нуждается в доказательствах, а глина – это природный материал.

Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи о путешествиях!


Дома у моей бабушки за стеклом серванта стоит керамическая лошадка, которую я слепила в старшей группе детского сада. Мой белый конь был в зеленых яблоках, отличался толстыми боками и косолапостью. Именно с его помощью состоялось мое знакомство с керамикой. Сейчас, вытирая пыль с уже пожилого и потрескавшегося скакуна, я иногда жалею о том, что он остался моим единственным произведением глиняного искусства. Ведь керамика – это увлечение, которое может стать главным и любимым делом в жизни.
Существует стереотип, что керамика – это исключительно горшки и блюда. На самом деле это совсем не так! В умелых руках обыкновенная глина превращается в оригинальные панно и посуду, изящные вазы и скульптуры, фонтаны, украшения и многое другое! Например, керамический светильник способен наполнить теплом и жизненной энергией любой интерьер, ведь глина – это «живой» материал, в отличие от пластика или металла. Если у тебя есть художественные способности, ты никогда не считала себя белоручкой и готова полжизни провести в фартуке, сидя за гончарным кругом или хлопоча у печи, то профессия керамиста будет тебе по силам и по душе. Кроме отличного вкуса мастерам в этой сфере пригодится образное мышление, хороший глазомер, а также развитая моторика пальцев и кистей рук. И естественно, чтобы приручить глину, придется очень многому научиться.

НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ
Учебных заведений, которые целенаправленно готовят художников-керамистов, в Сибири не так уж и много. В Новосибирске этой профессией можно овладеть, поступив в Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию. Там на факультете монументально-декоративного искусства есть специализация художественная керамика. Перед экзаменами с абитуриентами проводится собеседование с просмотром творческих работ (не менее 10 штук) по живописи и рисунку. В качестве вступительных испытаний тебе будет нужно выполнить композицию, рисунок-портрет и живопись-натюрморт, а также написать сочинение.
Обучение в НГАХА длится 6 лет, но если прибавить к этому времени еще и посещение подготовительных курсов (они могут длится от трех недель до двух лет), то на постижение керамических тайн уйдет довольно много времени. Если же найти вуз с желанной специальностью тебе не удалось, не беда. Можно получить общее художественное образование, но посещать какие-либо спецкурсы по керамике, а затем уже учиться самостоятельно, перенимая опыт у керамистов со стажем. Так, например, в Новосибирском областном колледже культуры и искусств есть отделение декоративно-прикладного искусства, на базе которого успешно работает мастерская по керамике. Чтобы поступить туда после 11-го класса, нужно сдать экзамен по специальности, тестирование по истории, а также по русскому языку и литературе. А на базе 9 классов – экзамен по специальности, диктант и литературу (устно). Керамика как учебная дисциплина есть в Новосибирском художественном училище, и на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета.


Марина Локцик (30),
художник-керамист творческой группы «Желтая черепаха» (Новосибирск):

«Как это ни странно, но моя первая профессия – акушер. Шесть лет я проработала в роддоме и параллельно училась в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Такая резкая смена профессии никого не удивила – все уже давно привыкли к моим "сюрпризам".
Интерес к керамике сейчас растет, и дизайнеры часто работают в тандеме с керамистами. Вот и мы с друзьями-коллегами два года назад создали творческую группу "Желтая черепаха", где трудятся и художники, и керамисты, и дизайнеры. Мы занимаемся разработкой и оформлением частных и общественных интерьеров. Кроме того, участвуем в фестивалях, выставках и даже в конкурсах снежных скульптур.
Мне нравится работать как с малыми, так и с большими формами. Иногда бывают глобальные проекты. Приходилось, например, делать межкомнатную керамическую перегородку. А самой сложной работой могу назвать изготовление печных изразцов. Когда работаешь на заказ, находишься в постоянном контакте с заказчиком, и он вносит свои коррективы. Когда творишь для себя, совсем другое дело – полностью отдаешься вдохновению, и, бывает, фантазия разыгрывается настолько, что результат сильно отличается от замысла. Так, одну из своих любимых работ я создавала по мотивам книги "Мелкие боги". Я так увлеклась, что ушла довольно далеко от сюжета.
Конечно, минусы в профессии керамиста тоже есть. Это ненормированный рабочий день – иногда приходится засидеться за работой допоздна, если заказ срочный. С другой стороны, можно взять и устроить себе выходной. Еще нужно навсегда забыть о красивом маникюре – с длинными ногтями работать неудобно. Кожа рук всегда очень сухая, поэтому для керамиста тюбик с кремом – предмет первой необходимости.
Если говорить о мечтах, то каждый художник, мне кажется, хочет иметь свою мастерскую, чтобы там можно было собирать учеников, друзей и коллег. Кстати, мы однажды устроили свой собственный мини-фестиваль, который назвали "Керамика для некерамистов". Просто пригласили своих творчески настроенных знакомых и провели для них что-то вроде мастер-класса. Некоторые из них до сих пор заглядывают к нам, пробуют что-нибудь слепить. А еще я преподаю в детской студии керамики. Ученикам моим от двух до двенадцати лет, и они меня очень радуют. Думаю, когда у нас с мужем будут дети, то они просто не смогут не лепить!»


Евгения Фитина (24),
преподаватель художественной керамики кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ (Абакан):

«Моя первая работа из глины – это маленький, страшненький-престрашненький дракончик, которого я слепила в пять лет и подарила своим родителям на Новый год. Мама до сих пор хранит эту смешную фигурку. А профессионально художественной керамикой я начала заниматься в студенческие годы. В расписании на втором курсе факультета декоративно-прикладного искусства Хакасского госуниверситета, где я училась, появился новый предмет – керамика. После лекций на гончарную тему нашу группу отправили на практику в село Шушенское. Там при музее-заповеднике сохранилась старинная мастерская. Именно здесь я впервые увидела гончарный круг. Признаться честно, было нелегко научиться синхронно вращать ногой нижнее колесо станка и управлять небольшим комочком глины. Но когда под моим руками впервые "родился" небольшой сосуд, восхищению и восторгу не было предела! Поначалу было очень страшно снимать горшочек с круга, казалось, что он вот-вот перекосится и сомнется.
В шушенской гончарной мастерской, кроме нас, абаканцев, практику проходили студенты из Красноярского института искусств, очень талантливые ребята. Там же я познакомилась с профессором из Красноярска Олесем Мигосом. Это мой первый сенсей и наставник. После практики я приехала домой и заявила родителям, что поеду учиться в Красноярск. Там есть отдельная специальность – художник-керамист, да и уровень образования намного выше, чем в Абакане. Дома, конечно же, без скандала не обошлось. Родители были категорически против и отпускать меня в большой город не хотели. Но я не поддалась. Не смутило и то, что в Абакане я перешла на третий курс университета, а в Красноярске меня приняли лишь на второй. Да еще пришлось шустро догонять одногруппников. Было сложно, но особой усталости я не чувствовала. Успевала всюду: и на лекции, и на выставки, и на плэнеры, и до полуночи проработать в художественных мастерских.
Спустя полтора года из-за домашних проблем мне пришлось вернуться к родителям и защищать дипломную работу уже в Абакане. Моя работа по художественной керамике попала в Москву на Всероссийскую выставку лучших дипломников. После отличной защиты завкафедрой предложила мне остаться и поработать преподавателем гончарного искусства. Я согласилась.
Студенты считают меня очень строгим учителем, но мне кажется, что я просто требовательный и справедливый человек. Кроме педагогической работы я продолжаю совершенствоваться как мастер. Сейчас мне очень нравится заниматься сувенирной продукцией и украшать ее в духе регионального хакасского колорита. Мое новаторское направление – керамическая настенная тарелка, расписанная в этно-стиле. Творю и ваяю в своей квартире на девятом этаже. Мой муж Володя хоть и далек от искусства, но к моим пристрастиям относится с пониманием и уважением. Он знает, что у профессионального мастера-керамиста должно быть собственное оборудование. Вместе с мужем мы установили у нас в квартире специальную печь для обжига глиняных изделий. Достать глину – не проблема, лепить я сама умею и неплохо обхожусь без гончарного круга, а вот без печки, как ни крути, точно не обойтись!»


Марина Ленченко (30),
скульптор-керамист (Красноярск):

Молодая и стройная брюнетка по имени Дарья — яркий представитель профессии «Художник-скульптор», которая вдыхает жизнь в глаза статуэток, которые до мелочей передают внешние черты конкретного человека.

Кто такой художник-скульптор?

— Это я! Скульптор ведет работу с объемом, а художник после лепки вдыхает жизнь в изделие. Другими словами, художник-скульптор рисует условный портрет на объеме.

Как Вы стали художником-скульптором?

— Я с детства увлекалась рисованием и лепкой. Это было мое хобби в свободное время. Окончила художественную школу, получила образование в УО ГГПК по специальности техник-архитектор.

Затем училась 6 лет заочно в БГПУ по специальности «Изобразительное искусство и черчение. Народные художественные промыслы». На тот момент я работала в Лиде, где лепила модели из пластилина, которые были прототипами латунных элементов люстр. Там же работала гравировщиком по металлу, а позже дизайнером рекламы.

Я начала делать портретные работы в 2011 году. Сначала это была шарнирная кукла по фотографии, а позже статуэтка моей мамы в виде бюста. При чем все свои работы я выкладывала в своем аккаунте «ВКонтакте».

К изготовлению шаржевых статуэток меня подтолкнуло задание в университете по изготовлению куклы. В моем случае кукла была шаржем моей сестры-художника, которая держала в руках кисть и палитру с красками. После я изготовила первую шаржевую статуэтку в подарок моему папе, после чего мне начали писать люди с вопросом о цене.

Я сначала отказывалась, так как из-за учебы не хватало времени, да и сомневалась в своих способностях. Ведь лепить родного человека, которого видишь каждый день, — это одно, а лепить незнакомого человека по фотографии — совсем другое. Далее я зарегистрировалась ремесленником, и как только получила диплом, сразу приступила к статуэткам.

Что входит в Ваши обязанности?

— В мои обязанности входит изготовление шаржевых статуэток, барельефных портретов, барельефных шаржей. Редко, но делаю статуэтки домашних питомцев и статуэтки на различную тематику.

С какими трудностями приходится сталкиваться?

— Очень сложно лепить человека, которого не видел вживую. Все, что у меня есть, — это только несколько фотографий. Я всегда прошу людей высылать фотографии на почту в высоком качестве и с разных ракурсов. Но не все соблюдают эти условия.

Порой попадаются фотографии очень низкого качества и с плохим освещением, где разглядеть лицо очень трудно, все на пикселях. Очень часто не хватает ракурсов.

Самый основной ракурс лица — это в анфас. Как выяснилось, такие фотографии людям достать очень трудно. Чаще присылают фотографии в полупрофиль. Но результат моей работы напрямую зависит от исходных данных.

Когда Вы приступаете к работе, Вы сразу представляете себе готовый образ?

— Первоначально заказчик рассказывает мне о человеке, присылает его фотографии и я составляю его образ по описанию. Рисую эскиз в программе CorelDRAW и высылаю на одобрение. Если все устраивает, то начинаю работу по эскизу.

Из каких этапов состоит процесс создания работы?

— Подготовка рабочего места. Выведения необходимых ракурсов лица на экран монитора. Накручивание каркаса из проволоки. Лепка головы. Лепка фигуры. Запекание изделия. Зашкуривание наждачной бумагой. Роспись головы и фигуры. Соединение фигуры с подставкой. Присоединение головы к фигуре. Покрытие лаком.

Каковы главные инструменты? Что у вас под рукой каждый день?

— У меня очень много разных инструментов для лепки, все и не счесть. Есть те, которые напрямую для лепки не предназначены, но я поменяла им сферу деятельности. Также кисти для росписи.

Можете описать коротко один день из жизни художника-скульптора?

— Проснулся, умылся, поел, подготовил рабочее место, включил сериал и работаешь до самого вечера, делая незначительные перерывы. Потом спать. И так каждый день. У меня почти нет выходных.

Какие есть стереотипы на счет художников-скульпторов?

— Обычно представляют жилистого, худощавого мужчину в фартуке. Руки по локоть в глине. В мастерской, где стоит много недоделанных работ.

Все это является мифом. Художником-скульптором может оказаться любой. А материал совершенно не обязательно глина и камень.

О чем большинство людей не знает про художников-скульпторов?

— Я отвечу за себя, так как за других не могу знать: я не работаю в тишине. Мне нужен любой звуковой фон: фильмы, сериалы — не важно.

Три самых главных качества хорошего художника-скульптора?

— Талант, усидчивость, целеустремленность.

Есть ли художники-скульпторы, за творчеством которых вам интересно наблюдать?

— Есть. Я восторгаюсь работами Rovo Jin. Он делает силиконовые куклы в гиперреализме. Еще очень нравятся куклы Михаила Зайкова.

Сколько всего статуэток, сделанных Вашими руками?

— Более 50 персонажей.

Был ли у Вас самый необычный/смешной/странный заказ, который запомнился?

— Я делала статуэтку в стиле БаблХэд. Мужчина-бейсболист с подвижной головой на пружине.

А от каких заказов Вы можете отказаться?

— Если дано слишком мало времени, в которое не вложиться. Либо если я занята другим заказом.

Сколько времени уходит на изготовление одной статуэтки?

— Минимальный срок изготовления 10-14 дней, но бывает и дольше. Это зависит от композиции и требований заказчика.

Какой Ваш рекорд по количеству изготовленных статуэток за день, неделю или месяц?

— Три статуэтки в месяц — это максимум, при условии, что нет дополнительных композиционных элементов и поза фигуры проста.

Из чего складывается цена на статуэтку? В каких случаях цена может быть повышена?

— Цена складывается из количества затраченного материала. Это полимерная глина, фольга, проволока, подставка, краски, лак и т. д. Также из сложности изготовления, затраченного времени, используемой электроэнергии. Я могу повысить цену в случае, если заказчик захочет скрыть лицо на фотографии статуэтки.

Плюсы и минусы профессии?

— Самый большой плюс — работа в удовольствие. Минусов для меня нет.

Как выглядит карьерная лестница?

— Повышение мастерства и техники изготовления.

Что бы Вы посоветовали человеку, который хочет стать художником-скульптором?

— Смотря в какой сфере человек планирует работать. Если это портретная лепка, то, конечно, начинать нужно с изучения построения и пропорций. Желательно освоить рисунок и живопись и только потом переходить на скульптуру. В моей профессии эти вещи взаимосвязаны. Не сдаваться!

Читайте также: