Как сменить профессию учителя

Опубликовано: 02.10.2024

На прошедшей сегодня встрече с лучшими учителями России президент Владимир Путин напрямую спросил, сколько они зарабатывают. По словам учителя русского языка и литературы из Армарвира Александра Шагалова, зарплата в среднем не превышает 30 тысяч рублей в месяц. Ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос участника форума «Территория смыслов» о низкой заработной плате учителей, предложил преподавателям уйти в бизнес ради повышения доходов.

Елена Хвиюзова, учитель английского языка, директор образовательного центра Bright, г. Северодвинск, Архангельская область:

«Я с огромным удовольствием проработала школьным учителем английского языка около 30 лет. И когда я достигла пенсионного возраста и нужно было давать дорогу молодым, а сил и творческих идей было еще много, я решила открыть собственное дело и получить для этого лицензию. Одного английского мало для центра, поэтому я подключила все предметы — подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. У меня есть наемные работники и все мы единомышленники. Я продолжаю заниматься тем, чем занималась в школе, но теперь мне даже интереснее: ко мне приходят только те дети, которые хотят учиться. Я рада, что продолжаю держать мел в руке и стоять у доски. Я не могла оставаться просто репетитором, мне это скучно, мне нужны несколько пар детских глаз, коллектив. Я люблю школу, но чтобы творчески работать, надо хотя бы раз в десять лет менять направление деятельности, сохраняя все лучшее, что у тебя было.

Когда мне вручали президентский грант, мне пришла идея объединить под одной крышей учителей, чья работа в образовании была высоко оценена. Это высокопрофессиональные люди, любящие детей и свою профессию. Юрист посоветовал нам: «Не морочьтесь, никаких ООО не делайте, лучше ИП». А раз это была моя идея, то я стала директором и начала дальше раскручивать свое дело. Конечно, было страшно и трудно: я не знала, как начать, как организовать рекламу, захотят ли прийти дети. Но все получилось и я счастлива. Такие центры нужны, так как не в каждой школе есть профильный класс того предмета, который ученик выбрал, и не все учатся в гимназии или лицее.

Разве это не прекрасно, если ребенок идет на занятия к Учителю с большой буквы! По-английски об умном, незаурядном человеке, личности говорят a bright person. и мы хотим, чтобы яркими вырастали дети, потому что страна нуждается именно в bright persons. Я люблю ЕГЭ и не позволяю его никому ругать. Критиковать экзамен может только тот, кто не знает, что это такое, и ни разу в него не заглянул и не разобрался. Вспомните, как это было раньше. Очень часто присутствовал элемент везения: пять билетов выучил, третий на удачу попался. С ЕГЭ так не получится. Для успешной сдачи все предметы надо знать досконально и по программе профильного класса. За 10 лет уже все отшлифовали и отработали: нет утечки информации и заданий с выбором ответа. Я очень негодую, когда говорят, что ЕГЭ надо убирать. Это прекрасный экзамен, который очень умно сделан».

Вячеслав Игнатьев, учитель физики и астрономии, директор управления малой инженерии в компании «Терморос», г. Москва:

«На последнем курсе университета я начал преподавать в школе астрономию и физику, потом продолжил в аспирантуре. Тогда работа в школе давала частичную занятость, оставляя много времени для занятия наукой. Но доход был минимальным. В какой-то момент передо мной стал выбор: наука или бизнес. Делать два дела хорошо у меня не получалось.

Но мне нравилось в школе. Мои ученики всегда хорошо решали задачи по физике, даже в классах коррекции. К каждому уроку я готовил небольшую самостоятельную работу из восьми вариантов, у учеников практически не было шансов списать. Весь прошлый год я занимался с пятиклассником, и он показал очень высокие результаты, занял пятое место на Санкт-Петербургской астрономической олимпиаде.

Я как влюбился в астрономию, так и продолжаю всем о ней рассказывать. Это замечательная наука, как о динозаврах: всегда можно заинтриговать детей, интересно построить урок, найти увлекательные истории, подобрать примеры, картинки. В астрономии практически не бывает нудных тем, как, например, в физике или химии, которые заучиваются только потому, что так нужно, а в астрономии такой может быть только «Время и календарь». Из всего остального можно выдумать такие задачи, которые дети будут решать с удовольствием. Недавно астрономию предложили вернуть в школы в качестве обязательного предмета, но, как мне кажется, у нас есть большой разрыв между тем, что выдумывают законотворцы, и тем, что происходит в действительности. Это как в бизнесе: есть разработчики стратегии компании, а есть такие специалисты, которые занимаются реализацией, и это два разных мира.

Сейчас я продолжаю заниматься бизнесом, а по субботам преподаю в школе. У меня есть несколько проектов, которыми я продолжаю заниматься только потому, что мне это нравится, и один из них — астрономия. Это и детям полезно, и я получаю удовольствие. Не хочется просто зарабатывать деньги, чтобы складывать их в копилку, нужен смысл. Все советские ученые работали больше за идею, как в школе Гинзбурга, школе Зельдовича».

Начиталась "криков души" учителей об их тяжелом труде, об унизительно низкой зарплате, о том, что некуда податься, так и подмывает сказать :
" Хватит ныть! Тяжело стало работать? Платят мало? Так уходите из профессии!" Я стояла перед таким выбором еще 15 лет назад и решилась! Если интересно, что из этого вышло, читайте дальше.

Во-первых, вместо того, чтобы ныть и плакаться, решите для себя, чего вы хотите? Остаться в профессии ? - тогда принимайте все как есть, по-другому не будет! Система образования очень инертна, кардинальных и быстрых изменений не ждите, так что до пенсии настройте себя на это и прекратите жаловаться на судьбу - самоедством вы только ухудшите свое самочувствие.

15 лет назад, имея опыт педагогической работы 8 лет ( из них 6 лет зам.директора школы по УВР), получив очередные отпускные , я поняла. надо уходить. Открыла газету вакансий ( тогда еще не было сайтов по работе) и начала обзвон. Вариантов было немного : менеджеры по продажам, специалисты по работе с клиентами, администраторы. Созвонилась с менеджером по персоналу одной из местных газет ( требовался специалист по работе с клиентами), пришла на собеседование , оказалось, что им как раз надо развивать новое направление - работа с учебными заведениями, и я подходила. Был отпуск, я ничем не рисковала, поэтому решила попробовать.

Итак, правило номер один - попробуйте себя в другой сфере во время отпуска, двух месяцев достаточно, чтобы понять для себя, выходить на работу в школу в сентябре или нет. Не бойтесь, что вас кинут с зп - работодателю нет смысла тратить время на сотрудника впустую, не заплатив за работу, ему нужен реальный работник, устройтесь по трудовому договору либо на испытательный срок. Перед собеседованием посмотрите информацию в интернете, какие вопросы возможно будут задавать, как правильно на них отвечать, чтобы заинтересовать работодателя, как правильно себя вести. Подготовиться надо обязательно, не будьте самоуверенны в том, что вы же учитель и нечему вас учить! Надо учиться даже правильно вести себя на собеседовании, элементарно, не начинайте свое объяснение поиска новой работы с нытья о том, что зарплата маленькая, поэтому пришли на встречу!

Во-вторых, не ждите, что вам сразу предоставят идеальные условия работы, будут водить за ручку и все разжевывать! Более того, не ждите, что в других сферах платят просто так - везде надо РАБОТАТЬ! Обратите внимание, я вышла на новую работу, вообще не отдыхая в отпуске, смена деятельности стала для меня своего рода отдыхом.

На новой работе я перемещалась по всему городу в жару на маршрутках, выполняя обязанности , через 2 недели мне предложили трудоустройство. Но решила еще подождать, зарплата была чуть больше того, что получала в школе, но я понимала одно - в бизнесе нет манны небесной, и нужно время, чтобы наработать базу клиентов, набраться опыта. Как итог - к концу своего учительского отпуска я получила за месяц в 2 раза больше своей зп в школе. Пришла в школу и написала заявление на увольнение.

В-третьих, тот, кто хорошо работает в школе, является уважаемым и любимым учителем, не пропадет нигде! Нас было трое, тех, кто ушел из школы почти одновременно, - математик , географ и я, филолог. Мы все были на хорошем счету, нас любили и уважали, - и все состоялись в другой сфере, в продажах. Построили карьеру, имеем достойный доход. Из уважения к бывшим коллегам и чтобы не расстраивать их, никогда не называю сумму своего дохода.

В -четвертых, четко решите для себя, в какую сферу хотели бы пойти и на какой режим работы. Например, мне надоело находиться по 12 часов в стенах школы ( а так оно и было - в первую смену вела уроки, во вторую -завуч смены), поэтому мне не хотелось сидеть в офисе и я подбирала разъездной характер. Поначалу было тяжело, ездила на маршрутках, сразу пошла учиться на водительские права, далее купила самую дешевую Оку, через 6 лет моя третья машина - это Субару.

Сегодня выбор сферы деятельности, куда уйти, гораздо шире, чем 15 лет назад. Тогда были только продажи и торговля, которые сегодня переживают не лучшие времена. Сейчас есть очень много ниш в интернете, менеджменте, в том же обучении, только в несколько ином ракурсе - центры развития для детей.

В -пятых, не зацикливайтесь на одном месте работы, не думайте, что вы пришли в фирму и должны будете в ней отработать 20-25 лет от звонка до звонка! Сегодня наша жизнь очень мобильна и все меняется очень быстро! Смотрите на свою новую работу как на отправную точку для дальнейшего роста и развития! Поэтому учитесь, отключите в своем сознании, что "все это ерунда и я все знаю"! Учиться надо будет всегда и порой у тех, кто моложе, имеет меньше жизненного опыта, но зато более успешен. За 15 лет я сменила 5 мест работы , и всегда я применяла свой предыдущий опыт и при этом училась чему-то новому. Первое предложение о повышении до начальника отдела я получила уже на 5-й месяц своей работы вне школы, это говорит о том, что в других сферах вы можете повышение по работе и по зарплате получить гораздо быстрее, чем в образовании.

И последнее, когда уйдете из образования , у вас будет чувство, что вы занимаетесь какой-то ерундой в сравнении с той степенью ответственности, которая была в школе. Но платят за это больше. И потом, вы поймете, как многогранен мир, что есть много интересного , помимо конспектов, планов, уроков и так далее. Я уходила из школы не только по причине низкой зарплаты, но еще и потому, что мне стало тесно в ее стенах - приходили бывшие выпускники ( работала в основном в 10-11 классах, поэтому за 8 лет работы 4 выпуска), рассказывали , что у них нового и спрашивали: "А что у вас нового?". А что может быть нового в школе? Думаю, вы сами знаете ответ на этот вопрос.

И самое главное - поверьте в себя! Мы (кто ушел из школы ) всегда говорим, что школа - это школа жизни!

Спасибо тем, кто дочитал мою статью до конца. Надеюсь, что кого-то она вдохновила попробовать что-то изменить в своей жизни!

Учитель – это востребованная педагогическая профессия, сутью которой является обучение детей и взрослых предметным знаниям, а также навыкам самостоятельного поиска и усвоения информации.

История профессии

Современное слово «педагог» берет свои корни в греческом языке. Именно так называли раба, который занимался с детьми и передавал им свои знания и навыки.

Еще раньше, у древних людей было распространено обучение старшими членами племени младших. Специфические знания и навыки передавались от одного человека к другому. Одни занимались охотой, другие готовили пищу, третьи занимались земледелием. Такая модель была популярна вплоть до 20 века. В основном, она сохранялась в кругах крестьян и ремесленников. Сын кузнеца с малых лет учился у него и сам становился кузнецом. Крестьянин обучал своих детей – будущих крестьян.

Еще во времена Древней Греции и Римской империи начали выделяться отдельные учебные заведения – школы и семинарии. Нам хорошо известны имена философов тех времен, по сути, они являлись носителями многих научных и общегражданских знаний и передавали их своим ученикам.

В Средние века процесс передачи знаний сконцентрировался в церквях, которые тогда имели огромную власть над обществом, полноценно конкурируя с властью светской. В роли учителей выступали монахи.

В Эпоху Возрождения начали появляться отдельные закрытые школы для представителей элиты. В них можно было получить полноценное многопрофильное образование, включая математику, историю, философию, географию, воинское дело и светский этикет. Простые же люди, в основном, оставались большой неграмотной массой населения вплоть до 18 века.

В задачи учителя входила не только передача знаний, но и воспитание. Добродетелью считались дела, а не пустые слова. Этот подход в полной мере реализовался в советской системе образования. С помощью разных социальных институтов, таких как пионерия, проводилось воспитание детей, ориентированных на положительные действия в обществе. Тех, кто нарушал дисциплину, подвергали строгим мерам наказания. В будущем для них закрывались карьерные и партийные возможности.

С развитием современных технологий, развитие образования и профессии учитель вышло на новый уровень. Появилась возможность проводить полноценные лекции и занятия через сеть Интернет. Многие курсы записаны в виде серии видео, которые можно смотреть в удобное время в удобной обстановке. Выполнение практических заданий по многим предметам и их проверка, так же возможны в дистанционном формате. Процесс перехода к дистанционным видеокурсам подстегнула эпидемия коронавируса. Высшие и средние учебные заведения начали массово переходить на дистанционные формы обучения.

профессия учитель

Суть профессии

Хороший учитель – это человек, не просто досконально знающий свой предмет и умеющий его преподавать, но и отчасти психолог, методист, наставник и воспитатель. Профессия подразумевает проведение уроков и передачу знаний, проверку домашних заданий и ведение журнала успеваемости учеников, управление дисциплиной и порядком в классе. Кроме этого, современный педагог нагружен и бумажной работой. Руководство школ требует с учителей написание методических планов и отчетов об учебной деятельности.

Отдельно имеет смысл подчеркнуть воспитательную деятельность учителей. Так, для учеников младших классов, педагог становится по сути еще одним значимым взрослым, похожим на родителей. Поэтому он должен внимательно относится к эмоциям учеников, уметь завоевывать их доверие, создавать у них позитивную мотивацию к усвоению знаний.

Специализации

Внутри профессии учителя есть несколько основных специализаций. В процессе обучения, вам предстоит выбрать одну из них.

Учитель начальных классов. Для тех, кто хочет учить самых маленьких школьников в возрасте от 6 до 10 лет. Вам предстоит освоить не только преподавание самих предметов, но и детскую психологию. Также придется в совершенстве овладеть навыком удерживать на себе внимание детей в течение всего урока.

Учитель средней и старшей школы, «предметник». Это педагоги, которые специализируются на преподавании одного предмета. Как правило, они проходят подготовку на профильных факультетах в педагогических ВУЗах. Выпускник физического факультета будет преподавать физику, биологического – биологию, филологического – русский язык и литературу. Иногда педагог может иметь подготовку сразу по двум предметам, например, преподавать математику и экономику.

Педагог-психолог, тьютор, социальный педагог. Это специалист, занимающийся психологическим развитием школьников, проблемами успеваемости и дефицитом внимания. Часто, именно школьный психолог первым замечает настоящие проблемы ученика, будь то проблемы в школе со сверстниками, либо же проблемы в семье.

Педагог девиантного поведения. Это специалист, работающий с трудными детьми. Помогает корректировать агрессивное поведение школьника в адрес сверстников и решает проблемы с адаптацией в школе и коллективе. Одна из задач подобного педагога – это предотвращение вреда, наносимого себе, либо окружающим.

Педагог-дефектолог. Это одна из самых сложных специализаций в профессии учителя. Дефектолог работает с детьми с ментальными и физическими особенностями развития. В качестве примера этой специализации можно выделить логопедов, помогающих преодолеть любые проблемы с речью и произношением звуков. Такие специалисты должны не только быть чуткими и внимательными педагогами, но и иметь глубокие знания медицины и детской психологии.

Плюсы и минусы профессии

В профессии учителя есть свои плюсы и минусы, как и в любом другом деле. Сформулируем их конкретно.

плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Общение с людьми,
  • Возможность обучить своих подопечных хорошим и правильным вещам, привить любовь к своему предмету,
  • Возможность постоянно учиться у детей, быть молодым душой,
  • Благодарность выпускников и их родителей,
  • Длинный отпуск.

Минусы

  • Необходимость справляться с трудными и конфликтными детьми,
  • Необходимость договариваться и взаимодействовать со сложными родителями,
  • Весьма небольшая оплата труда относительно значимости профессии,
  • Личная ответственность за жизнь и здоровье детей,
  • Большой объем бумажной работы по составлению планов и отчетов,
  • Необходимость справляться с давлением руководства, родителей и самих учеников.

Многие справедливо называют педагогическое дело не профессией, а призванием. Только искренняя любовь к этому делу помогает справляться с существующими минусами и сложными сторонами этой работы.

Качества, необходимые для хорошего учителя

Хорошие учителя похожи тем, что имеют ряд качеств, необходимых в этой профессии. Нужно не только уметь хорошо объяснять свой предмет, но и удерживать на себе внимание учеников, которые норовят отвлечься на свои телефоны. К числу необходимых качеств можно отнести:

  • Любознательность и постоянное самообразование,
  • Любовь к своему предмету и свободно в нем ориентироваться,
  • Любить детей и подростков,
  • Уметь слышать и с уважением относится к ученикам,
  • Уметь находить контакт как с группой детей, так и с каждым ребенком по отдельности,
  • Быть лидером и авторитетной фигурой, уметь вести учеников за собой,
  • Иметь представление о психологических особенностях детей разных возрастов,
  • Уметь справляться со стрессом от работы, быть терпеливым,
  • Быть справедливым и максимально объективным,
  • Иметь достаточную гибкость и творческий подход к своему делу,
  • Быть организованным и дисциплинированным,
  • Быть дружелюбным и уметь мотивировать,
  • Иметь опрятный внешний вид и рабочее место.

Где учиться на педагога?

Профессию можно получить как в колледже, так и высшем учебном заведении. Среднего профессионального образования достаточно, чтобы работать учителем младших классов (специальность 44.02.02). В каждом среднем и крупном городе есть колледжи, где можно обучиться по этой специальности. Например, в Москве таких организаций сразу пять:

В ВУЗах готовят преподавателей всех направлений. Основные специальности:

  • 44.03.01 Педагогическое образование
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
  • 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
  • 44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Основные московские ВУЗы, готовящие педагогов:

Если вы планируете быть преподавателем в ВУЗе и дополнительно заниматься наукой, стоит поступать в профильное учебное заведение. У выпускников большинства институтов и университетов в дипломе есть слово «преподаватель» (например, биолог, преподаватель биологии), что позволяет вам преподавать данный предмет.

Курсы

При наличии у вас высшего образования любого профиля, вам не нужно получать второе высшее образование, чтобы пойти работать учителем. Достаточно пройти курсы переподготовки, которые займут от 1,5 до 3,5 месяцев, в зависимости от выбранной специализации. Примеры подобных курсов:

  • Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длительностью 280–520 часов (что займёт от 1,5 до 3,5 месяцев обучения);
  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, программа длительностью от 252 часов до 516 в зависимости от профиля
  • Российский университет дружбы народов (Москва), программа длительностью 600 часов для учителя начальных классов и от 260 до 1400 часов для предметников;
  • Томский государственный университет предлагает программы переподготовки для будущих учителей дошкольных учреждений, тренеров и тьюторов.

Работа для учителя

В зависимости от квалификации и личного выбора, учителя могут работать в следующих местах:

  • Детские сады,
  • Муниципальные и частные школы,
  • Учреждения дополнительного образования,
  • Репетиторство,
  • Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.

Востребованность

Учителя востребованы всегда и везде, как в крупных городах, так и в сельской местности. В любом городе можно без труда найти работу по своей специальности. Дополнительно, государство реализует программы для привлечения учителей в сельские школы, как, например, «Земский учитель», предполагающую компенсацию в размере 1 миллиона рублей для тех педагогов, которые выполнят её условия. Крупный бизнес также спонсирует эту сферу. Например, у Сбербанка есть программа «Учитель для России».

Сколько зарабатывают учителя

Заработная плата учителя состоит из нескольких частей: оклад, доплаты за категорию и учебную нагрузку, стаж, проверку тетрадей и классное руководство. Самые высокие доходы – у педагогов Москвы. Они значительно больше, чем у их коллег в регионах. Вилка зарплат составляет от 20000 до 150000 рублей. Зарплаты выше 100000 рублей, как правило, выплачиваются только в элитных частных школах.

При этом, разница в доходах сильно зависит от региона. Средний уровень зарплат в Москве – 97000 рублей, в Санкт-Петербурге – 58000 рублей, в Омске – 29000 рублей, в Северной Осетии – 23000 рублей.

Зарплаты в России и за рубежом

Для удобства сравнения все зарплаты переведены в доллары США.

Страна Мин. зарплата (за год) Ср.зарплата (за год) Воспитатель в дет.саду Преподаватель англ. языка Директор школы
Москва 3949$ 6304$ 3395$ 6300$ 5700$
Регионы РФ 3157$ 5522$ 3235$ 5510$ 5275$
США 36655$ 74450$ 56865$ 45820$ 108140$
Великобритания 34339$ 74675$ 33410$ 43178$ 67220$
Австралия 27938$ 56943$ 50684$ 56235$ 98235$
Канада 38146$ 73389$ 34392$ 30554$ 75265$
Германия 17205$ 37236$ 33156$ 28924$ 79668$
Франция 21807$ 41935$ 34215$ 23489$ 83922$
Южная Корея 21322$ 44448$ 21324$ 22965$ 50294$

Карьера

Карьерные возможности в этой профессии довольно ограничены. Так, например, школьный учитель может стать вначале заместителем директора, завучем по учебной работе, затем – директором школы. Директора школ могут перейти на работу в региональное министерство образования, а после – в федеральное. В университетах и институтах можно возглавить кафедру, стать деканом и ректором.

Открыта дорога и предпринимательство. Можно открыть собственный учебный центр, языковую школу, кружки по робототехнике и другие заведения.

Еще не регистрировались?

Когда речь идет об успешном обучении, значение имеет каждая деталь. Учитель и атмосфера в классе — очень важные составляющие всего процесса, и, конечно, каждому родителю хочется, чтобы их ребенок чувствовал себя комфортно и получал от системы образования максимум. Что делать, если учитель или класс не устраивают? Можно ли их сменить по собственному желанию?

Можно ли по желанию сменить учителя или класс?

По какой причине родители могут хотеть сменить учителя или класс своего ребенка? Самая очевидная — неудовлетворенность качеством образования или атмосферой в коллективе. Проблемы могут быть объективными, субъективными или ситуативными, но все они одинаково травмирующие для ребенка.

Помимо этого есть и более «мирные» причины: желание, чтобы ребенок был в одном классе с друзьями, стремление ходить в узкоспецилизированный класс (например, математический). Как бы там ни было, дело в свои руки приходится брать родителям. А что говорит на эту тему законодательство?

Могут ли вас заставить делать прививки?

Буква закона

Формально закон НЕ дает родителям права по собственному желанию менять класс или учителя для своего ребенка. Это прерогатива школы, то есть, непосредственно директор или завуч по учебной работе решают, в какой именно класс будет ходить ребенок, у какого именно педагога обучаться. Желание родителей может быть для них недостаточным аргументом. Однако! Есть определенные нюансы.

Не стоит забывать, что школа имеет не только право принимать решения относительно педагогического состава и состава классов, но и обязанности. В частности, школа обязана:

  • обеспечить реализацию школьной программы в полном объеме;
  • обеспечить качественную подготовку учеников — так, чтобы эта подготовка соответствовала установленным требованиям;
  • следить за тем, чтобы формы, методы, обучения и воспитания соответствовали возрасту и уровню развития ребенка;
  • создать безопасные условия обучения и воспитания.

Это указывается в ст. 28 Закона Об Образовании.

Если школа не выполняет эти требования, она несет ответственность в соответствии с п. 7 ст. 28 Закона Об Образовании.

Если родители считают, что какое-либо из этих условий не удовлетворяется, они могут потребовать от директора, чтобы их ребенку было предоставлено образование соответствующего качества. Для этого необходимо написать заявление, в нем — изложить свои опасения и предложить пути решения проблемы.

«Просим перевести ученика ФИО из класса (указание класса) в класс (указание класса) ИЛИ сменить учителя физики ФИО, так как (в классе нездоровая атмосфера, мы хотели бы, чтобы наш ребенок углубленно изучал математику; учитель не может призвать соблюдать дисциплину, не объясняет материал в достаточном объеме, неуважительно относится к ученикам, и так далее)»

В заявлении можно сослаться на Закон об Образовании, изучите его и приведите ссылки на соответствующие статьи и пункты.

Что делать, если учитель кричит и занижает оценки?

Директор не имеет права проигнорировать ваше заявление. Естественно, нет никакой гарантии, что он пойдет навстречу и сразу удовлетворит все требования, но в любом случае это станет первым шагом на пути к диалогу и разрешению ситуации таким образом, чтобы было удовлетворены обе стороны.

Самые актуальные новости Росконтроля в Telegram. Подписывайтесь!

Бывают ситуации, когда ни педагоги, ни директор школы по тем или иным причинам не разрешают конфликтную ситуацию или стараются, чтобы проблема осталась внутри коллектива школы, без ее разрешения. В таких ситуациях необходимо апеллировать в вышестоящие инстанции и надзорные органы. Это комитет образования при админстрации города или района (РОНО), Администрация города, Департамент образования региона, Рособрнадзор, а также органы прокуратуры. За последним ведомством закреплен надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи и поэтому надзорный орган будет не только разбираться в ситуации, но и давать оценку действиям/бездействиям должностных лиц школы, РОНО и т.д. с применением мер прокурорского реагирования.

Как можно стать учителем

С давних времен педагогическая деятельность была почетным родом деятельности, выбрать который могли лишь люди с определенным складом ума и характером. На сегодняшний день положение учителя в обществе было достаточно неоднозначным и понимание данной деятельности, ее значимости у членов обществе значительно смещается по сравнению тем, что было, например, в середине прошлого века. Компетенция современного учителя требует обширных знаний не только по своему профилю, но и в таких разделах, как психология, конфликтология.

И все же вне зависимости от того, как относятся к учителям сегодня, многие юноши и девушки все же выбирают для себя эту профессию. Так, каким же образом можно прийти в эту область и начать работать в качестве учителя? Разберем в данном материале.

Учитель должен обладать специфическими навыками и качествами

Что нужно, чтобы стать учителем?

Профессия учителя требует наличия специальных знаний, которые возможно получить в специализированных учебных заведениях. На данный момент должное образование возможно получить в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Правда, стоит иметь в виду, что в отличие от образования, которое возможно получить в университете, колледжи предоставляют несколько ограниченный перечень направлений подготовки. Так, самым распространенным вариантом является обучение на учителя начальных классов.

Если же говорить о вузах, то у студентов есть достаточно большое количество вариантов: иностранные языки, науки, творческие направления. Достаточно широким направлением может служить и педагогика в сегменте дополнительного образования.

Согласно профессиональным стандартам, для осуществления профессиональной деятельности педагогу необходимо соответствующее образование. При этом получить его возможно не только после окончания профильного учебного заведения, но и с помощью курсов профессиональной переподготовки.

Необходимо иметь в виду, что кроме соответствующего образования педагог должен обладать и набором определенных личностных качеств. В противном случае работа не будет приносить удовольствие, а станет причиной угнетенного состояния или же депрессии.

Так, что же нужно, чтобы быть учителем?

  • Любовь к детям;
  • Желание работать с детьми, помогать им;
  • Внимательность;
  • Ответственность;
  • Стрессоустойчивость.

Многие выпускники педагогических вузов после получения дипломов и прохождения практики в образовательных учреждениях приходят для себя к выводу, что работа в качестве педагога – не их жизненный путь. Причин для этого может быть достаточно много, хотя основной является все же не образование, внутренняя организация. Таким образом, можно сделать вывод, что стать педагогом в полном смысле этого словам может далеко не каждый человек с педагогическим дипломом на руках.

Работа учителем требует профильного образования

Как стать учителем без педагогического образования?

Как уже ранее упоминалось, сегодня работать в качестве педагога могут выступать лишь лица с соответствующим образованием. При этом раньше в связи с нехваткой специалистов на работу могли брать и тех, кто получил смежное образование в отрасли. Например, биолога в качестве учителя по биологии. Сейчас же подобные случаи невозможны.

Если желающий занять вакантную должность учителя в школе кандидат не имеет педагогического образования в качестве основного, то он либо получил второе, либо прошел курсы профессиональной переподготовки. На данный момент получение дополнительного профессионального образования в области педагогики достаточно просто дело. Благодаря разнообразию курсов можно не только выбрать наиболее интересную отрасль, но и форму обучения. Например, для того, чтобы успешно совмещать текущую профессиональную деятельность и получение образования можно выбрать обучение с применением дистанционных технологий.

Такие же правила действуют и в отношении педагогов дополнительного образования . Если раньше вести кружки и секции могли те, кто имеет либо практический опыт в направлении, либо просто энтузиасты, то сегодня стать педагогом дополнительного образования без специальных знаний и подготовки невозможно.

Педагоги дополнительно образования также должны иметь профильную подготовку

На основании всего представленного можно сделать вполне закономерный вывод, что путь к профессии учителя включает в себя два важных компонента – соответствующее образование и преданность делу. Таким образом, если первое получить возможно и способы есть разные, то со вторым необходимо, скорее всего, просто родиться.

Читайте также: