Как учитывать виды воображения и восприятия при выборе профессии приведите примеры

Опубликовано: 01.07.2024

Один из лучших способов достижения своих карьерных целей - это непрерывное обучение. Независимо от желаемого результата, будь то престижная профессия или продвижение по службе, расширение вашей базы знаний и навыков никогда не будет лишним.

Чтобы эффективно изучать, запоминать и применять новую информацию на практике, следует понимать, к какому из трех типов восприятия вы склонны больше других. Все по-разному учатся и обрабатывают информацию. Понимание того, какой тип восприятия характерен именно вам, поможет определить правильные направления при поиске работы. Например, во время собеседования вы можете спросить работодателя, как их компания помогает своим сотрудникам учиться и расти, а затем использовать эту информацию, чтобы определить, совпадают ли их методы с вашим типом восприятия.

Какие же бывают типы восприятия?

Визуалы лучше всего обрабатывают информацию, которая представлена ​​в виде изображений, диаграмм, графиков, карт и т.д.

Люди, которые учатся наглядно, предпочитают, чтобы инструкции были напечатаны, а не давались устно. Часто они делают зарисовки на полях, когда пытаются понять новую тему и концептуализировать ее. Визуалы лучше запоминают информацию после ее записи. Они также склонны систематизировать или визуально разделять информацию по мере ее изучения, чтобы связать концепции и идеи.

Благодаря этому визуалы, как правило, преуспевают в деятельности, которая предполагает: использование навыков навигации, принятие решений на основе имеющихся данных, создание предметов искусства, дизайнов и т.д. Они особенно хороши на тех должностях, где необходимо систематизировать и группировать вещи, физически или концептуально.

К профессиям, подходящим визуалам, можно отнести:

  • Авиадиспетчер
  • Архитектор
  • Водитель
  • Редактор
  • Инженер
  • Графический дизайнер
  • Дизайнер интерьера
  • Фотограф / Видеооператор
  • Пилот
  • Разработчик программного обеспечения

Аудиалы лучше всего обрабатывают информацию, когда она произносится вслух, например, во время лекции или устной презентации.

Люди, обучающиеся “на слух”, предпочитают словесные указания и часто повторяют вещи вслух, чтобы запомнить их. Они чаще других задают дополнительные вопросы, чтобы лучше понять новую информацию, а также хорошо работают в группе и ценят командные обсуждения. Их основной метод усвоения знаний - прослушивание аудиозаписей.

Поэтому аудиалы обычно предпочитают работу, включающую групповые обсуждения, и роли, требующие навыков активного слушания или принятия решений на основе проведенных переговоров. Поскольку люди с этим типом восприятия могут запоминать информацию, лишь услышав ее, они способны работать, основываясь на словесных инструкциях.

Вот несколько профессий, которые лучше всего подходят для аудиалов :

  • Менеджер по работе с клиентами
  • Журналист
  • Судья
  • Лайф-коуч
  • Музыкант
  • Психолог
  • Рекрутер
  • Менеджер по продажам
  • Учитель/репетитор
  • Переводчик

Кинестетический

Кинестетики обрабатывают информацию посредством опыта, а не с помощью изображений или слов. Они предпочитают дотрагиваться до предметов и легко запоминают то, что сделали своими руками.

Люди с этим типом восприятия лучше всего обрабатывают информацию, когда они физически вовлечены. Они могут вставать, двигаться и “разыгрывать” информацию, чтобы запомнить ее. Кинестетики любят участвовать в процессе и предпочитают применение знаний на практике как способ их усвоения.

Кинестетики, как правило, преуспевают в работе, требующей постоянного действия и движения. Они найдут себя в деятельности, предполагающей физический труд, особенно тот, который позволит им работать руками.

К профессиям, подходящим кинестетикам, можно отнести:

  • Актер
  • Спортсмен
  • Бариста
  • Повар
  • Строитель
  • Дантист
  • Фермер
  • Механик
  • Персональный тренер
  • Физиотерапевт

Конечно, тип восприятия не должен быть единственным критерием, которым вы руководствуетесь при выборе карьеры. Но независимо от того, на какой профессии вы остановитесь, понимание своего типа восприятия поможет вам определить наиболее эффективные способы приобретения новых знаний и навыков. Это, в свою очередь, может способствовать профессиональному росту или легкой адаптации к новому окружению.

Найдите время, чтобы подумать о том, как вы предпочитаете воспринимать новую информацию. Вспомните, когда в последний раз вы узнали что-то новое. Какими способами вы запоминали информацию? Какие техники, пояснения или инструменты помогали вам в понимании новых концепций? Ответы на эти вопросы приблизят вас к пониманию своего типа восприятия.

Еще больше интересных статей об образовании, мире профессий и многом другом вы найдете на канале онлайн-школы Young в Яндекс.Дзен. Новые статьи ждут вас каждую неделю! Читайте, делитесь впечатлениями и не забывайте подписываться!

§ 10. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

Л юбая работа требует определенной скорости, темпа её выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания, эмоциональной и помехоустойчивости и т.д. Более того, в некоторых профессиях требования к динамическим характеристикам психики выступают на первый план и создают ограничения для формирования профпригодности.

В основе формально-динамических особенностей психики лежат некоторые врожденные особенности, на сегодняшний день являются основные свойства нервной системы. Именно они определяют темперамент человека, скорость, силу, выраженность протекания психических процессов.

Психические процессы – основа всей жизнедеятельности человека, они тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики. Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия, а внимание без мышления.

1. Ощущениеотражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Но ощущения не могут дать полного описания объектов. Хорошо описывает это игра, в которой, нужно не глядя в мешок, только на ощупь определить, что там лежит. Если мы закроем глаза и в незнакомом месте дотронемся до, например, письменного стола, то с одного касания мы вряд ли определим, что это стол. Мы просто почувствуем горизонтальную твёрдую поверхность. Эта поверхность может оказаться крышкой рояля или сиденьем стула.

В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль. Ориентироваться в мире человеку помогают следующие важные ощущении:

  1. Зрительный – цвет, величина, конструкция расположение в пространстве;
  2. Слуховые - речь, звук, шум; https://pbs.twimg.com/profile_images/809363296734343169/Kk-EQYBs_400x400.jpg
  3. Обонятельный – запахи;
  4. Вкусовые – сладкое, солёное, горькое, кислое;
  5. Кожное – прикосновение, температура, боль;
  6. Кинетическое – координация и контроль движения;
  7. Вибрационное – колебание упругой среды;
  8. Статистическое – положения тела в пространстве;
  9. Органические – голод, жажда, общее самочувствие.

Ощущения в свою очередь являются частью более сложного психического процесса – восприятия.

2. Восприятиеотражение предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение и восприятие тесно связаны между собой.

Кроме того, восприятие зависит в большей степени от опыта. Оно возникает на основе ощущений, но не равно их сумме. Например, по опыту мы знаем, что у рояля есть крышка, клавиши, педали. Но воспринимать рояль мы будем именно целым: с крышкой, клавишами и педалями.

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль.

Зрительное (рассматривание)– для лётных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы). Специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета. Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяют её температуру и количество примесей. Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, водителям, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

Слуховые ощущения (слушание) – являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям. Летчики и авто-техники по звуку определяют частоту вращения двигателя.

Осязательные ощущения (ощупывание) должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.

Вкусовое, обонятельное . Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера.

Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Наше восприятие меняется под влиянием условий жизни.

3. Вниманиенаправленность и сосредоточенность психической деятельности человека, на тех объектах, которые имеют для личности определённую значимость.

По степени активности человека в организации внимания различают: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда предмет-раздражитель интересный и яркий. Например, вы обратите внимание, если в толпе увидите человека в яркой одежде или если в тишине громко зазвонит телефон.

Произвольное внимание , в отличие от непроизвольного, мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Примером такого внимания можно назвать сортировку чего-либо. Например, мы сортируем белье для стирки. Выбираем белые или цветные вещи. Или ждём определённый автобус на остановке.

https://konspekta.net/studopediaru/baza25/12429786795866.files/image003.jpg

Под послепроизвольным вниманием понимают внимание, которое сначала было произвольным, а потом стало непроизвольным. Например, вам нужно прочитать книгу для внеклассного чтения по русской литературе. Сначала книга показалась неинтересной и скучной, и чтобы не бросить чтение вам приходится прилагать много усилий. А потом сюжет захватывает так, что оторвать от чтения вас очень сложно.

Внимание очень важный психический процесс. Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Внимание характеризуется следующими качествами: объёмом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением, от наличия которых рекомендуется выбирать ту или иную профессию.

Объём информации – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Большой объём внимания требуют такие профессии как диктор, бухгалтер, экономист, оператор, машинистка, телеграфист, экономист, агроном и прочие

Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте. Большой концентрации внимания требуют профессии микробиолога, хирурга, скульптора, токаря, часового мастера…

Устойчивость внимания – длительное сосредоточение внимания на объекте. Хорошая устойчивость внимания нужна чертёжникам, художникам, швеям, фрезеровщикам, конструкторам.

Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Это качество очень важно для воспитателей детских садов, учителей, следователей, продавцов, водителей и др..

Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Полезно такое качество для учителя, водителя, наладчика оборудования, оператора добычи нефти, педагога.

  • приучаться работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов, уметь сконцентрировать внимание;
  • всегда выполнять работу активно, ответственно, сосредоточенно;
  • браться за интересную, трудную, но посильную работу; тренировать профессиональное внимание;
  • повышать устойчивость внимания;
  • тренировать внимание так, чтобы удерживать в поле деятельности одновременно несколько объектов и при этом сохранять высокий темп работы;
  • уметь переключать внимание, чередуя вид деятельности или её цели.

4. Представлениенаглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении. Бывает временное, пространственное, визуальное, абстрактно-логическое.

5. Воображениепсихический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений (другими словами – фантазия). Участие воображения в процессе труда тем значительнее, тем больше творчества требует от работника его деятельность.

https://secure.diary.ru/userdir/8/1/1/2/81122/84678735.jpg

6. Мышлениеособая форма отражения окружающей действительности, которая устанавливает связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос, возникший в сознании. Наиболее ярко оно проявляется в деятельности ученого, следователя, актера.

Мышление состоит из нескольких операций.

1. Анализ – мысленное разделение предметов на части или свойства. Пример анализа – разделение предметов по форме.

2. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других. Например, мы знаем, что все мячи – круглые.

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. То есть если мы сравним мячи, то общим будет то, что они все круглые, а различиями будут их размер и цвет.

4. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Например, по форме, цвету, вкусу.

5. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, все предметы перед вами – овощи.

По характеру решаемых задач выделяют мышление: предметно – действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Иногда, как вид, выделяют интуитивное мышление.

Предметно-действенное – это мышление, которое опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наиболее характерен этот вид мышления для маленьких детей до трёх лет. Дети сравнивают предметы, накладывая один на другой или приставляя один к одному. Людей, у которых наиболее развито предметно-действенное мышление – называют мастер на все руки. Они лучше усваивают информацию через движение, у них хорошая координация движений. Весь окружающий нас предметный мир создан руками именно таких людей.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы.

Например, когда мы приступаем к ремонту квартиры, мы представляем себе конечный результат. Такой вид мышления позволяет придать форму изображения таким вещам, которые практически невозможно увидеть.

Благодаря именно наглядно-образному мышлению мы получили изображение внутреннего строения земного шара. Наглядно-образное мышление лучше развито у художников, писателей, поэтов и режиссёров. Они могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет. Но, как и темперамент, очень редко эти типы мышления встречаются в чистом виде. Чаще всего преобладает один или два, но присутствуют все.

Словесно-логическое мышление – осуществляется с помощью логический операций над понятиями.

Примером такого мышления служит обычный уличный термометр. Глядя на температуру, мы можем определить тепло за окном или холодно. Глядя на деревья и кусты – можно определить ветрено или нет и так далее. Если наиболее развито словесно-логическое мышление, то подходят такие профессии как: учёный, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист. Занимаясь этими профессиями надо уметь сформулировать свои мысли и донести их до людей. Такой вид мышления нужен руководителям, политикам и общественным деятелям.

Чтобы определить, какой вид внимания у вас развит больше и лучше – существуют специальные психологические методики, их можно найти в специальных справочниках или на специализированных сайтах.

7. Памятьспособность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти, характерный для него. Существует много видов памяти.

По характеру психической памяти, память делят на:

Моторную память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

Образную память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки и запахи.

При эмоциональной памяти запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Как правило, эмоции не запоминаются сами по себе, а только вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

Словесно-логическую память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.

Кроме того существует: слуховая, зрительная, словесная, тактильная (осязательная) памяти.

По характеру цели деятельности память разделяется на:

Произвольная – есть цель запомнить, есть волевое усилие. Этот вид памяти вам, конечно же, знаком. Вы задействуете её, когда учите стихотворения или готовитесь к пересказу.

Непроизвольная , т.е. автоматическое запоминание, нет цели запомнить. Примером непроизвольной памяти можно назвать запоминание лиц ваших знакомых и родных. Вы же не специально их запоминаете, но всегда узнаёте.

По продолжительности различают:

Кратковременная память – быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок (мама попросила сегодня купить сахар, завтра это помнить уже не надо).

Оперативная память – хранение информации на определённый срок.

Долговременная память – информация запоминается надолго. Вы помните свой день рождения? А мамы? Время неумолимо движется вперед, оставляя позади великие события в жизни народов. Невольно вспоминаются слова из песни: «А годы летят, наши годы летят, и некогда нам оглянуться назад». Но есть события, которые постоянно помнишь, постоянно возвращаешься к ним, чтобы их достойно отметить. Одним из таких великих событий является День Победы в Великой Отечественной войне, которому в мае 2020 года исполнилось 75 лет. Это событие всемирно-исторического значения. И сколько бы ни прошло столетий, тысячелетий, это событие останется навсегда в памяти народов.

Память развивается в процессе деятельности, требующей запоминание. Лучше запоминается то, что связано с интересами личности. Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности Логическая связь мыслей способствует запоминанию

8. Проявления силы-слабости нервной системы выражаются в нескольких показателях:

во-первых , сильная нервная система обладает более высокой работоспособностью, т.е. человек способен в течение длительного времени выдерживать концентрированное возбуждение, сохранять работоспособность;

во-вторых , в показателях реактивности, чувствительности к раздражителям (более высокая чувствительность характерна для лиц со слабой нервной системой);

в-третьих , в показателях помехоустойчивости «сильные» в большей степени способны противостоять действию посторонних раздражителей.

в-четвертых , в показателях способности выдерживать действие сверхсильных раздражителей (эта способность выше у лиц с сильной нервной системой).

Сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость к воздействию сверхсильных раздражителей и, тем самым, повышает надежность его деятельности в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться. В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы «человек-машина».

Существуют профессии, в которые необходимо проводить специальный психологический профотбор. Так, лицам со слабой нервной системой не рекомендуется выбирать профессии, в которых возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. Однако существуют профессии, где преимущества будут у «слабых». Так, многие «слабые» обладают более высокой чувствительностью по сравнению с «сильными», ориентированы на высокую точность, тщательность выполнения деятельности, на более строгий контроль за качеством выполнения заданий, гораздо лучше, продуктивнее и с меньшими нервными затратами справляются с однообразной, монотонной работой. Им могут быть рекомендованы профессии, требующие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного алгоритма (ювелир, огранщик алмазов, зубной техник, сборщик микросхем, программист и т.д,). С высокой чувствительностью слабой нервной системы связано, видимо, то, что в музыкальных, художественных профессиях обнаруживается много людей с нервной системой такого типа. Так, в работе И.А.Левочкиной показано, что из 21 музыкально одаренного подростка, обучающегося в Московском государственном хоровом училище и прошедшего очень сложный конкурсный отбор, 19 оказались представителями слабого типа нервной системы.

Новые слова и понятия

Ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, мышление, память, нервная система

Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Сущность воображения заключается в создании новых образов на основе существующих. Оно имеет практическую направленность и возникает в процессе какой-либо активности человека, когда появляется необходимость в прогнозировании результата.

Интенсивность, полнота воображения зависит от опыта и знаний, оно тесно связано с памятью, мышлением, вниманием. Воображение относится к познавательным процессам, которые отражают объективную действительность. Механизм отражения основывается на образах памяти, представления, восприятия. То есть несмотря на то, что воображение подразумевает под собой некий отход от действительности, источником для него всегда является объективная реальность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Функции воображения:

  • Познавательная — расширение и углубление знаний об окружающей действительности. помощь в ситуациях неопределенности через достраивание, домысливание недостающей информации.
  • Предвосхищение результата деятельности — формирование результата будущего продукта деятельности.
  • Понимание другого человека — представление мыслей и чувств другого человека.
  • Формирование мечты — мечта как одна из разновидностей воображения может выступать в качестве мотивации, побуждать человека к деятельности.
  • Защитная — подготовка к реальным трудностям и защита от стресса через переживание будущих возможных неприятностей в воображении.

Классификация видов воображения:

  • Активное (произвольное) — преднамеренное построение образов с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности, развивается в процессе труда.
  • Пассивное (непроизвольное) — возникновение новых представлений при ослаблении сознательного контроля со стороны личности и без непосредственного ее намерения.

Активное воображение

Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.

В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.

Задачи активного воображения:

  • Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.
  • Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.
  • Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.

В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:

  • продуктивное (творческое);
  • репродуктивное (воссоздающее);
  • мечта.

Продуктивное (творческое) воображение

Данный тип отвечает за формирование представлений, не имеющий прообразов в реальном мире. В сознании человека формируется модель определенной ситуации, явления или объекта на основе жизненного опыта и знаний. Трудность заключается в объединении имеющихся элементов в единое целое, благодаря чему создается уникальность итогового образа.

Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.

Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.

Мечта

Является особой формой активного воображения, которая заключается в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта направлена в будущее и выступает как причина, мотив той или иной деятельности человека.

Пассивное воображение

Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей младшего возраста. Наиболее ярко — в сновидениях, в полусонном состоянии, когда представления возникают, сменяются, соединяются самопроизвольно. Однако пассивное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.

Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:

  • преднамеренном (грезы);
  • непреднамеренном.

Преднамеренное воображение (грезы)

Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как неосуществимые, нереальные. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания. При этом контроль проявляется в отборе образов, которые вызвали бы у человека определенное эмоциональное состояние.

Непреднамеренное воображение

Проявляется при особых состояниях личности или организма, когда человек не управляет процессом создания образов. Разновидностями являются сновидения и галлюцинации.

Сновидения — образы, возникающие у человека в фазе быстрого сна, представляют собой создание новых образов в результате сочетания информации из долговременной памяти, а также информации, полученной в течение дня.

Во время галлюцинаций образ возникает без реального внешнего раздражителя. Специфика заключается в том, что этот образ оценивается человеком без критики, как истинно существующий объект. Причинами возникновения галлюцинаций могут быть как органические факторы (воздействие наркотиков, алкоголя, температура, недостаток кислорода), так и психогенные (состояние аффекта).

Воображение в литературе

Писатели через свое искусство отображают жизнь, используя воображение. Они не просто копируют ее, но прибегают к созданию художественных образов, в которых жизнь отражается в своих наиболее ярких чертах. Также в образах отражается личность писателя, его установки, взгляды.

Создание произведения включает в себя три основных этапа:

  • Подготовка — в этом периоде продумывается замысел произведения, собираются, изучаются и обдумываются материалы.
  • Создание — на этом этапе специально собранная и уже имеющаяся информация перерабатывается.
  • Окончательная отделка.

Воображение при работе с литературой проявляется не только у писателей, но и у читателей. В зависимости от жизненного опыта, образованности, индивидуальных особенностей выделяют четыре типа литературного воображения:

Примеры воображения, воплотившегося в жизнь

Любое техническое изобретение можно назвать воображением, воплотившимся в жизнь, так как изначально это является образом в сознании ученого. Также практически все девайсы, транспорт, бытовые приборы были когда-то описаны в книгах писателей-фантастов, а сегодня эти предметы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Например, электронная книга была описана в романе «Возвращение со звезд» Станислава Лема как электронное средство с одной страницей, содержимое которой меняется от прикосновения.

В одном из своих произведений Жюль Верн описал аппарат, который передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, — современный вертолет.

Наушники-вкладыши в романе «451 градус по Фаренгейту» описал Рэй Брэдбери, в фильме «Космическая одиссея 2001 года» показан планшет, а об использовании солнечной энергии говорил Хьюго Гернсбек в романе «Ральф 124С 41+».

Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда.

Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к 3 большим классам: узнать, преобразовать, придумать.

1. Первый класс образуют так называемые гностические профессии и специальности. (Г) Название этих видов происходит от древнегреческого «Гнозис» – знание или познание. Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относиться к гностической. Гностические профессии могут относиться к любому из пяти типов профессий, например: контролёр-приёмщик готовых изделий (Т), корректор (З), критик (Х), санитарный врач (Ч), лаборант химико-биологических анализов (П).

2. Данный класс профессий по своим целям связан с активным изменением свойств, состояния предмета труда, поэтому профессии называют преобразующими и обозначают буквами (Пр). Это самый многочисленный класс. Класс преобразующих профессий широко распространён в любом из рассмотренных типов профессий, например, столяр (Т), учитель (Ч), пчеловод (П), чертёжник (З), реставратор (Х).

3. Изыскательные профессии. В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-нибудь изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Условно этот класс обозначается буквой «И». Это профессии практического труда, их не надо смешивать с гностическими, которые связаны со специальными изысканиями (геолог). Например, закройщик в ателье индивидуального пошива должен каждый раз, приступая к работе, изменять свою деятельность, исходя из фигуры заказчика, фасона и ткани, т.е. фактически решать нестандартные задачи во время всего рабочего дня. Этот класс невелик по количеству профессий.

По предмету труда все профессии можно разделить на пять типов:

1. Профессии типа «человек – человек» (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Это такие профессии, как экскурсовод, учитель, врач и др.

2. Профессии типа «человек – техника» (Т). Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. К этому типу профессий относятся слесарь, токарь, сталевар, заготовщик верха обуви, столяр, ткач, шахтёр и др.

3. Профессия типа «человек – природа» (П). Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. К нему относятся профессии типа микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, цветовод и др.

4. Профессии типа «человек – знаковая система» (З). Объектом труда для данного типа профессий выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и др. К нему относятся профессии корректор, экономист, чертёжник, топограф и др.

5. Профессии типа «человек – художественный образ» (Х). Труд представителей этого типа профессий связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью. Например, конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, журналист, настройщик музыкальных инструментов и др.

Хочу
Интересы, склонности

Склонность – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью.

Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучить его, воспринимать, думать о нем.

Интересы и склонности могут быть к одному или многим объектам и видам деятельности.

Склонности к работе:

С людьми – нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, общественно-организаторская работа среди сверстников, занятия с младшими дома, во дворе, в детском саду.

С техникой – лабораторные, практические работы по физике, химии, электронике и т. д., выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техники, сельскохозяйственное опытничество.

С условными знаками – выполнение вычислительных подсчетов, чертежей, схем.

С художественными образами – выполнение заданий на уроках рисования, пения, занятия в кружках художественной самодеятельности, в изостудиях, оформление класса, школы и т.д.

С растениями и животными – лабораторно-практические работы по биологии, работы на пришкольном участке, в саду, огороде, теплице; уход за животными в уголке живой природы, занятия на станции юных натуралистов или при зоопарке.

Могу
Способности, состояние здоровья

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием её успешности.
Общие способности – способность к овладению знаниями, интеллект.

Специальные способности –обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.).

Практические способности – успешность в практической деятельности. К ним относятся организаторские, конструктивно-технические и педагогические способности.

Способности проявляются и развиваются в деятельности.

Надо
Мир профессий, потребности общества в кадрах

Обществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах. Профессиональный план можно считать согласованным с потребностью общества, если:

- профессия выбрана в какой-либо недефицитной с точки зрения притоков трудовых ресурсов сфере труда и при этом имеется определённый уровень соответствующих способностей.

- проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессии;

- ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда);

- изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам человека;

- узнать пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на курсах, в ПТУЗах, ССУЗах, ВУЗах);

- выяснить, на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;

- принять участие в работе соответствующего кружка, факультатива, проверить на практике свои способности и возможности;

- побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места;

- получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии, учесть советы врача;

- прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?».

Профпригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения профессией и удовлетворенность человека трудом..

В основе успешности овладения профессией лежат, прежде всего, способности индивида, под которыми понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам.

Способности могут быть связаны с познавательными процессами (внимание, память, мышление, воображение), а также с координацией движений.

Внимание – это направленность и сосредоточение сознания на объекте, что обеспечивает особо ясное его отражение.

I. Приучайте себя внимательно работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.

II. Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов. Делать это надо так, чтобы общее восприятие объекта сохранялось достаточно хорошо, и в то же время, внимание нужно концентрировать на главном, выделяя его из второстепенного

III. Развивайте волевые качества - это способствует развитию устойчивости внимания.

IV. Постоянно тренируйте способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза, состояние мускулов связаны с вниманием

Память – отражение опыта прошлого путём запоминания, сохранения и воспроизведения. Это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем. Способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что раньше запоминалось.. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение - это те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу.

I. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить.

Для лучшего усвоения материала полезно разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного. Запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязываются заучиваемые. Пересказать текст своими словами.

II. Память, подобно многим другим познавательным процессам, развивается путем упражнений. Для этого необходимо больше выполнять практических упражнений с использованием той информации, которую необходимо запомнить.

III. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому надо тренировать все виды памяти. (Образную, зрительную, слуховую, двигательную, словесно-логическую, произвольную, непроизвольную).

IV. Одно из основных правил улучшения памяти - повторение. Однако полезно знать, как лучше организовать повторение. Целесообразнее всего сблизить моменты первого повторения и восприятия материала. Близким повторением через 15-20 минут предотвращается забывание.

Последующее повторение лучше проводить через 8-9 часов и через 24 часа.

Как видите, интервал между повторениями увеличивается. При повторении не следует переутомляться, поэтому нужно делать перерывы. Полезно повторять перед сном, а также утром на свежую голову.

Еще в древности для лучшего запоминания использовался такой прием, как установление ассоциации между информацией, необходимой для запоминания, и чем-то хорошо знакомым.

Так, вместо того, чтобы запомнить, чему равно число П, можно запомнить Фразу ”Что я знаю о кругах". Количество букв в каждом слове этой фразы дает искомое число П.=3,1416.

Другой пример: Фраза "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" помогает запомнить порядок цветов в спектре.

Мышление – обобщённое и опосредованное отражение действительности в общих связях и закономерностях.

1. Самый общий принцип известен: “Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать".

2. Ум определяет единство знаний и действий. Знания невозможно приобрести без усилий мысли, без умственного труда, но и само мышление невозможно без знаний. Развивать мышление - это значит насыщать свой ум знаниями. Источниками являются книги, журналы, радио и телевидение и т.д.

3. Сравнение близких по значению понятий - один из приемов развития мышления.

4. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствует развитию мышления. Мышление - самая трудная для человека работа. Для выполнения ее необходима организованность, хорошо развитое внимание, память, наблюдательность, работоспособность.

Воображение – создание новых образов, которых не было в прежнем опыте человека. Это мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, т.к. образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Воображение порождено трудовой деятельностью человека и развивается на ее основе.

1. Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек выполняет как бы определенную роль.
Например, развивают воображение такие игры, как сочинение сказок, стихов, рисование, лепка.

2. Воображение развивается при чтении различных текстов, художественной литературы.

3. Совершенствуют воображение внимательное чтение чертежей, умение за различными проекциями представить объект, и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях.

Слово координация означает “согласование”. Координация движений имеет большое значение для многих видов трудовой деятельности. Прежде всего, это точность, соразмерность, способность правильно рассчитать силу, направленность, скорость движения, расстояние. Развивать качества, связанные с координацией движения, можно разными путями и средствами. Хорошо, например, развивать координацию движений в процессе лепки, рисования, вязания.

О непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению. Поэтому, чтобы не совершить ошибок при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге профессионального самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Противопоказания могут быть не только медицинские. Существует широкий спектр специальностей и профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их невозможно компенсировать. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и ряд других.

Жизнь – это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь. Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое? Вот несколько заповедей:

1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат?
2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!
3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о ее теневой стороне.
4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.
5. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому! «Не сразу Москва строилась…».

1. Стремление выбрать профессию в соответствии со своими способностями.
2. Стремление служить потребностям общества.
3. Стремление достичь материального благосостояния, социально-экономической позиции.
4. Стремление получить профессию, связанную с определенными условиями труда.
5. Стремление овладеть определенным содержанием выбранной профессии.
6. Стремление к совпадению общественно значимых и личностно значимых мотивов.
7. Стремление к успешному освоению деятельности, эффективному ее использованию, ориентации на содержание труда.
8. Стремление к саморазвитию и самореализации.


Воображение — это способность создавать образы. А у вас есть воображение? Наверняка, да. Вы легко воссоздаете в мыслях картины из прошлого или прогнозировать будущее. У вас получается мечтать или даже грезить. Вы легко представите того или иного человека, будь то друг или знакомый. И это не все полезные функции воображения. Оно пригодится во многих сферах жизни.

Что такое воображение

воображение в психологии

По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.

По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.

Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.

Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.

Функции воображения

понимание

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

  1. Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
  2. Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
  3. Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
  4. Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем. . Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
  5. Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

Виды воображения

Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.

Пассивное

галлюцинации

Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.

Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.

В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.

К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:

  1. Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
  2. Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.

Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.

Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.

Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:

  1. Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
  2. Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.

Активное

Творческое воображение

Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.

Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.

Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.

Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.

В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.

Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:

  • дом по составленному проекту;
  • рисунок, связанный по схеме;
  • героя, описание которого дано в книге;
  • торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.

Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.

Создание образов

избушка на курьих ножках

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Что дает воображение человеку

визуализация цели

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

  1. Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях. . Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
  2. Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
  3. Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
  4. Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
  5. «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

чтение сказок детям

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  1. Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  2. Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  3. Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  4. Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Пример из жизни

Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.

То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.

Заключение

Итак, что такое воображение простыми словами? Это полезный навык. Это не только мечты и фантазии. Наравне с памятью и мышлением воображение помогает нестандартно мыслить, находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. А еще понимать другого человека, чувствовать его переживания и боль. Именно поэтому этот навык важно развивать и взрослым, и детям. Для этого не обязательно проходить курсы или изучать сложные книги. Можно просто играть.

Читайте также: