Как время влияет на выбор профессии

Опубликовано: 29.06.2024

Большую часть своей жизни человек проводит, как принято, на работе. Работа — это то, что обеспечивает человеку достойную жизнь, мотивирует его на повышение квалификации, с ней тесно связано такое понятие как «профессия». Словарь дает пояснение, что профессия — род трудовой деятельности, источник существования. Огромное значение для человека, следовательно, имеет её правильный выбор, на который оказывают влияние различные факторы, в том числе и время. Особенно это стало ощутимо в наступившем веке. Многие профессии буквально исчезли из поля зрения, зато появились другие, которые полностью отвечают новым запросам рынка труда. Время становится одним из главных факторов в их выборе. В современной литературе появились интересные произведения, в которых прослеживается тенденция, как время определяет выбор профессии.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Сергей Кузнецов в своем романе «Учитель Дымов» разворачивает перед читателем увлекательную историю одной семьи, показывая её на примере трех поколений: деда Владимира Дымова, его сына Валерия и внука Андрея. Каждый из них выбирал свою профессию и, исходя из желания посвятить жизнь любимому делу, и учитывая время, в котором они живут. Для старшего Дымова вопроса кем быть, практически, не было. Вернувшись в Москву в 1946 году, он увлекся химией полимеров, химией, как считал он, будущего. Учебу он сочетал с практической работой на заводе. И читатель понимает, что это время продиктовало свои условия: стране нужны были грамотные специалисты. Химия стала главным делом для Дымова, которому он посвящает жизнь, становится ведущим специалистом в этой области. Профессия, вернее химия, захватывает Владимира, он не мыслит себя без неё. Родившегося сына Валерия берет на воспитание Женя, дальняя родственница.

Кем вырастет Валерий Дымов, как определится он со своей будущей профессией? Первое испытание — армия. Служить или нет? Странно, но это вопрос чуть ли не жизни и смерти для него. Отец, старший Дымов, — «за», и не видит в этом трагедии, тем более что войны нет. С большой обидой на родителей за то, что они не сумели и не захотели, как теперь это называют «отмазать» его, Валерий идет служить и ровно через три года отец получает телеграмму, что он уже в Москву учится. Гордость отца была уязвлена, когда он узнает, что сын будет не физиком, а простым учителем физкультуры. Но Дымову среднему очень нравится учеба, красивые девушки — спортсменки, доволен и сам, увлекшийся спортом серьезно. Армия закалила его физически, он правильно почувствовал запросы времени. В моду входили молодые люди спортивного телосложения, мужественные и даже в чем–то героические. Валера был счастлив, осуществилось то, о чем мечталось в детстве. Школа, в ней Дымов задержится не надолго. Новые времена и новые запросы выводят Валерия но совершено другую орбиту. Физкультурное образование помогает ему в организации сначала курсов по освоению восточных единоборств, а затем многочисленных школ, разбросанных по всему миру. На какое–то время Дымов становится даже бизнесменом. Но вскоре, примета недавнего времени, из бизнеса его вышибает партнер.

Андрей, младший Дымов. Его воспитанием полностью занимается Женя, ставшая для него и мамой, и бабушкой. Школа, институт, Андрей становится журналистом. И это тоже примета времени. Журнал — очень популярный в определенных кругах, но вскоре Андрей приходит к пониманию, что популярность обеспечивают журналу не его замечательные публицистические статьи — а они, действительно хороши и злободневны — а обыкновенная реклама. Наш герой оказывается на перепутье: продолжить издавать журнал и жить на доходы от рекламы или выбрать другой путь, тот, которого жаждет его душа или, хотя бы ему будет комфортно? Наш сегодняшний день писатель изображает достоверно, без нагнетания истерии и без каких–либо приукрашиваний. У Андрея все складывалось удачно, все время он поднимается в гору по карьерной лестнице. Но нет удовлетворения, и такая жизнь невольно становится в тягость. Андрей вспоминает основу своей профессии — литературу и обращается к ней за спасением. Ему приходит в голову мысль о том, что было бы здорово не только читать книги и наслаждаться ими в одиночестве, но и обсуждать их в компании друзей. Постепенно герой приходит к осознанию, что его дорога теперь лежит в школу. Да, в обыкновенную школу, в которой он будет рассказывать детям о великой русской литературе и обсуждать с ними прочитанное. Странное, на первый взгляд, решение. На его принятие определенно повлияло наше время. Андрей понимает, что школа — это чистый источник, в котором сохранились понятия добра и справедливости, которых жаждет его душа, уже много испытавшая и пережившая. Непосвященному читателю выбор героя покажется неправдоподобным и в чем –то даже смешным. Однако решение Андрея придает ему сил и вселяет в него уверенность, что он что–то может. Кстати, учить детей из Москвы он едет в Тулу, что еще раз подтверждает наличие в нем дымовских генов.

Выбрать профессию и не ошибиться. Идеальный вариант, который, увы, не всем доступен. Сколько ошибок совершают люди, прежде чем находят свой путь, который обеспечивает им нормальное существование и, главное, приносит удовлетворение и радость. Почувствовать время, правильно определиться с выбором и стать счастливым человеком. Задача, стоящая перед каждым из нас.

Самоопределение – один из самых сложных этапов в жизни. Выбор профессии становится стрессом и для подростка, и для его родителей. С какими проблемами и вопросами предстоит столкнуться, когда приходит время выбора?

Иногда люди с детства знают, какую профессию выбрать , и целенаправленно идут к этому выбору, не меняя курса. Но что делать, если окончание школы не за горами, а определиться с дальнейшими шагами не получается?

Не торопитесь с выбором профессии

Не торопитесь сделать выбор профессии

Казалось бы, чем быстрее и точнее выбор, тем проще и спокойнее родителям. Можно найти репетиторов, подготовить базу для обучения. Но это окажет давление на подростка. Он поймет, что времени с каждым днем все меньше, и от него ожидают осознанного решения.

В возрасте 14-16 лет подросток понимает, что после выбора профессии жизнь качественно изменится: его ждут сложная организация времени, множество незнакомых людей, непредсказуемая реакция сверстников. Он боится осуждения, насмешки или критики своих действий.

Сделать выбор – не значит решить проблему. Принятое решение становится личной ответственностью подростка. Это одна из причин, которые замедляют самоопределение . Пока родители спешат получить ответ, дети не торопятся с выводами.

Поговорите с ребенком о самоопределении

Поговорите с ребенком про выбор профессии

Время – это и источник стресса, и необходимый ресурс. Не нужно торопить ребенка, нужно говорить с ним. Узнайте, каких изменений он боится в своей жизни, каких проблем ждет в будущем. Важно найти контакт, не дать подростку «уйти в себя».

Дайте ребенку понять, что вы разделяете его страхи, понимаете их и готовы поддержать принятое решение. И именно сейчас вам понадобится время. Не для спешки и давления, а для бесед. Их может быть несколько, чтобы ребенок мог рассказать обо всех своих переживаниях, связанных с выбором профессии и дальнейших переменах в жизни.

Это вовсе не значит, что подросток сразу перешагнет свои страхи. Он перестанет чувствовать себя непонятым и подавленным, осознав вашу поддержку.

Поддержите его выбор профессии

поддержите выбор ребенка

В момент, когда ребенок решает, какую профессию выбрать , задача родителей – дать время для размышлений и помочь ему морально. Убеждать подростка нужно не в практичности выбора, а в своей поддержке.

Если он не встречает понимания и не может самостоятельно пережить страх перемен, ему потребуется гораздо больше времени, чтобы принять решение. Превратите это время в полезный ресурс, а не дополнительный источник стресса.

Перейдем к практике

Своеобразный «цикл бесед» о самоопределении с вашим ребенком вкратце будет выглядеть так:

Беседа №1

– Ну что, сын, ты уже решил, какую профессию выбрать?

– Пока нет. Мне так страшно ее выбирать, а скоро школу заканчивать… Может, ты что-нибудь придумаешь?

– Не бойся, времени достаточно. Кстати, я в твоем возрасте тоже сначала волновался. Давай-ка подумай, кем хочешь стать, поговорим потом.

Беседа №2

– Ну что, есть мысли?

– С одной стороны, хочу стать строителем, как ты. Но это так сложно, я ведь ничего не умею. А еще мне нравится рисовать, но разве этим получится заработать?

– Вот видишь, уже что-то. Насчет «не умею» можешь не волноваться, у тебя ведь еще институт впереди. А с рисованием наверняка что-то можно придумать, не обязательно ведь картины продавать, правильно? Давай теперь попробуем решить, что тебе нравится больше, придумаем компромисс, так сказать.

Беседа №3

– Поискал в интернете, я ведь могу стать дизайнером! Но мне кажется, тебе это не понравится.

– Почему же, отличный выбор! Буду всем хвастаться, какой у меня креативный сын!

Мнение специалиста

Выбор профессии – сложный этап в жизни ребенка и родителей. С какими вопросами, страхами и задачами предстоит столкнуться, расскажет наш психолог Виктор Медушевский.

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 17.07.2017

Лучшая подборка аргументов к следующим проблемам:

Проблема выбора профессии.

Как выбрать профессию?

Что влияет на выбор профессии?

Роль профессии в жизни человека.

Проблема поиска призвания.

Как найти свое призвание?

Насколько важно для человека заниматься любимым делом?

Возможны тезисы:

Человек выбирает профессию опираясь на свои интересы

Многие люди делают все возможное, чтобы получить работу мечты

Некоторым людям удается найти свое призвание уже в детстве

Иногда, чтобы быть счастливым, человеку необходимо заниматься любимым делом

Часто выбор профессии зависит от личностных качеств человека

К сожалению, некоторые люди находят призвания спустя десятилетия

В. А. Каверин, роман «Два капитана»

Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» был любознательным ребенком и не боялся трудностей. Однажды он познакомился с девочкой, которая открыла ему удивительный мир книг о приключениях путешественников и экспедициях. Возможно, именно эти произведения в совокупности с личными качествами повлияли на Санин выбор профессии: он решил поступить в лётную школу.

В. А. Каверин, роман «Два капитана»

Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» мечтал стать летчиком, но попасть в нужное учебное заведение было не так просто. Чувствуя, что нашел свое призвание, Александр Григорьев делал все возможное, чтобы достичь цели: следил за здоровьем, делал выписки из полярных путешествий и собирал вырезки о первых полетах на сервер, даже читал теорию самолета строения, заучивая наизусть непонятные моменты.

В. А. Каверин, роман «Два капитана»

Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» страстно увлекался историями об экспедициях. Рассуждая о трудностях, с которыми столкнулся Амундсен, Саня пришел к выводу, что на самолете путешественник добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. Так юноша осознал, что хочет поступить в лётную школу.

М. И. Веллер, рассказ «Хочу быть дворником»

В рассказе М. И. Веллера «Хочу быть дворником» еще раз подтверждается, что человеку важно заниматься любимым делом. Юноша хотел мести улицы и здороваться с прохожими, однако родители не одобрили выбор сына. Ему пришлось много учиться, после чего он стал академиком. Спустя много лет желание быть дворником не исчезло, и после выхода на пенсию рассказчик устроился на работу, о которой мечтал.

М. И. Веллер, рассказ «Хочу быть дворником»

Вспомним небольшое произведение М. И. Веллера «Хочу быть дворником». Подметание улиц по утрам привлекало рассказчика. Он видел много преимуществ в работе дворника: все тебя знают, все улыбаются, никто не понизит и не уволит. Наверное, рассказчик любил спокойствие, поэтому его интересовало это, казалось бы, непрестижное дело.

В. В. Маяковский, стихотворение «Кем быть?»

В детском стихотворении В. В. Маяковского «Кем быть?» поднимается серьезный вопрос профессионального самоопределения. В этом произведении поэт показал, что каждая работа хороша и интересна, и, делая выбор, надо прислушиваться к своим предпочтениям.

Б. Л. Васильев, роман «Не стреляйте в белых лебедей»

Главный герой романа Б. Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» смело брался за любое дело. Самым главным для Егора было выполнять работу добросовестно, с удовольствием и с душой. Но не всем работодателям нравился такой подход, их больше интересовали сроки.

Б. Л. Васильев, роман «Не стреляйте в белых лебедей»

В романе Б. Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой нашел свое призвание лишь в зрелом возрасте. Полушкин многократно терял работу из-за своей простодушности. Но, честный и любящий природу, он стал прекрасным лесничим.

Пример из жизни

Александр Суворов уже в детстве проявлял интерес к военному делу, самостоятельно изучал артиллерию и военную историю. Но из-за его слабого здоровья родители были категорически против увлечения сына. Александр не отступал, закалялся и много занимался, и в конце концов построил военную карьеру.

Одна из основных тем в онлайн-образовании — дискуссия о профессиональной ориентации. О том, как сегодня молодежь выбирает профессию и какие направления её интересуют, рассказала руководитель Центра развития карьеры Нетологии Анна Давыдова. Источник — портал «Российское образование».

Сегодня мы часто слышим упреки в адрес традиционного высшего образования: оно далеко от запросов рынка и не дает реальные практически применимые знания. В чем ценность классического образования и нужно ли учиться после вуза?

Согласно статистике, сегодня примерно 60% специалистов не работают по специальности, полученной в вузе.

Полагаю, что как раз они делали выбор, не имея четкого представления. Достаточно сложно получить понимание той или иной профессии, не начав даже учиться. Есть способы подготовить себя к выбору, чтобы сделать его намного осознаннее.

Сегодня существуют методики построения «карьерных прототипов». Идея в том, чтобы выбрать направление собственного развития (можно даже два или три, если сложно выбрать одно), и попробовать изучить профессию, не тратя на обучение долгие годы.

Эта методика доказала свою эффективность и легко реализуема в рамках относительно новых профессий, к примеру digital-специальностей. Попросту говоря, вы можете записаться на бесплатные курсы, которые дают знания в области той профессии, которая кажется вам привлекательной и понять, подходит она вам или нет.

В современном мире человек может карьерно «пересобираться» несколько раз за свою профессиональную жизнь. Это нормально.

Желательно как можно раньше овладеть базовыми кросс-дисциплинарными навыками и компетенциями, которые помогут легче делать эти переходы: английский язык, основы математики и статистики, быстрый поиск и аналитика информации, критическое мышление. С таким арсеналом вам будет легче менять собственную профессию или переходить в смежные области.

Именно вам дальше жить со своей профессией, уделяя ей большую часть времени.

Возможно ли получить профессию на всю жизнь? И да, и нет. Здесь важны два фактора: востребованность профессии и правильность выбора.

Если сегодняшний выпускник выберет так называемую «профессию-пенсионер», к примеру, профессию библиотекаря, то, конечно, же через пару лет перед ним встанет вопрос смены направления.

Если же выбор падет на профессию, востребованную в перспективе ближайших десяти лет, и прогноз сбудется, то ему с большой вероятностью не придется ее менять. Но это не значит, что не придется учиться дополнительно. Кто не повышает свою квалификацию постоянно (учится применять новые технологии, знакомиться с новыми стандартами) тот не просто стоит на месте, а откатывается назад.

Второй фактор — правильность выбора. Минимизировать риски помогает грамотный консультант по профориентации. Однако многое зависит от самого человека.

Есть теория о том, что люди делятся на «сканеров» и «дайверов». «Дайверы» ныряют глубоко в одну профессиональную область, изучают ее досконально, развиваются в ней. У них больше шансов выбрать профессию на всю жизнь. «Сканерам» интересно все и сразу, но не так глубоко. Для них, как правило, нет единственного правильного варианта. И смена профессии для них вполне естественный процесс.

Что учесть при выборе профессии

Предложу здесь такой алгоритм.

Изучать возможности рынка, компании, вакансии. Есть масса открытых источников: обзоры, бесплатные лекции, возможность сходить в компанию и пообщаться с профессионалом ближе.

Изучать себя. Здесь в помощь психолог, специалист по профориентации, тестирования и самостоятельна работа по выявлению сильных сторон. Сопоставить требования рынка и свои склонности и сделать выводы. Лучше тоже вместе со специалистом, который понимает тенденции развития профессий.

Больше всего правильной профориентации мешают стереотипы.

Их много, и почти все они разрушаются позже, когда уже набиты первые шишки, потому что во время выбора профессии далеко не всегда рядом со школьником профессионал, который поможет.

Вот лишь некоторые из них:

  1. Нужно выбрать профессию раз и на всю жизнь.
  2. Без диплома о высшем образовании не найти хорошую работу.
  3. Нужно сделать выбор именно сейчас, другого шанса не будет.
  4. Работа — это работа, она не должна приносить удовольствие. Если что, я потерплю.
  5. Кто-то более опытный сможет сделать за меня правильный выбор.

Как для проверки карьерных гипотез, так и для переподготовки можно начинать с коротких практико ориентированных программ. Только выполняя практические задания, можно погрузиться в новую профессиональную область и понять, насколько она вам подходит.

Важно понимать, что дополнительное профессиональное образование нивелирует недостаток тех компетенций, которые необходимы конкретному специалисту, если программа разработана в соответствии с требованиями рынка, а не с абстрактными профессиональными стандартами.

Например, вузовская специализация «медиадизайн» в своей программе может содержать такие блоки: история искусств, международная художественная культура, графика, композиция, типографика и при этом давать очень поверхностный обзор проектирования современных медиа: сайтов, информационных мобильных приложений.

В то время как курс, подготовленный специалистами-практиками: арт-директорами агентств, проектировщиками интерфейсов крупных порталов, аналитиками — дает как раз практические навыки и понимание того, что дизайнер будет делать на работе в команде.

Отнеситесь к своей профессии как к полноценному продукту.

Сначала изучите рынок, чтобы понять спрос и требования пользователей (в данном случае пользователи — компании-работодатели). Можно посмотреть, какие вакансии по вашему направлению есть на рынке, выписать требования в таблицу и соотнести их со своими навыками. Постарайтесь вспомнить не только свой опыт на предыдущих местах работы, но и учебные проекты, волонтёрство. Если есть совпадение на 70−80%, откликайтесь на вакансию.

Следующий этап — тестовое задание и/или собеседование. Первое собеседование, как правило, с HR-специалистом. Чтобы подготовиться к нему, можно запросить у карьерного консультанта провести с вами тренировочное собеседование. Можно почитать дополнительно литературу, чтобы разобраться, что проверяют HR-ы и почему они задают определенные вопросы. Например, хорошим помощником станет книга «Кто», авторы Джефф Смарт и Рэнди Стрит.

Проходя собеседования, помните, что в этот момент не только вас выбирают, но и вы выбираете наиболее интересную компанию.

Ваша цель не найти одну-единственную работу, а получить ряд предложений, из которых вы сможете выбирать. Успехов!

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.


Итоговое сочинение: «Проблема выбора профессии»

Для аргументации выбраны произведения: М.Булгакова «Мастер и Маргарита», И.Куприна «Чудесный доктор».

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само отыщет Вас» К.Д. Ушинский

Введение: Однажды каждый человек стоит перед выбором профессии – дела, которым он будет заниматься всю свою сознательную жизнь. Обычно это происходит, когда человек заканчивает 9 или 11 класс, поступая в средние и высшие учебные заведения.

Бывает очень трудно определиться с факультетом, специальностью и квалификацией. И сегодня проблема выбора профессии существует и она достаточно актуальна. Выбор зависит от многих факторов.

Аргументы: В произведениях русской литературы мы находим примеры, когда выбранная (удачно или неудачно) профессия определяет судьбу человека, влияет на его жизнь или меняет ее в корне. В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» есть две хороших иллюстрации данной мысли. Первая – Мастер. Герой, которого автор предпочитает называть не по имени, а именно Мастер, как нарекла его Маргарита. Кто такой Мастер?

Если взять толковый словарь, можно прочесть, что это человек, который делает что-то очень хорошо, мастерски. Действительно, историк по образованию, наш герой работал в музее, занимался переводами. Случайно выиграв в лотерею, он снял комнаты в маленьком домике и начал писать роман о Понтии Пилате. Этот роман и стал всем делом его жизни. Все, что делал Мастер до этого, не приносило удовлетворения, истины, покоя. А роман принес ему любовь, счастье и настоящий покой.

Сколько испытаний прошел Мастер, чтобы заслужить этот покой. И последняя фраза, которой он закончил свой роман, является итогом его истории. «Свободен. », - сказал Мастер. И свободен он во всем. Все, что нужно было в жизни, он получил. Работая в музее, Мастер не мог заниматься любимым делом, он не был свободен, он не жил. Жизнь его наполнилась любовью, когда он стал писать.

Вторая - Иван Бездомный. В романе он представлен читателю, как поэт, пишущий под псевдонимом Бездомный. Отучившись в литературном институте, Иван считал себя большим поэтом. Он не понимал многих вещей, не был высокообразованным человеком, но между тем позволял себе рассуждать о литературе, входил в общество МАССОЛИТа и даже декламировал свое творчество. Лишь встретившись с Мастером, который поведал ему свою историю любви и рассказал о романе, Бездомный понял, что как поэт он не состоялся. Он решил больше никогда не писать стихи, потому что писать их не умеет.

Творения его настолько плохи, что читать их невозможно. Быть писателем или поэтом предназначено свыше, но не ему – Ивану Бездомному. В финале романа мы видим Бездомного совсем другим, он осознал свою бездарность, и это принесло герою счастье.

В рассказе Ивана Куприна «Чудесный доктор» мы видим истинную приверженность человека к своей профессии. Доктор Пирогов – врач от Бога. Он, несмотря на материальное неблагополучие семьи Мерцаловых, вылечил детей. Для Пирогова нет границ – бедный ты или богатый, добрый или злой – он выполняет свой человеческий долг, он помогает людям.

Не обратив внимания на грубость Мерцалова, он идет к нему в дом и относится к семье с пониманием и участием. Он понимает, что за злостью Мерцалова скрываются боль и отчаяние, которые привели его к такому состоянию. Он старается понять проблемы семьи и решить их. Пирогов делает счастливым не только Мерцаловых, но и себя. Любимое дело дарит тепло людям и приносит удовлетворение. Разве это не счастье?

Вывод: От профессии, которую выбирает для себя человек, может зависеть вся дальнейшая его жизнь. Профессию нужно выбирать с любовью. Дело должно приносить радость, удовлетворение, быть признанным и совершаться с удовольствием, тогда оно будет результативным и успешным. Быть счастливым в профессии – быть счастливым и в жизни!

Читайте также: