Почему название профессии библиотекарь употребляется в мужском роде

Опубликовано: 01.07.2024

В деловой речи существует ряд наименований лиц мужского пола, к которым нет параллельных соответствий женского рода. К ним относятся:

  • административные и должностные названия: адвокат, делегат, депутат, консультант, корреспондент, министр, мэр, премьер-министр, помощник (депутата), посол, президент, референт, руководитель, советник, эксперт;
  • обозначения ученых степеней: академик, доктор наук, доцент, кандидат наук, профессор, член-корреспондент;
  • названия лиц по военным специальностям: боец, воин, генерал, капитан, майор, офицер, пилот, полковник, сержант;
  • слова на -ор, -тор, -ер, -вед, -лог, -граф, -фил: автор, библиограф, библиофил, губернатор, директор, лектор, литературовед, оратор, прокурор, редактор, спринтер, филолог, языковед.

Если какое-то из этих слов относится к женщине, литературной норме отвечает следующее согласование:

Определение

а) необособленное определение ставится в форме мужского рода (даже при наличии в предложении собственного имени): В журнале «Знамя» появился новый автор Н. Петрова. Уже известный читателям автор Н. Петрова предложила новую статью.

б) обособленное определение ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова, уже известная читателям, предложила новую статью.

в) определение-причастие ставится в форме женского рода независимо от порядка слов: Предложившая новую статью автор Н. Петрова уже известна читателям. Автор Н. Петрова, предложившая новую статью, уже известна читателям.

Сказуемое

а) сказуемое в книжно-письменных стилях (особенно в строгой официально-деловой речи) ставится в форме мужского рода: 1) при отсутствии собственного имени; 2) если сказуемое предшествует сочетанию «рассматриваемое слово + собственное имя»: Диссертант изложил интересные наблюдения. Уже известный читателям автор предложил новую статью. Увлекательные заметки предложил редакции известный автор Н. Петрова.

б) сказуемое ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова предложила редакции увлекательные заметки. Диссертант Иванова изложила интересные наблюдения.

в) сказуемое может быть поставлено в женском роде, если его форма является единственным показателем того, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть: Автор – штурман авиационного женского полка ночных бомбардировщиков – посвятила свою повесть памяти боевых подруг.

Постановка определения или сказуемого в форме женского рода в условиях, не отвечающих перечисленным выше, свойственна разговорному стилю.

Парные образования, принятые в нейтральных стилях речи

Параллельные названия для обозначения лиц женского пола закрепились в тех случаях, когда данная специальность (профессия, род занятий и т. д.) в равной мере связана и с женским и с мужским трудом, например: акушер – акушерка, лаборант – лаборантка, летчик – летчица, преподаватель – преподавательница, продавец – продавщица, студент – студентка, учитель – учительница и мн. др. То же в области искусства, спорта, при обозначении лиц по их отношению к общественной организации и т. д.: артист – артистка, комсомолец – комсомолка, писатель – писательница, спортсмен – спортсменка.

Однако, несмотря на свободное образование подобных названий в форме женского рода, они используются не во всех стилях речи. Так, в официально-деловом стиле предпочтительно сохранять форму мужского рода, когда речь идет о номенклатурном наименовании должности; ср. в документе-справке: «А. В. Петрова работает лаборантом на кафедре физики» (в обиходной речи – лаборантка Петрова); «Л. И. Николаева является преподавателем английского языка» (в обиходной речи – преподавательница Николаева). Ср. бытовое: заведующая отделом Никитина и официальное: управляющий трестом Никитина.

1. Слова общего рода (бродяга, коллега, сирота, умница и др.): в современном нормативном употреблении рекомендуется согласование по смыслу: Иванова – замечательная умница, Иванов – замечательный умница.

2. Слова замминистра, завкафедрой, завкадрами обозначают лиц как мужского, так и женского пола, поэтому правильно говорить: пришла наша завкафедрой Иванова, пришел наш завкафедрой Владимиров; прибыла замминистра Петрова, прибыл замминистра Петров.

3. Применительно к существительному жертва принято согласование по женскому роду и в тех случаях, когда называется лицо мужского пола: жертва террористов скончалась.

Какие необычные названия женских профессий существуют?

Приводим некоторые названия женских профессий из «Толкового словаря названий женщин» Николая Павловича Колесникова (М., 2002).

Банкаброшница – это не банковская работница, а работница, обслуживающая прядильную машину. Название профессии происходит от французского банкаброш (banc a broches, букв. станок со спицами). Это слово представлено в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (1935–1940) как неологизм, технический термин. Толкуется оно так: 'машина в бумагопрядильном производстве, разбивающая массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты'. А вот цитата тех времен: Из ленточного отделения лента переходит на шпульках к веселой говорливой машине, само название которой говорит о жизнерадостности: к банкаброшу. М. Шагинян, Невская нитка. (Интересно, что мужской профессии – банкаброшник – словари не фиксируют.)

Бличница – это не та, кто готовит блины или любит их поесть, а женщина, промышляющая грибами. Слово происходит от блицы, блички 'грибы' (Новгородская обл., Псковская обл.).

Дошкольница – так называют не только девочку дошкольного возраста, но и (в разговорной речи) женщину-педагога, занимающуюся с детьми дошкольного возраста.

Зубофрезеровщица не имеет ничего общего со стоматологией. Это работница, обслуживающая станок, который нарезает зубья на металлических колесах.

Избачка, как ни странно, связана именно с избой, а точнее – с избой-читальней. Так в СССР называли культурно-просветительные учреждения в деревне. Избачка – заведующая таким учреждением, деревенская культработница. Соответствующая мужская профессия называлась избач: Избач у меня у самого есть на примете, мировой парень и агитатор хоть куда! М. Шолохов, Поднятая целина.

Клопферистка – вполне законная профессия, не имеющая отношения ни к аферам, ни к клофелину. Правда, профессия сегодня редкая, если не сказать исчезнувшая. Так называли специалистку, работающую на простейшем телеграфном аппарате, предназначенном для приема на слух знаков кода Морзе, – клопфере (название от нем. Klopfer < klopfen 'стучать').

Кокл ю шница ­и сама не болеет кокл ю шем, и не лечит больных кокл ю шем. Это мастерица, плетущая кружева с помощью специальных палочек – кокл ю шек (от диал. кокл ю ха 'палка, дубинка'). Происхождение слова интересное. В отличие от названия болезни, которое пришло из французского языка (фр. соquеluсhе < лат. cuculus 'кукушка', видимо, по характеру кашля во время болезни), кокл ю шка, по мнению Макса Фасмера, автора «Этимологического словаря русского языка», могло быть образовано с помощью приставки ко- от слова клюк а (ср. клюшка – привет хоккеисткам!).

Крепальница – диалектный синоним слова рукодельница. Родственно словам корпеть, кропать. В говорах крепать означает 'шить, вязать или чинить одежду', а также 'заниматься мелкой домашней работой, отнимающей много времени'. А еще крепальницей называют старательную и усидчивую, но при этом медлительную в работе женщину, копунью.

Мантульница ­не берет пробу Манту. Она также не готовит манты, но при этом к застолью отношение имеет. В «Толковом словаре названий женщин» Н. П. Колесникова (М., 2002) это слово толкуется как 'прислужница за столом'. Восходит оно к диалектному глаголу мантулить или мантульничать, одно из значений которого 'блюдолизничать, поедать остатки от барского стола' (такое толкование в словаре Даля). Слово для обозначения мужчины – мантульник 'лакей, половой, прислужник за столом'.

Налицовщица – это не визажистка. Она украшает не лицо, а товар. Иными словами, показывает товар лицом. Налицовать товар – «придать ему лицо, вид, красу, подкрасить, подцветить, почистить» (словарь Даля).

Нарпитовка – работница Нарпита, т. е. сотрудница государственной системы предприятий общественного питания (в СССР до 1930 года). «Толковый словарь языка Совдепии» В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитиной (СПб., 1998) указывает, что Нарпитом называли паевое товарищество по созданию доступных столовых в первые годы советской власти, а также сами столовые этого товарищества.

П а хтальщица – женщина, сбивающая масло из сливок или сметаны. Образовано от глагола п а хтать 'сбивать из сливок или сметаны' < п а хта 'сыворотка' (не смешивать со словом пахт а 'хлопок').

Пепиньерка – девушка, окончившая закрытое среднее учебное заведение и оставленная в нем для педагогической практики (в России до 1917 г.). А вот пепиньер – это не юноша-выпускник, а дополнительный класс в закрытых женских учебных заведениях для подготовки наставниц (пепиньерский класс). Слово происходит от франц. pépinière 'рассадник, питомник' < pépin 'зернышко, семечко'.

Но есть и несловарное толкование слова пепиньерка. Его приводит И. А. Гончаров в одноименной повести. «Пепиньерка есть девица – и не может быть недевицей, так точно и недевица не может быть пепиньеркой. Это неопровержимая истина. По крайней мере, если б по какому-нибудь случаю между пепиньерками вкралась недевица, то это была бы такая контрабанда, на которую нет ни в одном таможенном уставе довольно строгого постановления».

Рабкорка – это, говоря современным языком, сотрудница средств массовой информации, журналистка. Слово образовано от рабкор, сокр. от рабочий корреспондент. Ежемесяный журнал «Рабоче-крестьянский корреспондент» в 1925 году пишет: Съел бы волк рабкора, да боится прокурора.

Садчица – это не прокурор, и волк ее бояться не должен. Так называют женщину, которая «садит», т. е. ставит что-либо в печь.

Стегальщица – наверное, самое простое из приведенных непростых слов. Это работница, занимающаяся прошиванием насквозь подкладки и верха изделия, между которыми проложен слой шерсти, ваты и т. п. Слово происходит от стегать, простегивать.

Чумработница – это официальная должность в оленеводческих родовых бригадах, которая, как предполагают, была введена в советское время, когда тунеядство считалось преступлением (чтобы уберечь жен оленеводов от административной ответственности). Вот почему нет мужского соответствия этой профессии – чумработник.

Ефремова Т. В., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1997.

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – 8-е изд., испр. и доп. – М., 2003.

Федотова Татьяна Александровна

1. Благодаря этому поэту мы узнали про Шалтая-Болтая; про дедушку и внука, которые никак не могли решить, кому из них ехать на осле; про короля и солдата, поспоривших, кто из них важнее. А эти стихи знают все от мала до велика:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной…

…Вместо шляпы на ходу

он надел сковороду…

Кто автор этих строк?_______________________________

2.Он писал повести, комедии, трагедии, но известность ему принесли короткие нравоучительные стихи – басни. Он написал их около200. В Санкт-Петербурге, в летнем саду , ему поставлен памятник: пожилой человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери – герои его басен.

Назовите имя этого баснописца.______________________________

3.Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки.

Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»?__________________________

4. Почему название профессии «библиотекарь» употребляется в мужском роде?

а) с древнейших времён профессия считается мужской;

б) в женском роде звучит некрасиво;

в) можно употребить и в мужском, и в женском роде.

5. Какой вариант книги наиболее древний?

а) узелковое письмо;

б) глиняные таблички;

в) папирусные свитки.

6. В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист?

7. какой элемент титульного листа уточняет содержание книги?

8. Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?

9. Кто из художников-иллюстраторов детской книги награждён специальной международной наградой – медалью Г.Х.Андерсена?

а) Владимир Сутеев;

б) Татьяна Маврина;

в) Владимир Конашевич.

10. Какие книги относятся к справочной литературе?

а) справочники; б)словари; в) энциклопедии.

11. Какому литературному жанру присуще наличие морали?

а) сказке; б) стихотворению; в) рассказу; г) басне.

12. Какой жанр не является жанром устного народного творчества?

а) сказка; б) статья; в) легенда; г) небылица.

13. Какое предложение является скороговоркой?

а) Свой огонёк ясней горит;

б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?

в) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

14. С чего начинается сказка?

а) с концовки; б) с зачина; в) с присказки; г) с намёка.

15. У какого произведения может быть такое начало: «Не летая, соловей, у окошечка»?

а) у песни; б) у рассказа; в) у сказки; г) у былины.

16. Соединить начало и конец пословиц.

а) Не плюй в колодец - … а) … такова и речь.

б) Собирай по ягодке - … б) …пригодится воды напиться.

в) Какова голова - … в) … наберёшь кузовок.

17. Какая из этих сказок является литературной?

а) «Лиса и Волк»; б) «Мороз Иванович»; в) «Волк и семеро козлят»;

18. Кто автор литературной сказки «Лягушка-путешественница»?

а) В.Гаршин; б) В.Одоевский; в) Д.Мамин-Сибиряк; г) С.Аксаков.

19. Какой из перечисленных рассказов можно назвать юмористическим?

а) «Телефон»; б) «Ещё мама»; в) «Мама куда-то ушла»; г) «Капалуха»

20. Кто автор слов: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?

а) Н.Некрасов; б) И.Крылов; в) А.Пушкин; г) Дж.Родари.

21. Кто автор стихотворения «Путаница»?

а) А.Пушкин; б) К.Чуковский; в) С.Маршак; г) С.Михалков.

22. Какой из рассказов Л.Толстого можно назвать описанием?

а) «Какая бывает роса на траве»;

б) Куда девается вода из моря»;

в) «Лев и собачка»;

23. Какой недостаток высмеял И.Крылов в басне «Мартышка и Очки»?

а) лень; б) трусость; в) невежество; г) жадность.

24. Кто писал о животных?

а) Е.Пермяк; б) М.Пришвин; в) А.Волков; г) П.Ершов.

25. Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?

а) Царевна Несмеяна; б) Золушка; в) Царевна-лягушка; г) Царевна-лебедь.

26. Дописать предложение:

С.Маршак писал стихи, а Н.Носов - … .

27.Замени фразеологизмы одним словом.

1. Рукой подать - ______________________

2. Во что бы ты ни стало - ______________________

3. За тридевять земель - ______________________

4. Ломать голову - ______________________

5. Повесить нос- ______________________

1. Год кончается, а_________________________________

2. Собирай по ягодке _________________________________

3. Любишь кататься, ________________________________

4. Маленькое дело лучше ____________________________

5. Жизнь дана на ___________________________________

29.Установи соответствие. Соедини линиями фамилию автора с именем отчеством и его произведением.

Автор: Ефимовская Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Сольвычегодская СОШ"
Населённый пункт: город Сольвычегодск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Олимпиада по литературному чтению в 4 классе
Дата публикации: 06.11.2016
Раздел: начальное образование

Олимпиада по литературному чтению

4 класс (2016 год)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ф.И.О. учителя

_________________________________________________________________________

Задание№1: выбери правильный ответ, обведи верный ответ.

1). Основы культуры чтения школьников.
1. Почему название профессии «библиотекарь» употребляется в мужском роде? а) с древнейших времён профессия считается мужской; б) в женском роде звучит некрасиво; в) можно употребить и в мужском, и в женском роде. 2. Какой вариант книги наиболее древний? а) узелковое письмо; б) глиняные таблички; в) папирусные свитки. 3. В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист? а) титул; б) форзац; в) псевдоним. 4. какой элемент титульного листа уточняет содержание книги? а) предисловие; б) подзаголовок; в) корешок. 5. Как называется план, который помогает ориентироваться в книге? а) аннотация; б) послесловие; в) оглавление. 6. Кто из художников-иллюстраторов детской книги награждён специальной международной наградой – медалью Г.Х.Андерсена? а) Владимир Сутеев; б) Татьяна Маврина; в) Владимир Конашевич. 7. Какие книги относятся к справочной литературе? а) справочники; б) словари; в) энциклопедии.

2). Это все должны знать.
1. Какому литературному жанру присуще наличие морали? а) сказке; б) стихотворению; в) рассказу; г) басне. 2. Какой жанр не является жанром устного народного творчества? а) сказка; б) статья; в) легенда; г) небылица. 3. Какое предложение является скороговоркой? а) Свой огонёк ясней горит; б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает? в) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. 4. С чего начинается сказка? а) с концовки; б) с зачина; в) с присказки; г) с намёка. 5. У какого произведения может быть такое начало: «Не летая, соловей, у окошечка»? а) у песни; б) у рассказа; в) у сказки; г) у былины. 6. Соединить начало и конец пословиц. а) Не плюй в колодец - … а) … такова и речь. б) Собирай по ягодке - … б) …пригодится воды напиться. в) Какова голова - … в) … наберёшь кузовок. 7. Какая из этих сказок является литературной? а) «Лиса и Волк»; б) «Мороз Иванович»; в) «Волк и семеро козлят»; г) «Сивка-Бурка». 8. Кто автор литературной сказки «Лягушка-путешественница»? а) В.Гаршин; б) В.Одоевский; в) Д.Мамин-Сибиряк; г) С.Аксаков. 9. Какой из рассказов Л.Толстого можно назвать описанием? а) «Какая бывает роса на траве»; б) Куда девается вода из моря»; в) «Лев и собачка»; г) «Прыжок». 10. Какой недостаток высмеял И.Крылов в басне «Мартышка и Очки»? а) лень; б) трусость; в) невежество; г) жадность. 11. Кто писал о животных? а) Е.Пермяк; б) М.Пришвин; в) А.Волков; г) П.Ершов. 12. Дописать предложение: С.Маршак писал стихи, а Н.Носов - … . 13. Кто из перечисленных авторов иллюстрировал свои рассказы? а) Н.Сладков; б) Е.Чарушин; в) В.Бианки; г) М.Пришвин.
Задание№2 . Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?

сеинен вючтет ошела шпирнив дорира
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание №3.

Подбери рифму:
Молодая - _________________; царица - _____________; Милее - __________________ ; догадалась - __________.
Задание №4. Соедини стрелками фамилии авторов и их любимые темы, на

которые они создали свои книги.
Е.Чарушин о человеческих недостатках А.Линдгрен о детях В.Драгунский о забавных и необыкновенных происшествиях И.Крылов о животных
Вспомни других авторов и их любимые темы. Продолжи список.
Автор____________________ тема________________________________________________ Автор____________________ тема________________________________________________
Задание №5

.Среди перечисленных словосочетаний найди и подчеркни

фразеологические обороты.
Держать нос по ветру, есть вилкой, развешивать уши, длинный нос, заплетается язык, развешивать белье, заплетать косу, есть глазами.
Часть В

Задание № 1. Анализ художественного произведения
I. В рассказах К. Паустовского речь идет о том, как несколько рыбаков-любителей ранней осенью устроили на берегу лесного озера стоянку. Они развели костер и провели там несколько дней. Прочитай отрывок из этого рассказа.
С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо

переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых,

он все замечал и рассказывал. Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили

его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит

Иван Андреевич Крылов, Вильгельм и Якоб Гримм, Иммануил Кант, Иоганн Вольфганг фон Гете, Вильгельм Лейбниц, Джакомо Казанова и другие известные вам имена, в числе которых Стивен Кинг, Хорхе Луис Борхес и Эдгар Гувер. Что связывает этих людей вместе, кроме принадлежности к мужскому полу? Все они, в свое время, были работниками библиотеки.

Можно ли считать профессию «библиотекарь» мужской? Как вообще выглядит мужчина-библиотекарь со стороны, и как он чувствует себя в этой роли?

Изначально, место хранителя книг принадлежало мужчине и считалось более чем престижным занятием. Однако ХХ век всё изменил. Сегодня мужчина-библиотекарь – редкость. Нет нужды прибегать к статистике – немногочисленность мужчин заметна невооруженным взглядом. Снижение количества работников мужского пола в библиотеке, было обусловлено двумя историческими факторами:

- две мировые войны и масса локальных конфликтов, сотрясавших человечество в течение ХХ века, существенно уменьшили мужскую часть населения, не только в нашей стране, но и во всем мире;

- развитие библиотечного дела сделало профессию библиотекаря массовой. Необходимы были работники, ими стали женщины.

Разворот к массовому читателю и возросшее количество библиотек, нанесли урон престижу профессии, поскольку требовали с женщин меньше, но и платили тоже немного.

Но сильнее всего социальный престиж библиотекаря как члена общества, пострадал позже. В девяностых годах прошлого века российская библиотека была поставлена на грань выживания. Низкий статус ее как места работы превратил библиотекаря в человека второго сорта, причем независимо от его пола. Примечательно, что оценка мужчин-библиотекарей, как людей непрестижной профессии - неудачниках, исходит чаще всего от женщин. Неоднократно мне приходилось читать отзывы о библиотекарях-мужчинах, как о людях интересных в общении, но для создания семьи непригодных. «Никогда не выйду за него замуж!» - таково отношение девушек к библиотекарю мужского пола. Ну, что тут скажешь? Не думаю, что я женился бы на такой женщине. Мужчины тоже относятся к собратьям, работающим в библиотеке с некоторой долей недоумения. Дескать, ему бы мужской работой заниматься - а он тут книжки какие-то по полкам расставляет.

И все же я – библиотекарь. И я нисколько не расстроен своим «низким» социальным статусом. Почему? Неужели мне не нужны деньги или одобрение общества? Конечно, нужны! Было бы глупо отрицать это.

Когда библиотекаря спрашивают: «Почему ты здесь работаешь?», он обычно отвечает: «Потому что люблю книги», «Нравится общаться с людьми» или «Обожаю тишину». Да, я тоже люблю читать. И люблю общение. Но мне никогда в голову не приходило, что выбор профессии может быть продиктован такими банальными причинами. Разве вы когда-нибудь слышали фразу: «Я стал врачом из-за любви к запаху антисептика»? Или представьте ситуацию - офицеру нравится его призвание, потому что пистолет в кобуре выглядит просто великолепно?

Нельзя выделить какую-то одну причину любви к своей работе. Во всяком случае, не здесь и не сейчас. Лично я работаю библиотекарем, потому, что таково МОЁ желание. И ни одобрение общества, ни социальный престиж моей профессии, при этом не имеют большого значения. Я хотел бы верить, что мужчины-библиотекари – мужчины не только по рождению. Не только потому, что носят брюки и усы. Они мужчины, потому, что в них есть стержень. Заниматься любимым делом, потому что хочешь этого. Потому что ТЕБЕ это нравится. Именно ощущение того, что твой выбор верен, что твое внутреннее одобрение важнее одобрения внешнего – черта настоящего мужчины. И его абсолютно не интересует, что думают по этому поводу какие-то незнакомые ему люди. ОН ПОСТУПАЕТ ПРАВИЛЬНО! Именно из этого мировоззрения возникает образ не только мужчины-библиотекаря. Но и военного, врача, плотника, учителя и вообще представителя любой специальности, считающейся в современном мире не самой престижной.

Я никогда не смотрел на библиотеку как на отрасль, где работают исключительно женщины или мужчины. Да я вообще не задавался таким вопросом! Собственно, в первую очередь, библиотека как место работы привлекла меня возможностью получить новый жизненный опыт. Причем не из книг. Ведь с доступом к теоретической информации в наше время нет никаких проблем. Есть электронные носители, интернет, да и бумагу никто не отменял.

И вот с обретением жизненного опыта у работника библиотеки никогда не возникает перебоев. Сказать, что библиотека - то место, где ты просто можешь расставлять и выдавать книги – значит, ничего не сказать. Нет, это место, где нужно постоянно осваивать новые методы коммуникации и творчества, будь то подготовка презентации или выступление перед детьми с развлекательной программой. Ведь не является секретом тот факт, что современный библиотекарь – не просто человек, расставляющий и выдающий книги. Современный библиотекарь – специалист широкого профиля, осваивающий и дизайн, и педагогику, и ораторское искусство. Это, несомненно, требует от нас с вами постоянного поиска свежих знаний, раскрытия своего потенциала, креативности. И в то же время дает нам в руки мощнейший инструмент воздействия на окружающих нас людей – умение находить решения, далеко выходящие за рамки служебного «книгу сдал – книгу принял».

Считаю ли я, что библиотекарь – мужская профессия? Нет. Я так не считаю. Считаю ли я, что библиотекарь – профессия настоящего человека? Безусловно! И неважно при этом, мужчина ты или женщина.

Библиотекарь – не мужская профессия?
Библиотекарь – не мужская профессия?
Библиотекарь – не мужская профессия?
Библиотекарь – не мужская профессия?
Библиотекарь – не мужская профессия?
Библиотекарь – не мужская профессия?

Профессия хранителя книг – одна из самых старейших в мире. Но мужчина-библиотекарь – редкость. Нет нужды прибегать к статистике – их немногочисленность заметна невооруженным взглядом, встретить библиотекаря-мужчину практически невозможно. Но не у нас.

В канун профессионального праздника, отмечаемого 27 мая, своими размышлениями о профессии с нами поделился главный библиотекарь Нижнезольской сельской библиотеки Владимир МАМИЛОВ.

- Владимир Оразович, а как получилось, что Вы стали библиотекарем? Ведь не мужское это занятие, как принято думать.

- Все очень просто. Я начал читать с четырех лет, а уже в пять меня записали в детскую библиотеку. Тогда я взял две тоненькие книжки и прочитал их буквально за час, а потом с нетерпением ждал следующего дня, чтобы обменять их на другие. С тех пор я не представлял жизни без чтения и книг, и именно с этого момента начался мой долгий «роман» с библиотекой.

- Семья, друзья как отреагировали на ваш выбор?

- Мое окружение нисколько не удивилось. Для моих родных и близких не было ничего необычного, ведь все знали мою страсть к чтению.

Я в 1976 году окончил Туркменский государственный университет им. А.М.Горького, по специальности библиотекарь-библиограф. С тех пор вот уже почти 40 лет занимаюсь любимым делом!

Работал методистом в Бухарской районной библиотеке, затем заведующим отделом комплектования и обработки литературы. До переезда в Ставропольский край, еще там, в Туркменистане довелось выполнять функции и заместителя заведующего районным отделом культуры.

Знаете ли вы, что…

Вильгельм и Якоб Гримм, Иммануил Кант, Иоганн Вольфганг фон Гете, Вильгельм Лейбниц, Джакомо Казанова, Иван Андреевич Крылов, Стивен Кинг, Хорхе Луис Борхес и Эдгар Гувер… Что связывает этих людей вместе, кроме принадлежности к мужскому полу? Все они, в свое время, были работниками библиотеки.

- Можно ли считать профессию библиотекаря мужской?

- А кто сказал, что в этой профессии имеют право реализовываться только женщины?

Когда я принял решение работать в библиотеке, я еще не предполагал насколько здесь интересно! Сказать, что это – то место, где ты просто можешь расставлять на полках и выдавать книги – значит, ничего не сказать. Интересно все: общаться с читателями, подбирать им литературу, готовить выставки.

В 2003 году я работал в центральной районной библиотеке библиографом-краеведом, а с 2005 года стал заведующим Нижнезольской сельской библиотекой (филиал №20).

Сельская библиотека – место особое. Работу в ней можно сравнить с трудом аптекаря: каждому читателю нужно подобрать свой «рецепт», список книг, своего рода образовательную программу. Сюда приходят люди, чтобы узнать новости, поговорить по душам. Пожилые интересуются прогнозом погоды или изменением пенсионного закондательства. Библиотекарь на селе это специалист широкого профиля, осваивающий и дизайн, и педагогику, и ораторское искусство.

Нельзя выделить какую-то одну причину любви к своей работе. Лично я работаю библиотекарем потому, что таково моё желание. И ни одобрение общества, ни социальный престиж моей профессии при этом не имеют значения.

Ощущение того, что твой выбор верен, что твое внутреннее одобрение важнее одобрения внешнего – черта настоящего мужчины. И давайте не забывать, что слово «библиотекарь» - мужского рода.

- Не могу не спросить, а кто ваш любимый писатель?

- Авторов, чьи произведения нравятся, много. Но особое место в моем сердце занимает Александр Сергеевич Пушкин. Его сказки, стихи, проза – это что-то!

- А как Вы относитесь к электронным книгам?

- Интернет-сообщество активно размышляет над вопросом, нужны ли вообще сегодня библиотеки, ведь большинство необходимых книг можно с лёгкостью найти в «мировой паутине». Но мое твердое убеждение – нет ничего лучше, чем полистать настоящую книгу, ощутить запах типографской краски. Пожалуй, сегодня это самый действенный метод уйти от суетности и побыть наедине с собой. Мне кажется, что отдых, который даёт человеку книга, не способна подарить ни одна компьютерная ирреальность.

P.S. Остается добавить, что у библиотечной кафедры Владимира Оразовича всегда много народу. Зрелище для сельской библиотеки довольно нетипичное. Он смог привлечь односельчан, смог создать вокруг себя этот круг любителей книги.

И завтра он снова придет с утра на работу, с улыбкой на лице встанет за кафедру, и приложит максимум усилий, чтобы подобрать для нижнезольцев обычные «бумажные», как их сейчас называют, книги – «таблетки» от суетности.

Беседовала Лариса Малько,
управление информационной и аналитической работы администрации
Георгиевского городского округа

Читайте также: