На что влияет рынок труда при выборе профессии

Опубликовано: 04.07.2024

Профессия – важный выбор, который нужно сделать каждому подростку ещё со школьной скамьи. Важность его обусловлена необходимостью тщательного обдумывания, взвешивания всех обстоятельств. Для этого надо всесторонне оценить факторы выбора профессии. Их немало, важность их может меняться с течением времени и определяется с учётом особенностей личности подростка. Не страшно, если впоследствии захочется сменить сферу деятельности, нужно, чтобы человек ясно представлял, какие факторы больше всего влияют на выбор профессии.

Чертежи

Нужно оценить все факторы выбора будущей профессии

Этапы выбора

Ответственный подход к определению своего призвания предполагает поэтапную профессиональную самоидентификацию. Выделяют следующие этапы:

  1. Детский возраст, когда в процессе игры ребёнок примеряет на себя различные роли. Хорошо поступают те родители, которые отдают детей в различные кружки и секции, где дети не только физически и интеллектуально развиваются, но и осваивают азы деятельности.
  2. Средний школьный возраст ассоциируется с первыми, порой слишком романтичными представлениями о различных видах работы.
  3. Старшеклассники имеют уже относительно чёткий план своего профессионального будущего, который может постоянно корректироваться. Но это благо, т. к. тщательный анализ даёт больше шансов на успешную карьеру в дальнейшем. Нужно получить как можно больше информации об учебных заведениях, где готовят подобных специалистов.
  4. По окончании школы выпускник принимает решение о получении той или иной специальности с учётом прохождения профориентации.
  5. Обучение профессии, включающее практическую часть, – знакомство с рабочими буднями.
  6. Начало трудовой деятельности, в состав которой входит и психологическая адаптация.

Замок из песка

Перед окончательным выбором проходит несколько этапов подбора, начиная с самого детства

Важно, чтобы на каждом этапе подросток/молодой человек получал объективную информацию о работе, и если необходимо, то советы по выбору профессии.

Факторы выбора профессии

Выбор профессии – процесс двусторонний, обусловленный индивидуальными особенностями человека, часть из которых он может изменить для пользы дела.

Другие же его черты неизменны, статичны. Не менее важны объективные характеристики, которые являются значимыми при выборе рода деятельности.

На расхождении дорог

Выбор зависит от индивидуальных особенностей личности

Двусторонность также просматривается и в направленности профориентации: полученный в прошлом багаж знаний и умений поможет успешно реализоваться в будущем с учётом большого количества сторонних обстоятельств.

Факторы, влияющие на выбор профессии, многообразны. Они обусловлены целым рядом причин. На основании этого проводят различные классификации. Основные факторы делят на внутренние и внешние.

Внутренние

Они связаны с особенностями человека, стоящего перед выбором специальности. К ним относятся:

  • от состояния здоровья зависит то, работу какой тяжести сможет выполнять молодой специалист, какую интенсивность труда он приемлет (на определённых должностях существуют свои ограничения по здоровью);
  • оценка психологических особенностей личности тоже влияет на выбор профессии,
  • определённые должности предполагают наличие определённых свойств характера;
  • способности, которые обусловлены не только успеваемостью по школьным дисциплинам, но и достижениями в тех и или иных внеучебных сферах;
  • склонности показывают, на что подросток тратит своё свободное время, что приносит ему удовольствие (хобби запросто может перерасти в профессию);
  • амбиции играют не последнюю роль, благодаря их наличию специалист будет уверенно продвигаться по карьерной лестнице; в случае их отсутствия довольно будет рядовой стабильной должности;
  • профессиональные планы (имеется точное представление о будущем месте работы);
  • внутренние психологические проблемы и стремления, которые обнаружить подчас сложно; если человек был лишен в детстве возможности общаться с животными, которых он любит, он может захотеть стать ветеринаром.

Внешние

Компас

На фактор выбора оказывают влияние и социальные причины

Внешние факторы выбора профессии не зависят от субъекта, они обусловлены причинами, существующими в окружающем мире. Выделяют:

  • уровень престижа специальности – непостоянный фактор, который подвержен изменениям, может определяться уровнем полученного образования: для человека с высшим образованием не престижно становится простым рабочим;
  • нужно учитывать при выборе профессии востребованность, она изменчива, но её можно определить, изучив количество вакансий на рынке труда;
  • размер заработной платы: существует достаточно устоявшееся представление об уровне вознаграждения за ту или иную работу, основные различия между оплатой в коммерческих и государственных организациях;
  • мнение членов семьи: чаще всего родители оказывают значительное влияние на выбор профессии ребёнка, многие из них желают, чтобы он продолжил семейную династию;
  • дружеские связи, под которыми понимается поступление в институт за компанию, наличие знакомых в стенах вуза;
  • воздействие средств массовой информации, пропагандирующих занятость в той или иной сфере;
  • мнение педагогов, которые, имея представление об успеваемости ученика, рекомендуют какое-либо направление обучения;
  • наличие должности в престижной компании, приготовленной специального для этого человека после получения образования;
  • причины выбора профессии могут носит случайный характер: близость вуза, будущего места работы к дому, удобное расписание занятий, возможность пройти практику в интересных местах, удобный график работы в будущем.

Сбалансированное сочетание внутренних и внешних факторов положительно влияет на выбор профессии. Верно выбранная работа будет приносить моральное удовлетворение и материальный достаток.

Критерии выбора

Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, следует тщательным образом всё узнать о ней: возможные места трудоустройства, перспективы карьерного роста. У каждого человека имеются свои критерии выбора профессии, которые он должен детально обдумать, чтобы не допустить ошибки. Эта проблема актуальна в наши дни по причине ускорения темпа жизни, появления значительного числа новых специальностей и направлений деятельности.

Чаще всего говорят о трёх значимых критериях, закладывающих базис будущего трудоустройства. Их нужно приемлемым образом соединить:

  • желание заниматься определённым делом;
  • возможность работать по той или иной специальности;
  • необходимость заниматься той или иной деятельностью из-за ситуации на рынке труда.

Оценить правильность выбора профессии можно, проверив себя и свою работу по нескольким критериям:

  • каков размер оплаты труда;
  • выплачиваются ли премии;
  • с какой скоростью происходит повышение в должности;
  • степень сложности поручаемых проектов и ставящихся задач;
  • насколько успешно воплощаются в деятельности способности и применяются знания;
  • присутствует ли в труде творческая составляющая;
  • ощущается ли моральное удовлетворение от процесса работы;
  • какова позиция в коллективе, какой характер носят отношения с коллегами;
  • признан ли авторитет со стороны родственников, друзей.

Чек лист

Ваш выбор должен отвечать все критериям

Чтобы правильно выбрать профессию, следует разложить знания о ней на 4 составляющие:

  • социально-экономическая роль подобного рода занятий в современном обществе;
  • подробный разбор механизма осуществления деятельности;
  • санитарно-гигиенические условия труда, включающие график работы, описание рабочего места;
  • требования, предъявляемые к личности кандидата на должность.

Заключение

Работа – важная составляющая жизни, для многих людей она является основополагающей частью. Это смысл их существования. Какое место работа будет занимать в жизни, необходимо решить уже при выпуске из школы. От этого зависит решение следующей проблемы: на какой профессии лучше всего остановить свое внимание, а какой пренебречь.

Выбор профессии влияет на:

  • отношение к личной жизни (некоторые специалисты вынуждены трудиться по ненормированному графику, что не даёт возможности создать семью или уделить достаточное внимание родным);
  • на физическое здоровье (вредные условия труда могут его подорвать); особенности психики, которые могут проявиться с негативной стороны (профессиональная деформация);
  • смену места жительства (иногда это нужно по долгу службы).

Скрупулёзный подход к изучению этих моментов поможет принять взвешенное решение.

Каждый год тысячи российских выпускников школ решают вопрос, какую профессию выбрать. Хорошо, когда у человека есть определенное призвание, и он буквально с детства знает, что станет, например, музыкантом или спортсменом. Но ведь таких случаев единицы, и большинство абитуриентов выбирают специальность, исходя из ее престижности и востребованности на рынке труда. Так как же определиться с профессией представителям нового поколения?

В нашем обзоре пойдет речь об отраслевой и профессиональной структуре российской занятости и о том, какие профессии пользуются спросом сейчас, а какие станут востребованными в недалеком будущем.

Отраслевая и профессиональная структура российской занятости

С конца 90-х годов прошлого века вместе с кардинальными изменениями в российской экономике стала стремительно меняться и структура профессиональной занятости населения. За прошедшие годы распределение работников между основными отраслями и профессиями изменилось существенным образом, причем это характерно как для спроса, так и для предложения рабочей силы. Самые крупные потери в эти годы испытало сельское хозяйство, где численность работающих сократилась практически на треть. Большие потери понесли обрабатывающая промышленность (-20%), образование (-8%) и добыча полезных ископаемых (-4%) [1] . Остальным отраслям удалось сохранить количество занятых работников на прежнем уровне или даже увеличить его. Главными поставщиками рабочих мест стали сфера финансов (+100%), торговля (+44%), гостиничное хозяйство (+34%), строительство и деловые услуги (по +31%), государственное управление (+21%) [2] . Примерно на 5–10% выросло и количество работающих на транспорте, а также в сфере коммунальных и прочих услуг.

За довольно короткий срок отечественная отраслевая структура занятости приобрела совершенно новый вид. Обрабатывающие производства уступили свое лидерство в качестве самого крупного сектора экономики, доля занятых в них сократилась, а первое место заняла торговля. Интересно, что столь активный отраслевой «передел» обошелся без заметного роста безработицы. Рабочая сила, которая высвобождалась под влиянием технологических и социальных сдвигов из одних секторов экономики, весьма успешно находила свое применение в других.

В целом за 15 последних лет доля первичного сектора экономики (сельское хозяйство и рыболовство) сократилась с 14,1% до 9,4%, вторичного (промышленность и строительство) с 30,4% до 27%, а третичного (сфера услуг) наоборот, выросла с 55,5% до 63,6%.

Общая численность работающих увеличилась с 2000 года на 11,1% [3] . Львиная доля этого прироста пришлась на докризисный период, завершившийся в 2008 году. С этого момента занятость остается практически неизменной. Что касается профессиональной структуры занятости, то за это время больше всего увеличилось количество руководителей — практически в два с лишним раза — с 4,4% до 8,6%, специалистов высшей квалификации — с 15,6% до 20,4%, работников сферы обслуживания — с 11,8% до 14,5%. Квалифицированных рабочих при этом стало меньше на 10%, неквалифицированных — на 20%, а работников сельского хозяйства — почти на 40% [4] .

В итоге доля работников высоких профессиональных квалификаций составила 62% от общего количества занятых, а доля низкоквалифицированных работников — всего лишь 38% [5] . По прогнозам специалистов, в ближайшие годы эта тенденция сохранится.

Топ-10 самых востребованных профессий на сегодня

Еще лет десять назад среди специалистов возникла обеспокоенность по поводу дисбаланса на рынках образовательных услуг и труда. Из 1,2 миллиона выпускников высших ученых заведений около 40% составляли экономисты и юристы, при этом экономика испытывала недостаток в технологах, инженерах, химиках, биологах. Такая ситуация сохраняется и на сегодняшний день. Многие выпускники, имея неверное представление о востребованности той или иной профессии на рынке труда или под давлением родителей, выбирают престижные, на их взгляд, профессии менеджера или юриста. Однако найти работу после получения диплома многие из них не могут, поскольку рынок давно уже перенасыщен специалистами такого рода. По мнению аналитиков портала «Работа@Mail.ru», на сегодняшний день в стране явный преизбыток психологов, дизайнеров, экономистов, управленцев и дефицит врачей, учителей, инженеров и агрономов.

Возможно, при выборе будущей профессии стоит более внимательно проанализировать ее перспективы на рынке. В 2018 году топ-5 профессий для специалистов с высшим образованием выглядит следующим образом [6] :

  • Специалист информационных технологий . Глобальная компьютеризация, ведущая к необходимости создания качественного программного обеспечения, его тестирования и оптимизации, регулярного обслуживания серверов, разработке программ для борьбы с хищением конфиденциальной информации приводит к тому, что специалисты в сфере IT становятся чуть ли не самыми востребованными.
  • Инженер . Из-за санкций экономика России вынуждена развивать собственное производство в самых разных областях — от пищевой промышленности до тяжелого машиностроения. Поэтому и крупные, и небольшие производственные компании и предприятия все активнее приглашают на работу инженеров. По прогнозам аналитиков, спрос на таких специалистов в ближайшие годы будет только расти.
  • Маркетолог-аналитик . На востребованность этой профессии также оказали влияние антироссийские санкции. Желая получать прибыль в непростых условиях экономической нестабильности, торговые компании вынуждены все чаще разрабатывать собственную маркетинговую стратегию, основываясь на анализе текущей ситуации.
  • Сотрудники социальной сферы . В последние десятилетия по причине низкого уровня заработной платы происходит отток молодых специалистов из школ, детских садов, медучреждений. В связи с этим на сегодня наблюдается большое количество вакансий, которые необходимо закрыть.
  • Переводчик . Требования к качеству перевода с иностранных языков постоянно растут. Поэтому людей, имевших отличные оценки по иностранному в вузах, много, а места переводчиков остаются вакантными. Серьезное изучение иностранного языка — реальный шанс трудоустроиться.

Какие специальности будут востребованы в будущем?

Из-за непрерывных изменений в экономике меняется рынок труда, и те профессии, которые казались востребованными еще пять лет назад, в будущем могут оказаться практически ненужными. Точно предсказать, какие именно специальности станут самыми популярными, очень сложно. Например, в 2005 году аналитики заявляли, что через 10 лет в топ востребованных войдут такие профессии, как специалист в области нанотехнологий и космический работник. Десять лет прошли, но на сайтах по поиску работы такие вакансии по-прежнему отсутствуют.

В «Сколково» выпустили очень интересное издание — «Атлас новых профессий», который поможет студентам и их родителям выбрать самую подходящую специальность и при этом быть востребованными на рынке труда. В этом проекте приняли участие почти 2500 экспертов как из России, так и из-за рубежа. Ими были спрогнозированы востребованные профессии по 19 отраслям экономики. Вот несколько профессий из этого атласа, которые появятся на рынке труда до 2020 года:

  • Переводчики между поколениями . Это люди, которые будут помогать создавать коммуникацию между представителями разных поколений. Проблема «отцов и детей» существовала всегда, в последние годы она обострилась, а в будущем, по мнению Тахира Базарова, станет острой настолько, что необходимы будут специальные переводчики, которые будут помогать общаться, вести переговоры по самым различным поводам. Готовить их будут на факультетах социологии, психологии и в вузах, занимающихся подготовкой специалистов для массмедиа.
  • Сити-фермер . Незаменимая профессия в условиях недостатка земель для выращивания овощей и фруктов. Она предполагает обустройство и обслуживание агропромышленных комплексов на стенах и крышах небоскребов. Уже и сейчас в японских и американских мегаполисах существуют сады на крышах.
  • Биотехнолог . По прогнозам, лет через пять биотехнологи будут востребованы практически везде. Такие специалисты будут заниматься заменой имеющихся небиотехнологических решений продуктами биотехнологии. Например, вместо дизельного топлива — биотопливо, строительные биоматериалы вместо привычных бетона и цемента. Одна из уже существующих разработок в этой сфере — биобетон, представляющий собой симбиоз бетонной смеси и семян растений. Правда, подобные предсказания можно было услышать и в 90-х годах прошлого века, но взрывного спроса на биотехнологов как не было, так и нет.
  • Урбанист-эколог . Специализируется в области строительства, энергетики и контроля за состоянием окружающей среды. Этот прогноз звучит разумно в связи с постоянным ужесточением экологических стандартов во всем мире.
  • Лидер сетевых коммуникаций . На сегодня этой профессией фактически заняты уже сотни людей. В интернете существуют тысячи форумов, сообществ, экспертных групп. Чтобы они работали эффективно, необходимы профессиональные модераторы, которых надо готовить. Заниматься этим могут факультеты PR.

Через 10–50 лет, по мнению авторов «Атласа новых профессий», востребованы будут еще более неожиданные специальности:

  • ГМО-агроном . Несмотря на всеобщую борьбу с генномодифицированными продуктами, рано или поздно они все же станут обычным явлением. Натуральные продукты останутся роскошью, производством которых будут заниматься только небольшие фермерские хозяйства и поклонники здорового образа жизни. Возникнет потребность в ГМО-агрономах, специалистах, которые будут заниматься генной модификацией сельскохозяйственной продукции, используя новейшие достижения биотехнологии.
  • Биоэтик . Специалист, обязанный следить за соблюдением этических норм при трансплантации и биомоделировании органов. Возможно, появится целая отрасль законодательства, занимающаяся проблемами в этой сфере.
  • Оператор медицинских роботов . Уже сейчас с помощью высокоточных медицинских роботов проводятся сложнейшие хирургические операции. В будущем возникнет необходимость в специалистах, имеющих глубокие познания как в медицине, так и в IT-технологиях, способных управлять такими роботами.
  • Психиатр-специалист по информационному «перегреву» . Поток информации, которую получает человек ежедневно, в дальнейшем будет только увеличиваться. Последствиями этого может стать эмоциональная перегрузка, ведущая к стрессу и неврозам. К тому же не все умеют отфильтровывать ненужную информацию, поэтому потребуются специалисты, которые будут помогать людям сохранить психическое здоровье в условиях непрерывного и противоречивого информационного потока.
  • Архитектор живых систем . Специалист по проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием микроорганизмов и генетически модицифицированных организмов. Он будет востребован в городах для расчета мощности биореакторов, разработки проектов городских ферм и системы переработки мусора.

Одновременно с появлением новых специальностей, возможно, исчезнут те, которые сейчас являются на рынке труда самыми обычными и нужными. Например, такую печальную судьбу специалисты предрекают для провизоров, библиотекарей и еще целого ряда профессий. Но не стоит слишком уж доверять прогнозам.

  • 1, 2, 3, 4, 5 http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Doklad_trud.pdf
  • 6, 7 https://www.hr-director.ru/article/67102-rynok-truda-v-2018-18-m4


Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Од­но­знач­но­го от­ве­та на во­прос о том, как сде­лать пра­виль­ный вы­бор про­фес­сии, как не бы­ло, так и не бу­дет. Но оче­вид­но од­но: ка­кую бы спе­ци­а­ли­за­цию вы ни вы­бра­ли, важ­но стать и оста­вать­ся в ней про­фес­си­о­на­лом. Про­фес­си­о­на­лы не бо­ят­ся конъ­юнк­ту­ры рын­ка и всег­да на­хо­дят свое мес­то — ра­бо­ту по ду­ше и ин­те­ре­сам, удов­летво­ря­ю­щую их по­же­ла­ни­ям к карь­ер­но­му рос­ту и фи­нан­со­во­му до­стат­ку.

Первое высшее образование: какое выбрать, как и где лучше его получить?

Стоимость высшего образования

Стоимость высшего образования: обзор средних цен на обучение в вузах Москвы

Выбор предметов ЕГЭ: какие экзамены выбрать для поступления в вуз?

© 2020 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Выбор будущей профессии

При выборе своей будущей профессии рекомендуется учитывать ее востребованность на рынке труда.

Онлайн-заявка на поступление

Вы с легкостью можете подобрать программу обучения и оставить заявку на поступление в вуз через интернет.

программы перевода

Высшее образование c перспективой успешного трудоустройства — преимущество, которое предлагают современные вузы.

Стоимость высшего образования

Стоимость высшего образования в вузах может значительно варьироваться в зависимости от формы обучения.

Обучение в вузе по дистанционной форме

Получение высшего образования по дистанционной форме — это современно и удобно.

Каждый из нас когда-либо задумывался о том, как выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем не иметь проблем с поиском работы и получать высокую заработную плату. Как объединить все требования к обучению: наличие спроса на специалистов, престижность и увлекательность образовательного процесса? Какие профессии самые «модные» и стоит ли их выбирать? На эти и ряд других вопросов мы попытались ответить в статье.

Вопреки распространенному мнению, экономисты и менеджеры в настоящее время в России востребованы — другое дело, что в современных условиях требуются специалисты высокого класса. Конечно, выпускник, никогда не собиравшийся работать по специальности и не имеющий профессиональных амбиций, может просто повесить свой диплом на стенку и забыть годы учебы, как страшный сон. Но это касается любой профессии. Грамотные экономисты и менеджеры, постоянно повышающие свой профессиональный уровень, способны стать настоящими героями нашего времени, чьи имена у всех на слуху.

Популярность vs востребованность

Ситуация на рынке труда динамична: появляются новые профессии, уходят старые, меняется спрос и популярность тех или иных специальностей. Как не прогадать с выбором? Давайте рассмотрим, на что стоит опираться при определении будущего «ремесла» — на моду или запросы работодателей.

Популярность профессии — это ее престижность для общества в данный момент времени. Для многих людей важно не просто заниматься любимым делом, но и выглядеть представительно в глазах окружающих: ведь работникам «модной» специальности завидуют, стремятся завести с ними контакты.

Помимо престижности профессии, необходимо обратить внимание и на ее востребованность на рынке труда — ведь важно и не остаться без работы после получения заветной корочки. Чем больший спрос на специалиста в отрасли, тем выше уровень заработной платы и мягче требования компаний. Но, если на работу по профессии никто не идет, это тоже плохой сигнал — она может быть попросту слишком тяжела или требовать каких-то чрезмерных навыков.

Значит, стоит гнаться за престижностью? Да, если есть уверенность, что профессия не утратит актуальность в ближайшие годы, что она будет иметь спрос среди работодателей, и количество выпускников в этой сфере не превысит потребности компаний. Далеко не всегда начинающие специалисты правильно оценивают эти параметры — большинству кажется, что достаточно выбора популярной сферы, и успех гарантирован.

Если вы хотите рационально подойти к планированию своего будущего — рассмотрите оба параметра, изучите вакансии, оцените уровень зарплат в разных сферах, выберите наиболее популярную и актуальную специальность. Помните при этом, что та профессия, которая востребована сегодня, может стать менее актуальной к моменту окончания вуза.

Рейтинг востребованности профессий

  1. Экономисты.
  2. Менеджеры.
  3. Инженеры.
  4. Юристы.
  5. IT-специалисты.

Данные относятся к России, но и за рубежом дела обстоят примерно также. Некоторые из приведенных специальностей настолько пользуются спросом, что страны привлекают профессионалов из других государств.

Выбор профессии из этого списка, конечно, не может дать стопроцентной гарантии успешной карьеры, но при условии получения качественного образования и наличии хотя бы небольшого опыта работы, сделает выпускника востребованным специалистом.

Какую профессию выбрать?

Согласно вышеприведенным данным, среди наиболее востребованных и высокооплачиваемых специальностей находятся экономисты и менеджеры. Именно на них стоит обратить внимание при рациональном выборе будущей профессии. В чем особенности каждой из них? Сначала рассмотрим общие характеристики.

Система обучения едина: четыре-пять лет бакалавриата и два-три года магистратуры в зависимости от формы обучения и выбранного заведения. Из-за высокой популярности факультетов по данным специальностям, конкурс при поступлении на них в ведущие вузы большой, но при этом велико и количество предложений среди вузов с менее высокими требованиями, которые дают возможность получить образование практически всем желающим.

Нужно отметить, что совсем не обязательно стремиться поступить в самые престижные вузы: несмотря на многолетнюю историю, преподавание в них зачастую не соответствует современным реалиям, а стоимость обучения сильно завышена, иногда — даже по международным меркам. Тем не менее, работодатели все чаще обращают внимание на реальные знания и стаж работы, нежели на известное название университета соискателя.

Каждая профессия имеет и свои особенности — сферы применения знаний и необходимые личностные характеристики для успешного обучения.

Экономист

Экономические специальности стали особенно популярны в нашей стране с развитием бизнеса, и на данный момент востребованность экономистов высока на многих предприятиях. В среднем зарплата экономиста в зависимости от опыта составляет 25–70 тысяч рублей. Опять же, речь идет об экономисте на предприятии, выполняющем достаточно простые технические задания, а не об аналитике, оперирующем макроэкономическими данными, занимающем, например, позиции советника финансового директора — здесь ставки намного выше. Выпускник вуза может претендовать на должность бухгалтера, финансового аналитика, маркетолога и многие другие. Особенно профессия будет интересна тем, кто собирается начать собственное дело.

Экономист должен обладать аналитическим складом ума и способностями организатора, быть внимательным, коммуникабельным и терпеливым. В профессиональной деятельности для него будут важны такие дисциплины, как налоги и налогообложение, инструментальные методы обработки информации, бухгалтерский учет и анализ, корпоративные финансы.

Несмотря на то, что в настоящее время на факультетах экономики обучаются около двух миллионов российских студентов, далеко не все они смогут впоследствии трудоустроиться по специальности: дипломированных специалистов у нас много, а настоящих профессионалов — не очень. Для экономиста очень важно начать работать по специальности еще во время обучения — пусть на самых скромных бухгалтерских должностях — чтобы на старших курсах он уже ориентировался в своих профессиональных предпочтениях и мог лучше соотносить теорию с практикой. Другой вариант, если работа на предприятии вас по каким-либо причинам не привлекает, — заняться научной деятельностью: преподаватели экономики широко востребованы и имеют достойную зарплату.

Менеджер

Профессия менеджера — мечта тех, кто хочет попробовать себя в управлении предприятием. Эта специальность крайне востребована, но и очень сложна — ведь придется разбираться в работе всех отделов компании. Управляющий должен и подбирать персонал, и разбираться в отчетности предприятия, и уметь организовать любую деятельность. По этой специальности также предлагают подготовку около двухсот российских вузов, причем в некоторых из них может быть до семи разных программ обучения.

Важными качествами для будущего менеджера являются: коммуникабельность, здоровая амбициозность, лидерские черты, стрессоустойчивость, умение брать на себя ответственность за делегированные ему полномочия и принимать решения, иногда в очень сжатые сроки. Помогут ему такие специальные предметы, как психология, безопасность жизнедеятельности, культура речи и деловое общение, методы оптимальных решений.

Не стоит пугаться, если вы не узнали себя в требованиях к выбранной специальности — большинство профессий сильно меняет людей еще на стадии получения образования, развивает в них необходимые качества. Главное — это желание меняться, регулярная работа по приобретению нужных навыков и, конечно, ответственное отношение к учебе.

Студенты, получившие образование экономиста и менеджера внешнеторговой деятельности, могут трудоустроиться по следующим специализациям:

  • маркетинг внешней торговли;
  • менеджмент внешней торговли;
  • международное финансовое право;
  • международные валютно-финансовые операции;
  • международная торговля специализированными товарными группами;
  • международное военно-техническое сотрудничество;
  • анализ мировых топливно-сырьевых рынков;
  • мировая экономическая аналитика;
  • логистика;
  • статистический анализ мировых тенденций роста;
  • валютно-кредитные отношения;
  • экономист со знанием иностранного языка.

Получение качественного образования по специальностям экономиста и менеджера

После выбора будущего профиля обучения абитуриент задумывается о том, какой вуз сможет дать ему наиболее полные знания по предметам в самой удобной форме, ведь многие совмещают учебу с работой или бизнесом. Большое число талантливых абитуриентов из регионов стремятся в столичные вузы, но их ждет целый ряд трудностей, связанных с жильем и переездом.

ИМЭС — Институт международных экономических связей — предлагает актуальный в современной системе образования способ получения профессии — дистанционное обучение. Студентом вуза можно стать независимо от места проживания и получать необходимые навыки в комфортных условиях. Еще одним существенным плюсом учебы в ИМЭС является невысокая стоимость получения профессии при достойных показателях качества. На факультете Мировой экономики и международной торговли ИМЭС работают 7 кафедр, готовящих студентов по наиболее востребованным в настоящее время направлениям: экономика, менеджмент, математика и информатика, международная торговля, финансы, гуманитарные и социально-экономические дисциплины, иностранные языки. Выпускающими являются кафедры экономики и менеджмента, образовательные программы реализуются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). По окончании бакалавриата многие студенты успешно поступают в магистратуру ВАВТ Минэкономразвития РФ, Дипломатической академии МИД РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы.


Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способностивыявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересытоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответственность Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

Каждому из этих типов будет соответствовать свой набор способностей и умений, которые легко будет определить на начальном этапе. Например, у представителя профессии типа «человек-человек» будут явно развитые коммуникативные способности, умения налаживать контакты, управлять людьми и решать конфликтные ситуации.

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость

Целью исследовательской работы «Кем быть?» является оказание помощи девятиклассникам школы в профессиональном самоопределении.

Объектом исследования стали ученики девятых классов школы №11.

И это неслучайно, т.к. скоро девятиклассникам придется определиться с выбором профессии и учебного заведения, где ребята и продолжат свое дальнейшее обучение. Как показало исследование, третья часть девятиклассников еще не определилась с выбором профессии, а поэтому может сделать необдуманный шаг. Поэтому данная исследовательская работа даст возможность ученикам получить информацию о том, на что необходимо обратить внимание при выборе профессии. Работа имеет и практическое значение: проводимые опросы и диагностики позволят девятиклассникам серьезнее отнестись к выбору профессии и учебного заведения, при этом объективно оценить свои индивидуальные особенности, соотнести их со своими профессиональными планами и способностями. Таким образом, проводимая исследовательская деятельность актуальна и социально – значима и найдет отражение во внеклассной работе: планируется проведение классных часов, на которых девятиклассники познакомятся с результатами исследования и получат советы школьного психолога.

В работе использовались такие методы, как анализ литературы, анкетирование, тестирование, опрос, анализ результатов исследования и сравнение.

В детстве взрослые нас спрашивали: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»

И вот подходят к концу девять лет школьной жизни, неумолимо надвигается последний звонок, поэтому все чаще мы задаем себе вопросы: «Какую профессию выбрать? Где продолжить образование? Куда пойти работать?» Очень хочется не ошибиться с выбором, так как, выбирая профессию, мы выбираем определенный образ жизни. Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.

Сегодня в мире насчитывается более 40000 профессий, в России их около шести тысяч, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности. В таком многообразии профессий трудно сориентироваться – не хватает знаний о самих профессиях, мы не можем объективно оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Поэтому неслучайно моя исследовательская работа называется «Кем быть?», а объектом исследования стали ученики девятых классов школы №11.

Целью исследовательской работы является оказание помощи девятиклассникам школы в профессиональном самоопределении.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

изучить факторы, влияющие на выбор профессии;

познакомиться с классификацией профессий;

провести диагностику индивидуальных особенностей, профессиональных планов и профессиональных способностей девятиклассников школы;

провести сравнительный анализ индивидуальных особенностей, профессиональных планов и профессиональных способностей будущих выпускников.

Исследовательская работа проводилась в период с сентября 2008 года по февраль 2009 года, она состояла из четырех этапов:

1 этап. Диагностика профессиональных планов девятиклассников и выявление причин, влияющих на их выбор профессии (сентябрь 2008 года).

2 этап. Подбор и изучение литературы по теме исследования (октябрь 2008 года).

3 этап. Проведение диагностики профессиональных способностей и индивидуальных особенностей учащихся (декабрь 2008 года – январь 2009 года).

4 этап. Обработка результатов и анализ полученных сведений. Выводы по теме исследования (февраль 2009 года).

В работе использовались такие методы, как анализ литературы, анкетирование, тестирование, опрос, анализ результатов исследования и сравнение.

Глава 1. Выбор профессии. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. В ыбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и способности, выбирая профессию. Многие выпускники профессиональных учебных заведений работают не по специальности. Это значит, что они выбрали профессию без учёта своих возможностей, требований профессии и рынка труда, под воздействием случая. Поэтому важно разобраться в огромном мире профессий, изучить факторы, которые влияют на выбор профессии, и с учетом этого сделать правильный выбор. А для этого мне предстояло ответить на следующие вопросы:

Определились ли девятиклассники школы с выбором профессии?

Что повлияло на девятиклассников или может повлиять на их выбор профессии?

Какие бывают профессии?

Каковы профессиональные планы и индивидуальные особенности девятиклассников?

Каковы профессиональные способности будущих выпускников?

Для этого я провела исследования среди учащихся 9 классов школы №11 г. Выксы Нижегородской области.

В исследовании приняли участие 66 девятиклассников.

Чтобы получить ответы на вопросы, я провела опрос девятиклассников. Вопросы для опроса девятиклассников.

1.Определились ли Вы с выбором профессии? 2. Ваши профессиональные планы?

3. Что, по – Вашему мнению, оказало или может оказать влияние на Вас при выборе профессии?

Выбор профессии

Количество человек

Не определились с выбором, чел.

Не определились с выбором, %

Большинство девятиклассников определились с выбором профессии. Но каждый третий будущий выпускник свой выбор пока не сделал.

Что влияет на выбор профессии

Среди причин, влияющих на девятиклассников нашей школы при выборе профессии, лидерами являются склонности, способности учащихся и высокое материальное положение от профессиональной деятельности. В то же время сильное воздействие на девятиклассников при выборе профессии оказывают родители, товарищи и престиж профессии. А вот такой фактор как спрос на рынке труда будущие выпускники во внимание не принимают. Это может привести к тому, что в будущем они разочаруются в своей профессии, будут работать не по профилю или без желания, пополнят ряды безработных.

Причины, влияющие на выбор профессии

Склонности (интерес к профессии)

Материальное положение (высокий доход, высокое материальное обеспечение)

Спрос на рынке труда

Личные планы (амбиции)

Известный российский психолог Е.А.Климов в своей работе «Школа. а дальше?» (1971) показал, что на выбор профессии влияют следующие факторы: 1. Позиция старших членов семьи

Родители могут посоветовать или потребовать выбрать профессию с учетом их интересов и желаний («родительская мечта») или последовать их примеру («трудовые династии»).

2. Позиция товарищей

Дружеские связи сильно влияют на выбор профессии, выбор профессии часто происходит «за компанию, чтобы не отстать». При этом важно помнить, что профессию надо выбирать по своему «вкусу».

3. Позиция педагогов

Опытный педагог, наблюдая за поведением воспитанника, может дать совет при выборе им профессии.

4. Личные профессиональные планы

Личные профессиональные планы - это цель, которую хочешь достичь в будущем на профессиональном поприще.

5. Способности

Здесь важно учесть успехи в учебе, достижения в самых разнообразных видах деятельности.

6. Склонности

Склонности - это интересы, подкрепленные определенными способностями. Они проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени.

7. Уровень притязаний на общественное признание Планируя свой трудовой путь, необходимо реально оценить свои профессиональные притязания, способности и склонности.

8. Информированность

Важно получить все необходимые сведения о выбираемой профессии, позаботиться о том, чтобы эти сведения не оказались искаженными и неполными.

Таким образом, результаты моего исследования по этому вопросу соответствуют взглядам Е.А.Климова.

1.2. Как правильно выбрать профессию. Чтобы правильно выбрать себе профессию , надо сориентироваться в трех вещах (Климов, 1984): 1) определить свои профессиональные интересы и склонности. Если человеку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику - интерес к ней будет поддерживать его в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Склонности условно обозначают выражением «Я хочу» ; 2) оценить свои профессионально важные качества , которые определяют профессиональную пригодность человека. Например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. К этой группе относятся и способности, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Скажем, общительным людям больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а эмоционально неустойчивым не подходят рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Способности условно выражают словами «Я могу» ; 3) узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда , по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо» . Если удастся совместить «Хочу», «Могу» и «Надо» , то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая: - интересна и привлекательна для человека, - соответствует его способностям, - пользуется спросом на рынке труда. Правильный выбор профессии позволит личности полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарований, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.

Глава 2. Классификация профессий

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов (Климов Е.А. 1993,1995).
"Человек - природа" Предмет труда - растительные и животные организмы, микроорганизмы. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география): семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и другие. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным. "Человек - техника" Главный предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. К профессиям типа "человек - техника" относятся профессии по добыче, обработке грунтов и горных пород, по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов, по производству и обработке металла, механической сборке, ремонту и монтажу машин, транспорта, электрооборудования и приборов, по монтажу и ремонту зданий и конструкций, по переработке продуктов сельского хозяйства и профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и другие. От работника требуются точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. "Человек - человек" Главный предмет труда - люди. Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и другие. Среди этого типа профессий можно выделить профессии, связанные с обучением и воспитанием людей; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым, медицинским и информационным обслуживанием. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), умение находить общий язык с различными людьми, терпение и т.д. "Человек - знаковые системы" Главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и другие. Среди профессий типа "человек - знаковые системы" есть профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием; профессии, предметом труда в которых являются числа, формулы, таблицы, функции; профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, чертежей, графиков. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию. "Человек - художественный образ" Главный предмет труда - художественный образ, способы его построения. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Профессии типа "человек - художественный образ" включают профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью. Важнейшие требования, предъявляемые к человеку, -наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

2.2. В зависимости от условий труда выделяют четыре группы профессий. - труд в условиях обычного (бытового) микроклимата Профессии: бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт. - труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности Профессии: строитель, пожарник, полевод, агроном.

- труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями Профессии: летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик. -труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности Профессии: учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор.

2.3. В зависимости от используемых средств труда профессии подразделяют на четыре группы. - профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург); - профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи); - профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы); - профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен). 2. 4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий. - гностические профессии, где основная цель труда: распознать, различить, оценить, проверить. К ним относятся санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь. - преобразующие профессии, где основная цель труда: обработать, переместить, организовать, преобразовать. К ним относятся водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной. - изыскательские профессии, где основная цель труда: изобрести, придумать, создать новый вариант, сконструировать. К ним относятся закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель.

Глава 3. Психологические исследования.

Изучив и проанализировав теоретический материал по теме «Классификация профессий», наибольший интерес вызвал у меня раздел «Классификация профессий в зависимости от предмета труда», поэтому следующим этапом моей исследовательской работы стало изучение профессиональных планов моих одноклассников и однокашников, их индивидуальных особенностей и профессиональных способностей.

3.1. Профессиональные планы девятиклассников школы№11.

К какому типу профессий в зависимости от предмета труда отдают предпочтение девятиклассники школы №11? Результаты были получены в ходе опроса (вопрос 2 Опроса) и представлены в таблице 3.

Читайте также: