Специалисты каких профессий в своей деятельности сталкиваются с экологическими закономерностями

Опубликовано: 04.07.2024

Жизнь человека, общества, существование цивилизации на планете неразрывно связаны с природными условиями. Однако успехи научно-технической революции, направленной на повышение комфортности нашей жизни, сопровождаются загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов. В настоящее время обществом становятся все более востребованными специалисты по защите окружающей среды. Сегодня ни одно серьезное политическое, экономическое, социальное решение – разработка технологии, проектирование завода или крупное строительство – не обходится без экологической экспертизы, осуществляемой специалистами-экологами.

В последние десятилетия экология сформировалась в России не только как сфера научных исследований, но и как сфера профессиональной производственной деятельности.

Учреждено почетное звание «Заслуженный эколог Российской Федерации», которое присваивается высокопрофессиональным работникам природоохранных органов, рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим предприятий и организаций, работникам научно-исследовательских, проектных, технологических и производственных организаций, других учреждений, занимающихся экологическими проблемами, за заслуги в сохранении природных ресурсов, разработке и освоении малоотходных и безотходных технологий, строительстве пылегазоулавливающих установок и очистных сооружений, сохранении растительного и животного мира и работающим в области охраны окружающей среды и рационального природопользования 15 и более лет.

На уровне начального профессионального образования разработаны стандарты по профессиям «Лаборант-эколог» (ОСТ 9 ПО 02.1.5-2001), «Аппаратчик-оператор экологических установок» (ОСТ 9 ПО 02.15.1-2003).

Профессия «Лаборант-эколог» предусматривает подготовку рабочих по должностям дозиметрист, лаборант-микробиолог, лаборант-полярографист, лаборант спектрального анализа, лаборант химического анализа, лаборант химико-бактериологического анализа, пробоотборщик, лаборант по анализу газов и пыли, лаборант пробирного анализа.

Назначение профессии: выполнение работ, связанных с наблюдением за состоянием окружающей среды и осуществлением экологического контроля готовой продукции, отходов производства, работы очистных сооружений в различных отраслях экономики.

Содержание профессиональной деятельности:

– анализ сырья, полупродуктов, воды, воздуха, почвы и отходов производства;

– дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды;

– экологический контроль производства и технологического процесса;

– оценка экологических показателей сырья и готовой продукции;

– контроль работы очистных установок;

– оформление и расчет результатов анализов;

– оформление первичной отчетной документации по охране природы;

– участие в мониторинге загрязнения окружающей среды.

Профессия «Аппаратчик-оператор экологических установок» предусматривает подготовку рабочих по должностям: аппаратчик газоразделения, аппаратчик нейтрализации, аппаратчик обессоливания воды, аппаратчик осаждения, аппаратчик осушки газа, аппаратчик отстаивания, аппаратчик очистки газа, аппаратчик очистки жидкости, аппаратчик очистки сточных вод, аппаратчик перегонки, аппаратчик переработки отходов химического производства, аппаратчик фильтрации, аппаратчик химводоочистки, оператор по обслуживанию газоулавливающих установок.

Назначение профессии: аппаратчик-оператор экологических установок осуществляет подготовку, проведение, регулирование и контроль технологических процессов переработки отходов производства, очистки вод, воздуха, а также техническое обслуживание и ремонт применяемого оборудования и контрольно-измерительных приборов.

Содержание профессиональной деятельности:

– подготовка реагентов, вспомогательных материалов, инструментов, оборудования к технологическому процессу;

– выбор методов по защите окружающей среды от загрязнений;

– ведение основных технологических процессов очистки воды и воздуха;

– контроль и измерение технологических параметров процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов;

– контроль технологического процесса очистки воздуха, воды и переработки отходов производства по результатам анализов;

– осуществление технического обслуживания и ремонта оборудования и контрольно-измерительных приборов;

– контроль и измерение технологических параметров процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов;

– контроль технологического процесса очистки воздуха, воды и переработки отходов производства по результатам анализов;

– осуществление технического обслуживания и ремонта оборудования и контрольно-измерительных приборов;

– ведение отчетно-технической документации о работе обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов.

На уровне среднего профессионального образования утверждены специальности группы 3200 Защита окружающей среды: 3201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; 3202 Мелиорация, рекультивация и охрана земель; 3203 Пожарная безопасность; 3204 Радиационная безопасность (квалификация техник).

Техник по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» должен быть готов к профессиональной деятельности по применению средств, методов и способов наблюдений и контроля за загрязнением окружающей среды и рациональным природопользованием, эксплуатации очистных сооружений, проведению мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий в качестве техника в федеральных, региональных и местных органах охраны природы и управления природопользованием, экологических службах, службах системы мониторинга окружающей среды, химико-аналитических лабораториях, организациях и на предприятиях, связанных с технологическими аспектами охраны окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, в научно– исследовательских организациях.

Основные виды деятельности техника:

– производственно-технологическая – проведение современными методами наблюдений и контроля за загрязнением окружающей природной среды; осуществление мониторинга и контроля входных и выходных потоков для технологических процессов на предприятиях отрасли; эксплуатация очистных установок и сооружений; контроль за эффективным использованием малоотходных и безотходных технологий на предприятиях отрасли; осуществление метрологической поверки экологических приборов и оборудования;

– организационно-управленческая – организация работы первичного коллектива исполнителей; планирование и организация работ по осуществлению наблюдений за загрязнением окружающей, природной среды и производственно-экологического контроля на предприятиях отрасли; оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий; проведение расчетов за пользование природными ресурсами; разработка мероприятий по устранению вредных воздействий на окружающую среду; обеспечение техники безопасности работ на участке выполнения;

– информационно-аналитическая – сбор, обработка, систематизация и анализ информации о загрязнении и антропогенных негативных изменениях в природной среде; оценка и выявление негативного антропогенного воздействия на фоне естественных природных ресурсов; обеспечение экологической информацией различных отраслей экономики.

Выпускник должен знать:

– основы трудового и экологического законодательства, нормативную документацию, основные положения действующей нормативной, методической, руководящей документации; справочные материалы;

– основы экономики природопользования и менеджмента;

– методы и средства наблюдений и контроля загрязнения и инженерной защиты окружающей среды;

– технику проведения измерений и наблюдений;

– конструктивные особенности, назначение, принцип действия и правила эксплуатации приборов и инженерных средств защиты окружающей среды;

– основы технологии основных производств, их экологические особенности;

– правила эксплуатации вычислительной техники;

– правила работы в химико-аналитических лабораториях;

– способы отбора, проб и методики выполнения измерений концентраций примесей в окружающей среде;

– формы статистической отчетности, порядок их заполнения;

– правила и нормы охраны труда и технической безопасности.

Выпускник должен уметь:

– пользоваться нормативной и справочной документацией;

– оценивать экологическую ситуацию и применять необходимые меры по предотвращению экстремальных условий;

– эксплуатировать приборы и оборудование экологического контроля и средств инженерной защиты окружающей среды;

– отбирать пробы воды, воздуха и почвы на основные и специфические (по отраслям) загрязняющие вещества;

– измерять в химико-аналитических лабораториях концентрации вредных примесей в окружающей среде;

– обрабатывать, анализировать и обобщать материалы наблюдений и измерений; составлять формы статистической отчетности;

– производить расчет платы за пользование природными ресурсами, эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий, экономического ущерба от загрязнения окружающей среды с применением компьютерных технологий;

– управлять первичным трудовым коллективом, анализировать и оценивать состояние техники безопасности на рабочем месте;

– участвовать в экспертизе проектов, технологий; участвовать в проведении испытаний приборов и средств защиты окружающей среды, внедрении их в эксплуатацию, а также в работах по стандартизации технических средств;

– контролировать соблюдение на производстве установленных требований, действующих норм, правил, стандартов.

На уровне высшего профессионального образования утверждены специальности 013100 Экология (квалификация эколог), 013300 Экологическая геология (квалификация эколог-геолог), 013400 Природопользование (квалификация эколог-природопользователь), 013500 Биоэкология (квалификация биолог-эколог), 013600 Геоэкология (квалификация геоэколог), а также 030500.10 Профессиональное обучение, охрана окружающей среды и природопользование (квалификация педагог профессионального обучения), 171100 Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды, 320700 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, 330200 Инженерная защита окружающей среды (по отраслям), 330300 Радиационная безопасность человека и окружающей среды, 656600 Защита окружающей среды.

Специалист эколог осуществляет деятельность по изучению, оценке состояния и охране экосистем, разрабатывает в своей области деятельности, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует, обобщает и систематизирует и готовит к публикации результаты выполненных работ, составляет нормативные документы, научно-технические отчеты; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области своей деятельности, проводит патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций.

Сферой профессиональной деятельности эколога являются: проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.; органы охраны природы и государственные органы управления природопользованием; общеобразовательные и специальные учебные заведения и др. Объектами профессиональной деятельности эколога являются: организмы, популяции, сообщества, экосистемы, человек и взаимоотношения со средой; экологический мониторинг, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.

Виды профессиональной деятельности специалиста-эколога:

– научно-исследовательская деятельность (научные исследования в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде);

– проектно-производственная деятельность (оценка воздействий на окружающую среду, проектирование мероприятий по охране природы; обеспечению экологической безопасности; проведению экологической экспертизы; экологический аудит);

– педагогическая деятельность (учебно-воспитательная работа).

– понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций; об экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;

– иметь современные представления о популяциях в экологии, систематике, генетике; закономерностях роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивого существования и жизнеспособности;

– иметь современные представления о популяционной генетике;

– знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества;

– знать причины изменений видового состава флоры и фауны под влиянием деятельности человека, знать механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем, иметь представление о возможностях управления процессами в экосистеме;

– знать современные теории эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с основными закономерностями функционирования экологических систем;

– иметь представление об основных этапах геологической истории земной коры и эволюции органического мира прошлого;

– иметь представление о геологической деятельности человека и проблемах охраны геологической среды;

– знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о природно-антропогенных геосистемах;

– знать роль почвенного покрова как компонента экосистем;

– должен иметь целостное представление о природных процессах, составляющих основу функционирования, естественной эволюции и антропогенно обусловленных изменений биосферы, природно-территориальных комплексов, экосистем;

– знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли;

– знать основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли, факторы фоpмиpования климата;

– знать структуру водных объектов Земли, закономерности их формирования и трансформации, особенности гидрологического режима рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод, морей и океана; механизмы протекания процессов в водных объектах суши;

– иметь представление о геохимической роли живого вещества, как биотической компоненты биосферы, о глобальном масштабе биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших химических элементов;

– знать основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах; знать и уметь использовать методы обнаружения и количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде;

– знать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды;

– знать особенности влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

– знать и уметь использовать основы токсикологического нормирования;

– понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;

– знать основные черты кризисных экологических ситуаций, уметь использовать профессиональную подготовку для разработки мер их преодоления;

– знать экологические принципы рационального природопользования;

– уметь планировать и осуществлять мероприятия по охране природы;

– владеть методами оценки воздействий на природную среду;

– знать условия эколого-экономической сбалансированности регионов, проблемы использования возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, использования и дезактивации отходов производства; уметь планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;

– знать и уметь использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием, его цели, организацию и порядок взаимодействия с другими сферами управления;

– понимать механизмы взаимодействий различных техногенных систем с природными экосистемами;

– знать назначение мониторинга природной среды, методы наблюдений и анализа состояния экосистем;

– иметь представление о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;

– знать и уметь применять основные математические методы моделирования и компьютерные методы анализа состояния экосистем.

Должности работников экологических профессий:

– начальник / специалист отдела охраны окружающей среды.

– начальник / специалист специализированной инспекции государственного экологического контроля и анализа.


Мировые экологические проблемы волнуют подростков: начиная с активности на мировой арене 17-летней Греты Тунберг, уже нареченной «голосом своего поколения» и символом экопротеста, и заканчивая выступлениями молодых ребят на международных саммитах, форумах и демонстрациях, указывающих на климатические изменения и загрязнение окружающей среды.

Современные подростки больше не считают себя недостаточно взрослыми и влиятельными, чтобы менять мир. «Мы не собираемся ждать 5, 10, 20 лет, чтобы предпринимать действия, которые мы хотим видеть. Мы не будущее этого мира, мы — настоящее, мы действуем сейчас. Мы больше не ждем», — заявил в январе 2020 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе 17-летний активист из Пуэрто-Рико Сальвадор Гомес Колон. Несмотря на то что многие единомышленники Сальвадора, как и он сам, еще не достигли возраста, дающего право голосовать, их деятельность задает повестку дня мировым СМИ и заставляет реагировать политиков самого высокого ранга. Молодым людям дают слово, и они этим пользуются: ведут блоги, запускают собственные проекты, участвуют в конференциях TED, организуют экодвижения и устраивают «зеленые» акции.

Хотя «эффект Греты» не мог не повлиять на рост экологической осведомленности молодых людей по всему миру, эту тенденцию психологи и социологи присваивают в целом всему поколению Z (родившемуся, по разным теориям, примерно с конца 1990-х). Современные дети и подростки очень просоциальны, и все, что касается вопросов равенства, прав и свобод человека, защиты окружающей среды для них чрезвычайно важно. Среди основных страхов «зетов» и в России, и за рубежом экологические вызовы занимают первое место. Существует даже отдельный феномен — «экологическая тревожность», которую испытывает молодое поколение, осознавая масштаб угрозы.

Фото:Kirsty Wigglesworth / AP

Экотревожность — хронический страх перед экологической катастрофой. Возникает у людей, которые обеспокоены экологическим кризисом и состоянием окружающей среды. Возможные симптомы: приступы паники, потеря аппетита, раздражительность, навязчивые мысли и бессонница. При этом получать экологическое образование современные подростки не спешат — они хотят стать IT-специалистами или инфлюэнсерами в Instagram или YouTube. Хотя последнее не исключает получения средств от экопросветительской деятельности: многие блогеры, распространяющие идеи zero waste и экологического сознания, зарабатывают на своих аккаунтах. Правда, профессионалов, обладающих какими-либо фундаментальными знаниями в этой сфере, среди них практически нет.

Как обстоит дело с экообразованием в школах?

«Зеленое» образование должно начинаться в школе: оно закладывает основы экологического воспитания и помогает использовать знания из социальных и естественных наук для защиты окружающей среды.

Российские стандарты среднего и общего образования в этой области есть. Они учитывают приоритеты мирового сообщества и повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года (принятой Генассамблеей ООН в 2015 году). Но в «зеленом» движении России ЭКА считают, что этого недостаточно.

Эльвира Зинатуллина, руководитель проекта Экокласс.рф движения ЭКА:

Главная проблема педагогов — нехватка актуальных методических и дидактических материалов. Информация об экологических проблемах в учебниках не соответствует современной обстановке в мире. У учителей и школьников нет понимания масштаба проблем, они не знают, что можно сделать для их решения на разных уровнях, в том числе на уровне каждого человека. Поэтому перед учителями встает непростая задача: у них нет достаточных знаний, чтобы самим готовить качественные экологические занятия. Времени на то, чтобы делать интересные для школьников уроки, у них тоже нет.

Сейчас стали появляться ресурсы, которые помогают учителям в вопросах экопросвещения. К примеру, на Экокласс.рф педагоги могут стать участниками программы «Зеленые школы России» и получить инструкции по проведению и внедрению экологических мероприятий и практик, а также доступ к 30 бесплатным готовым урокам и играм на различные темы: сбережение воды, сохранение лесов и биоразнообразие, раздельный сбор отходов, экологичный образ жизни, изменение климата, новые технологии для экологии и другие. Задача подобных уроков — донести до школьников масштаб проблем, рассказать об эффективных способах их решения и научить полезным повседневным привычкам.

Востребованные экопрофессии будущего и где им учиться

Мария Рамзаева, автор и редактор Атласа новых профессий 3.0:

В 21 веке экологическое мышление — надпрофессиональный навык. Оно должно быть не только у специалистов-экологов, но и у всех, в любой деятельности — от профессиональной до бытовой.

Забота об окружающей среде — уже часть государственной политики, компании становятся экологически ответственными. Поэтому в будущем экопрофессии будут востребованы во всех сферах жизни человека — от добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства до туризма и индустрии моды.

Вот лишь несколько «зеленых» профессий, которые будут востребованы в будущем:

Экоаналитики в узких сферах

  • Кто: фармакологические, сельскохозяйственные, портовые экологи, экоаналитики в строительстве, добывающих отраслях и т.д.
  • Что делают: следят за экологической безопасностью на производствах и объектах, относящихся к группе риска; прогнозируют возможные угрозы и предотвращают их, снижают производственные отходы.

Специалисты- экологи

  • Кто: профессионалы внутри компаний, которые хотят стать экологически ответственными.
  • Что делают: помогают снизить негативное влияние производств.

Специалисты по уменьшению экологического следа

  • Кто: менеджер zero waste, архитектор энергонулевых домов, эколог-логист, специалист по рециклингу.
  • Что делают: снижают нагрузку на окружающую среду, уменьшают количество отходов и вредных выбросов.

Экопроповедники

  • Кто: экопродюсер, эковожатый, куратор осознанного экотуризма.
  • Что делают: помогают сделать экологическое мышление частью обыденной жизни каждого человека; вдохновляют на заботу об окружающей среде.

Специалисты по восстановлению экосистем

  • Кто: биоремедиатор, архитектор возобновления экосистем, ветеринар-реабилитолог.
  • Что делают: восстанавливают почву и растительный мир, помогают животным, пострадавшим вследствие экологических катастроф, исправляют последствия уже нанесенного вреда экологии.

Фото:РБК Тренды

Существующие программы классических и онлайн-университетов и школ предлагают как уже привычные направления (например, «промышленная экология» и «рациональное природопользование»), так и необычные («сити-фермерство» и «экоурбанистика»). Сложность с получением новых профессий в том, что непосредственно им пока практически нигде не учат. Но это не значит, что к ним нельзя подготовиться.

«Если вы хотите заниматься экологическими проблемами, но пока не решили, какими, подойдут программы «экология», «экология и природопользование», которые есть во многих вузах, — поясняет редактор Атласа новых профессий 3.0 Мария Рамзаева. — Если определились, то и здесь можно подобрать близкую специализацию. Например, тому же будущему эковожатому подойдет специальность «экологический туризм», а портовому экологу — «комплексное использование и охрана водных ресурсов».


Карьерные перспективы

Несмотря на повышенное внимание к проблеме, в России экопрофессии пока не фигурируют в списках самых востребованных и привлекательных. Но необходимость в таких специалистах постепенно растет. В среднем рост числа вакансий для экологов в России составляет 8% в квартал.

Мария Игнатова, руководитель службы исследований платформы онлайн-рекрутинга hh.ru:

Топ-10 сфер, в которых публикуется больше всего вакансий экологов:

  • строительство, недвижимость, эксплуатация, проектирование;
  • услуги для бизнеса;
  • добывающая отрасль;
  • розничная торговля;
  • продукты питания;
  • нефть и газ;
  • металлургия, металлообработка;
  • энергетика;
  • перевозки, логистика, внешнеэкономическая деятельность;
  • промышленное оборудование, техника, станки и комплектующие.

При этом количество резюме соискателей-экологов на протяжении трех лет остается почти неизменным.

Кого сейчас ищут на HeadHunter:

  1. менеджеров по экологической безопасности, экологическому развитию;
  2. экологов-инженеров, проектировщиков;
  3. менеджеров по продажам экологических услуг;
  4. специалистов по охране труда.

Активизм — это выход?

Современных, отвечающих вызовам времени профилей в вузах пока недостаточно. Возможно, поэтому молодежь видит больше возможностей помочь планете конкретными действиями — демонстрациями, проектами и участием в конференциях.

Ждать, пока образовательные структуры подстроятся под новые реалии, можно долго, а активные действия требуются уже сейчас. Активная жизненная позиция и общественная деятельность не мешает в будущем получить нужную профессию, когда спрос будет более оформлен, а вузы научатся готовить необходимых специалистов.

То, что сейчас об экологии заговорили так активно, не в последнюю очередь заслуга молодого поколения, и это действительно работает — пока о проблеме говорят, ее сложно игнорировать.

Защищать окружающую среду в последние годы стало модно. Есть те, кто в этом стремлении заходят значительно дальше громких призывов и лозунгов, — это люди, которые сделали любовь к природе и ответственное отношение к ее дарам своей профессией.

Инженер по охране леса

Портрет. В этой профессии больше от биологии, чем от инженерии как таковой. Инженер по защите леса разрабатывает и осуществляет плановые мероприятия по контролю за состоянием лесонасаждений. Фиксирует изменения, происходящие на подконтрольной ему территории, и анализирует их. К примеру, рассматривает причины появления новых популяций вредителей лесонасаждений, качественного и количественного изменения состава деревьев, кустарников и растений и т. п.

Образование. Будущим властителям лесов подойдут две специальности: «Лесоинженерное дело» и «Лесное и лесопарковое хозяйство». В вузах столичного региона по этим направлениям готовят редко, что неудивительно: крупные лесные массивы сосредоточены в основном на востоке и северо-востоке страны. Зато в Москве действует ведущий профильный вуз отрасли — Московский государственный университет леса. Что нужно знать и уметь Лес — это живой организм, со своими особенностями, спецификой развития и проблемами. Чтобы добиться успеха в профессии, необходимо иметь как частные знания по ботанике и биологии, так и более общие навыки, в основном направленные на управление лесным хозяйством. Например, знать системы и методики государственного управления лесами, методы защиты лесов от вредителей и болезней, технологии диагностики состояния лесонасаждений и т.п.

Место действия. Инженеры данного профиля требуются в лесные хозяйства, заповедники, парки, ландшафтные памятники. Средняя зарплата специалиста невысока: в зависимости от региона инженер по охране леса может рассчитывать на 15—25 тысяч рублей. Второй вариант построения карьеры — работа в различных контролирующих и природоохранных государственных организациях. В этом случае со сравнительно невысокой зарплатой помогают «мириться» прелести соцпакета.

Картограф

Портрет. Составляет карты различного назначения и масштаба на основе анализа фото и видеосъемки, обмерных, графических и текстовых данных. Технологии геодезии постоянно совершенствуются, поэтому основным направлением деятельности геодезистов картографов становится разработка новых методов работы, позволяющих отобразить местность максимально подробно и достоверно.

Образование. При обучении на «Картографии» основной упор делается на составлении карт. На «Прикладной геодезии» — на вопросах измерения территорий, земельного права и выдачи разрешений на строительство. Например, студенты факультета городского кадастра Государственного университета по землеустройству изучают как наземные методы съемок местности, так и компьютерные технологии обработки аэро- и космических снимков, геоморфологию и почвоведение. Что нужно знать и уметь Для того чтобы правильно собрать, а главное систематизировать геодезическую информацию, необходимы знания из целого ряда естественно-научных, гуманитарных, технических и прикладных дисциплин. Личные качества, без которых не обойтись в профессии, — наблюдательность, ответственность, заинтересованность, усидчивость.

Место действия. Выпускники ГУЗ, МИИГАиК, МГУ работают в Госкомземе, московских и областных комитетах по земельным ресурсам (занимаются вопросами использования земель по сельскохозяйственному или жилищно-строительному назначению), риэлторских агентствах и бюро технической инвентаризации, кадастровых бюро. «По объявлению» специалистов госструктур ищутредко: талантливых учеников обычно подмечают еще на студенческой скамье. А вот в коммерческие можно устроиться и самому.

Метеоролог

Портрет. Занимается сбором и систематизацией данных об изменении погоды, в результате которых делается прогноз. Работает зачастую в тяжелых условиях и удаленных регионах.

Образование. Специальности «Метеорология», «Гидрометеорология», «Метеорология, климатология, агрометеорология» довольно редкие. Для того чтобы успешно освоить курс, студенту необходимы знания по физике, химии, географии, черчению, математике. Во время обучения особый упор сделан на геодезию, топографию и непосредственно метеорологию. Что нужно знать и уметь Будущим метеорологам стоит внимательно посмотреть фильм «Как я провел этим летом». Действие картины происходит на неком острове, расположенном в Ледовитом океане, где на полярной станции работают двое — начальник станции Сергей и стажер Павел. Основные принципы работы в фильме переданы: наблюдения нужно проводить в четко заданные временные интервалы, а работать — чаще всего на удаленных от цивилизации точках. Прежде чем выбрать эту профессию, нужно убедиться, что у вас есть определенный набор личных качеств. Например, аналитические способности, скрупулезность, умение переносить одиночество, склонность к наблюдению, дисциплинированность и аккуратность.

Место действия. Основные места работы — метеорологические станции и центры, чаще всего государственные. Подразделения гидрометеоцентра есть практически в каждом городе и, по свидетельству сотрудников, специалисты требуются постоянно. Но заработные платы рядовых метеорологов, тем более начинающих, невысоки: 15—20 тысяч рублей. В прикладных сферах, например на телевидении, можно зарабатывать больше. Еще одно поле деятельности — научно-исследовательские центры и институты.

Эколог

Портрет. Эколог занимается многим: от расчетов допустимых выбросов предприятий в окружающую среду до арктических экспедиций для защиты редких животных.

Образование. Инженеров-экологов готовят на «Экологии и природопользовании», «Инженерной защите окружающей среды». На факультете экологии и природопользования Московского государственного университета природообустройства студенты занимаются экологической экспертизой почв, ландшафтным планированием, физико-химическими способами очистки воды, чтобы в дальнейшем найти себя в Росприроднадзоре, структурах Мосводоканала или Федерального агентства водных ресурсов. Что нужно знать и уметь Экология находится на стыке нескольких наук (физики, химии, географии и биологии). Не обойдена вниманием и королева наук — математика. Расчеты, без которых немыслим ни один промышленный проект, строятся на основе строгих формул. Важная составляющая профессионального успеха эколога — безупречная компьютерная грамотность. Большинство современного оборудования высокотехнологично, включает микроэлектронику.

Место действия. Инженеры-экологи работают в штате крупных и не очень промышленных предприятий и всевозможных государственных контролирующих и сертифицирующих организациях. Экологи также требуются в природоохранные структуры, общественные организации и комитеты, экспертные компании. Уровень заработных плат во всех этих структурах крайне неоднороден. Наиболее высоко оценивается труд эколога-эксперта: 50–70 тысяч рублей в месяц. Инженеры-экологи на предприятиях зарабатывают 30—40 тысяч. А сотрудники всевозможных общественных организаций часто вообще работают за идею и частные гранты.

ТОП-7 профессий, связанных с экологией. Экологические профессии будушего

Наука об окружающей среде является междисциплинарной областью, которая охватывает идеи и информацию из многих научных дисциплин, включая математику, физику, химию, геологию, ботанику и зоологию. Профессии в сфере экологии требуют разносторонних фундаментальных знаний. Их спектр очень широкий. Есть также целый ряд профессий в науке об окружающей среде, которые требуют научного понимания, но могут быть доступны людям, которые изучали другие дисциплины.

ТОП-7 профессий экологической направленности

Ниже рассмотрены лучшие профессии, связанные с экологией – от карьерных работ, непосредственно работающих на местах, до более отдаленных, но актуальных и влиятельных. Описаны обязанности, необходимые навыки, дополнительная информация, чтобы дать четкое представление о том, что влечет за собой каждая профессия.

В перечне о том, какие профессии связаны с экологией, наиболее актуальные:

  • ученый-эколог;
  • экологический юрист;
  • инженер-эколог;
  • зоолог;
  • ученый по охране окружающей среды;
  • гидролог;
  • учитель.

Ученый-эколог

Должностные обязанности, условия труда и сосредоточенность в этой карьере очень разнообразны. В зависимости от работодателя, можно быть частью команды, состоящей из одного человека, которая проводит глубокий анализ конкретного водоема. Другой вариант – работа, как часть большой междисциплинарной команды, анализирующей широкий спектр воздействия на окружающую среду.

  1. Информирование и поддержка предприятий, правительств и широкой общественности о рисках для здоровья и опасностях для окружающей среды;
  2. Определение и выбор оптимального метода сбора данных для исследовательских проектов;
  3. Анализ проб почвы, воды, воздуха, продуктов питания и других материалов для получения данных об окружающей среде;
  4. Оценка угроз для окружающей среды с помощью научного анализа;
  5. Составление и представление технических отчетов о результатах с подтверждающими их исследованиями и выводами;
  6. Разработка стратегий для предотвращения, ограничения или устранения экологических проблем, таких как загрязнение земли, воздуха и воды.
  1. Обычно требуется получение ученой степени в области наук об окружающей среде или смежных с наукой областях;
  2. Понимание широкого спектра научных методов, анализа данных;
  3. Умение представлять результаты в технических отчетах, а также передавать их в понятной форме.

Экологический юрист

Экологическое право – это широкая и сложная специализация, которая становится все более востребованной. Это область права, которая требует высокотехнологичного понимания экологических проблем наряду с ключевыми навыками, необходимыми для юридической практики. Карьера экологического юриста позволяет влиять на взгляды и политику, неплохая альтернатива поиску научных решений экологических проблем.

  1. Анализировать и интерпретировать данные, полученные из норм права, обзоров литературы, исследований и выборок;
  2. Убедить судей в виновности с помощью тщательно продуманных аргументов, которые убедительно подтверждаются фактическими документами;
  3. Определить, есть ли достаточные доказательства для начала судебного преследования;
  4. Интерпретировать данные посредством интервью с учеными, часто в рамках судебного процесса, что позволяет им давать экспертные заключения, давать показания и информировать.

Требуемые навыки. Чтобы продолжить карьеру в области права окружающей среды, необходимо:

  1. Получить квалификацию юриста и успешно сдать экзамен на адвоката;
  2. Аналитическое мышление, навыки публичных выступлений, осторожное суждение;
  3. Отличная память и внимание к деталям;
  4. Глубокое научное понимание.

Инженер-эколог

Экологическая инженерия касается не только строительства экологически чистых зданий или объектов возобновляемой энергии. Такая профессия включает в себя все способы, которыми здания и объекты могут воздействовать на окружающую среду, включая борьбу с загрязнением или борьбу со сточными водами или разработку правил для предотвращения несчастных случаев во время строительства.

  1. Разработка дизайн-проектов, способствующие охране окружающей среды;
  2. Осмотр государственных и частных фабрик и объектов, чтобы убедиться, что они соответствуют экологическим стандартам;
  3. Консультирование правительств и предприятий по обращению и очистке загрязненных участков;
  4. Оценить значимость экологической опасности и дать рекомендации по ее устранению;
  5. Исследовать экологическое воздействие строительных проектов.
  1. Требуется диплом инженера – некоторые университеты предлагают именно диплом инженера-эколога, но любой диплом инженера поможет получить необходимые навыки;
  2. Творческое мышление;
  3. Направленность на решение проблем;
  4. Анализ данных;
  5. Навыки общения;
  6. Способность быстро понимать техническую информацию.

Зоолог

Зоология является одной из многих отраслей науки, на которые влияет экология. Хотя зоология является очень специализированной дисциплиной, многие зоологи детально изучают среду обитания животных, влияние человеческого поведения и то, как животные взаимодействуют с окружающей средой. Все это тесно связано с наукой об окружающей среде.

  1. Разработка и проведение экспериментальных исследований на животных;
  2. Собирать образцы и данные для научного анализа;
  3. Использование геоинформационных систем и программного обеспечения для моделирования поведения животных;
  4. Анализировать влияние деятельности человека на дикую природу и среду обитания;
  5. Разрабатывать планы сохранения и рекомендовать заинтересованным сторонам мероприятия по вопросам сохранения дикой природы и управления ими.
  1. Необходима степень по предмету, связанному с биологией – зоология или биология дикой природы, другое образование с факультативами в этих областях;
  2. Знания экологии, анатомии и клеточной биологии;
  3. Сильные ИТ-навыки;
  4. Критическое мышление;
  5. Внимание к деталям;
  6. Решение проблем.

Ученый по сохранению

Хотя ученые-экологи могут специализироваться на разных вопросах, а именно:

  1. Ученые-экологи, сосредоточенные на более широком изучении воздуха, воды и почвы;
  2. Ученые, занимающиеся вопросами сохранения, землепользования и влиянием потребления природных ресурсов, таких, например, как древесина, на землю.
  1. Поддержка правительств и землевладельцев в принятии решения о наиболее рациональном использовании земли;
  2. Помощь в управлении парками, лесами, природными территориями и частной землей;
  3. Мониторинг лесной и природоохранной деятельности, чтобы убедиться, что они соответствуют государственным нормам;
  4. Создание и реализация планов по управлению землями и ресурсами;
  5. Создание планов с учетом профилактики заболеваний, инвазий вредных насекомых и использования удобрений.
  1. Ученая степень в области естественных наук или лесного хозяйства. Эти степени учат практическим навыкам наряду с теорией;
  2. Навыки принятия решений, управления и физическая выносливость, разговорные навыки.

Гидролог

Гидрологи анализируют влияние воды на окружающую среду и как окружающая среда влияет на качество и количество воды. Существуют различные виды гидрологов, в том числе гидрологи подземных вод, которые изучают воду под поверхностью земли. Также есть гидрологи поверхностных вод, которые изучают надземные воды, такие как ручьи, озера и снежные массивы.

  1. Измерение объема, расхода, уровня pH и загрязнения водоемов и проб воды;
  2. Анализ данных о том, как загрязнение, эрозия, засуха и другие проблемы влияют на окружающую среду;
  3. Исследовать способы минимизации воздействия естественных и техногенных изменений на водоемы, такие как осаждение, эрозия и загрязнение;
  4. Использовать программное обеспечение с целью компьютерного моделирования для прогнозирования водоснабжения, наводнений и распространения загрязнения;
  5. Оценить, возможно ли реализовать проекты, связанные с водой, такие как гидроэлектростанции, ирригационные системы и очистные сооружения.
  1. Соответствующее высшее образование. Немногие университеты предлагают степень в области гидрологии, однако большинство наук о Земле или геологии дают возможность сосредоточиться на гидрологии;
  2. Понимание экономики, экологического права и государственной политики – может помочь гидрологам влиять на политиков;
  3. Аналитические, коммуникационные и критические навыки мышления.

Учитель и преподаватель

Преподавание является важным аспектом науки об окружающей среде. Оно обеспечивает то, чтобы будущие поколения понимали важность окружающей среды и влияние, которое люди оказывают на нее. Преподаватель дает представление, что жизненно важно для обеспечения сохранения и сохранения в будущем.

  1. Планирование и преподавание уроков;
  2. Оценка учеников и студентов для выявления слабых и сильных сторон;
  3. Вдохновлять учеников и студентов развивать свои интересы и способности;
  4. Приспосабливать уроки к любым изменениям в размерах, способностях или отношении класса;
  5. Контролировать учеников за пределами классной комнаты – например, в клубах или поездках.
  1. Требуется степень, а также интерес к обучению других людей;
  2. Уверенное публичное выступление, большое терпение;
  3. Навыки управления людьми, взаимодействия с ними;
  4. Высокий уровень научных знаний;
  5. Способность объяснять сложные идеи.

Это не все профессии, связанные с природой и экологией. Более того, по мере развития науки и техники их перечень будет расширяться. И это произойдет в ближайшие 5-15 лет.


В статье мы расскажем, какие профессии относятся к экологическим, кому они подходят, перечислим востребованные и актуальные профессии будущего в области экологии и техносферной безопасности, где получить образование.

Какие профессии относятся к экологическим

Экологическая сфера очень обширна. В этом направлении работают специалисты разного профиля, занимающиеся изучением природных ресурсов, атмосферы, фауны, флоры и других объектов окружающего мира.

Экологические профессии:

  • эколог;
  • инспектор по охране окружающей среды;
  • егерь;
  • фермер;
  • ботаник;
  • биолог;
  • агроном;
  • инспектор рыбоохраны;
  • инспектор по охране заповедных зон;
  • инженер по охране леса;
  • метеоролог;
  • картограф и др.

Кому подходят экопрофессии

Экопрофессии подходят людям, небезразличным к окружающему миру и природе. Стать хорошим специалистом в этой отрасли смогут люди, обладающие рядом личностных характеристик: добропорядочностью, ответственностью, аккуратностью, дипломатичностью и трудолюбием. Основным качеством хорошего специалиста является любовь к природе и стремление к сохранению экологии в окружающей среде.

Профессии будущего в области экологии

По прогнозам исследовательских институтов, к 2020 году количество вакантных мест для специалистов экологической отрасли увеличится на 1.4 млн.

«Зеленые» профессии станут одними из самых востребованных на бирже труда. Также появятся новые специализации, напрямую связанные с экологической сферой.

Эколог

Экологи занимаются изучением состояния воздуха, воды и почвы, определяют влияние деятельности человека и производств на природные ресурсы, выявляют уровень загрязненности окружающей среды, прогнозируют экологическую ситуацию.

В компетенцию профессионалов в области экологии также входит разработка правильной утилизации отходов, подбор мест для утилизационных работ, разработка госпрограмм для сохранения окружающей среды.

Квалифицированные экологи востребованы в разных сферах. Специалисты этого профиля могут трудоустроиться в организации по сохранению природных ресурсов, в Роспотребнадзор, в экспертные центры, лаборатории, в строительные, торговые организации и в другие коммерческие и госструктуры.

Профессия эколог – одна из самых перспективных специальностей будущего.

Сити-фермер

Сити-фермер – специалист по обустройству экологических вертикальных ферм на крышах городских высоток, где будут выращивать различные культурные насаждения и разводить животных.

Первая вертикальная ферма появилась еще в 2012 году в Сингапуре. По мнению специалистов, в ближайшие десятилетия агронебоскребы появятся во многих развитых странах, что повлечет спрос на профессиональных сити-фермеров.

Инженер по восстановлению окружающей среды

Восстановлением первозданного облика природы будут заниматься квалифицированные инженеры по восстановлению окружающей среды. В компетенцию этих специалистов будет входить реабилитация экосистем в местах с угнетенной экологией, восстановление вымерших представителей мира фауны и флоры.

Деятельность инженеров по восстановлению окружающей среды направлена на сохранение природных ресурсов и экологической обстановки в окружающем мире. Специалисты этого профиля будут востребованы на рынке труда в разных странах мира.

Рециклинг-технолог

Рециклинг-технолог – новая профессия, связанная с экологической деятельностью, появится уже через несколько лет. Специалистам этого профиля придется разрабатывать и внедрять перспективные технологии многократного применения материалов в производственные виды деятельности для сокращения объема отходов и утилизационных работ.

Системный биотехнолог

К 2020 году на бирже труда появится новая вакансия – системный биотехнолог. Сфера деятельности этого специалиста предполагает улучшение и создание новых продуктов, лекарств, растений и т. д. на основе проведенных научно-исследовательских работ с применением методов генной инженерии.

Большая востребованность системных биотехнологов наблюдается уже сейчас. В последующие годы специалистам этого профиля предрекают большое будущее и достойные перспективы.

Специалист по безопасности в наноиндустрии

Профессия специалист по безопасности наноиндустрии появится уже через несколько лет. Специалисты этого профиля будут отвечать за безопасность наносферы, потребителей конечных продуктов и окружающей среды. В компетенцию также входит разработка эффективных программ для быстрого реагирования на возможные негативные последствия производства и применения нанопродуктов.

Топ-10 востребованных экологических профессий в будущем

Предлагаем изучить список самых востребованных профессий будущего, спрос на которые появится в ближайшие 10 лет.

Топ-10 экологических профессий будущего:

  1. Биоэколог – детальное изучение экосистемы, оценка уровня загрязнения окружающей среды, биологический контроль, прогнозирование возможной экологической угрозы для человечества.
  2. Гидроэколог – исследование экологических процессов, происходящих в водной среде.
  3. Системный биотехнолог.
  4. Урбанист-эколог – проектировка новых населенных пунктов на основе экологических биотехнологий.
  5. Сити-фермер.
  6. ГМО-агроном – изучение ГМО-продуктов в сельском хозяйстве, создание новых продуктов с заданными свойствами на основе биотехнологических достижений.
  7. Виртуальный специалист поддержки здоровья человека. Контроль состояния здоровья пациента с применением цифровых технологий.
  8. Рециклинг-технолог.
  9. Механики экологических автомобилей. Создание, обслуживание и ремонт автомобилей будущего.
  10. Экоаудитор – аудит промышленных предприятий, модернизация производств с целью снижения неблагоприятного воздействия производственной сферы на природу.

Где получить экологическое образование

Получить экологическое образование можно в специализированных вузах, в колледжах и техникумах РФ. Абитуриентам доступен широкий выбор специализаций этого направления. Обучение проводится в очной и заочной форме.

Трудоустроенным людям, желающим пройти переподготовку и повысить квалификацию, можно пройти обучение на специализированных курсах в дистанционном режиме. После окончания учебного процесса выдаются дипломы о профессиональной переподготовке, наделяющие всеми полномочиями для ведения профессиональной деятельности по выбранной специализации.

Читайте также: