Как профессии могут повлиять на здоровье человека

Опубликовано: 02.10.2024

Если выбранная профессия требует лучшего здоровья, чем у вас есть, в будущем работа может спровоцировать возникновение заболевания или обострение уже имеющегося.

Допустим, человек со слабым зрением становится бухгалтером или корректором. В дальнейшем значительная нагрузка на глаза, необходимость скрупулезно прочитывать огромное количество текстов, выискивать ошибки или сверять балансы и отчеты может привести к прогрессированию близорукости. Так же таким людям не стоит планировать управлять транспортными средствами. Ведь ни один медосмотр водителей не будет пройден, в случае если у вас плохое зрение.

К рядом стоящим профессиям могут быть разные противопоказания, а к непохожим — как раз общие.

Например, среди фармацевтов не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. А людям, у которых наблюдается тремор (дрожание рук), вряд ли стоит становиться хирургами. И — менеджерами по работе с клиентами тоже. Кстати, популярная сегодня профессия менеджера подойдет далеко не всем. Умение убеждать других в своей правоте, донести до них идеи компании напрямую зависит от того, как хорошо вы владеете ораторским мастерством, в том числе отсутствуют ли у вас дефекты речи. Плохая дикция нежелательна и для гуманитариев в целом: им предстоит взаимодействовать с людьми.

Однако даже если ваше здоровье не совсем соответствует выбранной стезе, это не означает, что вы тут же должны отказываться от своей мечты. Необходимо взвесить все «за» и «против», подумать, можно ли преодолеть возникшие трудности. Записаться к логопеду — реально.

Есть и огромное количество специальностей, куда можно прекрасно вписаться с конкретным недостатком вашего здоровья. Один из отечественных художников-мультипликаторов, нарисовавший множество любимейших всеми героев мультфильмов, страдает дальтонизмом (это такая болезнь, когда человек неправильно видит цвета). Кроме того, существуют проблемы со здоровьем, которые достаточно сложно решить: хронические недуги небыстро поддаются лечению, а здоровых выпускников школ сейчас почти не осталось.

Группа людей разных профессий

Для многих профессий характерно периодическое или постоянное воздействие на организм человека одного или нескольких неблагоприятных факторов — высокого шума, напряжения, экстремальных условий, некомфортных погодных условий и т. д.

Некоторые из вас мечтают быть режиссерами шоу-программ, диджеями — однако музыка, ревущая из динамиков, ослабляет слух. Химические реагенты будут оказывать негативное влияние на здоровье агронома или зоотехника, медицинскими противопоказаниями к такому роду деятельности считаются аллергические реакции на ядохимикаты и удобрения, в частности экземы и другие кожные заболевания — а также хронический бронхит. Неблагоприятный фактор в работе геолога — некомфортные погодные условия, так что ему необходима устойчивость к простудным заболеваниям. А офисным работником может быть далеко не каждый. Каково выдерживать весь день вынужденную рабочую позу! Если вы весь день сидите за компьютером, следите, как он влияет на состояние вашей щитовидной железы. Когда оно неидеально, лучше отказаться от специальности программиста и предпочесть какую-либо другую.

Альтернатива — ежедневно пребывать в большом нервном напряжении, работая актером, режиссером, врачом, учителем, следователем, менеджером. Здесь высок риск психосоматических расстройств и последующих неврозов, болезней сердца, нервного истощения. Если вы хотите приобрести одну из вышеназванных специальностей, стоит хорошенько подумать, сможет ли вас вывести из себя какая-нибудь экстремальная ситуация. Часто ли вы волнуетесь или переживаете из-за пустяков? И, если да, то, возможно, стоит попробовать реализовать себя на другом поприще.

Молодые люди работают за ноутбуком

Практически безвредно для здоровья быть художником-модельером, дизайнером костюма: неблагоприятных производственных факторов здесь почти нет.

А менеджер, напротив, обязан не только ежедневно решать «мелкие» проблемы компании, но и уметь найти выход из кризисной ситуации, когда крах фирмы неминуем. Если срываются поставки, упал спрос на какой-нибудь товар, задача профессионала — в максимально короткий срок преодолеть эти сложности. Напряженный график, ненормированный рабочий день диктует очень высокие требования к состоянию его здоровья — он не должен иметь нервно-психических или сердечно-сосудистых заболеваний.

К кому обратиться за советом? К консультанту в центре занятости: у него есть описания профессий — профессиограммы, там перечислены противопоказания по конкретным специальностям. Вы можете изучить эти документы и самостоятельно (распечатки с ними обычно находятся в свободном доступе в таких центрах).

Если вы страдаете какой-либо серьезной болезнью, при выборе профессии этот фактор должен стать одним из приоритетных. Профконсультант поможет вам найти самые приемлемые по данному показателю специальности, из которых вы потом сможете выбрать ту, что вам интересна, соответствует вашим способностям, востребована на рынке труда и т. д.

Второй ваш союзник — это врач.

Какие специальности подходят, а какие не подходят при конкретных болезнях?

Люди в стрессовой ситуации

Ребята, страдающие эпилепсией, могут без вреда для здоровья стать модельерами, ретушерами, чертежниками и др. Однако им противопоказана работа в неблагоприятных метеоусловиях или связанная с токсическими веществами.

Имеющим порок сердца может быть рекомендовано заниматься архитектурой, искусством, технологиями производства продовольственных продуктов и товаров широкого потребления.

К сожалению, большое количество старшеклассников страдает сегодня гастритом, язвой. При их наличии лучше не выбирать профессии, связанные с частыми командировками, физическим и нервным напряжением. Не становитесь репортерами и корреспондентами, ведь в таком случае вам будет трудно соблюдать режим питания. Это же замечание касается и диабетиков.

Подросткам, имеющим нарушение деятельности щитовидной железы — тиреотоксикоз, не подходят строительство, судостроение, зато удачным выбором для них будут профессии врача, экономиста, библиотекаря, искусствоведа

Возможно, среди тех, кто читает эту статью, есть больные логоневрозом, или неврозом речи (проявляется в заикании). Вам противопоказаны нервное напряжение и производственный шум. В вузах можно овладеть любой специальностью, кроме педагогики, права, некоторых специальностей здравоохранения и искусства.

Ребятам, имеющим плоскостопие, лучше не идти в экспедиционные условия или в торговое либо рыбное пароходство.

Имея хронический ларингит — воспаление гортани — не выбирайте специальности, требующей напряжения голоса (например, педагог или диктор), а также предполагающей постоянное нахождение в неблагоприятных метерологических условиях (холод, влажный воздух, резкие перепады температуры).

Что касается кожных заболеваний, то для страдающих псориазом крайне нежелательно специализироваться в области химии, горного, геологоразведочного и металлургического дела, технологий производства товаров продовольственного спектра и большинства товаров широкого потребления. Зато можно спокойно осваивать приборостроение, электроприборостроение, экономику.

При нефрите (заболевании почек) противопоказана работа в контакте с химикатами, а также требующая длительного пребывания на ногах, систематического пользования городским транспортом или длительных командировок. Остальные профессии — пожалуйста.


Выбирая профессию, важно учитывать состояние своего здоровья. Нужно задуматься, как будущая профессия повлияет на ваш организм: не вызовет ли она обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых. Заранее проконсультируйтесь с врачом и выясните, не противопоказана ли вам выбранная профессия. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы и мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее.
Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, муд­рость и практичность которой изу­мляет. Правильная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.
Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии связан, прежде всего, с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям, то она благоприятно сказывается на общем состоянии человека. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.
Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и т.д.
Перед поступлением в учебное заведение каждый школьник проходит медицинский осмотр в поликлинике по месту жительства, на основании которого подростковый врач-терапевт выдает медицинскую справку (врачебное профессионально-консультативное заключение, форма № 86/у).
Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, следователь).
Существует целый ряд профессий, представляющих особые требования даже к практически здоровым людям. Это профессии, связанные с работой в экстремальных условиях. Для них проводится специальный отбор, учитывающий степень физического развития человека (летчик, спасатель МЧС и др.). Профотбор включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата.
Условно все требования, предъявляемые профессией к здоровью человека, можно разделить на четыре группы:
• двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
• анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
• нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нер­вной системы;
• интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.
По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.
Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).
Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органа слуха.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда (например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства). К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер.
Шестая группа – специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов человека. Если эти органы недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность противопоказана. Например, при нарушении органа зрения противопоказано работать чертежником, сборщиком часов, вышивальщицей, сборщиком микросхем; органа слуха – стенографисткой, автослесарем; органов обоняния – поваром.
По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:
• бытовые условия;
• умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
• одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
• тяжелые и вредные условия труда.

Опросник «Вегетативная лабильность»

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Несмотря на все достижения цивилизации, а может быть — благодаря им, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний: расстройства сердечно-сосудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т. д.

Часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность на себя, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. В последние годы резко возросло число менеджеров — людей, отвечающих работы других людей, организатором, управляющих. Профессия стала модной. И сразу появился новый диагноз — «синдром менеджера». Его симптомы — хроническая усталость, снижения иммунитета, плохое настроение, рассеянность, забывчивость — наблюдается у ответственных людей, которые занимаются не своим делом. Их организм так сигнализирует, что надо снизить нагрузки.

Группу риска составляют и люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

  • двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
  • анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
  • интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

Одни профессии связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, СБ и других служб.

По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:

  1. Бытовые условия.
  2. Умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие.
  3. Одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов.
  4. Тяжелые и вредные условия труда.

Выбирая профессию, задумайтесь, как она повлияет на ваше здоровье: не вызовет ли обострения хронических заболеваний или возникновения новых?

Если вы имеете заболевания этих органов, вам противопоказаны следующие условия работы

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. А вот любимая работа по силам сохраняет и укрепляет здоровье.

Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

Поведение человека направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха. Оценить состояние своего здоровья вам поможет следующая методика.

Анкета здоровья

Поставьте в клетке с номером утверждения плюс, если вы с ним согласны, и минус — если не согласны.

  1. У меня редко бывают головные боли после напряженной работы.
  2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
  3. Невыполненные задания или неудачи в учебе не волнуют меня.
  4. Я не волнуюсь перед экзаменом.
  5. Обычно я сдаю экзамен в числе первых и, не раздумывая, беру билет.
  6. Мне не требуется время на дополнительное задание.
  7. Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
  8. Меня не беспокоят сны на тему предстоящих экзаменов.
  9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
  10. Я всегда делаю то, что планирую.
  11. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
  12. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
  13. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
  14. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
  15. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
  16. Мне не хватает силы воли.
  17. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
  18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
  19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
  20. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

Здоровье определяется целым рядом факторов: врожденными особенностями, условиями жизни, экологической ситуацией, эмоциональным состоянием, привычками, образом жизни.

Если вы ежедневно проводите у экрана телевизора и за компьютером более трех часов, и при этом не занимаетесь спортом, то велика вероятность развития остеохондроза и ожирения.

Если вы курите и принимаете даже слабые алкогольные напитки хотя бы раз в неделю, у вас повышается вероятность возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Если вы намерены выбрать работу, связанную с постоянными эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

Опросник «Вегетативная лабильность»

Подумайте, относятся ли к вам данные утверждения?

  1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
  2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
  3. Когда меня что-то расстроило, или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
  4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
  5. Я часто мерзну.
  6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
  7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
  8. Мне бывает не по себе на большой высоте или в закрытом помещении.
  9. У меня часто бывают головные боли.
  10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.
  11. Я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
  12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
  13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
  14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
  15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Если более чем в десяти утверждениях говорится о знакомых ощущениях, уделите внимание своему самочувствию. Прежде, чем выбрать работу, связанную с эмоциональными и физическими нагрузками, посоветуйтесь с врачом.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм — больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье — этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы
Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды центра лизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.

Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения

Основные вредные факторы производственной среды

и их влияние здоровье работника

Отсутствие или наличие вредного фактора, его интенсив­ ность определяются при специальной оценке условий труда.

Обязательность специальной оценки условий труда определена Трудовым Кодексом, ст.212.

При этом работодатель обязан п роводить специальную оценку условий труда каждые 5 лет.

Классификация вредных факторов основана на Классификаторе вредных и, или опасных производственных факторов, утвержденных Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33Н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда».

Различают следующие группы вредных факторов:

2. Химический фактор.

4. Тяжесть трудового процесса.

Основные термины.

Вредный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процес­ са, воздействие которого может вызвать профзаболевание или другое нарушение состояния здоровья.

Опасный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процес­ са, который может вызвать острое заболевание, смерть работника.

Предельно-допустимая концентрация, уровень - такая концентрация, которая при ежедневной работе (кроме выходных дней) в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю и в продолжении все­ го рабочего стажа не могут вызвать каких-либо заболеваний или (и) отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки настоящего и последующих поколений.

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социально­ го благосостояния, а не только отсутствие болезни.

Острое профессиональное заболевание (отравление) – заболевание являющееся результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вред­ ного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воз­действия на работника вредного производственного фактора (факто­ров), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Меры по предупреждению влияния вредных факторов на здоровье человека в зависимости от их эффективности

Наиболее эффективной мерой является замена устаревшей техноло­гии на современную, учитывающую необходимость улучшения ус­ловий труда, а также исключение или значительное снижение вплоть до норм интенсивности фактора.

Обязательная организация и эффективное использование систем вен­тиляции: общеобменной механической, вытяжной механической, приточной механической, устройства систем кондиционирования.

Организация хозяйственно-питьевого водопровода согласно СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий».

Обеспечение качества питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» и проведение лабораторного производственного контроля за качеством питьевой воды. Питьевое водоснабжение осуществляется через сатураторные установки или питьевые фонтанчики.

Работодатель, согласно СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов (п.2.11), обязан обеспечить работающих спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, работа без них не допускается.

В производственных помещениях следует иметь укомплектованные аптечки, для оказания первой медицинской помощи (п.2.14 вышеназванных СП).

Рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

В воздухе производственной зоны должны соблюдаться ПДК и ПДУ вредных факторов согласно санитарно-гигиенических норм (ГН 2.2.5.1313-03 ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны и др.)

На рабочих местах должны соблюдаться нормативы освещенности (СНиП «Естественное и искусственное освещение»).

Рабочие предприятий должны быть обеспечены бытовыми помеще­ниями (гардеробные, умывальные, душевые, уборные, кабины личной гигиены женщин, помещения для обогревания работников, по­мещения для обеспыливания спецодежды, респираторные, помещения для сушки спецодежды и спецобуви и др.)

На предприятии должны быть созданы условия для горячего питания работников и для раздачи молока или других равноценных продук­тов. Прием пищи на рабочих местах не допускается.

На территории предприятия и во всех помещениях должна прово­диться ежедневная (ежесменная) уборка, а помещений бытового об­ служивания - с применением дезинфицирующих средств и средств по борьбе с насекомыми и грызунами.

В соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 от 30 марта 1999 г., ст. 11 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль за условиями труда, в том числе посредством проведения лабораторных и инструментальных

исследований и измерений.

Влияние вредных факторов на здоровье работника

Повышенная температура воздуха рабочей среды может привести к тепловому удару и гибели, к снижению иммунитета, возникновению инфекционных заболеваний, особенно простудного характера, к нару­ шению работы сердечно-сосудистой системы и в конечном итоге инва­ лидности и ранней смертности.

Производственная пыль, в зависимости от состава, может вызвать профессиональные аллергические заболевания (бронхиальную астму, аллергический насморк, конъюнктивит, дерматит и экзему). Кроме того, пыль может быть хранителем и носителем других, иногда более опас­ ных факторов (яйца гельминтов, ковровые клещи, возбудители-споры сибирской язвы, палочка туберкулеза и др.)

Наиболее опасна производственная пыль при работах в шахтах, руд­ никах, при строительстве, в т.ч. дорожном, сельском хозяйстве, при об­ работке металлов, камней, щебня, при сварочных работах в случаях превышения ПДК.

При этом могут возникать тяжелые профессиональные заболевания дыхательных путей (легких). Это пневмокониозы, в более узком смысле - силикозы. Они носят название в зависимости от состава пыли, напри­ мер: ферроз - у сварщиков, алюминоз - у рабочих электролизных цехов.

Химические вещества (промышленные яды). По токсическому дей­ ствию подразделяются на 1,2,3,4 классы опасности.

К 1 классу наиболее опасных относятся бенз(а)пирен с ПДК 0,00015мг/м, бериллий с ПДК 0,001 мг/м 3 , кадмий с ПДК 0,01 мг/м 3 , мышьяк с ПДК 0,01мг/м 3 , ртуть 0,05 мг/м 3 , хлор и фосфороорганические соединения и ряд других (хлор).

Бензин относится к 4 классу опасности (неэтилированный), как и .

К биологическим факторам относятся белково-витаминные препара­ты, кормовые дрожжи, растительная пыль, пыльца растений, комбикор­ ма, биостимуляторы, ферментные препараты, которые чаще всего вы­зывают аллергические заболевания.

Вторая группа биологических факторов включает инфицированные материалы, воздух, вода, пища зараженные возбудителями инфекцион­ных заболеваний 1,2,3,4 групп патогенности (опасности), а также био­ логические токсины (яды животных, рыб, растений).

Биологические факторы могут вызывать тяжелые, подчас смертель­ные отравления и заболевания работников, т.е. профессиональные бо­ лезни.

Например, туберкулез, бруцеллез, туляремию, чуму, геморрагиче­ скую лихорадку, бешенство. Это, как правило, профессии в сельскохо­ зяйственном производстве, медицине, фармацевтической отрасли, лабораторных службах, у охотников, работников лесного хозяйства.

Физические факторы - шум, вибрация, ионизирующие и неионизи рующие излучения.

Шум при превышении нормативов вызывает профессиональные за­ болевания: тугоухость, глухоту, шумовую болезнь.

Предельно-допустимые уровни шума утверждены в СанПиН «Шум на рабочих местах» норматив в ДбА составляет для мужчин 80 ДбА, для беременных женщин 60Д6А.

Вибрация условно подразделяется на производственную вибрацию от мощного оборудования и локальную от ручного инструмента.

Повышенные уровни вибрации приводят к тяжелому профессио­ нальному заболеванию - вибрационной болезни.

Ионизирующие излучения опасны для здоровья и жизни человека. Даже незначительные дозы могут провоцировать раковые заболевания, в том числе лейкозы, а также лучевую болезнь.

Неионизирующие излучения при работе на передающих установках, локаторах, физиотерапевтических кабинетах, при работе на ПЭВМ.

Превышение нормативов может приводить к снижению иммунитета, обострению хронических заболеваний, лейкозов, раковых заболеваний.

Особенно опасен этот фактор для беременных женщин и плода. Поэто­ му работа беременных и кормящих женщин с оборудованием, генери­ рующим неионизирующее излучение запрещается.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Как работа влияет на вашу личность

Задав вопрос о том, с чем людям приходится сталкиваться на работе, можно получить очень разные ответы.

Стоматолог скажет, что ему постоянно приходится иметь дело с отговорками и слабохарактерностью. Взрослые серьёзные люди отменяют приём, ссылаясь на отсутствие свободного времени, а когда всё-таки оказываются в кресле, врут о том, как тщательно они пользовались зубной нитью, и нарушают все обещания, которые давали в прошлый раз. Воспитание «больших детей» делает стоматолога строгим.

Юрисконсульт ответит, что он ежедневно сталкивается с агрессией и нетерпеливостью своих клиентов, которые хотят, чтобы всё было сделано ещё вчера. Никому нет дела до личной жизни других людей.

Звукорежиссёр скажет, что проблемы возникают неожиданно и постоянно, но если быть внимательным и действовать методично, то решение обязательно найдётся. Если есть семь возможных причин проблемы, нужно просто проверить каждую из них. Технологии вообще хороши тем, что в этой сфере всё устроено логично.

Что работа меняет в нас

Все профессии можно классифицировать в зависимости от того, какие черты человеческой натуры они укрепляют и ослабляют.

  • Терпение и раздражительность. Приучает ли ваша работа акцентировать внимание на том, что происходит здесь и сейчас, а то, что случится через несколько лет, считать неважным (новостной редактор, медсестра-сиделка)? Или же она заставляет вас мыслить в долгосрочной перспективе (авиационный инженер, инспектор по надзору за электростанциями)?
  • Подозрительность или доверие. Какое из чувств обостряет ваша работа? Вы находитесь в среде, где люди держат многое при себе или используют прямую ложь (журналист, антиквар)? Или же вы работаете с людьми, которые не скрывают того, что их беспокоит (психотерапевт, авиадиспетчер)?
  • Умозрительность или конкретика. На работе вы сосредоточены на том, какими вещи могли бы быть, или на том, какие они на самом деле? Вы обращаете внимание на то, чему все остальные люди не придают значения (учёный, поэт), или вам платят за внимательное отношение к сугубо практическим деталям (кровельщик, поставщик свежих фруктов)?
  • Поиск согласия или независимость. Некоторые профессии учат способности приходить к общему мнению (преподаватель, организатор праздников), другие выдвигают на первый план личное мнение или необычную точку зрения на привычные вещи (тренер, предприниматель).
  • Оптимизм или пессимизм. Работа призывает вас находить положительные стороны и, возможно, сглаживать недостатки (маркетинг, личный коучинг) или вырабатывает привычку прежде всего обращать внимание на опасности и ошибки, которые могут привести к неприятностям в будущем (юристы, бухгалтеры)?
  • Нацеленность на прибыль или отстранённость от финансовых вопросов. Предполагает ли рабочая среда и ваш статус сосредоточенность на деньгах и прибыли (торговый агент, генеральный директор) или же этому можно вообще не придавать значения изо дня в день (научный сотрудник, учитель)?
  • Хрупкое положение или надёжный статус. Художники часто терпят неудачи: работа, в которую они вложили всю свою душу, может быть недооценена, а то и полностью проигнорирована. Даже если они будут хороши в том, чем занимаются, коммерческий успех и признание общества вовсе не гарантированы. Тогда как другие профессии подразумевают хорошее вознаграждение: например, квалифицированный IT-специалист обязательно найдёт высокооплачиваемую работу.
  • Лучшие или худшие стороны жизни. Некоторые профессии всё время напоминают о ценности жизни (акушерство, уход за больными). В других сферах люди больше сталкиваются с худшими сторонами человеческой натуры (полиция, семейное право).
  • Строгая иерархия или случайное продвижение. В одних профессиях условия, которые требуются для продвижения по карьерной лестнице, заранее известны и логичны (пилот, учитель), в других же карьерный рост гораздо больше зависит от случая и связей (телевидение, политика).
  • Работа в исчезающей или растущей отрасли. Есть направления деятельности, золотой век которых уже в прошлом. Работать в таких сферах, вероятно, не так интересно, как раньше (книгоиздательство, эфирное телевидение). А есть новые отрасли с высокими прибылями и взрывным ростом (социальные медиа, технологии). Вы работаете с людьми, которые чувствуют, что могут завоевать мир, или находитесь среди тех, кто понимает, что мир уже победил их?

Сущность перемен

Пребывание в определённой психологической среде ежедневно в течение многих лет оказывает огромное влияние на наши привычки и мышление. Это влияет на то, как мы воспринимаем людей, определяет наши взгляды на жизнь и постепенно меняет нас самих. Всё, что мы делаем на рабочем месте, распространяется и на остальную часть нашей жизни.

Обычно мы считаем, что такое случается где-то далеко и с кем угодно, только не с нами. Мы понимаем, что взгляды французского аристократа в XV веке были предопределены строгой социальной иерархией и этикой воина, а тяжкий труд и постоянная борьба со стихией значительно повлияли на мировоззрение обитателей шотландской рыбацкой деревушки в XIX веке. Однако мы мало чем отличаемся от них. Нам гораздо сложнее заметить то, что происходит с нами, поскольку для нас самих наши взгляды кажутся совершенно естественными и единственно верными, хотя это не так. Увидеть это поможет встреча с иностранцем или человеком с совершенно отличным от вашего родом занятий.

Иногда мы можем заметить результаты воздействия работы на человека. Если спросить адвоката, какими будут машины через 20 лет, он удивится: зачем вообще размышлять о чём-то недостижимом сейчас? Технологии могут развиваться совершенно непредсказуемо, но и через 20 лет будут суды, законы и юриспруденция. И мы разберёмся со всем этим, когда придёт время. А если поинтересоваться у академика, сколько он зарабатывает в час или какую прибыль принесло его последнее открытие, он наверняка сочтёт ваши вопросы неуместными.

Мы знаем, что образ мышления людей в рабочей среде также прослеживается в их поведении в обычной жизни. Учитель начальных классов воспринимает своих детей как учеников, преподаватель, привыкший читать лекции, обычно оказывается главным болтуном на званых обедах, а политик вряд ли удержится от того, чтобы произнести речь на свадьбе.

Однако это всё лишь вершина айсберга. Влияние работы становится заметным во множестве других случаев.

  • Технические специалисты очень спокойны и воспринимают жизненные проблемы так же, как технические неполадки, с которыми они сталкиваются на работе. Они считают, что с большинством трудностей можно разобраться, если не паниковать и методично перебрать все возможные решения.
  • У телепродюсеров хрупкое чувство собственного достоинства. Они очень агрессивны, когда чувствуют, что находятся на вершине, но быстро меняют поведение, поняв, что ситуация складывается не в их пользу.
  • Стоматологи любят командовать. Они так часто отчитывают людей за их слабости, что это становится привычкой.
  • Писатели-фрилансеры, которым постоянно приходится подстраиваться под требования заказчиков, привыкают к ощущению, что их недопонимают и недооценивают.

Хорошее и дурное влияние

Работа может хорошо влиять на людей. Мировосприятие, приобретённое в рабочей среде, часто восполняет пробелы и культивирует качества, которые человек не смог бы развить самостоятельно. В офисе, где важна скорость и пунктуальность, нерасторопный и легкомысленный человек обычно становится более собранным. А среда, где достижение компромисса является частью рабочего процесса, будет чрезвычайно полезна для людей, которые считают собственное мнение исключительно важным.

Однако работа оказывает и негативное влияние. Когда у человека закрепляется определённый способ мышления и выполнения задач, всё отличное от этого постепенно вытесняется. Школьный администратор может быть очень хорош в подборе персонала и решении организационных проблем, но вопрос «Какова глобальная цель образования?» поставит его в тупик.

Подобные вопросы могут быть очень болезненны для многих из нас, поскольку лишний раз напоминают, от чего нам пришлось отказаться, чтобы сосредоточиться на конкретной работе. Посвятив большую часть жизни определённому делу, мы не в состоянии уделить достаточно времени другим, потенциально не менее интригующим, вещам.

Помнить о том, как работа меняет нас, — значит быть снисходительнее к другим людям. Возможно, это работа сделала их нервными, агрессивными или скучными. Занимаясь чем-нибудь другим, они, вероятно, были бы совсем другими людьми.

Читайте также: