Помощник машиниста локомотива что за профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Работа на РЖД всегда пользовалась большой популярностью. Одна из самых востребованных и хорошо оплачиваемых железнодорожных профессий – машинист поезда. Но стать им не так-то просто. Сначала придется поработать помощником у опытного машиниста.

Помощник машиниста – это профессиональный железнодорожник, который является неотъемлемой частью локомотивной бригады. Он находится в подчинении у машиниста и выполняет вспомогательные функции по обслуживанию локомотива.

История профессии

Вести поезд поручается локомотивной бригаде. Ранее, во времена паровозов, она состояла из машиниста, его помощника, одного-двух кочегаров и смазчика, который обслуживал локомотив в депо. Затем место паровозов заняли тепловозы, и в бригаду вместо смазчика и кочегаров был включен дизелист, который контролировал работу дизель-машины.

Сейчас, во времена электровозов, в составе локомотивной бригады остались только два сотрудника РЖД – машинист и помощник машиниста.

Описание и характеристика профессии

Поскольку помощник машиниста – необходимая ступень для получения специальности машиниста, то основная его цель – учиться всем тонкостям профессии в процессе работы. Чем быстрее молодой сотрудник войдет в курс дела, наездит необходимое количество километров, тем быстрее он сможет сдать экзамен и возглавить локомотивную бригаду.

В целом его работа заключается в выполнении таких функций:

  • контроль исправности средств радиосвязи и безопасности;
  • обеспечение безопасного движения составов и локомотивов в процессе осуществления пассажирских и грузовых перевозок;
  • выполнение заданий машиниста в части технического обслуживания локомотива;
  • устранение выявленных неисправностей.

Сейчас помощники привлекаются в основном на грузовых и пассажирских составах дальнего следования. Пригородную электричку или состав метро чаще всего поручают вести одному опытному работнику, молодых помощников ему придают только для обучения и прохождения практики.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Стать помощником машиниста могут только юноши, поступив после 9 или 11 класса в один из железнодорожных колледжей или техникумов на обучение по специальности "техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)".

Профессия помощник машиниста не требует учебы в вузе. Получить необходимые знания и диплом можно в ссузах:

  1. Хабаровский техникум железнодорожного транспорта работает как отделение Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Он входит в сотню лучших специальных учебных заведений страны.
  2. Лискинский техникум железнодорожного транспорта Ростовского государственного университета ПС. Здесь учат специалистов для предприятий местного железнодорожного узла (станция, вагонное, рефрижераторное, локомотивное, грузовое депо). Учащемуся после выпуска гарантировано трудоустройство в системе РЖД.
  3. Пензенский техникум железнодорожного транспорта является составной частью Самарского государственного университета ПС. Здесь на семи отделениях производится учеба не только на помощника машиниста, но и на другие востребованные специальности: "электроснабжение", "автоматика и телемеханика", "железнодорожное строительство" и др.

Большинство техникумов являются подразделениями региональных железнодорожных вузов. Здесь действует правило: если учишься в ссузе, то имеешь льготы при поступлении в соответствующий вуз. Правда, это касается только профильных специальностей. Кроме того, для обеспечения своих предприятий, РЖД всегда заказывает большое количество мест в техникумах и колледжах, поэтому есть хороший шанс получить образование за бюджетный счет.

Профессиональные обязанности

Помощник машиниста считается техническим исполнителем. В его должностные обязанности входит:

  • оперативное выполнение распоряжений машиниста, диспетчеров, дежурных по станциям и депо, а также инструкторов;
  • обеспечение постоянной радиосвязи с ответственными лицами по ходу движения поезда;
  • техническое обслуживание локомотивов во время остановок и стоянок на маршруте, а также при приемке и сдаче локомотива;
  • соблюдение режима движения поезда в соответствии с режимными картами;
  • контроль функционирования агрегатов и узлов электровоза или тепловоза, инвентаря, систем связи и безопасности, в частности пожаротушения;
  • устранение неисправностей по ходу движения, если это невозможно – принятие мер к освобождению перегона для других составов;
  • ведение учета расхода топлива и смазочных материалов;
  • ведение необходимой маршрутной документации, внесение записей в журнал замечаний;
  • визуальный контроль процесса посадки и высадки пассажиров при управлении моторвагонным средством (электричка, метро);
  • замена машиниста, если тот по каким-то причинам не может вести состав, для остановки поезда, недопущения его самопроизвольного движения и оповещение диспетчера, дежурных по станциям и машинистов ближайших поездов.

Помощник машиниста обязан знать все нормативные документы, касающиеся работы на железнодорожном транспорте, в том числе нормы техники безопасности, охраны труда. Он должен разбираться в устройстве электровоза и тепловоза, возможных причинах возникновения неисправностей в основных системах локомотива и способах их устранения. Кроме того, помощник обязан знать нормы расхода дизельного топлива или электроэнергии в различных режимах движения, и вносить предложения относительно их экономии.

Кому подходит

Профессия водителя железнодорожного состава в России доступна только мужчинам из-за своей сложности и негативного влияния на организм. Требования к кандидатам со стороны работодателя выдвигаются такие:

  • крепкое физическое здоровье, что подтверждается ежегодными медицинскими осмотрами;
  • хорошее зрение и слух;
  • развитый глазомер (линейный, объемный и плоскостной) и зрительная память;
  • склонность к работе с техникой;
  • мгновенная реакция на изменения дорожной ситуации;
  • умение быстро переключаться с одного процесса на другой;
  • ответственность;
  • пунктуальность.

Если кандидат имеет хронические заболевания дыхательной или сердечно-сосудистой системы, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, проблемы с различением цветов или сужением зрительных полей, то ему не удастся пройти медкомиссию.

Заработная плата

В среднем по стране зарплата такого сотрудника ОАО "Российские железные дороги" составляет около 30-35 тысяч рублей. При этом нужно учесть, что это обычно молодые начинающие техники, у которых еще нет выслуги лет и высокого квалификационного разряда.

Наибольшее количество вакансий открыто в Кемеровской области, Красноярском крае, Республике Саха и в Подмосковье. В отдаленных регионах работодатели готовы платить намного больше – от 80 до 100 тысяч рублей на Камчатке, Чукотке, Алтае, Магаданской и Томской областях.

Как построить карьеру

Основная карьерная перспектива помощника машиниста – стать машинистом и самостоятельно руководить составом. Для этого придется пару лет поработать, пока наберется необходимый наезд, после чего нужно будет сдать квалификационный экзамен. Со временем работнику будут присваиваться более высокие разряды, пойдет выслуга лет, увеличатся премии, и условия оплаты труда станут в 2-2,5 раза лучше, чем в начале трудовой деятельности. Дальнейший карьерный рост потребует получения профильного высшего образования.

Перспективы профессии

Молодой человек, который пошел учиться в железнодорожный техникум на помощника машиниста, может не бояться остаться без работы. РЖД является огромной системой, которой всегда будут нужны квалифицированные рабочие руки. Главное – это ответственность и желание выполнять свои обязанности качественно.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия помощник машиниста подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Прогресс неустанно движется вперед, преобразовывая все вокруг, и железная дорога не стала исключением. За последние десятилетие было выпущено довольно-таки много новых моделей поездов, способных работать в полуавтоматическом режиме. Однако это не изменило того факта, что управлять железнодорожным составом должны двое: машинист и его помощник.

Итак, что же представляет собой профессия помощник машиниста? Тяжело ли ее освоить? И какие достоинства и недостатки она имеет?

помощник машиниста

Общая информация

Помощник машиниста тепловоза или электровоза – это должность, которая имеется в любой железнодорожной бригаде. Без наличия этого специалиста состав попросту не выпустят из депо. Следовательно, помощник машиниста является неотъемлемой частью рабочего коллектива.

Однако не каждый желающий может претендовать на эту вакансию. Что, собственно говоря, и неудивительно, ведь обязанности помощника машиниста требуют наличия у кандидата определенных личностных качеств и профессиональных навыков.

Каким должен быть помощник машиниста?

Для начала разберемся в том, какими качествами должен обладать этот работник. Ведь специфика этой профессии сильно ограничивает круг потенциальных кандидатов.

Итак, основные критерии такой профессии, как помощник машиниста, следующие:

  • Хорошая память, дабы усвоить всю необходимую информацию по уходу за поездом.
  • Острота реакции, ведь многое зависит от того, насколько быстро он заметит изменения в показаниях приборов или приближение опасности.
  • Ответственность, ведь чем качественней он выполняет свою работу, тем выше безопасность пассажиров и груза.
  • Аналитический склад ума. Все операции будут связаны с механизированными процессами, что требует определенного взгляда на вещи.
  • Длительные переезды и ненормированные смены, проходящие в постоянной качке, сказываются на здоровье. Следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью и стрессоустойчивостью.

помощник машиниста электровоза

Где получить образование?

Помощник машиниста электровоза (тепловоза) – это профессия, требующая особого образования. Получают его в специализированном техникуме или колледже. Найти подобное учебное заведение можно во многих областных и региональных центрах страны, при этом условия отбора практически везде будут одинаковыми.

Однако следует заметить, что ежегодно на эту профессию претендуют сотни желающих. Из-за этого возникает жесткая конкуренция, усложняющая процесс поступления.

Обязанности помощника машиниста

Как говорилось ранее, помощник машиниста всегда должен выкладываться на полную катушку и качественно выполнять порученные ему обязанности. Ведь от этого зависит не только техническая исправность механизмов поезда, но и безопасность пассажиров.

помощник машиниста тепловоза

Итак, основные обязанности помощника машиниста:

  1. Проверка всех механизмов и агрегатов тепловоза до его отправки. При наличии неисправностей или дефектов он должен устранить их самостоятельно или же сообщить о возможных проблемах механику железнодорожной бригады.
  2. Во время движения поезда помощник должен следить за показаниями приборов, отвечать на радиозапросы диспетчера, а также наблюдать за действиями машиниста.
  3. При необходимости (возникновение неисправностей, неспособность машиниста выполнять свои обязанности, экстренная ситуация) он должен взять на себя управление поездом или же остановить его.
  4. По завершении рейса помощник проверяет состояние локомотива и вместе со своим непосредственным начальником отгоняет его на запасные пути.

Преимущества и недостатки профессии

Главным достоинством этой работы является заработная плата, уровень которой можно оценить как "выше среднего". Также здесь есть карьерный рост, что стимулирует к дальнейшей работе.

Среди минусов в первую очередь следует отметить то, что этим специалистам приходится много времени проводить в разъездах, а это плохо сказывается на их личной жизни.

Помощник машиниста кто это

Управление таким сложным транспортным средством как поезд невозможно одному человеку именно по этой причине, в кабине находится тот, кто готов будет прийти к нему на помощь. Давайте рассмотрим такую профессию, как помощник машиниста кто это, что должен знать и уметь.

Особенности профессии

Управление поездом является довольно сложным процессом. И мы, как простые пассажиры, об этом даже не задумываемся. В отличие от автомобиля, машинисту приходится контролировать очень много приборов. Именно по этой причине в кабине всегда находится помощник. Он готов выполнить то что не успевает сделать напарник.

Стоит рассмотреть, чем занимается помощник машиниста:

  • осуществляет надзор за работой оборудования поезда, за устройствами безопасности поезда, а также и радиосвязью;
  • следить за сигналами семафоров, своевременно извещая о них;
  • ведет запись показаний приборов и датчиков, причем в случае сигнала о неисправности он должен сообщать об этом машинисту;
  • дает советы и рекомендации машинисту, на каких участках пути следования ему предстоит снизить или набрать скорость, когда приступить к торможению.

Такое описание специальности говорит о том, что работа является не только сложной, но и ответственной, требующей от обоих специалистов внимания и концентрации.

Какую задачу выполняет помощник машиниста

Современные поезда и локомотивы оснащаются большим количеством оборудования, позволяющего в автоматическом режиме управлять поездом. Но все же они требуют внимания и участия человека. Все дело в том, что в отдельных случаях, требуется участие сразу двух человек, которые находятся в кабине. Ведь панель приборов достаточно большая и имеет множество датчиков состояния и переключателей.

Электронная энциклопедия википедия говорит о том, что этот специалист отвечает за безопасность следования поезда, а машинист будет заниматься непосредственно управлением.

Кроме того , два человека в кабине страхуют друг друга, что особенно важно, в случае дальних рейсов. В этом случае, помощник машиниста, сможет даже заменить самого машиниста, особенно если возникают различные форс-мажорные обстоятельства.

  • При этом, помощник не является дублером, так как имеет свои определенные функции, в том числе самостоятельно своевременно выявлять неисправности или возможные проблемы, решать их самостоятельно или при помощи машиниста, вызывая других специалистов при остановке на станции, где имеются мастерские.

Что нужно, чтобы стать специалистом

Для того, чтобы стать помощником машиниста потребуется пройти специальное обучение. Сделать это можно в железнодорожных техникумах. Очень часто, если квалификации и опыта у помощника хватает чтобы сдать квалификационный экзамен, то он может сам стать машинистом.

Причем конкурс в такие учебные заведения является довольно высоким и к кандидатам предъявляются высокие требования относительно не только знаний, но и здоровья.

Именно по этой причине, стоит сразу определить все те качества, которые должен иметь каждый кандидат в помощники машиниста:

  • крепкое здоровье. Специалисту приходится очень долгое время участвовать в управлении поездом, причем очень часто в одном положении;
  • уметь концентрировать и практически мгновенно переключать свое внимание;
  • обладать отличной зрительной памятью;
  • иметь хорошую реакцию;
  • обладать и уметь использовать плоскостным, объемным и линейным глазомером;
  • владеть знаниями, достаточными для управления поездом;
  • разбираться в возможных неисправностях и уметь их быстро устранять;
  • знать в совершенстве основы электротехники и материаловедения.

Из данного описания становится видно, что за профессия помощник машиниста. Конечно, для детей она может казаться чем-то романтическим, однако на самом деле это очень тяжелый труд, имеющий свои противопоказания.

В частности, это касается следующих видов заболеваний:

  • наличие хронических нарушений функций вестибулярного и слухового аппарата;
  • если имеют место болезни сердечно-сосудистой систем;
  • если возникают проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом;
  • при бронхиальной астме;
  • особенно запрещено учиться и работать по специальности, если нарушено цветоощущение.

Личностные характеристики

Стоит обратить внимание и на личностные характеристики специалиста. К ним относят:

  • высокая устойчивость к стрессам;
  • аккуратность, внимательность и осторожность;
  • ответственность и дисциплинированность;
  • отсутствие проблем с памятью;
  • способным самостоятельно принимать решения даже в экстремальных ситуациях.

При наличие этих и многих других важных свойств характера личности, вам доступна профессия вначале помощника, а затем и самого машиниста.

К чему стоит быть готовым

Стоит ли говорить, что каждая специальность имеет свои преимущества и недостатки. Их стоит рассмотреть подробнее.

Так, рассматривая плюсы и минусы профессии, стоит сказать, что все они могут сказаться как в плюс, так и в минус выбора специальности.

Из плюсов:

  • высокая востребованность на рынке труда – всегда можно легко поменять место работы;
  • наличие карьерного роста;
  • достаточно высокие зарплаты;
  • возможность побывать в других городах и даже в странах, причем за это даже заплатят.

Стоит назвать и минусы:

  • очень высокая ответственность за жизнь людей и сохранность вверенного груза;
  • во время поездки потребуется большое нервное и физическое напряжение;
  • нет стабильного графика работы, так как рейсы могут быль довольно продолжительными;
  • большой риск здоровью;
  • есть опасность катастроф.

Вывод

Итак, помощник машиниста кто это такой? Это специалист, который не только является важным помощником машиниста, но и сам может им стать, если будет проявлять достаточное количество усердия и старания и трудолюбия.

экипаж электровоза

Обязанности помощника машиниста электровоза

 Обязанности помощника машиниста

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

сцепка и расцепка локомотива;

помощь машинисту в маневровых работах;

наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия работы помощником машиниста электровоза

Условия работы помощника машиниста электровоза

Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

    электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;

напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);

тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза

обучение на помощника машиниста

Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

    быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;

окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;

пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;

пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);

иметь допуск по электробезопасности V группы.

Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

У данной профессии есть свои плюсы:

стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;

ранний выход на пенсию;

льготы при путешествиях по железной дороге.

А вот минусы гораздо более существенны:

    низкий уровень заработной платы;

отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);

вредные и тяжелые условия труда;

напряженный график работы, постоянные переработки;

высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).

Зарплата машиниста электровоза, тепловоза (локомотива)
помощник машиниста
Помощник машиниста кто это

Для начала дадим краткое определение, которое возьмём из википедии, где сказано, что помощник машиниста — это квалифицированный работник, ведущий свою деятельность, находясь в штате бригады железнодорожного локомотива.

О профессии

Мы все знаем, что всё в нашей жизни прогрессивно развивается, в том числе и железная дорога.

  • В последнее десятилетие на пути вышло большое количество новых моделей железнодорожных локомотивов, которые имеют не только современный внешний вид, но и могут работать в самостоятельном полуавтоматическом режиме.

Но даже это не убирает того факта, что в кабине машиниста должны работать двое, а именно машинист и помощник машиниста.

При выпуске состава из депо, в его кабине должно находиться два специалиста, иначе рейс просто будет невозможен, так как правила эксплуатации железных дорог это не допускают.

Читая статью дальше, вы узнаете, какими знаниями и личными качествами должен обладать помощник машиниста.

Сколько получает машинист в западных странах

В США количество машинистов сокращается в связи с растущим уровнем автоматизации. Тем не менее, пока профессия остается достаточно востребованной. Чтобы стать машинистом, нужно пройти медкомиссию и получить сертификат образовательного курса, основанного Федеральным управлением железных дорог. После окончания курсов машинист будет зарабатывать 55-60 тысяч долларов в год, то есть до 5 тысяч долларов в месяц.

Другие профессии: Какая зарплата у оператора АЗС?

В Германии железнодорожники тоже получают достаточно высокие зарплаты – в среднем у машинистов она равняется 50 тысячам евро в год, а к этому нужно прибавить хороший соцпакет и даже отдых в своего рода здравницах.

Личные качества помощника машиниста

Для того, что бы максимально корректно выполнять свои должностные инструкции, человек должен обладать следующими качествами личности, которые говорят о профпригодности:

  • Желание работать на железной дороге в качестве второго человека, управляющего локомотивом;
  • Иметь хорошее зрение;
  • Обладать быстрой реакцией;
  • Быть максимально ответственным;
  • Иметь аналитический склад ума;
  • Отличное физическое и психическое здоровье;
  • Быть сдержанным в любой чрезвычайной ситуации;
  • Недопущение приёма алкоголя и наркотических средств;
  • Отсутствие фобий.

Преимущества и недостатки профессии

У профессии машиниста есть свои преимущества и недостатки. К числу преимуществ относятся:

  1. высокий спрос на представителей рассматриваемой профессии,
  2. стабильная зарплата, причем в целом даже выше, чем средняя по стране (для рабочих специальностей),
  3. хороший социальный пакет, в который входит льготное медицинское обслуживание,
  4. наличие льгот, которые в основном касаются бесплатного проезда по железной дороге (например, в отпуск).

Однако у этой профессии есть немало недостатков. Например, сам график выстроен так, что предполагает ночные смены, а это считается вредным для здоровья. Не менее опасной в этом плане считается и работа в условиях постоянного стресса. Не говоря уже о том, что машинисту часто приходится работать в выходные и праздничные дни вместо того, чтобы проводить их с семьей (правда, за работу в этот период он получает компенсирующие выплаты). Частые командировки, ночлег в не самых комфортабельных гостиницах, отсутствие полноценного отдыха – все это тоже относится к недостаткам профессии.

Другие профессии: Сколько получают суррогатные матери?

Зарплата машиниста электровоза, тепловоза (локомотива)

Кроме того, машинисты на рабочем месте подвержены постоянному воздействию вибраций и магнитного поля, что может сказываться на состоянии здоровья. Не стоит забывать и о таких вещах как риск аварий или травмы.

Как стать помощником машиниста

Наверное, мы никого не удивим, если скажем, для получения должности помощника машиниста, требуется специальное образование.

После окончания общеобразовательной школы будущему помощнику машиниста предстоит поступление в колледж, где после его окончания, молодой специалист овладеет знаниями и практическими навыками управления железнодорожным локомотивом.

  • После этого предстоит практика, а затем человека допускают к должности помощника машиниста.

Часто после окончания учебного заведения будущие специалисты работают проводниками. Этим они обеспечивают себе дополнительный опыт в междугородних перевозках.

В процессе работы, придётся постоянно сдавать профессиональные зачет и повышать свою квалификацию.

Как стать машинистом локомотива?

Чтобы получить должность машиниста локомотива, высшее образование иметь не нужно. Тем не менее, учиться необходимо. Надо получить среднее образование по соответствующей специальности. Достаточно окончить ж/д техникум или колледж, а поступать туда можно как после 9-го, так и после 11-го класса. Кроме того, есть учебные центры при региональных отделениях РЖД, где могут учиться граждане со средним образованием.

Однако выпускники таких учебных заведений не сразу становятся машинистами. Для начала им нужно какое-то время поработать помощником машиниста. Самостоятельное управление многотонным составом неопытному новичку никто не доверит. Для этого придется наработать наезд – определенное количество часов. В среднем это занимает около двух лет, после чего помощник сдает квалификационный экзамен и затем уже работает машинистом.

Чем занимается помощник машиниста

А теперь давайте ознакомимся с прямыми обязанности помощника машиниста и разберёмся, чем занимается он.

  • Перед отправкой локомотива осуществляет все технические узлы машины на выявление поломок, если таковые имеются;
  • При обнаружении технических проблем, передаёт эту информацию машинисту;
  • Ведёт наблюдение за показаниями приборов машины, отвечает на сообщения, передаваемые по рации;
  • Следит за физическим и эмоциональным состоянием машиниста. Это особенно актуально в ночное время суток;
  • Даже при небольших недомоганиях машиниста, помощник должен взять управление на себя;
  • По прибытии из рейса повторно производит технический осмотр локомотива.

Обязанности помощника машиниста локомотивной бригады

Автор: admin

Рубрика: Разное Комментариев нет

помощник машиниста

Сотрудник железнодорожного транспорта, который помогает машинисту, и по своим функциональным обязанностям является членом локомотивной бригады, называется помощник машиниста локомотива. Работа на железнодорожном транспорте и в локомотивной бригаде, характерна повышенной опасностью для жизни и здоровья. Чтобы гарантировать безопасность для служащих и пользователей железнодорожного транспорта, разработаны обязанности помощника машиниста локомотива, которыми он руководствуется в повседневной работе.

На территории стран бывшего СССР функциональные обязанности машиниста локомотива (состава) и его помощника регулируются нормативными актами, и могут отличаться. Однако существует корпус правил, общий для всех стран.

Вот основные действия, которые должен выполнять помощник машиниста:

— обеспечить безопасное движение, тщательно выполняя инструкции технической эксплуатации, правила безопасности для железнодорожного транспорта, нормативные акты и приказы;

— четко и быстро выполнять приказы машиниста по локомотиву и его состоянию, контролировать состояние локомотива и состава, которые обслуживает локомотивная бригада, встречного состава, основных узлов, агрегатов локомотива, предотвращения самопроизвольного движения состава;

— во время движения на запретный сигнал, помощник обязан приблизиться к машинисту и повторить с ним вместе сигналы светофора, убедиться в том, что контроллер установлен на нулевое положение, а также в наличии достаточного уровня давления в системе тормозной магистрали. В ситуации, когда машинист не предпринимает действий по остановке состава или локомотива, самостоятельно принять меры, и предотвратить проезд состава на запрещающий светофор;

— в ситуации, когда машинист внезапно потерял возможность управления составом, самостоятельно затормозить локомотив (поезд), зафиксировать его согласно инструкций, с целью предотвращения произвольного движения, используя связь по радио, оповестить ближайших машинистов локомотивов, дежурного по станции и диспетчера своего поезда. Диспетчер поезда указывает дальнейшие действия, в зависимости от текущей ситуации. Если помощника имеет документ, удостоверяющий право на управление составом, при наличии его согласия, диспетчер поезда может разрешить помощнику машиниста вести состав на ближайшую станцию.

Также существуют дополнительные обязанности помощника машиниста локомотива. Управляя моторно-вагонным подвижным составом, помощник машиниста визуально контролирует высадку и посадку пассажиров. Помощник машиниста должен выполнять инструкции по движению поездов и сигнализации и правила эксплуатации железной дороги, а также требования техники пожарной безопасности на транспорте. Во время выполнения служебных обязанностей, помощник машиниста находится в подчинении машиниста локомотива.

Помощник машиниста периодически должен сдавать экзамен по проверке знаний своих функциональных обязанностей в составе локомотивной бригады и правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта.

Подпишитесь на обновления сайта, чтобы получать полезную информацию!

Плюсы и минусы профессии

А теперь настало время узнать, какие плюсы и минусы деятельности приходится испытывать помощнику машиниста.

Плюсы

  • Интересная работа, о которой мечтают ещё с детства;
  • Достойный уровень оплаты труда;
  • Нет серости офисных будней;
  • Постоянная смена обстановки;
  • Увеличенный отпуск;
  • Существует перспектива карьерного роста.

Минусы

  • Высокий уровень ответственности;
  • Постоянное отсутствие дома, что негативно складывается на атмосфере в семье;
  • Работа в ночное время, что не может не отражаться на здоровье;
  • Следует постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Описание и характеристика профессии

Поскольку помощник машиниста – необходимая ступень для получения специальности машиниста, то основная его цель – учиться всем тонкостям профессии в процессе работы. Чем быстрее молодой сотрудник войдет в курс дела, наездит необходимое количество километров, тем быстрее он сможет сдать экзамен и возглавить локомотивную бригаду.

В целом его работа заключается в выполнении таких функций:

  • контроль исправности средств радиосвязи и безопасности;
  • обеспечение безопасного движения составов и локомотивов в процессе осуществления пассажирских и грузовых перевозок;
  • выполнение заданий машиниста в части технического обслуживания локомотива;
  • устранение выявленных неисправностей.

Сейчас помощники привлекаются в основном на грузовых и пассажирских составах дальнего следования. Пригородную электричку или состав метро чаще всего поручают вести одному опытному работнику, молодых помощников ему придают только для обучения и прохождения практики.

Что может стать причиной для отказа от профессии

Как выше было сказано, работа помощника машиниста является сложной и ответственной.Поэтому не каждый может быть допущен к этой должности.

Существует ряд противопоказаний к работе помощником машиниста:

  • Фобии и психические расстройства;
  • Возраст до 18 лет;
  • Употребление алкоголя и наркотиков;
  • Заболевания сердца;
  • Хронические заболевания дыхательных путей (астма);
  • Нервные расстройства;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы (эпилепсия).

Подведем итоги

И так, нам удалось подробно рассказать об одной из самых интересных и захватывающих профессий, помощник машиниста. Теперь вы знаете, что за профессия это и с чем связаны обязанности этого специалиста.

Подробно, ответив на вопрос: «помощник машиниста кто это такой?», мы дали максимум информации, которая будет полезна для детей, мечтающих работать на железной дороге.

Возможно вам будет интересна статья: Финансист кто это такой, особенности профессии, чем занимается, требования к специалисту

Что нужно, чтобы стать специалистом

Для того, чтобы стать помощником машиниста потребуется пройти специальное обучение. Сделать это можно в железнодорожных техникумах. Очень часто, если квалификации и опыта у помощника хватает чтобы сдать квалификационный экзамен, то он может сам стать машинистом.

Причем конкурс в такие учебные заведения является довольно высоким и к кандидатам предъявляются высокие требования относительно не только знаний, но и здоровья.

Именно по этой причине, стоит сразу определить все те качества, которые должен иметь каждый кандидат в помощники машиниста:

  • крепкое здоровье. Специалисту приходится очень долгое время участвовать в управлении поездом, причем очень часто в одном положении;
  • уметь концентрировать и практически мгновенно переключать свое внимание;
  • обладать отличной зрительной памятью;
  • иметь хорошую реакцию;
  • обладать и уметь использовать плоскостным, объемным и линейным глазомером;
  • владеть знаниями, достаточными для управления поездом;
  • разбираться в возможных неисправностях и уметь их быстро устранять;
  • знать в совершенстве основы электротехники и материаловедения.

Из данного описания становится видно, что за профессия помощник машиниста. Конечно, для детей она может казаться чем-то романтическим, однако на самом деле это очень тяжелый труд, имеющий свои противопоказания.

Читайте также: