Может ли механик совмещать должность водителя

Опубликовано: 02.10.2024

Можно ли принять на работу одного человека по основной должности водителем автомобиля на 0,75 ставки и по внутреннему совместительству трактористом на 0,25 ставки? Возможно ли совмещение в рассматриваемой ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работник, будучи водителем автомобиля по основному месту работы, не вправе работать трактористом по совместительству. Совмещение работником должностей водителя и тракториста возможно.

Обоснование вывода:

В случаях, когда работник выполняет работу по такой же или другой должности (профессии) в свободное от основной работы время, имеет место внутреннее совместительство (при работе у того же работодателя) или внешнее совместительство (у другого работодателя) (ст. 60.1, часть первая ст. 282 ТК РФ).

По общему правилу работник имеет право заключать трудовые договоры о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей. Однако в некоторых случаях, прямо предусмотренных ТК РФ или иным федеральным законом, работа по совместительству не допускается (часть пятая ст. 282 ТК РФ).

Так, частью первой ст. 329 ТК РФ установлен запрет на работу по совместительству (как внутреннему, так и внешнему) работникам, основная работа которых непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, если работа по совместительству связана с такими же условиями.

Профессия "водитель автомобиля", а также "тракторист" поименованы в Перечне работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16. Следовательно, совместительство в рассматриваемом случае не допустимо.

Таким образом, работник, будучи водителем автомобиля по основному месту работы, не вправе работать трактористом по совместительству. Тот факт, что по основному месту работы работник трудиться на условиях неполного рабочего времени*(1), по смыслу указанных норм, значения не имеет.

Статьей 60.2 ТК РФ установлено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Согласно части второй этой статьи поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) либо в виде исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (смотрите Энциклопедию решений. Совмещение и другие виды дополнительной работы).

Как следует из разъяснений представителей Роструда, запрета на выполнение водителем автомобиля в течение своего рабочего времени большего объема работы по той же должности или на совмещение должностей законодательством не установлено. Поэтому совмещение водителем должности тракториста возможно (смотрите, соответственно ответ N 1 и ответ N 2 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

*(1) Отметим, что такого понятия, как "ставка", трудовое законодательство не определяет, исходя из смысла, который обычно вкладывается в этот термин, работа по какой-либо должности в течение нормальной продолжительности рабочего времени считается работой на полную ставку. Соответственно, сотрудник, работающий на 0,75 ставки, должен отрабатывать часть от нормы рабочего времени, то есть работать по этой должности неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Косвенно наше мнение подтверждено в письме Минтруда РФ и Миннауки РФ от 23.08.1994 N 1623-РБ "Об установлении доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук". Исходя из этого "0,75 ставки" фактически означает установление для работника неполного рабочего времени.

zal_900

Практически у всех, кто эксплуатирует транспорт в связи с выходом нового Приказа Минтранса №287 появилась потребность в комментариях эксперта по обучению БДД.

Мы с вами разберем, что же нового этот Приказ Минтранса нам принес. И как действовать руководителю, специалисту по БДД и ИП с учетом того что у него есть на руках.

Убедиться в том, что этот Приказ действительно действующий и зарегистрирован, можно взглянув на страницу с громким названием Министерство Юстиции Российской Федерации.

Минюст и Приказ Минтранса №287

Он утратил силу 14 августа 2015 г.

Я начну с типичных ситуаций в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП. И разобрав эти примеры, далее мы обсудим какие специалисты должны быть обучены по БДД.

Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены, но аттестованы

Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении данного курса, и затем успешно был аттестован в надзорном органе.

В надзорном органе также выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.

Сразу оговорюсь, разобрав этот пример, остальные примеры будет понять намного проще.

Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД это два разных мероприятия. Так как эти два мероприятия следуют одно за другим, то у многих из вас это выглядит как единый процесс.

Но к каждому из них «привязана» своя нормативная база. Это очень важный момент.

Поэтому теперь нормативная развязка выглядит следующим образом.

Если вы как специалист ответственный по БДД аттестованы в надзорном органе и у вас на руках удостоверение от них, то вопрос об аттестации закрыт.

Следующая аттестация у вас будет через 5 лет. Переаттестация в связи с тем, что вступили в силу новые Квалификационные требования не требуется.

Потому что закон обратной силы не имеет. Даже если Приказ №13/11 утратил силу, то его правовые последствия действуют.

То есть требование пройти следующую аттестацию через 5 лет имеет законную силу.

Но будьте внимательны, 5-летний срок уже на подходе, а у многих он уже закончился.

Ну а с другой стороны, надзорный орган не дремлет и требует проийти атетстацию немедленно (их эти сроки и все остальное не интересует), даже не сомтря на то что выглядеть это будет как доссрочная аттестация.

Цитируем Приказ №13/11:

Вопрос с аттестацией закрыт. Но теперь самое интересное. Вопрос с образованием или обучением по БДД открыт.

Вместе с появлением Приказа Минтранса №287, в КоАП РФ появилась дополнительная статья:

Это значит, что аттестованный специалист не соответствует профессиональным и квалификационным требованиям.

Какие несоответствия могут здесь быть.

Сначала процитируем требования согласно Приказа Минтранса №287:

Теперь о несоответствиях:

    1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей в укрупненную группу 23.00.00, и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о высшем образовании.

И нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Таким специалистам сейчас труднее всего. Я знаю такие случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование, проработал в должности более 10 лет, и он вписывался в требования законодательства.

  • Обучение по БДД

У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.

Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы обучены, но не аттестованы

Специалисту по БДД выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел или сменил работу неожиданно. Или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса №287 и лучше подождать нововведений.

Как вы уже поняли, удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие Квалификационные требования.

Такому специалисту, если есть базовое высшее образование необходимо сделать следующее:

    1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей в укрупненную группу 23.00.00.

Такому специалисту можно сразу идти на аттестацию.

Но, иногда специалист желает быть в теме действующего нового законодательства. А также быть готовым к аттестации, то есть знать ответы на вопросы, которые будут на аттестации в том числе.

Специалист может самостоятельно подготовиться. А может обратиться к нам.

Нами разобраны все утвержденные Минтрансом вопросы, которые будут у вас на аттестации.

А также мы дали верные ответы и краткие комментарии к ним.

То есть, если вы уверены в собственных силах можете идти сразу на аттестацию, если хотите подготовиться, то добро пожаловать к нам.

  • Обучение по БДД

У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.

Что делать по Приказу Минтрнаса №287, если вы не обучены и не аттестованы

Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно.

ФЗ-273 Об образовании

Это намного удобнее чем очное обучение, потому что не нужно лично присутствовать при обучении.

Обучение по БДД в 256 часов это все-таки несколько месяцев за партой. Дистанционное обучение по БДД теперь можно получить в более комфортной обстановке.

Диплом очного и дистанционного обучения по БДД абсолютно равноценны.

Если вы спросите, есть ли какой-то утвержденный или аккредитованный список образовательных учреждений, то я вам отвечу, что такого списка нет.

Поэтому вы должны знать, что если в надзорном органе вам скажут что диплом который вы им предъявили они принимать во внимание не будут, то они действуют не законно.

Процитирую требования к образовательным учреждениям в Приказе Минтранса №287:

После того как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, вы подаете документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса №287

Теперь о том к каким специалистам предъявляются Квалификационные требования. Опять же цитата из Приказа Минтранса №287:

(Водителей я не включил, это отдельная тема. Например, есть требования к водителю по спецсигналам.)

Итак здесь, я дам следующий комментарий.

Обратите внимание! Требования к профессиям и должностям!

Здесь не обозначены генеральные директоры, директоры, заместители директоров, начальники, инженеры, механики и т.д.

Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать в первую очередь как профессию.

То есть важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо должностное лицо (как бы оно не называлось) которые выполняет работу по этим профессиям.

Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию. У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста за обеспечение БДД.

Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник, и будет работать по профессии «специалист за обеспечение БДД».

Или, например, есть по штатному расписанию механик. У него обязанностей может быть много (работа с помещениями, с пожарным оборудованием, с подъемными механизмами). Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «контролер».

В том и другом примере, начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать Квалификационным требованиям в рамках Приказа Минтранса №287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

  • Обучение по БДД

У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.

На кого распространяется действие Приказа Минтранса №287

Теперь важный комментарий Приказа Минтранса №287: на какие организации распространяется его действие.

К кому же относится данное требование?

Цитирую очень важный момент:

Отсюда делаем очень простой вывод.

Если ваша организация занимается коммерческой деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (не важно какими типами транспортных средств), то значит вы находитесь в рамках требований Приказа Минтранса №287.

Если ваша организация занимается перевозками для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, то значит вы находитесь в рамках требований Приказа Минтранса №287.

Если ваша организация имеет только легковые автомобили, например, просто перевозит бухгалтера в налоговую или директора на совещание, то ваша организация находится вне рамок Квалификационных требований Приказа Минтранса №287.

  • Я констатирую факт, что у многих руководителей, специалистов и ИП, в связи с принятием Приказа Минтранса №287 есть полное непонимание того что надо делать.

Опять же факт, образовательные учреждения не могут квалифицированно проконсультировать вас по вопросам касающимся правильного трактования Приказа Минтранса №287.

Здесь могу с гордостью сказать, что в России есть единственное образовательное учреждение, которое мы консультируем на экспертном уровне, это наш собственный образовательный Центр по дистанционному обучению БДД в рамках Приказа Минтранса №287.

Комментарии можете оставлять внизу.

автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»

Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.


И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

ВОПРОС

Как правильно принять на работу водителя-экспедитора? Это совмещение? Или можно прописать в трудовом договоре условие о том, что водитель выполняет функцию экспедитора?

ОТВЕТ

Вы вправе объединить должность водителя и экспедитора в одну, указав трудовые функции по обеим должностям в трудовом договоре и/или должностной инструкции, только если на рабочем месте водителя отсутствуют вредные условия труда. При этом, поскольку вы объединяете функции двух разных должностей, риск возникновения вопросов со стороны контролирующих органов по предмету совмещения останется.

Рекомендация:

Должность водителя-экспедитора квалификационными справочниками не предусмотрена. В связи с этим в штатном расписании, по нашему мнению, должны быть предусмотрены отдельно должности водителя и экспедитора, а выполнение трудовых функций по обеим должностям должно быть оформлено совмещением.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно ч. 1 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Согласно ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре работника указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). При указании должности, профессии или специальности, на которую принимается работник, необходимо придерживаться Единого тарифно-квалификационного справочника или профессиональных стандартов, если выполнение определенных работ подразумевает предоставление компенсаций и льгот (например, дополнительные отпуска, досрочное назначение трудовой пенсии и т.д.) либо наличие ограничений (возраст, состояние здоровья и т.д.).

Так, должности водителей автомобилей, занятых на отдельных видах производств, предусмотрены в Списке N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и в Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях.

Квалификационные характеристики водителей в зависимости от класса предусмотрены Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.

Профессиональные справочники и профессиональный стандарты не содержат должности «водитель-экспедитор».

Учитывая выше изложенное, вы вправе объединить должность водителя и экспедитора в одну, указав трудовые функции по обеим должностям в трудовом договоре и/или должностной инструкции, только если на рабочем месте водителя отсутствуют вредные условия труда.

При этом, поскольку вы объединяете функции двух разных должностей, риск возникновения вопросов со стороны контролирующих органов по предмету совмещения останется.

Должность водителя-экспедитора квалификационными справочниками не предусмотрена. В связи с этим в штатном расписании, по нашему мнению, должны быть предусмотрены отдельно должности водителя и экспедитора, а выполнение трудовых функций по обеим должностям должно быть оформлено совмещением.


И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству


И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

ВОПРОС

Как правильно принять на работу водителя-экспедитора? Это совмещение? Или можно прописать в трудовом договоре условие о том, что водитель выполняет функцию экспедитора?

ОТВЕТ

Вы вправе объединить должность водителя и экспедитора в одну, указав трудовые функции по обеим должностям в трудовом договоре и/или должностной инструкции, только если на рабочем месте водителя отсутствуют вредные условия труда. При этом, поскольку вы объединяете функции двух разных должностей, риск возникновения вопросов со стороны контролирующих органов по предмету совмещения останется.

Рекомендация:

Должность водителя-экспедитора квалификационными справочниками не предусмотрена. В связи с этим в штатном расписании, по нашему мнению, должны быть предусмотрены отдельно должности водителя и экспедитора, а выполнение трудовых функций по обеим должностям должно быть оформлено совмещением.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно ч. 1 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Согласно ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре работника указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). При указании должности, профессии или специальности, на которую принимается работник, необходимо придерживаться Единого тарифно-квалификационного справочника или профессиональных стандартов, если выполнение определенных работ подразумевает предоставление компенсаций и льгот (например, дополнительные отпуска, досрочное назначение трудовой пенсии и т.д.) либо наличие ограничений (возраст, состояние здоровья и т.д.).

Так, должности водителей автомобилей, занятых на отдельных видах производств, предусмотрены в Списке N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и в Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях.

Квалификационные характеристики водителей в зависимости от класса предусмотрены Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.

Профессиональные справочники и профессиональный стандарты не содержат должности «водитель-экспедитор».

Учитывая выше изложенное, вы вправе объединить должность водителя и экспедитора в одну, указав трудовые функции по обеим должностям в трудовом договоре и/или должностной инструкции, только если на рабочем месте водителя отсутствуют вредные условия труда.

При этом, поскольку вы объединяете функции двух разных должностей, риск возникновения вопросов со стороны контролирующих органов по предмету совмещения останется.

Должность водителя-экспедитора квалификационными справочниками не предусмотрена. В связи с этим в штатном расписании, по нашему мнению, должны быть предусмотрены отдельно должности водителя и экспедитора, а выполнение трудовых функций по обеим должностям должно быть оформлено совмещением.


И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Понятно, что в идеальной ситуации на этих должностях в организации работают отдельные штатные сотрудники. Но как быть компаниям, для которых слишком накладно содержать еще трех человек? Можно ли возложить обязанности этих «транспортных специалистов» на сотрудников, которые уже работают в компании?

Да, можно. Сейчас мы скажем об этом подробнее, но для начала давайте разберемся в основных вопросах.

Всем ли необходимы контролер ТС, специалист БДД и диспетчер?

Но тут важно разделять две ситуации. Первая: бухгалтер только заполняет, выдаёт, принимает путевые листы и проверяет правильность их оформления. Здесь потребности в отдельном диспетчере нет, эту обязанность можно просто указать в должностной инструкции бухгалтера.

Но если бухгалтер (или любой другой сотрудник) должен еще и координировать работу водителей, составлять маршруты, контролировать погрузочно-разгрузочные работы и т.д. – то это, по факту, работа диспетчера. В этом случае в штатном расписании должна быть соответствующая должность, а у диспетчера должно быть соответствующее образование.

Любого сотрудника, который подходит под квалификационные требования, установленные в Приказе Минтранса РФ № 287.

Сейчас действует новый Приказ № 282. Вот его требования:

Варианты совмещения: диспетчер, водитель, контролер, специалист БДД

Итак, вы нашли и обучили сотрудников, которые, на ваш взгляд, могут нести дополнительные обязанности по вышеназванным транспортным специальностям. Какие основные варианты совмещения могут быть? Ответим на самые распространенные вопросы.

1. Может ли один человек совмещать должности специалиста БДД, диспетчера и контролера?

Да, теоретически, может. Прямых запретов на это не установлено и во многих организациях так все и оформлено. Однако, как говорят специалисты, это бессмысленно: ведь специалист по БДД должен контролировать работу диспетчера и контролёра технического состояния ТС.

2. Может ли водитель быть контролером?

Да, может, если подходит под квалификационные требования.

3. Может ли водитель быть специалистом БДД?

Да, может, если подходит под квалификационные требования.

4. Может ли водитель быть диспетчером?

Нет. Этот случай подпадает под Ограничения по совместительству для работников транспорта (ст. 329 Трудового кодекса РФ). Это связано с тем, что транспорт является источником повышенной опасности.

Может ли водитель быть диспетчером

Может ли водитель быть диспетчером

5. Может ли бухгалтер быть диспетчером?

Может. Однако, если транспорта на предприятии много, то бухгалтеру лучше пройти специальное обучение.

Нужен ли трудовой договор при совместительстве?

По мнению Минтруда России, нужен. То есть помимо основного трудового договора необходимо заключить с работником второй договор о работе по совместительству. (Напомним, что мы говорим сейчас именно о внутреннем совместительстве.) На основании этого договора издается приказ о приеме на работу.

Если сотрудник хочет, то сведения о работе по совместительству вносятся в его трудовую книжку (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).

Как оплачивается труд совместителя?

Оплата труда совместителей обязательна (ч. 1 ст. 285 ТК РФ). По каким принципам она начисляется? По тем же, по каким начисляется и всем вообще наемным работникам.

  • пропорционально отработанному времени,
  • в зависимости от выработки,
  • или на других условиях, прописанных в трудовом договоре.

Размер заработной платы работодатель определяет сам, по согласованию с работником и принимая во внимание размер МРОТ (минимального размера оплаты труда). Разумеется, с учетом всех действующих в регионе районных коэффициентов и надбавок.

При этом надо помнить, что зарплата «не ниже МРОТ» – это про тот случай, когда норма рабочего времени была отработана полностью. Допустим, заработная плата совместителю назначена в размере МРОТ. Если он работал по четыре часа ежедневно и 20 часов в неделю, ему необходимо выплатить не менее половины МРОТ.

Читайте также: