Как называется должность уполномоченного по правам человека

Опубликовано: 01.07.2024

ТАСС-ДОСЬЕ. Уполномоченный по правам (омбудсмен; швед. ombudsman - представитель чьих-либо интересов) - должностное лицо, которое следит за обеспечением и соблюдением прав и свобод граждан органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и должностными лицами. В России в настоящее время действуют четыре института уполномоченных: по правам человека; по правам ребенка; по защите предпринимателей; по правам студентов.

Идея создания института уполномоченного по правам человека впервые была закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года. Верховным советом (ВС) РСФСР. Статья 40 предусматривала учреждение должности Парламентского уполномоченного по правам человека, назначаемого Верховным Советом. Комитетам ВС было поручено разработать проект закона, который определил бы компетенцию уполномоченного, однако он не был принят.

Должность уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией 1993 года. В статье 103 Основного закона прописано, что уполномоченный назначается Государственной думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Несмотря на то, что соответствующий закон на тот момент еще не был принят, Дума 17 января 1994 года назначила первого уполномоченного по правам человека в России. Им стал Сергей Ковалев (10 марта 1995 года освобожден от должности).

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", определяющий его порядок назначения и освобождения, компетенцию, условия деятельности, был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 26 февраля 1997 года (вступил в силу 4 марта 1997 года).

Уполномоченный по правам человека назначается Государственной думой сроком на пять лет. Предложения о кандидатах на должность могут вносить президент РФ и члены Федерального собрания. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд. Уполномоченными по правам человека в России в разные годы являлись: Олег Миронов (1998-2004), Владимир Лукин (2004-2014). 18 марта 2014 года этот пост заняла Элла Памфилова. 25 марта 2016 г. постановлением Госдумы полномочия Памфиловой были прекращены в связи с назначением членом ЦИК РФ. 28 марта того же года она была избрана председателем Центризбиркома. 22 апреля 2016 г. на пост уполномоченного по правам человека в РФ Государственной думой избрана Татьяна Москалькова.

6 апреля 2015 г. Владимир Путин подписал закон, согласно которому федеральный омбудсмен получил право создавать совет из числа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также возможность оказывать коллегам в регионах "организационную, правовую, информационную и иную помощь".

Должность уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка была учреждена указом главы государства от 1 сентября 2009 года. Главными задачами уполномоченного являются улучшение положения детей в России, соблюдение их прав и свобод, содействие восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних. Уполномоченный назначается и освобождается от должности президентом РФ. Срок его полномочий законодательством не оговаривается. Первым президентским защитником прав детей в сентябре 2009 г. стал Алексей Головань. В декабре того же года его сменил Павел Астахов.

Институт уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей создан в соответствии с указом главы государства "О долгосрочной государственного экономической политике" от 7 мая 2012 года. Уполномоченным по защите прав предпринимателей 22 июня того же года был назначен Борис Титов. Позднее, 7 мая 2013 г. был принят Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ". Задачей уполномоченного является защита прав и интересов российских и иностранных предпринимателей на территории РФ и российских предпринимателей на территории иностранных государств. Омбудсмен вправе направлять главе государства предложения об отмене постановлений правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и президентским указам. Он назначается сроком на пять лет главой государства и подотчетен президенту. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд.

В 2012 году Всероссийский студенческий форум и Министерство образования и науки выступили с инициативой учредить должность уполномоченного по правам студентов в РФ. По итогам голосования, проведенного 24-27 декабря 2013 года на сайте Всероссийского студенческого форума, Уполномоченным по правам студентов был избран глава Российского студенческого союза Артем Хромов. 24 января 2013 года он официально утвержден в должности Советом по делам молодежи Минобрнауки РФ. Студенческий омбудсмен призван представлять и защищать права учащихся, заниматься правовыми вопросами и вести мониторинг конфликтных ситуаций в студенческой среде. Он имеет право вносить в министерство предложения по законодательным инициативам и участвовать в разработке правовых актов. Срок его пребывания в должности составляет не более двух лет.

В настоящее время уполномоченные по правам человека, ребенка, предпринимателей действуют и в российских регионах.

ОМБУДСМЕН (от шведского ombudsman - поверенный агент, представитель) - уполномоченный по правам человека, назначенный парламентом на основе закона в целях осуществления независимого контроля за исполнением конституционных обязательств государства о признании и соблюдении прав и основных свобод человека и их защиты.

Официальные названия должности в разных странах различаются. Например, в РФ и почти во всех странах СНГ Омбудсмен называется Уполномоченным по правам человека, в Испании - Защитником народа, во Франции - Медиатором, в Италии - Гражданским защитником, в Нидерландах - Национальным Омбудсменом. Впервые должность парламентского Омбудсмена (должностного лица парламента) учреждена риксдагом Швеции в 1809 году.

Омбудсмен - независимое должностное лицо, принципы и гарантии деятельности, компетенция и полномочия которого устанавливаются законом. Деятельность Омбудсмена - дополняет существующие в государстве средства защиты прав человека.

Омбудсмен назначается на должность парламентом на срок, установленный законом. Он не может совмещать свои полномочия с другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской или научной), иметь частную практику, сохранять за собой иные государственные или общественные должности.

Омбудсмен осуществляет на всей территории государства независимый контроль за признанием и соблюдением прав человека в решениях и действиях государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, командования воинских частей и администрации мест принудительного содержания, а также при производстве предварительного расследования и судебном разбирательстве. По жалобам обратившихся к нему заявителей Омбудсмен осуществляет государственную защиту их нарушенных прав. При проверке жалобы Омбудсмен вправе беспрепятственно посещать соответствующие государственные органы; запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения, документы, материалы и принятые ими нормативные правовые акты; получать объяснения от должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; проверять деятельность соответствующих органов и служб; знакомиться с уголовными и гражданскими делами и делами об административных правонарушениях; поручать компетентным государственным органам и научным учреждениям проведение экспертных и аналитических исследований. Омбудсмен в зависимости от затрагиваемых вопросов вправе вносить главе государства или правительству предложения о заключении, денонсации или приостановлении действия международных договоров. Он же руководит национальным органом по правам человека.

По окончании календарного года Омбудсмен представляет главе государства, парламенту, правительству, высшим органам судебной власти и прокуратуре доклад (по законодательству некоторых стран - государственный доклад) о своей деятельности и положении в стране с соблюдением прав человека. По отдельным вопросам нарушений прав человека Омбудсмен представляет парламенту, правительству, органам исполнительной власти и прокуратуре специальные доклады. Доклады Омбудсмена подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации.

Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году одобрила Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. В этом документе определены полномочия и функции таких учреждений.

В соответствии с Договором, учреждающим Европейское сообщество, Европейский парламент назначает Омбудсмена, наделённого полномочиями принимать жалобы, касающиеся случаев плохой организации деятельности институтов и органов Сообщества, за исключением Суда. Решением от 9.3.1994 года Европейский парламент определил правила и общие условия, регулирующие осуществление обязанностей омбудсмена.

В целях унификации основных положений, регулирующих статус Уполномоченного по правам человека, порядка назначения на должность и освобождения от должности, принципов и гарантий деятельности, его компетенции и полномочий Межпарламентская ассамблея глав государств - участников СНГ приняла модельный закон «О статусе Уполномоченного по правам человека» (2004).

В Российской Федерации первый Омбудсмен назначен в 1994 году. Его правовой статус определён Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997). На эту должность Государственной думой назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Срок полномочий 5 лет. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ влечёт установленную законом ответственность.

В некоторых странах (Канада, Норвегия, США и другие) действуют специализированные Омбудсмены (по вопросам информации, защиты окружающей среды, по правам национальных меньшинств, по обеспечению равенства полов и так далее). При Президенте РФ учреждены уполномоченные по правам ребёнка, по защите прав предпринимателей и по другим вопросам.

Президент России Владимир Путин подписал поправки в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».


Документом также установлены дополнительные требования к занимающим эту должность. В частности, омбудсмен не может иметь иностранное гражданство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

АиФ.ru рассказывает, чем занимается омбудсмен в России и что входит в его полномочия.

Омбудсмен — это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. В отличие от других чиновников, омбудсмен осуществляет контроль и ведёт расследование с точки зрения не только законности, но и справедливости.

Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену, который, обнаружив злоупотребление, обращается к соответствующему органу или должностному лицу и предлагает его устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент.

Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. В РФ омбудсмена также называют Уполномоченным по правам человека.

Институт омбудсмена в России


Правовой статус омбудсмена России закреплён в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Согласно документу, омбудсмен выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и должностными лицами. Уполномоченный защищает права и законные интересы граждан.

Деятельность омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях защиты интересов лиц, не способных самостоятельно отстоять свои права, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры.

Основные задачи уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

— восстановление нарушенных прав;
— совершенствование законодательства Российской Федерации относительно прав человека и и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
— развитие международного сотрудничества в области прав человека;
— правовое просвещение граждан.

Какие полномочия у омбудсмена в России?

Уполномоченный по правам человека в соответствии с федеральным законодательством обладает следующими полномочиями:

— обеспечивает защиту прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
— в случае массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный выступает с докладом на очередном заседании Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний;
— обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
— обращается с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
— обращается с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда либо постановления судьи;
— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в конкретном деле.

Омбудсмен не вправе принимать решения, отнесённые к компетенции других государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Кто может обратиться к омбудсмену?

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятыми решениями.

Когда и где возникла должность омбудсмена?

Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена значительно расширили после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделён от канцлера юстиции, подчинённого королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен — интересы простых людей.

Омбудсмен – это уполномоченный по правам человека, причем его деятельность на территории России регулируется положениями закона N 1-ФКЗ.

Данный специалист оказывает гражданам многочисленные услуги, а также правовую, организационную и информационную помощь. Он выступает как консультантом, так и совещательным органом в отношении вопросов, касающихся прав человека.

Кто это такой

Федеральный закон содержит не только определение данного слова, но и требования, которые предъявляются ко всем лицам, претендующим на занятие этой должности. Омбудсменом может стать человек при учете следующих правил:

  1. наличие российского гражданства;
  2. возраст от 35 лет;
  3. не допускается, чтобы у человека имелся ВНЖ или иная документация, позволяющая на постоянной основе жить на территории другой страны;
  4. получение высшего образования.

фото 050421_5

Омбудсмен – это должностное лицо, наделенное полномочиями осуществлять контроль над деятельностью правительственных организаций, ведомств и министерств. Данные полномочия гарантируются законами и Конституцией РФ. Во время работы специалист учитывает не только законность деятельности предприятий, но и справедливость принятого решения.

Омбудсмены избираются или назначаются. Во многих государствах любой гражданин может обратиться к этому специалисту для защиты своих прав или интересов.

Если омбудсмен обнаруживает, что какое-либо должностное лицо или государственное учреждение злоупотребляет полномочиями, то он имеет право привлечь нарушителя к ответственности и устранить негативные последствия. Допускается при этом обращаться за помощью в суды или парламент. Назначается специалист Госдумой Федерального Собрания на 5 лет.

Особенности работы в России

На территории РФ такой специалист называется уполномоченным по правам человека. Впервые на эту должность в 1994 году по решению Госдумы был назначен Сергей Ковалев, а с 1998 года должность занимал Олег Миронов. В 2004 году его заменил Владимир Лукин, а с 2014 года омбудсменом в России является Элла Памфилова.

В РФ данный специалист представлен беспристрастным посредником между населением и представителями власти, а также защищает права людей при сотрудничестве с частными компаниями. Если выявляются грубые или массовые нарушения, то по собственной инициативе омбудсмен выполняет следующие действия:

  1. восстанавливает нарушенные права граждан;
  2. вносит инициативы по совершенствованию законов и иных нормативных актов, касающихся прав человека;
  3. пользуется разными способами для развития сотрудничества с другими странами;
  4. предоставляет правовые консультации.

Полномочия специалиста

Омбудсмен на основании требований законодательства наделен следующими полномочиями:

  1. защита прав и свобод россиян, поэтому отслеживается их соблюдение со стороны представителей государственных органов или должностных лиц;
  2. если выявляются массовые нарушения, то омбудсмен формирует специальный доклад для собрания Госдумы, что позволяет создать парламентскую комиссию, занимающуюся расследованием данного нарушения;
  3. подача заявлений в суд о защите прав или свобод, которые нарушены на основании незаконных действий или бездействия со стороны государственных органов;
  4. формирование и передача ходатайства, на основании которого возбуждается административное или уголовное дело;
  5. подача заявления о проверке решения, постановления или приговора суда;
  6. обращение к представителям Конституционного Суда при выявлении нарушений конституционных прав человека.

Специалист не может принимать решения, которые не относятся к его компетенции.

Кто может подать обращение

Уполномоченный по правам человека рассматривает ходатайства от россиян, иностранцев или лиц без гражданства, если эти люди находятся на территории России. Но перед подачей ходатайства заявитель должен первоначально попытаться решить возникший вопрос досудебным или судебным способом. Если никакие методы не помогают достичь справедливости, то только тогда подается прошение омбудсмену.

Как подать жалобу

Ходатайство может быть передано любым человеком, чьи права были нарушены государственными органами или должностными лицами:

  • письменная жалоба отправляется по адресу: 119121 Российская Федерация, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 19, стр. 2;
  • допускается пользоваться электронным обращением, для чего заполняется унифицированная форма на сайте омбудсмена РФ;
  • при необходимости можно лично посетить специалиста, но для этого нужно заранее записаться, причем уточнить информацию о свободном времени приема можно на сайте или по телефону: 8 (495) 870-41-77.

Россияне, проживающие в разных регионах, могут воспользоваться интернет-приемной Уполномоченного для подачи жалоб. Электронные обращения регистрируются и рассматриваются стандартным способом.

Если принимается решение лично посетить приемную, то с собой необходимо принести все нужные документы и жалобу в письменном виде. К заявлению прикладываются копии решений, принятых судом или другими государственными инстанциями.

Процесс рассмотрения жалоб

Обращения рассматриваются, если ранее гражданин пытался обжаловать принятое решение в судебном или административном порядке. При этом учитываются следующие правила:

  • каждая жалоба регистрируется в день подачи заявления;
  • в течение 10 дней после регистрации документ рассматривается представителем аппарата омбудсмена, причем на этом этапе проверяется соблюдение структуры и других требований к заявлению, поэтому важно не пропустить срок подачи и учитывать правила составления текста;
  • если обращение признается приемлемым, то оно передается лично Уполномоченному или другим представителям аппарата.

Омбудсмен после изучения жалобы может принять следующие решения:

  • подача искового заявления на должностных лиц или органов власти, причем в судебных процессах специалист может участвовать лично или через законных представителей;
  • обращение в госорганы с ходатайствами о возбуждении уголовного или административного дела;
  • передача заявления в прокуратуру или суд с просьбой проведения проверки законности судебного решения, приговора или постановления;
  • обращение в Конституционный Суд;
  • передача дела лицам, которые могут выносить протесты.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Омбудсмен занимается рассмотрением дел, которые касаются защиты прав и интересов россиян. Он назначается Госдумой на 5 лет, а также для этой должности выбирается специалист подходящего возраста с высшим образованием и опытом.

Любой гражданин может подать заявление Уполномоченному, если не может добиться справедливости с помощью досудебных или судебных методов.

Общие положения, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждена в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты (ст.6 ФКЗ « Об уполномоченном по правам человека в РФ»).

Деятельность Уполномоченного способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.

Порядок назначения на должность Уполномоченного (гл. II ФКЗ « Об уполномоченном по правам человека в РФ»).

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами Госдумы и депутатскими объединениями в Госдуме. Такие предложения вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

2. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, соответствующая требованиям закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

4. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

5. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести».

Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Кроме того, введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции ( ст. 4 и 10 Закона об Уполномоченном).

. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.




Требования, предъявляемые к Уполномоченному:

- не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности;

- не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели; - обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Уполномоченный освобождается от должности по истечении срока исполнения его полномочий, возможно также досрочное прекращение его полномочий в случаях : нарушения предъявляемых к нему законом требований; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

Кроме того, его полномочия могут быть прекращены Государственной Думой также: ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности; в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение 2-х месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в соответствующем порядке. Уполномоченный освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

Примечание. В 2013 г. к Уполномоченному поступило более 46 тыс. входящей корреспонденции, содержащей индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав и свобод, информационные сообщения и обращения по правозащитной тематике, предложения об участии в проектах правозащитной направленности, а также о взаимодействии с политическими партиями и общественными организациями, в том числе около 6 тысяч обращений верующих ряда религиозных организаций.

Наибольшее количество жалоб (57,7% от общего количества) было посвящено нарушению личных (гражданских) прав и свобод, из которых 59,1 % составляли жалобы, связанные с нарушением права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство. Каждая пятая жалоба на нарушения личных прав касалась условий содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. Каждая четвертая жалоба от их общего количества подана в связи с нарушением социальных прав граждан.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Жалоба должна отвечать следующим требованиям:

· подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

· содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Уполномоченный, получив жалобу, имеет право: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит (ст. 20 ФКЗ « Об Уполномоченном по правам человека в РФ).

О принятом решении Уполномоченный в 10-дневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

О полномочиях Уполномоченного при проверке и рассмотрении жалобы см. (табл. 16).

Полномочия Уполномоченного при проверке и рассмотрении жалобы (ст.23 ФКЗ « Об Уполномоченном по правам человека в РФ»)

При проведении проверки:

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

При рассмотрении жалобы:

- обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом;

- бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий;

- запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок;

- получив заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

При этом он вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

· обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

· обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

· обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

· изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

· обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение .

Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

· выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

· обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

· вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

Уполномоченный по окончании календарного года представляет доклад Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору РФ и Председателю Следственного комитета РФ (п. 1 ст. 33 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

В докладе анализируются наиболее актуальные проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека в России, приводится информация о рассмотрении Уполномоченным индивидуальных и коллективных жалоб и обращений, о его действиях, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, а также для совершенствования законодательства, правоприменительной практики и административных процедур.

Доклад содержит информацию о взаимодействии Уполномоченного с государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе о реакции государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц на его рекомендации и предложения, а также статистические данные о количестве и тематике обращений граждан.

По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете», специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в «Российской газете» и в других изданиях.

Читайте также: