Можно ли принять на должность инженера без высшего образования

Опубликовано: 04.07.2024

Герасименко Н. С.

Государство повышает требования в части соблюдения охраны труда и заставляет работодателей отбирать на должности специалистов по охране труда высококвалифицированные кадры.

Безграмотный работник может привести работодателя в лучшем случае к шестизначному штрафу инспекции по труду. В худшем случае — не предотвратить несчастный случай из-за отсутствия должной подготовки.

Штраф для работодателя — до 80 000 руб., если на предприятии работает сотрудник, не отвечающий требованиям профстандарта (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Требования к специалисту по охране труда: квалификация и соответствие профстандарту

Требования к квалификации, объему знаний специалиста по охране труда, а также руководителя службы охраны труда установлены в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н.

Профстандарт содержит законодательно установленный минимум требований к компетенции специалиста по охране труда. Соблюдать их обязаны все работодатели, принимающие на работу таких сотрудников.

Квалификационные требования в профстандарте «Специалист в области охраны труда»

  • Высшее образование по направлению «Техносферная безопасность», то есть профильное по охране труда. Подойдет также непрофильное высшее — гуманитарное или техническое, без разницы, но тогда нужна профпереподготовка по охране труда.
  • Любое среднее профессиональное образование — в этом случае нужны профпереподготовка по охране труда и стаж работы три года.

Чтобы стать руководителем службы охраны труда, нужно высшее образование — это знаковый фактор при назначении на вышестоящую должность.

В профстандарте 3 квалификации:

1. Специалист по разработке и внедрению системы управления охраной труда

6-й уровень квалификации

Номер квалификации: 40.05400.01
Уровень (подуровень)
квалификации 6

2. Специалист по охране труда

6-й уровень квалификации

Номер квалификации: 40.05400.03
Уровень (подуровень)
квалификации 6

3. Руководитель службы охраны труда

7-й уровень квалификации

Номер квалификации: 40.05400.02
Уровень (подуровень) квалификации 7

Работодатель вправе устанавливать собственные требования к квалификации сотрудников, например, наличие профильного высшего образования по виду деятельности организации. При этом смягчать требования профстандарта запрещено.

На процедуре отбора персонала кадровый специалист может письменно отказать соискателю в приеме на работу, если он не соответствует квалификационным требованиям организации, в которой внедрены профстандарты. Такому соискателю направляют мотивированный отказ, подписанный у руководителя организации.

  • «В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности»
    (ст. 195.3 ТК РФ).

Скачайте дополнительный материал в конце статьи — должностную инструкцию руководителя службы охраны труда, а также статью «Новый профстандарт в охране труда», из которой вы узнаете о планируемых изменениях в профстандарт.

В конце статьи есть шпаргалка

Профпереподготовка и повышение квалификации по охране труда

Профпереподготовку по охране труда проводят однократно в течение трудовой деятельности, а на повышение квалификации необходимо направлять 1 раз в 5 лет. Как правило, в 256 часов курса профпереподготовки входят следующие дисциплины:

  1. Нормативное обеспечение системы управления охраной труда.
  2. Обеспечение подготовки работников в области охраны труда.
  3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда.
  4. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий.
  5. Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда.
  6. Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
  7. Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда.

Допускается дистанционное обучение по программе профессиональной переподготовки. Это позволяет не тратить деньги на гостиницы, командировочные, транспортные и другие расходы.

Такое обучение в обучающих организациях регламентировано статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения в профстандарт по охране труда. Проект

ВНИИ труда совместно с Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения и СРО НП «Национальное объединение организаций в области безопасности и охраны труда» проводят работу по актуализации профессионального стандарта для специалистов в области охраны труда.

О планируемых изменениях рассказывает Наталья Герасименко, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления по охране труда Контур.Школы:

Должен ли специалист по охране труда проходить независимую оценку квалификации?

Шобохонова

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Независимая оценка квалификации (НОК) — это необязательная процедура, и она не отменяет профессиональное обучение. Подробно мы рассказывали об этом в статье « Независимая оценка квалификации или профессиональное обучение по охране труда? ».

НОК может стать обязательной с 2021 года. Изменения в законодательство РФ планируют внести во второй половине 2020 года.

Специалисты могут начать подготовку к квалификационному экзамену уже сейчас. НОК проходят за счет работодателя или за свой счет.

Есть отрасли, в которых оценка квалификации обязательна: например, лифтовая отрасль (Федеральное тарифное соглашение в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019-2021 годы). В нем указано, что независимую оценку квалификации специалистов, работающих в лифтовом хозяйстве и контролирующих работы, проводят в центрах оценки квалификации (п. 1.5 соглашения).

Задания для оценки квалификации сложные, это признают и сами эксперты, которые разрабатывают оценочные материалы. Готовьтесь к ним, используя примерные перечни заданий, которые мы привели в таблице в начале статьи.

Порядок обучения специалиста по охране труда

Когда проходить обучение

  1. Специалист может не проходить обучение по охране труда в течение года после поступления на работу, если у него есть квалификация специалиста по охране труда и непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет. Это следует из п. 1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29: «работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда, имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда».
  2. Обучение нужно пройти в первый месяц после поступления на работу, если стаж по ОТ меньше пяти лет.
  3. Во всех остальных случаях обучение по охране труда вновь принятых специалистов проводят в первый месяц с момента заключения трудового договора. В Порядке обучения не указано, календарный это месяц или рабочие дни. Необходимо ориентироваться на то, что речь идет именно о календарном месяце.

Пример. Работника приняли на работу 14 декабря 2019 года. Это означает, что он должен пройти проверку знаний и получить удостоверение не позже этой даты следующего месяца — не позже 14 января 2020 года. Это следует из указаний ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ. Сроки правонарушения, предусмотренные месяцами, начинаются на следующий день после календарной даты, которой было определено начало срока. Значит, с 15 января наступает административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как часто проходить обучение

Периодичность обучения по охране труда — 1 раз в 3 года, поскольку работники службы охраны труда относятся к категории «Руководители и специалисты». Работодатель может установить и более частую проверку знаний.

Внеплановую проверку знаний проводят вне зависимости от того, когда была проведена очередная проверка. Например, если вступили в силу новые правила по охране труда по профилю деятельности организации.

  • Скачайте дополнительный материал в конце статьи — приказ о направлении на обучение по охране труда.

В конце статьи есть шпаргалка

Где проходить обучение специалисту по охране труда

Обучение работников службы охраны труда проводят исключительно в обучающих организациях (абз. 2 п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций № 1/29).

  • Если организовать обучение специалиста или руководителя службы в своей комиссии, то оштрафовать могут по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Штраф составит от 50
    до 80 тыс. руб.
  • Если не организовать обучение вообще или организовать с опозданием, то оштрафуют по части 3 этой же статьи, и сумма штрафа составит от 110 до 130 тыс. руб. За эти деньги можно обучить в УЦ не один десяток руководителей или специалистов.

Обучение проводят по договору. Выбирайте учебный центр, у которого есть аккредитация Минтруда на обучение по ОТ и лицензия на образовательную деятельность и где обучение проводят преподаватели-практики, а не только теоретики.

Как проходит обучение специалистов по охране труда

Можно учиться очно или дистанционно:

  1. Очная форма обучения. Работник посещает лекции, участвует в семинарах, сдает промежуточные тесты. Продолжительность программы, как правило, не менее 40 часов. Программу учебный центр разрабатывает самостоятельно, используя рекомендации Минтруда. Во время обучения могут проводить индивидуальные или групповые консультации, деловые игры, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.
  2. Дистанционная форма. В протоколе проверки знаний допускается не указывать подпись обучающегося. Достаточно в договоре на обучение указать сведения о примененных дистанционных технологиях.

Применение дистанционных технологий регламентировано статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Какой документ получает специалист после обучения

После обучения специалист получает удостоверение о проверке знаний требований охраны труда. Работники обязаны иметь при себе оригинал такого удостоверения, в отдел кадров можно предоставить копию.

По окончании обучения в учебном центре комиссия по проверке знаний оформляет протокол проверки знаний требований охраны труда согласно Приложению № 1 к Порядку обучения № 1/29. Принцип заполнения протокола: одна программа обучения, один протокол.

Оригиналы подписей работников о прохождении обучения и проверки знаний должны быть в протоколе только при очном обучении. При дистанционном обучении это поле не заполняют.

Работник, прошедший обучение, вправе запросить у комиссии выписку из протокола. Обучающая организация может, но не обязана предоставлять такую выписку. Ее выдадут только по запросу. Выписка может потребоваться, если возникнет спор с инспектором по труду. Проверяющий может обратиться в учебный центр и самостоятельно.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Должностная инструкция руководителя службы охраны труда 476.1 КБ

Может ли сотрудник без высшего образования занимать должность ведущего инженера?

Может ли специалист без высшего образования занимать должность старшего инженера по ходатайству вышестоящего руководителя?

Могу ли я взять на должность главного инженера спортивно развлекательного парка человека без высшего образования?

Хочу пройти конкурс на госслужбу в Комитет по управлению собственностью. Образование у меня среднее специальное, специальность Земельно-имущественные отношения, также имеется квалификационный аттестат кадастрового инженера. Могу ли я участвовать в конкурсе без высшего образования?

Может ли специалист без высшего образования (только техникум) занимать должность старшего инженера по ходатайству вышестоящего руководителя?

На работу несколько лет назад был принят работник на должность инженера службы, но на тот момент у него вообще не было высшего образования, тем более технического, как это требует квалификационный справочник. За время работы, этот работник показал себя не плохим специалистом, изучил все необходимое для работы, получил опыт работы и заочно получил высшее образование, но экономическое. Нареканий по работе нет. Сейчас данный инженер хочет повысить категорию, чтобы з/п была побольше. Квалиф. Справочник говорит, чтобы инженер без категории получил 2 кат. нужно проработать в должности инженера без кат. не менее 3-х лет. Данный стаж есть, даже более 3-х лет.

Стою на офицерской должности инженера (внутренняя служба), но без высшего образования (ещё с милиции, закончил техникум). Хочу перевестись на другую офицерскую должность внутренней службы. Кадры говорят, что нужно высшее образование. Так ли это, ведь я же офицер? Спасибо.

Согласно Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37) по должности ведущий инженер требованиями к квалификации определено необходимость наличия у кандидата на работу - высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет. Существует необходимость в приеме на работу гражданина на должность ведущего инженера без наличия у него высшего профессионального образования, имеющего стаж работы в должности инженера - 10 лет. Согласно п.10 общих положений Квалификационного справочника «Лица не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы». Вопрос: Можно ли принять гражданина на работу (на должность ведущего инженера) без наличия у него высшего образования? Что означает «специальная подготовка»? Понимается ли в п.10 под специальной подготовкой – высшее профессиональное образование? Заранее спасибо за помощь!

Имеет ли право человек без высшего образования (только техникум) занимать должность старшего инженера? Если да. то при каких обстоятельствах?

Работаю в гос. секторе (ФСИН). Можно ли трудоустроить уже работающего у нас человека, без высшего образования, на должность главного инженера?

У нас коммерческая организация. Могу ли я принять на работу главного инженера с практическим опытом работы, но без высшего образования. Чревато ли это штрафами и от каких инстанций?

На должность в АО входящем в структуру Роскосмоса назначили заместителя главного инженера по эксплуатации зданий (совмещает должность главного энергетика) человека без высшего образования и специальной подготовки. Это законно?

Можно ли уволить человека занимающего должность главного инженера горнодобывающего предприятия (опасно-производственный объект), но без высшего образования? Если можно с указанием норм ФЗ или другого нормативно-правового документа. Спасибо.

Пожалуйста могут ли меня принять на должность муниципального служащего (на должность специалиста отдела жилишно коммунального хозяйства) без высшего образования, опыт работы более 10 лет, имеются сертификаты о прохождении повышения квалификации и присвоения уровня-инженер-проектировщик. Спасибо!

Правомерно ли перевести сотрудника с должности специалиста ПТО на должность инженера ПТО в строительной организации без высшего образования. Стаж по должности специалиста ПТО - 1 год, переведен на 4 курс института. Заранее большое спасибо!

Меня предупредили за 2 месяца о сокращении штатов в связи с резким падением спроса на продукцию ИНДЕЗИТ, и самое главное остаются люди без высшего образования. Мне предлагают должности не соответствующей моей квалификации. Можно что-то придумать? Я инженер-электрик.

Могу ли я брать учебный отпуск, обучаясь в магистратуре (дневная форма обучения) ?

После получения высшего образования (дневная форма обучения 5 лет, профессия инженер-строитель), поступил в магистратуру направление строительство (срок обучения 2 года). Зимнюю сессию сдавал без отпуска, вот решил узнать должен работодатель мне предоставлять учебный отпуск.

Имеют ли право перевести на другую должность без моего согласия? Работаю в бюджетной организации 5 лет (2,5 года инженер по организации и нормированию труда, 2,5 года ведущий экономист). Сейчас мне дополнительно хотят поручить обязанности заведующего архивом, либо перевод на должность зав. архивом (оклад меньше). Я настаиваю на совмещении, но 0,5 ставки зав. архивом не дают, только 0,3. Меня это не устраивает. Мотивируют отсутствием у меня высшего образования. До окончания ВУЗа - 1 год (я на последнем курсе), хотя раньше отсутствие у меня высшего образования никого не пугало.

Проблема вот в чем у меня. Я – военнослужащий, офицер, служивший по контракту и уволенный по болезни с установлением 2 группы инвалидности из ВС РФ с общим стажем более 16 лет. Имею образование (Череповецкое Высшее военное инженерное училище радиоэлектроники 1990-1995 г.) . Хочу получить второе высшее образование - сугубо гражданское.

Ст. 19 п. 5 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. в ред. ФЗ от 06.01.2007 № 1-ФЗ предоставляет лицам ИМЕЮЩИМ НЕЗАКОНЧЕННОЕ ВЫСШЕЕ ИЛИ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ право поступления на первый и последующие курсы в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования без вступительных испытаний и проходить обучение бесплатно, т.е. за счет бюджетных средств.

Выбрал МГЛУ (Московский Государственный лингвистический университет) предоставил все льготные документы но загвоздка возникла в статусе моего образования. Секретарь приемной комиссии (из бывших военных) заявил, что мое училище является средним военным образовательным учреждением, а я стало быть не имею высшего военного профессионального образования, что такое образование дает только академия, что вызывает большие сомнения.

Повторюсь я окончил Череповецкое Высшее инженерное училище радиоэлектроники (ЧВВИУРЭ) 1990-1995 г, с присвоением квалификации инженера радиоэлектронной техники. С 1998 г училище стало называться Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники.

На 1995 год-год моего выпуска ЧВВИУРЭ являлось высшим военным учебным заведением, а мое образование высшим военным профессиональным, что применительно к статье данного ФЗ?

И какими нормативными документами это можно подтвердить либо опровергнуть?



На вопрос читателя отвечает Елена КОРНУШЕНКО, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ».

- Общее требование законодательства: к категории «специалисты» относятся служащие:

  • выполняющие аналитико-конструктивные функции;
  • обладающие специальными знаниями, навыками, умениями и опытом работы по определенному виду профессиональной деятельности;
  • имеющие высшее или среднее специальное образование.

По решению нанимателя должностные обязанности работника могут предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации.

При приеме служащего на работу (переводе его на другую должность) нанимателем могут устанавливаться дополнительные требования к образованию, наличию степени магистра по соответствующей специальности, а также к опыту и стажу работы.


В порядке исключения

- Что, если образование не соответствует квалификационным требованиям?

- В таком случае, как правило, сотрудника направляют на переподготовку. Однако в порядке исключения на должности служащих наниматель может принимать лиц, образование и стаж работы которых не соответствуют требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности.


- Есть ли исключения из этих положений?

- Да, это случаи, установленные законодательством. Например, нормативно определено, что при назначении на должности руководителей и специалистов во внешнеэкономические и маркетинговые службы организаций, наряду с основными квалификационными требованиями, предъявляются дополнительные требования:

  • высшее образование по соответствующему направлению деятельности;
  • знание основ идеологии белорусского государства, а также законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность;
  • владение иностранными языками и персональным компьютером;
  • опыт работы по направлению деятельности структурного подразделения (для руководителей).

Максим СЕРГЕЕНКО

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

  • «Откройте, электрик!» Мошенники придумали новую схему обмана граждан
  • Таблетки с оправдательным приговором. Лекарства - враги коронавируса
  • Наши кумиры. Как сложилась судьба участников ансамбля «Песняры»
  • «Белавиа» с 26 мая приостанавливает полеты в Украину
  • Встреча Лукашенко с парламентариями проходит в Доме правительства

Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Фото с сайта samolet.media
Фото с сайта samolet. media

Нужно ли сегодня высшее образование, чтобы получить хорошую должность? Смотрят ли дипломы соискателей при приеме на работу и, если да, — на что обращают внимание? Мы задали эти вопросы консультанту по поиску топ-менеджеров и автору блога о карьере Арине Егоровой. Вот ее мнение.

— За всю практику мне пока ни разу не попадался кандидат на позицию директора или вице-президента без высшего образования. Современное поколение топ-менеджеров — это люди в среднем возраста 38−48 лет, то есть так называемое поколение X.

Арина Егорова
Арина Егорова
Консультант по поиску топ-менеджеров и автор блога о карьере

Другой вопрос, что часто их образование не соответствует специальности. Эти люди застали момент, когда в 1990-ых годах плановая экономика резко встала на капиталистические рельсы. Им нужно было быстро адаптироваться к новым реалиям: куда пойти, когда стране ты резко стал не нужен; где взять деньги. Отсюда лингвисты и историки, которые нашли свое применение в HR, инженеры, пришедшие в маркетинг, и так далее.

Поколение Y, так называемые миллениалы, которым только предстоит занять топ-менеджерские позиции, относятся к своей карьере и высшему образованию, в целом, иначе. Они поступают в вуз, но не получают удовольствия от процесса, без сожаления бросают его и пробуют другое.

Фото с сайта tv.ru

Фото с сайта tv.ru

Они не застали момента, когда нужно было стиснуть зубы и делать то, что не нравится, как поступали наши родители, чтобы прокормить семьи. Для них в этом нет смысла. Поэтому сейчас появляется все больше молодых людей, которые не заканчивают университетов.

В эпоху бума онлайн-образования и доступности любой информации миллениалы образовываются самостоятельно. Парадоксально, но их навыки зачастую куда более прикладные нежели те, что даются в вузах. В каких университетах учат продакт -менеджменту, крипте или дип -машин- лернингу ?

Тренд на отсутствие высшего образования лучше всего прослеживается среди разработчиков, веб-дизайнеров, предпринимателей. Мне известно довольно много случаев, когда люди без корочки попадали в хороший стартап с миллионными инвестициями. Для стартапов — это нормальная история, потому что их делают как раз миллениалы. Получается, 28-летнему основателю проекта все равно, есть ли у 23-летнего претендента высшее образование или нет, если тот бог дизайна или веб-аналитики.

В более классических индустриях, например, в стратегическом консалтинге или в FMCG все еще высоко ценятся ребята из лучших национальных и международных вузов. Устроиться в хорошую компанию без высшего образования, на мой взгляд, будет проблематично.

Смотрят ли ваш диплом

Рекрутеры чаще всего смотрят исключительно на вуз. МГИМО, МГУ, СПбГУ и еще несколько российских университетов из первой десятки всегда в тренде. В целом, даже неважно, бакалавриат или магистратуру вы окончили в топовом вузе.

Очень ценят зарубежное образование. Если вы успели поучиться в Гарварде, Стэнфорде, в Йеле или другом университете из «Лиги плюща» (или проходили там даже недельные курсы) — это большой плюс, особенно если вы хотите работать в международной корпорации.

Фото с сайта robots.uz

Фото с сайта robots.uz

Например, если вы маркетолог и окончили Школу управления Kellogg (США), то серьезный работодатель это отметит. Если вы HR и прошли курсы в INSEAD (французская бизнес-школа и исследовательский институт) — то вы наверняка крутой специалист.

Для каждой специализации и функции есть свой фетиш, который для многих работодателей срабатывает, как хороший триггер.

Проверяет ли работодатель дипломы? Был в моей практике забавный случай. Приходит классный кандидат с крутым опытом и образованием. Собираем рекомендации от предыдущих коллег — все прекрасно: мощный лидер, хороший управленец, грамотный стратег. И так бы все прекрасно и закончилось, если бы не коварная случайность.

Кандидат указал, что получал MBA в Стэнфорде в 2008—2009 году. По невероятному стечению обстоятельств (прямо как в сериале «Форс-можоры», ей богу) в этом же году проходил ту же MBA программу один из вице-президентов компании-работодателя. Он, заностальгировав по своей учебе в США, стал расспрашивать нашего кандидата, а помнит ли он такого-то преподавателя, а вот этого парня с потока и т.д.

В общем, оказалось, что кандидат наш никогда в Стэнфорде не учился и просто придумал себе в резюме эту красивую строчку. Ну, вы поняли, чем дело закончилось.

Мораль: в 99% случаев ваш диплом не проверяют. Однако от попадания в 1% «счастливчиков» вы тоже не застрахованы. Так что лучше все же не врать на бумаге.

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Что дает высшее образование на самом деле?

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

Евгений Смирнов

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Мария Кочакова

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Елена Савчук

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись. Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Так нужен ли диплом?

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

Читайте также: