Как выбирают профессию в разных странах

Опубликовано: 14.05.2024

Британские исследователи проанализировали лучшие примеры в области школьной профориентации в 6 странах и разработали рекомендации для средней школы, которые помогают каждому учащемуся в профессиональном самоопределении. Что такое "хорошо" в профориентации?

If young people and their families know more about the rich range of careers open to people with the right qualifications,
they will have a clearer idea of the routes to better jobs.

John Holman, University of York, April 2014

Необходимость профориентации для государства очевидна. Система бесплатного среднего и высшего образования становится невыгодной для государства, если учащиеся неосознанно выбирают направление образования и не доводят образовательные курсы до завершения. Голландские исследователи посчитали, что на недоучившихся студентах Нидерланды теряют примерно 5,7 млрд евро в год.

Каждая развитая страна по-своему решает проблему профориентации учащихся. В Великобритании было проведено масштабное исследование в сфере профориентации (career guidance) учащихся старшей школы, результаты которого были опубликованы в виде отчета в 2014 году. Целью исследования, которое финансировал благотворительный фонд "Gatsby", было предложить возможные улучшения системы профориентации в стране. Для его реализации авторы посетили шесть стран - Нидерланды, Германию, Гонконг, Финляндию, Канаду, Ирландию, - а также 5 независимых школ в Великобритании. Они работали с учебными заведения, чьи выпускники показывали высокие результаты в обучении и дальнейшем трудоустройстве. Кроме обобщения литературы в области профессионального самоопределения, исследователи много внимания уделили общению с учителями, учениками, школьными психологами, представителями министерства образования этих стран. В результате они выработали 8 критериев, которые позволяют измерять качество профориентации в школе и которые являются руководством в области профориентирования для школ, колледжей и министерства образования.

1. Единая, понятная и стабильная программа профориентации. Каждая школа и колледж региона должны сформировать и применять определенную программу профориентации и карьерного образования. Программа должна быть известна и понятна ученикам, родителям, учителям, губернаторам, работодателям. По мнению авторов исследования, наибольшую роль в формировании программы должно иметь само учебное заведение, так как школа лучше понимает потребности своих учащихся.
2. Актуальная информация о рынке труда. Каждый ученик и его родители должны иметь доступ к качественной информации о будущих вариантах обучения и возможностях рынка труда. Чтобы почерпнуть знания о современных профессиях и вакансиях и использовать их эффективно, учащийся должен иметь доступ к специализированному профориентационному интернет-ресурсу и иметь возможность получить эту информацию от специалиста-консультанта.
3. Удовлетворение персональных потребностей. Каждый учащийся имеет различные потребности в профориентации в зависимости от возраста и его индивидуальных качеств. Профориентационная поддержка должна быть адаптирована и донесена до каждого. Программа должна сочетать равенство и разнообразие - для всех и при этом для каждого.
4. Связь обучения и будущей профессиональной деятельности. Преподаватель каждого предмета должен ясно показывать учащимся перспективы обучения и его пользу для будущей профессии. Так, учителя математики должны на уроках говорить о самых разных специальностях, в которых пригодятся знания по его предмету. Математика необходима специалистам в области аналитики, экономики, лингвистики, социологии, IT и других сферах, а также в повседневной жизни.
5. Встречи с работодателями и сотрудниками предприятий. Каждый учащийся должен иметь возможность получать профессиональные навыки, знания о работе напрямую от профессионалов. В учебном плане необходимо выделять время для экскурсий на предприятия, лекций специалистов и других видов деятельности, которые расширяют представление о профессиях, например, разработки проектов или работы с наставником.
6. Профессиональные пробы – опыт на рабочем месте. Каждый ученик должен получать опыт работы непосредственно на рабочем месте. Чтобы помочь в профессиональном самоопределении школа или колледж должны предоставить учащемуся возможность поработать в выбранной организации и/или понаблюдать за работой достаточно долгий период. Таким образом, учащийся не только пробует профессию на практике, но и изучает возможности построения карьеры в данном направлении и заводит профессиональные знакомства.
7. Встречи с представителями профессиональных и высших учебных заведений. Учащимся важно понимать не только профессиональные, но образовательные возможности. Академическое образование, профессиональные школы, колледжи, университет, повышение квалификации, дополнительные курсы – то есть все пути получения интересующих профессий.
8. Индивидуальная профориентация и наставничество. У учащегося должна быть возможность поговорить с профконсультантом (школьным или сторонним специалистом). Особенно актуальна возможность поговорить с консультантом в моменты, когда предстоит выбор направления обучения. Общение с профконсультантом должно быть доступно для всех учащихся, но уделять время специалист должен индивидуально каждому ребенку.


На момент исследования, как говорит один из авторов Джон Холман, ни одна из английских школ не удовлетворяла полностью всем этим требованиям, максимум 5 из 8 рекомендаций.
В рамках исследования авторы выработали ряд мер, которые помогают усовершенствовать систему профориентации, создали учебный план, включающий профориентационную работу, рассчитали финансирование, необходимое для реализации профориентационной программы в каждом учебном заведении. Для Великобритании это 54 тыс. фунтов в первый год программы и 44 тыс. в последующие, что составляет менее 1% от годового бюджета стандартной региональной школы.

По мнению исследователей, в современное британской системе профориентации не хватает тесного взаимодействия между школой и работодателями. Работодатель, в отличие от школы, имеет представление о реальных рабочих процессах, профессиональных навыках и компетенциях, востребованных на рабочем месте и может донести свои знания до учащихся при плодотворном сотрудничестве со школой.
Проанализировав компоненты успешной, с точки зрения британских исследователей, профориентационной системы, можно сказать, что в такой системе профориентации нет ни национальных ограничений, ни невыполнимых рекомендаций. При желании ее можно применить в каждой стране, в каждой школе или колледже.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"

Вы также можете пройти профориентацию в нашем Центре.


Если вы хотите получать свежие статьи о выборе профессии, подпишитесь на нашу рассылку.

Профессиональная ориентация является подсказкой при выборе профессии , который является задачей с неполными исходными данными, вероятностными параметрами, меняющимися переменными и, как минимум, одним неизвестным. Профориентация помогает не только найти свой жизненный путь, но и формирует систему занятости в будущем.

В связи с этим в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. И эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов .

В этой статье я хочу рассказать о том, как проходит профориентация в некоторых зарубежных странах.

Как такового термина «профессиональная ориентация» за рубежом не существует, есть термин «развитие карьеры» . Сфера деятельности Career Development включает в себя специализированные центры с хорошо подготовленными специалистами, имеющими в своем распоряжении инновационные информационные и методические ресурсы.

Такие центры развития карьеры базируются на тесном взаимодействии профориентации и возможности дальнейшего трудоустройства .

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ

Начнем с того, что во Франции готовят специалистов по профориентации, которая проводится в четырех институтах: Институте психологических и психолого-социальных исследований в г. Бордо, Парижском институте исследований в области труда и профессиональной ориентации, Региональном институте профориентации в г. Лилле и Марсельском институте биометрии человека и профессиональной ориентации. Центры карьерной ориентации во Франции в сейчас наделены большими правами, имеют возможность влиять на профессиональный выбор молодежи в соответствии с требованиями рынка труда, привлекая ее в те отрасли, которые нуждаются в кадрах.

Службы профориентации во Франции имеют большую историю. Первые службы профориентации появились во Франции в 20-х гг. XX столетия, накануне второй мировой войны вышел «Закон о повсеместном создании центров для подготовки специалистов по профориентации для детей и взрослых».

В настоящий момент, профориентация учащегося начинается с младших классов, с момента наблюдения учителем за возможностями и способностями ребенка. Здесь в день поступления в школу заводится индивидуальное досье, в которое вносят данные учителя, наблюдая за способностями ребенка и при знакомстве ребенка с актуальными профессиями на рынке труда, которое проводят в средней школе. Вся данная информация доводится до сведения родителей. Во Франции тесное сотрудничество центров выбора профессии с семьями учащихся. Если учащийся испытывает некоторые затруднения в плане выбора профессии, у него всегда есть возможность побеседовать со школьным психологом, который помогает ребенку адаптироваться к требованиям учебного заведения, оказывает индивидуальную помощь детям по организации учебной деятельности в школе и дома. Он изучает также характерологические особенности учащихся, проводит тестирование успешности освоения учебных предметов и дает рекомендации учащимся и их родителям по повышению успеваемости, развитию способностей, интересов к той или иной сфере профессиональной.

Во Франции все учащиеся принимают участие в деловых играх, тренингах, встречах с успешными предпринимателями. Их учат грамотно составлять резюме и пользоваться информационной базой данных обо всех профессиях страны.

Здесь под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

В Германии вопросами профессиональной ориентации занимаются главным образом биржи труда, работу которых координирует Управление профессиональной ориентации федерального ведомства трудоустройства и страхования по безработице. Данные биржи ориентированы, прежде всего, не на решение задачи реализации потенциала личности относительно профессии, а на заполнение различного рода профессиональных вакансий. Служащие биржи имеют на каждого учащегося школы карту профориентации (личное дело по профориентации), которая поступает из школы. Там содержатся данные об успеваемости, состоянии здоровья, особенностях характера, оценка способностей. После ознакомления с ней и проведения личной беседы, профсоветник выясняет способности и склонности учащегося, и на основании этого дает совет относительно выбора профессии. Такими же особенностями отличаются системы профориентации Италии и Бельгии.

Профориентацию в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную карту профориентации, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают карту, специалисты проводят консультации со школьниками. При необходимости они прибегают к помощи школьных психологов или медиков.

После окончания школы выпускники продолжают специализированное обучение уже на потенциальном рабочем месте.

Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В КАНАДЕ

В Канаде профориентация ориентирована в основном на выпускников вузов и осуществляется в «центрах выбора», которые есть при каждом государственном университете. Помимо тестов и исследований здесь проводят курсы самоопределения, цель которых — помощь студенту в выборе будущей деятельности.

Согласно канадским специалистам по профориентации алгоритм принятия решения о выборе будущей карьеры состоит из 5 шагов:

  • шаг первый. Студент решает для себя, чем бы он хотел заниматься и анализирует свои ощущения по поводу принятого решения. Если в процессе анализа он понимает, что преобладают тревога и страх, ему рекомендуется пересмотреть своё решение. Возможно, он просто не готов к его принятию.
  • шаг второй. Состоит из двух частей. Первая, так называемый внутренний компонент, попытка реально оценить свои возможности и способности, определить какие черты характера помогут в становлении карьеры, а какие лучше держать при себе. Определиться с родом занятий, которому готовы посвятить большую часть времени, и именно он должен стать в дальнейшем работой, а что можно оставить в качестве хобби. Вторая часть состоит в изучении рынка труда, а именно тех специальностей, которые на нем представлены на данный момент. Выбор для себя нескольких альтернативных вариантов.
  • шаг третий. Оценка альтернативных вариантов. Сопоставление тех критериев, которые студент выбрал определяющими для будущей специализации с критериями реально существующих профессий. Выбор приоритетной профессии.
  • шаг четвертый. Проба себя в профессии. Это и стажировки, и подработка в выбранной сфере. Многие студенты обязаны отработать определенное количество часов в различных социальных службах. Эти часы им засчитываются за практику и дают возможность определиться с дальнейшим выбором. В самом начале работы студентам рекомендуется составить план-график, с опорными точками, которые будут определять поставленные цели и сроки их выполнения. Каких результатов практикант ожидает достичь за определенный промежуток времени. Если график и реальные действия разнятся, стоит задуматься о правильности выбора профессии.
  • пятый шаг. Принятие окончательного решения.

Все этапы студент проходит самостоятельно, но под контролем специалистов в области развития карьеры и психологов. Поэтому в случае необходимости всегда есть возможность обратиться за квалифицированной помощью.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ЯПОНИИ

В Японии профориентация- это одно из ключевых направлений общего учебного процесса. Для контроля за формированием готовности подростков выбирать профессиональный путь и за подготовкой к профессии в Японии разработали совершенно уникальную научную методику, автором которой стал ректор университета Асия — профессор Фукуяма. Данный тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест). Автор выделяет три основных фактора осознанного выбора профессии: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Каждый год учащиеся 7-9 классов пробуют себя в 16 различных профессиях из разных областей: сельское хозяйство, научная деятельность, бизнес и т.д.

Таким образом за три года они пробуют свои силы в 48 различных профессиях. После чего проводится самоанализ по 62 пунктам по пятибалльной шкале различных навыков. Те же самые пункты в отношении каждого ученика оцениваются преподавателями и психологами. Результаты сравниваются, вычисляется индекс самооценки школьника и предлагается индивидуальная программа дальнейшего обучения, направленная на формирование и развитие профессиональных качеств и компетенций. Кроме того, учащийся приобретает практические навыки работы.

Интересным является опыт вычисления индекса самооценки школьника. Ведь в России пока действия учащегося оцениваются только преподавательскими составом.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В США

В США профильное обучение осуществляется на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. Организация профильной подготовки состоит из возможности набора из множеств курсов, предполагаемых за весь период обучения.

Как правило, школьники должны выбирать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей. Но начиная с дошкольного возраста здесь проходят разные тесты, которые определяют уровень знаний и интерес к разным профессиям, потому что в США в основу системы профориентации заложена модель сравнения специфики профессий с чертами характера. Их эксперты выявляют в ходе тестов, рассчитанных на детей и молодежь разного возраста: от дошкольников до выпускников вузов.

Затем школьник получает список подходящих профессий и может выбрать одну из них. Ежемесячно в школах проводятся встречи с потенциальными работодателями, которые предоставляют школьникам рабочие места, чтобы они могли провести тест-драйв выбранной специальности. В конечном результате все это помогает учащимся найти ту профессию, которая в наибольшей степени соответствовала их склонностям и востребована на рынке труда.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ФИНЛЯНДИИ

К профессиональной ориентации выпускников в Финляндии подходят очень серьезно. Вот один показательный факт: если ученик, окончив девятый класс, так и не понял, чем он будет заниматься в жизни, ему дается еще один год для профессионального самоопределения. В течение этого периода с ним и подобными активно работают профессиональные консультанты. И надо сказать, что они не зря едят свой хлеб.

В Финляндии система среднего профессионального образования популярнее высшего. Курсы профессиональной ориентации начинаются в Финляндии с седьмого класса. И они обязательно включают период введения в трудовую жизнь, составляющий, как правило, одну-три недели, в течение которых подростки работают по-настоящему. Возможность сделать что-либо своими руками очень сильно влияет на профессиональное самоопределение. В восьмом классе изучаются вопросы построения карьеры, а в девятом к процессу выбора профессии подключаются сотрудники кадровых служб предприятий и служб по найму. Отвечает за работу по профессиональной ориентации и построению карьеры министерство образования страны.

Выпускникам финских школ предоставляется право подать документы в 7 профессиональных учебных заведений.

В школьные консультанты берут в основном людей с университетским образованием, потому что на них возлагается очень большая ответственность. Во-первых, далеко не все ребята знают, чего они хотят, во-вторых, не каждый адекватно оценивает свои возможности и, в-третьих, кроме желания выпускника, есть еще потребности в кадрах государства. Несмотря на трудности, консультанты должны добиваться, чтобы выбор сделал.

Чем отличаются методики профориентации школьников в разных странах и какие методы самые эффективные?

Это может быть интересно :

Задача профориентации состоит не только в том, чтобы помочь подросткам найти жизненный путь, но и в формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые будут лечить, учить и строить завтра.

Поэтому в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. Программы, направленные на то, чтобы подросток нашёл свое призвание, разрабатываются специалистами и включает в себя теоретическую и практическую части. Эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов.

Мы обратились к работам Г.В. Щёкина о подготовке кадров за рубежом, к статье А. Л. Файзрахмановой «Использование зарубежного опыта в профориентационной деятельности» и к психологической энциклопедии, чтобы посмотреть, как в разных странах обстоят дела с помощью школьникам в выборе профессии.

Профориентация во Франции

Первые центры профориентации возникли именно во Франции в начале ХХ века. Здесь учителя начинают наблюдать за способностями ребенка начиная с младшей школы. К середине школьного курса специалисты знакомят учеников с актуальными профессиями на рынке труда. Все данные вносят в индивидуальное досье, которое заводится в день поступления.

Психологи составляют рекомендации по развитию способностей и интересов ребенка, чтобы помочь ему реализоваться в выбранной профессии. Во Франции под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.

Профориентация в Германии

Профориентационные работы в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную рабочую тетрадь, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают в тетрадь, специалисты проводят консультации со школьниками. В некоторых случаях они могут прибегать к помощи школьных психологов или медиков.

Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.


Профориентация в Канаде

За профессиональную ориентацию подростков в Канаде отвечают так называемые «центры выбора», которые есть при каждом государственном университете. Помимо тестов и исследований здесь проводят курсы самоопределения, цель которых — помощь студенту в выборе будущей деятельности.

Согласно канадским специалистам по профориентации, алгоритм профессионального самоопределения человека состоит из нескольких ключевых этапов:

    самостоятельное решение, которое сопровождается тревогой и неуверенностью в правильности выбора,

анализ собственных способностей и качеств, которые необходимо развивать для успешной самореализации,

оценка актуальности выбранной профессии на рынке труда,

поиск альтернативных вариантов,

проба себя в профессии: производственная практика, стажировки, подработка,

принятие окончательного решения.

Это может быть интересно :

Профориентация в Японии

В Японии с профориентацией разбираются ещё в средней школе, если не раньше — это одно из ключевых направлений общего учебного процесса.

Здесь существует уникальная методика, разработанная профессором Фукуямой. Метод основан на «трех китах» осознанного выбора деятельности: самоанализ, оценка специальностей, профессиональные пробы. Его суть заключается в том, что, начиная с седьмого класса, каждый учащийся ежегодно пробует свои способности в шестнадцати различных профессиях. После этого, совместно с психологами и преподавателями проводится подробный самоанализ способностей по 62-м пунктам. На основе полученного индекса самооценки разрабатывается индивидуальный план обучения.

А что у нас?

Комплексная профориентация подростков весьма востребована и в системе российского образования. В Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле работают научные центры по разработке и внедрению современных профориентационных мероприятий. Однако, чтобы идти в ногу со временем и полностью соответствовать современным потребностям рынка труда, некоторые принципы отечественной системы профориентации следует пересмотреть, ориентируясь на передовые наработки других стран.

Сегодня система самоопределения школьников ориентирована на одну-две основные профессии, в то время как другие экономически развитые страны делают акцент на нескольких специальностях. Даже когда человек определился с выбором, не следует зацикливаться на одном виде профессиональной деятельности. Тесное сотрудничество работодателей с центрами профориентации позволит получать актуальную информацию обо всех специальностях.

Не стоит ограничиваться лишь стандартными тестами и беседой с психологом. В России проекты внедрения современных методик только набирают силу. Например, тренинг «Система Выбор» направлен на то, чтобы с помощью современных комплексных методик анализа получить ясное представление о возможностях и интересах подростка.

Внедрение такого подхода позволит российской системе образования повысить эффективность программы профориентации, а заимствование лучших зарубежных методик поможет школьникам разобраться, какие существуют специальности и что востребовано на рынке труда.

25 мая 2016, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

В конце XIX–начале XX веков в мире появилась острая историческая потребность в появлении и развитии профориентации, нового направления в педагогике и психологии, способного оказывать помощь молодым людям в выборе профессии, что было обусловлено бурным ростом мировой экономики и интенсивным расширением мира профессий. В настоящее время
исследователи выделяют три основные модели профориентации: американскую, западноевропейскую и японскую.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Профориентация в разный странах мира.docx

Профориентация в разных странах мира

В конце XIX–начале XX веков в мире появилась острая историческая потребность в появлении и развитии профориентации, нового направления в педагогике и психологии, способного оказывать помощь молодым людям в выборе профессии, что было обусловлено бурным ростом мировой экономики и интенсивным расширением мира профессий. В настоящее время

исследователи выделяют три основные модели профориентации: американскую, западноевропейскую и японскую.

США считаются страной-родоначальником профориентации. В 1908 г. В Бостоне Ф. Парсонсом было организовано первое профконсультационное бюро. Им же была разработана первая научная концепция профориентации «черта –фактор», идеи которой впоследствии легли в основу теорий профориентации американских ученых, таких как А. Маслоу, С. Гинсбург, Д. Сьюпер и др. В ходе более чем вековой истории профориентация в США бурно развивалась благодаря росту экономики и конкурентной борьбы на рынке труда. В настоящее время система профориентации в США характеризуется множественностью организационных схем и высокой степенью децентрализации. Так как по Конституции США вопросы образования не входят в компетенцию федерального правительства, руководство работой школ, а также все школьное законодательство находятся в ведении соответствующих органов штата . Кроме школ в структуру профориентационной работы с молодежью входят также службы занятости населения. Характерной особенностью профориентационной системы США является наличие как государственных, так частных служб занятости. И все же,ведущую роль в системе профориентации в США играет школа, в частности консультативная служба «Гайденс», функционирующая во всех школах США.В состав «Гайденс» входят несколько служб: 1) инвентарная служба, занимающаяся сбором информации о каждом учащемся, 2) служба информации для учащихся в трех областях: учебной, профессиональной и личностно-социальной, 3) служба консультирования, отвечающая за процесс индивидуальных и групповых консультаций с учащимися, 4) служба устройства, оказывающая содействие выпускникам при трудоустройстве, 5) служба контроля, ведущая сбор сведений о судьбах выпускников школ. Залогом успешного функционирования системы профориентации в США является разнообразие теоретических концепций и учебных программ по практической подготовке школьников к выбору профессии, непрерывность профориентационной работы в школе и широкое использование информационных ресурсов.

Францию по праву можно считать лидером профориентации в Европе, так как система профориентации в этой стране создана на государственном уровне и координируется деятельностью трех министерств: труда,здравоохранения и образования. Важной отличительной чертой современной концепции профориентации во Франции является ее информационная направленность. Предполагается, что степень готовность к профессиональному выбору зависит от уровня осведомленности об условиях труда и требований профессий к человеку. Высокие показатели уровня профессионального самоопределения французской молодежи во многом обусловлены наличием в стране большого количества Центров по информации и ориентации (более 500), которые взаимодействуют с различными общественными организациями (ассоциацией родителей, биржей труда, центрами профессиональной подготовки), службами информации (Национальным институтом педагогических исследований, Региональным центром педагогической документации и др.). Они собирают и обрабатывают информацию о состоянии рынка труда.

Стремительное развитие профориентации в Великобритании во второй половине XX века обязано существенному снижению экономического роста и ослаблению конкурентоспособности на мировом рынке, что побудило правительство страны значительно повысить внимание к вопросам профориентации. Это выразилось в росте финансовых ассигнований и увеличении числа государственных программ и их масштабов. В 1973 г. вышел специальный закон о службах профориентации, в котором указывалось, что профориентационная работа должна «сопровождать» учащихся на всех этапах обучения .В последствии в Великобритании были открыты специальные агентства, оказывающие профориентационные услуги и принадлежащие системе регулирования рынка труда. При этом в последние годы наблюдается усиление роли школы в профориентации учащихся. Включение в учебную программу систематических профориентационных курсов является обязательным условием . Отличительной чертой системы профориентации в Великобритании является наличие множества научных подходов. Практика профориентации опирается на теоретические исследования британских ученых в этой области, таких как Г. Еган, К. Роджер, Д. Баретт, Д. Вильямс и др., чьи подходы к профориентации имеют концептуальные различия. Именно постоянный поиск новых подходов в теории и практике проведения профориентационной работы обеспечивает ее развитие и дальнейшее совершенствование.

Шведскую систему профориентации отличает высокий уровень государственного регулирования взаимодействия системы образования и рынка труда. Одно из главных направлений государственной политики –разработка и реализация различных программ, направленных на регулирование рынка труда путем проведения успешной профориентационной работы. Одной из таких программ является подготовленная в 2000 году программа «Куда шагать по жизненной лестнице», ключевой составляющей которой считается программа по профориентации, состоящая из следующих направлений: 1) изучение личности учащихся, их интересов, их склонностей и способностей, 2) ознакомление школьников с различными видами труда и профессиями, изучение содержания той или иной профессии, требований к ней, перспектив ее развития и путей получения необходимой подготовки, 3) индивидуальная консультационная работа со школьниками, направленная на уточнение и корректировку персонального выбора, 4) организация практической деятельности учащихся по профессии или ряду профессий в процессе дополнительного образования и летней практики. Особенность данной программы заключается в возможности корректировки действий учащегося направленных на выбор профессий, а также своевременной активизации процесса его профессионального самоопределения. Также обращает на себя внимание высокий уровень информационной поддержки профориентации –в Швеции существуют общедоступные банки данных, предоставляющих полную информацию по профессиям и ситуации на рынке труда.Шведская модель системы профориентации позволила сократить количество безработных в стране более чем в два раза за последние 15 лет.

Отличительной чертой системы профориентации в Японии является тот факт, что профориентационная работа почти на сто процентов сосредоточена в средней школе, в отличие от той же Франции, где большой пласт этой работы приходится на специализированные центры профориентации. В Японии, как ни в одной другой стране мира, система профориентации глубоко интегрирована в учебный процесс и составляет ядро учебных программ для средней школы. Профориентация в Японии опирается на два основных принципа: способность к самоанализу и способность к анализупрофессий. Еще одной отличительной чертой профориентации в Японии является убежденность японских исследователей в том, что именно младшие классы средней школы представляют собой оптимальную стартовую точку для формирования профессиональной направленности учащихся. Из четырех основных составляющих профориентации –профпросвещения, профконсультации, профотбора, профадаптации –особое внимание в Японии уделяется профадаптации, в отличие от других стран, где преобладают первые три. Каждый японский школьник в обязательном порядке минимум 48 раз за три года вовлекается в профессиональные пробы , в процессе которых учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям .

В заключение следует отметить, что, несмотря на высокий уровень развития профориентации в вышеописанных странах, существует определенный ряд проблем и противоречий. Например, основной целью любой системы профориентации является, с одной стороны, удовлетворение потребностей общества в кадрах и сбалансированный рынок труда, с другой стороны, личностная и профессиональная самореализация каждой личности в отдельности. Другими словами, исследователям в области профориентации еще предстоит решить ряд вопросов. Система профориентации в Республике Беларусь развивается с учѐтом национальных традиций и подходов, при этом учѐт передового мирового опыта представляется целесообразным.

Задача профориентации состоит не только в том, чтобы помочь подросткам найти жизненный путь, но и в формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые будут лечить, учить и строить завтра.

Поэтому в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. Программы, направленные на то, чтобы подросток нашёл свое призвание, разрабатываются специалистами и включает в себя теоретическую и практическую части. Эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов.

Мы обратились к работам Г.В. Щёкина о подготовке кадров за рубежом, к статье А. Л. Файзрахмановой «Использование зарубежного опыта в профориентационной деятельности» и к психологической энциклопедии, чтобы посмотреть, как в разных странах обстоят дела с помощью школьникам в выборе профессии.

Профориентация во Франции

Первые центры профориентации возникли именно во Франции в начале ХХ века. Здесь учителя начинают наблюдать за способностями ребенка начиная с младшей школы. К середине школьного курса специалисты знакомят учеников с актуальными профессиями на рынке труда. Все данные вносят в индивидуальное досье, которое заводится в день поступления.

Психологи составляют рекомендации по развитию способностей и интересов ребенка, чтобы помочь ему реализоваться в выбранной профессии. Во Франции под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.

Профориентация в Германии

Профориентационные работы в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную рабочую тетрадь, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают в тетрадь, специалисты проводят консультации со школьниками. В некоторых случаях они могут прибегать к помощи школьных психологов или медиков.

Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.


Профориентация в Канаде

За профессиональную ориентацию подростков в Канаде отвечают так называемые «центры выбора», которые есть при каждом государственном университете. Помимо тестов и исследований здесь проводят курсы самоопределения, цель которых — помощь студенту в выборе будущей деятельности.

Согласно канадским специалистам по профориентации, алгоритм профессионального самоопределения человека состоит из нескольких ключевых этапов:

    самостоятельное решение, которое сопровождается тревогой и неуверенностью в правильности выбора,

анализ собственных способностей и качеств, которые необходимо развивать для успешной самореализации,

оценка актуальности выбранной профессии на рынке труда,

поиск альтернативных вариантов,

проба себя в профессии: производственная практика, стажировки, подработка,

принятие окончательного решения.

Профориентация в Японии

В Японии с профориентацией разбираются ещё в средней школе, если не раньше — это одно из ключевых направлений общего учебного процесса.

Здесь существует уникальная методика, разработанная профессором Фукуямой. Метод основан на «трех китах» осознанного выбора деятельности: самоанализ, оценка специальностей, профессиональные пробы. Его суть заключается в том, что, начиная с седьмого класса, каждый учащийся ежегодно пробует свои способности в шестнадцати различных профессиях. После этого, совместно с психологами и преподавателями проводится подробный самоанализ способностей по 62-м пунктам. На основе полученного индекса самооценки разрабатывается индивидуальный план обучения.

А что у нас?

Комплексная профориентация подростков весьма востребована и в системе российского образования. В Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле работают научные центры по разработке и внедрению современных профориентационных мероприятий. Однако, чтобы идти в ногу со временем и полностью соответствовать современным потребностям рынка труда, некоторые принципы отечественной системы профориентации следует пересмотреть, ориентируясь на передовые наработки других стран.

Сегодня система самоопределения школьников ориентирована на одну-две основные профессии, в то время как другие экономически развитые страны делают акцент на нескольких специальностях. Даже когда человек определился с выбором, не следует зацикливаться на одном виде профессиональной деятельности. Тесное сотрудничество работодателей с центрами профориентации позволит получать актуальную информацию обо всех специальностях.

Не стоит ограничиваться лишь стандартными тестами и беседой с психологом. В России проекты внедрения современных методик только набирают силу. Например, тренинг «Система Выбор» направлен на то, чтобы с помощью современных комплексных методик анализа получить ясное представление о возможностях и интересах подростка.

Внедрение такого подхода позволит российской системе образования повысить эффективность программы профориентации, а заимствование лучших зарубежных методик поможет школьникам разобраться, какие существуют специальности и что востребовано на рынке труда.

Читайте также: