Как выбор профессии влияет на жизнь человека

Опубликовано: 03.07.2024

Выбор своей будущей профессии для каждого человека является очень важным шагом в жизни. К данному выбору нельзя подходить необдуманно, спонтанно, или случайно: свой выбор необходимо очень хорошо обдумать; как говорится, взвесить все «за» и «против» в выборе своей будущей профессии, так как этот выбор является особо ответственным как перед самим собой, так же в будущем и перед другими людьми.

Человек при выборе профессии только сам может определить свои предпочтения к определенной области: сожжет как увидеть, так же и оценить, к чему у него душа больше лежит, так же в какой области у него имеются таланты, где и кем в будущем он себя видит. У кого – то предпочтения к профессии журналиста, у кого – то таланты в области медицины, а у кого – то имеются способности к точным наукам и преподаванию. Выбор профессии каждого человека – это его личный выбор, основанный на определенных возможностях, увлечениях, способностях и других личностных критериях.

При выборе профессии необходимо определиться с регионом работы и проживания, определить спрос на рынке труда по окончании учебного заведения (не важно, учебного заведения среднего профессионального, либо высшего профессионального образования), необходимо в приоритет так же поставить актуальность и востребованность своей будущей профессии.

Можно с уверенностью сказать, что практически половина выпускников как средних профессиональных учебных заведений, так же и высших профессиональных учебных заведений является не совсем довольными выбором своей профессии, поэтому по специальности трудоустраиваться не торопятся, либо не работают вообще.

Чем же выпускники могут объяснить данный факт; почему учиться пошли не туда, куда лежала душа, а совершенно в другое место, на другую специальность? – Ответ на данный вопрос совершенно прост: преемственность поколений, родители заставили учиться, не поступили туда, куда хотели, не прошли на бюджет, лишь бы не идти в армию, было все равно куда идти учиться. В результате данного выбора немало лет было потрачено на учёбу, а на работу выпускники устраиваются «куда получится».

Особенности профориентации

Каждый человек является личностью и обладает определенными личностными способностями, личными интересами и отличительными чертами личности, которые делают его подходящим для определенных профессий.

Данная склонность, является одной из ключевых характеристик личности человека, которую можно выявить. И чем раньше данная склонность будет выявлена, тем в более короткие сроки человек сможет определиться с будущей профессией, так же понять, насколько хорошо он соответствует ей.

Важную роль в диагностировании выбора своей будущей профессии играет психодиагностика. В современное время, профориентационную работу очень часто недооценивают, считая, что данная работа является устаревшей, и неполноценной. И зря, так как выпускники школ часто выбирают специальность, находясь под воздействием целого комплекса внешних факторов, таких как: престижность, мнение близких людей, будущая экономическая выгода, льготы различного уровня, атрибуты и др. Нужно помнить, что к выбору будущей профессии необходимо подходить максимально взвешенно, ответственно, обдуманно и серьезно, чтобы не страдать от неверного выборы профессии на «не своей» работе и не тратить лишние деньги на переобучение.

Алгоритм выбора профессии

Престиж будущей профессии и уровень заработной платы, являются основными критериями, которыми абитуриенты руководствуются при выборе будущей специальности.

Важно помнить, что удовлетворение от своей работы получают те люди, кто самостоятельно, обдуманно и ответственно подошёл к выбору своей будущей профессии, в свою очередь не подвергаясь воздействию внешних факторов.

Современное общество живёт и воспитывает новой поколение опираясь на предрассудки, например такие, как – некоторые профессии – сантехник, строитель, младший воспитатель в детском саду являются не только не престижными, но так же и недостойными, чтоб работать в данном направлении и на данных должностях. В свою очередь родители настаивают, что их ребенок должен получить только престижную профессию, такую как: доктор, экономист, юрист, педагог, что приводит к тому, что после окончания учебного заведения выпускники не стремятся работать по специальность, а полученный диплом остаётся пылиться на полку у родителей.

Поэтому при выборе профессии и учебного заведения обязательно в первую очередь очень важно учитывать личные стремления и личностные качества своего ребенка. Так как отсутствие радости от своей работы, которое выражено рутиной, ил наоборот слишком активным и бесполезным ритмом и постоянным отвлечением по различного рода вопросам когда – нибудь загонит человека в депрессию.

Значимые при выборе специальности показатели

Каждая профессия индивидуальна и предполагает наличие у каждого человека индивидуальных, определенных качеств и черт.

Таким образом, относительно популярное предпринимательство подразумевает наличие у предпринимателя предприимчивости, социальной вовлеченности в профессию, физической активности, стрессоустойчивости, определенных организаторских способностей, убедительности, уверенности в своих действиях. Нельзя не перечислить, что предприниматель обязан быть осторожным, в меру гибким, иметь силы вовремя остановиться, иногда иметь силу воли, чтобы отступить, переосмыслить стратегию дальнейшей работы и подойти к решению вопроса с иной стороны.

Когда человек понимает, что лидерские качества характера присутствуют, но интеллект в какой – то мере не дотягивает до самостоятельного руководства, можно рассмотреть альтернативные отрасли такие, как логистика, строительство и др. Работа, которая требует ручного труда, соответственно подразумевает наличие у исполняющего определенных обязанностей, например: силы, ловкости, терпения, скрупулезности, внимательности и усидчивости.

Что касается большинства офисных специальностей, то они в обязательном порядке подразумевают наличие внимательности, стрессоустойчивости, погруженности и вовлеченности в свою профессию, ответственность, самоконтроль и выдержку.

У медицинских работников, например, нет унифицированного психологического стандарта. Если при необходимости проанализировать личные качества людей, работающих в данном направлении, то все они являются во всех пониманиях абсолютно разными.

При ориентации на выбор определенной специализации необходимо иметь в виду наличие таких качеств как ответственность, скурпулезность и системность – это является малейшей частью психодиагностических показателей. Данные показатели тем не менее нельзя рассматривать в виде догмы, так как в нашем быстроменяющемся мире новые технологии появляются ежедневно, и соответственно, требования к представителям соответствующих сфер деятельности претерпевают изменения.

Правила выбора профессии

Существует специальный алгоритм, который помогает подойти к подбору будущей профессии максимально продуманно, ответственно и взвешенно.

Прежде всего необходимо составить перечень профессий, которые интересны, и именно в которых человек видит себя будущем. После чего необходимо оценить своё соответствие им по своим личностным качествам, чертам характера, своим умениям и навыкам.

Помимо всего вышеизложенного существуют так же требования, которые непосредственно предъявляются к определенной профессии. Так же необходимо самостоятельно определить соответствие интеллектуальных и психологических способностей и профкачеств, так же потенциального здоровья к выбранной профессии и будущей работе.

Когда решение выбора профессии принято окончательно, наступает необходимость выбора учебного заведения и решить, как развивать важные для специалиста определенного профиля качества, становится выбор приобретения практического опыта работы, так же как повысить конкурентоспособность и привлекательность для работодателя.

Выбор профессии условно представляется в виде формулы: «хочу – могу – надо», каждый элемент в которой является взаимо определяемым.

Таким образом, первый элемент представляет собой весьма привлекательную профессию для абитуриента, определенные занятия, от который человек будет получать, не посредственно не только материальную выгоду, на главным образом и удовлетворение.

Вторым элементом является наличие определенных черт и качеств, которые требуются в определенной профессии.

Третьим элементом является, непосредственно востребованность на рынке труда. Так же важно понимать, что рынок труда является явлением быстро изменяющимся. Поэтому необходимо на те направления, которые остаются неизменными, на которые не влияет ни экономическая, ни политическая ситуация, потому что некоторые профессии довольно оперативно теряют свою актуальность, востребованность, затем исчезают.

Итак, подводя итог необходимо запомнить, что будущая профессия – это не только определенное название, но так же и дело всей вашей будущей жизни. Поэтому к выбору будущей профессии необходимо подойти со всей серьезностью, чтобы в будущем быть влюбленным в своё дело, верить в свои успехи и своё карьерное развитие. Будущую профессию необходимо выбирать по зову своего сердца и только по своему собственному решению.

Фото: Jonathan Borba / Unsplash

Согласно исследованию Бюро трудовой статистики США, люди от 35 до 44 лет работают на одном месте около пяти лет, а работники от 25 до 34 — только 2,8 года. Под воздействием Четвертой промышленной революции на рынке труда увеличивается спрос на мультикультурных и мультиязычных специалистов, работающих на стыке нескольких профессий. Например, инфостилист «Атласа новых профессий» будет работать с человеческими потребностями, программированием и мультимедиа. Адаптироваться к требованиям рынка и выбрать подходящую профессии поможет постоянное профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка. Самоопределение длится всю жизнь, поэтому потребность в нем будет возникать постоянно и зависит от людей, среды, вашей мотивации, зрелости и готовности.

Профессиональное самоопределение помогает найти смысл в работе, ответить на вопрос: «Кто вы как профессионал и какую пользу приносите миру?» При этом ответственность за выбор профессии лежит только на вас.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Профессиональная ориентация – это всего лишь некоторый вектор движения по карьере. Вы можете не угадать с профориентацией, но стать хорошим специалистом в своей области. По мере накопления знаний и навыков рекомендую формировать понимание личной ценности. Есть прекрасные исследования о том, что на любой должности мы проходим определенные этапы. Есть теория S-кривой, которую я очень люблю. Она четко показывает, что сначала вы пройдете период новичка, затем увлечения — накачки навыков, а потом попадете на профессиональное плато. На плато мастерства сначала будете чувствовать себя гуру, а затем обязательно начнете скучать. В этом непростом мире карьеры выживут только те, кто регулярно будет перебрасывать себя на новую кривую развития. Это сложно, но неизбежно — придется отказываться от уже приобретенного. Сейчас то время, когда на свою карьеру нужно смотреть, как на главный предпринимательский проект всей жизни. К сожалению, этому нигде не учат, но каждый из нас — главный инвестор своих сил и времени».

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

Профессиональное самоопределение происходит на всех этапах становления личности. Психологи выделяют пять таких этапов:

1. Оптация. В подростковом возрасте вы формируете профессиональные намерения — осознанное отношение к профессии. Выбираете учебное заведение и планируете кем-то стать, вспоминая школьные предметы, кружки и секции, которые посещали.

2. Профессиональная подготовка. С поступлением в учебное заведение: университет, колледж, училище, вы получаете больше свободы и новую социальную роль — студент. Приобретаете новые знания, умения и опыт для решения простых профессиональных задач. Этап профессиональной подготовки может закончиться за 1—2 месяца, если начнете работать сразу после школы и без специального образования.

3. Профессиональная адаптация. После окончания учебного заведения социальная ситуация меняется: вы попадаете в разновозрастный коллектив с определенной системой профессиональных отношений, меняете свою роль и принимаете новые социально-экономические условия. На этом этапе вы входите в профессию: осваиваете инструменты, самостоятельно выполняете профессиональные задачи и приобретаете опыт.

Фото:Brooke Cagle / Unsplash

4. Первичная и вторичная профессионализация. Осваивая профессию, вы формируете новое отношение к себе, работе и жизни. Сравниваете ожидания от профессии и сложившуюся ситуацию. На первой стадии профессионализации выбираете оптимальные и надежные способы выполнения задач. Повышая квалификацию, находите собственную технологию делать работу эффективно. Расширяете обязанности, меняете должности и переходите на вторую стадию профессионализации.

5. Профессиональное мастерство. Только часть работников с развитой потребностью в самореализации и творческим потенциалом становятся мастерами. На этой стадии вы получаете творческую свободу, ищете новые способы делать работу лучше, меняете сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе. Полностью самореализуетесь и достигаете вершины профессионального развития.

Фото:Unsplash

На каждом этапе социальная ситуация меняется. Происходит переоценка ценностей и перестройка личности. Изменения порождают психологическое напряжение, трудности, конфликты с людьми и самим собой.

Что влияет на выбор профессии

Профессиональное самоопределение связано с теорией самодетерминации. Ее разработали американские психологи из Рочестерского университета — Эдвард Деци и Ричард Райан в 80-х годах. Согласно этой теории, в основе нашей внутренней мотивации лежат три базовые потребности:

  • Компетентность — мастерство в своем деле и стремление контролировать результат работы;
  • Автономность — возможность самому решать, как выполнять работу и действовать в соответствии со своим внутренним «я»;
  • Связанность — желание взаимодействовать и быть на связи с другими людьми.

Потребности определяют психологическое здоровье и благополучие человека. Если они удовлетворены — вы растете и развиваетесь. Кэл Ньюпорт подробно разбирает влияние компетентности, автономности и связанности на удовлетворенность профессией и жизнью в своей книге «Хватит мечтать, займись делом!». Автор считает, что «работа мечты» — миф. Вместо поиска идеальной профессии нужно научиться хорошо работать и стремиться к удовлетворению этих потребностей.

Согласно Pink, распространенные причины, по которым люди меняют профессию:

  1. хотят больше зарабатывать;
  2. чувствуют, что достигли карьерного потолка;
  3. надоела рутина;
  4. не устраивает атмосфера в коллективе;
  5. заинтересовала другая сфера;
  6. мигрируют в другую страну или город;
  7. хотят соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Молодые люди начинают задумываться о смене работы очень быстро. Недавно меня спросили: достаточно ли двух недель, чтобы понять, твоя это работа или нет. Для них уже не существует слово «карьера» в единственном числе, они этим живут: могут менять должности, уходить на более низкие или работать параллельно, работать на фрилансе. В итоге привычные молодым людям резюме выглядят как нетипичные, рваные карьерные траектории. Я вижу ценностные конфликты в разновозрастных командах. Сглаживать их — огромная работа.

На самом деле, чтобы адаптироваться на новом рабочем месте, человеку нужно порядка шести месяцев. Молодое поколение не терпит, часто меняет места работы и профессии. Поколение предпенсионного возраста терпят до последнего, потому что не понимает, что будет дальше и боятся изменений. Людей к этому почти нигде не готовят, но изменения неизбежны. Я остаюсь при своем мнении – человек должен сам заниматься собой и своей карьерой. Это и есть главный вызов эпохи».

Фото:Dmitry Ratushny / Unsplash

Евгений Климов, советский и российский психолог, академик Российской академии образования сформулировал семь основных факторов выбора профессии:

  1. Информированность — насколько вы знакомы с подробностями разных профессий.
  2. Уровень притязаний — цель, которую вы хотите достичь, при выборе определенной профессии: деньги, слава, польза миру, самореализация.
  3. Мнение родителей — модели поведения родителей, их мнение о профессии, профессиональные династии.
  4. Мнение друзей — выбор сверстников, их кейсы и отношение к профессии.
  5. Склонность и интересы — то, что вы хотите узнать и сделать.
  6. Способности — то, что у вас получается.
  7. Потребности рынка — востребованные профессии на рынке, тенденции изменений.

В соответствии с этим психологи выделяют три блока ключевых факторов, которые помогают определиться с профессией.

  1. «Хочу» — интересы, склонности и пожелания в профессиональной сфере. Интересы — что хотите знать, склонности — что хотите делать. Интересы и склонности могут не совпадать, тогда только в одном блоке появится конфликт и выбрать подходящую профессию будет трудно. Например, вам интересна археология, но вы не любите ходить в экспедиции.
  2. «Могу» — уровень знаний, способности, возможности и навыки.
  3. «Надо» — требования рынка.

На пересечении трех блоков находится подходящая профессия — навыки будут востребованы, а цели и желания совпадут с требованиями рынка.

Что еще помогает выбрать профессию

Выбрать подходящую профессию помогают формы профессионального самоопределения — тесты, стажировки и перерыв.

Пройдите тест. Тестирование подойдет в самом начале, когда вам нужно определить отправную точку профессионального самоопределения. Используйте только научно обоснованные тесты. Например, тест 16Personalities основан на сотне научных исследований типов личности и их влияния на нашу жизнь. Результаты теста расскажут о ваших сильных и слабых сторонах и поможет их правильно использовать. 16Personalities доступен на 37 языках, в том числе на русском.

Сходите на стажировку. Практика профессиональной деятельности полезна не только школьникам и студентам первых курсов. Опыт настоящей работы помогает разобраться с блоками «Могу» и «Хочу», а также завести полезные знакомства. Если вы планируете менять профессию, сначала примерьте на себя новые обязанности. Лучше всего устроиться на стажировку и расспросить специалистов этой сферы об их работе.

Возьмите перерыв. Некоторые школьники берут год перерыва, чтобы определиться с будущим и попробовать себя в новых профессиях. Взрослому человеку трудно позволить себе год перерыва (саббатикал), но взять небольшую паузу бывает полезно. Перерыв спасет от эмоционального и профессионального выгорания и поможет разобраться в том, что вам действительно нужно. Главное — тратить время с пользой.

Одно из важнейших решений для человека – выбор профессии. Оно влияет почти на все аспекты жизни: социальный статус, уровень вклада в развитие общества и мира в целом, круг общения – всё это действительно может определяться профессиональной деятельностью личности. В поисках ответа на вопрос, как вернее всего подойти к этому судьбоносному выбору, мы обратились за советом к представителю молодёжного центра занятости - Савонюк Светлане Николаевне (начальник отдела профориентации и профобучения ГКУ ВО ЦЗН "Молодежный").

- Что сильнее всего оказывает влияние при выборе дела жизни?

- Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья».

- Какие ошибки совершаются чаще всего при выборе профессии?

- Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. Д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое – несамостоятельность выбора профессии. Многие родители пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Следует задуматься, возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. Д.»

- Существует ли универсальная формула, на которую можно опираться при выборе профессии?

- Формула успешного выбора профессии - «ХОЧУ+МОГУ+НАДО»
Во – первых, будущая профессия должна быть в радость, а не в тягость. Т.е. вы должны, определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом «ХОЧУ». Фактор «ХОЧУ» - это наши желания и интересы. Он не является менее значимым, чем другие факторы, т.к. наши склонности часто говорят нам о том, что мы предрасположены к какой-либо деятельности.

Во – вторых, оценить каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности. Это «МОГУ». Фактор «МОГУ» - это наши способности, таланты, материальные, транспортные, психические (особенности мышления, памяти и т.д.) возможности.

В – третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. Это «НАДО». Фактор «НАДО» - востребованность профессии на рынке труда, её «полезность» для отдельных групп людей и общества в целом.

Выбирая профессию, мы хотим, чтобы она соответствовала нашему характеру, позволяла раскрыться способностям, не была скучной, не противоречила жизненным принципам и т.п. Существует множество тестов, призванных определить, какая специальность в наибольшей степени подойдет тому или иному человеку. А способна ли работа наложить отпечаток на характер?

Почти все свойства характера закладываются на генетическом уровне, большинство из них невозможно изменить, даже если захотеть. Однако определенный процент особенностей психики трансформируется на протяжении жизни. Способствуют этому внешние обстоятельства, воспитание и образование, окружение, место жительства и т.п.

Окончив школу, вчерашние дети порой неожиданным образом меняются, и учителя с удивлением узнают, что непоседа и хулиган стал руководителем крупной фирмы, а посредственный ученик сделал успешную научную карьеру. Хотя, если разобраться, скорее всего, предпосылки были, просто не все их замечали, ведь зачастую на неординарного ребенка преподаватели наклеивают ярлыки, освободившись от которых, он наконец-то находит себя. А хорошему педагогу удается заметно повлиять на созревающие души. Он способен привить положительные, полезные для жизни черты: любознательность, трудолюбие, усидчивость, целеустремленность. Настоящий учитель прекрасно понимает: взрослые меняются значительно реже и только в силу весьма серьезных причин, в нестандартных, даже экстремальных ситуациях, поэтому так важно постараться сделать все возможное для развития положительных свойств еще в школе.

В основном наши жизненные приоритеты достаточно стабильны, но все же под влиянием обстоятельств у нас порой формируются новые качества. Например, люди, сменившие место работы, замечают, что немного меняются и сами. На службе мы проводим практически половину жизни, и многие вещи именно благодаря работе входят у нас в привычку, а как гласит латинская пословица, — «привычка — вторая натура». Таким образом, качества, необходимые для дела, постепенно проявляются и в быту.

Как мы выбираем специальность? В детстве наиболее привлекательными кажутся творческие, публичные профессии. Со временем школьное преподавание отдельных дисциплин позволяет человеку определить, что именно ему ближе, интереснее. Довольно многие подтвердят, что выбрали сферу деятельности благодаря учителю, который сумел заинтересовать воспитанников, привить им любовь к своему предмету. На выбор также влияют окружающие, в первую очередь родители. Недаром существуют династии, в которых секреты ремесла передаются из поколения в поколение. Бывает, решающими оказываются какие-то жизненные обстоятельства, порой трагические, например, гибель близкого человека заставляет ребенка посвятить себя медицине. Но что бы ни повлияло на выбор, очевидно: если человек подходит к делу с душой, постепенно он начинает в той или иной степени отождествлять себя с «типичным представителем» своей специальности. Разделив все профессии на несколько основных групп, можно выделить ключевые особенности представителей каждой из них и выяснить, какие из этих свойств помогают в жизни, а какие, наоборот, создают проблемы.

Наверное, наиболее сильный отпечаток на характер накладывает работа в сферах, связанных с нестандартными, критическими ситуациями, не поддающимися обычной логике. Там, где ежедневно приходится наблюдать, как кто-то балансирует на грани жизни и смерти, а порой и самому рисковать жизнью, все качества человека видны как на ладони. Это касается тех, чья служба напрямую связана с криминальными событиями. Милиционеры, следователи, юристы, адвокаты и другие работники правоохранительных и судебных органов — со временем они покрываются своеобразной «броней», которая сторонним наблюдателям кажется цинизмом и бесчувственностью. Но иначе никак: сталкиваясь с пороками и слабостями ближних, нельзя каждый раз воспринимать все одинаково остро. Поэтому человек старается отстраниться от происходящего, чтобы сохранять объективность и ясность мышления.

Те, кто занимается расследованием преступлений, со временем становятся более внимательны к деталям. Всю информацию из внешнего мира они автоматически сортируют по ячейкам своей памяти, чтобы использовать подходящие данные в нужный момент. Кроме того, у них развиваются аналитические способности, позволяющие прогнозировать развитие некоторых ситуаций. Однако такой человек может начать подсознательно искать во всем подвох, подозревать окружающих, относиться к ним с недоверием, вовсе избегать общения, забывая, что подавляющее большинство граждан не преступники, напротив, им претит любой криминал. Поэтому особенно важно в принципе не разочароваться в людях. Да, к сожалению, человек порой совершает ужасные поступки. Однако он способен и на необычайное благородство. Так что ни в коем случае нельзя замыкаться на круге своих служебных интересов, в жизни должно быть что-то отвлекающее, позволяющее увидеть другие грани мира.

К разряду психологически тяжелых можно отнести и медицинское направление. Профессия врача формирует в человеке особого рода сострадание: не просто сочувствие к пациенту, а стремление приложить все усилия, чтобы искоренить недуг. Поэтому здесь неприемлема излишняя эмоциональность, зато просто необходимо логическое мышление, умение сопоставлять и анализировать данные, хранить в памяти огромный объем информации. Отличительное качество врачей в обычной жизни — готовность всегда прийти на помощь. Хотя окружающих часто раздражает в докторах постоянная, порой чрезмерная, забота о гигиене.

Профессия учителя также сильно влияет на характер. Общение с детьми, стремление понять их внутренний мир, проникнуть в него часто приводят к изменению мировоззрения педагога. У некоторых преподавателей появляется привычка наставлять, делать из всего нравоучительные выводы. Меняется даже манера речи: она становится более размеренной, назидательной. Если хорошо присмотреться, можно выделить два типа старых учителей. Для одних приоритет — внушение, для других — забота. Соответственно у первых характер деспотичный и непримиримый, тогда как вторые приятны и легки в общении.

Тех, кто выбрал в качестве сферы деятельности точные науки, часто считают людьми сухими, неэмоциональными, даже занудливыми. Но сами они с этим не согласны и стремятся опровергнуть стереотип. В пору противостояния между «физиками» и «лириками» были очень популярны издания «Физики шутят», доказывающие, что у представителей технических специальностей, кроме серьезности и аккуратности, есть и чувство юмора.

Действительно, работа с точными приборами и механизмами вовсе не способствует развитию излишней строгости, зато формирует множество положительных качеств. В первую очередь речь идет о рациональном подходе к любым, в том числе бытовым проблемам. Такие люди рассматривают конкретную ситуацию как частный случай закономерности, они способны взглянуть на процесс отвлеченно, извне. Они всегда просчитывают последствия различных событий, прогнозируют поступки окружающих. Поэтому в обычной жизни от технаря вполне можно получить толковый совет. Отрицательным качеством «физика» порой становится излишняя педантичность, но чаще бывает наоборот: ученые в большинстве своем удивительно рассеянны. Привыкая оперировать общими категориями, они, как правило, невнимательны к мелочам.

Люди, связанные с искусством, так или иначе проникаются некоторым артистизмом. В данной сфере человеческие качества очень быстро начинают проявляться в крайних формах. Тот, кто действительно чист в помыслах, будь то творец или исследователь, со временем раскрывает все новые грани души. Их призвание — нести радость окружающим. Такими же интеллигентными и возвышенными они остаются и в обычной жизни. Эстетика становится частью их быта. Для граждан, посвятивших себя изучению творчества других, характерно наличие собственного независимого мнения во всем. Именно так можно совершать настоящие открытия. Правда, порой в обычной жизни эти люди непрактичны, оторваны от реальности.

Истоки творческого вдохновения неизвестны, а значит, успех невозможно объяснить одним лишь трудолюбием. Именно потому для творческой среды столь характерны проявления зависти. К сожалению, далеко не все из тех, кто реализуется в области искусства, прекрасны душой. Есть там и коммерсанты, воспринимающие творчество как объект купли-продажи. Их не волнует красота произведения, им важно, сколько оно стоит. Много в этой среде и критиков, не сумевших самовыразиться в творчестве и потому ищущих недостатки у других. Все негативные черты характера такого человека видны как на ладони.

Одна из наиболее обширных областей деятельности на сегодняшний день — продажи. Представители данной сферы тоже ведут себя особенно, ведь род их занятий диктует определенную манеру поведения. У «негоциантов» формируются категоричность суждений, привычка говорить напирающими, убеждающими фразами, стремление понравиться и т. п. Все это может создавать проблемы в приватном общении.

Специалисты по рекламе и PR , если они увлечены своим делом, тоже постепенно начинают замечать изменения в собственном характере. Во-первых, у них в значительной степени повышается коммуникабельность, появляется умение разрядить любую напряженность, сгладить неловкость и т. п. Во-вторых, развивается привычка больше слушать, чем говорить, поскольку рекламистам и пиарщикам часто приходится ориентироваться на мнение других, чтобы знать, чем именно заинтересовать аудиторию. Правда, некоторые отмечают за ними склонность ставить над окружающими небольшие психологические эксперименты с целью проверить, как функционирует тот или иной метод воздействия.

Командировки и экспедиции накладывают на характер свой отпечаток. Люди, чья служба сопряжена с разъездами, легки на подъем и спокойно переносят трудности. При этом большинство из них в собственном доме стремится создать максимальный уют, как бы компенсируя его недостаток в другое время.

У тех, чья работа связана с экономикой и финансами, формируется повышенная ответственность. Зачастую они сами не могут избавиться от привычки все планировать, контролировать, жить согласно схемам. Такой подход хорош, когда речь идет об экономии семейных средств, обдумывании перспектив на будущее. Но в жизни должно быть место спонтанности, романтике и даже безрассудству.

Каждый из нас может отметить, как именно специальность изменила его характер. И если приобретенные качества положительные, их надо стараться развивать и закреплять. Если же то, что хорошо для работы, в быту доставляет больше неудобств, то необходимо научиться проводить грань между частной жизнью и служебными обязанностями.

Разумеется, на характер накладывает отпечаток не только профессия, но и занимаемая должность. Руководитель обычно либо продолжает командовать и дома, либо, наоборот, устав от ответственности, складывает с себя полномочия по принятию решений и передает бразды правления своей второй половине.

Кроме того, нереализованные профессиональные амбиции часто проецируются на личную жизнь. Кто-то дополнительную энергию направляет на поддержку семьи и близких. А у некоторых, к сожалению, наоборот, такие проявления имеют негативную форму.

Специальность и характер неразрывно связаны. Если человек любит свое дело, то в этом взаимном проникновении уже довольно трудно разобраться — что послужило толчком к выбору профессии, а что сформировалось как следствие принадлежности к определенной сфере. Говорить о том, что работа коренным образом влияет на личность, наверное, неправильно, но есть множество примеров того, как преступник или просто человек, подверженный пагубным привычкам, найдя любимое дело, становился на путь исправления. И дело даже не в конкретной специальности. Важно суметь выразиться в профессии, почувствовать себя нужным, востребованным членом общества. Чтобы работа действительно облагораживала, она должна в первую очередь нравиться самому «хозяину».

А значит, выбирая специальность, необходимо думать не только о ее престижности или прибыльности. Главное — чувствовать призвание и понимать: все, что связано с работой, способно принести пользу.

Следует верить, что влияние профессии на жизнь будет только положительным. Кроме того, нужно отдыхать, время от времени расслабляться и просто посвящать себя чему-то новому и неизведанному.

Можно стать по-настоящему счастливым, когда характер и дело находятся в гармонии, дополняют друг друга и способствуют всестороннему развитию личности.


Выбор профессии и подростки, и их родители обычно воспринимают как выбор той деятельности, которой нужно будет заниматься в будущем. Однако профессия не только обеспечивает работнику определенный уровень оплаты труда, но и требует (а значит и способствует формированию) определенного менталитета, навыков, определенного отношения к окружающей действительности. Очевидно, эти особенности будут проявляться у человека не только на работе, но и в быту. Иными словами, профессия вносит значительный вклад в формирование образа жизни человека.

Как это происходит? Прежде всего отметим, что работа в любой профессии состоит в том, что человек взаимодействует с каким-то предметом труда. Например, продавец в ходе своей работы взаимодействует, в первую очередь, с людьми — покупателями, бухгалтер — с цифрами и текстами отчетов, писатель — с художественными образами, ветеринар — с животными и так далее. Отечественный психолог — Е. А. Климов выявил пять основных предметов труда, с которыми связана профессиональная деятельность людей. Профессии, в которых люди работают, в первую очередь, с растениями и животными, Е. А. Климов объединил в группу профессий «Человек — Природа». Примеры этих профессий — ветеринар, дрессировщик, зоотехник, лесник, озеленитель, эколог и др. Профессии, где человек работает с техническими объектами, были объединены в группу «Человек —Техника». Это слесарь, плотник, техник, механик, инженер и др. Группу профессий, в которых специалисты работают с людьми назвали «Человек — Человек». Это продавцы, менеджеры, учителя, врачи и др. Профессии, где работник занят оперированием цифрами, символами, графиками и т. п., Е. А. Климов включил в группу «Человек — Знаковая система». Примеры профессий: бухгалтер, экономист, программист, лингвист и др. Наконец, профессии, связанные с искусством, вошли в группу «Человек — Художественный образ». Это профессии писателя, музыканта, художника, дизайнера и др.

Классификация профессий по предмету труда позволяет не только внести некоторый порядок в ориентацию людей в мире профессий, но и наводит на мысль, что для работы с разными предметами нужны разные средства, способы, а также, вероятно, и разные психологические качества самого работника. Попробуем выделить наиболее характерные из них

Рассмотрим профессии группы «Человек — Природа». Согласитесь, растения и животные — объекты живые, в обращении с ними нужна некоторая осторожность и аккуратность. Вряд ли для изменения каких-то свойств живых организмов подойдет прямое вмешательство. Животное нельзя заставить делать что-то насильно, можно только «заинтересовать», создать подходящие условия. Растение невозможно принудить расти так, как нам угодно, и плодоносить в таком объеме, какой мы хотим. Можно только организовать полив, добавить подходящих удобрений, изменить освещение. То есть опять-таки создать условия, которые будут способствовать нужным процессам и результатам. Иными словами, для работы с объектами природы человек должен обладать изрядным терпением, выдержкой, психической устойчивостью (импульсивность может испортить все дело и даже погубить живой организм), способностью подстраивать свою деятельность под необходимые условия, а не стремиться окружающую реальность подстроить под свои представления и предпочтения. От профессионала требуется умение внимательно наблюдать, стремление понять логику жизни и развития своего «предмета труда».

Технические объекты, в отличие от природных, требуют от человека, который с ними работает, активности, готовности преобразовывать свой предмет труда в нужном направлении, в соответствии с имеющимися представлениями, планом, технологией или алгоритмом. Сама заготовка не обработается, провод не припаяется, станок не запустится — везде нужен действующий человек, который будет пилить, строгать, перемещать, нажимать на нужную кнопку, давить на рычаг. Специалист должен обладать хорошей координацией и точностью движений (иногда эти качества называют «ручная умелость»), знать свойства обрабатываемого материала. От него также требуется детальное представление о необходимом результате своего труда, упорство и готовность довести продукт своей деятельности до нужных кондиций.

Работа с людьми в профессиях группы «Человек — Человек», также требует определенных качеств от специалиста. Основное здесь — умение общаться, коммуникативные и организаторские способности. Конечно, важными качествами профессионала будут умение договариваться и идти на компромисс, морально-этические качества, эмпатия. Не помешают и лидерские качества, хотя в некоторых профессиях этой группы они не имеют принципиального значения, например, в профессиях продавца, приемщика пункта химчистки, психолога и некоторых других. Специалист должен хорошо уметь «настраиваться на волну» собеседника, партнера и оставаться с ним «на одной волне» продолжительное время.

Профессии группы «Человек — Знаковая система» потребуют от работника воспитывать в себе пунктуальность, педантичность, любовь к порядку, склонность к систематизации, схематизации цифровых и графических данных, предметов, фактов. Важно уметь работать с информацией, продолжительное время сосредоточивать внимание на деталях выполняемой деятельности, быть аккуратным в своих действиях, четко соблюдать установленные планы и правила. В некоторых профессиях этой группы требуется умение аналитически мыслить, работать с абстрактной информацией, точно и ясно излагать свои мысли устно и письменно. Это относится к профессиям, связанным с научно-исследовательской деятельностью.

Наконец, профессионал, предметом работы которого являются художественные образы, должен быть готов отказаться от стандартного, стереотипного мышления, развивать мышление образное, чувствительность (особенно чувство гармонии), не сдерживать эмоциональность, доверять интуиции, проявлять оригинальность. От него требуется «задевать» чувства, эмоции других людей, вдохновлять, выводить из равновесия. Такое обилие эмоций может приводить к непрактичности, беспорядочности, конфликтам. Поэтому профессионалу придется научиться выражать свои чувства и переживания культурным или, по крайней мере, социально приемлемым способом, в первую очередь, в продуктах своего творческого труда — текстах, картинах, ролях, музыкальных произведениях и др.

Как видим, разные группы профессий, в зависимости от того предмета, с которым работает специалист, требуют от него проявления разных качеств, навыков, взглядов на мир, отношения к окружающему. Конечно, люди, обладающие нужными «свойствами», как правило, и выбирают соответствующие профессии. Однако, редко у кого оказывается их «полный комплект». Поэтому приходится доучиваться, формировать у себя все, что требуется для достижения профессионального успеха. Ну или хотя бы для нормального выполнения повседневных трудовых обязанностей.

Сформированные качества не оставишь на работе. Так или иначе они будут проявляться и в повседневной жизни. И тем самым влиять на образ жизни своего обладателя. С ними будут связаны и предпочитаемые ценностные ориентации человека, и способы общения с окружающими, и способы разрешения возникающих проблем и конфликтов, и все остальное, что мы вкладываем в понятие «образ жизни». Именно поэтому психологи призывают очень внимательно относиться к выбору профессии.

Кроме специфики предмета труда есть и еще одна сторона профессиональной деятельности, значимо влияющая на образ жизни работника. Речь о том, что профессия часто влияет на положение человека в социальной структуре общества. Социологи установили, что общество, в котором мы живем, не однородно. Всех людей, живущих в государстве, можно примерно разделить на некоторые группы или «слои», которые отличаются по своему образу жизни. Я условно представил эти социальные «слои» на рисунке в виде многоэтажного дома. Рассмотрим его подробнее.

sav_105.jpg

В этом доме есть «подвал». В нем «обитают» бомжи, тунеядцы и другие люди, по каким-то причинам не желающие работать. В эту группу не входят люди с ограниченными возможностями здоровья и те, кто временно остался без работы. По данным социологов, в каждой стране есть небольшой процент людей, которые принципиально работать не хотят и отказываются от любых предложений. Конечно, им нужно чем-то питаться и как-то одеваться, поэтому они время от времени выполняют для кого-то разовые работы, а чаще нищенствуют, попрошайничают, некоторые из них могут совершать мелкие кражи. Для такого существования не нужно какое-то образование. Некоторых обитателей этой социальной группы вполне устраивает их «абсолютная свобода», почти полная независимость в выборе своих поступков и действий, предоставленность самим себе. Это они и считают основной и самой привлекательной стороной своего образа жизни.

На «первом этаже» «располагаются» неквалифицированные рабочие и младший обслуживающий персонал — уборщицы, посудомойки, санитары, дворники, расклейщики объявлений, продавцы газет в метро и др. Для работы в этих профессиях, как правило, не требуется какое-то специальное образования, бывает вполне достаточно общего среднего, а то и вовсе начального. Зарплата у них тоже относительно невысока — в настоящее время в Москве и Московской области, по данным служб занятости, примерно от 10 до 70 тысяч рублей в месяц (у большинства 20–30 тысяч). Такая зарплата заставляет многих из них «крутиться», искать возможности для дополнительного заработка. Это доставляет беспокойство, порождает неуверенность в завтрашнем дне. В то же время, вакансий довольно много, и работники без особых проблем могут переходить с места на место, выбирать работу поближе к дому, с более лояльным начальником и т. д.

«Второй этаж» «заселен» квалифицированными рабочими — это слесари, монтажники, станочники, маляры, водители, печатники, воспитатели детских садов и многие-многие другие. Зарабатывают они сегодня примерно 15–100 тысяч рублей в месяц (в основном 30–45 тысяч), и для работы им уже недостаточно школьного образования — для получения профессии необходимо закончить колледж. Большинство «жителей» этого «этажа» могут обеспечить себе приемлемый уровень существования без поиска дополнительных заработков, поэтому, как правило, их жизнь размеренна, предсказуема, создает минимум перемен и потрясений, обладает определенным авторитетом и достоинством, поскольку именно эти люди создают основную массу материальных ценностей, которыми мы все пользуемся.

На «третьем этаже» «проживают» люди с высшим образованием. Раньше их принято было называть «интеллигенцией». Это офисные работники, менеджеры, учителя, врачи, инженеры, ученые, экономисты, ветеринары, младший и средний офицерский состав, мелкие чиновники, неизвестные и не очень известные артисты и др. Уровень их ежемесячной зарплаты, по данным служб занятости Москвы и Подмосковья, сегодня располагается в диапазоне 15-180 тысяч рублей (чаще всего 30–50 тысяч). Неплохой интеллектуальный уровень этих людей позволяет большинству из них не только выполнять свои профессиональные обязанности, но также замечать и понимать закономерности процессов, происходящих в обществе. Их труднее, чем «жителей» предыдущих «этажей» сбить с толку пропагандой, навязать какую-то точку зрения, спрятать от них социальные проблемы. То, что они замечают, вызывает у них беспокойство. Поэтому «жители» именно этого «этажа» больше участвуют в общественной жизни, вступают в партии и общественные организации, включаются в массовые мероприятия, работают в благотворительных организациях. Нередко этим людям свойственны ответственность за страну, служение гуманистическим идеям и ценностям, патриотизм, а иногда и радикализм, что и определяет их образ жизни.

«Четвертый этаж» можно условно назвать местом пребывания «подросших» (в карьерном смысле) «жителей» «третьего этажа». Это руководители мелких и средних государственных и частных предприятий и организаций (директора школ, домов культуры, магазинов, кафе, служб быта и др.), средние предприниматели, известные и популярные журналисты, писатели, телеведущие, известные артисты, музыканты, спортсмены и др. То есть это люди, не только имеющие высшее образование, но получившие еще и какое-то дополнительное специальное образование (экономическое, управленческое, юридическое, языковое и др.). Многие из них обладают каким-то талантом, позволяющим им выделяться среди других людей, имеющих сходное образование. Например, способность успешного руководителя, талант адвоката, писателя, музыканта, актера, делающий их заметными и популярными. Их зарплата (в Москве и Подмосковье) располагается в диапазоне 50–500 тысяч рублей в месяц, а у некоторых и выше. У «жителей» этого «этажа», как правило, очень мало свободного времени. Они слишком вовлечены в свою работу, увлечены ею, не могут себе позволить на время «выйти из потока». Это и определяет их перегруженный событиями, но довольно увлекательный образ жизни. К сожалению, такой образ жизни несет и заметные риски: частые и мощные стрессы могут подорвать здоровье или толкнуть на поиск способов «переключиться» и расслабиться, включая разгульные вечеринки, злоупотребление алкоголем, азартные игры и др.

На «пятом этаже» «размещаются»: директорский корпус крупнейших предприятий, творческая элита, депутаты, крупные предприниматели и военачальники. Их ежемесячный доход обычно укладывается в диапазон от 200 тысяч рублей до 1 миллиона, а иногда и выше. Образовательная подготовка часто включает два, а то и три вуза, многие имеют ученые степени. В образе жизни этих людей трудно отделить профессиональную деятельность и личную жизнь. Они представляют собой людей, обладающих значительной властью, которую трудно выпустить из рук (на самом деле, конечно, правильнее сказать «из головы») на какое-то время. Обладать властью считается престижным и привлекательным, поэтому «жители» этого «этажа» обычно довольны своей жизнью. Хотя огромная ответственность создает огромный же стресс, риски, характерные для предыдущего «этажа», действуют и на этом. В наше непростое время добавляется и еще один важный риск. Высокие доходы привлекают жадных и завистливых людей, не способных в силу своих способностей занять место на этом этаже. Кроме того, в государстве существует экономическая и политическая конкуренция. Поэтому возможен и прямой риск для жизни, связанный с попытками устранить конкурента или с криминальными попытками ограбления.

Наконец, шестой этаж занимают президент страны, его ближайшее окружение, председатель правительства, министры, ведущие политические деятели, олигархи. Их доходы составляют миллионы рублей, знания должны быть поистине энциклопедическими, а способности — развитыми до степени талантов, чтобы удержаться на занимаемом уровне. Образ жизни полностью совпадает с работой, хотя работой эту деятельность уже как-то и не принято называть. Уровень ответственности и уровень стресса максимальный. Поэтому есть существенный риск для здоровья, предотвратить который не в состоянии и доступ к самым качественным медицинским услугам. Существуют также серьезные риски атак со стороны недобросовестных политических и экономических конкурентов, террористов, групп населения, возмущенных какой-либо несправедливостью, которая, как они считают, была по отношению к ним допущена. В основном, риски покрываются ощущением своей значимости и максимальной власти, хотя периодически все-таки отравляют жизнь.

Любопытно отметить, что между «этажами» существует «парадная лестница». Желающие перейти на более высокий этаж могут ей воспользоваться. Суть этой «лестницы» — реальное образование. Чтобы переместиться этажом выше, а главное, потом на этом этаже удержаться, нужно приобрести необходимое и достаточное количество знаний, навыков, опыта. Некоторые могут воспользоваться еще одной — «служебной лестницей». Имеется в виду возможность «выслужиться», то есть вступить в партию, профсоюз, общественную организацию, работать в ней, становиться одним из лидеров и тем самым двигаться вверх по «этажам». Однако, и в этом случае все равно потребуется постоянно развивать свое образование, причем реальное, а не «бумажное».

Кому-то может повезти, и он сможет воспользоваться «лифтом», то есть быстро подняться на какой-то «этаж», воспользовавшись родственными или дружескими связями. Проблема в том, что удержаться потом на «этаже», не обладая необходимыми знаниями и навыками, будет очень непросто. Придется фактически «сесть на шею» к своему «благодетелю», оказавшись в полной от него зависимости.

Таким образом, видим, что выбор профессии — это не просто выбор дела, которому предстоит посвятить значительное время жизни, но и нечто большее. Молодые люди могут произвольно выбрать себе предмет деятельности, только придется учесть и те качества, которые неизбежно потребуются и будут действовать во всей последующей жизни. Смогут выбрать они и «этаж» по душе, но придется не забывать про «лестницу», по которой нужно будет пройти, и про силы, которые для этого потребуются. Более зрелым «соискателям» своего места в жизни стоит подумать, как лучше использовать свои сильные качества, сформированные профессией, а также решить нравятся ли им те риски, с которыми придется столкнуться на «верхних этажах», и готовы ли они встретиться с ними?

Читайте также: