Через сколько приходит звание в полиции после назначения на должность

Опубликовано: 04.07.2024

Иерархия чинов и званий полицейских системы МВД в России организована по аналогии с военнослужащими. Но если к гражданину обращается сотрудник силового ведомства, важно различать, кто находится перед ним, чтобы соответственно обратиться в ответ, если представитель МВД не представится. Рассмотрим особенности знаков различий и званий представителей полиции, в зависимости от количества звезд на погонах, и прочие сопутствующие сведения.

Обозначение полицейских в системе МВД РФ на погонах

Основное предназначение системы органов правопорядка — обеспечивать законность и соблюдение прав граждан. Указанные функции предусматривают выполнение следующих задач:

  • соблюдения и контроля исполнения российских законодательных актов;
  • охрану правопорядка среди граждан, что особенно актуально для мест массового скопления и в общественных учреждениях;
  • расследования преступных деяний и поиск виновных;
  • профилактические мероприятия, нацеленные на предотвращение отступлений от законности.

Сотрудники ведомства задействованы, начиная от сферы охраны мест содержания заключенных, заканчивая дорожной полицией, заботящейся о безопасности дорожного движения.

Устройство системы МВД, в отличие от армии, не предусматривает наличия специальных званий маршалов и ефрейторов. В остальном степени старшинства в МВД аналогичные воинским званиям, начиная от рядового и заканчивая генералом.

Дополнительно к чину прилагают слово «полиция», говоря о действующем сотруднике, и соответствующее дополнение относительно вышедших в отставку.

Все звания в полиции России подразделяются на пять основных групп, по возрастанию. Ниже перечислены указанные группы, рассматривая от высшей к низшим.

Чины высшего начальствующего состава

В эту категорию входят следующие представители генералитета (с описанием знаков различия на погонах):

  • генерал-майоры — обозначаются одной большой звездой;
  • генерал-лейтенанты — по две больших звезды, расположенных последовательно;
  • генерал-полковники — звезды расположены аналогично, но их еще на одну больше по каждому погону;
  • генералы — наиболее высокий чин в МВД, кроме большой звезды по центру, погон снабжен характерной эмблемой ведомства.

Чины старшего начальствующего состава

В отличие от генералитета, у данной группы представителей полиции РФ количество званий на одно меньше. Особенности обозначения следующих чинов:

  • майора — одна большая звезда между двух просветов, расположенных параллельно оси погона;
  • подполковника — на одну звезду больше, и размещены они ближе к краю, по одной на каждом просвете;
  • полковника — выглядит как совмещение двух предыдущих, с тремя звездами.

Кроме двух вертикальных просветов, характерная особенность данного разряда — наличие красной окантовки.

Чины среднего начальствующего состава

С этой группы чинов начинается офицерский состав. Погоны отличаются наличием одного просвета и обозначаются следующим количеством и расположением звезд:

  • у младшего лейтенанта — одна небольшая, по центру погона и просвета;
  • у лейтенанта — две горизонтальных внизу;
  • у старшего лейтенанта — обозначение, полученной совмещением двух предыдущих (с тремя звездочками);
  • у капитана — добавляется еще одна вверху.

Чины младшего начальствующего состава

Наиболее многочисленная группа, погоны которой выполнены в одном тоне и лишены просветов, со следующими особенностями:

  • у младшего сержанта — с двумя поперечными лычками (полосками);
  • у сержанта — указанных лычек на одну больше;
  • у старшего сержанта — одна горизонтальная, поперек, по центру погона, шире, чем у отмеченных выше позиций;
  • у старшины — аналогичная полоса, расположенная вдоль;
  • у прапорщика — с двумя вертикальными звездочками;
  • у старшего прапорщика — добавляется еще одна аналогичная звездочка.

Рядовой полицейский состав

Самые младшие должности, со следующими знаками различия:

  • у рядовых — погоны чистые, без обозначений, выполненные в одном тоне;
  • у курсантов — наносится начальная буква статуса (К).

Сотрудники рядового состава подчинены всем вышестоящим представителям ведомства.

Особенности выслуги полицейских

Понятие выслуги обозначает, что сотруднику полиции, чтобы добиться присвоения следующего звания необходимо прослужить в предыдущем определенное количество лет. Продолжительность выслуги четко определяется законом № 342-ФЗ и является минимальной, по достижении которой полицейский может быть повышен в звании.

Продолжительность выслуги

Для присвоения следующего звания в МВД потребуется следующее количество лет, в зависимости от текущего чина рядового и младшего сержантского состава:

  • рядового состава и младшего сержанта — год;
  • сержанта — два;
  • старшего сержанта — три;
  • прапорщика — пять.

Для среднего руководящего состава, аналогично (в годах):

  • младшего лейтенанта — один;
  • лейтенанта — два;
  • старшего лейтенанта и капитана — по три.

Старшему руководящему составу, чтобы продвинуться в должности, придется прослужить, в годах:

  • майору — четыре;
  • подполковнику — пять.

Для представителей генералитета и полковников требуется двухлетняя служба в установленном чине, а по занимаемой должности — не менее года, после чего возможно представление от вышестоящего руководства о повышении. Для старших прапорщиков и старшин минимальная выслуга не установлена.

Присвоение званий может производиться согласно занимаемой должности в структуре МВД и выслуге или внеочередным порядком при наличии личных заслуг и высоких достижений полицейского. Снижение чина или его лишение также возможно в противоположной ситуации — при поведении, недостойном представителя государственного силового ведомства. Сотруднику могут отменить продвижение по службе, если отмечается:

  • привлечение к уголовной ответственности;
  • служебное взыскание, и в других случаях дисциплинарного характера.

Последующее повышение возможно, если отмеченные факты опровергнуты решением органа, уполномоченного на подобные действия.

Изменения в полицейских погонах и нашивках

Основные из нововведений относительно получения званий полицейским и знаков различия — установление единой формы погон для всех сотрудников в системе МВД, исключая расцветку просветов и окантовки, установленной:

  • красной — полицейским и внутренним войскам;
  • серо-голубым — в службе юстиции.

Нарукавная нашивка обозначает конкретную структуру, к которой принадлежит сотрудник.

Еще стоит отметить новшество, введенное в 2015 году — замена для генерала полиции четырех звезд единой большего размера, с нанесением вверху погона эмблемы МВД.

Разобраться в знаках различия представителей силовых ведомств — не составит большого труда, но позволит гражданину лучше ориентироваться в иерархии чинов сотрудников МВД.

Как и сотрудники иных силовых ведомств РФ, все российские полицейские имеют собственные звания. Каждому из них соответствует ряд должностей, которые сотрудник МВД имеет право замещать в органах правопорядка. Данная статья рассказывает обо всех существующих должностях в полиции, а также разъясняет порядок присвоения полицейским первых и очередных званий и условия их перевода на вышестоящие, равнозначные и нижестоящие должности.

Какие существуют звания и погоны в полиции Российской Федерации

У проходивших службу в армии не возникает трудностей с определением званий полицейских, т. к. специальные звания и соответствующие им погоны сотрудников МВД (Рис. 1) схожи с армейскими.

Также следует иметь в виду, что, согласно ст. 26 ФЗ № 3-ФЗ от 07.02.2011 г., специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными, а при увольнении полицейских к ним добавляется фраза «в отставке».

Каковы условия присвоения званий

Сразу же следует подчеркнуть, что спец. звания в системе МВД делятся на первые и очередные. Первые присваиваются при приеме человека на работу в полицию, очередные — через определенный срок, проведенный полицейским в конкретном звании на службе в системе МВД.

Погоны в системе МВД и соответствующие им звания

Согласно ст. 43 ФЗ № 342-ФЗ, первые звания могут присваиваться по-разному:

  • так, погоны рядового могут надеть девушка или даже мужчина, не проходивший срочную службу в армии;
  • тем, кто служил в рядах ВС РФ, при поступлении на службу в полицию, как правило, присваивают спец. звания, соответствующие их воинским званиям, хотя в отдельных ситуациях могут присвоить и на ступень выше (например, отслуживший в армии сержант при поступлении на службу в МВД может стать как сержантом, так и сразу же старшим сержантом полиции);
  • звание младшего лейтенанта дают выпускникам специализированных полицейских учебных заведений — именно с него молодые офицеры со средним образованием начинают свой путь в органах правопорядка;
  • наконец, лейтенанта «присваивают» гражданам, имеющим высшее образование (причем, не только юридическое) со сроком обучения 5 лет и более.

Одной из важных особенностей присвоения первых званий является то, что при поступлении на службу в Министерство внутренних дел новоиспеченному сотруднику, как правило, не может быть присвоено первое звание выше майора полиции. Исключения делаются очень редко, и только для тех, кто имеет более высокое офицерское воинское звание по запасу.

Что касается присвоения очередных званий, то оно происходит последовательно (одно за другим), при этом сроки «ношения» полицейскими разных погон различаются между собой. Конкретные минимально необходимые сроки службы сотрудников МВД в разных званиях (по возрастанию) приведены в Таблице 1:

Следует также учитывать, что существует возможность досрочного присвоения полицейским очередных званий — до истечения необходимой выслуги лет в предыдущих. Как правило, это происходит в качестве поощрения сотрудников за высокие показатели в службе (например, за раскрытие какого-то резонансного преступления, спасение жизней гражданских лиц, эффективную работу группы подчиненных — для начальников отделов УВД и т. д.)

Должности в полиции

В системе МВД существует большое количество структурных подразделений. В каждом из них предусмотрен целый ряд должностей. В результате количество последних достигает внушительной величины (достаточно сказать, что число только генеральских «постов» высшего начальствующего состава в российской полиции превышает 3 сотни; что же касается полицейских должностей на региональном, городском и районном уровнях для офицеров, прапорщиков и сержантов, то их еще больше).

Каждой должности МВД соответствует свое звание — т. е. занимать ее может сотрудник только в определенном звании (как максимум, допускается отклонение в нем на 1 ступень выше или ниже, но только если полицейский замещает должность небольшой промежуток времени и является так называемым временно исполняющим обязанности).

Придя на службу в полицию, любой человек уже через несколько лет начинает продвигаться по служебной лестнице вверх. Залогом подобного продвижения являются положительная оценка его служебной деятельности начальством и выслуга лет, за которую сотрудник получает очередные звездочки на погоны и соответствующие переводы на вышестоящие ступени служебной лестницы. Хотя в системе правоохранительных органов существует также возможность перевода на равнозначные и даже нижестоящие должности (подробней об этом — в следующих разделах статьи).

Должности высшего начальствующего состава

Как уже указывалось, данные должности (в Центральном аппарате МВД, а также в руководстве окружных и региональных территориальных подразделений полиции) имеют право замещать только сотрудники МВД в звании от генерал-майора и выше. Полный перечень этих должностей приведен в Указе Президента РФ № 253 от 01.03.2011 г., а самые ключевые — в Таблице 2:

№ п/пДолжностьЗвание
1Министр внутренних дел РФгенерал полиции
2Заместитель Министра внутренних дел РФгенерал-полковник
3Начальник Главного Управления МВД РФ (по транспорту, вневедомственной охране, уголовному розыску и т. д.)генерал-лейтенант
4Начальник Управления МВД РФ (по организации дознания, оперативно-розыскной информации и т. п.)генерал-майор
5Первый заместитель начальника Главного Управления МВД РФ (по транспорту, вневедомственной охране, уголовному розыску и т. д.)генерал-майор
6Начальник Главного Управления МВД на окружном уровнеот генерал-майора до генерал-полковника (в зависимости от округа)
7Министр внутренних дел области (республики, края)от генерал-майора до генерал-лейтенанта (в зависимости от региона)
8Заместитель начальника ГУВД области (республики, края)генерал-майор

Старшего начальствующего состава

Данные ступени служебной лестницы занимают майоры, подполковники и полковники. Их полный список (а также перечень должностей среднего и младшего начсостава) приведен в Приказе МВД России № 333 от 30.04.2011 г. В Таблице 3 перечислены самые типичные должности старшего начсостава:

№ п/пДолжностьЗвание
1Начальник УВД (на городском уровне)полковник
2Заместитель начальника УВД (на городском уровне)подполковник
3Начальник УВД (на районном уровне)полковник или подполковник
4Заместитель начальника УВД (на районном уровне)подполковник или майор
5Начальник отдела (на городском уровне)подполковник
6Начальник отдела (на районном уровне)майор
7Начальник пункта полициимайор
8Старшие: оперуполномоченный, дознаватель, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный, эксперт, дежурный в ДЧ и др.майор

Среднего начальствующего состава

Офицеры в звании от младшего лейтенанта до капитана замещают должности среднего начальствующего состава полиции. Перечень некоторых из них приведен в Таблице 4:

№ п/пДолжностьЗвание
1Командир роты (в составе полка ДПС)капитан
2Инспектор, дознаватель, оперуполномоченный (в различных структурах МВД)от лейтенанта до капитана
3Оперативный дежурный в ДЧкапитан
4Дежурный в ДЧстарший лейтенант
5Заместитель начальника изолятораот лейтенанта до капитана (в зависимости от численности заключенных)
6Старший инспектор ДПСстарший лейтенант
7Инспектор ДПСлейтенант
8Ветеринарный врач в кинологической службелейтенант

Младшего начальствующего состава

На данные не офицерские должности назначаются полицейские в звании от младшего сержанта до старшего прапорщика (Таблица 5):

№ п/пДолжностьЗвание
1Младшие: оперуполномоченный, инспектор-кинолог и т. д.старший прапорщик
2Помощник: командира взвода, оперативного дежурного в ДЧпрапорщик
3Командир отделения во взводе ППСпрапорщик
4Начальник складаот прапорщика до старшего прапорщика
5Помощник дежурногостаршина
6Оперативный диспетчерстаршина
7Сотрудник ППС, водитель, младший инспектор канцелярии и др.старший сержант
8Младший инспектор подразделения делопроизводства, помощник оперативного дежурного по службе «02» и т. д.сержант

Рядового состава

Наконец, самые низшие ступени служебной лестницы в системе МВД занимают рядовые полиции. Они имеют право служить лишь:

  • водителями (в различных подразделениях);
  • инспекторами кинологической службы;
  • полицейскими постов охраны (в зданиях различных госструктур, а также в ИВЛ);
  • сотрудниками ППС;
  • помощниками дежурного ДЧ (в районных ОВД) и т. д.

Полицейские профессии

Помимо должностей, которые сотрудники правоохранительных органов замещают во время службы в полиции, каждый из них обладает также собственной профессией в системе МВД. Как правило, сделав определенный выбор и поняв, что нашел в данной конкретной профессии свое предназначение, полицейский служит в ней до самого ухода из правоохранительных органов на пенсию по выслуге лет (либо инвалидности).

Большинство полицейских профессий подходит как мужчинам, так и женщинам. Хотя некоторые из них чаще выбирают представительницы слабого пола (например, к ним относятся профессии полицейского-психолога, кинолога, инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста отдела кадров, бухгалтера и др.). Другие профессии (такие как сотрудник ОМОН, оперуполномоченный уголовного розыска или инспектор ДПС), наоборот, больше подходят мужчинам.

Список самых распространенных профессий в системе МВД выглядит следующим образом:

  • участковый;
  • сотрудник ППС;
  • следователь;
  • криминалист;
  • кинолог;
  • сотрудник ГИБДД;
  • сапер (взрывотехник);
  • сотрудник ОМОН;
  • эксперт по информационной безопасности;
  • сотрудник по работе с личным составом и т. д.

Особенности перевода сотрудника на равнозначную должность

Как уже указывалось выше, повышение полицейского по службе — это закономерный результат добросовестного исполнения им своих служебных обязанностей на предыдущей работе. Единственное требование для подобного повышения — сотрудник МВД должен успешно пройти аттестацию для замещения открывшейся вакансии (исключение — когда назначение служащего на вышестоящую должность в органах внутренних дел происходит из кадрового резерва).

А вот с переводом на равнозначные должности все не так однозначно. Подобное назначение не может рассматриваться как повышение по службе, т. к. зарплата сотрудника в подавляющем большинстве случаев остается на прежнем уровне (меняются лишь его обязанности). Соглашаются же на подобный перевод полицейские чаще всего в связи с переездом на новое место жительства (т. е. по семейным обстоятельствам). Хотя, согласно ст. 30 ФЗ № 342-ФЗ, существуют и другие основания для перевода сотрудников МВД на равнозначные должности в полиции, к коим относятся:

  • необходимость замещения иной должности в интересах службы или в порядке ротации;
  • состояние здоровья;
  • сокращение занимаемой полицейским должности;
  • прекращение доступа к сведениям, составляющим гостайну;
  • восстановление сотрудника в должности, которую он занимал ранее;
  • окончание срока контракта.

Особенности перевода сотрудника на нижестоящую должность

Случаи перевода полицейских на нижестоящие должности в МВД — не редкость. Все основания для подобных назначений прописаны в той же ст. 30 ФЗ № 342-ФЗ. Большинство из них совпадает с перечисленными выше основаниями для перевода сотрудников на равнозначные должности, однако пара причин отличается и является ключевой.

Дело в том, что даже в случае штатного сокращения служащему МВД всегда могут подобрать как минимум равнозначную работу, если он находится на хорошем счету у начальства. Перевод же на нижестоящую должность обычно является мерой дисциплинарного взыскания для в чем-то провинившихся сотрудников полиции. В том числе подобное перемещение по служебной лестнице вниз происходит и при отказе полицейского занять равнозначную должность в порядке ротации.

Разумеется, для перевода сотрудника на нижестоящую должность (как и в случае его назначения на вышестоящую или равнозначную ступень служебной лестницы) от него должно быть предварительно получено его письменное согласие. Если же полицейский отказывается дать такое согласие, то вопрос ставится уже о его увольнении из органов внутренних дел.

Как уже указывалось выше, для того чтобы ответить на вопрос, какие должности есть в полиции, достаточно ознакомиться с Указом Президента РФ № 253 от 01.03.2011 г. и Приказом МВД РФ № 333 от 30.04.2011 г. — в них содержится их полный перечень. Приняв решение служить в МВД и заняв первоначальную, соответствующую его первому званию должность, любой полицейский имеет возможность подняться высоко по служебной лестнице. Главное требование для этого — иметь по-настоящему сильное желание и эффективно выполнять свои служебные обязанности.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Д.Л.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от *** года по гражданскому делу по иску Д.Л.А. к ГУ МВД РФ по СК о признании решения ГУ МВД РФ по СК об отказе в присвоении очередного специального звания "*** полиции" - незаконным; восстановлении нарушенного порядка присвоения званий и исчислении периода пребывания Д.Л.А. в звании "*** полиции" со следующего дня по истечении срока пребывания в предыдущем специальном звании "капитан милиции", в соответствии со ст. 43 342-ФЗ с *** года; обязании ГУ МВД РФ по СК присвоить очередное специальное звание "*** полиции" с *** года и произвести перерасчет всех полагавшихся выплат во время службы, при увольнении, размера пенсионных выплат с момента возникновения права, взыскании судебных расходов,

по докладу судьи Криволаповой Е.А.,

Д.Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ МВД РФ по СК, в котором просит признать решение ГУ МВД РФ по СК об отказе в присвоении очередного специального звания "*** полиции" незаконным. Восстановить нарушенный порядок присвоения званий и исчислять период ее пребывания в звании "майор милиции" со следующего дня по истечении срока пребывания в предыдущем специальном звании "*** милиции", в соответствии со ст. 43 342-ФЗ, - с 14.12.2009 года. Обязать ГУ МВД РФ по СК присвоить ей очередное специальное звание "*** полиции" с *** года, и в соответствии со званием "*** полиции" произвести перерасчет всех полагавшихся выплат во время службы, при увольнении, размера пенсионных выплат с момента возникновения права. Взыскать ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований Д.Л.А. указала, что в период времени с *** года по *** года она проходила службу в ОВД РФ, а именно в ОМВД России по К. району, в должности заместитель начальника отдела - начальник отделения по делам несовершеннолетних. В данные периоды, согласно Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от *** года N ***), Приказу МВД РФ от *** года N *** "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" ей присваивались очередные специальные звания *** года ей было присвоено специальное звание "*** милиции"; *** года ей было присвоено очередное специальное звание "*** милиции"; *** года ей было присвоено очередное специальное звание "*** милиции"; *** года ей было присвоено очередное специальное звание "*** милиции"; *** года ей должно было быть присвоено очередное специальное звание "*** милиции". Все приказы о присвоении очередного специального звания подписывались ***, а исчисление срока нахождения в звании прописывалось всегда с *** соответствующего года, как того требовало законодательство. В присвоении очередного специального звания "*** полиции " ей было отказано, так как, согласно ответа ГУ МВД по СК "срок выслуги в специальном звании "*** полиции " на день увольнения (а это *** года) составил *** года *** месяцев *** дней". Данный отказ считает неправомерным, так как согласно Федерального закона Российской Федерации от *** года N ***- ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее N ***- ФЗ ) первые и очередные звания присваиваются сотруднику в соответствии со ст . 8, 41 , 43, 46 данного закона . Согласно ст. 42 N ***- ФЗ устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях: . 6) младший лейтенант полиции , младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции - один год; лейтенант полиции , лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции - два года; старший лейтенант полиции , старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции - три года; капитан полиции , капитан внутренней службы, капитан юстиции - три года; майор полиции , майор внутренней службы, майор юстиции - четыре года; ***, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции - пять лет. Далее, ст. 43 N 342-ФЗ гласит, что очередные специальные звания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом , присваиваются сотруднику органов внутренних дел последовательно по истечении срока, установленного для прохождения службы в органах внутренних дел в предыдущем специальном звании, и при условии, что сотрудник замещает должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрено специальное звание, равное специальному званию, присваиваемому сотруднику, или более высокое, чем специальное звание, присваиваемое сотруднику. В случае необоснованной задержки представления сотрудника к присвоению очередного специального звания соответствующее специальное звание присваивается ему со следующего дня по истечении срока пребывания в предыдущем специальном звании. Следовательно, из-за недобросовестности кадрового аппарата ей было несвоевременно, с опозданием, (хотя на это не было объективных причин, она не была отстранена от должности, у нее не имелось взысканий, кроме того, она выполняла работу добросовестно, возглавляемое ею подразделение долгое время занимало лидирующие позиции в крае, о чем свидетельствуют награды и поощрения, занимаемая ею должность, уровень образования и профессионализма позволял ей получать звания до подполковника включительно) присвоено специальное звание майора, то есть не с *** года, как требовало того законодательство, а с *** года, что было неправильно и незаконно. О данном факте она не была уведомлена, хотя согласно действующего на тот момент законодательства, а именно ст. 31 Положения о службе в органах внутренних дел: "срок выслуги в специальном звании исчисляется с момента окончания срока выслуги в предыдущем специальном звании. При неправомерной задержке присвоения специального звания сотруднику органов внутренних дел компенсируется денежное и вещевое довольствие, которое он получал бы при своевременном присвоении специального звания. Никаких компенсационных выплат произведено не было, уведомление ей о приостановлении в звании не вручалось. Работодатель в принципе не посчитал нужным своевременно сообщить ей о произошедшем, о нарушении ее прав она узнала лишь в момент отказа в присвоении очередного специального звания "*** полиции", то есть *** года. Ранее возможности узнать о данном факте у нее не было, так как с личным делом ее ознакомили лишь при увольнении, с приказами о присвоении очередных специальных званий ее не знакомили вовсе, лишь зачитывали устно выписки из данных приказов. Любая попытка получить копию документа из личного дела тут же пресекалась, на ее письменный запрос о получении копий либо выписок из приказов о присвоении ей специальных званий для предоставления в суд, ответа не поступало. Данная ошибка в работе сотрудников кадрового аппарата произошла не по ее вине, значительно нарушила ее законное право на присвоение вполне заслуженного очередного специального звания "*** полиции", на получение соответствующих данному званию выплат и компенсаций, как во время несения службы, так и при увольнении на пенсию, на исчисление и назначение размера пенсии, что для нее является существенным, так как она мать троих детей, один из которых несовершеннолетний и находится у нее на иждивении. Поскольку в досудебном порядке конфликт урегулировать не удалось, она вынуждена была обратиться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от *** года в удовлетворении исковых требований Д.Л.А. к ГУ МВД РФ по СК о признании решения ГУ МВД РФ по СК об отказе в присвоении очередного специального звания "*** полиции" - незаконным; восстановлении нарушенного порядка присвоения званий и исчислении периода пребывания Д.Л.А. в звании "*** полиции" со следующего дня по истечении срока пребывания в предыдущем специальном звании "*** милиции", в соответствии со ст. 43 342-ФЗ с *** года; обязании ГУ МВД РФ по СК присвоить очередное специальное звание "*** полиции" с *** года и произвести перерасчет всех полагавшихся выплат во время службы, при увольнении, размера пенсионных выплат с момента возникновения права, взыскании судебных расходов отказано.

Не соглашаясь с вышеуказанным решением суда Д.Л.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит вышеуказанное решение суда первой инстанции отменить, поскольку полагает, что оно незаконное и необоснованное. Полагает, что суд первой инстанции основывался на общих понятиях и неверно истолковал законодательство, регулирующее оспариваемое право. Полагает, что очередные специальные звания присваивались ей с незаконной задержкой в количестве *** дней. Указывает, что факт объявления перед строем или собранием личного состава, а не объявление под личную роспись выписок из приказов о присвоении очередных специальных званий, не позволили ей ранее узнать о допущенном нарушении ее права и восстановить его ранее. Данные факты стали известны истцу лишь при отказе в получении специального очередного звания "*** полиции", копии выписок ей стали доступны лишь в зале судебного заседания, так как ответчик ранее уклонялся от дачи объяснений и предоставления возможности ознакомиться с ее личным делом.

В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ МВД России по СК - У.Е.Н. просил решение суда первой инстанции от *** оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав истца Д.Л.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ МВД РФ по СК - С.Е.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена по доводам апелляционной жалобы, с оценкой имеющихся в деле доказательств.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции законно вынес суждение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку согласно положений ст. ст. 1 , 10 , 20 , 41 , 42 , 43 , 82 Федерального закона от *** N ***-ФЗ (ред. от ***, с изм. от ***) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которого служба в органах внутренних дел - является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом , другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; Должностями в органах внутренних дел являются должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах. При этом, правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом . Так, сотрудником органов внутренних дел является гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому при назначении на должность в органах внутренних дел, в установленном настоящим Федеральным законом порядке, присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Очередные специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первые и очередные специальные звания, соответствующие должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, присваиваются уполномоченными руководителями в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Вместе с тем, специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от *** года N *** (в редакции от *** года с изменениями от *** года).

При этом, суд первой инстанции правомерно обратил внимание на тот факт, что согласно вышеназванного положения присвоение очередных специальных званий среднего и старшего начальствующего состава является компетенцией только должностных лиц соответствующего органа внутренних дел с соблюдением установленного порядка.

Кроме того, согласно норм, регулирующих порядок присвоения очередных специальных званий, а именно: ст. 43 ФЗ N *** от *** года "О службе в органах внутренних дел", а также положений приказа МВД России от *** года N ***, очередные специальные звания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом , присваиваются сотруднику органов внутренних дел последовательно по истечении срока, установленного для прохождения службы в органах внутренних дел в предыдущем специальном звании, и при условии, что сотрудник замещает должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрено специальное звание, равное специальному званию, присваиваемому сотруднику, или более высокое, чем специальное звание, присваиваемое сотруднику.

Как следует из материалов гражданского дела, с *** года по *** года Д.Л.А. проходила службу в ОВД РФ, а именно в ОМВД России по К. району, в должности заместитель начальника отдела - начальник отделения по делам несовершеннолетних. Согласно Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от *** года N ***), Приказу МВД РФ от *** года N *** "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" Д.Л.А. присваивались очередные специальные звания: *** года присвоено специальное звание "*** милиции"; *** года присвоено очередное специальное звание "*** милиции"; *** года присвоено очередное специальное звание "*** милиции"; *** года присвоено очередное специальное звание "*** милиции"; *** года присвоено очередное специальное звание "*** милиции", без какой либо оговорки (N ***). *** года приказом ГУ МВД России по СК от N *** Д.Л.А. согласно личного рапорта уволена из органов внутренних дел, по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

При этом, согласно положений ст. 42 Федерального закона N *** от *** года срок выслуги в звании "капитан полиции" составляет *** года, а в звании "*** полиции" - *** года.

Материалами гражданского дела подтверждено, что на день увольнения Д.Л.А. *** года срок выслуги в предыдущем звании составил *** года *** месяцев *** дней.

Доказательств нарушения ответчиком трудовых прав истца представлено не было, ввиду чего, суд первой инстанции пришел к законному суждению об отказе Д.Л.А. в удовлетворении заявленных ею исковых требований.

Довод апеллянта о том, что ответчик производил объявление выписок из приказов о присвоении очередных специальных званий не под личную роспись, а на собраниях или перед строем личного состава при поступлении соответствующего приказа, ввиду чего истец не узнала о нарушении ее права ранее и не восстановила его - отклоняется, поскольку суду не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что Д.Л.А. кто-либо чинил препятствия в личном ознакомлении с приказами о присвоении очередных специальных званий под роспись.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции не подтверждены доказательствами и направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами ст. ст. 12 , 56 и 67 ГПК РФ.

Выводы суда первой инстанции являются исчерпывающими, обоснованы ссылками на правовые нормы, подтверждены анализом представленных доказательств.

Нарушений норм материального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционных представлений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от *** года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) учреждены следующие специальные звания и установлены следующие сроки выслуги в них :

Первые и очередные специальные звания

Первые специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, а также очередные специальные звания полковника полиции (внутренней службы, юстиции) присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Гражданину (сотруднику) присваиваются первые (очередные) специальные звания:

Сотруднику органов внутренних дел при переводе на последний курс обучения по очной форме в образовательной организации высшего образования МВД />России с учетом положений статьи 45 Закона о службе присваивается специальное звание младшего лейтенанта полиции />.

Сотруднику органов внутренних дел, окончившему образовательную организацию высшего образования МВД России или назначаемому после окончания образовательной организации высшего образования МВД России на должность среднего или старшего начальствующего состава, специальное звание лейтенанта полиции (внутренней службы, юстиции) присваивается независимо от срока пребывания в предыдущем специальном звании.

Гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в органах внутренних дел первое специальное звание присваивается с учетом присвоенного воинского звания, классного чина или дипломатического ранга и продолжительности пребывания в них.

Гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после поступления на службу в органы внутренних дел на должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава присваивается специальное звание, соответствующее присвоенному ему воинскому званию.

При поступлении офицеров запаса на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующего состава первое специальное звание им присваивается на одну ступень выше присвоенных воинских званий, если ко дню назначения на должность они выслужили в присвоенных им воинских званиях установленные сроки в период прохождения действительной военной службы или пребывания в запасе, но не выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности.

Порядок присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции />, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, утвержден приказом МВД />России от 9 января 2013 г. № 3.

Очередные специальные звания, за исключением случаев присвоения специальных званий досрочно либо на ступень выше, присваиваются сотруднику органов внутренних дел последовательно по истечении срока, установленного для прохождения службы в органах внутренних дел в предыдущем специальном звании, и при условии, что сотрудник замещает должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрено специальное звание, равное специальному званию, присваиваемому сотруднику, или более высокое, чем специальное звание, присваиваемое сотруднику.

Присвоение сотруднику органов внутренних дел очередного специального звания приостанавливается в случае:

Слушателю, адъюнкту в период освоения образовательной программы высшего образования по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации МВД />России очередные специальные звания до полковника полиции />(внутренней службы, юстиции) включительно могут присваиваться в соответствии с должностью в органах внутренних дел, которую он замещал ранее, и по истечении срока, установленного для прохождения службы в органах внутренних дел в предыдущем специальном звании.

Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел пожизненно. При увольнении со службы в органах внутренних дел к имеющемуся специальному званию сотрудника добавляются слова «в отставке».

В соответствии со статьей 48 Уголовного кодекса Российской Федерации при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления сотрудник может быть лишен специального звания.

Присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше

Сотруднику органов внутренних дел в качестве меры поощрения за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, успешное выполнение задач повышенной сложности и особые личные заслуги может быть присвоено очередное специальное звание:

Очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, присваивается сотруднику не более двух раз за весь период службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Очередное специальное звание досрочно присваивается, как правило, по истечении не менее половины установленного срока выслуги в предыдущем звании и не менее одного года в замещаемой должности.

Очередное специальное звание до полковника полиции , полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, может быть присвоено сотруднику органов внутренних дел по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании.

Вопросы присвоения сотрудникам органов внутренних дел очередных специальных званий досрочно или на одну ступень выше регламентируются Положением о порядке присвоения сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1575, и Порядком внесения представлений о присвоении очередного специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 13 мая 2013 г. № 259.

Специальные звания высшего начальствующего состава

    • рядовой состав:рядовой полиции (внутренней службы, юстиции) – один год;
    • младший начальствующий состав:
      • младший сержант полиции (внутренней службы, юстиции) – один год;
      • сержант полиции (внутренней службы, юстиции) – два года;
      • старший сержант полиции (внутренней службы, юстиции) – три года;
      • старшина полиции (внутренней службы, юстиции) – не установлен;
      • прапорщик полиции (внутренней службы, юстиции) – пять лет;
      • старший прапорщик полиции (внутренней службы, юстиции) – не установлен;
      • младший лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции) – один год;
      • лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции) – два года;
      • старший лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции) – три года;
      • капитан полиции (внутренней службы, юстиции) – три года;
      • майор полиции (внутренней службы, юстиции) – четыре года;
      • подполковник полиции (внутренней службы, юстиции) – пять лет;
      • полковник полиции (внутренней службы, юстиции) – не установлен;
      • генерал-майор полиции (внутренней службы, юстиции);
      • генерал-лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции);
      • генерал-полковник полиции (внутренней службы, юстиции);
      • генерал полиции Российской Федерации.
      • рядового полиции (внутренней службы, юстиции) – при назначении на должность рядового состава, а также при зачислении в образовательную организацию высшего образования или научную организацию МВД России для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя;
      • младшего сержанта полиции (внутренней службы, юстиции) – при назначении на должность младшего начальствующего состава;
      • младшего лейтенанта полиции (внутренней службы, юстиции) – при назначении на должность среднего начальствующего состава.
      • нахождения сотрудника в распоряжении МВД России, территориального органа или подразделения МВД России – до назначения на должность в органах внутренних дел;
      • приостановления службы в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 37 Закона о службе;
      • привлечения сотрудника в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбуждения в отношении его уголовного дела – до прекращения уголовного преследования;
      • наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 2-6 части 1 статьи 50 Закона о службе, – до снятия дисциплинарного взыскания.
      • досрочно, но не выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, а сотруднику, имеющему ученую степень или ученое звание, – на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава);
      • на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел.

      Звания в полиции - это не только рост по карьерной лестнице с соответствующим повышением заработной платы, но и получение дополнительных льгот, преимуществ, привилегий. В настоящей статье описаны сроки выслуги в специальных званиях полиции, порядок и непосредственно «рубежи», к которым стремятся работники правоохранительных органов.

      Специальные звания: описание

      Для начала разберемся с терминологией. Звания, которые присваиваются служащим в правоохранительных органах за срок службы, а также с учетом заслуг, профессионализма, опыта и достижений - и есть специальные звания.

      Правоохранительным органам присуще единое большое ранжирование, однако в отдельных структурах законами установлены свои порядки.

      звания и погоны

      Порядок присвоения специальных званий в полиции, условия, последовательность и сроки устанавливаются нормативно-правовыми актами: Федеральными законами «О службе в органах внутренних дел РФ . » № 342-ФЗ и "О полиции" № 3-ФЗ.

      Основополагающие критерии для присвоения званий - занимаемая должность и выслуга лет.

      Подробно о выслуге лет

      Федеральными законами предусмотрены временные периоды от 1 до 5 лет в качестве сроков выслуги в специальных званиях или классных чинах.

      Молодые полицейские

      Остановимся более подробно. Согласно статье 42 "Сроки выслуги в специальных званиях" ФЗ № 342-ФЗ:

      1. Один год - таков срок выслуги, позволяющий присвоить звание для рядового, младшего сержанта/лейтенанта. Назначение рядовым происходит при поступлении на службу, независимо от наличия предшествующего опыта работы вне МВД.
      2. Два года для сержанта, лейтенанта.
      3. Срок службы в званиях старший сержант, старший лейтенант, капитан - 3 года.
      4. Четыре года: капитан, майор.
      5. Пять лет: прапорщик, подполковник.
      6. Существует так называемый «лимит званий»: в пределах должности есть максимальное звание, возможное к получению.

      Особенности выслуги лет в полиции

      Полиция РФ

      Сроки выслуги в специальных званиях полиции строго регламентированы законом, однако это не означает, что невозможно ускорить или притормозить отдельные процессы. Метод "кнута и пряника" применим и в случае присвоения званий при наличии оснований для поощрения/наказаний.

      Например, допускается возможность досрочного получения звания (в том числе «через одно») при наличии ученой степени и за особые заслуги.

      Только для такого звания полиции, как "лейтенант", регламентировано то, что срок выслуги сокращается до одного года в случае, если звание присвоено после получения диплома, подтверждающего окончание высшего учебного заведения.

      Для отдельных званий на законодательном уровне вообще не установлены сроки выслуги (старшина, старший прапорщик, полковник).

      Важно отметить, что в случае, если сотрудник полиции переходит в другое подразделение, ему может быть присвоено аналогичное звание только при условии успешного прохождения переаттестации.

      После увольнения звание сохраняется только у начальствующего состава (в отличие от рядовой полиции). В таком случае к званию (пожизненному) добавляется «в отставке».

      При увольнении или наложении дисциплинарного взыскания (в силу разных обстоятельств, но в основном в случае нарушения правопорядка и должностных обязанностей) присвоение званий приостанавливается.

      Кроме того, сотрудники полиции могут быть лишены звания по решению суда в случае, если совершено серьезное преступление.

      При этом в случае реабилитации исчисление срока выслуги в специальных званиях полиции продолжается с того момента, когда оно было приостановлено или прекращено.

      Перемен требуют чьи-то сердца: выслуга лет в 2019 году

      Пенсия полиция

      Нашумевшая пенсионная реформа не обошла стороной МВД. Подготовлен законопроект, согласно которому общий срок выслуги в специальных званиях полиции планируется повысить до 25 лет (в настоящее время - 20 лет). Информация о рассмотрении и возможном вступлении законопроекта в силу отсутствует. Однако предпосылки к данному изменению имеются достаточно весомые: пересмотр и планирование бюджета, общероссийская пенсионная реформа. Официальные причины, такие как корректировка расходов государственной казны (в сторону понижения, естественно), повышение профессионализма, минимизация текучки кадров - опиум для народа.

      К чему приведут подобные изменения - покажет время, однако вопрос о получении второй пенсии (социальной) предположительно сойдет на нет, что позволит Правительству РФ убить двух зайцев одним законом.

      Читайте также: