Когда и как возникли профессии и специальности

Опубликовано: 02.10.2024

Как правило, профессия является родом человеческой деятельности, которая требует определенных навыков и теоретических знаний, что приобретается путем обучения и подготовки. С момента появления первых видов деятельности человека появилось и распределение обязанностей, а постепенное их развитие сформулировало товарообмен и торговые отношения.

Сейчас в современном мире в эпоху индустриализации мы наблюдаем колоссальное количество специальностей. Но какова была деятельность в ранние общественные строи начиная от первобытного? Статья поделиться краткой историей развития человеческой деятельности.

Первобытное общество

Самые первые профессии появились еще в древнюю эпоху, но современного понятия профессия как такового не существовало. Одни люди посвящали себя охоте, другие собирательству при этом постоянно мигрируя в наиболее пригодные места с наиболее подходящими условиями.

В данный период было деление трудовой деятельности по половому признаку в связи с биологическими признаками полов. То есть, мужчины занимались изготовлением орудий для труда и охоты, занимались тяжелым физическим трудом, охотой и рыбалкой, а женщины занимались воспитанием детей, приготовление пищи, собирательством, земледелием, обработкой шкур и пошивом одежды.

Постепенно первобытное общество развивалось и профессиональные обязанности стали распределяться для каждого его члена индивидуально по навыкам и способностям. К примеру, одни люди предпочитали охотиться, другие заниматься скотоводством или земледелием.

Первобытнообщинное общество

Профессиональная деятельность стала зарождаться в момент появления первых оседлых поселений, когда и появилось сельское хозяйство. В этот период одновременно появляются гончарное дело и кузнечное, при чем данные отрасли являлись структурированной коллективной работой. Но каждый человек не мог заниматься несколькими ремеслами одновременно, что и послужило появлению первого товарообмена.

Постепенно структурированное развитие деятельности предрасполагает развитию управления и образования общин, а затем и централизованной власти, что послужило появлению первых государственных образований. Их лидеры набирали управляющих для своих земель и воинов для их охраны, а отсюда зарождаются и формируются военное дело, структура для будущих армий и государственные посты. Со временем появляются новые профессии и новое развитие в распределении труда в будущих государствах.

Рабовладельческое общество

В данный период большую роль в деятельности человека играл социальный статус и положение, а трудовая деятельность стала делиться на умственную и физическую. Самостоятельными профессиями в то время считались творческие и управленческие. Считается, что рабство в тот период поспособствовало в развитии общества, его культуры, архитектуры и даже искусства. Именно при данном строе были созданы величественные архитектурные постройки, а у человечества копились знания в строительном искусстве.

В различных источниках того времени указываются различные формы данного общественного строя, где все зависело от культуры и условий местной среды. К примеру, в египетском обществе основой для экономики являлось земледелие, ведение которого было в сложных условиях, требовало постоянного орошения, а создание каналов – что появились еще в отсутствие иерархии по классам благодаря местным племенам – требовало непомерных усилий.

Когда же в Египте появилось классовое общество, то оросительные системы каналов стали государственной собственностью, благодаря чему власть в стране укрепилась, пока и вовсе не появились первые деспоты. В таких условиях даже свободные граждане-земледельцы принуждались к тяжелому труду при возведении крупных построек.

Традиционное общество

Традиционный строй представлял из себя строгую установку ряда законов, в связи с которыми каждый человек не имел права выбирать свой род деятельности и приобретал профессию (или дело) по наследию своего рода, по сословным традициям или социальной принадлежности. Рыночные отношения и обмен уступали в приоритете перераспределению, при этом до 13 века презиралась оплачиваемая работа, но развитие торговли и рост количества наемной рабочей силы поспособствовали переменам для устоявшихся общественных ценностей.

Если говорить о мировоззрении в тот период, то люди ограничивались священным религиозным порядком, что стоял во главе вместе с государством и не подлежал каким-либо изменениям. Многие аспекты человеческой жизни устанавливались традициями, коллективистскими принципами, а понятия индивидуальности считались нарушающими устоявшийся правопорядок и многие частные интересы ставились ниже общественных. Что же касается управления, то для традиционного общества характерен авторитаризм – когда вся власть находится в руках одного властителя или же диктатора.

Индустриальное общество

С появлением индустриального общества появились новые специальности, а самые востребованные из них были инженеры, рабочие на заводах и машинисты. С возрастанием новых нужд государства в крупных количествах природных ресурсов появились такие профессии как нефтяники и шахтеры.

Период 17-19 вв. отмечается в истории как появление трудовых специализаций. Благодаря научно-технической революции была обусловлена автоматизация производства, а появление мануфактуры (предприятий с приемом наемной рабочей силы) породило универсальные специальности в производстве; и постепенно широко распространяются частные услуги.

С быстро возрастающей автоматизацией многие ранее востребованные вакансии, связанные с тяжелым физическим трудом, становятся не такими необходимыми как раньше. Увеличилось свободное время населения, что повлияло на зарождение и развитие новых средств массовой информации – появляется телевидение, радио и интернет-сеть.

Автоматизация также поспособствовала появлению новых специальностей: инженеров, ученых, программистов и ряда других информационных работников.

Когда-то люди кочевали с места на место, чтобы не умереть с голоду, охотились или занимались собирательством. Как только стали создаваться первые оседлые поселения, появилось разделение труда. Один и тот же человек не успевал заниматься выращиванием урожая, лепкой горшков и созданием металлических инструментов. Появился товарный обмен и разделение труда. Когда возникли первые государства, профессий стало еще больше. Понадобились войны, которые бы защищали правителей, управляющие, занимающиеся хозяйством и др.

Когда началась индустриализация, профессий стало еще больше, т.к. нужно было разрабатывать и обслуживать машины, понадобилось добывать новые ресурсы, что привело к появлению шахтеров, геологов, нефтяников и т.д. Время идет, с каждым годом появляется что-то новое, но и самые древние профессии в мире не забыты, а некоторые из них не утратили своей актуальности.

10. Винодел


Виноделие стало развиваться около 6 тыс. лет назад до н.э., на Ближнем Востоке. Старейшие остатки культурного винограда обнаружили в Грузии и Турции. А на территории Ирана при раскопках были найдены кувшины, вместимостью 9 л. На дне обнаружили желтоватый осадок. Анализы показали, что в них когда-то хранилось вино. Эти кувшины были встроены в земляной пол дома, который был построен около 5400 – 5000 г. до н.э. Именно эта находка считается одной из самых древних.

Чтобы как-то сохранить скоропортящиеся сорта винограда, из него изготавливалось вино. Виноделием стали заниматься и в соседних регионов, в том числе и в Греции, где этот напиток изготавливали в 5 000 г. до н.э. Позднее именно греки производили много вина, чтобы включать его в религиозные ритуалы, использовать в медицинских целях, угощать гостей. Грек были уверены, что народы, не употребляющие вино, являлись варварами. Этот напиток стал частью их жизни, его пили теплым и охлажденным, с пряностями и разбавив водой.

9. Гончар


Первые глиняные изделия возникли очень давно, как только люди познакомились с таким распространенным материалом, как глина. Считается, что первая посуда из нее появилась тогда, когда люди перешли к оседлому образу жизни. Изделия, которые изготавливаются из глины и обжигаются, называют керамическими. Первые образцы керамики появились в эпоху верхнего палеолита. Так, в 1993 году в КНР нашли горшки в пещере Сяньжэньдон, которые слепили 20 тыс. лет назад. В них варили ракушки и улиток, кипятили кости животных. Во время неолита керамика использовалась практически у всех культур. В 3 тыс. до н.э. был изобретен гончарный круг, который упростил работу мастера.

8. Кузнец


С древних времен люди учились обрабатывать различные металлы. Первой стала медь, т.к. она легко плавилась. Первые медные трубочки, бусины появились в 7 тыс. до н.э. В то время кузнецов еще не было, т.к. изделия из меди чаще отливали. В 1200 году до н.э. наступил Железный век, люди научились получать из руды железо. Кузнецы покупали у плавильщиков металл, который заливали в форму, штамповали, ковали, гнули и т.д. Кузнечное ремесло было одним из самых древних.

Научиться ему было не так просто, все его манипуляции казались загадочными, да и жили они отдельно от других, т.к. была высока вероятность появления возгорания, они работали с огнем. Поэтому их считали колдунами, связанными с нечистой силой. Кузнец выделялся из общей массы народа и обычно был уважаемым и обеспеченным человеком.

7. Косметолог


История косметологии насчитывает более 20 тысячелетий. Еще в 4500 г. до н.э. в Древнем Египте работали первые профессионалы. Они изготавливали косметические средства, рецепты которых держались в строжайшем секрете. Их знали только жрецы. Первое упоминание о косметике было в папирусе Эберса, его нашли при раскопках египетской гробницы. Он достаточно длинный, 20 м, и весь исписан рецептами древних косметических средств. В то время использовались такие компоненты, как сок фруктов и растений, жженая слоновая кость, древесный уголь и др.

Этими косметическими средствами пользовались не только женщины, но и мужчины. Но само слово «косметика» греческого происхождения, оно произошло от kosmetice, что переводилось как «искусство украшения». Первыми косметологами были рабы-косметы, к их помощи обращались, чтобы продлить молодость, убрать недостатки кожи. Но особенно популярными в Европе косметические средства стали в 16-17 веках, когда при дворе запрещалось появляться без грима на лице.

6. Выщипыватель подмышек


В Древнем Риме следили за тем, чтобы на теле не было лишних волос, гладкая кожа считалась красивой. Тогда был специальный человек, который следил за чистотой зоны подмышек. Чаще всего для выщипывания волос использовались щипцы, но иногда применялись и специальные смеси, после которых волосы должны были выпасть сами. В Европе тоже убирались все лишние волосы на лице, на лбу, чтобы он казался больше, т.к. высокий лоб считался красивым. А подмышкам в то время внимание не уделялось, т.к. дамы носили платья с рукавами, которые скрывали все лишние волосы. По-настоящему женщины начали показывать свое тело в ХХ веке, и именно тогда вспомнили об удалении волос из зоны подмышек.

5. Номенклатурщик


4. Весталка


В Древнем Риме большим уважением и почетом пользовались жрицы богини Весты. Они считались неприкосновенными, могли владеть собственностью и распоряжаться ей, как хотят, могли помиловать любого преступника. Ее оскорбление каралось смертью. Чтобы стать весталкой, нужно было иметь патрицианское происхождение, не иметь физических недостатков и соблюдать еще ряд условий. Их срок службы составлял 30 лет.

Все это время весталка должна была хранить свою чистоту, поддерживать священный огонь в храме Весты, совершать жертвоприношения и т.д. Когда служба заканчивалась, она могла выйти замуж. Нарушение целомудренного образа жизни наказывалось, девушку погребали заживо, соблазнителя тоже убивали.

3. Врач


Когда появились первые врачи, точно сказать невозможно. В разных странах медицина развивалась по-разному. Особенно отличились китайцы, у которых уже в 770 г. до н.э. появилась первая книга по медицине. В 5 веке до н.э. здесь проводились уже первые операции с использованием антисептиков и наркоза. Китайские врачи знали, что такое инфекционные заболевания, и изолировали больных от здоровых. Но свои представители этой профессии были и в Древней Греции. Основателем медицины считается Асклепий.

Медицинские знания в этой стране переходили от отца к сыну, лечение происходило в храмах. В Древнем Риме основателем медицины стал Асклепиад. История современной медицины огромна и в двух словах о ней не расскажешь, но одно бесспорно – это одна из самых древнейших профессий.

2. Парикмахер


Слово «парикмахер» произошло от немецкого слова «Perückenmacher», которое можно было перевести, как мастер, изготавливающий парики. Первые парикмахеры существовали еще в 5 тыс. до н.э., у египтян. Они красили волосы и ногти, ухаживали за телом. Также уже тогда изготавливались парики из шерсти животных, тканей, папируса. Египтяне умели завивать волосы и парики, для чего пряди наматывали на деревянные основы и обмазывали грязью. Потом грязь отваливалась, а кудряшки оставались. В Греции этим занимались специально обученные рабы, которые причесывали, завивали и надевали парики господам. Уже тогда были специальные салоны, где люди могли постричь волосы и бороды.

1. Работорговец


Работорговля зародилась очень давно, еще до появления письменности. Древнейшие источники Месопотамии и Египта говорят о том, что когда-то торговля рабами была широко распространена. Когда государства перешли от рабовладельческого строя к другим формам развития, эта профессия стала постепенно исчезать. Работорговцы раньше сопровождали воюющие армии и за счет пленников пополняли свои запасы живого товара. Они могли захватить не только воинов, но и местных жителей, которых потом продавали на невольничьих рынках.

Гораздо позже появился запрет о торговле рабами, за это занятие стали наказывать, прировняв его к морскому разбою. Но до сих пор работорговля существует в некоторых странах, например, в Нигере, но с ней ведется борьба.

При всех многочисленных тестах и исследованиях, существующих в наши дни, найти подходящую для себя работу — задача не из лёгких. Кажется, что в старые времена с этим было легче. Реальная возможность выбора была уделом меньшинства. Остальным работа доставалась по наследству или как-то ещё — в любом случае профессия выбирала нас, а не мы профессию. На самом же деле профориентация существовала ещё в Древнем Китае и Вавилоне. Об основных вехах её истории — в обзоре Smart Course.

Первые собеседования

Первые зачатки профотбора существовали ещё до нашей эры. Например, в Древнем Вавилоне и Китае создавались письменные труды, которые связывали занятия человека с его личными качествами и умениями. Уже тогда во многих странах была целая система того, что сегодня назвали бы собеседованиями на профпригодность. Жрецы, воины, чиновники — все они были обязаны подтвердить способности перед вступлением в должность. Проводились даже психологические исследования, чтобы выявить темперамент.

Первая книга

Во Франции в 1849 году вышла книга «Руководство по выбору профессии», которая сопоставляет личные качества человека и работу, которую он выполняет. Считается, что это первая книга, в которой делаются попытки научной обоснованности проблемы выбора профессии.

Первые консультации


В дальнейшем развивающийся капитализм увидел для себя прямую выгоду в том, чтобы поместить рабочего на место, более всего соответствующее его способностям и наклонностям. Поэтому научные изыскания в этой области продолжились. Например, в Америке в 1898 году начались консультации школьников по вопросам выбора профессий. В школах Бостона выбор профессии сравнивали с выбором супруга.

Звучала идея, что молодёжь должна иметь чёткое представление о как можно большем количестве профессий, а не браться за самую доступную на данный момент. Большинство принципов профориентации, «открытых» в то время, сохранили актуальность и сегодня.

Первое госучреждение по профориентированию

Считается, что самое первое государственное учреждение по профориентированию в нашей стране появилось в 1897 году. Но ещё раньше в дореволюционной России выпускались специализированные календари и справочники, альманахи, призванные помочь молодёжи разобраться во всём богатстве учебных заведений. В 1905 году даже увидел свет справочник для женщин, которые хотели бы получить высшее образование. На тот момент выглядело это если и не революционно, то по крайней мере очень свежо.


Выпускались и книги, призванные разъяснить подросткам особенности выбираемых ими профессий. Так, «Рассказы о фабриках и заводах» Карла Вебера издавались на протяжении сорока лет. Даже в смутный 1917 год вышла статья Николая Рыбникова «Психология и выбор профессии», из которой молодые люди могли получить представление о 22 профессиях, для которых требовалось высшее образование.

Тестирования, консультации, исследования

В начале XX века проводились социологические опросы о профессиональной ориентации гимназистов. Их задачей было выяснить, куда собираются идти школьники для дальнейшего обучения и получения профессии. И чем они при этом руководствуются.

После революции советское государство, несмотря на все трудности, не забросило проблему профориентации. Уже в 20-е годы этим активно занимался Народный комиссариат труда, органы народного образования и здравоохранения. Молодому государству срочно требовались квалифицированные специалисты. Появился специальный Институт труда, где изучали профессии с точки зрения психологии. А в 1924 году в Ленинграде появилась Лаборатория профконсультации.

Институты проводили психологические мониторинги выпускников и консультации в области трудоустройства. В течение десяти лет сотрудники обследовали почти восемь миллионов выпускников и составили подробные профессиограммы.


Всевозможные бюро для профконсультаций открывались в крупных городах России и Украины. Они занимались изучением профессиональных наклонностей выпускников, подбором работы для них с учетом индивидуальных особенностей с целью предотвращения «текучки» кадров и улучшения качества труда работников.

В 20-е годы профессор Александр Болтунов совместно с коллегами разработал целую систему профориентирования подростков. Каждый ребёнок получал подробное заключение о способностях и наклонностях, а также конкретные рекомендации по трудоустройству. Разработанная Болтуновым система также предусматривала активное взаимодействие с биржами труда.

В начале 30-х годов эта система продолжила активно развиваться, появились профессиональные консультанты для оказания помощи в трудоустройстве и профотбору. В школах проблемами профессиональной ориентации подростков стали заниматься и педагоги.

Первый кризис профориентации

Но в середине 30-х картина изменилась: многие приёмы по профориентированию подвергли яростной критике и объявили «буржуазными». Некоторое оживление в этой сфере наступило ближе к концу 50-х годов. В крупных городах появились кабинеты профориентации молодёжи, вновь открылись центры трудоустройства.

Формально до 80-х годов работу в сфере профессиональной ориентации не запрещали. Но более чем двадцатилетний перерыв в этой сфере привел к тому, что прежние наработки были утрачены, а новых практически не было. В немалой степени это было связано и с тем, что государству требовались рабочие на фермах, заводах, шахтах, целине, свобода выбора не поощрялась.

Возрождение профориентации в СССР


Только в 70-е годы благодаря трудам психолога Евгения Климова профессиональная ориентация в СССР начала возрождаться. В 80-е годы открылись многочисленные центры по профессиональному ориентированию молодёжи, получавшие поддержку со стороны Министерства труда и Министерства образования.

Таким образом, государство признало необходимость и важность просвещения в сфере выбора будущей профессии. В учебных заведениях появились специализированные дисциплины, активно подготавливались профконсультанты. В итоге в СССР возродилась полноценная, научно обоснованная система по профориентированию населения на государственном уровне.

Второй кризис профориентации

В 90-е годы, как и многие государственные сферы, система профессиональной ориентации практически исчезла. В основном это было связано с резким сокращением финансирования. Во многих школах соответствующие предметы пропали из учебного плана, прекратились производственные практики на предприятиях.

Основной упор перенесли на трудоустройство граждан в связи со стремительно растущими темпами безработицы. Центры по трудоустройству не справлялись с наплывом желающих и не могли обеспечить всех работой. В срочном порядке появились курсы по профпереподготовке населения. Многие сотрудники центров занятости ушли в коммерческие структуры по подбору персонала.


После некоторой стабилизации в экономике государство вновь обратилось к проблемам профориентации. Так, в 1996 году власти приняли положение, в котором утверждалась важность профориентирования как элемента общечеловеческой культуры и заботы о подрастающем поколении. Документ законодательно утвердил особенности и направления работы в этой сфере, социальные гарантии и принципы построения системы профориентации на государственном уровне.

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. За­нимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессио­нальная принадлежность - это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Как появились профессии?

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съе­добные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами, шестые - гончарами, седьмые - кузнецами, восьмые - знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Сколько существует профессий?

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

В документе, который называется " Единый тарифно-квалификационный справочник ", насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Хотя в Санкт-Петербурге (как и в любом другом городе) пользуются спросом несколько сотен (десятков) из них, все равно довольно трудно ориентироваться в таким огромном мире.

Тем более, что сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал - это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.

В отличие от профессионала, дилетант - это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалифика­ции. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель - это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь - то он профессиональный спортсмен.

Как можно познакомиться с разными профессиями?

Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.

Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того, чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя ответы на вопросы:

Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая дея­тельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?

С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?

Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?

Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Экономические характеристики описывают:

В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслу­живании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли спе­циалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей дан­ной профессии?

Требования к уровню и качеству образования:

Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию обра­зования?

Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профес­сии?

Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?

Какие медицинские противопоказания существуют для данной профес­сии?

Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это мо­гут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических рит­мов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуа­ций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, бы­страя смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впе­чатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Какие новые профессии появляются в наши дни?

Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управ­ления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Причем, пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, поэтому многие профессии имеют несколько вариантов названий. Большинство новых названий профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм, некоторые представляют собой новые более модные названия уже имеющихся профессий.

Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т.п.

Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер.

Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку. Пока еще некоторые из них представляют собой скорее названия должностей в различных фирмах, которые занимают представители других профессий, причем, далеко не всегда смежных.

Как связаны между собой профессия и увлечение?

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические по­ходы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для вы­бора новой профессии.

Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии отно­ситься как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию,

к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости,

к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям,

к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.


Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность – это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Как появились профессии?

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Что такое профессиональная трудовая деятельность?

Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своеготруда.

В отличие от профессионала, дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можноназвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь – то он профессиональный спортсмен.

Как связаны между собой профессия и увлечение?

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой.

С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту.

Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе.

В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать. Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально.

Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме. Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами. Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями.

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить. Какими причинами они могут вызываться.

Экономические характеристики описывают:

В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка.

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней.

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

  1. Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
  2. Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
  3. Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

  1. Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
  2. Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
  3. Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?

Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

  1. К его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
  2. К двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости;
  3. К умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
  4. К чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

Сколько существует профессий?

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более 7 тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Считается, что в мире их около 40 тысяч.

Сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Читайте также: